автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Традиции и революция в современной астрономии
Текст диссертации на тему "Традиции и революция в современной астрономии"
> лг) ~ 0 / Й Я — С"
• УС/ / ^ ^
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Астрономия играет выдающуюся роль в современной культуре. Исследования Вселенной - одно из магистральных направлений науки наших, дней. Вселенная оказывается необъятной по своим масштабам и созданной самой природой лабораторией, которая характеризуется бесконечным многообразием состояний и форм физического мира. Но Вселенная - это еще и экологическая ниша человека. Сейчас мы знаем (антропный принцип!), что человек мог бы появиться не в любой по своим свойствам Вселенной. Будущее человечества во, многих перспективных прогнозах неразрывно связывается с освоением Вселенной.
Астрономия XX века переживает новую эпоху великих открытий, по своей значимости далеко превосходящих открытия Галилея. Произошли революционные сдвиги в наблюдательных и в зксперименатль-ных средствах и методах познания Вселенной. В астрономии появились новые основания научного поиска, во многом транслированные из рГЗс-сической физики. Возникли теории Вселенной, серьезно меняющие представления о крупномасштабных свойствах мира и смысл фундаментальных понятий: Вселенная как целое, конечное, бесконечное, эволюция и др. (теория расширяющейся Вселенной, инфляционная космология, теория эволюции звезд и звездных систем и др.). На стыке астрономии и других наук возник ряд междисциплинарных исследовательских программ, целенаправляемых идеей глобального эволюционизма. Часто высказывается мысль, что в астрономии началась вторая революция (первая связывается с именем Коперника).
По поводу интерпретации многих современных астрономических открытий, часто совершенно неожиданных, а также относительно выбора наиболее эффективных стратегий их исследования, постоянно возникают острые споры. В связи с этим был поставлен ряд философских проблем. Среди них одной из наиболее важных является проблема взаимосвязи традиций и революционных преобразований в астрономии. Философский анализ этой проблемы необходим, во-первых, для понимания современного развития науки о Вселенной, построения ее модели; во-вторых, для прогнозирования перспектив астрономии и разработки схем космической деятельности человечества.
Вопреки набирающему сейчас силу стремлению считать понятие научной революции чем-то устаревшим, так сказать, преодоленным, автор считает, что это понятие и сейчас остается ключевым для рекон-^ лшн поворотных этапов в динамике научных дисциплин, включая и _ < "иную астрономию. Необходимо, однако, уточнение смысла по:.* научной революции, выявления его отличия от революций соци-
гнь разработанности проблемы. Философские проблемы ли и космологии (которая настолько тесно связана с астроно-о может рассматриваться в качестве ее раздела), анализирова-
1
лись в значительно меньшей степени, чем, скажем, философские проблемы физики или биологии. Тем не менее, и в этой области достигнуты крупные результаты.
Философские проблемы астрономии (и космологии) привлекали внимание многих исследователей Вселенной, таких как Х.Альвен, В.А.Амбарцумян, Дж.Барроу, Г.Бонди, В.Л.Гинзбург, А.Гус, Дж.Джинс, П.Дэвис, Я.Б.Зельдович, А.Л.Зельманов, Г.М.Идлис, Н.С.Кардашев, Б.Картер, Ж.Леметр, А.Д.Линде, Э.Милн, Ф.Типлер, Дж. Уилер, Ф.Хойл, А.А.Фридман, С.Хокинг, К.Э.Циолковский, А.Эддингтон, А.Эйнштейн, а также философов; среди них - Т.Кун,
A.М.Мостепаненко, М.Мюниц, Г.И.Наан, А.Н.Павленко, В.С.Степин,
B.Г.Торосян, С.Тулм^н, А.Турсунов, Р.Харре и др. Их работы содержат много интересных мыслей о проблеме взаимосвязи традиций и революций в астрономии. Более систематичеки эта проблема или отдельные ее аспекты анализировались в работах: И.Н.Веселовский, Ю.А.Белый, -"Коперник" (М.1974); А.И.Еремеева - "Астрономическая картина мира и ее творцы" (М. 1984); В.Г.Торосян - "Эволюция стиля мышления в исследованиях Вселенной" (Ереван. 1979); А.Н.Павленко - "Европейская космология: основания эпистемологического поворота" (М. 1997). Необходим, однако, целостный подход к философскому исследованию роста знаний в астрономии XX века в контексте определенной модели динамики науки. Эта проблема пока осталась в значительной мере открытой.
