автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Теория государственного управления раннетанского Китая

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Попова, Ирина Федоровна
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Теория государственного управления раннетанского Китая'

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Попова, Ирина Федоровна

Тема работы и ее актуальность. Правление династии Тан (618-907) явилось периодом экономического расцвета, политического могущества и блеска культуры императорского Китая и оказало огромное многостороннее влияние на весь последующий ход истории целого ряда государств дальневосточного региона. Официальная политическая идеология, оптимально соответствовавшая потребностям централизованного государства на новом «танском витке» китайской истории сформировалась во времена царствования первых императоров династии Гао-цзу (618-626) и Тай-цзуна (627-649). Настоящая работа представляет собой впервые предпринимаемое комплексное систематическое исследование раннетанской официальной теории государственного управления, которая обеспечивала жизнеспособность бюрократической империи и оптимально выражала интересы основных политических сил - монархии (господствующей) и бюрократии (оппонирующей или оппозиционной). Весь сложный и многосторонний процесс реорганизации китайского общества в административной, социальной, экономической и военной сферах осуществлялся прежде всего как результат взаимодействия этих двух достаточно автономных политических сил.

С глубокой древности объективное развитие китайской традиционной политической мысли неуклонно и постепенно шло по пути рационализации и обособления из общего комплекса идеологии. Важным этапом в этом процессе была раннетанская теория государственного управления, которая явилась попыткой осмыслить верховную власть в функциональных аспектах, и поставила вопрос не только о ритуально-космологической и этической, но и социально-политической деятельности монарха. После краха циньской державы легистская трактовка власти как механики достижения рационально сформулированных целей была пересмотрена, и ханьская имперская идеология акцентировала гуманистические и этические ценности власти. Любые практические достижения властной деятельности были поставлены в четкую зависимость от персональной добродетели политика, а нравственное совершенствование правителя или государственного мужа полагалось самоценным, почти автоматически определяющим эффективность государственного управления. «Гуманный человек совершенствует Путь-Дао, не помышляет о выгоде, оттачивает свое [чувство] справедливости и не беспокоится по поводу [практических] свершений», - писал Дун Чжун-шу (179-104 гг. до н.э.) [16, цз. 9.32, с. За]. При этом соотношение нравственности и рационализма в структуре власти было важнейшей проблемой, постоянно находившейся в центре внимания китайской политической философии. На разных этапах исторического развития Китая актуализация этой проблемы была связана с необходимостью корреляции политики с реалиями меняющейся действительности, а также соотношением этики и реформаторства.

Актуальность изучения теории государственного управления раннетанского Китая, безусловно конфуцианской по своей сути, связана с необходимостью преодоления укоренившейся в западной синологии недооценки значения и роли конфуцианства в структуре общественного сознания периода Тан. Духовная культура танского Китая часто рассматривается в первую очередь с точки зрения «триумфального шествия» буддизма и определенной стагнации конфуцианских идей. Такое отношение, восходящее, по всей видимости, к воззрениям сунских неоконфуцианцев, закрепилось в современной синологии благодаря фундаментальным обзорным трудам по истории философии и цивилизации Китая Дж. Нидема, В.Т. де Бари, Фэн Юй-ланя, Сяо Гун-чжуаня и других. Однако целый ряд работ, появившихся за последние два десятилетия в отечественной (А.С.Мартынов, А.А.Бокщанин, Г.Я.Смолин, Е.И.Кычанов, Л.Н.Меньшиков, З.Г.Лапина), в западной (Г.Франке, Д.Макмуллен, Д. Твитчетт, Д.Ланглуа, Х.Тиллман), в китайской (Гао Мин-ши, Ван Шоу-нань, Мао Хань-гуан и др.) науке свидетельствует о том, что танское конфуцианство породило множество интересных и плодотворных теоретических новаций, оказавших глубокое влияние на разные сферы духовной жизни Китая последующих эпох.

Изучение раннетанской политической мысли касается фундаментальной проблемы типологии явлений политической культуры и связано с оценкой влияния центрально-азиатской, сюнну-сяньбийско-тюркской цивилизации на историческое развитие Китая. В последние годы в работах целого ряда исследователей (Т.Барфилд, Д.Твитчетт, А.Айзенберг, С.Чэнь) были высказаны смелые предположения, что многие черты политического управления начала Тан (эпизод престолонаследия от Гао-цзу к Тай-цзуну, стиль свободных придворных дискуссий, отношение к охоте и участию в военных походах как к важнейшему виду деятельности монарха) сформировались под влиянием политической практики некитайских государств, сменивших друг друга в период Шести династий (220-581) и были привнесены из центрально-азиатской, тюркской традиций. Серьезнейший вопрос об аккумуляции ценностей в политической сфере танского времени нуждается в глубоком комплексном исследовании и в настоящее время далек от разрешения. Раннетанская политика была не только результатом взаимодействия социальных и групповых интересов, но и представляла собой поле напряжения, диалог между цивилизациями и культурами, поэтому ее изучение важно для разработки теоретико-методологических проблем всеобщей истории и целого ряда социальных наук.

При наличии в мировой синологии исследований, достаточно подробно воссоздающих исторические события начала Тан, остаются малоизученными принципиальные проблемы государственного управления и политической идеологии означенного периода. И хотя в 60-70-е гг. работы японских и западных авторов - в особенности покойного Г.Дж.Векслера -заложили солидный фундамент в изучение общественно-политической мысли и конкретной ситуации первых десятилетий танской династии, сущность и специфика целого ряда важнейших феноменов политической культуры данной эпохи требуют подробного исследования. Конкретноисторическая ситуация, сложившаяся в Китае к началу VII в., требовала значительного укрепления верховной власти как важнейшего структурообразующего начала государства и сосредоточения в руках монарха реальных управленческих функций. Эта принципиально важная цель могла быть достигнута правящим домом лишь с учетом тех изменений, которые произошли в китайском обществе за период раздробленности и междоусобиц, последовавший за распадом ханьской державы. Децентрализация, частая смена династий, нестабильность вызвали разнонаправленные деструктивные процессы: с одной стороны, из среды местной аристократии и служилого сословия достаточно мобильно формировались политические силы, нацеленные на достижение конкретных задач; с другой стороны, наблюдался отход определенной части бюрократии от политической деятельности, перенос основных интересов из сферы государственно-практической в духовную. Теоретический универсализм функций монарха на практике оборачивался их неопределенностью и неконкретностью. В общественном самосознании возросли оппозиционные настроения, возвысилось значение личности и рода, усилилось противопоставление государственного человека неспособным правителям. Поэтому, разрабатывая догматы верховной власти, династия Тан должна была не просто говорить о привлечении на свою сторону служилого сословия, но и демонстрировать, что видит в государственном человеке достойного политического партнера. В связи с этим изучение раннетанской теории государственного управления приобретает особую актуальность, поскольку она была сформулирована как результат взаимодействия жизнеспособной монархии, персонифицированной в ярких, талантливых правителях, и бюрократической элиты, стандарты личной самоактуализации которой в силу объективных причин были весьма высоки. Такого уникального сочетания не было, пожалуй, ни в предшествующей, ни в последующей истории Китая.

Бурные события конца Суй-начала Тан вывели на историческую сцену множество талантливых и образованных людей. Лучшие из тех, кто попадал в поле зрения первых танских государей привлекались в их штат. И Гао-цзу (Ли Юань), и Тай-цзун (Ли Ши-минь), и (в меньшей степени) Гао-цзун (Ли Чжи) демонстрировали бережное отношение к сановникам, обращались к ним за помощью и за советом. Особого усиления верховной власти при оптимальном балансе основных политических сил добился император Тай-цзун, чье имя было поставлено традиционной историографией в один ряд с легендарными государями древности, а правление под девизом Чжэнь-гуань названо совершенным [51, цз.2.1, с. 186]. Столь высокая оценка была обусловлена как конкретными внутрии внешнеполитическими достижениями, так и тем существенным обстоятельством, что Тай-цзун олицетворил важнейший с точки зрения конфуцианского учения талант правителя: он сумел привлечь к себе на службу и использовать на соответствующих должностях талантливых и образованных людей, максимально использовав их достоинства во благо государства. В связи с этим блестящие достижения периода Чжэнь-гуань расценивались как результат деятельности не только самого императора, но и его советников. «Я считаю, - писал, например, в 1465 г. минский император Сянь-цзун (1465-1487), - что после трех династий [Ся, Шан и Чжоу] не было таких достижений в управлении государством как во время Тан, а в течение трех столетий Тан не было такого расцвета, как в период Чжэнь-гуань. Так получилось поскольку, с одной стороны, император Тай-цзун отдавал все силы и разум во имя благоденствия страны; с другой -сановники, подобные Вэй Чжэну (580-643), сознавая, что их высоко ценят, оказывали большую помощь [императору], рекомендовали ему подходящее взамен негодного и [таким образом] содействовали управлению. Когда правитель просвещен, а сановники следуют верному пути, именно это и называется расцветом. Это истина!» [56, предисл., с. 1а].

Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы реконструировать официальную теорию государственного управления раннетанского Китая как целостную систему, выявить ее существенные черты и составляющие, генетическую связь с важнейшими социально-философскими системами предшествующих эпох и влияние на последующее развитие политической идеологии Китая; провести развернутое и систематическое исследование социально-политической структуры, административного устройства, налоговой и военной систем раннетанского общества; выявить основные проблемы политической культуры раннетанского Китая и показать как основополагающие политические и философские идеи функционировали в системе теории государственного управления и каково было их влияние на реальный процесс управления страной; рассмотреть процесс управления в раннетанском Китае с точки зрения практической реализации декларируемых идеологических задач; показать, как в решении конкретных вопросов государственной политики распределялись реальные функции и роли, каковы были формы их взаимовлияния, механизмы власти и способы достижения поставленных целей.

