автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Заливадный, Михаил Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Заливадный, Михаил Сергеевич

Предисловие.

Введение.

Глава 1. Сочинение и звуковоспроизведение.

1. Музыкальная логика и проблемы эстетики.

2. От ноты к звучанию: достижения и тупики.

3. К комплексному охвату музыкальной системы (начало движения).

Глава 2. Исследование музыки.

1. Многообразие аспектов и общемузыкальный смысл.

2. Точные методы как основная проблема и как предмет дискуссии.

3. "Сверхсложность" музыки: опыт комплексного представления.

Глава 3. Музыкальная педагогика.

1. Общие принципы рассмотрения. Освоение и синтез музыкальных традиций.

2. Творчество,эксперимент, сотрудничество.

3. К комплексности и междисциплинарности.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по искусствоведению, Заливадный, Михаил Сергеевич

, приводящие в сфере теории к выдвижению примечательных идей "единого цифрового искусства" [278], художественного "суперязыка" [255], "посредующих гиперсистем" (hypermedia) [200], однако в практических результатах не всегда достигающие адекватной этим идеям степени органичности в соединении составляющих художественного це-2) лого. '

Цели и задачи работы, ее научная новизна. Тенденция к комплексному теоретическому рассмотрению компьютерно-музыкальной проблематики в заметной форме проявляется в ряде исследований, посвященных этой теме. Так на раннем этапе развития данного процесса она представлена в книге Л. Хиллера и JL Айзексона "Экспериментальная музыка. Композиция с помощью электронного компьютера" [237], в музыкально - кибернетических исследованиях А. Сихры ([300-301]; [303]) и др. Впоследствии эта тенденция в достаточно отчетливой степени обнаруживается в работах института ИРКАМ (г. Париж, Франция), проявляясь как на уровне собраний работ различной исследовательской направленности, объединенных общей темой, так и внутри отдельных работ (см., например: [286]; [291]; [191]). Присутствует она и в отечественных исследованиях по аналогичной тематике, вышедших в 1990-е годы, например, в монографии А. Ментюкова, А. Устинова и С. Чель-диева " Музыка, электроника, интонирование" [107], в диссертационных работах В. Ульянича "Компьютерная музыка и освоение новой художественно - выразительной среды в музыкальном искусстве" [167] и Ю. Раг-са "Акустика в системе музыкального искусства" [140]. Однако комплексная теоретическая характеристика музыкальных аспектов исследуемого процесса ни в одной из этих работ не принимает характера ведущей и последовательно реализуемой задачи,3) и в восполнении этого пробела автор видит новизну и главную цель предпринятого им опыта исследования.

Методологическая и фактологическая основа работы. Автор опирался на основные теоретические результаты комплексного подхода к изучению закономерностей музыкального мышления и практической музыкальной деятельности, достигнутые наукой о музыке в XX веке (включая его вторую половину). К таким результатам, в частности, относятся важнейшие музыкально-теоретические идеи Б. Асафьева, [7]. А. Лосева [101], С. Скребкова [153-154], Д. Лукача [102], Б. Галеева ([29-33] и др.), Пражской команды 70-х

- 80-х гг. ([208]; [245-246] и др.)4>, на которые неоднократно даются ссылки в тексте^.

Изложение работы объединяет в себе исторический и теоретический аспекты; подобное объединение закономерно, поскольку речь идет о явлении быстро развивающемся; с другой стороны, такое единство соответствует и современному этапу развития теоретического музыкознания, для которого уже существенной чертой стало присутствие в музыкально-теоретических построениях элемента историчности. Помимо этого, привлечение материалов, относящихся к различным этапам процесса компьютеризации музыки, диктовалось и чертами зигзагообразности в развитии этого процесса, в ходе которого на первый план выступали то одни, то другие аспекты музыкального мышления и практической музыкальной деятельности. Хотя в этой смене приоритетов возможно обнаружить и определенную восходящую линию развития (см. заключительный раздел работы), все же на практике последующие этапы данного процесса не полностью охватывают содержание предыдущих^, а применительно к компьютеризации музыкознания (см. гл. II "Исследование музыки") и вовсе неприемлемыми оказываются упрощенные представления, предпочитающие "сегодняшние" идеи "вчерашним", "вчерашние"

- "позавчерашним", и т.п. Напротив, с точки зрения самой задачи, поставленной в работе, отнюдь не выглядело обязательным требование полноты упоминания всех существующих источников, связанных с ее темой (число которых огромно и продолжает расти)7-*; в этом отношении автор считал целесообразным придерживаться принципа "разумной достаточности", характеризуя важнейшие направления рассматриваемого процесса в первую очередь по их существу. При этом принимался во внимание также критерий "подруч-ности", информационной доступности источников при условии, что это не нарушает сколько-нибудь существенным образом принципов приоритетности и "классичности" (т.е. зрелости представления проблемы) при их отборе. В ряде случаев привлекаемые материалы по компьютерно - музыкальной проблематике имели для осуществления основной цели работы не только фактологическое, но и систематизирующее теоретическое значение; в частности, это относится к работам Р.Х. Зарипова (1929-1991) - первого отечественного музыканта-кибернетика, разносторонняя деятельность которого в данной области заслуживает специального исследования (пока еще не написанного)^.

Цели данной работы соответственно определили и характеристику технических способов осуществления конкретных задач, относящихся к различным этапам и уровням компьютеризации музыкальной деятельности. Так, в работе не рассматриваются специально, например, принципы действия генератора случайных чисел в компьютере или же технические закономерности цифрового синтеза и преобразования звуков, поскольку представляемые ими исторические уровни компьютерного музицирования реально не привели к непосредственному включению содержания этих закономерностей и принципов в область теоретического музыкознания, оставив их - если ограничиваться сферой музыкально - научных дисциплин - в основном в пределах инструментоведения и акустики9). Напротив, принципы действия компьютерного устройства УПИК ([168]; [307]) существенны именно как элемент теоретической основы процесса сочинения и исполнения музыки, осуществляемого с его участием, включая "человеческую сторону" этого процесса; поэтому они излагаются более подробно в соответствующем разделе исследования.

Практическая полезность работы. Принципиальная значимость представляемого данной работой направления исследований для музыкальной практики отмечена в разделе " Актуальность работы".

Материал работы использовался в качестве основы изложения темы "Современное состояние комплексного теоретического музыкознания" в курсе музыкально - теоретических систем, читаемом автором на теоретико -композиторском факультете (с 1996 г. - историко- теоретическом и композиторском факультетах) С.- Петербургской гос. консерватории. Отдельные положения работы и другие составные элементы ее содержания использовались в изложении различных тем на занятиях по программам факультативных курсов "Музыкальная информатика" и "Введение в электронно-компьютерный музыкальный инструментарий", проводившихся в 1992-95 гг. для студентов консерватории, а также на занятиях по программе курса "Принципы музыкального мышления", проводившихося в 2000 г. для студентов физического факультета С.- Петербургского гос. университета. В свою очередь, экспериментальный материал, полученный в ходе подготовки и проведения этих занятий, послужил практическим дополнением к ряду разделов этой работы, особенно к ее III главе.

