автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Теория рефлективного мышления Джона Дьюи и философия образования

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Кванг-Те-Ким
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Теория рефлективного мышления Джона Дьюи и философия образования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Теория рефлективного мышления Джона Дьюи и философия образования"

На правах рукописи

РГ

Р Г 5 ОД 1 5 ДЕК 1996

Кванг-Те-Ким (Республика Корея)

ТЕОРИЯ РЕФЛЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЖОНА ДЬЮИ И ФИЛОССФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Санкт-Петербург - 1996

Диссертация выполнена на кафедре философии Российского государственного педагогического университета имени А.И.Бэрцена

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор,

действительный член РАО А.А.Корольков

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор И.Н.Сидоров доктор философских наук, профессор А.А.Грякалов

Ведущая организация - Санкт-Петербургская кафедра .¡.«лосс ши

Российской Академии наук

Защита состоится "_" _ 199_г.в 16 часов на

заседании диссертационного Совета КПЗ.Сб.10 по присуждению ученой

степени кандидата философских наук при Российском государственном педагогическом университете им.А.И.Герцена по адресу: 137046, Санкт-Петербург, ул.Малая Посадская. 26, ауд.317.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ им. А.И.Бзрцена.

Автореферат разослан

199 (

Учены"; секретарь диссертационного Совета, кандидат философских наук,

доцент ~ Т.В.Цуггко

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальноодь тема исследования

Система образования определяет настоящее и будущее любого народа, любой страны. Цивилазационные процессы, в которые вовлечена ныне и Республика Корея, побуждают нас внимательно изучать философию образования выдающихся современных теоретиков, к числу которых принадлежит Джон Дьюи.

В Республике Корее менялось отношение к философии образования Дьюи, от восторженного до отрицательного, но в последние годы появилось немало практических попыток в школах разного уровня использовать его принципы обучения. Наблюдается некий Ренессанс его идей, хотя идеи эти используются подчас поверхностно, без ясного осмысления сердцевины его концепции образования - теории рефлективного мышления. Требуется исследовать новаторство теории мышления Дьюи и возможности этой теории американски го образования на иной почве - корейской.

Знакомство с англоязычной литературой, посвященной творчеству Дьюи, позволяет сделать вывод о существенных противоречиях в оценке его философских идей и возможностей их практического применения в образований, поэтому актуально воспроизвести с достаточной степенью аутентичности логику его идей, методологию его теории образования; это. на наш взгляд, актуально как для восточной, так и западной социальной философии.

Степень разработанности проблемы

Основная англоязычная и корейская литература по данной теме отражена в обширном списке литературы, который приведен в диссертации. Мы учитывали уже имеющиеся классификации литературы, данные в работах Керэлина Блахович к Рзнди Луи З^гвера.

Блахович пытался сопоставить рефлективное мышление Дьюи и экзистенциалистское мышление Хайдеггера; Гувер указывал на связь философии Дьюи с учением о психологических типах Юнга.

Имеется также литература, использующая философские идеи Дьюи в практике преподавания отдельных учебных предметов. Наиболее значительны в этом отношении исследования Бритмана о прикладном значении философии образования Дьюи для эстетического обучения, работы Майораны об обучении менеджменту на основе концепция Дьюи о критическом-мышлении. Представляют интерес также диссертация Валери Кэро-

лин Бин. методические разработки Ричарда Голдберга и Рут Альмы Коскалы.

Среди источников, на которых строилась в значительной степени диссертация, нельзя не назвать ту литературу, которая определила три периода применения теории Дьюи в Корее, они выделены нами и отражены далее как при формулировке новизны диссертационного исследования. так и при изложении содержания диссертации.

Дели и задачи исследования

Само по себе исследование теории рефлективного мышления Дьюи могло бы составить цель исследования, однако мы ставили перед собой не чисто историко-философские задачи, а социально-философские и в определенной степени учебно-прикладные, определяющие стратегию и методологию системы образования, соответствующую современным запросам цивилизациоиного развития общества и личности.

За основу были взяты прежде всего два тома Дьюи: "Как мы мыслим" и "Логика", где изложены принципы его рефлективной теории мышления, однако в необходимой для целей диссертации степени анализируются и другие работы Дьюи, в частности, "Демократия и образование", "Человеческая природа и поведение", "Реконструкция в философии". "Поиски несомненных фактов".

