автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Традиции песенно-эстрадного искусства Египта и Узбекистана (на примере творчества Умм Кульсум и Батыра Закирова)

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Аманмурадова, Саадат Чарыевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Традиции песенно-эстрадного искусства Египта и Узбекистана (на примере творчества Умм Кульсум и Батыра Закирова)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции песенно-эстрадного искусства Египта и Узбекистана (на примере творчества Умм Кульсум и Батыра Закирова)"

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ имени ХАМЗЫ ХАКИМ-ЗАДЕ

НИЯЗИ

АМАНМУРАДОВА СААДАТ ЧАРЫЕВНА

ТРАДИЦИИ ПЕСЕННО-ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА ЕГИПТА И УЗБЕКИСТАНА

(на примере творчества Умм Кульсум и Батыра Закирова)

Специальность 17.00.02. — Музыкальное искусство

На правах рукописи УДК 78.03.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Ташкент — 1995

Работа выполнена в Отделе истории музыки Ордена «Дружбы народов» Научно-исследовательского института искусствознания им. Хамзы Министерства по делам культуры Республики Узбекистан

Научный руководитель:

кандидат искусствоведения А. Б. ДЖУМАЕВ

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор ЗАКРЖЕВСКАЯ С. А.; кандидат искусствоведения, доцент НАСЫРОВА Ю. М.

Ведущая организация — Ташкентский институт культуры им. А. Кадыри

Защита состоится «Л^У » 1995 г. в 14-00 часов

на заседании Специализированного совета Д.092.11.21 по защите докторских диссертаций при НИИ искусствознания им. Хамзы

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке НИИ искусствознания им. Хамзы по адресу: 700029, Ташкент, площадь Мустакиллик, 2

Автореферат разослан » С^ьАХи-*^ 1995 г.

Учёный секретарь / Специализированного совета^

БЕКОВ О. А.

_ а - •

Одна из серьезных проблем музыкальной жизни стран Елшшего и Среднего Востока - проблема преломления традиций в современном искусстве. Её особая актуальность связана с тем, что традиции ииеот самодавлевдее значепие, п сохрашш свои непреходящую художественную п эстетическую ценность, активно фунтшионируют в услоюшх современности. Анализируя причины устойчивости традиций в странах Ближнего и Среднего Востока, исследователи подчёркивают, что в современных условиях традиционные ценпости . становятся едва ли пе единственной опорой для подавляю- ■ щего большинства населения. Еазпеспособность традиций сегодпя определяется их местом в синтетпческом коптексте многосоставной культуры. Именно в этом случае воспринимаются основные свойства традиционной музыки - присущие' ей способ мышления, философские раздумья о'смысле яизни, \ своеобразная чувствительность, приводящая к полному пог-: руаепию в неё. Всё это сегдцня даяе нередко противопоставляется динамике современного мира.

Вместе с тем, в новых условиях общественный статус и условия функционирования традиционной музыки подвергаются значительным изменениям. Так, наряду с историческими формами её. бытования в жизни общества, возникают и несколько иные, обнаруживающие сходство с различными видами и способами репрезентации европейской музыкальной практики. Традиционная музыка включается в программы средств массовой информации,; записывается на гршяшлас-тинки, кассеты, воспроизводится с помощью видео.

Современную жизнь музыкальных традиций п на Арабском Востоке /Египте/, и в Средней Азии /Узбекистане/ можно проследить на многочисленных художественных примерах. Однако, такой широкий охват материала потребовал бы огромной подготовительной работы. Появление исследования обобщающего характера будет возможным после накопления знаний о развитии песепно-эстрадного искусства в каадом из регионов Ближнего и Среднего Востока. Подобное исследование нуждается также в разработке самих принципов сопоставления достаточно разнородных явлений, установления их общих критериев и параметров. Исходя из этого, в данной диссертации предполагается сделать лишь один из первых шагов на пути к широкоохват-кому исследованию - рассмотреть творчество одного из наиболее ярких представителей песенно-эстрадного искусства на Арабском Востоке /Египте/ с сугубо предварительным проведением параллелей в эстрадной песне Узбекистана. ■ ' •

В данной же работе главное внимание преимущественно сосредоточено на малоизвестном неизученном в узбек-оком.музыкознании творчестве выдающейся египетской пе-•вицы Уым Кульсум /1903-1975 гг./, которое сознательно ваделено в качестве ключевого объекта исследования. Обращение к творчеству Батыра Закирова отнюдь не ограничивает, - и даже более того, предполагает привлечение к исследованию других известных .певцов и музыкантов. Но эта задача - дело будущих исследований. В настоящей работе лишь намечаются возможные пути и подходы

к сравнительно-сопоставительному исследованию более «прокого порядка.

