автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Типы повествования в прозе М. Осоргина

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Деблик, Наталья Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Типы повествования в прозе М. Осоргина'

Текст диссертации на тему "Типы повествования в прозе М. Осоргина"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМ. В.В. ВИНОГРАДОВА

На правах рукописи

ДЕБЛИК НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА ТИПЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПРОЗЕ М.ОСОРГИНА

Специальность: 10.02,01- русский язык

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель:

доктор филологических наук Н.А. КОЖЕВНИКОВА

Москва - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3

ГЛАВА I. ПЛАН АВТОРА..........................................................................11

§1. ГРАММА ТИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПОВЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ

ПОВЕСТВОВА ТЕЛЕЙ...................................................................................11

§2. ФАКТОР АДРЕСА ТА..............................................................................28

ОЦЕНОЧНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ В ПОВЕСТВОВАНИИ...........46

§4. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ЯЗЫКЕ ОСОРГИНА................................. 66

ГЛАВА И. ПЛАН ПЕРСОНАЖА...............................................................87

§1.ПРОЗА 1917-1919 ГГ.............................................................................. 87

1.1. "Из маленького домика"...............................................................87

1.2. "Эмигрант".....................................................................................93

§2. ПРОЗА 1920-Х- 1930-Х ГГ.....................................................................96

2.1. Повествование от первого лица...................................................96

2.2. Повествование от третьего лица................................................114

2.3. Стилизация....................................................................................136

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЛЕКСИКИ..................................146

¿7, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА.....................................147

§2. ИНОЯЗЫЧНАЯ И ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА.........................................153

§3. СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ В СТИЛИЗОВАННОЙ ПРОЗЕ.......................163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................167

Сокращения..........................................................................................168

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................169

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность исследования

Принципы анализа художественного текста как целостной, замкнутой структуры, выработанные в трудах В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Г.О. Винокура, Б.М. Эйхенбаума, В.Б. Шкловского, Ю.Н. Тынянова, не теряют своей актуальности и по сей день. Как писал В.В. Виноградов, "образ автора" является конструктивным элементом одного произведения, цикла произведений и творчества писателя в целом" [Виноградов 1971, 155]. Идеи классиков отечественной филологии получили развитие в трудах современных исследователей в области языка художественной литературы, лингвистической семантики и прагматики. Реферируемая диссертация относится к разряду исследований индивидуальных стилей писателей и представляет собой опыт изучения типов повествования в прозе М.Осоргина (1878-1942) с учетом лингвистических категорий (лингвопоэтических, стилистических, семантических, прагматических). Актуальность работы определяется тем, что проза М. Осоргина, известного русского писателя-эмигранта, не исследована в языковом отношении.

2. Предмет исследования

Предметом исследования являются способы субъектной организации прозаических текстов М. Осоргина разных периодов и жанров, рассматриваемые в их эволюции.

Проза М. Осоргина - это частица русской эмигрантской прозы "первой волны", языку которой присуща повышенная субъективность изложения. Писатель, публицист, общественный деятель, один из двухсот выдающихся представителей русской интеллигенции, высланных из России в 1922 году, М. Осоргин и на родине, и в эмиграции занимал позицию, независимую от какой бы то ни было литературной и политической конъюнктуры.

Повествование от первого лица в прозе писателей-эмигрантов

приобретает особую тематическую прикрепленность и связано с "самовыражением пишущего как личности с конкретной биографией" [Николина 1993]. Проза Осоргина становится в ряд мемуарных, документальных и художественно-автобиографических произведений русских писателей (И. Бунин, В. Набоков, И. Шмелев, Б. Зайцев), где в структуре образа автора особенно ярко выражена связь с реальностью - с прошлым родной земли и с собственным прошлым. В сумме разных произведений Осоргина, среди которых есть как автобиографические, так и неавтобиографические, очевидно предпочтение первого автобиографического лица.