Учитывая большой объем работ Дьюи и разнообразие дискуссий, которые вел он сам, а также его сторонники и противники, наше исследование имеет сознательные ограничения. За пределами диссертации оказываются оценки Дьюи как прагматика, ибо на зту тему имеется достаточно добротная литература. Его философская позиция проясняется лишь в той степени, в какой она касается рефлективного мышления, его анализа прогрессизма и философии образования.

Целью диссертационного исследования было также проследить распространение идей Дьюи в Республике Корее и оценить степень их эффектившсти в современном образовании.

Методология исследования основана на критическом освоении европейской и американской традиции, но непосредственно и содержательно использованы методологические принципы, разработанные Дьюи.

Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на зашиту

- В диссертации предпринята попытка дать новую интерпретацию философии образования Джона Дьюи в качестве основы формирования

способностей мышления, при этом теория рефлективного мышления рассматривается как методология.

- На основе анализа работ Дьюи установлено, что природное любопытство детей, их яркое воображение близки особенностям научного познания и задачей обучения ребенка с его ранних лет может быть развитие предпосылок научного мышления. Человеческое мышление, согласно Дьюи, не сводится к собственно познавательным, интеллектуальным способностям, а включает в себя сферу разностороннего поведения: игрового, этического, трудового и прочего, что предполагает развитийеребенка в разнообразных поведенческих ситуациях.

- На основе исторически достоверных фактов в диссертации выявлены три периода воздействия идей Дьюи на систему образования в Республике Корее.

1. Первичное освоение, интерпретация и внедрение в образовании (1945-1965 гг.). Первыми проводниками идей Дьюи на корейской земле были его непосредственные ученики, которые восприняли и пропагандировали прежде всего психологию и этику философа, а практически адаптировать идеи Дьюи к образованию Кореи пытался 0 Чон-Сок ( Ок. Скоп.- ¿ок ) после его возвращения в Корею из США. в 1945 году. Это были идеи прогрессизма. демократизации обучения на основе метода действия, они открыли путь новым тенденциям корейского образования. Этому способствовала и Американская миссия образования в Корее, и учрежденный институт по управлению образованием, что стало одной из основ реформирования образования. Новые идеи осваивались благодаря институту переподготовки учителей и министерству образования. В результате взгляды Дьюи оказались достаточно известными в педагогической среде и их внедрение поощрялось организационными структурами образования. Однако было в Корее немало и критиков американизации образования - это касалось утилитаризма, реализма и субъективного идеализма Дьюи, причем критика осуществлялась и с точки зрения национальных традиций, и с позиций немецких школ философствования. Несмотря на энтузиазм шоисх сторонников Дьюи, его философия не обрела прочной почвы в этот период и 1«>гла легко исчезнуть, что и случилось, как только изменилась социальная ситуация.

2. Застой к забвение (1966-1988 гг.). По мэре развития тоталитаризма в Корее теория Дьюи стала рассматриваться как индивидуа-

- б —

дизм. либерализм, била под контролем правительства, а представители корейской академической педагогики стали относиться к ней с пренебрежением, то есть рассматривали ее как поверхностный практицизм, лишенный теоретической основы. Идеи Льюи в эти годы сохранились только в трудах отдельных ученых и в очень ограниченной сфере практического образования.

3. С 1989 года силами ученых, оставшихся верными идеям Дьюи и молодыми педагогами, осуществляется возрождение идей философа и их вторичное освоение. Книги, опубликованные этими учеными, а также значительное количество переводов с английского, посвященных Дьюи, позволили широко ознакомиться с философией образования Дьюи, Корейское общество изучения образования и другие научные общества поощряло освоение теории Дыои. Восстановление Общества Дьюи в Корее будет, несомненно, способствовать изучению Дьюи в будущем.

На пороге XXI века влияние американской философии и самой организации американского общества представляет почти универсальную проблему и поэтому заслуживает внимания судьба идей Дьюи в Республике Корее (Южной Корее). Нельзя уйти от реальностей цивилизацион-ного процесса, но не следует забывать о национальных особенностях обучения и воспитания, особенно в сфере духовных традиций.

