автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Политическая культура Китая, традиции и современность
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Абрамова, Наталья Андреевна
Введение.
Глава первая
Философско-методологические основы исследования политической культуры.
1.1. Политическая культура как специфическая область социокультурного: проблемы познания.
1.2. Герменевтические идеи в китайской философии.51.
1.3. Современные методологические подходы в исследовании политической культуры Китая
Глава вторая
Политическая культура: антропологическое измерение.
2.1. Политическая культура в содержательных характеристиках антропологизма.
2.2. Политические традиции в политическом процессе.
2.3. Политическая психология и политическая активность
Глава третья
Политическая культура: экологическое измерение.
3.1. Коэволюционная парадигма в политической культуре
3.2. Традиционная основа экологического содержания политической культуры.
3.3. Политическая культура - ценностная и регулятивная основа стратегии устойчивого развития Китая.
Глава четвертая
Политическая культура: социологическое измерение.
4.1. Социологическая модель политической культуры.
4.2. Социальные преобразования и их отражение в динамике и трансформации политической культуры.
4.3. Развитие политической культуры через политическое участие и политическую активность.
Глава пятая
Политическая культура: политическое измерение.
5.1. Политическая культура как определенный способ существования политической системы.
5.2. «Властные отношения» - «ядро» политической культуры.
5.3. Реформа политической системы и проблемы трансформации политической культуры.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Абрамова, Наталья Андреевна
Актуальность темы исследования. Сложности общественного развития ставят перед специалистами любого профиля задачи изучения потенциала национальных духовных культур с целью прагматичного его использования в решении универсальных проблем современности.
Возрастающее влияние Китая активизирует обсуждение роли китайской цивилизации в мировых процессах, вызывая потребность осознания и всестороннего изучения результатов его общественного развития.
Экономическая и культурная глобальная интеграция, практическая потребность прогнозирования геополитического развития Китая и России настоятельно требуют глубокого изучения всех составляющих социально-политическую сферу аспектов, доминантой которых является политическая культура Китая - одна из важнейших характеристик культуры как целостности.
Этногенез нации, мировоззренческие константы, устойчивые базовые модели организации социально-экономической жизни общества, национально-духовные ценности, аккумулированные в философских учениях, определили традицию длительного слитного функционирования институтов политики, истории, культуры, которые в определенной степени детерминировались моральными императивами.
Такая культурно-историческая специфика страны позволяет рассматривать политическую культуру не только как понятие, принадлежащее исключительно к политической сфере, но и в большей степени изучать это сложное явление с привлечением инструментария других наук, выводя ее в поле исследования социальной философии. 5
Изучение в этом аспекте мира политической культуры, который известный американский китаевед Л.Пай назвал «душой китайской политики», позволяет глубже познать особенности развития Китая в прошлом, ориентироваться в современной политической жизни страны, прогнозировать дальнейшие ее трансформационные и трансляционные процессы.
Сочетание в Китае системы официальной идеологии, политических традиций, процессов модернизации и результатов глобальной интеграции формирует в научном лексиконе китайских ученых ряд понятий политической культуры, идентичных представлениям российских и западных исследователей.
В то же время многие традиционные концепции в этой области продолжают оставаться без адекватного воспроизведения и понимания. Подобная познавательная ситуация, а также разнообразные формы внутрикитайской общественной практики актуализируют в первую очередь проблему разработки методологии исследования современной политической культуры Китая.
Публикации о политической культуре в России, Китае и на Западе отражают не только разные культурологические или социологические парадигмы в трактовке содержания самого понятия, но и связанные с ними различия в интерпретации политической истории своего общества, политики правящего режима. В этом контексте опыт китайских ученых, разрабатывающих свои подходы и собственную методологию решения не только внутрикитайских, но и мировых проблем, в том числе проблем политической культуры, требует особого научного внимания.
Интерпретация устойчивой политической традиции китайской цивилизации в модернизационных процессах требует новых 6 методологических предпосылок становления определенного типа научного мышления. После аргументированной критики и периода забвения актуальным становится использование герменевтических процедур, которые могут быть плодотворны при решении проблемы «понимания» национальной специфики политической жизни и политической культуры современного китайского общества, придавая исследованию большую аутентичность.
Противоречивый процесс усиления цивилизационной энергетики Китая за счет созидательной мощи конфуцианских ценностей, наполняющих в определенной степени политическую культуру страны, сохранение при этом внутренней закрытости глубинного ядра духовных традиций порождает стремление исследователей к новым «открытиям» в объяснении закономерностей успехов КНР.
В процессе постижения идейно-политической и социальной основы развития страны до середины XXI столетия, в обсуждении будущей мировой роли китайской цивилизации понимание содержательных характеристик политической культуры приобретает все более важное значение.
Степень разработанности проблемы. Концепция политической культуры впервые была сформулирована в конце 50-х годов XX в. Г.Алмондом и С.Вербой. Большой вклад в разработку моделей политической культуры внесли Л.Пай, И.Розенбаум, Д.Элазар, У.Блюм, Р.Роуд, Д.Каванах, М.Дюверже, Р.Ж.Шварценберг и др.
Появление концепции обусловило необходимость теоретического дополнения эмпирических исследований в этой области, а ее проблемность определила возможные методологические подходы.
Разрабатывая термин «политическая культура», политологи ограничивали ее сферой «образцов» ориентаций, управляющих 7 поведением в политической системе» (Л.Пай), сферой сознания, сводя ее к совокупности психических состояний индивида (Г.Алмонд, С.Верба), другие рассматривали ее как репрезентацию политического поведения (Е.Вятр, Д.По л).
Бихевиоралистскому подходу, распространенному в исследовании политической культуры и отождествляющему ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений, оказалось противопоставлено интерпретативистское видение этого феномена. Исследования, проводимые в русле этого направления (Ч.Тэйлор, Р.Такер, А.Мейер, С.Уэлч, Л.Диттмер и др.), пытаются устанавливать взаимосвязи между определенной политической культурой и типом политической системы [1].
Интепретативистские подходы заключены в поиске и анализе представлении политической культуры как смыслового видения политической системы и в целом политики.
Углубленному изучению политической культуры способствовало развитие теории политической системы, которая получила освещение в классических трудах Д.Истона, Г.Алмонда, У.Митчелла, К.Дойча и др. [2].
1. Welch S. The Concept of Political Culture. L., 1993.
2. Easton D. The Political System: An Inquiry into the State of Political Science. New York, 1953; A Framework for Political Analysis. Englewood Cliffs, 1960; The Systems Analysis of Political Life. New York, 1965; The Analysis of Political Structure. New York - London, 1990. Almond G. Comparative Political Systems // Journal of Politics. 1956; Almond G. Introduction: A Functional Approach to Comparative Politics // The Politics of Developing Areas / Ed. by G. Almond, J. Coleman. Princeton, 1960; Almond G., Powell G. Comparative Politics: A Developmental Approach. Boston, 1966; Comparative Politics Today: A World View / Ed. by G. Almond, G. Powell. New York, 1996. 8
При разнообразии применяемых методик общим в рамках этих подходов является структурное понимание данного феномена.
В современном гуманитарном познании с использованием компаративного анализа изучение политических культур в социодинамике представлено работами В.О.Рукавишникова, Л.Халмана, П.Эстера [3].
В контексте цивилизационного пространства выделяет политическую культуру И.А.Василенко, интерпретируя ее с помощью метода политической герменевтики [4].
Разрабатывая концепцию политической культуры, отечественные ученые в русле имеющихся методологических оснований определили границы ее содержательного поля, выявив соотношение политической культуры с другими компонентами политического: с политической системой, политическим сознанием, политическим поведением, политическими традициями. Результаты исследований представлены в трудах Ф.М.Бурлацкого, А.А.Галкина «Современный Левиафан: очерки политической теории капитализма» (1985 г.); К.С.Гаджиева, Д.В.Гудименко, Г.В.Каменской и др. «Политическая культура: теория и национальные модели» (1994 г.); М.М.Назарова «Политическая культура современного российского общества» (1991-1995 гг.). Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 1997, др.
3. Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. -М, 1998.
4. Василенко И.А. Диалог цивилизаций. - М., 1999; Политические процессы на рубеже культур. - М., 1998; Политическая глобалистика. - М., 2000. 9
Специальные исследования А.Панарина, Ю.Д.Шевченко, Н.Н.Крадина, Н.Ю.Замятина и др. [5] посвящены аспекту властных отношений в политической культуре.
В советской, а затем и российской синологии категория «политическая культура» конкретизирована через такие понятия, как «традиция», «идеология», «образцы политического поведения» и др. Большинство китаеведов затрагивали в своих исследованиях проблемы традиционной политической культуры. Философский и идеологический аспекты этого явления представлены в работах Н.И.Конрада,
A.А.Петрова, С.JI.Тихвинского, М.Л.Титаренко, Л.С.Переломова,
B.Г.Бурова, А.С.Мартынова, В.В.Малявина, А.И.Кобзева, В.Ф.Феоктистова, П.М.Кожина. Ценностный аспект традиций показан в работах К.Тертицкого [6].
