автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.00
диссертация на тему:
Теория права Аристотеля и греческое право IV века до н. э.

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Зиновина, Марина Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.00
Автореферат по истории на тему 'Теория права Аристотеля и греческое право IV века до н. э.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Теория права Аристотеля и греческое право IV века до н. э."

московский ордена л шина, ордена >ктябрьской революции и ордена трудового красного

¡намени Государственный университет имени М.В.Яомоносова Исторический факультет

На правах рукописи

Зиновина Марина Андреевна Теория права Аристотеля и греческое право

iv века до н.э.

Раздел № 070000 - Исторические науки Специальность № 070003 - Всеобщая история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1992 *

Работа выполнена на кафедре истории Древнего мира Исторического факультета Московского Государственного университета имени О.Ломоносова.

Научный руководитель -Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор исторических наук, профессор В.И.Кузищин доктор исторических наук Маринович Л.П. кандидат исторических наук С.Г.Карпюк Санкт-Петербургский Государственный университет кафедра истории древней Греции и Рима

Защита диссертации состоится "__"____1992 г. в

"__" часов на заседании специализированного Совета (К

053.05.28) по всеобщей истории в Московском Государственном университете им. М.В.Ломоносова по адресу: 119899, Москва, Ленинские горы, 1-ый корпус гуманитарных факультетов МГУ, 5-ый этаж, ауд.550.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Научной библиотеки им. А.М.Горького (1-ый корпус гуманитарных факультетов МГУ).

Автореферат разослан 11__"_____1992 г.

Ученый секретарь специализированного Совета, доктор исторических наук, профессор И.Л.Маяк.

l. Общая характеристика и значимость работы.

Научная значимость и актуальность темы. История греческого права является одной из мало разработанных тем в .мировой и отечественной историографии античности. В отличие от юридической романистики, имеющей многовековую традицию изучения норм, законов, отраслей и институтов римского права, наука о греческом праве в Европе существует лишь в течении последних полутора столетий. Сегодня изучение различных правовых традиций имеет особую актуальность в связи, с прогрессом культурологических и цивилизационных исследований. Большое значение имеет также проблема. рецепции некоторых норм, институтов и идей греческого права в поздней Римской империи, Византии., на арабском Востоке к в Западной Европе. Греческое право представляет собой принципиально отличный от

РИМСКОГО Права ТИП, В ЧеМ-TO бЛИЗКИЙ аНГЛИЙСКОМУ common law,

довольно длительное время сохравнявшему черты архаизма.

Философско-правовая традиция, восходящая к Г.Е.Ф.Гегелю и К.Марксу, считала право обособленной и абстрактной частью так называемой надстройки, отчужденной от конкретных социальных и экономических отношений. Древнее право, и греческое в особенности, было непосредственно включено в систему социальных отношений, не успев приобрести необходимую, степень абстракции, систематизированный и рационализированный характер. Любой юридический процесс и правоотношение приобретали характер юридической драмы. Таким образом, изучая греческое право, исследователь изучает конкретное содержание реальных общественных отношений в древней Греции. .

Еторая крупная проблема, поставленная данным исследова-нием.-использование произведений Аристотеля в качестве исто-)~ЮЧ1

чника по истории древнегреческого права. Часто их значение "недооценивается, так как многие исследователи полагают, что теория Стагирита была оторвана от реальной действительности греческого права. Х.-Б.Вольфф и его правоведческая школа вообще настаивают на отсутствии какого-либо интереса к проблемам права у греческих философов, указывая, что все их внимание было сосредоточено на вопросах этики. Задача более полного м более всестороннего использования всех имеющихся в нашем распоряжении источников по истории греческого права, в том числе, и произведения античных философов, для современного этапа развития историко-правоведческой науки становится особенно насущной. Теория права Аристотеля, выработка им категориального аппарата, оказали огромное влияние на классическую римскую юриспруденцию, а также на западноевропейскую и исламскую правовые традиции.

В самое последнее время, когда в исследованиях историков преобладает цивилизационный подход, особое значение стало приобретать изучение и толкование культурной традиции Греческая правовая и политическая культура-органичная часть традиционной полисной культуры, несущая на себе отпечаток характерных черт менталитета цивилизации.

Актуальность и научная новизна диссертации состоит в том, что в ней предпринята попытка изучения правовых взглядов Аристотеля в их целостности, а также законодательной и правоприменяющей деятельности ученика Стагирита Деметрия Фалерского.

Цели и задачи работы. Основной целью работы являете? ^выявление путей конкретного взаимодействия теории права Аристотеля и позитивного греческого права IV века до н. э, оп-

ределение того, насколько адекватно правовая действительность отражена в произведениях философа и имелись ли в наличии механизмы обратной связи и влияния правовой концепции Стагирита на нее.

