автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Типология пространственно-временной организации современной прозы Мордовии

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Палькина, Татьяна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Типология пространственно-временной организации современной прозы Мордовии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Типология пространственно-временной организации современной прозы Мордовии"

На правах рукоццси

ПАЛЬКИНА Татьяна Николаевна

ТИПОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ МОРДОВИИ

Специальность 10.01.02 — Литература народов Российской Федерации

(мордовская)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

5 ДЕК т3

САРАНСК 2013

005542183

005542183

Работа выполнена на кафедре литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

доктор филологических наук, профессор Жиндеева Елена Александровна

Демин Василий Иванович

доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорских литератур ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный

университет имени Н. П. Огарева»

Зиявадинова Ольга Сайфидиновна

кандидат филологических наук, научный сотрудник сектора литературоведения ФГБУН «Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук»

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Защита состоится «27» декабря 2013 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.118.02 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» по адресу: 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, 13 б.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

Автореферат разослан «26» ноября 2013 года.

Научный руководитель:

Официальные онноненты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь диссертационного совета

О. И. Налдеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Современная литературная ситуация в России характеризуется значительными изменениями, требующими глубокого философского, социокультурного и литературоведческого осмысления. В свете изменения основных векторов развития общества в целом и доминант культуры в частности особый интерес представляют культуры регионов России, где динамично развивается современная литература.

Литература Мордовии существует на нескольких языках, ведущими среди которых являются русский и мордовские — эрзянский и мокшанский.

Избранный нами для анализа текстовый материал дает возможность описать мировоззрение современных писателей Мордовии, мастерство которых позволяет говорить о высоком качестве современной литературы в Мордовии, а также представить картину идейно-эстетического развития новейшей русской прозы.

Особенности развития современной литературы Мордовии уже становились объектом пристального внимания отдельных исследователей: Р. П. Васильевой, С. П. Гудковой, Е. А. Жиндеевой, Н. В. Карабановой, Е. А. Кулебякиной, Н. Н. Максимкиной, С. Н. Степина, Е. А. Уторовой, Н. В. Чушниковой, О. И. Налдеевой и др.1 Однако до настоящего времени темпоральный аспект воспроизведения пространственно-временной составляющей изображаемого мира в произведениях современных писателей Мордовии не являлся объектом специального исследования.

За последние десятилетия в отечественной науке о литературе, бесспорно, получены значительные результаты, давшие возможность констатировать специфическое положение категориальной темпоральной организации художественного произведения современного писателя. Помимо широкого круга западных исследователей, внесших значительный вклад в изучение

1 Васильева Р. П. Художественный билингвизм в мордовской литературе и его национально-стилевая природа : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Саранск, 1991; Гудкова С. П. Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы 19701990-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Саранск, 1998; Жиндеева Е. А. Эволюция русскоязычной прозы Мордовии : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Казань, 2004; Карабанова Н. В. Художественно-эстетическое своеобразие повести в русскоязычной прозе Мордовии 80-90-х годов XX века : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саранск, 2001; Кулебякина Е. А. Творчество А. Соболевского в контексте развития русскоязычной прозы Мордовии 1960-1990-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саранск, 2001; Максимкина Н. Н. Документализм как ведущий принцип изображения действительности в творчестве С. Г. Фетисова. - Саранск, 2008; Степин С. Н. Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-1990-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саранск, 2000; Уторова Е. А. Специфика воплощения авторского идеала в русской литературе Мордовии конца XX - начала XXI века. - Саранск, 2009; Чушникова Н. В. Конфликты и характеры в русскоязычной прозе Мордовии 1980-1990-х гг. : жанровый аспект : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Саранск, 2003.

вышеуказанных категорий, в русском литературоведении эта проблема нашла отражение в трудах таких крупных специалистов, как В. В. Виноградов, П. А. Флоренский, В. Б. Шкловский и др.2

Современные литературоведы, как правило, рассматривают временной аспект художественного произведения или в синхронном разрезе, охватывающем одновременно компоненты темпоральных и пространственных структур (М. М. Бахтин)3, или в диахронном (Л. Г. Бабенко, 3. Я. Тураева, В. Б. Шкловский и др.4). В последнем случае объектом внимания становится линейно-временной ракурс изображаемой действительности (возможность расширения или сжатия времени в процессе воссоздания картин бытия).

Ведущая роль в разработке категорий художественного пространства и времени принадлежит М. М. Бахтину, предложившему термин «хронотоп» как основу изучения синтетической темпоральной структуры художественного произведения. В теории М. М. Бахтина применительно к литературоведению он приобретает иное толкование, которое и взято нами за основу рассуждений о современном состоянии прозы Мордовии.

Изучение типологии пространственно-временных отношений в литературе Мордовии - одна из наиболее сложных и актуальных задач теории литературы, которая основывается на отсутствии исчерпывающих сведений о временных закономерностях, характерных для того или иного рода литературы. Особенности построения временных и пространственных отношений художественного произведения, относящегося к тому или иному роду литературы, во многом определяют их специфику.

Таким образом, актуальность работы определяется тем, что на фоне научных поисков в современном отечественном литературоведении в контексте кардинального пересмотра представлений о современной культуре нами описаны основные типологические подходы к изображению пространства и времени в современной прозе Мордовии. Аналитическая работа при этом базируется на творчестве наиболее видных писателей конца XX - начала XXI века, произведения которых до настоящего времени не становились объектом

Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. 1963; Флоренский П. А. Анализ пространственное™ и времени в художественно-изобразительных произведениях. - М., 1993; Шкловский В. Б. Конвенция времени // Вопросы литературы, -1969. - № 3. - С. 115-127; Его же. Проблема времени в искусстве // О теории прозы. М., 1983.-С. 242-249.

3 Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. - СПб., 2000; Его же. Литературно-критические статьи / Сост.: С. Бочаров, В. Кожинов. - М., 1986; Михайлов Н. Н. Теория художественного текста. - М., 2006; Тюпа В. И. Анализ художественного текста. - М., 2006.

4 Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. - М.; Екатеринбург, 2004; Шкловский В. Б. Конвенция времени // Вопросы литературы. - 1969. - № 3. - С. 115-127; Его же. Проблема времени в искусстве // О теории прозы. - М., 1983. - С. 242-249; Тураева 3. Я. Категория времени: время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). - М., 2009.

4

внимания литературоведов и критиков (например, проза Е. Резепова, В. Федосеева, некоторые прозаические произведения Г. Петелина, Н. Рузанкиной, Анны и Константина Смородиных).