В плане этногенеза большой вклад в изучение этой проблемы внесли М.В.Крюков, Н.Н.Чебоксаров, М.В.Сафронов, Л.С.Переломов
7].
Исследования по проблемам управления в традиционном Китае вели Л.С.Васильев, Е.И.Кычанов, Ю.Л.Кроль, Б.Г.Доронин. В Институте общественных наук Бурятского филиала Сибирского отделения РАН Н.В.Абаевым, Л.Е.Янгутовым разрабатывалась важная для исследования роли традиций в политической культуре тема о культуре религиозной деятельности в традиционном Китае.
5. Панарин А. Политическая культура и культура власти // Морфология культуры. Структура и динамика. - М., 1994; Образы власти в политической культуре России / Под ред. Е.Б.Шестопал. - Серия «Новая перспектива», выпуск XIX. - М., 2000.
6. Тертицкий К. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. В 2 ч. / МГУ, ИСАА.-М., 1994. 4.1; 4.2.
7. Этническая история китайцев в Х1Х-начале XX в. / М.В.Крюков и др. - М., 1993.
10
Значение традиции в китайской политической культуре в историческом аспекте обстоятельно рассмотрена в коллективной монографии «Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР / Отв. ред. М.Л.Титаренко, JLС.Переломов.
Более широкий объект — политическая система, в которой «растворена» политическая культура, является предметом исследовательского внимания Л.М.Гудошникова, Р.М.Асланова, К.А.Кокарева, К.А.Егорова, Т.Емельяновой, Н.Л.Мамаевой, Г.А.Степановой. Основное содержание политической реформы в Китае освящено Л.П.Делюсиным [8].
В среде китайских ученых интерес к исследованию философской теории политической жизни Китая актуализировался в связи с началом реформ (80-е годы XX в.). В работах Чжан Шаохуа, Оу Янцзина, Чжао Чжэнфэна, Чжу Хуанхэ и др. изучается аналог общего системно-целостного представления политической жизни и политической культуры Китая «социалистическая духовная цивилизация» и ее составляющие.
Одним из важных направлений в китайской науке стала разработка методологии исследования политической сферы. К наиболее значимым в этом плане относятся труды Ван Хунина «Политическая логика - принципы марксистской политологии» (1994 г.), Линь Шанли
8. Китай на пути модернизации и реформ: 1949-1999. - М., 1999; Как управляется Китай: Эволюция властных структур Китая в 80-90 гг. XX века. - М., 2001; Егоров К.А. Китайская Народная Республика: Политическая система и политическая динамика (80-е годы. - М., 1993; Представительная система Китая: история и современность. - М., 1998; Делюсин Л.П. Политическая реформа и проблема демократии в Китае. - М., 1993.
11
Исследование политической морфологии современного Китая» (2000г.).
Проблемы политической культуры и функционирования государства рассматривались Ан Цзингуном «Правительство КНР и политика». Аналогичные исследования проводились Ван Шаосинем, Хуа Аньганом «О возможностях китайского государства». Чжан Синцзю, Ши Сюэхуа, Лин Сунлэ результаты изучения политической культуры изложили в коллективной монографии «Теория основ политики» (2000г.).
Многочисленные исследования китайских ученых посвящены проблемам трансформации традиционной политической культуры в публикациях журналов «Политология», «Китайская культура», «Исследования культуры», «Исследования духовной цивилизации», «Китайская политика».
Национальный аспект политической культуры выделен в трудах Сюй Датуна «Основы и особенности традиционной политической культуры Китая», «Размышления о национальных особенностях политической культуры» и др. (1988-2000гг.).
Разносторонний анализ политической культуры китайского общества осуществляется учеными Ли Чуаньчжу, Чжан Канчжи, У Сюэшэном, Чжан Ююем, Ши Сяочуном, Ван Панцзо [9].
В русле западных традиций политическая культура разрабатывается в Лаборатории изучения политических систем и их изменений Тайваньского университета. Анализируется типология,
9. «Словарь по политологии» (1994г.); «Политическая логика - правило марксистской политологии» (1994г.); «Политология» (1995г.); «Энциклопедия Китая. Раздел: политология» (1992г.).
12 структура, функции, выявляется субстанциональное содержание, ценностный аспект, эволюция политической культуры китайского гонконгского и тайваньского обществ. Специальное внимание уделяется компонентному составу политической культуры и соотношению в ней этического и политического аспектов [10].
Представленный анализ проблем политической культуры в зарубежной, отечественной, китайской научной литературе позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на достаточную разработанность теории политической культуры, проблемное поле ее не исчерпано. Достаточно актуальным является вопрос о методологических принципах и создании инструментария для изучения политической культуры современного Китая, проблем ее формирования и содержательного изменения в ракурсе соотношения процессов традиционализма и модернизма.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является политическая культура Китая в аспекте традиционализма и модернизма. Выбор указанного объекта обусловлен представлением о необходимости обобщения эмпирического и научного материала и его анализа в рамках и на уровне социальной философии.
Предметом исследования выступает процесс функционирования политической культуры Китая в реальных измерениях: антропологическом, экологическом, социологическом и собственно политическом.
10. У Цзинэнь. Жудзя чжэнчжи сысян юй Чжунго чжэнчжи сяньдайхуа (Политическая идеология конфуцианства и политическая модернизация Китая). - Тайбэй, 1985; Чжунго жэньды гуаньнянь юй синвэй (Концепции и поведение китайцев) / Под ред. Цяо Цзяня. -Тяньцзинь, 1997.
13
Цели и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования - анализ бытия политической культуры Китая в традиционной и модернизированной формах. Данная цель обусловила следующие задачи: выявление философско-методологических основ исследования политической культуры в гуманитарном познании; анализ характера методологических подходов, реализуемых китайскими учеными в разработке политической культуры; определение методологии исследования политической культуры Китая; характеристика содержания политической культуры Китая в общезначимых антропологическом, экологическом, социологическом, политическом измерениях; определение субстанционального содержания китайской политической культуры; характеристика трансформационных процессов традиционной политической культуры Китая.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют принципиальные идеи, положения, выводы, изложенные в трудах классиков и современных ученых отечественной и зарубежной науки в областях:
Философии, культурологии, психологии, социологии -С.Хантингтона, Ф.Ницше, М.Хайдеггера, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, А.К.Уледова, Л.Г.Ионина, В.М.Розина, А.М.Коршунова, В.В.Мантатова, А.А.Ивина, С.Ф.Анисимова,
14
Э.С.Маркаряна, М.С.Кагана, В.О.Рукавишникова, Л.Г.Судас, Э.А.Капитонова, В.АДцова, Е.Вятра; философской герменевтики - Х.Гадамера, Л.А.Микешиной, С.Ф.Одуева, Г.И.Рузавина, Р.Поля, Т.Ин-син Люна, Фэн Юланя; синологии - Ю.К.Щуцкого, С.Л.Тихвинского, М.Л.Титаренко, Л.С.Переломова, А.Е.Лукьянова, А.С.Мартынова, В.Ф.Феоктистова, В.Г.Бурова, А.В.Ломанова, Л.Н.Борох, Т.Терцицкого, А.М.Карапетьянца, П.М.Кожина; политологии - Т.Парсонса, М.Вебера, Г.Алмонда, И.Василенко, А.Панарина, Ф.Бурлацкого и ряда других авторов.
Сложность и многоплановость избранной темы потребовали привлечения материалов и источников философского, культурологического, исторического, социологического, экологического, языковедческого содержания. Методологическую роль сыграли труды по истории китайской философии. Это расширило сферу интерпретации изучаемой проблемы, позволив сформировать основу для новых подходов. Стремясь выявить методологию анализа политической культуры, автор использовал междисциплинарный подход.
Основными методами и принципами исследования явились анализ и синтез, единство всеобщего и единичного, историчность и преемственность, принцип целостности и системности, то есть синтетическая методология, содержащая в себе герменевтический подход.
Научная новизна.
В диссертации впервые реализован реализован социально-философский подход к углубленному изучению политической культуры
15
Китая в аспекте современного сочетания традиционализма и модернизма.
Введен в научный оборот массив аутентичных китайских источников по проблемам современной социально-политической жизни КНР.
Обобщена китайская научная литература, освящающая разработку теории политической культуры Китая, на основании чего дана оценка уровня методологической разработанности проблемы политической культуры в аспекте социальной философии.
Систематизированы теоретико-методологические подходы, используемые в научной практике западных, отечественных, китайских ученых, с целью определения особой методологии исследования политической культуры Китая.
Аргументировано положение о необходимости применения синтетической методологии изучения политической культуры Китая, сочетающей комбинацию методов с герменевтическим подходом.
Впервые предложена концепция анализа политической культуры Китая в универсальных измерениях: антропологическом,экологическом, социологическом, политическом с целью прогнозирования ее эволюции и динамики возможных изменений. В рамках концепции сформулированы основные социально-политические проблемы современного китайского общества.
