автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Онтологические аспекты иранских влияний на раннюю греческую философию
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Вольф, Марина Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
§ 1. Методология научного исследования проблемы иранских влияний на раннегреческую философию.
§ 2. Ближневосточные влияния на греческую культуру периода архаики и формирования полиса как историко-культурная проблема.
§3. Историческое обоснование возможных иранских влияний на генезис греческой философии.
ГЛАВА II. ИРАНСКАЯ РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ.
ИРАНСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ГРЕЧЕСКОЙ ПРЕДФИЛОСОФИИ.
§ 1. Иранская мифо-религиозная традиция. Ее направления, актуальные для настоящего исследования.
§ 2. Элементы формирования предфилософии в иранской культуре.
§ 3. Индоевропейские мифологемы в греческой и иранской традициях.
§ 4. Греческая традиция о куретах и корибантах и иранские параллели.
§ 5. Иранские параллели в греческих теогониях. Эпименид, Рапсодическая теогония, Теогония Иеронима и Гелланика.
§ 6. Иранские параллели в орфическом учении.
§ 7. Философы или чудотворцы-предсказатели: к вопросу происхождения раннегреческой философии.
ГЛАВА III. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЗГЛЯДОВ ИОНИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПАРАЛЛЕЛИ С ИРАНСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ
§ 1. Античная традиция о контактах раннегреческих философов с иранским миром. Пифагор и Восток.
§ 2. Первый этап формирования онтологических и космологических воззрений милетцев. Онтология Анаксимандра и Анаксимена в ее сопоставлении с иранской традицией.
§ 3. Основные этапы исследования иранских параллелей в учении Гераклита.
§ 4. Концепция "мудрого существа" как объективной мирообразующей сущности и ее сопоставление с иранской традицией. Доктрина "логоса" через призму представлений о предопределении, судьбе и времени.
§ 5. Учение Гераклита о душе, истине и лжи в сопоставлении с орфическими и иранскими воззрениями.
§ 6. Эсхатологические представления у Гераклита и в иранской традиции.
ГЛАВА IV. КСЕНОФАН И ПАРМЕНИД КАК ФИЛОСОФЫ ЭЛЕЙСКОЙ
ШКОЛЫ И ИРАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ.
§ 1. Учение Ксенофана о "едином".
§ 2. Онтологические взгляды Парменида и их сопоставление с иранской традицией.
ГЛАВА V. ДОНАУЧНАЯ ОНТОЛОГИЯ И СОВРЕМЕННАЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ.
§ 1. Основное содержание донаучной онтологии. Специфика иранской религиозной онтологии.
§ 2. Реконструкция иранских доисламских онтологических представлений.
§ 3. Эвристический потенциал иранской дуалистической онтологии.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Вольф, Марина Николаевна
Актуальность диссертационного исследования
В научном сообществе бытуют две точки зрения на проблему генезиса греческой философии. Сторонники одного направления отстаивают полную самобытность греческого теоретического мышления, сторонники другого склонны сводить все к прямым заимствованиям с Востока. Вопрос о восточных влияниях на зарождение и развитие греческой философии оказывается более сложным. Ни сторонники автохтонного происхождения греческой философии и науки, ни принявшие противоположную точку зрения и подчеркивающие ориентальные истоки космологических учений древнегреческих мыслителей У1-У вв. до н.э. не смогли дать картины, которая бы всесторонне отражала реальное положение вещей, и задача создания такой картины до сих пор стоит весьма остро.
Для поиска более или менее перспективных подходов к решению проблемы генезиса философии необходимо комплексное рассмотрение ситуации единого культурного пространства, сложившейся в Средиземноморье в период VII-V вв. до н.э., которая не могла не оказать влияния на развитие эллинского мира. Восточные влияния на греческую культуру соответствующей эпохи, бесспорно, имели место, хотя к простому заимствованию они никак не сводились. На наш взгляд это справедливо и для интересующих нас в первую очередь возможных иранских влияний на возникновение и становление ранней греческой философии. Если признать возможность восточных влияний, в том числе и иранских, тогда, исходя из этого, необходимо решить вопрос о формах и типах этого влияния (прямое, опосредованное, взаимное) и его реальной значимости для развития философии, т.е. понять, насколько «слепо» следовали философы (если следовали вообще) за иранскими образцами. А в таком случае нужно определиться с тем, как решать этот вопрос, определить способы его решения.
Нужно учитывать и тот факт, что до настоящего времени вопросы, связанные с комплексной оценкой восточных, и особенно иранских влияний, на становление ранней греческой философии поднимались, как правило, историками (как античниками, так и иранистами) или филологами, а не историками философии, хотя, возможно, именно историко-философские основания, т.е. взгляд на проблему изнутри самой философии, способны дать удовлетворительные результаты. Таким образом, становится совершенно ясно, что тема недостаточно разработана в историко-философской науке, и это со всей очевидностью указывает не только на новизну, но и на актуальность поднятой тематики.
В диссертации рассмотрен вопрос о существующих параллелях между элементами раннегреческой философской мысли (на материале оригинальных фрагментов ранних греческих философов и их русских переводов) и иранской мифо-религиозной традиции, которая в диссертации понимается достаточно широко и включает дозороастрийские формы религии, зороастризм и зурванизм. Осуществленный в связи с решением указанной историко-философской задачи анализ онтологического содержания иранской предфилософии обусловил необходимость исследовать также структуру донаучной онтологии как таковой, чтобы определить специфику вклада в нее иранской предфилософской мысли.
Предложенное в диссертации цельное описание проблематики, возникающей при постановке вопроса об иранских влияниях на раннюю греческую философию, позволяет осуществить более продуктивный, чем в уже имеющихся публикациях анализ значительного пласта текстовых (в широком смысле этого слова) параллелей между указанными традициями, т.е. позволяет выявить те культурные (текстовые) элементы, для которых оправдано предположение об их возможном иранском происхождении и, тем самым, поставить вопрос о возможном возникновении и становлении некоторых философских учений не без влияния иранской мифо-религиозной традиции.
Степень разработанности проблемы. Вопрос о ближневосточных влияниях как «lux ex Orient» давно и активно разрабатывается в научной литературе. При этом внимание исследователей направлено в основном на Месопотамию и ее влияние на язык, миф, культ, ритуал и искусство Греции периода Гесиода и Гомера. В особенности хочется отметить труды швейцарского специалиста в области древнегреческой филологии, философии и религии Вальтера Буркерта, его библиография по компаративным исследованиям Востока и Греции насчитывает свыше тридцати работ, значительная часть которых - монографии, наибольшее значение из них имеют "Die Orientalisierende Epoche in der griechischen Religion und Literatur" [135]; "Homo necans. Interpretationen altgriechischer Opferritus und Mythen" [138]; также коллективную монографию Assmann J., Burkert W., Stolz F. "Funktionen und Leistungen des Mythos. Drei altorientalische Beispiele" [127]. Из отечественных исследований отметим работу В. П. Яйпенко "Архаическая Греция и Ближний Восток" [123].