Актуальность теин диссертации обусловлена многими причинами, главными из которых являются'следующие: I/ наличие тесных, уходящих в глубь веков, многоплановых культурно-исторических связей восточных музыкальных культур;

2/ возрождение профессиональных традиций прошлого, сохраняющих своё значепие в современной музыкальной жлзпя стран Востока;

3/ активизация международных связей и творческих контактов различных культур, их сближение, взаимодействие н взаимопроникновение.

Обращение к одной из ведущих универсалий художественного творчества - традиции,, связанной с фундаментальными аспектами искусства, мышления и восприятия, позволяют рассмотреть обширйнй круг вопросов общеаотетнческого порядка.

Актуальность диссертации заключается в той, что проблема современного песенно-встрадього искусства в ёго тесной связи с исконными традициями арабского пения /шла/ не получили достаточного научного освещения. В арабских странах, так же как и в современном музыкознании Узбекяста на отсутствуют чёткие и однозначные определения понятия песенно-зстрадпого искусства, недостаточно разработаны его эстетико-теоретические вопросы. Творчество Унм Куль-сум но настоящее время остается малоизученным. В узбекском музыкознании оно не получило специального теорети-

ческого освещения. В связи с этим, необходима постановка новых задач углубленного изучения проблем лесенно-эстрач-ного искусства восточного региона с целью выявления общих художественно-эстетических принципов данного пласта музыкальной культуры.

Основная цель диссертации заключается в рассмотрении многовековых традиций арабского песенного искусства и современном их преломлении в творчестве Умм Кульсум. В качестве■задачи второго порядка ставится выявление некоторых черт типологической общности в песепяо-эстрадном искусстве Египта /творчество Умм Кульсум/ и Узбекистана /творчество Батыра Закирова/.

Научная новизна настоящего исследования заключается в самой постановке проблемы, ибо- творчество Умм -'.ульсум в п е р в ы е рассматривается в музыкознании Узбекистана как специальный самостоятельный вопрос. Впервые также в диссертации: '■

- показано действие и прет орение исконных музикалышх традиций.и их художественно-эстетических принципов в современном песенно-эстрадном искусстве Арабского Востока /Египта/;

-•дана разносторонняя характеристика творческого облика малоизвестной в республике египетской певицы;

- предложен творческий портрет Батыра Закирова;

- намечены и выявлены некоторые типологически общие черты в этом виде искусства в творчестве Умм Кульсум /Египет/ а Батыра Закирова./Узбекистан/.

Общими методологическими ориентирами работы послужили отдельные принципы, выработаппые современным музыкознанием, и в первую очередь, принцип историзма. Сущность стого принципа, как известнозаключается в том/ что любое явленно рассматривается в его конкретном социокультурном контексте. Это позволяет увидеть явление в процессе гаро.тдепия и развития, осмыслить его сущность, формы и "способы" яизни в меняющемся мире. Псторико-культуроло-гач&ский иодход дает возможность.изложить материал в стзе с раггятиеи культур», литературы, Философии, религии; в аспекте проблем, наиболее актуальных для современной музыки Ближнего п Среднего Востока, таких как: роль художественных традиций в совремоппом творчестве, взаимодействие музыкальных культур Востока и Запада и т.д. Именно в этой связи основные этапы творческой деятельности Умм Кульсум соотнесены в диссертации с историей развитая арабской музыки. Мнсгоуровливость, присущая традиции, её гибкая связь с целым рядом явлений, а также зависимость от разнообразных факторов внутреннего и внешнего порядка, обусловили применение в работе элементов системного подхода.

Музыкальным материалом исследования послужили нотные сборника и кассеты с некоторыми из эапчеей песен Умм Кульсум, собственные расшифровки; пластинки с песнями в исполнения Еэтпра Закировч.

Практическое значений диссертации определяется возможностью использования её результатов а различных областях научной п музыкально-педагогической практики; в дальнейшей разработке теоретических проблем песенио-эотрадко-

го аокусотва стран Ближнего и Среднего Востока; в специальных учебных курсах.

Апробация работы проходила на заседаниях сектора современной музыки и фольклора и сектора истории музыки Института искусствознания им.Аамзы Хаким-заде Ниязи Министерства по делал культуры республики Узбекистан и рекомендована к защите. Основные положения диссертации изложены в докладах и сообщениях на УШ искусствоведческой научно-теоретической конференции молодых ученых "Наука глазами молодых" /Ташкент, 1990/, научно-теоретической конференции "Художественная культура: алита и массы" /Ташкент, 1992/. Опубликовано несколько статей по проблемам узбекской эстрадной музыки в республиканской печати.

Структура работы. Диссертации состоит из Введения, трех

глав, Заключения, библиографии и Приложения.

