автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Эволюция жанра очерка в мордовской литературе

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Гузанова, Екатерина Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Эволюция жанра очерка в мордовской литературе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эволюция жанра очерка в мордовской литературе"

На правах рукописи

Гузанова Екатерина Валентиновна

ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ОЧЕРКА В МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

10.01.02- Литература народов Российской Федерации (финно-угорская)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

10 ОКГ 2013

Саранск-2013

005534784

Работа выполнена на кафедре финно-угорских литерэтур ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Научный руководитель: Антонова Вера Ивановна,

доктор филологических наук, доцент кафедры журналистики ФГ1ЮУ ВПО «Мордовский государственный университет им. II. П. Огарева»

Официальные оппоненты: Кудрявцева Раисин Алексеевна,

доктор филологических наук, профессор кафедры финно-угорской и сравнительной филологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Шсинова Ирина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент Научно-исслсдоватсльского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный

университет им. И. Н. Ульянова»

Защита состоится 25 октября 2013 года в 9:00 на заседании диссертационного совета Д 212.117.09 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. П. П. Огарева» по адресу: 430000, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Демократическая, д. 69, корп. № 10, ауд. 403.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева».

Автореферат разослан 23 сентября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук

А. М. Гребнева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Категории «жанр» и «время» -понятия не только взаимосвязанные, но взаимообусловленные. На каждом последующем историческом этане в жанрах происходят как проблемно-тематические, так и структурные трансформации в соответствии с требованиями, предъявляемыми временем.

«Литературный жанр, - по определению М. М. Бахтина, - по своей природе отражает наиболее устойчивые, вековечные тенденции развития литературы. <...> Жанр, - продолжает ученый, - всегда <...> и стар, и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этане развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра. В этом жизнь жанра <...> Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития»1.

Жанр очерка является одним из наиболее значительных категорий литературы. В нем концентрируются признаки, позволяющие литераторам отобразить факты реальной действительности во всей их полноте и многообразии, «на разработку проблемной ситуации, воссоздание образа в очерке могут уйти недели, месяцы и даже годы» 2. Очерк - сложное явление, прежде всего потому, что стоит «на стыке» двух творческих направлений: литературы и публицистики. Своеобразие творчества прозаиков Мордовии в том, что каждый из них, являясь известным в республике беллетристом, вносит огромный вклад в развитие современной мордовской литературы и публицистики, а жанром, сближающим два «рупора» гласности, является очерк.

Современное «очерковое мышлепне» не отторгает достижений прошлого, наоборот, продолжает развивать ставшие традиционными жанры, насыщать их новыми чертами в соответствии с идейно-эстетическим опытом. В настоящем исследовании эволюция очерка в мордовской прозе рассматривается с 1920-го по 2013 годы. Но, говоря о «творческой памяти» жанра, нельзя не отметить важную роль «прародителей», которые способствовали становлению литературных жанров, очерка, в частности.

У каждого народа существуют просветители, которые актуализировали достижения этноса, придали им национальный, социокультурный смысл. Так, имя М. Е. Евсевьсва тесно связано со становлением мордовской национальной культуры и просвещения. Знаток и собиратель образцов фольклора, он создал «энциклопедию народной жизни» мордвы. Значение его творчества в развитии литературы и

' Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М„ 1972. - С. 178-179.

Антонова П. И. Жанры в творчестве журналистов региональных изданий / В. И. Антонова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. - 101 с.

культуры мордовского народа может быть глубоко понято лишь в тесной связи с современными литературными процессами. Важна роль в развитии «литературного облика» мордовской культуры

П. И. Мельникова, В. Н. Майнова, С. К. Кузнецова, написавших первые монографические исследования о мордве. Реализация традиций творчества русских писателей в литературе мордвы прослеживается в работах 3. Ф. Дорофеева, С. В. Лникина, В. В. Бажанова, А. Я. Дорогойчснко, Л. И. Завапишина и др. Так, С. В. Аникин -представитель литературной интеллигенции из мордвы - написал немало работ, содержащих элементы очерка. Манера его повествования характеризуется проникновением во внутренний мир героя, описанием событий сквозь призму мировосприятия образа. Немало сделал для духовного развития этноса В. В. Бажанов - первый редактор и создатель саранской газеты «Мужик». Большое влияние на развитие мордовской литературы оказали А. Я. Дорогойчснко, Л. И. Завалишин. В их рассказах («Пепел», «Первый блин» А. И. Завалишина; «Товарищ Варвара», «В тс дни» А. Я. Дорогойчснко) судьбы героев, конфликты определяются не биографическими факторами, но значительными общественными катаклизмами, воздействующими на сознание и поступки человека. Мордовская литература конца XIX- первой трети XX века развивалась как самостоятельное авторское творчество, в котором, с одной стороны, реализовывалась преемственность русскоязычных традиций, с другой -шел процесс преодоления творческой инертности.

В настоящее время имеется немало работ, в которых исследуется мордовская очеркистика, «движение жанра очерка». Но, на наш взгляд, в них отсутствует четкая хронология становления, развития очерка; недостаточно глубоко проанализированы структурно-содержательные характеристики жанра; не раскрыта концептуальная взаимосвязь ранних очерков с современными очерковыми произведениями; не рассмотрены современные очерки, воплотившие в себе традиционные элементы, а также новые, приобретенные черты. Чтобы проследить данные явления, мы обратились к анализу творчества мордовских литераторов различных исторических периодов, которые на протяжении длительного времени способствовали совершенствованию очерковой прозы Мордовии. Кроме того, исследовали творчество И. 3. Антонова, оказавшего огромное влияние на формирование и развитие мордовской очеркистики. Скрупулезное исследование очерковых произведений различных исторических периодов позволило определить своеобразие произведений современных мордовских писателей в постановке, разрешении актуальных вопросов и проблем.

Объект диссертационного исследования - очерковое творчество писателей Мордовии 1920-2013 годов в процессе формирования литературно-очерковых форм.

Предмет исследования - эволюционные трансформации жанра очерка в мордовской литературе.

Цель диссертационной работы - исследовать этапы формирования, развития, становления очерка в творчестве литераторов Мордовии в разные исторические периоды.

Достижение поставленной цели предполагает разрешение следующих задач:

- определить общественно-исторические предпосылки формирования очеркового жанра в прозе Мордовии довоенного периода;

- обосновать синтез героического и трагического в военных очерках мордовских литераторов;

- выявить приоритетную роль И. 3. Антонова в совершенствовании жанра очерка, проанализировать проблемно-тематические, композиционные, структурно-содержательные, стилистические особенности его произведений, нашедших в дальнейшем выражение в очерках литераторов Мордовии;

- проиллюстрировать творчество И. 3. Антонова как уникальное явление, способствующее переходу жанра очерка от публицистического к беллетристическому способу отображения фактов реальной действительности;

- исследовать творческие идейно-художественные, структурно-содержательные особенности мордовских очеркистов разных периодов, оказавших влияние на становление современной очерковой прозы;

- на основе метода контент-анализа, сравнить ранние произведения мордовской прозы с очерками более поздних периодов, с произведениями писателей и публицистов последних лет;

- определить традиционные элементы, а также новаторские начинания в современной мордовской очеркистике.

Цель и задачи исследования предопределяют выбор методов исследования: аналитический, историко-литературный, типологический, сопоставительный, сравнительно-исторический, описательный, структурно-функциональный и др.

Степень изученности проблемы.

В российском и мордовском литературоведении существует немало работ, носвящснных проблемам становления и развития очерковой прозы. Это работы В. Л. Апухтиной («Современная советская проза - (60-70-е годы»); В. И. Баранова («Новые дали творчества»); А. И. Брыжинского («Современная мордовская проза: движение жанра», «Процессы жанрового развития мордовской прозы»); Е. Я Бурлиной («Культура и жанр. Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза»); Л. Г. Васильева («Всегда вместе: Литературные портреты, статьи, заметки»); В. М. Макушкина («Обретение зрелости») и др.

Первой попыткой анализа путей развития мордовской очерковой прозы явилась работа Л. Р. Вдовиной «Деревенский очерк Мордовии 505

60-х годов»3. Автор работы отмечает, что данное исследование, в котором впервые рассматривается жанр очерка в мордовской литературе, «не претендует на всестороннее и полное исследование очерка», тем не менее, в диссертации Л. Р. Вдовнной скрупулезно изучены очерковые произведении мордовских и русских писателей, живущих в Мордовии.