Методика исследования и основные источники. Базой работы является комплексный подход, сравнительный и системный анализ значительного количества конкретных исторических данных и источников -династийных историй, политических трактатов, энциклопедий, императорских указов, докладов трону, юридических документов и т.д.

Традиционная китайская историография оставила нам целый ряд ярких и широко известных источников, освещающих политическую жизнь, государственные установления и богатую административную практику раннетанского Китая. Наиболее значительными произведениями, отражающими разные направления раннетанской политической мысли, являются наставление императора Тай-цзуна «Правила императоров» («Ди фань»), дарованное наследнику престола в 648 г., и завершенный историком У Цзином (670-749) около 705 г., труд «Основы управления периода Чжэнь-гуань» («Чжэнь-гуань чжэн яо»). Последнее произведение, состоявшее из десяти частей (цзюань), разделенных на 40 глав (пянь), представляло собой главным образом изложение бесед императора Тай-цзуна с приближенными по разным вопросам теории и практики государственного управления. Долгие годы «Чжэнь-гуань чжэн яо» было основным источником по истории политической мысли раннетанского Китая. Восхищенные отзывы о нем оставили упоминавшийся император династии Мин Сянь-цзун, цинский государь Цянь-лун (1736-1795), сегун Токугава Иэясу (1542-1616). Оно было известно в Корее, в тангутском государстве Си Ся (Х-ХШ вв.), в киданьском Ляо (Х-ХН вв.), в чжурчжэньском Цзинь (XII-XIII вв.), позже было переведено на монгольский и маньчжурский языки. Сочинение У Цзина отражало глубокую заинтересованность просвещенного монарха в помощи сановника и одновременно фиксировало право государственного человека на совещательную деятельность, на апелляцию к носителю верховной власти.

Предназначение политического завещания Тай-цзуна «Ди фань» заключалось в том, чтобы разъяснить будущему императору Гао-цзуну главные задачи правителя Поднебесной и завещать политический курс в отношении к представителям царствующего дома, сановникам, чиновничеству, а также к народу Китая. По мнению Тай-цзуна, изложенному в «Ди фань», именно монарх был главным арбитром и активным творцом политики государства, зависимым лишь от воли Небес. Политическое завещание Тай-цзуна и труд У Цзина были ориентированы на разные политические силы и воплощали различные тенденции официальной государственной идеологии, опиравшиеся на разные систематические структуры ценностей и рациональные доводы.

Конкретная картина событий раннетанского периода отражает ряд важнейших проблем, также требующих комплексного рассмотрения совокупности существующих источников. Известно, что при жизни второй танский император приложил немало усилий, чтобы запечатлеть в истории свой образ более значительным по сравнению с предшественником Гао-цзу, а собственные заслуги в основании династии - первостепенными. При его жизни начала складываться версия, согласно которой истинным вдохновителем Тайюаньского восстания, положившего начало династии

Тан, был Тай-цзун, а не его отец. С завершением «Старой истории династии Тан» («Цзю Тан шу») в 945 г. и «Новой истории династии Тан» («Синь Тан шу») в 1060 г. она приобрела статус официальной.

Достаточно категорично о распределении ролей в организации Тайюаньского восстания писал Сыма Гуан (1019-1086) во «Всепроницающем зерцале, управлению помогающем» («Цзы чжи тун цзянь»): «Приобретение [императором] Гао-цзу Поднебесной - это исключительно заслуга Тай-цзуна» [44, цз. 191, с.6012]. Впоследствии во многом благодаря Сыма Гуану данное истолкование событий утвердилось в традиционной китайской историографии и было унаследовано ранней европейской синологией. Позже Чжу Си (1130-1200) так писал о втором танском государе: «Ли Ши-минь умом, мудростью, мужеством, решительностью, образованностью и духовным благородством превосходил других. Видя, что государство Суй охвачено смутой, [он] втайне надеялся умиротворить Поднебесную, внимательно относился к низшим чиновникам, раздавал имущество клевретам и приобрел [этим] всеобщее расположение» [45, цз.37, с.80]. Сочинения Сыма Гуана и Чжу Си легли в основу наиболее ранних трудов по истории Китая на европейских языках [64; 65; 85]. Труд Сыма Гуана и «Всеобщая история Китая» М. де Майя [85] стали главными источниками и определили пафос, очевидно, первой в мировой синологии специальной работы, посвященной политической истории начала Тан, - «Сын Неба: Биография Ли Ши-миня, основателя династии Тан», написанной Ч.П.Фицджеральдом в 1933 г. [300].

Помимо официальной тенденции в китайской историографии уже с VÍI в. существовала и другая, представленная в первую очередь сочинением Вэнь Да-я «Хроника основания Великой династии Тан» («Да Тан чуанъе цицзюй чжу») [7]. Три его цзюаня посвящены событиям, происходившим на протяжении трехсот пятидесяти семи дней от начала подготовительного этапа восстания в Тайюане до восшествия Гао-цзу на престол. Многими важными деталями этот труд, признаваемый аутентичным источником, относящимся приблизительно к 618-626 гг., принципиально отличается от официальных историй. В нем убедительно показано, что идея свержения Суй и основания собственной династии принадлежала именно Гао-цзу (Ли Юаню). Оценки Гао-цзу как выдающейся личности и великого военачальника содержались и в некоторых западных ранних синологических работах. Автор одной из них Ч.Гуцлав писал: «В период смут значительно усилился Ли Юань, родоначальник прославленной семьи Тан, который был способным генералом. Он имел также четырех сыновей, обладавших большими талантами и помогавших отцу завоевать власть» [83, с.315].

Качественно новый этап в изучении событий рубежа Суй-Тан начался с середины 1930-х гг. с развитием в китаеведении сравнительно-исторического метода исследования. О необходимости критического отношения к источникам применительно к данному периоду говорил в 1934 г. В.Бинхэм в своих рецензиях на упомянутую работу Ч.П.Фицджеральда о Тай-цзуне [278, с. 155]. Историки Ло Сян-линь и Ли Шу-тун были первыми, кто приступил к изучению событий начала Тан на более широкой, чем прежде, источниковедческой основе. В результате сравнительного комплексного анализа существующих источников они разработали современную версию основания династии Тан и Тайюаньского восстания, достаточно убедительную, чтобы ее приняло подавляющее большинство нынешних исследователей [241, с.69; 354, с. 155; 364, с.32; 374, с.23]. Главное содержание этой версии сводится к тому, что инициатива восстания в Тайюане, решающая роль в его осуществлении, и, следовательно, первостепенные заслуги в основании династии принадлежат Гао-цзу, а его сын Тай-цзун проявил свои выдающиеся качества военачальника и государственного деятеля в более поздний период.

Определенная недосказанность отличает китайские источники, когда речь идет о воцарении Тай-цзуна в 626 г., после того как он убил старшего брата Ли Цзянь-чэна, наследника престола, и фактически узурпировал танский трон. Официальная историография трактовала этот переворот как вынужденный шаг, утверждая, что Ли Цзянь-чэн, занимавший положение, не соответствовавшее его способностям, уровню нравственности и заслугам, завидовал Тай-цзуну и неоднократно покушался на его жизнь. В анналах династийных историй этот факт зафиксирован с предельной краткостью и события, ему предшествовавшие не освещены [26, цз.2, с.26; 47, цз.1, с.96]. Для воссоздания подробностей переворота следует обращаться в первую очередь к труду Сыма Гуана и к материалам биографий непосредственных участников событий в династийных историях, что впервые в мировой синологии было проделано В.Бинхэмом [279, с.89-95].

Научная новизна диссертации заключается: во всестороннем изучении теории государственного управления и выявлении ее многофункционального значения и структурообразующей роли в формировании централизованного танского государства; исследовании важнейших проблем исторического процесса, государственного устройства и социальной структуры раннетанского Китая; в выработке нового взгляда на раннетанский этап в развитии политической мысли и государственного конфуцианства традиционного Китая; во впервые осуществленном анализе реальных механизмов, инициатив, приемов и процедур политического управления в начале Тан; в комплексном исследовании ранее не изучавшихся исторических и политических источников.

Диссертация имеет теоретическое и практическое значение. Полученные автором выводы и результаты могут быть применены в фундаментальных обобщающих трудах по истории Китая и теории государственного управления восточных государств, а также могут быть использованы для подготовки лекционных курсов в высших учебных заведениях и при написании учебных пособий. Включенные в текст работы переводы оригинальных китайских источников, впервые вводимые в научный оборот, могут быть использованы при составлении хрестоматий.

Апробация результатов исследования. Содержание большей части диссертации было опубликовано в 23 работах, в том числе 1 монографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Теория государственного управления раннетанского Китая"

Заключение

Раннетанская теория государственного управления явилась закономерным итогом предшествующего развития китайской политической идеологии и оказала заметное влияние на весь его последующий ход. В основе политического сознания и теории государственного управления имперского Китая после Цинь находилась не изменчивая государственная польза, а вечные этические идеалы, которым должна была подчиняться всякая социально-политическая деятельность. Неадекватное ущемление личности легизмом, а также безоговорочный примат универсального (государства) над индивидуальным (личностью) привели к тому, что многие политические идеи «школы законников» утратили свой значимый статус и были сведены к уровню «техники управления». Имперская конфуцианская теория государственного управления, сложившаяся при Хань, явилась попыткой соотнести личностное и государственное в политической теории и практике, которые были ориентированы прежде всего на достижение этических идеалов. В дальнейшем вопрос о взаимном соответствии принципов и техники управления оставался одним из самых актуальных в китайской политической идеологии.

