автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Метафизика любви в произведениях А. И. Куприна и И. А. Бунина
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хван, Александра Артуровна
Введение
Глава I. Ркий Эрили филфия любви в культуре ребряного века»
1. Филие концепции ркого Эр
2. Платоноий Эрв етикемволизма
3. Художвенные доминанты в тве ребряного века»
Глава II. Мотив любви какилеобразующий компонент произведений А.И. Куприна
1. Оппозиция Божвенного/земного в прозе А.И. Куприна
2. Своеобразие жеого идеала в произведениях А.И. Куприна
3. Спецификаиля А. И. Куприна
Глава III. Антиномичнь мотива любви в творчве И. А. Бунина
1. Семантичие оппозиции в новеллах И.А. Бунина (прравенно-временной ект)
2. Жеий образ в етике Бунина
3. Стилевые бенни новелл Бунина
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Хван, Александра Артуровна
Последние два десятилетия XX века ознаменовались обращением к русской классике рубежа XIX - XX веков. Это обусловлено, в первую очередь, возвращением имен многих художников, философов, творивших и определявших духовную атмосферу того времени, которое принято называть «серебряный век».
Идеи философов Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, П. Флоренского и других, во многом определившие миросозерцание человека рубежа веков, отразились в литературе, которая в России всегда активно взаимодействовала с философией. Русская литература, разъединенная трагическими событиями начала XX века, только в последние два десятилетия получила возможность быть объективно изученной во всей целостности литературного процесса, в контексте непреходящих ценностей культурного наследия.
Ощущение перехода, всегда связанное с закатом одной эпохи и зарождением новой, определяло стремление творцов «серебряного века» найти ориентир гармонии и идеального начала. В атмосфере напряженных духовных поисков многие русские мыслители усматривали первооснову всего сущего в Любви, утверждая в ней единственный способ достижения высшей цели, воссоединения с Творцом. Создавая метафизику любви, философы «серебряного века» использовали достижения предшествующих теорий. Но это не простое следование традициям античности, христианской этики или реставрация идей Св. Августина. Самобытность философии любви конца ХЕХ - начала XX веков заключалась в том, что, опираясь на философские, религиозные традиции и на их преломление в истории религиозно-философской мысли в России, философы возводили идеи любви в целую метафизическую концепцию, принятой называть Русский Эрос.
Возрождая платоновский Эрос, философы утверждали в нем стремление к совершенству, заключенное в «подчинении всего себя защите Добра, Красоты, Веры, Надежды, Любви» (92, 43). Таким образом, понятие Русский Эрос, используемое в нашей работе, неразрывно связано с понятием любви и ее философским осмыслением. Обоснованность такой точки зрения этих понятий подтверждает название книги, вышедшей в 1991 году «Русский Эрос или философия любви в России» (М, 1991).
Любовь принимается за идеальное начало человеческого существования, через нее мыслители утверждали достижение высшей цели, то есть обретения Бога.
Идеи Эроса, наиболее широко воплощенные в новом течении рубежа XIX-XX веков - символизме, последовательно нашли свое отражение и в творчестве таких мастеров, как А.И. Куприн и И. А. Бунин, традиционно рассматриваемых в рамках реалистического искусства.
В анализе художественного стиля писателей мы исходим из понятия «стиля» как системы, охватывающей все «элементы структуры литературного произведения» (118, 29), а также определения, данного А.Ф. Лосевым, как «эйдетически-мифолого-личностной выраженности», которая своим синтезом утверждает неповторимый стиль в «лике художественного произведения» (66,152).
Выделяя синтез искусств как художественную доминанту культуры «серебряного века», мы обращаемся к высказыванию А. Белого, раскрывающего стремление к синтезу «в попытках расположить эти формы <искусств> вокруг одной из форм, принятой за центр» (6, 449). В данном исследовании для нас является важным указать цель синтеза искусств, обоснованную Вяч. Ивановым как «единственную, но высочайшую для художника цель, имя которой - Мистерия» (44, 346-347).
Исследуя преломление философской идеи в рамках литералгурного произведения, мы используем определение мотива, данное Ю.М. Лотманом, «мотив - это элементарная, нерасторжимая единица повествования, соотнесенная с типовым целостным событием внележащего (бытового) плана.» (74, 222), где основным признаком является его связь с семантическим аспектом.
