автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему: Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана"
На правах рукописи
Дамте Давид Соломонович
ТЕОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОЙГЕНА ДРЕВЕРМАНА
Специальность 09.00.14 - Философия религии и религиоведение
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
2 8 НОЯ 2013
Москва-2013
005539692
005539692
Работа выполнена на кафедре философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Орёл Елена Владимировна,
кандидат философских наук, доцент
Аринин Евгений Игоревич,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения Гуманитарного института ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Антонов Константин Михайлович,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета НОУ ВПО «Православный Свято -Тихоновский Гуманитарный Университет»
ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации»
Защита диссертации состоится 23 декабря 2013 года в 13:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.09 на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория А-518.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, А-812.
Автореферат разослан <Ш МОЯ^гЖ, 2013 года
Учёный секретарь
диссертационного совета Скворцов Алексей Алексеевич
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Ойген Древерман (род. в 1940 г.) - известный католический теолог. Он является последователем психологического подхода, который приобретает все большее значение в современных науках о духе. В своих работах Древерман стремится преодолеть разрыв между психологией и теологией. Для этого он, с одной стороны, развивает психологический подход в герменевтике, объединяя при этом разработки различных направлений психологии бессознательного. С другой стороны, психологические знания Древерман использует в пастырской работе, пытаясь найти средства психологической помощи современному человеку в его борьбе со страхами и неврозом. Проблемы свободомыслия в трудах Древермана также рассматриваются с психологической точки зрения.
Идеи Ойгена Древермана имеют большой резонанс в широких общественных кругах. Его яркие и запоминающиеся выступления собирают огромные аудитории. Древерман постоянно находится в поле зрения журналистов. Одной из наиболее важных причин такого интереса к взглядам Древермана является актуальность затрагиваемых им в своих работах и выступлениях тем. Среди них такие важные для современной философии вопросы, как источники страха и его роль в жизни человека, значение веры в человеческой жизни, отношение современного человека к окружающему миру, межличностные отношения, войны и ряд других общественных проблем. Заметим, что идеи Древермана неоднократно подвергались критике в клерикальных кругах. Отрицательное отношение консервативно настроенных коллег и церковных иерархов вызвано тем, что идеи Древермана далеко не всегда согласуются с официальной позицией католицизма. Целый ряд идей Древермана можно отнести к традиции свободомыслия.
В настоящее время идеи Древермана в отечественной науке практически не исследованы. Целостное исследование теолого-психологической концепции Древермана на данный момент отсутствует. Наша работа призвана восполнить этот пробел, указав истоки и содержание основной идеи Древермана о единстве
теологического и современного гуманитарного знания, представленного психологией бессознательного.
Степень научной разработанности темы.
Работ, посвященных анализу идей Древермана, в западной науке довольно много. Их можно сгруппировать по нескольким основным направлениям. Есть работы, в которых теолого-психологическая концепция Древермана рассматривается в связи с оказавшими на Древермана решающее влияние философской (экзистенциализм) и психоаналитической традициями. К числу наиболее значительных в этом отношении работ следует отнести фундаментальную монографию Бернхарда Ланга, посвященную психоаналитическому подходу к библейским текстам в трудах Древермана1, и не менее важную статью того же автора, в которой намечена связь идей Ойгена Древермана и известного психоаналитика пастора Оскара Пфистера2. Глубокий анализ идей Древермана в связи с их философскими и антропологическими предпосылками дает в своих работах Т. Шнельцер3. Содержательный анализ теолого-психологической концепции Древермана проводится в работах его главных критиков. К их числу относится, например, известный теолог В. Каспер - в своей статье он проводит критический анализ взглядов Древермана с точки зрения христологии4 - и известные экзегеты, такие как Г. Лофинк и Р. Пеш5. Ценный материал содержат критические работы A.A. Бухера, в которых рассматривается психоаналитический подход к исследованию библейских текстов (преимущественно в работах Фрейда и Юнга), и в этой связи
1 Lang B. Die Bibel neu entdecken. Drewennann als Leser der Bibel. - München: Kösel - Verlag, 1995. - 239 S.
2 Lang B. Ein therapeutisches Christentum: Oskar Pfister und Eugen Drewermann // Archiv für Religionspsychologie. Organ der Internationaler Gesellschaft für Religionspsychologie und Religionswissenschaft. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1997. - Bd. 22. - S. 116 - 135.
3 Schneller T. Psychotherapie und Offenbarung bei Eugen Drewermann // Archiv für Religionspsychologie. Organ der Internationaler Gesellschaft für Religionspsychologie und Religionswissenschaft. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2000. - Bd. 23. - S. 196 - 208. Idem. Tiefenpsychologie // Lexikon für Theologie und Kirche. - Freiburg -Basel - Wien: Herder - Verlag, 2006. - Bd. 10. - S. 25 - 29.
4 Kasper W. Tiefenpsychologische Umdeutung des Christentums? // Quaestiones Disputatae. - Freiburg - Basel -Wien: Edition Herder, 1988. - S. 9 - 25.
5 Lohfink G, Pesch R. Tiefenpsychologie und keine Exegese. Eine Auseinandersetzung mit Eugen Drewermann. -Stuttgart: Verlag Katholischer Bibelwerk, 1987. - 112 S.
проводится критический анализ основополагающих идей Древермана6. В этом отношении также интересна работа Л. Вахингера, посвященная анализу психоаналитического подхода к интерпретации библейских текстов в одной из важнейших работ Древермана «Глубинная психология и экзегеза». Здесь Вахингер отмечает связь этого подхода с целями аналитического душепопечения7. В этом направлении написаны работы Т. Шаля и С. Дунде, в которых рассматривается вопрос о соотношении психоанализа и практики душепопечения, и в этой связи дается оценка идей Древермана8. Кроме того, существует целый ряд критических работ - рецензий на основные труды Древермана, где были отражены основные пункты полемики, развернувшейся вокруг его идей9.
Одна из важных задач нашего исследования состоит в том, чтобы показать развитие идей Древермана и раскрыть их исторические предпосылки. В связи с этим для нас особенно важны работы исследователей, развивавших психоаналитический подход к анализу библейских текстов, который приобретает большое значение у Древермана. Элементы этого подхода мы можем найти уже в трудах Фрейда, который стремился применить созданный им психоаналитический метод исследования к анализу сказок, мифов и сновидений10. Развитие идей Фрейда в этом направлении мы находим в трудах его разносторонне образованных учеников. Они активно применяли идеи
6 Bucher A.A. Bibel - Psychologie: psychologische Zugänge zu biblischen Texten. Stuttgart - Berlin - Köln: Walter Kohlhammer - Verlag, 1992. - 200 S. Idem. Tiefenpsychologie und Exegese? Anmerkungen zum Psychologiekonzept Eugen Drewermanns // Herder - Korrespondenz. Monatshefte für Gesellschaft und Religion. - Freiburg - Basel -Wien: Edition Herder, 1988. -Jg. 42. S. 114-118.
7 Wachinger L. Exegese, Glaube, Tiefenpsychologie. Zu Eugen Drewermanns «Tiefenpsychologie und Exegese» // Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift für das Geistesleben der Gegenwart. - Freiburg: Herder-Verlag, 1987. -Jg. 112. Hf. 10. - S. 701 - 712. См. также: Wachinger L. Bilder von Erlösung. Zu Eugen Drewermanns «Markusevangelium» // Stimmen der Zeit. - Freiburg: Herder - Verlag, 1990. - Jg. 115. Hf. 4. - S. 278 - 281.
8 Schall T. U. Seelsorge/Pastoralpsychologie // Wörterbuch der Religionspsychologie. - Güterloh: Verlag - Haus Mohn, 1993. - S. 258 - 269. Bunde S.R. Psychotherapie // Ibid. S. 219 - 228.
' См.: Barth H.-M. Gottes Wort ist dreifaltig. Ein Beitrag zur Auseinandersetzung mit der "archetypischen Hermeneutik" Eugen Drewermanns // Theologische Literaturzeitung. Monatsschrift für das gesamte Gebiet der Theologie und Religionswissenschaft. - Berlin, 1988. - Jg. 113, №4. - S. 243 - 254. Martin G. Eugen Drewermanns «Strukturen des Bösen» als Ausgangspunkt eines umstrittenen theologischen Denkwegen // Theologische Literaturzeitung. - Berlin, 1990. - Jg. 115, №5. - S. 322 - 330. Niemann U. Priester. Zur Anthropologie der geistlichen Berufe // Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift für das Geistesleben der Gegenwart. - Freiburg: Herder-Verlag, 1990.-Jg. 115. Hf. 2. - S. 125 -129.
