автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Традиционная танцевальная культура якутов: проблемы сохранения и развития
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционная танцевальная культура якутов: проблемы сохранения и развития"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (ГИТИС) Кафедра хореографии
На правах рукописи ЛУКИНА Ангелина Григорьевна
ТРАДИЦИОННАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЯКУТОВ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Специальность 17.00.01 - театральное искусство
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 1994
Работа выполнена на кафедре хорео( рафии Российской академии театрального искусства (ГИТИС).
Научный руководитель: кандидат искусствоведения,
доцент В. А. Тейдер Ведущая организация: Московский государственный институт культуры
Официальные оппоненты:
действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор В. И. Вапслов, кандидат исторических наук, засл. артистка РС(Я) М. Я. Жорницкая
/Ь
Зашита состоится / /_ .' июня 1994 г. в........ часов на заседании
специализированного совета К.092.02 01 но присуждению ученой степени кандидата наук Российской академии театральною искусства.
С диссертацией можно ознакомился в библиотеке РЛТИ (Москва, Собиновский пер., д. 0)
ч
Автореферат разослан ¿¿с......1994 г.
Ученый секретарь специализированного Срвета,
кандидат искусствоведения / / Л. Мелик-Пашаева
■.! I С
об;(ая хар/исгешстика работи
Танцевальная культура якутов (народа сахп) - неотьамлечяп составили часть их духовного универсума - имеет глубокие древние истоки. Она являет собой духовное наследие с прко выраженной этнической окраской и со специфическими выразительными средствами. Как таковая, она продолжает яызнпать интерес для научного исследования искусствоведами и учеными других смежных профессий.
Предметом данного исследовлння является традшуюнная танне-пальная культура якутов, взятая в аспекте ее сохранения■и дальнейшего развития, иначе говоря, ее преемственности, ее бытования в современнш условиях. Такая постановка теми исследования одновременно предполагает ее несомненную научную и практическую' актуальность. Речь идет о всегда бытующей проблеме соотношения традиционного и современного в искусстве народного тзнна, которая в условиях начавшегося в последние годы социального и духовного возрождения якутского народа обрела свою особую остроту и значимость.
Возникла насущная необходимость активнее углубиться в привычный, сохраняющий свою стереотипность, обьем представлений о традиционной народной культуре якутов, в связи с этим во многом по-новому осваивать и анализировать собранный материал под определенным теоретическим, научно-методическим углом зрения. Особо актуальной стала проблема реконструкции угасающих образцов якутского народного таниа, хотя бы в форме народно-сценических танцев, ибо в течение последних пятнадцати-двадцати лет в постано-ючной практике усилилась тенденция отхода от самобытной основы якутского народного танца - в тематике, выразительных средствах, образной системе. Поэтому без четкого уяснения поставленной проблемы не представляется возможным вдохнуть новое образное содержание в традиционный народный танец, невозможно представить конкретные формы его современного бытования и путей его дальнейшего развития. Необходимо теоретически осмыслить выразительные средства, постановочные приемы хореографов - постановщиков разных лет.
Необходимо изучить фольклорную основу традиционной хореографии, ее связь с религиозно-мировоззренческими представлениями народа саха. Только на основе всех этих знаний могут быть созданы тянцевальш-'е произведения, имеющие глубокие корни в куль-
- к. -
туре народа.
Основной целью диссерташи является репрезентативное уяснение самобытных основ традиционной танцевальной культуры якутов с одновременной попыткой воссоздания ряда ее полузабытых и угасающих форм, обобщение положительного опыта хореографов-постановщиков разных лет и осмысление творческих поисков, направленных на возрождение и дальнейшее развитие якутского народного танцевального искусства.
В связи с этим в диссертации решаются следующие задачи:
- определение места и роли танца в культуре народа, в частности, в традиционной обрядовой модели якутов;
- выявление исторически сложившегося танцевального фонда якутов;
- исследование семантики традигионшгх танцевальных движений;
- анализ традиционных танцев и их классификация;
- анализ национальных и типологических особенностей якутского народного танца;
- выявление основных тенденций современного развития якутского народного танцевального искусства;
- уяснение ареала распространения традиционных танцев,
К указанным основным задачам примыкает выявление связей
традиционных танцев с музыкальным, песенным творчеством народа, определение влияния национальной одежды, атрибутики на стиль и характер исполнения танца, 1к:е эти задачи взаимосвязаны между собоЛ.
Научная новизна рабоуи. Автором вводятся в научный оборот данные по истории, современному состоянию и проблемам дальнейшего развития традиционной хореографии якутов. Это и источнико-вый материал, в том числе собранный автором во время экспедиционных поездок, и классификыашншю обобщения, и анализы, определяющие художественную значимость танцевального наследия якутского народа.
Впервые предпринята попытка выявления генезиса якутских традиционных танцев в контексте обрядовой культуры народа. Автор определяет художественные особенности традиционного танцевального наследия и его роль в развитии современной народной хореографии.
НА основе собранных материалов диссертантом впервые зафиксированы и восстановлены танцы знатока и носителя традиционной
культура якутов.С.А.Зпер.ева-Кннл Уола для сценического испэлне-ния, о чем говорится и тексте, а тякуе отдельные угасаидие, реликтовые элементы старшных якутских темнев таких, как: старинные поклоны, ритуальные движения шамана, удаганок, битиспитов (подпевающих плясунов) и пр.
На базе традиционных якутских танцев автором созданы двадцать сценических танцев. Среди них: "Кумысный", "Пгаздничний", "Удаганки", "Якутский молодежный", "Кэрэчэонэ""Изхзп-чуохай" и др. В них введены новые элементы, созданные и методически разработанные автором. Диссертантом впервые разработан экзерсис якутского сценического танца.