*

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

£о Введении дано обоснование темы исследования, её актуальности и научной новизны, определены цели и задачи, очерчен круг основных проблем и содержится обзор научной литературы.

Анализируемая во Введении литература образует несколько групп:

I/ работы, обобщающие историко-эволюционные аспекты арабского

песенного искусства; ¡¿/ исследовании, посвященные общим закономерностям песенно-эстрадного искусства;

3/ научные исследования о творчестве. Уш Кульсум; 4/ публикации о Б.Закирове.

В целом, в обзоре литературы отмечается малонэучея-ность современного песенно-эстрадпого искусства Арабского Востока /Египта/ и Средней Азии /Узбекистана/.

Как известно, современный арабский мир представляют 22 различных государства, стоящих на разных ступенях политического, социально-экономического п культурного развитая. В тоже время этот регион отличается особым единством, <-«условленным обащостьп пут"а исторического развития, прпродяцх и климатических условий, религии, языка, традиций а культурного наследия.

Музыкальные культуры стран современного Арабского Востока формировались в процессе длительной исторической эволюции. Огромную роль в их формировании играл, с одной оторопи, процесс непрерывной преемственности традиций, а с другой - непрерывного культурного взаимообмена. Вполне естественно, что- в художественном творчестве каздой из арабских стран существуют свои локальные проблемы, однако для отдельных общих областей профессионального искусства сложилась и общая проблематика. Такал ситуация позволила применять в работе как. обобщающее понятие "арабская музыкальная культура", так и более конкретное * "музыкальные культуры арабских стран".

Арабская музыкальная'культура, как и музыкальные культуры большинства других народов Востока - культура монодическая, устной традиции, представленная прежде всего песенным искусством. Эстетические принципы и традиции

художественного творчества - поэзии и музыки арабов уходят своими корнями в глубокое прошлое. Они сложились в доисламскую эпоху даахилийя / буквально "невежество", "незнание истинной веры"/,^претерпев в последующем определённое развитие и трансформации. Уважение к слову, к красоте поэтической речи граничило у арабов с религиозным поклонением. Теснейшая связь со словом является характерной чертой всей арабской музыки. Основанная на древней доисламской традиции бедуинского песнетворчества, имеющая подлинно национальный характер, высокая культура вдохновенной импровизации сольного исполнения на долгие времена определила направленность и характер художественного творчества арабов. Несмотря на все достижения в области инструментальной музыки, ведущим, самым любимым п популярным жанром музыкального искусства у арабов стала песня. Занимая особое доминирующее положение в богатой и многообразной системе современных жанров и форм,, "арабская песпн является зеркалом арабской жизни.Б'силу своей массовости и демократичности арабская песня- рграла важную рс хь в переломную историческую эпоху г период обретения независимости бывшими колониальными и полуколониальными странами арабского мира, превратившись в активный фактор общественной жизни,-призывай к единству, и сплоченности всех арабов.••

. О ^ ( [ЯЛ-

Однако, несмотря на особое приоритетное положение вокального искусства и в древней средневековой, а в современной арабской музыкальной культуре, многие его проблемы до сих пор остаются неразработанными. И в первую очередь это относятся к процессам и явлен мм современного песенно-зст-радного искусства. В большинстве своём тематика научных исследований ограничивалась эпохой средневековья. В них отчётливо прослейтается тенденция рассматривать искусство арабских народов вне политически: к социальных язлений, кап некую единую мусульманскую культуру, без учёта специфических особенностей назлой арабской страны. Такая тенденция',:./ неизменно приводит к недооцепке современного творчества, отсутствию работ об искусстве арабских стран новейшего времени*. '

В обзоре научной литературы подчеркивается значение фундаментальных исследований западно-европейской музыкальной арабистики, /в первуп очередь работ Г.Д*.0зрмера, Р.Зр-лапже, Сальвадора Даниеля, Л.Шоттена я других учё1шх/., 1!менно они позволяют представить общеисторическую кату развития' арабской музыкальной культуры, формирования традиций её профессионального искусства, в том числе песенного.

Постановка и теоретическое обоснование отдельных елояных вопросов музыкальной культуры арабомусульмапСкого : Востока содержатся в работах - Р.Грубера, ¡{.Кузнецова, З.Беляева, Я.йахназарсБой,. А.Назарова л других. Специальное исследование широкого |фута вопросов арабской музы-

Бмяг аргбскоЗ му?а«з. Я/зим. С977, с.Р.

калькой культуры в процсосе её исторической эволюции проведено И.Р.Еолян.

Музыковедческие исследования дополняются трудами по истории, литературе, художественной культуре Арабского Воотока /работы Э.Леви-Провансаля, И.Филыитинского, Б.Швдфар, А.Нуделипа и других/. В них содержатся разнообразные фактические сведения и глубокие наблюдения над художественным творчеством арабских народов, которые приложит к проблематике настоящей диссертации, и представляют интерес для выработки её методологических принципов. Как правило, в работах по истории и культуре Египта юля Умм Кульсум включается в плеяду блистательных имен современной египетской культуры.