Рассмотрение в нашем исследовании мотива любви в произведениях А.И. Куприна и И. А, Бунина делает необходимым определить порядок внутренней организации художественного текста, обозначенный Ю.М. Лотманом: «в основе внутренней организации элементов текста, как правило, лежит принцип бинарной семантической оппозиции» (74, 227).
Связь А.И. Куприна и И.А. Бунина обусловлена, прежде всего, их тесными художественными контактами, близостью творческой судьбы, принадлежностью к одному времени и течению в литературе -их творчество можно рассматривать как значительный этап развития реалистической прозы в литературе XX века. Характерен тот факт, что многих литературоведов творчество А.И. Куприна и И.А. Бунина привлекает в равной степени1.
На первый взгляд, кажется малообоснованным утверждение, что наследие Куприна все еще нуждается в анализе. Хотя как считает A.M. Мннакова, «изучение эстетических и художественных функций мифологического-первобытного мира, мифомышления, мифологем, мифологических образов и структур - в эпических произведениях <.> еще только начато современным отечественным См. например Волков А.А. Проза Ивана Бунина. - М.1969; Волков А .Л. Творчество АИ Куприна. -М., 1981; Кулешов Ф.И. Творческий путь А И Куприна 1883 - 1907 - М.,1983; Кулешов Ф.И. Творческий пул» А.И. Куприна 1907 - 1938. - Мине», 1987; Михайлов О.Н. «Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество» (М, 1976); Михайлов О.Н. «Куприн» (М , 1981); Смирнова JI.A. «Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество» (М. 1991); Смирнова Л.А. «В поисках духовной гармонии. А.И. Куприн» (М , 1987). литературоведением» (79, 4). Действительно, не так много исследований, посвященных мифопоэтическому началу художественного мышления Куприна, см. работы: Саськовои Т.В. «Пасторальные мотивы в прозе А.И. Куприна» (М., 1996), Чесноковой И .Г. «Природа и человек в произведениях И.С. Тургенева и А.И. Куприна (некоторые особенности стиля Куприна)» (Йошкар-Ола,
1994), Юркииой Л Л. «Прекрасное в художественном мире повести А.И. Куприна «Олеся» (Сыктывкар, 1994).
И. А, Бунин продолжает традиции русской классической литературы, сближая прозу с поэзией. Данный аспект исследовался в работах: Иссовой J1.II. «Жанр стихотворения в прозе в русской литературе (И.С. Тургенев, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, И.А. Бунин)» (Воронеж, 1969), Минераловои И.Г. «Слово, краски, звуки.» (М-, 2000), Бонами Т.М. «К поэтике рассказов И.А. Бунина: функциональное значение звуковых и музыкальных образов» (М.,
1995). Антологии личности и творчества Ивана Бунина посвящена книга «Иван Бунин: pro et contra» (СПб., 2001).
Изучение творчества в неразрывной связи с жизненными коллизиями и судьбами писателей раскрывается в работах таких современных исследователей, как Михайлов О.Н. «Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество» (М, 1976); Михайлов О.Н. «Куприн» (М., 1981); Смирнова JI.А. «Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество» (М., 1991); Смирнова Л А. «В поисках духовной гармонии. А.И. Куприн» (М, 1987). Все вышеперечисленные работы посвящены в первую очередь проблематике творчества А. И. Куприна и И.А. Бунина, выявлению общих тенденций, рассмотрению эволюции творчества писателей.
Проблема личности в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунина, рассматриваемых в контексте «серебряного века», получила широкое освещение в работах Мнхеевон JI.H. «С думой о России, человеке» (М., 1992), «Время исканий, возрождения, обновления» (М., 1994), «На заре «серебряного» века» (М., 2001), Трофимовой Л.П. «Романтические тенденции в творчестве А.И. Куприна» (Казань, 1970).
В последние годы появилось большое количество работ, посвященных анализу философской проблематики в творчестве А.И. Куприна и И.А. Бунина Такой аспект исследовался в работах: Грозновой H.A. «А.И. Куприн и русская проза 1920-х годов» (СПб.,1996), Карпова И.П. «Суламифь» - повесть о жизни человеческой» (М., 2000); Карпова И.П. «Автор и герой на rendes-vous (общая бунинская концепция любви, авторского видения и понимания человека)» (М., 2000); Мннераловой ИХ. «Поэтический портрет эпохи» (М., 2000); УсачевоЙ Т.П. «Художественный психологизм в творчестве А.И. Куприна: традиции и новаторство» (Вологда, 1995).
