автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Теория и методология исследования представлений о социальном будущем
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кулачикова, Лена Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. Основные этапы развития теоретических представлений а социальном будущем. .9
§1. Становление научных представлений о социальном будущем .9
§2. Картина будущего в теориях общественного развития.26
§3. Футурология в контексте общественного сознания.47
ГЛАВА II. Методологические основы изучения футурологических теорий.64
§1. Содержание зарубежных теорий будущего общественного устройства .64
§2. Анализ и оценка методологических принципов исследований будущего .81
§3. Концептуальные особенности сценариев социального будущего России . .99
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Кулачикова, Лена Николаевна
Актуальность темы исследования. Вопросы, связанные с будущим, возможностью его предсказания, прогнозирования и конструирования интересовали человечество на протяжении всей его истории. Как правило, этот интерес обостряется в периоды смены веков, в переходные, кризисные времена. Интерес к проблемам социального будущего в наше время обусловлен также и качественными изменениями всех сфер общественной жизни современного общества, сменой мировоззренческих парадигм, переориентацией системы ценностей. Ускорение социальных процессов общественного развития сформировало потребность в прогностических моделях, особое значение которых рельефно обозначилось во второй половине XX века.
Актуальность избранной темы обусловлена также необходимостью переосмысления теоретического материала, накопленного в 1960-80-х годах как западными, так и отечественными исследователями социального прогнозирования, поскольку прогностическое видение будущего оказывается насущной необходимостью для понимания новых, неожиданных феноменов, для улавливания тенденций развития современного общества.
Развитие отечественного социального прогнозирования долгое время было обусловлено марксистской теорией, которая ориентируется на достаточную историческую определенность. Таким образом, необходимость в построении моделей будущего социального устройства отпадала, и прогнозирование развивалось либо в русле развития методологического аппарата предвидения, либо в русле критики "буржуазных" футурологических теорий.
В условиях всестороннего кризиса, в котором сейчас находится Россия, преследование сиюминутных целей и копирование западных образцов развития без учета особенностей российского менталитета и геополитического положения может привести к окончательному распаду государственного устройства и обнищанию духовного потенциала нации. Таким образом, назрела необходимость в разработке конструктивных прогнозов будущего России на основе конструктивных методологических принципов.
Степень разработанности проблемы. Литература, посвященная разработкам теоретических и методологических проблем социального прогнозирования весьма обширна. Условно весь объем литературы по интересующему нас вопросу можно разбить на два блока: западная футурология и отечественное социальное прогнозирование. В работах отечественных исследователей наибольшее освещение получили историко-философские аспекты возникновения социального прогнозирования, критический анализ западных футурологических теорий, хорошо разработан методологический аппарат социального прогнозирования. "Западный" блок литературы, помимо указанных выше аспектов, представлен многочисленными теоретическими разработками будущего общества, а также конкретными сценариями и прогнозами развития как глобального, так и локального характера.
При изучении историко-философских аспектов развития представлений о социальном будущем, генезиса прогностических способностей человечества, предпосылок возникновения социального прогнозирования были проанализированы работы С. С. Аверинцева, Э. А. Араб-Оглы, И. В. Бестужева-Лады, А. Я. Гуревича, А. Н. Лоя, И. М. Савельевой и А. В. Полетаева, С. А. Токарева, Н. Н. Трубникова, В. В. Хасина, В. Н. Ярской, В. П. Яковлева, а также труды М. М. Бахтина, Ж. Ле Гоффа, Л. Н. Гумилева, К. Поппера, П. Сорокина, О. Шпенглера, М. Элиаде, К. Ясперса и др.
Концепции будущего общественного устройства даны в работах Д. Белла, 36. Бжезинского, К. Боулдинга, Й. Галтунга, К. Гершуни, Э. Гидденса, Р. Дарендорфа, П. Дракера, Б. Де Жувенеля, О. Тоффлера,
М. Маклюэна, Л. Мэмфорда. Й. Масуды, Ч. Рейча, А. Этциони, М. Янга и многих других зарубежных авторов. Анализ и классификация западных футурологических теорий наиболее полно дается в работах И. В. Бестужева-Лады, Э. Боулдинг, Л. Н. Вдовиченко, В. Л. Иноземцева, В. М. Лейбина, И. М. Савельевой, В. И. Супруна, А. Н. Чумакова и др.
