автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Традиции литературной классики в творчестве А. И. Куприна

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Чеснокова, Инна Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Традиции литературной классики в творчестве А. И. Куприна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции литературной классики в творчестве А. И. Куприна"

I >5 <;

московски?; ордзкл трудозсго красного зад:®?

сбласгнол пвдяога-если! ¡¡нстигуг icsí-i нлс.кгжкол

На г.рисах рямпкск, УДС 62-3:£2.091

чеснокова Икна Глннздьзша традиции етгерагурнол классики б.тбсрчрстнн а.и.китеж

10.CI.01 - Русская литература

Автореферат доесергадхга та соискание учёной cevcHS , кандидата <£илс логических наун

Ыосгва

TÇOQ

работа ьыполнека па кафедре русской лктературы 1'сскоес-кого ордена Трудового Красного Знамени областного педагогического института и-*;.!-;.К.Крупикой.

Нду-гк:-;/ руководитель: доктор ¿ялолсгкчесЕИХ наук, профессор

С;г.:рко Л. А.

ог.г.оненти: до:тгор ';клолопгческих н^к, прс^ессср Заика С.Б. г:аЕд;;ЛА- ^"лологическпх каук, дсце'гг слбряьа Г.А.

Бвдугая органисаикл - Сьратог-сг":1. государственны?1. ук;:Еерси-тзт !«. Н.Г.Черн^-£1ского

са-дита д>;ссергао:К состойся " " Сг.

в "^^/часов на засздоикк сп е цх-илга у^о^вуЛо го Учьного Согета К.IIc.II.05 Мсс.-оесу.ого ордена Трудового Красного сна^сни обл'.сг:;огс пед.^гоп'ческого ::нст;ггут I зш.Н.К.Крупс-коГ: /107005, Мссгза, ул.¿.Энгельса, д.21 а/. С д'/ссгр-гациЛ оз-лгс ^пься г з_.ть::01! заде Сяблиоте.-х

'ГП11 5П!.й.К.Кр^т:скоЯ /:Ьгпг, ул.Рад;:о, Д.1С а /.

Автореферат

разослан " / "

Учеш-й секретарь спедиалиыгроракногс Согета

какгадот £^атегичегзих наук V — 5«дче.чко 2.5.

:, -.Г. i

Каатоядая диссертация посвящается рассмотрению внутренних. связей '.:схду прозой А.й.Куприна и русской литературной Классико:4. Как отвечает А.С.Еутаин в работе 'Преемственность б развитей литературу": ".Чнтературнье предшественники воздействуют на литературных последователей не только пряло,' но и через обдее дегсг.ечие эстетической мысли и литературы, а ещё . а:.ре - через воздействие на развитие Есего общества, воспи-тнезл я его, и ¿оржруэ^згося в нём нового поколения писате-. лей".'1' В тагом направлении и будут рассматриваться освоения Л.И.Купрзои худозестгеншзс достижений XIX века.

Проблема традиций и новаторства приобретает особую остроту ьа перелошои этапе развития искусства, каков:ы и явился период конца XIX - начала XX вена."Спсрч вокруг неё влекли га-собой постановку актуальных гтроблзм философского, мкровоэ-зрекчаскогс порядка.

Литературная классика интересовала Куприна прзгде всего в ¿илосо^ако-краЕстзенкои аспекте. Нелёгкие поиски духовных ценностей в обстановке социальных смещений обострили вгашше Куприна к гармоническому гкру "солнца русской поэзии" -А.С.Пуи-. кик/. Диалектика непосредственного познания уизни привела к осмыслен::® наследия ".Н.Толстого и А.П.Чехова. Наряду с ншш опыт К. С.Тургенева - автора "Записок охотника", а также сочинений сложной нравственной проблематики - не мог оставить раянодупкз! писателя рубека веков. Вполне естественны;; б;ига его обращение к прозе б:.:ьпого знатока русской apiare М.Ю.Лермонтова. Лучение трэдиц-.и А.С.Мулатка, М.С.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова в прозе Л.й.Куприна представляется нам ва^нку: п^е.-де Есегс для более глубокого постизения творчества художника кале го столетия и для выяснения конкретно: {ору преемственности кезду рагися поколениями создателей отечественного искусства слога.

Актуальность Teiri настоящего исследования своеоотазно подтверждается немногочисленными, з болвппглстБЗ СЕоём попутная*

1 Ьутанн A.C. Преемственность в развитии литературы.-I.:Наука, 15?е.с.ка.

г.аика С.Б. !,'..Горький и русская классическая литература коша XIX - начала а ье:-а.-М. :ГАугь,Т962.С.9.

наб.тадения;,ж над тесными контакт а.\ш Куприна с русской литературой XIX Еека. Проникновение в процесс наследования её традиций позволит выявить обцие с прошлым и особенные черты в художественном мышлении новой эпохи.

В творчестве Куприна это отразилось наиболее ярко. За его произведениями закрепилось понятие "нового содержания" и "старой (¿ор:.кп. В диссертационной работе отмечается неточность такого определения, раскрываются конкретные области сближения и расхождения писателя с его предшественниками. В результате анализа проясняются принципиально ванные вопросы: о функциональном значении русской классической литературы для прозы начала XX века, в частности Купрша, о путях модификации открыли в М1шувдеы столетии идей, героев, форм, о своеобразии реализма Купр;ша. Критические работы, которые так или иначе касаются этих вопросов^ свидетельствуй о том, что разработка избранной нами темы, остро необчодиная для дальнейшего осмысления литературы начала XX века, до сю: пор была ограничена отдельными, часто недоказательны:^: набл.ядекияуи.

