автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Социально-типологический анализ развития личности

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Скоробогацкая, Наталья Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-типологический анализ развития личности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Скоробогацкая, Наталья Александровна

ВВЕДЕНИЕ. 3 - II

Глава I. ШЛ0С0ФСК0-МЕТ0Д0Л01ШЕСКИЕ ОСНОШ СОЦИАЛЬНОЙ

ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.12

§ I. Личность как предмет социальной типологии.12

§ 2. Этапы исторического развития личности и уровни социальной типологии. 44

Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА.86

§ I. Социально-типологический аспект проблемы формирования нового человека . 86

§ 2. Роль культуры в становлении исторического типа личности.119

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Скоробогацкая, Наталья Александровна

Актуальность теш исследования определяется потребностью в углубленном теоретическом изучении процесса становления' нового человека при социализме. Переход советского общества на ступень развитого социализма вызвал к жизни целый ряд практических и теоретических вопросов в связи с изменением места и роли личности в развитии общества, выявил возрастающую зависимость темпов экономического, социально-политического и культурного прогресса от масштабов и глубины процесса становления нового, коммунистического типа личности. "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека - не только важнейшая цель. но и непременное условие коммунистического строительства"-1-.

Суть проблемы заключается в следующем. С одной стороны, "новый строй впервые в истории человечества. поставил на службу трудящимся достижения материальной и духовной культуры", обеспечил о создание условий для всестороннего развития личности . С другой стороны, помимо сознательной творческой активности и социальной ответственности личности невозможно превращение накопленного общественного богатства в форму богатства ее социальных сил, субъективно-деятельных способностей к дальнейшему развитию общества и к саморазвитию в направлении коммунистического идеала человека, очерчиваемого понятиями всесторонности, гармоничности, универсальности и целостности. Одной из важных составляющих проблемы становления нового человека является вопрос об условиях, средствах,за

1 Материалы Июньского Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня. 1983 года. М., 1983, с. 27.

2 0 80-летии Второго .съезда РСДН1. Постановление ЦК КПСС. - "Коммунист", 1983, № 6, с. 4,5. кономерностях и формах, а шире - о механизмах осуществления и взаимосвязи социального и индивидуального в формировании и развитии личности.

Решение этого вопроса способствует сближению социологической теории личности с практикой коммунистического строительства, что является одной из главных задач общеотвознания, поставленной ХОТ съездом КПСС*. Но, что не менее важно, оно предполагает и определенное развитие теории личности, прежде всего в направлении выработки теоретических и методологических приемов исследования новых явлений общественной жизни.

Необходимость этого поиска диктуется теми изменениями в содержании и формах процесса формирования нового человека, которые связаны с интенсификацией общественного развития в целом. Диктуется качественным изменением практических и теоретических задач, стоящих перед обществом и человеком. Во-первых, развитие личности, рассматриваемое нами с точки зрения взаимосвязи социального и индивидуального, в современных условиях все более отчетливо обнаруживает исторический характер. Историзм этого процесса заключается в том, что формирование нового человека - одно из магистральных направлений совершенствования и развития социализма, становления бесклассовой социальной структуры общества, обновления всех форм общественной жизни. В условиях зрелого социализма прогрессивное развитие общества неотделимо от развития личнооти, конечная цель и результат которого - превращение личности в субъект исторического развития общества и субъект собственного развития. Во-вторых, новый человек социалистического общества - это качественно новая и высшая ступень исторического развития личности, в рамках которой наиболее полно раскрывается логика этого процесса - зако

I См.: Материалы ХОТ съезда КПСС. М., 1981, с. 77-78 номерности взаимосвязи социального и индивидуального применительно не только к коммунистической формации, но и ко всей истории в целом. В-третьих, формирование нового человека является целостным, системным процессом, когда социальное и индивидуальное выступают противоположными сторонами единого целого, а их взаимосвязь носит многоуровневый и опосредованный характер.

Учет воех этих моментов - историзма, единства логического и исторического, а также системного характера взаимосвязи социального и индивидуального в развитии личности порождает необходимость типологического подхода к анализу данной проблемы. Тем самым последняя получает социально-философский и философско-методологичео-кий статус. . .

Степень изученности проблемы. В настоящее время в философской литературе увеличивается количество монографий, статей, посвящен-нных вопросам исторического развития личности, как в рамках коммунистической общественно-экономической формации, так и на протяжении всей истории человечества в целом. В них исследуются различные аспекты и уровни взаимосвязи социального и индивидуального в развитии личности, раскрывающие основные закономерности и тенденции этого процесса.

