автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Телевидение Китая: содержание и жанровое многообразие

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Вэнь Вэнь
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Телевидение Китая: содержание и жанровое многообразие'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Телевидение Китая: содержание и жанровое многообразие"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

вэнь вэнь

ТЕЛЕВИДЕНИЕ КИТАЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Специальность 10 0110-журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 2007

003068753

Работа выполнена на кафедре международной журналистики факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: доктор политических наук, профессор

Снетков Виталий Николаевич Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Вассоевич Андрей Леонидович доктор филологических наук, профессор Петров Геннадий Николаевич

Ведущая организация: Институт повышения квалификации

работников телевидения и радиовещания

Защита диссертации состоится «О^^ » 2007 г в ^ & часов на

заседании Диссертационного совета Д 212 232 17 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете (199034, Санкт-Петербург, В 0,1 Линия, д 26, ауд 303)

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени АМ. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (Россия, 199034, Санкт-Петербург, В О, Университетская набережная, д 7/9)

Автореферат разослан «' (>_2007 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, Кандидат филологических наук,

Фещенко Л Г

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы диссертации обусловлена рядом факторов: Во-первых, тем, что в реформировании современного китайского общества, в создании новой массовой китайской культуры именно телевидению руководство КНР, направившее страну по пути реформ, определило одну из решающих ролей

Политика, проводимая современным китайским руководством, ставит своей целью одновременное включение Китая в мировое информационное пространство и сохранение китайской национальной специфики

Во-вторых, спецификой информационного пространства КНР Важнейшим условием развития информационного общества является наличие демократических начал в организации общественной жизни, и в этом отношении отсутствие свободы как вседозволенности и наличие жесткого государственного контроля за развитием СМИ, в том числе и телевидения, которое в Китае продолжает оставаться в подавляющем большинстве либо государственным, либо под идеологическим и финансовым контролем государства, является уникальным процессом, обусловленным коллективистским менталитетом китайского народа.

В-третьих, тем, что современный Китай - один из самых динамичных рынков телекоммуникационных услуг Центральное государственное телевидение, провинциальные и городские станции ведут активную конкурентную борьбу за зрителя, рыночные отношения фактически ослабили прежнюю монополию государства

В-пятых, недостаточным освещением в российской научной литературе системы средств массовой информации КНР, особенностей взаимоотношений массмедиа с властными структурами и правового регулирования деятельности СМИ

Объектом исследования является телевидение КНР Предмет исследования - содержание и жанровое многообразие телепередач телевидения Китая в эпоху социальных перемен

Цель диссертационного исследования: характеристика основных этапов становления китайского телевидения, анализ эволюционных процессов, связанных с развитием медиарынка Китая в эпоху экономических реформ конца XX - начала XXI вв.

Для достижения .поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать этапы становления национального телевидения в историческом, социальном и этнокультурном процессе

создания информационной структуры в китайском обществе

с

2 Выявить характерные черты современного телевидения КНР 3. Определить тенденции развития медиа-системы КНР в условиях глобализации информационного пространства.

4 Рассмотреть жанровые особенности китайской тележурналистики

Степень научной разработанности В процессе работы над диссертацией автор обращался к научной литературе по различным проблемам журналистики, средствам массовой информации и коммуникации модернизирующегося общества Однако как показывает обзор литературы, ощущается недостаток исследований как в целом

обзор литературы, ощущается недостаток исследований как в целом роли китайских СМИ в модернизационном процессе, так и телевидения КНР в частности

Исследовательская литература по журналистике Китая раскрывает реально существующую многообразную картину СМИ КНР

В последнее время китайские и зарубежные исследователи активно осваивают различные аспекты коммуникационного процесса2 Но большинство этих исследований затронуло отдельные проблемы экономики и менеджмента прессы Китая в условиях проведенных рыночных реформ

Конечно, среди специалистов Западной Европы и США есть немало ученых, которые глубоко и всесторонне изучали, например, проблемы рекламы в электронных СМИ 3 Однако эти ученые не исследовали жанровые особенности китайского телевидения

Среди китайских исследователей современных электронных средств массовой информации КНР имеет смысл назвать таких ученых,

1 Михайлов С А, Ли Дннсинь, Чжан Хэфэн, У ли, Чиу Джуэй-Хуэй Журналистика Китая

СПб ,2006, Сергеев Г И От дибао до «Жэньминь жибао» путь в 1200 лет М, 1993, Панкина О Г Печать Китайской Народной Республики в период социалистических преобразований М ,1961, Соловьева Т М Развитие периодической печати КНР на современном этапе // Актуальные проблемы журналистики Азии, Африки и Латинской Америки Сб научн ст / Отв ред Е Г Корнейчук М, 1998

2 Фан Ханци История периодической печати Китая в новое время Т 1-2 Тайюань, 1992 (на кит яз), Сюй Яокуй Анализ теории западной журналистики Пекин, 1998 (на кит яз), Хэ Сянцинь Теория и практика строительства корпорации печати на пороге века // Сань Вэнь На фронте журналистики Пекин 1995 №4 (на кит яз), Чжоу Хунто Экономика массмедиа Пекин, 1997 (на кит яз)

''Картер Г Эффективная реклама М, 1991,РивсР Реальность в рекламе М, 1992

как Ван Сяохун, Вань Сиаошэн, Иуан Мили, Нин Жень, Фу Ханчжан, Фан Вэйлинь, Ли Динсинь, Чжан Хэфэн,У Ли, Хуан Щэнминь, Чжоу Лигун, Чжао Эньфан4

Среди трудов о взаимосвязи политической сферы и сферы массовых коммуникаций необходимо назвать исследования зарубежных и российских ученых Б. Багдикяна, Э Багерстама, Г. Вачнадзе, Э Дэннис, В Сидорова5.

Исследованиями в области информационного общества и информационного права известны МС. Вершинин, ЛМ Землянова, И С Мелюхин, В Н Снетков и другие Кроме того, следует упомянуть

4.Ван Сяохун Теория журналистской деятельности Пекин, 1998 (на кит яз), Ли Динсинь Пресса Китая в условиях экономической реформы СПб, 2000, Фу Ханчжан Журналистика КНР Гуандун, 1997 (на кит яз), Фан Вэйлинь Сочинение современной рекламы Пекин, 1998 (на кит яз), Дин Джин Де Исследование китайского радио и телевидения Пекин, 2000 (на кит яз), Щю Юон Замысел телепрограммы Нанкин, 2000 (на кит яз), Вэй Сучин О телепрограмме Пекин, 2001 (на кит яз), Юй Де Художественная программа телевидения Пекин, 1999 (на кит яз), Чан Шокан Замысел рубрики телепрограммы Пекин, 2000 (на кит яз), Чан Динмин Замысел и редактирование программы телевидения Нанкин, 2001 (на кит яз), Хуан Канмин Лю Си Теория телевизионного вещания Пекин, 1999 (на кит яз), ВанКиим Национальная культура и трансграничное телевидение Пекин, 1998 ( на кит яз),

5Багдикян Б Монополия средств массовой информации М, 1987, Багерстам Э Свобода прессы в демократическом обществе Тарту, 1995, Вачнадзе Г Всемирное телевидение Новые средства массовой информации Тбилиси, 1989, Дэннис Э, Мэрилл Д Беседы о масс-медиа М, 1997, Сидоров В Политическая структура средств массовой информации М, 1994

труды специалистов в области этико-правовых вопросов журналистики С Г Корконосенко, В В Ворошилова и Г В Лазутиной6

Диссертант также использовал материалы научно-практических конференций и международных семинаров, проводимых на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

Однако, несмотря на определенную изученность вопроса, многие аспекты функционирования телевидения КНР требуют дальнейшего анализа

Методологическая база исследования. Диссертационное исследование, учитывая сложность и многоплановость темы, проводилось в комплексе общенаучных принципов - единства логического и исторического, глобального и локального, системного и сравнительно-исторического анализа