10 См.: Фрейд 3. Толкование сновидений. Пер. с нем. А.М. Боковикова. - М.: Академический проект, 2007. - 512 с. См. также: Энциклопедия глубинной психологии. В 4 тт. Т. 1: Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. Пер. с нем. под ред. А.М. Боковикова. - М.: MGM - Interna, 1998. - 800 с.
Фрейда к исследованию мифов, мировой художественной литературы, библейских текстов, показывая сходство психологических мотивов в этих выдающихся творениях человеческого духа. К числу основных работ здесь можно отнести сочинения Карла Абрахама11, Отто Ранка12, Людвига Леви13, Теодора Райка14, Георга Гродцека15, К.Г. Юнга16 и некоторых его современных последователей17, создателя оригинальной системы судьбоанализа Липота Сонди18, известного психоаналитика и педагога Бруно Беттельхейма19 и некоторые другие более современные работы, в которых получил развитие данный подход20. Для того чтобы понять место и значение психологического подхода в ряду других подходов к интерпретации текстов, в ходе нашей работы
11 Абрагам К. Сон и миф. Очерк народной мифологии. Пер. с нем. М. Кадиш. - М.: Современные проблемы, 1912.-114 с.
12 Ранк О. Миф о рождении героя. А.П. Хомик, М. Кобылинской. - М. - Киев: Рефл - Бук; Ваклер, 1997. - 252 с. Его же. Травма рождения. Пер. с англ. О. Лежниной. - М.: Аграф, 2004. - 400 с. Ранк О. Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. Пер. с нем. М. Кобылинской. - СПб: Попов, 1913. С. 36 - 90. Rank О. Das InzestMotiv in Dichtung und Sage. Grundzüge einer Psychologie des dichterischen Schaffens. - 2.Auflage. Leipzig und Wien: Franz Deuticke, 1926. - 652 S. Idem. Psychoanalytische Beiträge zur Mythenforschung. Aus den Jahren 1912 bis 1914. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien - Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922. - 184 S.
" Levy L. Die Sexualsymbolik der Bibel und des Talmuds // Zeitschrift für Sexualwissenschaften. - Bonn: A. Eulenberg und J. Bloch, 1915. - Bd. 1. - Heft. 7: S. 273 - 279. Heft 8: S. 318 - 326. Idem. Sexualsymbolik in der biblischen Paradiesgeschichte // Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften.
- Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. - Bd. V. - S. 16-30. Idem. Sexualsymbolik in der Simsonsage//Zeitschrift für Sexualwissenschaften. - Bonn: A. Eulenberg und J. Bloch, 1917.-Bd. 3.- S. 256-271.
14 Reik T. Das Kainszeichen. Ein psychoanalytischer Beitrag zur Bibelerklämng // Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. -Bd. V. S. 31 - 42. Idem. Psychoanalytische Studien zur Bibelexegese // Ibid. S. 325 - 363. Idem. The creation of woman: A psychoanalytic inquiry into the myth of Eve. New York: Braziller, i960. - 159 p.
15 Groddeck G. Das Buch vom Es: Psychoanalytische Briefe an eine Freundin, - 3. Auflage. - Frankfurt am Main: Ullstein, 1990. - 307 S. Idem. Der Symbolisierungszwang // Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922. -Bd. VUl. - S. 67 - 81.
16 Юнг КГ. Значение отца в судьбе отдельного человека. Пер. с нем. В.А. Белоусова // Психоанализ детского возраста. - М.: ГИЗ, б. г. - С. 63 - 82. Метод толкования сновидений в общем: Юнг КГ. О психологии бессознательного. Пер. с нем. В. Бакусева // Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - С. 27
- 172. Ряд ценных замечаний и толкование символики приводится в следующих сочинениях: Юнг КГ. Об архетипах коллективного бессознательного. Пер. с нем. А.М. Руткевича // Юнг К.Г. Архетип и символ. - M.: Renaissance, 1991, - С. 95 - 128. Его же. Ответ Иову. Пер. с нем. В. Бакусева, В.И. Гараджи. - М.: Канон +, 2006. - 352 с. Его же. Отношения между Я и бессознательным. Пер. с нем. В. Бакусева // Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - M.: Академический проект, 2007. - С. 7 - 147. В общем: Энциклопедия глубинной психологии. В 4 тт. Т. 4: Индивидуальная психология. Аналитическая психология. Пер. с нем. под ред. А.М. Боковикова. - M: Cogito - MGM, 2004. - 588 с.
17 Brasch У. von. Betroffen von Gott // Betroffen von Gott. Beiträge zum Dialog zwischen Theologie und Tiefenpsychologie. - Frankfurt am Main: Haag + Herschen, 1981. - S. 53 - 67. Riedel I. Gottesbilder - Bilder der Seele //Ibid. S. 5-38.
18 Сонди Л. Судьбоанализ. Пер. с нем. А. В. Тихомирова. - М.: Три квадрата, 2007. - 480 с.
19 Bettelheim В. Kinder brauchen Märchen. - 3. Auflage. - München: Deutschen Taschenbuch Verlag, 1980. - 395 S.
20 Клюгер Р.Ш. Глубинная психология в Священном Писании. Пер. с англ. В, Мерщавха и В. Кислкж. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 96 с. Zeligs D.F. Psychoanalytische Randbemerkungen zur Funktion der Bibel // Psychoanalyse und Religion. - Darmstadt Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1977.-S. 176- 179. FingertH.H. Psychoanalytische Studie über den Propheten Jona//Ibid. S. 180- 192.
мы использовали фундаментальные сочинения Поля Рикера21 и известный труд Х.-Г. Гадамера по философской герменевтике22. Общие особенности психологического подхода к библейским текстам и мифу подробно освещаются в трудах A.A. Бюхера23 и Е.М. Мелетинского24, а также в статьях Г. Вера25, Д. Беер26, А. Меня27. К трудам, посвященным проблеме интерпретации библейских текстов в психоаналитической традиции, примыкают работы, в которых рассматриваются общие аспекты психоаналитического понимания
28 29 л
религии и дается его оценка . Они имеют для нас значение, поскольку показывают возможности и границы взаимодействия психоанализа и наук о духе (в частности, религиоведения и этнологии) - взаимодействия, которое существенным образом обогатило психоаналитическую теорию, оказав влияние, в том числе, на психоаналитические исследования библейских текстов и интерпретацию мифов.
Источники, представляющие сближение психологии бессознательного и теологии в историческом плане, также имеют большое значение для нашего
21 РикерП. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. Пер. с фр. И.О. Вдовиной. - М.: Академический проект, 2008. - С. 159 - 300, 589 - 663.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Пер. с нем. М.А. Журинской, С.Н. Земляной, A.A. Рыбакова, И.Н. Буровой. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
23 Bucher A.A. Bibel - Psychologie: psychologische Zugänge zu biblischen Texten. Stuttgart - Berlin - Köln: Walter Kohlhammer - Verlag, 1992. - 200 S.
24 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - 4 издание. - M.: Восточная литература, 2006. - С. 59 - 65,156.
25 Wehr О. Gesichtspunkte zur Bibelauslegung aus der Sicht der analytischen Psychologie // Tiefenpsychologische Ansätze zur Theologie. - Fellbach - Oeffinger: Adolf Bonz -Verlag, 1975. - S. 41 - 61.
26 Беер Д. Психоаналитическая интерпретация Библии. Пер. с нем. Е.В. Рязановой // Альманах. Статьи по религиоведению. - М.: Современные тетради, 2002. - С. 112 - 114.
Мень А. Психоаналитическая интерпретация Библии // Мень А. Библиологический словарь. - M.: Фонд им. А. Меня, 2002. - Т. 2. С. 523 - 526.
28 См.: Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Пер. с нем. В.В. Бибихина // Сумерки ботов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 94 - 142. Его же. Тотем и табу. Пер. с нем. М.В. Вульфа. - Спб: Азбука -классика, 2005. - 256с. Его же. Навязчивые действия и религиозные обряды. Пер. с нем. О. Лежниной // Russian Imago - 2001. Исследования по психоанализу культуры. Сборник статей. - М.: Аграф, 2002. - №1 - С. 23 - 29. Его же. Трудность на пути психоанализа // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. - СПб: Алетейя, 1998. - С. 232 - 241. Фромм Э. Психоанализ и религия. Пер. с англ. A.A. Яковлева // Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 143 - 221. Юнг К.Г. Психология и религия. Пер. с англ. A.M. Руткевича // Юнг К.Г. Архетип и символ. - M.: Renaissance, 1991. - С. 129 - 202. Геррес А. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Человек. - 1997. - №1. - С. 83 - 94; №2. - С. 113 - 117. Reik Т. Dogma und Zwangsidee. Eine psychoanalytische Studie zur Entwicklung der Religion. -Leipzig - Wien - Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1927. - 163 S. Idem. Die Pubertätsriten der Wilden // T. Reik. Das Ritual. Psychoanalytische Studien. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien - Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1928. - S. 90 -135.