Полезной и значимой для нашего исследования явилась работа Т. В. Адушкиной «Очерк в системе жанров мордовской литературы», в которой небезуспешно воссоздана объективная картина динамики очерка в конкретные периоды истории мордовской литературы; определено своеобразие его проблематики, тематики и поэтики 4.

Теоретико-методологическую основу исследования представляют труды М.М. Бахтина, Д. С. Лихачева, В. Я. Хализсва, М. Б. Храпченко; Н. И. Глушкова, Е. И. Журбиной, В. Я. Канторовича, М. С. Чсрспахова, а также Л. Г. Васильева, А. Д. Ганчина, И. А. Дедкова, Л. Ю. Звягиной и др. Для определения очерка как жанра мордовской литературы привлекались труды Т. В. Адушкиной, А. В. Алешкина, А. И. Брыжинского, Л. Р. Вдовиной, В. И. Демина, В. В. Горбунова, И. К. Инжеватова, В. М. Макушкина, М. И. Малькиной, В. Е. Соколовой, Н. И. Черапкина и др.5

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- проведена хронологическая систематизация мордовского очерка: от истоков его формирования (1920 г) до современности (2013 г);

- определены семантико-синтаксические особенности ранних очерков, проецирующиеся на развитие современных произведений;

5 Вдовина Л. Р. Деревенский очерк Мордовии 50-60-х годов: автореф. дис. ...канд. филол. наук/ Л. Р. Вдовина. - М., 1968. - 20 с. Она же. Дружба народов - наша великая сила // Лит. Мордовия. - 1956.-№ 11.

4 Адушкина Т. В. Очерк в системе жанров мордовской литературы: автореф. дис. ...канд. филол. наук/ Т. В. Адушкина. - Саранск, 2003. - 18 с.

5 См.: Бахтин M. М. Проблемы поэтики Достоевского / M. М. Бахтин. - М., 1972; Брыжинский А. И. Современная мордовская проза : (Движение жанра) / А. И. Брыжинский. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995- 192 е.; Брыжинский А. И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50-90-е годы) / А. И. Брыжинский. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 214 с. ; Вдовина Л. Р. Деревенский очерк Мордовии 50-60-х годов // Автореф. дисс.... канд. филол. наук. - М., 1968. - 20 е.; Вдовина Л. Р. Дружба народов - наша великая сила.//Лит. Мордовия. - 1956. - № 11; Ганчин А. Д. Очерк: на подступах к реальности // Современная мордовская литература 60-80-е годы / А. Д. Ганчин. - Саранск, 1991. - 4.1. - С. 158 - 165; Дедков И. А. Живое лицо времени: Очерки прозы семидесятых-восьмидссятых / А. Дедков.- М. : Совет, писатель, 1986.-389 с. ; Демин В. Эрзянь очеркесь: иссяк ды течи // Сятко,- 2004.- №11; Демин В., Трошкина Е. Очеркть, конат зярдояк а таштомить//Сятко.- 2006- №12.-С. 105- 114 и др.

- проанализировано публицистическое творчество И. 3. Антонова периода Великой Отечественной войны, ранее не рассматриваемое в современной науке;

- отражено своеобразие писательского наследия И. 3. Антонова, являющегося переходным этапом от публицистики к беллетристическому изложению в очерковой прозе Мордовии;

- исследованы идейно-тематические, структурно-содержательные, художественно-стилистические искания мордовских очеркистов разных исторических периодов;

- рассмотрены произведения современных мордовских писателей, не исследованные в мордовской литературе;

- проведен контент-анализ очерков авторов предшествующих исторических периодов с очерками современной мордовской прозы;

- выявлены традиции мордовского очерка, а также новаторские искания очеркистов Мордовии наших дней.

Результаты проведенного исследования представлены в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. В 20-е годы XX века в мордовской литературе отсутствовала жанровая дифференциация, потому многие литературно-публицистические тексты, которые несли в себе очевидную очерковую сущность, определялись традиционно: рассказ, статья. Зарождение и становление жанра очерка в данный период тесно связано с именами 3. Дорофеева, Л. Дуняшина, Ф. Завалишина, А. Мокшони, Т. Рантанова, Ф. Чеснокова, Н. Эркая и др.

В очерках 1920-1930-х годов отражались злободневные темы и проблемы, свойственные исторической атмосфере: пробуждения классового самосознания бедноты; отношения к новой власти; образования, религии; роли женщины в обществе; колхозного строи тельства и пр.

И хотя проблемно-тематический диапазон ранних очерков достаточно многообразен, но очерки в целом носили агитационно-повествовательный характер, представляли собой информационно-публицистические тексты, констативныс, описательные сообщения, в которых поверхностно, без глубокого анализа, обобщающих комментариев отражалась реальная действительность. Жанровые границы очерков были нечеткими, «размытыми».

2. Доминирующей функцией очерка военных лет (1941-1945 гг.) является агитационно-пропагандистская. Приоритетной формой отражения военной реальности являются портретные, событийные очерки с положительными героями. Данное обстоятельство обусловлено объективной причиной: советский народ нуждался в позитивных примерах, достойных подражания. В центре очерковых произведений данного периода были образы советских солдат, младшего офицерского состава, тружеников тыла, которые военными и трудовыми свершениями

7

доказывали преданность стране. Художественное осмысление военной тематики находит свое воплощение прежде всего в очерках-портретах, портретных зарисовках. Образы героев преподносятся не изолированно от стилистико-изобразительных средств, они «слагаются» из описания внешности персонажей, особенностей речи, манер, жестов, поступков, субъективного отношения к действительности. Краткость, оперативность, доступность, эмоциональность - черты военных очерков, способствующие их мобильному распространению, осмыслению, а также информированию населения о ходе военных действий.

3. Многочисленные военные очерки И. 3. Антонова, представленные в прозе, являются преимущественно «очерками боевых эпизодов», в которых отражаются характер человека, его психология, обстоятельства героических, нередко, трагических событий. Очеркист с помощью документальных образов показывает военные подвиги героев, в которых проявляются сила духа, мужество и стойкость.

Заслуга И. 3. Антонова в том, что он был представителем не только прозаических очерков, но и автором очерков в стихах, в которых явственно обозначались приемы типизации и обобщения. В них как в зеркале отражались насущные темы времени, а «стрелка» его «творческого компаса» всегда «указывала» на актуальные вопросы, которые требовали не только рассмотрения, но нередко и разрешения.

4. Ведущей темой очерковой прозы 1950-х - 1960-х годов является «деревенская». Актуальность очерка в данный период была обусловлена историческими причинами: во-первых, сельское хозяйство признавалось наиболее «отстающим участком»; во-вторых, исследование реальной действительности давало очеркистам возможность затронуть проблемы, которые они не могли показать в другом жанре; в-третьих, перемены, наступившие в 1950-е годы, способствовали тому, что прозаики стали переходить к более глубокому обобщению, типизации, постановке значительных проблем хозяйствования. Начиная с «оттепели», очеркисты смело «заговорили» о социальных проблемах. Огромная роль в развитии очерка принадлежит И. 3. Антонову, отразившему не «лакированные» факты, но реальную жизнь с проблемами и сложностями. Эмоциональность, непринужденный стиль повествования, художественность, перемежающаяся с достоверностью, актуальность и злободневность, фактографичность, типизация и обобщение, детализация и панорамность, стилистическая многомерность, диалогизация, умение подметить в жизни все то, что является «тормозом» в развитии коллективных хозяйств - характерные черты творчества И. 3. Антонова. Очеркистом найдены яркие, убедительные характеристики негативного явления - «бурмистровщины», ставшего нарицательным понятием.

Данному периоду свойственны проблемные очерки, являющиеся по сути синкретичными формами жанра: в них отчетливы элементы

8

портретных зарисовок, событийных сюжетов, познавательных элементов и пр.