Конкретные задачи диссертационного исследования сводятся к следующим:

-выявить основные этапы развития греческого права и их характерные черты;

-охарактеризовать важнейшие направления греческой правовой мысли, предшествовавшей Аристотелю;

-рассмотреть правовые взгляды Стагирита в их развитии и взаимодействии со взглядами Платона и других современников;

-определить, какие правовые идеи Аристотеля оказали наибольшее влияние на последующую правовую традицию в древнем Риме и Европе Нового времени;

-рассмотреть конкретные изменения в афинском праве, связанные с законодательной политикой Деметрия Фалерского, а также дискуссии о праве в школе перипатетиков.

Хронологические рамки исследования охватывают в основном период IV в. до н.э, особенно вторую его половину. Однако задачи его исследования вынуждают нас совершать экскурсы в историю греческого права вплоть до гомеровской эпохи, а также в историю эллинистического и римского права для привлечения сравнительного материала. Основа источниковой базы диссертации-труды Стагирита и его учеников, собранные в издании Ф.Верли.* Кроме того, в работе широко используются

Wehrli F. Die Schule des Aristoteles. Texte u. Kommentar.

произведения Платона и фрагменты греческих философов-досократиков, литературные источники. Одним из основных источников по греческому позитивному праву , были речи а финских ораторов, а также эпиграфические документы. Привлекались и некоторые источники по истории римского права и правовой теории (Цицерон, Квинтиллкан, Дигесты).

Историографическая и теоретико-методолог ическая основы работы. Исследование проблем, заявленных к рассмотрению в диссертации, практически отсутствует в отечественной историографии. В зарубежной историографии греческого права наметилось сосуществование и соперничество двух ксторико-лравоведческих школ: немецкой и англосаксонской; выявилось различие в подходах ученых, представляющих эти школы. Если немецкие историки права, как правило, имеют юридическое образование и занимаются разработкой вопросов, тесно связанных с формальными аспектами права, догматикой и юридической процедурой, то англосаксонские специалисты, обладая филологическим, или историческим образованием, уделяют больше внимания сущностной стороне правовых институтов и конкретным моделям их функционирования в обществе. Совершенно осооое

В. 1-10. Basel-Stuttgart,1944-1959.

^ Послевоенные годы характеризуются особенно плодотворным развитием этих двух направлений. В немецкой юридической эл-яинистике господствует школа Х.-Ю.Вольффа во Фрайбургском университете: Wolff H.-J. Beiträge zur Rechtsgeschiehte Altgriechenlands u. des hellenistisch-römischer, Ägypten. Weimar, 1961; Idem. "Normenkontrolle" u. С-esetzesbegriff in der

место в ряду работ по истории греческого права занимают работы Л.Жернэ - ученика Э.Дюркгейма, французского антрополога, разрабатывавшего проблематику социологии греческого права.^ Исследованию истории греческой правовой мысли посвящены работы Р.Хирцеля, В.Эренберга, Э.Вольфа.4

attischen Demokratie (Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wissenschaften. Philologisch-historische Klasse. Abh.2. 1970.) Heidelberg,1970; Idem. Opuscula dispersa. Amsterdam, 1974. Среди англосаксонских исследователей выделяют« A.P.B-Гаррисон CT he Law of Athens. Vol.I-II. Oxf,1968-1971), М.Х.Хансен Сем. например: The Sovereignty of the. Peoples Court in Athens in the IVth Century B.C. & the Public Action against Unconstitutional Proposals. 0dense,1974; Eisangelia. The Sovereignty of the Peuples Court in Athens in the IVth Century B.C.& the Impeachment of Generals and Politicians. Odense.1975; Apagoge, Endeixis and Ephegesis against Kakour-goi, Atimoi & against Pheugontes. A Study in the Athenian Administration of Justice in the IVth Century B.C. Odense, 1976 и другие работы), Д.мак-Доуэлл (The Law in . Classical Athens. N. y., 1978), М.Оствальд Споследнее исследование которого НОСИТ фундаментальный характер: From the Popular Sovereignty of Law. Society & Politics in the Fifth Century Athens. Berkeley-Los Angelos,1986).

^ Gernet L. Droit et société dans la Grèce ancienne. P.1955; Idem. Droit et institutions en Grèce antique. РД982.

^ Hirzel R. Themis, Dike u. Verwandtes. Ein Beitrag гиг Geschichte der griechische Rechtsidee. Leipzig,1907; Ehrenberg

оЫочх

Работы, посвященные рассмотрению правовой теории Аристотеля в избранном нами правоведческо-социологическом ключе практически отсутствуют. Концепция Стагирита исследовалась учеными с точки зрения наличия в ней корней естественно-правовых воззрений позднейших философов права (С.Пуфендорфа, Г.Гроция, В. Лейбница).^ Правовые взгляды. Аристотеля рассматриваются и в некоторых работах, посвященных его этической доктрине.^ Весьма немногочисленны и бедны материалом также

V. Die Rechtsidee im frühen Griechentum. Untersuchungen zur Geschichte der werdenen Polis. Leipzig,1921; Wolf E. Griechisches Rechtsdenken. B.I-IV. Frankfurt am Main, 1950-1972.