М. Осоргин всегда принимал активное участие в политической жизни России. За время первой эмиграции, уходя от преследования царских властей за участие в подготовке Революции 1905 года, он побывал во многих странах Европы. Основным его пристанищем стала Италия. "Болонья, Флоренция, Рим... Италия - мой дом, города - мои комнаты"1, - напишет он в одном из автобиографических сочинений. Вторая пожизненная высылка ("власть царскую сменила власть пролетарская"2) привела Осоргина в Германию, затем во Францию. Русский писатель две трети своей жизни провел за границей. Статус эмигранта давал ему некий особый угол зрения, право осмысления и интерпретации событий новейшей русской истории сквозь собственный опыт. Его художественная проза опирается на реальность. Вместе с изображением единственного и неповторимого мира личности в ней воссоздается картина конкретной эпохи, образ родины постигается через образ чужбины.

М. Осоргин создает разнообразные по жанрам произведения -романы, повести, рассказы, эссе, где наблюдается движение от простых повествовательных форм с единым рассказчиком к сложным, в кото-

1 Осоргин М. Там, где был счастлив. Париж, 1928.

2 Осоргин М. В тихом местечке Франции. Париж, 1946

рых образ автора неоднороден, варьируются субъектные сферы повествования. Если выстроить в ряд наиболее крупные произведения М. Осоргина, то можно увидеть, с каких композиционных форм начинал автор, что сохранилось в дальнейшем, что развилось в новые структуры, и какие формы выражения постепенно исчезли.

3. Цель исследования - дать общую характеристику повествования в прозе М. Осоргина, показать своеобразие индивидуального стиля писателя. В работе изучается, каким из типовых позиций говорящего отдается предпочтение, как изображается внешний мир и внутренняя сфера автора и персонажей. Этой целью определяются следующие задачи исследования:

1) анализ принципов композиции плана автора;

2) анализ соотношения планов автора и персонажа;

3) анализ основных лексических слоев в повествовательной речи.

4. Объекты исследования

Наиболее общие объекты исследования - это организация планов автора и персонажа.

С организацией авторского повествования связаны такие частные аспекты исследования, как способы обозначения повествователей в текстах разной субъектно-речевой отнесенности (от первого лица, от третьего лица); способы конкретизации повествователя, способы адресации, лексические и синтаксические средства выражения эмоций и оценки в авторской речи, а также словоупотребление. Характеристика образа автора связьюается также с выделением основных способов обозначения пространства-времени в тексте. В рамках того или иного типа повествования автор индивидуально проявляет себя и как языковую личность.

В диссертации рассматриваются также основные способы включения в разнотипное повествование точек зрения персонажей, связь слова автора со словом героя

5. Материал исследования

Это корпус прозаических текстов М. Осоргина разных периодов и жанров - художественные и художественно-публицистические произведения, взятые в широком хронологическом срезе - от 1917 до 1940 гг. Сюда входят как широко известные, так и непереиздававшиеся сочинения. Это повесть "Эмигрант" (1917), книги художественных очерков "Из маленького домика" (1921) и "Происшествия зеленого мира" (1938), цикл рассказов "Там, где был счастлив" (1928), рассказы из цикла "Чудо на озере" (1931), романы "Сивцев Вражек" (1928), "Повесть о сестре" (1930), "Свидетель истории" (1932), "Книга о концах" (1935), цикл стилизованных "старинных" рассказов (1934-35), повесть "Вольный каменщик" (1937), автобиографическая хроника "Времена" (1940, впервые посмертно издан в 1955 г.), а также ряд "французских" рассказов 1923-1938 гг. Изучается в первую очередь язык художественных произведений, но в качестве иллюстраций используется и материал очерков, эссеистики. Материал наиболее значительных произведений Осоргина - романов "Сивцев Вражек", "Свидетель истории" и "Книга о концах", "Повесть о сестре", ранней повести "Эмигрант", автобиографической хроники "Времена", цикла рассказов "Там, где был счастлив", книги художественных очерков "Из маленького домика" используется более широко, материал остальных используется выборочно.

