автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Теоретические основы социологии Никласа Лумана (критический анализ)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Филиппов, Александр Фридрихович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Теоретические основы социологии Никласа Лумана (критический анализ)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Филиппов, Александр Фридрихович

Б в е д е н и е .3—II

Глава первая. Философски-мировоззренческие предпосылки социологии Лумана .12

§ I. Радикализация Луманом функционального подхода в русле философского релятивизма . 13

§ 2. Системная теория Лумана как философское оформление его релятивизма .37

Глава втория. Социальная концепция Лумана .70

§ I. Теория смысла и теория общества в социологии

Лумана .72

§ 2. Самореферентные системы действия . 102

Глава третья. Основные черты современной критики социологии Лумана . 130

§ I. Критика теорий Лумана в буржуазной литературе. 131-

§ 2. Критика Лумана в германоязычной марксистской литературе . 149

§ 3. Концепция Лумана и позиция марксизма . 160

3 а к л ю ч е н и е .175

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Филиппов, Александр Фридрихович

В глобальном противоборстве двух систем: мира капитализма и мира социализма - идеологическая борьба играет важнейшую роль. Она имеет тенденцию к постоянному обострению, которое не смягчается с улучшением и тем более усиливается с ухудшением международного климата. Конфронтация в важнейших сферах духовной жизни не может не затронуть и социологической науки, более того, она находит в ней не только свое отражение, но и некоторые свои истоки.

В этих условиях постоянный анализ и критика буржуазной социологии, ее наиболее заметных направлений и вновь выдвинутых концепций составляет одну из самых насущных задач марксистско-ленинской социологии. Среди задач, поставленных перед общественными науками ХХУ1 съездом КПСС, названа "критика антикоммунизма, буржуазных и ревизионистских концепций общественного развития"*. Эта задача была определена на съезде в связи с общим анализом международной обстановки и особенностей противостояния двух систем на современном этапе. Сделанные на съезде выводы были подтверждены и развиты на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. В постановлении Пленума говорится, "что на международной арене происходит резкое, небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы двух общественных систем, двух полярно противо2 положных м1ф0В0ззрений .

Отсюда вытекает специфика тех задач, которые ставятся перед учеными-обществоведами. Среди задач, определенных на Плену Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 146. 2

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.з Политиздат, 1983, с.68. ме, названо исследование, в частности философами и социологами, закономерностей общественного сознания*.

Реализуя эти задачи, советская социологическая наука в последние годы внесла заметный вклад в критику буржуазной идеологии и исследование ее тенденций. В многочисленных монографиях, статьях, обзорах, дискуссиях с западными социологами на мезвдуна-родных встречах и конгрессах советские социологи вскрывают основные проблемы и противоречия буржуазных теорий общества, выявляют тупики в развитии социальной мысли в капиталистических странах и идеологический смысл теоретических построений, противопоставляют марксистско-ленинскую точку зрения буржуазной. Таким образом, критикуя буржуазную социологию, мы должны постоянно иметь в виду как идеологическую проблему: отпор антимарксистским концепциям общественного развития, так и специальную социологическую: исследование закономерностей общественного сознания в своеобразной форме буржуазной теоретической социологии. Именно эти моменты наиболее существенным образом повлияли на формирование исследовательского интереса к трудам одного из видных представителей современной буржуазной социологии - Никласа Лумана.

Актуальность теш исследования.

В настоящее время Луман - один из самых крупных западногерманских и даже мировых буржуазных теоретиков за все послевоенные годы. Начав свою социологическую деятельность (до этого он был практикующим юристом и чиновником относительно высокого ранга в правительстве одной из земель ФРГ) сравнительно недавно (около двадцати лет назад), Луман буквально заполонил западногерманский Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с.70. социологический книжный рынок своей продукцией: библиография его трудов насчитывает более 25 книг и свыше 150 статей.

С именем Лумана связана самая громкая социологическая дискуссия минувшего десятилетия в ФРГ, сравнимая по значению и по резонансу со знаменитым "спором о позитивизме" между Адорно и Поппером и их сторонниками, - дискуссия Лумана и Хабермаса, материалы которой уже попали в разряд "классических" работ в современной буржуазной социологии.

Работы Лумана вызвали в ФРГ первоначально только критический интерес. Однако с течением времени его социологический словарь и отдельные положения его концепции стали все более широко использовать социологи, работающие в самых разных областях социального познания. Менее заметно проникновение его идей в социологию других стран. Но можно говорить и о таком проникновении хотя бы уже потому, что Лумана широко переводят на английский, испанский, итальянский, японский и другие языки. Критические исследования его теорий появляются в основном в ФРГ (за исключением нескольких статей в США, Италии и др.странах), где число одних только монографий на эту тему перевалило за десяток. Наконец, не последнюю роль играет преподавательская и издательская деятельность Лумана. Он является ординарным профессором общей социологии и социологии црава в одном из крупнейших университетов ФРГ в Билефельде. В качестве приглашенного профессора он преподавал в Новой школе социальных исследований при Гарвардском университете в США, а также приглашался для чтения лекций во многие другие страны мира. В течение почти десяти лет Луман участвовал в издании "Журнала по социологии", а в настоящее время участвует в издании "Журнала по социологии права". Социологическую жизнь ФРГ и некоторые тенденции мировой буржуазной социологии нельзя правильно представить себе без учета работ и влияния Лумана. Этим и определяется актуальность избранной теш исследования.