В раннетанское время ценностный подход к политике, акцентировавший нравственное совершенствование внутренней природы монарха и связанный с осмыслением предназначения и сущности верховной власти, был дополнен функциональным подходом, связанным с проблемой эффективности и прагматизма. Раннетанская политическая идеология толковала верховную власть прежде всего как рациональную деятельность на пути к достижению процветания государства, как совокупность функций и средств, которыми созидается и упрочивается порядок в Поднебесной.

Идеология традиционного Китая содержала понятие абсолютной, неограниченной, санкционированной Небом императорской власти и в то же время включала целый ряд логических, исторических и нравственных норм, которым верховная власть традиционно должна была подчиняться.

Наряду с этим в китайской культуре сформировалось представление о высокой миссии благородного мужа (цзюньцзы), сановника, несущего нравственную ответственность за политику государства, играющего при дворе совещательную и воспитательную роли.

Стабильность государственного управления китайской империей на практике зависела от воплощения монархом регулирующей функции, поддержания баланса интересов, ограничения роли центров влияния внутри правящей элиты. Это достигалось в первую очередь благодаря понятиям о неуязвимой, космической позиции императора и о безоговорочном подчинении жизней и интересов сановников служению правителю и государству. В то же время в арсенале политической оппозиции находились средства, которые позволяли ей защищать как свои общие ценности, так и корпоративные интересы. Сюда относились ограничительные тенденции доктрины императорской власти - идея отторжения Небом дарованного правителю Мандата, традиционные требования этической легитимации власти (воплощение монархом конкретных нравственных норм в отношении к подданным, в личном поведении, в методах воздействия на народ), зависимость государя от знамений, тщательно оберегаемая официальная регламентация его ритуально-космологической деятельности. В традиционной политической культуре также существовало основанное на историческом предании представление о том, что главнейшие решения верховной власти должны впитывать мудрость советников, отвечать всеобщим чаяниям и опираться на поддержку и одобрение подданных.

Основным механизмом, обеспечивающим политическое согласие внутри господствующей элиты раннетанского Китая, была придворная совещательная практика. Регулярные аудиенции, проводимые императором для сановников и чиновничества разных уровней, фактически заменяли собой формальные совещательные органы. Сроки, периодичность проведения аудиенций, состав приглашаемых лиц устанавливались монархом, что позволяло ему осуществлять гибкую официальную политику и контролировать оппозиционные настроения. В то же время бюрократия, безусловно, могла воздействовать на принятие императором конкретных решений, предоставляя ему собственные суждения и принимать участие в рассмотрении вопросов управления. Жесткая формальная регламентация придворных аудиенций (упорядоченность выступлений участников, наличие большого количества чиновников-секретарей, система сверки текстов императорских указов, которые принимались в результате и на основе конкретных обсуждений) давала возможность и монарху, и бюрократии оказывать влияние друг на друга. В целом же продуманная и хорошо организованная совещательная деятельность соответствовала интересам основных политических сил, поскольку гарантировала социальное и политическое равновесие и объективно повышала качество управления страной.

Значительные достижения в экономической, социальной, военной областях были достигнуты не только благодаря энергии первых танских государей, но и многосторонней помощи их талантливого окружения. Для начала Тан была свойственна высокая степень персонализации политика -советника, министра, демонстрировавших собственную социально-политическую значимость с позиций ценностного оправдания своей деятельности.

В результате сложившегося в начале Тан соотношения политических сил, цели и размах централизации, проводимой основателями династии, не вызвали перенапряжения бюрократических структур и механизмов управления китайской империей. Определенная угроза им исходила от попыток императора Тай-цзуна реформировать государственное устройство, создав систему родственных уделов по древнечжоускому образцу, а также усилить и теоретически обосновать свой авторитет в сфере фактического управления страной, закрепить за монархом конкретные административно-управленческие функции. Воплотить эти цели Тай-цзуну не удалось из-за непреодолимого сопротивления оппозиции (новой бюрократии и старой служилой аристократии, сохранявшей силу и влияние). Одновременно острота многих противоречий в вопросах толкования ряр,а требований к деятельности монарха, государственного управления, внешней политики и т.д. была снята за счет активизиции совещательной практики, расширения круга обсуждаемых вопросов и лиц, вовлеченных в придворные политические дискуссии. Благодаря воплощению важнейшего идеала традиционной политической культуры -умения взаимодействовать с сановниками - император Тай-цзун вызывал восхищение теоретиков государственного управления в Китае как образцовый государь. В то же время бесспорная его заслуга, определившая специфику политики раннетанского Китая, - повышение ценности практических идеалов управления - так и не смогла получить должной оценки в традиционной китайской идеологии.

Данные письменных источников свидетельствуют о том, что в раннетанской теории государственного управления безусловным был приоритет китайской ортодоксальной традиции и жестко соблюдался принцип иерархичности китайских и некитайских культурных ценностей. При том, что некоторые особенности политической практики и государственного управления Тан, возможно, сформировались под влиянием культуры северо-китайских династий, любое воздействие на китайскую политическую доктрину извне нужно расценивать как второстепенное.

Танское время явилось этапным периодом в развитии политической мысли: на первый план выдвинулись не абстрактные задачи нравственного совершенствования, а вполне реальные политические цели, которые, конечно, требовали от правителя и государственных людей высокого морального соответствия. Наука о государственном управлении в начале Тан обобщала и анализировала политическую практику с помощью этических подходов, однако актуальным в социальной идеологии было осмысление не только социально-политического статуса, но и властной функции, а также обобщение и анализ политической практики. Осмысление фактологических, методологических и логико-теоретических проблем

 

Список научной литературыПопова, Ирина Федоровна, диссертация по теме "Всеобщая история (соответствующего периода)"

1.Боху тун (Свод рассуждений из зала Белого Тигра). Сост. Бань Гу. -Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

2. Ван Ань-ши. Ван Вэнь-гун вэнь цзи (Собрание произведений Ван Вэнь-гуна). Шанхай, 1974.

3. Ван Жо-сюй. Хунань илао цзи (Собрание сочинений служившего прежней династии чиновника из местности. Хунань). Сер. Цун шу цзи чэн чубянь. Шанхай, 1936.

4. Ван Тун. Чжун шо (Беседы с учениками). Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

5. Ван Юнь. Цю-цзянь сяньшэн да цюань вэнь цзи (Полное собрание сочинений господина Ван. Цю-цзяня. Сер. Сы бу цун кань. Шанхай, 1936.

6. Вэй Чжэн. Сюань цзы Синь Тан шу (По материалам «Новой истории династии Тан»). Предисл., комм. Чжао У. Пекин, 1962.

7. Вэнь Да-я. Да Тан чуанъе цицзюй чжу (Хроника основания Великой династии Тан). Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

8. Вэнь сюань Ли Шан чжу (Сборник литературы с комментариями Ли Шана). Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

9. Вэнь сянь тун као (Всеобщее обозрение литературных сочинений и документов). Сост. Ма Дуань-линь. Шанхай, 1936.

10. Ю.Гао ши чжуань (Жизнеописания высокодостойных мужей). Сост. Хуанфу Ми. Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

11. Гуань-цзы. Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

12. Гу Янь-у. Гу Тин-линь ши вэнь цзи (Собрание стихов и прозы Гу Тин-линя). Пекин, 1959.

13. Ди ван ши цзи (Записки о временах великих. властителей). Сост. Хуанфу Ми. Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

14. Ду Му. Те ван шаньху (Кораллы, пойманные железной сетью). -Сер. Ишу шанцзянь сюаньчэнь. Тайбэй, 1970.

15. Ду Тун цзянь лунь (Рассуждения по прочтении «Всепроницающего зерцала»). Сост. Ван Фу-чжи. Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

16. Дун Чжун-шу. Чуньцю фань лу (Изобильная роса «Весен и осеней»), Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

17. Жуань Юань. Сыку вэйшоу шуму тияо (Библиография книг, не вошедших в издание по четырем разделам). Шанхай, 1936.

18. И цзин тун чжу («Книга перемен» с полным комментарием). Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

19. Ли дай мин чэнь цзоуи (Докладные записки именитых сановников прошлых эпох). Сост. Хуан Хуай, Ян Ши-ци. Тайбэй, 1964.

20. Ли Тао. Цзи Цзы чжи тун цзянь чанпянь (Собрание сведений для продолжения «Всепроницающего зерцала, управлению помогающего»). Тайбэй, 1964.

21. Ли цзи Чжэн Сюань чжу («Книга ритуала» с комментарием господина. Чжэн Сюаня). Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

22. Лунь юй (Беседы и суждения). Сер. Сы бу цун кань. Шанхай,1928.

23. Лю Цзун-юань. Лю Хэ-дун цюань-цзи (Полное собрание сочинений Лю Хэ-дуна). Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

24. Мао Ши чжэн и («Книга поэзии» в редакции господина. Мао с исправленными комментариями). Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

25. Мзн-цзы Чжао чжу (Трактат Мэн-цзы с комментариями господина. Чжао). Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

26. Синь Тан шу (Новая история династии Тан). Сост. Оуян Сю. Пекин, 1986.

27. Суй шу (История династии Суй). Сост. Вэй Чжэн. Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

28. Сыку цюань шу цзяньмин мулу (Краткий каталог Полного собрания книг по четырем разделам). Сост. Юй Жун. Б.м., б.г..

