автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиционное хозяйство бурят Восточного Присаянья

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Маншеев, Доржа Михайлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Традиционное хозяйство бурят Восточного Присаянья'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Маншеев, Доржа Михайлович

Введение

Глава 1. Среда обитания и социальный уклад бурят Восточного

Присаянья

1.1. Природно-климатическая среда и специфика скотоводческого хозяйства

1.2. Присаянье в составе Российского государства

1.3. Социальный уклад присаянских бурят

Глава 2. Хозяйство присаянских бурят

2.1. Видовой состав и количество скота

2.2. Формы кочевания и содержание скота

2.3. Заготовка кормов

2.4. Жилище и хозяйственные постройки 103 2.5 Народная ветеринария

Глава 3. Продукция скотоводства и традиционные средства передвижения

3.1. Традиционные способы приготовления пищи у присаянских бурят

3.1.1. Мясная пища

3.1.2. Молочная пища

3.2. Изготовление изделий из продуктов скотоводства

3.2.1. Изготовление продукции из шерсти, волоса и сухожилий

3.2.2. Изготовление продукции из кожи, рога, костей

3.3. Способы и средства передвижения

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Маншеев, Доржа Михайлович

ф Актуальность темы. Этнические традиции - наиболее устойчивые нормативные формы повседневной жизни этноса, которые проявляются в культуре, быту, языке, искусстве, поведении и общении, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени. Основная функция этнических традиций заключается в сохранении преемственности культуры и истории этноса, в трансформации и эволюции исторического опыта этнических общностей. Этнические традиции складываются в соответствующих исторических эпохах в связи с социально-экономическими и естественно-географическими условиями каждого народа. Этнические традиции определяют своеобразие каждого этноса, его место в ряду других народов. После своего возникновения они приобретают значительную устойчивость и зачастую сохраняются даже тогда, когда породившие их условия давно изменились, а сами этносы исчезли [Садохин, 2002. С. 147-187].

Одной из важнейших задач этнографической науки является изучение специфики традиционной культуры хозяйствования народов мира во всем многообразии ее проявлений. Предметом исследования становятся традиции различных хозяйственно-культурных типов и в том числе скотоводства.

Как известно, хозяйственно-культурные типы складывались в определенных экологических условиях. Географическая среда оказывала сильное влияние на основные параметры жизнедеятельности общества.

Многообразие естественно-природных условий, проявляющееся в особенностях рельефа, климата, гидрографического режима, почвы, ^ растительного покрова, ландшафтной зональности и т.п. в значительной мере детерминировало многообразие форм материального производства, хозяйственно-культурных типов, а следовательно, и способов производства [Андрианов, Марков, 1990. С. 8-15].

В условиях развития и роста роли государства, у населения России идут миграционные процессы, связанные с освоением новых территорий. Русское население страны осваивает, прежде всего, пространства, где возможно пашенное земледелие. В результате этого они сталкиваются с народами различной культуры. В число этих народов входят скотоводы Южной Сибири, обитающие в горных долинах на границе степей и лесов.

В связи с этим большой научный интерес вызывает изучение традиционного хозяйства бурят Восточного Присаянья, занимающих экологическую нишу горных долин на границе степей и тайги, которая представляет контактную зону оседло-земледельческой культуры с кочевой культурой. Анализ опыта традиций хозяйствования присаянских номадов дополняет общую картину кочевой культуры.

Историография проблемы. Современные этнографы, изучающие этносы-номады, основываются на характеристиках кочевых хозяйств, данных Г.Е. Марковым и С.И. Вайнштейном [Вайнштейн, 1972. С. 66-73; Марков, 1979. С. 275-289]. По классификации С.И. Вайнштейна существуют четыре формы скотоводческого хозяйства: кочевые, полукочевые, полуоседлые и оседлые [Вайнштейн, 1972. С. 73-74]. Мы в своем исследовании выделяем две формы скотоводческого хозяйства: кочевые и оседлые, так как за основу классификации скотоводства берутся локальные особенности традиций присаянских бурят.

Известный казахский этнолог Н.Э. Масанов типологизировал местообитание номадов в соответствии с принципами общепринятой экологической систематики на ареал (экосистема) кочевничества и маргинальную зону (экотон) [Масанов, 1991. С. 11]. Район проживания присаянских бурят по данной классификации относится к маргинальной зоне, находящейся на границе между лесом и степью.