Отдельные черты поэтики изучались в работах: БлагасовоЙ Л.М. «Иван Бунин. Творчество, проблемы метода и поэтики» (Белгород, 1997); Мннераловой И. Г. «Куприн - мастер сюжетосложения» (М., 2000); Смирнова В.П. «Некоторые особенности поэтики А.И. Куприна» (СПб., 1996). Среди этих исследований для нас оказались наиболее значимыми работы, посвященные изучению проблемам композиции, сюжетосложения, литературно-художественной образности и т.п.
Между тем за рамками научных интересов остались проблемы, связанные с изучением воплощения философской концепции Русского Эроса в творческом наследии А. И. Куприна и И. А. Бунина.
Культура «серебряного века» являла собой единое пространство, что обусловило взаимопроникновение идей, методов и приемов в художественном творчестве. «Все многочисленные литературные течения, направления, школы, творческие объединения, которые (иногда с долей условности) можно отнести к реализму или модернизму, - дети одной эпохи, и они несут черты времени их породившего», - замечает Л.Н. Михеева (92, 35). Подтверждение такого культурного явления мы находим в произведениях И. А. Бунина и А.И. Куприна, зачастую рассматриваемых в привычно суженных рамках реалистической литературы.
Произведения А.И. Куприна и И.А. Бунина в нашем диссертационном исследовании рассматриваются с позиции преломления в их творчестве философии Эроса «серебряного века» (Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, Вяч. Иванова, А. Белого). Это определяет актуальность нашей работы.
Научная новизна работы обусловлена тем, что идеи русского Эроса рассматриваются нами как стилеобразующая доминанта творчества писателей. Причем анализ текстов произведений И.А. Бунина и А.И. Куприна представлен в системе координат, заданной творцами и законодателями искусства «серебряного века» (Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, А. Белого, Вяч. Иванов). Литературное произведение рассматривается в диссертационном исследовании как синтетическое, как на уровне организации текста, так и отдельных художественных приемов, традиционно относимых к другим родам искусств (в частности, к музыке и живописи). Такая тенденция характерна для искусства «серебряного века» в целом, что позволило некоторым исследователям определить ее как художественную доминанту эпохи (И.Г. Минералова, Л.А. Рапацкая).
Объектом нашего исследования является творчество И. А. Бунина: новелла «Ида»; «Темные аллеи», «Генрих», «Натали», «Галя Ганская», «В Париже», «Чистый понедельник» цикла «Темные аллеи», а также «Олеся», «Суламифь», «Поединок», «Гранатовый браслет» А. И. Куприна, в которых мотив любви является доминирующим и, на наш взгляд, идеи философской концепции Эроса получают наиболее полное и яркое воплощение.
Все сказанное определяет цели и задачи данного исследования: выявить определяющие черты, характерные для философии Русского Эроса в контексте культуры «серебряного века» (философское наследие Вл. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, П. Флоренского, С. Булгакова); определить влияние русских философов на развитие литературы «серебряного века», в том числе символизма (А. Белого, Вяч. Иванова); показать процесс отражения основных философских идей Русского Эроса в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна; выявить стилистические доминанты поэтики А.И. Куприна и И.А. Бунина, обусловленные творческими контактами с художниками-символистами; сопоставить специфику мотива любви у И.А. Бунина и А.И. Куприна; дать текстологический анализ на содержательном и формальном уровне.
Данное диссертационное исследование строится с учетом принципа системного анализа, включающего в себя сравнительно-исторический, типологический н текстологический аспекты изучения художественных произведений.
Методологическую основу исследования составляют труды филологов: Веселовского А.Н. Историческая поэтика (Л., 1940), Жирмунского В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.
Избранные труды (Л., 1977), Лосева А.Ф. Форма. Стиль. Выражение (М., 1995), Лотмана Ю.М. Структура художественного текста. Об искусстве (СПб., 1998), Успенского Ь.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы (М., 1970), Хализева В.К. Теория литературы (М., 1999).