Проза Осоргина находится в русле основных тенденций поэтики русского зарубежья. "Литература о прошлом", литература зарубежья создала многочисленные образцы мемуарного и автобиографического жанра. Общей чертой эмигрантской литературы является ее ностальгия по прошлому и родине, утраченным времени-пространству. За рубежом создается огромное количество автобиографических и мемуарных произведений, разных по замыслу и качествам. Личность изображающего автора и изображаемого главного персонажа документально близки в мемуарных произведениях - это, например, "Весенний плеск" И. Шме-

лева, "Поезд на третьем пути" Дона-Аминадо, "Петербургские зимы" Г. Иванова, "Ностальгия" Тэффи, "Живые лица" 3. Гиппиус, "Курсив мой" Н. Берберовой, "Маска и душа" И. Шаляпина. К произведениям недокументального характера, где "Я" реального автора скрыто за изображением "Я" наполовину вымышленного персонажа, можно отнести роман "Жизнь Арсеньева" И. Бунина, "Путешествие Глеба" Б. Зайцева, "Другие берега" В. Набокова.

Наиболее крупные сочинения М. Осоргина от первого лица -"Времена" и "Повесть о сестре", отмеченные единством автобиографического начала, отличаются набором характеристик документального / художественного: в "Повести о сестре" автор-герой и его сестра изображаются в масках героев с фактически недостоверными "дополнениями" к биографиям, во "Временах" достоверность преобладает над вымыслом. Характерной особенностью автобиографической прозы Осоргина и ряда других текстов от первого лица является преобладание рефлексирующего начала, открытого выражения авторских эмоций над изображением внешних событий.

Многие из художественных текстов Осоргина изучаются впервые.

6. Методика исследования

Цель и задачи диссертации определяют выбор основных методов исследования: описательно-аналитического и сопоставительно-аналитического методов.

7. Научная новизна исследования

В диссертации содержится комплексное, многоаспектное лин-гвостилистическое описание повествовательной структуры ряда прозаических произведений писателя. В работе выделяются наиболее общие закономерности в способах субъектной организации текстов М. Осоргина.

Научная новизна работы состоит также в том, что в ней исследуется структура произведений писателя, бывших объектом изучения в

литературоведении, но не исследованных в лингвостилистическом отношении.

Научно-теоретическая значимость диссертации заключается в определении системы категорий, формирующих представление о языке М. Осоргина, выделении основных направлений эволюции его индивидуального стиля.

8. Обзор литературы по теме

Научный аппарат диссертации опирается на работы исследователей виноградовской школы, в которых по традиции сочетаются лингвистический и литературоведческий подходы. В трудах В.В. Виноградова [Виноградов 1959; 1963; 1971; 1976; 1980], представителей ОПОЯЗа [Проза 1926; Эйхенбаум 1924; 1969, Шкловский 1929], М.М. Бахтина [Бахтин 1972; 1975; 1979] под типами повествования понимаются композиционные единства, организованные определенной точкой зрения (автора, рассказчика, персонажей) и характеризующиеся относительно закрепленным набором конструктивных признаков и речевых средств. В характеристике разновидностей повествования учитывается также общее содержание составляющих его композиционных блоков - традиционно выделяемых по типу речевой организации с учетом контекстно-вариативного членения текста различных фрагментов: описание, повествование, размышление, рассуждение [Гальперин 1982, 19].

Для общей характеристики повествования как элемента характеристики индивидуального стиля могут быть интересны подходы исследователей разных школ и направлений. Исследование сформулированной A.A. Потебней проблемы точки зрения в разных ее выражениях [Потебня 1905, 10-13], продолжено в работах Б.А. Успенского [Успенский 1971], А.П, Чудакова [Чудаков 1971].

Типы повествования - объект научного интереса в работах по интерпретации текста (К.А. Долинин, А.И. Домашнев, В.А. Кухарен-ко), лингвистике текста (Т.М. Николаева). При изучении типов повеет-

вования важно учитывать и коммуникативные аспекты организации текста, разработанные в трудах Г.А. Золотовой [Золотова 1982; 1984], Е.В. Падучевой [Падучева 1991; 1996J и других представителей этого направления в лингвистике.