Проведена также ср чвнительно-сопостагительнкя характеристика якутских танцев с танцами народов, населяющих Якутию (эвены, эвенки, юкагиры) и других сопредельных народов (буряты).
В диссертант анализируются лучшие образцы современного сценического воплощения традиционных якутских танцев.
Практическая значимость работы. Исследование будет способствовать внедрению новых материалов в арсенал искусствознания, позволит заполнить пробел в изучении танцевального наследия якутов, Оно может быть использовано также при написании работ по этнографии, музыке и театру.
Материал исследования может представлять интерес для современных балетмейстеров, хореографов-постановщиков при создании ими оригинальных сценических танцев. П;и этом возможно возрождение других полузабытых, угасающих форм танца в самодеятельных и профессиональных коллективах танца.
На основе собранного фактического материала впервые в 2984 году автором разработана программа курса по предмету "Якутский танец" для средних специальных учебных заведений, музыкальных школ, в ВУУ году впервые издано учебно-методическое пособие по якутскому танцу на якутском и русском языках. Выводы и основные положения диссертати мог^т быть использованы при последующей работе по соотавлению учебно-методических пособий, разработке технологического словаря, лекционного курса по якутскому танцу для факультета национальной культуры университета, пединститута, а также- для институтов культуры.
Материал диссертации может стать определенным подспорьем в поисках органичного.синтеза фольклорного и классического танца. Фактический материал диссертации может быть использован профес-
сионалыгыми и самодеятельными коллективами танца в их практической работе. Автор надеется, что может быть создана определенная база для дальнейшей работы по возрождению угасающих образцов я якутских традиционных танцев. Зафиксированный материал по исчезает (забывающимся) обрядовым танцам позволит активизировать творческая поиск в возрождении подлинно народного танцевального искусства.
1' с? очни кп и с с лед, о в ани я. 3 древнем героическом эпосе якутов ояонхо, е легендах, преданиях, сказках содержатся фрагментарные сведения о характерных особенностях пластики якутов, являющихся основой т£':г:егальн!:х образов традиционной народной хореографии.
Анализ типичных движений, образной пластики персонажей ояонхо, ем темло-рпт!.« позволяет уяснить характерные для того пин иного образа пластику движении. Этому способствует картинность и особая *крьз:!тбяьнэсть языка эпоса - олонуо.
Ь имеющихся фондах архива ¡кутского института языка, литература и кстзрак Си РАН, Дома народного творчества автором просмотрено более двадцати олоихо, cj едн них: "Наргун Воотур Стремительный", "Дева богатырь Дш{ибына Дьырилыатта: , "Бзризт Боргон", "KynjH Кулпуст{•:'.", "Ала лоюБсй"^, "Эрбэхтэй Меткий", "Неспоти-1:ш:д.!йся Сильный" и др.
Кагсцмо? ташкгваяъное искусство якутов издавна привлекало внимание исследователей и путешественников. Наиболее ранние отрывочно ьатиксировакные сведения о якутских танцах содержатся в труц:ос ИЛ Лмелина, п.'Л.Лицдепау - участников Второй Камчатской оксиедицли, организованной Российской Акадешей наук в Г/33-1743 годах,
Бодыасй интерес представляют наблюдения и сведения известного ученого-географа А.Ф.Ь.'иддендОрфа, побывавшего в Нкутии в 1843-2045 годах и Р.КЛ.пака, совершившего по линии Сибирского отдела Русского географического Общества специальную этнографическую экспедицию в Билийский округ Якутской области в 1853-54 годы.
Ценные материалы о традиционных танцах якутов содержатся в работах таких исследователей как: И.А.Худяков, В.Л.Серошевский, Э.К.Пекарский, Н.А.Зиташевский, В.Ф.Трощанский, а также С.В.Яст-ремский, А.А.Бестукев-Марлинский, В.М.Иехольсон.
^ Е - произносится как "г" горловое.
- ¿) -
Материал, касающийся связей традиционных танцев и тчнне-вальных элементов, движений с мировоззренческими представлениями якутов, обрядами и обычаям! представлен в работах якутских исследователей А.Е.Кулаковского, П.А.Ойунского, I.В.Ксенофонто-ва, С.И.Боло, А.А.Саввина, 1.У.Эргиса (1920-Си-не годы).
Танец в контексте ритуала, обряда рассмотрен в этнографических работах современных якутских исследователей Р.П.Бравиной-,-Е.Н.Романовой, Н.А.Слепцова и других.
Важные сообщения о танцах содержатся в работе якутского композитора М.Н.Жиркова "Якутская народная музыка", в которой приводятся записи танцев С.А.Зверева-^ и л Уола.
исобое внимание заслуживают исследования М.Я.лорнигкой, которая с 1948 года впервые начала специальное научное изучение традиционных танцев народов, населяющих Якутию - якутов, эвенов, эвенков, юкагиров. Ученым анализирован большой фактический материал по традиционным танцам. Результаты работы были опубликованы в монографии М.Я.Корнинкой "Народные танш Якутии" СМ., 1966), Этим же исследователем изданы книги "Якутские танш" (ЮЁ6), "Четыре якутских танца" №60), "Северные танцы (1970), "Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири" (1683).
В основу работы диссертанта положены экспедиционный материал, собранный в 1980-1994 гг. в центральных улусах Якутии (Горном, Мегино-Кангаласском, Усть-Алданском, Амгинском), в ви-люйской группе улусов (Сунтарском, Вилюйском, г.Мирный - 1966-1994 гг., в северной части Якутии - в Среднеколымском, Нижнеколымском, Оймякснском, Киганском улусах. В числе этих материалов особое место занимают материалы С.А.Зверева, собранные диссертантом в Сунтарском улусе.
В исследовании использованы данные этнографии, музыкального фольклора, образцы устного поэтического творчества якутов. •
В работе, помимо указанных источников, использованы материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве РС(Я), в Якутском государственном музее истории и культуры народов Севера им.Ярославского, в текущих архивах республиканского Дома народного творчества, литературного музея им. П.А.Ойунского, му-
Улус - административное деление, приравненное району.