25 См., например: Ранк О. Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. Пер. с нем. M. Кобылинской. - СПб: Попов, 1913. С. 91 - 107. Малиновский Б. Секс и вытеснение в обществе дикарей. Пер. с англ. Н. Микшиной. -М: Издательский дом Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2011. - 224 с. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. Пер. с англ. A.A. Казанкова, A.A. Велика. - М.: ОГИ, 2004. - С. 8, 48-50.
исследования. Непосредственно идеи Древермана в этих работах не рассматриваются, однако они важны для нас, поскольку дают представление об истоках и развитии диалога психоанализа и теологии, который получает новые импульсы для своего развития на страницах работ Древермана. В этом отношении особенно показательны работы О. Пфистера30, идеи которого оказали существенное влияние на развитие пастырской психологии и душепопечения в XX веке, в том числе и на Древермана. Основания сближения учения Фрейда и душепопечения были одной из важнейших тем в работах современника Пфистера психоаналитика К. Мюллер-Брауншвейга31. Интерес представляют работы К.Г. Юнга, в которых он подчеркивает важность взаимодействия психоанализа и пастырского душепопечения для более полного анализа душевной жизни современного человека и помощи в его борьбе с трудностями жизненного пути, в его попытках отыскать ответ на вопрос о причинах его внутренней неуверенности и беспокойства32. Большое значение в нашем контексте имеют труды известного последователя Юнга психолога И. Рудина, который отмечает общие моменты в работе психотерапевта и духовника. В качестве одной из важнейших проблем современного человека Рудин называет страх и абсолютизацию относительных ценностей33. До Рудина
30 Pflster О. Das Christentum und die Angst - 2. Auflage. - Ölten und Freiburg im Breisgau.' Walter - Verlag, 1975. -530 S. Idem. Analytische Seelsorge. Einführung in die praktische Psychoanalyse für Pfarren und Laien. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1927. - 145 S. Idem. Die psychoanalytische Methode. Eine erfahrungswissenschaftlich -systematische Darstellung. - 3. Auflage. - Leipzig: Julius Klinckhardt,1924. - 600 S. Idem. Die Entwicklung des Apostels Paulus. Eine religionsgeschichtliche und psychologische Skizze // Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften. - Leipzig - Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919. -Bd. V. - S. 243 - 290. Idem. Die Illusion einer Zukunft. Eine freundschaftliche Auseinandersetzung mit Prof. Dr. Sigm. Freud // Imago. - Leipzig - Wien, 1928. - Bd. XIV. - S. 149 - 184. Idem. Die primären Gefühle als Bedingungen der höchsten Geistesfunktionen // Imago. - Leipzig - Wien, 1922. - Bd. \'1П. - S. 46 - 53. Idem. Die Frömmigkeit des Grafen Ludwig von Zinzendorf. Ehe psychoanalytische Studie. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien: Franz Deuticke, 1925. Idem. Psychoanalyse // Die Religion in Geschichte und Gegenwart: Handwörterbuch für Theologie und Religionswissenschaft. Bd. 4. -Tübingen: Verlag von J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1930. - S. 1634 - 1638. См. также: Freud S. / Pflster О. Briefe 1909- 1939.-Frankfurt am Main: S. Fischer - Verlag, 1963.-128 S.
31 MüIIer-Brauitschweig C. Das Verhältnis der Psychoanalyse zu Ethik, Religion und Seelsorge. - Mecklenburg, 1927. - 72 S. Здесь, помимо прочего, Мюллер - Брауншвейг предпринимает интересную попытку показать сходство психоаналитического учения и религиозных представлений.
32 Юнг К.Г. Об отношении психотерапии к спасению души. Пер. с нем. В. Тернна // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. - М.: Олимп, ACT - ЛТД, 1998. - С. 48 - 74. Его же. Психоанализ и спасение души. Пер. с нем. В. Терина // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. - М.: Олимп, ACT - ЛТД, 1998. - С. 75 - 83. См. анализ воззрений Юнга по этой проблеме: Bemet W. C.G. Jung und Theologen // C.G. Jung im Leben und Denken unserer Zeit. Vorträge zum 100. Geburtstag. - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter - Verlag, 1975. - S. 72 - 87.
33 Rudin J. Psychotherapie und Religion. Seele - Person - Gott - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag, 1960. - 232 S.
эти проблемы получили подробное освещение в работах известного психоаналитика В. Дайма34. У него мы находим, в частности, сопоставление процесса исцеления человека в психоанализе и религиозной (христианской) идеи спасения. Интересна также небольшая работа А. Герреса, в которой он обращается к проблеме символов человеческой души, - одной из наиболее существенных проблем для Юнга и Рудина, - и в связи с этим останавливается на образе Бога, рассматривая его с точки зрения глубинной психологии35. Важными представляются идеи выдающегося психолога и философа Эриха Фромма о единстве задач психоаналитической работы и пастырской «заботы о душе»36, близкие взглядам Р. Мэя, одного из известных современных представителей экзистенциального психоанализа37. Для более полного анализа этого круга вопросов имеет значение работа известного юнгианца, теолога В. Уайта, где он анализирует понятие души и его связи с понятием психики, которое разрабатывает современная психология. Здесь он рассматривает как теоретические (исследование символа и ритуала), так и практические (применение идей Юнга в пастырской работе) перспективы взаимодействия психологии бессознательного и теологии38. В этом направлении работает американский психолог Э. Биддл39.
Из более современных источников по нашей проблеме и связанным с ней вопросам можно отметить фундаментальную работу И. Баумгартнера, в которой рассматривается история пастырской психологии и дается очерк ее современного состояния, в том числе анализируются ее связи с многочисленными направлениями современной психологии, в частности, с психоанализом. В этом контексте Баумгартнер дает оценку идей Древермана,
34 Dairn W. Umwertung der Psychoanalyse. - Wien: Verlag Herold, 1951. - 364 S. Idem. Tiefenpsychologie und Erlösung. - Wien: Verlag Herold, 1954. - 363 S.
35 GärresA. Gesichtspunkte der Tiefenpsychologie // Wer ist das eigentlich - Gott? - München: Kösel - Verlag, 1969. -S. 25-33.
36 Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 185-207.
37 См.: Мэй Р. Религия и душевное здоровье // Урания. - 1994. - № 3. - С. 39 - 44.
38 White V. Soul and Psyche. An Enquiry into the Relationship of Psychotherapy and Religion. - London: Collins and Han-ill Press, 1960.-312 p.
39 Biddle E.V/. Integration of religion and psychiatry. - New York: Collier Boob, 1962.-188 p.
касаясь преимущественно его подхода к интерпретации библейских текстов40. Известный голландский теолог А. Хаутепен в своем фундаментальном сочинении «Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры»41 затрагивает критику некоторых традиционных представлений о Боге у Древермана, которую можно считать одним из важнейших оснований свободомыслия. К числу источников по нашей теме можно отнести также литературу более общего характера, монографии, статьи, написанные выдающимися психологами религии и психотерапевтами и посвященные проблеме сближения психологии и душепопечения. Одной из первых работ в этом направлении стал труд известного психолога религии начала XX века Г. Вундерле, где проблеме взаимодействия психологии и теологии также уделено внимание42. В работе К. Стерна43, написанной в более позднее время, рассматриваются основные позиции сближения психоанализа (имеется в виду прежде всего учение Фрейда) и теологии, обзорная энциклопедическая статья Ф. Крауснера дает достаточно полное представление об интеграции психологии и теологии в историческом аспекте44. К этим сочинениям примыкают работы по отдельным аспектам душепопечения К. Йорнса45 и К. Винклера46.
В отечественной науке, за исключением информативной статьи Е.В. Рязановой (Е.В. Орел)47, в которой подход Древермана анализируется в историческом контексте, работ, посвященных анализу концепции О. Древермана, нет. Достаточно подробно разработаны только общие аспекты
40 Baumgartner I. Pastoralpsychologie. Einführung in die Praxis heilender Seelsorge. - Düsseldorf: Patmos - Verlag. 1990. - 703 S.
