автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Томас Манн как мыслитель и гуманист

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Петров, Денис Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Томас Манн как мыслитель и гуманист'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Петров, Денис Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1.

СОЦИАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ Т. МАННА: ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ, ПОЛИТИКИ И ГУМАНИЗМА.

1.1. Эволюция духовного мира как модель личностного самоопределения.

1.2. Формирование философской позиции Т. Манна.

1.3. Томас Манн о принципах «нового гуманизма».

1.4. Рубежи человеческого опыта и поиск нового гуманизма: «Доктор Фауст».

Глава 2.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Т. МАННА.

2.1. Социально-политическая полемика и гуманистический характер философской эссеистики.

2.2. Критика рационализма и иррационализма в философском романе «Волшебная гора». Философия болезни.

2.3. Философская категория возвышенного.

2.4. Борьба за человека в искусстве.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Петров, Денис Сергеевич

•■■••■ • > ал ы i осп. ii ее: i слова 11 ня. В ряле стран, среди которых выделяю) i! Россию, в последние десятилетия рас i от интерес к разрабо тке проблемы in\ чения кч)ц текста бытия индивидуального человека во всей его \iho¡ означпости и полноте в социально-политической c(j)epe, в культуре, в ноли i икс, в мире нравственности. 13 современной философии актуальна 1ема самоценности и значимости индивидуального уровня бытия человека. В фок\сс философского анализа - индивидуальный человек, его с\б ьск i нос i ь. его жизненный путь, его понимание общес тва и своего места ¡; ¡ i с \ i Вскрывае1ся факт сложности многоуровневой системы 11 i i. 111 ¡ i ¡ i л \ 11. i ы i о i о бытия человека (природное, социальное, духовное, со лкпелыюе. бессознательное и т.д.) и в соответствии с ti ой сложностью поиск адекватных методологических средств ее исследования. \к i \ а.¡и ;ирч с'iся проблематика, связанная с исследованием динамики .шчпс-с i но1 о развития.

Дк1 1воренпя человеком своего бытия в процессе деятельности л одновременно означае т с тановление его личности, индивидуалыюсл и." В ¡¡poüc'ccc деятельного освоения социальной реальности, личность наполнясь мир социального духовным содержанием и находит в социальных опюшемшях собственную сущпос i ь.'

Зпачи ic.iuioe внимание исследователи слали уделять преде i ави i елям художественной интеллигенции, способным создавать обра ты жизнедеятельности, поведения и кулы'уры, воздействовать на массы и власть через собственное творчество"1 (Ф.М.Достоевский, . í М '! оде ¡ой. Т.Манн и др.). Исследователей все! да интересовали ллчнос! п. котрыс. находясь вне власти, осмысливаю! ее природу и •,: ¡u ¡.н„!н.с bajyv.iuii I! С (Чншально-фнлоеофекая ainpono.ioiня. М.1 VS)4 п ,1 ¡ipihiKib как сониально-филоеофская проблема. Воронок. 2002 ('.')<> , : , |j i, . 1ичнос1ь как феномен социально осмысленно! о бы i ня.// аиюрефера! лис.на соиск \чен. : «|>н.кч Hav к Воронеж. ¡WX с 2 ^ .; ЛЧчисмл -ново» хины» /' 11\ ть 1992 .V-1 СЛ254 25,S пытаются влиять на ее механизмы через свое творчество и гражданскую деятельность.3

Ориентируясь на всеобще-необходимое и закономерное в развитии общества, философия в то же время не может игнорировать личностное бытие, живых людей и деятелей, которые продуцируют социально значимые идеи и определяют ориентиры общественного развития. Философское знание одухотворяется, обогащается, если оно выступает в форме личностной жизни и творчества. Т.Манн - это уникальное, явление мировой культуры, знаменательное тем, что социально-значимое и экзистенциально-переживаемое в его творчестве слились в нерасторжимом единстве.

В Томасе Манне мировое сообщество видело, особенно в годы второй мировой войны, антифашиста и гуманиста. Он писал: «Надо I сплотить народы против того, что готовится причинить человечеству осатаневшая корысть».6 Томас Манн выступал как политический деятель, понимавший, что опасность фашизма оказалась не устраненной полностью после его военного поражения. В докладе «Мое время» он заявил: «Каждый разумный человек понимает, что состояние, когда Запад и Восток находятся в хроническом конфликте, не может привести ни к чему хорошему».7

Привилегированное положение в мировоззрении Томаса Манна занимала Россия. Он констатировал: «Я вобрал в себя многое из духовного и художественного мира русского Востока». Он считал Россию социокультурным синтезом Запада и Востока, на который следует ориентироваться Германии. Писатель-гуманист отмечал: «И как я люблю все русское!. Насколько ближе друг другу русская и немецкая человечность! Мое многолетнее искреннее желание - согласие и союз с