Что касается специальных музыковедческих работ об Умм Кульсум на русском и узбекском языках, то они в большинстве своём носят информативно-публицистический характер. Таковы сведения в исследованиях И.Р.Еолян, статьях И.Маркова и'А.Маъыурова.

Более разносторонняя характеристика творческой деятельности певицы представлена в- зарубежной музыковедческой наука. Особо выделяется специальное широкоохватное научное исследование /диссертация/ по этой теме немецкого музыковеда Габриэль Брауне. Некоторым аспектам популярности десенного репертуара Умм Кульсум посвящена статья Вирджинии Даниэльсон.

Многочисленные работы связаны с песенным искусством и творчеством Умм Кульсум в странах арабского мира. Наиболее крупным исследованием творчества /мм Кульсум на араб-

ском языке являевся монографая доктора Нимат Ахмад фуад.

Научным подходом к творческому облику певицы отличается работа Ильяса Сахаба.

Ещё более емким по объему является -перечень публикаций, связанных с творчеством Батыра Закпрова. Наиболее значительной работой по этой теме является кнпга А.Джурае-ва. Творческий портрет Б.Закирова представлен И.Волковым. ,

В результате ознакомления с имеющимися работами по данной проблематике констатируется факт преобладания ма- : терпэлов публицистического характера, касающихся в первуа очередь биографических „ашшх и репертуара певцов. Проблемы художественного стиля, творческих припцппов, музыкального языка песен У мм Кульсум п Б.Закирова изучены в гораздо меньшей степени.

Становление и развитие современной арабской песпн в историческом ключе сопряжено с выявлением ей древних истоков. Кх рассмотрении уделено главное внк/ишие в I главе диссертации - "Об истоках и путях формирования арабского песенного искусства". В пей: ■

- кратко прослежены основные этапы и пути формирования национальных градаций арабского несенного искусства /гипа/;

- охарактеризованы отношения идеологии исламской культово« практики и музыкального творчества в сфере, вокального искусства;

- рассмотрены эстетические представления арабских народов;

- выявлены наиболее возние сферы, влияние которых просгла-■ тривается в творчестве Умм Куль с ум: а/ тесная неразрывная связь поэзии и музыки, б/ высокий общественный статус древнего шаира-певца, как выразителя,интересов своего племени. / Эта, идущая из древности традиция, объясняет особое отношение к Умм Кульсуы в арабском мире, как выразительнице чаяний п умонастроений современной нации /; в/ художественные принципы касыды - патетическая возвышенность, чистота дикции п т.д. /Касыда явилась основой репертуара- Уш Кульсум, а её принципы - одним из главных слагаемых творчества певицы/; г/ раннее сложение лирической образности в творчестве древних доисламских шаиров-певцов.- /Преобладанием лирики характеризуется образный мир творчества Умм Кульсум/.

Путем привлечения сведений из средневековых трактатов охарактеризованы основные черты, присущие арабской вокаль-

ч

ной музыке., подчёркивается -едущая роль поэзии.

В данной главе особо выделяется.одца из главных особенностей арабского песенного искусства - приверженность традиции, а затем конкретизируются, специфические черты музыкальных традиций - устный характер передачи, внутренний динамизм, строгая приверженность художественному канону. Далее.выявляются отличительные признаки традиций арабского 'песенного искусства, заключающиеся в особой эмоциональной силе и пылкости чувств, страстной взволнованности и преобладании лирических образов, культе слова и чистоте дикции, музыкальности поэзии и поэтичности музыки.

В данной главе предпринимается попытка дать разно-

стороннгз характеристику арабской несенной культуры, рассмотреть её как явленно, вобравшее в себя особенности рампчннл. пластов арабской музнкя, традиции других музи-¡адьпнх культур.

Изучение древкойпих потоков, ведуцсх традиций и основных направлений арабской музыка позволяет утверждать об особом положении и огромном значении личности певца в музыкальной зизпи арабского мира, 1сак в глубокой дреьнмти, так н о >юшё> вьемд. Цудтасрздс1ЫС io:.<y - тзорчестю Кульсум, рассматриваемо« в следующей главе диссертации.