Отдельным типам повествования посвящены работы К.Н. Атаро-вой и Г.А. Лесскиса [Атарова, Лесскис, 1976; 1980]. Существуют работы о типах повествования в советской прозе [Кожевникова 1971; 1977], в русской классической литературе [Кожевникова 1994], о структуре повествования в автобиографической прозе [Николина 1984; 1993]. Целый ряд работ посвящен типам повествования в прозе отдельного писателя [Чудаков 1971, Барлас 1991, Краснянекий 1972; 1976, Иванчикова 1987; 1995]. Лингвистический и литературоведческий подходы при изучении структуры повествования в прозе отдельного писателя сочетаются в исследованиях Ю.И. Левина [Левин 1998 а, 1998 б].

Изучение типов повествования тесно соприкасается и с проблемой самовыражения языковой личности пишущего. Теоретическая разработка этой проблемы содержится в работе Ю.Н. Караулова [Караулов 1987].

у/ Язык прозы М. Осоргина до сих пор не был объектом целостного изучения, что обусловлено существовавшим длительное время запретом на его сочинения. Имеются работы преимущественно критико-литературоведческого направления, где можно найти лишь краткие, тезисные замечания о стиле писателя или подробное исследование частных аспектов его творчества. Это работы М. Алданова [Алданов 1952], Г.П. Струве [Струве 1956], D.M. Fiene [Fiene 1974 и 1979], Л. Паскви-нелли [Пасквинелли 1986], В. Вестейна [Вестстейн 1995], О. Тилкес [Тилкее 1995]. С началом 1990-х гг. наследие М. Осоргина стало привлекать активное внимание и отечественных литературоведов. Появляются работы Т.В. Марченко [Марченко 1993 и 1994], в которых делается попытка осветить жизненный и творческий путь писателя в жан-

ре энциклопедической статьи, кандидатская диссертация того же автора [Марченко 1994а], посвященная характеристике образной и философской системы прозы Осоргина 20-40-х гг. В статье А.И. Павловского [Павловский 1993] проводится краткий сопоставительный анализ автобиографической прозы русского зарубежья на материале произведений И. Бунина, В. Набокова, М. Осоргина. К юбилею писателя в его родном городе Перми проводятся Осоргинские чтения, результатом которых становится сборник тезисов Чтения 1994. В 1997 г. появилась кандидатская диссертация М.В. Нечаевой (Нечаева 1997), автор которой делает анализ идейно-философской основы и околороманного пространства - системы прототипов романа "Сивцев Вражек".

Исследований, более или менее детально затрагивающих лингво-поэтическую сторону прозы М. Осоргина, пока не имеется. В книге H.A. Николиной о структуре жанра автобиографической прозы [Николина 1993] в качестве иллюстраций к тем или иным положениям берутся и прозаические отрывки М. Осоргина. Краткие, тезисные замечания о стиле Осоргина в контексте языка русской эмиграции первой волны можно найти в работе Л.М. Грановской "Русский язык в рассеянии" [Грановская 1995].

9. Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются основные способы организации плана автора, вторая глава посвящена исследованию организации плана персонажа. В третьей главе содержится краткий анализ словоупотребления в повествовательной речи. В заключении обобщается взаимосвязь разных форм повествования, и вместе с тем выделяются их конструктивные отличия.

ГЛАВА I. ПЛАН АВТОРА

§1. Грамматическое лицо повествования и виды повествователей

В художественной прозе М. Осоргина представлены тексты разной субъектной организации. Два базовых способа ведения речи - от первого и от третьего лица - распадаются еще на несколько подввдов (от первого лица с конкретным повествователем либо анонимным рассказчиком, повествование от третьего лица, повествование с точки зрения персонажа). Оба основных типа повествования характеризуются авторской субъективностью, и языковые средства ее экспликации инвариантны для разных по способам организации текстов.

Среди текстов от первого лица (далее наравне с этим обозначением будет использоваться обозначение 1 ф.) представлены произведения с разной мерой конкретности повествователя, разным характером адресатов, композицией и стилистикой. Во многих произведениях "Я" повествователя принадлежит писателю как реальной личности. Это книга художественных очерков "Из м