автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Толерантность в социокультурных практиках современного российского региона

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Мамонтова, Светлана Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Б.м.
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Толерантность в социокультурных практиках современного российского региона'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Толерантность в социокультурных практиках современного российского региона"

На правах рукописи

Мамонтова Светлана Валерьевна

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЕГИОНА (ОБРЯДОВО-ПРАЗДНИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

24 00 01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Ярославль 2008

1 о июл 2008

003172983

Работа выполнена на кафедре культурологии и журналистики ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им К Д Ушинского»

Научный руководитель кандидаг педагогических наук, доцент

Куватов Зуфар Минбаевич

Официальные оппоненты доктор исторических наук, профессор

Багновская Нела Михайловна,

кандидат культурологии Ильмова Юлия Александровна.

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Московский

государственный

университет культуры и искусств»

Защита состоится 26 июня 2008 г в 13 час. на заседании диссертационного совета Д 212 307 04 по защите докторских и кандидатских диссертации при ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им К Д Ушинского» по адресу г Ярославль, Которосльная наб , 46-в, ауд 506

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им К Д Ушинского» по адресу 150000, г Ярославль, Республиканская ул , д 108

Отзывы на автореферат присылать по адресу 150000, г Ярославль, Республиканская ул , д 108 Диссертационный совет Д 212 307 04

Автореферат разослан «££» мая 2008 г

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат культурологии, доцент flН Н Летипа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Сегодня российское общество, находясь перед фактом множества социальных катаклизмов, вызванных терроризмом, преступностью, ксенофобией, ищет пути межэтнической, межконфессиональной и межкультурной консолидации Поэтому столь важны интерес к феномену толерантности и развитие исследований в этой области.

Актуальность исследования. Напряженность и конфликты, то и дело возникающие в России между социальными, этническими, религиозными группами, расширили миграционные потоки, которые, наряду с порождением противоречивых и сложных коллизий, привели к дальнейшему развитию поликультурности. Российское (постсоветское) общество столкнулось с тем, что взаимопониманию, основанному на взаимодействии и взаимопроникновении культур, вновь надо учить. Развитие толерантности является необходимым условием для достижения этой цели. Учитывая то положение, что социальное общение является основой и средством взаимодействия, взаимного видения перспектив, можно утверждать при наличии социальной отчужденности у общества уменьшаются шансы быть толерантным

Взаимная нетерпимость и так называемый «субкультурный эгоизм» негативно влияют на людей как акторов социокультурной деятельности. Непонимание порождает настороженность в своих оценках индивидуумы и группы зачастую руководствуются ранее сформированными интолерантными стереотипами и отрицательными схемами Усиливающиеся в последнее время миграционные процессы и межкультурные связи неизбежно приводят к возникновению новых социальных, политических, религиозных, экономических, образовательных проблем1

Отсюда следует, что в современном сообществе проблема взаимопонимания как ведущей норны мвжкулыпурной коммуникации выдвигается на первый план Среди всех видов сотрудничества -политического, экономического, научного - особую роль приобрета-

1 Основные задачи в направлении решения проблем развития толерантности в России соотнесены с международными и государственными документами Пилотным проектом ЮНЕСКО «Кучьтура мира в России Год 2000», проходившим в рамках объявленных ООН Международного года культуры мира и Международного десятилетия кучьтуры мира и толерантности (2000-2010 п ), Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профитактикаэк-стремизма в российском обществе 2001-2005 годы», Федеральной целевой программой «Культура России 2001 - 2005 годы»

ет полило: культур, базирующийся на приоритете общечеловеческих духовных, в частности, культурных ценностей и направленный на развитие почикулътуриого и мулътикулътурного мировоззрения Поскольку культура современного мира может носить одновременно диссипативныи (динамично рассеянный) характер, в ней имеются предпосылки коммуникации и условия актуализации традиционных культурных ценностей в их взаимодействии с современными В этих условиях особую значимость приобретает межкультурная коммуникация, диалог и полилог множества культур, важной составляющей частью которых являют ся традиционные и современные праздники и обряды

Глобальная общекультурная динамика обусловила осознание значимости толерантности как результата межкультурной коммуникации и основы для сохранения позитивных реалий в сфере духовности и культуры, а гакже как базиса для создания в пространственно-временном континууме социокультурных новаций на основе преемственности культурного наследия, включая традиции, обычаи, праздники и обряды

Таким образом, исследовательское поле, обусловившее выбор темы данного диссертационного исследования, определено комплексом следующих проблем

несмотря на усиление тенденции использования потенциала культуры как средства развития толерантности и на распространение разнообразных международных и национальных проектов, в регионах недостаточно рассмотрена роль традиционных и современных праздников и обрядов, влияющих на становление мировоззренческих взглядов, инкультурацию и аккультурацию, на формирование поликультурной и мульти-культурной позиций;

наряду с разработкой в различных областях гуманитарного знания (в социологии, культурологии, конфликтологии, педагогике) разнообразных образовательно-воспитательных программ, не в полной мере реализуется поиск новых форм, разработка систем мероприятий по противостоянию проявлениям интолератного поведения,

сущностные, функциональные аспекты празднично-обрядо-вои культуры изучены многогранно и разносторонне, однако в аспекте толерантности проанализированы недостаточно.

поэтому необходимо рассмотреть их культурно-историческое развитие с точки зрения точерантиого и инточераитного характера

Степепь разработанности проблемы. Проблема изучалась на стыке наук культурологии, социологии, педагогию! Рассматривались работы отечественных и зарубежных культурологов, социологов и педагогов по проблемам толерантности в процессе межкультурной коммуникации и освоения культурных ценностей, важной составной частью которых являются традиционные и современные праздники и обряды

За рубежом проблемами толерантности занимались такие ученые, как Д Адамсон, Р Когделл, Ф Майор, К Поппер, В Ройтер, К Ситарам, Э Фромм. В России данная проблематика отражена в работах А. Грачева, Н. Едыгова, В Золотухина, В Ломейко, М. Мчедлова, Л. Скворцо-ва,Е Темичевой и др.

Исследования в области диалога культур и методики обучения межкультурному общению ведут Н Березина, Г. Бондарева, Р. Вали-това, В. Лекторский, В Макаев, 3. Малькова, А. Погодина, Л. Суп-рунова, В Шалин и др

Проблема толерантности в контексте межкультурной коммуникации занимает важное место в исследованиях О Гурьяновой, В Зин-ченко, В Зусмана, 3 Кирнози, В Малисовой, Е Медведко, Г Пономаревой, А Садохина, Н Фоминой В условиях возвращения к религиозным ценностям как важной части культурного наследия проблемы толерантности отражены в работах Д Балашова, М. Громыко, В Сергеева.

Социально-педагогические аспекты формирования культурологического мировоззрения и ценностных основ рассматривают в своих работах Е Вьюнник, Г Гачев, С Курганский, И Лернер, Е Литви-ненко, Б Родионов Среди работ по проблемам общения и восприятия личности человека выделяются работы Я Абасова, Н Круглова, Л. Михайловой, в которых охарактеризованы многообразные факторы, влияющие на процесс общения и его результат Культура личности как фактор общения и поведения человека рассматривались в работах В. Библера, Л Домрачевой, Д Драгунского, С Курганова.