Во П главе диссертации - "Творчество Умм Кульсум ii арабская песенная культура" освещается жпзпь п творческая деятельность наиболее яркой представительницы арабского песенного искусства XX века. ' )

Творчество Умм Кульсут,! прнпчдлекнт к числу вершинных догтшшкЯ мугшад» них культур стран Арабского Востока п зизкзае? гз последние годи поикьбншгй интерес. Оно является благсдагпик материале« дли кзу4в!:п» аирокого круга проблем традиционной и современной музыки Египта - "головы арабского мира", хдопеЯшего центра музыкальной культуры. Личность Viz'. Кул^ум занимает ясклвчителььое положена« ъ арабской музыке XX вэка, а с. её именем связана целая эпоха з истории арабского песенного искусства, ' '

S данной главе: - кратко изложен творческий путь Умм Кульсум, .показана её роль в музыкальной и общественно-политической лшзпи;

- дана характеристика творческого облика, художественных принципов и музыкального стиля певицы;

- предложена периодизация творчества и классификация обширного песенного репертуара.

Глава содержит сведения о современниках певицы - известных композиторах, поэтах, исполнителях, с которыми певицу связывали тесные творческие контакты. Среди них -Ахмад Рами, Рийяд ас-Санбати, Мухаммед Абдель Вахаб, Балиг Хавди и .другие.

Главное внимание в дапной главе сосредоточено па прояв лении национальных традиций арабской музыки в творчестве Умм Кульсум, на "механизме" их воплощения в современной исполнительской культуре. Опираясь на многовековые традиции арабского "гина", творчество Умм Кульсум Еместе с тем вобрало в себя новые веяния европейской эстрадной музыки. И именно на основе этого синтеза, Умм Кульсум создала новые традиции; которые продолжают жить и развиваться в последующих .поколениях.

Особый раздел главы посвящен.клнодеятельности певицы, сыгравшей .большую роль в развитии арабского кинематографа.

Отдельно говорится о претворении арабской поэзии в творчестве певицы, с большой требовательности Умм Кульсум к отбору стихов.

Проблема влияния речитации Корана на популярное пение на Арабском Востоке рассматривается в диссертации в связи 6 особой эстетической категорией - "хусн ас-савт" /буквально о арабского "1фасивый голос"/. Связь между

профессией чтеца Ксрана и профессией музыканта я поныне не утрачивает своей сили в странах арабского мпра."5сть определенная закономерность в том, что многие видающиеся арабские певцы, представители светского" вокального искусства начинали свою карьегу как чтецы Корана"^. Эта закономерность отчётливо проявляется на примере творчества Умм Кульсум. В данной главе говорится о знании певицей строго $. :ановлетшх правил а норм речитации Корана, о большом влиянии их на творчество Умм Кульсум. Здесь же содержатся описания концертов Умм Кульсум - своеобразных творческих спектаклей, изучаетсяяроль аудитории, обладающей определенными слуховыми навыками.

Характеристика особенностей музыкального стиля Умм Кульсум дана с точки зрения "внешних" признаков и "внутренних" черт. С "внешними" признаками связываются манера исполнении, способы подачи музыкального материала песен выход на сцену к широкой слушатэльской аудитории, использование микрофона, введение новых тембров в традиционный ансамбль и т.д./. Под термином "внутренние" черты подразумевается собственно музыкальный язык песен, в области которого также наблюдается значительное обновление. Факторами музыкального обновления здесь выступают принципы внутреннего драматизма, мелодического переинтонирования, контраста и внутреннего драматизма.

I

Еолян И.Р. Традиционная музыка Арабского Востока. М.: .(¡узыка, 1990, с. 129.

- ¿а-- ■

•л •

. В данной главе в качество примера рассмотрено одно из наиболее изее гтшх произведешь творчества Умм Кульсум "Рубан-Хайяма"' /Рубайят ал-ХаГжл/, Достаточно типичное для репертуара певицы зрелого периода творчества, оно дает ясное представление в целом о художественно-эстетических устремлениях и .принципах певнци, о самой традиции кульсумоцских -концертов. ■"

• Поэтической основой для создания этой "песенной композиции" послужили 15 рубая Омара Хайяма л переводе на арабский язык Ахмада Pai.ui. Автор музыки - Рийлд ас-Сапбати.

Подборка рубая отражает типичный круг идей и образов поэзии Омара Хайяма. Главной среди них является тема быстротечности гскзни, её преходящей сущности и невозвратности. Многократная вариантная'повторяемость этой теш в разных рубай способствует созданию единого устойчивого образа всего произведения,-' сквозной'линии-развития. Об этом говорит' не только наличие контрастных оыоцибпально-образпцх сфер, выраяенных соответственно в различном мелодическом и ладовом /макамнок/ материале.; но и наличие' общей- главной куль'-мин-ции цикла. • .' :

Несмотря на глубокое, внутреннее единство цикла, с то-ае время каздое рубан в отдельности представляет собой законченно« произведение,- отточенную миниатюру со своим соб-отвенннм. омоционалБпо-обра'зним-содержанием.