41 Хаутепен А. Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры. Пер. с голл. М. Пинкэ, М. Кузнецова. - М.: ББИ им. Св. Апостола Андрея, 2008. - 517 с.
42 Wunderle G. Einführung in die moderne Religionspsychologie. München: Kösel & Pustet, 1922. -140 S.
43 Stern K. The Third Revolution. A study of psychiatry and religion. - New York: Harcourt, Brace and Company, 1954.-306 p.
44 Krausner S.Z. Psychiatry: The Religion - Psychiatry Movement // International Encyclopedia of the Social Sciences. - New York: The Macmillan Company & The Free Press, 1968. -p. 632 - 638.
45 Jörns K.-P. Von Entfremdung zu Integration. Wie antwortet Seelsorge auf die Frage nach dem Sinn des Leben? // Wege zum Menschen. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1989. - Jg. 41. - S. 470 - 478.
44 Winkler K. Angstbewältung als praktisch - theologisches Problem // Wege zum Menschen. - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1995.-Jg. 47. - S. 152-164.
47 Рязанова E.B. Священник Ойген Древерманн и некоторые проблемы проникновения психологии в католическую Церковь // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. - 1998. -№1 -2.-С. 105- 112.
проблематики нашего исследования. Положение психоанализа в ряду других направлений психологии и некоторые существенные аспекты его взаимодействия с науками о человеке раскрыты в сочинениях видных советских психологов - Л.С. Выготского48 и А.Р. Лурии49. Однако в них не уделяется существенного внимания нашему вопросу. В этом отношении нам представляется важной работа С.Л. Рубинштейна, который проанализировал причины проникновения психоаналитического учения в теологию с точки зрения внутренних особенностей самого психоанализа50. Процесс интеграции психоанализа и теологического знания, его истоки и современное состояние был предметом тщательного анализа в работах М.А. Поповой51. Глубокий анализ причин и исторического развития этого процесса в различных направлениях психоанализа дает в своих работах A.M. Руткевич52. Проблема взаимодействия психологии религии и теологии была рассмотрена в историческом аспекте в работах И.Н. Букиной53. Философские и социальные предпосылки сближения психологии и теологии раскрыты в работах Л. Екентайте54 и в статье B.C. Старовойтова, которая содержит подробный анализ отношения известных психоаналитиков к религии и затрагивает важный с точки зрения философии и методологии науки вопрос о научном статусе психоанализа55. В этом отношении интересна также небольшая статья В.М.
48 Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Методологическое исследование // Выготский Л. С. Собрание сочинений. 6 тт. Т. 1. -М.: Педагогика, 1982.-С. 291 -437.
49 Лурия А.Р. Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. - Казань: Типография «Красный печатник», 1923. - 50 с.
!0 Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1959. -354 с.
" Попова М.А. Фрейдизм и религия. - M.: Наука, 1985. - 199 с. Ее же. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). - М.: Мысль,1973. - 261 с. Ее же. Фрейд и его современные религиозные интерпретаторы // Вестник Московского университета. - Серия 8. Философия. -1975. - № 2. - С. 62 - 73. Ее же. Бог и бессознательное у Карла Юнга // Наука и религия. - 1978. - № 1. - С. 23 - 27. Ее же. Психоанализ и религия // Современная буржуазная философия и религия. - М.: Мысль, 1977. - С. 91 - 138. Ее же. Сквозь призму психоанализа // Наука и религия. - 1977. - № 3. - С. 56 - 59; № 4 - С. 65 - 69.
52 Руткевич А.М. Психоанализ и религия. - М.: Знание, 1987. - 64 с. Его же. Фрейд и проблема Бога // Вопросы философии. - 1982. - №3. - С. 145 - 148.
Букина И.Н. Буржуазная психология религии и теология //' Вопросы философии и психологии. - Выпуск 2. -Л.: Издательство ЛГУ, 1968. - С. 104 - 108. Букина КН., Попова М.А. Возникновение и развитие буржуазной психологии религии// Вопросы научного атеизма. Выпуск 11. -М.: Наука, 1971. - С. 113 - 147.
54 Екентайте Л. Фрейдизм и современное христианство // Вопросы философии. - 1976. - №11. - С. 150 - 157. Ее же. Современный католицизм и фрейдизм // Католицизм и современная идеологическая борьба. - Вильнюс, 1975.-С. 209 - 219.
55 Старовойтов В. В. Психоанализ и религия // История философии. - 2005. - № 12. - С. 63 - 88.
Лейбина по психоаналитической теории религии56. Несомненный интерес для исследователя представляет труд В.И. Майского57, который одним из первых в отечественной науке проанализировал причины основания союза психоанализа и теологии и показал его связь с особенностями фрейдистского психоанализа, а также работы М.А. Рейснера58, Г.А. Гурева59, А.Т. Лукачевского60 и Ф. Т. Михайлова61, в которых подробно рассматривается психоаналитическая теория религии, раскрываются ее основные положения и противоречия.
Объект исследования.
Объектом данного диссертационного исследования являются работы О. Древермана, в которых нашла отражение его теолого-психологическая концепция.
Предмет исследования.
В качестве предмета исследования выступают основные положения теолого-психологической концепции О. Древермана.
Цель исследования.
Целью исследования является адекватная реконструкция и анализ теолого-психологической концепции Ойгена Древермана.
Задачи исследования.
Для реализации поставленной цели нами решаются следующие задачи:
- Раскрыть историко-научные предпосылки, на которых базируется концепция Ойгена Древермана;
- Представить адекватную реконструкцию, анализ и оценку разработанного Древерманом психоаналитического подхода к исследованию библейских текстов;
и Лейбин В. М. Вера и разум // Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. - М.: Канон +, 2008. - С. 285 -291.
57 Майский В.И. Фрейдизм и религия. Критический очерк,- М.: Безбожник, 1930. - 86 с.
58 Рейснер М.А. Фрейд и его школа о религии // Печать и'революция. - М.: ГИЗ, 1924. - № 1. - С. 40 - 60; № 3(2).-С. 81 - 106. Его же. Нужна ли нам вера в Бога? - М.: Красная Новь, 1923,- 128 с.
59 ГуревГЛ. Религия в свете фрейдизма// Антирелигиозник. -1929. -№1,-С. 40-60.
мЛукачевский А.Т. Происхождение религии: Обзор теорий. -М.: Безбожник, 1929.-126 с.
61 Михайлов Ф.Т. Бог «антихриста» Фрейда // Антология российского психоанализа. Под. Ред. В. И. Овчаренко,
В. М. Лейбина. В 2 тт. T.l. -М.: Флинта, 1999. - С. 799 - 805.
- Рассмотреть теоретические и практические перспективы, которые открывает интеграция психоанализа и теологии, в частности, показать ее связь со свободомыслием Древермана.
Научная новизна диссертации.
1. Данная работа представляет собой первое в отечественной науке систематическое исследование идей немецкого теолога и психоаналитика Ойгена Древермана. В отечественный научный оборот вводится целый ряд ранее не исследованных текстов: это, прежде всего, работы самого Древермана (такие как «Структуры зла» и «Психоанализ и моральная теология»), а также труды его предшественников - выдающихся представителей психоаналитического движения, посвященные психоанализу религии и культуры.
2. В нашей работе мы проследили развитие основной идеи Древермана о взаимодействии психологии бессознательного и теологии и выявили несколько ключевых аспектов ее реализации. Такой анализ дает возможность представить процесс взаимодействия психологического знания и теологии на современном этапе и открывает перспективы для дальнейших исследований в этом направлении.
3. В работе показана связь теолого-психологической концепции Древермана и его свободомыслия (антиклерикализма). Опираясь на психологические знания, которые позволяют ему обозначить наиболее острые проблемы современного человека, Древерман приходит к свободомыслию, к критической оценке положения дел внутри католической церкви. По мысли Древермана, церковь не может предложить адекватных средств помощи человеку, а ее структура, закрытая и консервативная, только способствует еще большему углублению его внутреннего кризиса. Ярким примером, которым Древерман поясняет эту мысль, является состояние клирика.
Теоретическое и практическое значение диссертации.
Теоретическое значение настоящего исследования состоит в том, что его материалы и результаты могут быть использованы в религиоведческих
исследованиях, посвященных проблемам психологии религии, анализу современной ситуации в западной теологии, в исследованиях по библейской герменевтике, по философской антропологии и в психологических исследованиях, посвященных современным направлениям в психологии бессознательного.
Практическое значение диссертационной работы определяется тем, что ее результаты могут быть полезны при написании учебных пособий по истории и психологии религии. Диссертационная работа содержит материалы, которые могут быть использованы при разработке спецкурсов по психологии религии и библеистике.