Научно-практическая значимость результатов исследования

Исследование нацелено непосредственно в практику образования и собственный опыт педагогической деятельности автора диссертации подтверждает эффективность выдвигаемых теоретических и практических методов обучения. Выводы диссертации могут быть использованы при подготовке педагогов, при чтении курсов по философии образования, при более углубленном освоении теоретического наследия Дьюи. Диссертация способствует конструктивному диалогу культур Запада к Востока, намечает один из путей практического сотрудничества Республики Кореи с Россией.

Апробация работы

Идеи диссертации отражены в публикациях как в Республике Корее, так и в России, они обсуждались на научных конференциях по философии и педагогике в Республике Корее. 3 качестве директора гимназии автор применяет методы рефлективного мышления в практике обучения и воспитания учащихся.

Схруктут лд&т

Диссертация состоит из введения, трех структурированных глав, заключения, включающего обобщения и выводы, и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснованы предмет и природа исследования, раскрыты цели, задачи диссертации, степень разработанности проблемы и структура работы.

В главе "Философские предпосылки теории рефлективного мышления Джона Дьюи" раскрыт исторический дуализм рационализма и эмпиризма и смысл тех идей, которые объясняли характер взаимодействия человека со средой, инструментальный характер знаний и значение опыта в приобретении знаний.

Глава "Рефлективное мышление как методология" проясняет смысл интерпретации рефлективного мышления в философии Дьюи,включающего интеграцию фактов и идей, рассуждений и выводов, поведения и мышления, а также интеграцию прошлого, настоящего и будущего.

В следующей содержательной главе "Синтетическая теория образования Джона Дьюи, основанная на рефлективном мышлении" отражены особенности формального и неформального образования, применения интеграционных теоретических принципов Дьюи в образовании.

В заключении концентрированно выражены следующие из содержания работы обобщения и выводы.

Все части работы органически связаны между собой, ибо раскрывают особенности теории рефлективного мышления Дьюи и возможности использования зтой теории в современном образовании, в частности в Республика Корее. Изложим содержание диссертации в форме обобщений и выю до в.

Если разделить историю влияния идей Дьюи на образование в Корее с позиции развития их восприятия, то можно получить следующую картину:

Первый период: трансплантация и развитие (1945-1965 гг.).

Второй период: стагнация (1966-1988 гг.).

Третий период: возрождение (1989 - настоящее время). 3-ти периоды выделены с соблюдением хронологии к максимальным приближением к историческим фактам:

Первый период: трансплантация и развитие (1945-19о5 гг.).

Сначала в 1940-х годах в Корею были импортированы психология и этика Дьюи, это делалось как прямыми, так и косвенными методами; затем в Корее появились его философия и образовательная (просветительская) мысль. Строго говоря, философия и идеи образования Дьюи были введены м-ром 0 Чон Соком по его возвращении в Корею из США в 1945 году. Кроме того, м-р 0. будучи учеником Дьюи, приложил все усилия для распространения прогоессивизма, то есть "образования жизни". И он самым серьезным образом пытался распространять демократическое движение на теорию образования. Книга "Демократия и образование" Дьюи была переведена и впервые опубликована в 1948 г.. и луч надежды возник в области теории образования. Затем в 1949 г. м-р 0 и Лим-Ханг-Юнг ввели метод изучения, то есть "Изучение через деятельность", и образовательная мысль Дьюи была воплощена в практику. что явилось попыткой открыть дорогу новому движению в образовании Кореи.

По данным докладов Образовательной ассоциации в

Корее, в корейском образовании появилась демократическая тенденция.

В соответствии с этими реформами в образования Министерство образования организовало 1.1\Е.1 (Институт педагогических инноваши), который внес большой вклад в изучение идей Дьюи, в то же время он играл важную роль в распространении образовательных идей Дьюи в академических педагогических кругах.

Переподготовка учителей велась параллельно с работой выше названного института, что также в значительной степени способствовало распространению образовательных идей Дьюи.

Затем, в соответствии с требованиями новой системы образования были пересмотрены учебные программы, и был введен новик учебный предмет - социальные исследования. Зти новые обстоятельства в значительной степени увеличили потребность в методах образовательного экспериментализма Дьюи.