Апробация работы. Помимо вузовских учебных курсов, материал работы и ее основные выводы использовались автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах "Синтез искусств в эпоху НТР" (Казань, 1987, в рамках Всесоюзной школы - фестиваля "Свет и музыка"), " Искусство и компьютеры" (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 1993), "Музыкальное образование в контексте культуры" (Москва, РАМ им. Гнесиных, 1994), "Использование электронной и компьютерной техники в музыке и смежных искусствах" (Москва, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, 1995), "Новые технологии в культуре и искусстве"

Казань, НИИ "Прометей", 1995), "Третья реальность" (Международный форум, С.- Петербург, 1995), " Электроника, музыка, свет" (Казань, НИИ "Прометей", 1996), "Школьная информатика и проблемы устойчивого развития" (С.-Петербург, Гос. университет аэрокосмического приборостроения, 1998, 2000), " Прометей-2000" (Казань, НИИ "Прометей", 2000). Монографический вариант работы (под названием "Музыка и ЭВМ: пути взаимодействия. Опыт комплексной музыкально-теоретической характеристики") представлен в 1997 г. в качестве научного отчета в НИИ экспериментальной эстетики "Прометей" (Казань).

Работа прошла обсуждение и одобрена на совместном заседании кафедры инструментовки и кафедры теории музыки Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н. А.Римского-Корсакова.

Объем и структура. Работа состоит из Предисловия, Введения, трех глав и Заключения. Список литературы включает 320 наименований. В Приложения к работе вынесены описание логической основы экспериментов по формированию сложных систем микроинтервалов с привлечением компьютерной техники (эксперименты проводились в 1992-95 гг. и в 2000 г. с участием студентов С.- Петербургской консерватории и С.-Петербургского университета) и краткая характеристика двух примеров предвосхищения электронно-компьютерных форм музицирования в поэзии конца XIX - начала XX в. (стихотворения В. Брюсова и Г. Д' Аннунцио).

Автор выражает признательность руководителю СКБ "Прометей" Казанского авиационного института (ныне - НИИ экспериментальной эстетики "Прометей" Академии наук Татарстана), доктору философских наук Б.М. Галееву, по инициативе которого данная работа была выполнена в первоначальном варианте (1992 г.). Кандидату искусствоведения, профессору кафедры теории музыки С.-Петербургской гос. консерватории Л.М. Масленковой и выпускнику Киевской гос. консерватории (Украина), музыковеду Г.А. Когуту автор приносит благодарность за предоставленную возможность ознакомиться с некоторыми малоизвестными работами отечественных музыкантов-теоретиков первой половины XX века; сотрудникам института ИРКАМ Ж.-Б. Барьеру и М.-Т. Жуэн, а также композитору Л.В. Еремину - за возможность детального ознакомления с научной продукцией института за более чем 20 - летний период его деятельности. Кандидату филологических наук, доценту Г.В. Смирновой автор приносит благодарность за сотрудничество в переводе музыкально-теоретических фрагментов стихотворения Г. Д' Аннунцио "Ведущая волны" ("ЦпсЫпа") [219], вошедших в одно из Приложений к данной работе.

ВВЕДЕНИЕ

История применения электронно-вычислительных машин (компьютеров) в различных сферах музыкальной деятельности отчетливо делится на два этапа: 1) от конца 40-х годов1-1 примерно до середины 70-х годов; 2) от середины 70-х годов до настоящего времени. Деление это связано, с одной стороны, с развитием технической основы проводимых в данном направлении экспериментов (качественно новый технический уровень ЭВМ третьего - пятого поколений, широкое развитие техники цифровой записи, анализа и синтеза звуков), а, с другой стороны, с внутренней эволюцией самих экспериментов, обусловленной той проблематикой, которая обнаруживалась в ходе их осуществления. Характер этих экспериментов вместе с тем отражает также общее состояние исследованности закономерностей музыкального мышления, равно как и влияние конкретных форм проявления этих закономерностей в практической музыкально-исторической традиции. Весьма существенно, в частности, что и в музыке XX века (подобно ряду предыдущих столетий) важную и во многих отношениях ведущую роль продолжают играть закономерности (называемые симфоническими или гармоническими -см. работы [6-7]; [158] и др.) самостоятельного функционирования и развития музыкально-звуковой системы как логически осознанного разнообразия характеристик физических свойств звука и их отражений в слуховом восприятии и в слуховых представлениях; авторы одного из первых компьютерных экспериментов в области сочинения музыки, Л. Хиллер и Л. Айзексон, в уже упомянутой книге [237] дают одно из удачных определений этой исторической особенности музыкального мышления как "подчиненности семантических свойств музыки посредующей системе музыкальной формы" [237, с. 1516]. Соответственно этому, в опытах компьютеризации музыки элементы музыкально-звуковой системы и различные аспекты их взаимных соотношений и взаимодействий также занимают на этом этапе в качестве фактических данных (во многих случаях - и итоговых результатов) весьма значительное, нередко - главное или даже единственное место. При этом в первый период развития рассматриваемого процесса сама система музыкальных звуков в значительной части опытов, предпринимаемых с целью сочинения (синтеза) и исследования музыки, представлена как система первых гармоник таких звуков, в отвлечении от тембровых их характеристик или с добавлением этих характеристик в упрощенной форме. Обращение к внезвуковым составляющим системы музыкального мышления осознается в этот период в большей мере как перспектива музыкально-компьютерных исследований и практических экспериментов (например, у Ч. Осгуда и его соавторов ([128]; [276]); А. Сихры [300-303], Р. Зарипова [63]; по существу такой же смысл заключает в себе и примечательный отклик И. Стравинского на исследования Осгуда [160, с.216])2); немногочисленные же опыты непосредственного изучения этих составляющих ([271-272] и др.), проводившиеся в конце 60-х годов и использующие метод "семантического дифференциала" (основы которого изложены в работе [276]), имеют лишь значение первых шагов на пути их детального систематического исследования.3-1 Напротив, в ходе второго этапа компьютеризации музыки и музыкальной культуры не только преодолевается, благодаря детальному освоению области тембровых характеристик звука, свойственная предыдущему этапу схематичность в трактовке музыкально-звуковой системы, но и достигаются весомые результаты в направлении комплексного освоения всей системы музыкального мышления в ее основных составляющих. Результаты эти еще не приобрели значения широко распространенного самостоятельного "слоя компьютерно-музыкальной культуры" и потому не могут пока еще быть выделены в отдельный этап данного процесса;4^ однако они образуют новый уровень его развития, принципиальное значение которого представляется весьма существенным.