Возросший интерес к категориям художественного времени и пространства, который проявляется не только на уровне литературоведения и лингвистики, но и в искусствоведении, психологии, культурологии, эстетике и семиотике, позволил нам в рамках данной работы высказать свое отношение к специфике изображения литературной действительности в контексте понимания социального пространства, первостепенным компонентом которого является введение временного параметра в изображение развития общества в пределах художественного переосмысления бытия. При этом за единицу типологической идентичности повествования нами взяты реалистическая и ирреальная доминанты изображения действительности.

Таким образом, объектом данного исследования является типология пространственно-временной организации, нашедшая отражение в творчестве конкретных авторов в контексте социально-философских исканий представителей современной прозы Мордовии конца XX - начала XXI века.

Предметом исследования является динамика развития и реализация концептуальных составляющих пространственно-временной организации картины мира в современной прозе Мордовии.

Материалом исследования послужили прозаические произведения писателей Мордовии, созданные в конце 1990-х - начале 2000-х гг.

Целью диссертационного исследования является выявление специфики типологических разновидностей изображения художественного пространства и времени с учетом своеобразия воспроизведения характера литературного персонажа в произведениях современных писателей Мордовии.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать теоретические изыскания современных отечественных литературоведов, касающиеся типологии пространственно-временной организации художественного повествования с последующей возможностью выделения в них сакральной реальности;

- описать характерные процессы развития современной литературы Мордовии путем выявления и описания специфики пространственно-временных доминант реалистических произведений в их жанровом соответствии;

- выявить значение дискретности пространства и времени в современных повестях Мордовии;

- проследить специфику воссоздания памяти как основополагающей категории воспроизведения бытия в романах Г. Петелина и В. Федосеева;

- раскрыть типологические черты в изображении пространственно-временного плана в литературе Мордовии с ирреальной доминантой (фантастическое повествование);

- представить моделирование сакрального времени и пространства в произведениях Н. Рузанкиной, Анны и Константина Смородиных.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах отечественных ученых по проблемам литературы и искусства: М. М. Бахтина, А. Г. Бочарова, Л. Я. Гинзбург, Б. О. Кормана, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Н. Н. Михайлова, В. В. Розанова, В. И. Тюпы, В. Шкловского, В. Е. Хализева, М. Б. Храпченко и др.

Основным методом исследования стал системный подход, базирующийся на совокупности определяющих теоретических положений и конкретных идейно-эстетических аспектов рассматриваемой проблемы, взаимосвязи художественного пространства и времени, а также на изучении художественной структуры произведений в связи с обозначенной в работе проблемой.

В настоящем диссертационном исследовании использованы следующие методы:

- аналитический, помогающий изучить внутреннюю организацию художественного произведения;

- типологический, способствующий раскрытию социально-нравственной обусловленности современной прозы;

- сравнительно-сопоставительный, позволяющий дать развернутую характеристику описываемым явлениям.

Использование герменевтического и аксиологического подходов в анализе конкретных явлений современной прозы Мордовии дало возможность при помощи частных методов (например, контекстуального анализа) существенно расширить общее представление об эволюции литературы Мордовии.

Достоверность исследования определяется сочетанием традиционных методов и новых подходов (герменевтический, контекстный, культурологический) к изучению явлений современной прозы Мордовии. Методология и конкретная методика исследования базируются на системном анализе, где учтены социальный и историко-культурный контексты изображения проблем современного общества.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении на материале современной литературы национального региона Российской Федерации (Республики Мордовия) проводится многоаспектный анализ проблемы пространственно-временной организации художественного текста в ее связи с жанровой природой и раскрытием характера литературного персонажа. Работа представляет собой целостное исследование, рассматривающее современную литературу Мордовии как часть общего литературного процесса России:

- впервые в современной прозе Мордовии обозначаются такие основополагающие составляющие категории времени, как память, дискретность сюжета, сакральная реальность;

б

- выявляются способы моделирования художественного времени, характерные для прозы Мордовии конца XX - начала XXI в.;

- впервые вводится в научный оборот характеристика творчества современных писателей (например, Е. Резепова, В. Федосеева), анализ художественных произведений Г. Петелина, А. и К. Смородиных, Н. Рузанкиной, А. Зевайкина, С. Тремасовой и др.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку проблемы категорий пространства и времени, систематизацией материала, составляющего базу литературоведческих исследований, связанных с рассмотрением многоаспектности развития современной русской литературы Мордовии. Анализ теоретических положений, существующих в настоящее время в гуманитарной науке, позволяет в рамках диссертационной работы предложить разделение двух типов пространственно-временной организации художественных произведений и выделить реалистическое повествование и прозу с ирреальной доминантой как разные способы воспроизведения действительности в художественном произведении. Представленное положение имеет существенное значение для выявления и описания типологических моделей времени и пространства в наиболее значительных образцах современной прозы Мордовии. Анализ избранных литературных произведений последних десятилетий раскрывает художественные искания и эстетические принципы сущности форм времени и пространства в творчестве представителей современной прозы Мордовии, в которой сочетаются художественные традиции и новации в представлении художниками слова окружающей их действительности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ опыта отечественного литературоведения в области изучения типологического своеобразия пространственно-временной организации художественного произведения дает основание утверждать, что время и пространство, наряду с другими литературоведческими категориями, являются обязательными смыслообразующими текстовыми единицами, важными компонентами, отражающими способы воссоздания в художественном произведении различных типов действительности (реальный и ирреальный миры).

2. Существует устойчивая взаимосвязь между дискретностью пространственно-временной организации рассказа современных писателей Мордовии и выражением состояния или качества изображения душевных переживаний героя.

3. Концепт «время» в прозе Мордовии последнего десятилетия смещается: прошедшее время реализуется как настоящее, а будущее - как прошедшее. Способы воссоздания категории памяти в художественном произведении, таким образом, превращаются в основополагающую константу реалистической составляющей современной картины мира в романных образцах конца XX —

начала XXI века, о чем и свидетельствует анализ культурно-исторической составляющей в крупных прозаических полотнах Г. Петелина и В. Федосеева.

4. Дом в произведениях современных прозаиков Мордовии рассматривается не только как константа, репрезентирующая ориентацию человека в пространстве, но и как явление, отражающее его положение относительно социокультурной среды, что в значительной степени характеризует специфику реализации современного подхода к воспроизведению таких соотношений, как «человек - социальное время», «человек - культурное пространство».