При всей активности в разработке данной общей тематики исследователи практически не касаются вопроса о влияниях Ирана на Грецию, и тем более остается в стороне предфилософский и философский элемент греческой культуры, особенно раннего периода. Нужно отметить, хотя это имеет малое отношение к нашему исследованию, что ситуация значительно улучшается по мере хронологического продвижения от ранней греческой философии к античной классике (особенно Платон и Аристотель) и периоду эллинизма и позднего эллинизма, не говоря уже о раннем средневековье.
Отметим, что в современных зарубежных исследованиях фактически отсутствуют работы, в которых вопросы восточных влияний на раннюю греческую философию рассматривались бы в общем (обобщающем) виде, за исключением исследования M.L. West "Early Greek Philosophy and the Orient" [174], в которой, помимо иранских, широко освещены месопотамские и индийские параллели, а сама работа не лишена недостатков в методологическом плане. Другой значимой работой является статья В. Буркерта "Iranisches bei Anaximandros" [136], но она не дает общей картины иранских влияний на ранний период философии. В отечественной науке (и философской в том числе) специальных исследований по данной проблематике нет. Существует статья A.B. Лебедева "ТО APEIRON: не Анакси-мандр, а Платон и Аристотель" [67, 68], в которой он указывает на иранские влияния на философию Анаксимандра, но во многом опирается на М. Уэста. Упоминают, без какого-либо специального исследования и ссылкой на определенных авторов об иранских влияниях на греческую философию И.Д. Рожанский [92, 93] и JI.A. Лелеков [72, 73]. Таким образом, тематика, составляющая предмет диссертационного исследования, оказывается в науке мало разработанной.
Это обстоятельство является существенным препятствием для осмысления влияния истоков онтологического дуализма на намечающиеся тенденции в современной научной онтологии.
Диссертационное исследование преследует троякую цель:
1) нарисовать целостную картину проблематики, возникающей при попытке проанализировать параллели между двумя интересующими нас традициями;
2) проанализировать становление космологических и онтологических воззрений в учениях раннегреческих философов и их схождение с иранской традицией, с целью выявить либо их возможный иранский фон, либо возможное обратное влияние сложившейся античной философии на иранскую письменную традицию;
3) исследовать структуру донаучной онтологии, с тем, чтобы определить место в ней и специфику онтологического дуализма и осмыслить влияние иранских истоков на намечающиеся тенденции в современной научной онтологии.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих конкретных исследовательских задач:
- представить как можно полнее и целостнее комплекс вопросов, возникающих при обращении к проблеме иранских влияний и определить через полную картину проблематики возможных иранских влияний на раннюю греческую философию методологические аспекты дальнейшей работы с существующими параллелями;
- обосновать возможность иранских влияний на философскую составляющую греческой культуры указанного периода через исследование и анализ социокультурного фона взаимодействий между указанными традициями в его исторической перспективе;
- проанализировать параллели между иранской традицией и греческой предфилософией как периодом, непосредственно предшествующим возникновению греческой философии и установить возможность иранских влияний в этот период;
- исследовать формирование онтологических взглядов в системе ионийской философии в сопоставлении их с иранской традицией с целью установить их возможное иранское происхождение или обратное влияние античной философии на иранскую традицию;
- сопоставить онтологические воззрения Парменида с иранской традицией, поскольку с италийской философией (за исключением Пифагора) параллели до сих пор не проводились, и возможность иранского влияния не обсуждалась;
- осуществить реконструкцию общей картины донаучной онтологии и выявить место в ней иранской дуалистической онтологии в общей картине имеющихся онтологических построений;
- провести реконструкцию иранской онтологии с целью исключить или подтвердить возможное влияние античной философии на иранскую традицию и наметить подходы к объяснению существующих параллелей;
- рассмотреть вопрос об иранских истоках формирования современных научных метафор, апеллирующих к онтологическому дуализму.
Методологические основы диссертационного исследования.
Для проведения анализа параллелей был избран комплексный методологический подход в рамках компаративистской методологии, который обусловлен в первую очередь отсутствием каких-либо текстовых источников или свидетельств, в которых факт иранского влияния был бы непосредственно зафиксирован. В связи с этим предложен гипотетический подход к данной проблематике: фиксируется не факт влияния, а только его возможность. Кроме того, определяющим для выбора методологии было состояние источников, как греческих, так и иранских, которые сильно фрагментированы и зачастую относятся к более позднему времени. При работе с древними иранскими текстами возникают известные затруднения с переводом. Что касается средневековых текстов, не нужно забывать о влиянии на пехлевийскую (среднеперсидскую) литературу сформировавшейся античной философии (Платона, Аристотеля). В силу этого внимание в исследовании направлено не только па текстовый материал, но и привлекается широкий круг дополнительных материалов, включая миф и традицию ритуала как текст, эллинские исторические свидетельства. Помимо историко-философского, к решению проблемы привлекаются подходы других наук - античной истории, истории иранских племен и Древнего Ирана, филологии, истории религии и культуры, а также археологические, этнографические данные и проч. Подобный взаимодополняющий подход представляется весьма результативным для достижения поставленной цели. Следующим шагом должен быть сознательный отход от поиска прямых текстовых соответствий и «калькирования», гораздо более продуктивным в данном случае представляется выделение идейных, концептуальных, сюжетно-типологических параллелей и их анализ.
В диссертации также использованы методы категориального, структурно-типологического, сравнительно-исторического анализа, метод логико-исторической реконструкции. Методически важным для данного исследования является рассмотрение философской проблематики непосредственно в связи с со-цио-историческими условиями в период генезиса философии.
Научная новизна.
1. Впервые в отечественной науке и спустя более тридцати лет после выхода работы М. Уэста (1971 г.) поставлена проблема иранских влияний на раннюю греческую философию и осуществлено специальное комплексное исследование этой проблемы;
2. Иранские параллели впервые рассматриваются в контексте специального внимания к теме формирования онтологических воззрений ранних греческих философов ионийской школы и школы элеатов;
3. Впервые проведена реконструкция иранской онтологии с целью исключить или подтвердить возможное влияние античной философии на иранскую традицию и наметить подходы к объяснению существующих параллелей;
4. Впервые осуществлена реконструкция общей картины донаучной онтологии и определено место в ней иранской дуалистической онтологии в общей картине имеющихся онтологических построений и ее эвристическая роль в процессе формирования современных научных метафор.
Результаты настоящего исследования заключены в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту.
1. Анализ сопоставления воззрений ранней греческой философии и иранской традиции в их историко-социокультурном контексте не дает четких и определенных результатов, на основании которых возможно однозначно признать иранские влияния на формирование и становление ранней греческой философии.
