автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Феномен русской религиозности
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пьяных, Елена Павловна
Введение.
Глава I. Теоретические и методологические основания исследования.
§1. Религиозность как фактор индивидуального самотворчества.
§2. Диалектика формы и содержания религиозности: обоснование метода исследования.
§3. Проблемы религиозной динамики в XX веке.
Глава II. Историческая динамика и типология русской религиозности.Л.
§1. Исторические основы и типы русской религиозности
§2. Определяющие характеристики русской религиозности: мессианизм и социоцентризм.
§3. Квазирелигиозность как особый тип русского религиозного сознания.
Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Пьяных, Елена Павловна
Актуальность темы исследования обусловлена переломным моментом в развитии российского государства и общества. В условиях глобальных перемен, охвативших сегодня все стороны жизни людей, представляется важным выяснение того, какое воздействие на дальнейшие судьбы общества могут оказать традиционные духовные ценности, особенно те, которые всегда несла в себе религия.
В настоящее время обнаруживается рост интереса к религии и церкви, прежде всего к традиционному православию. Происходящий сейчас в нашей стране процесс получил название русского религиозного ренессанса. Актуализировалась потребность людей отыскать новые духовные идеалы и ориентации взамен утерянных в результате крушения коммунистической идеологии. Побуждения, приводящие сегодня людей к религии и церкви, различны: поиски смысла жизни, своих исторических корнер национального "я".
Даже люди, далекие от христианства, хотят видеть в религии и церкви действенную силу, способную сыграть значительную роль в обновлении общества, утвердить подлинные духовные ценности и нравственные принципы. Все это неизбежно приводит к вопросу об истоках и особенностях исповедания православия.
Можно ли говорить сегодня о религиозности, религиозной вере именно как об органической сущности "русского духа", как это утверждалось целой плеядой отечественных мыслителей? Вопрос этот актуален для нас тем, что именно с этим качеством русского народа связывактся сегодня надежды на национальное возрождение России.
Но размеры и цели религиозного возрождения - вопрос открытый. Неизвестно, сколько людей стало членами Русской Православной Церкви, каковы их подлинные верования, в какой степени их действительно можно считать религиозно верующими.
Все это делает необходимым исследование русской религиозности в ее историческом развитии, динамике, анализ соотношения религиозного и нерелигиозного компонентов и их значения в жизни русского народа.
СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.
Анализ особенностей русской религиозности, в частности православной традиции, проводится прежде всего, в работах русских религиозных философов, богословов, особенно мыслителей "серебряного века". Одной из особенностей философского процесса в России было освоение, "проработка" православия посредством философского анализа. Религиозность, православие были тем содержанием, материалом, который подлежал философскому осмыслению.
Славянофильская традиция, уходящая корнями в конец XV века /к монаху Филофею^ когда Москва была объявлена "Третьим Римом", явилось своеобразным "православно русским" направлением. Начиная с Хомякова, русские религиозные философы исходили из той мысли, что именно Православие выражает подлинный смысл христианства, и в свете его /Православия/может быть найден новый подход к основным вопросам жизни и культуры, построено новое мировоззрение. Задача русского народа - осуществить /развить/себя в своей Церкви, создав тем самым возможности для самораскрытия в Православии.
Одним из наиболее ярких выразителей русского мессианского сознания является Ф.М. Достоевский. Оценивая религиозность русского народа, он практически полностью отождествлял русскость и православность, полагая, что Россия сильна своим Православием, и народ русский в огромном большинстве своем православен. В уста одного из своих персонажей - Шатова из романа "Бесы" - Достоевский вложил известную фразу: "русский народ - народ - богоносец".
Следует отметить также взгляды B.C. Соловьева, который полагал, что русский народ - христианский по преимуществу, и Церковь - основа национальной жизни. Но Соловьев резко критиковал византийско-московскую, русскую церковь, которая, по его мнению, не обладает духовной свободой, порабощена светской властью, являясь лишь "казенным православием".
Религиозность в качестве существенной характеристики русского духа утверждалась Н.Бердяевым, Л.П.Карсавиным, Н.О.Лосским, С.Л.Франком. Л.П.Карсавин, отмечая пассивность и бездейственность Православия, относил к проявлениям русской религиозности и воинствующий атеизм. Н.А.Бердяев также полагал, что религиозную окраску приобретали и русский атеизм, нигилизм, материализм.
Апологетом христианства в его православной форме являлся С.Н. Булгаков. По его мнению, Православие находится в кризисе, а церковь - в гонении, но у этой религии и церкви - больше возможности, связанные с духовной гегемонией в мире.
И.А.Ильин, исследуя конкретную реальность русского православия, пришел к выводу, что одно оно призвано и способно противостоять новой разрушительной коммунистической идеологии.
Г.П.Федотов предостерегает от смешения русского и православного, считая это недоразумением: он предупреждал, что настаивать на исключительной религиозности русского характера неисторично и неправильно. Неисторично, потому, что более высокий уровень религиозности по сравнению с европейскими действительно характерен для России XIX века, но не XX столетия, в котором она сравнялась по уровню секуляризации с Западом. Упор на "русскую религиозную самобытность" фиксирует на самом деле не общее состояние культуры, но лишь ее небольшую, локальную сторону, а именно - обрядово-бытовую, которая по отношению к общему облику культуры является периферийной.