5. В последующий период очерк характеризуется большей масштабностью охвата действительности, усилением художественного интереса к раскрытию внутреннего мира героев, их нравственно-психологических переживаний, философских исканий;

многопроблемностыо, аналитичностью, конфликтностью,

гуманистическим пафосом. На данном этапе четко наметилась тенденция к осмыслению истории, культуры мордовского народа, к отображению положительного героя; интерес к современнику как к личности (положительной, реже отрицательной) становится характерной чертой очерка. Описательность, фактографичность, цифры, ранее присутствовавшие в мордовской очеркистике, отошли на второй план. В 1960—1980-е годы становятся востребованными очерки на социокультурную тематику - национальная, школьная, молодежная, спортивная, а также экологическая, историческая, и пр. Очерки становятся диалогичнее, аналитичнее, масштабнее, большая роль отводится художественным элементам: пейзажным, лирическим «вставкам», интонационной стилистике.

Впервые публикуются очерки о братстве народов СССР, их взаимном труде, коллективном творчестве, союзничестве. Большой интерес вызывают очерки, повествующие о связях Мордовии с зарубежными странами. Проблематика и тематика очерка обогащаются, географические горизонты расширяются.

6. Современный очерк в мордовской литературе - симбиозное жанровое образование, включающее в себя традиции 1920-х - 1980-х годов: описательность, мобильность, образность, обращение к анализу, выводам, типизации и обобщениям. Кроме того, жанру очерка присущи характеристики, обусловленные временем, новыми социально-экономическими условиями. В последние два десятилетия в очерках сконцентрировалось лучшее, что накопила мордовская очеркистика предыдущих периодов: проблемность, аналитизм, образность, достоверность, монологичность, диалогичность, лиричность, пейзажность и пр. Кроме того, очерк - синкретичный жанр, включающий в себя элементы проблемного, портретного, путевого и других подвидов очерков. Нередки очерки-исследования, очерки-размышления, очерки-воспоминания, очерки-эссе, в которых приоритетными вопросами являются обращение к проблемам национального языка, культуры, литературы, обращение к современнику как к личности, его внутреннему миру, философским взглядам, нравственным убеждениям. Прозаики демонстрируют умение не только констатировать, комментировать факты, но оценивать их, анализировать, выделять типическое и обобщенное, в некоторых случаях, выходить за пределы социального анализа -стремление разрешать проблемы.

Очеркисты обращаются к различной проблематике: научная, спортивная, социальная, экологическая, пенитенциарная и др. Приоритетными темами современной мордовской очеркистики являются темы и проблемы развития нации, национального языка, истории и литературы, этнической культуры, краеведения и др. В очерковых произведениях . данного периода представлены нравствснно-психологичсские портреты героев. Причем, в современных ПОр-фСТНЫХ очерках образы раскрыты не описательно, не констативно, но посредством отображения обстоятельств, причин, породивших их, фактов из личной жизни, взаимодействия с «второстепенными героями».

В настоящее время очерк представляет собой сложившуюся форму отображения фактов реальной действительности. Это является свидетельством : того, что жанры в мордовской литературе - не «застывшее» явление, но динамично развивающиеся, обогащающиеся новыми именами сегменты национальной литературы, способствующие духовному росту этнической культуры.

Эмпирической базой исследования являются тексты очерков мордовских писателей, а также литературно-критические статьи, рецензии, посвященные проблемам становления и развития очерка в мордовской прозе.

Хронологические рамки исследования - 1920-2013 годы.

Теоретическая и нракгическая значимость исследования. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в практической деятельности вузовского и школьного образования при разработке лекционных, практических, семинарских занятий

преподавателями высших учебных заведений; а также в курсовых и дипломных работах, в спецкурсах по литературам пародов Поволжья, Урала и пр. Введенный в научный оборот обширный теоретический и эмпирический материал может быть использован в дальнейшем исследовании заданной темы при создании теоретической основы для новых разработок; при написании монографий, учебников, учебных пособий, методических рекомендаций по мордовской литературе.

Апробация работы. Положения данной работы нашли отражение в докладах диссертанта на научных конференциях в Саранске (2011, 2012, 2013); на всероссийской конференции с международным участием в Ульяновске (2011). По теме диссертации опубликована статья в российском научном рецензируемом журнале «Интеграция образования», рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ.

Структура и объем диссертации. Структура исследования обусловлена поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации составляет 196 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования; дастся оценка степени се изученности; определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, теоретико-методологические основания; описывается источниковедческая база работы; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; приводятся сведения о достоверности и обоснованности исследования, его апробации.

Первая глава «Общественно-исторические предпосылки и условия развития мордовского очерка» содержит в себе положения, являющиеся базовыми для дальнейшего исследования.

В первом параграфе «Предпосылки становления жанра очерка в мордовской литературе» анализируются социально-исторические преобразования начала XX столетия, предопределившие судьбу национальной прозы Мордовии в целом, жанра очерка, в частности.

В дореволюционный период мордовская проза робко заявляла о себе, хотя многие литераторы стремились к созданию оригинальных произведений, в большинстве своем основанных на элементах устного народного творчества (творческая обработка фольклорного материала «Мордовская свадьба» М. Евссвьева; очерки-размышления С. Аникина «Чего просит деревня» (1909), «За праведной землей» (1910); литературно-

публицистическая деятельность редактора газеты «Мужик» В. Бажанова и др.).

В 20-е годы XX века в мордовской литературе отсутствовала жанровая дифференциация, потому многие литературно-публицистические тексты, которые несли в себе очевидную очерковую сущность, определялись традиционно: рассказ, статья. Зарождение и становление жанра очерка в данный период тесно связано с именами 3. Дорофеева, Л. Дуняшина, Ф. Завапишина, Л. Мокшони, Т. Раптанова, Ф. Чеснокова, Н. Эркая и др. В их произведениях отражалась жизнь мордовских деревень, населения сквозь призму социально-экономических преобразований в стране. Так, Н. Эркай в повествовательных очерках «Победители», «Модась одкстомась» - «Земля обновилась» дает эмоциональные зарисовки о прошлой и настоящей жизни крестьян. А. Мокшони в очерке «Морафтома кудса» - «В избе-читальне» (1927) затрагивает вопросы образования, комментирует, пытается анализировать. О становлении мордовской очеркистики свидетельствует тот факт, что в 1933 году в Москве выходит сборник рассказов и очерков Т. Раптанова «Од пиньгей вий» - «Сила новой жизни», в котором автор пытается реалистически отобразить трудности, возникающие при становлении коллективных хозяйств. Ф. Чесноков в очерках «Тапавкс» -«Осколок» и «Злыдарснь доля» - «Участь бродяги», описывая жителей

мордовской деревни, использует различные художественные тропы: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворение, гиперболы и др.

В очерках 1920-1930-х годов отражались злободневные темы и проблемы, свойственные исторической атмосфере: пробуждения классового самосознания бедноты; отношения к новой власти; образования, религии; роли женщины в обществе; колхозного строительства и пр.

И хотя проблемно-тематический диапазон ранних очерков достаточно многообразен, но очерки носили агитационно-повествовательный характер, представляли собой информационно-публицистические тексты, констативные, описательные сообщения, в которых поверхностно, без глубокого анализа, обобщающих комментариев отражалась реальная действительность. Жанровые границы очерков были нечеткими, «размытыми».

Тем не менее, следует отметить, что ранние очерковые произведения при всех своих недостатках способствовали становлению очерка в мордовской литературе; именно они «расчистили» дорогу для дальнейшего развития жанра очерка.

Во втором параграфе «Симбиоз героического и трагического в произведениях мордовских очеркистов в годы Великой Отечественной войны» отмечается, что доминирующей функцией очерка военных лет (1941_1945 гг.) является агитационно-пропагандистская. Приоритетной формой отражения военной реальности являются портретные, событийные очерки с положительными героями. Данное обстоятельство обусловлено объективной причиной: народ нуждался в позитивных примерах, достойных подражания. В центре очерковых произведений данного периода были образы советских солдат, младшего офицерского состава, тружеников тыла, которые военными и трудовыми свершениями доказывали преданность стране. Краткость, оперативность, доступность, эмоциональность - черты военного очерка, способствующие их мобильному распространению, осмыслению, а также информированию населения о ходе военных действий.

Трудно переоценить вклад, который внесли в победу над врагом писатели Мордовии. Добровольцами ушли на фронт И. Антонов, П. Бажаев, С. Вечканов, И. Воронин, П. Гайни, И. Девин, Ф. Дурно'в, Ф. Ильфек, П. Кириллов, А. Моро, Ф. Пьянзин, В. Радаев, В. Радин-Аловский, И. Чумаков, А. Щеглов и др.