Проблемы праздников и обрядов разносторонне и многогранно рассмотрены в трудах М Бахтина, В Белова, Г Блиновой, П. Бунина, Д Генкина, В Демина, О Жировой, А Мазаева, С Максимова, Я Ратнера, Н Степановой, И Шангиной

Изучению провинциальной культуры 'Гамбовщины посвящены работы М Долженковой, А Дупенко, А Кученковой и др В работах В Кученковой представлено историческое описание традиций градостроительства и архитектуры, социальной и культурно-образовательной жизни Тамбова в ХУП-ХХ вв Н Астахова анализирует такой важный формообразующий пласт провинциальной культуры XIX - начала XX вв как меценатство Важной проблеме развития этнохудожсственного образования на основе региональных социокультурных традиций посвящена работа М. Долженковой Исследование В. Саранина освещает музыкальную составляющую региональной культуры Тамбовщины А Дупенко и Н Клименко рассматривают педагогические аспекты социализации современной молодежи в народной художественной и празднично-обрядовой культуре

Гипотеза исследования

Толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как объективный фактор и необходимое условие сосуществования и взаимодействия различных групп (этнических, социальных, конфессиональных, возрастных), с другой - как условие сохранения и передачи культурного потенциала, в том числе в виде традиционных и современных праздников и обрядов, при этом сама толерантность эффективно развивается при сочетании процессов творчества, коммуникации, познания в социокультурном пространстве обрядово-праз-дничной деятельности, а также при активизации социокультурных практик по сохранению и использованию в регионах России традиционных и современных праздников и обрядов, позволяющих успешно внедрять принципы толерантности в жизнь общества

Обрядово-праздничная деятельность значима для социокультурных практик как отображение духовной жизни людей, представлений и традиций различных социальных слоев и конфессий, этнических и возрастных групп, в итоге - общества в целом Поэтому праздники и обряды в силу своей специфики (массовости, доступности, плюрализма, синкретичности) могут стать механизмом развития поликультурной и мультикультурной позиции и толерантных взаимоотношений

Объект исследования - толерантность как условие сохранения культурных ценностей и успешной межкультурной коммуникации в современном российском регионе

Предмет исследования - обрядово-праздничная деятельность в системе социокультурных практик Тамбовской области

Цель работы заключается в исследовании процесса развития толерантности в социокультурных практиках, в частности, в обрядо-во-праздничной деятельности репрезентативного современного российского региона - Тамбовской области

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи-

1 Взаимно соотнести социокультурные аспекты феноменов толерантности и празднично-обрядовой кулыуры в системе межкультурной коммуникации

2 Обосновать принципы формирования толерантности в ходе познания, коммуникации и творчества в сфере обрядово-праз-дничной деятельности

3 Обобщить опыт традиционных и современных праздников и обрядов как социокультурных практик, способствующих развитию толерантности учащейся молодежи, выявив на основе социологического исследования возможность реализации принципов толерантности в условиях Тамбовской области

4 Обобщить результаты внедрения в конкретном регионе (город Тамбов) культурно-просветительской программы по развитию толерантности

Источниками исследования, обеспечившими рассмотрение региональных социокультурных практик проведения традиционных и современных праздников и обрядов в контексте развития толерантности, стали

архивные материалы и материалы периодических изданий, содержащие сведения о деятельности учреждений культуры и образования города Тамбова по проведению празднично-обрядовых образовательно-воспитательных мероприятий; эмпирические наблюдения над деятельностью любительских объединений, специализирующихся на возрождении традиционной культуры и народных праздников

Методология и методы исследования. Исследование носит междисциплинарный характер, принципы толерантности, присущие празднично-обрядовым действиям, анализируются в контексте социокуль-

тур но го воздействия на их участников как акторов коллективною жизнетворчества, с одной стороны, и объектов воспитательного процесса - с другой Методологическое основание проведенно1 о исследования базируется на комплексе таких подходов, направленных на достижение поставленной цели, как

феноменологический подход, способствующий выявлению доминантных компонентов толерантности и праздничпо-обря-довой деятельности (Э Гуссерль, Г Риккерт и др ), историко-культурный подход, включающий такие методы, как теоретический анализ, обобщение и систематизацию, позволяющий исследовать традиционные и современные праздники и обряды в пространственно-временном континууме (М Бахтин, В Библер, Т. Злотникова, И Кондаков, Г Померанц и др.), социологический подход, содержащий наблюдение и непосредственное участие в образовательно-воспитательном процессе в учреждениях высшею, среднего специального и дополнительного образования, анкетирование и беседы с учащейся молодежью, ветеранами, экспериментальную проверку модели и программы, ст атистическую обработку полученных данных (А Гот-либ, Л Коган, М Мид, Б Ярская-Смирнова и др) В работе востребованы методики архивно-краеведческих исследований, базирующихся на документальной основе и включающих историко-ретроспективное изучение источников, документов, материалов периодической печати, научных разработок по теме исследования Диссертационное исследование отображает концептуальные подходы к культуре научной школы кафедры культурологии и журналистики ЯПТУ им К Д Ушинского, на которой проводилась данная работа Научная новизна исследования заключается в следующем-рассмотрены проявления толерантности в празднично-обрядовой деятельности как одном из аспектов межкультурной коммуникации,

разработаны принципы развития юлсрантности как результата взаимодействия процессов познания, коммуникации, индивидуального и коллективного творчества в социокультурных практиках традиционных и современных праздников и обрядов,

выявлены социокультурные доминанты традиционной и современной празднично-обрядовой культуры современного

российского региона (Тамбовская область) в контексге развит ия толерантности,

разработана и экспериментально апробирована культурно-образовательная программа проведения традиционных и современных праздников и обрядов как способа развития толерантности учащейся молодежи.

Теоретическая значимость исследования определена целостностью концептуального обобщения особенностей традиционных и современных праздников и обрядов как способа развития толерантности, поликультурной и мультикультурной позиций, а также разработкой принципов развития толерантности в социокультурных практиках современного российского региона Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления и практические навыки в области социокультурной деятельности, связанной с решением задач развития толерантности

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут найти практическое применение при разработке специальных учебных курсов для образовательных учреждений различных типов по проблемам межкультурной коммуникации и толерантности Значимость диссертации определяется возможностью использования ее материалов и выводов в культурно-просветительской работе для популяризации традиционных и современных праздников и обрядов как фактора развития толерантности и полилога культур

Личный вклад автора состоит в разработке принципов развития толерантности в социокультурных практиках обрядово-празднич-ной деятельности, в разработке авторской программы и сценариев массовых праздников и обрядов, в личном участии в развивающем эксперименте по воспитанию толерантности у учащейся молодежи

На защиту выносятся следующие положения:

1 Взаимодействие толерантности и празднично-обрядовой культуры протекает как познавательно-коммуникативный процесс, трансформируясь в коммуникативно-творческий процесс и реализуясь через коллективное творчество как результат развития толерантности акторов в обрядово-праздничной деятельности, осуществляемой в репрезентативном российском регионе.

2 Традиционные и современные праздники и обряды являются фактором взаимовлияния различных культур и основой сохра-

нения и передачи культурных ценностей как средства достижения толерантное!и

3 Развитию толерантности способствует социокультурная деятельность, основанная па развитии коллективного творчества, межкультурной коммуникации и познании в социокультурных практиках обрядово-праздничной деятельности Эти практики становятся средой бытования поликультурной и мульти-культурной позиции акторов-коммуникантов, сферой проявления терпимости к различным ценностным установкам и одновременно умения учитывать их в общении и совместной деятельности

Апробация результатов исследования осуществлялась в сообщениях на международных, межрегиональных и межвузовских конференциях «Державинские чтения» (Тамбов, 1999-2004), «Война и общество» (Тамбов, 1999), «Культура мира и диалог цивилизаций» (Душанбе, 2000), «Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья» (Тамбов, 2000), «Социально-педагогические проблемы развития культуры региона» (Тамбов, 2001), «Социальные технологии в сфере культуры и досуга Опыт Проблемы Инновации» (Тамбов, 2001), «Социализация детей и подростков с проблемами в развитии в системе дополнительного образования» (Тамбов, 2003), «Культурология Интеллектуальный потенциал культурологии» (Тамбов, 2003), в одиннадцати научных публикациях, в том числе одной, осуществленной в рекомендованном ВАК РФ издании «Вестник Тамбовского университета» (Тамбов, 2007) Материалы исследования использовались в авторской программе работы клубов по интересам в системе дополнительного образования

Структура диссертации соответствует логике научного исследования Диссертация состоит из введения, двух глав («Историко-тсоретический смысл сохранения культурных ценностей, путь к толерантности», «Толерантность как основание современных социокультурных практик обрядово-праздничная деятельность»), заключения, библиографического списка, включающего 202 наименования Общий объем работы -154 стр

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, рассмотрена степень научной разработанности темы, сформулированы цели и задачи работы, определены объект, предмет, теоретические и методологические основы, раскрыта научная новизна, показана теоретическая и практическая значимость работы, приводятся положения, выносимые на защиту

Первая глава «Исторнко-теоретнческпи смысл сохранения культурных ценностей: путь к толерантности» состоит из двух параграфов В первом параграфе «Толерантность и празднично-обрядовая деятельность в системе межкультурной коммуникации» изучаются факторы, обусловившие актуализацию феномена толерантности на современном этапе социокультурного развития общества, дается характеристика исследуемых феноменов толерантности и празднично-обрядовой культуры, рассматриваются их признаки Анализируются теоретические концепции ученых, а также содержание международных документов по решению проблем толерантности, в частности, Декларации принципов толерантности 1995 года, где данное понятие трактуется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»