Цель и задачи исследования. В цикле работ автора (1965 - 1969) была поставлена цель провести философский анализ традиций, в рамках которых генерируется новое знание о Вселенной, а также крупнейших изменений в познавательной деятельности астрономов и ее основаниях, концептуальных структурах.
Приступая к исследованию современной революции в астрономии, автор вполне отдавал себе отчет в большом различии между теми образцами научных революций, которые рассматривали Т.Кун, а вслед за ним и другие философы науки, как признававшие феномен научной революции, так и относившиеся к нему негативно, и современной революцией в астрономии. Их интересовали главным образом научные революции прошлых эпох. Но одним из главных обстоятельств, определивших формирование современных знаний о Вселенной, было появление в ходе развертывания НТП принципиально новых средств и методов исследования, выход человека в космос. Уже поэтому простое применение к динамике современной астрономии, например, модели Куна, равно как и большинства других моделей науки, оказалось проблематичным.
Автором была разработана новая модель взаимосвязи научных традиций и научных революций. На этой основе реконструированы механизмы генезиса нового знания коперниканской и современной астрономии, включая переход от ньютоновской к неклассической астрономии и космологии, а затем к возникшим в недрам неклассической астрономии
2
междисциплинарным направлениям научного поиска,по своему характеру относящихся к постнеклассической науке. На этой основе предпринята попытка построить модель динамики астрономии XX века.
Методологические основания исследования. Автор исходил из трудов: современных философов, в которых наука, научные традиции и научные революции рассматриваются в контексте отношения "человек -мир"; философов "исторического направления"; философов и биологов, разрабатывавших эволюционную эпистемологию; астрономов, физиков и космологов, исследовавших философские проблемы науки о Вселенной.
Существенное влияние на ход диссертационного исследования оказали:
- в разработке некоторых проблем динамики науки - работы В.А.Амбарцумяна, В.И.Аршинова, Л.Б.Баженова, Н.Бора, В.П.Бранс-кого, П.П.Гайденко, В.Гейзенберга, П.С.Дышлевого, А.И.Зеленкова, Г.Б.Жданова, И.Т.Касавина, Б.М.Кедрова, П.В.Копнина, Л.Ф.Кузнецовой, Т.Куна, С.Б.Крымского, С.П.Курдюмова, И.Лакатоша, В.А.Лекторского, К.Лоренца, Е.А.Мамчур, Л.А.Марковой, И.П.Меркулова, Л.А.Микешиной, В.М.Найдыша, В.В.Налимова, Н.Н.Моисеева, А.П.Огурцова, М.Э.Омельяновского, К.Поппера, В.Н.Поруса, И.Р.Пригожина, В.Л.Рабиновича, С.Л.Рубинштейна, Ю.В.Сачкова, С.Тулм1е^а, Е.Л.Фейнберга, Г.Фоллмера, Дж.Холтона,
B.С.Швырева, А.Эйнштейна и др.;
- в анализе проблемы традиций и революций в астрономии - работы И.С.Алексеева, В.А.Амбарцумяна, В.П.Бранского, И.Н.Веселовского,
C.К.Всехсвятского, Л.М.Гиндилиса, В.Л.Гинзбурга, А.А.Гурштейна, А.И.Еремеевой, Ю.Н.Ефремова, Я.Б.Зельдовича, А.Л.Зельманова, Н.И.Идельсона, Г.М.Идлиса, Н.С.Кардашева, А.С.Кармина, А.Д.Линде, А.М.Мостепаненко, Г.И.Наана, В.И.Налимова, И.Д.Новикова,
A.Н.Павленко, И.Л.Розенталя, Я.А.Смородинского, В.Г.Торосяна,
B.С.Троицкого, А.П.Трофименко, Л.В.Фесенковой, А.А.Фридмана,
C.Хокинга, Ф.А.Цицина, Э.М.Чудинова, И.С.Шкловского;
- в исследовании проблем глобального эволюционизма и открываемых ими перспектив в связи с революцией в астрономии - работы В.Е.Ермолаевой, Л.В.Лескова, Н.Н.Моисеева, С.Г.Семеновой, Г.С.Хозина, И.В.Черниковой и др.