Опровергнуть возможность таких влияний также не удалось.
2. Анализ формирования онтологических воззрений в ранней греческой философии и реконструкция онтологических взглядов в иранской религиозной традиции позволяют признать приоритет гипотезы обратного влияния классической греческой философии на иранскую письменную традицию.
3. Иранская дуалистическая онтология есть необходимый элемент структуры донаучной онтологии, и занимает значимое место в современных философских концепциях, она играет значительную роль в формировании современных научных метафор, и обладает достаточной эвристическим потенциалом для пересмотра традиционной западноевропейской парадигмы, установившейся в иудео-христианской традиции.
Практическая значимость работы
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для конкретизации картины онтологических аспектов донаучных форм мировоззрения, дальнейшей разработки проблем ближневосточных, в частности, иранских влияний, на генезис греческой философии, для решения проблемы генезиса философии в целом. Кроме того, результаты могут быть включены в курсы лекций по онтологии и теории познания и истории философии для студентов и аспирантов, использованы при подготовке специальных курсов по историко-философской тематике, компаративистике.
Апробация работы
Основные положения диссертационной работы освещались в докладах на научных семинарах кафедры гносеологии и истории философии философского факультета НГУ, на научных семинарах сектора истории философии Института философии и права СО РАН, г. Новосибирск; на Международных студенческих конференциях, проходивших в г. Новосибирске (1999, 2000, 2001 гг.), на Всероссийской научной философской конференции в г. Кемерово (2000 г.), на Летних философских школах НГУ (г. Новосибирск, 2001 г., 2002 г.), на Международной научной конференции, посвященной 60-летию Философского факультета МГУ в г. Москве (2002 г.), на III Российском философском конгрессе в г. Ростове-на-Дону (2002 г.), на конференции молодых ученых (Институт философии и права СО РАН, г. Новосибирск, 2003 г.). Результаты исследования представлены в тринадцати научных публикациях, которые отражают основное содержание диссертации.
Список опубликованных работ по теме диссертации
1. О возможности заимствования раннегреческими философами элементов иранской культурной системы // «Студент и научно-технический прогресс»: Материалы XXXVII междунар. науч. студенч. конф.: Философия / Новосиб. ун-т, Новосибирск, 1999. - С. 77-78
2. Сочинение Парменида "О природе" и зороастрийское учение: проблема параллелей // "Первые кузбасские философские чтения": Материалы Всероссийской научной конференции, Кемерово, 5-6 октября, 2000 г. - Кемерово: «Кузбас-свузиздат», 2000. - С. 222-224.
3. Историческое обоснование возможных иранских влияний на генезис греческой философии // «Студент и научно-технический прогресс»: Материалы XXXIX междунар. науч. студенч. конф.: Философия / Новосиб. ун-т, Новосибирск, 2001.-С. 17-19.
4. Проблемы иранских влияний на греческую культуру эпохи генезиса философии // Философия: история и современность. 1999-2000. Сб. науч. тр.: Ин-т философии и права Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН /Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. - С. 111-131.
5. Элементы пифагорейских идей и иранского религиозного учения в ран-негреческой философии // Гуманитарные науки в Сибири. - 2001. - № 1. - С. 3234.
6. Философы или чудотворцы предсказатели: к вопросу происхождения раннегреческой философии // Образ философии в XXI веке. Сборник научных трудов Летней Философской школы «Голубое озеро-2001». - Новосибирск.: Новосиб. гос. ун-т, 2001. - С. 127-131.
7. Бытие в учении Парменида и Ахура Мазда иранской традиции: параллели // ЧЕЛОВЕК - КУЛЬТУРА - ОБЩЕСТВО. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. - В 4 т. - Т. 1. - М.: «Современные тетради». 2002. - С. 9-11.
8. Два пути постижения бытия у Парменида и иранская традиция // Гуманитарные науки в Сибири. - 2002. - №1. - С. 14-18.
9. Учение Гераклита о душе и параллели с иранской традицией // Перспективы философии и философского образования в XXI веке: Сборник научных трудов Летней Философской школы «Голубое озеро 2002». - Новосибирск: Изд-во НГУ, 2002.-с. 176-179.
10. Методологические аспекты исследования проблем иранских влияний на раннегреческую философию // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. - Материалы III Российского философского конгресса. - Ростов-на-Дону, 16-20 сентября, 2002 г. - с. 4-5.
11. ГО ХОФОЫ Гераклита и MAZDA Заратуштры // Философия: История и современность. 2001-2002. - Сборник научных трудов. - Новосибирск, 2002. - с. 167189.
12. Реконструкция онтологических представлений в иранской доисламской религиозной традиции // Гуманитарные науки в Сибири. - 2003. - № 1.-е. 35-40.
13. Анаксимандр и иранская традиция // Вестник НГУ. Серия "Философия". - 2003. - В печати. - 1 п.л.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 177 наименований. Общий объем работы -213 стр.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Онтологические аспекты иранских влияний на раннюю греческую философию"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Следуя поставленной цели, мы в своей работе стремились представить по возможности более полную картину той проблематики возможных иранских влияний на генезис ранней греческой философии, благодаря которой возможность влияний иранских концепций на формирование раннегреческой философской мысли в научных кругах все еще имеет статус проблемы. В данном исследовании были проанализированы параллели между двумя интересующими нас традициями на материале некоторых предфилософских традиций и философских учений раннего периода, содержащих эти параллели, с целью выявить их возможный иранский фон. В результате работы было подтверждено наличие проблемного поля в исследовании возможных иранских влияний, которым многие исследователи склонны пренебрегать.
2. В исследовании решалась задача определения методологических аспектов работы с существующими греко-иранскими параллелями. Для проведения такого рода исследования был предложен особый комплексный методологический подход в рамках компаративистской методологии. Этот подход был обусловлен в первую очередь отсутствием каких-либо текстовых источников или свидетельств, в которых факт иранского влияния был бы непосредственно зафиксирован. В ходе работы была доказана обоснованность, применимость и продемонстрирована результативность предложенной методологии.
3. В рамках решения задачи обоснования возможных иранских влияний на философскую составляющую греческой культуры указанного периода был проведен анализ социокультурного фона взаимодействий между греческой и ближневосточной традициями, начиная с периода крито-микенских контактов с Египтом. Этот анализ позволил представить обширный научный материал, демонстрирующий параллелизм многих греческих мифологем с ближневосточной традицией. Это позволяет констатировать наличие ближневосточных влияний на греческую культуру, что, в свою очередь является дополнительным аргументом в пользу возможных греко-иранских взаимодействий и заимствований.
Нами дано историческое обоснование возможных иранских влияний. Поскольку исторические данные позволяют исключить независимое социальнокультурное развитие иранской и греческой традиций, то они свидетельствуют в пользу вывода о возможности заимствования греческими философами некоторых иранских образцов. Существенное число иранских параллелей во фрагментах ранних греческих философов также позволяет ставить вопрос о возможных иранских влияниях как на греческую культуру в целом, так и на раннегреческую философию в том числе.
