автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему: Традиционная духовная экологическая культура народов Нижегородского Поволжья
Текст диссертации на тему "Традиционная духовная экологическая культура народов Нижегородского Поволжья"
14 -
7 / ' V- V' * * »
Российский институт культурологии
На правах рукописи
МОРОХИН Николай Владимирович
ТРАДИЦИОННАЯ ДУХОВНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ НИЖЕГОРОДСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
Специальность - 24.00.02 - историческая культурология
Диссертация на соискание ученой степени доктора
7
исторических наук
Москва - 1998
Президиум ВАК Рос
ст" лЗг" _С_3_ 19 9_5\.г № _
присудил ученую ;;т-. * ^Г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. НИЖЕГОРОДСКОЕ ПОВОЛЖЬЕ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН В ЭТНИЧЕСКОМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ.........................................................................................................36
1. Сущность Нижегородского Поволжья как историко-культурного региона и его формирование.....................................................................36
2. Этническая специфика региона и ее формирование...........................63
3. Антропогенная трансформация вмещающего ландшафта в Нижегородском Поволжье......................................................................81
ГЛАВА ВТОРАЯ ПЕРВОБЫТНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАСТ КАК ФУНДАМЕНТ ТРАДИЦИОННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА..........................................................................................................98
1. Некоторые особенности взаимосвязей древнейшего фольклора, обрядовости и традиционной экологической культуры.....................98
2. Семейные обряды и их роль в формировании экологической культуры личности в Нижегородском Поволжье................................................112
3. Календарные обряды и их обращенность к природе...........................134
4. Территориальная приуроченность обрядов..........................................159
5. Рассказы о духах природы (былички), легенды и система традиционных природоохранных запретов.........................................182
6. "Медвежья потеха" и ее роль в экологической культуре региона.......207
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - НОСИТЕЛЬ ИДЕЙ ГАРМОНИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В РЕГИОНЕ.........................................................218
1. К вопросу о системе жанров фольклора эпохи реалистического художественного сознания в Нижегородском Поволжье и об их экологическим потенциале...................................................................218
2. Сказка региона и ее роль в передаче экологической культуры...........236
3. Предание, топонимия и сказовая проза в экологической культуре....253
4. Экологические идеи в паремическом творчестве народов региона....272
5. Специфика образов природы в песенном фольклоре региона......288
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................315
ЛИТЕРАТУРА И ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ..........................................323
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................362
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость.
XX век ознаменовался тем, что человечество вступило в новую фазу своего развития. Изменения, привнесенные человеком в окружающий мир, ныне столь велики, что реально угрожают самому его существованию. По определению В.И.Вернадского, человечество стало геологическим фактором в развитии биосферы, созидая ноосферу - сферу разума, осмысленного развития среды. В этих условиях оказывается насущным вопрос о формировании культуры взаимоотношений человека и природы, что служило бы ограничителем варварского потребления, разрушения среды.
Сложившиеся представления каждого из народов о мире и месте в нем человека воплощены в традиционной этнической культуре, выработанной тысячелетиями существования. Очевидно, что в ней не могло не оставить следа и природопользование, бывшее на протяжении всего этого времени одной из важнейших сфер человеческой жизни. Именно эта культура содержала те значительные обобщения, которые с отдаленных времен служили безошибочными ориентирами в отношениях человека и природы, идеи, способствовавшие существованию в гармонии со средой.
Современная культурология, философия, педагогика, экология ищут пути создания отвечающей нынешнему времени экологической культуры общества, которая могла бы прививаться с детских лет. "Экологическая культура выступает как норма и идеал, ставящая экологически целесообразные ограничения на пути человеческого эгоизма. Понятием "экологическая культура" охватывается такая культура, которая способствует сохранению и развитию системы "общество-природа", - полагает известный
философ Н.М.Мамедов (135, с. 10). Поясняя данное понятие, получившее широкое использование в научной литературе, этот исследователь пишет: "Люди не просто существуют на земле ради самих себя, а должны выполнять определенную биосферную функцию", понимание этой позиции и мыслится ему "главной парадигмой экологического мировоззрения и основной осью экологической культуры" как "способа согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение... окружающей природной среды", "способа соединения человека с природой, как бы примирения его с ней на основе ее более глубокого познания и понимания" (135, с.15).
Не следует забывать о том, что любые глобальные проблемы, противоречия складываются в итоге из региональных и локальных, а те во многом коренятся в человеческой личности, так или иначе воспринимающей реальность и формирующей ее в ходе своей деятельности. Культура общества, при участии которой формируется личность - один из серьезнейших факторов современного развития биосферы. И любые рассуждения о технологической или экономической стратегии решения экологических проблем теряют под собою реальную почву, если оказывается "упущенным" человек - "действующее лицо" с его типом отношения к окружающему миру, с его культурой, что является сферой культурологии.