.Дале в диссертации приводятся в дословном переводе все пятнадцать рубак цикла, анализируется сложная в мелодическом, драматургическом п других отношениях'песенная -.композиция, - . ','■'■•

Как правило, в форме рубаи-четверостппия / а а б а//, третья неркфмующаясн строка несёт на себе сспо1Л;,у;о си:ело- ' вую нагрузку, выражает ключевую мысль; В музыкальном катерна;; л она соответственно выделяется и акцептируется в структуре целого произведения. У мм Кульсу;«;, длительно акцентируя первую строку рубап / а /, либо первуи / а / п вторую / al / строки, создает ощущение острой необходимости смысловой развязки, которая и наступает с ггояатаппем третьей, строки рубай. Повторность первой строки;, либо '• /т. отделяли случаях/ её части, поззоляст Уг"' Кулмум продлить и закрепить художественно-эмоциональный образ каждого конкретного рубай, погрузить в эту "пролонгированную" атмосферу слушателя. До предела наполнив его сознание ожиданием смысловой развязки, Умм Кульсум затем быстрым переходом и завершением третьей а четвертой строк рубая, вызываем у слушателя состояние этл-цпопального взрыта и потрясения .

Особого размаха и впечатляющей силы погружение в ото состояние достигается в кульминационной зоне цикла /седьмое рубай/ и в его завершающей части /пятнадцатое рубан/, самым протяженным по времени звучания. В целях достижения особого эмоционального контраста Ум" Кульсум обращается здесь к типу метроритмически свободного пения, чередуемого с чёткими "организованными" инструментальными проигрышами оркестра. Здесь её пепие достигает высочайшего напряжения, временами вызывая ассоциации с призывами муэдзина, либо-макачными кульминация?,i". Этому способствует и необычайно чёткая и ясная дикция Умм Кульсум, воспитанная па тр?~иции речитации

Корана.

Таким образом, па примере данного песенного цикла в диссертации раскрывается целая система художественных принципов певицы, образующих её неповторимый музыкальный стиль. В заключительном разделе главы рассмотрены особенности необычного голоса -Умм Кульсум.

В обобщающей характеристике творчества певицы подчёркивается мысль о том, что при всём жанровом и репертуарном многообразии, оно обладает особым единством и цельностью стиля. Художественной основой её творчества стало сохранение, продолжение и развитие традиций.

Значение творчества Умм Кульсум трудно переоценить. "Всё арабское пение до сих пор наполнено кульсумовским цветом"*. Демократическая направленность, глубоко национальная основа, уникальный голос "Звезды Востока" и по сей день продолжают волновать'её многочисленных почитателей. Арабы ' сравнивают имя Умм Кульсум с одним из семи чудес света -египетскими парашцгчи, считая, что лишь безмолвные хранители истории и Уш Кульсум останутся вечными и неизменными' в ар?бском мире' на все времена.

В 1П главе - "Некоторые черты типологической общности песенно-эстрадного искусства Востока /в порядке постановки проблемы/", делается попытка выявить общие художественно-эстетические принципы в песённо-эстрадном искусстве Египта и Узбекисте-а. Выдвигается тезис о возможности сопоставления во многом сходных по значимости и положению творческих

I ¿О* & и ^ / о^и!

. \ Л 1 *С|Л'

индивидуальностей таких известных певцов, как Гугуш з Иране, Лата Мангашха в Индии, Батыр Закиров в Узбекистане, Дайло Шарапова в Таджикистане.

В начале главы выявлены некоторые существенные методологические трудности в исследовании данной проблемы:

- пеполноо совпадение содержания понятий песенной эстрада; применительно к творчеству Умм Кульсум а Б.Закирова;

- отсутствие в современном музыкознании чётких и однозначных определений понятия "песенно-острадного искусства";

- недостаточная разработанность эстетнко-теоретлческих вопросов эстрадного искусства;

- отсутствие подобного определения данного пласта музыкальной культуры в музыковедческой литературе арабских стран.

Несмотря на это, существование нескольких узловых моментов позволяет провести сравнительно-сопоставительный анализ этлх явлений в двух разных культурах..

В контексте многосоставно'! музыкальной культуры Узбекистана и Египта проблема песенно-острадного искусства сопряжена /в научно-теоретическом смысле/ с отношением, с одной стороны, к традиционной музыке, к богатым национальным песенным традициям, а с другой, - к техническим и музы кально-выразителышм достижрниям мировой эстрадной музыка. Соотношение этих друх слагаемых, "доля" участия каждого из них в новом художественном синтезе является своеобразным показателем-барометром национальной песенной эстрады, и, одновременно - камнем преткновения для выработки общего научного определения этого явления.

" о

Для Уш Кульсум приоритетом в её творчестве, основой художественной платформы стало традиционное песенное искусство, в трансформировании которого ею внесены отдельные элементы и черты эстрадпого искусства европейского типа. В творчестве Батыра Закирова па первое место выходит освоение "европейского" опыта эстрадной песни и приложение его к национальным /и общевосточным/ традициям.