Использование историко-генетического подхода к сопоставлению иранской и греческой культур с момента их сопряженного исторического развития также позволило существенно приблизить нас к решению проблемы возможных иранских влияний. С момента появления иранцев на географической, а затем и на политической карте того времени, а еще более явно - со времени акмэ Гераклита, ок. 500 г. до н.э. начинается эпоха непосредственных, прямых контактов греческой и иранской традиций и первые философские учения складывались в период активных внешних контактов и в весьма нестабильной политической обстановке завоевательных войн, которые вели иранские государства - Мидия и Персия. Очевидно, что решение вопросов независимости и безопасности греческих малоазий-ских городов должно было привести к непосредственным контактам с иранцами и, вероятнее всего, к взаимовлиянию иранской и греческой культур могли быть причастны ранние греческие философы, которые активно занимались государственной деятельностью.
4. Одним из актуальных аспектов проблемы взаимодействия этих культур был вопрос о том, можно ли всерьез говорить о реальных иранских влияниях на греческую культуру в момент возникновения греческой философии. Нам кажется, что существование элементов предфилософии в иранской традиции усиливает эту вероятность. Космологические представления зороастризма часто трактуются как натурфилософия, и действительно, результат исследования показал наличие явных тенденций к префилософии в иранской религиозно-мифологической традиции, и не исключено, что при «благоприятных» условиях натурфилософия сформировалась бы в указанной традиции. Тщательное исследование этого вопроса представляется перспективным для дальнейшего научного поиска. Не исключено, что наличие предфилософии и зачатков формирования философии сближало две исследуемые традиции, делая их понятными для новых слушателей.
Не исключено и возможное иранское влияние на тот момент, когда философии еще не было и когда еще только складывались предпосылки для ее возникновения. Ранние греческие философы еще не в полной мере осознавали себя в роли только "фисиологов", а скорее продолжали традицию предшествующих веков. Некоторые из них полагали, что получали откровение истины непосредственно от божества и устраивали свои "школы" наподобие характерных для всего греко-ближневосточного региона закрытых ремесленных объединений, в том числе ремесленных групп странствующих предсказателей.
Таким образом, в рамках исследования параллелей с иранской традицией подтверждена корреляция между соответствующими социальными реалиями и возникновением и становлением предфилософии и философии. В древней иранской традиции зафиксированы особенности, характерные для философии, что говорит о тенденции перехода от иранской мифопоэтической традиции к предфило-софской.
5. Если анализ социо-культурного фона не исключает возможности иранских влияний, то при переходе на доктринальный уровень, при анализе процесса формирования онтологических взглядов в системе ионийской философии, в основном на материале учений Анаксимандра и Гераклита, выявляется скорее обратное влияние классической античной философии на зороастрийскую ортодоксию. В первую очередь это касается вопросов космологии, пространства и времени, вопроса о сущности мира, о его начале и происхождении, о первоначалах.
В исследовании сформулированы предварительные доводы в пользу возможного обратного влияния философии Анаксимандра (в изложении Аристотеля) на становление раннесредневековой иранской мысли, в частности на представления зурванитов и «дахритов»-материалистов. Указанные выводы носят гипотетический и предварительный характер, что предоставляет возможность дальнейшей перспективной работы в рамках данной проблематики.
6. Представлены иранские параллели с представителями Элейской школы. Этот вопрос до сих пор не освещался исследователями. Нам удалось на анализе онтологических воззрений Парменида как представителя элейской школы, территориально удаленной от иранского мира, впервые представить параллели с иранской традицией во всех разделах поэмы этого философа. Даны предварительные оценки, как возможных иранских влияний, так и иного пути формирования учения Парменида. Более тщательный анализ этих параллелей еще предстоит.
Итак, на основе анализа греческого материала мы пришли к следующим выводам. Исключив независимое, изолированное развитие интересующих нас традиций и проанализировав некоторые параллели из числа имеющихся, мы пришли к выводу, что часть из них есть результат общности индоевропейского происхождения. Для некоторых других нам не удалось дать сколько-нибудь удовлетворительного ответа относительно их происхождения, что объясняется либо недостаточным количеством источников, либо требует дополнительного исторического и текстологического исследования. Наряду с первыми двумя группами параллелей нам удалось выделить те, наличие которых с большей вероятностью объясняется иранскими влияниями на раннегреческую культуру и философию и дает основание более или менее уверенно предполагать возможность заимствования ранней греческой философской мыслью элементов иранской культуры.
7. В ходе исследования установлено, что наиболее перспективным для объяснения параллелей между иранской мифо-религиозной и раннегреческой философской традициями представляется их сопоставление не столько на сравнительно-историческом или типологическом уровне, сколько на доктринальном. Признание возможности иранских влияний на раннюю греческую традицию обусловило постановку задачи выявить место иранских воззрений в общей схеме онтологических взглядов и, исходя из этого, сопоставить их с раннегреческими. Реконструкция иранских онтологических представлений в исторической перспективе их развития на основании письменной иранской доисламской традиции позволила сделать более качественные сопоставления с греческим философским материалом с одной стороны, и определила выходы на современную познавательную ситуацию, с другой стороны.
8. В ходе исследования сделан вывод о принципиальном отличии иранской традиции от западноевропейской, которое заключается в "двойном" онтологическом дуализме шёпб§ и и добра и зла, а также их понимании.
В иранском дуализме уровень "доро-зло" не совпадает с уровнем "нематериальное-материальное" или "ощущаемый мир-умопостигаемый мир", добро и зло как субстанциональные (а не этические) начала противостоят изначально на уровне тёг^ как на внечувственном уровне. Другая форма дуализма - противопоставление тёпб§ и в его веритикальном отношении как материального и умопостигаемого, но без их аксиологически полярной нагруженности. Материя в этом случае понимается как наилучший и совершенный аспект Духа (тёг^), материальное существование, даже испорченное злом, - как один из способов реализации духовного состояния и наилучшее средство борьбы с лишенными материи злыми силами. Такая схема принципиально дуалистична в своем основании и не имеет соответствий в западной традиции.
Проделанная реконструкция позволяет нам выявить возможные подходы к объяснению ряда параллелей и принять точку зрения, что параллельные места с иранской традицией в учениях ранних греческих философов являются, скорее, результатом обратного влияния учениий Платона и Аристотеля и изложения последним взглядов досократиков, на становление иранской традиции, что и было отражено в иранских текстах.
Наиболее глубокие и развернутые онтологические представления в иранской письменной традиции выявляются в относительно поздних текстах (ХП-Х1У вв. н.э.). Онтологическая проблематика присутствует в первую очередь в тех текстах, которые носят полемический и миссионерский характер и направленны, прежде всего, на разрешение споров и конфликтов, как с представителями иных религиозных учений, так и учений внутри иранской традиции.