Теоретическое значение диссертации заключается в том, что ее результаты могут способствовать более глубокому и адекватному изучению творческого наследия А.И. Куприна и И.А. Бунина в контексте культуры, философии и эстетики «серебряного века».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы гуманитариями и культурологами в общих и специальных курсах по истории русской литературы «серебряного века» и истории мировой художественной культуры, а также в школьных программах в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов, в гимназиях и лицеях.
Научная апробация. Диссертация обсуждена на кафедрах теории и истории культуры и русской литературы Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова и рекомендована к защите. Результаты и основные положения исследования докладывались на научно-практических конференциях и методологических семинарах. По теме диссертации опубликовано шесть работ.
Объем и структура диссертации. Структура диссертации отражает логику рассмотрения материала и подчинена общим принципам содержания работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечания и списка литературы. Объем диссертации - 164 страницы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Метафизика любви в произведениях А. И. Куприна и И. А. Бунина"
Заключение
Творческое наследие А.И. Куприна и И.А. Бунина по праву считается одним из самых значительных в развитии русской реалистической прозы XX века. Тесные художественные контакты, близость творческой судьбы, принадлежность к одному течению в литературе и особому времени - все это определило рассмотрение творчества двоих авторов в едином контексте культурно-исторического среза уникальной эпохи, которую принято называть «серебряный век». Общность культурного пространства не только обусловила взаимопроникновение идей, методов и приемов в художественном творчестве, но и не могла не отразиться на формировании творческой индивидуальности художников, складывавшееся в данную конкретно-историческую эпоху. Подтверждение данного явления культуры мы находим в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна, зачастую рассматриваемых в привычно суженных рамках реалистической литературы.
Осмысливая метафизику любви в русской религиозной философии, творцы «серебряного века» видят в ней идеальное начало, способное соединить горний и дольний миры. «Веянье нездешней радости» (Вл. Соловьев) любви утверждается в ее божественной принадлежности, обусловившей и экзистенциальный конфликт любви с миром обыденным, и ее трагизм в земной жизни. Именно такой аспект осмысления феномена любви определяет мистическую близость любви и смерти, которая в эпоху «серебряного века» становится одной из доминант художественного сознания, характерной для всей культуры в целом.
Исповедальность стиля философских построений русских религиозных мыслителей раскрывает четкий приоритет чувственного, мистического опыта по отношению к рациональному познанию. Именно поэтому ценность сокровенного переживания рассматривается как возможность преображения личности в любовном восхождении и воссоединении с Творцом.
Ключевые понятия философской концепции Вл. Соловьева «Всеединство» задав направление художественных поисков, наиболее последовательно нашли свое отражение в эстетике символизма. Так, познание Божественной истины, неразрывно связанное с переживанием и преображением личности в теургическом процессе, определяло стремление художников к всеобъемлющему зеркальному отражению единого бытия. Таким образом, многогранный синтез (разума и чувств, музыки и слова, переживания и литературной техники, различных видов искусств) становится стилеобразующей доминантой искусства «серебряного века» в целом.
Мотив любви в произведениях А. И. Куприна и И. А. Бунина является одним из ведущих в творчестве художников. Идея принадлежности любви иному миру раскрывается писателями с точки зрения ее Божественной природы, которая как дар свыше посылается избранным натурам (Куприн), или рассматривается как Божественный долг человека в земном предназначении (Бунин).
В структуре текста данный подход организует семантическую оппозицию Божественного/земного. У Куприна мотив любви мифологизируется, что, в свою очередь, определяет мифопоэтическую тональность в раскрытии вышеупомянутой оппозиции. Для творческой манеры Бунина характерно рассмотрение любви с позиции пространственно-временной модели иного бытия и времени, в котором экзистенциальный аспект трагичности и антиномичности человеческого бытия приобретает доминирующее звучание: Вхождение любви в земную жизнь рассматривается художниками сквозь призму иного мира и времени.
Особая связь любви и смерти, мистическую близость которой ощущали все творцы «серебряного века» раскрывается в оппозиции Божественного/земного, которая определяет трагичность конфликта любви с миром обыденным. В такой же оппозиции рассматривается художниками идеал женственности, который неразрывно связан с самим чувством любви. У А.И. Куприна особая ценность женской сущности близка идеалу «ангела-хранителя», который не только спасает и оберегает мужчину силою своей любви, но и дарует через внутреннее интуитивное знание возможность приобщения к высшему миру. Для И.А. Бунина характерно раскрытие в женском образе черт близких идеальному воплощению женственности эпохи «серебряного века». Мотив загадочности, непорочной красоты, определяющий неземную сущность бунинских героинь рассматривается автором в соприкосновении событий иного мира и повседневной жизни.