Цель и задачи работы . Опираясь на опит современного литература ¿? еден ия в исследовании пробле;и становления русского рсал;:з).:а, ш стремились раскрыть характер, результа-

ты наследования Куприным традиций А.С.Пулкига, Ч.Ю.Лерыонтога, Н.С.Тургенсга, Д.Н.Толстого, А.П.Чехова. Отсюда истекают конкретные задачи:

- определить сферу пересечения к взаимодействия влияний стих писателей на творчество А.й.Купр:гна;

- еылеить особенности его индивидуального усвоения худокест-ве:п;ых завоеваний прошлого;

- с зтоГ; точки зрения осмыслить вклад Куприна в развитие прозы начала лХ века.

* Афанасьев Б.К. А.И.Куприн. Крит и ко - б но г ра ;.кч е с кип очерк.-".: Худон.лит.,1972. Геркоь П.А. А.И.Купрш.Критико-биогратшес-кк.1 очерк.-М. :5'зд-во Акад.наук СССР, 1956. Волков A.A. Творчество А.И.Куприна.-М. :Худож.лит. ,1581. Каштанова У..А. Л.И.Толстой и А.П.Куприн:{К вопросу о творческих связях) Тула:Приок. KH« 1ТЗД~Е0 f I9SI • КуЛ€!ЛОБ Ф» И» Творческий путь А.И.Куприна.Кн. 1-2.-1,1н.:Изд-во ЕГУ, 1983,19B7, др.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинская концепция литературы и искусства, в' частности работы В.И.Ленина о Л.Толстом и классическом наследии; положения о возрастающей роли литература в эстет.ичес?:оы и нравственном воспитании, изложенные в материалах ХХУП съезда КПСС и последующих пленумах ЦК КПСС, а также достижения советского литературоведения.

!.,.етодч исследования. В работе используется историко'-функ-цнональный и сравнительно-типологический метода исследования художественных произведений, которые рассматриваются в единстве содержания и форьи.

Патерналом для исследования избрано дооктябрьское творчество Куприна (т. к. ипенно здесь интересующие нас явления получили наиболее яркое выражение), журнальные публикации, дореволюционные советские собрания сочинений писателя, а также академические издания наследия Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Л.Толстого, Чехова,

Научная новизна диссертации обусловлена, во-первьх, крайне низкой степенью изученности связей Куприна с русской классической литературой, во-вторых, принципами их анализа. Есть лишь одна монография, специально посвящённая сопоставлении Л.Н.Толстого и А.И.Куприна: Каштанова И.А. "Л.К.Толстой и А.И.Куприн: (К вопросу о творческих связях^, выпущенная в Туле в 1581 году. Ко и она не исчерпывает указанную в заглавии проблему. О других предпестгеннпгах писателя лишь упоминается. В настоящей работе ' рперг';е предпринято ¡д-гагостороннее и взаимосвязанное исследование лэтсратурныл истоков прозы Куприна. Сно осуществляется по трём направлениям: в области духовных устремлений личности; по отношению к человеку, "познающему окружающую его жизнь; в сфере взаимодействия народа и интеллигенции. Делается ^предпринимаемая ранее попытка объяснить совмещённость разных влияний и трансформации известных мотивов и образов в творчестве Куприна. Восприятие его наследия сквозь призму традиций великих художников даёт возможность углубиться в индивидуальность писателя новой эпохи. Вместе с тем установить, какие тенденции русской классики й почему активизировали развитие прозы в начале нашего

взка. Работа такого рода приводит к осмыслению кеста Куприна в историко-литературном процессе.

Практичосгдя значимость диссертации.Наблюдения и выводы, полученные в ::оде исследования, 1.:огут быть использованы при разработке курса литературы XX века; при рассмотрении Бопросов развития реалистического метода в русской прозе; при чтении спецкурсов по проблемам творчества А.И.Купркна и функционирования русской литературной классики в его прозе.'

• Апробация работы w/.ела место на заседаниях научного объединения аспирантов, заседаниях кафедры русской литературы "ОПИ им.К.К.Крупской; в ходе проведения педагогической практики в !'0ПИ îw.Н.К.Крупской, а также б опубликованной и депонированной статьях.

Структура и объём. Соответственно трём направлениям анализа диссертация состоит из введения, где раскрываться актуальность, цели, задачи, научная коЕизна предпринятого исследования, трёх основных частей, заключения, библиографии. Название глав определено их содерганрем.

ОСШКЮЕ ГОДЖАНКЕ. ¡'¡сходной для первой главы - "В поисках эстетического идеалу. Традиции А.С.Пуккика, И.С.Тургснева, А.П.Чехова" - становится мысль о том, что особенностью русской литературы рубе~л веков, Куприна - в том числе, с;1ло стрс:.:ленне определить эстетические Идеалы быстро ы&икщейся жизни начала лав. £илосоСс-ко-остегкческие обобщения намечены в цело:.', ряде произведет:."; Куприна. Для того, чтоб!.' проясн'.гть и воплотить свои взгляды па Прекрасное, его значение в ¡ори'.^о ганки личности, заглянуть г- г лу б иеы г,и!тдуг,еГ1 1гр.?соты человеческой души, Куприн обратился к творческий достижениях! в этой области мюгпх мастеров отечественного искусства, предке всеуо^о чУи говорит сам писатель) Пушкина, Тургенева, Чехова.