Среди использованных в диссертации методов - сравнительно-качественный анализ содержания вещания и теоретического материала, относящегося к телевидению КНР

Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, программы китайского телевидения, например телепрограммы

'Вершинин М С Политическая коммуникация в информационном обществе СПб, 2001, Дзялошинский ИМ Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества М, 2000, Землянова Л М Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества Толковый словарь терминов и концепций М , 1999, Копылов В А Информационное право М , 1997, Корконосенко С Г, Ворошилов В В Право и этика СМИ СПб , 1999, Мелюхин И С Информационное общество истоки, проблемы, тенденции развития М, 1999, Наумов В Б Право и Интернет очерки теории и практики М, 2002, Серго А Г Интернет и право М, 2003, Снетков В Н СМИ и правовая реализация свободы слова в условиях гражданского общества СПб , 2002

«Щин вэн лян бо», «Дио дин Фан тан», «Пекин ни чао», «Щи вэн щи ин то щи» и др, специализированные журналы («Син ваньбао» 2004, «Китай время». 2003, «Sinorama» 2004-2005, «Broadcaster» 2002-2004, «Free China Feview» 2003-2005, «Freedom of the media and corruption» 2000-2005, «Свободный Китай» 2000-2004, «ТКТ (Техника кино и телевидения)» 2000-2006 и др, а также материалы различных интернет-сайтов, например, материалы Информационного агентства «Синьхуа» (wwwChina.com, www cww com и www xihuanet com ЦТК( www cctv com.") и т д.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе изученного материала автором диссертационного исследования:

- Впервые систематизировано ретроспективное и современное состояние тележурналистики КНР,

Выявлено взаимовлияние социальных, культурных и политических процессов и развития массмедиа в КНР,

Проведен анализ жанровых особенностей китайского телевидения,

- Определены Ьерспективы развития электронных массмедиа КНР

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Предлагаемое исследование может быть полезно в учебном процессе при подготовке учебных курсов «Современная зарубежная журналистика», «Теория и практика международной журналистики», «Международное право и законодательство иностранных государств о СМИ»

Материалы и выводы диссертации могут быть полезны журналистам-практикам в осуществлении своих профессиональных обязанностей на территории КНР

Содержащийся в диссертации фактический материал, а также ее аналитическая часть представляет интерес и для широкого круга читателей

Апробация исследования. Основные положения диссертации были апробированы в монографии и 15 публикациях автора и обсуждены на международном семинаре «Век информации» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2004), научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире» (Санкт-Петербург, СПбГУ, факультет журналистики, 2004), IX Межвузовской научной конференции студентов-филологов (СПб филологический факультет СПбГУ, 2006), Научной конференции «Поверх барьеров человек, текст, общение», посвященной 70-летию со дня рождения А А Леонтьева (Москва , 2006), Российско-грузинской научно-исследовательской конференции (СПб, 2006)

Результаты обсуждались и были одобрены в эфире Радио «Петербург» Еженедельная воскресная радиопередача «Исторический клуб» (18 05 - 19 00 на частоте 69, 47 МГц )

Объем и структура. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка литературы и приложений

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность всестороннего анализа истории телевидения Китая и структуры управления им с целью определения перспектив развития данной отрасли Наличие

противоречия между плюрализмом как демократическим принципом развития СМИ и государственным контролем над ними обусловливает актуальность исследования современного состояния телевидения в Китае Дана оценка новизны и практической ценности полученных результатов, сформулированы цель и задачи исследования, его объект и предмет, методологическая и источниковая базы

Первая глава диссертации «Технический прогресс и оздоровление нации как основные факторы развитии СМИ КНР» раскрывает становление китайского национального телевидения, а также динамику развития медиарынка Китая в эпоху социальных перемен

В первом параграфе «Этапы становления телевидения КНР» осуществлен анализ этапов развития телевидения Китая с 1958 по 2004 годы В истории телевидения Китая можно выделить 5 этапов

На первом этапе (1958 - 1960 годы) осуществлялся экспериментальный показ телевизионных передач

Второй этап в истории телевидения КНР - 1961 - 1970 годы В этот период развитие сети телевещания в Китае было фактически заморожено Третий этап развития китайского телевидения начался в 1973 году, когда Пекинская городская телевизионная станция начала освоение цветной передачи в системе РАЮ

Следующий этап ограничен периодом с 1983 по 1998 годы Именно в это время впервые осуществляются прямые трансляции через спутник. Пятый этап развития телевидения Китая продолжается по настоящее время Он связан прежде всего с динамичным развитием Интернет-технологий

Факторы, характеризующие способы совершенствования телевидения, являются управляемыми, то есть повышение качества телепередач возможно прежде всего за счет совершенствования технической, организационной и информационной составляющей Это происходит за счет использования современных достижений науки и техники в рамках создания национального цифрового телевидения

Во втором параграфе «Динамика развития медиарынка КНР» показывается динамика развития медиарынка Китая в эпоху социальных перемен

Функционирование СМИ происходит под сильным влиянием проводимых в стране экономических реформ С популяризацией многообразных по формам собственности типов хозяйств в КНР появляются самостоятельные субъекты собственности и, соответственно, меняется структура производства и инвестиций, а потому во все большей степени начал удовлетворяться элементарный спрос миллиардного населения Программа китайских реформ постепенно наполняется признаками соединения взятой у капитализма идеи эффективности рыночной экономики с сохраняющейся от социализма идеей социальной защищенности трудящихся

Эти процессы оказывают определенное воздействие на китайскую журналистику В течение долгого периода развития государства на первый план выдвигалась пропагандистская функция прессы (это происходило в период революционной борьбы и после создания КНР) Серьезные искажения в трактовке и реализации социальных задач СМИ наблюдались в годы "культурной революции", когда стал очевиден факт игнорирования и неправильного понимания информационно-коммуникативной роли прессы

п

Тем не менее в соответствии с развитием и преобразованием общества социальные роли массмедиа на разных этапах модифицировались, начал расширяться круг их функций Журналистика должна была не только решать агитационно-пропагандистские задачи, но и соответствовать требованиям кардинально реформируемой экономики Если ранее производственно-экономическая роль печати не могла получить всестороннее раскрытие, то сейчас она приобретает первоочередную значимость Прессе "возвращается" качество специфического товара, однако это не означает игнорирование ее духовно-идеологической роли

В настоящее время СМИ КНР, являясь субъектом рынка, продают новости как товар, так что информация призвана обладать качествами новизны, объективности, достоверности, но вместе с тем неправомерно отрицать и тот факт, что она сохраняет определенную предвзятость и тенденциозность как инструмент пропаганды

После периода "культурной революции" китайские массмедиа прошли три этапа В ходе первого периода страна начала преодолевать негативные последствия "культурной революции" Были восстановлены некоторые ранее запрещенные издания, возникли новые Начала складываться сеть газет, ориентирующихся на определенную аудиторию В процессе второго периода ускорился количественный рост СМИ и сформировалась современная медиа-система КНР Третий период придал развитию массмедиа стабильность, чему способствовало усиление контроля за качеством СМИ и укрепление правовой базы деятельности журналистов

Во второй главе диссертации «Электронные СМИ КНР на современном этапе» анализируется влияние глобализационных

процессов на развитие рынка массмедиа КНР и особенности китайского телевидения в системе мирового информационного пространства

Так, в первом параграфе «Электронные СМИ КНР процессы глобализации и рыночные отношения» рассматривается современное развитие рынка телевидения КНР в контексте глобализационных процессов Среди наиболее существенных проблем этого развития следует отметить появление и рост телерекламы, негативное воздействие иностранных СМИ и проблему политического плюрализма

В настоящее время в КНР увеличиваются общие объемы вложения в рекламу Объем рекламы увеличивается как в телеэфире, так и в печатных СМИ

Изменения, произошедшие в китайских СМИ в связи с развитием рекламы, связаны с тем, что в условиях рынка целью публичных СМИ становится теперь не пропаганда, а экономический интерес