См.подробнее: Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры).-М. 1991 .С.286-346. " Манн Т. Письма. М.1975. С.207

Манн.Т. Мое время. // Новый мир. 1955.№10. С.2.14 х Манн Т.Письма. М.1975. С.4У

Россией».' В современной социально-политической ситуации прозрения Т.Манна приобретают остро актуальный смысл

Томас Манн полагал, что Россия стоит между Востоком и Западом, и ! еонолитичеекп она способна соединить )ти два полюса. Он считал Россию объединяющим фактором человечества, но ею мнению, русская духовность способна спасти мир. Т. Манн писал: « Мой духовный мир

10 ,г слишком MHOIHM ооязан русской мысли, русской душе.». К сожалению, в самой России пока мало известно, каким виделся ее собственный образ Западу, и какую роль она играла в развитии западного самосознания в XX веке. Все идеи Т.Манна и пафос его творчест ва оказываются удивительно с о з в \1 i 11 ы м и нашему времени.

Степень научной разработанности проблемы Т.Манн был \\.южппком мыслителем, развивающим в своем творчестве социально-фплософскпе. эстетические, социокультурные и политические идеи. Его наследие является предметом изучения не только литературоведов, куты \ роло1 ов. историков, но и философов. В его т ворчест ве \\дожес! венное и философское постижение мира образуют диалек'1 пческое единство, без учета которого невозможно адекватно 11 о с I i! ч I > даже самый малый его замысел, не говоря уже о таких поистине философских июрсниях, как «Волшебная гора»- «Иосиф и его братья», •'.IwKiop <ha> с 1 \ с ». «Избранник» и др.

Т. Манну посвящены отдельные работы: 11.11. Виль.монта, Ю Н. Давыдова. П. Дирзен. М.С. Кургинян, Т.Л. Мотылёвой, Л.В.Русаковой, ') Ю.Соловьева. И.И. Фарман и др. По до сих пор нет серьезных исследований Т.Манна как мыслителя и социального философа. Данная pdooia является лишь первой попыткой обращения к теме и не претендует на полнот) освещения всего социально-философского аспекта его I ворчест ва. i in.:,мл М Д'Г5 С I* \;,шн : \К>С время. .'Новый .мир. 1955.А«1().С.234

Основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных мыслителей, рассматривающих социально-философские и эстетические проблемы в творчестве Т.Манна.

Ю.Н. Давыдов в монографии «Бегство от свободы. Философское миротворчество и литературный авангард» исследовал философские истоки литературного авангардизма. Исследователь считал Томаса Манна ярчайшим представителем интеллектуальной элиты, с именем которого он связывал понятие «интеллектуальный роман». Ю.Н. Давыдов писал: «Мы не говорим уже о Томасе Манне, стоящим у истоков «интеллектуального романа» XX века: едва ли не каждое из его творений - это перевод на «язык образов», перенос в область межчеловеческих взаимоотношений тех многообразных коллизий, какими была исполнена умственная жизнь Нвропы XIX - первой половины XX столетий»."

И. П. Фарман в монографии «Теория познания и философия культуры (Критический анализ зарубежных идеалистических концепций)» отметила: «Т. Манн на протяжении всего своего творческого пути размышлял о смысле гуманизма, понимая его как некую целостность человеколюбивых устремлений, и не раз, как в художественных произведениях, гак и в публицистике, особенно со времен фашизма, высказывал мысль о единстве духовно-эстетического и политико-социального начал»; «он выражает глубокое убеждение в том, что политическое, социальное составляет неотъемлемую часть человеческого и принадлежит к единой проблеме гуманизма.».12 Автор справедливо считает, что конец XIX - начало XX веков отличается упадком духовно-индивидуального начала в человеке и разложением западного общества и личности.

Э.Ю. Соловьев в монографии «Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры)» отмечал: « Послевоенный кризис

Давыдов 10. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и литературный авангард. М., 1978.С.4 : Фарман И.П. Теория познания и философия культуры. (Критический анализ зарубежных идеалистических концепций). М., 1986. С. 142 особенно глубокий в Германии, потерпевшей поражение в войне) привел к деморализации целых слоев населения, он порождал и поддерживал такой склад мышления, который в высшей степени устраивал демагогов и политических авантюристов,.потеряв устойчивые внутренние убеждения, люди становились легкой добычей моды и пропаганды.».13

В.С.Барулин отмечает, что человек как предмет философского познания многомерен, и те или иные модификации в предметной акцентировке социально-философской антропологии не только возможны, но и необходимы. При этом, очевидно, что именно человек в его связи с обществом - предмет социально-философской антропологии.14 М.С.Харитонов исследовал эстетико-философское значение иронии в эссеистики и творчестве Т.Манна. Он отметил умение Т.Манна диалектически примирять видимые противоречия. М.С.Харитонов попытался систематически реконструировать понятие иронии отталкиваясь от проявления иронии в творчестве Т.Манна.13

В 2001 году в журнале «Вопросы философии» были опубликованы две статьи, больше биографического, чем исследовательского характера о Т.Манне, что актуализирует и делает необходимым, представленный в данной диссертации опыт социально-философского анализа наследия Т.Манна."'