Среди классиков русской литературы Куприн особо почитал А.С.Пушкша, считая его для себя недосягаемый выразителей гармонии чира, преклонение перед своим кумиром пронёс через есю жизнь. В главе многосторонне рассмотренцелый ряд нупринских произведен:!;!, где явно видно влияние великого поэта и статьи, посвященные ему: "Солнце поэзии русской", "Фараоново пле-!.!-4"fli£ï), "Чтение ыыслзй", "Вольная академия"(iPIc), др., в

которых осмысливается великая роль Пушкина для России и всего человечества, для кагдой эпохи и на протяжении всей истории ХГл века. Среди разных направлений наследования пушкинских завоеваний в диссертации выделено одно наиболее характерное для Куприна-писателя: в творчестве поэта его привлёк сложный, порой противоречивый мир лирического героя, где веселье и жизнерадостность слоиго переплетены с чувсЕами грусти, потерянности, сожаления,горечью утраты. Именно эти печальные настроения, свойственные элегиям Пушкина не только отобразились в ряде рассказов Куприна ("Осенние цветы", "Сентиментальный роман", "Кгруш-ка", др.)» 110 1! обусловили своеобразный духовный облик его героев, и: поиск Прекрасного, а такхе структуру повествования.

"Сентиментальный роман" появился, несомненно, под возденет-' вием стихотворения Пушкета "Безумных лет угасшее Ееселье". Два произведения, принадлежащие к различны!-! родам литературы, сходны по 1илосо.;.с;:ому осмыслению жизни, по элегической форме. Ко •Купрш вложил актуальное для рубежа веков содержание: неприятие пошлого существования, мечту о дусовко утончённой личности,'о гармонии всех человеческих чувств, поиск сил, способных разбудить яркие эмоции. Соответственно осваивались композиционное построение и архитектоника рассказа, передающие его "прощание с радостями любви", раздумья о её значении для человеческой Ш13ИИ. Так в творчестве Куприна складывалось тяготение к формам лирики, в частности к элегии. "Сентиментальный роман" анализируется в главе как своеобразная элегия в прозе.

Реминисценция стихотворения Пушкина "Цвет:-: последние милей11 стала структурообразующий началом другого рассказа Куприна -"Осенние ц^еты",з котором как бы продолжено, широко развёрнуто содержащееся в этой элегии размышление о хизни. В своём рассказе Купр::н ярко и оригинально развил компактты образ, созданный Пушкиным. Восприятие этой пушкинской традиции в названных и других- произведениях Куприна объясняется особенностью его творческих устреиленкй - особенностью через ограниченный и горький опыт современного человека открыть взлёт души, захваченной воспоминаниями о любви и постигшей её .одухотворяющее влияние на бытие. Найденное Куприным в произведениях 50-х-нача-ла £С0-х годов было обогащено в зрелом его творчестве.

Элегические мотивы нашли своё продолжение в творчестве Куприна 1910-х годов: "Гранатовый браслет", "Леночка" и др. Здесь слышны пушкинские мотива добра и зла, га;зни-смерти, пре1срасного-низменного, любЕи как силы, даюцей понять быстротечность жизни и веру б будущее. В более поздних купркнских рассказах нет прямой апелляции к пушкинским произведениям. Их присутствие, однако, донесено другими средствами - через подтекст, через реминисценции ранних "пушкинских"' повествований ■самого Куприна.

С точки зрения "подтекстовой" перзклички с Пушкиным рассматриваются "Леночка", "Гранатовый браслет", др. Подобная связь с великим поэтом трактуется как закономерная для писателя переломной эпохи. Он искал и нашёл возгонность воплотить свои гуманистические идеалы(нриЕственко-оететическую ценность гегпюго существования, устр«к:лёкность человека к высоким чувстгам|в переживаниях скроиной, обделённой счастьем личности. Не дерзания и свершения любви, а осмысление утерянных в обзденности светлых эмоций - открытие смысла и вечного обновления самой жизни. Вот почем-у элегические настроения оказались столь близкими купринскш героям. Такие настроения полностью определили звучание рассказа "Леночка", а в "Гранатовом браслете" - одно, но ведуцее русло обобщений ^ письма Еелткова, раздумья Веры Шейной в (¡.инале повести ). Поэтому неудивительно, что б "Леночке" оцудается атмосфера, близкая пушкинскому "Вновь я посетил"..."Гранатовый браслет" развивает мотив "Осенних цветов", который здесь даёт душе неизмеримо большее, чей некогда принесли "роскошные первенцу полей".

Мсзду тем в этих же произведениях Куприна проявились другие св;ценные для него представления о величии любви, обладающей неиссякаемой, таинственной силой даже таи, где чувство не увенчалось' счастьем.

Для Куприна было езхно раскрыть перелои в сознании рядового человека е обычной обстановке. По этой линии могшо проследить тяготение Куприна к произведениям Тургенева, в которых запечатлена странная, завораживающая человека власть любви ^ "Песнь торжествующей любви", "После смерти" ( "Клара

Цилич"||. Нельзя, видимо» говорить о прямом влиянии Тургенева, но вполне допустимо - о своеобразном развитии мотивов, некогда взволновавших автора "Клары Мклш", о своеобразном типологической скодстЕе зтой повести и "Гранатового браслета". Наблюдается целый ряд перекличек кезду этими сочинениями Тургенева и Купр!п;а. В главе на больном материале рассмотрены точки соприкосновения в сюжете, в образах и переживаниях тургеневского АратоЕа и Веры [Генной, наконец, в их реакции на снерть Клары и Еелткова, вплоть до слоЕесного совпадения, мольбы Аратова и Секной о проденкк. Тургенев и Куприн своими произведениями утверждали великую силу любви, однако, в разком духе. Странная история Тургенева была призвана передать неожиданный взрыв привычного, спокойного каждодневного существования. Отсюда акценты стоят на своевольной натуре героини, её нереальной, почти сверхъестественной власти над героем, над его потрясением и рождении романтической мечты о счастье "за гробом". У Купргаа всё трезвее, реалистичнее. Но результаты происходящего е "Гранатовом браслете" приводят к пробуждению сознания Веры Пенной, к преклонению перед одухотворённым бытием, гармоничном единением человеческих душ, к признанию тех ценностей, вне которых дальнейшая :к.изнь теперь будет невоз-ъ:о:?л;ой. Нравственный подъем после освобождения от иллюзий или ложные представлений - бот глгхный вывод Куприна. Но в критическом откопении к противоречиям сущего он токе учёл богатый опыт своего предшественника. Эта тургенеЕская традиция определена во мног;гх произведениях Куприна, где он пишзт о гибели красоты, таланта, счастья: "Погибшая сила", "Святая лю6оеь" и др.