Вопросы корреляции футурологии с утопией, идеологией, религией освещаются в работах таких западных и отечественных исследователей, как Э. Боулдинг, Д. Габор, Б. Де Жувенель, М. Мид, А. Печ-чеи, Ф. Полак, О. Флехтгейм, Э. А. Араб-Оглы, В. И. Бовш, О. Д. Вол-когонова, П. М. Гуревич, Ю. П. Ожегов, В. И. Супрун, В. А. Чалико-ва, Г. X. Шахназаров и др.
Исследование методологических принципов социального прогнозирования представлено в трудах Э. А. Араб-Оглы, А. Бауэра, И. В. Бестужева-Лады, Ю. Л. Васильева, В. Г. Виноградова, С. И. Гончару-ка, А. М. Гендина, Д. М. Гвишиани, Е. Д. Гражданникова, В. М. Гри-щен-ко, Г. М. Доброва, Л. Лавалле, В. А. Лисичкина, А. Г. Никитиной, В. И. Супруна, Н. И. Храленко, Г. X. Шахназарова, Г. Эделинга, Э. Янча.
Конкретные сценарные разработки будущего России даны в работах И. В. Бестужева-Лады, 36. Бжезинского, Д. Ергина и Т. Густаф-сона, А. С. Панарина, Ю. В. Яковца и некоторых других. Несмотря на то, что проблема будущего и его прогнозирования так или иначе затрагивается в широком круге работ, теоретико-методологическое осмысление развития представлений о социальном будущем до сих пор не становилось объектом отдельного исследования.
Объекто-м диссертационного- исследования является процесс становления и развития теорий о социальном будущем.
Предметом исследования выступает методология социального прогнозирования как качественно нового этапа в развитии представлений о социальном будущем.
Цель и задачи исследования. В диссертационном исследовании ставится следующая цель: выработать концептуальные основы теории социального прогнозирования, учитывающие особенности развития постсоветского общества.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- раскрыть сущность, структуру, функции представлений о социальном будущем;
- рассмотреть этапы развития представлений о социальном будущем, исходя из схемы "цикл, регресс, прогресс";
- проследить существующие философские подходы к социальному прогнозированию как к утопии, идеологии, науке;
- обосновать теорию постиндустриального общества в качестве модели будущего социального устройства;
- дать оценку методологических принципов социального прогнозирования;
- выделить концептуальные основы сценариев будущего России.
Теоретика-методологической основой исследования являются системно-диалектический и сравнительно-исторический методы, для наиболее полного анализа представлений о социальном будущем в социально-философском аспекте применен комплексный подход. Ис-точниковую базу исследования составили культурологические, историко-философские, политологические, социологические исследования отечественных и зарубежных авторов.
Основные результаты, полученные соискателем и их научная новизна:
- выявлена специфика образа будущего, соответствующая циклическим, регрессивным, прогрессивным концепциям исторического движения;
- выработаны концептуальные основы теории социального прогнозирования с учетом специфики развития постсоветского общества;
- выявлена возможность классификации концептуальных основ теории социального прогнозирования как утопии, идеологии и науки;
- доказан универсальный характер теории постиндустриального общества, которая может быть взята за основу модели будущего социального устройства.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Типы и формы социального предвидения зависят от синтеза социально-исторического и гносеологического компонентов. Каждая конкретно-историческая эпоха порождала свой ведущий подход к будущему при наличии многих других, который выражается в циклической, регрессивной и прогрессивной формах.
2. Так как будущее не дано ни в опыте, ни в эксперименте, оно фактически не поддается изучению. Таким образом, наука о будущем должна заниматься в большей степени формированием образа будущего (социального идеала), имеющего гуманистическую направленность и вселяющего оптимизм.
3. Преобладание в футурологических исследованиях научного, а не утопического подхода к будущему служит изначальным обоснованием выдвигаемых предположений, детерминирует преобладание научно-позитивной функции над идеологической.
4. Из существующих на сегодняшний день социальных доктрин, теория постиндустриального общества является единственной социальной метатеорией, в отличие от теории информационного общества, рассматривающей лишь технологические аспекты развития и концепции постмодернизма, построенной вокруг проблемы становления новой личности и ее места в современном обществе.