9. Онтологические концепции в рамках эллинской и иудео-христианской традиций, предшествовашие научной онтологии, составили исходный базис для ее становления и оформления. Эти концепции, несмотря на стойкую тенденцию к монизму, содержат многообразие различных тенденций, включая дуалистические. При этом, иранскую религиозную традицию, верно репрезентируемую как аксиологический дуализм в своих исходных постулатах, тем не менее, правильнее понимать как сводимую к "двойному" онтологическому дуализму, принципиально отличному от западноевропейской традиции. В силу этого иранские онтологические идеи являются альтернативным путем развития онтологии по отношению к западноевропейской культурной традиции. Тем самым, в европейской культурной традиции, несмотря на приоритет иудео-христианской линии, иранский онтологический дуализм обладает значительным эвристическим потенциалом, даже будучи примененным в научном мышлении на уровне метафоры. Все это требует более глубокого осмысления влияния иранских истоков онтологического дуализма на намечающуюся тенденцию в современной научной онтологии, и еще раз подтверждает актуальность и перспективность исследований в данном направлении.
Очевидно, что методическая проработка всех дошедших до нас от этого периода учений позволила бы дать более панорамную и исчерпывающую картину. Представленные свидетельства в пользу идейного сходства греческой и иранской традиций хотя и не все в равной степени убедительны, тем не менее в своей совокупности дают четкую картину, хорошо иллюстрирующую возможность иранских влияний на генезис греческой философии. Мы полагаем, что наше исследование продвигает решение указанной проблемы.
Список научной литературыВольф, Марина Николаевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Авеста: Избранные гимны / Пер. с авест. и коммент. проф. И.М. Стеблин-Каменского; предисл. проф. В.А. Лившица. Душанбе: "Адиб", 1990. - 176 С.
2. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ, разд. И.В. Рака. СПб., Журнал «Нева» - РХГИ, 1997. - 480 с.
3. Андреев Ю.В. Архаическая Греция // История Европы. Т.1. - Древняя Европа. - М.: "Наука", 1988. - С. 217-253.
4. Ассман Ян. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.: «При-сцельс», 1999. - 368 с.
5. Античные гимны / Составление и общая редакция A.A. Тахо-Годи. М.: Издательство Московского университета, 1989.
6. Бадж Э. А. У. Египетская религия; Египетская магия: Пер. с англ.. М.: «Новый акрополь», 1996. - 402 с.
7. Баранов Г.С. Научная метафора. Модельно-семиотический подход. Ч. 2. -Теория научной метафоры. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1993. - 200 с.
8. Бивар А.Д.Х. Платон и митраизм // Вестник древней истории, 1998. № 2. С. 3-17.
9. Блаватская Т.В. Греция в период формирования раннеклассового общества (XXX XII вв. до н.э.) // История Европы. - Т.1. - Древняя Европа. - М.: "Наука", 1988.-С. 138-173.
10. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Пер. с англ. и прим. И.М. Стеблин-Каменского. 3-е издание, полностью перерабо-танное. - СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1994. - 288 с.
11. Борухович В.Г. Архаический Милет (проблема социально-политической истории) // Проблемы политической истории античного общества. Межвузовский сборник. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. - С. 9-18.
12. Брагинский И.С. Авеста // Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ, разд. И.В. Рака. СПб., Журнал «Нева» - РХГИ, 1997. -С. 22-66.
13. Брагинский И.С., Лелеков Л.А. Иранская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. Т. 1. А-К. - М.: «Сов. энциклопедия», 1991.-С. 560-565.
14. Ван дер Варден Б. Пробуждающаяся наука: Математика Древнего Египта, Вавилонии и Греции. Пифагорейское учение о гармонии. Пер. с голл. H.H. Ве-селовского. - М.: «Физматгиз», 1959 г. - 459 с.
15. Ван дер Варден Б. Пробуждающаяся наука-Ii. Рождение астрономии. Пер. с англ. Г.Е. Куртина, под ред. A.A. Гурштейна. - М.: «Наука», 1991.- 381 с.
16. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Препринт V-ro издания 1899 г. -М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. - 1370 с.
17. Винер Норберт. Кибернетика и общество. Пер. Е.Г. Панфилова. - Общ. ред. и пред. Э.Я. Кольмана. - М.: Издательство иностранной литературы, 1958. -200 с.
18. Винер Норберт. Кибернетика. Предисл. Г.Н. Поварова . - М.: Советское радио. - 1968.
19. Вольтер. Философские повести. М.: ЭКСМО, 2002. 220 с.
20. Геродот. История: в 9-ти книгах. Пер. Г.А. Стратановско-го. - М.: «Ладо-мир», ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 752 с.
21. Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В.Н. Ярхо; Ком-мент. О.П. Цыбенко и В.Н. Ярхо. М.: «Лабиринт», 2001. - 256 с.
22. Горан В.П. Генетическая связь философии и демократии в Древней Греции // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. - № 1. - С. 21 - 25.
23. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. - 335 с.
24. Горан В.П. О социально-исторической обусловленности генезиса греческой философии // Гуманитарные науки в Сибири. 1996. - № 1. - С. 95-101.
25. Горан В.П. Методологические проблемы исследования генезиса философии // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. - № 2. - С. 88-94.
26. Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. Основные проблемы. Вопросы хронологии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 343 с.
27. Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. М.: «Наука», 1970. 395 с.
28. Гринцер П.А. Тайный язык «Ригведы». М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.-72 с.
29. Гусев С.С. Наука и метафора. Ленинград, Изд-во Ленинградского университета, 1984. 152 с.
30. Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н.э.). М.: «Наука», Изд-во вост. лит, 1963. - 290 с.
31. Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М.: «Наука», Гл. ред. вост. лит, 1985. - 319 с.
32. Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. М.: «Наука», Гл. ред. вост. лит, 1980. 416 с.
33. Дандамаева М.М. Когда халдеи стали прорицателями? // Вестник древней истории. 1998. - № 1. - С. 56-60.
34. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. и автор вступ. статьи А.Ф. Лосев; Пер. с древнегреч. М.Л. Гаспарова. М.: «Мысль», 1998. - 572 с.
35. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. 85 с.
36. Дудко Д.М. Белый остров Ахилла и индоиранская мифология // Восток-Oriens. 1993.-№ 1.-С. 15-20.
37. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: «Наука», Гл. ред. вост. лит., 1990. - 246 с.
38. Дьяконов И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э. M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 485 с.
39. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. Пер. с фр. Т.В. Цивьян. -М.: «Наука», 1986. - 234 с.
40. Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы // Ригведа. Мандалы V VIII /Изд. подготовила Т.Я. Елизаренкова; отв. редактор П.А. Гринцер. - 2-е изд., испр. - М.: «Наука», 1999. - С. 452-487.