Приемы и методы раскрытия мотива любви у А.И. Куприна и И.А. Бунина невозможно рассматривал, вне контекста эпохи. Так, особое мироощущение художников, стремящихся воссоздать единую правду бытия в целом и проникнуть в психологическую глубину образов, находит свое воплощение в приеме зеркального отражения (Куприн) и композиционных приемах контраста и сцепления, элементов спиралеобразной композиции, эффектом финала (pointe) (Бунин). Такой аспект рассмотрения мотива любви обусловливает острую напряженную интригу произведения. С другой стороны, сосредоточенность художников на эмоции, переживании, определяет особый лиризм прозы писателей. Произведения, объединяющие острый сюжет с семантической насыщенностью чувственноэмоционального плана, позволят говорить о синтезе эпического и лирического начал в творческой манере художников. Повторы образов, деталей, лексики не только создают ритмическую упорядоченность текста, свойственную организации лирического произведения, но и способствуют достижению семантической сгущенности через насыщение образов символическим смыслом. Подобная манера позволяет говорить об особом структурно-семантическом значении детали в художественном пространстве текста
Характерная для творческой манеры И. А. Бунина сопряженность событийного и чувственно-эмоционального уровня произведений определяет особую роль первоначального портрета или пейзажа, которые можно рассматривать как миниатюрный эквивалент идейного замысла произведения в целом. Подобная тенденция характерна и для А.И. Куприна, где такую функцию может выполнять не только картина природы, рассказанная история, предание, но также и эпиграф, выступающие как «зерно сюжета».
Расширяя рамки реализма, А.И. Куприн и И.А. Бунин, широко используют художественные средства других родов искусств. Использование приемов «словесной живописи» и музыки в структуре текста формируют особый настрой, что близко по своим задачам принципу лейтмотивности в музыкальном произведении. Такой синтез определяет глубину раскрытия мотива любви в семантике художественного пространства произведения. Музыкальные приемы, используемые автором в архитектонике произведений («Гранатовый браслет» А.И. Куприна и «Чистый понедельник» И.А. Бунина) становятся символичными ключами в понимании литературного текста, как на уровне сюжетной динамики, так и композиции образов.
Индивидуальный стиль каждого из художников обусловил особый подход в раскрытии мотива любви. Так для А.И. Куприна, трагичность конфликта любви с миром обыденным определена неверием, либо невозможностью одного из героев принять чувство любви в земной жизни. Особая роль в данном конфликте принадлежит обществу, которое, руководствуясь собственными установленными законами, выступает оппозицией чувству иного мира.
Трагическая обреченность мотива любви в новеллах И.А. Бунина вскрывает философский, экзистенциальный аспект рассмотрения данного конфликта, обусловленный изначальной невозможностью приспособления любви к условиям земной жизни. Страх банальности, пошлости обыденной жизни разрешается у автора разлукой («Руся», «Чистый понедельник»), стечением роковых обстоятельств и смертью («Натали», «Генрих», «В Париже», «Галя Ганская»). Такой аспект в раскрытии конфликта любви усугубляется временным акцентом молодости героев, где возможность и невозможность любви находятся в апогее своего конфликта.
Поэтический мир природы, создаваемый А.И. Куприным, выступает оппозицией миру обыденному, именно поэтому кульминационные моменты развития сюжетной линии подчеркнуты красотой природы, что усугубляет восприятие любви как ирреального и сказочного начала.
Характерное бунинское представление о любви, которая сама (выделено нами - А.Х.) является сказкой, способной изменить прозаический мир повседневности, находит свое воплощение в художественном единстве времени и чувства любви, где обыденные предметы и явления ощущаются «совсем особенно». Данный подход формирует семантическое поле в структуре текста, где мотив любви выступает иным пространством и временем.