Объект исследования. - философско-творческое наследие, социально-политическая и публицистическая деятельность Т.Манна.

Предмет исследования. - философский, аксиологический и гуманистический смысл творчества Т.Манна.

Цель исследования. Реконструкция философских оснований мировоззрения Т.Манна, а также анализ его философских идей как

Соловьев Э.Ю Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии). М.1991. С.291 Ьар> лин B.C. Социально - философская антропология. М.1994. С.30

См.подробнее: Харитонов М.С. Понятие иронии в эстетике Т.Манна (на материале эссеистических работ).//Вопросы философии. 1972.№5.С.98-108

Виммср P. And im ending is despair (И конец .мой безнадежней»). Последние годы жизни Томаса Манна.//Вопросы философии.2001.№12.С.67-76; Дымсрская Л. Томас Манн и Николай Бердяев о човно-историчсских истоках большевизма и национал-социализма.//Вопросы философии. 2001.№5. С.62-77 мыслителя и гуманиста, творчество которого явилось духовным зеркалом зпохи, выражением всех его противоречий.

Задачи исследования.

- выявить источники формирования философских взглядов Т.Манна, раскрыть его собственное понимание данных источников;

- выявить специфику его воздействия на духовную, социальную и политическую жизнь общества через художественное творчество; проследить эволюцию духовного мира Т.Манна и формирование его собственной философской позиции; обосновать специфику особой формы гуманизма, открытую Т.Манном и доказать ее ценность в современных условиях; раскрыть философско-антропологическую проблематику в творчестве Т.Манна.

Методологические принципы исследования. Исследование базируется на источниках, среди которых особое значение имеют труды Томаса Манна, его дневниковые записи, письма, речи, доклады, статьи.

Все статьи писателя стоят в прямой связи с его собственным философским творчеством, с его мировоззрением, с борьбой за утверждение его социально-политических взглядов и позиции. Большой интерес также представляют дневники Т. Манна.

Специфика исследовательской работы потребовала постоянного обращения к текстам произведений, дневниковым записям, письмам, докладам, статьям. Работы и художественные произведения составили эмпирическую основу исследования, необходимо было представить «слово» самому автору, для того чтобы извлечь содержащиеся в них социально-философские идеи. Без многократного цитирования диссертация теряет доказательный характер. Отсюда широкое использование метода текстуального анализа. При анализе текстов были использованы приемы и принципы экзистенционально-личностной ориентации к современной философии. Поскольку Т. Манна волновали социально-значимые проблемы и явления эпохального характера, плодотворное исследование которых, прежде всего, возможно на путях обращения к арсеналу исследовательских средств современной философской методологии. В диссертации использованы принципы конкретного историзма, принцип диалектически осмысленного развития, принцип целостного подхода к анализу общественной жизни.

Культурно-смысловое пространство предмета исследования обусловило использование аксиологического метода обращения к типологии и оценке эмоционально-личностного мира персонажей творчества Т.Манна. В диссертации был использован сравнительно-исторический метод при анализе всей сложности отношений Т.Манна к философии Ф.Ницше и А.Шопенгауэра.

Научная новизна исследования установлено, что философские взгляды Т.Манна восходят к базисным основаниям немецкой классической философии, в первую очередь к И.Кангу, к неокантианскому пониманию культуры, как специфическому аксиологическому знанию; гуманистическим позициям философии Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, к философским идеям Ф.Ницше и Д. Шопенгауэра; определено, что творчество Т.Манна выражает суть его философского мировоззрения, интегрирующего внешнее созерцание (устойчивую картин)' мира), аксиологические позиции (оценка жизни) и целеполагаюшие идеи мышления; выявлено, что системообразующим элементом философских оснований мировоззрения Т.Манна выступает идея взаимозависимости культуры, гуманизма и политики; раскрыто, что обновление общественных форм жизни предполагает не только развенчание бюргерства (в его общенемецком понимании) как социальной болезни общества и причину его фашизации, но в первую очередь возрастание необходимого влияния творческой интеллигенции на жизнедеятельность общества