Методологическая основа исследования.
Методология исследования определяется его целью и задачами. Одним из важнейших методов нашего диссертационного исследования является сравнительно-исторический анализ, который позволяет раскрыть предпосылки концепции Древермана и на этом фоне показать своеобразие его идей. К числу основных методов нашего исследования можно отнести также аналитический (анализ сочинений Древермана и его идейных предшественников), дескриптивный методы и метод каузального анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Реализованный в работах Древермана подход к анализу библейских текстов, предполагающий синтез традиционной католической экзегетики и психологии бессознательного, опирается на достаточно обширную традицию, представленную трудами школы 3. Фрейда, К.Г. Юнга и других видных психологов XX в., а также на опыт использования психологии в традиции пастырского душепопечения.
2. Ядром антропологической концепции Древермана, дающим ключ к пониманию его позиции в целом, является психоаналитическое учение о грехе, о связи греховности с невротическим страхом и о невротическом поражении способности человека к любви.
3. В основе развиваемого Древерманом свободомыслия лежит обновленная концепция человека, которая заставляет его критически оценить целый ряд традиционных установок католицизма, что ведет к глубокому конфликту между ним и официальной церковью. Требуя обновления официальной церковной доктрины, Древерман отстаивает ценности свободы личности, душевного и духовного здоровья человека, его самостоятельности и зрелости, что находит отклик и понимание у многих немецких католиков, обеспечивает Древерману влияние на умы широких масс верующих и позволяет ему занять заметное место в религиозной жизни современной Германии.
Апробация диссертационной работы.
Основные положения и результаты исследования были представлены на следующих научных конференциях, в том числе международных:
XV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Москва, 10 апреля 2008 года (доклад - «Опыт психоаналитической интерпретации библейского повествования Ойгеном Древерманом»),
Вторая международная научная интернет-конференция по религиоведению «Сравнительное религиоведение: от предмета к проблеме» (01 октября - 01 декабря 2008 года) (доклад - «Сравнение религий как метод в рамках психоаналитической интерпретации библейского текста»).
XVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Москва, 13-18 апреля 2009 года (доклад - «Появление греха в библейской истории: попытка психологического понимания (по работе О. Древермана: «Структуры зла»).
Научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения». Москва, 10 - 11 апреля 2009 года (доклад - «Ойген Древерман: краткое введение»).
III Совместная научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения». Москва, 18 -19 марта 2011 года (доклад - «О
некоторых особенностях психоаналитического подхода к библейским текстам»).
XVIII Ежегодная научная конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов «Сретенские чтения». Москва, 25 февраля 2012 года (доклад -«Ойген Древерман и его взгляд на проблемы взаимодействия психологии и теологии»).
IV Межвузовская научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения». Москва, 30-31 марта 2012 года (доклад -«Проблема интеграции психоанализа и теологии в трудах Ойгена Древермана»),
XIX Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «ЛОМОНОСОВ». Москва, 10 - 13 апреля 2012 года (доклад - «Вопросы свободомыслия в трудах Ойгена Древермана»).
Первый Конгресс российских исследователей религии «Религия в век науки». Санкт - Петербург, 15-17 ноября 2012 года (доклад - «Ойген Древерман и его проект интеграции глубинной психологии и теологии»).
Научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Философия в XXI веке. Новые стратегии философского поиска». Москва, 4-5 декабря
2012 года (доклад - «Исследователи советского периода о сближении психологии бессознательного и религии»).
XX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Москва, 11 апреля 2013 года (доклад - «Сближение психоанализа и теологии: объединение противоположностей или ожидаемая встреча?»).
V Семинар по истории отечественного религиоведения. Москва, 15 апреля
2013 года (доклад - «Психоанализ и религия: взгляд советских исследователей»).
Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Основные положения
диссертации отражены в публикациях, список которых приведен в конце автореферата.
Структура диссертации.
Диссертационное исследование состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения. Объем диссертации - 194 страницы. Библиография насчитывает 159 наименований, из них 79 - на иностранных языках.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность и новизна темы исследования, формулируются объект и предмет исследования, его цель и задачи, определяется его методологическая основа, рассматривается степень разработанности темы в отечественной и иностранной литературе, а также раскрывается теоретическое и практическое значение диссертационного исследования.
В первой главе диссертации раскрываются основные предпосылки формирования концепции Древермана.
В первом параграфе первой главы дается представление об основных моментах развития подхода к исследованию библейских текстов в рамках психологии бессознательного и его особенностях. Для этого нами проводится сравнительный анализ трудов Фрейда, Абрахама, Ранка, Гроддека, Леви, Райка, Юнга, Сонди, посвященных психоанализу культуры и религии, и делается вывод о сходствах и различиях в их подходе к интерпретации библейских текстов.
Во втором параграфе первой главы охарактеризованы основные исторические предпосылки сближения психологии бессознательного и теологии. Анализируются взгляды Пфистера, Мюллера-Брауншвейга, Рудина, Дайма, Юнга, Фромма и других психоаналитиков, в трудах которых развивается идея сходства проблем и задач психологии бессознательного и пастырского душепопечения. Особое внимание уделяется критическим исследованиям этой проблемы в трудах выдающихся советских религиоведов и
психологов религии, таких как Рейснер, Лукачевский, Майский, Букина, Попова, Екентайте, Руткевич. Фиксируются основные расхождения между исследователями в вопросе о предпосылках сближения психологии бессознательного и теологии. Раскрывается мысль о том, что, с одной стороны, оно стало возможным вследствие того, что перед психологом и духовным пастырем в современных условиях стоит задача помочь человеку в его борьбе с душевными недугами, а, с другой, - вследствие внутреннего развития самой психоаналитической теории в ее взаимодействии с науками о духе.
Во второй главе раскрывается идея интеграции психологии бессознательного и теологии в трудах Древермана и показывается ее центральное значение для дальнейшего развития идей Древермана.
В первом параграфе второй главы мы рассматриваем психоаналитический подход к исследованию библейских текстов в трудах Древермана и показываем его фундаментальное значение для развития теолого-психологической концепции немецкого мыслителя. С этой целью мы подробно анализируем основные сочинения Древермана по этому кругу вопросов («Структуры зла» и «Глубинная психология и экзегеза») и на их примере раскрываем основные особенности данного подхода. Мы указываем также перспективы, которые открывают исследования Древермана в этом направлении. В частности, мы говорим о том, что исследование текста книги Бытия 2-11 приводит Древермана к более глубокому пониманию феномена страха как основного изъяна человеческой природы, возникшего в момент грехопадения первых людей. Эту мысль, которую разрабатывал в своих сочинениях Серен Кьеркегор, Древерман считает одним из оснований своей концепции и творчески разрабатывает ее в русле психологии бессознательного. Последний аспект раскрыт также во фрагментах из «Структур зла», которые приведены в Приложении к нашему диссертационному исследованию.
Во втором параграфе второй главы мы раскрываем конкретное содержание проекта интеграции психологии бессознательного и теологии в трудах Древермана. Рассматривается ряд проблем моральной и практической
теологии, которые затрагивает в своих работах немецкий мыслитель и для которых он пытается предложить собственное решение. Последовательно переосмысливая эти проблемы, Древерман приходит к возможности объединения теологического и психологического знания на основе единства стоящей перед ними практической задачи - помощи человеку, восстановления целостности человеческой личности и открытия в ней новых источников духовного развития. Нами раскрывается также философский аспект этих идей Древермана.
В третьей главе мы рассматриваем психологический подход Древермана к проблемам свободомыслия.
В первом параграфе третьей главы мы подробно анализируем психологический портрет клирика католической церкви, который создал Древерман в своих работах. На конкретных примерах, приводимых в исследовании, мыслитель раскрывает основные особенности клерикального сознания, показывая его противоречивость и внутреннюю связь с условиями жизни и деятельности клирика. Древерман говорит о замкнутости и консервативном характере церковной системы, о подавлении в ней базовых человеческих стремлений и как следствие о вынужденном отказе клирика от удовлетворения наиболее значимых для человека потребностей (таких, как, например, потребность любви или самореализации). При этом, на наш взгляд, Древерману не удается убедительно обосновать идею о том, почему человек, жизнь которого в ранние годы была сложной, чаще всего становится клириком. Для этого утверждения, связанного с некоторыми особенностями психоаналитической теории, мы не находим достаточных оснований в работах Древермана.