Устанавливается, что обрядово-праздничную деятельность можно определить как совокупность условных традиционных образно окрашенных действий массы людей либо социальной группы в связи с повторяющимися во времени и пространстве знаменательными событиями, которые воспринимаются символами социальных отношений в данном сообществе и регионе Такой род деятельности, организуемой и проводимой в определенные дни, посвященные выдающимся событиям или традиционным датам, присущ представителям конкретного социума и культуры и отличается повышенным эмоциональным состоянием, наличием чувства общности Эта деятельность может иметь церемониальный характер, проявляющийся в устойчивой последовательности действий, их ритуализированности и условной символичности Обрядово-праздничная деятельность реализуется как устойчивая система традиционных праздников и обрядов конкретного сообщества и региона

В параграфе представлена позиция автора диссертационного исследования, рассматривающего феномен толерантности как мораль-

ное качество личности, предполагающее терпимое отношение к другим акторам-коммуникантам празднично-обрядовой деятельности независимо о г их этнической, национальной либо кулыурной принадлежности Одновременно толерантность рассматривается как активная позиция, направленная на позитивное взаимодействие между культурами, обогащение социокультурного и образовательного опыта, распространение элементов собственной культуры в различные слои общества (этнические, социальные, возрастные), восприятие других субкультур и расширение кругозора. В параграфе анализируется социокультурный аспект праздников и обрядов, имеющих определенную культурную ценность как результат воплощения духовного и творческого потенциалов человека - актора индивидуальной и коллективной деятельности Подчеркивается, что, являясь важной частью любой культуры и отражая актуальные социальные процессы, праздники и обряды как организующие доминанты общественного сознания и хранилище народной памяти помогают в процессе межкультурной коммуникации вырабатывать осмысленный план поведения человека в обществе

Во втором параграфе «Традиционные и современные праздники и обряды в системе социокультурных практик» рассматривается празднично-обрядовая культура как своеобразное социокультурное пространство для реализации процессов изучения, сохранения и передачи культурных ценностей, а также для воплощения феноменов познания, общения и творчества в процессе межкультурной коммуникации В свою очередь, взаимодействие процессов познания, общения и творчества становится эффективным способом развития толерантности, а совокупность изучения, сохранения и передачи культурных ценностей является важным свидетельством проявления толерантности в прошлом и фактором ее развития в дальнейшем

В этом параграфе показано, что в процессе исторической эволюции такие социокультурные универсалии, как толерантность, праздники, обряды вступали во взаимоотношения как со знаком «плюс», так и со знаком «минус» На протяжении всей истории человечества, в разных странах, имели место проявления интолерашпности по отношению к самим праздникам и обрядам. Так, во Франции при введении нового календаря Национальный конвент постановил вести счет лет с момента уничтожения королевской власти и провозглашения республики, эра «от рождества Христова» упразднялась Письма, содержащие новогодние поздравления и пожелания к 1 января, на почт е уничтожались В 1647 году в Англии пуританский парла-

мент Кромвеля объявил день Рождества не праздником, а днем покаяния С 1659 по 1681 год празднование Рождества было запрещено и на некоторых территориях Соединенных Штатов Америки Нарушителей подвергали крупному штрафу В наше время, начиная с 2001 года, в США началась новая волна гонений на рождественскую елку (как религиозный атрибут христианства), которую запретили ставить в госучреждениях В штате Канзас по распорялсению властей в школы не допускаются Санта-Клаусы

В России XVI - XVII вв имело место проявление интолерантно-сти к проведению языческих (народных) календарных праздников Царь Михаил Федорович велел «кликать клич чрез бирючей, чтоб люди не ходили с кобылками, не сходились на игршца мирские и коледы б и овсеня и плуги не кликали» На протяжении веков православная церковь прилагала немало усилий, чтобы искоренить народную традицию празднования древних славянских праздников, например Масленицы Однако со временем священнослужители пришли к пониманию того, что проявление терпимости, уступки и взаимодействие приведут к объединению церкви и ее паствы Церковь, долгое время при введении христианства на Руси жестоко искоренявшая старинные верования и обряды («Путята мечом, а Добрыня огнем»), но проповедовавшая добро и терпение, пришла к выводу, что толерантные взаимоотношения могут привести к консолидации общества В процессе взаимодействия границы между ценностями язычества и православия стирались, со временем произошло смешение в одном и том же обряде народных и церковных, светских и религиозно-магических черт. В итоге совокупность нескольких субкультур в результате интенсивной аккультурации переросла в богатейшую по содержанию православную мультикультуру.

Рассмотрены случаи, когда сами праздники и обряды (особенно религиозные) становились источниками проявления интолерантно-сти и агрессии, например, ночь Святого Варфоломея, обряд «шах-сей-вахсей» у мусульман-шиитов Память о символах ненависти и непримиримого прошвостояния может дать повод для раздумья о преходящих ценностях, о хрупкости человеческой жизни, о необходимости уважения инокулыурных ценностей.

Рассматривая традиционные и современные праздники и обряды как вид социокультурной деятельности индивидуальных и коллективных акторов в аспекте толеранпюс1 и, необходимо отметить, что они являются жизненным пространством, в котором протекают такие взаимообусловленные процессы, как

социализация и инкультурация акторов индивидуального и коллективно! о жизнетворчества, направленного на формирование толерантного мировоззрения и духовных качеств нынешних поколений, на устранение возможных конфликтов между субкультурами, восприятие, сохранение и передачу традиционных культурных ценностей, аккультурация, включающая позит ивное отношение к элементам других культур и субкультур, обмен культурными ценностями и добровольное введение их в свою культуру Инкультурация и аккультурация содействуют расширению сотрудничества, формированию эмоционально-положительного отношения к процессам познания, коммуникации и творчества, ведущим к развитию толерантности и мультикультуризации в процессе социокультурных контактов в поликультурном обществе Такой характер функционирования феномена толерантности в социокультурном пространстве праздников и обрядов можно представить в виде модели, основанной па триаде познание - коммуникация - творчество, при этом следует учитывать, что все связи в этом процессе являются как прямыми, так и обратными

В диссертации обращено внимание на тесную связь культурот-ворческого и коммуникативного процессов При проведении календарных праздников и обрядов реализуются как косвенное общение (при наличии пространственно-временной дистанции), так и прямое общение (непосредственный контакт) В косвенном общении усваивается общественное мнение или формируются знания посредством восприятия литературы, произведений искусства, средств массовой коммуникации. Здесь общение имеет познавательный модус и служит обогащению всей системы отношений личности с миром Личный контакт обладает силой эмоционального воздействия и внушения и предполагает непосредственный отклик на мысли, чувства, состояния и поступки других людей Человек вырабатывает в себе толерантность в контакте с другими, с носителями субкультур различных этнических и социальных сообществ, поэтому дружелюбное поведение отдельного индивида - это не только продукт его собственного развития, по в значительно большей мере это результат межкультурной коммуникации Праздники и обряды в данном случае выступают как коммуникативное пространство, в объеме которого люди объединены общим действием, усиленном взаимодействием вербальных и визуальных языков

Готовность к восприятию внешних импульсов свидетельствует о наличии интереса как стимула познания Творческая деятельность и коммуникативные процессы стимулируют личную инициативу и потребность в расширении знаний Большинство специалистов отмечают специфическую роль знания как механизма сдерживания нетерпимости и распространения идей взаимодействия, развития миролюбивого образа мыслей и чувств Одним из эффективных способов развития толерантности стало знание как «своей», так и «чужой» культур

Отсюда очевидно, что эффективной основой для изучения и познания разных культур становятся календарные праздники и обряды как социально-организационные результаты воплощения духовного и творческого потенциалов человека и общества В их пространстве осуществляется познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида и несущего в себе философско-социальный смысл, и на получение личностного знания (восприятие, представление, эрудиция и пр.) В социокультурном пространстве праздников и обрядов устойчиво проявляется триада «познание - коммуникация - творчество» В этом поле актор обрядово-праздничной деятельности приобретает определенные знания, участвует в процессе общения (по вертикали и по горизонтали), занят творчеством На основе активной познавательной де-ят елыюсти по освоению культурных ценностей развивается потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, реализуясь в коммуникативном процессе творческой деятельностью

