автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Типологический анализ концепций всестороннего развития личности

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Соколова, Надежда Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Нижний Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Типологический анализ концепций всестороннего развития личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Типологический анализ концепций всестороннего развития личности"

. • ' 'У. *

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

На правах рукописи

СОКОЛОВА Надежда Леонидовна

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Специальность 09.00.11—социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Нижний Новгород 1992

Работа выполнена на кафедре; социально-политической теории Нижегородского ордена Трудового| Красного Знамени государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор Саралиева 3. X.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Израитель В. Я.,

кандидат философских наук, доцент Анурин В. Ф.

Ведущее учреждение—кафедра философии и социологии Красноярского ордена Знак Почета государственного педагогического института.

суждению ученой степени кандидата философских наук в Нижегородском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени Н. И. Лобачевского| по адресу: Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23, Нижегородский университет, корпус № 2.

С диссертацией можно ознакомиться п библиотеке университета: проспект Гагарина, 23, корпус № 1.

Защита состоится «_. ______

сов на заседании специализированного совета (шифр К 063.77.09) по при

Автореферат

1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук, дбиент

)

I. ОПВД ХМОТТПЮТКЛ ГЛ1ЮТН

Актуальность теми исследования обусловлена потребность») философского диализа проблей личности, исходя из нов!« реалий нотой жизни. Близится переход страна к пниочиоП системе хозяйства. Озугоствлеше практлчесшх шагов в пгом направлении ввязано с подготовкой людой, способны* нестандартно муслить и предприимчиво действовать. Одним такой прагматический подход к личности не огрицют необходимости фундаментального исследования вопросов, связашшх с перешита наш ее развития.

ОбьективниЙ с шел истории заключается во всестороннем развито! личности. Его предстоит транслировать в субъективную цель общественного развития. Но гогоное богатство, но духовное богатство является целью исторического процесса, a всестороннее развитие личности, развитие всех ее сущностей сил - потребностей и способностей. Именно идея о свободном всестороннем развитии лпностп стала гаплинзлъной идеей марксизма о чолопоко. Ко-нэчно, существуют и другие точки зрения в определении парамэт-т>ов нового облика личности, но диссертант разделяет принципиальные положения вышеназванного подхода, предложенного маркнязмзм. Задача переосмысления филосо^кого наследия марксизма но вопр">-)ам о природе, сущности, предназначении человека", о смысле и ценности человеческой жизни является сегодня особенно актуальной .

Идея всестороннего развития личности, провозглашенная КПСС высшей социальной целью, превратилась, по сути дала, в один из мифов-иллюзий, утопическое воззрение, шкак не соотносящееся с реальным состоянием советского общества. Не случайно, что при этом возникло скептическое отношение к практической реализации этой идеи. По пятому мнению, всестороннее развитие личности -не благое пожелание, не отдаленный идеал, а реальный процесс, практическая задача. Этот процесс зависит, с одной стороны, от самого человека, его активного деятельною включения во все сферы общественной С другой сторон», и общество должно лрв-достаетть каждому человеку возможность полнее выразить свое собственное неповтошмоа "я", реализовать его человеческую тру, весь его творческий потенниал, создав условия, достойные человеческого оувпотвокдая.

Научное прогнозирование перспектив развитая личности -одна из важнейших задач любого общества. Так, Э.^роим рассматривает всестороннее развитие человека и его ближних как высшую цель жизш1, а по мнению А.Печчви и Г.шского клуба, все стратегии , политические программы и перспективные планы развития в иаццональних и глобальных масштабах долга и быть подчинена целям полного д всестороннего развитая возможностей и способностей всех людей шанэтн2.

Проблема всестороннего развития личности становится в центр внимания отечественной философской науки. Ее разработка активно ведется как ¡: плана траллилонного представления о личности -отдаленном идеале человека юммунистического общества, так и в плане более общей проблемы человека /социализация, потребности и способности, деятельность, смысл жизни и т.д./. По теме личности, ее всестороннего развития накоплен обширный теоретический мате и) ал, который нуждается в методологическом осмыслении и '.философской интерпретации. Критический анализ имеющихся концепций, выявление их достоинств и недостатков способствует, во-первых, раскрытию сущности феномена человеческой личности, дл нашгл ее и стоического разштия; во-вторых, изучению сложного процесса становления нового обл!ка личности как реального воплощения общечеловеческого идеала.

Состояние исследования проблем и. Типологический анализ концепций всестороннего развития личности еще не являлся темой специального научного исследования. Советские ученые пш изучении тех или иных аспектов многоплановой проблема личности, ее всестороннего развития ограничиваются в основном перечислением различных точек зрения, не задаваясь келью их основательного теоретического анализа. При этом из паял зрения авторов выпадают многие интересные подхода, неординарно раскрывающие сущность, содержание и специфику процесса всестороннего развитая личности. Именно типологический анализ позволяет целостно охватить исследуемую наш проблему, сконцентрировать внимание на важном, на отвлекаясь еданячньш.

Заслуживает внимания типология концепций, предложенная

1 См.: Фрош Э. Иметь или быть? - М.,1986. - С.193.

2 См.: Печчэи А. Человеческие качества. - М.,1985. - С.205.

Л.Н.Коганом. Он рассматривает их в той нослевовательности, которая, по его тетю, "отряжает историю разработки рассматриваемо? тгооблемн в филооатакой и социологической литературеУважая позицию автора и соглашаясь с рядом из предложенных им подходов к пониманию всестороннего развития личности, ш том не менее считаем, -что их последовательность не всегда соответствует вре-тни их возникновения. Да и список работ, прелложешшй автором для их та пологи заци и, довольно небогат. В основу ввдвлешя, вычленения коптит Я должны быть положены такие принципы, которые бы позволяли охватить проблему подлостью или более глубоко проникнуть в ее сутшооть.