5. Сценарии будущего конструируются на основе четырех форм исторического движения (вверх, вниз, возвращение, изменение), того или иного основополагающего принципа (политический строй, реги8 ональная политика, экономика и т. д.). Сценарии приводятся в определенной последовательности: несрабатывание предыдущего усиливает вероятность осуществления следующего; а также в определенной оценочной шкале: от самого пессимистического к самому оптимистическому.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры философии ЯГУ и отражены в публикациях автора.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Теория и методология исследования представлений о социальном будущем"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе диссертационного исследования рассмотрены основные положения западной и отечественной прогностической мысли 6080-х годов. Проблема исследования развития представлений о социальном будущем, формирования на их основе "образа будущего", характерного для той или иной эпохи, способности влияния этого образа на современное развитие общества активно разрабатывается исследователями различных областей социальных наук.
В результате социально-философского анализа диссертант доказал следующие положения:
1. Выявлена специфика образа будущего, соответствующая циклическим, регрессивным, прогрессивным концепциям исторического движения. Будущее в рамках регрессивной концепции мыслится или как катастрофа (ядерная или экологическая), или как возвращение к тоталитарному обществу. В соответствии с циклическими концепциями будущее представляется как один из инвариантов прошлого. Для прогрессивной концепции будущее представляется как бесконечный линейный рост и улучшение состояния человечества.
2. Найдены общие основания, по которым строятся сценарные разработки будущего РФ. Как правило, в основе каждого прогноза лежит тот или иной основополагающий принцип: политический строй, региональная политика России, экономические аспекты развития России, духовный принцип развития. Сценарии приведены в определенной последовательности: несрабатывание предыдущего усиливает вероятность осуществления следующего; а также в определенной оценочной шкале: от самого пессимистического к самому оптимистическому. Выработаны концептуальные основы построения сценариев, базирующиеся на четырех основных формах движения - вверх, вниз, возвращение, изменение. Выявлена необходимость разработки позитивных образов будущего, консолидирующих и мобилизующих сознание людей.
3. Выявлена возможность классификации концептуальных основ теории социального прогнозирования как утопии, идеологии и науки. На основе корреляционного анализа футурологии с этими формами общественного сознания, выявлено преобладание в футурологических исследованиях научного, а не утопического подхода к будущему, что служит изначальным обоснованием выдвигаемых предположений, детерминирует преобладание научно-позитивной функции над идеологической.
4. Доказан универсальный характер теории постиндустриального общества, которая может быть взята за основу модели будущего социального устройства. Из существующих на сегодняшний день социальных доктрин, теория постиндустриального общества является единственной социальной метатеорией, в отличие от теории информационного общества, рассматривающей лишь технологические аспекты развития и концепции постмодернизма, построенной вокруг проблемы становления новой личности и ее места в современном обществе.
Таким образом, разработка теоретико-методологических аспектов исследования развития представлений о социальном будущем позволила не только решить поставленные цели и задачи диссертационного исследования, но и наметить перспективы дальнейшей работы над темой, суть которых заключается в более детальной разработке феномена "образа будущего" и его влияния на современное развитие общества.
Список научной литературыКулачикова, Лена Николаевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (общие замечания) // Античность и Византия. М.: Наука, 1975.
2. Акофф Р. Планирование корпораций будущего. М., 1985.
3. Алексина Т. А. Власть Хроноса. М., 1994.
4. Американская социологическая мысль: тексты. М.: Изд-во МГУ,1994.
5. Араб-Оглы Э. А. В лабиринте пророчеств. М., 1973.
6. Араб-Оглы Э. А. Демографические и экологические прогнозы. М.,1982.
7. Аскин Я. Ф. Проблема времени. М., 1966.
8. Аукуционек С. П. Современные буржуазные теории и модели цикла:критический анализ. М.: Наука, 1984.
9. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.
10. Ашин Г. К. Доктрина массового общества. М., 1971.
11. Байнхауэр X., Шмакке Э. Мир в 2000 году. М., 1973.
12. Баталов Э. Я. Философия бунта. М., 1973.
13. Баталов Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982.
14. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
15. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999. 783 с.
16. Белявский А., Лисичкин В. Тайны предвидения. М., 1977.
17. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. М.: ВЛАДОС, 1998.
18. Бестужев-Л ада И. В. Окно в будущее. М., 1970.
19. Бестужев-Лада И. В. Развитие представлений о будущем: первые шаги // Советская этнография, 1968, № 5.
20. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование: Особенности и проблемы. М., 1975.
21. Бжезински 36. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.
22. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрил, 1995.
23. Бовш В. И. "Социальная технология" о будущем: Иллюзии и мифы. Минск, 1976.
24. Бовш В. И. Футурология и антикоммунизм. Минск, 1977.