В главе осмысливается концепция любви в творчестве Куприна с учётом его размышлений об этом чувстве в ряде статей, пссвяцёшых К.Гамсуну, Д.Локдону. Материал статей позволил уточнить тесную связь ыенду купринскими взглядами на процессы, протекающие в любящей душе, и на вечную красоту земного мира. И там, и здесь худоннин видел подлинную гармонию. Пейзажная хиеопись приобретает в его творениях концептуальную значимость.

В мастерстве изображения природа писатель рубека веков

учился у Аксакова, Тургенева, Л.Толстого. С уверенностью поено добавить к этии именам и Чехова. Именно с.лояныы соотнесение!! природного и личностного начал яизни заметны связи с Чеховым.

В произведениях Куприна, как и Чехова, всегда присутствуют выразительные картины леса, неба, цветов, которые живут своей, отличной от. человеческой, жизнью.Чехов наделяет своих героев о^у^еннеи такого разрыва. Для Куприна величие природы недосягаемо, ока вызывает лишь Еосхкдение, поклонение, но в этом качестве активно противостоит скудному существованию людей, становясь источником возвышенного, Прекрасного. Здесь намечается расхождение с ЧехоЕын. Старший из современников мечтал о слиянии с вселенной, постижении человеком красоты и богатства Зешш. На ряде произведений, повести "Степь", в первую очередь, прослеживается в глэве эта особенность чеховского ик-роо^удення, равно как и мучительные для писателя наблюдения над разрушением священных связей с парой. Мотне .гибели Пре::раскогс в природе соотнесён в "Степи" с чувство« обездоленности человека. Образ могучих вольных пространств приводит к мысли о необходимом со единении пр!фодной стихии и человеческого сознания. К Куприну свойственны сходные побуждения, но он больпе доверяет земле, которая мог.ет "напоить всех глгдуд'лх". Вот поче>.:у писателя глубоко ьолнуют отстранения от естественного целесообразного бытия: социальные противоречия ^"Молох", "Поединок" и др.) , непробугдённость сознания("Леснач глуыь", "Олеея"^, узко те а«поский прогресс в нравственно несправедливом об ществе ("Телеграфист", "Королевский парк"J ,ьсё то, что нарушает зг.г.онч зенниго развития, единство ме-ду лэдыт. и природо*.

Ь^:::?.". ;.;;~.осо"':кс-эстетическая функция пейзаг-а рассматривается диссертантом в с'ере критического осмысления действительности Чеховым, Куприн*!!, и выражения авторских идеалов гармонии. Значение этой чеховской традиции устанивлшается еля творчества ююгих прозаиков начала ХХв.:_ Куприна, Еунша,.Горького и др.

В реферируемой работе обращено внимание и на создание •оригинальных приёмов лэтературкого пейзажа. В частности, в чеховских произведениях выделяются обсазы-сиволы, передагцие существенные моменты авторской концепции еизни: музыка("Ариад-

-9 г

на"^, сад ^"Верочка", "Дэм с мезоником^т.д. Куприн тоже прибегает к широкому обобщению явлений, красок. Один и тот же образунапример, тумана)постоянно видоизменяясь, обогащаясь исполняет сходную роль в ряде его рассказов: "Болото", "Чёрный туман", "Чёрная молния". Однако писатель рубежа веков несколько иначе, чем Чехов использует средства художественной . выразительности. Чехов экономен в слове, сдерган в эмоциях. Куприн цедр, раскован в описаниях. И тут в большой степени ощутимо влияние другого мастера пейзакной яивописи -И.С.Тургенева.

У Тургенева картины природы, содержащие в себе большой символический смысл, отличается внутренним динамизмом, нередко резким переходом от одного состояния к другому. Все эти особенности характерны и для прозы Куприна. Но Тургенев более чётко соотносит героя-человека л героя-пр;троду. Куприн эту связь вырахает в подтексте повествования. Тем значительнее, самостоятельнее становятся картины пр1гроды. Неиссякаемому источнику радости, Еосполнякгдему пустоты человеческого существования,- природе поклонялся Куприн. С этой точки зрения ис-. следувтся его мастерство пейзажа в произведениях разных лет: "Олеся", "Болото", "Белый пудель", "Гранатовый браслет", многие другие. Везде передано росхищение величием земли. Картины разных состояний могучей природы предельно усиливают ощущение социального несовершенства мира, но в значительней мере просвет ля?т авторский взгляд на грядущее.

Бо Еторой главе данной работы "Человек в потоке текущей гнэки. Традиции Л.К.Толстого, А.П.Че/.ора" сосредоточено внимание на восприятии писателями будничной низки, судьбе рлдо людей. Такое направление прозы развивают многие художники исторически переломной эпохи - рубежа векоЕ. Традиции Чехова здесь невозможно переоценить. Ряд исследователей(И.Б.Ко-рецкая, ^.В.Овчарекко и др.)отмечают близость ЧехоЕа и Куприна по этой линии. Сходстео жизненного материала, мотивов, образов, безусловно, есть. Но ограничиться только сопоставлением эти:-: моментов, как это делалось до сих пор, не представляется достаточны)/.