Состояние исследования проблемы. В советской критической литературе глубоко и всесторонне изучены общие проблемы и тенден ции развития современной буржуазной социологии в трудах Г.М.Андреевой, И.А.Голосенко, А.Г.Здравомыслова, Л.Г.Ионина, М.С.Комарова, И.С.Кона, Г.В.Осипова, С.И.Попова и др. Специально изучению и критике западногерманской буржуазной социологии и социальной философии посвящены работы В.У.Бабушкина, Б.Н.Бессонова, А.С.Богомолова, П.П.Гайденко, Б.Т.Григорьяна, Ю.Н.Давццова, Н.В.Мотрошиловой, И.С.Нарского, Г.М.Тавризян, В.Г.Федотовой, Р.Г.Шлаковой, М.В.Яковлева и др. В советской литературе накоплен большой критический материал, касающийся структурного функционализма, трансцендентальной феноменологии, методологии современных системных исследований на Западе, то есть всех тех идейных течений, которые дали материал для исходных позиций теоретизирования Лумана. Однако серьезных исследований социологии Лумана в нашей литературе нет. Более или менее основательное (хотя и 1фаткое) освещение позиции Лумана дано в статьях Г.М.Тавризян, а также С.Е.Вершинина и А.В.Гайды. Но эти авторы заинтересованы исследованием концепции Хабермаса и обращаются к Луману лишь постольку, поскольку последний является его оппонентом.

Цель и задачи исследования. Объектом исследования является вся совокупность социологических концепций Лумана. В связи с общей неразработанностью критики Лумана в нашей литературе любой угол зрения обеспечивал актуальность исследования. Однако реально никакая критика Лумана немыслима без исследования самых глубоких оснований его концепции, того, что относится к его философско-методологической установке. А поскольку эта установка не существует сама по себе, но постоянно проявляется в теоретизировании по поводу различных социологических проблем, постольку необходимо было показать, как минимум, способ ее реализации в некоторых общесоциологических теориях Лумана, служащих у него, в свою очередь, фундаментом более специальных и частных концепций. Таким образом, определился предмет исследования, цель и задачи которого состоят, во-первых, в том, чтобы показать истоки самых основополагающих идей Лумана в широкой и мощной идейной традиции; во-вторых, в показе той трансформации, которую претерпели некоторые традиционные представления в установке Лумана; в-третьих, в анализе реализации Луманом указанной установки при исследовании ряда основных вопросов социологии; в-четвертых, в показе некоторых связей между общесоциологическими теориями Лумана и его специальными социологическими, а также социально-политическими концепциями; в-пятых, в выявлении тех (хотя и немногих) положений Лумана, которые можно расценить пусть и не однозначно позитивно, но все-таки как несомненно плодотворные, с тем, чтобы тем резче очертить специфику и эвристическую ценность противоположного, марксистского подхода.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, важнейшие положения диалектического и исторического материализма, документы КПСС, содержащие основополагающие выводы относительно современного состояния идеологической борьбы и важнейших социальных проблем. Мы опирались также на критические и методологические работы советских обществоведов. Исследование имеет широкую источниковедческую базу. В нем использованы значительное число монографий и статей

Лумана, рецензии на его книги в западногерманской литературе, критические статьи, выступления и монографии буржуазных ученых и ученых-марксистов ФРГ и ГДР, материалы полемики Лумана и Ха-бермаса. Помимо этого, использованы многочисленные материалы, позволяющие определить место Лумана в современной буржуазной социологии в ФРГ.