Несомненно, что основная заслуга в этом принадлежит Министерству образования, но не следует забывать и большого вклада, внесенного Ассоциацией центрального планирования других институтов и гражданскими организациями.

Благодаря влиянию деятельности вышеназванных учреждений взгляды Дьюи на образование оказались в центре внимания в тот период.

С одной стороны, эта деятельность дала замечательные резуль таты, но с другой стороны, идеи Дьюи подверглись многочисленной критике.

В особенности с позиций немецкой образовательной философии критиковались такие идеи Дьюи, как реализм, утилитари.'1зм и субь ективный идеализм.

Но несмотря на увлечение отдельных педагогов его имманентны: и транс&ндентным способами, эти способы не слишком прочно укорени лись в умах философов и в образовании Кореи, и создалось впечатле ние, что идеи Дьюи могут покинуть Корею.

Второй период: стагнация (1966-1988 гг.). По мере развития Кореег тоталитаризма, идеи Дьюи стали рассматриваться как индивид лизм, либерализм и к ним с подозрением относились власти, а позже представители корейской академической педагогики, смоделированной по образцу немецкой, стали относиться к ним с презрением и пренебрежением, так как они рассматривали их как поверхностный практицизм, лишенный всякого теоретического базиса.

Таким образом, идеи Дьюи трактовались с пренебрежением официальной наукой и продолжали существовать только в частных исследованиях немногочисленных ученых и в очень ограниченной сфере пра тичаского образования.

Третий период: возрождение (19© по настоящее время). Оконч ние тоталитаризма (1989 г.) принесли в Корею демократию, и возрозк цение или повторное введение идей Дьюи проводилось с большим энту зиазмом учеными, которые сохранили верность этому учению. Выло вновь переведено и опубликовано большое количество книг, написании х самим Дьюи, а такне книг о Дыои. Корейское общество изучения образования и другие академические общества поощряли изучение иде Дьюи. Восстановление в Корее общества Дяона Дьюи несомненно будет способствовать изучению идей Дьюи в будущем.

Основа философии Дьюи - эмпиризм, хотя сам он считал, что стоит выше дуализма, эмпиризма и рационализма. Он считал, что кие человека - это прежде всего опыт, а опыт означает, что человек взаимодействует с окружающей средой через мышление и деятельност! и в результате происходит реконструкция опыта и приобретение знаний. Таким образом, все человеческие достижения, рост и развитие создаются опытом. Но на самом деле опыт не обеспечивает целостного роста и развития - это подтверждает и социальная практика в ш

лом. и практика образования. Хотя опыт - это процесс, который аккумулируется с протяженностью во времени, но он не всегда связан с ростом, а может быть связан со стагнацией и заблуждением. Направление аккумулятивных изменений опыта зависит от метода контролирования опыта. Конкретно, в зависимости от того, как контролируются мысли и деятельность, составляющие взаимодействие между человеком и средой, могут возникнуть стагнация или заблуждение.

Дьюи рассматривал научный экспериментальный метод, как лучший способ, найденный человеком, контролировать мысль и деятельность. Таким образом, он называл свою философию экспериментальным эмпиризмом. Он логически систематизировал экспериментальный метод и назвал его рефлективным мышлением. В результате, согласно Дьюи, эмпиризм - это схема, по которой развивается феномен человеческой жизни, а рефлективное мышление есть методология, ведущая к росту и развитию.

Рассматривая теорию образования Дьюи с позиций экспериментального эмпиризма, можно заметить, что эта теория, имеющая целью вести человека к росту и развитию, не шкет быть определена как эмпиризм. Более того, споры только о знаниях, которые объясняют человеческую природу, или среде, относящейся к элементам, составляющим опыт;или средствам, или результатам опыта, недостаточны для того, чтобы полностью понять теорию образования (воспитания) Дьюи.

Теория образования (воспитания) Дьюи должна быть интерпретирована в терминах рефлективного мышления - методологии, ведущей к росту и развитию опыта.