^ В связи с новой волной интереса к юснатуралистской доктрине в послевоенной Германии появляется целая среия работ, авторы которых пытались обосновать тезис о том, что именно Аристотель был основателем учения о естественном праве: Siegfried tf. Der Problem des Rechtsgedanke bei Aristoteles. Zürich,1954; Fluekrieger F. Geschichte des Naturrechtes. B.I. Altertum u. Frümittelalter. Zürich,1954. S.163-185; Ritter J. "Naturrecht" bei Aristoteles. Zum Problem einer Erneurung des Naturrecntes // Metaphysik u. Politik. Studien zur Aristoteles u. Hegel. Frankfurt am Main,1969. S.130-169; Michelakis E. Das Naturrecht bei Aristoteles // Zur griechische Rechtsgeschichte (Wege der Forschung. B.45) Darmstadt,1968. S.146-171; Verdross A. Die aristotelische Naturrechtslehre // Archiv f. Rechts u. Sozialphilosophie. B. 56. H.4. 1970. S.527-537.,

^ Trude P. Der Begriff der Gerechtigkeit in der Aristoteli-

исследования законодательной политики Деметрия Фалерского.

Методологической основой диссертации стали работы по социологии права Макса Вебера. В диссертации мы основывались на его концепции существования трех последовательных фаз в истории развития права: обычая, конвенции и собственно права. Право в докапиталистическую эпоху носило принципиально иной характер, чем право в современный период, теории права античности также кардинально отличались от рационалистических доктрин Нового и Новейшего времени.

Научная новизна работы заключается в новом подходе к проблеме соотношения между теорией права Аристотеля й позитивным греческим правом. Впервые в отечественной историографии предпринимается попытка-систематического исследования обширного материала греческого позитивного права. Наряду с традиционными методами анализа источников используются и приемы юридического анализа.

Практическая ценность и структура работы. Практическую ценность имеет использование материалов диссертационного исследования в общих курсах по истории государства и права, а также в общих культурологических исследованиях, изучающих правовую культуру традиционных обществ. Структура работы соответствует задачам исследования, отражает логически три его этапа: позитивное греческое право, теория права Аристотеля и попытки ее претворения в реальную правовую практику.

sehen Rechts u. Staatsphilosop'nie (Neuer Kölner rechtswissenschaftliche Abhandlungen. B.3.) B.1955; Hamburger M. Morals & Law. The Gowth of Aristotle's Legal Theory. L.1951.

Апробация исследования. По теме диссертации неоднократно делались доклады на заседаниях кафедры истории древнего мира, конференции Вестника -Древней Истории в 1991г. Результаты исследования нашли отражение в публикациях.

II. Содержание диссертации и ее основные положения.

Композиционно работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение посвящено обоснованию темы исследования, формулировке его целей и задач, там же дается характеристика некоторых источниковедческих проблем, стоящих перед исследователем произведений Аристотеля. В числу этих проблем относятся прежде всего проблемы относительной и абсолютной хронологии его произведений и истории формирования аристоте-лианской традиции в античности и в средневековье. Во введении также характеризуются основные направления историографии по данной тематике.

Первая глава диссертации посвящена исследованию системы греческого позитивного права и истории правовой мысли в древней Греции. Она предваряется кратким обзором достижений мировой науки в истории греческого права за почти двухвековой период. В первом параграфе характеризуются основные этапы развития греческого права. Отмечается, что в последнее десятилетие значительно изменились взгляды ученых на возникновение, фукционирование и роль в традиционном обществе правовых институтов. Мораль, право и идеология признаются тремя формами психологического принуждения, сопряженными с политической культурой традиционного общества. Эти три механизма реализуют на разных уровнях общественного организма властные

отношения. Право современное и право традиционного общества существенно различаются между собой. Древнее право близко обычаю и конвенции. Два последних термина нуждаются в дополнительном разъяснении. Легитимность порядка может быть гарантирована внутренне, т.е. системой запретов, существующих внутри человека и извне, т.е. ожиданием специфических внешних последствий. При существовании конвенции или условности

о

ее значимость гарантирована "возможнстью того, что любое отклонение внутри определенного круга лиц натолкнется на относительно общее и практически ощутимое порицание", при существовании права "порядок внешне гарантирован возможностью морального или физического принуждения", осуществляемо го группой лиц, в чьи непосредственные функции входит охранять порядок или предотвращать его нарушения посредством силы."3 Грани между обычаем, конвенцией и правом нечеткие к трудно уловимые. Наиболее полно право может быть описано через следующие признаки: 1) оно имеет авторитарный, властный характер; 2) к нарушающим его применяется санкция; 3", его применение охватывает сферу должного; 43 оно яел?г . "ценностно отнесенным!!; 5) методически организовано в си V

а

му; 6) имеет также и временную организацию.