Научная новизна исследования определяется: во-первых, новизной вводимого в оборот нашей критической литературы материала; во-вторых, попыткой проследить единые в истории мысли истоки философского, естественно-научного и социологического функционализма и взаимосвязи некоторых основополагающих функционалист-ских идей: таких, как противопоставление понятию субстанциальности и каузальному объяснению функционалистского подхода, представление о всеобъемлющем "пространстве возможностей", мировоззренческий релятивизм; в-третьих, тем, что именно на этой основе производится анализ социологии Лумана, причем выясняется, что его аргументация часто базируется на смешении социологического и философского способов рассуждения, отчасти возникающем от продумывания до конца некоторых трудностей структурного функционализма, отчасти -из-за неспособности разрешить новые трудности, встающие в ходе этого исследования; в-четвертых, показом внутренней взаимосвязи отдельных теоретических заходов Лумана, которые тот пытается представить как независимые, а именно, его системной теории, эволюционной теории и теории символически генерализованных средств коммуникации, которые, в основном, суть не более, чем модификации одной и той же системной теории; в-пятых, демонстрацией того, как основная идея "радикали-зованного функционализма", с которой Луман вошел в социологию и пытался преобразовать системный подход в социальном исследовании, будучи развита до конца, привела его к полному отрицанию первоначального замысла; в-шестых, обоснованием того, что, несмотря на многочисленные философские и социально-философские построения в концепции Лумана, иногда достаточно изощренные, позитивные моменты его взглядов именно социологичны, он гипертрофирует весьма распространенную в социологических исследованиях ситуацию: необходимость делать выводы о природе и тенденциях того или иного социаль ного феномена, не имея полной и достоверной информации о его природной и социальной среде; однако Луман на уровне методологии превращает нужду в добродетель и из специфики позиции исследователя-социолога делает заключения о сущности социальной реальности; в-седьмых, тем, что делается попытка доказать: произведения основоположников марксизма дают возможность учесть описанную Лу-маном ситуацию и проанализ1фовать ее не только философски более последовательно и корректно, но и социологически более плодотворно .

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что она вносит определенный вклад в исследование современного состояния и тенденций буржуазной социологии. Анализ основных категорий, используемых Луманом даст возможность более полно судить о ее концептуальном арсенале и тех теоретических ходах, которые будут влиять на ее развитие в ближайшие годы. Кроме того, в будущем не исключено более значительное влияние идей Лумана на идеологию и политику ФРГ. Таким образом, анализируя его теории, мы, возможно, нащупываем какие-то важные тенденции и в этой сфере.

Апробация работы. Основные идеи, изложенные в диссертации, апроб1фовались автором на Первых (1981 г.) и Вторых (1982 г.) всесоюзных философских чтениях молодых ученых "ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии", на Первой всесоюзной школе молодых социологов, на Московской городской конференции молодых ученых "ХХУ1 съезд КПСС и проблемы политической науки", на конференции молодых ученых ИШ АН СССР и на заседании отдела методологии и истории социологических исследований ИСИ АН СССР. По теме диссертации у автора имеется несколько публикаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии. Первая и вторая главы содержат по два параграфа, в главе третьей - три параграфа.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Теоретические основы социологии Никласа Лумана (критический анализ)"

Завершая анализ теоретических основ социологии Лумана, сле дует одновременно дать итоговую оценку его концепции и показать нерешенные проблемы, а следовательно, и перспективы в исследова нии его сочинений.Главный вывод, который можно сделать на основании проделан ного анализа, состоит в том, что в концепции Лумана парадоксаль ным образом совмещаются ясное понимание многих коренных социоло гических проблем и совершенно непригодные философско-методологи ческие средства формулировки и решения этих проблем. При этом особый парадокс заключается еще и в том, что терминология, каза лось бы, более всего подходящая для их выражения, на самом деле перекрывает все пути для плодотворного исследования.Процесс, который был подвергнут содержательному исследова нию на протяжении первых двух глав, можно теперь коротко обрисо вать формальным образом. Начиная свои социологические штудии, Луман искал сначала относительно прагматичное решение основных теоретико-методологических проблем структурного функционализма.Это привело его к тому, что он вынужден был обратиться к изуче нию "последних вопросов" социологии. При этом, во-первых, методи ческий прагматизм гфиобрел философскую окраску. Во-вторых, уже не философская терминология изыскивалась с точки зрения специфи ки социологических проблем, но сами эти проблемы стали проникать в сознание социолога через фильтр релятивистской философии. Нако нец, в-третьих, в связи с этим весь научный аппарат у Лумана ока зался подвержен влиянию двух основных моментов: изменениям фило софских категорий, шедшим в значительной мере сообразно имманент- 176 -

ным законам развития логики мысли, и постоянно прорывающейся реальной социологической проблематике. Каким бы превращениям и даже извращениям ни подвергались социальные проблемы, отраженные в концепции Лумана, невозможно отрицать, что даже в саьшпс абст рактных его построениях вццны существенные черты сегодняшней си туации не только в ФРГ, но и во многих капиталистических странах.Однако именно эта сторона пока в данной работе не затрагива лась. Для того, чтобы можно бьшо впоследствии совокупно оценить как собственную значимость всей теории Лумана, так и степень глубины и достоверности отражения в ней современных социальных проблем, нужно было первоначально постараться рассмотреть его фи лософские и социально-философские взгляды "в чистом виде". Но в результате такого анализа за самой абстрактной философией обнару живается "переодетая социология". Это, наряду с прочим, означает, что весь эклектизм Лумана, о котором говорилось выше, не касается такого важного момента, как соединение философских и социологиче ских положений. Наоборот, стремление к последовательности именно в этом отношении приводит к эклектизму в других. Вопрос, таким образом, заключается не только в том, насколько последовательна может быть такая философия, но и насколько последовательна может быть такая социология, коль скоро сна продумана до конца и доведе на до последних абстракций.Поэтому проблема социологии Лумана оказывается значительно более широкой. Можно предположить, что речь здесь идет не только о судьбах структурного функционализма и всех тех концепций, кото рые мы связываем с традицией этого направления. Вопрос ставится еще более принципиально. Тот способ социологического мышления западных ученых, который им затрагивается, можно было бы наиболее адекватно назвать фотэмальн:ой социологией, если бы это название •