Вторая глава «Толерантность как основание современных социокультурных практик: обрядово-праздничная деятельность»

состоит из двух параграфов Первый параграф «Принципы толерантности в празднично-обрядовой культуре современного российского региона» содержит ретроспективный анализ архивных источников, периодических изданий и научных публикаций по исследуемой теме Рассмотрена обрядово-праздничная деятельность, ведущаяся в городе Тамбове, в частности, региональная практика сохранения, передачи и использования культурных ценностей, в том числе праздников и обрядов как социокультурного пространства для эффективного развития толерантности в жизни общества Осмысление необходимости сохранения и развития празднично-обрядовой культуры как компонента социокультурной ситуации является условием становления самосознания, элементом самоопределения, что

наглядно видно на примере Тамбова, население которого в силу различных исторических обстоятельс!в многоконфессионально и по-лиэтнично

Устанавливается, что с точки зрения развития толерантности в XVIII - XIX вв. в Тамбове имело значение общественное восприятие календарного цикла праздников и обрядов С осени 1908 года в Тамбове установилась традиция чествования кавалеров ордена Святого Георгия Георгиевский праздник (26 ноября) носил воспитательный смысл, развивая в молодежи патриотизм В наше время адекватным по силе эмоционального и воспитательного воздействия можно назвать праздник Победы 9 мая Популярностью пользовались ежегодные ярмарки, способствовавшие обмену товарами и продвижению по регионам предметов декоративно-прикладного искусства и -шире - развитию сотрудничества различных этносов и социокультурных слоев населения. Эти практики вырабатывали и развивали поликультурные и мультикультурные традиции региона Традиционные циклы празднично-обрядовых мероприятий (ярмарки, действа скоморохов, игры с поднятием тяжестей, лазанье на столб за призами, катание на лошадях и т п) дошли до наших дней, как и в старину, они помогают созданию праздничного настроения и дружелюбного поведения людей разной социальной, конфессиональной и этнической принадлежности, а также различного возраста и пола

Помимо ярмарок большую роль в расширении межэтнической компетентности играли проводимые в одно и то же летнее время сельскохозяйственные праздники - день Еремея-распрягальника («Севу край, коня распрягай») и Сабантуй В ходе этих двух праздников представители иноэтничных культур не делились на «своих» и «чужих», напротив, коммуниканты имели возможность составить более ясное представление друг о друге, представители различных этносов ориентировались на поликультурную идентичность Традиционные установки на милосердие и благотворительность актуализировались в ходе религиозных праздников различных конфессий, когда подавали милостыню нищим, кормили и одаривали сирот, помогали всем нуждающимся независимо от религиозной принадлежности

В настоящее время в Тамбове, как и в большинстве регионов страны, отмечаются профессиональные праздники и праздники различных возрастных групп населения, например, День выпускника и День знаний для школьников, День молодежи, Татьянин день, День пожилых людей Традиционными стали встречи отслуживших пограничников и десантников, в День авиации в городе устраивается авиа-шоу, а в день

Военно-морского флота - праздник Нептуна Общегородскими праздниками являются Масленица и День города Широко отмечаются православные праздники - Рождество, Крещение, Пасха Все популярнее становятся международные День влюбленных (День Святого Валентина) и День приветствий - праздники с изначально толерантной основой Население города представлено людьми разных национальностей и религиозных конфессий, все они, находясь в среде традиционной российской культуры и испытывая влияние аккультурации, все же сохраняют и в процессе инкультурации передают из поколения в поколение особенности национачьных обычаев и культурных традиций, представлений о смысле и устройстве жизни, нормах поведения В последние годы в городе активно действуют культурно-исторические и национально-религиозные общества, такие, как Тамбовское общество казаков, Курдский культурный центр, Немецкое общество имени Гете, Римско-католическая община, Церковь баптистов-евангелистов Поэтому в Тамбове актуализированы проблемы развития толерантности через возрождение культурных традиций и сохранение культурных ценностей, а также формирование поликультуры и мультикультуры

Как показывает анализ актуальных социокультурных практик, развитие толерантного мышления возможно на основе установления кульгурного взаимопонимания между общинами жителей города Дня этого необходимо

выявление закономерностей взаимодействия культур, формирование ситуации диалога культур, учет социальных особенностей определенной нации и религиозной конфессии Во втором параграфе «Традиционные и современные праздники н обряды как механизм развития толерантности учащейся молодежи Тамбова» рассмотрены различные формы культурно-массовой и педагогической деятельности, нацеленные на развитие у учащейся молодежи толерантного отношения к природе и культурному наследию, а также к сообществам своим сверстникам разной этнической принадлежности, социального положения, противоположному полу, пожилым людям Обращаясь к региональной практике, можно отметить наличие существенных проблем, характеризующих жизнь молодежи - пренебрежительное отношение к природе, напряженные отношения в межэтнической коммуникации, межличностных взаимосвязях Наблюдается и нарастающее неуважительное отношение представителей молодежи к старшему поколению, особенно пенсионерам - грубость и сквернословие в их присутствии,

моральное, а порой и физическое оскорбление пожилых людей. Проявления интолерантности, отсутствие взаимодействия культур и субкультур в основном являются следствием невежества, невоспитанности (как личностной, так и групповой) и неразвитости духовного потенциала Поскольку именно в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего общественною поведения личности, особую значимость приобретает становление собственной жизненной позиции В период личностного становления актуализируется проблема развития поликультурных основ мировоззрения, расширения кругозора как пути формирования толерантности молодого поколения, которое в силу особого социального положения нуждается в устранении образа врага, в утверждении принципов доброжелательности Требованием современной ситуации является формирование у молодых людей прочной позиции, определяющей моральный модус решений и поступков, обеспечивающий уважение прав и достоинства других людей

Эмпирическое исследование в рамках диссертационной работы проводилось на нескольких площадках В качестве механизма выступали авторские программы, основанные на традиционном и современном празднично-обрядовом цикле и адаптированные к сфере современной культурно-массовой и педагогической деятельности При составлении программ по развитию толерантности у учащейся молодежи имелась в виду необходимость решения проблемы взаимоотношений среди членов групп, при этом учитывались различия в национальной принадлежности, возрастных категориях (10-14, 1417 лет, 18-22 года), половой принадлежности, в отношении к другим социальным группам Выяснено, что одной из эффективных форм деятельности по развитию толерантности молодежи является работа тематических клубов в системе дополнительного образования, в ходе проделанной работы актуализировалась возможность развивать способности в художественном, техническом и других видах творчества и тем самым представлять поликультурные знания на основе свободного самоопределения При этом обеспечивается выполнение таких приоритетных задач дополнительного образования, как интеллектуальное и творческое развитие подрастающего поколения, а также его социальная адаптация

Для работы детских и юношеских морских клубов была разработана и апробирована тематическая программа «Морские праздники и обряды» Занятия проводились в Морской секции спортивно-оздоровительного клуба «Пилигрим» для учащейся молодежи Програм-

ма построена в режиме празднично-обрядового цикла и направлена на обогащение знаний детей и подростков по интересующей их теме, изучение праздников и обрядов как важной части культурно-исторического развития разных народов, обучение навыкам общения и взаимодействия как основе будущей профессиональной деятельности, вырабатывание навыков взаимодействия с ровесниками, в семье, в обществе, совершенствование коммуникативных качеств, формирование нравственных, эстетических и патриотических чувств, в том числе - доброжелательного отношения к пожилым людям

Проведение традиционных и современных праздников и обрядов, в соответствии с выработанной программой, состояло из трех этапов подготовка, собственно празднично-обрядовое действо, обсуждение результатов Каждый этап явился наглядным воплощением теоретически обоснованной модели триада «познание - коммуникация - творчество» активно проявлялась в пространстве праздников и обрядов Работа заключалась в изучении соответствующей литературы, лекциях, коллекционировании, устройстве выставок, причем к этому привлекались целые семьи На занятиях обсуждались эпизоды проявления толерантности и интолерантности из истории, литературы, искусства разных народов, проводились ролевые игры Занятия проходили в формате мероприятий встречи с ветеранами и представителями морских профессий, «морские» праздники, оздоровительно-спортивные акции (походы, экскурсии, плавание, лодочная гребля и пр ), фотовыставки, фестивали «морских» песен и поэзии При обсуждении результатов использовались такие формы, как беседы, анкетирование, ролевая игра, голосование Преобладающими формами занятий были свободная беседа и игра, кроме того, практиковалась подготовка докладов, кратких сообщений, рассказов. Многообразие приемов образовательно-воспитательной работы оптимизировало усвоение сведений по истории, географии, природоведению Члены секции приобретали также навыки рисования, пения, рукоделия, спортивных занятий и актерского мастерства