6. Наложение художественных систем описываемых реального и ирреального миров предполагает сходные контуры восприятия писателем и читателем места событий, а такая пространственно-временная проекция позволяет говорить о специфике субъектно-объектной организации фантастических произведений.

7. Острые проблемы современности вынуждают писателей обращаться к философско-религиозным темам. Воссоздавая сакральную реальность как синтез времени и пространства, современные художники слова предлагают осмысление поступков своих героев в аспекте их религиозных исканий.

Практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов на лекциях и практических занятиях по дисциплинам «История русской литературы», «Русская литература Мордовии», способны стать основой курсов по выбору и дисциплин национально-регионального компонента; составной частью разработки факультативных курсов, при написании учебных, учебно-методических пособий для вузов и общеобразовательных школ Республики Мордовия, а также могут использоваться учителями-словесниками в практике преподавания современной литературы, студентами при написании курсовых и дипломных работ.

Апробация результатов. Материалы диссертации обсуждались на кафедре литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Основные положения излагались на конференциях различного уровня, в том числе на Международной научно-практической конференции «Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития» (Саранск, 2008), Международной научно-практической конференции «Осовские чтения - 2008» (Саранск, 2008), в 4-й М1жн. научшв конф1ршцн «Культурно-мистецьке середовище: творчьсть та технологи» (11-12 листопада, 2010 р) (Киев, Украина, 2010); Всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2008), Всероссийской научно-практической конференции «Межкультурные связи в системе литературного образования» (Саранск, 2008), Всероссийской интернет-конференции с международным участием «Святоотеческие традиции в русской литературе»

(Омск, 2010); региональной научно-практической конференции «Методология гуманитарного знания» (Саранск, 2007), региональной научно-практической конференции «М. И. Безбородое и современность» (Саранск, 2007) и др., часть материалов стали основой коллективной монографии «Религиозные искания и поиски себя в русской и мордовской литературе конца XX века» (Саранск, 2010) и др.

Тема научного исследования поддержана Российским государственным научным фондом (проект № 09-04-23406 а/В «Религиозные мотивы в русской и мордовской литературе» («Волжские земли: Республика Мордовия») и Федеральной целевой программой «Научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг. (гос. контракт № П381 от 07.05.2010 «Современный литературный процесс Мордовии в контексте новейшей русской литературы»).

Структура и объем диссертации определены спецификой выдвинутых в исследовании задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность темы и значение основных проблем, рассматриваемых в работе, указывается степень их изученности, устанавливается объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи диссертации, раскрывается ее методология, характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Первая глава «Художественные особенности пространственно-временного воссоздания картины мира в реалистической прозе Мордовии конца XX — начала XXI века» включает три раздела.

В первом разделе «Способы моделирования художественного времени и пространства в рассказах ннсателей-реалистов Мордовии конца XX — начала XXI века» обзорно дана типология пространственно-временной организации художественного текста. Выявлена и описана такая особенность категорий времени и пространства короткого прозаического произведения, как градация, которая включает основной способ сюжетостроения, интонационно-ритмическую, лексическую градации, способствующие точной передаче не только емкости выражения, но и эмоциональной сложности и насыщенности. Специфика времени художественного текста выявляется на уровне сюжетостроения, а также на уровне изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения. Таким образом, категории пространства и времени в рассказах имеют свою специфику и характеризуются, как правило, субъективностью. Художественное время и пространство в рассказах писателей-реалистов конца XX - начала XXI века могут обрастать множеством бытовых деталей (Е. Резепов) или переходить в символико-метафорический

план (К. Смородин), то есть воплощаться в произведении с помощью характерных для того или иного автора образов и приемов.

Писатели Мордовии, таким образом, показывают в своих рассказах пространство и время в ракурсе изображения нравственно-ценностных отношений. Категория времени и пространства в рассказе может замыкаться на описании вневременных явлений действительности, которым есть место всегда в любом обществе (например, в рассказах Г. Петелина), а также конкретных исторических событий, что позволяет отнести ряд явлений и деталей к специфике воплощения того или иного хронотопа в творчестве писателей (например, рассказы Е. Резепова, С. Тремасовой). В то же время категории времени и пространства образуют единое пространственно-временное целое, прошлое в анализируемых произведениях переплетается с настоящим и будущим.

Второй раздел первой главы «Память как основополагающая константа воспроизведения бытия в современных повестях Мордовии»

посвящен анализу пространственно-временного своеобразия отражения реальности как понимаемой и принимаемой единицы уже свершенного с точки зрения восприятия личности и запоминания основных вех и событий произошедшего в пространстве современной повести Мордовии.

Жанр повести — достаточно распространенное явление в литературе Мордовии конца XX - начала XXI века. В большинстве произведений авторами предпринята попытка создания замкнутого пространства, где проекция чувственного начала позволяет говорить о синтезе реального и вымышленного. Поэтому доминирование узнаваемых событий, отсутствие признаков виртуального мира как места действия дают основание полагать, что типологическое разграничение мистико-фантастических возможностей повествовательного жанра и реалистической повести по-прежнему сильно в литературе Мордовии.

Нами отмечается, что пространственно-временная структура реалистических повестей оказывается в тесной связи с категорией памяти, что позволяет говорить о специфической основе воспроизведения бытия.

Особенность человеческой памяти заключается в том, что из естественно-природной она при определенных условиях способна перейти в разряд социально-культурной, которая означает стремление человека к познанию и осмыслению происходящего. Данный процесс в философии называется самосознанием, которое во все периоды развития русской литературы было стержнем любого художественного произведения. Реализация возможностей культурно-исторической памяти в художественном произведении довольно часто представлена в форме знания собственной истории и осмысления ее как процесса превращения будущего в настоящее, настоящего - в прошлое. Именно эта концепция лежит в основе содержания повести Е. Конкиной «Улицы старого города». Такой подход писателя позволяет отобразить нравственный потенциал современного общества, правдиво воссоздать те или иные качества

человека в определенной жизненной ситуации. Обращаясь к памяти отдельного человека, в данном случае к своей собственной памяти, автор переходит к коллективной, так называемой социальной памяти. Ей интересен сам мыслительный процесс выстраивания происходящих событий в ассоциативный временной ряд. Этим и объясняется стремление главной героини к интерпретации событий своего счастливого и беззаботного прошлого, к осознанию неустроенности настоящей жизни.