7

Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М.1988. С.78.

о

Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. üaO-

раныые произведения. МД990. С.640. q

Fikentscher W. Synepeik u. eine synepeische Definition des Rechts // Entstehung u. Wandel rechtlicher Traditionen.

l-tßViL

Наиболёе раннее из дошедших до нас письменных свидетельств о правовом процессе-описание тяжбы, изображенной на щи те Ахиллесе в 18-оЯ песне Илиады. В дополнений период право в древней Греции уже не было обычным, т.к. оно было'основано не на авторитете, традиции, а на представлениях о легитимности власти басилевса. Оно изначально носило формальный, конкретный, реальный характер, было преимущественно деликт-ным и основанным на так называемой "самопомощи11, т.е. вся инициатива в правовом процессе принадлежала истцу, как правило, он сам и должен был осуществлять приговор басилевса. Имевший властные функции судья--баси леве лишь старался ограничить эту самопомощь. В гомеровский период при отсутствии единого гражданского колликтива с унифицированным правом господствовал юридический плюрализм, так как существовало по крайней мере три параллельных социальных организации-род, община и аристократический клан. Обычного права в понимании М.Вебера, как "не гарантированного внешним образом правила, которым действующее лицо фактически руководствуется добровольно...и вероятного следования которому оно...может ожидать от людей того же круга."-1 не существовало уже в гомеровской Греции.

Основным достижением эпохи великих греческих законодателей (у11-у1 ев. до н.э.) явилось создание писаного законодательства. Фигура эсимнета-устроителя и номотега-законодателя была центральной для того времени. Зсимнеты и

МипсЬеп-РгезЬигй,1Й80. 3.96.

10 Вебер М. Ук. соч. С.634.

законодатели являли собой яркий пример политических деятелей, легитимность чьей власти была основана на вере в них, как харизматических выразителей воли божества Спо выражению М.Вебера). В диссертации подробно рассматриваютя свидетельства о законодательстве Драконта и Солона. Суть реформ последнего состояла в создании специального судебного оргаиа-народного суда (гелиэи), предоставлении любому гражданину права обращения с жалобой в нее на несправедливое решение его тяжбы магистратом, лимитация наказаний, налагаемых должностными лицами. Правовая реформа Солона положила начало исключительной юрисдикции демоса в народном собрании и народном суде-гелиэе.

V в. до н. э. можно охарактеризовать как время появления и роста политического и правового суверенитета афинского народа. После реформ Кл^сфена возникает и получает развитие новое правовое понятие-^оиоо, закон, пришедший на смену •вЕацосг-установлению. Обязывающий смысл номоса проистекает не из внешнего по отношению к общине авторитета законодателя, но из готовности каждого ее члена безусловно повиноваться норме. Норма носит всеобщий, предписывающий, прескриптивный характер. Пик суверенитета демоса в вопросах юстиции приходится на время Эфиальта. С 20-ых годов V в. до н.э. в греческом праве нарастают кризисные моменты.

Несовершенство законодательства было одной из причин, приведших к политическому катаклизму конца V в. до н.э. Вопрос о реформировании всего кодекса законов был поставлен после олигархического переворота, а сама реформа затянулась на десятилетия-с 413 по 399 гг. до н.э. Лозунгом политических дискуссий того времени стала проблема хахрюа •жоА.шела и

и7<>аф00 Y<otioc. После окончании ревизии законов была произведена их запись, к которой мог обратиться каждый гражданин.

с iv века до н. э. господствует новая сложная процедура номотесии-принятия законов. Появляется представление о чет-кок разграничении между псефисмой - постановлением народного собрания и законом - номосом. В Афинах складывается оригинальная система законодательства, основанная на балансе между двумя центрами правоприменения и толкования законов -экклесией и дикастерием. Афинский дикастерий осуществляет активную экспансию в полномочия других органов политической власти. Меняется содержание многих политически важных исков - еша7 regtet, ТрафТ) нара^оцоя), ТР^ФТ) sirLteßeioi) •ÖEIT>CU. Усложняется процедура жеребьевки судей и магистратов по ди-кастериям. Распространяется в ' дополнение к старой бихрартг'рю. ноеык процедурный иск-тсаратрафт). iv в. до н.э. -время бурного развития частного прар», появляются öiaeai te/\.'jL'i>Lceai, öLseai и öiaeai eyiTCopiseau В этот же

период возрастает роль письменных свидетельств в суде, заве-дания и договоры (спл^т]аеп) начингт представляться исключите льн: е письменном виде. В .уголовном праве растет роль Ареопага. В целом необходимо отметить, что з этот период развитие права разительно отличается от предыдущего периода попытками произвести его модернизацию и приспособить к нуждам меняющейся жизни.