Именно культура выступает (или во всяком случае должна выступать) ключевым понятием при рассмотрении любого из аспектов отношений внутри системы "общество - природа" даже с логической точки зрения, ведь во все времена истории человечества она, по заключению культуролога С.А.Арутюнова, в целом понималась "противопоставленной как явление одного уровня всей живой и неживой природе" (23, с. 128).
Вероятно, нет нужды детально излагать историю понятия "культура", насчитываюпдою многие века. Многогранность этого явления наглядно
доказывается, например, многочисленностью подходов, с точки зрения которых даются его современные определения: "через рефлексию, воспроизводство, деятельность, творчество, общение, смысл, коммуникацию, информацию, обычаи, традиции, верования, религию, ценности, символы, технологию". Она понимается как «содержание социальной жизни людей» , о чем пишет Э.А. Орлова (199, с. 19). При уяснении роли этого явления в организации взаимоотношений человека с миром природы; по мнению культуролога А.И.Арнольдова, существенным оказывается определение культуры как "системы внебиологически обретенных и внебиологически наследуемых форм человеческой деятельности", "антиэнтропийного механизма человечества" (22, с.306), это "совершенно особый способ освоения человеком окружающего его внешнего и внутреннего мира, причем способ, связанный с его творческой деятельностью", "синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, гармоничных форм отношений человека к природе и обществу" (22, с. 10). Важно и определение культуры как "совокупности способов институционализации человеческой деятельности" (23, с.52), позволяющее понимать культуру в качестве базы, материальной и духовной, на которой основываются любые действия, в том числе направленные на элементы мира природы. Обратим внимание на то, что в историческом материализме культура осмысляется в тесной связи с процессами опредмечивания и распредмечивания, являющимися сторонами труда как способа взаимодействия с миром природы. Принципиальная неисчерпаемость ракурсов рассмотрения культуры отражает открытость и многогранность этого явления.
Для настоящего же исследования ценно понимание аспектов культуры, сопряженных с мифологией, традицией, происхождением искусства. Обзор таких подходов к культуре представлен^ часшо^.М.Мелет™ в его V труде "Поэтика мифа" (139): они обнаруживаются в понимании
происхождения и функций мифа как одной из начальных форм духовной культуры. Особый интерес представляет наследие антропологической школы, обосновавшей представления о мифе и магии как о первичных способах накопления опыта, отражения взаимодействия человека и среды, школы теории символа, которая осмыслила миф как первую попытку формировании абстракции в понимании окружающего мира, запечатления его законов, выдвижения на передний план отношения, а не предмета.
Проблемы формирования культуры, отражения ею окружающей человека природы были поставлены учеными русской мифологической школы (Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев). Осмысляя их наследие, известный исследователь автор "Истории русской фольклористики" М.К.Азадовский писал, что, интерпретируя древнейший славянский фольклор, ученые видели в нем в первую очередь "стремление человека осмыслить таинственные загадки природы" (2, с.79), этапы развития мифов они представляли как "прикрепление их к известной местности" и "нравственную мотивацию" (2, с.78). Герменевтической подход, характерный для мифологической школы в отношении явлений духовной культуры, был унаследован русскими религиозными философами начала XX века. "Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики..., она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями", - писал русский мыслитель Н.А.Бердяев (22, с. 166). Становление форм традиционной культуры как видов подхода к осмысляемому окружающему миру рассмотрел в этот период в своей известной работе "Историческая поэтика" А.Н.Веселовский (45). Позднее важный вклад в исследование данных аспектов культуры внесли работы по мифологии А.Ф.Лосева (133), исследования В.В.Иванова и В.Н.Топорова (81 и др.), где системные отношения, характерные для мифологического сознания, интерпретировались как взаимодействие семиотических моделей-оппозиций; С.А.Арутюнова,
разносторонне описавшего явление этнокультуры и формы взаимодействия различных этносов в ее сфере (23); Э.С.Маркаряна создавшего ее системно-функциональную концепцию (136, 137).
Ценность для данной работы представляет сформированное в современной культурологии понимание традиции как "передачи в диахроническом плане устоявшихся форм поведения, навыков, понятий, что образует костяк культуры" (23, с. 160) и как "определенных ценностных компонентов культуры, в которых аккумулирован социально-исторический опыт прошлых эпох и этапов развития" (75, с. 143). Если первое из определений раскрывает традицию как форму бытия явлений ("передача"), то второе - как их специфичное содержание ("компоненты"), что объективно отражает диалектическую сложность понятия.
Связанная с темой данной работы проблематика присутствует в сфере интересов ряда конкретных гуманитарных наук, разрабатывается ими.
Автор представляемого исследования считает экологическую культуру масштабным, охватывающим различные сферы материального и духовного бытия человека явлением. В ней справедливо видеть такие составляющие как > / "систему экологических знаний, экологические мышление, культуру чувств, ценностные отношения, культуру экологически оправданного поведения", считая ее практическим проявлением "экологически обусловленную деятельность" (285, с.163-164).