При организации работы секций учитывались возрастные психологические свойства, этническое и половое различие, личностные характеристики и физические возможности участников Индивидуальные особенности накладывали отпечаток на поведение учащихся и их взаимоотношения друг с другом, иногда сказываясь проявлениями эгоизма и нетерпимости Программа предусматривала поиск компромиссов в решении тех или иных проблем, актуализировала меры по сплочению членов секции в общем деле Занятия способствовали про-

буждению интереса к профессии моряка, к путешествиям, воспитывали гордость за страну, в ко горой есть такие смелые и умелые моряки, развивали чувство сопричастности к морскому движению

Можно констатировать, что детские и молодежные лагеря являются формой работы, которая превращает учащуюся молодежь в активного актора жизнетворчества и становится средством развития толерантности В программах развития культуры общения и взаимодействия молодежи в оздоровительных лагерях также актуализируется идея толерантности Реализация авторской тематической программы развития культуры общения и взаимодействия молодежи в оздоровительных лагерях дала положительный результат, о чем свидетельствуют результаты опроса Опрос показал, что большое значение в развитии толерантности имеет внедрение новых культурно-массовых и образовательно-психологических программ, учитывающих достижения прикладной культурологии и педагогики

Наряду с практической реализацией программы воспитания толерантности у юношества в Тамбовском государственном университете им. Г Р Державина был апробирован учебный курс «Традиционные и современные праздники и обряды», связанный с изучением народного календаря, традиций и обрядов, образцов устного народного творчества, самобытного декоративно-прикладного искусства, музыкального и игрового фольклора. Занятия интегрировали отдельные виды творческой деятельности, что соответствует синкретизму, заложенному в народной культуре, и обеспечивает комплексный подход к учебному процессу. В рамках данного проекта проводились дискуссии с участием всей студенческой группы, подгрупп или пар учащихся, разрабатывались сценарии, программы занятий на основе диалога, определялась совокупность общих ценностей и общих интересов В рабочем диалоге постулировались открытость, взаимоуважение, равноправие, что предоставляло возможность взаимообогащения и сближения участников диалога для решения задач совместной деятельности Эффективной частью курса явилась совместная работа студентов по написанию сценариев праздников и обрядов, адаптированных для различных социальных и разновозрастных коллективов с учетом необходимости развития толерантности участников массовых действий

Многогранность и вариативность, присущие обрядово-празднич-ной деятельности, позволили вести образовательно-воспитательную работу с юношеством как в системе дополнительного образования, так и в ходе учебного процесса в высшей и средней специальной

школе 1 ак, кроме названных занятий в вузе, в Тамбовском техникуме железнодорожного транспорт была внедрена про!рамма «Традиционные и современные праздники и обряды», реализация которой предусматривала участие учащихся в традиционных народных праздниках и обрядах Укреплению интереса учащихся к реализации программы способствовали не только непосредственное участие в проводимых мероприятиях, но и активная подготовка к иим (написание сценариев, изготовление обрядовых костюмов и атрибутов, подбор музыки и света), в процессе которой решались культурно-образовательные задачи - расширение кругозора, развитие интеллекта, творческих способностей

Результаты проведенной работы по развитию толерантности учащейся молодежи подтверждают актуальность и действенность модели, представленной в диссертационном исследовании В социокультурном пространстве обрядово-праздничной деятельности происходит становление поликультурной и мультикультурной позиций личности, что в конечном итоге ведет к развитию толерантности и желанию включиться в процесс коллективного творчества, коммуникации и взаимодействия

В заключении обобщаются основные результаты работы, делаются выводы, очерчивается круг проблем для дальнейшего исследования, предлагаются рекомендации по теоретическому и практическому использованию итогов исследования в аспекте развития принципов толерантности в социокультурных практиках современного российского региона

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1 Мамонтова, С В Толерантность в социокультурном пространстве календарных праздников и обрядов [Текст] / СВ. Мамонтова // Вестник Тамбовского Университета Серия Гуманитарные науки -Тамбов ТГУ, 2007 - № 9(53) - С 245-248 - 0,6 п л (Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК РФ)

2 Попович2, С В , Попович Е В Возрождение культурных традиций на примере деятельности этнических и религиозных объединений в Тамбове [Текст] / С В Попович, Е В Попович // Возрож-

2 В 2002 год> сменила фамилию Попович на Мамонтова в связи с заключением брака

дение культурных традиций Центрального Черноземья (региональный аспект) Сборник научных трудов - Тамбов издательство ТГУ им Г Р. Державина, 2000 -№3 -С 80-85 - 0,4 п л , из них авторских 0,2 п л

3 Попович, С В Диалог культур и цивилизаций [ Гекст] / С В Попович // Культура мира и диалог цивилизаций : Материалы международной научно-практической конференции- Тезисы докладов -Душанбе издательство ДГУ, 2000. - С 11-12. - 0,2 п л

4 Попович, С. В , Щербинина Е В Языческая мифология как основа возрождения в регионе художественных традиций календарных праздников. [Текст] / С В Попович, Е В Щербинина // Социально-педагогические проблемы развития культуры региона Сборник материалов региональной научно-практической конференции молодых ученых -Тамбов'издательство ТГУ им Г Р Державина, 2001.-С 2427 - 0,4 пл, из них авторских 0,2 п.л

5 Попович, С В , Ромах, Н И. Толерантность как интеллектуально-культурологическая константа общества. [Текст] / С В Попович, Н И.Ромах // Культурология Интеллектуальный потенциал культурологии Материалы международной научной конференции -Тамбов . издательство ТГУ им Г.Р Державина, 2003 - С.31-34. - 0,3 п л , из них авторских 0,2 п л

6 Попович, С. В Роль календарей в социокультурных отношениях [Текст] / С.В.Попович // Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии Материалы международной научной конференции-Тамбов издательство ТГУ им. Г. Р Державина, 2003 -С 55-57-0,2 п.л

7 Попович, С. В Формирование толерантности в процессе изучения культурологических дисциплин [Текст] / С.В.Попович // Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии Материалы международной научной конференции - Тамбов : издательство ТГУ им Г Р Державина, 2003 - С 57-61.- 0,4 п л

8 Попович, С В , Попович, А В Формирование основ толерантности в работе тематических клубов на основе календарного празднично-обрядового комплекса [Текст] / С В Попович, А В Попович // Социализация детей и подростков с проблемами в развитии в системе дополнительного образования Материалы научно-практической конференции. -Тамбов • издательство ТГУ им Г. Р Державина, 2003 -С 1113 - 0,2 п л, из них авторских 0,1 п л

9 Попович, С. В, Щербинина, Е. В. Толерантность как основа календарных праздников и обрядов [Текст] / С В Попович, Е В Щерби-

нина// IX Державинские чтения Культурология, искусствоведение, социально-культурная деятельность Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов - Тамбов издательство ТГУ им Г Р Державина, 2004 - С 24-26 - 0,2 п л, из них авторских 0,1 п л

10 Попович, С В Проявление интолерантности в отношении календарных праздников и обрядов [Текст] / С В Попович // IX Державинские чтения Культурология, искусствоведение, социально-культурная деятельность Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов - Тамбов издательство ТГУ им Г Р Державина, 2004 - С 92-94 - 0,2 п л

11. Попович, С. В Формирование культуры мира в современном образовании [Текст] / С В Попович // Образовательные технологии в вузах культуры и искусства. опыт, проблемы, перспективы Материалы международной научно-практической конференции -Тамбов Перши-па, 2004 -С 71-73 -0,2 п л

Формат 60x90 1/16 Печать офсетная

Уел печ л 1,25 Тираж 100 экз

Заказ 1 -

ГОУ ВПО «Ярославский юсударственный педагогический университет им К Д Ушинского», 150000, г Ярославль, ул Республиканская, 108

Типография

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им К Д Ушинского» , 150000, г Ярославль, Которосльная наб , 44

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Мамонтова, Светлана Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.3-15 стр.

ГЛАВА I. Историко-теоретический смысл сохранения культурных ценностей: путь к толерантности.16-75 стр.