Проанализирован национальный аспект политической культуры современного Китая, определены ее основы, проявляющиеся во «властных отношениях».
Выявлены определяющие особенности элементов политической
16 культуры китайского общества. Аргументировано положение о трансформации процессов традиционализма и модернизма в его политической сфере.
Подведена основа для развития нового научного направления в исследовании социально-политических процессов КНР с использованием принципов «понимающего» знания политической герменевтики.
Диссертация является первым специальным исследованием, в котором с привлечением большого количества китайских источников в единый междисциплинарный подход интегрирована культурная антропология, этнопсихология, социология, экология, политология, что позволяет глубже раскрыть природу функционирования феномена политической культуры Китая.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Политическая культура Китая - одна из важнейших характеристик китайской культуры как целостности - концентрируя и отражая длительный исторический опыт, представляет собой специфическую совокупность относительно устойчивых во времени политических ориентаций, убеждений, образцов поведения и организованной деятельности всех участников политического процесса китайского общества.
Культурно - историческая специфика страны позволяет рассматривать политическую культуру Китая в социально-философском аспекте.
2. Степень междисциплинарной общности феномена политической культуры в теоретическом плане, ее интегративный характер и амбивалентная роль в обществе, а также тенденция образования новых общезначимых ценностей в межкультурном
17 взаимодействии обуславливают необходимость формирования на основе существующих методик особой методологии исследования политической культуры как специфической области социокультурного.
3. Базисная ориентация ее познания должна представлять своеобразную комбинацию методов, приемов и процедур исследования.
В изучении различных социо-политических проблем Китая оказываются плодотворными философские принципы герменевтики. Принципы политической герменевтики могут являться способом познания политической культуры - методологией интерпретации, понимания и объяснения ее элементов, включенных в политические явления, процессы. Синтетическая методология, представленная комбинацией системно-целостных технологий с герменевтическим методологическим инструментарием, способствует более «мягкому», гибкому определению и пониманию базовых ценностей, составляющих особую политическую культуру Китая.
4. Феномены политической культуры (ценности, нормы, традиции) есть духовное продолжение основной характеристики жизни цивилизации, поэтому проблему интерпретации ее «текста» невозможно решать, если с самого начала не представлять политическую культуру как ее часть.
В китайской политической культуре, как и в политической культуре другого общества, присутствуют универсальные содержательные аспекты - антропологический, экологический, социологический, политический, в которых и осуществляется ее интерпретация.
5. Исследование политической культуры Китая неразрывно связано прежде всего с необходимостью ее антропологического измерения, воспроизведения духовного аспекта культуры, восходящего
18 к ценностно-смысловым и личностным политическим структурам, сформированным традиционной системой китайского мышления и концептуально представленным как «внутреннее».
Поэтому для понимания политической культуры Китая необходимо реконструировать систему традиционных ценностей, лежащую в ее основе. Это позволит соотнести ценностно-смысловые позиции самого познающего субъекта с изучаемой политической культурой в отношениях «человек - политическая культура».
6. Исследование сложного многоаспектного явления не исчерпывается антропологическим измерением и его герменевтическим осмыслением. Китайская цивилизация длительное время преобразует природный мир. В этом процессе изменяется и сама природа человека, порождая политические вопросы его дальнейшего существования, формулируемые политической культурой. Это в свою очередь определяет необходимость анализа экологического измерения политической культуры Китая, возникающего как результат отношений «природа - политическая культура» и его герменевтического осмысления.
Изучение экологического генезиса политической культуры даст возможность глубже анализировать современную социально-экологическую жизнь китайского общества, исследовать сложные коллизии его взаимодействия с природой.
7. Универсальная объективированная реальность бытия социума определяет необходимость выделения социологического его измерения, выраженного отношениями «общество - политическая культура».
Определение социологических факторов - источников формирования и изменения китайской политической культуры -адекватно отражает сущность этого феномена и проявляет специфику ее
19 функционирования. Социологический аспект трансформации политической культуры способствует рассмотрению ее не только в соответствии с социальной структурной динамикой, но и как варьирование значимости ее уровней и элементов с определением закономерностей этого процесса (например, изменение ценностных установок и моделей электорального поведения).
Социологическое измерение политической культуры помогает прогнозировать трансформационные тенденции нового качественного ее состояния. Политическая герменевтика в этом плане использует социологические факторы для интерпретации представлений о политической психологии, активности, участии субъекта в зависимости от дифференцированных статусов людей.
8. Анализ политической культуры Китая в собственно политическом измерении в обобщенном виде представляет ее как определенный способ существования политической системы. Концепция политической культуры как бы «снимает» в интегративном виде весь опыт существования, функционирования и развития политической сферы китайского общества. Китайское общество представляет свое понимание властных отношений, составляющих «ядро» его политической культуры.
Политическая культура Китая в антропологическом, экологическом, социологическом и собственно политическом аспектах предстает как объективированный процесс, который содержит сумму воздействий субъективных факторов и функционирование объективных властных механизмов, в итоге составляющих субстанциональное содержание политической системы китайского общества, характеризующееся выраженными процессами традиционализма и модернизма.
20
Теоретическая и практическая значимость результатов.
Выдвигаемые в работе теоретические положения дополняют и развивают теоретико-методологические аспекты исследовательских подходов к пониманию политической культуры вообще, расширяют и конкретизируют научные представления о сущности китайской политической культуры.
Сформулированные в исследовании теоретические выводы, фактологический материал, углубляя представления о ментальности китайской нации, дают основу для выработки сбалансированных решений, адекватных подходов в процессе многоаспектного взаимодействия представителей различных организаций, спецслужб с соответствующими структурами китайского общества.
Исследование механизма функционирования политической культуры Китая создает базу для реальной оценки российско-китайских отношений разного уровня и характера и способствует определению перспектив их развития.
Теоретические положения диссертации могут быть использованы в преподавании курсов философских, социально-политических, гуманитарных дисциплин, в элективных курсах по проблемам взаимодействия культур Востока и Запада, Востока и России.
Материалы диссертации могут быть применимы при подготовке учебно-методических пособий по отдельным разделам политологии, экологии, этнографии, социологии, культурологии.
Апробация результатов работы.
Основные положения и результаты исследования изложены при обсуждении диссертации на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета, а также нашли отражение в монографиях «Политическая культура Китая. Традиции и
21 современность» (М., 2001), «Методологические проблемы исследования политической культуры Китая» (Чита, 2001), «Конфуцианство в духовной культуре Китая: социально-политические традиции и современность» (Чита, 2001) и других научных публикациях и учебных пособиях.
Выводы и результаты диссертационного исследования докладывались на международных, российских, региональных, областных научных конференциях в гг. Москва, Владивосток, Улан-Удэ, Благовещенск, Чита, Агинское. Автор выступал с докладами на российско-китайских научно-практических семинарах преподавателей высшей школы при кафедре регионоведения ЧитГТУ.
По теме диссертации прочитан цикл лекций в вузах и организациях г.Читы. Основные положения диссертации использованы при подготовке лекционных курсов по китайской философии, истории культуры и цивилизации Китая, этике, по элективному курсу «Социально-политический строй КНР».
Некоторые теоретико-методические материалы исследования используются для подготовки языковой практики студентов и аспирантов в вузах КНР.
22
Заключение научной работыдиссертация на тему "Политическая культура Китая, традиции и современность"
Общие выводы по проблеме разработки теории политической культуры Китая заключаются в следующем.
304
Социально-философский анализ и интерпретация функционирования политической культуры Китая концептуально осуществляются в русле универсальных измерений: антропологического, экологического, социологического, политического. Подобный подход позволяет, опираясь на достигнутое в разных аспектах понимание политических феноменов, более адекватно раскрывать их природу.
Политическая культура как явление многоуровневое и полиструктурное формирует множество представлений о ней политологического, социологического, культурологического характера. Многообразие измерений политической культуры и соотнесение методик, используемых в западной, отечественной, китайской науке, обуславливают необходимость формирования на основе существующих методик особой методологии исследования политической культуры как специфической области социокультурного.
Используемый в диссертационной работе методологический подход охарактеризован как синтетический и представлен комбинацией системно-целостных технологий с герменевтическим инструментарием, который способствует более гибкому и глубокому определению и пониманию природы политической культуры Китая.
В процессе определения методологии познания объекта диссертант опирался на большое количество китайских источников, в которых в той или иной степени затронута проблема теории политической культуры. Анализ материала позволил выявить методики, используемые китайскими учеными в гуманитарном познании и в изучении политической сферы общества.
Марксистские позиции в трактовке политического комбинируются в китайской науке с методами позитивистского, сравнительного
305 анализа, технологией социологических опросов, статистики, лонгитюдным анализом, асинхронными исследованиями. Укорененные в китайской познавательной традиции герменевтические процедуры дополняют теоретический инструментарий, используемый для изучения проблем трансформации политической культуры.
В современной китайской философии герменевтические принципы реализуются в требуемой власти политической трактовке фундаментальных основ классической конфуцианской идеологии.