не ассоциировалось слишком тесно с социологией Г.Зиммеля. Да это и не исчерпывает содержания большинства современных социологиче ских теорий на Западе. Но формальное социологизирование есть существеннейшая часть любой из них, даже, скорее, принцип, в от личие от теории Лумана, проведенный часто непоследовательно и несмело. Именно поэтому социология Лумана, как пример одного из наиболее чистых осуществлений этого принципа интересна не только сама по себе. То, что недодумано, не вполне последовательно или философски не очень культурно проведено другими теоретиками, Лу ман проводит и додумывает до конца. То, что пугает иных теорети ков, его не останавливает. Но он же показывает нам, к чему неиз бежно должен прийти подобного типа социолог. Многие противоречия и тупики концепции Лумана - это не пройденный этап, но будущее западной социологической мысли.Но Луман не только социолог. Он теоретик права, историк об щественной мысли, политолог. Все это тоже требует изучения, хотя бы в силу того влияния, которое получили его сочинения. Все это не понять, если не знать его категориальный аппарат. Таким обра зом, и в данном отношении данная работа выполняет только часть задачи.Наконец, решительный антисубстанциализм Лумана в сочетании с его попытками представить марксизм в виде "устаревшей", "прев зойденной" и "неадекватной" нынешнему положению дел доктрины, требует не только фиксации идеологической позиции западногерман ского теоретика. Требуется еще и акцентирование, специальное подчеркивание в социологических разработках, ведущихся с позиций исторического материализма, именно тех моментов, против которых воюет Луман. Исторический материализм и по своей сущности, и по своей традиции противостоит релятивизму. Это необходимо иметь в

Исследователя современной буржуазной социологии, в первую очередь западногерманской, социология Лумана должна заинтересо вать еще в одном отношении. Если и по сей день остается справед ливым утверждение, что Луман не основал своей школы или направле ния, хотя по плодотворности оказался чуть ли не равен целой шко ле, то все же невозможно не заметить, как в социлогии ФРГ все чаще появляются сочинения, в большей или меньшей мере использую щие категориальный аппарат Лумана (при том, что авторы их часто не сходятся с ним по целому ряду вопросов). В качестве ориенти ров можно назвать имена К.Оффе, Г.Хаферкампа и особенно Р.Мюнха, поражающего в последние годы своей продуктивностью и почти цели ком заимствующего социологический аппарат Лумана. Можно назвать также и малоизвестных, выпустивших всего по одной монографии П.Хейля и В.Бергмана. Уровень их теоретизирования (в особенности

Бергмана) заставляет ожидать от них в будущем значительного влия ния на социологический климат в ФРГ. Знакомство с социологией Лу мана необходимо для понимания их сочинений.Таким образом, тема далеко не исчерпана. Полемика с Луманом, изучение его взглядов в контексте западногерманской буржуазной социологии заслуживают и в дальнейшем внимания и изучения.

 

Список научной литературыФилиппов, Александр Фридрихович, диссертация по теме "История философии"

1. Произведения классиков марксизма-ленинизма

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Сочинения, 2-е изд., т.З, с.7-544.

3. Маркс К. Капитал, т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т.23, 907 с.

4. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов (первоначальный вариант "Капитала"), ч.1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т.46, ч.1, 559 с.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т.20, с.1-338.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т.21, с.269-3Г7.

7. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

8. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т. 18, с.7-525.

9. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29, 782 с.

10. Ленин В.И. Замечания на книгу Н.И.Бухарина: "Экономика переходного периода". Ленинский сборник XI. М.-Л., 1929,с.345-403.

11. Официальные документы КПСС

12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.

13. Материалы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1983, 80 с.

14. Материалы внеочередного Пленума ЦК КПСС. 13 февраля 1984г. М.: Политиздат, 1984, 32 с.3. Книги на русском языке

15. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы/Редакция и вступ.статья Г.В.Осипова. М.: Прогресс, 1972, 392 с.

16. Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпирическая социология. Критический очерк.М.: Мысль, 1965, 303 с.

17. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980, 368 с.

18. Бабушкин В.У. О природе философского знания. Критика современных буржуазных концепций. М.: Наука, 1978, 207 с.

19. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении/Общая редакция и послесловие Д.И.Чеснокова. М.: Иностранная литература, 1961, 895 с.

20. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973, 270 с.

21. Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX века. М.: Мысль, 1974, 343 с.

22. Буржуазная философия кануна и начала империализма/Под ред. А.С.Богомолова, Ю.К.Мельвиля, И.С.Нарского. М.: Высшая школа, 1977, 424 с.