Своеобразие очеркистики данного периода заключалось в том, что авторы были участниками, либо свидетелями отображенных событий. В портретных очерках, опубликованных в армейских изданиях, выписывались реальные герои, обстановки, действия (хотя под влиянием «военной цензуры» очеркистам иногда приходилось изменять названия воинских частей, географических пунктов, нередко - имена и фамилии героев). Художественное осмысление военной тематики находит свое

воплощение прежде всего в очерках-портретах, портретных зарисовках. Образы героев преподносятся не изолированно от стилистико-изобразительных средств, они «слагаются» из описания внешности персонажей, особенностей речи, манер, жестов, поступков, субъективного отношения к действительности.

Большой интерес представляют очерки И. Воронина «Подвиг сержанта Мирошниченко», «Шестидесятилетний боец и его семья», «Минеры-железнодорожники», «Командир-суворовец», «Карикатуры» и др. Названия свидетельствуют о документальности очерков. Герои очерка «Подвиг сержанта Мирошниченко» - реальные лица: лейтенант Головко, сержанты Мирошниченко, Попович. Героическое и трагическое в тексте сливаются в одно целое. Кроме того, в очерках писателя немало философских рассуждений, вложенных в раздумья героев, о жизни, смерти, подвигах.

Реальные герои отображены в портретных- очерках П. Гайни «Внезапность и решительность» (офицер Муртазам Вильданов, обладающий высочайшими морально-нравственными качествами); «Связистка» (Ольга Матвеева, у которой война отняла дом, родных, друзей. Смысл жизни фронтовая связистка видит в победе над врагом). Не менее интересен образ младшего сержанта Чередникова, сумевшего задержать врага в нелегком поединке, в очерке В. Радина-Аловского «Единоборство» и т. д.

Таким образом, в военный период преобладают небольшие по объему портретные очерки и зарисовки, характеризующиеся не только документальностью, но и использованием различных художественно-изобразительных средств. Эмоциональность - специфическая черта очерков военного периода. Очеркисты отображали не только героические действия, трудовые будни в тылу, но и трагические моменты сурового времени: гибель друзей, однополчан, которые нельзя выразить сухими, казенными словами.

Вторая глава «Творчество И. 3. Антонова как переходный этан от публицистики к беллетристической форме изложения». В первом параграфе «Жанрово-тематнческие разновидности очерков И. 3. Антонова» исследуются ранние произведения И.З. Антонова, ирозаика, поэта, боевого очеркиста. Его военные стихи, корреспонденции, очерки и рассказы, помещенные в газете «Родина зовет», были большой серьезной школой для мордовской очеркистики.

И. 3. Антонов - автор очерков в стихах, представляющих собой мини-сюжеты, в которых обрисовываются портретные характеристики реальных людей, их героические действия; а также размышления очеркиста о судьбе Родины, в победе которой он не сомневался. К примеру, в центре поэтических очерков - Ахмет Каримов («Вперед, в атаку!»); разведчик Тряпицын («Песня о погибшем друге», «Памяти о герое») и др.

Стихи военных лет И. 3. Антонова - небольшие, полные трагического лиризма очерки, характеризующиеся как строгой документальной основой, «очерчснностыо» реальных лиц и событий, так и художественным изложением сюжета. Очерки в стихах «перекликаются» по содержательным характеристикам с портретными очерками П. Гайни, В. Радина-Аловского, И. Воронина и др.

Многочисленные военные очерки И. 3. Антонова, представленные в прозе, являются преимущественно «очерками боевых эпизодов», в которых отражаются характер человека, его психология, обстоятельства героических, нередко, трагических событий. Очеркист с помощью документальных образов показывает военные подвиги, в которых проявляются сила духа, мужество и стойкость. Так, в портретной зарисовке отображен раненый солдат Юрий Петров, который отчаянно отстреливался, переплывая Дон. В портретном очерке «Митрофан Ольхов» И. 3. Антонов не просто информирует о боевой жизни старшего сержанта, но воссоздает яркий эпизод из жизни командира, сумевшего пробраться через минные поля. В очерке-размышлении «Тридцатый язык» автор характеризует образ разведчика Тенькова, большое значение придает описанию боевой обстановки, элементам комментирования, диалога.

Кроме того, заслуга И. 3. Антонова в том, что он был представителем не только прозаических очерков, но и автором очерков в стихах, в которых как в зеркале отражались насущные темы времени, «стрелка» его «творческого компаса» всегда «указывала» на актуальные вопросы, которые требовали не только рассмотрения, но нередко и разрешения.

Во втором параграфе «Художсствснио-стилистичсское своеобразие очерковых произведений писателя» отмечается, что новый этап в развитии очеркового жанра наблюдается в 1950-х — начале 1960-х годов. Ведущей темой очерковой прозы данного периода является «деревенская».

По мнению И. Виноградова, - «пробил действительно час очерка. И, прежде всего, деревенского...»6. Данная тема впервые была раскрыта В. Овечкиным, который «от очерка к очерку... совершенствовал методологию изучения деревни, анализа... процессов», стимулировал «интерес всей литературы к жизни села»7. Почему же именно данный жанр «откликнулся» на общественную потребность? Потому, что очерк -оперативная форма отражения - включал в себя как аналитическую публицистику, так и беллетристику - художественное воспроизведение фактов объективной действительности. Кроме того, актуальность очерка была обусловлена историческими причинами: во-первых, сельское хозяйство признавалось наиболее «отстающим участком»; во-вторых, исследование реальной действительности давало очеркистам возможность затронуть проблемы, которые они не могли показать в другом жанре; в-

6 Виноградов И. Деревенские очерки В. Овечкина//Новый мир. - 1964. - X« 6. - С. 28.

7 Гадаев В. Проснитесь, родники: о бездуховности //Совет. Мордовия. - 1989. - 16 июля.

14

третьих, перемены, наступившие в 1950-е годы, способствовали тому, что прозаики стали переходить к более глубокому обобщению, типизации, постановке злободневных проблем хозяйствования. Если раньше в очерках не было принято писать об отрицательных фактах, то, начиная с «оггепели», очеркисты смело «заговорили» о социальных проблемах.

Большой общественный резонанс вызвали очерки И. 3. Антонова: «Ухабы на дорогах», «Разлив на Алагырь-реке», «Трудодень», «На практике», «На перепутье», «Свежий ветер», «На четвертой скорости», «Жизнь подсказывает» и др. Автор стремился показать не «лакированные» факты и обстоятельства, но, прежде всего, реальную жизнь с ее проблемами и сложностями. Эмоциональность, непринужденный стиль повествования, художественность, перемежающаяся с достоверностью, актуальность и злободневность, фактографичность, типизация и обобщение, детализация и нанорамность, стилистическая многомерность, диалогизация, умение подметить в жизни все то, что является «тормозом» в развитии коллективных хозяйств - характерные черты творчества И. 3. Антонова.

Очеркистом найдены яркие, убедительные характеристики негативного явления - «бурмистровщины», ставшего нарицательным понятием. В проблемном очерке «Ухабы на дорогах» автор создает отрицательный тип партийного руководителя - Павла Петровича Бурмистрова, бюрократа, подхалима, невежды. Бурмистров не выносил, «когда ему перечили..., не терпел замечаний». И. 3. Антонов осуждает бездумное руководство, поверхностное знание проблем сельского хозяйства, дежурные фразы секретаря райкома партии, в конечном итоге, извращение смысла государственной политики. Очерк заканчивается оптимистично: пленум райкома партии освободил Бурмистрова от занимаемой должности но, тема «бурмистровщины» еще долго звучит в произведениях И. 3. Антонова.

В очерке-исследовании «Свежий ветер» очеркист показывает позитивного героя - директора Кураевекой МТС. Художественно-публицистический образ Козлова не сформирован мгновенно, он показан в динамике. На протяжении очерка автор «дорисовывает» его портрет посредством монологов, диалогов, которые «несут» на себе смысловую нагрузку, в них органично отражается смысл произведения. Козлов -инициативный, творческий руководитель, который борется с бюрократами, взяточниками, партийными чиновниками. Очеркист выписывает образ героя с большой симпатией.