В советской сочиалыга-философской литературе проблема всестороннего -развития личности становится объектом пристального изучения только в <"0~е года. По времени это совпадает о острой дисскусяой о роли разделения труда и всестороннем развитии личности, которая развертывается на страницах журнала "Вопроси философии" в 19^2-19^4 годах.^ Дискуссия способствовала возникновению интереса к проблеме со стороны ({илософов, психологов, экономистов, представителей других наук. Не случайно, в октябре 1975 года в Москве впервые состоялась Всесоюзная научная копфь-ренвдя "Комплексное изучение человека и форшрование всесторонне развитой личности »

Однако, несмотга на" многочислепше публикации, устоявшегося миния о содержании и сущности всестороннего развития личности не сложилось. На нал взгляд, в современной советской литературе прослеживается два основных направления исследования данной проблемы. Первое-направление рассматривает всестороннее развитие личности как развитие ее сторон, черт, свойств /атрибутов/, а второе направление связывает всестороннее развитие личности с ее функндонально-деятельностным существованием.

Целя и задачи исследования. Целью дяссертапионноИ работы является типологический анализ имэюирхся в социально-философской советской литературе концепций всесто-

* См.: Коган Я.Н. Цель и смысл жизни человека.-М.,1984. - С.50.

2 См.: Вопросы философии. - А9В2. - ^10; 1&£Э. - №-3, 4, 9, 11, 12} 19^4. - № I, Р.

Я

См.: Комплексное изучение человекам форшрование всесторонне - развитой личности:Матери алы Всесоюзной научной конференции /38-31 октября 1°75 г. ъ 3-х ч./. - М.,а978.

ровного развития личности. Такой анализ необходам для углубленного понимания сущности и содержания всестороннего разштия личности, позволяя восполнить недостаточную разработанность ряда аспектов проблема. Реализация этой цели предполагает решение ряда произведши задач. Выделим среди них главные:

1. Сформулировать основные принципы анализа концепций.

2. Уточнить исходные и сопредельные по исследуемой шобле-ме понятия, выявить 'их координацию и субординацию.

3. Выделить крупные типы концепций.

4. Лать типологический анализ содэржашя концепций.

Решение адх задач позволяет обосновать шсль о всесторонне

ранвитой личности как "вершине" жизненного пути и иди ы да, как высшем конечном результате социализации, как активном субъекте исторического процесса, всесторонне реализующего себя в основных сферах Ж1зш общества.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труда классиков марксизма, а также видных представителей зарубежной и русской философской шоля - Бердяева H.A., Вшеолавцева Б., Гегеля, Герцена АЛ., Канта И., Фейербаха Л. В основание дассертации положена марксистская идея о всестороннем развитии личности, означающем преодоление односторонности, узкой специализации в развитии личности; развитие всех сущностных сил личности - потребностей и способностей; овладение основным! общественныш функциями как крупными родаш деятельности; выбор и перемену родов деятельности в зависимости от потребностей общества и собственных склонностей личности.

Для решения задач диссертации использовались работы современных советских и зарубежных философов, социологов, психологов, э ко нош ст ов, педагогов /Амонашвияи Ш.А., Ананьев Б.Г., Зеленов Л.А., Кон И.О., Орлов В.В., Печчеи А., Фролов И.Т., «ромм а., Хайек Ф.А. и др./. • •

При изучении проблемы всестороннего развитая дачности диссертант опирался на результаты, полученные Общероссийской акаде-шей человековедения, интегрировавшей 20-яетнии опыт исследования Нижегородского философского клуба "Универсум"*',

т-

Ом.: Научно-технический прогресс и всестороннее развитие личности, коллектива, региона. - Горький,1988; Человек - мера всех вещей. - Горький ,1990; Антродоношя'/Общая теория человека/. - ШжииЙ Новгород, 1991.

Научная новизна даосчртяшнт заключается в следующем:

1. Оч'юрмулн вопанн пришдагн ти пологи зоил и различных концеп-шп всестороннего разттия .личности - атшбупитй и <{>ункидо-нальпо-цеятелъноотшй, а тяготя очерчена спорщика типолопческо-го подхода в исследовании пооблеин всестороннего развитая личности .

2. Еиделенн крупнкэ топы кон цепкий всооторонного развития личности.

3. Дан типологический анализ содерианил концепций.

4. В связи о анализом содержания и сущности всоотооопнооти вшюлены три упорня всестороннего рязратия индия да: всестороннее развитие человека - всеоторошюч развитие и нштл дуальности всестороннее развитие личности.

5. Показана органическая взаимосвязь понятий развития, культура н деятельности личности. Типология основных доятельноогой позволила рыйти на основннв роди культуры личности и лтодставить всестороннем культуру как степень развития сущностных, сил личности в основных подах длительности общества.

Практическое знача ни о диссортационно-го исследования состоит в том, что получении*) в нем результат« могут быть иопольаоваяи в исследовании проблем человека в рампа* республиканской п.олюрН прогрямин "Народи России: возрождение и развитие" Госкомстата по науке и высшей гаколэ Р'ЗКЯ/' /1.Р.2 и 1Д1.1/; в разработках Общероссийской академии человековедения с I титром в Ни ясном Новгорода; в процессе даклового оЗучония в детском сапу, лицеях и гимназиях; в рекомендациях для семьи; в теорчпческих курсах и спзикугсчх по (илософии, пол1толог;ш и со-

щолог'ля,

А п г о (1 а и и я п а б о т I/, Основшге идеи диссертации бнли иэлояонн в докладах на Межзональных симпозиумах /13, 11, 15, 17, 18/ в Горьком /I965-j.P90_.it./, в доклада на Иожяо-нальной научм0-практич"ск0й конфеготш "Проблемы интеграции научного знания о человеке" /Минск, 1909 г./, п сообщениях на Моден ггионалышх конТюгоншмх Л^'У ии.РЛ Лобачевского, 19881989 гг.; Чебоксары, 1989 г./ и дг.