Существовали и противоположные точки зрения на русскую религиозность. К.Д.Кавелин полагал, что для огромного большинства русского народа вся суть христианства представлялась в виде богослужения и обрядов, т.е. в виде культа. Аналогичного мнения придерживался и русский историк Н.И. Костомаров. А.И. Герцен и В.Г. Белинский считали, что русский крестьянин суеверен, но безразличен к религии.
В советский период официальная философская и атеистическая мысль развивалась преимущественно в русле воинствующего атеизма. В этот период главным предметом анализа становится атеизм, рассматриваемый как доминирующий компонент общественного и индивидуального мировоззрения. Православию уделялось внимание в контексте изучения общих проблем религии, атеизма, веры, среди которых в первую очередь выделялась проблема природы религиозной веры, происхождения религии. Анализ конкретно русской религиозности оказался подчиненным рассмотрению этих вопросов, а его выводы служили иллюстрацией процесса секуляризации общественного сознания. В работах Ю.Ф.Борункова, В.А.Ерунова, В.И.Носовича, Д.М.Угриновича, В.Н.Шердакова, Е.И.Шехтерман религиозность и религиозная вера присутствует исключительно как объект критики, не всегда конструктивной.
В постсоветский период стало возможным широкое обсуждение проблемы "православность - атеизм". В настоящее время наблюдается повышенный интерес к историческому и современному Православию со стороны широкого круга философов, публицистов, писателей, политиков. Марксизм как господствующая идеология был найден неудовлетворительным: прозвучал призыв вернуться к другим ценностям преимущественно православным, как наиболее подходящим для страны. Распространена точка зрения, что без православия нет русской нации, культуры и государственности /публицисты М.Антонов, Л.Бородин, И.Виноградов, Д.Ильин, А.Ципко, философы А.Гулыга, И.Шафаревич, политические деятели В.Аксючиц, В.Новодворская и др. /
Среди современных исследований русской религиозности необходимо отметить работы следующих авторов: М.Н.Бессонов /эволюция православия в XX веке/, Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский /история религиозного самосознания народа - богоносца от крещения Руси до наших дней/, С.А.Зеньковский /русская религиозность в XVII веке /А. Кураев/ проблемы теории и практики православия/, С.Лезов /православие и национальная идея^ А.Мень, Д.В.Поспеловский /Русская Православная Церковь в XX веке/, А.Шмеман, прот. /основные вехи истории русского православия^ И.Экономцев, игумен /история православия и его влияние на жизнь общества и политику государства/. В работах этих и других авторов - преимущественно богословов и историков - основательно прослеживается либо вся история русского православия, либо ее отдельные этапы. Причем, основное внимание уделяется официальной православной церкви, проблемам ее существования на Руси и в России. Но философский анализ особенностей и отличительных черт русской религиозности, исторической динамики практически отсутствует.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Целью данного диссертационного исследования является анализ исторической динамики и типологии русской религиозности.
Соответственно определяются следующие основные задачи исследования: - раскрыть особенности религиозности как фактора индивидуального самотворчества;
- рассмотреть форму и содержание русской религиозности, их особенности и специфику взаимосвязи;
- определить основания типологии русской религиозности и выделить ее основные /преобладающие/ типы;
- выявить и проанализировать существенные характеристики русской религиозности и их исторические изменения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретической основой исследования является анализ поставленной проблемы в работах как русских религиозных, так и современных философов.
В качестве необходимой базы исследования привлечены материалы исторического историко-религиозного характера, работы по истории русской церкви, результаты конкретных социологических исследований.
Методологическим основанием исследования является диалектический анализ поставленной проблемы в его теоретической форме.
Основные теоретические результаты, содержащие элементы научной новизны и выносимые на защиту, состоят в следующем:
- раскрыты особенности религиозности как феномена мироотношения, определена ее роль в процессе индивидуального самотворчества;
- показана специфика взаимосвязи формы и содержания русской религиозности как основание ее типологизации;
- выделены и рассмотрены преобладающие типы русской православной религиозности - обрядоверие, духовная религиозность; выявлена и проанализирована взаимосвязь мессианизма и социоцентризма как определяющих характеристик русской религиозности;
- определены причины и особенности необходимой трансформации русской конфессиональной религиозности в особый, квазирелигиозный тип.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ.
Основные идеи и выводы, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при разработке учебных и методических пособий, лекций и семинарских занятий по курсам истории религии, социальной философии, социологии.
Диссертация может быть полезной также для дальнейшего исследования современной российской духовной ситуации.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен русской религиозности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Теоретическое значение диссертационного исследования связанно с полученными в i?m основными выводами.