Необходимо отметить и большое своеобразие отдельных институтов греческого права. Деление древнегреческого права на отрасли отсутствовало, поэтому применяемое в научных целях, оно является чисто условным. Публичное, уголовное и священное праЕо составляют такой первый крупный тематический

блок. Среди исков, которые можно отнести к публичноправоЕык необходимо назвать Созещасла, evDví>cil, xpo^oArj, a%ajojj¡, ефтjjeolg, si>Seií;io, аяо7ра<рг), <расяа. В публичном праве одним из распространенных видов наказаний была атимия, лишение гражданских прав, полное или частичное. Существовала и наследственная атимия, распространявшаяся на потомков совершившего преступление. Атимия - универсальное средство защиты общины от лиц, преступивших ее законы.

Иски, касающиеся убийств, относились к группе частных исков. Их возбуждали родственники убитого. В Афинах отсутствовала система государственного сыска и общественное обвинение по уголовным делам. Уголовное преследование зависело исключительно от инициативы частного лица. Это сочеталось с жесткими и слабо дифференцированными пенальными санкциями. Уголовное право-наиболее плохо поддающаяся изменениям часть древнегреческого права. Единственной серьезной новацией в афинском уголовном праве можно считать дифференциацию судебных коллегий в зависимости от типа убийства (предумышленное, непредумышленное, в порядке самообороны и т. д.). Священное право, как отдельная отрасль не выделилось в греческом праве, отсутствовало понятие, аналогичное римскому fas. Становление и развитие греческого права было до известной степени свободно от влияния религии.

Следующий единый правовой блок , рассмотренный в диссертации, - это ойкосное я имущественное право. Полисное право взаимодействовало с. ойкосным по нескольким направлениям. К компетенции оякосного права относилось наследование, брак, усыновление. Женщины и дети выступали как объекты ойкосного права. Своеобразный характер носило и право собственности.

Самого ПОНЯТИЯ собственности, аналогичного РИМСКОМУ dominium или сов'.ременному не было. В аттическом праве отсутствовала

концепция абсолютных прав на вещь одного лица, вещные праЕа

- н

носили кокретный и временный характер. Существовал и целый ряд неких "типических" прав на вещь, которые могли быть про-тиво: .поставлены друг другу или поставлены в ряд, ко иерархической структуры: распоряжение-владение-собственность не было. Такой взгляд подтверждается существованием двух универсальных исков об имуществе в греческом праве - OiaSiaeaoux и бьает) е£ог)Лт)ст.

В древнегреческом праве таюке отсутствовало понятие обязательства как свнсывающей силы между двумя персонами (римское vinculum iuris). Субъективная сторона контракта,, выражающаяся в добровольном характере обязательства с обеих сторон, появляется сравнительно поздно, в римское время, а в развитом виде - в европейском праве Нового времени.

Необходимо подчеркнуть, что само понятие греческого права было очень неоднородно. Единого греческого права фактически не существовало. Каждый полис имел свою правовую систему, тенденция к. унификации стала проявляться лишь в сфере торгового права в iv в. до н. э. Можно выделить две культурно-правовые традиции - дорийскую и ионийскую. Древнегреческое право имеет следующие характерные черты и особенности: 1) политика и право имели первенство перед моралью; 2) юридический процесс носил не характер свободного арбитража, но властного решения судьи; 3) система права состояла в совокупности исков; 4; судебный процесс носил состязательный характер; 5) отсутствовало обычное право; 6) большинство исков носило деликтный характер; 7) отсуствовало разделение

на ÍU3 in гев И ius in personan; 8) ОТСуТСТВОВаЛИ СОЦИаЛЬНЫе

группы с определенным правовым положением. В греческом, праве в

господстовали простые и архаичные юридические идеи, не менявшиеся в течение столетий. Отсутствие общих, гомогенных, абстрактных, рациональных юридических идей - характерная черта греческого права.

Во втором параграфе первой главы диссертации прослеживаются основные направления развития юридической мысли и правосознания в Греции от Гомера и Гесиода до Платона. Особое внимание уделяется правовым взглядам философов: Анакси-мандра, Гераклита, Парменида, Змпедокла. Солона, софистов СПротагора, Горгия, Гиппия, Антифонта, Ликофрона и Алкида-маХ Рассматриваются также правовые взгляды, отраженные в греческой научно-исторической литературе: в трудах Гиппократа, Геродота, <$укидида, Ксенофонта. Появлению научного гения Аристотеля предшествовала обширная научно-философская традиция, отдельные представители которой оказали на него большое влияние. Наибольшая заслуга Стагирита заключалачь в осуществлении им синтеза правовой практики и философского осмысления права.