т г у к т у г .а д и о о о р т а и и и обуславливается логикой исследования шо(5л»и1. Рпоовртпция состоит из введения,

глав я аяилччемия.

■г. ОСНОВНОЙ СОДЕРЖАНИЕ РАБО'Ш

Во введении излагается основной замысел работы, определяется актуальность темы исследования, показывается степень ее разработанности, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе "Методологи ческиа принципа исследования нмблами всестороннего развития личности" проьодитоя анализ основных понятий, выявляется их соотношение.

Последовательность понятий человек - индивидуальность - личность соответствует, на наш взгляд, определении!.! отапам социализации /ндентп^игацли, индивидуализации, персоиа-мзаиии/, отражает направление деятельного включения индивида в систему социальной жизни, освоения им социального опита человечества /зеленов JIJ.., ¿иллнпова Л.В./. Все тш фог.ш соидая1зации осуществляются одновременно , не разорваны со времени, хотя содержательно и представлены по-газнону, являясь разтичннш аспектами бытия индивида, ^азличпиш способаш включения его в жизнь общества. Индивид как биологическая особь человеческого рода, представитель Еида "Homo

" только потенциально человек /Петрове клй A.b./. Ему еме предстоит стать человеком - единичным представителен человеческого рода, обладающего общими с другими людьми качествами. Путь индивида в общество и начинается с ьтапа идентификации, когда он получает возможность сравнивать себя с себе подобным, осо-ь'нает сбою принадлежность, тождественность всем другим людям. Через понятия "род", "родовая сущность" вскоывается социальная сущность человека, но в диалектике с природным /биологическим/ в человека .

Проблема соотношения социального и биологического активно разрабатывается советскими Философами. Ьа основу исследования сущности человека нами взята научная коншпдая, предложенная группой пчрмокпх исследователей под руководством В.В.Орлова. О ее позиций человек есть интегрально социальноо существо с полио-ценчой биологической основой. Полноценные биологические качества у человеческого рода и человека как его едачичиого представителя в отличив от квотного интегрированы в социальной природе человека, существуя в его социальности в "снятом" шде.

Ментифтналдя шляется внутренним условием индивидуализации, щ-сдотязлявдэй собой качественно новш; атак социализации. Он отражает деыпвктику социального и индивидуального. lice, что достигает

ß

отдельный человек, обусловлено общественно. Идентификация человека о другим человеком всегда происходит на индивидуальной основе. Чглояяк ость "и идиш дуальное Следственное су"!эство"Д'арко К./. Fía этапе чнддаду а лизании происходи- греврпщен'т человека в индивидуальность, в человека, обладавшего сониально-непоБтори-мыш, самобнтнщ.п качествам!. Понятие индивидуальности предполагает целостную социальную /индигадуум/ и биологич;эскуй /индивид/ неповторимость человека, где низшее /биологическое/ снимается высшим /социальным/.

Конечннм этапом сошализшяли являртся трросналияанля. Ее суть заключается но только в осознании индивидом своей идентичности с другими людьми y преломлении рэ через уровень своих индивидуальных возеттаостой, а в превращении человека в личность -высгаую форму одаипного существования чолой"нп. Ллч.чостья) не рседлптся, личность« становятся. О точга зоэния Я.А .Бердяева, человек должен реализовать в себе личность. Роамяшиш эта есть неустанная бооьба. теализаиия личности требует от человека нопро-гнгкого сознательно-волевого усилия. Он считает, что лег ю всего отказаться от личности, тить под дотеомшациоЯ, под авторитооом. Но личность есть аютвинЯ субт.ект, Она противоположна паоодгаюс--ти, всегда означает творческое сопротивление. Личность - чолове.к, ставший англвним субъектом общественной гетзни, coiдалым-де .(тельная индив!дуальность,

Содержание понятий чоловэка, индашдуальности, личности раскрывается через понятая "мера человека", "потребности", "способности", "сущноетннэ силы", "тзтатие", "деятельность".

В понятой "мора человека" отражается количественно-качественная характеристика бытия человека в отличив от других материальных систем. I! содеи.чателыпм плане мера человека - это система родовых качеств человека - опособностой и потребностей /Павлов М. А.,Зеленой Л.»../. На эташ идентификации мора человека и mspa пеловочоо-кого рода совпадпгат. Поскольку человек - ото интегрально социально-'; образование с полноценной биолог1ти. ской основой, то в атом аспекте должны быть расомотренн и его родовые качества.

Способность - социально заданная возможность образования Функциональннх систем на биологической основе человека для осуществления определенной деятельности. Способность - виртуальное образование. На одном ее полюсе - задатки, па другом - социальный опит человечества, социокультурные программ». Соединение их

образует функциональные системы /сфоршроьанниа опоеобноста/. Потребность - это противоречие меяду фактическим и необходимым состоянием человека /Зелвнов Л.А., Маргулис A.B., Михайлов H.H./. Рассогласование необходимого и фактического состояния объективно фиксируется, отражается всеш системиш человека. Удовлетворение потребностей есть "погашение" рассогласованности, есть приведение фактического состояния человека в соответствии с необходимым. Необходимое состояние задано способностям! человека в их сформированном виде, то ость функциональными систеш-ш. Если йти йунпдоональниа системы не реализуют себя в соответствующей им деятельности, то возникает противоречие как потребность. Весь социальный опыт человечества как рода закреплен /оггоедшчеп/ в система общественных потребностей и способностей. Только осеочв /оаспредмотив/ этот опыт, человек может применить его, то есть реализовать в.общественной деятельности. Способности как деятельные силы, а потребности как его побудительные силы образуют систему сущностных сил человека /Куделин Е.Г., Зеленов Л.А., Орлов В.В., Краава О.Л./.