1. Феномен христианской религиозности представляет собой единство духовной и практической сторон. Духовная сторона - вера как знание Бога, переживание связи с Ним - составляет внутреннее основание религиозности, является ее главной характеристикой. Практическая сторона представлена внешними признаками религиозности (участие в культовой практике). Но только внешний аспект религиозности не свидетельствует об ее подлинности. Внешняя религиозность, не одухотворенная живой верой, может расцениваться как мнимая, формальная религиозность. Поэтому самое существенное проявление подлинной религиозности - особое поведение верующего субъекта в соответствии с правилами религии и веры. Подлинная христианская религиозность есть желание совершенствования, выражается в стремлении приблизиться к своему первообразу - Богу. Это желание совершенства и воля к нему неизбежно захватывает всё существо верующего, все сферы его жизни и деятельности. Поэтому истинная религиозность становится самостроительством как способом существования человеческой личности.
2. Анализ русской религиозности в ее историческом развитии в диалектических категориях формы (участие в культе как внешнее проявление религиозных чувств) и содержания (вера как духовно-душевное состояние) позволяет сделать вывод о неоднородности рассматриваемого феномена. Нами выделены и рассмотрены следующие преобладающие типы русской религиозности:
Обрядоверие», характеризующееся преобладанием внешней формы как исключительно внешняя формальная религиозность - «внешнее благочестие» (конфессиональное и внеконфессиональное). Форма не является в этом случае внутренней организацией, органичным продолжением духовного содержания (веры), следовательно, она нейтральна по отношению к последнему, нефункциональна; также форма отличается консервативностью, отсутствием активности и динамики. Этот тип религиозности является наиболее массовым на протяжении всей истории русского Православия.
Духовная религиозность» (конфессиональная и внеконфессиональная), отличающаяся довольно устойчивой и гармоничной согласованностью формы и содержания. Форма представлена ритуалом, функционально выражающим актуализированное духовное содержание -веру. Духовная религиозность проникает весь жизненный уклад и строй мысли верующего принципами христианства, вера становится стержнем, вокруг которого формируется его личность. Этот тип религиозности проявляется в любом периоде русской истории, но преимущественно в лице отдельных личностей, либо в виде народно-религиозных движений, не являющихся достаточно массовыми.
3. Русская религиозность на протяжении всей своей истории имеет мессианскую окраску: ощущение самобытности, религиозной избранности русского этноса является главной составной частью национальной ментальности. Русский мессианизм связывается с исключительным значением русского царя. Отношение народа к царю можно считать религиозным, но это - религиозность особого типа -социоцентрическая, которая сосредоточивается на сакрализации социально значимых объектов. Мессианизм и социоцентризм как определяющих характеристики русской религиозности тесно взаимосвязаны: сакральный смысл царской власти и фигуры царя обусловлен стремлением приблизиться к осуществлению Царства Божия на русской земле.
4. Сохраняясь в основных своих типах, русская конфессиональная религиозность претерпевает необходимую трансформацию в особый, квазирелигиозный тип. Содержание этого типа религиозности заключается в переживании социально-значимой ценности, имеющей функциональный смысл, т.е. способной сплачивать людей, мобилизовать политическую энергию масс. В отличии от христианской религии личности, квазирелигиозность характеризуется отказом верующего от собственной индивидуальности как уникального самобытия ради существования в качестве члена социальной общности. Квазирелигиозность является одним из способов приспособления человека к системе ценностной потери индивидуальности и целостности. Квазирелигиозная вера вызывается стремлением к уверенности, необходимостью подавить сомнения и страх - страх выхода из коллективных отношений к свободному самоопределению в мире и ответственности, т.е. к существованию в качестве подлинной индивидуальности. Эта вера выполняет своеобразную компенсирующую функцию. Подобная компенсация служит защитой и в то же время предпосылкой для включения индивида в социоцентрическую модель общества, которая основана на потере уверенности в том, что целью и смыслом жизни является человек.
5. В настоящее время подтверждается существование разнообразных типов религиозности : от интенсивной духовной религиозности до примитивного обрядоверия и квазирелигиозности. Но утверждение о национально-религиозном православном ренессансе является в большей степени идеологемой, когда «идея веры» выдается за подлинную веру, внешнее (храмовое, обрядовое) благочестие за истинную христианскую религиозность. Дальнейшие судьбы Православия в России и его положительная роль в жизни русского этноса будут зависеть прежде всего от того, какой тип религиозности получит наибольшее распространение и развитие, и насколько этому будет способствовать деятельность Русской Православной Церкви по формированию и укреплению религиозного сознания. Возможна и некоторая модернизация традиционного Православия в целях соответствия этой религии духовным потребностям современного человека.
Перспективы дальнейшего развития темы диссертации:
Мы полагаем, что тему данного исследования можно развивать в следующих направлениях:
• использовать данное исследование, его выводы в качестве методологической основы для анализа современного духовного состояния нашего общества;
• расширить социально-исторический контекст исследования, рассматривая существование иных религиообразных феноменов (на примерах ислама, буддизма);
• применить выводы, полученные в диссертации, для изучения механизма и формирования идеологии.
Список научной литературыПьяных, Елена Павловна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Авторханов А.Г. Технология власти // Вопросы истории.-1991.-№11-с.62-81.
2. Агудов В.В. Категории «форма» и «структура» М.: Знание, 1970.-48с.
3. Азаренко С.А. О некоторых особенностях библейского символизма. //Осмысление духовной целостности. Сб.ст./ Отв.ред. А.В. Медведев.-Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992.-С.216-232.