Для характеристики первого этапа развития опытов использования компьютерной техники в музыке представляется применимой (с некоторыми оговорками) систематизация этих опытов, предложенная Р. Зариповым [64, с.39-40]: 1) сочинение (синтез) музыкальных композиций; 2) исследование музыки (у Зарипова - "анализ музыки"); 3) звуковоспроизведение музыки. На втором этапе наблюдается тесное взаимодействие "композиторского" и "исполнительского" (по Зарипову - "звуковоспроизводящего") направлений экспериментирования, в ряде проявлений составляющих неразделимое единство;5-1 напротив, компьютерное исследование музыки и на этом этапе сохраняет известную самостоятельность и не сливается полностью с композицией или исполнительством (хотя нередко входит в них составной частью). В это же время, благодаря появлению персональных компьютеров, активно реализуются возможности применения электронно-вычислительных машин в сфере обучения музыке.б) Данное соотношение областей музыкальной культуры и составляет основу общего плана настоящего исследования. Отметим, что отдельные пункты этого плана обнаруживают примечательное соответствие с наиболее общими категориями восприятия времени: сочинение и звуковоспроизведение музыки соответствует "настоящему", исследование музыки - широко понимаемому "прошедшему" (включая "нахождение будущего в прошедшем"), музыкальная педагогика - "будущему". В том, что компьютерная форма музицирования непосредственно включает в себя область сочинения музыки, нет, строго говоря, чего-либо необычного: на то, что эта область существенна для проявления (и определения) специфики любого музыкального жанра, указывают выдвинутые теоретическим музыкознанием независимо от рассмотрения данной проблемы категории жанрового содержания и жанрового стиля [157, с.296-297]. Необычно в данном случае скорее то, что, благодаря универсальности компьютера как технического средства, в сферу его применения в музыке входит также музыкально-исследовательская область.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Теоретические проблемы компьютеризации музыкальной деятельности"

Заключение

1. См., например, работы: [100]; [122]; [135]; [152]. В числе задач, рассматриваемых в работе [100], отметим преобразование в звучания "пикселей" (точечных элементов изображения на экране компьютера).

2. См. приведенное в гл. I замечание П. Булеза из статьи [203], относящееся по существу - в данном его аспекте - не только к первому, но и к последующим этапам компьютеризации музыки.

3. Приведем в этой связи заинтересовавшие нас замечания чешского исследователя музыки (близкого к Пражской команде) Й. Бека: "Военный специалист знает, что все три составные части" (войска, т. е. авангард, центр и арьергард) "являются необходимыми; но в повседневной жизни, в политике, в культуре или же в искусстве симпатии однозначно пробуждает авангард, обладающий достоинствами, которые высоко оцениваются в морально-психологическом кодексе, в воспитании и т. д."[197, с.25]. Отметим, однако, что позиция музыкантов-профессионалов по данной проблеме в последние десятилетия заметно сближается именно с приведенной И. Беком точкой зрения собирательного "военного специалиста": тенденция к взаимодействию характерных форм выражения различных музыкально-художественных течений в 70-е - 80-е гг. XX в. (соответственно - смягчению противостояния между ними, характерного, например, для периода 50-х гг.) отмечается в работах, посвященных проблемам современного композиторского творчества ([262]; [285] и др.).

4. Драматически-парадоксальный контекст этого замечания заключался в том, что Хиндемит отрицательно относился к электронной музыке [93, с.356], техническая основа которой в то время, однако, была гораздо менее совершенной.

5. Возможности традиционной нотной записи в данном отношении являются гораздо более ограниченными - как в смысле практического выявления синестетических закономерностей музыки (о чем уже говорилось в предыдущих разделах работы), так и в смысле функционирования традиционных форм музыкальной нотации в реальной исторической практике.

6. В связи с этим интерес представляет рассмотрение вопроса о "ликвидации отставания" музыки от некоторых других видов искусства (например, живописи и кинематографа), благодаря использованию компьютерных технических средств, в докладе Б. Галеева "Компьютеры и функциональная асимметрия в системе искусств" на конференции "Искусство и компьютеры" (Москва, 1993 г.; см. примеч. 29 и 30 к гл. I). Основные идеи этого доклада в наиболее полном виде опубликованы позднее в статье [34].

7. Если исходить из некоторых идей работы В. Ульянича (придающего важное значение технически - регулирующей роли живописного ряда, включенного в многомерную "ладозвонную" структуру музыкального произведения [167, с. 19, 22]), то такой переход можно представить себе как движение от "синестетического унисона" к "синестетическому контрапункту", либо более широко - от более строгого соответствия между зрительным и звуковым рядами к более свободному.

 

Список научной литературыЗаливадный, Михаил Сергеевич, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1.АдамянА.А. Эстетика Рамо (1941)* // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.2. Л.: Музгиз, 1963. С.255-264.

2. Александрова Л.В. О принципах симметрии в композиторской технике Б. Бартока. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1972. 17 с.

3. Александрова Л.В. Опыт применения теории нечетких множеств к гармоническому анализу музыкальных произведений // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Новосибирск: НТК, 1988. С.132-149.

4. Александрова Л.В., МазепусВ.В., Цеханский В.М. Технические средства как метод активизации музыкального обучения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск: НТК, 1986. С. 98-106.

5. Асафьев Б.В. Михаил Иванович Глинка. Л.: Музыка, 1977. 311с.

6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс (1930-42). Л.: Музыка, 1971. 376 с.

7. Бабушкин С.А. Художественное пространство и время в светомузыке // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка". Казань: КАИ, 1979. С.28-29.

8. Бажанов Н.С. Громкостная динамика в структуре информационной системы музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкальной науки (см.:4.). С.150-152.

9. Бажанов Н.С. Динамическое интонирование в искусстве пианиста. Исследование. Новосибирск: НТК, 1994. 300с.

10. Бажанов Н.С., Русин Г.Л. Пакеты статистического анализа и задачи прикладного музыковедения // Методология освоения интеллектуальных систем и вычислительной техники (см.:2.). С. 185-186.

11. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С.234-407.

12. Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера. Справочник. С.-Петербург Москва - Харьков - Минск: Питер, 2000.-432 с.

13. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. Т. 1. М.: Музыка, 1972. 308 с.

14. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем. Критический обзор//Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.

15. Билялов М.Р. Интеллектуальный компьютерный учебник по голосоведению // Электроника, музыка, свет (к 100-летию со дня рождения Л.С. Термена). Материалы международной научно-практической конференции. Казань: Фэн, 1996. С.182-186.

16. Билялов М.Р. Формализация правил соединения аккордов// Электроника, музыка, свет (см.: 17.). С. 188-191.

17. Блок В.М. Об эстетических предпосылках взаимоотношения кибернетики и музыки // Эстетические очерки. Вып.2. М.: Музыка, 1967. С.356-386.

18. Борисов В., Синицкий А. О логике музыкального мышления: рав-нозначимость и разнозначимость // Точные методы и музыкальное искусство. Материалы к симпозиуму. Ростов-на-Дону: РГУ, 1972. С. 25-40.

19. Брюно С.А. Компьютерное моделирование музыки // Новости искусственного интеллекта, 1995 (специальный выпуск). С.75-84.

20. Брюсов В.Я. Творчество // Брюсов В.Я. Собр. соч. T.l. М.: Художественная литература, 1973. С.35-36 (комментарии с.567-568).

21. БулезП. Маэстро компьютер. В поисках новых звучаний (1979) // Курьер ЮНЕСКО, 1980, май. С.28-33, 38.

22. Булез П., Герчо Э. Компьютеры и музыка // В мире науки, 1988, № 6. С.6-13.

23. Бухараев Р.Г., Рытвинская М.С. О моделировании вероятностного процесса, связанного с сочинением песенной мелодии // Ученые записки Казанского гос. университета. Т. 122. № 4. Казань, 1962. С. 82-97.

24. Виттиг К. Новые технологии в искусстве // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. Сборник статей по материалам научной конференции. М.:МГУ, 1992. С. 95-96.

25. Галеев Б.М. Взаимоотношения в системе "художник техника" при решении проблемы синтеза музыки и света // Искусство светящихся звуков. Сборник работ СКБ "Прометей". Казань: КАИ, 1973. С.133-146.