1.1. Толерантность и празднично-обрядовая деятельность в системе межкультурной коммуникации.16-44 стр.

1.2. Традиционные и современные праздники и обряды в системе социокультурных практик.45-75 стр.

ГЛАВА II. Толерантность как основание современных социокультурных практик: обрядово-праздничная деятельность.76-140 стр.

2.1 Принципы толерантности в празднично-обрядовой культуре современного российского региона.76-108 стр.

2.2 Традиционные и современные праздники и обряды как механизм развития толерантности учащейся молодежи

Тамбова.109-140 стр.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по культурологии, Мамонтова, Светлана Валерьевна

Актуальность исследования. В современном социокультурном пространстве регулярно возникают межнациональные и межконфессиональные конфликты, которые негативно влияют на геополитическую обстановку в самых различных регионах. Наряду с этим серьезные проблемы существуют между поколениями и социальными слоями, зачастую имеющими диаметрально противоположные ценностные установки.

Сегодня сообщество, находясь перед фактом множества социальных противоречий, ищет пути межэтнической, межконфессиональной и межкультурной консолидации и взаимосогласованного коллективного сосуществования.

В наши дни миграционные потоки расширили, наряду с порождением противоречивых коллизий привели к развитию явления поликультурности (наличия множества самых разнообразных культур и субкультур). Общество столкнулось с тем, что взаимопониманию, основанному на взаимодействии и взаимопроникновении культур в многомерном дискурсном пространстве, надо учить, следовательно, развитие толерантности является необходимым условием для достижения этой цели. В то же время множество людей искренне уверено, что по политическим, социальным и нравственным причинам необходимо быть лояльным по отношению к людям с другими ценностями и традициями. При этом они считают, что объекты их «снисходительности» все-таки должны сохранять свою социальную нишу, реализуя свое право жить по-своему в отведенных для них пространствах повседневной жизни, и совсем не обязательно быть с ними «ближайшими соседями». Но, учитывая то положение, что социальное общение является основой и средством взаимодействия, взаимного видения перспектив, становится ясно - при наличии социальной отчужденности у общества уменьшаются шансы быть толерантным.

В Российской Федерации проблема взаимоотношений людей разных национальностей, вероисповеданий, убеждений, социального положения и возраста, разного культурного опыта стоит достаточно остро. Взаимная нетерпимость, бытовой национализм и «субкультурный эгоизм» негативно влияют на людей как субъектов совместной социокультурной деятельности. Непонимание порождает настороженность и враждебность: в своих оценках индивидуумы и группы зачастую руководствуются ранее сформированными интолерантными стереотипами и отрицательными схемами. Усиливающиеся в последнее время миграционные процессы, объективно расширяющиеся межконфессиональные и межкультурные связи, неизбежно приводят к возникновению новых социальных, политических, религиозных, экономических, образовательных и прочих проблем.1

Таким образом, современная социокультурная обстановка характеризуется наличием ряда противоречий в сфере межнационального, межконфессионального, межгруппового и межличностного общения, что актуализирует развитие толерантного мировоззрения на основе признания, понимания и уважения разных стилей жизни, точек зрения и ценностей различных культур и субкультур. В такой ситуации проблема взаимопонимания как ведущей нормы межкультурной коммуникации выдвигается на первый план. Среди всех видов сотрудничества -политического, экономического, научного и других — особую роль приобретает полилог культур, базирующийся на приоритете общечеловеческих духовных культурных ценностей и направленный на развитие поликультурного и мультикультурного мировоззрения.

Как известно, культура глобализированного мира носит одновременно диссипативный (динамично рассеянный) характер, что является предпосылкой коммуникации и условием актуализации традиционных культурных ценностей, включая праздники и обряды, в их взаимодействии с современными. В этих условиях особую значимость приобретают

1 Основные задачи в направлении решения проблем развития толерантности в России соотнесены с международными и государственными документами: Пилотным проектом ЮНЕСКО «Культура мира в

России. Год 2000», проходившим в рамках объявленных ООН Международного года культуры мира и

Международного десятилетия культуры мира и толерантности (2000 — 2010 гг.); Федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе. 2001-2005 годы»; Федеральной целевой программой «Культура России. 2001 -2005 годы». 4 межкультурная коммуникация, диалог и полилог множества культур. Важной составляющей такого полилога, является совокупная система традиционных и современных праздников и обрядов, которую можно определить как празднично-обрядовая культура. Сегодняшнее восприятие культуры ассоциируется с процессом духовного и нравственного развития, с акцентом на положительное состояние общества, основанное на мягкости нравов и стремлении к взаимодействию. Празднично-обрядовая культура указывает на особенности образа жизни, свойственного какому-либо обществу, но в последнее время на международном, межэтническом и межличностном уровнях доминирует интерес к культуре как основе понимания и связи между людьми и сообществами.

Надо отметить, что проблема толерантности может рассматриваться как одна из «вечных». Уже со времен античности целые народы и отдельные общественные деятели искали пути разрешения конфликтов, возникающих в силу многообразия не только верований, но и традиций повседневной культуры и ценностных ориентаций (зачастую изменившихся или сильно искаженных в течение веков), вызывающих напряжение в общественных отношениях, вражду и ненависть людей. В современной социокультурной среде приходится учитывать, что проявление как толерантности, так и иптолерантности является воспроизведением не всегда осознаваемых глубинных процессов в человеческом сознании и в человеческой культуре. Конечно, развивать толерантность можно различными способами, начиная с простейших призывов к терпимости по отношению к иным ценностным ориентирам в средствах массовой информации, завершая внедрением новых социокультурных и образовательно-психологических программ, однако данная социокультурная практика требует серьезного культурологического анализа. Неслучайно американский философ и психолог Э.Фромм, разрабатывая теорию личного и общественного нарциссизма, выделил два его вида: злокачественный нарциссизм как источник национализма, межнациональной ненависти, психологической мотивации деструктивности и доброкачественный нарциссизм как общественное достижение человеческой расы, ведущее к созданию наднациональной организации, подобной Организации Объединенных Наций. Подчеркивая социокультурную значимость праздников и обрядов, он писал: «Для начала необходимо придумать для организации особые символы, праздники, фестивали. Тогда самым большим праздником, года будет День человека. Но такое может произойти лишь тогда, когда многие и, в конце концов, все нации будут сотрудничать в этом направлении и будут готовы отказаться от части своего национального суверенитета в пользу суверенитета человечества, причем не только в политической, но и в эмоциональной сфере» (169, 67).

На современном этапе общекультурной динамики актуализируется проблема развития толерантности как результата межкультурной коммуникации и основы для сохранения позитивных реалий как базиса для создания в пространственно-временном континууме социокультурных новаций на основе преемственности культурного наследия, включая традиции, обычаи, праздники и обряды.

Разнообразная социокультурная практика дает основание для вывода значимости с точки зрения развития толерантности и взаимодействия культур традиционных и современных праздников и обрядов, являющихся важной частью любой культуры, отражающих движение исторического социокультурного процесса и ориентированных на эмоционально-мотивационную сферу действующих лиц (акторов - в контексте социологической науки) межкультурных контактов на уровне диалога и полилога различных культуросообразующих суждений.

Таким образом, исследовательское поле, обусловившее выбор темы данного диссертационного исследования, определено комплексом следующих проблем:

- несмотря на усиление тенденции использования потенциала культуры как средства развития толерантности и на распространение разнообразных международных и национальных проектов, в регионах недостаточно рассмотрена роль традиционных и современных праздников и обрядов, влияющих на становление мировоззренческих взглядов, инкультурацию и аккультурацию, на формирование поликультурной и мультикультурной позиций; наряду с разработкой в различных областях гуманитарного знания (социологии, культурологии, конфликтологии, педагогике) разнообразных образовательно-воспитательных программ, не в полной мере реализуется поиск новых форм, разработка систем мероприятий по противостоянию проявлениям интолератного поведения; сущностные, функциональные аспекты празднично-обрядовой культуры изучены многогранно и разносторонне, однако в аспекте толерантности проанализированы недостаточно, поэтому необходимо рассмотреть их культурно-историческое развитие с точки зрения толерантного и интолерантного характера.

Степень разработанности проблемы. Проблема изучалась на стыке наук культурологии, социологии, педагогики. Рассматривались работы отечественных и зарубежных культурологов, социологов и педагогов по проблемам толерантности в процессе межкультурной коммуникации и освоения культурных ценностей, важной составной частью которых являются традиционные и современные праздники и обряды.