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования. Переживаемый в России культурный, социально-политический и идеологический кризис может быть осмыслен и разрешен при условии определения его действительных причин. Ценностно-[ лманис гический опыт, предложенный Т.Манном может послужить опорой для анализа и поиска путей выхода из кризисной ситуации. Выявлен социально-культурный континуум, в котором идеи и гуманистические принципы, принадлежащие Т.Манну, имеют непреходящее значение. Опыт социально-философского анализа творчества Т.Манна обогащает проблемное поле социальной философии и открывает пути к решению современных кризисных социальных проблем. Результаты работы могут быть использованы в преподавании курсов философии и культурологии, в работе преподователей общеобразовательной и высшей школы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Томас Манн как мыслитель и гуманист"

Заключение.

Творчество Т.Манна - показатель его высокой духовной и социальной зрелости. Нет ни одного художника, который бы так органично и интенсивно переработал и заново воссоздал наиболее значимые завоевания буржуазного духа. Однако «величие и совершенство» Т.Манна заключается не только в том, что он пытался придать этому духу наибольшую глубину и законченность -аналитический гений писателя вскрывает в западной (в частности -немецкой) культуре тот нерв, который разрушает ее изнутри, дегуманизирует, делает ее беззащитной перед лицом варварства, одним словом, настолько извращает ее суть, что она становится собственным антиподом. Т.Манн прекрасно осознавал, что в обществе,, ставящем под вопрос существование самого человека, и бытие духа становится проблематичным. Но, в отличие от многие мыслителей, он не считал, что спасение духовной культуры заключается в ее «внутренней эмиграции» -по его убеждению, исторически сложившаяся и сознательно культивируемая изоляция духа как раз и явилась одной из существеннейших причин кризиса жизни. В целом это идеалистическая точка зрения: Т.Манн абсолютизирует роль духовного начала в развитии общества, в частности, роль и значение искусства. Однако, полагая, что единство проблемы гуманизма состоит в неразрывной связи культурно-эстетических, нравственных и социально-политических идей, он делает большой шаг вперед по сравнению с западными философами, отстаивающими принцип автономности духа, его безусловную, абсолютную аполитичность.

Т.Манн совершенно прав, утверждая, что и кризис жизни, и кризис духа обусловлен разложением западного общества в целом, он делает разрез через современное общество и по идеологической горизонтали, и по социальной вертикали, поэтому его критика имеет своим объектом культуру и политику. Однако, рассуждая о связи культуры и политики, он не покидает сферы духа, его определение демократии как «политического аспекта западноевропейского христианства» носит совершенно идеалистический характер. Во многом углубляя шиллеровскую культур-философскую концепцию, в своих конечных выводах Т.Манн все же не поднимается выше: как и Шиллер, он все надежды возлагает на эстетическое просветительство, на пропаганду гуманистических идей.

Заслуга же Т.Манна заключается, прежде всего, в том что, вопреки общему опьянению силой и превознесению «романтического варварства», вопреки нигилистическому отрицанию немецкой классики, процветавшему в фашистской Германии, он с огромным интеллектуальным мужеством отстаивал и развивал лучшие традиции немецкой духовной культуры, боролся за права разума, честь и достоинство человека. Гарвардский университет, присваивал ему почетный титул доктора философии, выдвинул следующее обоснование: «Мы, ректор и сенат, с одобрения высокочтимых инспекторов, на торжественном заседании избрали и назначили Томаса Манна - широко известного писателя, который является учителем жизни для многих наших соотечественников и в то же время вместе с немногочисленными современниками сохранил высокое достоинство немецкой культуры, - почетным доктором философии и присвоили ему права и почести, связанные с этим званием».|э6

Та степень обобщения, которой достиг Т.Манн в своем творчестве, по существу является философским отражением действительности. Образы и их взаимная корреляция выступают тонко разработанной системой философских идей и понятий, происходит как бы отражение отражения, так как рефлексия художника имеет дело не только с непосредственными фактами жизни, но и с фактами культуры и политики, в которых жизнь уже запечатлена, и, следовательно, преодолена, снята. ( Манн неоднократно подчеркивал, что он оперирует всеми средствами

Манн Т. Собр. сом в 10 т. Т.9. М.1960.С. 145 реалистического романа, однако постоянно выходит за его пределы, символически активизирует его, давая возможность заглянуть в сферу духовного, в сферу идей. «Все они,-говорил он о своих персонажах,-гонцы и посланцы, представляющие духовные сферы, принципы и

157 миры».