4. Амбарцумов Г.А. Ядовитый туман рассеивается // Московские новости.-1988.-№25- с. 10.
5. Андреева Г.М. Категории содержания и формы. Лекция для студентов заочников II курса философ, фак. гос. ун-тов.-М. : Изд-во Моск. ун-та.- 1957- 37 с.
6. Андрианов Н.П., Лопаткин Р.А., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. -М.: Мысль, 1966- 247 с.
7. Антология мировой философии: В 4-х т. М.: Мысль, 1969. -т.1-ч.2-с.823-862.
8. Артемьева Т.В. Общество «массового атеизма» или Что такое «русский Бог». //Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе : Межвуз. сб. / С-Петербургский гос. ун-т. Под ред. С.Н. Савельева- СПб.: изд-во С-Петербург.ун-та, 1991 -с.133-143.
9. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: В 3-х т.- М. : ФО СССР Секция филос. пробл. культуры., 1991-т. 1-318 с.
10. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: В 3-х т.- М. : ФО СССР Секция филос. пробл. культуры., 1991-Т.2 378 с.
11. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта: В 3-х т.- М. : ФО СССР Секция филос. пробл. культуры., 1991-Т.З-470 с.
12. Барабанов Е.В. Раскол Церкви и мира. // Из-под глыб.- М.: Русская книга, 1992-с. 140-157
13. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре. // Культура, человек и картина мира: Сб. ст. /АН СССР, Ин-т философии; Отв. ред. А.И. Арнольдов, В.А. Крутиков.- М.: Наука, 1987 с. 90-135.
14. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции СПб; 1910 - 80 с.
15. Бердяев Н.А. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан. //Человек. 1993 №5 - с. 62-77.
16. Бердяев Н.А. О назначении человека.- М.: Республика, 1993. 382 с.
17. Бердяев Н.А. Русская идея. // Вопросы философии. 1990.- №1 - с.77 -144.
18. Бердяев Н.А. Русская идея. // Вопросы философии. 1990.- №2 - с.87 -154.
19. Бердяев Царство Духа и Царство Кесаря.- М.-.Республика, 1995 383с.
20. Бердяев Н.А. Судьба России: опыт по психологии войны и национальности.- М.: Мысль, 1990 207 с.
21. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-ПРЕСС, 1990 285с.
22. Бессонов Б.Н. Православие в наши дни. М.: ИПЛ, 1990 303 с.
23. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей- М.: Луч, 1993 -252 с.
24. Библер B.C. Исторический факт как фрагмент действительности // Источниковедение. Теоретические и методические проблемы Сб. ст. Ред. коллегия: С.О. Шмидт (отв. ред) и др.. М.: Наука, 1969 с. 89-101.
25. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви В 2-х т.- М.: Репринт, изд-во Изд. Спасо-Преображен. Валаам. Ставропигиал. монастыря, 1994 - т.1 -234 с.
26. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви В 2-х т.- М.: Репринт, изд-во Изд. Спасо-Преображен. Валаам. Ставропигиал. монастыря, 1994 - т.2 -474 с.
27. Борин К.Н. Время собирать урожай. //Московские новости- 1988-№12- с.6
28. Борунков Ю.Ф. О понятии религиозной веры. // Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1971 - Вып. 11 - с. 43-57
29. Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания.- М.: Знание, 1972-48 с.
30. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971 -176 с.
31. Бубер М. Два образа веры : Пер. С нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова М.: Республика, 1995 - 464 с.
32. Букин В.Р., Ерунов В.А. На грани веры и неверия. Филос. психол. очерк - Л.: Лениздат, 1974 - 164 с.
33. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. ( Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции). /Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции.// Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991 - с. 31 -72
34. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. М., 1991 - т. 1 -313 с.
35. Булгаков С.Н. На пиру Богов. Pro u contra. Современные диалоги /Из глубины. Сборник статей о русской революции. // Вехи. Из глубины.- М.: Правда, 1991,-с. 290-353.
36. Булгаков С.Н. Православие : Очерки учения православной церкви. -М.: Терра, 1991 -416 с
37. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994 - 415 с.
38. Бультман Р. Новый Завет и мифология. // Социально-политическое измерение христианства. (Избр. теол. тексты XX в.: Пер. с нем., англ . и исп.)- М.:Наука, изд.фирма «Вост.лит.», 1994 с.302-339.
39. Валентинов А.А. Чёрная книга («Штурм небес» // Волга 1991- №4 -с. 107-116.
40. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и Советская власть в 1917- 1927 годах. // Вопросы истории 1993- № 8 -с.40 -54.
41. Вдовина JI.H. Что есть «мы»? (Русское национальное самосознание в контексте истории от Средневековья к Новому времени.) // Вестник Моск. ун-та. «История» -1993 -№5 с.6-12.
42. Вера. //Современный философский словарь. / Под ред. Кемерова.-М.: Бишкек, Екатеринбург Юдиссей с.63-71.
43. Виноградов И.И. Лик, лицо и личина народа. // Искусство кино -1991 -№5-с. 11-21.