В размещении рекламы на китайском телевидении заинтересованы не только китайские компании В связи с политикой открытости миру, которую начало проводить китайское руководство, информационное пространство КНР подвергается агрессии со стороны западных магнатов, что заставляет предприятия вовлекаться в конкуренцию с более развитыми европейскими и американскими партнерами Кроме того, немаловажно, что информационное пространство используется не только для рекламирования товаров и услуг, но одновременно происходит и внедрение ценностей западной культуры

Проблема политического плюрализма СМИ в Китае особенно остро встала на современном этапе, когда страна позиционирует себя как социалистическое демократическое государство

Влиятельные СМИ чаще всего являются государственными, в том числе ИА Синьхуа, ИА Чжунго, «Жэньминь жибао» (ежедневная «Народная газета»), «Гуанмин жибао» (ежедневная газета «Свет»), «Цзинцзи жибао» («Экономическая газета»), «Чайна дейли» (ежедневная газета «Китай»), «Гунжэнь жибао» (ежедневная «Рабочая газета»), Национальное радио Китая, Международное радио Китая -Центральное телевидение Китая (ЦТК)

В условиях, когда они финансируются и контролируются государством, СМИ используются для политического манипулирования Однако, с другой стороны, в современном мире с развитием спутникового телевидения и Интернет расширились возможности культурно-информационной экспансии мощных информационных корпораций ведущих стран Запада Располагая новейшей техникой и технологией, богатым опытом радио- и телевещания и опираясь на свою экономическую мощь, они непосредственно подчиняют или вовсе вытесняют национальное радио, телевидение и кинематограф и навязывают более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты

В целом, рассмотрев изменения, коснувшиеся телевидения Китая в эпоху реформ, обозначив основные проблемы его развития на современном этапе, автор утверждает, что китайское телевидение уже в значительной степени включено в систему мирового информационного пространства

Во втором параграфе «Телевидение КНР в системе мирового информационного пространства» раскрывается специфика электронных СМИ КНР

Реформа системы управления китайским телевидением и его функционирования китайского телевидения, а также китайская телевизионная культура зависят от политического режима в стране. Китайское телевидение развивается по модели государственного капитализма В государственном капиталистическом режиме китайского телевидения заключаются следующие основные элементы, государство сохраняет монополию и контроль в формировании идеологии и общественного мнения китайского народа

Основные виды контроля китайского правительства нынешней системы управления телевидением сводятся к следующему

Во-первых, в современном Китае телевидение является неотъемлемой частью правительственного административного аппарата Как правило, руководящие должности китайских национальных телеканалов (это положение касается всей системы СМИ Китая) занимают правительственные чиновники, члены Коммунистической партии Китая.

Во-вторых, финансовые инвестиции в развитие СМИ и телевидения в частности, обеспечиваются также лишь со стороны китайского правительства

В-третьих, основной рычаг манипулирования общественным сознанием находится в руках административных чиновников КНР, и телевидение полностью зависит от интересов последних.

При подобном положении вещей, при жестком контроле со стороны Коммунистической партии Китая, даже создание новых телеканалов не способно изменить ситуацию В результате на китайском информационном рынке наблюдается стагнация Общественность не имеет возможности обладать полной актуальной информацией, поэтому среди населения Китая отсутствует спрос на передачи новостей

Автор приходит и выводу, что реформа китайского национального телевидения является переходом от государственного социалистического режима к государственному капиталистическому

Тем не менее следует отметить, что на информационном рынке КНР правительственный капитал и зарубежный капитал существуют и развиваются одновременно Основная конкурентная борьба осуществляется между китайским государственным

капиталистическим телевидением и капиталом СМИ западных государств

В третьей главе «Жанрово-стилистические особенности телевидения КНР» исследуются жанровые характеристики тележурналистики КНР.

Китайская типология не выделяет аналитические как отдельные жанры включая беседу в разряд информационных жанров Автору представляется более правильным выделить аналитические жанры в отдельную группу, поскольку он считает убедительными доводы российских исследователей

В первом параграфе «Информационные жанры телевидения КНР» произведен анализ информационных жанров современного китайского телевещания В настоящее время все жанры китайского телевидения претерпели значительные изменения. В связи с изменениями во внутренней и внешней политике КНР журналисты китайского телевидения получили большую свободу, расширился круг вопросов, которые разрешено доносить до широкой аудитории

Главное значение информационных жанров в современных условиях состоит в том, что они выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности Автором осуществлен анализ репортажей, интервью и их особенностей, определяющих их популярность у телезрителей

В "живых", так называемых эфирных, репортажах особенно ярко проявляется уникальное свойство телевещания - его визуальная оперативность Репортажи, передаваемые в эфире различных программ китайского телевидения, различаются не только по содержанию, но и по форме

Интервью также является динамично развивающимся информационным жанром китайского телевидения Интервью на телевидении можно определить как целенаправленную беседу, основная задача которой состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой Главной отличительной чертой интервью на телевидении является визуальный эффект Показано, что за последние два десятилетия жанр интервью в журналистике КНР в

значительной степени стал более «телевизионным» Прежде всего это происходит из-за динамичного развития телевидения

Во втором параграфе «.Аналитические жанры телевидения КНР» рассматриваются аналитические жанры, которые все более играют определяющую роль в современной китайской тележурналистике — беседа и журналистское расследование Они представляют собой широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования Основу дифференциации в группе аналитических жанров составляет, так же как и для информационных жанров, способ освещения фактов Жанр беседы имеет глубокие корни в истории китайского национального телевидения В беседе как тележанре, в отличие от российского, не принято обсуждение личных тем Особое отношение при проведении беседы проявляется к пожилым людям

В третьем параграфе «Социально-образовательные, художественные и "служебные " жанры современного китайского телевидения» рассматриваются научно-популярные и документальные фильмы, «Теле-университет», экологические программы, ток-шоу, «Теле -трибунал» (аналогия «Часа суда» на российском телевидении), программы, посвященные китайской кухне Такие жанры передают научно-культурные знания, выполняют воспитательные функции

Автор утверждает, что в отличие от российских ток-шоу, китайские ток-шоу не являются развлекательными программами Они рассматриваются как социально-образовательный жанр Круг вопросов и тем, обсуждаемых в ток-шоу, достаточно широк, но не предполагает особого анализа Большой популярностью в Китае пользуются

семейные ток-шоу, которые ставят своей целью не решение какой-то социальной проблемы, а предназначены скорее для психологической поддержки

Что касается служебных жанров, то они существует для того, чтобы передать конкретную полезную информацию зрителям. В китайских массмедиа можно выделить инструкционный жанр, «социально-служебный жанр» (прогноз погоды, телемагазин, курс валют и т д ) и рекламу

В заключении диссертации подводится общий итог проведенного исследования, формулируются основные выводы, а также обосновываются некоторые направления дальнейших научных исследований по данной проблематике.

Публикации автора по теме диссертации

1. Вэнь Вэнь Телевидение Китая в эпоху социальных перемен: содержание и жанровое многообразие - СПб.2005 : Издательско-полиграфический центр «Барс», 160 с.

2 Вэнь Вэнь Развитие телевидения Китая в условиях глобализации // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В.И Конькова. - СПб 2005 • Роза мира, - С 159 - 160.

3 Вэнь Вэнь Экономика и СМИ Китая // Современные аспекты экономики - СПб , 2006 № 1(94) - С. 18—22.