Во второй главе диссертационнного исследования рассматриваются основы правовой теории Аристотеля. Подчеркивается, что появление новой концепции права Стагирита связано с изменениями в афинском позитивном праве iv в. до н. э. Аристотелевой логикой были заложены основы методологии формально-праьовых систем. Ее категориальный аппарат перешел в римскую, а j-атем в современную юридическую науку. На складывание Формальной логики большое влияние оказало позитивное греческое право и правовой процесс, ряд логических категорий име-

ет явные правовые корни, да и само слово эеагт)Тор!.а происходит от названия обвинительной речи в суде.

Важнейшей составляющей частью правовой теории Аристотеля является учение о соотношении права, справедливости и равенства. В диссертации это учение анализируется в его историческом развитии: от ранних сочинений Аристотеля С в основном логических) до его наиболее зрелых работ. В Топике, Протрелтике, трактате "О справедливости" Аристотель полемизирует с точкой зрения Платона в Софисте, Политике и Государстве. Проблема права и власти изначально является для Аристотеля проблемой социологической. Представление об обществе, как о некой макросистеме, все компоненты которой должны находиться в равновесном друг по отношению к другу состоянии для обеспечения ее максимальной устойчивости, приводит к пониманию справедливости к права, как относительного равенства. Аристотеля можно считать основателем теории систем, да и само слово а-ио'стщ.а «De ^en. An im. иг i ?52a7) впервые встречается в его произведениях. Идеей права как равенства проникнута v книга Никомаховой этики, где Стагиритом анализируются три основных вида относительного или пропорционального равенства. Со свойственной ему научной дотошностью он совершенно по-иному определил место правоотношений, основанных на равенстве, решительно перенеся их в сферу экономики и обмена. В концепции Аристотеля трех видов частной правосудное™ очень ярко проявился материальный, вещный характер греческого позитивного права. Результатом- любого действия человека, связанного с материальными благами является нажива Сэгер'Чю) одного и уоыток ((дг^исОдругого. Смысл действия пра-боеого механизма, состоит в компенсации вреда CßbaßTj) претор-

певшей убыток стороне. Парадигма трех видов правосудности: распределительной Сю бьа-Ремлтиаео'»)), направительной Сбюрфсоизеоч^и реципрокной Oto aiHi%exoi>'docü описывает всю сферу частного имущественного права.

Кроме вышеприведенного разграничения различных сфер права Аристотель делит его на существующее по природе Сэеа%а <pvoii>) и существующее по закону Сэеа%а 1>оцот>). Современные исследователи, сторонники естественно-правовой философско-научной доктрины видят в этом разделении корни юснатурализ-ма. В диссертационном исследовании предпринимается попытка доказать, что такой взгляд грешит известной модернизацией правовой теории Стагирита. Рассуждения о "природном праве" имели для него скорее историко-философское значение, как суммирование мнений предшественников, которые он подверг критике и анализу. Его концепция в целом не выходит за рамки высказываний софистов. В отличие от анализа частного права Сю эеата цероа бьгеают)}, в котором в концентрированной форме отражены характерные черты греческого позитивного права, спекуляции о естественном праве не имеют никаких связей с реальностью.

Социология права Аристотеля стала основой его политологии в iv-ой, v-ой и vi-ой книгах Политики. Он считал полис основанным на определенных принципах права, нарушение которых ведет к замене существующего конституционного строя.

Важнейший комплекс теоретико-правоведческих проблем у Аристотеля связан с понятием закона и его толкования. Стаги-рит решительно отвергает представление о чисто конвенциональном характере права'и закона, настаивая на их имманентных, телеологических свойствах. Греческое позитивное право не

существовало вне закона, оно все было сосредоточено в нем. Так же и для Аристотеля не существует никакого права вне закона. Закон, как чистое выражение разума, некий порядок, вечная, имманентная субстанция, противостоит произволу человека. Стагирит, как и Платон убежден, что источник закона не физическая природа, но человеческий разум. Ему не удалось преодолеть в своей теории разрыва между природой, с одной стороны, и разумом и законом-с другой. В произведениях Аристотеля отсутствует четкая характеристика связи природы и закона, большей проработанностью отличается концепция связи закона и власти. В Политике он формулирует теорию взаимозависимости различных типов закона и типов политических устройств. В демократиях правление закона связано с преобладанием в обществе среднего класса, а псефисмы - с неограниченной властью беднеиших слоев демоса. По-видимому, Аристотель под лучшей демократией, характеризуемой правлением закона, подразумевает политический режим, существовавший в Афинах во время казначейства Ликурга.