26. Галеев Б.М. Музыкальная композиция методом рисования // Электронная технология и музыкальное искусство. Новосибирск: НЭИ, 1990. -С. 51-54.

27. Галеев Б.М. Прибор для исследования пространственно-слуховых синестезий // Материалы Третьей конференции "Свет и музыка". Казань: КАИ, 1975. С.212-216.

28. Галеев Б.М. Принципы слухо-зрительной полифонии // Материалы Третьей конференции.(см.: 30.). С.78-84.

29. Галеев Б.М. Проблема синестезии в искусстве // Искусство светящихся звуков (см.: 28.). С.67-88.

30. Галеев Б.М. Светомузыка становление и сущность нового искусства. - Казань: Таткнигоиздат, 1976. 272 с.

31. Галеев Б. М. Система искусств в эпоху компьютерной революции // Научный Татарстан, 1996, № 3. С. 18-20.

32. Галеев Б.М. Трансформация "мелодия-рисунок'7/Электроника, музыка, свет (см.: 17.). С.172-174.

33. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). Казань: КГУ, 1987. 264 с.

34. Галеев Б.М., Андреев С.А. Принципы конструирования светомузыкальных устройств. М.: Энергия, 1973. 104 с.

35. Галеев Б.М., Ванечкина И.Л. От "Прометея" к "Мистерии" (концепция слухозрительной полифонии А.Н. Скрябина) // Искусство светящихся звуков (см.: 28.). С.29-66.

36. Галеев Б.М., Пиотровский Д.В., Шумилов А.Е. Компьютерно-графическое моделирование мелодических структур // Новости искусственного интеллекта, 1995 (специальный выпуск). С.87-95.

37. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М.: Мысль, 1974. 452 с.

38. Гейн А.Г. О формализации понятия "гармонического поля" // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка" (1979, см.: 8.). С.77-78.

39. ГейнА.Г., Цеханский В.М. Психологические проблемы компьютерного обучения // ЭВМ и проблемы музыкального образования. -Новосибирск: НТК, 1989. С.31-49.

40. Гошовский В.Л. Фольклор и кибернетика // Советская музыка, 1964, № п. С.74-83. № 12. С.83—89.

41. Денисов Э.В. Музыка и машины (г1972) // Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986. С. 149-162.

42. Детловс В.К. Математический синтез музыки // Наука и техника (Рига, Латвия), 1965, №9. С.8-12.

43. Детловс В.К. О статистическом анализе музыки // Латвийский математический ежегодник. Вып.З. Рига: Латвийский гос. университет, 1968. С.101-122.

44. Детловс В.К. Статистический анализ гармонии // Точные методы в исследованиях культуры и искусства. 4.2. М., 1971. С.256-265.

45. Дубровский Д. Ю. Компьютер для музыкантов — любителей и профессионалов. М: Триумф, 1999. $98с,

46. Дыс Л.И. Использование вычислительной техники в музыкальном образовании. Киев: КГК, 1988 57 с.

47. Дыс Л.И. Основы музыкальной информатики. Киев: КГК, 1988. 51 с.

48. Живайкин П. Л. 600 звуковых и музыкальных программ. СПб: ВНУ, 1999. 624 с.

49. Житомирский Д.В. Спорные вопросы анализа // Советская музыка, 1977, № 5. С.43-47. (Выступление на дискуссии "Музыкознание гуманитарная, социальная наука"; материалы этой дискуссии опубликованы в №№ 5, 6, 7 и 10 журнала за 1977 г.).

50. Заливадный М.С. Комбинаторные методы в изучении музыкальных синестезий // Прометей-2000 (о судьбе светомузыки на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции. Казань: Фэн, 2000. С. 105 107.

51. Заливадный М.С. О Рудольфе Зарипове композиторе и теоретике музыки // Новости искусственного интеллекта, 1995 (специальный выпуск). С.67-74.

52. Заливадный М.С. Р. Зарипов пионер кибернетической музыки // Новые технологии в культуре и искусстве. Казань: НИИ "Прометей", 1995. С. 13-17. (Сокращенный вариант статьи 57.).

53. Зарипов Р.Х. Диалоговый режим в музыке на основе интервально-метрической структуры интонации // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1985, № 5. С.115-128.

54. Зарипов Р. X. Интеллектуальные системы в музыке/УНовости искусственного интеллекта, 1992. №1. С.61-65.

55. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М.: Знание, 1963. 56 с.64.3арипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1971. 235 с.65.3арипов Р.Х Компьютер в исследовании и сочинении музыки // Природа, 1986. №9. С.59-69.

56. Зарипов Р.Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М.: Наука, 1983. 232 с.67.3арипов Р.Х. О программировании процесса сочинения музыки // Проблемы кибернетики. Вып.7. М., 1962. С.151-161.

57. Зарипов Р.Х. Построение частотных словарей музыкальных интонаций для анализа и моделирования мелодий // Проблемы кибернетики. Вып.41. М., 1984. С.201-252.

58. ИРКАМ исследовательский координационный институт акустики имузыки // Бюллетень службы научной информации . Вып.2. Л., 1990. С.38-^ (Реферат работы 242.; составлен автором диссертации совместно с

59. О. Р- Прощенок- Кальниной.)

60. Йанолз П.Э., Торсен С.М. Использование компьютеров в музыкальном обучении // ЭВМ и проблемы музыкального образования (см.: 42.). С.170-186.

61. Йенни Г. Зримые образы вибраций // Курьер ЮНЕСКО, 1969, декабрь (№ 156). С. 3-30.

62. К 70-летию Пьера Булеза // Музыкальное обозрение, 1995, № 4.1. С.10.

63. Кандинский В.В. О духовном в искусстве (Ч912). Л.: Ленинградская галерея, 1990. 66с.

64. Капица П.Л. Профессор и студент // Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1981. С.258-265.

65. Капустин М.А. Новый подход к моделированию музыки/УПрепринт Института прикладной математики Российской Академии Наук (ИПМ РАН), №80. М., 1985. 28 с.

66. Капустин М. А. Нейросети: новые возможности моделирования музыки// Синергетика и методы науки. СПб: Наука, 1998. С. 288 -310.

67. КапустинЮ.В. Музыкант-исполнитель и публика. Л.: Музыка, 1985. 160 с.

68. Карбусицкий В. К возникновению значений в музыке. Эстетико-семиотические эксперименты в Гамбургском университете // Бюллетень службы научной информации научно-исследовательского сектора С.-Петербургской гос. консерватории. Вып.4. СПб, 1992. С.10-22.

69. Карпович В.Н. ЭВМ и образование: аналитический обзор основных концепций компьютерного обучения // ЭВМ и проблемы музыкального образования (см.: 42.).С.163-170.

70. Касслер М. О поиске музыкальной информации. MIR простой язык программирования для поиска музыкальной информации // Моль А. и др. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. С.443-489.

71. Киселева С., Федоренко Т., ШиндинБ. Автоматизированный анализ попевочных структур в невменных текстах знаменного распева // Электронная технология и музыкальное искусство (см.: 29.). С.31-34.

72. Клименко О. Создание нотно-текстового редактора на базе ЭВМ. Перспективы. Проблемы // Музыкальное мышление: проблемы анализа и моделирования. Киев: КГК, 1988. С.71-75.