4 Вэнь Вэнь Экономика и телевидение Китая И Современные аспекты экономики - СПб, 2006 №2(95) - С 109—114

5 Вэнь Вэнь Философская мысль в структуре университетского образования // Объединенный научный журнал (The intergrated scientific journal) -M,2006 №3(163) - С 40—42

6 Вэнь Вэнь Бурное развитие интернета в Китае // Человек и вселенная. - СПб., 2006. № 1(54) - С 20—22

7 Вэнь Вэнь СМИ Китая //Современные аспекты экономики -СПб , 2006. № 5(98) - С 45—48

8. Вэнь Вэнь. Кредитная политика КНР // Современные аспекты экономики - СПб 2006 №8(101) - С 153-155

9 Вэнь Вэнь Языковое искусство современный ток-шоу в Китае // IX Межвузовская научная конференция студентов-филологов Тезисы межвузовской научно-практической конференции / Под ред А В Андронова - СПб филологический факультет СПбГУ, 2006 - С. 144-145

10 Вэнь Вэнь Экономика КНР через 10 лет // Экономика и финансы (Economics and finances) - М , 2006 № 4 (108) - С. 70-71

11 Вэнь Вэнь Современные ток-шоу в Китае, проблемы и перспективы // Материалы российско-грузинской научно-исследовательской конференции / Редакционный совет Л А Вербицкая, В И Чхиквишвили, Ю Н Солонин - СПб, 2006 № 2 -С 3—12

12.Вэнь Вэнь Фондовый рынок как основа динамики китайской экономики // Современные аспекты экономики - СПб , 2006 № 9(102) - С 150-151

13 Вэнь Вэнь История становления телевидения КНР // Человек и вселенная - СПб , 2006 №2(55) - С. 61—64

14 Вэнь Вэнь Мышление и речь ток-шоу в Китае // Материалы научной конференции «Поверх барьеров: человек, текст, общение», посвященной 70-летию со дня рождения А А Леонтьева - М , 2006 - С. 66—68

15 Вэнь Вэнь Технический прогресс и оздоровление нации как основные факторы развития СМИ //научно-технологическая ведомость - СПб,2007.-С 52—58

Подписано в печать Формат 60 х 84 1/16 Объем 1,2 пл.

Тираж 100 экз. Заказ №7/11

Отпечатано в издательстве «Геликон Плюс» 199053, Санкт-Петербург, В 0.1-ая линия, д. 28 ' Тел. (812)327-46-13,328-20-40

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Вэнь Вэнь

МНОГООБРАЗИЕ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Специальность 10.01.10- Журналистика

Научный руководитель -доктор политических наук профессор В. Н. Снетков

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Технический прогресс и оздоровление нации как основные факторы развития СМИ КНР.

§ 1. Этапы становления телевидения КНР.—

§ 2. Динамика развития медиарынка КНР.

Глава 2. Электронные СМИ КНР на современном этапе.

§ 1. Электронные СМИ КНР: процессы глобализации и рыночные отношения.—

§ 2. Телевидение КНР в системе мирового информационного пространства.

Глава 3. Жанрово-стилистические особенности телевидения КНР

§ 1. Информационные жанры телевидения КНР.—

§ 2. Аналитические жанры телевидения КНР.

§ 3. Социально-образовательные, художественные и служебные жанры телевидения КНР.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Вэнь Вэнь

Политика, проводимая современным китайским руководством, ставит своей целью одновременное включение Китая в мировое информационное пространство и сохранение китайской национальной специфики.

Важнейшим условием развития информационного общества является наличие демократических начал в организации общественной жизни. В этом отношении наличие жесткого государственного контроля за развитием СМИ, в том числе и телевидения, которое в Китае продолжает оставаться в подавляющем большинстве либо государственным, либо под идеологическим и финансовым контролем государства, является уникальным явлением, обусловленным коллективистским менталитетом китайского народа.

В реформировании современного китайского общества, в создании новой массовой китайской культуры именно телевидению руководство КНР, направившее страну по пути реформ, определило одну из решающих ролей.

В связи с этим именно телевидение КНР явилось объектом нашего диссертационного исследования. В частности, нас интересовали особенности развития жанров, современного состояния и перспектив китайского телевидения.

Цель исследования - характеристика основных этапов становления китайского телевидения журналистики, анализ эволюционных процессов, связанных с развитием медиарынка Китая в эпоху экономических реформ конца XX - начала XXI в.

Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой следующие задачи:

1) проанализировать этапы становления национального телевидения в историческом, социальном и этнокультурном процессе создания информационной структуры в обществе;

2) выявить характерные черты современного телевидения КНР;

3) определить тенденции развития медиасистемы КНР в условиях глобализации информационного пространства;

4) рассмотреть жанровые особенности китайской тележурналистики.

Исследовательская литература по журналистике Китая известна Она раскрывает реально существующую многообразную картину СМИ Китая.

В последнее время китайские и заграничные исследователи активно осваивают различные аспекты коммуникационного процесса 2 . Но большинство этих исследований затронуло отдельные проблемы экономики и менеджмента прессы Китая в условиях проводимых рыночных реформ.

1 Сергеев Г.И. От «Дибао» до «Жэньминь жибао»: путь в 1200 лет. М., 1999; Панкина ОТ. Печать Китайской Народной Республики в период социалистических преобразований. М., 1961; Соловьева Т.М. Развитие периодической печати КНР на современном этапе // Актуальные проблемы журналистики Азии, Африки и Латинской Америки: Сб.научн.тр. / Отв. ред. Е. Г. Корнейчук. М., 1998. л

Фан Ханци. История периодической печати Китая в новое время. Т. 1- 2. Тайюань, 1992; СюйЯокуй. Анализ теории западной журналистики. Пекин, 1998; Хэ Сянцинъ,Теория и практика строительства корпорации печати на пороге века // Сань Вэнь. На фронте журналистики (Пекин). 1995. № 4; ЧжоуХунто. Экономика массмедиа. Пекин, 1997; ЮйГомин. Пресса Китая перед структурным изменением - общий аналитический доклад об опросе читателей газет всей страны // Ежемесячник китайской печати (Пекин). 1995. № 9; Сунь Цзянь У. Начальный анализ модели функционирования экономки прессы // Вестн. Китайск. народ, ун-та. 1996. № 4; Чжан Юнжуо. Некоторые вопросы о журналистской продукции // Журнал радио и телевидения Китая. 1995; Багдинян Б. Монополия средств информации. М., 1987; РатцкеД. Средства массовой информации в условиях рыночной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. №2.

Конечно, среди специалистов Западной Европы и США есть немало ученых, которые глубоко и всесторонне изучали, например, проблемы рекламы в электронных СМИ 3. Однако эти ученые не исследовали жанровые особенности китайского телевидения.

Среди китайских исследователей современных электронных средств массовой информации КНР имеет смысл назвать таких ученых, как Ван Сяохун, Вань Сиаошэн, Иуан Мили, Нин Жень, Фу Ханчжан, Фан Вэйлинь, Ли Динсинь, Чжан Хэфэн, У Ли, Хуан Щэнминь, Чжоу Лигун, Чжао Эньфан4.

3 Ривс Р. Реальность в рекламе. М., 1992; Шишкина М. А. 1) Реклама на рынке массовой информации. СПб., 1996; 2) Реклама и связи с общественностью.СПб., 1999.

4 Ван Сяохун. Теория журналистской деятельности. Пекин, 1998; Вань Сиаошэнь. Творчество журналиста. Пекин, 1997; Иуан Мили. Современная реклама. Чанша, 1997; Ли Динсинь. Пресса Китая в условиях экономической реформы. СПб., 2000; НинЖэнь. Сборник рекламных выражений. Пекин, 1997; Фу Ханчоюан. Журналистика КНР. Гуандун, 1997; Фан Вэйлинь. Сочинение современной рекламы. Пекин, 1998; Чжан Хэфэн. Государственная периодическая печать Китайской Народной Республики о проблемах модернизации китайского общества в 1970 - 1990 гг.: Автореф. дис. канд. полит, наук. СПб., 2001; УЛм.Реклама в средствах массовой информации КНР: Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2003; Чжоу Лигун. Теория и практика современной журналистики. Наньцзин, 1996; Дин Джин Де. Исследование китайского радио и телевидения. Пекин, 2000; Щю Юон, Ван Ли Джин. Замысел телепрограммы. Нанкин, 2000; Вэй Сучин. О телепрограмме. Пекин, 2001; Юй Де. Творчество художественная программа телевидения. Пекин, 1999; Чан Шокан. Замысел рубрики телепрограммы. Пекин, 2000; Чан Динмин. Замысел и редакция программы телевидения. Нанкин, 2001; Хуан Канмин. Теория тележурналистики. Гантон, 1996; Лю Си. Теория структуры телевидения. Пекин, 1999; Ван Киим. Национальная культура и распространение телевидения за границу. Пекин, 1998; Ши Тианчиан. Современное мировое телевидение. Шанхай, 1991.