Общефилософский аспект данной проблемы представлен в работах Г.С.Батшцева, Б.Т.Григорьяна, О.Г.Дробницкого, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, З.М.Какабадзе, К.Н.Любутина, А.Г.Мысливченко, В.й.Плотникова, Т.М.Ярошевского, психологов Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна.

Методологические вопросы теории личности с точки зрения соотношения социального и индивидуального , места и роли личности в системе общественных отношений рассматриваются в работах Ю.П.Андреева, Л.П.Буевой, А.В.Дроздова, В.К.Келле, В.Е.Кемерова, М.Я.Ко-вальзона, И.С.Кона, В.И.Копалова, Н.Е.Кряжева, Г.В.Мокроносова,

Ю.К.Плетникова, И.И.Резвицкого, Л.Сэва, Э.Хаана, а также К.А.Абуль-хановой и А.Н.Леонтьева.

Вопросы становления и развития личности в ходе исторического процесса, в частности, в условиях социалистического общества исследуются в работах И.В.Алехиной, И.В.Ватина, Г.Е.Глезермана, О.Н.Жеманова, Н.В.Иванчука, С.М.Ковалева, Л.Н.Когана, Р.И.Косола-пова, А.К.Можеевой, Г.П.Орлова, З.М.Оруджева, Б.Ф.Поршнева, Я.В.Рожнова, В.М.Румнцева , Ю.Р.Тшценко, А.С.Ципко. В целом ряде исследований по теории и истории культуры (Л.М.Баткин, Ю.Н.Давыдов, О.И.Джиоев, Н.С.Злобин, Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Э.В.Соколов, А.К.Уледов, Н.З.Чавчавадзе) раскрывается роль культуры в становлении и развитии личности.

Целесообразно выделить в особую группу работы О.С.Батенина, Г.П.Квасова, Н.В.Кленовой, М.Я.Корнеева, А.Н.Красина, О.Н.Круто-вой, Б.К.Лебедева, Ю.Н.Матвеева, А.С.Мыльникова, Х.Ф.Сабирова, Г.Л.Смирнова, Л.В.Сохань, Т.М.Шатуновой, Н.А.Щульги, В.А.Ядова, где вопросы взаимосвязи социального и индивидуального в становлении и развитии личности рассматриваются с точки зрения типологического подхода, где специально анализируются его теоретические и методологические аспекты.

Последнее направление в исследовании развития личности перспективно в теоретическом и методологическом отношении. Тем не менее можно отметить недостаточную обоснованность теоретического содержания и методологических возможностей типологического подхода, условий и границ применения социальной типологии к развитию личности. Это проявляется:

- в незавершенности уровней социальной типологии личности , зачастую заканчивающейся на уровне классового типа личности. Наличие классового антагонизма может служить основанием для отрицания реальности исторического типа личности в докоммунис тических общественно-экономических формациях. Из сферы типологического анализа личности тем самым фактически исключаются переходные исторические периоды, периоды становления типов личности, характерных для той или иной общественно-экономической формации. Это, в свою очередь, создает серьезные трудности при выявлении наиболее© общих закономерностей исторического развития личности как в целом, так и в границах отдельной формации;

- в наличии теоретического и методологического "зазора" между социологическим подходом к анализу исторического развития личности и принципами материалистической диалектики (принципами историзма, системности и единства исторического и логического) как наиболее общей теории и методологии развития в марксиотско-ленинской философии. В ряде случаев это приводит к эмпирической трактовке логико-методологических средств и приемов и самого существа социальной типологии, неправомерному отождествлению типологии с классификацией и систематизацией, дискуссионности в определении исходных понятий (тип личности, типическое).

Цель работы - раскрыть теоретическое содержание понятия исторического типа личности и его методологическое значение для анализа закономерностей становления нового человека в системе общественных отношений развитого социализма. Данное понятие рассматривается в работе как необходимая составная часть теории личности, в частности, концепции становления коммунистического типа личности.

Реализация намеченной цели предполагает постановку и решение следующих задач исследования:

- выявить теоретические основания и методологические возможности - типологического подхода к анализу исторического развития личности;

- выделить логические уровни типологии личности в соответствии с историческими формами взаимосвязи индивидуального и социального в ее деятельности;

- показать значение социалистических общественных отношений как условия и формы становления нового исторического типа личности;

- раскрыть роль культуры как одного из важнейших факторов становления коммунистического типа личности.

Теоретическую и методологическую основу работы составляют труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в которых представлены исходные положения социально-философской концепции личности и формулируются принципы изучения основных закономерностей становления человека коммунистического общества.