Сопоставительный анализ рассказов Чехова к Куприна про-

водится диссертантом в сеязи с образом "маленького человека". Интерес обоих писателей г "средним людям", к "массовидной" личности очевиден. Младший из современников, однако, даже в ранних произведениях, лишенных мудрости чеховских обобщений, утонченности психологического мастерства, усилил мотие социальной несправедливости и передал стремление героя к осмыслении создавшегося положения ("Детский сад", "Просительница^. Эти наблюдения Куприна предопределили иную поеествовательнув структуру его рассказов, позволяющую ¡пире развернуть "бкограиию" персонажа. Притяжение к опыту Чехова тем не менее ощущается очень сильно. Есть оно и е другой области. Известно, с как», сочувствием писал ЧехоБ о жажде ногой жизни, а в ряде расрка-зов - с иронией раскрывал ущербные представления о счастье ("Счастья", "Мечты"). Куприну тоже свойственен острый интерес и к светлым порывам и к призрачным надеждам обездоленного существа. В рассказах такого рода писатель ХХе. проставляет все-таки crois акценты. Прежде Есего, его привлекают от природы сильные натуры ("Собачье счастье", "Лолли", др^, дествузсцие наперекор возничим обстоятельствам, хотя к не достигающие желанного -счастья. Там же, где речь идёт о человеческом заблуждении Куприн нередко запечатлевает пере..од от иллюзии к сознательному самссОману: так его герой пытается хоть на мгновение забыть о своей трагедии(":Лиллконер"). Не комическая ограниченность запросов мелкого челоЕегл, а жалкая фантазия несчастного отроена здесь.

Пристальному изучению подвергнуты е главе нчблмденг.я ЧехоЕА к Куприт над несостоятельной личностью. Классические создания чело ь с ко го таланта: "Человек в сутляре", "KpixotHi:;:", Моьыч", др. - сопоставляются с более скромными вещами Куприна? "Святая логь", "Мирное гптие", "Чухой хлеб", "Мелюзга". С учётом резной степени художественной ценности этоЛ части прозы Чехова а Куприна в ней ззделеко общее для писателей русло обобщений - измельчаниа, искажение, угасание человеческой души б потоке обыденного пошлого существования. Традиция Чехова обрела тут особое значение, что определено в диссертациь средствами сравнительного анализа. "Человека в футляре" с "'¿ирным житиен", "Крыжовника" с "Чужим хлебом", т.д.

-днако самостоятельный поиск Куприна заметен и в этих произведениях. Дм автора "Мирного яиткя" вагшо не просто передать деградация личности до полного её нравственного падения, ко подчеркнуть незаметность, обычность, повседневность такого печального явления. Поэтому внимание с персонала ^как было й "Человеке в футляре", "Ионыче", npjl перенесено на среду его обитания. Сатирическое начало, ироническая интонация повест-гсггния дсстггг.ется Куприн: зг прямым противопоставлением высокого понятия "~итие" низменному "мирно:.«-/" - без лзвб'Х столкновений течения дне;1. ничтолз-юго "repon" - Наседкина. В "Чуясм -еле бе 4 снова оттенена устра'лаю.е нудная обеганог.ка, из го-^гоЛ не мс.т.ет (уг'е не .-:счетj о его Содит ься другой пленник ус-лс- Кдогое. Де.":ствуз\::е липа хуяр.шеккх рассказов не

-и нар.::,ателькьгл:(как чесо• ские человек в '?У?-1яре, Ионыч) гиг.-п:, потому что акцент сосредоточен на другом момента. Ъ гсгькса опыте жертз обстоятельств млс^лий писатель раскрыл угро:-:--'.зд,:е масштаб:; и прмЕгккосгь массового прссяб^-кия. А нередко (с::;-;си, в "Чельзге"]и гибель подлинно челогечееккх привязанное™ ей. В дпеон случае главенствует авторская мысль о потоке бессознательного существо:гния лидей.

Внимание Че юга часто обр.г.ено к наг.там утокчёнкчи, остро чувстЕухцк^ несостоятельность .пек;; : • не сл.-.Соа, соинегаюцемся, не умедли обрести tbíc-'io псс-иний. Таковы Васильев ( "Припадог."J, Лаевский ("Дузль^ rere?-по: "етвогат-ль в рассказа/. "Sena", "дом с уезон;-ноуп, ..когне другие. Тот .те тип человека глубоко интересовал Куприна. Сочетан/е смелых нразстьекпо-эстет;г<чилтк з?.птс;о: с н »уверенность!) в себе, спутанность» стремлений приводит куприсгсгс .1озлог:гого("Дот-на-нме'% Lc6peia ("Чо.та poi^oia ("Лзял^о;:^ к р *сладу сам:?! собой, острому ттс.г'о логическоиу конфликту с скрутчкпги. 2 такой самочувствии личности Куприн,как :: Че :ог, видел ?a.~<-.í.: ■элак-нт общего ссстол*:;г. современного е;^.' штра, coctoc?¿ü¡, которое пото-дчет страдальческую реакпта •,: героя и автор •.. J точки з рения с годного главного мстига - протест претив тей жизни, сс:;надьнсго зла - ;; внутреннего родст:а гетоеЕ сопоставляются з главе "Припадс?." 'Че юна с. "¿¿знанием* z "ío.-.z— .:см" Куприн,". Тем не менез Куприне :1сслс:-.?:-::,". ;< Leí зев

обращаются к иным "средам" действительности, тягостному положении широких угнетённых масс. Рассказ "Дэзнание" позволяет обнаружить как словно переплелись в нём связи с Чехо-Еым("Припадок"|<и Л.Толстнм{"После бала"^- эта двойная параллель проводится в диссертации. Конкретные наблюдения над тремя произведениями развиты в анализе "Молоха" и "Поедина".