25. Борхес X. Л. Циклическое время // Борхес X. Л. Сочинения в 3-х тт. Рига, 1994, т. 1.
26. Будущее в настоящем. Сборник статей. М.: Прогресс, 1984.
27. Будущее человеческого общества. М., 1971.
28. Вдовиченко Л. Н. Альтернативное движение в поисках альтернатив. М.: Мысль, 1998.
29. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
30. Венгеров А. Б. Предсказания и пророчества: за и против. Историко-философский очерк. М.: Московский рабочий, 1991.
31. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М.; Киев: ЯЕРЬ-Ьоок, 1994.
32. Величко И. А. Пророчество как особый способ предвосхищения социального удущего. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М., 1998.
33. Виноградов В. Г. Научное предвидение. М., 1973.
34. Виноградов В. Г., Гончарук С. И. Законы общества и научное предвидение. М., 1972.
35. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1976.
36. Гвишиани Д., Лисичкин В. Прогностика. М., 1968.
37. Гегель Г. В. Ф. Философия истории (Лекции по философии истории) // Г. В. Ф. Гегель. Соч. В 14-ти т. М.-Л., 1929-1958, т. 8.
38. Гендин А. М. Предвидение и цель в развитии общества.1. Красноярск, 1970.
39. Гесиод. Работы и дни // Эллинские поэты. М.: Госполитиздат, 1963.
40. Глобальные проблемы современности. М.: ИНИОН, 1981.
41. Губман Б. Л. Смысл истории. Очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991.
42. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.
43. Гуревич П. С. Человек будущего: Мифы и реальность. М., 1979.
44. Гуревич П. С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980.
45. Гуревич П. С. Социальная мифология. М., 1983.
46. Гражданников Е. Д. Экстраполяционная прогностика. Новосибирск: Наука, 1988.
47. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М., 1969.
48. Ергин Д., Густафсон Т. Россия: 20 лет спустя. Четыре сценария. М.: Прогресс, 1997.
49. Загладин В. В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности: Научный и социальный аспекты. М., 1981.
50. Замошкин Ю. А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. М., 1966.
51. Замошкин Ю. А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М., 1980.
52. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. Пер. с нем. М.: Наука, 1994.
53. Ибн Хальдун. Введение (фрагменты) // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М.:1. Наука, 1961.
54. Идея прогресса в зарубежной философии. Реф. Сб. М.: ИНИОН, 1987.
55. Иконникова Г. И. Теория "постиндустриального общества": Будущее человечества и его буржуазные толкователи.- М., 1975.
56. Иноземцев В. Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: Академия, 1998.
57. Иноземцев В. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. № 10.
58. Кан Г., Браун У., Мартел Л. Следующие 200 лет. Сценарий для Америки и всего мира. М.: Прогресс, 1978.
59. Карцева Е. Н. "Массовая культура" в США и проблема личности.-М., 1974.
60. Карцева Е. Н. Идейно-эстетические основы буржуазной "массовой культуры". М., 1976.
61. Кларк А. Черты будущего. М., 1966.
62. Ковалев А. М., Березовская Л. В. Россия на пороге XXI века. М.: Изд-воМГУ, 1998.
63. Кокошин А. А. Прогнозирование и политика. М., 1975.
64. Колесников М. А. Научное предвидение как процесс экстраполяции. Новосибирск: Наука, Сиб.отд, 1993.
65. Косолапов В. В., Лисичкин В. А. Критика буржуазных концепций будущего. М., 1975.
66. Косолапов В. В. Горизонты XX века.- М., 1973.
67. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994.
68. Куда идет Россия? М.: Интерпракс, 1994.
69. Кузнецов Б. Г. Наука в 2000 году. М., 1969.
70. Кукаркин А. В. По ту сторону расцвета: Буржуазное общество: Культура и идеология. М., 1981.
71. Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура: Теория. Идея. Разновидности. Образцы. М., 1978.
72. Кулаковский А. Е. Письмо якутской интеллигенции. Якутск: Якутполиграфиздат, 1992.
73. Кулаковский А. Е. Наступление лета. Стихи и проза. Избранные произведения. М.: Современник, 1986.
74. Кьеза Дж. Прощай, Россия. М.: Гея, 1998.
75. Лада И. В., Писаржевский О. Н. Контуры грядущего. М., 1965.
76. Лавалле Л. За марксистское исследование будущего. М., 1974.
77. Лаптев И. Д. Экологические проблемы: Социально-политический и идеологический аспекты. М., 1982.
78. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс -Академия, 1992.
79. Лейбин В. М. Философия социального критицизма в США. М., 1976.
80. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977.
81. Лейбин В. М. "Модели мира" и образ человека: Критический анализ идей Римского клуба. М., 1982.
82. Лисичкин В. А. Теория и практика прогностики. М., 1972.
83. Лой А. Н. Социально-историческое содержание категорий времени и пространства. Киев, 1978.
84. Луковцев В. С. Минуя тысячелетия. М.: Мысль, 1982.
85. Марк Аврелий Антонин. Размышления. М.: Наука, 1993.
86. Маркс К. и Фридрих Э. Сочинения. 2-е издание. Пер. с нем. М.: Госполитиздат, 1955.
87. Маслихин А. В. Диалектика прошлого, настоящего, будущего в социальном познании. Йошкар-Ола, 1995.
88. Мельникова Е. Н. Час X. Россия в XXI веке. М.,1996.
89. Мельвиль А. Ю., Разлотов Р. Э. Контркультура и "новый консерватизм". М., 1981.
90. Методологические проблемы социального прогнозирования. Л., 1975.
91. Мировоззренческие вопросы предвидения и времени. Саратов, 1986.
92. Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
93. Моисеев Н. Н. Человек, среда, общество. М., 1982.
94. Моисеев Н. Н. Слово о научно-технической революции. М., 1985.
95. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени. М.: Наука, 1977.
96. Никитина А. Г. Предвидение как человеческая способность. М., 1975.
97. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. М.: Политиздат,1989.
98. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Академия, 1999.
99. Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
100. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-ые годы. Мегатенденции: год 2000. Десять новых направлений на 90-ые годы. М.: Республика, 1992.
101. Ожегов Ю.П. Социальное прогнозирование и идеологическая борьба. М., 1975.
102. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
103. Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. Москва.: Логос, 1998.
104. Панарин А. С. Россия в циклах мировой истории. М.: Изд-во МГУ, 1999.
105. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.
106. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогесс, 1993.
107. Поппер К. Открытое общество и его враги. В Н-х тт. М.: Культурная инициатива, 1992.
108. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
109. Прогнозирование в социологических исследованиях. Под ред. И. В. Бестужева-Лады. М., 1978.
110. Рабочая книга по прогнозированию. Минск, 1982.
111. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. М.: Мысль, 1977.
112. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Мысль, 1993.
113. Савельева И. М. Альтернативный мир: модели и идеалы. М., 1990.
114. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997.
115. Сертиев А. В. Предвидение в политике. М., 1974.
116. Сикорский Б.Ф. Перспективы человека в свете гуманистических идей западных мыслителей XX века. Курск, 1995.
117. Сноу Ч. П. Две культуры. М., 1973.
118. Современная буржуазная политическая наука. М., 1982.
119. Современное политическое сознание в США. М., 1980.
120. Современные социологические теории социального времени (научно-аналитический обзор). М.: ИНИОН, 1993.
121. Соколов В. В. и др. Антология мировой философии. В 4-х тт. М., 1969-1972, т. 3.
122. СорельЖ. Размышления о насилии. М., 1907.
123. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
124. Социально-политические теории современной буржуазной идеологии. М., 1981.
125. Социальное прогнозирование и моделирование. М., 1995.
126. Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М.: ИФРАН, 1999 г.
127. Супрун В. И. Современная буржуазная футурология: тенденции, проблемы. Новосибирск, 1987.
128. Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Киев, 1880.
129. Теория предвидения и будущее России. М., 1997.
130. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
131. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.
132. Токарев С. А. Золотой век // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х т. М., 1980, т. 1.
133. Тоффлер О. Футурошок. СПб.: Лань, 1997.
134. Тоффлер О. Эко-спазм. М.: Прогресс, 1976.
135. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М., 1987.
136. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.
137. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964.
138. Философия и прогностика: Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования. М.: Прогресс, 1971.
139. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
140. Философия. Основы социального прогнозирования. М., 1996.
141. Флехтхайм О. Можно ли еще спасти будущее? М., 1988.
142. Фролов И. Т. Прогресс науки и будущее человека. М., 1975.
143. Фролов И. Т. Перспективы человека. М., 1983.
144. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986.
145. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, №3. С. 134-135.
146. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
147. Ханке Э. На пути в век грядущий. М.: Прогресс, 1987.
148. Хаукен П., Оугилви Дж., Шварц П. Семь сценариев будущего. На пути к сознательному построению истории. М.: Прогресс, 1983.