.Таким образом, акцепт в данной главе делается на выявлении общих художественно-эстетических принципов в творчестве двух талантливых художников современности, имеющих -отдельные точки соприкосновения. Непосредственное сравнение творческих принципов двух песцов проводится в диссертации параллельно с краткой характеристикой творческого облика Б.Закирова, в которой раскрывается процесс формирования его вокального мастерства. Для 'Б.Закирова оно первоначально было связало с усвоением принципов оперного вокала. Да-' лее в главе выявляются основные истоки творчества певца '■ /традиции советской эстрадной песни и опыт, песенно-эстрад-ного искусства стран Зарубежного Востока в сочетании с уз--бекской народной песенной культурой/.

Черты сходства и различия, общего и индивидуального раскрываются в диссертации на основе сравнения художественных, стилей, творческих принципов а манера исполнения Уш Кульсум и Б.Закирова.

" В зак~ччительном разделе главы суммируются некоторые общие музыкально-эстетические и художественные принципы, обнаруживаемые в результате сравнительного изучения.

Б диссертации выскаснвается мысль о взаимосвязи в развитии песепио-цстрадного искусств!, о наличии глубокой типологической общности в творчестве пеню в стран Глшхнего и Среднего Востока, о существовании единого восточно-мусульманского художественного пространства.

- ile имея возмомюстп в рамках данного исследования проникнуть в глубь проблематики, автор диссертации:

- делает лишь один из первых шагов на пути к обобщавшему исследовании; * '

- рассматривает часть проблем в порядке их предварительной постановки;

- намечает возможные пути и подходы к сравнительно-сопоставительному исследованию песепно-эстрадного искусства Египта и Узбекистана с привлечением других певцов и музыкантов.

Дальнейшие исследования в данном направлении зависят от практической доступности ре^ртуара Умм Кульсум, а также разработки методики исследований подобного рода явлений в музыкальном искусстве.

В Заключении подведены основные итоги исследовании а сформулированы выводи.

Библиография диссертаци™ содержит доступный для автора современный м;,'зш<:алыю-теоретический материал на разных ящиках.

В Приложении к работе мозыо ознакомиться с фотоматериалом по избранной тематике, нотными примерами и текстами наиболее известных песен из репертуара Умм Кульсум.

■Л

* : По теме диссертации опубликованы следующие

. работы:

1. К проблеме изучения творчества Умы Кульсум . - Тезисы докладов УП! искусствоведческой научно-теоретической конференции "Наука глазами молодых". Т., 1990. 0,1 п.л.

2. Арабский соловей. "Азия п Африка сегодня" М., 1991, й 12, 0.4 п.л.

3. Творчество Умм Кульсум и современная арабская песенная культура. - Тезисы докладов паучпо-теоретической конференции "Художественная культура: Элита и массы".. Т., 1992. 0,1 п.л.. >

4. Юрак гузаллшти севадп. - "Узбекистон адабиёти ва санъа-ти". Т., 1994. 9 декабрь. 0,8 п.л.'

- яа -

ЫДТЛСАР БАЁШ

Араб шарки иусиця хаётидагя энг доязарб иасалаларидян бири - анъаналарнинг замонавий санъат кесимида инъицослани-ли ыуаммосидир. Бу муаиыонинг иухйилиги эса хозирги даврда анъаналарнинг бециёс бад^й ва иаънавий циймати билан \ам лясхланади.

Цусиций анъаналарнинг замонавий тацдирини бир цанча цисол-нардв куаатиш ыуикин. Бу сохада энг ёрцин юлдузлардан бири, цносертация учун тадцицот объекта цилиб олинган араб дунзси-1инг буюк хонандаси Умм Кулеум /1903-1975 й.У ижоди алохида нодатга молик. Хонанда ижоди г.раб цупмк, и лик саньатининг »упасрлик анъаналарига тадбиц килингвн *олда, щунингдек Яцин аа Урта Шарк купмц-эстрада санъатидаги типологии :;умуилашиалар-1инг баъзи кирралврини очиш муаымолари а с оси да урганилади.

Ушбу масалалар ва энг аввало Уым Кулеум ижоди Рэбекистон ¿усицашуноили'чда илк бор махсуе урганилишидир.

Диссертация Кириш киси, у* а боб, Хулоса, фойдаланилган ¡двбиётлар руйхати ва иловадан иборат. Кириш цисиида маэкур гадкицотнинг долзарблиги ва унингилмий жи*атдан янгилик экан-1игн всослаб берилган, ишнинг мацсад ва вазифалари аницланган, ■сосий иуаымолар доираси таъкидлаб утилган.