29. Сюнь-цзы. Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

30. Тай-цзун Ли Вэй-гун вэнь дуй. (Диалоги Тай-цзуна и Ли Вэй-гуна). -Сер. Ши ши ци шу цзянь и. Шанхай, 1936.

31. Тан да чжао лин цзи (Сборник высочайших указов династии Тан). Сост. Сун Цзю-цю. Пекин, 1959.

32. Тан лю дянь (Шесть уложений династии Тан). Сост. Ли Линь-фу. Пекин, 1992.

33. Тан люй шу и (Уголовный кодекс династии Тан с разъяснениями и комментариями). Сост. Чжансунь У-цзи. Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

34. Тан Сун вэнь цзюй яо (Избранные произведения Тан и Сун). Сост. Гао Бу-ин. Т. 1. Шанхай, 1959.

35. Тан. Тай-цзун. Ди фань (Правила императоров). Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

36. Тан. У-хоу. Чэнь гуй (Правила подданных). Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

37. Тан хуй яо (Основные сведения о танской эпохе). Сост. Ван Пу-и. -Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

38. Тан цзянь (Зерцало Тан). Сост. Фань Цзу-юй. Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

39. Тан юй линь (Лес танских речений). Сост. Ван Дан. Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

40. Тун дянь (Свод уложений). Сост. Ду Ю. Шанхай, 1936.

41. У Лай. Юаньин У сяньшэн цзи (Собрание сочинений господина У из Юаньин). Сер. Сы бу цун кань, Шанхай, 1936.

42. Хоу Хань шу (История династии Поздняя Хань). Сост. Фань Е. -Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

43. Хуй Ли. Да Тан Да цы энь сы сань цзан Фа ши чжуань. (Биография Воплотившего канон Великого Наставника, основавшего школу Сострадания и Милосердия в годы Великой Тан). Тайсё синсю дайдзокё (Три-питака годов Тайсё). Т.50. № 2053. Токио, 1968.

44. Цзы чжи тун цзянь (Всепроницающее зерцало, управлению помогающее). Сост. Сыма Гуан. Т. 6,7. Пекин, 1956.

45. Цзы чжи тун цзянь ган му (Главные устои «Всепроницающего зерцала, управлению помогающего»). Сост. Чжу Си. Б.м.. 1804.

46. Цзэнбу Сун Юань сюэань (Дополнения к антологии произведений мыслителей династий Сун -Юань). Сост. Хуан Цзун-си, Цюань Цзу-ван. -Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

47. Цзю Тан шу (Старая история династии Тан). Сост. Лю Сюй. Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

48. Цюань Тан вэнь (Полное собрание танских сочинений). Сост. Дун Гао. Шанхай, 1995.

49. Цянь Хань шу (История династии Ранняя Хань). Сост. Бань Гу. -Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

50. Чжао Бин-вэнь. Сяньсянь лаожэнь Фушуй вэнь цзи (Собрание сочинений праздного человека из Фушуй). Сер. Сы бу цун кань. Шанхай, 1936.

51. Чао Гун-у. Чжао-дэ сяньшэн цзюньчжай душу чжи (Библиографические заметки из кабинета областного управителя господина Чжао-дэ). -Сер. Сы бу цун кань. Шанхай, 1936.

52. Чжансунь У-цзи. Цзинь Люй шу бяо (Доклад трону о представлении Уголовного кодекса). Чжунго лидай фасюэ вэньсюань (Избранные произведения по истории правоведения в Китае). Сост. Гао Чао, Ма Цзянь-ши. Пекин, 1983.

53. Чжу Си. Чжу-цзы да цюань (Полное собрание сочинений философа Чжу). Сер. Сы бу бэй яо, Шанхай, 1936.

54. Чжу Си. Чжу-цзы юй лэй (Классифицированное изложение суждений философа Чжу). Сост. Ли Цзин-дэ. Тайбэй, 1970.

55. Чжоу ли Чжэн чжу (Книга ритуала Чжоу с комментариями господина. Чжэна). Сер. Сы бу бэйяо. Шанхай, 1936.

56. Чжэнь-гуань чжэн яо (Основы управления периода Чжэнь-гуань). Сост. У Цзин. Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

57. Чжэнь-гуань чжэн яо (Дзё-ган сэй ё, Основы управления периода Чжэнь-гуань). Сост. У Цзин. С переводом на яп. яз. и комментарием Харада Танэсигэ. Сер. Синсяку камбун тайкэй. Токио, 1978.

58. Чуньцю Цзочжуань гу (Комментарий к летописи «Весны и осени» с разъяснениями). Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

59. Чэнь Лян. Лун-чуань вэнь цзи (Собрание произведений Чэнь. Лун-чуаня). Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

60. Чэнь Чжэнь-сунь. Чжи-чжай шулу цзети (Аннотированный каталог книг из библиотеки господина Чэнь. Чжи-чжая). Сер. Цун шу цзи чэн. Шанхай, 1936.

61. Ши цзи (Исторические записки). Сост. Сыма Цянь. Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

62. Шо юань (Сад речений). Сост. Лю Сян. Сер. Сы бу бэй яо. Шанхай, 1936.

63. Шу цзин (Книга документов). Сер. Сы бу цун кань. Шанхай,1928.источники на русском языке

64. Брандт М. Япония, Китай, Корея. История человечества. Под. ред. Г.Гельмольдта. Пер. с нем. Б.Ф.Адлера и др. Т.2. Восточная Азия и Океания. Индийский океан. СПб, 1909.

65. Васильев В.П. Примечания на второй выпуск китайской хрестоматии. СПб, 1884.

66. Го юй (Речи царств). Пер. с кит., вступление и примеч. В.С.Тас-кина. М., 1987.

67. Древнекитайская философия. Сост. Ян Хин-шун. Т.1. М., 1972; Т.2. М., 1973.

68. Дюгальд Ж. Б. Географическое, историческое, хронологическое, политическое и физическое описание китайской империи и Татарии китайской. Пер. с франц. И. де Теильса. Т.1. СПб, 1774; Т. 2. СПб, 1777.

69. Китайские документы из Дуньхуана. Вып. I. Факсимиле. Изд. текстов, пер. с кит., исследования и приложения Л.И.Чугуевского. М., 1983.

70. Классическое конфуцианство. Лунь юй, Мэн-цзы, Сюнь-цзы. Переводы, статьи, коммент. А.С.Мартынова и И.Т.Зограф. Т. 1, 2. СПб, 2000.

71. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу). Пер. с кит., вступит, ст., коммент. и послесл. Л.С.Переломова. 2-е изд. М., 1993.

72. Макиавелли Н. Избранные сочинения. Пер. с ит,, сост. Р.Хло-довского. Вступит, ст. К. Долгова. Коммент. М.Андреева, Р.Хлодовского. М.,1982.

73. Материалы по экономической истории Китая в раннее средневековье (разделы «Ши хо чжи» из династийных историй). Пер. с кит. А.А.Бокщанина и Ли Кюнъи. Ред. перевода, вступит, ст. и коммент. А.А.Бокщанина. М., 1980.

74. Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб,1911.

75. Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. СПб, 1904.

76. Сыма Цянь. Избранное. Пер. В.Панасюка. М., 1956.

77. Сыма Цянь. Исторические записки. Пер. с кит. и коммент. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина. Под общ. ред. Р.В.Вяткина. Вст. ст. М.В.Крюкова. Т.1. М., 1972; т.2. М., 1975; т. 4. М., 1986.

78. Танский Тай-цзун. Правила императоров. (Предисл., пер. с кит. и коммент. И.Ф.Поповой). ПВ. Вып.7. СПб, 1995, с.44-73.

79. Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и»). Цзюани 1-8. Пер., введ. и коммент. В.М.Рыбакова. СПб, 1999.

80. Шицзин. Пер. ААШтукина. М., 1957.источники на западных языках

81. Fang Hsuan-ling., Biography of Lu Kuang. Translated and Annotated by R.B.Mather. Berkeley and Los Angeles, 1959.

82. Gutzlaff C. A Cketch of Chinese History, Ancient and Modern Comprising a Retrospect of the Foreign Intercourse and Trade with China. Vol. 1. London, 1834.

83. Legge J. The Chinese Classics. Vol. 3. The Shoo King, or the Book of Historical Documents. London, 1865.

84. Mailla, J AM. Histoire generale de la China ou Annales de cet Empire. Traduites du T'oung-Kien-Kang-Mou. Paris. Vol. 6. 1778.

85. Traite des Examens. Traduit de la Nouvelle Histoire des T'ang. (Chap. XLIV-XLV). Par R. de Rotours. Vol. 2. Paris, 1932.

86. Traite des Fonctionnaires et traite de ('Armee. Traduits de la Nouvelle Histoire des T'ang. (Chap. XLVI-L). Par R. de Rotours. Vol. 1. Leide, 1947; vol,2. Leide, 1948.литература на русском языке

87. Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978.

88. Бокщанин А.А. Неординарные органы управления в истории китайского государства. -XXII научная конференция ОГК. Ч. 1. М., 1991, с.3-8.

89. ЭЗ.Бокщанин А.А. Роль ритуала в организации уделов в Китае в конце XIV в. Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб. статей. М., 1988, с. 309-323.

90. Бокщанин А.А. Удельная система в позднесредневековом Китае. Период Мин, 1368-1644. М., 1986.

91. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.

92. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998.

93. Васильев К.В. Место народа (минь) в системе древнекитайских представлений о мире. VII научная конференция ОГК. Вып.1. М., 1976, 2532.

94. Васильев К.В. «Хун фань» («Всеобъемлющий образец») об идеальном правителе и его месте в мире. VI научная конференция ОГК. Вып.1.1975, с.5-14.