Поскольку рефлективное мышление есть метол контролирования опыта с целью роста и развития, контролирования взаимонействия человека с окружающей средой, и приобретения аутентичных знаний, взгляд Дьюи на человека, окружающую среду, и его теория знаний интегрируются в логике рефлективного мышления. Тем не менее, прошлые исследования, посвященные теории образования Дьюи, ограничиваются его эмпиризмом, таким образом, предетавляется, что они односторонне и, следовательно, неверно понимают его теорию. Исследования, базирующиеся на его эмпиризме, могут привести тех, кто считает, что знания и опыт противопоставлены друг другу, к ложному пониманию Дьюи как анти-интеллектуалиста: исследование, базирующееся на его теория о человеке или теории заинтересованности может вызвать

неправильное понимание и мнение, что он игнорирует роль учителей и оправдывает образование, ориентированное только на детей, на ю спонтанный интерес, а исследование, базирующееся на инструмента-листских знаниях может вызвать заблуждение, что Дьюи пренебрегаем значимостью учебной программы или учебных материалов. Это объясш ет тот факт, что часть недостатков, которые появились в прогрессивном образовании, проводимом по методу Дьюи и его последовател( вызваны не теорией Дьюи, а теми, кто неправильно понимает или интерпретирует ее.

Рефлективное мышление Дьюи - есть логика, согласно которой он может интегрировать дуализм и монизм. Поэтому, если теория Ды не будет ложно интерпретирована в результате выделения одной ее части, и будет оценена правильно, она должна быть интерпретирова) ка основе логики рефлективного мышления.

При таком подходе можно будет правильно оценить, что его Т1 рия образования имеет целью объединитьь формальное и неформальн< образование, внутреннею и внешнюю цель, факты и идеи как содержа; обучения, а также метод изучения и метод обучения. Тзория образо: ния (воспитания) Дьюи возлагает адекватные функции на все те кра ности, которые раньше находились в состоянии конфронтации и пока' зывает, что о--ни могут находиться в состоянии гарюнии и быть си тезированы с целями лучшего обучения и развития человеческой жиз

Рефлективное мышление не просто принцип метода образования но принцип, который регулирует всю его теорию образования, то ее концепцию, цель и метод образования. Теория образования, базирую щаяся на рефлективном мышлении Дьюи, выдвигает важное предложени для образования в современной Корее, стремящемуся к воспитанию с собкости мыслить.

После освобождения в 1945 г.в образовании Кореи появилась тенденция адаптировать демократическую теорию образования Дьюи, провозгласившую "новое образование" с целью избавиться от тотали тарных собственных методов прошлого и от японского колониального образования. И до сих пор, в течение почти половины века, огромн количество педагогов изучают Дьюи, сочувствуют его идеям и стрем ся воплотить теорию образования Дьюи. Тем не менее, до сих пор р альное образование далеко от адекватного использования теории об зования Дьюи.

Наша система образования, как всегда, не смогла связать шк

е образование и реальную жизнь и находится в той стадии образова-я, ориентированного на знания и обучение, предлагаемые учителем.

Это объясняется различными причинами. Возможно, что теория разования Дьюи не была полностью оценена, или была неверно поня-, или положительные попытки адаптировать его теорию к реальности ли недостаточными, или учителя не имели достаточной квалификации я реализации его теории, возможно, что экономическая база образо-ния. включая вступительные экзамены, била недостаточно обеспече-, и что традиционный взгляд на национальное образование был слшп-м устоявшимся, чтобы подвергаться изменениям. Но невзирая на за-симости от прошлого, настоящее образование имеет лучшие, чем ког--либо условия для реализации теории образования Дьюи.

Образование в настоящее время испытывает сильную критику и ияние прошлого образования, ориентированною на усвоение знаний испытывает потребность воспитания способности мыслить. Эти потреб-стя образования вызваны такими социальными и культурными условия, как быстрое изменение общества, взрывоподобное увеличение объе-знаяий, переоценка ценностей, последовавшие за демократизацией, также желание усиления индивидуальности и т.д. Такие потребности разования могли возникнуть из необходимости современного общест-стимулировать независимое развитие страны, усваивавшей до сих р систему знаний развитых наций, через активную систему образова-я, ориентированную на знания. Способность подразумевает мысли-льную способность, и возникла потребность в развитии лучшей тео-и образования.