В работе использовались положения и выводы о современном этапе развития социалистического общества, перспективах и тенденциях его движения к обществу с бесклассовой социальной структурой, о задачах по формированию нового человека, содержащиеся в Программе КПСС, материалах ШУ, ХХУ и ШТ съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, постановлений ЦК КПСС , в выступлениях руководителей партии и Советского государства

В диссертации использованы результаты исследований советских философов по проблемам теории личности.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней в рамках социально-философского и философско-методологического анализа обосновывается и реализуется типологический подход к исследованию взаимообусловленной связи социального и индивидуального в историческом развитии личности.

Типологический подход рассматривается в работе как один из возможных логико-методологических приемов реализации в практике социально-философских исследований личности метода выведения индивидуального из социального, получившего теоретический статус в последнее время. Метод выведения индивидуального из социального определяет содержательно-теоретический аспект типологического подхода к исследованию личности, очерчивая его предельные основания, предметную область и границы применения и конечный теоретический смысл. Логическая структура типологического подхода образуется "пересечением" таких принципов материалистической диалектики - логики философско-теоретического мышления, как принцип историзма, принцип системности, принцип единства исторического и логического.

Обоснование и развитие типологических представлений в диссертационной работе позволило выдвинуть следующие теоретические положения:

- предаю том социально-типологического анализа личности является личность в единстве социальных и индивидуальных сторон ее жизнедеятельности;

- понятие социального типа личности отражает взаимосвязь социальных и индивидуальных качеств и свойств личности, указывая не только на задаваемые уровнем развития общества объективные условия и границы развития личности, но и на возможность и формы их преобразования и расширения в процессе деятельности человека;

- высшим логическим уровнем социальной типологии развития личности является понятие ее исторического типа. Оно фиксирует условия, формы и закономерности развития личности в тех пределах, которые задаются наличными общественными отношениями, а также системную взаимосвязь социально-классовых и социально-индивидуальных характеристик личности, порождаемых действием общественных отношений;

- понятие исторического типа личности характеризует последнюю не только в качестве носителя (объекта), но и творца (субъекта) общественных отношений и указывает на то, что среди факторов формирования нового человека и становления новых общественных отношений в исторические переходные эпохи важное место занимает культура;

- становление нового исторического типа личности в условиях социализма - исторически длительный процесс, в центре которого находится формирование сознательного и творческого отношения к труду. Будучи субстанциальным качеством личности, интегральным выражением ее отношения к обществу, отношение к труду выступает системообразующим фактором всестороннего развития личности на различных уровнях этого процесса - на уровне потребностей, интересов личности, ее деятельных способностей и способствует разрешению противоречий между формами развития общества и личности при социализме.

Теоретическое и практическое значение работы. Основные положения и выводы диссертационной работы имеют значение для углубления некоторых разделов марксистско-ленинской теории личности, развития теоретических представлений о становлении нового человека при социализме. Они могут быть использованы при разработке и чтении лекций по некоторым темам курсов по историческому материализму и научному коммунизму, в практике воспитательной работы со студентами, в лекционно-пропагандистской работе с массовой аудиторией; ряд положений работы может быть использован в качестве теоретического основания при разработке программы конкретно-социологических исследований "Формирование личности будущих специалистов"проводимых сотрудниками социологической лаборатории Уральского политехнического института.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты излагались автором на конференции "ХХУ съезд КПСС и задачи нравственного воспитания по формированию активной жизненной позиции личности" (Тюмень, 1978), на областных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов "Актуальные проблемы ускорения научно-технического прогресса в свете решений XX7I съезда КПСС" и "Становление и совершенствование социалистических общественных отношений" (Свердловск, 1981 и 1982), республиканской конференции "Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений XX7I съезда КПСС" (Свердловск, 1982), на 1У Уральских социологических чтениях (Пермь, 1982), на Всесоюзных философских чтениях молодых ученых (Москва, 1983).

По теме диссертации имеется 8 публикаций.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-типологический анализ развития личности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование нового человека в условиях социалистического общества - проблема, требующая для своего разрешения применения и разработки специфических логико-методологических приемов исследования. Б настоящее время в связи с переходом нашего общества на ступень зрелого социализма становится вполне очевидным то обстоятельство', что зависимость между формированием нового человека и укреплением коллективистского характера социалистических общест СЭ О венных отношении является многоплановой и посредствованнои. Б силу этого теория не имеет права пренебрегать фактом относительной самостоятельности развития личности и должна учитывать возможность и необходимость творческой активности и социальной ответственности личности в совершенствовании социальных условий и форм ее бытия в обществе.