41. Ермоленко Г.А. Метафора в языке философии: Автореф. Дис. . канд. фи-лос. наук: 09.00.01 / Краснодарский гос. технол. ун-т. Краснодар, 2001. - 22 с.
42. Желтова E.B. Античная традиция о персидских магах Зороастре, Остане и Гистаспе: (Жанровая принадлежность сохранившихся свидетельств): Автореф. Дис. . канд. филол. наук: 10.02.14 / Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб., 1995. -20 с.
43. Жмудь Л.Я. Все есть число? К интерпретации "основной доктрины" пифагореизма // Mathesis. Из истории античной науки и философии / Отв. ред. И.Д. Рожанский. М.: «Наука», 1991. - С. 55-74.
44. Жмудь Л. Пифагор в ранней традиции // Вестник древней истории. 1985.-№2.-С. 121-142.
45. Жмудь Л. Пифагор и его школа (ок. 530 ок. 430 гг. до н.э.) / АН СССР. -Л.: «Наука», Ленингр. отд-е, 1990. - 191 с.
46. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л.: ЛГУ им. A.A. Жданова, 1985. 208 с.
47. Зайцев А.И. Философская поэма греческого Запада // Древний Восток и античная цивилизация. Л.: «Государственный Эрмитаж», 1982. - С. 48 - 54.
48. Зайцев А.И. Праиндоевропейские истоки древнегреческого эпоса // Проблемы античного источниковедения. Сб. науч. тр. М.-Л.: Институт истории СССР АН СССР, 1986. - С. 96-107.
49. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М.: «Наука», 1964. - 328 с.
50. Зороастрийские тексты. Суждения Духа Разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты. / Изд. подготовлено О.М.Чунаковой. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. -352 с.
51. Иванов Вяч. Вс. Античное переосмысление древневосточных мифов // Балканы в контексте Средиземноморья. Проблемы реконструкции языка и культуры. -М., 1986.-С. 21-25.
52. Иванов Вяч. Вс. Дионис и прадионисийство. С-Пб.: «Алетейя», 1994. - 343с.
53. Изведать дороги и пути праведных. Пехлевийские назидательные тексты. / Введение, транскрипция текстов, пер., комм., глоссарий и указатели О.М. Чуна-ковой. М.: «Наука», Гл. ред. вост. лит., 1991. - 192 с.
54. Иеттмар К. Религии Гиндукуша. / Пер. с. нем. К.Д. Цивиной. М.: «Наука», 1986.-524 с.
55. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1989. - 398 с.
56. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры: Сборник статей. - Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М: Пргресс, 1990. - 512 с.
57. Кессиди Ф.Х. Кондзелка В.В. Гераклит и Древний Восток (критические заметки) // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1981. - № 5. -М.: «Высшая школа», 1981. - С. 94-100.
58. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М.: «Мысль», 1972. - 312 с.
59. Клейн JI.C. Древнейшие песни "Иллиады" // Вестник древней истории. -1992,-№2.-С. 15-32.
60. Конкин М.И. Проблема формирования и развития философских категорий. -М., Высшая школа, 1980. 245 с.
61. Кошеленко Г.А., Сарианиди В.И. (Рец. на книгу) A.K. Bs^iacrapoTtoü^oqка\ 'IvSoi. H aovdvTr|Gr| 86o кбадсоу. Т. 1 -2. 'ABrjvai, "Tkmac;". 1990 // Вестник древней истории. 1992. - № 2. - С. 201-205.
62. Кулишова О.В. Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII V вв. до н.э.) // СПб.: Гуманитарная академия, 2001. - 432 с.
63. Лебедев A.B. АРХН и ТО nEPIEXON у досократиков // Античная балканистика 3. Языковые данные и этнокультурный контекст Средиземноморья. Предварительные материалы. М.: Ии-т славяноведения и балканистики АН СССР, 1978.-С. 33-35.
64. Лебедев A.B. Агональная модель космоса у Гераклита // Историко-философский ежегодник. М.: «Наука», 1987. - С. 29-46.
65. Лебедев A.B. ТО APEIRON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель // Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 39-53.
66. Лебедев A.B. ТО APEIRON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель // Вестник древней истории. 1978. - № 2. - С. 43-58.
67. Лебедев A.B. Геометрический стиль и космология Анаксимандра // Культура и искусство античного мира. Материалы научной конференции. 1979. М., 1980. С. 104-113.
68. Лебедев A.B. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского) // Текст: Семантика и структура. М.: «Наука», 1983. С. 51-66.
69. Лебедев А.ВЛ'УХНЕ ПЕ1РАТА (О денотате термина уихл в космологических фрагментах Гераклита 66-67 Mch// Структура текста. М.: «Наука», 1980. -С. 118-147.
70. Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы // Локальные и синкретические культы. М.: «Наука», 1991. С. 12 - 49.
71. Лелеков Л.А. Современное состояние и тенденции зарубежной авестологии // Народы Азии и Африки. 1978. - № 2. - С. 189-207.
72. Лосев А.Ф. Теогония и космогония // Мифология греков и римлян / Сост. A.A. Тахо-Годи; отв. ред. И.И. Маханькова. М.: «Мысль», 1996. - С. 681-909.
73. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта. -М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. 326 с.
74. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Общ. ред. и вступ. ст. проф. М.А. Дынник. М.: «Госполитиздат», 1955. - 239 с.
75. Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле // Философия в трагическую эпоху. М.: "REFL-book", 1994. - с. 254-267.
76. Олива П. Древний Восток и истоки греческой цивилизации // Вестник древней истории. 1977. - № 2. - С. 3 - 6.
77. Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе. М., «Прогресс-Традиция», 1999. - 615 с.
78. Ортега-и-Гассет X. Две великие метафоры // Теория метафоры: Сборник статей. Общ. ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М: Пргресс, 1990. - 512 с.
79. Павсаний. Описание Эллады.: В 2 т. / Пер. и вступ. ст. С.П. Кондратьева. -Т. 1. Репринт, воспроизведение текста изд. 1938 г. 364 е.; Т. 2. [Репринт, воспроизведение текста изд. 1940 г.] - 591 с. - М.: Научно-издательский центр «Ла-домир», 1994.
80. Панов М.И. Введение в риторику // INTERNET, page : www.philosophy.ru/edu/cur/ritorpan.htm
81. Петров B.B. Научные метафоры: природа и механизм функционирования // Философские основания научной теории. Новосибирск: Наука 1985, 289 с.
82. Плутарх. Об Изиде и Осирисе / Плутарх. Моралии. Plutarchi chaeronensis. Scripta Moralia. Пер. под ред. Л.А. Фрейберг, М.Л. Гаспарова // Вестник древней истории. 1977. - № 3. - С. 229-268; Вестник древней истории. - 1977. - № 4. - С. 230-249.