Скрупулезность, художественная детализация также свойственны произведениям И. 3. Антонова. Автор умело увязывает настроение природы с эмоциональным состоянием героев. Это ярко выражено в фрагменте очерка, когда председатель колхоза уговаривает Козлова стать директором станции. Козлов колеблется, равно как и «береза в палисаднике, которая зябко жалась к дому, стучалась в окно, словно

15

просилась погреться». Очеркист создает пейзажные зарисовки, являющиеся неотъемлемой частью произведения, мастерски описывает взаимовлияние настроения человека и природы: «Буйные вихри ветра с каким-то неестественным присвистом подзадоривали без того разгулявшуюся метель. Нечто похожее на канитель февральской погоды происходило и в душе Козлова...».

Подобный прием очеркист использует и в проблемном очерке «Разлив на Алатырь-реке». Так, председатель колхоза, переживая за хлеб, помчался на лошади в поле, «серая ситцевая рубаха прилипла к телу, дождь струился за поясницу ... Тремаскин осадил лошадь, ...осмотрелся, и вся его огромная, пышущая здоровьем фигура, сразу ссутулилась, поникла. Рожь, та самая рожь, которая была гордостью всего колхоза, была спутана, прибита градом...». Сочувствие, гордость, уважение испытывает И. 3. Антонов к своему герою. Художественность очерка обусловлена также использованием элементов мордовского фольклора: анекдотов, сказаний, притч.

Пословицы, поговорки, используемые И. 3. Антоновым («в какую деревню приехал, такую шапку и надевай», «один человек умен, два - еще умнее, десять - умнее всех» и пр. - очерк «Разлив на Алатырь-реке»), способствуют выразительности, доступности, читабельности очерков. Метафора, сравнение, олицетворение, одушевление природы также свойственны очеркам И. Антонова: «...поиграв вершиной липы, в окно ворвался ветер, слегка пошевелил на столе бумаги, и сам как будто спрятался за ними, притаился...»; «солнечные лучи подкрадывались к радиоприемнику на этажерке»; «как огромные вороха шерсти плыли по небу взлохмаченные облака»; «солнце, поливавшее землю ...душным зноем, скрылось за похожее на язык ответвление тучи. У соседнего двора, собирая своих котят, замяукала кошка»; «день похож на капризного ребенка, который то заплачет, то развеселится» («Разлив на Алатырь-реке»), Художественные приемы И. 3. Антонова и сегодня являются образцом для подражания. Современные очеркисты умело используют прогрессивные идеи творчества прозаика, дополняют их собственными идейно-художественными изысканиями.

Насыщенным с художественно-эстетической точки зрения является проблемный очерк «Трудодень». В очерке выписаны два персонажа-антипода - положительный (Яков Карабаев) и отрицательный (Лаврентьев). Посредством диалогов своих героев И. 3. Антонов раскрывает конфликты, столкновения, показывает их характеры. Автор выступает не как комментатор, но как аналитик, исследователь, вкладывающий свои размышления о неэффективности трудодней в слова персонажей. Элементы фольклора, вкрапленные в очерковое произведение (мордовские сказки о бедном мужике, о вороне и воробье) свидетельство того, что очеркист прекрасно знает культуру настоящего и прошлого мордовского края.

В данный период прозаиками было написано немало очерков о проблемах сельского хозяйства, о руководителях и рядовых тружениках Мордовии. (Сборники «У нас в Мордовии» (1955), «На подъеме» (1957), «Манящие дали» (1958), «С открытым сердцем» (1959), «Люди доброй славы» (1960) и др.); очерки М. Бебана «На отшибе»; С. Ларионова «Лектор», «Жалоба», «Хозяйка фермы»; Т. Якушкина «Соседи» и др.). Не все очерки отвечали требованиям времени; в некоторых лишь констативно, информационно сообщалось о том, что сумели заметить авторы при редких, случайных, посещениях сел и деревень. Одной из причин подобного описания исследователь В. Демин считает «отсутствие традиций», глубокого проникновения в темы, типизации и обобщения; но тем не менее, считает он: «ценность их заключается в том, что они были первыми в развитии масштабного жанра. Л первые шаги, как известно, наиболее трудные»8.

В 1950-е годы мордовская очеркистика заметно окрепла. В данный период очеркам свойственны: аналитическое начало, документальность, авторское видение проблем села, скрупулезное исследование вопросов развития коллективных хозяйств, всестороннее изображение героев, намечающаяся психологизация, обращение к внутреннему миру человека, художественность. Данному периоду свойственны проблемные очерки, в которых отчетливо проявляются элементы портретных зарисовок, событийных сюжетов, аналитических, познавательных сегментов и пр.

Третья глава «Современный очерк в мордовской литературе: творческая связь времен и поколений».

3 первом параграфе «Конфликты и характеры в мордовской очеркистике» подчеркивается, что мордовский очерк с течением времени изменяется, дополняется, совершенствуется. Если в 1950-е годы преобладала «деревенская тема», то в последующий период очерк характеризуется большей масштабностью охвата действительности, усилением художественного интереса к раскрытию внутреннего мира героев, их нравственно-психологических переживаний, философских исканий, многопроблемностыо, аналитичностью, конфликтностью, гуманистическим пафосом. Онисагельность, фактографичность, цифры, ранее присутствующие в мордовской очеркистике, отошли на второй план. В 1960-1980-е годы становятся востребованными очерки на социокультурную тематику - национальная, школьная, молодежная, спортивная, а также экологическая, историческая и пр. На данном этапе четко наметилась тенденция к осмыслению истории, культуры мордовского народа, к отображению положительного героя; интерес к современнику как к личности (положительной, либо отрицательной) становится характерной чертой очерка. Очерки становятся диалогичнее, аналитичнее, масштабнее, большая роль отводится пейзажным,

" Демин В. И. Эрзянь очеркесь : Исяк ды течи / Демин В., М. Еремина // Сятко. - 2004 - С 108

17

лирическим «вставкам», интонационной стилистике. Это отражается в произведениях Н. Коломасова, М. Кяшкина, М. Моторкина, В. Радасва, И. Пиняева, Р. Потекаева, Н. Эркая, Т. Якушкина и др.

Очерк об экологической обстановке в Мордовии «Вниз по Мокше-реке» Н. Эркай представляет как проблемный: «Проблема большой Мокши, - отмечает автор, - стала делом государственной важности. От обеднения реки страдает весь примокшанский край. Лысеют берега... рубятся леса... рощи, наступает песок, заносятся поля, сенокосы». Способность познавать, сочувствовать природе, разглядеть социально важное - отличительное качество очеркиста. В другом проблемном очерке «Куда деться Мокше?» Н. Эркай возмущен браконьерами, уничтожающими реки и леса республики. В очерке-исследовании «Земля-матушка стонет» Н. Эркай делится наблюдениями и раздумьями об ответственности за «потерю вкуса к земле», равнодушия к ней. Но в строчках очеркиста сквозит надежда на благоразумие человека: «Я верю, землей мы распорядимся по-научному, перестанем се топтать всеми видами машин ...хлестать как кнутом дорогами вдоль и поперек».

В очерке-исследовании Н. Коломасова «Кой» - «Традиция» поднимаются две проблемы: «как возродить гибнущие села?», «каким путем идти современным хозяйствам?». Произведение построено на общественном и личном конфликте. Описывая жизнь сел, очеркист надеется на глобальные перемены, которые должны произойти, иначе «некому будет эту землю возвращать».

В данный период находят выражение и путевые очерки. В произведении Р. Кемайкиной «Косо, косо эрзянь морось?» - «Где ты, где ты, мордовская песня?» рассказывается об эрзянском сслс в Пензенской области, прославившемся благодаря фольклорному ансамблю. Чувство гордости автора за успехи этноса перемежается в очерке с рассуждениями об «увядающей» культуре мордовского народа в целом.

В эти годы впервые публикуются очерки о братстве народов СССР, их взаимном труде, коллективном творчестве, союзничестве. Большой интерес вызывают очерки, повествующие о связях Мордовии с зарубежными странами. Так, П. Левчаев в познавательном очерке «Енисейть толонза» - «Енисейские огни» рассказывает- о сибирской природе, народах, живущих в суровых условиях Сибири, об их характерах. Л. Ширяев в очерке-размышлении «Доданьконь кшнинь санонза» -«Железные жилы земли», повествуя о строительстве газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, акцентирует внимание на взаимоотношениях строителей разных национальностей: русских, украинцев, белорусов, башкир, мордвы, чувашей и др.