- ь -
¿ил му.чым и |}1>лькл.){'Л FO(ti), музея С,А.Зьорева-Киыл Уола а» с.il 1 i.'a-"! а Cynraj ского улуса, публикаций центральной и республиканской ¡к-чагн.
а теоретическом плане auïoj опирается на исследования М.И. ftojiuHï-wil, С.С.Лиснш&н, К.и.ГолеЯэовского, Т.С.Ткшшнко, труди ысутсккх эшог^ и 4олькло{истов 1 .ii.iîcsHopoiiTûua, Г.У.Зрги-са, y-iriioiy, политического ссыльного И.А.Худякова1*.
ri своей работе аятщ оищ ается также на двадцатилетний опыт собственной нрактичьской работы к ait щ с*дацы:ателя хореографии и плстммьзшка якуаск:::< т-шпев.
Аг; ?'a-<oiiJ. !>'aioï пая зпссерг^нпи ьо&ол в курс я«кцмй
"'Икутсп:?. такс!:" колледжа кульщи и искусства iC(li), где автор преподает с Гз7ч года, исношшс положен»»: работы пили доложены на 1У .ие-сопзнон иауогй-нркктичсской Koiifci eiiftut "Сольклорное наследив пц.оцок Си бит.] и Дччькеп» doc-i ок j" (¡'.ud, Нкутск), зональной конференции (2-.Ô7, г.Ул-ян-Удэ), шп^народпш научных 1:он.;ер-.'Ц''.:я:: 'V-j¡чином кп•. те. лиг и я: генезис, реконструкция, трч-п;шш" 1 iriryfc-c), "»jiiK.:, культур.« и tynyqôfe нагоцив Ajkth-
кн" ), на «пег::: ; . оцубл.ц'ннс'хл п-а-чип': копрл:ен-
LK't.X, !. ¡iryrCI.C. i K:;i :X,
l'Ciijan«fc шзотш диссертации исьопьзоявш! в ¿чьбио-мего-дическим пособии apvi>iа "акуч-скпИ тандп" (ЪУО), предназначенном дян преяо;,.'11>лтояеи ед&г^яьны» ьи:оя, з::оя искусств, для ру-ког'лей гешмзьльных коля*;.-* гиков, а т.чкке и книгах "Танцы ш-угип" (Ьи-.), 'Алгпе" "i'anisi зешм Оюихо" (2193).
Дпг-.сертчцпя была обсуидена и рекомендована к защите ьз заседании к.-.1]едрц хореограф и,'. Российской академии театрального искусств;: (I/1T.1C).
¿.орницкая 1.1.ri. Народные veiuw Якутии. - П., ЬЬо; Un же. Ь&родное хогиографической cckvcmk» кореьизю населения Сеяе.ро--востока CtifÎHi и. - \А., 19d3; Лпсулхан С.С. Старинные пляски и тоатрнпиээа&шя» представления армянского народа. -. Ьреван, тЛ, Ьиз; t.¿, х-1олейзонокий К.H. Сбрьзцы русской народной хореографии. -П., Ткаченко Т.О. Народный танец. - Ь., jy54; ncf.;»iü.|OHTOB I.tí. ipaaiixaü - сахалар, а-Л, Иркутск, - ЬЗ/; Эр m с i .-> . Очерки по якутскому фольклору. - í.l. Ь'Д; Худяков И. А. К{ аткое описание Верхоянского округа. - Д., I9c>J."
Обьем и структура работы. Диссертация обьемом в девять печатных листов состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (иллюстративного материала, краткого словаря танцевальных терминов, видеозаписи танцев ).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определены цель и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость. Дается обзор литературы, перечень источников, используемых автором в своем исследовании.
В первой главе - "Обрядовые танцы" - анализируются обрядовые танцы и их элементы, определяются место и роль танпа в традиционной обрядовой модели якутов.
Якутский танец издревле занимал и занимает значительное место в системе традиционной культуры якутов. Танш и танцевальные элементы являются составной частью якутских обрядов, конпентри-• рующих в своих формах традиции народа. У древних якутов они имели магический характер. Наиболее древним и главным обрядовым празднеством якутов является Ысьтах; В главе рассматривается ритуал окропления кумысом огня, травы во время празднества Исках. Жрец - алгысчыт, таким образом, обращается с просьбой о благополучии к божествам Айыы, духам-хозяевам природы. Часть этого церемониального действа облачена в танцевальную форму. Скропления сопровождаются поднятием вверх чорона, наполненного кумысом, поклонами, речитативом, песнопением. Подобные пластически-танцевальные действа не имеют музыкального сопровождения, что свидетельствует об их глубокой архаичности.
• В прошлом моления, заклинания, испрашивания, посвященные божествам-айкы, духам-хозяевам природы не обходились без выражающих эти душевные состояния пластических, чаще танцевальных движений. Таким танцевальным элементом является поклон -"сугуру-йуу", "нэрузн-н9ргуйуу"\ На древность его бытования указывают эпйческие сказания - олонхо, в них поклоны встречаются очень часто и являются своеобразным лейтмотивом поведенческого стиля якутов - "людей солнечного племени айыы".
эу- походят на немецкие гласные , о.
Само название танна - "уикуу" происходит от глагола "уок" -молиться, поклониться. Поклоны в якутском танге представляют стилистическую особенность пластики, основанной на отикетно-сти-левом поведении народа. 3 диссертации дается анализ традиционных но ныне забытых поклонов: небесный поклон (халлаанча сугуруйуу), благодарственный поклон (махтанар сугуруйуулэр), благословляющий поклон (алгыыр сугуруйуу).