83. Полякова Г.Ф. Некоторые черты социально-экономического устройства греческих обществ II тыс. до н.э. // Античная Греция. Проблемы развития полиса. Том 1. Становление и развитие полиса. - М., "Наука", 1983. - С. 37-89.
84. Поппер К. Открытое общество и его враги / Пер. с англ. под общ. ред. В.Н. Садовского. Т. 1. Чары Платона Репринт 1991 г. - М.: Международный фонд "Культурная инициатива", 1992 г. - 446 с.
85. Приходько Е.В. Двойное сокровище. Искусство прорицания в Древней Греции: мантика в терминах. М.: «Прогресс-Традиция», 1999. - 592 с.
86. Пьянков И.В. Зороастр в истории Средней Азии: Проблема места и времени (Опыт исторической реконструкции) // Вестник древней истории. 1996. - № 3. -С. 7-22.
87. Пьянков И.В. Тоголок-21 и пути его исторической интерпретации // Вестник древней истории. 1989. - № 1. - С. 179-181.
88. Рак И.В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб.-М.: "Журнал «Нева» «Летний Сад»", 1998. - 560 с.
89. Рижский М.И. Библейские пророчества и библейские пророчества. М.: «Политиздат», 1987. - 366 с.
90. Рожанский И.Д. Место Анаксимена в становлении греческого научного мышления // Balcanica. Лингвистические исследования. М.: "Наука", 1979. С. 177-189.
91. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука «о природе». М.: "Наука", 1979. - 485 с.
92. Русяева A.C. Орфизм и культ Диониса в Ольвии // Вестник древней истории. 1978.-№ 1.-С. 87-104.
93. Сарианиди A.B. Протозороастрийский храм в Маргиане и проблема возникновения зороастризма // Вестник древней истории. 1989. - № 1. - С. 152-170.
94. Седов А.Е. Логика и история науки, запечатленная в метафорах ее языка: количественный и структурный аналих профессиональных терминов и высказываний генетики // INTERNET, page www.chronos.linia.ru/RREPORT/sedovlogika.gz.ps.
95. Сёрл Джон. Новое открытие сознания // Логос. 2001 (30). - № 4. - С. 22-40.
96. Сидорова H.A. Греческое искусство // Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т. 2. - М., 1983. - С,- 280-357
97. Смагина Е.Б. Истоки и формирование представлений о царе демонов в ма-нихейской религии // Вестник древней истории. 1993. - № 1. - С. 40-57.
98. Соколов С.Н. Зороастризм. // Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ, разд. И.В. Рака. СПб., Журнал «Нева» - РХГИ, 1997.-С. 7-21.
99. Согомонов А.Ю. Восточные истоки раннегреческой культуры по исследованиям Вальтера Буркерта//Вестник древней истории. 1989. - № 4. - С. 146-155.
100. Софокл. Драмы / Пер. Ф.Ф.Зелинского; изд. подготовили М.Л. Гаспаров и В.Н. Ярхо. М.: «Наука», 1990. - 605 с.
101. Страбон. География: В 17 кн. / Пер., ст. и коммент. Г.А. Стратановского; под общ. ред. С.Л. Утченко; ред. пер. О.О. Крюгер. Репринт, воспроизведение текста изд. 1964 г. - М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1994. - 943 с.
102. Сравнительная философия. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000. - 344 с.
103. Тюменев А.И. Восток и Микены // Вопросы истории. 1959. - № 12. - С. 58-74.
104. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: Изд-во МГУ, 1982. - 245 с.
105. Фируз Азаргошасб, мобед. Гаты Заратуштры // INTERNET, page http://avesta.webservice.ru/gathas/azargoshasb/azargoshasb gathas4.htm.
106. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокос-могоний до возникновения атомистики / Изд. подготовил A.B. Лебедева; ред. И.Д. Рожанский. - М.:, «Наука», 1989. - 576 с.
107. Фрай Р. Наследие Ирана / Пер. с англ. Под ред. и с предисл. М.А. Данда-маева. - М.: «Наука», 1972. - 468 с.
108. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. Пер. с англ. Т.Н. Толстой. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. - 236 с.
109. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., исправл. и до-полн. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 800 с.
110. Фролов Э.Д. Скифы в Афинах // Вестник древней истории. 1998. - 1 (224). -С. 135-152.
111. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград: Издательство ленингр. ун-та, 1991. - 440 с.
112. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М.: Институт философии РАН, 1995. - 284 с.
113. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Пер. с 1-го нем. изд. СПб., 1886.-280 с.
114. Цымбурский В.Л. Греки в походах "народов моря"? (Египетские маргиналии к теме троянской войны) // Восток. 1994. - № 1. - С. 39-58.
115. Чанышев А.Н. Италийская философия. М., Издательство Московского университета, 1975. 215 с.
116. Чанышев А.Н. Курс лекций по истории философии. М.: "Высшая школа", 1981.- 374 с.
117. Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М., Изд-во Московского университета, 1970. 240 с.
118. Шаймухамбетова Г.Б. О методологических аспектах темы соотношения философии и религии на Востоке // Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987.
119. Шохин В.К. Становление и развитие сравнительной философии как научной дисциплины: индийский вектор // Сравнительная философия. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000. - с. 8-61.
120. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М.: «Наука», Гл. ред. вост. лит. 1990. - 271 с.
121. Яшин В.Б. Иранские элементы в мифологии угорских народов западной Сибири как результат контактов эпохи бронзы раннего железа: Автореф. дисс. канд. ист. наук.: 07.00.03/Новосибирский гос. ун-т. - Новосибирск, 1990. - 19 с.
122. Afnan Ruhi Muhsen. Zoroaster's Influence on Greek Thought. New York: "Philosophical Library", 1965. - xvi, 436 p.
123. Asmis E. What is Anaximander's Apeironl И Journal of the history of philosophy. Berkeley. 1981. - Vol. 19. - № 3. - P. 219-291.
124. Assmann J., Burkert W., Stolz F. Funktionen und Leistungen des Mythos. Drei altorientalische Beispiele. Freiburg, Schweiz: "Univer-sitatsverlag"; Gôttingen: "Vandenhoeck & Ruprecht", 1982. - 118 p.
125. AVESTA: YASNA. Sacred Liturgy and Gathas/Hymns of Zarathushtra // INTERNET, page http://www.avesta.org/yasna.
126. Bianchi U. II dualismo religioso: saggio storico ed etnologico. -2a ed. riveduta. -Roma: "Edizioni dell'Ateneo", 1983. 214 p.
127. Bidez J., Cumon Fr. Les mages hellénisés. Zoroastre, Ostanes et Hystaspe d'après la tradition greque. New York: "Arno Press", 1975. - xi, 297, 409 p. - Paris: Belles Letters, 1973, c. 1938. - 2 v..