Введением временного пласта в повестях Г. Петелина («Черная лебедь», «Вандал поневоле», «Неприкаянный» и др.) создается эффект соединения прошлого и некомфортного настоящего. Категория памяти как основа художественного мира литературного произведения здесь проявляется на двух уровнях - смысла и фабулы. На уровне смысла она обнаруживается в органическом соединении и целостности художественного мира. На уровне фабулы память определяет жизненную концепцию героев, принципы их взаимоотношений с миром и с самими собой, а также специфику их деятельности: сотворение собственного жизненного мира, непосредственно-чувственное переживание потока жизни, раскрытие опыта существования героя, растворенного в ритмах бытия. Как видим, в современных прозаических образцах память транслируется на самых различных уровнях содержания художественного произведения, являясь своеобразной синтетической конструкцией времени и пространства.

Прерывистость сюжета романов как один из приемов временной организации художественного текста стала предметом рассмотрения в третьем разделе «Дискретность сюжетного начала в контексте выявления специфики пространственно-временной организации романа в современной литературе Мордовии (на примере произведений Г. Петелина «Безгрешны только боги» и В. Федосеева «Плутовка»)».

При хроникально-бытовом описании и художественном воспроизведении объективной реальности в романах особое внимание уделяется дискретности сюжета как эквивалента восприятия исторического, биографического времени, избирательности запоминания пространственных координат,

непосредственному воспроизведению пространственно-временной картины мира в ее символико-идеологическом, ценностном личном восприятии. Все это позволяет, проанализировав произведения Г. Петелина и В. Федосеева, выявить типологические особенности пространственно-временной организации рассматриваемого повествования.

Сюжетное время романа Г. Петелина «Безгрешны только боги» неравномерно и прерывисто, оно характеризуется глубокой перспективой реминисцентных комментариев. Воссоздание биографических фактов из жизни своих героев в произведении совмещается с трансляцией различных аспектов субъективного сознания и измерения пространства и времени. Дискретность временных и пространственных единиц служит в романе средством деления

временного потока и отражает особенности его восприятия героями произведения, выражает их субъективные оценки.

Изображая события прошлого, В. Федосеев и Г. Петелин оценивают их по-разному. В качестве объективного времени персонажей в романе В. Федосеева «Плутовка» проявляется и социальное время, которое большей частью репрезентируется с помощью субъективного.

Особой характеристикой дискретности сюжета представленных выше романов является наличие большого количества ретроспекций. При характеристике тех или иных героев авторы обязательно обращаются к данному приему. Это делается либо для того, чтобы показать становление их характеров, либо для общей характеристики героев. Вследствие этого происходит деление временного потока в прозаическом произведении, а также представление особенности его восприятия героями произведения, то есть выражение субъективных моментов их темпорального восприятия.

Для выявления особенностей пространственно-временного плана рассмотрен ряд художественных текстов некоторых писателей Мордовии с ирреальной доминантой. Этому посвящена вторая глава диссертационного исследования «Трансформация пространственно-временного плана в контексте современной прозы Мордовии с ирреальной доминантой».

Первый раздел «Пространственно-временная организация фантастических рассказов современных прозаиков Мордовии» содержит аналитический обзор фантастических произведений, созданных на рубеже веков. Особое внимание уделено исследованию специфики изображения пространства и времени в творчестве А. Зевайкина как наиболее яркого из писателей-фантастов в современной литературе Мордовии.

Развивающееся по законам реального восприятия нереального времени фантастическое произведение характеризуется наличием несуществующего пространства, время в котором протекает по своим собственным законам, но оно неотделимо от узнаваемых предметов, его наполняющих. Пространству надлежит быть познанным, пройденным, время содержит квинтэссенцию духовного поиска героя, что и проиллюстрировано на примере произведений А. Зевайкина.

Логично устроенный мир у писателя нередко имеет необъяснимые или неопознаваемые пространственные характеристики. Каждый шаг героя символичен: мост, пещера, ворота, перекресток, гора, лес, болото и т. п. -всюду преодолевается некая граница между «своим» и «чужим», делается выбор между истинным и ложным. В ходе исследования удалось выявить ряд отличительных черт творчества А. Зевайкина: намеренное использование автором дополнительной контаминации при воспроизведении пространственно-временных характеристик; внедрение через представление об абсолюте стремления к самопознанию; использование классической традиции сказочного («Зачарованный лес»), населенного оборотнями («Деревенские призраки», «Таинственные существа») и духами, древними и вечными

(«Голос») ипостасями пространства. Все это в целом ведет к представлению создаваемого фантастического мира как частного пространства души героя, а следовательно, и автора.

Таким образом, развиваясь по своим, вполне определенным законам, современный фантастический текст в русской литературе Мордовии имеет типологические особенности в организации пространственно-временного компонента повествования.

Второй раздел второй главы «Концепт "дом" как часть духовной конструкции художественного пространства и способ воссоздания временных констант в современной прозе Мордовии» представляет собой обращение к основным составляющим художественного пространства произведения, которое может послужить инструментом для анализа концепта «дом», причем исследование последнего является магистральным при выявлении специфики мировоззрения художника слова. Изучение основных компонентов художественного пространства и времени поможет обнаружить множество вариантов трактовки дома в сознании современных писателей Мордовии.

Дом является, на наш взгляд, одним из общечеловеческих базовых пространственных концептов, отражающих максимально приближенную к человеку сферу окружающей его действительности. В своих художественных произведениях писатели демонстрируют многовариантное понимание дома, которое может включать мифологические представления, философское видение, прямые номинации объекта реальной действительности, ассоциативный и метафорический уровни писательского мировоззрения и т. д. Данное понятие художники слова воспринимают как сосредоточение духовности традиций, особого патриархального уклада жизни, всего того, что является основой человеческого бытия.

Исследование дома как социокультурной реалии важно для выделения специфики мировоззрения не только отдельной личности, но и всего общества на всем протяжении его исторического развития. Однако, наряду с общекультурными, фундаментальными представлениями, входящими в концептосферу «дом», есть и другое, «наносное», накладываемое общественно-историческими модификациями. Таким образом, концепт «дом», на наш взгляд, можно рассматривать как эквивалент всей модели мироздания, соединение индивидуально-личностного, свойственного конкретному представителю определенного исторического и философского времени, устоявшегося в общественном сознании.

Интерпретируя фрагмент реального мира, каковым является понятие «дом», с представлением о микроклимате сообщества, современные писатели Мордовии используют ряд понятий, метафорически заменяющих «дом», что существенно усиливает эмоциональный фон произведений. Авторами отмечается способность пространства дома к изменчивости, переосмысливаются образы, формируется особое представление о доме как о

живом существе. Сопоставительный анализ произведений современных авторов позволяет говорить об общих идеях их художественного мировидения, в котором дом представляется одной из доминант системы духовного мира, замкнутого пространства личности, в котором происходит ее эволюция.