В этом ключе автором исследования понимается традиционная экологическая культура: речь идет о сформированных этническими группами и передаваемых от поколения к поколению знаниях, стереотипах мышления, поведения, чувств, практической деятельности, этических, эстетических и религиозных представлениях, которые связаны со взаимоотношениями человека и природы. Позволительно говорить о предметной и духовной экологической культуре.
Предметную культуру в хозяйстве могут составлять, например, орудия промысла, оберегающие охотничьи и рыболовные угодья. Изучение этого комплекса традиционной экологической культуры - сфера этнографии.
Духовная традиционная экологическая культура включает многообразные сферы - этическую, эстетическую, религиозную, педагогическую, по существу являясь системой представлений людей об их взаимоотношениях с миром природы, знаний о нем, накапливаемых и передавемых из поколения в поколение на протяжении многих веков. Неписанные правила, сформированные в такой культуре, могут иметь различную мотивацию - сакральную, связанную с идеями прекрасного и доброго. В такой культуре правомерно выделить элементы, адресованные абиотическим и биотическим составляющим биосферы, различным средам, наконец, конкретным объектам природы и ее миру в целом, оппозицию запретов и поощрений. Важно уже одно то, что ценности выработаны в течение долгого времени предками. А предки сумели донести до нынешних поколений эстафету жизни и, следовательно, не ошиблись в выборе ориентиров. Подобная духовная опора требуется и современному человеку. Она воплощает преемственность поколений, обозначая ответственность по отношению к ушедшим предкам и неродившимся потомкам, к формам жизни, которые не человеком созданы и не человеком могут быть остановлены в существовании. Человек, утративший такого рода ориентиры в современном мире, реально угрожает существованию среды жизни, ведь он располагает мощнейшей техникой. Важна региональная сущность такой культуры: одни и те же действия, совершаемые в различных природных условиях, могут быть неопасны и пагубны для среды: требуются непременно привязанные к местным условиям ценностные ориентиры.
Таким образом, объектом данного исследования является традиционная региональная духовная культура, предметом - ее содержательная
составляющая, которая воплощает ориентиры во взаимодействии человека с природой.
Традиционная духовная культура является преемницей культуры первобытной. Она вобрала в себя многие достижения человеческого духа на протяжении веков, однако сохранила как основу синкретизм. В силу этого не представляется возможным, рассматривая ее явления, обозначить четкие границы между такими ее составляющими, как религия, искусство, наука, собственно миф. Многие из явлений такой духовной культуры соединяют каждое из этих начал.
Нельзя не отметить и необыкновенную сложность для анализа подобных явлений. Как известно, не существует письменных народных эстетических, этических, религиозных трактатов, сводов педагогических рекомендаций. Конкретным воплощением традиционной духовной региональной культуры, доступным для изучения, является вербально зафиксированное обрядовое или магическое поведение людей, нередко сопровождаемое каузальными объяснениями, суждения, запечатлевающие "порядок вещей", и произведения традиционного искусства. Таким образом, материал исследования в основе принадлежит этнографии и фольклористике. Однако наша задача - уйти от характерной для этих наук типологической и генетической ориентаций на познание формы и того, как она складывалась, к постижению выражаемых в этом поведении, в искусстве идей. Уместно вспомнить: еще в 1912 году М.Горький в письме В.Харциеву замечал, что "наши фольклористы по сей день" сосредоточены на традиционных для их науки проблемах, "надобно бы нам заняться изучением корней психики и мироощущения народа" (56, с.241). К этому же времени относится интересный опыт подобного рода -исследование "Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках" И.И.Иллюстрова (87), автор которого, используя фольклорный материал, изучает народную психологию.
Не рассматривается в работе и материал, связанный с народными промыслами: их целесообразно исследовать в ряду явлений традиционной предметной культуры. Заметим и то, что прикладное искусство региона является темой многочисленных монографических исследований искусствоведов и этнографов. Основной задачей большинства таких работ стала "расшифровка" древнейшего утраченного смыслового ряда. Проблемы точности таких интерпретаций, исходной связи с окружающей природой, например, орнаментального искусства не состыкуются с тематикой данной работы уже хотя бы потому, что тот или иной первичный смысл большинства художественных изображений ныне не ясен даже самим продолжателям традиций и лишь предлагается в виде гипотез исследователями. Очевидно, что при этом условии прикладное декоративное искусство не может рассматриваться в ряду явлений, позволяющих изучать традиционную духовную экологическую культуру в регионе как систему сложившихся к настоящему времени представлений.
Урбанизация, развитие индустриального общества оторвали человека от привычного ему непосредственного и постоянного общения с природой, затруднили понимание многих явлений и их взаимосвязи, это одна из причин, по которым сегодня формирование экологической культуры общества идет непросто. Однако вряд ли пра