23. Гегель Г.В.Ф. Наука логики, т.1. М.: Мысль, 1970, 501 с.ЗЛО. Гегель Г.В.Ф. Наука логики, т.2. М.: Мысль, 1971, 248 с.

24. Григорьян Б.Т. Философская антропология: критический очерк. М.: Мысль, 1982, 188 с.

25. Гуссерль Э. Логические исследования, часть первая. Пролегомены к чистой логике. Спб.: Образование, 1909, 224 с.

26. Давидов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М.: Наука, 1977, 319 с.

27. Джемс В. Прагматизм. Новое название для некоторых старых методов мышления. Популярные лекции по философии. Издание второе. Спб.: Шиповник, 1910, 237 с.

28. Дюркгейм Э. О разделений общественного труда. Этюд об организации высших обществ. Одесса: Тип.Г.М.Левинсона, 1900, 331 с.

29. Здравомыслов А.Г. Проблема интереса в социологической теории. Л.: ЛГУ, 1964, 74 с.З.Г7. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. М.: Издание М. и С.Сабашниковых, 1909, 223 с.

30. Ионин Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. М.: Наука, 1979, 207 с.

31. Исследования по общей теории систем. Сборник переводов/ Общая редакция и вступ.статья В.Н.Садовского и Э.Г.Юдина. М.: Прогресс, 1969, 520 с.

32. История буржуазной социологии XIX начала XX века/Под ред. И.С.Кона. М.: Наука, 1979, 344 с.

33. История буржуазной социологии первой половины XX века/Под ред.Л.Г.Ионина и Г.В.Осипова. М.: Наука, 1979, 306 с.

34. Кант И. Критика чистого разума. Кант И. Сочинения в шести томах, т.З. М.: Мысль, 1964, с.69-756.

35. Кассирер Э. Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. Спб.: Шиповник, 1912, 454 с.

36. Критика современной буржуазной теоретической социологии/ Под редакцией Г.В.Осипова. М.: Наука, 1979, 306 с.325. "Критический рационализм": философия и политика (анализ концепций и тенденций)/Редкол.: Б.Н.Бессонов и др. М.: Мысль, 1981, 309 с.

37. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1976, 247 е.; 2-е дополн.изд. М.: Политиздат, 1980, 312 с.

38. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1983, с.47-545.

39. Неомарксизм и проблемы социологии культуры/Под ред. Г.В.Осипова. М.: Наука, 1980, 352 с.

40. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ/Под ред. Б.Т.Григорьяна. М.: Наука, 1978, 367 с.

41. Новые направления в социологической теории /Общая редакция Г.В.Осипова. М.: Прогресс, 1978, 391 с.

42. Осипов Г.В. Современная буржуазная социология (критический очерк). М.: Наука, 1964, 416 с.

43. Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М.: Наука, 1979, 343 с.

44. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. Критический анализ теоретико-методологических концепций. М.: Наука, 1977, 279 с.

45. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. Спб.: Изд. Е.В.Кусковой, 1903, 615 с.

46. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980, 356 с.

47. Саймон Г. Науки об искусственном. М.: Мир, 1972, 148 с.

48. Современная буржуазная философия/Под ред.А.С.Богомолова, Ю.К.Мельвиля, И.С.Нарского. М.: Высшая школа, 1978, 582 с.

49. Современная философия и социология в ФРГ (некоторые направления и проблемы)/Под ред.Б.Т.Григорьяна, Г.А.Курсано-ва, Н.В.Мотрошиловой М.: Мысль, 197I, 259 с.

50. Современный объективный идеализм/Под ред.Г.А.Курсанова. M.s Соцэкгиз, 1963, 477 с.

51. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века/Общая редакция и предисловие Г.В.Осипова. М.: Прогресс, 1965, 684 с.

52. Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Информационный бюллетень № 6. Серия: переводы и рефераты. В надзаг.: Научный совет АН СССР по проблемам конкретных социальных исследований и др. Выпуск I, части 1-2. М., 1968, 430 с.

53. Федотова В.Г. Критика социо-культурных ориентаций в современной буржуазной философии. М.: Наука, 1981, 192 с.

54. Шпакова Р.П. Тупики социологической теории в ФРГ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981, 143 с.

55. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959, 432 с.

56. Янков М. Материя и информация. М.: Прогресс, 1979, 334 с.4. Статьи на русском языке

57. Вершинин С.Е., Гайда А.В. "Критическая теория" против "социальной технологии". Социологические исследования, 1983, № 2, с.185-19I.

58. Гайденко П.П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции. В кн.:Современный экзистенциализм. Критические очерки. М.: Мысль, 1966, с.77-108.

59. Гайденко П.П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве марбургской школы. В кн.: Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. М.: Наука, 1978, с.210-253.

60. Гайденко П.П. У истоков понятия системы (проблема единого и многого в философии Платона). В кн.: Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1979, М.: Наука, 1980, с.358-378.