За рубежом проблемами толерантности занимались такие ученые, как Д. Адамсон, Р. Когделл, Ф.Майор, К.Поппер, В Ройтер, К. Ситарам, Э.Фромм. В России данная проблематика отражена в работах А. Грачева, Н. Едыгова, В. Золотухина, В. Ломейко, М. Мчедлова, JI. Скворцова, Е. Темичевой и др.

Исследования в области диалога культур и методики обучения межкультурному общению ведут Н. Березина, Г. Бондарева, Р. Валитова, В. Лекторский, В. Макаев, 3. Малькова, А. Погодина, Л. Супрунова, В. Шалин и др.

Проблема толерантности в контексте межкультурной коммуникации занимает важное место в исследованиях О. Гурьяновой, В. Зинченко,

В. Зусмана, 3. Кирнози, В. Малисовой, Е. Медведко, Г. Пономаревой,

A. Садохина, Н. Фоминой. В условиях возвращения к религиозным ценностям как важной части культурного наследия проблемы толерантности отражены в работах Д. Балашова, М'. Громыко, В. Сергеева.

Социально-педагогические аспекты формирования культурологического мировоззрения и ценностных основ рассматривают в своих работах Е. Вьюнник, Г. Гачев, С. Курганский, И. Лернер, Е. Литвиненко, Б. Родионов. Среди работ по проблемам общения и восприятия личности человека выделяются работы Я. Абасова, Н. Круглова, Л. Михайловой, в которых охарактеризованы многообразные факторы, влияющие на процесс общения и его результат. Культура личности как фактор общения и поведения человека рассматривались в работах

B. Библера, Л. Домрачевой, Д. Драгунского, С. Курганова.

Проблемы праздников и обрядов разносторонне и многогранно рассмотрены в трудах М. Бахтина, В. Белова, Г. Блиновой, П. Бунина, Д. Генкина, В. Демина, О. Жировой, А. Мазаева, С. Максимова, Я. Ратнера, Н. Степановой, И. Шангиной.

Изучению провинциальной культуры Тамбовщины посвящены работы М. Долженковой, А. Дупенко, А. Кученковой и др. В работах В. Кученковой представлено историческое описание традиций градостроительства и архитектуры, социальной и культурно-образовательной жизни Тамбова в XVII—XX вв. Н. Астахова анализирует такой важный формообразующий пласт провинциальной культуры XIX - начала XX вв. как меценатство. Важной проблеме развития этнохудожественного образования на основе региональных социокультурных традиций посвящена работа М. Долженковой. Исследование В. Саранина освещает музыкальную составляющую региональной культуры Тамбовщины. А. Дупенко и Н. Клименко рассматривают педагогические аспекты социализации современной молодежи в народной художественной и празднично-обрядовой культуре.

Гипотеза исследования. Толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как объективный фактор и необходимое условие сосуществования и взаимодействия различных социальных групп (этнических, конфессиональных, возрастных), с другой - как условие сохранения и передачи культурных ценностей, в том числе в виде традиционных и современных праздников и обрядов. При этом сама толерантность эффективно развивается при сочетании процессов познания, коммуникации, творчества в социокультурном пространстве обрядово-праздничной деятельности, а также при активизации социокультурных практик по сохранению и использованию в регионах России традиционных и современных праздников и обрядов, позволяющих успешно внедрять принципы толерантности в жизнь общества.

Обрядово-праздничная деятельность значима для социокультурных практик как отображение духовной жизни людей, представлений и традиций различных социальных слоев и конфессий, этнических и возрастных групп, в итоге — общества в целом. Поэтому праздники и обряды в силу своей специфики (массовости, доступности, плюрализма, синкретичности) могут стать механизмом развития поликультурной и мультикультурной позиции и толерантных взаимоотношений.

Объект исследования — толерантность как условие сохранения культурных ценностей и успешной межкультурной коммуникации в современном российском регионе.

Предмет исследования — обрядово-праздничная деятельность в системе социокультурных практик Тамбовской области.

Цель работы заключается в исследовании процесса развития толерантности в социокультурных практиках, в частности, в обрядово-праздничной деятельности репрезентативного современного российского региона - Тамбовской области.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Взаимно соотнести социокультурные аспекты феноменов толерантности и празднично-обрядовой культуры в системе межкультурной коммуникации.

2. Обосновать принципы формирования толерантности в ходе познания, коммуникации и творчества в сфере обрядово-праздничной деятельности

3. Обобщить опыт традиционных и современных праздников и обрядов как социокультурных практик, способствующих развитию толерантности учащейся молодежи, выявив на основе социологического исследования возможность реализации принципов толерантности в условиях Тамбовской области.

4. Обобщить результаты внедрения в конкретном регионе (город Тамбов) программы культурно-просветительской работы по развитию толерантности.

Источниками исследования, обеспечившими рассмотрение региональных социокультурных практик проведения традиционных и современных праздников и обрядов в контексте развития толерантности, стали:

- архивные материалы и материалы периодических изданий, содержащие сведения о деятельности учреждений культуры и образования города Тамбова по проведению празднично-обрядовых образовательно-воспитательных мероприятий;

- эмпирические наблюдения над деятельностью любительских объединений, специализирующихся на возрождении традиционной культуры и народных праздников.

Методология и методы исследования. Исследование носит междисциплинарный характер, принципы толерантности, присущие празднично-обрядовым действиям, анализируются в контексте социокультурного воздействия на их участников как акторов коллективного жизнетворчества, с одной стороны, и объектов воспитательного процесса - с другой. Методологическое основание проведенного исследования базируется на комплексе таких подходов, направленных на достижение поставленной цели, как: феноменологический подход, способствующий выявлению доминантных компонентов толерантности и празднично-обрядовой деятельности (Э. Гуссерль, Г. Риккерт и др.); историко-культурный подход, включающий такие методы, как теоретический анализ, обобщение и систематизацию, позволяющий исследовать традиционные и современные праздники и обряды в пространственно-временном континууме (М. Бахтин, В. Библер, Т.Злотникова, И. Кондаков, Г. Померанц и др.); социологический подход, содержащий наблюдение и непосредственное участие в образовательно-воспитательном процессе в учреждениях высшего, среднего специального и дополнительного образования; анкетирование и беседы с учащейся молодежью, ветеранами; экспериментальную проверку модели и программы; статистическую обработку полученных данных (А. Готлиб, JI. Коган, М. Мид, Е. Ярская-Смирнова и др.).

В работе востребованы методики архивно-краеведческих исследований, базирующихся на документальной основе и включающих историко-ретроспективное изучение источников, документов, материалов периодической печати, научных разработок по теме исследования.

Диссертационное исследование отображает концептуальные подходы к культуре научной школы кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ им. К. Д.Ушинского, на которой проводилась данная работа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- рассмотрены проявления толерантности в обрядово-праздничной деятельности как одном из аспектов межкультурной коммуникации;

- разработаны принципы развития толерантности как результата взаимодействия процессов познания, коммуникации, индивидуального и коллективного творчества в социокультурных практиках традиционных и современных праздников и обрядов;

- выявлены социокультурные доминанты традиционной и современной празднично-обрядовой культуры современного российского региона (Тамбовская область) в контексте развития толерантности; разработана и экспериментально апробирована культурно-образовательная программа проведения традиционных и современных праздников и обрядов как способа развития толерантности учащейся молодежи.

Теоретическая значимость исследования определена целостностью концептуального обобщения особенностей традиционных и современных праздников и обрядов как способа развития толерантности, поликультурной и мультикультурной позиций, а также разработкой принципов развития; толерантности в социокультурных практиках современного российского региона. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления и практические навыки в области социокультурной деятельности, связанной с решением задач развития толерантности.

Практическая^ значимость. Материалы и выводы диссертации могут найти практическое применение при разработке специальных учебных курсов для образовательных учреждений различных типов по проблемам межкультурной коммуникации и толерантности. Значимость диссертации определяется возможностью использования: ее материалов и выводов в культурно-просветительской работе для популяризации традиционных и современных праздников и обрядов как фактора развития толерантности и полилога культур.