Во втором параграфе третьей главы мы обращаемся к темам, развивающим основные тенденции свободомыслия немецкого мыслителя. В этой связи нами рассматривается подход Древермана к наиболее важным проблемам современного человечества. Среди них наш мыслитель особенно выделяет экологические проблемы, а также проблему отчуждения и культа
денег в современном обществе. Древерман полагает, что все они суть выражения более масштабного «кризиса бездуховности», и вызваны причинами духовного порядка, которые сформировались довольно давно, однако их последствия в полной мере мы начинаем ощущать только в настоящее время. В качестве одного из наиболее ярких примеров в этом отношении Древерман рассматривает христианский антропоцентризм, ставший объектом серьезной критики в его трудах. По его мысли, современная христианская теология не может игнорировать эту критику.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования. Мы подчеркиваем, что исследование идей Древермана дает возможность понять те перспективы, которые открывает интеграция теологии и психологического знания на современном этапе, и отмечаем, что в этой связи было бы интересно более подробно рассмотреть проблему интеграции психологии бессознательного (ее различных направлений) и теологии в целом. Это могло бы стать предметом отдельного исследования, где развитие современной христианской теологии было бы представлено под новым углом зрения. Предпринятый нами анализ идей Древермана вносит свой вклад в разработку этого вопроса. С другой стороны, работы Древермана затрагивают сложные и то же время интересные проблемы психологической герменевтики, в частности, вопрос об определении границ психоаналитической интерпретации текстов и, в более общем плане, о границах применения психоаналитического метода к исследованию культурных явлений. Древерман подходит к этим вопросам, но не дает на них точного ответа. Разработка этого проблемного поля затрагивает фундаментальные вопросы психоанализа религии и культуры и представляет значительный интерес для современной психологии религии.
В Приложении дается перевод 4 и 5 глав 2 тома книги Ойгена Древермана «Структуры зла».
III. ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Статьи в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Дамте Д.С. Психоанализ в деле пастырского служения: сравнительный анализ подходов Оскара Пфистера и Ойгена Древермана // Вестник Московского университета. Серия 7 «Философия». - 2013. - № 1. - С. 73 - 86 (0,6 п.л.).
2.Дамте Д.С. Исследователи советского периода о сближении психологии бессознательного и теологии // Вестник ПСТГУ. Серия 1 «Богословие. Философия». - 2013. - № 3 (47). - С. 101 - 111. (О, 5 пл.).
3. Дамте Д.С. Проблемы психологии религии в трудах Ойгена Древермана // Религиоведение. - 2013. - № 2. - С. 162 - 169 (0,4 п.л.).
Прочие публикации:
4. Дамте Д.С. Опыт психоаналитической интерпретации библейского повествования Ойгеном Древерманом // XV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Философия, политология, религиоведение». Материалы конференции (10 апреля 2008 г.) / Под ред. A.A. Скворцова, П.Н. Костылева, А.В.Федякина; Сост. A.B. Воробьев. - М.: Издательство «Социально - политическая МЫСЛЬ», 2008. - С. 309 - 311. (0,1 п. л.).
5. Дамте Д.С. Появление греха в библейской истории: попытка психологического понимания (по работе О. Древермана «Структуры зла») // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2009. - ISBN 978-5317-02774-2 (ОДп.л.).
6. Дамте Д.С. Ойген Древерман: краткое введение // Научная конференция «Проблемы исторического и теоретического религиоведения» 10-11 апреля 2009 года. - М„ 2009. - С. 229-236. (0,4 п.л.).
7. Дамте Д.С. О некоторых особенностях психоаналитического подхода к библейским текстам // Точки (Puncta). № 1-2, 2011 г. Материалы Научной конференции «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Москва, 18-19 марта 2011 года. - М.: Институт Св. Фомы, 2011. - С. 235-238.
(0,2 пл.).
8. Дамте Д.С. Вопросы свободомыслия в трудах Ойгена Древермана // Материалы Международного молодежного научного форума «JIOMOHOCOB-2012» / Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2012. - ISBN 978-5-317-04041-3 (0,1 пл.).
9. Дамте Д.С. Ойген Древерман и его взгляд на проблемы взаимодействия психологии и теологии // Материалы XVIII Ежегодной научной конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Сретенские чтения». Москва, 25 февраля 2012 года // http://www.sfi.ru/statia/oigen-dreverman-i-ego-vzgliad-na-problemv-vzaimodeistviia-psikhologii-i-teologii/ (0,4 пл.).
10. Дамте Д.С. Некоторые подходы к психоаналитической интерпретации Библии // Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности: Вып. VII / Под ред. Скворцова A.A., Костылева П.Н. - М.: МАКС Пресс, 2012. - С. 280 - 290. (0,5 пл.).
11. Дамте Д.С. Проблема интеграции психоанализа и теологии в трудах Ойгена Древермана // Точки (Puncta). № 1-4, 2012 г. Материалы Совместной научной конференции «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Москва, 30-31 марта 2012 года. - М.: Институт Св. Фомы, 2012. - С. 286 - 290. (0,2 пл.).
12. Дамте Д.С. Сближение психоанализа и теологии: объединение противоположностей или ожидаемая встреча? // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В.Чистякова. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2013. - ISBN 978-5-317-04429-9 (ОДп.л.).
Отпечатано в ООО «Издательство Спутник+» ЦД № 1 -00007 от 26.09.2000 г. Подписано в печать 15.11.2013 г. Тираж 120 экз. Усл. п.л. 1,25 Печать авторефератов (495)730-47-74,778-45-60
Текст диссертации на тему "Теолого-психологическая концепция Ойгена Древермана"
Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова
ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
На правах рукописи
04201365690
ДАМТЕ ДАВИД СОЛОМОНОВИЧ
ТЕОЛОГО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОЙГЕНА ДРЕВЕРМАНА
Специальность: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Орел Е. В.
Москва-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................................3
Глава первая. Предпосылки формирования теолого-психо логической
концепции Ойгена Древермана................................................... 17
§ 1. Основные этапы развития психоаналитического подхода к интерпретации
библейских текстов....................................................................17
§ 2. Исторические предпосылки сближения психологии бессознательного и
теологии..................................................................................37
Глава вторая. Проект интеграции психологии и теологии в трудах Ойгена
Древермана..............................................................................59
§ 1. Психоаналитическая интерпретация библейских текстов как основание
теолого-психологической концепции Ойгена Древермана....................59
§ 2. Подход Древермана к проблемам взаимодействия психологии
бессознательного и теологии........................................................79
Глава третья. Элементы свободомыслия в отношении религии в трудах
Древермана................................................................................99
§ 1. Психоаналитическое исследование внутреннего мира клирика.........99
§ 2. Человек и окружающий мир: еще один аспект свободомыслия Древермана...............................................................................118
Заключение.............................................................................129
Библиография..........................................................................134
Приложение. Перевод: Ойген Древерман. Структуры зла. Том 2. Часть А. Главы 4 (фрагменты) и 5................................................................149
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Ойген Древерман (род. в 1940 г.) - известный католический теолог. Он является последователем психологического подхода, который приобретает все большее значение в современных науках о духе. В своих работах Древерман стремится преодолеть разрыв между психологией и теологией. Для этого он, с одной стороны, развивает психологический подход в герменевтике, объединяя при этом разработки различных направлений психологии бессознательного. С другой стороны, психологические знания Древерман использует в пастырской работе, пытаясь найти средства психологической помощи современному человеку в его борьбе со страхами и неврозом. Проблемы свободомыслия в трудах Древермана также рассматриваются с психологической точки зрения.
Идеи Ойгена Древермана имеют большой резонанс в широких общественных кругах. Его яркие и запоминающиеся выступления собирают огромные аудитории. Древерман постоянно находится в поле зрения журналистов. Одной из наиболее важных причин такого интереса к взглядам Древермана является актуальность затрагиваемых им в своих работах и выступлениях тем. Среди них такие важные для современной философии вопросы, как источники страха и его роль в жизни человека, значение веры в человеческой жизни, отношение современного человека к окружающему миру, межличностные отношения, войны и ряд других общественных проблем. Заметим, что идеи Древермана неоднократно подвергались критике в клерикальных кругах. Отрицательное отношение консервативно настроенных коллег и церковных иерархов вызвано тем, что идеи Древермана далеко не всегда согласуются с официальной позицией католицизма. Целый ряд идей Древермана можно отнести к традиции свободомыслия.
В настоящее время идеи Древермана в отечественной науке практически не исследованы. Целостное исследование теолого-психологической концепции Древермана на данный момент отсутствует. Наша работа призвана восполнить
этот пробел, указав истоки и содержание основной идеи Древермана о единстве теологического и современного гуманитарного знания, представленного психологией бессознательного.