В первой главе анализируются традиционный хороводный танец Осуохай в его древней форме, как неотьемлемая часть культового обрядового действа Ысыах в прошлом. исуохай рассматривается как танец бяагословления (алгыс ункуутэ), поклонения верховному божеству ai'iuu Урун Aap Тойону, персонофигированному обр азу солнца, О том, что празднество Ысыах является архаичным обрядовым действом поклонения небесным божествам - айыы; писали многие исследователя ХУЫ-Х1Х вв.
В дохристианском обрядовом празднестве Ысках танец Осуохай, как исконно обрядовый танец, выражал основную идею жизни, культа радости жизни всего живого на земле. Утверждчи эту идею якуты обращались на ысыахе с молитвами к богам с просьбой ниспослать людям благополучие, благоденствие. Идея поклонения божествам -айыи пронизывает весь танец Осуохай. На древний характер поклонения указывает вся структура танца: композиционная, лексическая, драматургическая. Хореографическая структура танна Осуохай, состоящая из трех частей: зачина (саБаланыыта) - первой части, второй (хаамьм уокуу) - подвпглои части и прыжковой (кэтуу) -третьей, как правило, в лексическом плане несложна, по самобытность танца заключается в органичном слиянии пластики движений, поэтической импровизации и мелодии. Впоследствии магически-риту-апьное значение танца Осуохай исчезло, но сохранилась его трех-частная структура, продиктованная основной мысль» - поклонением божествам - айыы.
Якутский традиционный хороводный танец Осуохай генетически связан с обрядовым культовым празднеством Ысыах. Его необходимо расценивать как реликт, оставшийся со времен отправлений культовых действ.
В диссертации анализируется современное состояние танца Осуохай, рассматриваются еговарианты по улусам.В целом, по смыслу импровизационного запева, по характеру лексики, пластики, по своему композиционному и драматическому построению он может быть
отнесен к танцам благословленип, благодарения, т.е. алгнс ушсуу-лэригэр.
Традиционный хороводный танец Ссуохай является танцем, ярко выражающим суть национального характера якутов с их философ!';!' единения природы и человека.
Старинным ритуальным якутским танцем, исполняемым в обрядах, в том числе и в культовом празднестве Нсыах, является танец Битии, что в переводе означает танец, пляска, приплясывание, притоптывание. В танце Битии принимают участие семь "чистых", непорочных девушек и девять непорочных юношей, или, как в народе их называли-"подпеваю'цие плясуны". Они танцевали вместе с белым шаманом (айыы ойууна) или жрецом.
В словаре якутского языка Э.К.Пекарского мы читаем, что битии означает "священную пляску, изображающую путешествие к духу местности". Битисииты - "подпевающие плясуны" сопровождали жреца, благословителя-алгысчыта, белого шамана - айыы оЦууна при его обращении к божествам Айыы с молениями, с просьбой ниспослать счастье, благодать. В прошлом якуты танец часто называли "у«куу--битии".
В первой главе дается анализ основных движений ритуального танца Битии. Выявляется семантика этих основных движений: "битии" - мелкие притоптывания стопами о землю, имитирующие топот копыт лошадей, "илиилэринэн эргитии" - попеременные обмахивания ладонями рук по направлению к себе, означающие притягивание благодати, благополучия к себе. Танец Битии является наиболее архаичным танцем, относящимся к экстатическим танцам. В далеком прошлом ему придавалось огромное значение. Битии входил составной частью в такие обрядовые действа, как Ысыах, "айыысыт тардар" -прошение души ребенка у богини Айьтыснт, "ынахсыты тардкы" - обряда, посвященного богине - покровительнице рогатого скота Ынах-сыт Хотун, "кэтэЕунуу" - поднятие шамана с помощью пляски.
С древних времен в обрядовое празднество Ысыах органично включались национальные игры состязательного характера. Они были широко распространены и почитаемы народом. Игры и состязания являлись нерасторжимой составной частью обрядов и народных празднеств. К якутским национальным играм относятся тустуу хапсаБай (борьба), прыжки в длину куобах {прыжок зайпа) с двух ног на две ноги, кылны (пркнки в длину на одной ноге), ыста«а (широки-;, прыжки в длину с одной ноги на другую попеременно), мае тарды-
Ьшта^ (перетягивание палки, сидя на земле), различные прыжки через метки, разбросанные на траве.
ирпгинаяьние движения якутских спортивных игр, войдя в народный современный танец, получили своеобразное пластически -танцевальное воплощение и стали традиционными движениями мужского сценического якутского танпа.
В этой же главе рассматривается связь танпев с ритуальными алгьтсам::'- благословлениями якутов. Г.У.Эргис считает, что в старину сколько-нибудь значительные события в жизни и деятельности якутов обычно сопровождались теми или иными обрядами с исполнениями алгысов-заклинаний. В связи с этим нами анализируется сценический танец "Алгыс" ("Благословление"), созданный С.А. Зверовым ка основе полученных сведений от старожилов, которые засвидетельствовали, что в далеком прошлом такой танец исполнялся. К сожаг.енлю, каких-либо подтверждающих данных о существовании в цролг.см такого танца нами не получены. Можно полагать, что в прелом при обрядах елгие-заклинаниях якутами применялись отдельные танпе! альныа элементы, которые и могли стать основой для создания С.А.Зверевым современного сценического танца "Алтае",
В этой же главе анализируется традиционный якутский танец "Узор", истоки которого, по мнению наших многочисленных информатором, уходят ь глубокую древность. Танец "Узор" стоит особняком от других традиционных тангев. В нем сохранены архаичные, реликтовое элементы ритуальные танпев якутов далекого прошлого. Смысловой основой для танца "Узор" послужила бытующая в прошлом легевда, иыекхцая разные варианты. Она связана с принятым в прошлом у якутов обычаем вторичного захоронения горячо любимого ребенка, умершего до своего совершеннолетия. Этот обычай имел форму прощания с родными и друзьями. Легенда распространена в Сун-тарском улусе Республики Саха (йкутия). Танец имеет глубокий философский смысл. Он несет в себе идею жизни, его круговорота, сочетающего радость и скорбь, счастье и горе, светлое и мрачное. Танец пронизан радостью бытия, но в нем проскальзывают и ноты рока. Несмотря на то, что танец связан с печальным событием жизни - повторным захоронением, погребальным обрядом, он в конечном итоге воспринимается как жизнеутверждающий танец, своеобраз-
^ Ь - фарингальный звук.