В целом, характер методологии изучения явлений, связанных с новейшими процессами социально-политического развития КНР, несмотря на стремление к системности, структурированности, в большей степени является эмпирическим, что формирует специфические категории: «социалистическая духовная цивилизация», «морфология политической жизни» и др., требующих разработки.
Процессуальное видение политической культуры Китая в антропологическом аспекте представлено в работе в границах исследования функционирования традиций в политическом процессе и трансформации политической психологии и политической активности населения, инициированной реформами.
В этом аспекте анализ взглядов китайских ученых на природу политической культуры привел к выводам о том, что им свойственно антропологическое видение политической культуры. При этом многие из них занимают бихевиористские методологические позиции, делая акцент только на субъективном содержании политической культуры.
Обнаруживается сходство позиций китайских авторов при выделении ими структурных элементов политической культуры (политическая идеология, политическое сознание, политическая
306 психология, политические оценки) и расхождения в определении их значимости.
Наличие в китайском обществе жестких политических идеологем с одновременным функционированием политических традиций обусловило появление понятий официальной и традиционной (доминирующей, массовой) политической культуры, совпадающих в функциональном значении - сохранении социально-политической стабильности общества.
Большое внимание в современных китайских исследованиях уделяется трансформации политической психологии нации. Оценивая качественное состояние изменений, следует отметить, что их характер является неустойчивым и не переходящим в определенную тенденцию. Активность молодежи, детерминированная политической психологией, выражается в большей степени на индивидуальном уровне. Следует отметить, что идеологизированная позиция китайских авторов обуславливает ее мотив только политическим прагматизмом. Однако данные социологических опросов, приведенные в диссертации, свидетельствуют о наличии в обществе серьезных социально-политических проблем и нежелании признавать существование политических конфликтов со стороны исследователей.
Анализ экологического измерения политической культуры показал, что традиционные китайские идеи, обобщенно выраженные «единством неба и человека», герменевтически интерпретируются китайскими учеными как современная коэволюционная парадигма глобального развития.
Потенциал традиционных экологических концепций реализуется в стратегии устойчивого развития Китая, которая связывает курс на охрану окружающей среды с демографической политикой.
307
Можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе эколого-политического развития китайского общества значительную роль будет играть традиция государственного регулирования экономики.
Социологический аспект изучения функционирования политической культуры Китая показал, что в китайской науке на основе марксистских идей сложилась устойчивая схема анализа политической жизни и социальной структуры.
Однако усложнение социальной структуры в «период общественного поворота» активизировало эмпирические исследования китайских социологов, что привело к появлению новых типологий социальной стратификации и, соответственно, политических культур.
Процесс дифференциации политической культуры продолжается. Он обусловлен также формированием качественно новых взаимоотношений государства и общества, изменениями в структуре интересов социальных групп и факторами внесоциальной и международной среды.
Проанализированные трансформационные процессы в политической культуре Китая свидетельствуют об отсутствии единодушного признания конкретных политических установок при общей поддержке основной идеи - «построение социализма с китайской спецификой» и о наличии в китайском обществе социально-политических противоречий.
Исследование взаимосвязи политической культуры и политической системы китайского общества позволяет заключить, что в самом обобщенном виде под политической культурой в Китае понимается определенный способ существования его политической системы. Разрабатываемая китайскими учеными концепция
308 политической культуры используется в качестве объяснительной схемы в отношении политической системы и наоборот.
Китайское общество представляет свое понимание «ядра» политической культуры, выраженного во властных отношениях. Взгляды китайских ученых в этом аспекте являются результатом взаимодействия исторического наследия с современными политическими реалиями.
Процессы, происходящие в китайской политической культуре, обладают сложным характером, обусловленным взаимопереплетением традиционных и современных элементов. Главным же фактором развития Китая в первые десять лет XXI в. становится проблема реформы политической системы.
Содержательное поле политической культуры китайского общества нуждается в дальнейших исследованиях в русле принципов политической герменевтики.
В частности, требуется конкретное изучение проблематики по каждому из обозначенных измерений: антропологическому, экологическому, социологическому, политическому с целью создания специфической модели политической культуры Китая в качестве инструмента интерпретации текущего политического процесса и прогнозирования роли Китая в мировом развитии.
309
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Усиление позиций Китая в современном мире порождает необходимость изучения политических особенностей его развития. Результаты исследования китайской политической культуры формируют дополнительные основания для анализа национальных социально-политических процессов с целью прогнозирования влияния КНР в межцивилизационном взаимодействии.
Предпосылками построения индивидуальной модели политической культуры Китая является описание, объяснение и интерпретация функционирования этого явления в рамках и на уровне социальной философии, чему и посвящено данное исследование.
В диссертационной работе политическая культура Китая соотносится с контекстом широких объектов - «общество», цивилизация» и т.д. и рассматривается как некий синтез культуры и политики. Для вычленения из сферы познания политической жизни специфических явлений, составляющих предмет политической культуры, диссертантом употребляется понятие «социокультурное». Степень междисциплинарной общности и интегративный характер политической культуры определили концепцию исследования и его результаты.
Список научной литературыАбрамова, Наталья Андреевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Автономова Н.С. Власть в психоанализе и психоанализ власти // Очерки современной политической философии Запада. - М.: Наука, 1989. - С. 18-27.
2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально -психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 239с.
3. Азаров Н.И. Политическая психология личности и масс // Социально -политический журнал. — 1997. №2.- С. 116-125.
4. Алмонд Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии 5 наций. — Антология мировой политической мысли в 5-и томах. Т.2. М.: Мысль, 1997.- С. 593-610.
5. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально политический журнал .- 1992.- №8. - С. 10-22.
6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1998.-235 с.
7. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). М.: Наука, 1996. - 167с.
8. Асмолов А.Г.Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
9. Баталов Э.Я. Политическая культура как социальный феномен // Вест.Моск. ун-та . Сер. 12 Социально-политические исследования . -1991.-№5.- С. 18-24.
10. П.Бауман 3. На что указывает постсовременность // Социологический журнал. 1994. - №1. - С.54-65.310
11. Безуглов А.А. Суверенитет советского народа. М.: Юрид.лит., 1975. -78с.
12. Белых А.К. Управление и самоуправление. Социальное управление : сущность и перспективы развития . JL: «Наука», Ленингр.отд-ние, 1972. 209с.
13. Бирюлин Е.В. Изменения философских подходов к природопользованию в Китае и позиция Сюй Дисиня // Информ. Материалы. Серия Г: «Идейно-теоретические тенденции в современном Китае». Вып.6. -М.: ВДВ РАН, 2000.- С. 86-90.
14. Бирюлин Е.В. Охрана окружающей среды в КНР : экологическая ситуация , политика, право . М., 1994 . - 125с.
15. Борох Л.Н. Идеи западного либерализма и восприятия Лян Цичао -Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX-начало XX в.).-М.: Наука, 1968.-296с.
16. Борох Л.Н. Интерпретация древнекитайской традиции с позиций современной экономической теории // Проблемы Дальнего Востока . -1998 . № 1.- С.96-105; 1998.- №2. - С. 90-98.
17. Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало XX в.). М.: Наука, 1968.-203с.
18. Бурдье П. Начала. М., 1984. - 217с.
19. Бурдье П. Социология политики. -М., 1993. 139с.311
20. Бурлацкий Ф.М. Политические системы современности. М.: Политиздат, 1978.-255с.
21. Бурлацкий Ф.М. Ленин. Государство. Политика. М.: «Наука», 1970. -522с.
22. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Социология. Политика. Международные отношения. М.: «Междунар. отношения», 1974. - 326с.
23. Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя VII века Ван Чуань шаня. М.: «Наука», 1976. - 221с.
24. Буров В.Г. Модернизация тайваньского общества. М.: Ин-т философии, 1998.-238с.
25. Буров В.Г. Современная китайская философия . М.: Наука , 1980. -311с.
26. Буров В.Г. Философское наследие народов Востока и современность .М.: Наука, 1983.-247с.
27. Быков Ф.С. Зарождение общественно политической и философской мысли в Китае. — М.: Наука , 1966 . - 242с.
28. Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства . -М.: Эдиториал УРСС, 1999.-272с .
29. Василенко И.А. О возможностях политической герменевтики //Вопросы философии. 1999. - №6. - С.3-12.
30. Василенко И.А. Политическая глобалистика . -М.: Логос, 2000. 358с.
31. Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур.- М.: Эдиториал УРСС, 1998.-224с.
32. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука , 1970. -484с.
33. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли ( формирование основ мировоззрения и менталитета ). М.: Наука , 1990 . - 309с.
34. Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990.-804с.
35. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий //Избранное. Образ общества . М.: Юрист, 1994.-702с.312
36. Власть : очерки современной политической философии Запада / В.В. Мшвениерадзе, И.И.Кравченко и др. М.: Наука , 1989. - 325с.
37. Выготский JI.C. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6 т. Т.1. М.: Педагогика, 1982 . -487с.
38. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс , 1998. 704с.