Среди трудов о взаимосвязи политической сферы и сферы массовых коммуникаций необходимо назвать исследования зарубежных и российских ученых Б. Багдикяна, Э. Багерстама, Г. Вачнадзе, Э. Дэннис, В. Сидорова5.

Исследованиями в области информационного общества и информационного права известны М. С. Вершинин, JL М. Землянова, И. С. Мелюхин, В. Н. Снетков и др. Кроме того, следует упомянуть труды специалистов в области этико-правовых вопросов журналистики С. Г. Корконосенко, В. В. Ворошилова и Г. В. Лазутиной6.

Однако, как показывает обзор литературы, ощущается недостаток исследований как в целом роли китайских СМИ в модернизационном процессе, так и телевидения КНР в частности.

Соответственно, несмотря на определенную изученность вопроса, многие аспекты функционирования телевидения КНР требуют дальнейшего изучения.

Диссертационное исследование, учитывая сложность и многоплановость темы, проводилось с использованием комплекса

5 Багдикян Б. Монополия средств массовой информации. М., 1987; Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Тарту, 1995; Вачнадзе Г. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, будни, политика. Тбилиси, 1989\ Дэннис Э., МэриллД. Беседы о масс-медиа. М., 1997; Сидоров В. Политическая структура средств массовой информации. М., 1994.

6 Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001; Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2000; Землянова JI. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999; Копылов В. А. Информационное право. М., 1997; Корконосенко С. Г., Ворошилов В. В. Право и этика СМИ. СПб., 1999; Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999; Наумов В. Б. Право и Интернет: очерки теории общенаучных принципов - единства логического и исторического; глобального и локального; системного и сравнительно-исторического анализа.

Среди использованных в диссертации методов -сравнительно-качественный анализ и контент-анализ теоретического и практического материала.

Новизна исследования заключается в том, что на основе изученного материала автором диссертационного исследования:

- первые систематизировано современное состояние тележурналистики КНР;

- выявлено взаимовлияние социальных, культурных и политических процессов и развития массмедиа в КНР;

- проведен анализ жанровых особенностей китайского телевидения;

- определены перспективы развития электронных массмедиа КНР.

Эмпирической базой исследования послужили статистические данные, результаты мониторингов, специализированные журналы1, телевизионные и практики. М., 2002; Серго А. Г. Интернет и право. М., 2003; Снетков В. Н. СМИ и правовая реализация свободы слова в условиях гражданского общества. СПб., 2002.

7 Цзыю ваньбао. 1987; Ляньхэ бао. 1989; Цзыю цзаобао. 1990; Время Китая. 1995; Синшен бао. 1996; Шон иан жибао. 1998; Sinorama. 1998 - 1999; Broadcaster. 1995 -1998; Free China Review. 1995 - 1997; Свободный Китай. 1996 - 1997; Тайбэйская панорама. 2000 - 2002; ТКТ (Техника кино и телевидения). 2000 - 2001; Медиа Эксперт. 2003-2005; СМИ и право. 2000; Среда. 2001 - 2003; Freedom of the media and corruption. 2000-2005. передачи, а также материалы различных интернет-сайтов 8.

8 www.sotovik.ru,www.RLBN.ru,www.telesputnik.ru,www.625-net.ru,www.osp.interline.ru, www.internew.ru,www.opensystems.ru,www.comtat.ru,www.tforum.mis.ru, www.protvino.ru,www.vk.melt.ru,www.edic.ru,www.aspo.ru,www.lenta.ru, www.grandsoft.com,www.ncta.com,www.cvmag.com,www.cableyellowpages.com, www.ciconline.com,www.satnewsasia.com,www.library.cx.tuiasi.ro,www.cable.co.uk, www.lib.tku.tdu.tw,www.ncta.com.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Телевидение Китая: содержание и жанровое многообразие"

Выводы по 3-й главе

1. В последнее десятилетие XX - в начале XXI в. жанры на телевидении КНР претерпели значительные изменения. В связи с трансформациями во внутренней и внешней политике КНР журналисты китайского телевидения получили большую свободу, расширился круг вопросов, которые было разрешено доносить до широкой аудитории.

2. Увеличились возможности для раскрытия творческого потенциала тележурналистов, поскольку наличие различных жанров дает журналистам, актерам, художникам, режиссерам и т. д. свободное пространство для выражения своих способностей.

3. Государство получило новые рычаги для формирования идеологии и общественного мнения китайского народа через многообразие жанров. Телевидение оказывает огромное психологическое влияние на аудиторию, на воспитание китайского народа.

4. С помощью разнообразных жанров по телевизору показываются китайские обычаи, культура, традиции, осуществляется изменение имиджа Китая.

5. Благодаря большому количеству телепрограмм и жанровому многообразию увеличилась аудитория, повысился рейтинг телевидения Китая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании проанализированы этапы ст ановления китайского национального телевидения в историческом, ео циальном и этнокультурном процессе создания информационной струк туры в обществе, выявлены характерные черты современного телевид ения КНР, определены тенденции развития медиасистемы КНР в услов иях глобализации информационного пространства, а также рассмотрен ы жанровые особенности китайской тележурналистики.

Историю становления и развития китайского телевидения можно разделить на пять этапов. Первый этап охватывает период с 1958 по 1961 г., второй-с 1961 по 1973 г., третий-с 1973 по 1984 г., четвертый-с 1984 по 1998 г., пятый начался в 1999 г. и продолжается до настоящего времени.

Развитие современных китайских СМИ происходит под сильным влиянием проводимых в стране экономических реформ. От корректировки отдельных политических установок - к обновлению всей нормативной системы; от реформ в отдельных областях - к комплексным, взаимосвязанным преобразованиям. Сформировалась система всесторонней открытости Китая внешнему миру. Результатом таких реформ явился быстрый рост экономики Китая.

Эти процессы оказали глубокое воздействие на китайскую журналистику. Но их влияние было сложным, опосредованным, вплетенным не только в экономический, но также в идейно-политический и социальный контекст жизни Китая.

Создание механизма социалистического рынка привнесло в СМИ изменения: в соответствии с развитием и преобразованием общества их социальные роли на разных этапах модифицировались, начал расширяться круг их функций. Журналистика должна была не только решать агитационно-пропагандистские задачи, но и соответствовать требованиям кардинально реформируемой экономики.

В условиях рыночной экономики телевидение превращается в товар, телепередача приобретает все атрибуты товара. Однако телевидение Китая традиционно являлось еще и политическим средством влияния партии на массы. Основной функцией китайского телевидения всегда являлось формирование мировоззрения китайцев, политическая агитация, передача культуры, и поэтому реформировать китайское телевидение оказывается еще сложнее.

В отличие от телевидения многих стран, в современном Китае телевидение носили официальный государственный характер. Оно является

185 неотъемлемой частью правительственного административного аппарата . Национальное телевидение функционирует в соответствии с правилами государственного капиталистического режима. Такая зависимость от правительственного административного аппарата позволяет пропагандировать партийную идеологию, но не позволяет в полной мере удовлетворять общественный спрос в области образования и культуры.

Финансовые инвестиции в развитие СМИ и в телевидение в частности обеспечиваются также лишь со стороны китайского правительства. Помимо устойчивой финансовой поддержки из государственного бюджета имеется также закон, который защищает общее национальное телевидение от жесткой конкуренции на информационном рынке в условиях рыночной экономики.