95. Васильев К.В. Центральная власть и органы местного самоуправления в года расцвета Западного Чжоу. История и культура Китая. (Сборник памяти академика В.П.Васильева). М., 1974, с.121-128,

96. Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. М., 1970.

97. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. (Формирование основ социальной структуры и политической администрации). М., 1983.

98. Васильев Л.С. Традиции и проблема социального прогресса в истории Китая. Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972, с.24-60.

99. ЮЗ.Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М., 1990.

100. Власть и политическая культура в средневековой Европе. М.,1992.

101. Волков C.B. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М., 1999.106,Воробьев M.В. Верховная власть по японскому праву VIII века (опыт сравнительной характеристики). Государство в докапиталистических обществах Азии. Сб. статей. М., 1987, с.258-266.

102. Воробьев М.В. Японский кодекс "Тай хо Ёро рё" (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990.

103. Ю8.Вяткин Р. В. О традициях в китайской историографии. Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972, с. 184-198.

104. Гончаров С.Н. Цинь Гуй в китайских источниках и литературе. -Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 8. Л., 1985, с.59-93.

105. Ю.Гончаров С.Н. Китайская средневековая дипломатия: отношения между империями Цзинь и Сун (1127-1142). М., 1986.

106. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

107. Дробницкий О. Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М., 1974.

108. ИЗ.Думан Л.И. Пожалование земельных владений в древнем Китае (эпоха Инь XIV XI вв. до н.э.). - Общество и государство в Китае. М., 1981, с.3-21.

109. Исаев А. Очерк теории и политики налогов. Ярославль, 1887.

110. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.

111. История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Т.1. М.,1974.

112. История политических и правовых учений. Древний мир. Отв. ред. В.С.Нерсесянц. М., 1985.

113. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. Отв. ред. В.С.Нерсесяец. М., 1986.

114. Кадырбаев А.Ш. «Сэму» в юаньской империи. Дисс. на соискание уч. степ, д-ра ист. наук. Алматы, 1994.

115. Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.

116. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М,, 1964.

117. Конрад Н И. Избранные труды. Синология. М., 1977.

118. Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование. М.-Л., 1950.

119. Кроль Ю.Л. Была ли ранняя китайская империя деспотией? ПВ. Вып.4. СПб, 1993 , с. 359-399.

120. Кроль Ю.Л. О культурных представлениях, преписывавших соблюдение законов китайскому монарху. ППИПИКНВ. XIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Декабрь 1978 г. 4.1. М., 1979, с. 100-106.

121. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь историк. М., 1970.

122. Кроль Ю.Л. Ханьская концепция «слабого руководства» варварами (цзи ми). XVIII научная конференция ОГК. Тезисы докладов. Ч. 1. , 1987, с.77-84.

123. Круглый стол. Государство и право на Древнем Востоке. НАА, № 2, 1984, с.88-110; № 3, 1984, с.62-87.

124. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.). М., 1984.

125. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров H.H. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978.

126. Кучера С. «Великий закон» великая политическая утопия древнего Китая. - III научная конференция ОГК. Вып. 1. М., 1972.

127. Кычанов Е.И. Государственный контроль договоров купли-продажи в средневековом Китае (VII-XII вв.). Государство в докапиталистических обществах Азии. Сб. статей. М,, 1987, с.220-228.

128. Кычанов Е.И Ли и право. Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб. статей. М., 1988, с. 299-308.

129. Кычанов Е.И. Основы средневекого китайского права (VII-XHI вв.). М„ 1986.

130. Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги Страны Снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М., 1975.

131. Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985.

132. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Пер. с франц. Общ. ред. Ю.Л.Бессмертного. Послесл. А.Я.Гуревича. М., 1992.

133. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.

134. Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Таллинн, 1992.

135. Малявин В.В. Аристократия раннесредневекового Китая и ее историческое значение. Социальные организации в Китае. М., 1981, с.20-42.

136. Мапявин В.В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае).- Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб. статей. М., 1988, с.256-273.

137. Малявин В.В. Гибель древней империи. М., 1983.

138. Малявин В.В. Конфуций. Сер. «Жизнь замечательных людей».1992.

139. Мапявкин А.Г. Тактика танского государства в борьбе за гегемонию в восточной части Центральной Азии. Дальний Восток и соседние территории в средние века. Новосибирск, 1980, с. 103-126.

140. Малявкин А. Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск, 1989.

141. Мартынов A.C. Буддизм и двор в начале династии Тан (VII-VIII вв.). Буддизм и государство на Дальнем Востоке. Сб. статей. М., 1987.

142. Мартынов A.C. Буддизм и конфуцианцы: Су Дун-по (1036-1101) и Чжу Си (1130-1200). Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. Сб. статей. М., 1982, с. 206316.

143. Мартынов A.C. Государственное и этическое в императорском Китае. Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб. статей. М,, 1988, с.274-298.

144. Мартынов A.C. Идеологическая полемика в начале эпохи Тан и ее место в истории религий Китая. XXI! научная конференция ОГК. Тезисы докладов. Ч.З. М., 1991, с.73-21.

145. Мартынов A.C. Представления о природе и мироустроительных функциях власти китайских императоров в официальной традиции. НАА, № 5, 1972, с.72-82.

146. Мартынов A.C. Рец. на:. В.В.Малявин. Гибель древней империи. Глав. ред. вост. лит-ры изд-ва «Наука», 1983. НАА, № 4, с. 189-195.

147. Мартынов A.C. Сила <Эз монарха. Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник. 1971. М., 1974, с.341-387.

148. Машкина И.Н. Китайские ученые об организации центрального государственного аппарата при династии Тан. XVI научная конференция ОГК. Тезисы и доклады. 4.1. М., 1985, с.121-124.

149. Машкина И.Н. Оценка правления династии Суй в современной китайской историографии по материалам научной периодики КНР 80-х гг. -XIX научная конференция ОГК. Тезисы докладов. Ч.З. М., 1988, с. 183-188.

150. Меньшиков Л.Н. Биография поэта VII в. Ван Фань-чжи (опыт реконструкции). ПВ. Вып. 7. СПб, 1995, с.523-550.

151. Меньшиков Л.Н. Рукописная книга в I тысячелетии н.э. Рукописная книга в культуре народов Востока. (Очерки). Книга 2-я. М., 1988, с. 103-222.

152. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. Изд. 2-е. М.,1977.

153. Переломов Л.С. Империя Цинь первое централизованное государство в истории Китая. М., 1962.

154. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

155. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

156. Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй» Исслед., пер. с кит., коммент. Факсимильный текст «Лунь юя» с коммент. Чжу Си. М., 1998.

157. Политическая культура: теория и национальные модели. М.,1994.

158. Попова И.Ф. Военная политика ранней Тан. ПВ. Вып.5. СПб, 1994, с.245-266.

159. Попова И.Ф. Главные положения сочинения VIII в. «Основы управления в период Чжэнь-гуань» («Чжэнь-гуань чжэн яо»). ПВ. Вып.4. СПб, 1993, с.267-280.

160. Попова И.Ф. Налоговая политика династии Тан в Vll-Vlll вв. -Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 16. Под ред. Б.Н.Мельниченко, А.В.Попова. СПб, 1995, с.141-156.

161. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.-Л., 1947.

162. Рифтин Б.Л. От мифа к роману. Эволюция изображения персонажа в китайской литературе. М., 1979.

163. Рыбаков В.М. Правовое положение чиновничества в Китае при династии Тан VII-X вв. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Л., 1981.

164. Рыбаков В.М. Танское чиновничество: рутинные процедуры. ПВ. Вып.5. СПб, 1994, с.221-244.171 .Синицын Е.П. Бань Гу историк древнего Китая. М., 1975.

165. Смолин Г.Я. Антифеодальные восстания в Китае. М., 1974.

166. Смолин Г.Я. Китайское историописание VIII-XIII вв.: время сводных трудов. Историография, источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 16. Под. ред. Б.Н.Мельниченко, АВ.Попова. СПб, 1995, с.165-202.

167. Смолин Г.Я. О сочинении Сыма Гуана, ставшем зачином «Всепрони-цающего зерцала, управлению помогающего». Историография и источнико-ведение стран Азии и Африки. Вып. 17. Под ред. Л.А.Березного. СПб, 1997, с. 172-181.

168. Степугина Т.В. Механизм образования древнекитайской империи Цинь. XXIV научная конференция ОГК. Тезисы докладов. 4.1. М., 1993, с.161-165.

169. Стронин А. Политика как наука. СПб, 1872.

170. Сычев Л.П. Традиционное воплощение принципа инь-ян в китайском ритуальном одеянии. Роль традиций в истории и культуре Китая. 1972, с. 144-150.

171. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. М., 1975.

172. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди. Его школа и учение. М., 1985.

173. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975.

174. Торчинов Е.А. Основные направления эволюции даосизма в период Лючао (по материалам трактата Гэ Хуна «Бао Пу-цзы»). Дао и даосизм в Китае. М., 1982, с.60-79.

175. Тюрин А.Ю. Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае ШАЛИ вв. М., 1980.

176. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. От первобытно-общинного строя до образования централизованного феодального государства. Пер. скит., предисл. Р.В Вяткина. М., 1958.

177. Феномен восточного деспотизма. М., 1993.

178. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исслед. и пер. М., 1976.

179. Флуг К.К. История китайской печатной книги сунской эпохи Х-ХШ вв. М.-Л., 1959.

180. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. 2-е изд. М., 1986.

181. Цыбульский В.В. Лунно-солнечный календарь стран Восточной Азии. С переводом на даты европейского календаря (с 1 по 2019 г.н.э.). М., 1987.