Творчество Т.Манна, несмотря на всю свою многосторонность, обладает удивительным единством, внутренней соразмерностью и законченностью. К нему с полным правом можно применить слова, сказанные самим писателем по поводу Р.Вагнера: «Отдельные темы, отдельные произведения - ступени, все более и более мощные вариации некоего единства, замкнутого в себе, сферически-округленного творения целой жизни, которое подверглось постепенному «становлению», но в

1 со известном смысле было налицо с самого начала».

Основная тема, вариациями которой являются почти все произведения Т.Манна, начиная с небольшого рассказа «Разочарование» (1896) и кончая «Доктором Фаустусом», - это выяснение природы и сущност и эстетизма, внутренняя духовная борьба с ним, все более зрелая, философски аргументированная критика, формирование гуманизма. Если в начале творческого пути писатель занимает отстраненно-ироническую позицию по отношению к эстетизму, не выходя, по сути, за его пределы, то 15 дальнейшем, со времени написания «Волшебной горы», его отношение к декадансу становится принципиально иным. Он приходит к выводу, что эстетизм - основная болезнь западной (а сейчас и современной российской) культуры, грозящая превратить ее в оторванный от всех существенно-человеческих интересов пустоцвет, который, чтобы обрести хоть видимость цели, отваживается на - сознательный или бессознательный - но все же обусловленный собственной его природой анти гуманизм Манн Т СобрсОЧ. В Ют.Т.9. М.1960. С. 166. " Манн Т. С'обр соч в 10 т. Т. 10. М.1%1.С. 128

Связь между эстетизмом и варварством отнюдь не лежала на поверхности - напротив, здравому рассудку эти явления представлялись взаимоисключающими, да и сам Т.Манн-творец «Будденброков» еще не мог вскрыть эту связь, ссылаясь на маленького декадента Ганно, настолько утонченного, что у него не хватило силы жить; но у него не хватило силы и на то, чтобы создавать искусство, противопоставленное жизни. Это всего лишь тончайший, бессознательно-символический намек, слабый импульс, который, усилившись в творческих лабораториях Тонио Крегера и Густава Ашенбаха, получит всю полноту жизненной и духовной реальности в трагедии Адриана Леверкюна.

Потребовались громадная художественная интуиция и глубина философского анализа, мужество самопреодоления и опыт двух мировых войн, чтобы со всей решительностью провести параллель между формализмом и фашизмом - не по форме их социального бытия, не по качеству имманентно присущих им закономерностей, а по сущности конечного результата, который сводится к одному: обесценивание человеческой личности и веками создаваемой человеком культуры, отказ от разума, истины, добра и веры в будущее человека.

По глубине и детальной разработке взаимосвязи между эстетизмом и варварством Т.Манну нет равных. Он не только художественно запечатлел и философски осмыслил определенный духовный опыт - опыт западной культуры между двумя мировыми войнами, - но и во многом предугадал ее дальнейшее развитие. В этом смысле актуальность гениальнейшего романа-исследования «Доктор Фаустус» увеличивается в той мере, в какой усугубляется кризис западной культуры.

Т.Манн поставил проблему огромной важности и попытался разрешить ее на широчайшем социально-историческом, философском и культурном фоне. Лишь благодаря всей предшествующей аналитико-синтезирующей деятельности: философско-критической, полемической и художественной - эта задача оказалась ему по силам. Конечный результат стал достойным завершением всей жизни.

Для нас же важны не только конечные выводы Т.Манна, но и долгий, трудный путь его раздумий и исканий, его воля к разумному осмыслению мира и человека, всех созданных человечеством ценностей, которые он неутомимо защищал и умножал своим

 

Список научной литературыПетров, Денис Сергеевич, диссертация по теме "История философии"

1. Манн Г., Манн Т. Эпоха; Жизнь; Творчество. Переписка; Статьи. М.: Прогресс, 1988. 496 С.

2. Манн Т. Кереньи К. Разговор в письмах.// Вопросы литературы. 1999. №5.С. 165-195.

3. Манн Т. «Немецкие слушатели». Речи по радио. (1940-1945). // Иностранная литература. 1975.№ 6.С.202-206.

4. Манн Т. «Самое лучшее любовь художника к человеку.». Письма. // Вопросы литературы. 1974.№ 9.С. 191-229.

5. Манн Т. «Я сделал из своей судьбы роман». (Из дневников 1918 г.). // Дружба народов. 1995. № 9.С. 176-191.

6. Манн Т. Анна Каренина.// Собр.соч. в 10 т.Т. 10. М.: Госиздат, 1961. С.249-271.

7. Манн Т. Антибольшевизм главная глупость нашей эпохи.// Литературная газета. 1967.№ 22.февраль.С. 14.

8. Манн Т. Бильзе и я.//Собр. соч. в 10т.Т.9. М.Госиздат, 1960.С. 7-19.