В данный период немало публикуется портретных, путевых очерков, посвященных дружбе писателей Мордовии и Украины (И. Пиняев «Сисемь чить оянь кольез» - «Семь дней у друзей», Т. Якушкин «Пси ссдей» -«Горячее сердце» и др.). Г. Пинясов в путевом очерке «Покш сад

18

странась - Болгариясь» - «Больших садов страна Болгария» повествует о гостеприимстве болгарского народа.

Очерк заметно оживился и вырос. Он продолжает публиковаться в сборниках, литературно-художественных журналах, газетах и альманахах. Проблематика и тематика очерка обогащаются, географические горизонты расширяются.

Во втором параграфе «Очерк в мордовской прозе: традиции и преемственность», исследовав современные очерковые произведения, автор приходит к следующим выводам: сегодня очерк представляет собой симбиозное жанровое образование, включающее в себя традиции мордовского очерка 1920-х - 1980-х годов: описателыюсть, образность, обращение к анализу, выводам, типизации и обобщениям. Кроме того, жанру очерка присущи характеристики, обусловленные временем, новыми социально-экономическими условиями. Если ранее в очерковых текстах наблюдались аналитические комментарии, то сегодня прозаики демонстрируют умение не только констатировать, комментировать факты, но оценивать их, анализировать, выделять типическое и обобщенное, в некоторых случаях, выходить за пределы социального анализа -стремление разрешать проблемы. К примеру, Г. Пинясов в очерке-размышлении «Стан заблудившихся душ» (1994), впервые пытается анализировать пенитенциарные проблемы. В острополемической манере автор размышляет о мотивах уголовных преступлений, об ужасных условиях содержания преступников в тюремных лагерях Мордовии.

Приоритетной темой современной мордовской очеркистики является национальная. В сборниках очерков «Финно-угорские народы» (2009); «Художник радости Федот Сычков» (2010), «Великие мастера земли мордовской: живопись, скульптура, графика» (2010) повествуется о выдающихся людях, тесно связанных с мордовским краем: С. Эрьзе, С. Фалилееве, Ф. Сычкове и др. В книге очерков А. Доронина «Кинть ютасы молицясь» - «Дорогу осилит идущий» (1994) предстают портреты писателей Мордовии: К. Абрамова, И. Девина, И. Калинкина, И. Кривошсева, П. Любаева, А. Моро и др. В сборнике очерков Н. В. Зиновьева «Валдо тештень пусмо» - «Букет светлых звезд» представлены нравственно-психологические портреты представителей мордовской интеллигенции: Т. Якушкина, А. Мартынова, А. Дорог ойченко, М. Евсевьева и др. В портретном очерке В. Мишаниной «Оймевт вайгель» - «Задушевный голос» художественно отображен образ композитора Н. Кошелсвой; В. Демин отразил портрет народной сказительницы С. Люлякиной в очерке «Марковна»(1993); М. Брыжинский в очерке «Чевте седей Никул» - «Добродушный Никул» (1992) нарисовал портрет зачинателя мордовской литературы Н. Эркая и т. д.

Особенность современных портретных очерков заключается в том, что образы раскрыты не описательно, но посредством обстоятельств! взаимодействия с «в торостепенными героями», фактами из личной жизни

19

В последние годы портретный очерк совершенствуется в творчестве В. Демина. В его многочисленных произведениях отражена галерея образов - представителей мордовской культуры: поэтов Л. Лрапова, В. Журавлева; писателя-сатирика Л. Ганчина; эрзянской поэтессы Л. Рябовой; ученого М. Ломшина; очеркиста И. Антонова и др. В. Демин не ограничивается фактографичным описанием, его очеркам присущ исследовательский характер, анализ причин, породивших конфликт, философское видение отображаемого, психологизация, диапогичность, вместе с тем, простота и доступность изложения. В соответствии с целевым назначением автора возникают очерковые портреты-воспоминания, очсрки-эссс, очерки-размышления, очерки-исследования,

мини-очерки и пр.

Эсссистическая манера изложения присуща М. Брыжинскому (очерки-эссе «Тсшкст» - «Пометки», «Пингснь гайть» - «Звон эпохи»). Д. Надькин в очерке «Будем ли собирать камни?», используя методы социологического анализа, небезуспешно пытается раскрыть проблемы нации, мордовского языка, культуры как духовных ценностей этноса.

Точность, документальность, в органическом единстве с художественностью, лиричностью, личностно-эмоциональное отношение авторов к героям, оставившим заметный след в истории Мордовии, воплощается в портретах-воспоминаниях, портретах современников,

портретах-зарисовках и пр.

Жанр очерка прошел длительный путь развития. В настоящее время жанр представляет собой сложившуюся симбиозну.о форму отображения фактов реальной действительности. Это является свидетельством того, что мордовская литература - не «застывшее» явление, но динамично развивающаяся, постоянно обогащающаяся новыми именами сфера национальной культуры, способствующая духовной гармонизации общества.

В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейшего изучения поставленной проблемы. Отмечается, что с каждым историческим отрезком времени очерк в соответствии с преобразованиями в обществе трансформируется структурно, содержательно дополняется новыми сюжетами, темами, образами, проблемами.

Очеркам 1920-1930-х годов было свойственно прежде всего информационно-описательное изложение.

Очерки-портреты, портретные зарисовки следующего, военного периода характеризуются образностью, типизацией, документальностью, усилением агитационно-пропагандистской функции, лаконичностью.

Обращение очеркистов Мордовии к «деревенской» проблематике является характерной чертой 1950-х начала 1960-х годов. Огромная заслуга в данном процессе принадлежит И. 3. Антонову, отобразившему в проблемных очерках вопросы развития села, местной бюрократии,

20

неумелого руководства, партийного чиновничества.

Очеркам 1960-1980-х годов свойственно обращение к социокультурным темам и проблемам: школьная, молодежная, просветительская, а также экологическая, спортивная, пенитенциарная и др. Наравне с проблемными очерками возникают очерки-размышления, очерки-портреты, очерки-исследования, в которых также отображаются актуальные проблемы.

В последние два десятилетия в очерках сконцентрировалось лучшее, что накопила мордовская очеркистика предыдущих периодов: проблемноегь, аналитизм, образность, достоверность, монологичность, диалогичность, лиричность, пейзажность и пр. Современный очерк в мордовской прозе - симбиозный жанр, включающий в себя элементы проблемного, портретного, путевого и других подвидов очерков. Нередки очерки-исследования, очерки-размышления, очерки-воспоминания, очерки-эссе, в которых приоритетными являются темы и проблемы национального языка, культуры, литературы, обращение к современнику как к личности, его внутреннему миру, философским взглядам, нравственным убеждениям.

Основные положения и выводы диссертации получили отражение в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в реферируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК:

1. Гузанова Е. В. Интегративные свойства очерковых произведений Мордовии периода Великой Отечественной войны» / Е. В. Гузанова // Интеграция образования. - 2012. -№3.- С. 97-101.

Научные публикации в других изданиях:

2. Леваева Е. В. Понятие «регион» как полифункциональная категория: этимологический аспект/ Е. В. Леваева // Полиэтническая культура народов Поволжья: методология и методика: материалы Всерос. науч.-практ. конф с междунар. участием 15 янв. 2011 г. - Ульяновск : Изд-воУл. ГПУ.2011.- С. 13-18.

3. Леваева Е. В., Антонова В. И. Очерк в системе жанров газетной публицистики» /Е. В. Леваева, В. И. Антонова //Актуальные проблемы филологии и журналистики : сб. науч. тр. / редкол. М. В. Мосин (отв. ред.) [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011.-С. 173-177.

4. Леваева Е. В. Приемы художественной типизации в современном портретном очерке / Е. В. Леваева // Актуальные проблемы филологии и журналистики : сб. науч. тр. / редкол. М. В. Мосин (отв. ред.) [и др.]. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2011.- С. 172-173.

4. Леваева Е. В. Понятие «регион»: социокультурные детерминации полифункциональной категории / Е. В. Лспасва, В. И. Антонова // Вторые Конкинские чтения : сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием (29-30 сентября 2011 г., Саранск) / редкол.: Е. А. Казеева, М. В. Мосин (отв. ред.), Е. А. Николаева,

A. Б. Танасейчук. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - С. 20-28.

б. Леваева Е. В. Очерк в системе жанров. / Е. В. Леваева // Материалы XVI науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов МГУ им. Н. П. Огарева : в 6 ч. Ч. 5 : Гуманитарные науки / сост. Л. И. Ватанина, Г. В. Терехина; отв. за вып. П. В. Сснин. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - С. 300-303.