На основе хозяйственно-культурной типологии, разработанной Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным, присаянские буряты относятся к хозяйственно-культурному типу скотоводов, вспомогательной деятельностью которых были охота и земледелие [СЭ, 1955. № 4. С. 3-17].

Первые сведения о бурятах Присаянья даны в материалах русских и иностранных путешественников XVII - первой половины XIX вв. В материалах П.С. Палласа и И.Г. Георги имеются сведения о количестве и наименовании родов, проживавших в районе Тункинского острога. М.М. Геденштром сообщает: "вследствие бесплодия земель тункинские буряты ограничиваются одним скотоводством; места их изобилуют всяким зверем и мягкой рухлядью (пушниной), особенно белкой". Он также информирует о широком использовании царской администрацией тункинских бурят для капитального ремонта дороги вокруг Байкала в 1811 г. [Гирченко, 1939. С. 30, 57].

В 1853 г. Н.И. Бакшевич совершил поездку в Тункинский край и собрал сведения о быте и хозяйстве русских крестьян и бурят, которые, однако, недостаточно полны и достоверны [Бакшевич, 1856. С. 1-53]. П.А. Кропоткин в 1865 г. на основе своих наблюдений, зафиксированных во время поездки по Тункинскому краю и Горной Оке, опубликовал этнографические наблюдения. В них он подробно описал историю края, дал характеристику этнического состава населения (ясачных, казаков, бурят), их быта, религиозной жизни. Особое внимание было обращено на т.н. группу "ясачных" - метисированных бурят (13 % от общего количества бурят), переходивших от кочевого образа жизни к оседлому [Кропоткин, 1867, 1992]. Из этих материалов следует, что буряты проживающие в восточной части Закамны являются скотоводами-земледельцами, а в западной - скотоводами. Скотоводы-земледельцы в урожайные годы имели излишки хлеба для продажи, а скотоводы покупали хлеб.

В конце 60-х - первой половине 70-х гг. XIX в. П. Ровинский издает очерки о Тунке, где знакомит с топографией края, подробно рассказывает о крещении бурят, дает краткие сведения о сезонных перекочевках [Ровинский, 1875].

Наиболее информативные данные о закаменских бурятах конца XIX в. (расселение этнических групп, форма землепользования, хозяйство) были приведены в "Материалах комиссии Куломзина для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области" [1898].

П. Полтараднев в статье "Пушной промысел в Тункинском районе", изданной в 1926 г., досконально описал охотнические традиции тункинских бурят, дал сведения о количестве добываемой дичи, о трудностях испытываемых охотниками. В этой статье он осветил тему бурятского скотоводческого хозяйства на материалах населенных пунктов Хойтогол и Монды Тункинского района. Впервые им были выявлены различия в содержании скота в двух селениях, обусловленные природно-географической средой. Автор указывает на отсутствие зимних пастбищ в Хойтоголе. Жители Хойтогола были вынуждены заготавливать большое количество сена на зиму. Скот мондинских бурят круглый год находился на подножном корму. [Полтораднев, 1929. С. 103-104]. В своей следующей публикации — "Окинский край" за 1930 г. исследователь дает статистические сведения о количестве жилых и надворных построек (6 -войлочных юрт, 920 деревянных юрт, 36 - домов русского типа, 756 -стаек, 459 - амбаров), сенокосных и пастбищных участков (1734 га), скота окинских бурят (29752 голов). Там же имеется описание жилых и хозяйственных построек и различных пород скота у местных бурят [Полтораднев, 1930. С. 57-65].

Ценные сведения о формах кочевания и хозяйстве окинских бурят находятся в работе И. Никонова "Хозяйство Окинского хошуна" [Никонов, 1926. С. 98-102]. В зависимости от природно-климатических особенностей, в исследовании И. Никонова, Окинский хошун был разделен на два хозяйственных района отличавшихся друг от друга по количеству перекочевок за год. Так, в высокогорье до 4 перекочевок и более в год, а в низовье - 2 и только исключительные условия заставляют выгонять скот зимой в поисках корма далеко от стоянок.

В исследовании Е.М. Залкинда (Хозяйство Бурят-Монголов в XVII-XVIII вв. Улан-Удэ, 1957) отмечается, что буряты в XVII в. занимались земледелием и сенокошением. До нашего времени у бурят сохранились такие орудия труда как соха и коса.