Теоретическое и методологическое переосмысление роли личности в развитии общества и в собственном развитии может совершаться в различных направлениях, одним из которых выступает социально-типологический анализ проблемы формирования нового человека. В теоретическом аспекте такой поворот проблемы дает возможность включить ее в более широкий контекст социально-философской теории личности, рассмотреть формирование нового человека под углом зрения исторического развития личности, и его основных закономерностей. При таком подходе к нашей проблеме в качестве ее теоретического "стержня" выступает взаимосвязь индивидуального и социального в жизнедеятельности личности, раскрывающая способность личности не только присваивать наличное содержание общественных отношений, но и преобразовывать, обогащать и развивать его в ходе своей индивидуальной деятельности. В логико-методологическом аспекте наш подход позволя

- 151 ет использовать при решении проблемы формирования нового человека такие принципы материалистической диалектики1, как принцип историзма, системности и единства исторического и логического, придать проблеме не только социально-философский, но и философско-методо-логический характер.

Это тем более необходимо, что исследование проблемы формирования нового человека под углом зрения исторического развития личности требует от нас рассматривать взаимосвязь и взаимозависимость личности и общества, индивидуального и социального не только по отношению к развитым состояниям общественных отношений, но в первую очередь - по отношению к историческим переходным периодам становления нового типа социальности и нового типа личности. В эти периоды особенно наглядной становится роль человека в развитии общества и в собственном развитии. Системный и многоплановый характер взаимосвязи личности и общества, индивидуального и социального проявляется в том, что личность является одновременно и элементом социальной системы общества, и относительно самостоятельным системным образованием. Уровни личности как системы - это ее типические характеристики различного порядка: социально-индивидуальные, классово- и историко-типические характеристики, очерчивающие разнопорядковость объективных условий формирования личности и различие их детерминирующего воздействия на личность. В работе типическое рассматривается как форма взаимосвязи индивидуального и социального в деятельности личности на том или ином уровне взаимодействия личности с обществом: потребности личности, ее интересы и субъективно-деятельные способности. Различие уровней типического мы связываем с различием объективных условий ее существования (предметная среда, мир человеческих индивидов, конкретно-историческая форма общественного бытия личности) и форм деятельного об

- 152 наружения (потребности, интересы, способности). Соответственно этому под типом личности понимается мера единства индивидуального и социального в деятельности личности, определяемая сочетанием объективных условий существования личности и форм ее деятельной активности. Понятие социального типа личности фиксирует не только границы исторического развития личности, но и формы ее превращения в субъект развития общества. Ведущей среди социально-типических характеристик личности является понятие ее исторического типа, указывающее на условия и формы превращения личности в субъект становления общественных отношений и тем самым в субъект собственного развития. С помощью данного понятия подчеркивается роль общественных отношений в формировании нового человека, как человека новой общественно-экономической формации, а также - роль личности в становлении: этих отношений, устанавливаются условия,- при которых возможно совпадение между изменением условий жизни человека и изменением самого человека и форм его социальной деятельности.

Уточнение теоретического содержания социально-типологического подхода к анализу исторического развития личности и логико-методологических приемов реализации этого подхода образует возможность его применения к проблеме формирования нового человека при социализме. Отмечается, что эта проблема в литературе ставится как проблема всестороннего развития личности. Центр теоретических дискуссий по данной проблеме составляет вопрос о соотношении объективных условий и цели (результата) всестороннего развития личности. С нашей точки зрения это соотношение - не что иное, как вопрос о взаимосвязи индивидуального и социального, когда социальное отождествляется с объективными условиями всестороннего развития личности, а индивидуальное - с его результатами - личностью нового человека. Применение социально-типологического подхода к решению этих вопросов позволяет показать, что взаимосвязь индивидуального и социального во всестороннем развитии личности осуществляется не только в итоге этого процесса, но и на каждой его ступени, что личность является субъектом собственногов всестороннего развития на всем его протяжении. В этом принципиальное отличие процесса формирования нового человека при социализме от аналогичных процессов в условиях классово-антагонистических обществ. В основе всестороннего развития личности лежит формирование нового отношения к труду, которое на различных уровнях этого процесса выступает в форме потребности в труде как первой жизненной потребности личности1, сознательного и, наконец, творческого отношения к труду. В соответствии с уровнями всестороннего развития личности как уровнями формирования ее типических характеристик различного порядка складываются такие ее черты как целостность (целостность, олицетворяемая системой разумных потребностей личности), гармоничность (выражаемая совпадением личных, классовых и общественных интересов отдельного человека) и универсальность (находящая свое выражение в безграничном развитии деятельных способностей личности).