Научная новизна положений диссертации, выносимых на защиту.
Работа представляет собой первое систематическое исследование взаимосвязи традиций и революционных изменений в астрономии XX века. Новизной отличаются следующие полученные автором результаты.
• Показана недостаточная адекватность модели Т. Куна для целей реконструкции коперниканской и современной революций в астрономии.
Обоснована новая модель научных революций, согласно которой динамика науки, как правило на любом этапе включает две одновре-
3
менно сосуществующие и взаимодействующие тенденции: 1) поток исследований, целенаправляемых сложившимися основаниями научного поиска; 2) исследования, направленные на формирование и применение новых оснований научного поиска. В зависимости от того, какая из этих тенденций доминирует, соответствующий этап развития науки рассматривается как эволюционный или революционный. Как показал диссертант, и в эпохи революционных изменений в науке (даже глобальных научных революций), значительная часть исследовательской деятельности целенаправляется прежними основаниями научного поиска. Сделан вывод, что вытеснение старых теорий и смена их новыми в астрономии и космологии всегда происходят постепенно. Например, признание фридмановской теории (определяемое не только когнитивными, но и социокультурными факторами) прошло ряд этапов: доминирование ньютонианских космологических схем, сосуществование классической и релятивистской космологии в качестве почти равноправных альтернатив и, наконец, доминирующая роль фридмановской космологии (при том, что ньютонианский образ Вселенной сохраняет небольшое число сторонников).
Тем самым, противопоставление "нормальной" и "революционной" науки в смысле Куна не находит подтверждения. На примере коперни-канской и современной революций в астрономии изучена роль "гибридных" теоретических конструкций, эклектически соединяющих старые и новые знания.
» Выяснено, что в общем случае научные революции должны интерпретироваться, как глубокие преобразования всей системы научной деятельности, ее компонент (субъекта, объекта, условий познания, средств и методов познания, концептуальных систем и др.) и взаимосвязей между ними.
• Обоснован вывод, что в астрономии XX века происходит революция, которая началась с появления теории расширяющейся Вселенной А. А. Фридмана и сейчас продолжается. Ее основные аспекты: 1) коренные изменения в системе познавательной деятельности астрономов; 2) формирование в астрономии (прежде всего в таких ее разделах, как астрофизика и космология) новых идеалов и норм научного поиска, основанных на неклассической физике, принципе эволюции, а в последние годы—на идеях глобального эволюционизма и антропном принципе; 3) создание новых теорий структуры и эволюции Вселенной.
• Обнаружено, что механизмы концептуальных изменений определялись, во-первых, трансляцией в астрономию средств и методов физического познания, которые "притачивались" к астрономическим объектам и, во-вторых, неожиданными открытиями принципиально новых явлений во Вселенной.
• Показано, что конкурирующие в современной астрономии исследовательские программы (фридмановские и нефридмановские подходы в космологии, классическое и неклассическое направления в изучении эволюционных процессов во Вселенной, программы поиска космиче-
4
ских суперцивилизаций или цивилизаций по уровню развития сравнимых с нашей) различаются в одних случаях, идеалами и нормами исследования, в других—лежащими в их основе научными картинами мира, или обеими этими компонентами оснований научного поиска одновременно.
• Проанализирован ряд новых понятий и принципов неклассической и постнеклассической астрономии, в том числе понятия Вселенной как целого в космологии: это - "все существующее" не в абсолютном, мировоззренческом смысле, а с точки зрения определенной космологической теории или модели. Оно фиксирует крайнюю границу познанного в мегамире. Космологические теории могут иметь своими объектами системы разного порядка и масштаба. Смешение философского и космологического понятий Вселенной (наряду с неприятием релятивистской космологии в силу ее необычности) и приводило к отрицанию научного статуса этой дисциплины.
• Раскрыта сложная, многоуровневая структура антропного принципа и его модификаций; показано, что АП не является вариантом принципа наблюдаемости.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть полезными при дальнейшем исследовании процессов динамики науки, построении новых моделей таких процессов.