39. Герменевтика: история и современность: Критические очерки / Редкол.: Бессонов Б.Н. и др. -М.: Мысль, 1985. 304с.
40. Гозман Л.Я. Психология в политике от объяснения к воздействию // Вопросы психологии. - 1988. - №6 . - С.5-14.43 .Головачева Л.И. Конфуцианство и мир и развитие в XXI веке // Восток. -2000. -№2.-С.153-155.
41. Грин Д., Шапиро Д. Объяснение политики с позиции теории рационального выбора: Почему так мало удалось узнать? // Политические исследования. 1994. - №4. - С.29-37.
42. Дегтярев А.А. Основы политической теории: Учеб. пособие. М: Высшая школа ,1998. - 239с.
43. Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни (концептуальныеподходы )// Социально-гуманитарные знания . 1997. - №2.- С.94-107.
44. Делюсин Л.П. Политическая реформа и проблема демократии в Китае.-М.: ИМЭПИ, 1993.-108с.
45. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Печатный Двор, 1992. - 496с.
46. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая: Пер. с кит. М.:1. Политиздат , 1988. 256с.
47. Е Тань Китайская традиционная культура и модернизация // Вопросы экономики. 1994. - № 7. - С. 141-153.313
48. Егоров К.А. Китайская Народная Республика: Политическая система и политическая динамика ( 80-е годы ). М.: Наука. Изд.фирма «Вост. лит.», 1993.- 209 с.
49. Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность.- М.: Спарк, 1998.-240с.
50. Залысин И.Ю. Структурные и политические источники насилия // Социально-гуманитарный журнал. 1998. - №1.- С.96-121.
51. Ивин А.А. Ценности и понимание // Вопросы философии . 1987 . - № 8.- С.31-43.
52. Ин-син Люн Т. Коммуникация и герменевтика : точка зрения конфуцианского постмодерна // Кит. философия и современная цивилизация. Сб.ст.-М.:Изд.фирма «Восточная литература » РАН , 1997. СЛ31-145.
53. Ионин Л.Г. Социология культуры . -М.: Логос , 1996 .-280с.
54. Каган М.С. Человечекая деятельность. (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328с.
55. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис , 1996. - 416с.
56. Как управляется Китай : Эволюция властных структур Китая 80-90-е гг. XX века / Под ред. М.Л.Титаренко. М.: ИДВ РАН , 2001. - 420с.
57. Каленский В.Г. Государство как объект социологического анализа. -М.: Политиздат, 1977. -274с.
58. Капитонов Э.А. Социология XX века . Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1966.- 512с.
59. Капустин Б.Г. Кризис ценностей и шансы российского либерализма // Политические исследования . 1992. - №6. - С.76-83.
60. Карапетьянц A.M. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. -М.: Изд-во «Наука», Гл.ред.вост.лит., 1982. С.11-35.
61. Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999.- М.:Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1999.-735с.314
62. Китайская философия и современная цивилизация . Сб.ст. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» , 1997. 192с.65 .Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН, Ин-т Дальнего Востока; гл. ред. Титаренко M.J1. М.: Мысль , 1994.- 573с.
63. Китайские социальные утопии : Сб.ст. / АН СССР , Ин-т востоковедения /Отв. ред. Л.П.Борох/ . -М.: Наука, 1987 .- 308 с.
64. Кожин П.М. " Девять Дэ " в концепции государственного управления Гао Яо // От магической силы к моральному императиву : категория дэ в китайской культуре. -М.: Изд. фирма «Вост.лит.», 1998. С. 107-117.
65. Козловский Ю.Б. Методологические проблемы изучения истории философской мысли стран Дальнего Востока // Философские науки . -1986. -N 5. -С.51-60.
66. Кокарев К. Традиционная политическая культура Китая и современность // Проблемы Дальнего Востока. 1997. - № 2.- С.57-67.
67. Конрад Н.И. Избранные труды . Синология . - М.: Наука , 1977.- 621с.
68. Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. М.-Л.: Госполитиздат, 1950. - 404с.
69. Корват М. Политическая субъективность больших социальных групп, политических организаций и индивидов. Модель объяснения // Элементы теории политики / Под ред. В.П. Макаренко. Ростов - на Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1989. - С.37-51.
70. Кривушин Л.Т. Проблемы государства и общества в домарксистской мысли: Историко-социологические очерки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. -216с.
71. Кузнецов В.Г. Герменевтика: эволюция идей и современное состояние//Вест. Моск. ун-та .Сер.7. Философия.- 1992. №2.-С.64-75.
72. Курскова Г.Ю. Политический феномен власти // Социально-гуманитарные знания. 2000. - №1 .-С. 89-100.
73. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии . 2000 . - № 6.- С. 3-17.315
74. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т.42. М., 1981. - С.202-226.
75. Леонтьев А.Н. Деятельность . Сознание . Личность. М.:Политиздат , 1975 .-304с.
76. Липсет С. Политическая социология // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы/ Под ред. Смелзер Н. М., 1972 .- С. 203-213.
77. Лихачев Д.С. Текстология . Л.: Наука,1983 .- 639с.
78. Ломанов А. Китайская философия и современная цивилизация (К итогам первой всероссийской научной конференции) // Проблемы Дальнего Востока. 1995. - N5. - С.144-152.
79. Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. -М.: Изд.фирма «Вост.лит.» РАН, 1996. 248с.
80. Лукьянов А.Е. Лао цзы и Конфуций: Философия Дао.-М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 2000.-3 84с.
81. Лукьянов А. Понятие философии у древних китайцев // Проблемы Дальнего Востока. 1998. - N2. - С. 126-140.
82. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. М.: Наука, 1989. - 253с.
83. Мантатов В.В. Стратегия разума : Экологическая этика и устойчивое развитие. В 2-х томах.Т.2. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2000.-215с.
84. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука . М.: Мысль, 1983.-284с.
85. Маркс К. К критике политической экономии . Предисловие . Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т.13 . - М.: Политиздат, 1959. - 770с.
86. Мартынов А.С. Чжу Си и официальная идеология императорского Китая // Конфуцианство в Китае . Проблемы теории и практики . М.: «Наука», Гл.ред.вост.лит., 1982. - С.111-126.
87. Марченко М.Н. Очерки теории политической системы современного буржуазного общества. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 304с.316
88. Микешина JI.А. Специфика философской интерпретации //Вопросы философии.- 1999,- №11. С.3-12.
89. Мозиас П.М. Исседования экономических циклов в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 1998. - №3.-С. 68-77.
90. Мясников О.Г. Субъект политики // Социально-политический журнал. -1993. №5. - С.26-34.
91. Ницше Ф. Воля к власти. -М.: Прогресс, 1994.- С.224-298.
92. Ницше Ф. Сочинения: В 2т.-М.:Мысль, 1990.- Т.2.- 812с.
93. Новиков К.Е. , Счастливцев Р.А. Специфика философской интерпретации . Обзор // Вопросы философии . 1999 . - № 11.-С.40-48.
94. Образы власти в политической культуре России/ Под ред. Е.Б. Шестопал.-Серия «Новая перспектива», вып. XIX.-M. Московский общественный научный фонд, 2000.-242с.
95. Общественные объединения в Китайской Народной Республике, 80-е -начало 90-х гг.: В 2т. / Отв. ред. Ф.Б. Белолюбский, Л.М. Гудошников.-М.: ИДВ, 1992. K.l. 155с.: Т.2. 187с.
96. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994. -С.47-59.
97. Основы теории политической системы / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Е. Чиркин. М., 1985. - 206с.
98. Остроухое О.Л. Политичекая культура КНР // Политическая культура : теория и национальные модели / Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В. и др. М., 1994.- С.291-312.
99. От магической силы к моральному императиву: Категория дэ в китайской культуре/ Сост. и отв. ред. Л.Н. Борох, А.И. Кобзев. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН. 1998.-422с.
100. Панарин А.С. Глобальное творческое прогнозирование . -М.: Алгоритм , 2000. 352с.317
101. Панарин А.С. Политическая культура и культура власти // Морфология культуры. Структура и динамика. -М.,1994. С.98-115.
102. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // Thesis. 1993. Т.1. Вып.2. С.24-30.
103. Переломов JL, Салтыков Г., Кожин П. Понятие «политическая традиция» // Политические традиции в КНР.-ИБ №20.-М.: Наука, 1980.-С.5-23.
104. Переломов JI.C. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.-М.: Наука, 1981.-334с.
105. Переломов JI.C. Конфуций : жизнь , учение , судьба . М.: Наука. Изд.фирма «Вост. лит.», 1993 .-440с.
106. Переломов JI.C., Кожин JI.M., Салтыков Г.Ф. Традиции Китая и политика «четырех модернизаций» // Традиции Китая и политика «четырех модернизаций». 4.1. -ИБ N33. М.: Наука, 1982.-С.6-14.
107. Политика и общество / Под ред. проф. А.К.Белых , JL: Изд-во Ленингр. ун-та , 1975 . - 191с.