Развитие человека, в первую очередь, и связано с извднениеи его сущностных сил. Поскольку общепринятого понятия развития в советской научной литепатуре не существует, диссертант воспользовался подходом, согласно которого развитие рассматривается как закономерное качественное изменение предмета /Коган H.H., Ми клин A.M., Подольсшй В .А./. Развитие человека и есть изменение его качеств - потребностей и способностей. Освоение социального опита осуществляется каждым человеком в самобытной, специфической форью, предполагает развитие его индивидуального своеобразия. Индашдуальность на этапе индивидуализации предстает, прежде всего, как субъект собственных изменений, а ее развитие - как ее собственное развитие или саморазвитие.

На атапе персоналиэацш человек становится личностью. Терши "становление" может быть донят как единство разытия и саморазвития человека, являющегося субъектом этого процесса и направляющего его на себя. Персонализация как качественно новая форма социализации связывает индивидуализированные проявления на социальные воздействия в качества социальных результатов.

Культура личности - это продукт ее развития и саморазвития. Она складывается из трех подсистем - информационной культуры, опегашопальной культуры и штившщонной культуры. Информационную

культ ут".* личности определяет система знаний, операциональную -система умений, мотивашонную - система установок. В знаниях,ум'-ниях и установках, но сути дела, сконцентрирован весь социальный спит человечества. Он может носить как позитивный, ценностный, так и нпгатчвшП хавает»!», что отражается еоответств°нно в понятиях "кульгугз." и "антикультура". Поскольку социальный опит не мог.ет и-'рчдаваться биологически от поколения к поколению, его воотпо па этапо илон-пИмкчнип обеспечлпаотся единством трех процессов - образования /передачей знаний/, обученном /передачей ум">-шп'!/, воспитапчем /передачей установок/, а на этапе пндягадуали-зэнни - ппоцессаш самообразования, самообучения и самовоспитания» В процессе обпазов°ния / сягообгазовати/, обучения /самообучения/, воспитания /самовоспитания/ и происходит изменение сугиопт-ннх сил человокг - его потребностей а способностей. В таком пош-гании развитие /саморазвитии/ поедет,зот как единство этих тг<*х процессов. Культура личности означает готовность личности к деятельности .

Конечны» процессом, который долген быть обеспечен воем ходоч гаэввтия человека, чвляется деятельность. Деятельность - это способ социального бития человека, существования человеческого общества, чолорочоства гак рода. Чопоз деятельность человек включается р систем общественных стнозмииА, осваивает социальный опыт, накопленный пводд;естпуюиимп поколениям«. Как сугубо индашдуальии потребности и способности человека, так же индивидуален только ому присущий способ включения в деятельность. Еще ЛЛ'опепбах полагал, что самодеятельность - гак деятельность сана по себе - неотделима от индивидуальности. Согласно Гегеля, индивидуальность * фовмируотся в Результата собственной деятельности человека. Клао-сиш марксизма рассматривали самодеятельность как деятельность, которая осознана человеком, стала ого-естественной необходимостью, превратилась в его внутреннюю потребность. Самодеятельность предстает как внутренний момент бытия человека в отл!чие от социальной деятельности, которая детершшрована внешгай необходимостью и является, вследствие отого, деятельностью нормативной, осуществляемой в силу общественного долженствования,, необходимости.

В последние годы советскими философом! как бн заново переосмысливается гТономен человеческой индивидуальности, делается акцент на преодоление десятчлстляъя складывающейся в нашей литературе методологические тр?даш:и, явно или нмплвдатно отркшшзрй

самостоятельную роль индавида в детерминации социальных явлений и процессов. В рамках этой традиции человек рассматривался как безликое воплощение группового интереса, совокупности аащальиш ролей. Еитакаюшщи из подобного решения проблемц человека и стал образ " человека-вн нтика", неспособного на самостоятельные действия. Подавление человеческой индивидуальности привело как к отчуждению человека от общества, так и к отчуждению человека от самого себя. Отчуждение приводит к отчуждении первоначальной целостности человека, всех его сущностных сил, но восстал овлеше их возможно на столько внутри единичного, изолированного от других людей чело.-ека, сколько в рамках их всеобщзго единения.

Лишь активная, Общезначимая, самостоятельная деятельность может способствовать общественному прогрессу, в котором заинтересовано я общество, и сам человек. Она и характеризует человека как ясность. Боз активного участия человека во всех сферах общественной жизни невозможен процесс перестройки общэственной системы. Не случайно, ряд исследователей рассматривает активность как качественную характер.! сти ку человеческой деятельности /Батенин G.G., Звоздина A.A., Красин А.Н., Кривуля A.M./.Через активность выражается степень отношения человека к процессу и предмету своей деятельности. Активная деятельность человека ассоциируется с понятиям! "свобода" и "творчество". И .Кант определял личность как существо, озаренное внутренней свободой. Идею внутренней свобода, которая легат в основе всех действий разумных существ, он связывал с понятием автономии. Понятие автоноши •как синоним самостоятельности человека предполагает свободна выбор. Во всех своих поступках, считает И.Кант, человек есть сам для себя закон. Мнсль И.Канта о внутренней свободе личности развивает H.A.Бердяев. Он считает, что право на свободу еще не делает человека до конца свободным. Настоящая активность личности невозможна без внутренней свобода, имманентно присущей каждому человеку. Конечно, свобода предполагает качественное изменение социума /полной ликвидации всех видов зашей мостя людей друг от друта и связанного с этим исторического преодоления отчуждения/, что создает возможность субъекту проявить, выразить, осуществить свое "я" в процессе своей деятельности /крушин Б.А./. Но понятие свободы предполагает, в первую очередь, свободу выбора. Внутренняя свобода означает самостоятельное осуществление выбора, приня-

тио рстнния и ого веалиэащю. Исследование субъекгивно-нравствен-иого аспекта олободн человека, свободы как внут^мпаго действия человека является одной из актуальных задач современной философской науки /Мчсливчепко А.Г./.