Борьбу внутри себя и с самим собой, мучительное душевное состояние раздвоенности, поиск истина, обществекно-осмыс-•лениого бытия воплотил Куприн с нарастающей психологической глубиной б образах Козлоеского/"Дэзнание^ Боброва(%!олох"у( Ромашова ("Поединок^ От произведения к произЕеденио <?ор:л:гру-ется особая повествовательная структура, компактно передающая катастрофизы современного писателю общества как причину духокшх исканий личности - её трудное самопознание и постижение икра.

Б главе отмечается мастерство Куприна - создателя "Поединка". Через восприятие Ромашова соотносятся здесь разные сферы жизни: солдаты, офицерство, что в свою очередь настает разнообразными ^¿пульсами внутреннее бытие героя, активизируя .его стремление понять сущее, смысл деятельности к назначение челоьсгл. Именно здесь проявилось протяжение Куприна к другому $го кумиру - Л.Н.Толстсму. Незаб:.чаемые толстовские А;1дрей Болконский, Пьер Безухов, Левин имели для Куприна особу:: значимость. Ееликий художник-психолог сделал глуби! шые, та";ные процессы явни-и, воссоздал "диалектику дул к", ищущей, дерзающей, разгадал секрет её мужания - от за:яаг,тых в себе переживаниях субъекта к пониманию "планетарн;:х" общечеловеческих потребностей. Искусство прониккогения в скрытое течение духовного роста - вот что воспринял Куприн гак урок гения. Конечно, персонал« купринской прозы - лэди другого времени: Козловский,Бобровым, Ромашовым владеют раздумья об иных противоречиях, возникших в эпоху предельного притеснения народа, разобщения людей. Одинокий герой не б состоянии решить эти проблемы, осуществить свои, весьма смелые желания, он останавливается на полпути. Но такой факт расценивается диссертантом как естественное следствие избранной Куприным теш. Он раскрыл порыв активного Емезательства

-13в кизнь среднего человека, проследил пробуждение его сознания. И в этом заслуга писателя. В повести "Поединок" речь ■ идёт о маесовидной ^а не выдающейся, как у Толстого, личности]. Вслед за Толстым, однако, Куприн показывает, как борются в душе героя чувства природно искренние, изначально прекрасные с надуманными, как постепенно прорастает перспективная мысль о подлинных ценностях мира. "Диалектика души" Романова развёрнута не так сильно, как у автора "Войны и мира", что тоже объяснимо. Ведь всё происходит в душе человека обыкновенного, заурядного, нз лишённого слабостей. К таким выводам приводит параллель между толстовским Нехлюдо-еям("Записки маркера") и Купринекип Ромашовым. Писатель начала лХ ве::а не склонен преувеличивать "способностей натуры ео.многих отношениях достойной, но не решительной. Прозрение героя только начинается. Именно в этом плане рассматривается в главе становление мечты Ромашова о науке, искусстве -творчестве как противодействию всеобщему застою, равнодушию к социальным порокам времени. Куприн дополнил галерею мятущихся характеров русской литературы, йдудий герой Куприна -дот я СЕоей эпохи, он унаследовал от неё одудение бездорожья, смятение духа, но и галду небывало тесных СЕлзей-братства .с простым солдатом, отвращение к новому Молоху, стцд за само- ■ успокоенного интеллигента.

В третьей главе "Социальное и природное. Традиции Л.Толстого, М.Ю.Лермонтова, К.С.Тургенева, Л.П.Чехова"-выделены важные идейно-пстетичеекие "нентры" в русской л;ггегатуре ХКв., органично воспринятые писателями начала нашего столетия. ОсоС::;': интерес они проявили к так называемому "естественному состоянию лености", имел е виду разные аспекты птого понятия: слият гость человека с природой, предствлекие о духовной гар.гонии"как части земного совершенства, идеал равноправного союза людей в вольном труде на лоне пр:1родц, др. 2дё Солее газным для авторов начала ХХв. было притяжение отечественной литературы к "мысли народной", к социальный проблемам: положения широких иасс, отношению к ним интеллигенции. Разграничить все эти направления творческого поиска, разумеется, нельзя, они тесно переплетены между собой, порождают еловый комплекс идеЛко-образкых компонентов прозы, а следо-

вательно, к взаимопроникновение разных традиций Х1Хв., унаследованных писателями нового времени, в том числе Куприным. В глаЕе делается попытка установить такую "перекличку" елияний в ряде его произведений.

. Вначале исследуются контакты с И.С.Тургеневы! - созда-, телсм "Записок охотника". Дчя сопоставления привлекаются такие произведения Куприна, как "Лесная глушь", "На глухарей", "Олеся" и др. Раскрываются схрдство и различие народных ха-раетеров(напр;".;ер, тургеневские Хорь и Колиныч- куприиские К:фила и Талимон из рассказа "Лесная глушь", тургеневский Ермолай - купржсккй Ярмола, Трос им; ^об.цне »моменты охотничьей темы, родственные черты повествователя', приёмы контрастного изображения крестьян. Параллельное рассмотрение полесского цикла Куприна и "Записок охотника" Тургенева позволило увидеть возросшую у младысго писателя критк-ческую оценку тёмного, необщительного мутглха, иной подход к проблеме народа. Куприн, как и Тургенев, чутко уловил врондён-ные способности крестьянства. Ко око, по мнению автора, в силу недавнего своего рабского положения под Еластью польских панов, настоящих условий тягостного существования, утеряло изначальные свои возможности. Для Тургенева ваяно проникнуть в психологию, передать разные, чаце сЕетлые проявления ¡грсстьянско:"! дули. Куприн воосоздаёт цельны;! "кусок" мрачной ензни, в ней испорченных дурной цивилизацией людей. Отсюда вытекают и другие особенности полесских повестей, что тоге уточняется в сопоставлении с творчески! опытом Тургенева. В "Записках охотника" близость» к пр:;рсде объясняются многие, но вовсе не все достойные черты народа. Б образе кулринской Олеси выражен авторский идеал - неразделённое, абсолютное слияние с прекрасным миром природы при полном разрыве связей с деревней, с любой социальной группой вообще. Даже как будто добрый, честный Иван Тимофеевичувозлюбленный Олеси, в его противоречиво» облике угадывается некоторое родство с тургеневскими героями-рассказчиками "Аси", "Вешних вод"в том смысле, о котором писал Н.Г.Чернышевский в статье "Русский человек "Доказывается