Для контроля за содержанием телепередач и их качеством правительством введена цензура. Одновременно планируется создание коммерческого телевидения, которое будет полностью функционировать согласно правилам рыночной экономики, участвуя в жесткой конкуренции

185

Хуан Шенмин, Дин Джин Де. Исследование китайского радио и телевидения. Пекин, 2004. С. 154 (на кит. яз.). с зарубежными телевизионными гигантами. При этом китайское коммерческое телевидение будет проходить цензуру в соответствии с правилами, введенными китайским правительством, и лишь после этого сможет предлагать свою продукцию мировому информационному обществу и соответственно получать финансовый доход от продажи собственных передач, а также от сотрудничества с рекламными спонсорами.

Итак, на пороге вступления в новое тысячелетие китайское национальное телевидение становится глобальным монстром, который имеет как характер инструмента правительственной пропаганды, так и характер коммерческого предприятия.

Для того чтобы укреплять международное сотрудничество в сфере СМИ - устраивать телемосты с другими странами, участвовать в международных конкурсах, тем самым становясь неотъемлемой частью глобального

1 ЯЛ экономического и культурного пространства , национальное телевидение Китая постепенно становится коммерческим.

Среди наиболее существенных проблем развития китайского телевидения на современном этапе можно отметить появление и рост телерекламы, пиратство на телевидении, негативное воздействие иностранных СМИ, проблему политического плюрализма и появление ИТВ.

Изменения, произошедшие в китайских СМИ в связи с развитием рекламы, связаны с тем, что в условиях рынка журналисты и редакции в целом стали более рекламными, нежели пропагандистскими. Чем больше рекламы, тем больше у редакции прибыли. Целью публичных СМИ

1 О "7 становится теперь не пропаганда, а экономический интерес

186 www.grandsoft.com - 4 августа 2004 г.

187 Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2000. С. 76.

Китайское государство пытается предотвратить эту опасность ограничения плюрализма в связи с развитием Интернета и новых цифровых технологий и следит за развитием новых средств массовой информации с целью принятия всех мер, которые могут потребоваться для сохранения плюрализма средств массовой информации и обеспечения равноправного доступа поставщиков услуг и содержания к сетям, а населения — к новым

188 коммуникационным услугам

Китайское правительство и все сотрудники СМИ тоже понимают это. С одной стороны, китайское национальное телевидение хочет активно участвовать в международном сотрудничестве с прессами других стран, делиться с иностранным коллегами информационными ресурсами, но с другой стороны, как инструмент пропаганды политической идеологии китайского правительства китайскому телевидению придется сохранять высокую осторожность перед идеологией и культурными ценностями, которые пропагандируются в западной информационной продукции 189.

Под влиянием западных СМИ в Китае зачастую происходит формирование такого общественного мнения по некоторым основополагающим вопросам, которое расходится с курсом руководства страны и тем самым подрывает авторитет правительства Китая 190. Таким образом, СМИ нередко выступают в роли своеобразной «пятой колонны».

Цель существования государственного капиталистического телевидения - защита национальной культуры и искусства от глобализации и воздействия западной культуры.

Исходя из поставленных во введении цели и задач, автор пришел к следующим результатам.

Благодаря изменениям в китайском телевидении в

1 о о wvvw.ciconline.com - 8 ноября 2003 г.

189 www.krugosvet.ru/articles/55/1005548/1005548a8.htm - 26 августа 2002 г.

190 Там же. С. 167. эпоху рыночных реформ произошло его включение в систему мирового информационного пространства. Однако у китайского телевидения, при его включенности в мировую информационную сеть и мировой рынок телеуслуг, есть существенные национальные особенности.

Государство остается, по сути, монополистом на рынке китайского национального телевидения, потому что даже частные телесети находятся под государственным контролем.

Государственному телевидению принадлежат лидирующие позиции в формировании идеологии и общественного мнения китайского народа, что в какой-то степени предотвращает агрессивность зарубежной телевизионной культуры, особенно американской.

Однако после вступления Китая в ВТО в жестокой конкуренции иностранными телевизионщиками выяснилась самая актуальная проблема китайского телевидения - проблема несовершенства собственной системы управления, оставшейся от плановой экономики нерыночного типа, осуществлявшейся в закрытой от остального мира стране, когда с помощью приказных методов влияние чуждой идеологии и культуры было минимальным.

До рыночных реформ китайское национальное телевидение работало исключительно как средство пропаганды политического курса и идеологии Коммунистической партии Китая под защитой и наблюдением соответствующих правительственных органов. И ныне руководящие должности на китайских национальных телеканалах (это положение касается всей системы СМИ Китая) занимают правительственные чиновники, члены Коммунистической партии Китая.

Соответственно телевидение остается рычагом манипулирования общественным сознанием в русле господствующей идеологии - ведь инвестирование в него обеспечивается лишь благодаря послушному следованию правительственному курсу при полном отсутствии критики политических установок государства. При подобном положении вещей, при жесткой цензуре со стороны Коммунистической партии Китая (в особенности при подаче новостного материала) даже создание новых телеканалов не способно изменить ситуацию однобокости информационного освещения.

Что касается жанрового разнообразия современного телевидения КНР, то в последнее десятилетие XX - в начале XXI в. оно претерпело значительные изменения. В связи с трансформациями во внутренней и внешней политике КНР журналисты китайского телевидения получили большую свободу, расширился круг вопросов, которые разрешено доносить до широкой аудитории.

Так, главное значение информационных жанров состоит в том, что они выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности.

В «живых», так называемых эфирных, репортажах особенно ярко проявляется уникальное свойство телевещания - его абсолютная оперативность. Репортажи, передаваемые в эфире различных программ китайского телевидения, различаются не только по содержанию, но и по форме.

Интервью также является динамично развивающимся информационным жанром китайского телевидения. Интервью на телевидении можно определить как целенаправленную беседу, основная задача которой состоит в получении ответов на вопросы, предусмотренные программой. Главной отличительной чертой интервью на телевидении является визуальный эффект. За последние два десятилетия жанр интервью в журналистике КНР в значительной степени стал более «телевизионным». Прежде всего это происходит благодаря динамичному развитию телевидения.

Аналитические жанры играют определяющую роль в современной китайской тележурналистике. Они представляют широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. Главным признаком принадлежности того или иного жанра к аналитическим является наличие анализа. Основу дифференциации в группе аналитических жанров составляет, так же как и в информационных жанрах, способ освещения фактов. Жанр беседы имеет глубокие корни в истории китайского национального телевидения. В беседе как тележанре, в отличие от российского, не принято обсуждение личных, интимных тем, сплетен. Одним из существенных достижений китайского общества в период правления КПК можно считать равноправие мужчин и женщин. Особое отношение при проведении беседы проявляется к пожилым людям.

Что касается служебных жанров, то они существует для того, чтобы передать конкретную полезную информацию зрителям. В китайских массмедиа можно выделить инструкционный жанр, социально-служебный жанр и рекламу.

 

Список научной литературыВэнь Вэнь, диссертация по теме "Журналистика"

1. КНИГИ1. На русском языке

2. Абдурахманов А. Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики: Автореф. канд. дис. М., 1977.

3. Акционерно-кооперативная модель предприятий в Китае. Пекин, 1998.

4. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

5. Багдинян Б. Монополия средств информации. М., 1987.

6. Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Тарту, 1995.

7. Багирое Э. Г. Основы телевизионной журналистики. М., 1987.

8. Багирое Э. Г., Кацев И. К. Телевидение XX век. М., 1968.

9. Барманкулов М. К. Жанры печати, радиовещания и телевидения: Сравн. анализ: Учеб.-метод. пособие. Алма-Ата, 1974.

10. Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение: Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989.

11. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001.

12. Вильяме Р. Телевидение: технология и культура. Лондон, 1976.

13. Витале, Джо. Малый бизнес: реклама. М., 1998.

14. Волков И. М. Основы экономики и организации рекламной деятельности. М., 1991.

15. Ворошилов В. В. Журналистика. СПб., 2000.

16. Вэнь Вэнь Телевидение Китая в эпоху социальных перемен : содержание и жанровое многообразие СПб., 2005.

17. Гаспарян В. В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра. М., 1995.

18. Горшков М. К. Общественное мнение. М., 1988.