73. Кокорин С.Е. Интеллектуальные системы в музыкальной практике и вопросы обучения исполнительству на ЭМС (электронно-музыкальных инструментах) // Методология освоения интеллектуальных систем и вычислительной техники (см.: 2.). С.250-251.

74. Котляревский И.А. Музыкально-теоретические системы европейского искусствознания. Киев: Музична Украша, 1983. 158 с.

75. Кошкин А. Компьютер, будь человеком! // Электроника, музыка, свет (см.: 17.). С.267-268.

76. Крюковский Н.И. Кибернетика и законы красоты. Минск: БГУ, 1977. 254 с.

77. Лазаров Е.Л., Лазаров С.Л. Компютри и музика. София: Техника, 1989. 190 с.

78. Лебедев С.Н. Finale for Windows. Практическое руководство с размышлениями. М. : МГК, 1997 ( 21999). 64 с.

79. Левая Т.Н., Леонтьева О.Т. Пауль Хиндемит. М.: Музыка, 1974.448с.

80. Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия //Проблемы информационной культуры. Вып.4. М.: Смысл, 1997. С. 114-131.

81. Леонтьев К.Л. Музыка и цвет. М.: Знание, 1961. 63 с.

82. Леонтьев К.Л. Цвет Прометея. М.: Знание, 1965. 127 с.

83. Лесневский Ю.Ю., Шиндин Б.А. Информационная технология в музыкальной медиевистике // ЭВМ и проблемы музыкальной науки (см.: 4.). С.66-82.

84. Летичевский A.A., Александрова Л.В. О формализации теории гармонии для музыкальной базы знаний // ЭВМ и проблемы музыкального образования (см.: 42.). С.78-88.

85. Литягина Л.А., Наумов H.A. Музыкальный инструмент "графовокс"//Электроника, музыка, свет (см.: 17.). С. 169-172.

86. Литягина JI.A., Наумов H.A. Элементы компьютерного творчества. Взаимное отображение музыкальных и графических образов // Препринт ИПМ РАН, № 14. М., 1995. 36 с.

87. Музыка как предмет логики (г1927) // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С.195-392.

88. Лукач Д. Своеобразие эстетического (г1963). Т. 1-4. М.: Прогресс, 1985-1987. 335 с. (т.1); 467 с. (т.2); 302 с. (т.З); 571 с. (т.4)

89. МААФАТ75. Первый Всесоюзный семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов. Ереван: АНАрм. ССР, 1977. 291 с.

90. Мазепус В.В., Цеханский В.М. Модели художественной рефлексии, инициируемые взаимодействие с ЭВМ // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: КГК, 1989. С.173-179.

91. Мазепус В.В., Цеханский В.М. Перцептивное описание музыкального произведения // ЭВМ и проблемы музыкального образования ( см.: 42.). С.113-124.

92. Юб.МарксК. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. М.: Политиздат, 1983. VI, 905 с.

93. Ментюков А.П., Устинов A.A., Чельдиев С.А. Музыка, электроника, интонирование. Новосибирск: НТК, 1993. 313с.108 .Мессиан О. Техника моего музыкального языка (4944). М.: греко-латинский кабинет Ю.А. Чишалина, 1995. 128 с.

94. Милка А.П. Теоретические основы функциональности в музыке. -Л.: Музыка, 1982. 150 с.

95. Ю.Милка А.П. Функциональность музыкальной структуры // Советская музыка, 1972, № 6. С. 81-86.

96. Митрофанов A.C. Кибернетика и художественное творчество. М.: МГУ, 1980. 216 с.

97. Митрофанов A.C. "Машинное творчество" миф или реальность? // Советская культура, 1976, 17 декабря. С.6.

98. Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер творец. М.: Мир, 1987. 255с.

99. Моль А. Искусство и ЭВМ (.1971) // Моль А. и др. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975. С. 13-278.

100. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие (I1958). М.: Мир, 1966. 351 с.

101. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. Хрестоматия. М.: Музыка, 1971. 688 с.

102. Мусоргский М.П. Письма. М.: Музыка, 1981. 446 с.

103. Мэтьюз М.В., Пирс Дж.Р. Компьютер в роли музыкального инструмента // В мире науки, 1987. № 4. С.72-80.

104. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.

105. Наранжо М. Визуализация музыки.//Электроника, музыка, свет, (см.: 17.). С.198-202.

106. Наумов H.A., Садомсков Д.А. Музыкальный инструмент "тексто-вокс" // Электроника, музыка, свет (см.: 17.). С.175-178.

107. Педагогическое отделение ИРКАМа: новые курсы // Бюллетень службы научной информации . вып.4 (см.: 82.). С.29-32.

108. Петелин В.Р., Петелин Ю.В. Звуковая студия в РС. С.-Петербург: ВНУ, 1998. 266с.

109. Петелин В.Р., Петелин Ю.В. Персональный оркестр в . персональном компьютере. СПб.: Полигон, 1997. 280с.

110. Петряевский В.Р., Заливадный М.С. Из опыта работы лаборатории электронной и компьютерной музыки // Новые технологии в культуре и ис-кусстве(см.: 58.). С.35-37.

111. Петряевский В.Р., Заливадный М.С. Программа курса музыкальной информатики // Бюллетень службы научной информации . Вып.4 (см.: 82.). С.23-26.

112. Пиотровский Д.В. Компьютерное графическое моделирование мелодических структур // Новые технологии в культуре и искусстве (см.: 58.). С. 98-101.

113. Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. М.Мир, 1967. 334 с.

114. Полозов С. П. Обучающие компьютерные программы в музыкальном образовании. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Новосибирск, 2000. 24 с.

115. Пясковский И.Б. Логика музыкального мышления. Киев: Музична Украша, 1986. 179 с.

116. Рабин Д. М. Музыка и компьютер: настольная студия. Минск: Попурри, 1998 (11995). 272 с.

117. Рагс Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М.:МГК, 1998. 80с.

118. РиманГ. Акустика с точки зрения музыкальной науки. М.: П. Юр-генсон, 1898. 147 с.

119. Робустова Л.П. Музыкальное обучение с помощью компьютера // Электронная технология и музыкальное искусство (см.: 29.). С.56-58.

120. Романов О. Р. Музыкальный компьютер// Компьютерные игры. Под ред. д. т .н., проф. М.Б. Игнатьева. Л.: Лениздат, 1988. С.60-112.

121. Рудь И.Д., Цуккерман И.И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления (см.: 127.). С.207-229.

122. Русин Г.Л., БажановН.С. ЭВМ в интеллектуальной системе музыкально-исполнительского искусства // Методология освоения интеллектуальных систем и вычислительной техники (см.: 2.). С.128-130.

123. Рыжов Л. Моделирование оптимального этюда на ЭВМ // Точные методы и музыкальное искусство(см.: 20.). С.108-119.

124. Рытвинская М.С. Сочинение музыки с помощью ЭВМ в Казанском университете // Новые технологии в культуре и искусстве (см.: 58.). С. 1112.

125. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине. М.: Музсектор Госиздата, 1925. 318 с.(новое издание М: Классика-ХХ1, 2000).

126. Сафонов В.М. Возможности ЭВМ при моделировании процесса творчества // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка" (см.: 8.). С.74-75.