внутренне несостоятельным пленником расхокей морали своего

врененп, Воспевание таинств полесских лесов, рождённого в' этой зелёном царстве исключительного характера, поэтического мира Олеси - главный мотив повести. Её анализ с такой точки зрения привёл к определению реалистических и романтических тенденций произведения, в чём усматривается особенность творческого метода писателя.

"Олеся" несёт в себе печать внутренних контактов и с "Казаками" Л.И.Толстого. В главе на материале воспоминаний, высказываний, художественных сочинений Куприна устанавливаются причины и особенности его восхищения этой повестью. Острым интересом к "естественному чеяоЕеку", тоской по утраченной цельности "детей природы", взыскательной оценкой носителей прэтнгаречигой культуры - дороги "Казаки" прозаику новой эпохи. В диссертации проводится сопоставление образов Олени-<:-:а и Ивана Тимофеевича, '.¡арьяны к Олеси, авторских взглядов на врокденную красоту и благородство героинь, соотносятся психологические коллизии, их исюд в "Казаках" и "Олесе". Рассмотрена протяжённость .'¡когих хупркнеких приёмов раскрытия характеров - к толстовски'.!.

На (:онэ этих связей явственно проступают, тем не менее, расхождения писателей. Для Толстого священны общинные устои. Куприн в деревенском укладе видит источник распада человечески/. отнопеннй, душк. Младший близок своему великому современнику е представлении о природных потенциях народа. Только сохраняются они в разной обстановке: у Толстого - в патриархальной общности казачьей станицы, у Купрпка - при отъединении от крестьянского мира, от порочной цивилизации вооСце. В этом смысле у Олеси иная жизнь и натура, по-другому складывается и её трагическая судьба исключительной личности среди обычных, душевно бедных людей. Тем не менее никак нельзя заподозрить, что Куприн в своём поклонении "естественному человеку5 противопоставляет одного - множеству.

Яркая оптимистическая картина гармоничного бытия балаклавских мореходов дана в более поздних романтизированных очерках "Листригоны", героев которых вполне можно- назвать духовными преетиками толстовских казаков. Однако "листригоны", как и Олеся,- дети природы, ею воспитанные, сеоим вольным

иорскиы трудом спасённые от дурных воздействий установленных людьми законов. Анализ цикла очеркоЕ, в их соотнесённости с некоторая! другк:и произведения!.® Куприна о тружениках "моря(например, "Гамбркнусом'), приводит к углублению понятия: толстовская традиция. Главное, что определяет её, это поэтизация выс;зих потенций народного характера. Куприн наследует качество, на которое caí.! se указал в сеоих воспоминаниях о J¡.Толстом - открытие "земли, неба, людей","сое-диняющий миллионы дуй" згвет: "Смотрите, как мучителько-прекрасек и как велик человек!" Ко такое чувство ро:эдается у автора "Лисгригонов" лишь к тег., кто полностью подчкпил-ся велениям самой матери-природы. Отсюда проистекает р:;с-пирение функций пейзалной живописи. Е гл>:-ве отмечаются яркий, оригинальный творческий поиск Куприна, композиционное, психологическое , повествовательное мастерство очерков. Их исследование даст возпо>д>ость определить художественный вклад писателя в литературу начала ХХв. И.Бунин, С.Сергеев-Цекс-кий, др., где тема народа, его перзпчшк природных и втор::ч-hlt:, социальных проявлений приобрела большое значение.

. /¡ругая линия наследования толстовских завоеваний пролегла в той части Купринекой прозы, где с трезвым реализмом госсоздано тягостное положение народны-: масс.

Направл:'Ез;и:.! для писателя начала лл века стдлк сужения Л.Толстого о правде, которую писатель вдоказал в "Севастопольски.: рассказа.:". Это положение взял Купр::н па вооружение при художественном Еоплощении человеческой психологи):, в частности, в армейских условиях. Куприн тяготел к ошггу Толстого и в плаке проникновения в состояние дуии: русского солдата.

В отличие от своего старшего сов ременника Куприн рисует армейский быт с еще более дачных тона:-:, трагически безысходны.''. ситуациях. В рассказах "Дознание", "Ночная смена", в повести "Поединок" сн показывает, насколько усилились даг.е е мирных условиях остро негативные явления, открытые в сЕоё время Толстыы. От ранних произведений военной тематики до "Поединка" углубляются противоречия, существухцке между о^'кцерстЕон и солдатской массой. Некогда болезненно ьоспри-

¡штый автором "Севастопольских рассказов" меззду ними в куп-ринской повести достигает предела: владетели чинов просто не замечают "солдатское быдло". Анализ "Поединка" позволяет увидеть ещё один обличающий с Толстым момент в изображении совестливого офицера, вынужденного участвовать в антигуманных акциях помимо своей воли. Несовпадением личного отношения Ромашова к- Гайнану, Хлебникову и исполнения офицерского армейского устаиа по отношению к солдатам ео многом объясняются дулевкые катаклизмы главного героя "Поединка". Такие переливания усиливают и направляют интеллектуально-эмоциональное развитие Ромашова: каждодневные наблюдения активизируют его философские раздумья, а последние обостряют внимание к конкретны;.! фактам. Мастерство передачи'этого процесса сообщает купркнекой повести внутреннюю выразительность, расширяет роль народа в самоопределении интелл!тента. Здесь писатель идёт скоп:.: путем.