61. Давыдов Ю.Н. Социология в ФРГ. В кн.: Социология и современность, т.2. М.: Наука, 1976, с.311-334.

62. Даввдов Ю.Н. Социологический радикализм и "распредмечивание" социологии. В кн.: Советская социология, т.1. М.: Наука, 1982, с.256-274.

63. Давцдов Ю.Н. Социологическое содержание категории "Gemein-weэот" в работах К.Маркса. Социологические исследования, 1983, № 4, с.36-49.

64. Лейбниц Г.В. О глубинном происхоящении вещей. В кн.: Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах, т.1. М.: Мысль, 1982, с.282-290.

65. Лейбниц Г.В. Письмо к Косту о "необходимости и случайности". В кн.: Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах, т.1. М.: Мысль, 1982, с.378-382.

66. Малиновский Б. Научная теория культуры (фрагменты). Вопросы философии, 1983, № 2, с.116-124.

67. Мареев С.Н. Диалектика или системная теория. Вопросы философии, 1980, № 4, с.156-160.

68. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия. В кн.: Социология преступности (современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966, с.299-313.

69. Огурцов А.П. Этапы интерпретации системности научного знания (античность и новое время). В кн.: Системные исследования: Ежегодник, 1974, М.: Наука, 1974, с.154-186.

70. Садовский В.Н. Логико-методологический анализ "общей теории систем" Л. фон Берталанфи. В кн.: Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970, с.411-442.

71. Тавризян Г.М. Буржуазная философия техники и социальные теории. Вопросы философии, 1978, № 6, с.147-159.

72. Филиппов А.Ф. Социально-философские концепции Никласа Лумана. Социологические исследования, 1983, № 2, С.Г77-184.

73. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации. В кн.: Принципы самоорганизации. М.: Мир, 1966, с.314-343.5. Сочинения Никласа Лумана5*1 • Luhmann N. Vertrauen. Ein Mechanismus der Reduktion so-zialer Komplexitat. Stuttgart: Enke, 1968, 105 S.

74. Luhmann N. Status quo als Argument. In: Baler H. (Hrsg.) Studenten in Opposition. Bielefeld: Bertelsmann Universitatsverlag1968, S. 74-82.

75. Luhmann N. Moderne Systemtheorien als Form gesamtgesell-schaftlichen Analyse. In: Habermas 0. u. Luhmann N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie - was leistet die Systemforschung? Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1971, S. 7-24.

76. Luhmann N. Sinn als Grundbegriff der Soziologie. In: Habermas 0. u. Luhmann N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie - was leistet die Systemforschung? Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1971, S. 25-100.

77. Luhmann N. Systemtheoretische Argumentationen. In: Habermas 3. u. Luhmann N. Theorie der Gesellschaftoder Sozialtechnologie was leistet die Systemforscung? Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1971, S. 291-405.

78. Luhmann N. Rechtssoziologie, Bde. 1-2. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt, 1972, 382 S.

79. Luhmann N. Zweckbegriff und Systemrationalitat. Ober die Funktion von Zwecken in sozialen Systemen* Neudruck. Frankfurt a. M. : Suhrkamp, 1973, 390 S.

80. Luhmann N. Das Phanomen des Gewissens und die normative Selbstbestimmung der Personlichkeit. In: Bockle F. u. Bockenforde E.-W, (Hrsg.) Naturrecht in der Kritik. Mainz: Matthias-GrOnewald-Verlag, 1973, S. 223-243.

81. Luhmann N. Grundrechte als Institution, 2. Aufl. Berlin (West): Duncker & Humblot, 1974, 223 S.

82. Luhmann N. Der politische Code "konservativ" und Mpro-gressiv** in systemtheoretischer Sicht. Zeitschrift fur Politik 21 (1974), S. 253-271.

83. Luhmann N. Legitimation durch Verfahren, 2. Aufl. Darmstadt u. Neuwies: Luchterhand, 1975, 261 S.

84. Luhmann Ne Politische Planung. Aufsatze zur Soziologie von Politik und Verwaltung, 2. Aufl. Opladen : Westdeut-scher Verlag, 1975, 256 S.

85. Luhmann N. Soziologische Aufklarung 2. Aufsatze zur Theorie der Gesellschaft. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1975, 221 S.

86. Luhmann N. Funktionen und Folgen formaler Organisation, 3. Aufl. Berlin (West): Duncker & Humblot, 1976, 427 S,

87. Luhmann N. Zur systemtheoretischen Konstruktion vonEvolution. In: Zwischenbilanz der Soziologie: Ver-handlungen des 17. Deutschen Soziologentages. Stuttgart: Enke, 1976, S. 49-52.

88. Luhmann N. Funktion der Religion. Frankfurt a.M.s Suhrkamp, 1977, 324 S.

89. Luhmann N. Geschichte als ProzeB und die Theorie sozio-kultureller Evolution. In: Faber K.-G. u. Meier Ch. (Hrsg.) Mistorische Prozesse. Miinchen: DTV, 1978, S. 413-440.