ный гамн жизни. В нем запечатлены самые торжественные моменты свадебного ысыаха - уруу. В танце "Узор" своеобразны!,! образом отражена (философия жизни.
По мнению С.А.Зверева, танец "Узор" олицетворяет собою несостоявшийся свадебный танец девушки, умершей до замужества. Но его же свидетельству, танеп являлся танпем, рассказывающим о продолжении рода человеческого.
На основании собранных нами материалов можно предположить, что первоначально танец "Узор" мог быть исполнен в качестве ими • тирования свадьбы на поминальном ритуале девушки, трагически умершей до намеченного торжественного бракосочетания. Свадьба на которую она имела право и которая не осуществилась при ее жизни. Практическая же функция танца "Узор" заключалась в уми-лостивилении души умершей, в утешение скорбящих по ней.
Первая сценическая постановка танца С.А.Зверевым трактуется как свадьба. По своей структуре свадебный обряд сопоставим с обрядом Ысыах, на котором устраивались свадьбы. В свою очередь Ысыах, как пишет исследователь Е.Н.Романова "несет в себе архаичные элементы погребально-поминальной обрядности". Нами раскрывается семантика движений танца "Узор". Точная фиксация орнаментальных узоров, создающихся руками без каких-либо то ни было связующих переходных элементов, статичность корпуса, композиционного рисунка, цикличность узоров рук навели автора на мысль о том, что в прошлом этот танец мог исполняться именно во время поминальных обрядов.
Анализ орнаментальных рисунков, особенно рисунков (положений), свидетельствуют об их восточном характере. Подробно анализируются и такие архаичные движения танца "Узор", как "йгдэцнэ^-Ьун" - поднятие на полупальцы, а также движения, имитирующие трудовые процессы, специфические положения рук и др.
В этой же главе дается описание обрядового танца "Кымыс ур-дэ" ("Верх кумыса"), обряда "дьалиншыытын тусма" (вызывание половой страсти, плодородия), обрядового танца "Посвящение в воины", пластика в обряде "ситии ыпааЬын" (подвешивание волосяной веревки духу - хозяйке местности). Анализируется ритуальный танец "Сэлбириэскэ". Выявлена терминология обрядовых танцев, уточнена манера исполнения, анализируется композиция таш^в и их музыкальное сопровождение.
В диссертации анализируется пплскн якутского uuvüh. l дням
из неотъемлемых компонентов камлания шамана является пляска, пантомима, сопровождаемая песнопением, ритмизованным речитативом, ударами в бубен, звукоподражаниями, характерными возгласами. Шаманскую пляску невозможно рассматривать в отрыве от смыслового контекста обряда. Пляска шамана носила ярко выраженный подражательный характер. Она отличается также действенной характеристикой, т.е. таныевальные движения шамана обозначали непосредственные действия, имитирующие вознесение в Верхний мир, спуск в Нижний мир, борьбу со злыми духами и т.д. В этом смысле шаманскую пляску можно назвать и подражательной, и действенной пляской, носящей точную и четкую смысловую нагрузку. Пляска шамана является импровизационной, но в ней сохраняются канонизированные черты.
В пляске якутского шамана можно выделить два основных вида:
1. Подражательная пляска (имитация повадок, в основном коня, орла, ворона, стерха и др., также имитация определенных действий, таких как, вознесение в Верхний мир и т.д.). и
2. Эстетическая пляска, имеющая магический смысл. К ней относится пляска шамана в сопровождении битисиитов, т.е. "подпевающих плясунов".
В главе приводится анализ танцевальных движений шамана, сущность которых заключается в изображении "священной конской пляски". Также рассматриваются танцы шаманских "эмэгэтов" (антро поморфных изображений из бересты, дерева, медных пластин), использующихся как ритуальные атрибуты. Таким образом,' анализ выявленных и реконструированных традиционных танцев якутов, которые тесно вплетались в ткань обрядов, позволяет говорить о об архаичности и древности таких танцев, как Осуохай, Битии, Алгыс, Узор и шаманской пляски, дошедших до настоящего времени в трансформированном виде.
Во второй главе - "Подражательные и игровые танцы" - анализируются подражательные и игровые танцы. Подражательные танш основаны на тотемических представлениях якутов и связаны с их повседневной жизнью. Подрагательные танцы исполнялись в основном в охотничьих обрядах, связанных с умилостивплением убитых людьми зверей. Они такие связаны с почитанием, преклонением перед тотемными животными, зверьми, птипами, У якутов издавна сложилось понимание неразрывного единства человека и природы, иги предполагали вполне возможным перевоплощение человека в
- - 13 -
зверя, зверя в человека. Ht. случайно чудесные превращения человека в птицу и зверя встречаются в легендах, преданиях.
В главе рассматриваются танш орла, стерха, горностая и др. Подражательные танш носят пантомимный характер.
Якуты издавна основным родом занятия считали коневодство и скотоводство. Этот уклад хозяйства нашло своеобразное отражение в якутском танпе.
Во второй главе выявляется семантика традиционных подражательных движении: "чохчоохой" - подскоки на глубоком приседании, "кулун куллустуур" - движение, изображающее игру жеребят на траве, "бег коня",и др.