Концепт «дом» в произведениях Н. Рузанкиной становится общим смысловым центром и содержит авторскую интерпретацию, в которой не последнее место занимает мифологический пласт, реализующийся в мотивах строительства или разрушения дома. Дом, таким образом, становится одной из форм покоя, местом самоопределения человека, эквивалентом его образа жизни, без которого невозможен акт самопознания. Мотив строительства, возведения дома, связанный с архаическими представлениями об окультуривании пространства, наиболее ярко выражается в художественной картине мира. Это дает возможность противостоять хаосу, злу, несправедливости. Мотив же разрушения дома как оплота семьи предстает у современных писателей в форме дополнительных признаков суровой действительности. Разрушение духовной атмосферы семьи влечет за собой потерю нравственных корней, забвение традиций и, как следствие, отсутствие жизненного смысла.

Тема дома — одна из универсальных в мировом литературном пространстве, частью которого является и современная проза Мордовии. Данная тема обнаруживает большую устойчивость и продуктивность в творчестве многих художников слова наших дней. К примеру, концепт «дом» в художественном пространстве Н. Рузанкиной рассматривается и как смыслообразующий компонент, репрезентирующий ориентацию человека в материальном пространстве, и как концепт, отражающий социальное и психологическое положение человека в социуме.

Третий раздел «Специфика воссоздания сакральной реальности как синтез времени и пространства в произведениях Н. Рузанкиной и А. и К. Смородиных» освещает многоуровневую пространственно-временную структуру произведений названных авторов, с помощью которой описывается сложная картина духовного роста современной личности на основе создания писателями сакральной реальности.

В условиях глубокого духовного кризиса современного общества, разрушения морально-нравственных принципов общественной жизни представители современной прозы Мордовии все чаще обращаются к поискам новых гуманистических идеалов, в их творчестве наблюдается актуализация христианской морали, новое обретение разрушенных нравственных основ. Развивая религиозную тему, современные авторы пытаются отразить апокалиптическое восприятие действительности, показать катастрофичность времени, осмыслить ситуацию, в которой человек теряет духовную связь со всем миром, своим прошлым, национальными корнями. Таким образом, сакральная реальность в художественном произведении проявляется как вымышленное пространство, синтезирующее сверхъестественные качества

существ с неким другим временем. Религиозные ценности, такие как вера, истина, таинства, получают здесь новое, особое звучание.

Противопоставляя вполне обыденному пространству сакральную реальность, современный писатель, с одной стороны, показывает стремление к идеальному, с другой - представляет набор нравственно-положительных качеств героев, способных населять такое сакральное время и пространство.

Обращение к высшим источникам истины предполагает создание «иного», «другого» пространства, что в свою очередь раскрывает возможности проникновения в символический мир значений. Путем создания такого параллельного пространства в произведениях А. и К. Смородиных, Н. Рузанкиной происходит расширение пространственно-временных границ. Создание множественности миров в рамках одного художественного произведения является результатом расщепленного сознания того или иного персонажа. Такой прием в создании художественного мира произведения трансформирует пространственно-временные координаты, которые характерны для обыденной действительности, а также способствует реализации авторского пространственно-временного континуума.

Изображение других реальностей является художественным отражением и эстетическим преобразованием духовного состояния современного общества. Перемещение из одного пространства в другое наделяется писателями религиозно-нравственными характеристиками. Все они проповедуют основные понятия христианской морали, такие как любовь, истина, всепрощение. На наш взгляд, отпущение грехов мыслится А. и. К. Смородиными как пространственное перемещение (видения Паши, после которых он обретает истинный смысл бытия; «зона отчуждения», где совершается богослужение; «отчий город», где прощаются все земные пороки), Н. Рузанкиной - как путешествие, итогом которого является поиск Земли обетованной - своего разрушенного некогда мира. Такой переход уподобляется паломничеству, а иногда и смерти (Стае - «Ключи от рая», «Отчий город» у Смородиных, главная героиня в «Возвращении» Н. Рузанкиной), которая тоже мыслится как пространственно-временное перемещение-завещание.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и теоретические обобщения.

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих

публикациях автора.

Глава в коллективной монографии

1. Палькина Т. Н. Религиозные мотивы современной прозы Мордовии в свете диалога этносов (общий обзор) / Т. Н. Палькина // Православные традиции и поиски себя в русской прозе Мордовии конца XX - начала XXI века. - Саранск, 2010. - С. 31^10.

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, входящих в

перечень ВАК

2. Палькина Т. Н. Социально-философский аспект выделения концепта «дом» в процессе представления отношений «человек и время» в современном повествовании Мордовии / Т. Н. Палькина // Вестник Чувашского университета. - 2009. - № 4. - С. 317-325.

3. Палькина Т. Н. Способы моделирования художественного времени в образцах современной поэзии Мордовии в контексте религиозных исканий автора / Т. Н. Палькина, Е. А. Жиндеева // Вестник Чувашского университета. -2011. - № 1,-С. 288-293.

4. Палькина Т. Н. Репрезентативность дискретности сюжетного начала в контексте временной организации взаимосвязи человека и обстоятельств в романе Г. И. Петелина «Безгрешны только боги» / Т. Н. Палькина, Е. А. Жиндеева // Вестник Чувашского университета. - 2011. - № 1. — С. 248-288.

5. Палькина Т. Н. Хронотоп «сакральная реальность» в повествовательных образцах Н. Рузанкиной, А и К. Смородиных / Т. Н. Палькина, В. В. Шигуров // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. - С. 105-110.

6. Палькина Т. Н. Проблема нравственного выбора и ее художественное преломление в творчестве А. Пудина / Е. А. Жиндеева, Т. Н. Палькина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 8. -С. 236-248.

Научные публикации в других изданиях

7. Палькина Т. Н. Способы воспроизведения характеров в поэме В. Ю. Юшкина «Мурза Акайка» / Т. Н. Палькина // М. И. Безбородое и современность (к 100-летию со дня рождения Михаила Ильича Безбородова): сб. науч. тр. / Мордов. гос. пед. ин-т- Саранск, 2007. - С. 75-79.

8. Палькина Т. Н. Понятие связанности и цельности текста / Т. Н. Палькина // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы : сб. науч. тр. / Мордов. гос. пед. ин-т. - Вып. 6. — Саранск, 2007. - С. 88-91.