182. Чичерин Б. Курс государственной науки. Ч.З. Политика. М., 1898.

183. Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных ди- ковинах в империи Тан. М., 1981.

184. Штейн В.М. Гуань-цзы. Исследование и перевод. М., 1959.

185. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960.

186. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. Пер. с кит. Е. И.Лубо-Лесничен-ко, Е В.Пузицкого. М., 1965.

187. Ян Хин-шун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М.,1984.литература на китайском и японском языках

188. Ван Хань-чан, Линь Дай-чжао. Чжунго гудай чжэнчжи чжиду ши-люэ (Краткий очерк политической системы древнего Китая). Пекин, 1985.

189. Ван Цин-юнь. Хань Тан вэнь гуань фалюй фуцзэ чжиду (Система правовой ответственности для гражданских чиновников в периоды Хань и Тан). Пекин, 1989.

190. Ван Шоу-нань. Чжунго лидай чуанъе ди ван (Государи-основатели в истории Китая). Тайбэй, 1964.

191. Вань Цзюнь. Тан Тай-цзун (Танский Тай-цзун). Шанхай, 1955.

192. Гань Хуай-чжэнь. Чжунго чжун гу шици «гоцзя» ды синтай (Образ «государства» в средневековом Китае). Дунъу лиши сюэбао. 1995, № 4, с. 71-107.

193. Гао Мин-ши. Суй Тан мяо сюэ чжиду ды чэнли юй даотун ды гуаньси (Создание системы изучения храмов при династиях Суй и Тан и ее взаимосвязь с конфуцианским учением). Тайда лиши сюэ си сюэбао. 1982, № 9, с. 93-122.

194. Гао Мин-ши. Суй Тан ши (История Суй и Тан). Тайбэй, 1997.

195. Гао Мин-ши. Хуанди чжиду ся ды мяо чжи ситун и Цинь-Хань чжи Тан цзо вэй чжунсинь (Феномен храмов предков в структуре императорской власти в период от Цинь-Хань до Тан). - Голи Тайвань дасюэ вэнь ши чжэсюэ бао. 1993, № 40, с.53-96.

196. Гао Минь. Цао Вэй шицзя чжиду ды синчэн юй яньбянь (Возникновение и развитие системы воинской службы в государстве Цао-Вэй). -ЛШЯЦ. 1989, № 5, с.61-75.

197. Гу Цзи-гуан. Гуаньюй Суй Тан ши яньцзю чжун ды и гэ лилунь вэньти (Об одной теоретической проблеме изучения истории Суй и Тан). -ЛШЯЦ. 1958, № 12, с.37-52.

198. Гу Цзи-гуан. Фубин чжиду каоши (Исследование и анализ системы фубин). Шанхай, 1962.

199. Жань Юй-хуа. Сюань-цзан Даши юй Тан Тай-цзун цзи ци чжэнчжи лисян таньвэй (Очерк политических идеалов и взаимоотношений Наставника Сюань-цзана и танского Тай-цзуна). Хуаган фосюэ сюэбао. 1986, № 8, с. 135-151.

200. Ли Сяо-лу. Тан дай чжунъян цюань чжи бяньхуа юй фанчжэнь ды чаншэн (Трансформация центральной власти и создание военных поселений фанчжэнь в танскую эпоху). ЛШЯЦ. 1989, № 3, с. 125-134.

201. Ли Тан. Тан Тай-цзун (Танский Тай-цзун). Тайбэй, 1978.

202. Ли Тан. У Цзэ-тянь. Тайбэй, 1978.

203. Ли Шу-тун. Суй Тан ши бецай (Заметки по истории Суй и Тан). Тайбэй, 1995.

204. Ли Шу-тун. Тан ши каобянь (Критическое исследование о танской истории). Тайбэй, 1965.

205. Ли Шу-тун. Тан ши синь лунь (Новые су>цдения по истории Тан). Тайбэй, 1972.

206. Ли Шу-тун. Тан ши яньцзю (Исследование танской истории). Тайбэй, 1979.

207. Ли Я-нун. Чжунго ды фэнцзянь линчжу чжи хэ дичжу чжи (Феодальный строй и система землевладения в Китае). Шанхай, 1962.

208. Линь Тянь-юй. Суй Тан ши синь лунь (Новые исследования по истории Суй и Тан). Тайбэй, 1980.

209. Ло Тун-хуа. Чжэнь-гуань чжи чжи юй жуцзя сысян (Правление Чжэнь-гуань и конфуцианская идеология). Тайбэй, 1984.

210. Лэй Цзя-цзи. Тан дай чх^нъян цюаньли цзегоу цзи ци яньцзинь (Структура и эволюция центральной власти в танский период). Тайбэй, 1977.

211. Лю Чунь-синь. Чжэнь-гуань чжэн яо яньцзю (Исследование «Чжэнь-гуань чжэн яо»). Тайбэй, 1987.221 .Люй Сы-мянь. Чжунго чжиду ши (История государственного устройства в Китае). Шанхай, 1985.

212. Люй Чжэн-юй. Чжунго чжэнчжи сысян ши (История китайской политической мысли). Т. 1,2. Пекин, 1962.

213. Лян Мяо-тай. Гуаньюй Тан чу чжэнцюань синчжи ды вэньти (К вопросу о характере политической власти в начале Тан). ЛШЯЦ, 1965, № 6, с.63-78.

214. Мао Хань-гуан. Чжунго чжун гу чжэнчжи ши лунь (История политического управления Китая средних веков). Тайбэй, 1990.

215. Мао Хань-гуан. Чжунго чжун гу шэхуй ши лунь (История общественных отношений Китая средних веков). Тайбэй, 1988.

216. Мория Мицуо. Тюго кодай но кадзоку то кокка (Семья и государство в древнем Китае). Киото, 1968.

217. Ниида Нобору. Торё дзюн (Подборка танских административных законов). Токио, 1964.

218. Ниида Нобору. Тюгоку хосэй си кэнкю. Дорэй нодо хо, кадзоку сонраку хо (Исследования по истории китайского права. Законы о рабах и крепостных, законы о земле и поселениях). Токио, 1962.

219. Нуномэ Тёфу. Дзуй То си кэнкю. То тё сэйкэн но кэйсэй (Исследования по истории Суй и Тан. Формирование структур власти при династии Тан). Киото, 1968.

220. Сэйкэ Эйро. То но Тай сю (Танский Тай-цзун). Токио, 1950.

221. Сян Да. Тан дай Чанань юй Сиюй вэньмин (Цивилизация Западного края и город Чанань в танскую эпоху). Пекин, 1987.

222. Сяо Гун-цюань. Чжунго чжэнчжи сысян ши (История политической идеологии Китая). Т. 1-6. Тайбэй, 1971.

223. Тан Чан-чжу. Вэй, Цзинь, Наньбэйчао ши луньцунь (Сборник статей по истории периода Вэй, Цзинь и южных и северных династий). Шанхай, 1957.

224. Тан Чан-жу. Тан шу Бин чжи цзянь чжэн (Поправки и комментарии к разделу «Военная система» «Новой. истории династии Тан»). Пекин, 1962.

225. Тодай сётёку мокуроку (Каталог императорских указов династии Тан). Токио, 1981.

226. У Фэн. Суй, Тан, У дай ши (История Суй, Тан и Пяти династий). Пекин, 1958.

227. У Цзэ, Юань Ин-гуан. Тан чу чжэн цюань юй чжэн чжэн ды син вэньти (К вопросу о характере политической власти и политической борьбы в начале Тан). ЛШЯЦ, 1964, № 2, а110-134.

228. Ху Жу-лэй. Ли Ши-минь чжуань (Биография Ли Ши-миня). Пекин,241 .Хуан Дж. Ду сань бэнь Ли Ши-минь Чжуань цзи (Заметки поповоду трех биографий Ли Ши-миня). ЛШЯЦ. 1987, № 5, с. 68-77.

229. Ци Ся. Суй мо нунминь ции (Крестьянские восстания в конце периода Суй). Шанхай, 1955.

230. Ци Чэнь-цзюнь. Ши лунь Суй хэ Тан чу чжэнцюань (К оценке политической власти Суй и начала Тан). ЛШЯЦ. 1965, № 1, с. 103-122.

231. Цзинь Бао-сян. Суй ши синь тань (Новые изыскания по истории Суй). Ганьчжоу, 1989.

232. Цзинь Лян-нянь. Ди ван цюань моушу (Стратегемы верховной власти). Тайбэй, 1991.

233. Цзинь Юй-фу. Чжунго шисюэ ши (История китайской историографии). Пекин, 1962.

234. Цзэн По-кан. Чжунго чжэнчжи чжиду ши (История политической системы Китая). Тайбэй, 1977.

235. Цукияма Дзисабуро. Тодай сэйдзи сэйдо но кэнкю (Исследование политической системы танской династии). Токио, 1967.

236. Цэнь Чжун-мянь. Суй Тан ши (История Суй и Тан). Шанхай, 1958.

237. Цэнь Чжун-мянь. Тан ши юйшэнь (Дополнительные сведения по истории танской династии). Шанхай, 1960.

238. Цэнь Чжун-мянь. Фубин чжиду яньцзю (Исследование системы фубин). Шанхай, 1957.

239. Цюй Линь-дун. Тан дай шисюэ луньгао (Обзор исторической науки танского периода). Пекин, 1989.

240. Чао Го-пань. Суй чао ши люэ (Очерк истории династии Суй). Ганьчжоу, 1989.

241. Чао Го-пань. Суй Тан ды цзюньтянь чжиду (Земельная система в эпоху Суй и Тан). Шанхай, 1957.