В книге И.Е. Тугутова "Материальная культура бурят" (1958) раскрывается история жилища бурят от войлочной юрты и примитивной однокамерной избы до многокамерных рубленых домов с правильной планировкой.

Большой вклад в изучение традиционного хозяйства бурят внес известный бурятский ученый И.А. Асалханов (Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX в. Улан-Удэ, 1963). На основе анализа скотоводческого хозяйства бурят он отмечает, что к концу XIX в. кроме агинских бурят, все остальные вели оседлый образ жизни. В материалах приведенных исследователем отсутствуют данные о хозяйстве присаянских бурят

В трудах этнографа Ю.Б. Рандалова (1967) дается характеристика дореволюционных поселений бичурских бурят, которые состояли из 8-9 дворов, назывались хотонами и имели вид маленьких деревушек. Такое расселение было характерно для тункинских и западной части закаменских бурят, которые кроме скотоводства занимались земледелием.

В 1969 г. выходит в свет книга К.В. Вяткиной "Очерки культуры и быта бурят". В этой книге дается общая характеристика хозяйства всех бурят. В работе указывается, что тункинские буряты занимались в основном скотоводством и охотой, наряду с этим, у них существовало в небольших размерах земледелие. Концепция, о выделении хозяйственно-культурных типов предбайкальских и забайкальских бурят принятая К.В. Вяткиной, сегодня устарела. Различия, на наш взгляд, имеют более дробный, этнолокальный характер.

Первая работа, целиком посвященная культуре закаменских бурят, была опубликована Г.Р. Галдановой в 1992 г. Исследователь прослеживает этническую связь закаменских, тункинских и окинских бурят, состоящих из хонгодорских родов - обурятившихся монголов. В частности, она дает характеристику народного календаря закаменских бурят. Монография прежде всего затрагивает традиционное хозяйство закаменских бурят, близкие традициям скотоводства окинских и тункинских бурят.

Монография И.Б. Батуевой "Буряты на рубеже XIX - XX вв.", изданная в 1992 г., полностью посвящена традициям скотоводства у бурят. Автор выделяет также формы скотоводческих хозяйств бурят: кочевые, полукочевые, полуоседлые и оседлые. По сведениям автора в конце XIX -начале XX вв. большинство скотоводческих хозяйств Иркутской губернии относилось к полуоседлому типу скотоводства, а у забайкальских бурят преобладало полукочевое и полу оседлое скотоводство [Батуева, 1992. С. 15-25]. Хотя в монографии содержится богатый материал по скотоводству, но автор перед собой не ставит специальных задач по изучению традиционного хозяйства отдельных этнолокальных групп бурят.

В 1995 г. вышли в свет рукописи бывшего монаха-ламы из Тункинского района, краеведа, научного сотрудника Г.-Д. Нацова. Материалы Г.-Д. Нацова содержат краткие сведения об истории и хозяйственной деятельности тункинских бурят, записанные в 20-30-е гг. XX в. [Нацов, 1995. С. 17-26]. Г.-Д. Нацов пишет, что тункинские буряты в XVI в. входили в состав войск западно-монгольского хана Галдан-Бошокту и обитали на территории Кобдоского округа Монголии. После разгрома западных монголов маньчжурами и халха-монголами, они покинули родные места и обосновались в местности Алтан Мундарга (Восточные Саяны). Таким образом, по данным Г.-Д. Нацова тункинские буряты вышли из горной зоны Монголии, схожей с природно-климатическими условиями Тунки. Также выделены особенности традиционного хозяйства бурят, в частности, содержание видов скота, дается описание мясной и молочной пищи.

В исследовании Ж.А. Зимина "Этнокультурные традиции Окинского края" имеются сведения по вопросам скотоводства, материальной культуры окинских бурят и сойотов, а также автор утверждает, что в конце XIX - начале XX вв. окинские буряты перешли на оседлый образ жизни [Зимин, 2001]. Данные нашего исследования говорят об обратном. Большинство окинских бурят вело кочевое скотоводство, вплоть до коллективизации 1930-х годов.