19. Дзялошинский И. М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества. М., 2000.

20. Дэннис Э., МэриллД. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

21. Егоров В. В. Телевидение и власть. М., 1997.

22. Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

23. Засорина Т., Федосова Н. Профессия журналист. Ростов-н/Д, 1999.

24. Засурский И. И. Реконструкция России: Масс-медиа и политика в 90-е. М., 2001.

25. Засурский И. И. Средства массовой информации. М., 2000.

26. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.

27. Интернет: Энциклопедия. СПб., 2003.

28. История мировой журналистики. Ростов-н/Д, 2000.

29. Кадыкова И. Жанры журналистики. М., 2000.

30. Калятин В. О. Право в сфере Интернета. М., 2004.

31. Картер Г. Эффективная реклама. М., 1991.

32. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

33. Кихтан В. В. Информационные технологии в журналистике. Ростов-н/Д, 2004.

34. Киш Э. Э. Репортажи. М., 1964.

35. Козлова М. М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2002.

36. Кондрашова А. Ф., Корнейчук Н. Н., Оникиенко А. Ф. и др. Тайвань: Справочник. М., 1993.

37. Копылов В. А. Информационное право. М., 1997.

38. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

39. Корконосенко С. Г., Ворошилов В. В. Право и этика СМИ. СПб., 1999.

40. Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-н/Д, 1999.

41. Коровченко Э. С. Энциклопедия Internet 2004. М., 2004.

42. Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

43. Левченко В. Н. Спутниковое телевидение. СПб., 1999.

44. Леонтьев В. П. Интернет. М., 2002.

45. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М., 2004.

46. Ли Динсинь. Пресса Китая в условиях экономической реформы. СПб., 2000.

47. Маклюэн, Маршалл. Понимание медиа: внешние расширения человека. Москва; Жуковский, 2003.

48. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

49. Михайлов С. А. Мультимедиа в журналистике // Периодическая печать на пороге электронной эры. СПб., 2000.

50. Наумов В. Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М., 2002.

51. Новый институт социально-психологических исследований. М., 1997.

52. Пасько В. П. Эффективная работа в Интернете. СПб.; Киев, 2005.

53. Печать в системе идейно-политического воспитания и экономического образования / Под ред. С. В. Смирнова. СПб., 1987.

54. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 1993.

55. Пую А. С. Журналистика Франции плюрализм и этатизм. СПб., 2003.

56. Пую А. С. Политический плюрализм: Опыт Франции: Дис. д-ра социол. наук. СПб., 1994.

57. Ривс Р. Реальность в рекламе. М., 1992.

58. Сергеев Г. И. От «Диабао» до «Жэньмин жибао»: путь в 1200 лет. М. , 1989.

59. Серго А. Г. Интернет и право. М., 2003.

60. Сидоров В. Политическая структура средств массовой информации. М., 1994.

61. Сидоров В. А. Прогноз в журналистике. СПб., 2001.

62. Снетков В. Н. СМИ и правовая реализация свободы слова в условиях гражданского общества. СПб., 2002.

63. Современный Тайвань / Сост. П. М. Иванов. Иркутск, 1994.

64. Соловьева Т. М. Развитие периодической печати в КНР на современном этапе // Актуальные проблемы журналистики Азии, Африки и Латинской Америки: Сб. науч. трудов. М., 1989.

65. Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) /Сост. и общ. ред. В. П. Коломиец. М., 2001.

66. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.

67. Технологии информационного общества: Интернет и современное общество. СПб., 2000.

68. Тимофеев М. И. Все о рекламе: Умей продавать! М., 1995.

69. Три этапа новейшей истории телевизионной журналистики (1985-1998 гг.). М.,2000.

70. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.

71. У Ли. Реклама в средствах массовой информации КНР: Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2003.

72. УченоваВ. В. Гносеологические проблемы публицистики. М., 1971.

73. Ученова В. В. Современные тенденции развития журналистских жанров. М., 1976.

74. Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики. М., 1973.

75. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: Учеб. пособие для студентов. М., 2004.

76. Шраму В. Б. Концепция журналистики. М., 2004.1. На китайском языке

77. Ван Вэй. Четвертая сила в кадре. Пекин, 2004.

78. Ван Гуйбинь. Состояние и проблемы ИТВ Китая. Пекин, 2003.

79. Ван Киим. Национальная культура и распространение телевидения заграницу. Пекин, 1998.

80. Ван Сиаошэн. Творчество рекламы. Пекин, 1997.

81. Ван Сяохун. Теория журналистской деятельности. Пекин, 1998.

82. Ван Юйци, Цан Чжибэнь. Мягкая посадка экономики Китая. Нань Ц ан, 1998.

83. Ванъ Сиаошэнь. Творчество журналиста. Пекин, 1997.

84. Вэй Сучин. О телепрограмме. Пекин, 2001.

85. Ган Винмиао. Как пишут теленовости. Гонтон, 1996.

86. Го Чженьчжи. История китайского телевидения. Пекин, 2004.

87. Гэ Гунчэнъ. История китайской журналистики. Пекин, 1980.

88. Дан Шинь Жэ. Я вернулся с фронта: (О первой войне в Персидском заливе). Пекин, 1997.

89. Ди Лиин. Новые направления в СМИ. Шеен Ян, 2000.

90. Дин Джин Де. Исследование китайского радио и телевидения. Пекин, 2000.

91. Доу Вэньтао. Трое говорят ведущий говорит о следах. Тибет, 2003.

92. Жэ То. История развития китайского телевидения. Пекин, 1998.

93. Иан Цан Лин. Китайское телевидение и ВТО. Пекин, 2003.

94. Иуан Мили. Современная реклама. Чанша, 1997.

95. Ли Сюолан. Как устраивать и развитии телепрограмма и ее тактическое исследование. Пекин, 2003.

96. Ли Тоншен, Сун Юйшен. Сборник телепрограмм: Интервью из горячей точки. Пекин, 1998.

97. Ли Чжичан, СюйХаожан. Женщина в фокусе. Готон, 2001.

98. Лу Мин, Xу Янфан. Доклад о состоянии аудитории Китая. Пекин, 2004.

99. Лю Си. Теория структуры телевидения. Пекин, 1999.

100. Маклюэн М. СМИ это продолжение человека. Пекин, 2000.

101. Нин Жэнъ. Сборник рекламных выражений. Пекин, 1997.

102. Оян Гочжон. Новое исследование китайского телевидения. Пекин, 2002.

103. Пэн Юнь. Первоначальные сведения о политике в сфере электронных СМИ в разных странах мира. Тайбэй, 1994.

104. Сюй Яокуй. Анализ теории западной журналистики. Пекин, 1998.

105. Тан Шидин. Развитие центрального телевидения Китая . Пекин, 2003.

106. Тан Шидин. Трансформация центрального телевидения КНР. Пекин, 2003.

107. Тон Бинна. Проблемы теории публицистики. Пекин, 2005.

108. У Шин. Жанры периодической печати. Шенчен, 2000.

109. Фан Вэйлинь. Сочинение современной рекламы. Пекин, 1998.

110. Фан Ханци. История периодической печати Китая в новое время. Т. 1-2. Тайюань, 1992.

111. Фан Ханъци, Чжан Чжихуа. Краткая история китайской журналистики. Пекин, 1995.

112. Фу Ханчжан. Журналистика КНР. Гуандун, 1997. \\2.Xy Синрон. Философская журналистика. Пекин, 2004. 113. Ху Чжэнжун. Общая концепция СМИ. Пекин, 2003.

113. Хуан Ганюй. Телевизионная лингвистика. Пекин, 2005.

114. Хуан Канмин. Теория тележурналистики. Гантон, 2003.

115. Хуан Шенмин, Дин Джин Де. Исследование китайского радио и телевидения. Пекин, 2004.

116. Хун Гонюй. Городское телевидение Кэйфона. Пекин, 2004.

117. Хун Гонюй. Теория о радио и телевидении. Кэйфон, 2004.