Л.Толстом в условиях войны с Наполеоном открыл здоровый спасительный дух солдатской массы. Куприн же в обстановке идиотической ¡гуотры мкршк дней оттеняет страшные последствия дикого армейского режима - забитостьь солдат, бессмысленность и-с существования, угасание мысли. От ощущения полного бессилил хочет оборшть свою жизнь Хлебников, систематически происходят са;.:оубиЛстЕа несчастных в'одной роте, безграмотные крестьяне, одетые в серые шинели, не могут пенять "мудрос-тс."" армейской слуг.бы. Снова бесчеловечные законы разрушают природные способности людей. Вот почему так ва^ьн мотив про-букдахцегсся сознания Ромашова в противовес бессознательности солдат.

Мучительные наблюдения за "сонной" душой обездоленных широкие масс, столь характерные для прозы начала ХХв., сближают молодых её создателей с другим их старлим совремекником-А.П.Чеховым. Его рассказы "¡Мужики", "В ОЕраге" передают застойную безнравственную атмосферу деревни - шаг к гибели её обитателей. Эти чеховские вещи по жёсткости авторских обобщений вполне соотносимы в "Поединке" с картинами вопиших армейских'порядков, превращающих солдат в бессловесных животных, В главе устанавливается некоторое сходство при разном

кизненвои материале самих принципов изображения. Оба писателя ке боятся сгустить краски, оттенить уродливые детали. Но утрата осмысленной жизни читается как обвинение не мужиков и солдат, а тех, кто спровоцировал их беспросветное существование. Есть и существенное расхождение мелду этими произведениями Чехова и Куприна. В "Поединке" в отличие от "Мужиков" присутствует герой, который испытывает боль за страдшядих людей, предчугстЕует рождение подлинного братства с ними. В своих воспоминаниях о Чехове Куприн писал о его вере "в'тс, что грядущая истинная культура облагородит человечество". Такая светлая идея не забыта автором и при создании црачшсс полотен.

Рассматривается з диссертации и ещё одна разновидность реакции Куприна на художественные открытия XIXв. Отдельные мотивы рассказа "Прапорщик армейский" свидетельствуют о своеобразной функциональной роли "бессмертных типов" русской армии, созданных И.Ю.ЛермонтоЕЫИ в "Герое нашего времени". Маленькое непритязательное повествование не нохет задергать сравнения даже с отдельными линиями гениального романа. Ссылка на Печорина, как и некоторые параллели с Печориным, Максимом Максимычем, Мэри персонаксй "Препорцика армейского" доцуценн автором, однако, сознательно. Таким способом писатель нового времени ставит своих героеЕ как бы в один социальный ряд с Лермонтове кили типами, даба убедительнее р1скр'.ль и печальные психологические метаморфозы, к устойчивость некоторых порочных явлений. Тяжкий быт, унизительная зависимость солдат от прихотей офицеров сохраняется баз изменений, только армия даьно лишена таких выдашихся личностей, как Печорин, 'Лзиельчание - полное и повсеместное. Но б столь бедной среде Куприн все-таки находит пенное побуждение - раздумье скромного прапорщика о судьое Еверенкых ему людей. Искра разума вспыхивает и ео тьме. В сопоставлении подобных противоположных начал проясняется значение рассказа.

Великие достижения литературы XIX в. были воспринята Куприным органично, через призму взглядов на свою современность. Поэтому голос писателя был слышен даже в знакомых

уже мелодиях. Всюду, и в творчестве своих кумиров токе, он обретал правду о катастрофическом состоянии текущей действительности и одновременно - достойный источник светл!К перспектив. Такая особенность мирооцуденкя Купрпга внесла сильную струю в искусство сложной противоречивой эпохи. Сгмый острый и больной вопрос о народе и интеллигенции, стихии и культуре был поставлен художником без тени идеализации и вместе с тем отнюдь не приводил к чувству безысходности.

В заключении подводятся итоги исследования, устанавливаются об:щ::с, концептуально галзтые тенденции Есех трёх глав, обус-ловлс;шые творческой издиЕидуалькостью Куприна. Сн обладал редкой способностью: глубокое г.остгазнкс реального мира сочеталось с чуткостью к первым росткам дальнейшего движения. Обращение к _класскпеспп: гр-дициям е прозе писателя позволило сосредоточит Вп гн;:;,'.ан!'е на этой особенности его наследия. Есть, думается, гозмо:а:ость продолжить начатую работу, "несколько расширив связи Куприна с отечественной лвтературой XIX века, в частности, с В.Г.Короленко, обогатив проведённые уже параллели ноеьш материалом.'

Оскот-кче полоу.:лгня диссертации отражены в следующих пуб- ' лнкаьикх:

1. '¿унк'.гпи пуыхкнеко:'; элегии е рассказах А.И.Куприна начал:. 900-х годов // Поэзия А.С.Яуаккна и её традиции в русской литературе XIX - начала .Л :ека: ;,!еквузовсккй сборник научных

»г..тпг _ч тгро

2. Трудкгда Л.К.Толстого и М.а.Лериэктова в произведениях А.¡'..Куприна на военную те:у.-1£с.- Jin. в ШГН АН СССР

от сл.сЕ.а. гзит.