Более того, необходимы экономически эффективные средства для дущего образования. Эта реальность объясняет, что пришло время уществлять на практике теорию образования Дьюи. Теория обпазова-

я Дьюи основана на рефлективном мышлении, которое усваивает и спространяет новые знания, используя уже существующие знания в стро изменяющемся обществе. Она может быть моделью образования я воспитания способности мыслить, к которой стремится образование Корее.

Теория образования Дьюи предлагает принципы, цели обучения бразования). методы воспитания способности к рефлективному мыш-ниго. Она требует соединения повседневной жизни и школьного обра-вания с целью увеличения опыта учащихся, функциональной гармонии нкретной пели и общей пели, составления учебной программы, кото-

рая обеспечивает обилие фактов и идей с опытом учащихся с целью стимулировать рефлективное мышление и требует, чтобы преподаватели и учащиеся сотрудничали, ориентируясь на рефлективное мышление путем сочетания методов изучения и обучения.

Предложения теории образования Дьюи, основанной на рефлективном мышлении, сводятся к следующему:

Прежде всего, следует ликвидировать разрыв между повседневной шзнью и школьным образованием. Наше школьное образование сосредоточено на систематической организации и передаче знаний через школьную программу, ориентированную на науку, так что повседневная жизнь учащихся почти не отражена в школьном образовании. Более того, начальная и средняя стадии образования склонны к развитию функции, необходимой для поступления в старшие классы средней школы, они прилагали все усилия для приобретения функции и знаний, необходимых для поступления в старшие классы средней школы. Итак, чем выше ступень, на которую переходят учащиеся, тем больше они нуждаются в знаниях. Домашее образование также не воспитывало особых склонностей или специального таланта у учащихся, таких как способность, необходимая для получения хорошей оценки в школе, таким образом это гложет рассматриваться как обеспечение дополнительной функции для поступления в старшие классы средней школы.

Таким образом, образование концентрировалось в основном на усвоении знаний, знания не были связаны с реальной жизнью, поэтому согласно Дьюи, это было "мертвое" образование, которое не что иное, как слабая передача информации, так как школьники не могут применять на практике в жизни значия, полученные в школе. Согласно общепринятому мнению, знания, полученные в школе, являются всего лишь теоретическими, а для реальной яизни практические способности должны воспитываться другим образом. В результате учащиеся начинают думать. что знания я способности, полученные в школе, отличаются от знаний и способностей, необходимых в общественной кизни. Способом улучшить такое образование является обеспечение преемственности школьного образования и социальной жизни. А именно, школа не является абсолютно изолированной средой от общества, она должна научить способностям, знаниям к отношению, необходимым в социальной нязни. Таким образок, школа не должна быть место?-:, где учащиеся воспринимают урок, сидя на стуле, а местом, которое сознательно обеспечивает организованную, разнообразную ежедневную деятельность.

зрез участие в этой деятельности учащиеся могут овладеть знаниями, вторые усвоены через мысль и могут быть применены на практике.

Во-вторых, цели обучения должны определяться в процессе обу-эния во время развития способности мыслить. Воспитание способное-я мыслить означает, что обучение воспитывает у самих учащихся сложность адаптироваться в обществе. Это означает, что образование режде всего связано с развитием учащихся. Пока же в реальном ко-зйском образовании чаще внешняя цель образования выходит за презлы своей функции и занимает место внутренней цели образования, результате, для образования более характерна инструментальная ункция, и направление роста учащихся больше зависит от сошалъно-з и экономического направления, чем от характеристик инцивидуаль-ах особенностей учащихся.

Это отражает тот факт, что многие учащиеся выбирают универси-зт и курс на вступительных экзаменах в университет по баллу, без чета своих способностей.

Однако, эта реальность не может быть легко изменена, как пред-агал Дьюи: путем установления внешней и внутренней целей образова-ия педагогики должны добиться того, чтобы образование выполняло ажнуга миссию.

В-третьих, содержание образования должно включать предложение атериалов для стимулирования мысли учащихся, связанных со всеми чебными программами. Школьное образование не может сделать всех чащихся специалистами во всех учебных программах. Таким образом, лавное - это не знание обо ВСвХ СЙСТ6МЗХ кзкдои учебной програм-ы, но способность управлять опытом, связанным с каждой учебной рограммой.