Также анализируются движения, имитирующие трудовой процесс, такие как "сап хатыыта" (сучение ниток), "иистзнии" (шитье), "oij.i эргитиитэ" (наматывание веревки), "балталааЬш" (удар молотком), "куэттээЬин" (раздувание мехов кузнецами), "игиилзэЬин" (обтачивание напильником) и дг.
В прошлом в жизни якутов, как и у других народов, немаловажное место имели игры. Игры помогали окрасить трудную жизнь людей, круглый год, наполненный заботами па хозяйству в суровых климатических условиях. Игры мальчиков насили состязательный характер. Такими играми являются "оБустар харсышнлара" (бодание быков), "аттар сырсыылара" (бег коней), "кшшнкаи" (прыжки на одной ноге) и др. В играх такого плаца мальчики учились проявлять выносливость, терпение, сообразительность.
Подвижные игры включали в себя танцевальные элементы. Для них присущ живой ритм. Темиоритм некоторых игр соответствовал танцевальному ритму. На основе таких игр создавались игровые танцы. До наших времен сохранились шровые танцы "Тзлоэрис", "iù.-линкай", "Лтах тэпсии", "Чохчоохой" и др.
В диссертации определяется место пластики в лодьккша играх, выявляется семантика дрпжений, имеющих игровой и танцевал-,-ний характер: "тилох тапени", "агах топсии", ''дьиэр.эт.ой" и др..
Во второй главе, в сопоставлении якутского танца с танцами сопредельных народов, выявляется его типологический облик. Якутские танш сдержанны, спокойны. Детские и молодежные танцы, представленные в игровой форме, являются более подвижными и omj-пиональными. Синкопы встречаются а шаманской пчясио.
Движения ног в якутском гашс не превалируют над движениями рук и корпуса. венские танин отличаются нигкоМ пластикой,
плавностью, грациозностью. По своей традиционно образной и лексической структуре женский танец полностью совпадает с пластической характеристикой женских образов в эпосе - олонхо.
Мужским танцам свойственны четкость, точность исполнения. При этом пластика у них смягченная. Движения, в основном, исполняются на слегка присогнутых, свободных коленях. Потому движения пружинистые, рессорные. Характерными движениями якутского мужского танца являются: "чохчоохой", пружинистые полуприседания по свободной второй позиции, варианты осуохая, оригинальные движения "кырынаастыыр" - горностай, "куобах" - прыжок зайца, - "ыт буутун охсуЬуута" - прыжки на одной ноге и др.
Танцы "Посвящение в воины", "Танец охотника", танец орла, горностая являлись частью обрядовых действий. Поэтому характер танцев был продиктован смысловым содержанием обряда.
В этой же главе якутские танцы рассматриваются в сравнении с эвенскими, эвенкийскими, бурятскими танцами. Лексический фонд таниа якутов по своему содержанию, характеру исполнения и структуре заметно отличается от традиционного танцевального искусства эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей. Несмотря на близость структур танца Осуохай и Ьээдьэ (эвенский хороводный танец), они отличаются в самом главном: в манере и характере исполнения танцевальных движений, что собственно и создает самобытность того или иного танпа. На характер танца'непосредственно влияет смысловая и эмоциональная наполненность танцевальных движений. В эвенском танце Ьээдьэ исполнители подражают бегу оленей,искусно воспроизводят их повадки. В якутском же танце Осуохай не было элементов подражания повадкам зверей. Изначально, в его древнем виде был вложен смысл благословления, благодарения, где содержание текста песни имело более важное значение, С другой стороны, не исключены взаимопроникновения, заимствования в танцевальной культуре соседствующих народов. В связи с этим представляет интерес предположения М.Я.Корнинкой о том, что в эвенском танце Ьээдьэ Верхоянского улуса заметно якутское влияние.
В работе анализируется близость якутского варианта Осуохай -шаг накрест (кириэстии хаамыы) с бурятским хороводным танцем ¡wop или Хатпрха, который также состоял из трех частей (зачин, основная часть, быстрая часть) и исполнялся в круг^у г, продвижением влево, по ходу солнца.
ilfко гнрконннй подражательный характер имеет юкагирский
танец "Лондол".
Во второй главе также рассматриваются особенности традипюн ной одежды якутов,' влияющие на -характер и uauejy исполнения тем~ ца. В прошлом у якутов были популярны шуба -сапыйах" и "хотойдоо.; сон" (шуба с "орлом"). Лучшей одеждой считалась шуба "таналаи", крытая сукном, украшенная по бортам причудливым орнаментальным рисунком. Простой люд носил такую vtt одежду, сситув чаще всего из коровьих или конских шкур, или серого, темного сукна. Кенщп-ны одевали пальто поверх ситцевого платья с оборками внизу. Якуты носили "торбаса" - мягкие сапоги без каблуков из дымленой коки. Этим объясняется то, что движения ногами исполнялись мягко, бесшумно.
Нкуты больиое значение придавали атрибутам. Сни были ироч«1 > евнзаны с мировоззренческими представлениями, верованием. Каждь'п атрибут имел свою {.уикщш. Древние якуты воспринимали все атрнбу • '.ы в движении, в динамике, а не в статике, iu второй главе рас-смдарийиотся роль атрибутов п ?аш», таких как чо{он (деревпннгй • кубик с причудливым орнаментом, в который наливают куше), дай-биир (махалка из конских волос), чыпчаххай (тальник), дуп/р и былаайах (бубен и килотуыка) и др.
Ьбилие серебряных укра.;,оний придавали одезде нарядный п богатый вид. Звон серебряных украшений создавал особый музыкально--эмоциональный фон, придающий пластике движений своеобразный национальный колорит. Зто особенно ярко выражено в свадебном наряде якутской девушки.