90. Luhmann N. Handlungstheorie und Systemtheorie. Kolner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsycologie 301978), S. 211-227.5*26. Luhmann N. Interpenetration bei Parsons. Zeitschrift fur Soziologie 7 (1978), S. 299-302.

91. Luhmann N. Erleben und Handeln. -In: Lenk H. (Hrsg.) Handlungstheorien interdisziplinar, Bd. 2, Hlbbd. 1.Miinchen: Wilchelm Fink Verlag, S. 235-253.

92. Luhmann N. u. Schorr K.-E. Reflexionsprobleme im Er-ziehungssytem. Stuttgart: Klett-Cotta, 1979, 371 S.

93. Luhmann N. The Future Cannot Begin: Temporal Structures in Modern Society. Social Research 43 (1976), p. 130

94. Luhmann N. Zelt und Handlung elne vergessene Theorie. - Zeitschrift fur Soziologie 8 (1979), S. 63-81.

95. Luhmann N. Gesellschaftsstruktur und Semantik : Studlen zur Wissenssoziologie der modernen Gesellschaft, Bd. 1. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1980, 319 S.

96. Luhmann N. Talcott Parsons: Zur Zukunft eines Theorie-programms.- Zeitschrift fur Soziologie 9 (1980), S. 517.

97. Luhmann N. Politische Theorie im Wohlfahrtsstaat. Mun-chen: Olzog, 1981, 158 S.

98. Luhmann N. Gesellschaftsstruktur und Semantik: Studien zur Wissenssoziologie der modernen Gesellschaft, Bd. 2. -Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1981, 294 S.

99. Luhmann N. Ausdifferenzierung des Rechts : Beitrage zur Rechtssoziologie und Rechtstheorie. Frankfurt a.M.s Suhrkamp, 1981, 459 S.

100. Luhmann N. Autopolesi9, Handlung und kommunikative Ver-standigung, Zeitschrift fur Soziologie 11 (1982), S. 366-379.

101. Другая литература на иностранных языках

102. Bernsdorf W. (Hrsg.) Worterbuch der Soziologie. Bde. 1-3. Frankfurt a.M.: Fischer, 1976, 961 S.

103. Bertalanffy L. v. Zu einer allgemeinen Systemlehre. -Biologia Generalis XIX (1949), S. 114-129.

104. Brock B. Neuer Skandal der Vernunft oder das Chaos der Moglichkeiten. Frankfurter Allgemeine Zeitung , 1971,X, 12, S. 10L.

105. Bergmann W. Zeit, Handlung und Sozialitat bei G.H.Mead.- Zeitschrift fur Soziologie 10 (1981), S. 351-363.

106. Bubner R. Dialektik und Wissenschaft. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1973, 175 S.

107. Cancian F.M. Functional Analysis II. Varieties of Functional Analysis. In: International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 6. New York: Macmillan & Free Press, 1968, p. 29-43.

108. Eley L. Transzendentale Phanomenologie und Systemtheo-rie der Gesellschaft. Zur philosophischen Propadeutik der Sozialwissenschaften. Freiburg: Rombach, 1972, 174 S.

109. Giegel Н.Э. System und Krise. Beitrag zur Habermas-Luh-mann-Diskuseion. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1975, 193 S.

110. Gunther G. Das BewuBtsein der Maschinen. Eine Metaphy-sik der Kybernetik, 2. Aufl. Krefeld u. Baden-Baden: Agis, 1963, 213 S.

111. Habermas 3. Vorbereitende Bemerkungen zu einer Theorie der kommunikativen Kompetenz. In: Habermas 3. u. Luhmann N. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie- was leistet die Systemforschung? Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1971, S. 101-141.

112. Habermas 3. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1973, 195 S.

113. Heidtmann В., Richter G., SchnauB G., Warnke C. Marxis-tische Gesellschaftsdialektik oder "Systemtheorie der Gesellschaft"? Berlin: Akademie-Verlag, 1977, 204 S.

114. Hoffmeister 3. Wdrterbuch der Philosophischen Begriffe, 2. Aufl. Hamburg: Meiner, 1955, 687 S.

115. Hlusserl E. Husserliana, Bd. 1. Cartesianische Medita-tionen und Pariser Vortrage. Haag: Nijhoff, 1950, 244 S.

116. Husserl E. Erfahrunf und Urteil. Untersuchungen zur Genealogie der Logik, 5. Aufl. Hamburg: Meiner, 1976, 532 S.

117. Kaefer H:. Religion und Kirche als soziale Systeme: N.Luhmanns soziologische Theorien und die Pastoraltheo-logie. Freiburg in Breisgau etc.: Herder, 1977, 357 S.

118. Lepenies W. Alteuropaische Tradition und die Frage: 1st Systemtheorie eine Ideologic? Frankfurter Allge-meine Zeitung, 1971, X, 12, S. 10L.-3,1L.