Степень научной разработанности темы.
Работ, посвященных анализу идей Древермана, в западной науке довольно много. Их можно сгруппировать по нескольким основным направлениям. Есть работы, в которых теолого-психологическая концепция Древермана рассматривается в связи с оказавшими на Древермана решающее влияние философской (экзистенциализм) и психоаналитической традициями. К числу наиболее значительных в этом отношении работ следует отнести фундаментальную монографию Бернхарда Ланга, посвященную психоаналитическому подходу к библейским текстам в трудах Древермана1, и не менее важную статью того же автора, в которой намечена связь идей Ойгена
л
Древермана и известного психоаналитика пастора Оскара Пфистера . Глубокий анализ идей Древермана в связи с их философскими и антропологическими
у
предпосылками дает в своих работах Т. Шнельцер . Содержательный анализ теолого-психологической концепции Древермана проводится в работах его главных критиков. К их числу относится, например, известный теолог В. Каспер -в своей статье он проводит критический анализ взглядов Древермана с точки зрения христологии4 - и известные экзегеты, такие как Г. Лофинк и Р. Пеш5. Ценный материал содержат критические работы A.A. Бухера, в которых рассматривается психоаналитический подход к исследованию библейских текстов (преимущественно в работах Фрейда и Юнга), и в этой связи проводится
1 Lang B Die Bibel neu entdecken Drewermann als Leser der Bibel - München Kosel - Verlag, 1995 - 239 S
2 Lang B Ein therapeutisches Christentum Oskar Pfister und Eugen Drewermann // Archiv für Religionspsychologie Organ der Internationaler Gesellschaft für Religionspsychologie und Religionswissenschaft - Gottingen Vandenhoeck & Ruprecht, 1997 - Bd 22 - S 116-135
3 Schnelzer T Psychotherapie und Offenbarung bei Eugen Drewermann // Archiv für Religionspsychologie Organ der Internationaler Gesellschaft für Religionspsychologie und Religionswissenschaft - Gottingen Vandenhoeck & Ruprecht, 2000 -Bd 23 -S 196-208 Idem Tiefenpsychologie // Lexikon für Theologie und Kirche - Freiburg - Basel - Wien Herder-Verlag, 2006 - Bd 10 - S 25-29
4 Kasper W Tiefenpsychologische Umdeutung des Christentums9 // Quaestiones Disputatae - Freiburg - Basel - Wien Edition Herder, 1988 -S 9-25
5 Lohfink G Pesch R Tiefenpsychologie und kerne Exegese Eme Auseinandersetzung mit Eugen Drewermann - Stuttgart
Verlag Katholischer Bibelwerk, 1987 - 112 S
критический анализ основополагающих идей Древермана6. В этом отношении также интересна работа Л. Вахингера, посвященная анализу психоаналитического подхода к интерпретации библейских текстов в одной из важнейших работ Древермана «Глубинная психология и экзегеза». Здесь Вахингер отмечает связь этого подхода с целями аналитического душепопечения7. В этом направлении написаны работы Т. Шаля и С. Дунде, в которых рассматривается вопрос о соотношении психоанализа и практики душепопечения, и в этой связи дается
о
оценка идей Древермана . Кроме того, существует целый ряд критических работ -рецензий на основные труды Древермана, где были отражены основные пункты полемики, развернувшейся вокруг его идей9.
Одна из важных задач нашего исследования состоит в том, чтобы показать развитие идей Древермана и раскрыть их исторические предпосылки. В связи с этим для нас особенно важны работы исследователей, развивавших психоаналитический подход к анализу библейских текстов, который приобретает большое значение у Древермана. Элементы этого подхода мы можем найти уже в трудах Фрейда, который стремился применить созданный им психоаналитический метод исследования к анализу сказок, мифов и сновидений10. Развитие идей Фрейда в этом направлении мы находим в трудах его разносторонне образованных учеников. Они активно применяли идеи Фрейда к исследованию мифов, мировой художественной литературы, библейских текстов, показывая
6 Bucher A.A. Bibel - Psychologie: psychologische Zugänge zu biblischen Texten. Stuttgart - Berlin - Köln: Walter Kohlhammer - Verlag, 1992. - 200 S. Idem. Tiefenpsychologie und Exegese? Anmerkungen zum Psychologiekonzept Eugen Drewermanns // Herder - Korrespondenz. Monatshefte für Gesellschaft und Religion. - Freiburg - Basel - Wien: Edition Herder, 1988. - Jg. 42. S. 114 - 118.
7 Wachinger L. Exegese, Glaube, Tiefenpsychologie. Zu Eugen Drewermanns «Tiefenpsychologie und Exegese» // Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift für das Geistesleben der Gegenwart. - Freiburg: Herder-Verlag, 1987. - Jg. 112. Hf. 10. - S. 701 - 712. См. также: Wachinger L. Bilder von Erlösung. Zu Eugen Drewermanns «Markusevangelium» // Stimmen der Zeit. - Freiburg: Herder - Verlag, 1990. - Jg. 115. Hf. 4. - S. 278 - 281.
8 Schall T. U. Seelsorge/Pastoralpsychologie II Wörterbuch der Religionspsychologie. - Güterloh: Verlag - Haus Mohn, 1993. - S. 258 - 269. Dunde S.R. Psychotherapie II Ibid. S. 219 - 228.
9 См.: Barth H.—M. Gottes Wort ist dreifaltig. Ein Beitrag zur Auseinandersetzung mit der "archetypischen Hermeneutik" Eugen Drewermanns II Theologische Literaturzeitung. Monatsschrift für das gesamte Gebiet der Theologie und Religionswissenschaft. - Berlin, 1988. - Jg. 113, №4. - S. 243 - 254. Martin G. Eugen Drewermanns «Strukturen des Bösen» als Ausgangspunkt eines umstrittenen theologischen Denkwegen II Theologische Literaturzeitung. - Berlin, 1990. -Jg. 115, №5. - S. 322 - 330. Niemann U. Priester. Zur Anthropologie der geistlichen Berufe II Stimmen der Zeit. Katholische Monatsschrift für das Geistesleben der Gegenwart. - Freiburg: Herder-Verlag, 1990. - Jg. 115. Hf. 2. - S. 125 -129.
10 См.: Фрейд 3. Толкование сновидений. Пер. с нем. А.М. Боковикова. - М.: Академический проект, 2007. - 512 с. См. также: Энциклопедия глубинной психологии. В 4 тт. Т. 1: Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. Пер. с нем. под ред. А.М. Боковикова. - M.: MGM - Interna, 1998. - 800 с.