Таким образом, во второй главе л, сщинята пол.': на ьсая а-новить забывающиеся и исчезающие тотемические тайны, подвижные игры, имоддо т ¡ыг.евальное нг.чаяэ» Подражательные ташр!, ьерол?-но, были не просто развлекательными пантомимами, а частно обрядов то-геюы&скою характера. Ишг>ол«е j аспросграненными тогйин • »ai у Титулов били кыгаякк ((ылуИ гуран яь), куба, (ле-бедь), тойон кыыл (орел), суор (горон).
По дчнным Стрзленберга, относящимся к ХУи! в., у якутов "калднй род имел свою священную лишу, зверя или животное: лоби-дя, гуся, ворона, медведя и пр;
В связи с ||счвздо.;*!ннкм родовых порежпп-оь и переходе!.! к ■соседской общине тотемические обряды стали быстро забываться. Вместе с а .»ими обрядами исчезли и таныи с ;>леыента:'и пз;ци-4.:и:г.й.
Во второй же главе расеиат{ ииаытся couj еыеннш ам?«?1 а; л?«-
пн! подражательных танцев в различных танцевальных коллективах. Анализируются "Танец орла" и "Танец горностая",- созданные С.А. Зверевым-Кыш Уола.
В третьей главе - "Проблемы восстановления, реконструкции и сценической интерпретации якутских танцев" - рассматриваются вопросы, связанные с восстановлением и реконструкцией традиционных танцев.
Необходимость возрождения традиционной хореографии вызвана тем, что забвению предаются обрядовые танцы, наиболее содержательные, в которых сконцентрирована пластическая самобытность народа. Выявляются такие забывающиеся ныне обрядовые танцы, как: "Свадебный танец", "Ситим" (жертвенная, божественная нить, веревка, сотканная из конских волос), "СаЬыл", "Кырынаас" (танцы лисы, горностая) и др. Также выявляются лучшие образцы традиционных и современных сценических танцев. Затрагивается проблема соотношения традиционных элементов и элементов классического танца в якутских балетах "Сир СимэБэ" ("Полевой цветок"),- "Чурум-чуку". Общеизвестно, что традиционное танцевальное искусство является богатым и живым источником, питающим профессиональное искусство, является основой творческого поиска. Без изучения традиционной основы, традштионных форм бытования народного танцевального творчества не представляется возможным решение проблемы соотношения традиционного и современного в искусстве танца.
Возрождение, восстановление танцев, связанных с верованием, мировоззренческими представлениями якутов, активизировало бы творческий поиск в этом направлении, предотвратило бы отрыв современных якутских танцев от их традиционных корней.
Народное танцевальное искусство является одним из исторических источников, способствующих выявлению специфических особенностей быта, обычаев народа. Оно является одним из средств, способствующих проникновению в глубинный пласт национального самосознания.
В этой же главе анализируются танцевальные произведения из репертуара известных в республике танцевальныхансамблей "Сарыал" ("Рйссвет"), "Эрэл" ("Надежда") г.Якутска, "Кыталык" ("Стерх") Мегино-Кангаласского, "НьургуЬун" ("Подснежник"), "Мичээр" .(Улыбка") Намского, "Алгыс" ("Благословление"), "ТуЬулгэ" (Место проведения празднества Ысыах) Сунтарского, "Дружба" Таттинского, "Молодость Эркээни" (Молодость долины Эркэонг!) Кангаласского,
"Кэнчээри" Усть-Алданского улусов республики.
Анализируется творческий процесс и репертуар Национального театра танпа Якутии. Также затрагиваются некоторые стороны исполнительского мастерства артистов театра непосредственно влияющее на формирование творческого почерка коллектива, а также на сохранение традиционных черт в образной структуре танца.
В главе рассматриваются итоги четырех республиканских ком-курсов танцевальных коллективов, два республиканских конкурса постановщиков-хореографов, организованных Домом народного творчества Министерства культуры Республики Саха (Якутия) в 1985-199-1 гг., прослеживаются тенденции развития народной хореографии, а именно рассматриваются конкретные формы бытования традиционных танцев.в самодеятельном и профессиональном танцевальном искусств!'-.
В своем развитии современное искусство профессиональных ансамблей и танцевальных коллективов художественной самодеятельности используют заимствование пластических выразительных средств, форм из классического балета, эстрадного танпа. Взаимопроникновение, взаимовлияние различных форм танцевального искусства - одна из сторон сложного творческого процесса. Но при этом не должен теряться нацнональшй колорит, специфические художественные свойства танца, присущего тому или иному народу. Различного характера инновации в области выразительных средств, образного прочтения не должны происходить в разрез с традиционно выработанными в народе пластически - образшгми представлениям!, основанными на его психологии, быте, миропонимании, мироощущении. Тщательное осмысление исходного материала, тонкое чувство стиля, характера, глубокое проникновение в образный строя традиционных т.ацнг-Б, их знание помогаю? балетмейстеру создать танцевальное* призаодени'?, в котором раскрывается суть национального характера» В тагом танце причудливо сочетается тр.щипюшше черты и индивидуальный почерк постановщика.
Эклектичность лексики, нопродуманноегь драматургической, сюжетной основы, чрезмерное увлечение стилизацией, отсутствие чувства стили и характера приводят к нивелированию иашолалыш особенностей. При создании якутских сценических танцев важно бережное отношение к тр 1цшйошп:м зягментам, понимание особенностей национального хн££»кгора народа, чувство такта к его традиционным образным представлс-нлям. Только щ и таком подходе вээоднл достижение баланса традиционности и новаций л создании сцоничео-
кого таниа. Но традиционное танцевальное искусство развивается, живая ткань традиционных танцев впитывает в себя новые элементы, новые выразительные средства, органично входящие в структуру традиционной образной системы. Новое в искусстве народной хореографии создается на основе традиций, на основе их обогащения, обновления. В этом усматривается преемственность в искусстве народного танца.
В атмосфере духовного возрождения народов усиливается интерес к традиционным формам культуры, возрос интерес и к традиционным танцам.