149. Холичер В. Человек в научной картине мира. М., 1972.
150. Чижевский A. JI. Ближе к солнцу ближе к истине // Сибирские огни, 1990, № 9.
151. Чаликова В. А. Настоящее и будущее сквозь призму утопии // Современные буржуазные теории общественного развития. М., 1984.
152. Шахназаров Г. X. Фиаско футурологии. М., 1979.
153. Шахназаров Г. X. Грядущий миропорядок. М., 1981.
154. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Пер. с нем. Новосибирск: Наука, 1993.
155. Шрейдер Ю. А. Природа знаний о будущем // Техническая эстетика. 1990. №5.
156. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Апсект-пресс, 1996.
157. Шудря Е. П. Художественное предвосхищение будущего. Киев, 1978.
158. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987.
159. Эделинг Г. Прогнозирование и социализм. М., 1970.
160. Яковлев В. П. Социальное время. Ростов-на-дону, 1980.
161. Яковец Ю. В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М., 1998.
162. Ярская В. Н. Время в эволюции культуры. Саратов, 1989.
163. Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991.
164. Albertson L., Cutler Т. Delphi and the Image of the Future. // Future.1. October, 1976, v. 8, N 5.
165. Alexander P. (ed.). Utopias. L.: Duckworth, 1984.
166. Anderson W. T. Reality Isn't What it Used to Be. CA, Harper and Row Publishers, 1990.
167. Arendt H. The human condition. Chicago- London, 1958.
168. Aron R. The industrial society. N. Y., 1967.
169. Barglow R. The Crisis of the Self in the Age of Information. L. N. Y.,1994.
170. Baudrillard J. The Mirror of Production // Selected Writings.1. Cambridge, 1988.
171. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N. Y., 1976.
172. Bell D. Notes on the post-industrial society.- The public interest. N. Y., 1967, N. 6-7.
173. Boulding K. E. The meaning of the twentieth century. N. Y., 1974. 175 . Bury J.B. The Idea of Progress: The inquiry into its origin a. growth. L., 1924.
174. Challiand G. Revolution on the Third World. N.Y., Viking Press, 1977. Preface by I. Wallerstein.
175. Cornish E. An agenda for the 1980-s.- The futurist, feb. 1980, vol. XIV, №1.
176. Dahrendorf R. Life chances: Approaches to social and political theory.-Chicago, 1979.
177. Dator J.The futures of cultures and cultures of the future / Perspectives on cross cultural psychology. N.Y., Academic Press, 1979.
178. Drucker P. The age of discontinuity. N. Y., 1968.
179. Ellul J. Technological Society. N. Y., 1965.
180. Erikson E. H. Identity, youth and crisis. L., 1968.
181. Etzioni A. The active society. N. Y., 1968.
182. Gabor D. The nature society. L., 1972.
183. Gabor D. Inventing the future.- N. Y., 1977.
184. Hutcheon L. The Politics of Postmodernism. N. Y. Routledge, 1989.
185. Huxley A. Brave new world. N.Y.: Bantam books, 1958. XIV.
186. Heilbroner R. L. The Future as History. N. Y., 1961.
187. Inayatullah S. Framing the shape and time of the future / Futures. April 1993.
188. Inge W.R. The Idea of Progress. L., 1920.
189. Jones T. Options for the Future. A Comparative Analysis of policy-oriented Forecasts/ Praeger Publishers, 1980. N.Y.129
190. Lipset S.M. Predicting the Future of Post-industrial Society: Can we it? In.: The Third Century America as a Post-industrial Society. California, 1979.
191. Luchmann N. The Future Cannot Begin: Temporal Structures in Modern Society. Social Research. 1976, v.43, N1.
192. Nisbet Robert. The year 2000 and All That. In: A. Somit. Political Science and the Study of the Future. Illinois, 1974.
193. Panikkar R. The Mirage of the Future. The Teilhard review, 1973, v. 8, N2.
194. Polak F. L. The Image of the Future. N.Y., 1961.
195. Slaughter R. A. Futures Tools and Techniques. University of Lancaster, 1987.
196. Slaughter R. A. Futures concepts / Futures. April 1993. P. 291-292.
197. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. 4 vol. N. Y., 1937-1941.
198. Stonier T. The Wealth of Information. A Profile of the Post-Industrial Economy. L.,1983.
199. Trist E. The Environment and System-Response Capability. Futures. V. 12, N2, 1980.