44. Гангнус А.В. На руинах позитивной эстетики. //Новый мир -1988 -№9- с. 147-163.
45. Гараджа В.И. Политика и религия. //Наука и религия 1991- №3 -с.З4.
46. Гегель Г. Наука логики.- М.: Мысль, 1970-1972, т.2- 1971 248 с.
47. Гегель Г. Энциклопедия философских наук.- М. Мысль, 1974 -т.1.-Наука логики -452 с.
48. Гозман А.А., Эткинд Л.И. От культа власти к власти людей. // Нева-1989-№7-с. 163-179.
49. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-е 40-е годы.- М.: Политиздат, 1989 - 318 с.
50. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Мысль, 1992 -781 с.
51. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: Экопрос, 1994 - 336 с.
52. Гуревич А.Я. Что такое исторический факт? //Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. Сб.ст. Ред. коллегия С.О. Шмидт (отв. ред.) и др..- М.:Наука, 1969 с.59-88.
53. Декарт Р. Из переписки //Декарт Р. Соч. : в 2-х т.: Пер. с латин. и фр. М.: Мысль, 1994 - т.2 - с.489 - 588.
54. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социол-психолог. анализ)- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984 184 с.
55. Демьянов А.И. Факты против измышлений (миф о «религиозном возрождении» в СССР и его несостоятельность) Воронеж: Центр-Чернозем. кн. изд-во, 1989- 126 с.
56. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. Репринт, изд. -СПб; Андреев и сыновья, 1993 - 418 с.
57. Джрнзян Л.Н. Культ и раболепие. // Социологические исследования. -1988 -№5 -с.64-71.
58. Добриянов B.C. Методологические проблемы теоретического исторического познания. М. Мысль, 1968 -318 с.
59. Достоевский Ф.М. Записки из подполья. // Достоевский Ф.М. Полн.собр. соч. : В 30-ти т. Л. Наука: Ленингр. Отделение, 1973 - т.5-с.99-179.
60. Евстифеева Е.А. К анализу феномена веры. // Философские науки -1984 -№6 -с.71-76.
61. Евстифеева Е.А. Феномен веры как фактор деятельности. // Философские науки -1985 -№5 -с. 131-134.
62. Емелях Л.И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М.-Л. Наука : Ленингр. отд-ние 1965 -201 с.
63. Емелях Л.И. Происхождение христианских таинств. М.: Сов. Россия, 1978 - 125 с.
64. Еременко В.П. Православная концепция исторического процесса в свете современности- Киев : Выща школа, 1991 206 с.
65. Жизненный путь личности : (Вопросы теории и методол. социол.-психолог.исслед) / JI.B. Сохань, Е.Г. Злобина, В.А. Тихонович и др.; Отв. ред. JI.B. Сохань. Киев : Наукова Думка, 1987 - 280 с.
66. Жизнь как творчество (социол-психолог. анализ) / В.И. Шинкарук, JI.B. Сохань, Н.А. Шульга и др.; отв.ред. JI.B. Сохань, В.А. Тихонович.-Киев : Наукова Думка, 1985 302 с.
67. Зеленков А.И. Идеалы науки и ценностная природа познания. // Идеалы и нормы научного исследования Минск: Изд-во БГУ, 1981 -с.159- 180.
68. Зеньковский В.В. История русской философии : В 2-х т. JL: ЭГОД991 -т.1-4.1-221 с.
69. Зеньковский В.В. История русской философии : В 2-х т. JL: ЭГОД991 -т.1-4.2-280 с.
70. Зеньковский В.В. История русской философии : В 2-х т. Л.: ЭГОД991 -т.2-4.1-255 с.
71. Зеньковский В.В. История русской философии : В 2-х т. Л.: ЭГОД991 -т.2-4.2 -269 с.
72. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество.- М.: Церковь, 1995-528с.
73. Иваненко С.И. Религия и политика в современной России. // Диалог.- 1993-№8 -с. 17-25.
74. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ», 1993- с.34 -446.
75. Ильин И.А. Путь духовного обновления. -М.: Русская книга, 1993 -с.39-358.
76. Иоанн Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. -СПб.: Царское Село, 1995 349 с.
77. Кавелин К.Д. Краткий взгляд на русскую историю. // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. -М.: Правда, 1989 с. 158 -170.
78. Кавелин К.Д. Мысли и заметки о русской истории. // Кавелин К.Д. Наш умственный строй.- М.: Правда, 1989 с. 171-255.
79. Каган М.С. О духовном. Опыт категориального анализа. // Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991 -с.122-136.
80. Каган М.С. О философском понимании ценности. // Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991 - с.343-351.
81. Каган М.С. О месте науки в системе культуры // Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991 - с. 141-163.
82. Каган М.С. Проблемы ценности и оценки в общей и технической эстетике. // Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991 - с. 194-207.
83. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4-х кн.- Ростов н/Д : Книж. Изд-во, 1989 -кн.1 : т. 1-3 1989 -524 с.
84. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4-х кн.- Ростов н/Д : Книж. Изд-во, 1989 -кн.2 : т.4-6 1989 -599 с.
85. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4-х кн.- Ростов н/Д : Книж. Изд-во, 1989 -кн.З : т.1-9 1990 -527 с.
86. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 4-х кн.- Ростов н/Д : Книж. Изд-во, 1989 -кн.4 : т. 10-12 1990 -543 с.
87. Карамзин Н.М. О древней и новой истории в ее политическом и гражданском отношениях. // Карамзин Н.М. История государства
88. Российского: В 4-х кн.- Ростов н/Д : Книж. Изд-во, 1989 -кн.4 : т. 10-12 -1990 -530 с.
89. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви : В 2-х т. М.: Наука, 1991 -т. 1- 685 с.
90. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви : В 2-х т. М.: Наука, 1991 -т.2- 569 с.
91. Киселев В.А. Логика научного поиска : Тезисы докл. к всесоюз. симпозиуму, г. Свердловск, 29 ноября 1 декабря 1977 : В 2-х ч. / Ред.коллегия : О.Н. Жеманов (отв.ред.) и др. . - Свердловск : [Б.и.], 1977 -126 с.-с. 39-41.
92. Ключевский В.О. Русская история : Полный курс лекций : В 3-х кн. -М.: Мысль, 1994 кн.1 - 1994 -565 с.
93. Ключевский В.О. Русская история : Полный курс лекций : В 3-х кн. -М.: Мысль, 1994 кн.2 - 1994 -579 с.
94. Колосницын В.И. Религиозное отчуждение.- Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1987-179 с.
95. Колосницын В.И. Содержание и сущность религии. // Научный атеизм. Вопросы теории и практики. -Пермь, 1976 -Вып.5 -с. 28 -49.
96. Копалов В.И. Общественное сознание : критический анализ фетишистских форм. Томск : Изд-во Томского ун-та, 1985 -221 с.
97. Костомаров Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI -XVII столетиях. -М.: Республика, 1992 303 с.
98. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Сборник документов. -М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1957. т. II, ч.1 - 665 с.
99. Куликов В.Б. Открытие судьбы // Психология судьбы -Екатеринбург, 1994 -Вып. 1 -с.3-23
100. Культура. Религия. Атеизм. Киев : Наукова Думка, 1991- 299 с.
101. Кюстин А. Резюме путешествия. // Вопросы философии -1994 -№2 -с. 86-109.
102. Лёзов С.В. Национальная идея и христианство. // Октябрь- 1990 -№ 10 -с.148-160.
103. Лосский Н.О. Характер русского народа : В 2-х кн. / Репринт, издание 1957 г. / М.: Ключ, 1990 -кн. 1- 1990 -63 с.
104. Лосский Н.О. Характер русского народа : В 2-х кн. / Репринт, издание 1957 г. / М.: Ключ, 1990 -кн. 2- 1990 -86 с.
105. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. -Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1993 -412 с.
106. Маканин B.C. Квази. // Новый мир 1993 -№ 7 -с. 124-147.
107. Маритен Ж. Интегральный гуманизм. // Маритен Ж. Философ в мире. -М.: Высшая школа, 1994 -с. 52 -134.
108. Медведев А.В. Библейский образ человека и задачи современного атеизма. //Отношение человека к иррациональному. /Отв. ред Д.В. Пивоваров /.- Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1989 с.96-116.
109. Медведев А.В. Библия как эстетический феномен. // Осмысление духовной целостности. Сб.ст ./ Отв. ред. А.В. Медведев Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1992 - с. 196-215.
110. Минасян A.M. Категории содержания и формы. Ростов н / Д: Изд-во Ростов, ун-та , 1962 -312 с.
111. Москалец В.П. Религиозный культ : особенности функционирования и пути преодоления. Киев :Наукова Думка, 1987 -116 с.
112. Назаров А.Д Вера как философско-социологическая проблема -Автореф. диссерт. канд.филос.наук Свердловск -1977 -17 с.
113. Назаров А.Д. Духовная культура и вера. // Социологические проблемы образования и духовной культуры.- Свердловск : Научн. труды СГПИ, 1976 -Вып.И -с.83 -93.
114. Назаров А.Д. К вопросу об объекте и предмете веры как феномена общественного сознания. // Научный атеизм. Вопросы теории и практики.- Пермь -1976 -Вып. 5 -с. 72 -79.
115. Назаров А.Д. О понятии «вера». // Научный атеизм. Вопросы теории и практики. -Пермь, 1977 -Вып. 6 -с. 57 -63.
116. Некрасова Е.Н. проблема человека в русском экзистенциализме (этический аспект). // Человек как философская проблема : Восток -Запад. Сб. ст. / Отв. ред. Н.С. Кирабаев . -М.: Изд-во Ун-та Дружбы Народов-1991 -с. 106-117.
117. Ник. Кузанский. О предположениях. // Ник. Кузанский. Соч. : В 2-х т. / Ник. Кузанский ; Пер. З.А. Тажуризиной и др.; Составление В.В. Бибихина. - М.: Мысль, 1979, -т.1 с. 185-279.
118. Никольский Н.М. История русской церкви. Изд. 4-е- М.: Политиздат, 1988 -445 с.
119. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. -М. : Пресса, 1991 -с. 11 -522.