Таким образом, мы видим, что на протяжении длительного периода культура хозяйствования бурят Восточного Присаянья привлекала к себе внимание со стороны ряда исследователей. Авторами исследованы отдельные аспекты скотоводческих традиций тункинских, закаменских и окинских бурят. Тем не менее, до настоящего времени вопрос о специфике традиционного хозяйства присаянских бурят рассмотрен недостаточно.

Целью исследования является выявление особенностей традиционного скотоводческого хозяйства бурят Восточного Присаянья.

Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи:

1) обобщение литературных данных и других сведений по традиционному хозяйству присаянских бурят;

2) определение природно-климатических факторов, обуславливающих особенности традиционного хозяйства в Восточном Присаянье;

3) изучение влияния политики и экономики Российского государства на присаянских бурят;

4) исследование скотоводческого хозяйства бурят Восточного Присаянья, включая видовой и количественный состав скота, формы кочевания и содержания скота, практику заготовки кормов, жилище и хозяйственные постройки, народную ветеринарию;

5) описание продукции скотоводства, а также изучение средств передвижения;

6) сравнение традиционного хозяйства присаянских бурят со скотоводством других групп бурят и скотоводческих народов Южной Сибири.

Объектом исследования в данной работе является бурятское население Восточного Присаянья, а именно тункинские, окинские и закаменские буряты, проживающие соответственно в Тункинском, Окинском, Закаменском районах Республики Бурятия, этническое ядро которых составляют хонгодоры - одно из основных племенных объединений бурят (см. карту № 1).

Предметом исследования избраны традиции скотоводческого хозяйства присаянских бурят, которые иллюстрируют хозяйственно-культурную адаптацию кочевников к специфическим условиям субаридной экосистемы. В предлагаемой работе, культура бурят Присаянья рассматривается в рамках современной традиции.

Территориально исследование охватывает южную часть Восточных Саян (Тункинский, Окинский и Закаменский районы Республики Бурятия - см. Рис. 1). Этот регион представляет значительный интерес для исследования, так как особенностью рассматриваемой территории является разнообразие природно-климатических условий. Отметка дна котловин над уровнем моря, где проживают присаянские буряты, варьирует от 700 до 1400 м, что влияет на разницу температур, особенности растительного покрова, видовой состав скота в хозяйствах. Кроме того, южная часть Восточных Саян является контактной зоной бурят, монголов, русских, тувинцев, тофаларов и сойотов.

Хронологические рамки. В работе рассматривается период с конца XIX в. до начала XX в. Выбор данного хронологического периода объясняется возможностями источниковедческой базы, обусловленной недостаточным объемом материала по присаянским бурятам в период до середины XIX века. Также привлекаются более ранние и поздние материалы, которые позволяют достаточно полно изучить поставленную проблему и проследить изменения, происходившие в скотоводческом хозяйстве.

В период с XVII по XVIII вв. происходит колонизация Присаянья русскими казаками. Характерным для бытования казаков является строительство острогов, для охраны южных границ.

С середины XIX в. начинает возрастать влияние российской экономики на бурятское кочевое хозяйство. В этот период идет активная работа российского правительства по распространению земледелия среди бурятского населения.

В конце XIX - начале XX в. активизируются инициированные реформой П.А. Столыпина, переселения крестьян из европейской части России в Сибирь, в том числе, в Предбайкалье и Забайкалье. Миграция русских крестьян в Прибайкалье способствовала развитию этнокультурных контактов русского и бурятского населения, в результате которого происходят изменения в культуре как бурят, так и русских.

Методология и методы исследования. Ведущим в исследовании является принцип историзма, когда любое явление культуры рассматривается в конкретном социально-экономическом контексте, как подвижная система взаимодействия культуры жизнеобеспечения и мировоззренческих представлений. В процессе исследования применялись теоретические разработки и основные положения работ С.И. Вайнштейна (историко-этнографическое исследование кочевых форм хозяйства тувинцев в XIX - начале XX в. в связи с проблемами истории хозяйственно-культурных типов степных и таежных кочевников Азии), где используются историко-этнографические и статистические материалы по хозяйству кочевников. В работе используется теория Н.Э. Масанова (рассмотрение кочевнического способа производства в свете экологических проблем), Н.Н. Крадина (изучение адаптации кочевников скотоводов и аккультурации их к более развитой промышленной экономике оседло-земледельческих государств и империй).