7. Гузанова Е. В. Писатель - очеркист - исследователь / Е. В. Гузанова // Региональная журналистика в контексте национальной культуры : сб. науч. тр. / редкол. : В. И. Антонова, В. И. Демин и др. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - С. 82-85.

8. Гузанова Е. В. «Автор об авторе». (Из творческой лаборатории аналитика-публициста) / Е. В. Гузанова // Региональная журналистика в контексте национальной культуры : сб. науч. тр. / редкол. :

B. И. Антонова, В. И. Демин и др. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013.- С. 85-88.

9. Гузанова Е. В. Информационная культура студентов-гуманитариев и процессы межличностной интсракции в образовательной деятельности вуза / Е. В. Гузанова, В. И. Антонова // Индивидуальный стиль в лингвистическом и риторическом аспекте : межвуз. сб. науч. тр. / науч. ред. О. В. Филиппова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. -

C. 119-123.

10. Гузанова Е. В. Женские образы в повести Т. Барговой «Паз, простямак!» / Е. В. Гузанова, И. А. Герасимова // Актуальные проблемы филологии и журналистики: сб. науч. тр. / редкол. М. В. Мосин (отв. ред.) [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - С. 114-118.

Подписано в печать 19.09.13. Формат 60x84 Уп,. Усл. печ. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ № 1319. Издательство Мордовского университета Типография Издательства Мордовского университета 430005, г. Саранск, ул. Советская, 24

 

Текст диссертации на тему "Эволюция жанра очерка в мордовской литературе"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарёва»

На правах рукописи

04201362481

ГУЗАНОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕНТИНОВНА

ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА ОЧЕРКА В МОРДОВСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЕ

10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

(финно-угорская)

Научный руководитель -доктор филологических наук, доцент АНТОНОВА ВЕРА ИВАНОВНА

Саранск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................3-14

1. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОРДОВСКОГО ОЧЕРКА

1.1 .Предпосылки становления жанра очерка в мордовской литературе.................................................................................15-31

1.2.Симбиоз героического и трагического в произведениях мордовских очеркистов в годы Великой Отечественной войны..............................31- 44

2. ТВОРЧЕСТВО И. 3. АНТОНОВА КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП МОРДОВСКОЙ ОЧЕРКИСТИКИ ОТ ПУБЛИЦИСТИКИ К БЕЛЛЕТРИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ ИЗЛОЖЕНИЯ

2.1. Жанрово-тематические разновидности очерков И. 3. Антонова ................................................................................................45-60

2.2.Художественно-стилистическое своеобразие очерковых произведений писателя....................................................................................60-100

3. СОВРЕМЕННЫЙ ОЧЕРК В МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ТВОРЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН И ПОКОЛЕНИЙ

3.1.Конфликты и характеры в мордовской очеркистике .............................................................................................101-133

3.2. Очерк в современной мордовской прозе: традиции и преемственность ...............................................................................................133-176

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................177-181

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................182-196

%

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Категории «жанр» и «время» - понятия не только взаимосвязанные, но взаимообусловленные. На каждом последующем историческом этапе в жанрах происходят как проблемно-тематические, так и структурные трансформации в соответствии с требованиями, предъявляемыми временем.

«Литературный жанр, - по определению М. М. Бахтина, - по своей природе отражает наиболее устойчивые, вековечные тенденции развития литературы. ...Жанр, - продолжает ученый, - всегда ...и стар, и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра. В этом жизнь жанра... Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития» [42, с. 178-179].

Жанр очерка является одним из наиболее значительных категорий литературы. В нем концентрируются признаки, позволяющие литераторам отобразить факты реальной действительности во всей их полноте и многообразии, «на разработку проблемной ситуации, воссоздание образа в очерке могут уйти недели, месяцы и даже годы» [37, с. 101]. Очерк - сложное явление, прежде всего потому, что стоит «на стыке» двух творческих направлений: литературы и публицистики. Своеобразие творчества прозаиков Мордовии в том, что каждый из них, являясь известным в республике беллетристом, вносит огромный вклад в развитие современной мордовской литературы и публицистики, а жанром, сближающим два «рупора» гласности, является очерк.

Современное «очерковое мышление» не отторгает достижений прошлого, наоборот, продолжает развивать ставшие традиционными жанры, насыщать их новыми чертами в соответствии с идейно-эстетическим опытом. В настоящем исследовании эволюция очерка в мордовской прозе

рассматривается с 1920-го по 2013 год. Говоря о «творческой памяти» жанра, нельзя не отметить особую роль «прародителей», которые способствовали становлению литературных жанров, очерка, в частности.

У каждого народа существуют просветители, которые актуализировали достижения этноса, придали им национальный, социокультурный смысл. Так, имя М. Е. Евсевьева тесно связано со становлением мордовской национальной культуры и просвещения. Знаток и собиратель образцов фольклора, он создал «энциклопедию народной жизни» мордвы. Значение его творчества в развитии литературы и культуры мордовского народа может быть глубоко понято лишь в тесной связи с современными литературными процессами. Важна роль в развитии «литературного облика» мордовской культуры П. И. Мельникова,

B. Н. Майнова, С. К. Кузнецова, написавших первые монографические исследования о мордве. Реализация традиций творчества русских писателей в литературе мордвы прослеживается в работах 3. Ф. Дорофеева,

C. В. Аникина, В. В. Бажанова, А. Я. Дорогойченко, А. И. Завалишина и др. Так, С. В. Аникин - представитель литературной интеллигенции из мордвы - написал немало работ, содержащих элементы очерка. Манера его повествования характеризуется проникновением во внутренний мир героя, описанием событий сквозь призму мировосприятия образа. Немало сделал для духовного развития этноса В. В. Бажанов - первый редактор и создатель саранской газеты «Мужик». Большое влияние на развитие мордовской литературы оказали А. Я. Дорогойченко, А. И. Завалишин. В их рассказах («Пепел», «Первый блин» А. И. Завалишина; «Товарищ Варвара», «В те дни» А. Я. Дорогойченко) судьбы героев, конфликты определяются не биографическими факторами, но значительными общественными катаклизмами, воздействующими на сознание и поступки человека. Мордовская литература конца XIX- первой трети XX века развивалась как самостоятельное авторское творчество, в котором, с одной стороны,

реализовывалась преемственность русскоязычных традиций, с другой - шел процесс преодоления творческой инертности.

В настоящее время имеется немало работ, в которых исследуется мордовская очеркистика, «движение жанра очерка». Но, на наш взгляд, в них отсутствует четкая хронология становления, развития очерка; недостаточно глубоко проанализированы структурно-содержательные характеристики жанра; не раскрыта концептуальная взаимосвязь ранних очерков с современными очерковыми произведениями; не рассмотрены современные очерки, воплотившие в себе традиционные элементы, а также новые, приобретенные черты. Чтобы проследить данные явления, мы обратились к анализу плеяды мордовских литераторов, которые на протяжении длительного времени способствовали совершенствованию очерковой прозы Мордовии. Кроме того, исследовали творчество И. 3. Антонова, оказавшего огромное влияние на формирование и развитие мордовской очеркистики. Скрупулезное исследование очерковых произведений различных исторических периодов позволило определить творческое своеобразие современных мордовских писателей в постановке, разрешении актуальных вопросов и проблем.

Объект диссертационного исследования - очерковое творчество писателей Мордовии 1920-2013 годов в процессе формирования литературно-очерковых форм.

Предмет исследования - эволюция жанра очерка в мордовской литературе.

Цель диссертационной работы - исследовать этапы формирования, развития, становления очерка в творчестве литераторов Мордовии в различные социально-исторические периоды.

Достижение поставленной цели предполагает разрешение следующих задач:

- определить общественно-исторические предпосылки формирования очеркового жанра в прозе Мордовии;

- обосновать синтез героического и трагического в военных очерках мордовских литераторов;

- определить приоритетную роль И. 3. Антонова в совершенствовании жанра очерка; проанализировать проблемно-тематические, композиционные, структурно-содержательные, стилистические особенности творчества И. 3. Антонова, которые в дальнейшем нашли выражение в очерках литераторов Мордовии;

- обосновать творчество И. 3. Антонова как уникальное явление, способствующее переходу жанра очерка от публицистического к беллетристическому отображению фактов реальной действительности;

- исследовать творческие идейно-художественные, структурно-содержательные особенности мордовских очеркистов разных периодов, оказавших влияние на становление современной очерковой прозы;

- используя метод контент-анализа, сравнить ранние произведения мордовской прозы с очерками более поздних периодов, с произведениями современных писателей и публицистов;

- определить традиционные элементы, а также новаторские начинания в современной мордовской очеркистике.