108. Попова И.Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН , 1999.-279с.
109. Портяков В. Проблемы обеспечения социально-политической стабильности в КНР // Проблемы Дальнего востока . 1998 .- №2.-С.17-28.
110. Портяков В. Традиции и рыночная экономика в современном Китае (В порядке постановки проблемы) // Проблемы Дальнего Востока. 1996. -№3.- С.68-74.
111. Радуль Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии . - М - Л.: Изд. Акад. Наук СССР, 1947. - 451с.
112. Розин В.М. Культурология : Учебник М.: ИНФРА - М, ФОРУМ, 2000. - 344с.318
113. Рузавин Г.И. Герменевтика и проблемы интерпретации, понимания и объяснения // Вопросы философии . 1983 . - №10.- С. 6271.
114. Рукавишников В.О.Далман Л.,Эстер А. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: «СОВПАДЕНИЕ», 1998.-368с.
115. Синецкая Э. Автопортрет китайского горожанина.-М.: ИВ РАН, 1997.-105с.
116. Соловьев А.И. Культура власти. М.: Наука, 1992. - 319с.
117. Спирин B.C. Построение древнекитайских текстов. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1976.-231с.
118. Судас Л.Г. О методологическом повороте в исследовании духовной сферы общества // Социально-гуманитарные знания. №2. -2000. С. 37-55.
119. Сюй Дисинь. Экологические проблемы Китая. М.: Прогресс , 1990.-229с.
120. Тертицкий К. Китайцы : традиционные ценности в современном мире : В 2ч./МГУ.ИСАА.-М., 1994.4.1.-248с.;Ч.2.-С.244-347.
121. Титаренко МЛ. Модернизация Китая: шансы и вызовы времени (тезисы). М.: ВДВ РАН, 2000.-26с.319
122. Титаренко M.JI. Россия и Восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений.- М.: Фабула: Кучково поле, 1994.-319с.
123. Тихомиров Ю.А. Управление делами общества: Субъекты и объекты управления в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1984. -223с.
124. Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР.- М.: Наука . Изд.фирма « Вост. лит.» , 1994 . 327с.
125. Туманов В. А. Современная буржуазная политико-правовая идеология . Крит, анализ В.А. Туманов , Н.И. Козюбра и др..- Киев : Наук. Думка , 1985 . 272с.
126. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. Проблемы методологии исследования. М.: Мысль , 1980. - 271с.
127. Урсул А. Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. -М.: Наука, 1998. 147с.
128. Федосеев А. А. Политика как объект социологического исследования . Критика методологических основ современной буржуазной политологии . Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1974. - 123с.
129. Феоктистов В.Ф. О некоторых социально-экономических аспектах политических взглядов Сюнь-цзы // Китай: Общество и государство. М.: Изд-во « Наука», Гл. ред. вост. лит., 1973. - С.67-77.
130. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-Цзы. Исследование и перевод. М.: Изд-во «Наука» , Гл. ред. вост. лит., 1976. - 293с.
131. Филиппов Г.Г. Социальная организация и политическая власть. -М.: Мысль, 1985.-173с.
132. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. Перевод на русский: Котенко Р.В. Научный редактор: Торчинов Е.А. СПб.: Евразия, 1998.-376с.
133. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Thesis. 1993.- №1. - Вып.2. - С.15-21.
134. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. -1990. №1. С.90-99.
135. Чжан Шаохуа. Мысли о проблеме человеческой цивилизации. Пер. с англ. А.В. Ломанова // Проблемы Дальнего Востока. 2000.- №2. -С.116-129.
136. Шаран П. Сравнительная политология. В.2ч.: Пер.с англ. М., 1992. 4.1 -226с. 4.2 -216с.
137. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 192с.
138. Швецов B.C. Суверенитет советского государства. М.: Политиздат, 1971. - 173 с.
139. Шилин К.И. Экософия постконфуцианства. Информационные материалы. Вып.2 III Всероссийская научная конференция (27 28 мая3211997 г., Москва) /Редколлегия: M.JI. Титаренко, В.Ф. Феоктистов, А.В. Ломанов. -М.: ВДВ РАН, 1997. С.99-107.
140. Шмитхейни С. Смена курса. М.: Геликон, 1994.
141. Штейн В.М. Гуань-цзы. Исследование и перевод. М.: Изд-во вост.лит., 1959.-380с.
142. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен».-М.: ACT, 2000.- 752с.
143. Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс // Социально гуманитарные знания. - 2000.- № 4. -С.287-197.
144. Эймс Р.Т. Исследование китайской философии в Америке // Философские науки. 1978. -№ 2. -С.48-57.
145. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии . Маркс К., Энгельс Ф. Соч Т.21. - М.: Политиздат , 1961. - С.269-317.
146. Этническая история китайцев в XIX начале XX в ./ М.В. Крюков и др. - М.: Наука. Изд.фирма " Вост. лит.", 1993.-413с.
147. Ван Чжунтянь , Ли Чжунцзе. Чжэнчжисюэ даолунь ( Ведущая теория политологии) / Под ред. Ван Чжунтяня. Бэйцзин: Чжунгун чжунян дансяо чубаньшэ, 1997. - 326с.
148. Ван Шанинь. Чжунго шэхуэй гуаньси ды бяньхуа цзы ци цюйши (Тенденции в изменениях общественных отношений в Китае) // Гуйчжоу миньцу сюэюань сюэбао. 1998. - №3. - С.37-45.
149. Вань Бинь, Цзэн Хуа. Мяньсян 21 шицзи ды Чжунго чжэнчжи тичжи гайгэ .(Реформа политической системы Китая, обращенная лицом в ХХ1в) // Чжэцзян дасюэ сюэбао. Ханьчжоу, 1998. - №4. -С.23-26.
150. Вань Бинь, Цзэн Хуа. Мяньсянь 21 шицзи ды Чжунго чжэнчжи тичжи гайгэ (Реформа политической системы Китая, обращенная лицом в XXI в.) // Чжэцзян дасюэ сюэбао. Ханчжоу, 1998. - Т. 12. -№4. - С.77-84.
151. Гао Цюнь. Лунь цзинцзи, шэхуэй, шэнтай хуаньцзин ды сетяо фачжань (Согласованное развитие экономики, общества, экологической среды) // Цзилинь дасюэ шэхуэй кэсюэ сюэбао. — Чанчунь, 1995.-N3. С.14-19.
152. Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987. — 76с.
153. Дандай Чжунго Цуньло Цзянцзу вэньхуа ( Родовая культура современной китайской деревни ) / Под ред. Ван Хунина. Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 1991.- 588 с.323
154. Дандай Чжунго шэхуэйсюэ (Слвременная китайская социология) / Иод ред. Чжан Чжо. Бэйцзин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 1998.- 705с.172. «Жэньминь жибао», 04.09.1986.173. «Жэньминь жибао», 13.04.1987.
155. Жу Дао чжихуэй юй дандай шэхуэй (Мудрость конфунцианства- даосизма и современное общество) / Под ред. Гэ Жунцзиня. -Бэйцзин: Сянся чубанынэ, 1996. 423с.
156. Кэ чисюй фачжань чжаньлюэ ганьбу цзяньмин дубэнь (Краткие материалы по устойчивому развитию) / Под ред. Хуа Сина и др. -Сямэнь, 2000. 256с.
157. Ли Июань. Жэньлэй ды ши'е ( Поле человечества ). Шанхай : Шанхай вэньи чубаньшэ, 1996.- 280с.
158. Ли Чуаньчжу. Лунь дандай Чжунго гунминь чжэнчжи вэньхуа ды ижисин юй ча'исин ( О единстве и различии гражданской политической культуры в современном Китае )//Аньхуэй цзяо'юй сюэюань сюэбао. 2000. -N2. - С.1-14.
159. Линь Шанли. Дандай Чжунго чжэнчжи сяньтай яньцзю ( Исследование морфологии политики современного Китая ). -Тяньцзинь: Тяньцзинь женьминь чубаньшэ , 2000. 483с.
160. Лиу Сун'ян , Лиу Фэн . Чжэнчжи синьлисюэ ( политическаяпсихология ). Хэнань : Хэнань жэньминь чубаньшэ , 1991 .- 248с.
161. Лиу Сюэцзинь. Лунь дандянь во го шэхуэй бяньгэ чжун ды чжэнчжи вэньхуа (О политической культуре в современном процессе социальных преобразований в нашей стране) // Кэсюэ шэхуэй чжу'и. -1999.-№3.-С.34-38.
162. Лиу Сюэцзюнь. Фэньхуа чжэньхэ лунь во го шэхуэй чжуаньсинци ды чжэнчжи вэньхуа (Дифферентация - целостность: о политической культуре нашей страны в период общественного поворота) // Дунфан луньдань. - 1999. - №1. - С.30-34.324
163. Jlo Жунцюй. Сяньдай хуа синьлунь ( Новая теория модернизации ).- Бэйцзин: Бэйцзин дасюэ чубаныдэ,1993.- 269 с.
164. Лю Цзунчао . Чжунго кэчисюй фачжань ды чжаньлюэ цзюэцзэ (Стратегический выбор : устойчивое развитие Китая ) // Бэйцзин, 1995.- №4. С.171-183.