9. Манн Т. Братец Гитлер. //Новое время. 1991.№27.С.41-43.

10. Ю.Манн Т. Гете и Толстой. Фрагменты к проблеме гуманизма.// Собр.соч.в Ют.Т.9. М.:Госиздат, 1960.С.487-606. П.Манн Т. Достоевский но в меру. // Собр. соч. в 10 т. Т.10. М.:

11. Госиздат, 1961.С.327-345. 12.Манн Т. Из дневников. 1950 г. «Тот, чья жизнь символ».// Новый мир.1996. № 1.С. 181-202. 1 З.Манн Т. Культура и политика. // Собр. соч. в 10 т.Т. 10.М.:Госиздат, 1961 .С.288-296.

12. Манн Т. Мое время.// Новый мир.1955.№ 10.С.223-236.

13. Манн Т. Очерк моей жизни. // Собр. соч. в 10 т.Т.9. М.: Госиздат, 1960.С.93-143.

14. Манн Т. Переписка с Бонном.// Собр. соч. в 10 т.Т.9. М.: Госиздат, 1960.

15. С. 144-152. П.Манн Т. Письма. М.: Наука, 1975. 464 С.

16. В.Манн Т. Русская антология. //Литературная газета. 1975. 4 июня. С.15.

17. Манн Т. Слово о Чехове.// Собр. соч. в Ют. Т.10. М.: Госиздат, 1961. С.514-540.

18. Манн Т. Слово о Шиллере.// Собр. соч. в 10 т.Т.10. М.: Госиздат, 1961.С.541-620.i

19. Манн Т. Страдая Германией. Дневники. 1933-1936 гг. // Иностранная литература. 1992.№ 1 .С.221-230.

20. Манн Т. Фрейд и будущее. //Дружба народов. 1996.№ 5. С. 184-198.

21. Манн Т. Художник и общество. М.:Радуга, 1986.440 С.

22. Mann Thomas. Betrachtungen eines unpolitischen. Brl.:Fischer Verlag, 1988.S.43 1 ;

23. Mann T. Deutschland und die Deutsche.Frankfu-t am Main, 1957.S.278. Специальная литература.

24. Адмони В. Миф о творчестве Томаса Манна (по поводу очерка С. Лема «Мифотворчество Томаса Манна). // Новый мир.1971.№ 4. С. 225-233.

25. Азадовский K.M., Лавров A.B. Новое о встречах Томаса Манна с русскими писателями. («Слово благодарственное» Андрея Белого I Томасу Манну). // Русская литература. 1978.№ 4.С. 146-151.

26. Алленов С.Г. Русофильство немецких консерваторов 20 века. // Вестник В Г У. 1997.№ 1.С. 36-51.

27. Аникеева E.H., Сёмушкин A.B. Диалог цивилизаций: Восток Запад. // Вопросы философии. 1998. № 2.С. 173-177.

28. Апт С. Томас Манн. М.: Молодая гвардия, 1972. 352 С.

29. ЗГАпт С. Читая письма Томаса Манна. // Иностранная литература. 1969.№9.

30. Арендт X. Временный союз черни и элиты. // Иностранная литература. 1990. № 4. С. 242-248.1.I

31. Бент М.И. Гуманистический идеал в новелле Т. Манна «Марио и волшебник» (Специфика авторского сознания и проблемы жанра). // в сб. Проблемы жанра зарубежной литературы. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1976. С.50-63.

32. Бердяев H.A. Судьба России. // в кн. Антология культурологической мысли.М.: Изд-во РОУ, 1996. 200 С.

33. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственности.//Вопросы философии. 1996№2.С.5-9.

34. Василенко И.А. Диалог культур, диалог цивилизаций. // Вестник РАН. 1996.№ 5.С. 394-402.

35. Верцман И. Относительно «здоровья» и «болезни» в искусстве.// Вопросы литературы.1966.№3.С. 118-136

36. Виммер P. And my ending is despair («И конец мой безнадежен»). Последние годы жизни Томаса Манна. //Вопросы философии. 2001.№12.С.67-76.

37. Висконти J1. Ставить проблемы, говорить о жизни (подготовка фильма «Смерть в Венеции»), //Литературная газета. 1970.20мая.С. 8.

38. Встреча на Эбро: Немецкие писатели в борьбе против фашизма (19331945). М.: Прогресс, 1989. 544 С.

39. Гвардини Р. Конец нового времени.// Вопросы философии. 1980. №4. С. 127-63.

40. Геворкян А.Р. Ницше и метафизический пессимизм.// Вопросы философии. 2001. №8.С. 157-165.

41. Гинцберг Л.И. Друзья новой России. Движение в защиту Советской страны в Веймарской Германии. М.: Наука, 1983. 232 С.

42. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке.-М.'.Искусство, 1991.432 С.

43. Горохов Г1. А. Философские основания мировоззрения Иоганна Вольфганга Гете. // автореферат дис. докт. филос. наук. Екатеринбург,2003. 56 С.

44. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики.// Вопросы философии.2000.№10.С.37-41.

45. Гуревич П.С. Философия человека. ч.П. М.:ИФ РАН,2001

46. Давыдов Ю. Бегство от свободы (Философское мифотворчество и литературный авангард). М.: Худлит, 1978. 365 С.

47. Девицкий И.И. Интерес Томаса Манна к Пушкину в 1920-е годы. // Научные доклады высшей школы.1990.№ 1.С. 108-113.

48. Девицкий И.И. Томас Манн гуманист, противник фашизма. //Новая и новейшая история. 1986.№6.С. 110-122.

49. ЗЗ.Дирзен И. Эпическое искусство Т. Манна. Мировоззрение и жизнь. М.:

50. Прогресс, 1981.304 С. 5-1. Дпепрои 13. 11п 1сллскIуальпый роман Г. Мании. // Вопросы лшерачуры.1 960.№ 2.С. 143-166.

51. Дпепров В. Поворот в мировоззрении Т. Манна. // Вопросы литературы. 1960.№ 8.С. 98-123.

52. Дымерская Л. Томас Манн и Николай Бердяев о духовно-исторических истоках большевизма и национал-социализма.// Вопросы философии. 2001.№5.С.62-77.

53. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.РОССПЭН,1997.464 С.

54. Ильенков Э.В. Диалектика и герменевтика.//Современные зарубежные концепции диалектики. М., 1987.С. 133-163

55. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968

56. Каган М.С. К вопросу о понимании культуры. // Философские науки. 1989.j4lO.C 78-81.

57. Каган М.С. Холостова Т.В. Культура философия - искусство:(диалог). ;' М : Знание, 1988.63 С.

58. Кант И.Собр.соч.т.5. М.: Изд-во АН РСФСР, 1966.

59. Кпипович Г. Томас Манн о фашизме. // в сб. Ответственность за будущее. М.: Наука, 1973.С.422-443.

60. Ковальченко И. Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах. // Новая и новейшая история. 1995.№1. С.3-33.

61. Костина И.Б. Личность как феномен социально осмысленного бытия автореферат на соиск.учен.степ.канд.филос.наук. Воронеж, 1996.24 С.

62. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. М.Российское гуманистическое общество,2000.160 С. I

63. К\ гырев В. А. Пост-пред-гипер-модернизм: концы и начала.// Вопросы философии. 1998.№5.С.135-143.

64. Лаптева М.П. Томас Манн и политическая культура Германии.// в сб.Веймар Бонн. Опыт двух германских демократий и современная Россия. М.: Памятники исторической мысли,1998.С.135-139.

65. Ле.м С. Мифотворчество Т. Манна. // Новый мир.1970. № 6. С. 234-256.

66. О.Лихачёв Д.С. Культура как целостная среда.//Новый мир. 1994.№8.С.3-8.7 1 Манн Г'. В защиту культуры. М.:Радуга, 1986.382 с.

67. Манн Г. Мой брат. // Собр. соч. в 8 т. Т.8. М.: Госиздат, 1958.-С.259-270.

68. Миронов В В. Специфика гуманитарного познания и философия как интерпретация (деконструкгивизм или конструктивизм?). // Вестник Московского университета.серия 7.философия.1998.№6.

69. Мотылёва Т. Братья Манн и политика (полемические заметки). /Иностранная литература. 1987.№ 8.С. 208-212.

70. Мотылёва Т. Томас Манн и Россия.//Вопросы литературы. 1959.№ 12. С.21 7-222.

71. Мотылёва Т.Л. Иностранная литература и современность: Статьи. М.: Советский писатель, 1961. 368 С.

72. Мотылёва Т.Л. Немецкая литература в борьбе против фашизма. Ташкент: Гос. изд-во Узб.ССР, 1942. 129 С.

73. Мотылева T.J1. Новое о Томасе Манне. // Новый мир. 1963. № 7. С.257262.

74. Мотылёва T.JI. Томас Манн и русская литература. М.: Знание, 1975.64 С.

75. Н ицше Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм: сборник. Минск: Попурри, 1997. 624 С.

76. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. М. .Политиздат, 1989.398 С.

77. Парамонов Б.М. Шедевр германского «славянофильства». О размышлениях «аполитичного» Томаса Манна. //Звезда. 1990. №12. С. 152158.