Личный вклад автора состоит в разработке принципов развития толерантности в социокультурных практиках обрядово-праздничной деятельности; в разработке авторской программы и сценариев массовых праздников и обрядов; в личном участии в развивающем эксперименте по воспитанию толерантности у учащейся молодежи.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Взаимодействие толерантности и празднично-обрядовой культуры протекает как познавательно-коммуникативный процесс, трансформируясь в коммуникативно-творческий процесс и реализуясь через коллективное творчество как результат развития толерантности акторов в обрядово-праздничной деятельности, осуществляемой в репрезентативном российском регионе.

2. Традиционные и современные праздники и обряды являются фактором взаимовлияния различных культур и основой сохранения и передачи культурных ценностей как средства достижения толерантности.

3. Развитию толерантности способствует социокультурная деятельность, основанная на развитии познания, межкультурной коммуникации и коллективного творчества в социокультурных практиках обрядово-праздничной деятельности. Эти практики становятся средой бытования поли культурной и мультикультурной позиции акторов-коммуникантов, сферой проявления терпимости к различным ценностным установкам и одновременно умения учитывать их в общении и совместной деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась в сообщениях на международных, межрегиональных и межвузовских конференциях: «Державинские чтения» (Тамбов, 1999-2004), «Война и общество» (Тамбов,

1999), «Культура мира и диалог цивилизаций» (Душанбе,' 2000), «Возрождение культурных традиций Центрального Черноземья» (Тамбов,

2000), «Социально-педагогические проблемы развития культуры региона» (Тамбов, 2001), «Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации» (Тамбов, 2001), «Социализация детей и подростков с проблемами в развитии в системе дополнительного образования» (Тамбов, 2003), «Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии» (Тамбов, 2003), в реферируемом издании ВАК «Вестник Тамбовского университета» (Тамбов, 2007). Материалы исследования использовались в авторской программе работы клубов по интересам в системе дополнительного образования.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (202 наименования).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Толерантность в социокультурных практиках современного российского региона"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью и задачами диссертационного исследования в работе были рассмотрены такие составляющие социальной солидарности полиэтничного и поликонфессионального российского общества, как толерантность, взаимодействие различных групп (этнических, религиозных, возрастных), обрядово-праздничная деятельность в системе социокультурных практик, принципы формирования поликультуры неконфронтационного типа. Согласно данной культурологической проблематике:

1. Рассмотрен социокультурный аспект феноменов толерантности и празднично-обрядовой культуры в системе межкультурной коммуникации. Анализ сопряженности двух институций, - обрядово-праздничной деятельности. и межкультурной коммуникации, — в современном технизированном, компьютеризованном мире засвидетельствовал важность и необходимость актуализации и оптимизации социокультурных практик, направленных на создание условий для межкультурного диалога и полилога в поликультурном сообществе, а также на позитивное объединение" культурного многообразия в стремлении к мультикультуризации. Взаимодействие культур, в свою очередь предполагает толерантное общение их представителей, являющихся носителями как соответствующих систем ценностей, идей, эстетических образцов, так и методов их передачи и усвоения. Толерантность - это не только терпимость, но позиция, предполагающая взаимопонимание, веротерпимость, принятие чужих культурных ценностей, а также расширение круга своих ценностных ориентаций в результате позитивного взаимодействия с другими культурами и субкультурами.

2. В работе также была рассмотрена возможность использования в социокультурных практиках обрядово-праздничной деятельности для развития толерантности. Традиционные и современные праздники и обряды, аккумулируя социокультурный опыт народа, конфессионального сообщества, одновременно несут в своей основе элементы взглядов милосердия и доброжелательности, социальных норм и правил коллективного воздействия, народной педагогики и опыта поколений. В них при всем различии норм и «внешней» фабулы прослеживается содержательная близость установок на взаимопонимание и взаимосогласие.

3. На основании теоретических положений разработана модель функционирования феномена толерантности как результата процессов познания, коммуникации и творчества в социокультурном пространстве традиционных и современных праздников и обрядов. Проанализированы традиционные и современные праздники и обряды в контексте толерантности. Ретроспективный анализ взаимодействия феноменов празднично-обрядовой культуры и толерантности показал, что в процессе исторического времени они вступали в различные взаимоотношения, как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Праздники и обряды в зависимости от контекста эпохи и вкладываемого идеологического содержания могут являться символами ненависти и непримиримой борьбы между религиями (религиозными течениями), этносами, социальными слоями, но и могут, напротив, стать социокультурным пространством позитивной межкультурной коммуникации.

4. На основе социологического исследования выявлены возможность и значение реализации принципов толерантности традиционных и современных праздников и обрядов в условиях региона (город Тамбов). В ходе опроса об отношении жителей города к проблемам толерантности, а также к традиционным и современным праздникам и обрядам были выяснено, что праздники и обряды в силу своей красочности и одухотворенности могут стать эффективным средством воздействия на умы и души, способствующим развитию этических и эстетических чувств, развитию толерантного сознания.

5. Для обоснования указанного положения была проанализирована социокультурная практика в регионе по развитию толерантности акторов обрядово-праздничной деятельности в контексте разработанной теоретической модели. Наряду с этим были апробированы разработанные авторские образовательно-воспитательные и культурно-просветительские программы. Их внедрение подтвердило действенность модели функционирования феномена толерантности как совокупного результата индивидуальной и коллективной деятельности субкультурных акторов в i > системе межкультурной коммуникации.

В завершении изложенных выводов отметим основные положения культурологической проблематики социокультурных практик формирования толерантности с использованием механизмов обрядово-праздничной деятельности:

• Толерантные мышление, поведение и взаимоотношения — это важные составляющие цивилизационной идентичности, которая особенно востребована в полиэтничных и многоконфессиональных культурных ареалах.

• Современная социокультурная практика обрядово-праздничной деятельности может выступать пространством диалога культур, который ценен не только ради результата, но и сам по себе, ибо межкультурный диалог представляет собой поле «общения душ».

• Развитие процессов освоения культурных ценностей, включая традиционную систему празднично-обрядовой культуры, в условиях современных модернизационных тенденций возможно в рамках толерантной сопряженности различных социумов, социальных групп, конфессий.

• Совершенствование социокультурных практик сферы празднично-обрядовой культуры эффективно при полноценном изучении процессов и технологий накопления специфического для разных регионов набора методик, форм, принципов консолидации людей различного социального происхождения и статуса.

• Социокультурная консолидация людей, достигаемая благодаря использованию традиционных и современных праздников и обрядов в качестве механизма развития взаимосогласия и культурного плюрализма, направлена на обеспечение внутренней стабильности российского общества.

 

Список научной литературыМамонтова, Светлана Валерьевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абасов, Я.А. Потребление межнациональных духовных ценностей как один из важнейших факторов формирования культуры межнационального общения Текст. / Я.А. Абасов // Философия и практика. Баку, 1990.-320 с.

2. Адамсон, Д. Толерантность и культура мира: за всемирное движение. Текст. / Д. Адамсон. М. : ЮНЕСКО, 1997. - 24 с.

3. Андреев, Д.Л. Роза мира. Текст. / Д.Л. Андреев. М.: Иной мир, 1992. -576 с.

4. Араб-Оглы, Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности. Текст. / Э.А. Араб-Оглы // Вопросы философии. 1990. №8. - 192 с.

5. Арнольдов, А.И Цивилизация на пути к будущему. Текст. / А.И. Арнольдов //Культурология: Новые подходы. — М., 1997 — 424 с.

6. Астахова, Н.В. Меценатство как формообразующий пласт культуры Текст. : Дис. . канд. филос. наук : 24.00.01. — Тамбов, 2002. 219 с.

7. Балашов, Д. Традиционное и современное Текст. / Д. Балашов // Наука и религия, 1965. №12. - 64 с.

8. Бахтеева, Л.А. Диалог культур как средство развития познавательного интереса Текст[ : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. — Екатеринбург, 2003.-242 с.

9. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Текст. / М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи. — М. : Худож. литература, 1986. 541 с.

10. Белов, В.В. Лад. Текст. /В.В. Белов- М. : Просвещение, 1989. -316 с.

11. Березина, Н.Л. Мой первый урок толерантности. Текст. / Н.Л. Березина // История. 2002. № 20. - 192 с.

12. Библер, B.C. Диалог культур. Текст. / B.C. Бибилер // Вопросы философии. М., 1989. - № 6. - 192 с.

13. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Текст. / Библия. — М.: Российское библейское общество, 2003. 928 с.

14. Большой психологический словарь. Текст. М. : Юрист, 2000. - 656 с.15.