128. Bunge Mario. Ontology I: The Furniture of the World. D. Reidel Publishing Company. Dordrecht-Holland / Boston-U.S.A. - 1977. - 353 p. (Bunge Mario. Treatise on Basic Philosophy: In 7 vol.; V. 3.).
129. Burkert W. Ancient Mystery Cults. Harvard University Press. Cambridge, Massachusetts, London, England. 1987. - 181 p.
130. Burkert W. Die Orientalisierende Epoche in der griechischen Religion und Literatur / Vorgetragen am. 8. Mai 1982 von. W. Burkert. Heidelberg: "Winter", 1982,- 135 p.
131. Burkert W. Iranisches bei Anaximandros \\ Rheinisches Museum für Philologie. 1963,-V. 106.-P. 7-134.
132. Burkert W. Homo necans. Interpretationen altgriechischer Opferritus und Mythen. Berlin, New York: De Gruyter, 1972. - xii, 356 p.
133. Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge: "Harvard University Press", 1972. - 535 p.
134. Burkert W. Oriental and Greek Mythology: The Meeting of Parallels // Interpretation of Greek Mythology / Ed. Jan Bremmer. Croom Helm. London & Sydney. - P. 10-40.
135. Burkert W. The Orientalizing revolution. Near Eastern Influence on Greek Culture in the Early Archaic Age. Cambridge, Massachusetts, London, England: "Harvard University Press", 1997. - 226 p.
136. Charlesworth J.H. Greek, Persian, Roman, Syrian, and Egyptian Influences in early Jewish Theology // Hellenica and Judaica. Leuven-Paris: "Editions Peeters", 1986.-P. 219-243.
137. Chroust A.-H. The Influence of Zoroastrian Teachings on Plato, Aristotle, and Greek Philosophy in General // New scholasticism. Wash., 1980. - Vol.54. - № 3. - P. 342-357.
138. Conty R. Cosmogonie orientali e folosofia presocratica. Roma, 1967. - 235 p.
139. Cumont F. Mithra et l'orphisme // Revue de l'histoire des religions. 1934. - T. 109. -№ 1. - P. 63-72.
140. Cumont F. The Dura Mithraeum // Mithraic Studies. I / John R. Hinnels (ed.). Manchester, 1975. 151-214 p.
141. Dictionary of most common Avesta words. Copyright 1995, Joseph H. Peterson // INTERNET, page http://www.avesta.org/avdict/ av5.htm.
142. Die Fragmente der Vorsokratiker / Griechisch und deutsch H. Diels; elfte auflage herausgegeben W. Kranz. V. I. - Zurich, Berlin: "Weidmannsche verlagsbushhandlung", 1964. - 505 p.
143. Duchesne-Guillemin J. Notes on zervanism in the light of Zaener's "Zurvan", with additional references // Journal of Near Eastern Studies. 1956. - v. 15. - № 2. - P. 108-112.
144. Duchesne-Guillemin J. The Western Response to Zoroaster. Westport, Conn., "Greenwood Press", 1973, cl958. - 112 p. - Oxford, Clarendon Press, 1958.
145. Eisler R. Weltenmantel und Himmelszelt. Religions-geschichtliche Untersuchungen zur Urgeschichte des antiken Weltbildes. 2 vols. - Munich, C. H. Beck, 1910.
146. Engmann J. Cosmic Justice in Anaximander // Phronesis. -1991. V. XXXVI/1 (Accepted October 1990). - P. 1-24.
147. Freudenthal G. The Theory of the Opposites and an Ordered Universe: Physics and Metaphysics in Anaximander // Phronesis. 1986. - Vol. XXXI/3. - P. 197-218.
148. Gladisch August. Die Religion und die Philosophie in ihrer weltgeschichtlichen Entwickelung und Stellung zu einander nach den Urkunden dargelegt. Breslau: F. Hirt, 1852. - viii-235 p.
149. Gladisch August. Herakleitas und Zoroaster. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1859. - 921. P
150. Irani D. Kaikhosrov. The Philosophy of the Ancient Iranian Tradition // Journal of the K.R.Cama Oriental Inst. 1986. - № 2. - P. 23 - 48.
151. Liddell H.G. and Scott R. Greek-English Lexicon with a Revised Supplement. Clarendon Press. Oxford, 1996. INTERNET, page http:Wwww.perseus.tufts.edu.
152. Lommel H. Die Religion Zarathustras: Nach d. Awesta dargestellt. -Hildesheim, New York: "Olms", 1971. viii, 290 p. - Tübingern, 1930.
153. Mardanfarrokh-i Ohrmazddad. The Shkand-gumanig Vizar (Doubt-despelling exposition). Translation of E.W. West. Sacred Books of the East // INTERNET, page http:Wwww.avesta.org/pahlavi/ shkand.html.
154. Mehta P.D. The Zarathushtra: the transcendental vision. Longmead, Shaftsbury, Dorset, 1985. - 273 p.
155. Merkelbach R. Mithras. Hain: Konigstein. West Germany, 1984. 412 p.
156. Meyer Ed. Geschichte des Altertums. Statuttgart Berlin: "J.G. Gotta'sche buchhandlung nachfolger", 1907. -1 v.
157. Miller Ed.L. The Logos of Heraclitus: Updating the report // Harvard Theological Review. 1981. - V. 72.-№ 2. - P. 161-176.
158. Nyberg H.S. Questions de cosmogonie et de cosmologie mazdéens II // Journal Asiatique. Octobre-décembre, 1931. - c. 193-244.
159. Old Persian texts, Based on Roland G.Kent, Old Persian, 1953. // INTERNET, page http:Wwww.avesta.com/op.htm.
160. Reizenstein R., Schaeder H.H. Studien zum anticen Syncretismus aus Iran und Griechenland // Studien der Bibliothec Warburg. VII. Lpz-B., 1926.
161. Ringgren H. Fatalism in Persian Epics. Uppsala: "Lundequistika bokhandeln", 1952,- 133 p.
162. The Shkand-gumanig Vizar (Doubt-dispelling exposition). English Translation by E.W. West, Sacred Books of East. // INTERNET, page http://www.avesta.org/pahlavi/
163. Vlastos G. Equality and Justice in Early Greek Cosmologies // Classical Philology. 1947. - № 47. - P. 156-178.173. 'Ulema-i Islam. // INTERNET, pagehttp://www.avesta.org/pahlavi/ ulema.htm
164. West M.L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford: "At the Clarendon Press", 1971.-257 p.
165. West M.L. The Orphic Poems. Oxford: "Clarendon press", 1983. - 283 p.
166. Zaehner R.C. The Dawn and Twilight of Zoroastrianism. London: "Weidenteid and Nicolson", 1961. - 371 p. (cm. ' t>k. http:\\www.farvardyn.com/zurvan(l-3).htm)1. CTi 211F57\ Si - ^