Понятия "свобода" и "творчество" неразрывно связали между оч-бой. Только свободная деятельность может позволить человоку раскрыть весь свой творческий потенциал, стать подлиншш субъектом общественного развития. "Творческое зерно" калдой личности и составляет ее понятную ценность, ее "самость". /Вышеславцев Б./. Творчество всегда означает смолые, новаторские действия человека, представляет собой эвристический, поисковнй процесс.

П деятельности человека как личности находит свое отражение процесс взаимодействия индивидуального и общество иного. Личность действует не только во имя своих интересов, но и интересов общества. Подлинная самодеятельность личности возможна только при условии единства индивидуальных и общезначимых нолей деятельности.

Поскольку деятельность выявляет содержание, уровень и шроту культуры личности, то логика понятии развитие ~ культура -деятельность, отражая их взаимосвязь, позволяет определить культуру личности как степень развития ее сущностных сил в процессе овладения социальной деятельностью.

Следует отметить, что деятельностнмй подход при (.юг им только при рассмотрении личности как системы, включающей в себя систему способностей, систему потребностей, систему деятельности, систему социальных отношений и систему социальных институтов.

Личность - понятие конкретно-историческое. Человек как личность в его деятельностном существовании всегда включен в определенную систему облиственных отношений, являясь предпосылкой, продуктом и результатом исторической жизни. Последовательность понятий человек - индивидуальность - личность и внрагает разданные этапы становления человека субъектом истотмччского процесса. Историческая перспектива развитая человеческого общества связана с движением к гуманному, свободному и разумному обществу, самоцелью которого является свободное всестороннее развитие личности, Всесторонне развитая личность - высшая форта социальной зрелости человека как единичного представителя человеческого рода, которого в своем завершенном виде форм'.руют все процессы социализация. После-допзтелъность понятий всестороннее развитие человека - всестороннее развитие индивпиуальности - всестороннее развитие личности отражает различные уровни всесторонней развитости индивида, логику

процесса становления его активным субъектом исторического процесса, включенным во все сферы общественной мани.

Что.значит бить всесторонне развитым? Исходные методологи чес-кие прищипи для понимания всесторонности сформулированы классиками марксизма, на которых ш уже останавливались в начале работы. Мокно но разделять взгляда классиков марксизма относительно перспектив развития общэатва и лености, но о их оценкой негативного воздействия на человека общественного разделения труда нельзя не согласиться. Близкую точку зрения по данному вопросу в иска айв акт русские философы Б .Вышеславцев, А..И.Герцвн, акадашк Н.М. Амосов.

В нашей научной литературе оложились стереотипы, согласно которым человек но в состоянии овладеть всеш профессиями и специальностями /все знать и все уметь/. Отсюда и складывается понимание всесторонности как "дурной бесконечности". Человек не в состоянии объять необъятное, да и не должен этого делать. Число профессий на соизмеримо со временем жизни отдельного человека. Саш пшфессаи рождаются и ушрают, поэтому человек не сможет овладеть всеми потенциально существующим! профессиями. Не профессиями, а социальными функциями, не специальностями, а видим, ро-даш деятолы)001-и должен овладеть всесторонне развитый человек. Все частные профессии группируются в крупные блоки, в роды деятельности, являясь их модусаш. Так что овладение хотя бы одним модусом, видом рода деятельности есть уже и овладение сашм родом деятельности.

Отождествление профессионального становления и всестороннего развития личности является наследием технократических ориентации, определявших разрешение всех, не только технических, но и природных, социальных, гуманитарных, человеческих проблем. Человек превращался в сродство, а не самоцель общественного процесса. Мерой развития человеческого потенциала становится шра овладения профессиональными знаниями, мастерством. Его профессиональное самовыражение стало затшватъ все другие способы сакоосущоствления личности. Такой человек неизбежно терпит неудачу в реализации тех своих качеств, которых не требует его работа. Значительная часть потенциала человека, таким образом, остается невостребованной, нераскрытой. Речь же идет о всестороннем свободной развитии личности. Только овладев всесторонней деятельностью общества, каж-дкп человек сможет действоватьно развить и проявить все свои спо-

сооности.

Зфйективность всесторонней деятельности личности зависит от глуонны усвоения ем знаний, умений и ценностных ориентации /все-то позитивного социального опита человечества/, которые и характер.! зуют культуру личности. Чем ешэ зсультура лености, тем плз-дотвопнев ее деятельность. Эффективность деятельности определлет-ся и внутренними усилиям! самой личности в результате превращения ее во всесторошаш) самодеятельность. Как в личности представлено высшее развитие человека и индивидуальности, так и в самодеятельности деятельность человека получает свое высшее развитие.

Всестороннее развитие личности - это и есть развитие всех ей сущностных сил, которые исторически развернуты, представлены в основных родах деятельности общества. Поэтому исследовать проблему всестопоннаго развития личности - значат определить те основньи роды деятельности, в которых реализуются все способности и потребности личности.

Во второй главе "Атрибутивные концепции всестороннего развития личности" автором очерчена специфика типологического подхода и ставится задача; отразить содержание и специфику концепций, сторонники которых, исслодуя проблему всестороннего развития личности, за исходную основу берут категорию мари как качественно-количественную характеристику бытия человека.