9. Палькина Т. Н. Категория времени как синтетическая конструкция повествования / Т. Н. Палькина //«Синтез в русской и мировой художественной культуре», VIII научно-практическая конференция «Синтез в русской и мировой художественной культуре», 22-23 ноября 2008 г. : [материалы] / под ред. И. Г. Минераловой. - М.: Литера, 2008. - С. 188-193.

10. Палькина Т. Н. Образ Василия Фивейского в произведениях Л. Андреева и А. Пудина (сравнительно-сопоставительный аспект) / Т. Н. Палькина // «Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы», Международная научно-практическая конференция,

9-11 декабря 2008 г. : [материалы] / отв. ред. Н. Ф. Беляева. - Саранск, 2008. -С. 367-369.

11. Палькина Т. Н. Специфика изображения мира взрослых и детей в произведениях П. Санаева «Похороните меня за плинтусом» и Н. Рузанкиной «Девочка и слово» / Т. Н. Палькина // Актуальные вопросы мордовской филологии : сб. науч. тр. / Мордов. гос. пед. ин-т. - Вып. 5. -Саранск, 2008. - С. 57-60.

12. Палькина Т. Н. Современный опыт осмысления взаимосвязи героя и поступка в процессе изучения творчества В. Н. Косыркина / Т. Н. Палькина // Педагогическая наука и практика : российская и региональная тенденция развития : Всероссийская заочная научно-практическая конференция «Осовские чтения», 15-16 окт. 2007 г. : [материалы] / отв. ред. Т. И. Шукшина ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2008. -С. 151-154.

13. Палькина Т. Н. Специфика изображения художественного времени в современных повестях (на примере произведений А. Трапезникова «И дам ему звезду утреннюю» и Н. Тремасова «Нежности волчицы») / Т. Н. Палькина // Международные связи в системе литературного образования : Всероссийская научно-практическая, конференция, 19-20 нояб. 2008 г. : [материалы] : 2 ч. Ч. 2 / под ред. В. В. Кадакина ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2008. -С. 96-99.

14. Палькина Т. Н. Субъективно-объективная организация хронотопа «вечность» в творчестве К. Тангалычева (философско-религиозный аспект) / Т. Н. Палькина // Социально-гуманитарное знание и общественное развитие : Всероссийская заочная научно-практическая конференция, 12 нояб. 2009 г. : [материалы] / отв. ред. Е. А. Мартынова. - Саранск, 2009. -С. 143-146.

15. Палькина Т. Н. Литературное пространство Мордовии: этнокультурное и конфессиональное своеобразие / Т. Н. Палькина, Е. А. Жиндеева // Международная коммуникация: исторический опыт и современные социокультурные проблемы : межрегиональная научно-практическая конференция, 31 марта 2009 г. : [материалы] / отв. ред. Л. В. Анжиганова. — Абакан, 2009. - С. 100-103.

16. Палькина Т. Н. Сакральное пространство в творчестве А. и К. Смородиных (на примере рассказа «Тайна») / Е. А. Жиндеева, Т. Н. Палькина // Святоотеческие традиции в русской литературе : Всероссийская интернет-конференция с международным участием : [материалы] / под общ. ред. В. В. Соломонова. - Омск : Вариант-Омск, 2010. -С. 247-252.

17. Палькина Т. Н. Трансформация пространственного плана повествования в контексте преломления проблемы «человек и время» в современной прозе Мордовии / Т. Н. Палькина // Лексика мордовских языков: проблемы и перспективы развития : Всероссийская научно-практическая

конференция : [материалы] / отв. ред. М. В. Мосин. - Саранск, 2010. - С. 151154.

18. Палькина Т. Н. Сакральная реальность как способ пространственно-временной организации прозы Н. Рузанкиной / Т. Н. Палькина, Е. А. Жиндеева // Культурно-мистецьке середовище: творчьсть та технологи : зб. матергал1в Четверт м1жн. науч. конф., 11-12 листопада 2010 р. - Киев : НАКЮМ, 2010. - С. 15-17.

19. Палькина Т. Н. Трансформация пространственного плана повествования в контексте проблемы «человек и время» в современной прозе Мордовии / Т. Н. Палькина, Е. А. Жиндеева // Трансформация социокультурного пространства в XXI веке: современные решения и культурные стратегии : Всероссийская научная интернет-конференция с международным участием, февраль-апрель 2010 г. : [материалы] / редкол.: О. Г. Беломоева (отв. ред.) [и др.]. - Саранск, 2011. - С. 198-201.

20. Палькина Т. Н. Специфика временной организации религиозных размышлений К. Тангалычева (сб. «Ближняя деревня») / Т. Н. Палькина, Е. А. Жиндеева // «Русская литература в контексте мировой культуры» XI международная науч.-практич. конференция, 16-18 октября 2011 г. : [материалы] / под ред. 3. Я. Селицкой. - Ишим : Изд-во ИГПИ, 2011. -С. 75-77.

21. Палькина Т. Н. Пространственно-временное своеобразие фантастических рассказов русских писателей Мордовии / Т. Н. Палькина // Интеграция науки и культуры в образовательное пространство: молодежный взгляд : Региональная научно-практическая конференция, 20 декабря 2011 г. : [материалы] / редкол.: Е. И. Азыркина [и др.]. - Саранск, 2012. - С. 197-203.

22. Палькина Т. Н. Герменевтические указатели пространства как механизм постижения авторской позиции в современном фантастическом повествовании Мордовии / Т. Н. Палькина, Е. А. Жиндеева // II Молинские чтения : научно-практическая конференция, 13-14 дек. 2012 г. : [материалы] / редкол.: И. А. Зеткина (отв. ред.), С. С. Еремина, Л. А. Потапова [и др.]. - Саранск, 2013.-С. 39-44.