Таким образом, проведенное исследование доказывает, что в творчестве А.И. Куприна и И.А. Бунина мотив любви в его философском осмыслении связан с метафизическим идеалом, характерным для философии русского Эроса. Определяющие черты философских концепций русских религиозных философов находят свое воплощение в творчески переосмысленных произведениях художников-реалистов. Текстологический анализ подтверждает близость приемов и методов писателей реалистов и символистов в художественном раскрытии метафизики любви. Подобные тенденции доказывают обоснованность рассмотрения стилевых доминант искусства «серебряного века» в едином философско-культурном контексте эпохи.
Подводя итог данного исследования, мы можем говорить о том, что А.И. Куприн и И.А. Бунин, развивая традиции реалистической прозы, значительно расширили рамки эпических жанров, заложив художественную базу дальнейших поисков писателей XX века в области лироэпической и мифопоэтической прозы.
Список научной литературыХван, Александра Артуровна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Афанасьев В. И. И. А. Бунин. Очерк творчества М., 1966
2. Афанасьев В. И. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк. М, 1972
3. Бабореко А. К. И.А. Бунин. Материалы к биографии с 1870 по 1917. -М., 1983
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1979
5. Белый А. На рубеже двух столетий. Начало века. Между двух революций: Воспоминания. В 3-х кн. -М., 1990
6. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994
7. Бердяев H.A. Метафизика пола и любви. Русский Эрос или философия любви в России. -М., 1991.
8. Бердяев H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1990
9. Берков П. Александр Куприн. М., 19561. Ю.Библия. СПб., 1875.
10. Библейская энциклопедия. М., 1990
11. Благасова JI.M. Иван Бунин. Творчество, проблемы метода и поэтики. -Белгород, 1997
12. Бонами Т.М. Художественная проза И. А. Бунина. — Владимир, 1962
13. Бонами Т.М. К поэтике рассказов И.А. Бунина: функциональное значение звуковых и музыкальных образов. И.А. Бунин и русская литература XX века. - М., 1995
14. Бугаевский A.B., игумен Владимир Зорин. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры. Скиния. М., 1998
15. Бунин И.А. Темные аллеи. Окаянные дни. М., 2000
16. Бунин И.А. Собрание соч. в 5 т. М., 1956
17. Бунин И.А. Собрание соч. в 6 т. М, 1987 - 1988
18. Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов. -М, 1998
19. Бунин И.А: pro и contra. ML, 2001
20. Бунин И. А. Русская литература XX века: по материалам Международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. М., 1995
21. Бунин И.А. и русская культура XIX XX вв.: Тезисы Международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения писателя, 11 - 14 окг. 1995 г. - Воронеж, 1995
22. Бунинский сборник. Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И.А. Бунина. — Орел, 1974
23. Бутырин K.M. Проблема поэтического символа в русском литературоведении (XIX — XX вв.) — Исследования по поэтике и стилистике. JI., 1972
24. Бычков В В. Выражение невыразимого или иррациональное в свете ratio. М., 1995
25. Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973
26. Васильев. Д.Ю. Идея Эроса в русской религиозной философии. Уфа, 1997
27. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
28. Вержбицкий Н. Встречи с А.И. Куприным. Пенза, 1961
29. Вислова A.B. На гране игры и жизни (игра и театральность в художественной жизни России «серебряного века»). Вестник философии № 12.,-М., 1997
30. Волков А. А Проза Ивана Бунина. М., 1969
31. Волков A.A. Творчество А.И. Куприна. —М., 1981
32. Воронкова Л.П. В поисках истины и красоты. Культурология Павла Флоренского. М., 1992
33. Гачева А. Русский космизм и вопрос об искусстве. Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Федоровских чтений. 8-10 декабря 1995. Вып. 2. М., 1996
34. Гейдеко В.А. А. Чехов и Ив. Бунин. 2 изд. М, 1987
35. Гервер JI.JI. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М., 2001
36. Горелов А.Е. Три судьбы: Тютчев, Сухово-Кобылин, Бунин. Л., 1980
37. Гргонова НА А.И. Куприн и русская проза 1920-х годов. -Всероссийская научная конференция «А.И. Куприн и русская литература XIX XX вв.» - Журнал «Русская литература». - Санкт-Петербург, 1996
38. Даль В. Толковый словарь живого великого русского языка в 4-х тт. -М„ 1994 (
39. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. Л., 1977
40. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений. СПб., 1921.