Тнгюлогизашя - это вид упорядочения, вид ограничения разнообразия. СущйСтвукдее множество элементов упорядочивается по ряду оснований, что позволяет в богатстве и разнообразии ого элементов выделить некоторые таксоны /типы/ - единицы модификации родового, общего. Выделшые танов помогаот сосредоточиться на главном, на отвлекаясь единичным, целостно охватить исследуемую проблему. Ти-пологпзшдая позволила упорядочить, вычленить наиболее крупниа типы концепций, в которых своеобразно раскрываются сущность и содержание пропесоа всестороннего развития личности. В основу упорядочения выделенных типов били положены атрибутивный и функшонально-деято./гьноат1шй принципы. Они способствуют выяснению общих, характерных для каждого из имеющихся типов, черт,

В атрибутивных' концепциях главное внимание исследователей кошнлптмгуатоя на количественной определенности качеств, неотъемлемо ирисулих шадой личности; степени их развития; определенных качественных состояниях личности /гармоничность, целостность, уна-вврсад-шость/. В соответствии с поставленной задачей виделеио

восемь типов конгошмй, в которых всестороннее развитие личности оггоеделяется как I/ эмпирический перечень основных черт, свойств, качеств личности; 2/ гармоническое развитие личности; 3/ целостное развитие личности; 4/ универсальное развитие личности; 5/ развитие способностей личности; 6/ развитие потребностей личности; V/ развитие потребностей и способностей /сущностных сил/ личности; 8/ лгюцеос освоения всесторонней культуры.

• В атрибутивных концепциях основное внимание уделяется изменению качеств, неотъемлемо присущих каждой личности /атрибутов/. Наппимзо, в концепциях первого типа /Ануфриев Е .Л., Водаков А .В., Лаптенок О .Д., Васина <*.Л., Глэзерман Г.Е., Фролов ИЛ', к др./ отражена попытка преодолеть односторонность развития личности через перечень возможно большего числа позитивных черт, сторон, качеств личности и таким образом нарисовать идеальный поптшт личности будущего. Но поскольку "набоп добродетелей" у разных авторов различен, а критерии его ш вычленены, практическое решение этой проблеш ппренос1тся из области реального развития в сферу абстрактных утопий,

В концепциях второго типа /Алехина ИЛ., Рожнов ¡¡.В., Кадиев Х.А., Оулейманов Р\Т>. и да./ дается такое представление о всесторонне развитой личности, которая должна в оптимальном варианте сочетать в себе лучшие духовные /умственныо/, нравственные и физические качества. По сути дела, совокупность всех этих качеств сводятся к формуле "духовное богатство, моральная чистота, физическое советеиство". Конечно, всестороннее развитие личности предполагает сотаэшрнта развитие осногннх ее качеств. Их пропор-¡монакьность, "Разумная сбалансированность во многом позволяет личности пгоодолеть односторонность в сроем развитии. Но если согласиться с таким понятием всестолонности, то не исключена возможность, что другие ваянейпзю качества личности будут гипертрофированы, развиваться односторонне, вследотвио чего и сама личность будет развиваться неравномерно. Диссертант считает, что различные качества личности могут быть выявлены и реализованы только в дея- . тяльнооти. Гармоничность - ато соотношение основных сторон деятельности, быта* человека, раадатио котооых осуществляется о дакси дальней папноморностыо. В этом плане гармоничность выступает как не-от'х.оглзш присущее всесторонней личности свойство.

Н.тл'Ълыпий интерес представляют концепции седьмого тана /Ьуе-гч .СЛ., Киаотдзе л.л., Красш А.Н., Г'окроносов Л.И., Косарев

ГЛ./ и восьмого nina /Кириченко. Н.Г., КЕаоов Г.Г./. Понятия "потребности", "способности", "культура" позволяет более глубоко проникнуть в суть проблемы всестороннего развития личности. Но,если у V.Г .Квасова культура выступает транслятором деятельности, аккумулярором исторического опыта, социальным механизмом, с помощь» которого осуществляются сущностнш силы человека, то диссертант прии,¡решается иной точки зрения. Именно деятельность выступает способом реализации, сохранения, воспроизводства и развития всей общественной жизни, реализация культуры личности происходит в деятельности как процессуальном бытии культуры. Судить о культура личности и общественной культур» как источника культур ц личности мамт по их деятвльностнощу существованию. Имэмю деятельность выявляет содержаще, уровонь и шроту культурны личности и общества. Можно предстаглть всестороннюю культуру как степень развития сущностных сил личности в основных родах деятельности общества, а сам процесс всестороннего развития личности как овладение ею основными родаш культуры.

За основу классики капли качеств ллчнос-ти, ■ которые-определяют соде ржа hí о понятия "всесторонне развитая личность", сторонники атрибутивных концепций берут их эмшрлческкй перечень /неопределенное количество/, их оптимальное соотношение /гармоничность/, единство и организованность /целостность/, универсальность, их соответствие определенный общественным отношениям или видам всесторонней культуры. Какш образом осуществляется процесс реализации всех качеств ллчносгя, для них не имеет принципиального значения, что соответственно выражается в скептическом отношении к фуйкшонально-деятельноатному подходу в исследовании проблемы всестороннего развития данности. В числе аргумэнтаадля подтвержд«-ния этого тезиса они называют следующие: I/ отдельный человек, хотя и способен к самым различным видам деятельности, тем на менее, не в состоянии обгять необъятное, овладеть всем! профессиями и специальностям!, то есть все знать и все ушть делать /Рабкин Я.Н..Семушеш А.В.,Шубин В.И./; 2/ следует говорить о диалектическом единстве деятельности и общественных отношений, но именно последние наиболее глубоко определяют сущность человека /Буера Л.П., Волков О.Г., Красин А.Н., Мокроносов A.M., Мосоров Г.В., ^модьяшнов И.1>./.

В третье й г лаве "¡»ункиионалыю-деятелыюст-нио концепции wcovommaro развитая личности" автором дяатся

типологический анализ содержания этих концепции и предпринята попытка доказать, что перспектива развития личности связана с деятельности™ пониманием всесторонности.