127. Синицкий А.Н. Постановка частной задачи при моделировании. Теория моделирования и искусство // Точные методы в исследованиях культуры и искусства. Ч.2(см.: 47.). С.157-168.

128. Синклер Я. Введение в цифровую звукотехнику. М.: Энергоатомиз-дат, 1990. 78 с.

129. Синцов Е. В., Скороходов В. М., Гостев А. В. Эксперимент по рисованию музыки на основе орнаментально-жестовой модели // Проме-тей-2000 (см.: 55.). С.213 -217.

130. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.

131. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей (введение в исследование)//Музыка и современность, вып.З. М.: Музыка, 1965. С. 12-31.

132. Скрябин A.A. Воспоминания // А.Н.Скрябин. К 25-летию со дня смерти. M.-JL: Музгиз, 1940. С.60-61.

133. Скрябин А.Н. Записи. Тексты // Русские Пропилеи, т.6. М.:М. и С. Сабашниковы, 1919. С.97-247.

134. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. С.292-309.

135. СпособинИ.В. Элементарная теория музыки. М.: Музгиз, 1956. 203 с.

136. Степанов A.M. Эксперимент по моделированию структуры полифонической музыки строгого стиля // Эстетические очерки. Вып.2 (см.: 19.). С.387-407.

137. Стравинский И.Ф. Диалоги. JL: Музыка, 1971. 414 с.

138. Суслова JI.B. Опыт исследования электронной музыки (на примере творчества Э. Артемьева). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1994. 24 с.

139. Тангян A.C. Вероятностные модели в музыкальной композиции // ЭВМ и проблемы музыкальной науки (см.: 4.). С. 110-131.163 .Технологии виртуальной реальности. Состояние, тенденции развития. М.: ИТАР ТАСС и др., 1996. 160 с.

140. Трофимова И.А. Анкетный опрос по изучению цветного слуха среди школьников // Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка" (см.: 8.). С.99-100.

141. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии (г1937). М.: Музыка, 1966. 223 с.

142. ТэйлорЧ.А. Физика музыкальных звуков. М.: Легкая индустрия, 1976. 184 с.

143. Ульянич B.C. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1997. 24с.

144. УПИК компьютер для сочинения музыки, созданный по замыслу Янниса Ксенакиса // Бюллетень службы научной информации . вып.4(см.: 82.). С.32-40.

145. Управление, информация, интеллект. М.: Мысль, 1976. 383 с.

146. Фарбштейн A.A. Музыка и эстетика. Л.: Музыка, 1976. 208 с.

147. Фохт Б.А. О философии музыки А.Н. Скрябина // А.Н. Скрябин. Человек. Художник. Мыслитель. М.: Гос. музей А.Н. Скрябина, 1994. С.201225.

148. Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике. Казань: КАИ, 1988. 120 с.

149. ХарьерР. Использование математических методов в процессе подготовки радиопередач // Точные методы и музыкальное искусство (см.: 20.). С.216-218.

150. Цеханский В.М. Некоторые закономерности вероятностного описания структуры музыкальной формы // Точные методы и музыкальное искусство (см.: 20.). С.54-60.

151. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972. 204 с.

152. Цуккерман В.А. "Камаринская" Глинки и ее традиции в русской музыке. М.: Музгиз, 1957. 497 с.

153. Чекановска А. Музыкальная этнография: методология и методика (\91\). М.: Советский композитор, 1983. 190 с.

154. Чехонадская Н. Из Моцарта нам что-нибудь! (Об опытах американского композитора Д. Коупа в области компьютерного сочинения музыки) // Правда пять, 1997, 30 августа. С. 4.

155. Чистякова М., Степанов И. Сегодняшний день IRCAM'a // Музыкальная академия, 1996, №2. С. 221-224.

156. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1964. 725 с.

157. Штокман Д. Проблематика разработки эффективной программы для ЭВМ и роль нотных записей в процессе музыкально-фольклорного анализа//М А АФ AT'75 (см.: 103.). С.222-234.

158. Эйзенштейн С.М. Вертикальный монтаж (!1940) // Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в 6 т. Т.2. М.: Искусство, 1964. С. 189-266.

159. Элоян A.B. Классификация и каталог ритмических форм синтагм // МААФАТ'75, (см.: 103.). С.191-192.

160. Эндрю A.M. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1985. 265 с.

161. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. М., 1908.

162. Babbitt M. Twelve-Tone Invariants as Compositional Determinants // The Musical Quarterly, 1960, №2. P.246-259.

163. Baisnée J.-F. et al. CHANT. Manual. Paris: IRCAM, 1985. 117 p.

164. Baroni M., Brunetti R., Callegari L., Jacoboni C. A Grammar for Melody. Relationships between Melody and Harmony // Musical Grammars.(v. 273.). P.201-218.

165. BarrièreJ.-B. Deployer la structure qui relie //Recherche et création: vers de nouveaux territoires. Paris: IRCAM, 1992. P.77-95.

166. Barrière J.-B. Le timbre, métaphore pour la composition.//Le timbre, metaphore pour la composition. Paris: Christian Bourgois, 1991(v. 305.). P.11-13.

167. Barrière J.-B., Potard Y., Rodet X. CHANT. De la synthèse de la voix chantée à la synthèse en general. IRCAM Centre Georges Pompidou. Rapports de recherche, № 35. Paris, 1985. 21 p.

168. Bartle B.K. Computer Software in Music and Music Education. Metu-chen London: Scarecrow Press, 1987. XIV, 252 p.

169. Bateman W. A. Introduction to Computer Music. New York: Wiley and Sons, 1980.-VIII, 314p.

170. Battier M. Les principaux centres de recherche musicale aux Etats -Unis//Inharmoniques, №6. Paris, 1988. P. 240-246.

171. Bayle L. Ne nous arrêtons donc pas en si bon chemin // Recherche et création. (v.191.). P.13-34.

172. Bek J. Avantgarda. Ke genezi socialistického realismu v ceské hudbë. Praha: Panton, 1984. 288 s.

173. Berz W.L., Bowman J. An Historical Perspective on Research Cycles in Music Computer-Based Technology // Bulletin of the Council for Research in Music Education, № 126. Urbana, 1995. P. 15-28.

174. Bielawski L. Strefowy Charakter czasu muzycznego // Muzyka, 1972, № 4. S.39-52. Ibid., 1973, № 1. S.3-14. 1973, № 2. S.3-17.

175. BoulezP. Penser la musique aujourd'hui Genève: Gonthier, 1964. 174p.203 .Boulez P. Tendances de la musique récente (1952) // La Revue musicale, № 236. Paris, 1957. P.28-35.

176. Bowles E.A. Musicke Handmaiden: Or Technology in the Service of the Arts // The Computer and Music. Ithaca London: Cornell Univ. Press., 1970 (v. 209). P.3-22.

177. Bronson B.H. Mechanical Help in the Study of Folksong // Journal of American Folklore, v.2 (1949). P.81-86.

178. Brooks F.P., Hopkins A.L., Neumann P.L., Wright W.V. An Experiment in Musical Composition // IRE Transaction on Electronic Computer EC 6, № 3 (1957). P.175-182.

179. Butler M., Cook N. Music Processing on the IBM: A Revise of Available Systems // Current Musicology, 1990, № 44. P.61-96.