Подписано в печать 25.11.2013 г. Формат 60x80 1/16. Печать ризография. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 1,1. Тираж 120 экз. Заказ № 163.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» Редакционно-издательский центр 430007, г. Саранск, ул. Студенческая, д. 11 а

 

Текст диссертации на тему "Типология пространственно-временной организации современной прозы Мордовии"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

ТИПОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ МОРДОВИИ

Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

(мордовская)

04201451 ООО

а правах рукописи

Палькина Татьяна Николаевна

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Научный руководитель:

доктор филол. наук профессор Е. А. Жиндеева

САРАНСК-2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................3

Глава I Художественные особенности пространственно-временного воссоздания картины мира в реалистической прозе Мордовии конца XX - начала ХХ1веков.................................................................13

1.1 Способы моделирования художественного времени и пространства в рассказах писателей-реалистов конца XX — начала XXI веков..................13

1.2 Память как основополагающая константа воспроизведения бытия в современных повестях Мордовии.................................................. 40 ■

1.3 Дискретность сюжетного начала в контексте выявления специфики пространственно-временной организации романа в современной литературе Мордовии (на примере произведений Г. Петелина «Безгрешны только

боги» и В. Федосеева «Плутовка»)......................................................58

Глава II Трансформация пространственно-временного плана в контексте современной прозы Мордовии с ирреальной доминантой.................................................................................78

2.1 Пространственно-временнаяорганизация фантастических рассказов современных прозаиков Мордовии....................................................78

2.2 Концепт «дом» как часть духовной конструкции художественного пространства и способы воссоздания временных констант в современной прозе Мордовии..........................................................................95

2.3 Специфика воссоздания сакральной реальности как синтез времени и

пространства в произведениях Н. Рузанкиной и А. и К. Смородинных......110

Заключение...............................................................................130

Список использованных источников..............................................137

Зи

ВВЕДЕНИЕ

Современная литературная ситуация в России характеризуется быстрым и фундаментальным изменением описания мироустройства, требующим философско-культурологического, литературоведческого осмысления. В свете изменения темпов развития общества в целом и доминант культуры в частности особый интерес представляет культура регионов России, где наряду с русскойлитературой развивается инациональная.

Общеизвестно, что литература в Мордовии развивается на нескольких языках, ведущими среди которых является русский и два мордовских -эрзянский и мокшанский. Учитывая самостоятельность и самобытность каждой ветви литературного развития в республике, за основу рассуждений о типологии пространственно-временной организации современной прозы Мордовии, мы взяли литературные образцы на русском языке. Это объясняется многочисленностью такого художественного материала, его оригинальностью, с одной стороны, трансформацией и взаимодействием разных типов художественного сознания в подобных произведениях - с другой. К тому же, художественные произведения А. И. Брыжинского, В. И. Мишаниной, А. И. Доронина как ведущих прозаиков Мордовии рубежа XX — XXI веков, чьи прозаические образцы публикуются и на национальном (мордовском-мокша, мордовском-эрзя) языке, уже являлись предметом монографического исследовательского интереса ряда начинающих и маститых литературоведов республики, в отличие от творчества избранных нами авторов. Это в свою очередь ведет к нашим попыткам описания основных пространственно-временных доминант в творчестве современных писателей, чьипроизведения могут рассматриваться не только как пример развития литературного процесса национальной республики, но и дает возможность вписать анализ текстового материала в эволюционные процессы современной литературы России в целом.

Избранный для анализа текстовый материал дает возможность описать мировоззрение современных писателей Мордовии, мастерство которых позволяет говорить о высоком качестве не только современной литературы в Мордовии, но и представить картину идейно-эстетического развития новейшей русской прозы.

Литература Мордовии уже становилась объектом исследования ряда специалистов (например, в диссертационных работах Р. П. Васильевой [Васильева,1991], С. Н. Гудковой [Гудкова, 1998], Е. А. Жиндеевой [Жиндеева,2004], Н. В. Карабановой [Карабанова,2001], Е.А. Кулебякиной [Кулебякина,2001], Н. Н. Максимкиной [Максимкина,2008], С. Н. Степина [Степин,2000], Е. А. Уторовой [Уторова,2009]Н. В. Чушниковой [Чушникова,2003] и др.).

Однако до настоящего времени темпоральный аспект воспроизведения пространственно-обстоятельственного изображения мира в произведениях современных прозаиков Мордовии не являлся основой специального исследования.

Бесспорно, за последние десятилетия в отечественной науке о литературе получены значительные результаты, давшие возможность констатировать специфическое положение категориальной темпоральной организации художественного произведения современного писателя. В филологической науке, как и в философии, изучение пространственно-временных категорий занимает центральное место. Помимо широчайшего круга западных исследователей, внесших значительный вклад в разработку пространственно-временных категорий, в русском литературоведении проблема пространства и времени художественного текста нашла отражение в трудах следующих крупных специалистов - В. В. Виноградова [Виноградов,!963], П. А. Флоренского [Флоренский, 1993], В. Б. Шкловского [Шкловский, 1969; 1983] и мн. др.

Современные литературоведы и языковеды, как правило,

рассматривают временной аспект художественного произведения или

4

всинхронном разрезе, охватывающим одновременно компоненты темпоральных и пространственных структур (например, М. М. Бахтин [Бахтин,2000; 1986], Н. II. Михайлов [Михайлов,2006], В. И. Тюпа [Тюпа,2006.] и др., либо в диахронном. В последнем случае объектом внимания становится линейно-временной ракурс изображаемого бытия (возможность расширения или сжатия времени в процессе воссоздания картин бытия). К таковым научным работам можно отнести труды Л. Г. Бабенко [Бабенко, 2004], В. Б. Шкловского [Шкловский, 1983], 3. Я. Тураева [Тураев,2009] и др.

Ведущая роль в разработке категорий художественного пространства и времени принадлежит М. М. Бахтину, предложившему термин «хронотоп» как основу в изучении синтетической темпоральной структуры художественного произведения. Сам термин был заимствован из математического естествознания — теории относительности А. Эйнштейна, однако М. М. Бахтин предложил иное толкование данного понятия применительно к литературоведению, которое и взято нами за основу рассуждений о современном состоянии русской литературы Мордовии.

Построение типологии пространственно-временных отношений в

литературе - одна из наиболее сложных и актуальных задач теории

литературы, которая основывается на отсутствии исчерпывающих сведений о

временных закономерностях, характерных для того или иного рода

литературы. Закономерности построения временных и пространственных

отношений художественного произведения, относящегося к тому или иному

роду литературы, во многом определяют их специфику. Таким образом,

актуальность работы определяется тем, что на фоне научных поисков

литературоведения конца XX - начала XXI веков в контексте кардинального

пересмотра представлений о современной культуре нами описаны основные

типологические подходы к изображению пространства и времени в

современной русской прозе Мордовии. Аналитическая работа при этом

базируется на ряде произведений писателей Мордовии, которые не

5

становились до настоящего времени объектом внимания литературоведов (например, проза Е. Резепова, В. Федосеева, новые прозаические произведения Г. Петелина, I I. Рузанкиной, А. и К. Смородиных).