242. Чжан Цзин-цзянь. Чжунго чжэнчжи чжиду ши (История политической системы Китая). Тайбэй, 1978.

243. Чжан Цзюнь. Тан дай фань цзян яньцзю (Исследование о военачальниках некитайских народностей танской эпохи). Тайбэй, 1979.

244. Чжао Кэ-яо, Сюй Дао-сюнь. Тан Тай-цзун чжуань (Биография танского Тай-цзуна). Пекин, 1987.

245. Чжуань Хань-цзун. Ди ван сюэ ды чжихуй. Чжэнь-гуань чжэн яо (Мудрость верховной власти. О сочинении «Чжэнь-гуань чжэн яо»). Тайбэй, 1989.

246. Чжунго лидай фасюэ вэньсюань (Избранные произведения по истории правоведения в Китае). Пекин, 1983.

247. Чжунго лиши да ши бяньнянь (Хронология важнейших событий китайской истории). Ред. Чжан Си-кун, Тянь Цзюэ. Т. 2. Пекин, 1989.

248. Чжунго цзюнь ши ши (Военная история Китая). Т. 3. Пекин,

249. Чжунго шисюэ мин чжу тицзе (Пояснения к наиболее известным сочинениям по истории Китая). Ред. Чжан Шунь-хуй. Пекин, 1984.

250. Чэнь Инь-кэ. Тан дай чжэнчжи ши шу луньгао (Очерк политической истории танской эпохи). Пекин, 1957.

251. Чэнь Инь-кэ. Цзи Тан дай чжи Ли, У, Вэй, Ян хуньинь цзитуань (О родственных группировках Ли, У, Вэй и Ян в танскую эпоху). ЛШЯЦ. 1954, № 1, с. 33-51.

252. Шаньбэнь Ципин (Ямамото Нанахэ). Ди ван сюэ. Чжэнь-гуань чжэн яо ды линдао ишу (Верховная власть. «Чжэнь-гуань чжэн яо» о сущности управления). Тайбэй, 1988.

253. Ши Нянь-хай. Суй Тан шици цзыжань хуаньцзин ды бяньцянь цзи юй жэнь вэй цзоюн ды гуаньси (Роль человека в преобразовании окружающей среды в период Суй и Тан). ЛШЯЦ. 1990, № 1, с.51-63.

254. Шэнь Жэнь-юань. Суй Тан чжэнчжи чжиду (Политическая система при династиях Суй и Тан). Тайбэй, 1977.литература на западных языках

255. Ames R.T. The Art of Rulership. A Study of Ancient Chinese Political Thought. Forward by H.D.Roth. NY, 1994.

256. Balazs E. Chinese Civilization and Bureaucracy. Variations on the Theme. Tr. by H.M. Wright, ed. by A.F.Wright. New Haven and London, 1964.

257. Balazs E. L'Histoire comme Guide de la Pratique Bureaucraticue (les Monographies, les Encyclopedies, les Recuciles (?) de Statuts). Historians of China and Japan. New Haven and London. 1962, p. 78-94.

258. Balazs E. Political Theory and Administrative Reality in Traditional China. London, 1965.

259. Barfield T.J. The Perilous Frontier. Nomadic Empires and China. Cambridge (Mass.), 1989.

260. Bary W.T. Chinese Despotism and the Confusiari Ideal: A Seventeenth Century View. Chinese Thought and Institutions. Ed. By J.K.Fairbank. Chicago, 1957, p.163-203.

261. Beckwith C.I. The Tibetan Empire in Central Asia: A History of the Struggle for Great Power among Tibetans, Turks, Arabs and Chinese during the Middle Ages. Princeton, 1987.

262. Bendix R. Kings and People. Power and the Mandate to Rule. Berkeley-Los Angeles-London, 1978.

263. Bingham W. The Founding of the T'ang Dynasty: The Fall of Sui and the Rise of T'ang. A Preliminary Survey. Baltimore, 1941.

264. Bingham W. Li Chih-min's Coup in A.D. 626. JAOS. 1950, vol.70, p.89-95.

265. Bingham W. The Rise of Li in a Ballad Prophesy. JAOS. 1941, vol. 61, p. 272-280.

266. Bingham W. Wen Ta-ya: The First Recorder of T'ang History. -JAOS. 1937, vol. 57, p.368-374.

267. Boodberg, P.A. The Semasiology of Some Primary Confucian Concepts. Selected Works of P.A.Boodberg. Comp. by A.P.Cohen. BerkeleyLos Angeles-London, 1979.

268. Chan Ming K. The Historiography of the Tzu-chih t'ung-chien: A Survey. MS. № 31 (1974-1975), p. 1-38.

269. Chan Wing-tsit. Chu Hsi. New Studies. Honolulu, 1989.

270. Chan Wing-tsit. The Story of Chinese Philosophy. The Chinese Mind. Essentials of Chinese Philosophy and Culture. C.A.Moore and A.V.Morris eds. Honolulu, 1967, p. 31-76.

271. Chang C. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 1. NY,1957.

272. Chang K.C. Art, Myth and Ritual. The Path to Political Authority in Ancient China. Cambridge (Mass.) and London, 1983.

273. Chen Sanping. Succession Struggle and the Ethnic Identity of the Tang Imperial House. JRAS. Third Series. Vol.6. Pt 3, 1996.

274. Ch'en Yuan. Western and Central Asians in China under Mongols. Their Transformation into Chinese. Tr. and annotated by Ch'ien Hsing-hai and L.C.Goodrich. -MS. Monograph 15. Los Angeles-Tokyo, 1966.

275. Ching J. Neo-Confucian Utopian Theories and Political Ethics. MS. № 30, 1972-1973, p. 1-56.

276. Creel H.G. Chinese Thought from Confucius to Mao Tse-tung. London, 1954.

277. Creel H.G. The Origins of Statecraft in China. Vol.1. The Western Chou Empire. Chicago and London, 1970.

278. Dubs H.H. The Attitude of Han Kao-tsu to Confucianism. JAOS. 1937, № 57, p. 172-180.

279. East Asia. The Great Tradition. Ed. by E.O.Reischauer and J.K.Fairbank. Boston, 1958.

280. Eberhard W. A History of China. Berkley and Los Angeles, 1969.

281. Eberhard W. The Political Function of Astronomy and Astronomers in Han China. Chinese Thought and Institutions. Ed. by J.K.Fairbank, Chicago, 1957.

282. Egan R.C. Word, Image, and Deed in the Life of Su Shi. Cambridge (Mass.) and London, 1994.

283. Eisenberg A. Kingship, Power and the Hsuan-wu Men Incident of the T'ang. TP. Vol. 80, fasc. 4-56, 1994, p.223-259.

284. Eno R. The Confucian Creation of Heaven. Philosophy and the Defense of Ritual Mastery. NY, 1990.

285. Fitzgerald C.P. Son of Heaven: A Biography of Li Shih-min, Founder of the T'ang Dynasty. Cambridge, 1933.

286. Fitzgerald C.P. The Empress Wu. London, 1968.

287. Franke H. Wang Yun (1227-1304): A Transmitter of Chinese Values. Yuan Thought and Religion under the Mongols. Hok-lam Chan and W. T. de Вагу eds. NY, 1982, p. 153-196.

288. Fu Zhengyuan. China's Legalists. The Earliest Totalitarians and their Art of Ruling. N.Y.-London, 1996.

289. Fung Yu-lan. A Short History of Chinese Philosophy. N.Y., 1958.

290. Gates J. Model Emperors of the Golden Age in Chinese Lore.- JAOS. 1936, vol. 56, № I, p.51-76.

291. Gernet J. A History of Chinese Civilization. Tr. by J.R.Foster. Cambridge (Mass.). 1982.

292. Granet M. La Pensee Chinoise. Paris, 1950.

293. Granet M. La Feodalite Chinoise. Oslo, 1952.31Q.Groot J.J.M. Sectarianism and Religious Persecution in China. A Page in the History of Religions. VoL1, 2. Amsterdam, 1903.

294. Hartwell R.M. Historical Analogism, Public Policy, and Social Science in Eleventh and Twelfth Century China. American Historical Review. 1971, vol. 76, № 3, p.690-727.

295. Herbert, P.A. Perception of Provincial Officialdom in Early T'ang China. AM. Third Series. Vol.2. Pt 1, 1989 (Princeton), p.25-57.

296. Hsiao Kung-chuan. A History of Chinese Political Thought. Volume One: From the Beginnings to the Sixth Century A.D. Tr. by F.W.Mote. Princeton, 1979.

297. Hsieh Shan-yuan. The Life and Thought of Li Kou (1009-1059). San Francisco, 1979.

298. Hsieh Yu-wei. The Status of the Individual in Chinese Ethics. The Chinese Mind. Essentials of Chinese Philosophy and Culture. C.A.Moore and A.V.Morris eds. Honolulu, 1967, p. 307-322.

299. Hsu Dau-lin. Crime and Cosmic Order. HJAS. 1970, vol. 30, p. 111125.

300. Hsu L.S. The Political Philosophy of Confucianism. London, 1975.

301. Huang Han Liang. The Land Tax in China. Studies in History, Economics and Public Law. Ed. by The Faculty of Political Science of Columbia University. 1918, vol. 80. № 3, p.7-180.

302. Huang R. China, a Macro History. N.Y. and London, 1989.

303. Hung W. The T'ang Bureau of Historiography before 708,- HJAS. 1960-1961, vol. 23, p.93-107.

304. Huscker C.O. Confucianism and Chinese Censorial System. -Confucianism and Chinese Civilization. Ed. by A.F.Wright. Stanford, 1975, p.50-76.322,Huscker C.O. China: A critical Bibliography. Tuscon (Aris.), 1962.