Таким образом, в третьей главе предпринята попытка анализа творческого процесса создания, восстановления и реконструирования сценических танцев, основанных на фольклорном материале, изучен репертуар эталонных образцов танцевального искусства, исполняемого танцевальными коллективами художественной самодеятельности и профессиональным театром национального танца Республики Саха (Якутия).
В этой же главе по мере возможности прослеживаются тенденции развития народного танца якутов в связи с прошедшими смотрами и конкурсами. Также анализируются элементы народного танца якутов, вошедшие в якутские балеты.
В заключении подводятся итоги исследования, излагаются выводы, которые осуществлены на основании изучения проблем сохранения и развития традиционного танцевального искусства якутов.
I. Танцы и танцевальные элементы являются составной частью обрядов, празднеств, игр. В обрядах содержится богатый арсенал танцевально-пластических приемов, выработанных веками, создающих образную суть народных танцев.•
'¿, Этническая специфика танцевальной культуры якутов отражает реальные условия исторической жизни народа.
3. К обрядовым танцам относятся: "Ооуохай", "Битии", "Посвящение в воины", "Кымыс урдэ" (Верх кумыса), "Узор", "Алгыс", "Сэлбириэскэ", "Ситии ыйааЬына" (Подвешивание волосяной веревки), шаманская пляска и др. Тотемические танцы: "Орел", "Кыта-льж" ("Стерх"), "Ккрынаастыыр" (Горностай) и др.
4. Описание, изучение, классификация традиционных танцев имеет важное значение для формирования и развития народного танцевального искусства.
5. Лексический фонд якутского народного танцевального ис-
кусства, его канонизированные формы по содержанию, вложенному в них, по характеру и манере исполнения, по своей традиционной структуре и темпо-ритму заметно отличаются от традиционных танцев соседних народов: эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей. Превалирующая часть элементов лексического фоцда якутского танца имеют отчетливые признаки, позволяющие обнаружить черты близости с танцами тюркоязычных народов. Как позднейшее наслоение в якутском танце можно обнаружить признаки взаимопроникновения с ■ эвенскими, эвенкийскими танцами. Пластика якутских танцев отличается мягкостью. Манера спокойная, сдержанная. Детские и молодежные танцы более эмоциональные, подвижны. Для традиционных якутских танцев характерен размеренный ритм. Движения исполняются рессорно, пружинисто. Танцы в прошлом исполнялись под песнопение при шаманских камланиях ударами-в бубен'и ритмизованными речитативами.
6. Анализ современного состояния якутских традиционных танцев позволяет говорить о том, что происходит утрата танцевального наследия, традиционные танцы интенсивно подвергаются инновациям- , трансформации.
Чрезмерная увлеченность стилизацией нивелирует национальные черты народного танца, обезличивает его образную суть.
7. В республике за последние годы возрос интерес к традиционным танцам. Намечается тенденция оживления творческой деятельности постановщиков по возрождению традиционных танцев.
8. Лучшими образцами современной якутской народной хореографии является репертуар народных ансамблей: "Сарыал" (Рассвет), "Кыталык" (Стерх), "Зрэл" (Надежда), "Алшс" (Благословение), "!*ичээр" (Улыбка), "ТуЬулгэ" (Ь'есто для проведения празднества Ыспах), "Дружба", ""Кэлукэчэон" (Озерцо).
Проведенное исследование позволило установить, что якутский народный танец проходит сложный путь обретения своего национального облика, восстановления утраченных художественных черт, самобытности.
10. Традиционное хореографическое искусство не теряет своего значения и в наше время. Сохранение традиционной основы л современных сценических якутских танцах является гарантом их преемственности, жизнеспособности. Анализ проведенный в данной работе позволит наметить ряд практических мероприятий по речению проблем сохранения и развития традиционных танцев.
- 20 -
II, В настоящей время продолжается процесс поиска гармоничного сочетания традиционного и современного в образной снс-те, тематике, выразительных средствах, драматурга!! построения якутского народной) танца. В процессе работы в практический и научный оборот введены реликтовые элементы, сюжеты темы прочно связанные с мировоззренческими представлениями народа. Заложена определенная база для дальнейшей работы по возрождению традиционных якутских танцев.
По теме диссертации опубликованы следую'дие работы: I. Танцы Якутии. - Якутск, 1989, 7 п.л.
И, Якутский танец (Саха ункуутэ), Учебно-методическое пособие. -Якутск, 1990. - 9 п.л. (текст параллельно на русск. и як.яз,). 3« Якутский танец. Программа для начального и среднего эвена обучения хореографии. - Якутск, 1991, I п.л.
4. Предисловие. Запись танцев "Узор", "Алгыс", "Ситим" - в кн.: Алгыс. Якутские танцы. - Якутск, 1992, 8,5 п.л.
5. Эвенский танец "Встреча солнца" // Танцы народов Севера, Библиотечка в помощь художественной самодеятельности. - Москва, 1938, )f- 15, I п.л.
6. Пляска в обряде шаманского камлания // Шаманизм как религия; генезис, реконструкция, традиции. Тезисы докладов Международной научной конференции. - Якутск, 1992, с.47-48.
7. Танцы в обряде Ысыах // Чолбон (Полярная звезда), 1992, (г б, с. 130-137.
8. Якутские фольклорные танцы - Материалы республиканской научно-практической конференции "Ысыах"". - Якутск, 1991, с.]у-2б.
У, Танца земли Олонхо. Предисловие и запись танцев "ТуЬулгэ", "Кыталыктар", "Алгыс", "Ферма 1?ыргыттара", "На сенокосе" в постановке С.П. Толстяковой. - Якутск, 1993, б п.л, IU. П.А.Ойунский и якутские народные танцы // Чолбон (Полярная звезда), 1993, II, с.68-79.