Стагирит различает закон писаный С^оцоа тетрсхщА£т>осОи закон неписаный С^о;хоо атрасрост). Р.Хирцель и вслед за ним практически все исследователи древнегреческой философии права понимали под "неписанным законом" либо обычное право, либо так называемое "естественное право". Понятие неписаного закона появилось вместе с софистикой, однако оно было весьма неопределенным. В частности, в Риторике Аристотеля в 10-ой и 13-ой главах 1-ой книги содержатся два противоречащих друг другу высказывания по этому поводу. В диссертации доказывается, что хотя Стагирит и предпринимал попытки создания единого систематизированного понятия закона, ему это не вполне

-1У-

удалось. Атрскроо т>оцоа Аристотеля в разных контекстах близок по своему смыслу понятию прескриптивного предписания общечеловеческой морали, с одной стороны, и понятию прескриптивных поведенческих норм, господствующих в данном конкретной обществе, с другой. А7ра<рост 1>оцост, если применить к нему определение М.Вебера, это некая конвенция, условность, нарушение которой предполагает диффузную санкцию со стороны всего общества.

Для последующей античной теоретико-правовой традиции большое значение имела теория "одушевленного закона" С^о^оа вцфихоа), обоснованная Стагиритом в т книге Политики и развитая в период эллинизма философами-пифагорейцами Экфан-том, Диотогеном, Сфениадом и Псевдо-Архитом. В недавно обнаруженной арабской рукописи трактата "Письмо к Александру о политике по отношению к городам," приписываемого Аристотелю, также развивается идея монарха, как одушевленного воплощения закона. Эта концепция особой легитимности власти монарха и его исключительного авторитета в области законотворчества и правоприменения оказала влияние на формирование идеологии эллинистической монархии.

Для римской и европейской юридической науки особую роль играло учение Аристотеля о толковании закона Стак называемая exiet.aeei.cO. Стагирит стал основателем юридической герменевтики. Он указал на неизбежное существование напряжения между законом и конкретностью правовой практики, поскольку любой закон носит всеобщий хзарактер и не может охватывать действительность во всем ее многообразии. Суть процедуры толкования, по Аристотелю, состоит в суженной, рестриктивной интерпретации закона по сравнению с его общим, логически широким

смыслом. Несмотря на то, что аристотелева концепция толкования закона не нашла отражения в реальной правовой практике, имея преимущественно логический, а не юридический характер, ее влияние на последующие теории было огромным. Она стала своеобразным протестом великого философа против формально-механического применения законов в дикастерии. Римская ае-quitas - наследница аристотелевой . Однако римская aeguitas носит строго юридический характер, логический анализ составляет лишь ее часть. Классические принципы римского толкования законов имеют корни в теории риторики Аристотеля Счетыре status legal is Цицерона).

Исключительное значение имеет и попытка Аристотеля выявить субъективную сторону правоотношения. В позитивном древнегреческом праве преобладал объективный, строго формальный подход к правовому акту, субъективное отношение индивида к совершаемому им правовому действию не учитывалось. Аристотель проявлял глубочайший интерес к поведению индивида и его мотивации. Особую роль это играет в криминологии, основы которой были заложены Антифонтом и Платоном. Вопрос о произвольности и непроизвольности действий человека становится для Аристотеля центральным. Он создал теорию трех степеней субъективной виновности человека, совершившего преступление. Рационалистическая концепция добровольност/. действий (в ее основе лежит проблема осознания индивидом своих действий и их последствий), расширение границ вменяемых действий легли в основу всех западноевропейских кодексов уголовного права. В них фигурируют преступный умысел, небрежность и несчастный случай, как три степени субъективной вины Ca6i3er)p.a-doius; anapa-nna-cuipa; axuxwa-casus)- Концепция наказаний и их

социальной, воспитательной функции у Аристотеля в значительной степени сложилась под влиянием Платона. Наказание в частном праве - это воздаяние, месть за совершенный проступок Oup-copicO. Наказание, осуществляемое государственной властыо-это воспитание граждан и их "направление" к лучшей жизни CaeoXaoi-a). ■

Некоторые ученые видят в разделении Аристотеля 0"и"РосАЛа7цат;а на axovoia и saeovoia аналог римского членения obligatio на ex contractu И ex delicto. В ДИССертацИОННОМ исследовании доказывается, что такой взгляд переоценивает степень развитости теории обязательственного права у Аристотеля. Всякие попытки модернизации учения Стагирита приводят к искажению его смысла. Его влияние на римское право и классические юснатуралистские доктрины хуп-хушвеков было опосредованным. Аристотелева теория права несет на себе заметные, следы архаизма, проявлявшегося в исключительной роли, которую в нем играли деликты и уголовное право. Он в значительной мере синтезировал правовые взгляды своих предшественников, причем наибольшее влияние на него оказали Платон, софисты и оратсры.