Цель и задачи исследования предопределяют выбор методов исследования: аналитический, историко-литературный, типологический, сопоставительный, сравнительно-исторический, описательный, структурно-функциональный и др.

Степень изученности проблемы.

В российском и мордовском литературоведении существует немало работ, посвященных проблемам становления и развития очерковой прозы. Это работы В. А. Апухтиной («Современная советская проза - (60-70-е годы»); В. И. Баранова («Новые дали творчества»); А. И. Брыжинского («Современная мордовская проза: движение жанра», «Процессы жанрового развития мордовской прозы»); Е. Я Бурлиной («Культура и жанр). Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза»);

Л. Г. Васильева, Н. Л. Васильева («Всегда вместе: Литературные портреты, статьи, заметки»); В. М. Макушкина («Обретение зрелости») и др.

Первой попыткой анализа путей развития мордовской очерковой прозы явилась работа Л. Р. Вдовиной «Деревенский очерк Мордовии 50-60—х годов» [67]. Автор работы отмечает, что данное исследование, в котором впервые рассматривается жанр очерка в мордовской литературе, «не претендует на всестороннее и полное исследование очерка», тем не менее, в диссертации достаточно скрупулезно изучены особенности очерковых произведений мордовских и русских писателей, живущих в Мордовии.

Не менее полезной и значимой для нашего исследования явилась работа Т. В. Адушкиной «Очерк в системе жанров мордовской литературы» , в которой небезуспешно воссоздана объективная картина развития очерка в конкретные периоды истории мордовской литературы; определено своеобразие его проблематики, тематики и поэтики.

Теоретико-методологическую основу исследования представляют труды М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, В. Я. Хализева, М. Б. Храпченко; Н. И. Глушкова, И. А. Дедкова, Е. И. Журбиной, Л.Ю. Звягиной, В. Я. Канторовича, М. С. Черепахова, а также Л. Г. Васильева, Н.Л. Васильева, А.Д. Ганчина и других. Для определения очерка как жанра мордовской литературы привлекались труды Т. В. Адушкиной, А. В. Алешкина, А. И. Брыжинского, Л. Р. Вдовиной, В. И. Демина, А. Д. Ганчина, В. В. Горбунова, И. К. Инжеватова, В. М. Макушкина, М. И. Малькиной, В. Е. Соколовой, Н. И. Черапкина и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- проведена хронологическая систематизация мордовского очерка: от истоков его формирования (1920 г) до современности (2013 г);

- определены семантико-синтаксические особенности ранних очерков, проецирующиеся на развитие современных произведений;

- проанализировано публицистическое творчество И. 3. Антонова периода Великой Отечественной войны, ранее не рассматриваемое в современной науке;

- отражено своеобразие писательского наследия И. 3. Антонова, являющегося переходным этапом от публицистики к беллетристическому изложению в очерковой прозе Мордовии;

- исследованы идейно-тематические, структурно-содержательные, художественно-стилистические искания мордовских очеркистов разных исторических периодов;

- рассмотрено творчество современных мордовских писателей, чьи проиведения не исследованы в мордовской литературе;

- проведен контент-анализ очерков авторов предшествующих исторических периодов с очерками современной мордовской прозы;

- выявлены традиции мордовского очерка, а также новаторские искания очеркистов Мордовии.

Эмпирической базой исследования являются тексты очерков мордовских писателей, а также литературно-критические статьи, рецензии, посвященные проблемам становления и развития очерка в мордовской прозе.

Хронологические рамки исследования - 1920-2013-е годы.

Основные положения, выносимые на защиту

1. В 20-е годы XX века в мордовской литературе отсутствовала жанровая дифференциация, потому многие литературно-публицистические тексты, которые несли в себе очевидную очерковую сущность, определялись традиционно: рассказ, статья. Зарождение и становление жанра очерка в данный период тесно связано с именами 3. Дорофеева, А. Дуняшина, Ф. Завалишина, А. Мокшони, Т. Раптанова, Ф. Чеснокова, Н. Эркая и др.

В очерках 1920-1930-х годов отражались злободневные темы и проблемы, свойственные исторической атмосфере: пробуждения классового самосознания бедноты; отношения к новой власти; образования, религии; роли женщины в обществе; колхозного строительства и пр.

И хотя проблемно-тематический диапазон ранних очерков достаточно многообразен, но очерки носили агитационно-повествовательный характер, представляли собой информационно-публицистические тексты, констативные, описательные сообщения, в которых поверхностно, без глубокого анализа, обобщающих комментариев отражалась реальная действительность. Жанровые границы очерков были нечеткими, «размытыми».

2. Доминирующей функцией очерка военных лет (1941-1945 гг.) является агитационно-пропагандистская. Приоритетной формой отражения военной реальности являются портретные, событийные очерки с положительными героями. Данное обстоятельство обусловлено объективной причиной: советский народ нуждался в позитивных примерах, достойных подражания. В центре очерковых произведений данного периода были образы советских солдат, младшего офицерского состава, тружеников тыла, которые военными и трудовыми свершениями доказывали преданность стране. Краткость, оперативность, доступность, эмоциональность - черты военного очерка, способствующие их мобильному распространению, осмыслению, а также информированию населения о ходе военных действий.

Художественное осмысление военной тематики находит свое воплощение прежде всего в очерках-портретах, портретных зарисовках. Образы героев преподносятся не изолированно от стилистико-изобразительных средств, они «слагаются» из описания внешности персонажей, особенностей речи, манер, жестов, поступков, субъективного отношения к действительности.

В военный период преобладают небольшие по объему портретные очерки и зарисовки, характеризующиеся не только документальностью, но и использованием различных художественно-изобразительных средств. Эмоциональность - специфическая черта очерков военного периода. Очеркисты отображали не только героические действия, трудовые будни в тылу, но и трагические моменты сурового времени: гибель друзей,

однополчан, которые нельзя выразить сухими, казенными словами.

3. Многочисленные военные очерки И. 3. Антонова, представленные в прозе, являются преимущественно «очерками боевых эпизодов», в которых отражаются характер человека, его психология, обстоятельства героических, нередко, трагических событий. Очеркист с помощью документальных образов показывает военные подвиги, в которых проявляются сила духа, мужество и стойкость.

Заслуга И. 3. Антонова в том, что он был представителем не только прозаических очерков, но и автором очерков в стихах, в которых как в зеркале отражались насущные темы времени, «стрелка» его «творческого компаса» всегда «указывала» на актуальные вопросы, которые требовали не только рассмотрения, но нередко и разрешения.

4. Новый этап в развитии очеркового жанра наблюдается в 1950-х -начале 1960-х годов. Ведущей темой очерковой прозы данного периода является «деревенская».

По мнению И. Виноградова, - «пробил действительно час очерка. И, прежде всего, деревенского...» [69, с. 88]. Данная тема впервые была раскрыта В. Овечкиным, который «от очерка к очерку... совершенствовал методологию изучения деревни, анализа... процессов», стимулировал «интерес всей литературы к жизни села» [69]. Почему же именно данный жанр «откликнулся» на общественную потребность? Потому, что именно очерк - оперативная форма отражения - включал в себя как аналитическую публицистику, так и беллетристику - художественное воспроизведение фактов объективной действительности. Кроме того, актуальность очерка была обусловлена историческими причинами: во-первых, сельское хозяйство признавалось наиболее «отстающим участком»; во-вторых, исследование реальной действительности давало очеркистам возможность затронуть проблемы, которые они не могли показать в другом жанре; в-третьих, перемены, наступившие в 1950-е годы, способствовали тому, что прозаики стали переходить к более глубокому обобщению, типизации, постановке

значительных проблем хозяйствования. Если раньше в очерках не было принято писать об отрицательных фактах, то, начиная с «оттепели», очеркисты смело «заговорили» о социальных проблемах.

В 1950-е годы мордовская очеркистика заметно окрепла. Огромная роль в развитии о