Вся дазнь человека, по сути дела, представляет совокупность различи!« функций, которые он осуществляет в пределах различных ' родов и видов деятельности. Деятельность - это способ социального бытия человека. Деятельность как динамичное образование открывает подхода к анализу ос собственных оснований /потребности-способности/ и производных ео фоом /отпошениеч^ститут/, то есть псе'й системы личности. Если потребности и способности побуждают человека к деятельности, то они сами могут быть выявлены, реализованы и сфорьиговаш только в деятельности. Общест-веннпе отношения, порождаюсь деятельностью, являясь социальным бытием деятельности, застывают в виде социальных институтов /организаций, учреждений, Формирований/. С помощью деятельности человек включается в жизнь общества, осваивает социальный опыт человечества. Только в процессе деятельности личность творит, производят общественную связь, сбпрственшо отношения, которые, в спою очерэдъ, становятся личности™ достоянием.

Применяя функционально-деятельностннй принцип топологи за-цаи для анализа содержания концепций, диссертантом было выделено тть типов концепций. В шх всестороннее развитие личности рассматривается как 1/всесторонияя трудовая деятельность; 2/ все сторонняя подготовленность личности к труду в сочотанпи с много-обгазннмц функциями проявления ее деятельности; 3/ абстрактная' бесконечность деятельности; 4/ всесторонняя самодеятельность; 5/ овладение основными родам деятельности.

Тсли говорить о первых двух типах концепций, то их авторы исходят пз оппеделяющзй роли матоталыюго производства в жизни обнрстга. 0,днако место и роль трудовой деятельности во всесторонней деятельности личности они определяют по-разному. В конЦепдаях первого типа, которые возникают еще в 60-е годы, всестороннее развитие личности понимается как форшроваяие качеств всесторонне развитого работника. Несмотря на различия в аргументами и и трактовке отдельных моментов, сторошаков подобного подхода можно найти и среди современных исследователей /Камынин И.И., Косолапое г.и., Сластенан В.В., Турченко В.Н./. Диссертант полагает, что только тгооизводственно-трудовая деятельность, даже во всем многоо1рзз!1и ее функций, не раскрывает сущности всестороннего

развития личности. Трудовая деятельность - липа» один из видов человеческой деятельности.

Более предпочтительной является точна зрения представителей второго подхода /Оиземская И.Н., Чангли И.И./, которые полагают, что всестороннее развитие личности - многоплановый процесс, который не сводатся только к функционированию в сфера материального производства, к трудовой деятельности, а проявляется и в доуп'.:; видах деятельности. Всестороннее развитие личности - етс цель не производства, а обиэства на определенной ступени его исторического развития. Все сторонники данных концепций исходят из деятельной пгмроди труда.

Ми остановились на анализа содержания вше названных концепций не случайно. Дело в том, что феномен труда, несмотря на большую историю и многочисленные работи, далеко не научен. Ьта касается, в первую очередь, самого понятия труда, понятий отчуждения и разделения труда, а таете соотношений понятий "труд и деятельность", "свободный и необходимый труд", "профессиональный и нспро(юсспональниЙ труд", "специализация и всесторонность" и т.п. Философский анализ проблемы личности, ее всестороннего развития в связи с этим приобретает важное теоретическое и методологическое значение.

Наибольший интерес представляют четвертый и пятый типы кон-шпций. Так, В.Е.Кемеров и С.М.Шендрик связывают представление о всестоюошю тпзвитой. личности с ее всеогоронней самодеятельностью. Несмотря на то, что основные виды самодеятельности авто-раш не определены, важным моментом их концепций является то, что в шх самодеятельность рассматр!вавтся как внутренний момент бытия личности в отличив от социальной деятельности, которая де-тершшрована внешней необходимостью и является, вследствие этого, деятельностью нормативной. Диссертант считает, что абсолютизировать данный подход не следует по целому ряду причин. Авторы пытаются преодолеть господствующий в фдлосарской и социологичео-кой литературе взгляд на человека как продует общественных отношений, когда собственное развитие личности оказывается простым воспроизводством общественных отношений, когда недооценивалось значение самодеятельных начал в развитии личности. В самодеятельности реализуются собственные программы, цели субъекта деятельности, его творческие цели и задачи. И все же но следует забывать

о кг разп!шной связи дачнасти и общества. Она внражается в общо-значимой деятельности личности за счет отладочного включения чо в общественную жизнь.

По кнешю диссертанта, болов перспективнш является наследии I' подход к пот манию воооторониого развития личности /Архантельо-шй Л ли, Бекеяина Й.Э., Дешн М.В., Зеленов Л .А., Кветной М.В., Коган Л.Н., К'озкаиенко BJB., Смирнов Г .Л., С паси бен ко С .Г , и др./. Большинство ого сторонников опирались-на методологи чеокие прин-It-uw к пониманию всзсторонпооит, сформулированные масонками г.арк-CWT5I/TI, Кгу: показал ти пологи чэ с i«ft анализ содержания предыдуирх концепций, понятие деятельности мотет рассматриваться в различных аспектах, что внзыввет необходимость разграничения понятий "вид", "род", "c'fiGpa". Вое эти понятия авторами употребляются произвольно, без учета их координации и субординации. В связи с вншвсказанным нлпргливактоя следующие вопросы: какие вида деятельности можно считать основными? не упрощает .та данный подход всей сложности общественной еты-ж? не ограничивает ли он возможности шксималь-нон пеал-тзащш сущностных сил личности? Решаются эти вопросы ав-юют по-разному. Ида выделяют с я в качестве основных три, четыре, пять, шесть, восемь и десять родов /сфэр, видов/ деятельности. Соответственно они исходят и из разных оснований деления деятельности. Приведем линь несколько примеров.

Л.Н.Котан попвым и главным условием развития личности считает ее участие в трех основных видах социальной деятельности: матв-рилльно-птеобразугатей, сошалъно-поеофазуюшй и духовно-првобразующей. В первую он включает материально-производственную, мате-шально-бытовую и ¡teaкультурно-спортивную деятельность; во зтстаув - политическую борьбу против существующих общественных отношений и деятельность по организации социального управления; в третью -юучно-иознавагельную, педагогическую и художественную деятельности, Методологическим ооновапнем для ктаоси<1ивация названных видов деятельности для автора служит субъяктио-обьектноо отношение человека к объектам его социально-преобразующей деятельности - природе, обществу и человеческому мышлению. Несомненным достоинством данной концепции является предложенный ее автором качественный анадип категории деятельности. Качественное содержание деятельности овтоп связывает с превращением основных рядов деятельности в «аг «деятельность.