120. Новицкий В.И. Страх как способ самосознания (социально-политический аспект). // Осмысление духовной целостности. Сб. ст. / Отв. ред. А.В. Медведев Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1992 - с.114-126.
121. Носович В.И. Психология веры. JI: Лениздат, 1970 -68 с.
122. Одинцов М.И. Государство и церковь. (История взаимоотношений: 1917- 1938 гг) М.: Знание, 1991 -63 с.
123. О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. -М.: Политиздат, 1977 -144 с.
124. Пивоваров Д.В. Вера и знание в религии и науке : Учеб. пособие по спецкурсу. -Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1994 -100 с.
125. ПивоваровД.В. Иррациональное и рациональное в проблеме смысла жизни. //Отношение человека к иррациональному. / Отв. ред. Д.В. Пивоваров -Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1989 с. 145 -166.
126. Пивоваров Д.В. Религия : взаимосвязь натуроцентрической и социоцентрической форм. // Религия, общество и государство в XX веке. Материалы конф. Москва, 22-25 окт. 1991 г. -М.: Инст. Истории СССР,1991 с. 102-110
127. Пивоваров Д.В. Религия : сакрализация ценностей и солидаризация людей. // Рациональность иррационального. -Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1991 -с.7 -23
128. Пивоваров Д.В. Религия : сущность и обновление. // Филос. науки1992 -№2- с.62-73.
129. Платонов К.К. Психология религии. Факты и мысли. -М.: Политиздат, 1967 -239 с.
130. Поляков Л.Н. Логика русской идеи. // Общественные науки и современность. -1992 -№3 -с. 70 -84
131. Поляков Л.Н. Логика русской идеи. // Общественные науки и современность. -1992 -№4 -с. 158-166
132. Поляков Л.Н. Логика русской идеи. // Общественные науки и современность. -1992 -№5 -с. 123-133
133. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке М.: Республика, 1995 -511 с.
134. ИЗ.Поснов М.Э. История христианской Церкви ( до разделения Церквей 1054 г.) -Киев : Издание Христ. благотворительно-просветительской ассоциации «Путь к истине», 1991 556 с.
135. Ранер К. Марксистская утопия и христианское будущее человечества. //Социально -политическое измерение христианства. Избр. теол. тексты XX в: Пер. с нем., англ и исп.) М.:Наука, изд. фирма «Вост. лит», 1994 -с. 177 -185
136. Религия. // Современный философский словарь. / Под ред. Кемерова. -М.: Бишкек, Екатеринбург : Одиссей -с.406-416
137. Религия, атеизм и современная культура. / Науч. ред. А.И. Новиков. Л.: ЛГИК, 1989 - 164 с.
138. Риккерг Г. Науки о природе и науки о культуре СПб : Образование, 1911 - 196 с.
139. Русская идея Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин: коммент. Р.К. Медведевой., М.: Республика, 1992 0 494 с.
140. Русское православие : вехи истории -М.: Политиздат, 1989 -719 с.
141. Садовников В.В. Новое самосознание русской нации. // Москва, 1992-№5-6-с. 123-128
142. Сенявская Е.С. Духовный облик фронтового поколения : историко-психологический очерк. // Вестник МГУ. История 1992 - №4- с. 39-51
143. Смирнов П. История христианской православной церкви. -Нью-Йорк, Телекс, 1991 -279 с.
144. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений. Матер, симпозиума 28-29 мая, 1991 г Нижний Новгород : Изд-во Волго-Вят. кадрового центра, 1992 - 127 с.
145. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества//Социс.- 1993 №9 -с.42-51
146. Соловьев B.C. Вера, разум, опыт. // Вопросы философии -1994 -№1 с.113-128
147. Соловьев B.C. Оправдание добра. // Соловьев B.C. Соч. : В 2-х т. -М.:Мысль, 1990 т.1 -с. 47-580
148. Соловьев B.C. Теоретическая философия. // Соловьев B.C. Соч. : В 2-х т. М.Мысль, 1990 - т.2 -с. 757-834
149. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского. // Соловьев B.C. Соч. : В 2-х т. М. Мысль, 1990 - т.2 -с. 289-323
150. Тиллих П. Мужество быть. // Социально-политическое измерение христианства. ( Избр. теол. тексты XX в. : Пер. с нем., англ. и исп. )- М.: Наука, изд. фирма «Вост. лит.», 1994 с. 100-141
151. Толпегин А.В. Форма явленного бытия. -Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед.института, 1995 111 с.
152. Толстой JI.H. Что такое религия и в чем сущность ее. // Толстой JI.H. Полн.собр. соч. :В 90-та т. -Репринт, воспроизведение издания 19281958гг.- М.: Терра, 1992 т.35 -с.157 -198
153. Угринович Д.М. Введение в религиоведение.- М.: Мысль, 1985 -270с.
154. Угринович Д.М. Методологические вопросы совершенствования системы атеистического воспитания. // Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 1970 - Вып.9 - с.38-54
155. Угринович Д.М. Обряды : за и против -М.: Политиздат, 1975 -175 с.
156. Угринович Д,М. Психология религии. -М.: Политиздат, 1986 -350 с.