305. In the Service of the Khan. Eminent Personalities of the Early Mongol-Yuan Period (1200-1300). Ed. by I. de Rachewiltz, Hok-lam Chan, Hsiao Ch'i-ching and P.W.Geier. With assistance of M.Wang. Wiesbaden, 1993.

306. Kirkland R.J. The Last Taoist Grand Master at the T'ang imperial Court: Li Han-Kuang and T'ang Hsuan-tsung. TS. 1986, vol. 4, 1986, p.43-67.

307. Kracke E.A. Civil Service in Early Sung China (960-1067). Cambridge (Mass.), 1953.

308. Langlois J.D. jr. Political Thought in Chin-hua under Mongol Rule. -China under Mongol Rule. Princeton, 1981, p.137-185.

309. Lau S.K. The Confucian Elite, Power and Social Stability in Traditional China: Toward a Theory of Segmental Coordination. Michigan London, 1982.

310. Levenson J.R. Confucian China and its Modern Fate. Vol. 2. The Problem of Monarchial Decay. Berkeley and Los Angeles, 1964.

311. Li Dun J. The Essence of Chinese Civilization. Princeton-Toronto-London, 1967.

312. Liu J.C.J. Some Classifications of Bureaucrats in Chinese Historiography. Confucianism in Action. Ed. by D.S.Nivison and A.F.Wright. Stanford, 1959, p. 165-181.

313. Loewe M. The Authority of the Emperors of Ch'in and Han. State and Law in East Asia. Ed. by K.Bunger, D.Eikemeiez and H.Franke. Wiesbaden, 1981, p.80-111.

314. Masters of Chinese Political Thought. From the Beginnings to the Han Dynasty. Ed. by S. de Grazia. Preface by F.W.Mote. N.Y., 1973.

315. McMullen D.L. A Note on the Feng Ritual of 742 in Response to Professor Elling Eide. TS, 1984, vol. 2, p.37-40.

316. McMullen D. L. State and Scholars in T'ang China. Cambridge, 1988.

317. McMullen D.L. The Cult of Ch'i T'ai-kung and T'ang Attitudes to the Military. TS. 1990, vol. 7, p. 59-103.

318. McMulten D.L. The Real Judge Dee: Ti Jen-chieh and the T'ang Restoration of 705. AM. Third Series. 1993 (Princeton). Vol. 6, pt 1, p. 1-81.

319. Mei Y.P. Basis of Social, Ethical, and Spiritual Values in Chinese Philosophy. The Chinese Mind. Essentials of Chinese Philosophy and Culture. C.A.Moore and A.V. Morris eds. Honolulu, 1967, p. 149-166.

320. Mei Y.P. The Status of the Individual in Chinese Social Thought and Practice. The Chinese Mind. Essentials of Chinese Philosophy and Culture. C.A.Moore and A.V.Morris eds. Honolulu, 1967, p. 323-339.

321. Moses L.W. T'ang Tribute Relations with the Inner Asian Barbarians. Essays on T'ang Society. The Interplay of Social, Political and Economic Forces. Ed. by J.C.Perry and B.L.Smith. Leiden, 1976, p.61-89.

322. Needham J. Science and Civilization in China. Vol. 2. History of Scientific Thought. Cambridge, 1956.

323. Pan Yihong. Early Chinese Settlement Policies towards the Nomads. -AM. Third Series. 1992 (Princeton).Vol. 5, pt2, p.41-77.

324. Perry J.C., Smith B.L. A Bibliographic Note on T'ang History and Society. Essays on T'ang Society. The Interplay of Social, Political and Economic Forces. Ed. by Perry J.C. and Smith B.L. Leiden, 1978, p. 110-141.

325. Pott, W.S.A. Chinese Political Philosophy. N.Y., 1925.

326. Pulleyblank E.G. The An Lu-shan Rebellion and the Origins of Chronic Militarism in Late T'ang China. Essays on T'ang Society. The Interplay of Social, Political and Economic Forces. Ed. by Perry and B.L.Smith Leiden, 1976, p.33-60.

327. Rand C.C. Li Ch'uan and Chinese Military Thought. HJAS. 1979. Vol. 39, № 1, p. 107-137.

328. Schwartz B.I. Some Polarities in Confucian Thought. Confucianism in Action. Ed. by Nivison D.S. and Wright A.F. Stanford, 1959, p.50-62.

329. Schwartz B.I. The World of Thought in Ancient China. Cambridge (Mass.) and London, 1985.

330. Somers R.M. Society against the State in the Early Tang. Stanford,1960.

331. Somers R.M. Time, Space and Structure in the Consolidation of the T'ang Dynasty (617-700 A.D.). Stanford, 1980.

332. Sources of Chinese Tradition. Second Edition. Vol.1. Ed. by W.T. de Bary and I. Bloom. NY, 1999.

333. Tanigawa Michio. Rethinking «Medieval China». Early China. 1997, vol. 3, p. 1-29.

334. The Cambridge History of China. Ed. by D.Twitchett and J.K.Fairbank. Vol.3. Sui and T'ang China (589-906). Pt 1. Cambridge-LondonMelbourne, 1979.

335. Tillman H.C. Confucianism under the Chin and the Impact of Sung Confucian Tao-hsueh. China under Jurchen Rule. Essays on Chin Intellectual and Cultural History. N.Y., 1995, p.71-114.

336. Tillman H.C. Utilitarian Confucianism. Ch'en Liang's Challenge to Chu Hsi. Cambridge (Mass) and London, 1982.

337. Ts'en Chung-mien, Herbert R.A. The T'ang System of Bureaucratic Titles and Grades. TS. 1987, vol. 5, p.25-31.

338. Twitchett D. Financial Administration under the T'ang Dynasty. London, 1970.

339. Twitchett D. How to Be an Emperor: T'ang T'ai-tsung Vision of His Role. AM. Third Series. 1996 (Princeton). Vol. 9, pt. 1-2, p. 1-102.

340. Twitchett D. Merchant, Trade and Government in Late T'ang. AM. Third Series. 1968.Vol.14, pt 1, p.63-95.

341. Twitchett D. T'ang Imperial Family. AM. Third Series. 1994 (Princeton).Vol. 7, pt 2, p. 1-61.

342. Twitchett D. The Composition of the T'ang Ruling Class: New Evidence from Tunhuang. Perspectives on the T'ang. Ed. by A.F.Wright and D.Twitchett. New Haven and London, 1973, p.47-85.

343. Twitchett D. The Seamy Side of Late T'ang Political Life: Yu Ti and his Family. AM. Third Series. 1988 (Princeton ). Vol. 1, pt 2, 1988, p.29-63.

344. Wechsler H.J. Factionalism in Early T'ang Government. -Perspectives on the T'ang. Ed. by A.F.Wright and D.Twitchett. New Haven and London, 1973, p.87-120.

345. Wechs!er H.J. Mirror to the Son of Heaven. Wei Cheng at the Court of T'ang T'ai-tsung. New Haven and London, 1974.

346. Wechsler H.J. The Confucian Impact on Early T'ang Decisionmaking. -TP. 1980, vol.66, p. 1-40.

347. Wechsler H.J. The Confucian Teacher Wang T'ung (5847-617). One Thousand Years of Controversy. TP. 1977, vol.63, p.225-272.

348. Wechsler H.J. Offerings of Jade and Silk. Ritual and Symbol in the Legitimation of the T'ang Dynasty. New Haven and London, 1985.

349. Weinstein S. Imperial Patronage in the Formation of T'ang Buddhism. Perspectives on the T'ang. Ed. by A.F.Wright and D.Twitchett. New Haven and London, 1973, p. 265-306.

350. Wilhelm H., Knechtges D R. T'ang T'ai-tsung's Poetry. TS. 1987, vol. 5, p. 1-23.

351. Wilkinson E. The History of Imperial China. A Research Guide. Cambridge (Mass.). 1973.

352. Wright A.F. Sui Yang-ti: Personality and Stereotype. Confucianism and Chinese Civilization. Ed. by Wright A.F. Stanford, 1975, p. 158-187.

353. Wrigth A.F. T'ang T'ai-tsung and Buddhism. Perspectives on the T'ang. Ed. by A.F.Wright and D.Twitchett. New Haven and London, 1973, p.239-263.

354. Wright A.F. T'ang T'ai-tsung: The Man and Persona. Essays on T'ang Society. The Interplay of Social, Political and Economic Forces. Ed. by J.C. Perry and B.L.Smith. Leiden, 1976, p.17-32.

355. Wright A.F. The Formation of Sui Ideology (581-604). Chinese Thought and Institutions. Ed. by J.K.Fairbank. Chicago, 1957, p.71-104.

356. Wright A.F. The Sui China. The Unification of China. A.D. 581-617. N.Y., 1978.

357. Wright A.F. Values, Roles and Personalities. Confucian Personalities. Ed. by A.F.Wright. Stanford, 1962.

358. Yang C.K. Some Characteristics of Chinese Bureaucratic Behavior. -Confucianism in Action. Ed. by D.S.Nivison and A.F.Wright Stanford, 1959, p. 134-164.

359. Yang Lien-sheng. Studies in Chinese Institutional History. Cambridge (Mass.), 1961.

360. Yang Lien-sheng. The Organization of Chinese Official Historiography. Historians of China and Japan. London, 1962, p.44-59.

361. Yang M. M.C. Chinese Social Structure. A Historical Study. Taipei,1969.