Возросший интерес к категориям художественного времени и пространства, который проявляется не только в литературоведении и лингвистике, но ив искусствоведении, психологии, культурологии,работах по эстетике и семиотике позволил высказать и нам свое отношение к специфике изображения литературной действительности в контексте понимания социального пространства, первостепенным компонентом которого является введение временного параметра в содержание изображения развития общества в пределах художественного переосмысления бытия. При этом за единицу типологической идентичности повествования нами взяты реалистическая и ирреалистическая доминанты изображения действительности.

Таким образом, объектом данного исследования становится типология пространственно-временной организациихудожественных образцов в контексте социально-философских исканий представителей современной русской прозы Мордовии.

Предметом исследования является динамика развития и реализация концептуальных составляющих пространственно-временной организации картины мира в современнойпрозе Мордовии в зависимости от различных аспектов воплощения доминант (реальная, фантастическая, сакральная) изображения действительности.

Материалом исследования послужили прозаические произведения современных писателей Мордовии, созданные в конце 1990-х - начале 2000-х годов.

Целью данного исследования является выявление специфики типологических разновидностей изображения художественного пространства и времени с учетом своеобразия воспроизведения характера литературного

персонажа в образцах современной прозы Мордовии.

6

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- проанализировать теоретические изыскания современных литературоведов, касающиеся типологии пространственно-временной организации художественного повествования, с последующей возможностью выделения сакральности;

- описать характерные процессы развития современной литературы Мордовии путем выявления и описания специфики пространственно-временных доминант реалистических произведений в их .жанровом соответствии;

- выявить значение дискретности пространства и времени в современных повестях литературы Мордовии;

- проследить специфику воссоздания памяти как основополагающей категории воспроизведения бытия в романах Г. Петелина и В. Федосеева;

- раскрыть типологические черты в изображении пространственно-временного плана в русской литературе Мордовии с ирреальной доминантой (фантастическое повествование);

- представить моделирование сакрального времени и пространства в текстах Н. Рузанкиной, А. и К. Смородиных.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах отечественных ученых по проблемам литературы и искусства: М. М. Бахтина, А. Г. Бочарова, Л. Я. Гинзбург, Б. О. Кормана, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Н. Н. Михайлова, В. В. Розанова, В. И. Тюпы, В. Шкловского, В. Е. Хализева, М. Б. Храпченко и мн. других.

Основным методом исследования был выбран системный подход, основанный на совокупности определяющих теоретических положений и конкретных идейно-эстетических аспектов рассматриваемой проблемы, взаимосвязи художественного пространства и времени и характера

литературного персонажа, а также на изучении художественной структуры произведений в связи с обозначенной проблемой.

В данном диссертационном исследовании использованы следующие методы:

-аналитический, помогающий изучить внутреннюю организацию художественного произведения;

-типологический, способствующий раскрытию социально-нравственной обусловленности современной прозы;

-сравнительно-сопоставительный, позволяющий дать развернутую характеристику описываемым явлениям.

Использованы герменевтический и аксиологический подходы в анализе как конкретных явлений литературы Мордовии, так и отдельных ее образцов.

Это дало возможность при помощи частных методов в рамках достижения цели диссертационной работы существенно расширить эвристический потенциал системного подхода исследования.

Достоверность исследования определяется сочетанием традиционных методов и новых подходов (герменевтический, контекстный, культурологический) к изучению явлений литературы. Методология и конкретная методика исследования базируются на системном анализе, где учтены социальный и историко-культурный контексты изображения современных проблем.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении на материале современной литературы национального региона Российской Федерации (Республики Мордовия) проводится многоаспектный анализ проблемы пространственно-временной организации художественного текста в связи с его жанровой природой и раскрытием характера литературного персонажа. Работа является целостным исследованием, охватывающем рассмотрение современнойпрозы Мордовии как части общего литературного процесса России:

- впервые описываются и подробно исследуются на материале современной прозы Мордовии такие составляющие категории времени, как память, дискретность сюжета, сакральная реальность;

- выявляются способы моделирования художественного времени, характерные для прозы конца XX - начала ХХ1в.;

- впервые вводится в научный оборот характеристика творчества некоторых писателей (например, Е. Резепова, В. Федосеева), анализ новых художественных произведенийГ. Петелина, А. и К. Смородиных, Н.Рузанкиной, А. Зевайкина, С. Тремасовой и др.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку проблемы категорий пространства и времени, систематизацией материала, составляющего базу литературоведческих исследований, связанных с рассмотрением многоаспектности развития современной русской литературы. Анализ теоретических положений, существующих в настоящее время в гуманитарной науке, позволяет в рамках диссертационной работы предложить разделение двух типов пространственно-временной организации художественных произведений и выделить реалистическое повествование и прозу с ирреальной. доминантой как разные способы, воспроизведения картины мира в литературном произведении. Представленное положение имеет существенное значение для выявления и описания типологических моделей времени и пространства в образцах современной прозы Мордовии. Анализ избранных литературных произведений последних десятилетий раскрывает художественные искания и эстетические принципы сущности воссоздания категорий времени и пространства в творчестве современных представителей прозы Мордовии, в которой сочетаются художественные традиции и новации в представлении художниками слова окружающей действительности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ и переосмысление опыта отечественного литературоведения

в области изучения типологического своеобразия пространственпо-

9

временной организации художественного произведения дает основание утверждать, что время и пространство, наряду с другими литературоведческими категориями, являются обязательными смыслообразующими текстовыми единицами, отражающими способы воссоздания в художественном произведении разных типов действительности (реальный и ирреальный мир).

2. Существует устойчивая взаимосвязь между дискретностью пространственно-временной организации современного рассказа писателей Мордовии и выражением состояния или качества душевных переживаний литературного героя.

3. Временная перспектива в литературе Мордовии последнего десятилетия смещается: прошедшее время реализуется как настоящее, а будущее - как прошедшее. Способы воссоздания категории памяти в художественном произведении, таким образом, превращаются в основополагающую константу реалистической составляющей современной картины мира в крупных прозаических текстах конца XX - начале XXI в., о чем и свидетельствует анализ культурно-исторической составляющей романов Г. Петелина и В. Федосеева.

4. Дом в художественных произведениях современных прозаиков Мордовии рассматривается не только как константа, репрезентирующая ориентацию человека в пространстве, но и как концепт, отражающий социальное и психологическое положение человека относительно культуры, что в значительной степени характеризует специфику реализации современного подхода к воспроизведению соотношений «человек -социальное время», «человек - культурное пространство».

6. Наложение художественных систем реального и ирреального миров предполагает сходные контуры восприятия писателем и читателем места событий, а его пространственно-временная проекция позволя