157. Федотов Г.П. Будет ли существовать Россия? // Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме СПб : Изд-во С-Петерб. ун-та, 1994 -с.20 -30
158. Федотов Г.П. К вопросу о положении русской церкви. // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х т. СПб, 1991 -т.1 -с. 185-196
159. Федотов Г.П. Национальное и вселенское. // Федотов Г.П. О святости, интеллегенции и большевизме СПб : Изд-во С-Петерб. ун-та, 1994 -с. 30-35
160. Федотов Г.П. Письма о руской культуре // Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х т. -СПб : София, 1991 -т.2 -с. 163-187
161. Федотов Г.П. Святые Древней Руси М.: Московский рабочий, 1970-269 с.
162. Федотов Г.П. Социальное значение христианства. // Филос. науки-1991-№3- с. 71-98.
163. Федотов Г.П. Судьба нашей духовной культуры. // Диалог 1991 -№ 18 -с.38 -43
164. Федотов Г.П. Трагедия древнерусской святости. // Федотов Г.П. О святости, интеллегенции и большевизме СПб : Изд-во С-Петерб. ун-та, 1994 -с. 35-51
165. Федотов Г.П. Трагедия интеллегенции. // О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990 -с. 403-443
166. Филатов С.Б. Православие в контексте посткоммунизма. // Век XX и мир-1992-№1 -с.36-42
167. Филатов С.Б. , Фурман Д.Е. Религия и политика в массовом сознании // Социс 1992 - № 7 -с.3-12
168. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. -М.: Правда, 1990 -с.3-816
169. Флоровский Г. Пути русского богословия. -Вильнюс, 1991 574 с.
170. Франк C.JI. Ересь утопизма // Социс 1994 -№ 1 - с. 126-134
171. Франк C.J1. Непостижимое. // Франк СЛ. Соч. М.: Правда, 1990 -с. 183-559
172. Франк СЛ. С нами Бог. // Франк СЛ. Духовные основы общества -М.: Республика, 1992 с. 217-404
173. Франк C.J1. Философия и религия // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов : Философия и Мировоззрение. / Сост. П.В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990 - 528 с.
174. Франк C.JI. Этика нигилизма. // Франк C.JI. Соч. М.: правда, 1990 -с.77-115
175. Фроянов И.Я. Об историческом значении «крещения Руси» // Генезис и развитие феодализма в России Проблемы отечественной и всеобщей истории : Межвуз. сб. / ЛГУ им. А.А. Жданова - Л., Изд-во ЛГУ -1969-Вып.Ю- с. 30-58
176. Фроянов И.Я. ,Дворниченко А.Ю. , Кривошеев Ю.В. Введение христианства на Руси и языческие традиции. // Советская этнография -1988 -№6 -с.26-34
177. Хомяков А.К. К сербам. Послание из Москвы. // Хомяков А.С. О старом и новом. М.: Современник, 1988 -с. 341-368
178. Хопко Ф. Основы Православия. Пер. с англ.- Репринт, издание -Минск: Творч. поизв. цнтр «Полифакт», 1991 338 с.
179. Хорос В.Г. Утопизм и реальность.//Вопросы философии4988-№9-с.28-91
180. Христианство и Русь: Сб.ст. / АН СССР; [Под общим науч. ред. А. Белова]- М.: Наука, 1988 -135 с.
181. Цвейг С. Поездка в Россию // Нева -1992 -№7 -278с.
182. Центр. Гос. истор. Архив СССР. Отчет Нижнегородской епархии за 1916 г. Ф. 796, ОП 440, № 2756.
183. Ципко А.С. Насилие лжи, или как заблудился призрак. -М.: Мол. гвардия, 1990 270с.
184. Ципко А.С. Нужен ли еще один эксперимент? // Родина -1992 -№2 -с.15-21
185. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Чаадаев П.Я. Статьи и письма М.: Современник, 1989 - с. 147-161.
186. Чаадаев П.Я. Отрывки и афоризмы // Чаадаев П.Я. Статьи и письма М.: Современник, 1989 - с. 162-217
187. Чернышкова З.Е. К истории русской библеистики. // Осмысление духовной целостности: Сб.ст. / Отв. ред. А.В. Медведев Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1992 -с. 117-129
188. Чулаки М.В. Возврат ли? // Наука и религия -1990 -№ 8 с.2-3
189. Шестов Л.И. На весах Иова. // Шестов Л.И. Соч. :В 2-х т. М.: Наука, 1993 -т.2-с. 5-402
190. Шмеман А. Воскресные беседы. 1964-1974. // Новый мир- 1994 -№11- с.183-199
191. Шмеман А. Исторический путь Православия. М.:Паломник, 1993387 с.
192. Шуклин В.Р. Целостность духовности, ее типы и искусство. // Осмысление духовной целостности : Сб. ст. / Отв.ред. А.В. Медведев -Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 1992- с.4-26
193. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России.-М.:Книга,1989 171с.
194. Экономцев И. (протоирей) Православие, Византия, Россия: Сб.ст. Paris : Ymsa- Press, 1989 298 с.
195. Янов А. Три утопии ( м. Бакунин, Ф. Достоевский и К. Леонтьев) // Искусство кино -1992 № 9- с. 3-10