119. Link 3. u. Marx Kr. Das Problem der Systemtheorie. Der Ansatz von Niklas Luhmann und seine politischen Folgen. GieBen : Focus-Verlag, 1975, 116 S.

120. Levy M.3., jr. Functional Analysis I. Structural-Functional Analysis. -In: International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 6. New York: Macmillan & Free Press, 1968, p. 21-29.

121. Luk&cs G. Werke, Bd. 2. Friihschriften II. Geschichte und KlassenbewuBtsein. Neuwied t Berlin (West): Luch-terhand, 1968, 733 S.

122. Luk&cs G. Die Zerstorung der Vernunft, Bd. 3. Irrationalismus und Soziologie. Darmstadt u. Neuwied: Luchter-hand, 1974, 292 S.

123. Maciejewski F. (Hrsg.) Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Beitrage zur Habermas-Luhmann-Diskus-sion von K.Eder u.a. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1973, 211 S.

124. Maciejewski F. (Hrsg.) Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Neue Beitrage zur Habermas-Luhmann-Diskussion. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1974, 236 S.

125. Moderns Amerikanische Soziologie / Hrsgg. und eingelei-tet von H.Hartmann. Stuttgart: Enke, 1967, 418 S.

126. Munch R. Legitimitat und politische Macht. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1976, 210 S.

127. MQnch R. Theorie sozialer Systeme. Eine Einfiihrung in Grundbegriffe, Grundannahmen und logische Struktur. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1976, 187 S.

128. Mayntz R. Soziologie der offentlichen Verwaltung, 2., durchgesehene Aufl. Heidelberg: C.F.Muller CJuristi-scher Verl., 1982, 265 S.

129. Naschold F. Demokratie und Komplexitat. Politische Vierteljahresschrift 9 (1968), S. 494-518.

130. Ohlendorf G. Kritik der theoretisch-methodologischen Grundlagen sowie der philosophischen und ideologi-schen Positionen der soziologischeh Systemtheorie Niklas Luhmanns. Dissertation zur Promotion A. Leipzig: Karl-Marx-Universitat, 1980, 177 S.

131. Parsons T. The System of Modern Societies. Englwood Cliffs (N.J.) : Prentice Hall, 1971, 152 p.

132. Parsons T. Interaction I. Social Interaction. In:1.ternational Encyclopedia of the Social Scieces, vol. 7. New York: Macmillan & Free Press, 1968, p. 429-441.

133. Pape I. Von den "mdglichen Welten" zur "Welt des Mog-lichen": Leibniz im modernen Verstandnis. In: Studia Leibnizeana Supplementa I. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1968, S. 266-287.

134. Poggi G. Introduction. -In: Luhmann N. Trust and Power. Chichester etc.: Wiley, 1979, p. VII-XVII.

135. Rombach H. Substanz, System, Struktur. Die Ontologie des Funktionalismus und der philosophische Hintergrund der modernen Wissenschaft, Bd. 1. Freiburg u. MQnchen: Karl Alber, 1965, 525 S.

136. Schelsky H. (Hrsg.) Zur Theorie der Institution. DOssel-dorf: Bertelsmann Universitatsverlag, 1970, 163 S.

137. Schelsky H. Die Arbeit tun die anderen. Klassenkampf und Priesterherrschaft der Intellektuellen, 2., erwei-terte Aufl. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1975, 447 S.

138. Schelsky H. Auf der Suche nach Wirklichkeit. Gesammel-te Aufsatze. Dusseldorf u. Koln: Eugen Diderichs Verlag, 1965, 488 S.

139. Schelsky H. Die Soziologen und das Recht. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1980, 308 S.

140. Schmidt W. Aufklarung durch Soziologie. Neue politische Literatur XVI (1971), S. 340-354.6*41. Scholz F. Freiheit und Indifferenz. Alteuropaische Pro-bleme mit der Systemtheorie Niklas Luhmanns. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1981, 287 S.

141. Tjaden K.H. Zur kritik eines funktional-strukturellen Entwurfs sozialer Systeme. Kolner Zeitschrift furSoziologie und Sozialpsychologie 21 (1969), S. 752-769.

142. Theorien iiber Ideologie: Projekt Ideologie-Theorie. Berlin (West): Argument-Verlagf 1979, 238 S.

143. Warnke C. Die "abstrakte** Gesellschaft. Systemwissen-schaften als Heilsbotschaft in den Gesellschaftsmodellen Parsons' Dahrendorfs und Luhmanns. Berlin: Akademie-Verlag, 1974, 146 S.

144. Warnke C. Relativismus statt Dialektik? Zum Funktiona-lismus von N.Luhmann und H. Rombach. In: Hegel-Oahr-buch 1974. Koln: Pahl-Rugensteinf 1975, S. 370-380.

145. Zielcke A. Die symbolische Natur des Rechts. Analyse der Rechtssoziologie Niklas Luhmanns. Berlin (West) : Duncker & Humblot, 1980, 145 S.