Хозирги заной араб купи чилигининг шакллатгаи ва ривожлвниши ?арихий асосда унинг к;адимий мчнбалари билан узвий богланиб ¡етган. Диссертациянинг I бобида ана шу ыанбаларини цидириб ?опиш ва куриб чицишга богишланган булиб, "Араб кушицчилик :акъати ва унинг шаклланиш манбаълари" деб ноиланади.

Диссертациянинг II боби "Уии Кулеум ижоди ва араб кушии-!илнк маданияти" деб номланган.

.

Уибу бобда : • !

- Ун» 1Сулсумнинг ижодий йули кискача баёп килингам, мусикадо дам ижтимоий-сиёсий у.аётда хам упинг роли курса-га л гон;

- ижодий киёфаго, бадиий приициплари вп ыусиций услубго хор томонлама тавсия берилган;

- Кушикчи ижодини даврлаштириш ва нихоятда катта кУеик репергуарини тасвиифлаш таклиф цилинган.

Ш боб "Шарк хал^лари кушиц-зстрада маданиятдаги типологии умумийликнинг баъзи хус.усиптлари" деб номлангап булиб, унда Як;ин ва Урта Шарц мамлакатлари купмк хамда острадо санъатининг уиуыий бадий-эстетшс асослориии ку^сатиб боришга херакат килима ди .

Бунда ососиП эътибор баъзи жнхатларда бир-бирига ухшоб кетадиган хозирги зэмоннинг иккито истовдодлик санъаткорлври Умы Кулсум Д!иср/ ва Ботир Зокнров УУзбокистон/' ижодига пара-тилгэн.

Хулосада эстрада нуш"чЧилиги сшгьати куриб чицилаётгаи худудларни тадкин; этишнннг асосий натижзлари лкунланган вв ■ баъзи иухим уыуытипологик бадиий-эстетик принципларига таъсиф берилган.

Ипга Иловада танлацган мавзу буйича фото1. ^териаллар билан, щушшгдек ропертуорндаги знг маш>сур кушиклараинг матни ва нотаси билан танишии мумкйй.

- 2? -SUMMARY.

One of the serine problems of the musical Ufa In ths Hear and Middla East ia a problem of the refraction of its traditions in the modern art. It's special actuality is connected with the fact, that traditions have a great impotence in the modern conditions.

The modem life of musical traditions in. the Arabian Kant can be traced sn nusaex-eua examples. As one of the moat interesting phenomena in thiB field we consider the creatl-»« wjrk of llio outstanding singer of the Arabian World, Urara Kultum ( 1903 - 1975 years ), who ia chosen to bu tho principal - object of the dissertation.

The dieaertatlon consists of an Introduction, Three chapters, a conclusion, a bibliography and a supplement.

In the introduction the author states the actuality and scientific novelty, defernines the purposes and tasks, range of principal problems of reseach, as well;

Tha firat chapter "The origins and ways forming traditions of the Arabian singing art" devoted to the history of arablan music. The author describes the Btagea of development of the arablan songs, from the ancient to the modern arablan ones. The special attention is given to a very difficult problem of correlation iietweeni religion and art. The author of the research evolved' four thr most Inpotant spheres of influena which is found in the oreation of Umn Kultua.

In the second chapter "Oreation. of Vam Kultun and th® arablan singing culture" devoted to life and oreation of tho famous singer In Arabian East.

In this chapter: * '

- oreation way of TTbb>. Kultum, her part In mualo end social life, ia shortly accounted.

- ¡¿any aided characteristic of creation, figure, artistic principals and musical style la given.

- perlodleatlon of the creation and olaaslfloatlon of the lagreat singing repertory of tha singer la proposed.

- speolal aesthetic category In art recitation of Our«an 1a discussed.

A separate part of chapter is devoted to oinema aotlvity of the singer. Hera noma conoerta of tfmm Kultum, original or«»r tiooa performance, are described. ^

The third chapter Is named "Some lines of typological community in the staging culture of the eastern peoples ( far organization problems }.

In this chapter the author revealed common, artistic and / aesthetic principals In singing art the Rear and Middle East. Main attention is spared to oreatlon of two talented modern artlets, which contact had point8, Umm Kultum (Egypt) and Batlr Zakiror (Vafceklstan).

After a comparative study the author of the dissertation have revealed soma common musloal-aesthetio and artistlo principals, such asi syntheaisation different, artistlo talents, lnnovatoratlon, hlgfe jorformence culture, exaotlngtlon for repertory selection community of figurative spheres.

In the conclusion results of the research of singing art are summed up and important common: typological artistic-aesthetic principals ara formulate, .

In the supplement fotf dissertation one can be acquainted with photomaterials, texts and notes ef BC8t fanoua 80nga ^ repertory of Una Kultum.