С по?»гаО концегаши всестороннего развития личности, разра-

ботанноИ Золеновым Л.Л,, ист ори ч иски , по ыаре развития человечье;-кого общества его универсальная деятельность, включающая в оьоя всо основные родовые функции, модифицировалась, приобрела свои зрелые конкретные <Ьошы, функции, аспекты, грани единого целого, который превратились в относительно самостоятельный роды деятельности. По мнению автора, их восемь и в них выражаются основные но требности и способности человека, они определяют основные ипьми--ния и интересы общества. ^то - научная, художества иная, оксны.и-чоская, итлогтеаиы, ьмдшинекая, физкультурная, nuxwrovu'in-wuii и ,управленческая деятельности. Овладение поели вияен закатила •/•>-да»' деятельности как ооновишя родовыш фушадпяш челоаичьс^н'о общества, в которых реализуется мзра человеческого рода iait »гю-pit чески сфоршрор.авшейсн еодо&льной системы, и означает, ю-к •■читает JI.А.,Неленов, всестороннее развитие личности. И основу isu.i.o линия основных родов деятельности в эмшричзош данном мио>ас«'г»!-деяпиыюстей общества он кладет приндоп константности и прин.нн; поляг«зации. Вое другие деятельности общества, о его ччлкя ацашп, являются: I/ р.лдаш внутри родов; ?./ сферами реализации ютымь деятельное reii; 3/ комплексом деятельноатай; <1/ представляют уровень с.утчетвоваш'Р! или грань, аспект каждой деятельности. Мчжду полярным! деятель ноогяш существует богатый диапазон и-зрахоцннх Фор.м; в mk'n.emx каждого рода деятельности существует мнежю'лзо вицоЬ; подвидов, профессий, специальностей, специализаций; роди, виды образуют многочисленные сочетания, симбиозы в соответствии с законом обращенности каждой деятельности на каждую - художественное конструирование, лечебная фокультура и т.д. О точка зрений автора, эти поды деятельности как остальная данность и бууут определять направления всестороннего развития личности, структуру соотьв'ещ-яоцих программ всесторонней подготовки человека. Проблема будр.т успешно решаться, если само ойпество будет развиваться всесторонне. Для Л.И.Зелоиова теория общества - ото,прежде всего,теория общественной деятельности. Построений модели дниа-юки, движония, Функционирования общества ложно только ни путях универсального включения деятельности в ткань научного анализа общественной жизни. Но общество в идеале - это самодеятельное общество, общество личностей, Лушцмонмрумцпк на основе внутренней мотивации н твопчеоки решающих лпбш вздачи.

Конечно, в каждой из надводных концепшй содецщч'оя рацио -паю,нов some. Мшно соглашаться или но оотчтыаться о той nJut

1.9

ином точкой атония. Напяду с концепциям! Л.Н.Когана, М.С .Кагана. М.В.Квотного концепция Л.А.Зеленова нам представляется наиболее разработанной в теоретическом отношении.

Деятельное понимание всесторонности способствует практически^ решению пеоблеш всестороннего развития личности. Диссертант пта этом ссылается на опыт известных советских педагогов /Амонашвили Ш.А., Скаткин М.Н., Сукомл! некий В.А. и др./, делая попытку показать возможности всестороннего развитая личности ч таком социальном институте общества как школа.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования тгооблош всестороннего развития личности с привлеченном работ известных зарубежных философов, социологов, экономистов - А.Печчзи, Э.Фромма, Ф.А.Хайекя,

Основные положения диссертант отражен» в следующих публикациях:

X. о понятии "всесторонняя культура личности'1// Система культуры личности и ее значение для научно-технического ярогрео-оа: т.докл. к XI" межаон симпоэ. - Горький: НТО, .1985. - 0.109-Ш.

2. Человек как субъект научно-технического прогресса //11а-учн.о-тчхт чесни й ппогреос и проблемы социального управления в свете решений ХХУП съезда КПСС: Тез.докл. к Л7 мркзон.симпоз.-Горьгай: КГО, 1986. - С.98-99.

3. Развитие концепций всестороннего развития личности в советском обществоведении //Научно-технический прогресс и закономерности разгатия советского обвоства: Таз.докл. к 1У меязон, онмноз. -Топький: НТО, 1987 . - С.03-^5.

4. Проблема всестороннего развития личности и ее методическое и методологическое значение в курсе научного кошутзма. -

' уколись дел. в * 18^-87 от 2р. .01.07 г. - в с.

5. Всестороннее развитие личности /типологический анализ/, //няучио-твгнчческий пггогресо и всестороннее развитие личности, коллектива, ретнояа: Тез.дога, к Ш ютзоп.симпоэ. - Горький: НТО, 1988, - С.ЧЛ-37.

П. Всестороннее развитие человека, индивидуальности, личности //Человек г (вистом« НТП: Тоз.докл, к хуп дажвон. оимиоз. -Горький: НТО, ПРР. -

V. >поу'п>-'№ло1ио в вузе кяк составная часть общего процесса

всестороннего развития личнооти//рвализация оодаальной политики КПСО - важнейшая задача профсоюзов: окнт, проблемы учебных заведений: Тез.докл.к - Чебоксары,1989. - 0.51-52.

8. Жизненный путь и всестороннее развитие личности //Человек - мера.всех веиейгТез.докл. к ХУШ мэжзон.сишоз. - Горький: НТО,1990. - С.66-68,

9. Проблема разделения труда и всестороннее развитие личности //Проблемы ангропоноши: Тез.докл.к XIX мэязон.оишоз. -Горький, 1991. - С.65-68,

/