165. Лян Мушэн. Шилунь чжэнчжи дэ шичанхуа (о политической коммерциализации) // Тяньчжун сюэ кань (Чжу тадянь). 1999. - №1. -С.1-6.
166. Ма Цихуа. Чжэнчжисюэ ды яньчжань (Обозрение политологии). - Бэйцзин: Бай ми эр шудянь инсин, 1973. - 149с.
167. Пэн Бо. Сяньдайхуа цзиньчэн чжун ды чжэнчжи вэньхуа фачжань юй чжэнчжи цань'юй (Развитие политической культуры и политическое участие в процессе модернизации) // Лилунь сюэси юэкань. 1997. - №2. - С.44-49.
168. Синь чжэнжисюэ гай'яо ( Основы новой политологии ) / Под ред. Ван Банцзо , Сунь Гуаньхун и др. Шанхай , 1998. - 422с.
169. Синь щици жэньминь нэйбу маодунь вэньти яньцзю ( Исследование проблем внутричеловеческих противоречий в новую эпоху ) /Под ред. Лян Чжоуминя. Бэйцзин, 2001. - 312с.
170. Су Гунцинь. Чжунго шэхуэй цзецэн ды чжэнчжи тайши юй цзянцзинь фачжань (Политическое положение и будущее развитие различных слоев китайского общества)//Чжньлюэ юй гуаньли. 1998 .- № 5. С.36-43.325
171. Сюй Дадун. Чжэнчжи вэньхуа миньцзусин ды цзи дянь сыкао (Некоторые размышления о национальной природе политической культуры)// Тяньцзинь шида сюэбао . 1998. - №4. — С.32-46.
172. Сюй Юань. Жуцзя юй дунфан вэньхуа ( Конфуцианство и восточная культура). Бэйцзин : Жэньминь чубаньше, 1997. - 95с.
173. Тан Цань. Чжунго циннянь тоуши гуаньюй идай жэнь ды цзячжигуань яньбянь яньцзю ( Взгляд на китайскую молодежь -исследование эволюции ценностных концепций одного поколения ). -Бэйцзин : Бэйцзин чубаньшэ, 1993. - 135с.
174. Тан Чжицзюнь. Чжэнчжи вэньхуа нэйхань синьлунь ( Новое прочтение содержания политической культуры ) // Цзишоу дасюэ сюэбао. 1998. - N2. - С.6-10.
175. Тан Чжицзюнь. Чжэнчжи вэньхуа нэйхань синьлунь ( Новое прочтение содержания политической культуры ) // Цзишоу дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэбань). 1998. - N2. - С.6-9.
176. Тао Дунмин, Чэнь Минмин. Дандай Чжунго чжэнчжи цаньюйI
177. Политическое участие в современном Китае) Ханчжоу: Чжэцзян жэньминь чубаньшэ, 1998. - 301с.
178. У Вэй, Фан Минин, Чжунго шэхуэй чжу'и миньчжу чжэнчжи луньган (Политическая теория социалистической демократии в Китае). Бэйцзин: Чжунгун чжун'ян дансяо чубаньшэ, 1991. - 213с.
179. У Сюшэн. Шэхуэй чжуансин ды вэньхуа юэшу (Культурная обусловленность социального поворота ). — Тайюань: Шаньси цзяоюй чубаньшэ, 1999.- 230с.326
180. У Цзинэнь. Жуцзя чжэнчжи сысян юй Чжунго чжэнчжи сяньдайхуа (Политическая идеология конфунцианства и политическая модернизация Китая ).- Тайбэй, 1985. 163с.
181. Чжунго жэньды гуаньнянь юй синвэй ( Концепции и поведение китайцев ) / Под ред. Цао Цзяня. Тяньцзинь: Тяньцзинь жэньминь чубаньшэ, 1997. - 456с.
182. Фан Цзяншань. Фэй чжиду чжэнчжи цаньюй (Неинституциональное политическое участие). Бэйцзин: жэньминь чубанынэ, 2000.-212с.
183. Фэн Тацзюнь. Шицзе чжэнчжи юй гоцзи гуаньси (Мировая политика и международные отношения). Цзинцзи кэсюэ чубаныпе, 1995.-С. 1-62.
184. Фэн Юлань. Сань сун тан сюэшу вэньцзи ( Сборник научных статей из Зала трех сосен ). Бэйцзин: Бэйцзин жэньминь чубаньшэ, 1984.-76с.
185. Ху Фо. Чжэнчжи вэньхуа ды ихань юй гуанча (Содержание и исследование политической культуры) // Чжунго жэнь ды гуаньнянь юй синвэй. (Воззрения и поведение китайцев) / Под ред. Цяо Цзяня. -Тяньцзинь: Тяньцзинь жэньминь чубаньшэ, 1997. 456с.
186. Хуан Синмин. Цзиншэн вэньмин цзяныпэ ды ситунлунь сыкао
187. Размышления о теории системности строительства духовной »цивилизации)// Гуанси шэхуэй кэсюэ. 1997. - N3. - С.70-75.
188. Хунгуань чжэнчжи сюэ (Макрополитология) / Под ред. Янь Цяна и др. Наньцзин дасюэ чубаньшэ, 1998. - 376с.
189. Хэ Чжунхуа. Кэ чисюй фачжань мяньлинь ды цзигэ наньти (Некоторые проблемы устойчивого развития) // Шэхуэйсюэ. 2000. -N4. - С.49-56.
190. Хэсе лунь. Жу цзя вэньмин юй дандай шэхуэй (Теория гармонии. Конфуцианская цивилизация и современное общество) / Под ред. Тянь Гуанцина. Бэйцзин: Чжунго хуацяо чубаньшэ , 1998. -402с.327
191. Цзе Цзяньвэй. " Ли шицзе " чжун дэ ши чжуйцю пин Фэн Юлань дэ жэныпэн цзинцзешо ( Поиск смысла в " мире принципов" -оценка учения Фэн Юланя о человеческих сферах ) // Тяньцзинь шида сюэбао. - 1992. - N 1. - С.9-13.
192. Цзинь Тайцзюнь, Ли Шаньюэ. Лунь дандай Чжунго чжэнчжи вэньхуа ды сяньдайхуа ( О модернизации политической культуры в современном Китае ) // Жэньвэнь цзачжи. 1998. - N6. - С.27-35.
193. Цзинь Тайцзюнь, Ли Шаньюэ. Лунь дандай Чжунго чжэнчжи вэньхуа ды сяньдайхуа (О модернизации политической культуры в современном Китае) // Жэньвэнь цзачжи. 1998. - №6.- С.26-31.213. «Цзэфан жибао», 27.08.1986.
194. Цзян Гочжу. Чжан Цзай дэ чжэсюэ сысян (Философские идеи Чжан Цзай) : Шэньян, 1982. С.37-43.
195. Цун чуаньтун дао сяньдай ( От традиции к современности ) Под.ред. Лиу Цзуюня. Ухань: Хубэй жэньминь чубаньшэ, 2000. -396с.
196. Цун линюй хэи дао линюй фэньли ( От единства к разделению сфер )/ Под ред. Ван Наньти . Шаньси цзяо'юй чубаньшэ , 1998 . -306с.
197. Цюань ли юй гэсин (Власть и личность) / Под ред. Люй Юаньлии др. Цзянси жэньминь чубаньшэ, 1999. - 264с. »
198. Чжан Канчжи. Чжэнчжи вэньхуа : гуннэн юй цзегоу ( Политическая культура : функции и структура )// Чжунго жэньминь дасюэ сюэбао. 1999. - N1. - С.43-48.328
199. Чжан Минсинь. Чжунго «чжэнчжи жэнь» (Китайский «политический человек»). Бэйцзин, 1994. - 87с.
200. Чжан Хайшань. Чжунго жуцзя луньли цзиншэн юй сяньдайхуа (Конфуцианские моральные идеи и модернизация Китая) // Чжуншань дасюэ сюэбао: Шэхуэй кэсюэ бань. Гуанчжоу. - 1998. -N4. - С.29-32.
201. Чжан Жуй, У Хайбо. Чжэнчжи тичжи гайгэ чжун ды чжэнчжи кунчжи фэньси (Анализ политического контроля в реформе политической системы) // Чжэнчжи юй фалюй (Ху). — 1999. №1. -С.56-60.
202. Чжан Чэнфу. Лунь дандай чжэнчжи вэньхуа фачжань чжун ды ци да гуаньси ( О семи главных отношениях в развитии современной политической культуры )// Чжэцзян сюэкань. 1998.- N6. - С.14-17.
203. Чжан Чэнфу. Лунь дандай чжэнчжи вэньхуа фачжань чжун ды ци да гуаньси (О семи главных отношениях в развитии современной политической культуры) // Чжэнцзян сюэкань. 1998. - №6. - С.5-14.