41. Жирмунский В.М Поэтика русской поэзии. СПб., 2001
42. Зайцев К.И. И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Берлин, 1934
43. Иванов В.И. Борозды и межи. Опыты эстетические и критические. -М, 1916
44. Иванов В.И. По звездам. Символика эстетических начал. Статьи и афоризмы. Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр будущего. СПб., 1909
45. Иванов В.И. Родное и вселенское. — М, 1994
46. Ильин И.И. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Буниа Ремизов. Шмелев. М., 1991
47. История русской литературы XX век: Серебряный век. — М., 1995
48. Карпов И. П. Проза Ив. Бунина М, 1999
49. Карпенко Г.Ю. Творчество И.А. Бунина и религиозно-философская культура рубежа веков. Самара, . 9985ГКвятковский А. П. Словарь поэтических терминов. М., 1940
50. Климова Г.П. Художественный мир И.А. Бунина М., 1991
51. Колобаева Л.А. Иван Бунин и модернизм. Научные доклады филологического факультета МГУ. Выпуск № 3. К XII Международному съезду славистов в Кракове. - М., 1998.
52. Колтоновская Е. Куприн как выразитель эпохи. Журнал «Образование» № 4. - М., 1907
53. Кузнецова Г. Грасский дневник. М., 1995
54. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна 1883 1907. - М., 1983
55. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна 1907 1938. - Минск, 1987
56. Куприн А.И. Собрание соч. в 6 т. М., 1957
57. Куприн А.И. Голос оттуда 1919 1934. ~М., 1999
58. Куприна-Иорданская М. Куприн. Годы молодости. М., 1972
59. Куприна Ксения. Куприн мой отец. - М., 1979
60. Левин Ю.И. Инвариантные структуры в философском тексте: Вл. Соловьев. Серебряный век в России. - М., 1993. - С. 5 - 86
61. Лилин В. Александр Иванович Куприн. — Л., 1975
62. Лихачев Д.С. Литература — реальность — литература. Избранные работы в 3-х тт. - Л., 1987
63. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Избранные работы в 3-х тт.-Л., 1987
64. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995
65. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. -М., 1990
66. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века -М., 1988
67. Лосев А.Ф. Бытие Имя - Космос. - М., 1993
68. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982
69. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М, 1995
70. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. Избранные статьи. - М, 1995
71. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. - М., 1994
72. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Об искусстве. -СПб., 1998.
73. Мальцев Ю. Бунин. -М., 1994
74. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976
75. Менегальдо Елена. Русские в Париже 1919-1939. Наталья Попова, 2001
76. Мережковский Д.С. Полн.собр.соч. М., 1914
77. Минакова A.M. Поэтический космос М.А. Шолохова М., 1992
78. Минералова И Г. Русская литература серебряного века Поэтика символизма М., 1999
79. Минералова И.Г. Слово, краски, звуки.(стиль Бунина). Поэтический портрет эпохи. — Уроки русской словесности А. П. Чехов. Дама с собачкой. И.А. Бунин. Чистый понедельник. А.И. Куприн. Суламифь. — М., 2000
80. Минералова И.Г. Куприн мастер сюжетосложения. - Уроки русской словесности. А.П. Чехов. Дама с собачкой. И, А. Бунин. Чистый понедельник. А.И. Куприн. Суламифь. - М., 2000
81. Мисайлиди Л. Гранатовый браслет: история создания одноименного рассказа А.И. Куприна. Журнал «Нева» № 8. - СПб., 1998
82. Мифологический словарь. — М., 1991
83. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. -М., 1976
84. Михайлов О.Н. И.А. Бунин: очерк творчества М., 1987
85. Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья. М., 1995
86. Михайлов О.Н. Куприн. М., 1981
87. Михеева Л.Н. Воспитание человека культуры. Культура - искусство -образование. - Сборник научных трудов. - М., 2000
88. Михеева Л.Н. Время исканий. Возрождение и обновление. М., 1994
89. Михеева Л.Н. С думой о России и человеке. -М., 1992
90. Михеева Л.Н. На заре «серебряного» века. М., 2001
91. Мочулъский К.В. Владимир Соловьев, жизнь и учение. М., 1990
92. Мочульский К. В. Блок. Белый. Брюсов. М, 1997
93. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1989
94. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М., 1989
95. Никулин Л. Чехов, Бунин, Куприн. Литературные портреты. -М., 1960
96. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Т. 1. М.,1997
97. Обрядовая поэзия: Книга 1. Календарный фольклор. Сост., вступительная статья, подготовка текстов и комментариев Ю Г. Круг лова. - М., 1997
98. ЮО.Осипова Н.О. Мифопоэтика лирики М. Цветаевой. Киров, 1995
99. Аврил Пайман. История русского символизма. М., 1998
100. Петровский М.А. Морфология новеллы (1927). Вопросы литературоведения: хрестоматия. — М, 1992.