Проведенное исследование содействует более адекватному пониманию тенденций современного развития астрономии, изучению механизмов генезиса нового знания о Вселенной, более полному пониманию критериев выбора научных теорий. Диссертационное исследование стимулировало подготовку, при активном участии автора, коллективных трудов: "Бесконечность и Вселенная" (М. 1969), "Философские проблемы астрономии XX века" (М.1976), "Астрономия, методология, мировоззрение" (М.1979), "Вселенная, астрономия, философия" (М. 1988), "Астрономия и современая научная картина мира" (М. 1996) и др. Эти работы могут быть полезными при обсуждении стратегий исследования Вселенной.
Имеет определенное значение предложенный автором новый взгляд на феномен космизма, особенно космическую философию К.Э.Циолковского, освобожденную от "идеологических наслоений", искажавших ее смысл, а также выдвинутые в диссертации идеи о специфике идеалов и норм техногенной цивилизации в процессах космической деятельности.
Результаты диссертационного исследованния могут быть использованы при чтении спецкурсов по философским проблемам астрономии и освоении космоса, курса "Концепции современного естествознания", курсов по социальным проблемам науки и техники.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите в виде научного доклада на заседании сектора философии естествознания Института философии РАН.
Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в 330-ти научных работах автора, общим объемом более 300 ал.
Полученные автором диссертации результаты докладывались им на многих философских конгрессах, конференциях и симпозиумах, в том числе международных. Диссертант выступал с докладами и сообщениями на XIV (Прага, 1968), XVI (Дюссельдорф, 1978) и XIX (Москва, 1993) Всемирных философских конгрессах, на VIII Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки (Москва, 1987), на V Международном аэрокосмическом конгрессе (Москва, 1996), на III-X1 Международных конференциях по логике, методологии и фило-—софии науки (1964-95), на Международном симпозиуме "Диалектика и современное естествознание" (Москва, 1966), на V Международном Гегелевском конгрессе (Москва, 1974), на II советско-американской конференции по проблеме SETI (Таллин, 1980), на советско-финском симпозиуме "Эволюция: современные аспекты" (Хельсинки, 1983), на советско-чехословацком (Прага, 1985) и советско-польском (Варшава, 1986) симпозиумах по философским проблемам современного естествознания, на IV и V Международных симпозиумах "Человек и космос" (Кырджали, Болгария, 1987-88), на IX, X, XI и XII Международных симпозиумах по истории авиации и космонавтики (Москва, 1993, 1995, 1997, 1999), на Международной конференции "Человек и космос" (Москва, 1993), на Международной конференции "Философия естествознания XX века: итоги и перспективы" (Москва, 1996), на И (Москва, 1970) и III (Москва, 1981) Всесоюзных совещаниях по философским проблемам современного естествознания, на V Всероссийской конференции по методологическим (философским) и этическим проблемам науки и техники (Москва, 1994), на IV съезде Астрономического общества (Москва, 1997), на симпозиумах "Проблема бесконечности Вселенной в современной космологии" (Москва, 1965), "Философские проблемы современной астрономии" (Москва, 1972), "Философские проблемы астрономии" (Москва, 1986), на Всесоюзном семинаре по антропному принципу (Ленинград, 1989), на XI, XIII, ХУ-ХХХ111 Научных чтениях К. Э. Циолковского (Москва, 1977- 1988), на юбилейных конференциях, посвященных столетию со дня рождения А. А. Фридмана (Москва, 1988), и А. Л. Чижевского (Москва, Калуга, 1997) и др. Материалы диссертации использовались в докладах на заседаниях философских (методологических семинаров) Астросовета АН СССР, ИКИ АН СССР, ГАИШ МГУ в 1970-1980-х годах.
Структура работы
Диссертация представлена в виде научного доклада, состоящего из шести разделов и списка публикаций автора.
Основное содержание работы
1. Научные традиции и научные революции.
Наука, как многократно отмечали разные исследователи - это система традиций. Традиция представляет собой определенный набор социокультурных или научных ценностей, аккумулировавших в себе прошлый опыт, в том числе познавательный, а также способ его воспроизводства и трансляции в последующие эпохи. Но если исследователь работает в традициях, если он "запрограммирован" традициями, то как возникает новое знание - спрашивает М.А.Розов. "Ответ на этот вопрос надо искать, прежде всего, в многообразии тр