180. Cerny M.K., Fukac J., JiranekJ., Lébl V., Polednakl., LudvovâJ. Te-orie hudebni vëdy // Hudebni vëda, 1975, № 4. S.291-323.

181. The Computer and Music. Ithaca London: Cornell Univ.Press., 1970. XVI, 354 p.

182. Comte A. Cours de philosophie positive. T.l. Paris, 1830.

183. Cooke D. The Language of Music. London: Oxford University Press., 1962. XVI, 291 p.

184. Cope D. Computers and Musical Style. Oxford, 1991.

185. Costelanetz R. Environmental Abundance // Costelanetz R. (edit.). John Cage. New York Washington, 1970, p.135-138.

186. Crane F., Fiehler J. Numerical Method of Comparing Musical Styles // The Computer and Music (v. 208.). P.209-222.

187. Current Directions in Computer Music Research. Cambridge, Mass., and London: MIT Press, 1989. VII, 432 p.

188. Cwioro B. Notacja muzyki electronicznej i konkretnej. Proba ty-pologii//Muzyka, 1977, №1. S. 40-77.

189. Dalbavie M.A. Pour sortir de l'avantgarde // Le timbre, métaphore. (v. 192.). P.303-334.

190. Dannenberg R. Real-Time Scheduling and Computer Accompaniment //Current Directions . (v.215.). P.225-262.

191. D'Annunzio G. Undulna // D'Annunzio G. Alcyone. Milano: Monda-dori, 1954. P.180-184.

192. Descartes R. Compendium Musicae (1618). Amsterdam: J.Jansson Junior, 1656. 34 p.

193. Dobson M. Fourier-Transform-Based Timbrai Manipulation // Current Directions . (v. 215.). P. 105-112.

194. Dodge Ch. On Speech Songs // Current Directions.(v.215.). P.9-18.

195. Dufourt H. Hauteur et timbre // Inharmoniques, № 3. Paris, 1987.1. P.44-70.

196. Dufourt H. La mémoire créatrice // Inharmoniques, № 4. Paris, 1988. P.72-105.

197. DufourtH. L'ordre du sensible // Quoi? Quand? Comment? La recherche musicale. Paris: Christian Bourgois, 1985 (v.286.). P.223-239.

198. Entretien avec Giuseppe di Giugno (Paris, septembre 1983) // Quoi? Quand? Comment? .(v.286.). P. 185-196.

199. Filip M. Multidimenzionalnâ analyza v muzikologii // Musicologica Slovaca, № 2. Bratislava, 1970. S. 17-50.

200. Forum IRCAM, Paris: IRCAM, 1998. 12 p.

201. Fucks W., Lauter J. Exaktwissenschaftliche Musikanalyse. Köln -Opladen: Westdeutsche Verl., 1965. 59 s.

202. Galeyev B. Melody Drawing Transformation // Leonardo Music Journal, vol. 6 (1996). P. 61-62.

203. Gerzso A. La composition, la technologie et la musique aujourd'hui // Recherche et création. (v.191.). P. 35-58.

204. Gill S. A Technique for the Composition in a Computer // The Computer Journal, 1963, №2. P.129-133.

205. Grieshaber K. Development of a Comprehensive Computerized Scoring Method for Measuring Rhythmic Performance // Bulletin of the Council for Research in Music Education, № 119. Urbana, 1993/94. P. 127-136.

206. Hauptmann M. Die Natur der Harmonik und der Metrik. Leipzig, 1853.

207. HelmholtzH. von. Die Lehre von Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik (rl 863). Braunschweig: Fr.Weweg und Sohn, 1913. 668 S.

208. Hiller L.A. Music Composed with Computers. A Historical Survey // The Computer and Music (v. 209.). P.42-96.

209. Hiller L.A., Isaacson L.M. Experimental Music. Composition with an Electronic Computer. New York Toronto - London: Mc Graw - Hill, 1959. 197p.

210. Hindemith P. A Composer's World. New York: Doubleday Anchor Books, 1961. 258 p.

211. Hollands S. Learning about Harmony with Harmony Space: An Over-view//Music Education: An Artificial intelligence Approach. London etc.: Springer, 1994. P. 24-41.

212. Hultberg E.W. Transcription of Tablature to Standard Notation // The Computer and Music(v. 209.). P.288-292.

213. Hurel Ph. Le phénomène sonore, un modèle pour la composition // Le timbre, métaphore.(v. 305.). P.261-271.

214. IRCAM Institut de Recherche et Coordination Acoustique/ Musique. Paris: IRC AM, 1987. 78 p.

215. IRC AM Research/Technology: Real Time Systems. Paris: IRCAM, 1997. 2 p.

216. Jackson R. Harmony before and after 1910: a Computer Comparison // The Computer and Music (v. 209.). P. 132-146.

217. Jiranek J. Houslovy koncert Albana Berga // Hudebni vëda, 1977, № 1. S.3-50.

218. Jiranek J. Semantickâ analyza hudby // Hudebni vëda, 1981, №4. S.291-302.

219. Kendall G.S., Martens W.L., Deckes Sh.L. Spatial Reverberation: Discussion and Demonstration // Current Directions. .(v.215.). P.65-88.

220. Kluge R. Eine Möglichkeit der Erfassung von Subjekt Objekt - Relationen beim Musikurteil // Beiträge zur Musikwissenschaft, 1980, № 3. S.175-189.

221. Koechlin O. et al. La station de travail musical 4x // IRCAM Centre Georges Pompidou. Rapports de recherche, № 39. Paris, 1985. 28 p.

222. Kotonski W. Etiuda na jedno uderzenie w talerz. Partytura. Krakow: P WM, 1975. 16 s.

223. Kurth E. Musikpsychologie. Berlin: Max Hesse, 1931. 323 S.

224. Lasch S. Instrumentarium des Rock. Berlin: Lied der Zeit, 1987. 179S.

225. Lerdahl F. Les hiérarchies du timbre // Le timbre, métaphore. (v. 305.). P. 182-203.

226. Lévi-Strauss C. Musique et identité culturelle // Inharmoniques, №2. Paris, 1987. P.8-14.

227. Levi P. Toward Superlanguage // ISEA'94. The 5th International Symposium on Electronic Art. Catalogue. Helsinki, 1994. P. 10-17.

228. Liebermann F. Computer-Aided Analysis of Javanese Music // The Computer and Music (v. 209.). P. 181-192.

229. Lissa Z. O wielowarstwowosci kultury muzycznej//Muzyka, 1959, №1. S. 3-22.

230. Loy G. Composing with Computers. A Survey of Some Compositional Formalisms and Programming Languages // Current Directions.(v.215.). P.291-396.

231. Ludvovä J. Matematické metody v hudebni analyze. Praha: Supraphon, 1975. 134 s.

232. McAdams S., Saariaho K. Qualités et fonctions du timbre musical // Le timbre, métaphore.(v. 305.). P. 164-181.

233. Machover T. Le concept de recherche musicale // Quoi? Quand? Comment?. (v.286.). P.ll-31.

234. Macho ver T. Être compositeur aujourd'hui // Inharmoniques, № 1. Paris, 1985. P.211-236.

235. Manning P. Electronic and Computer Music. Oxford: Clarendon Press, 1987. 296 p.

236. Mathews M.V. The Technology of Computer Music. Cambridge, Mass., and London: MIT Press, 1969. 188 p.

237. Mathews M.V. The Conductor Program and Mechanical Baton // Current Directions. .(v.215.). P.263-282.

238. MatossianN. Iannis Xenakis, sa vie et son oeuvre. Paris: Fayard/Sacem, 1981. 326 p.

239. Mattheson J. Der vollkommene Kapellmeister. Hamburg: Chr. Herold, 1739. 484 S.

240. Mersmann H. Angewandte Musikaesthetik. Berlin: Max Hesse, 1926.701 S.

241. Mesnages M., Riotte A. Un modèle informatique du 3ème Regard sur l'Enfant-Jesus d'Olivier Messiaen // Colloque Structures Musicales et Assistance Informatique. Marseille, 1990.