101. ЮЗ.Потебня A.A. Слово и миф. М., 1989 104.Потебня A.A. Эстетика и поэтика. - М., 1979
102. Ю5.Пропп В.Я. Собрание трудов. Морфология < волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1998
103. Пропп В.Я. Собрание трудов. Поэтика <фолыслора>. -М., 1998
104. Пространство и время в литературе и искусстве: теоретические приемы классической литературы. Даугавпилс, 1984
105. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1997
106. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». -М., 1996
107. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974
108. Ш.Розанов В. Опавшие листья. Русский Эрос или философия любви в России.-М., 1991
109. Розанов В. Уединенное. Русский Эрос или философия любви в России.-M., 1991
110. Русский Эрос или философия любви в России. -М., 1991
111. М.Рябов О.В. Русская философия женственности XI XX века. -Иваново, 1999
112. Саськова Т.В. Пасторальные мотивы в прозе А.И. Куприна. -Художественный текст и историко-культурный контекст. M., 1996
113. Смирнова J1.A. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991
114. Смирнова JI.A. В поисках духовной гармонии. ~ А. И. Куприн. Повести. -М., 1987
115. Соколов А.Н. Принципы стилистической характеристики языка литературно-художественного произведения. «Философские науки» № З.-М., 1962.-С. 29-42
116. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. M., 1988
117. Соловьев B.C. Собрание сочинений и писем: в 15-ти томах. М., 1992
118. Спутник музыканта M, JI., 1964
119. Сгахорский C.B. Вячеслав Иванов и русская театральная культура начала XX века. М., 1991
120. Степун Ф.А. Портреты. Санкт-Петербург, 1999
121. Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений. -Воронеж, 1981
122. Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX-XX веков: материалы научно-практической Всероссийской конференции, посвященной 127 годовщине со дня рождения И.А. Бунина — Белгород, 1998
123. Тер-Абрамянц А.П. Созвездия Ивана Бунина: образы звездного неба в творчестве Бунина. И.А. Бунин и русская литература XX века: по материалам международной научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения И.А. Бунина. - М., 1995
124. Трофимова Л.П. Романтические тенденции в творчестве А. И. Куприна. -Казань, 1970
125. Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл. Соловьева. — М., 1913
126. Тютчев Ф.И. Избранное. -М., 1985
127. Усачева Т.П. Художественный психологизм в творчестве А.И. Куприна: традиции и новаторство. Вологда, 1995
128. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995
129. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. — М., 1970
130. Фигурнова О.С. Четвертая жизнь Куприна. М., 1999
131. Философский словарь. М., 1981
132. Флоренский П. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двадцати письмах священника П. Флоренского. М., 1914
133. Хализев В.Е. Теория литературы. -М., 1999
134. Хвостов В.М. Женщина и человеческое достоинство. М., 1914
135. Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1997
136. Художественный текст и историко-культурный контекст. Сборник в честь 60-летия Аллы Михайловны Минаковой. М., 1996
137. Царсгвенная свобода: о творчестве И.А. Бунина. Межвузовский сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя. -Воронеж, 1995
138. Чеснокова И.Г. Природа и человек в произведениях И.С. Тургенева и А.И. Куприна (некоторые особенности стиля Куприна). Жанр и стиль литературного произведения. Межвузовский сборник научных трудов. - Йошкар-Ола, 1994
139. Штерн Н С. В поисках утраченной гармонии: проза И.А. Бунина 19301940 годов. Омск, 1997 143.Эткинд А. Эрос невозможного или история психоанализа в России. — СПб., 1993
140. Юркина Л.Н. Прекрасное в художественном мире повести А.И. Куприна «Олеся». Межвузовский сборник научных трудов. -Сыктывкар, 1994