Дьюи пишет, что изучение географии означает наличие способ-остей чувствовать особую связь с повседневной жизнью, изучение ис-эрия означает наличие возможности признавать, что повседневная еятельность связана с людьми и со временем, а изучение естествек-ых наук означает признание метода научной интерпретации материа-ов повсещгевного опыта.

Но основная дискуссия в процессе образования в каждой стране, се же, вероятно, посвящена тому, по какой программе учить какой-ибо науке.

Теория Дьюи обосновывает необходимость распространения синте-ироваиных учебных программ, сфокусированных на жизненный опыт.

В-четвертых, в обучении, связанном с воспитанием мыслитель ных способностей, необхопимы более квалифицированные и энергичнь усилия преподавателей.

Они должны знать не только содержание учебной программы, i и хорошо, ярко излагать свой предмет, учитывая эмоциональность возрастного восприятия.

Учителя должны сочувственно относиться к учащимся и понимг способности, потребности учащихся и, что происходит в умах учащ* ся, с этой целью они должны наблюдать за учениками пристально и скурпулезно, опираясь на знания философии, психологии, социолог* педагогики. Согласно штоду образования Дьюи, преподаватели долг составлять более точный план, опираясь на обширные знания и деятельность, и в процессе урока требуется большая наблюдательност: и гибкость в ведении урока. Формирование способности мыслить за] сит от квалификации и способности учителей в большей степени. ч( принятая система и требует более эффективной подготовки учителе] и более квалифицированных учителей - энтузиастов.

Наконец, с целью синтезировать теорию образования и практ] необходимо активное сотрудничество организаторов образования и ; телек. В ситуация, когда контроль за образованием проводится це] трализованно, цели и содержание обучения спускаются в школе из вышестоящих учреждений односторонне, или попытки альтернативы о: ничены, возможность свободного развития учащихся также ограничен в значительной степени. Поэтому систематически должна проводить сага регуляция образования, а цели и содержание образования долж определяться свободно в соответствии с реальной учебной ситуацш Только в таком случае возможна организация экспериментальной шю лы. где сотрудничают администраторы и учителя. Тогда возможен с тез теории образования и практики. Зто создает возможность для развития аутентичной науки об образовании, и развития дискуссий об образования.

Настоящая работа посвящена анализу сущности теории рефлек ного мышления Дьюи и основанной на рефлективном мышлении теории образования с целью творческого понимания теории образования и пользования ряда ее полохвний в Корейском образовании. Но согла логике прагматизма Дьюи, заключающейся в том. что ценность всех теорий или знаний проверяется их практичностью, эта теоретическ дискуссия имеет свои пределы. Таким образом, исследование не глэ зет оставаться в рамках теоретической дискуссии, а является поп

о и наити мв тоц, гтримв нимый к роз льности Корейского образования. Необходимо провести исследование, которое бы реально отразило со-тавление каждой учебной программы или реальный план урока и пози-ивное исследование для проверки их ценности после применения в еальном образовании. И исследование относительно того, является и рефлективное мышление, как на этом настаивает Дьюи, действи-ельно лучшим методом мышления среди методов, придуманных челове-еством или нет, является ли рефлективное мышление общедоступным ли общим методом, который может содержать все необходимые мысли-твет на эти вопросы может дать только реальная практика образова-ельного процесса. Необходимо постоянное исследование ценности, ревосходства, дефектов и т.д. рефлективного мышления по сравнению другими методами мышления, задача философии - помочь образованию поисках лучших методов развития индивидуального мышления, в ста-овлении творческих личностей.

Приходится сожалеть, что в Республике Корее недоступно изу-ение русской философии и того ценного, что сделано в русской фи-ософии образования. Будем надеяться, что данная диссертация соз-ает один из мостиков для большего понимания и взаимообогащеняя ультур Востока и России.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

- Философия образования Джона Дьтои и ее влияние в Корее

/ Философия детства. Материалы международной конференции "Ребе-эк в современном мире". СПб, 199 6.

- В Республике Корее автором опубликованы учебные материа-ы по теории рефлективного мышления Дьюи и ее использованию в рактике образования.