204. Чжао Дэчжи. Фэн Юлань дэ чжэсюэ ши чуань ( Взгляды Фэн Юланя на историю философии ) // Ляонин дасюэ сюэбао. 1990. - N1. -С.17-25.
205. Чжао Дэчжи. Фэн Юлань дэ чжэсюэши гуань ( Взгляды на историю философии Фэн Юланя ) // Цзилинь дасюэ шэхуэй кэсюэсюэбао. 1989 .- N3. - С. 17-29. »
206. Чжао Чжэньфэн. Шэхуэйчжун цзиншэн вэньмин цзяныпе яньцзю цзуншу (Обобщение исследований строительства социалистической духовной цивилизации )// Лилунь юй сяньдайхуа. 1997. -N8.
207. Чжу Юнсинь . Чжэнчжи синьлисюэ ( Политическая психология ). -Чжиши чубаньшэ , 1990 . 178с.
208. Чжуаньсин ци шэхуэйсюэ жогань вэньти яньцзю ( Исследование некоторых социологических проблем в период поворота ) / Под ред.Ван Юнгуя.- Бэйцзин: Гоцзя синчжэн сюэюань чубаньшэ, 1998. -250с.329
209. Чжунго вэньти баогао : синь шицзе Чжунго мяньлинь ды яньцзюнь тяочжань ( Доклад о проблемах Китая : серьезные вызовы Китаю перед лицом XXI века )/ Под ред. Ван , Бэйцзин : Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ , 2000 . - 484с.
210. Чжунго гоцзя нэнли баогао (О возможностях китайского государства). Ляонин чубаньшэ, 1993. - 375с.
211. Чжунго жусюэ ( Конфуцианство в Китае ). В 4-х т. Т.2. -Шанхай: Дунфан чубань чжунсинь, 1997. 463с.
212. Чжунго жэньвэнь цзиншэн чжи чаньян (Распространение китайского гуманитарного духа) / Под ред. Ли Вэй'у. Бэйцзин, 1996.
213. Чжунго мяньсян 21 шицзи ды жогань чжаньлюэ вэньти (Некоторые стратегические проблемы, стоящие перед Китаем в XXI веке) / Под ред. Чжэнь Бицзянь. Бэйцзин: Чжунгун чжун'ян дансяо чубаньшэ, 2000. - 294с.
214. Чжунго чжунчань цзецзи : вэйлай шэхуэй цзегоу ды чжилиу ( средний класс в Китае : тенденция будущей социальной структуры ) / Под ред. Цинь Яня. Бэйцзин : Чжунго цзихуа чубаньшэ, 1999.- 448 с.
215. Чжунго шэхуэй чжу'и чуцзецзидуань цзецзи цзегоу яньцзю / Исследование классовой структуры на начальном этапе строительства социализма в кит. обществе / Под ред.Тао Гуандэна. Бэйцзин:
216. Чжунгун чжун'ян дансяо чубаньшэ, 1988. 105 с. »
217. Чжунгожэнь цзэньян кань чжунгожэнь ( Китайцы глазами китайцев ) / С у Яна и др., Бэйцзин: Гайгэ чубаньшэ, 1997. - 458с.
218. Чжунхуа жэньминь гунхэго тичжи гайгэ дашицзи (1949-1978) (Великие события в реформировании политической системы КНР, 1949-1978). Чуньцю чубаньшэ, 1987. - 317с.
219. Чжунхуа жэньминь гунхэго чжэнфу юй чжэнчжи (Правительство КНР и политика). Бэйцзин: Чжунгун чжун'ян дансяо чубаньшэ, 1995. -117с.330
220. Чжэнчжи вэньхуа юй чжэнчжи фачжань ( Политическая культура и политическое развитие ) / Под ред. Чжоу Пина. Бэйцзин : Чжун'ян миньцзу дасюэ , 1999. -254с.
221. Чжэнчжи иши лунь ( Теория политического сознания ) / Под ред. Ян Хайцзяо. Тайюань: Шаньси цзяоюй чубаньшэ, 2001. - 443с.
222. Чжэнчжи синвэй лунь (Теория политического поведения) / Под ред. У. Дайна, Ян Хайвэня. Тайюань: Шаньси цзяоюй чубаньшэ, 2001.-387с.
223. Чжэнчжи чжути лунь (Теория основ политики) / Под ред. У Дайна и др. Тайюань, 2000. - 373с.
224. Чжэнчжисюэ даолунь ( Ведущая теория политологии )/ Под. ред. Ван Чжунтяня. Бэйцзин : Чжунгун чжун'яндансяо чубаньшэ, 1997. -326с.
225. Чжэнь Сюэ . Сяньдайхуа юй Чжунго миньцзу синьли ды яньбянь (Модернизация китайской этнопсихологии ) // Синьлисюэ таньсы . -1993 . № 2 . - С.13-19.
226. Чэн Чао, Чан Гэнлинь. Жуцзя " нэй шэн вай ван " цзи ци сяньдай цзячжи (Конфуцианское " учение о внутренней совершенной мудрости и внешней царственности " и его современное значение )// Сюэшу юэкань. 1998. - N8. - С.45-58.
227. Чэнь Вэнь, Лян Маочунь. Жуцзя вэньхуа юй сифан вэньхуа дыгюцзи цзехэ (Органичное соединение конфуцианской и западной культур )// Кунцзы яньцзю. 1996. - N4. - С. 118-123.
228. Чэнь Тунтай. Жусюэ юй Чжунго чуаньтун чжэнчжи чжэсюэ (Конфуцианство и традиционная политическая философия Китая). -Бэйцзин: Сяньдай чубаньшэ , 1997. -338с.
229. Ша Лянсян. Чжунго миньцзусин ( Китайский национальный характер ). Бэйцзин: Чжунго жэньминь дассюэ чубаньшэ, 1990. -320с.331
230. Ши Сюэмин. Во го шэхуэй цзецзу сяньсян цзи дуйцэ фэньси (Анализ явлений социальной дезинтеграции и контрмер), Гуйчжоу дасюэ сюэбао : шэхэбань ( Гуй'ян ). - 1998 . - № 5 . - С.51-57.
231. Шэ Гаомин. Данчжэн фэнькай лилунь таньгао (Исследования теории разграничения функций партии и правительства). -Чуньцю чубаныпэ, 1988.- 237с.253. «Шэхуэй кэсюэ», 1987. - №1.
232. Эр Чэн цзи (Собрание сочинений братьев Чэн).- Пекин.- 1981.
233. Юй Инши. Чжунго сысян чуаньдун ды сяньдай цюаныпи ( Модернизация китайских идеологических традиций ) . Цзянсу жэньминь чубаныпэ, 1989. - 235с.
234. Ян Гоцюй. Чжунгожэнь ды синьли юй синвэй ( Психология и поведение китайцев ). Тайвань : Гуйгуань тушу гунсы, 1991. - 360с.
235. Янь Жун. Дандай нунцунь циннянь ды чжэнчжи синьли ( Политическая психология современной деревенской молодежи ) //
236. Циншао нянь даокань. 2001. - N3. - С.58-60. »
237. Янь Цянь, Чжан Фэнь'ян.Хунгуань чжэнчжисюэ (Макрополитология) / Под ред. Янь Цяня. Наньцзин дасюэ чубаныпэ,1998.-376с.
238. Янь Цянь. Шэхуэй фачжань лилунь (Теория социального развития). Наньцзин дасюэ чубаныпэ, 1991. - 294с.1. На английском языке :
239. Almond G. and Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Boston, 1995.332
240. Almond G. Introduction: A Functional Approach to Comparative Politics // Politics in Developing Areas / Ed. by G. Almond, J. Coleman. -Princeton, 1960.
241. Coevolution of Animals and Plants/ Ed. by Gilbert L., Roven P. Berkeley. 1975.
242. Duverger M. The idea of Politics. — Indianapolis. 1966.
243. Easton D. The Political System: An Inquiry into the State of Political Science. N.Y., 1953.
244. Giddens A. The Construction of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge, 1984.
245. Lasswell H.D. Kaplan A. Power and Society: a Framework for Political Inquiry. New Heaven: Yale Univ.Press, 1950.
246. Parsons T. Politics and Social Structure: On the Concept of Political Power. New York, 1969.
247. Pye L. W. On Chinese Pragmatism in the 1980's. In: The China Quarterly. - No. 106. - 1986.
248. Stunkel K.R. Technology and values in traditional China and the West
249. Научная революция, технический процесс и китайская традиция ) // Comparative civilizations rev. Carlisle. PA, 1990. -N23. - P.75-91.
250. Tacker R. Political Culture and Leadership in Soviet Russia. From Lenin to Gorbachev. N.Y., L. - 1987.
251. Thelen K., Steinmo S. Historical Institutionalism in Comparative Politics // Structuring Politics / Ed. by S. Steinmo, K. Thelen, F. Longstreth. -Cambridge, 1992.
252. Zhang Zhebo . The political pragmatical of Chinese university student: lOyears after the 1989 movement (Политический прагматизм китайских