118. Цао Чжи. Журналистика на рубеже тысячелетий. Харбин, 2002.

119. Цзин Цзи. Урегулирование структуры народного хозяйства Китая // Окна Китая. Пекин, 1999.

120. Чан Динмин. Замысел и редакция программы телевидения. Нанкин, 2004.

121. Чан Киши. Раскодирование телевидения Китая. Пекин, 2005.

122. Чан Шокан. Замысел рубрики телепрограммы. Пекин, 2000.

123. Чен Фан. Наука о замысле. Пекин, 2000.

124. Чен Фан. Против тактической техники. Пекин, 2001.

125. Чен Фан. Справочник о техническом замысле. Пекин, 2001.

126. Чен Чу. Сообщение о новостях телевидения. Чекан, 2000.

127. Чжан Хэфэн. Государственная периодическая печать Китайской Народной Республики о проблемах модернизации китайского общества в 1970-1990 гг.: Автореф. дис. канд. полит, наук. СПб., 2001.

128. Чжоу Лигун. Теория и практика современной журналистики. Наньцзин, 1996.

129. Чжоу Хунто. Экономика массмедиа. Пекин, 1997.

130. ЧонДание, Го Ченч, Ван Киим. Национальная культура и распространение телевидения за границу. Пекин, 2005.

131. Чон Мин. Современные тенденции развития журналистских жанров. Пекин, 2005.

132. ЧонХонче. Телевизионная экономика. Пекин, 2000.

133. Чои Шигон. Становление репортажа на радио и телевидении. Пекин, 2003.

134. Чоу Си. Создание новых условий в журналистской работе. Пекин, 1985

135. Ши Тиаичиан. Современное мирровое телевидение. Шанхай, 1991.

136. Щю Юон, Ван Ли Джин. Замысел телепрограммы. Нанкин, 2000.

137. ЮйДе. Творчество и художественная программа телевидения. Пекин, 2004.

138. Яи Качен. Исследование новостей городского телевидения. Пекин,2004.

139. Ян Дунпин. Честно говоря: Введение. Пекин, 2004.141 .Ян Чонкин, Чи Сюокин. Революция в телевидении Китая. Пекин,2005.1. На английском языке

140. Harper, Christopher. What's Next in Mass Communication: Readings о n Media and Culture. New York, 2005.

141. Henry, Holt. The New Age of Communications. New York, 2004.

142. Venturelli S. Prospects for Human Rights in the Political and Regulatory Design of the Information Society // Media and Politics in Transition / Ed. by Jan Servaes, Rico Lie. Leuven, 2006.2. СТАТЬИ На русском языке

143. Алексахина С. Новые моменты в развитии сельского хозяйства КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1999. № 4. С. 109.

144. Бай Яньсун. В какой эпохе мы живем история жизни ведущего // Современная коммуникация. 1998. № 5.

145. Белов Е. Китай: 20 лет экономических реформ // Азия и Африка сегодня. 1998. № 12.

146. Богомолов Ю. Как в зеркале // Знамя. 1997. № 6.

147. Войкова Н. Т., Васильева Т. В. Сколько лиц у ведущего? // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 1993. Сер. 2. Вып. 2.

148. Борецкий Р. «Лицо» телевизионной программы или хорошо забытое старое // Телевидение. Радиовещание. 1989. № 4.

149. Борецкий Р. Меняем идеологию совков на идеологию лавочников // Новое время. 1997. № 8.

150. Борецкий Р. А. Телевидение из космоса // Журналист. 1988. № 5.

151. Вартанов А. Кто платит, тот заказывает рейтинг // Общая газета. 1996. № 7.

152. Вартанов А. Новое.? Независимое.? Нет нормальное! // Журналист. 1994. № 9.

153. Вартанов А. Новости минус // Моск. новости. 1994. 10 марта.

154. Вартанов А. Отделим зерна от плевел? // Телевидение и радиовещание. 1987. № 10.

155. Вартанов А. Прямой эфир: черновик или неприкрашенная правда? // Журналист. 1998. №2.

156. Верховская А.Н. Средства массовой информации в системе партийной компаративности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1999. № 5.

157. Вильчек В. Смотреть по телевидению, как мы живем, гораздо страшнее, чем жить // Журналист. 1994. № 4.

158. Гаспарян В. Пресса и власть // Журналист. 1992. № 18.

159. ГорбачевИ. Необходим идеал! //Телевидение. Радиовещание. 1986. №8.

160. Григорьев Д. Телевидение: смена «кадра» // Веч. Петербург. 1991. 12 сент.

161. Дзялошинский И. Наше телевидение такое, какое есть, и другим быть не может // Техника кино и телевидения. 2000. № 2.

162. Жаворонков П. Новости. Время местное // Среда. 1999. № 9.

163. Задорожная К. Е. Новое развитие телерекламы в США (конец 1980-х начало 90-х годов) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. №6.

164. Зазыкин Т. Барьеры внутри нас//Телевидение. Радиовещание. 1989. № 1.

165. Засорина Т. Н. Исследование предпочтений аудитории региональных СМИ // Филол. вестн. 1999. № 2.

166. Игнатов М. Г., Мотков С. И. Роль СМК в процессе формирования общественного мнения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. №5.

167. Информация, информация //Веч. Петербург. 1996. 26 ноября.

168. Кантор Ю. Телевидение ничего лишнего // Смена. 1992. 3 марта.

169. Клецин А. А., Лагунова Е. В. Осторожно журналисты! // Петерб. Час пик. 1997. 20 авг.

170. Короткое А. Беспредел информационного рынка, или «Вам какой рейтинг нужен? Пожалуйста!» // Комсом. правда в С.-Петербурге. 1997.

171. Кройчик Л. Е. Репортажи // Журналист. 1977. № 5.

172. Портяков В. Я. Экономические реформы в России и Китае; Проблемы сопоставления и взаимовлияния // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 1997. № 5.

173. РатцкеД. Средства массовой информации в условиях рыночной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1995. № 2.

174. Силин А. Телевидение без берегов? // Новый мир. 1996. № 1.

175. Симонов А. Государственный телеканал это нонсенс! // Известия. 1993. 15 янв.1. На китайском языке

176. Сунь Цзянь У. Начальный анализ модели функционирования экономки прессы // Вестн. Китайского народного университета. Пекин, 1996. №4.

177. Сю Гуанчунъ. Несколько вопросов о реформе журналистики и корпорации печати // Журналистика и творчество. 1998. № 4.

178. Хэ Сяпцинъ. Теория и практика строительства корпорации печати на пороге века // На фронте журналистики (Пекин). 1995. № 4.

179. Чжан Юнжуо. Некоторые вопросы о журналистской продукции // Журнал радио и телевидения Китая (Пекин). 1995.

180. Юг7 Гомин. Пресса Китая перед структурным изменением: Общий аналитический доклад об опросе читателей газет всей страны // Ежемесячник китайской печати (Пекин). 1995. № 9.3. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ КНР184. Время Китая. 1995-2006.

181. Ежегодник китайской журналистики. 1982-2004.186. Жэньминь жибао.2000-2005.

182. Исследование телевидения. 2000-2005.

183. Китайский информационный Интернет-центр. 2003-2005.189. Ляньхэ бао. 1989-2006.190. Медиа Эксперт. 2003-2005.

184. Свободный Китай. 1996-2006.192. Синшен бао. 1996-2005.

185. Синь вэнь сюэ кань. 1987-2005.194. СМИ и право. 2002-2006.

186. Справочник журналиста (Пекин). 1985-2005.196. Среда. 2001-2006.

187. Тайбэйская панорама. 2000-2006.

188. ТКТ (Техника кино и телевидения). 2000-2005.199. Цзыю ваньбао. 1987-2006.200. Цзыю цзаобао. 1990-2005.201. Шон иан жибао. 2006.202. Щи бу дин ши. 2000-2006.203. Broadcaster. 1995-2005.

189. Free China Review. 1995-2005.

190. Freedom of the media and corruption. 2000-2005.206. Sinorama. 1998-2005.