242. Moore F.R. Spatialization of Sounds over Loudspeaker // Current Directions .(v.215.). P.89-104.271 .Motte-Haber H. de la. Ein Beitrag zur Klassifikation musikalischer Rhythmen. Köln: Arno Volk, 1968. 164 S.

243. Motte-Haber H. de la. Zur Problem der Klassifikation von Akkorden // Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Misikforschung 1968. Berlin (West), 1969. S.9-28.

244. Musical Grammars and Computer Analysis. Atti del Convegno, Modena, 4-6 ott, 1982. Firenze: Olschki, 1984. 374 p.

245. Negyesy J., Roy L. Zivatar: A Performance System // Current Directions ,.(v.215.). P.283-320.

246. Peirce Ch. S. Collected Papers. Vol.2. Elements of Logic. Press of Harvard University, 1960.

247. Pierce J. R. Introduction // Current Directions . ,(v.215.). P.l-4.

248. Plenckers L. J. A Pattern Recognition System in the Study of the Cantigas de Santa Maria // Musical Grammars and Computer Analysis (v.273.). P.59-69.

249. Proceedings of the First London Symposium on Information Theory. London, 1950 (21953).

250. Prosnak A. "Cztery eseje" Bairda i perspektywy techniki serialnej // Muzyka, 1964, №3/4. S.26-43.

251. Prosnak A. Czynnik tonalny w dodekafonii // Muzyka, 1963, № 1/2. S.170-184.

252. Prosnak A. Kompozycja seriq. uniwersaln^ // Muzyka, 1964, № 1/2. S.84-100.

253. Prosnak A. Metody pomiarow dynamiki formalnej// Muzyka, 1962, № 2. S.25-46.

254. Polisseur H. Composer (avec) identités culturelles // Inharmoniques, № 2. P.174-191.

255. Quoi? Quand? Comment? La recherche musicale. Paris: Christian Bourgois, 1985. 296 p.

256. Reti R. The Thematic Process in Music (M 951). London: Faber and Faber, 1961. VII, 362 p.

257. Riemann H. Die Elemente der musikalischen Aesthetik. Berlin Stuttgart: W. Spemann, 1900. 238 S.

258. RissetJ.-C. Additive Synthesis of Inharmonic Tones // Current Directions. (v. 215.). P.105-112.

259. Risset J.-C. Computer Study of Trumpet Tones. Bell Telephone Laboratories, 1968. 44 p., app.

260. Saariaho K. Timbre et harmonie // Le timbre, métaphore.(v. 305.). P.412-454.

261. Schaeffer P. La musique et les ordinateurs. Paris: La Revue Musicale, 1971. 47 p.

262. Schaeffer P. Quatre années perdues // La Revue musicale, № 236. Paris, 1957. P.I-XIV.

263. Schaeffer P. Traité des objets musicaux. Paris: Ed. du Seuil, 1966.672p.

264. Schering A. Bach und das Symbol // Bach Jahrbuch, 1925. S.40-63. 296.Schoenberg A. Harmonielehre ^1911, 31922). Leipzig: Ed. Peters, 1977. 516 S.

265. Schottstaedt W. Automatic Counterpoint // Current Directions. (v.215.). P.199-214.

266. Stockhausen K. .wie die Zeit vergeht // Stockhausen К. Texte. Bd. 1. Köln: Du Mont Schauberg, 1963. S.99-139.

267. Style Enhancer™ SEV 1.0. Программа моделирования исполнения. Руководство пользователя. Новосибирск: NTONYX, 1997. 282 с.

268. Sychra А. Die Anwendung der Kybernetik und der Informationstheorie in der marxistischen Aesthetik // Beiträge zur Musikwissenschaft, 1970, № 2. S.83-108.

269. SychraA. Hudba a kybernetika // Nove cesty hudby. Praha: SHV, 1964. S.234-267.V

270. Sychra A. Hudba ocima vëdy. Praha: Cs. spisovatel, 1965. 184 s. 303.Sychra A. Perspektivy umëni z hlediska vëdy // Hudebni vëda, 1961, № 3. S.12-31.

271. Tanguiane A.S. Artificial Perception and Music Recognition. Berlin -Heidelberg: Springer, 1993. 210 p.

272. Le timbre, métaphore pour la composition. Paris: Christian Bourgois, 1991. 565 p.

273. Toiviainen P. Modelling Musical Cognition with Artificial Neural Networks. Jyväskylä: University of .Jyväskylä, 1996. 186 p.

274. L'UPIC du CEMAMu ordinateur à composer conçu par Iannis Xenakis. Paris, 1989. 24 p.

275. Utrecht State University. Institut of Sonology. General Information. Studies in Sonology 1976/77. Utrecht, 1976.

276. WellekA. Die Entwicklung unserer Notenschrift aus den Tonsehen (4 931) // Wellek A. Musikpsychologie und Musikaesthetik. Frankfurt am Main: Akad. Verl. Ges., 1963. S.181-190.3 lO.Wellek A. Der Raum in der Musik (4934) // Ibid., S.295-320.

277. The Well Tempered Object. Musical Application of Object - Oriented Software Technology. Ed. by S.T. Pope. Cambridge, Mass., and London: MIT Press, 1991. VII, 193 p.

278. West A. Martindale C. Temporal Trends in the Enthropy of Beatles' Musicy/Проблемы информационной культуры, вып. 5. M.: Смысл, 1997. С.47-63.

279. Westhead M.D., Smaill A. Automatic Characterization of Musical Style/ /Music Education: An Artificial Intelligence Approach.(v. 239.). P.157-168.

280. Winkler W. Ars Electrónica 79-84: Computermusik // Österreichische Musikzeitschrift, 1984, № 9. S.465-466.

281. Wötzer G. Der Computer hilft beim Erfinden von Musik zu meinem Programm "Gestalt Iм // Studio - Blätter, № 1. Stuttgart, 1989. S. 17-40.

282. Wyschnegradsky I. L'ultra-chromatisme et les espaces non octaviants // La Revue musicale, № 290/291. Paris, 1972.

283. Xenakis I. Les chemins de la composition musicale // Le compositeur et l'ordinateur. Conference à l'IRCAM 18/21 Février 1981. Paris: IRCAM, 1981. P.13-32.

284. Xenakis I. Musiques formelles.//La Revue musicale, №253/254. Paris, 1963. 232 p.

285. Xenakis I. New Proposals in Micro-Sound Structure // Xenakis I. Formalized Music (4970). Bloomington London: Indiana Univ. Press, 1972. P.242-254.

286. Zalivadny M. In memoriam: Rudolf Zaripov // Leonardo, 1994, № 5. P.373-375.