В третьей главе диссертации исследуются дискуссии о праве в среде перипатетиков, в основном на примере взглядов Феофраста, а также правовая реформа Деметрия Фалерского, как попытка реализации некоторых положений учения о праве Аристотеля. Феофрасг был ярким представителем научного энциклопедизма, сторонником •"многсзнания" о какой-либо предмете, состоявшем в знании совокупности шиший предшественников и известных Фактов. Установка на сбор и систематизацию фактического материала определяла направление развития всой эллк-

нистической науки. Сочинение Феофраста "О законах" было настоящей энциклопедией права греческих полисов, но не имело характера аналитической юридической работы.

Законодательная реформа Деметрия осуществлялась в следующих направлениях: 1) проведение имущественного ценза и создание цензовой конституции; 2) учреждение коллегии из 7 номофюлаков, в чьи функции входило надзирать за соблюдением законов в суде и народном собрании; 3) расширение правовой компетенции Ареопага; 4) замена выбора магистратов по жребию выбором через голосование; 5) увеличение количества судей в процессах об эйсангелии до 1500; Б) предоставление номофюла-кам и Ареопгау исключительных прав возбуждения и рассмотрения исков ТР<*фт) парат)оцо?) и -Роцо1> цт] втих-лбею-р ■веиг'ои; 7) упорядочение формы контракта, его обязательная датировка и регистрация в государственном архиве; 8) ликвидация дорогостоящих частных литургий; 9) учреждение "полиции нравов"-коллегии гинекономов, наблюдавших за поведением женщин, пирами и погребальными обрядами. В диссертационном исследовании указывается, что большинство этих реформ было вдохновлено идеями Платона и Аристотеля. Таковыми были учреждение коллегии номофюлаков, контролирующей процесс правоприменения, и гинекономов, призванных следить за чистотой нравов и вопитывать добропорядочных граждан.

После окончания декаэтии правления Деметрия Фалерского в Афинах (317-307 гг. до н. э.) и его бегства в Египет, он продолжил попытки правовых реформ в государстве Птолемеев. Следы его законотворческой деятельности, хотя и косвенные, можно проследить в своде законов Александрии - Дикайомате. Наряду с этим он испытывает интерес к научным разработкам

правовых проблем, исследуя законодательство различных народов Азии. Эксперимент Деметрия по правовой реформе потерпел крах как в Афинах, так и в Египте.

В заключении подводятся краткие итоги работы. В отличие от римского права с его хорошо проработанной систематикой, стихия греческого права неуловима и переменчива, весьма трудно порой бывает уловить суть того или иного института или правовой идеи. Необходимо подчеркнуть глубокое своеобразие и архаизм греческого права, к нему нельзя подходить с мерками римского, или, тем более, современного права.

Аристотель впервые в истории греческой правовой мысли предпринял попытку некоторой систематизации права, подведения известных ему фактов правовой действительности под систему логических категория и понятий. Его метод в чем-то сродни методу М.Вебера, основной своей задачей считавшего создание категориального аппарата "понимающей социологии". В центре внимания обоих ученых находится индивид и его социальное действие, а не общество в целом. Отдельные общественные институты, в том числе и правовые; изучаются в той форме, в которой они являются значимыми для индивида, в какой он ориентирован на них в своих действиях". Три вида частной право-судности в V книге Никомаховой Этики - попытка создать идеально-логические типы правоотношений. Право у Аристотеля связано не только с межличностными отношениями преимущественно в экономической сфере, но и с осуществлением властных функций государства. Рациональная, сциентистская установка Аристотеля на познание права была развита в школе перипатетиков. Социальный эксперимент по широкомасштабным правовым реформам оказался неудачным. Наследие Стагирита стало бес-

-¿а-

ценным источником идей для последующей философско-правовой традиции. На него опирались римские юристы и ученые, средневековые европейские и исламские юристы, наконец, логико-правовые категории, выработанные Аристотелем, стали фундаментом формально-рационалистических теорий права Г.Гроция, Г.Б. Лейбница, С.Пуфендорфа, Ж.Бодена.

Публикации по теме диссертации:

1. Античность и компьютер // Информационный бюллетень Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при Отделении истории АН СССР. № 3, декабрь 1991. С.32-43.

2. правовая теория Аристотеля в современных зарубежных исследованиях (научно-аналитический обзор) ^Актуальные проблемы правоведения зарубежом. Реф. сб. ИНИОН АН СССР. - 1 п.л. В печати.

3. В соавт. с Литвиненко Ю.Н. Война и мир в греческой' истории // Война и мир во всеобщей истории. Межвуз. сб. ст. Ставрополь. В печати.

Подписано к печати 1t.0i.3Z,

Формат 60x90/16. Усл. печ. п. б- Уч.-изд.л. А Тираж 1100 экз. Заказ №. №1

Ордена "Знак Почета' издательство Московского университета. 103009, Москва, ул. Герцена, 5/7. Типография ордоаа "Знак Почета'' издательства МГУ, 119899, Москва, Ленинские горы.