Теоретическим понятием, которое дает возможность показать необходимость взаимосвязи индивидуального и социального на всех уровнях формирования нового человека, является культура. Под ней мы понимаем качественный уровень развития общества, при котором возмижно превращение накопленного обществом богатства в социальные силы индивида. Использование понятия культуры особенно важно при анализе формирования нового человека в исторически переходные эпохи, когда явно обнаруживается взаимозависимость между развитием общества и человека. Роль культуры в становлении нового человека заключается прежде всего в том, что с ее помощью складываются исто-рико-типические характеристики личности, выводящие человека за гра

- 154 ници старой общественно-экономической формации и составляющие те ее базисные характеристики, на основе которых формируются черты и свойства личности в соответствии с характером нарождающихся общественных отношений. Влияние культуры на процесс формирования нового человека проявляется в возникновении ^стиля жизни, понятием которого обозначается взаимосвязь духовных и материальных сторон жизнедеятельности индивида. Стиль жизни представляет собой"единицу" возникающей культуры, в нем находит непосредственное выражение единство индивидуального и социального в деятельности личности, когда индивидуаьное раскрывается как особый уровень социального. Специфика этого уровня в том, что в рамках его совершается преобразование формы социального, его развитие и обогащение . При социализме новый стиль жизни - прежде всего творчество^ понимаемое как способность индивида к преобразованию наличных социальных форм организации общественного бытия человека и как способность к саморазвитию, в процессе которого рождаются "зачатки" новой формы социального. Творческий стиль жизни человека социалистического общества опирается на новое отношение к труду и является формой всестороннего развития личности как субъекта исторического изменения и самоизменения, характеризует процесс формирования нового человека как процесс непрерывный, не имеющий внешнего предела и приводящий в итоге к появлению свободной индивидуальности - образа человека коммунистического общества, теоретическое предвосхищение которого мы находим в работах классиков марксизма-ленинизма.

 

Список научной литературыСкоробогацкая, Наталья Александровна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии, т.1, кн.1. Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23.- 908с.

2. Маркс К. Письмо П.В.Анненкову от 28 декабря 1846г.- Маркс.К., Энгельс Ф. Соч.',* 2-е изд., т.27, с. 401-412.

3. Маркс К. Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852г. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т.28, с.422-428.

4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844г. Маркс К.,

5. Энгельс Ф. Соч., 2 е изд., т.42, с.4-174.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе (текст 1845 года). Маркс К.1 Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. т.42, с.261-263.

7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг.:(первоначальныйвариант "Капитала"). Часть 1-я. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, - 559с.

8. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1869гг.: (первоначальныйвариант "Капитала"). Часть 2-я.- МарксК., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.П. 618с.

9. Маркс К. , Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании.- Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.

10. Маркс К. , Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков.-Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т.З, с. 7-544.

11. Энгельс Ф. Карл Маркс: К критике политической экономии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с. 489-499.

12. Энгельс Ф. К жилищному вопросу. Маркс К., Энгельс Ф. - Соч., 2-е изд., т.18, с. 203-284.

13. Энгельс Ф. Письмо Брюссельскому Коммунистическому Корреспондентскому Комитету от 16 сентября 1846г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с. 38-45.

14. Энгельс Ф. Письмо Францу Мерингу от 14 июля 1893г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 39, с. 82-86.

15. Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу от 25 января 1893г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.39, с. 174-177.

16. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов" (ответ на статьи "Русского богатства" против марксистов).- Полн. собр. соч. , т.1, с.125-346.

17. Ленин В.И. Попятное направление в русской социал-демократии. Полн.собр.соч., т.4, с.240-273.

18. Ленин В.И. Аграрный вопрос и "критики Маркса". Полн.собр. соч., т.5, с.95-268.

19. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, O.I-I92.

20. Ленин В.И. О смешении политики с педагогикой. Полн.со .бр. соч., т.10, с. 355-358.

21. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн.собр.соч., т.12, с. 99-105.

22. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопрооу.-Полн.собр.соч., т.24, с.ПЗ-150.

23. Ленин В.И. Карл Маркс: краткий биографический очерк с изложением марксизма. Полн.собр.соч., т. 26, с. 43-93.

24. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука Логики". Полн.собр. соч., т. 29, с.77-218.25,26,27,28,29,30,31