78. ПисьмоТ.Манна- П. П. Сагаву. // Вопросы литературы. 1957. №7. С.218.220.86.11ривалов А. С Томасом Манном об одиннадцатом сентября.// Эксперт.

79. Х»1-2. 14 января 2002. 87.11ротасова К.С. Роман Т. Манна «Доктор Фаустус» и традиции Достоевского. // Филологические науки. 1975. № 5. С. 31-40.

80. Рачков П.А. Человек в зеркале философии.//Вестник МГУ.серия 7. философия. 1998.№2.С.ЗЗ-46

81. Реализм и художественные искания 20 века. М.: Наука, 1969.306 С.

82. Розин В.М. Научное познание и художественное постижение как явления культуры и творчество человека.// Социально-политический журнал. 1993.№8.С.28-34

83. Рормозер Г. К вопросу о будущем России. // Россия и Германия: Опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. С. 5 29.

84. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола»), // Вопросы философии. 1992. № 6. С. 3-49.

85. Русакова A.B. Роман одного романа Т. Манна. (Исследование авторского самоисследования). // Вестник ЛГУ. 1973. № 2. С.96-106.

86. Русакова A.B. Томас Манн и русская литература. // в кн. Славяногерманские культурные связи и отношения. М.: Наука, 1967. С.295-310.

87. Русакова A.B. Томас Манн. (Эволюция мировоззрения и роман «Доктор Фаустус»).// автореферат на соискание учёной степени докт.филол.наук. Л.: ЛГУ, 1970.34 С.

88. Савельева И М., Полетаев A.B. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. 800 С.

89. Сергеев М. Миф и современность (к столетию со дня рождения Т. Манна). // Наука и религия. 1975. № 6. С. 71-73.

90. Сидорина Т.И. Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей. М.:МГУ ВШЭ,2001.182 С.

91. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии.// Философские науки. 1998. №3-4. С. 17-39.

92. Смирнова Н.М. Интеллигентское сознание как предтеча тоталитарного менталитета. // Политические исследования. 1993. № 4. С. 125101 Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. 432 С.

93. Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. М.: РАН Институт философии,1995.С.242.

94. Табаков В.И. Человечность и ее осуществление в истории: монография. Н.Новгород: Изд-во ННГУ,1995.180 С.

95. Фарман И.П. Воображение в структуре познания М.:ИФ, 1994. 215 С.

96. Фарман И.П. Проблема «художник и бюргер» в раннем творчестве Томаса Манна (новеллы 90-х годов 19 века, роман Будденброки) автореферат на соиск.канд.филол.наук. М.,1969. 26 с.

97. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса М.:ИФ,1999. 244 с.

98. Фарман И.П. Теория познания и философия культуры. (Критический анализ зарубежных идеалистических концепций).М.: Наука, 1986.200 С.

99. Федоров A.A. Концепция музыки Рихарда Вагнера у Томаса Манна.// Известия АН СССР. 1977. № 4.Т.36. С. 325-337.

100. Фёдоров A.A. Новые книги о Томасе Манне В ФРГ (обзор). // Вестник МГУ. 1962. № 5. серия: филология, журналистика. С. 69-79.

101. Федоров A.A. Роман «Лотта в Веймаре» и критика пантеизма в эстетике Т.Манна.//Научные доклады высшей школы. 1969.№2.С.3-14

102. Фёдоров A.A. Триптих Т. Манна о русской литературе. // Вестник МГУ. 1973. № 3. С. 17-25.

103. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского.М.:Наука,1964.С.209-2101 16. Харитонов М.С. Миф и гуманизм (Т.Манн-К.Кереньи Разговор в письмах).//Вопросы литературы. 1999.№5.С. 158-165

104. Харитонов М.С. Понятие иронии в эстетике Т.Манна (на материале эссеистичеких работ). // Вопросы философии. 1972.№ 5.С. 98-108.

105. Хильшер Э. Значение Томаса Манна: искусство и наука. // в сб. Поэтические картинки мира.М.: Худлит, 1979.С.43-82.1 19

106. Цвейг С. Борьба с демоном: Гёльдерлип. Клейст. Ницше. М.: Республика, 1992.304 С.

107. Челышев Е.П. Творческие и методологические аспекты изучения взаимодействия Востока и Запада. // в сб. Взаимодействие культур Востока и Запада. М.: Наука, 1987.С.3-20.

108. Чичерин A.B. Томас Манн. Выбор пути. // Известия АН СССР. 1976.№ 5.С. 421-425.

109. Чугин Русов А.Е. Конвергенция культур. М.: Магистр, 1997.40 С.

110. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.:Академия,1933.

111. Шимин П.Д. Личность как социально-философская проблема. Воронеж: ВГПУ, 2002. 124 С.