сходство психологических мотивов в этих выдающихся творениях человеческого духа. К числу основных работ здесь можно отнести сочинения Карла Абрахама11, Отто Ранка12, Людвига Леви13, Теодора Райка14, Георга Гроддека15, К.Г. Юнга16 и некоторых его современных последователей17, создателя оригинальной системы судьбоанализа Липота Сонди18, известного психоаналитика и педагога Бруно
Беттельхейма19 и некоторые другие более современные работы, в которых
20
получил развитие данный подход . Для того чтобы понять место и значение психологического подхода в ряду других подходов к интерпретации текстов, в ходе нашей работы мы использовали фундаментальные сочинения Поля Рикера21
" Абрагам К Сон и миф Очерк народной мифологии Пер с нем М Кадиш -М Современные проблемы, 1912 -114с
12 Ранк О Миф о рождении героя А П Хомик, М Кобылинской - M - Киев Рефл - Бук, Ваклер, 1997 - 252 с Его же Травма рождения Пер с англ О Лежниной - М Аграф, 2004 - 400 с Ранк О Закс Г Значение психоанализа в науках о духе Пер с нем М Кобылинской - СПб Попов, 1913 С 36 - 90 Rank О Das InzestMotiv in Dichtung und Sage Grundzuge einer Psychologie des dichterischen Schaffens - 2 Auflage Leipzig und Wien Franz Deuticke, 1926 - 652 S Idem Psychoanalytische Beitrage zur Mythenforschung Aus den Jahren 1912 bis 1914 -2 Auflage - Leipzig - Wien - Zürich Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922 - 184 S
13 Levy L Die Sexualsymbolik der Bibel und des Talmuds // Zeitschrift für Sexualwissenschaften - Bonn A Eulenberg und J Bloch, 1915 - Bd 1 - Heft 7 S 273 - 279 Heft 8 S 318 - 326 Idem Sexualsymbolik in der biblischen Paradiesgeschichte // Imago Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften - Leipzig -Wien Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919 - Bd V - S 16-30 Idem Sexualsymbolik in der Simsonsage// Zeitschrift für Sexualwissenschaften - Bonn A Eulenberg und J Bloch, 1917 -Bd 3 - S 256-271
14 Reik T Das Kainszeichen Ein psychoanalytischer Beitrag zur Bibelerklarung // Imago Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften - Leipzig - Wien Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1919 - Bd V S 31-42 Idem Psychoanalytische Studien zur Bibelexegese // Ibid S 325 - 363 Idem The creation of woman А psychoanalytic inquiry into the myth of Eve New York Braziller, 1960 - 159 p
GroddeckG Das Buch vom Es Psychoanalytische Briefe an eine Freundin -3 Auflage - Frankfurt am Main Ullstein,
1990 - 307 S Idem Der Symbohsierungszwang // Imago Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften - Leipzig - Wien Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1922 -Bd VIII -S 67-81
16 Юнг КГ Значение отца в судьбе отдельного человека Пер с нем В А Белоусова // Психоанализ детского возраста - М ГИЗ, б г - С 63 - 82 Метод толкования сновидений в общем Юнг КГ О психологии бессознательного Пер с нем В Бакусева//Юнг К Г Психология бессознательного -М Канон, 1994 - С 21172 Ряд ценных замечаний и толкование символики приводится в следующих сочинениях Юнг КГ Об архетипах коллективного бессознательного Пер с нем А M Руткевича // Юнг К Г Архетип и символ - М Renaissance,
1991 -С 95 - 128 Его же Ответ Иову Пер с нем В Бакусева, В И Гараджи -М Канон+, 2006 - 352 с Его же Отношения между Я и бессознательным Пер с нем В Бакусева // Юнг К Г Сознание и бессознательное -М Академический проект, 2007 - С 7 - 147 В общем Энциклопедия глубинной психологии В 4 тт Т 4 Индивидуальная психология Аналитическая психология Пер с нем под ред А М Боковикова - М Cogito -MGM, 2004 - 588 с
17 Brasch V von Betroffen von Gott // Betroffen von Gott Beitrage zum Dialog zwischen Theologie und Tiefenpsychologie - Frankfürt am Main Haag + Herschen, 1981 -S 53 - 67 Riedel I Gottesbilder - Bilder der Seele// Ibid S 5-38
18 Сонди Л Судьбоанализ Пер с нем А В Тихомирова - М Три квадрата, 2007 - 480 с
19 Bettelheim В Kinder brauchen Märchen -3 Auflage - München Deutschen Taschenbuch Verlag, 1980 -395 S
20 Клюгер P Ш Глубинная психология в Священном Писании Пер с англ В Мершавка и В Кислюк - М ИНФРА - М, 2000 - 96 с Zeligs D F Psychoanalytische Randbemerkungen zur Funktion der Bibel II Psychoanalyse und Religion - Darmstadt Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1977 -S 176 - 179 Fingert H H Psychoanalytische Studie über den Propheten Jona//Ibid S 180-192
21 Рикер II Конфликт интерпретаций Очерки по герменевтике Пер с фр И С Вдовиной - М Академический проект, 2008 - С 159-300,589-663
и известный труд Х.-Г. Гадамера по философской герменевтике22. Общие особенности психологического подхода к библейским текстам и мифу подробно освещаются в трудах A.A. Бюхера23 и Е.М. Мелетинского24, а также в статьях Г.
25 26 27
Вера , Д. Беер , А. Меня . К трудам, посвященным проблеме интерпретации библейских текстов в психоаналитической традиции, примыкают работы, в которых рассматриваются общие аспекты психоаналитического понимания
28 29
религии и дается его оценка . Они имеют для нас значение, поскольку показывают возможности и границы взаимодействия психоанализа и наук о духе (в частности, религиоведения и этнологии) - взаимодействия, которое существенным образом обогатило психоаналитическую теорию, оказав влияние, в том числе, на психоаналитические исследования библейских текстов и интерпретацию мифов.
Источники, представляющие сближение психологии бессознательного и теологии в историческом плане, также имеют большое значение для нашего исследования. Непосредственно идеи Древермана в этих работах не рассматриваются, однако они важны для нас, поскольку дают представление об
22 Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. Пер. с нем. М.А. Журинской, С.Н. Земляной, A.A. Рыбакова, И.Н. Буровой. - M.: Прогресс, 1988. - 704 с.
23 Bucher A.A. Bibel - Psychologie: psychologische Zugänge zu biblischen Texten. Stuttgart - Berlin - Köln: Walter Kohlhammer - Verlag, 1992. - 200 S.
24 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - 4 издание. - M.: Восточная литература, 2006. - С. 59 - 65, 156.
25 Wehr G. Gesichtspunkte zur Bibelauslegung aus der Sicht der analytischen Psychologie // Tiefenpsychologische Ansätze zur Theologie. - Fellbach - Oeffinger: Adolf Bonz -Verlag, 1975. - S. 41 - 61.
26 Беер Д. Психоаналитическая интерпретация Библии. Пер. с нем. Е.В. Рязановой // Альманах. Статьи по религиоведению. - M.: Современные тетради, 2002. - С. 112-114.
27 Мень А. Психоаналитическая интерпретация Библии // Мень А. Библиологический словарь. - M.: Фонд им. А. Меня, 2002. - Т. 2. С. 523 - 526.
28 См.: Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Пер. с нем. В.В. Бибихина // Сумерки богов. - M.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 94 - 142. Его же. Тотем и табу. Пер. с нем. М.В. Вульфа. - Спб: Азбука -классика, 2005. - 256с. Его же. Навязчивые действия и религиозные обряды. Пер. с нем. О. Лежниной // Russian Imago - 2001. Исследования по психоанализу культуры. Сборник статей. - М.: Аграф, 2002. - №1 - С. 23 - 29. Его же. Трудность на пути психоанализа // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. - СПб: Алетейя, 1998. - С. 232 - 241. Фромм Э. Психоанализ и религия. Пер. с англ. A.A. Яковлева // Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1989. - С. 143 - 221. Юнг К.Г. Психология и религия. Пер. с англ. А.М. Руткевича // Юнг К.Г. Архетип и символ. - M.: Renaissance, 1991. - С. 129 — 202. Геррес А. Вера и неверие с точки зрения психоанализа // Человек. - 1997. - №1. - С. 83 - 94; №2. - С. 113117. Reik Т. Dogma und Zwangsidee. Eine psychoanalytische Studie zur Entwicklung der Religion. - Leipzig - Wien -Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1927. - 163 S. Idem. Die Pubertätsriten der Wilden // T. Reik. Das Ritual. Psychoanalytische Studien. - 2. Auflage. - Leipzig - Wien - Zürich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1928.-S. 90- 135.
29 См., например: Ранк О. Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. Пер. с нем. М. Кобылинской. - СПб: Попов, 1913. С. 91 - 107. Малиновский Б. Секс и вытеснение в обществе дикарей. Пер. с англ. H. Микшиной. - М: Издательский дом Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2011. - 224 с. Эванс- Притчард Э. Теории примитивной религии. Пер. с англ. A.A. Казанкова, A.A. Велика. - М.: ОГИ, 2004. - С. 8, 48 - 50.
истоках и развитии диалога психоанализа и теологии, который получает новые импульсы для своего развития на страницах работ Древермана. В этом отношении особенно показательны работы О. Пфистера30, идеи которого оказали существенное влияние на развитие пастырской психологии и душепопечения в XX веке, в том числе и на Древермана. Основания сближения учения Фрейда и душепопечения были одной из важнейших тем в работах современника Пфистера
3 1
психоаналитика К. Мюллер-Брауншвейга . Интерес представляют работы К.Г. Юнга, в которых он подчеркивает важность взаимодействия психоанализа и пастырского душепопечения для более полного анализа душевной жизни современного человека и помощи в его борьбе с трудностями жизненного пути, в его попытках отыскать ответ на вопрос о причинах его внутренней неуверенности
32
и беспокойства . Большое значение в нашем контексте имеют труды известного последователя Юнга психолога И. Рудина, который отмечает общие моменты в работе психотерапевта и духовника. В качестве одной из важнейших проблем современного человека Рудин называет страх и абсолютизацию относительных ценностей33. До Рудина эти проблемы получили подробное освещение в работах известного психоаналитика В. Дайма34. У него мы находим, в частности,
30 Pfister О. Das Christentum und die Angst. - 2. Auflage. - Ölten und Freiburg im Breisgau: Walter - Verlag, 1975. - 530 S. Idem. Analytische Seelsorge. Einfuhrung in die prakt