В диссертационном исследовании используется ретроспективный анализ, сравнительно-исторический метод, типологический метод, метод пережитков, а также методические приемы полевой этнографии: непосредственного наблюдения, включенного наблюдения и опроса.

Источниковедческая база. Исследование основано на разнообразных источниках - как этнографических, так и письменных (архивных). Использование в данной работе характерных для каждого вида источников сведений позволяет адекватно оценить особенности кочевого хозяйства бурят Восточного Присаянья.

К этнографическим источникам относятся объекты непосредственного наблюдения (современные способы ведения скотоводческого хозяйства, жилища и хозяйственные сооружения, виды скота, предметы быта, конская сбруя и упряжь, средства передвижения), устные сообщения информаторов (рассказы людей, осведомленных в вопросах скотоводчества и скотоводческой обрядности, местных мастеров и плотников), музейные коллекции (старинные предметы быта и культа, одежда, конская сбруя и упряжь, средства передвижения, подборки фотографий, связанные со скотоводством, зарисовки). Полевые исследования, проводившиеся автором совместно с к. и. н.

А.А. Бадмаевым в 2000-2003 гг. в Тункинском, Окинском и Закаменском районах Республики Бурятия в составе экспедиции Байкальского этнографического отряда ИАЭТ СО РАН, легли в основу изучения традиций кочевого хозяйства.

Программа исследования включала сбор материала с помощью интервьюирования информаторов, непосредственного участия в хозяйственной деятельности, посещения музеев и районных архивов. В качестве технических средств для сбора материала использовались фото, аудио и видео средства. Маршрут исследования пролегал через села Тункинского района (Торы, Кырен, Хужир, Туран, Хойтогол, Монды), Окинского района (Бугсон, Сорог, Орлик, Саяны, Хужиры), Закаменского района (Дутулур, Хужиры, Шара-Азарга, Енгорбой, Санага, Утата, Далахай). Определенные знания по традиционному хозяйству присаянских бурят были приобретены мною во время проживания в с. Туран Тункинского района Республики Бурятия с 1992 по 1999 гг.

Автор изучил экспонаты Бурятского этнографического музея народов Забайкалья (г. Улан-Удэ), которые характеризуют материальную культуру различных групп бурят. Кроме музеев Республики Бурятия, были исследованы бурятские коллекции Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии в г. С.-Петербурге. В ходе исследований по теме диссертации были изучены коллекции Историко-этнографических музеев с. Кырен (Тункинский район РБ), с. Хойто-Гол (Тункинский район РБ), с. Орлик (Окинский район РБ), с. Сорог (Окинский район РБ), с. Шара-Азарга (Закаменский район РБ), с. Санага (Закаменский район), с. Енгорбой (Закаменский район РБ). В данных музейных коллекциях хранятся предметы быта, материальной и духовной культуры присаянских и других групп бурят.

Письменные источники представлены неопубликованными материалами, которые были выписаны из фондов архивов, музеев и административных учреждений. Для исследования привлекались материалы Национального архива Республики Бурятия (г. Улан-Удэ), Хранилища восточных рукописей и ксилографов БНЦ СО РАН (г. Улан-Удэ), Архива Российской Академии Наук (С.-Петербургский филиал), Архива востоковедов С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, а также описи Музея антропологии и этнографии и Русского этнографического музея (г. Санкт-Петербург). Кроме этого, были использованы материалы Архивных отделов администраций Тункинского и Закаменского районов РБ.

В Национальном архиве Республики Бурятия находятся документы дореволюционного периода. Это фонды Тункинской степной думы (Фонды -117, 345), где собраны сведения о скотоводстве тункинских, в том числе, и окинских бурят. Здесь имеется информация о занятиях бурят, о количестве построек у них. Также в фондах хранятся материалы по заготовке сена, циркуляры и правила для принятия мер во время эпизоотий.

В С.-Петербургском филиале Архива Российской Академии Наук сохранились материалы по хозяйствованию и обычаям закаменских бурят, которые собрал М.А. Кроль. Они находятся в фонде (Ф. 282) Л.Я. Штернберга.

В фондах Архива востоковедов С.-Петербургского филиала Института востоковедения РАН хранятся дневники Ц.Ж. Жамцарано (Ф. 62), в которых описаны обряды, связанные с преподношением мясной пищи гостю или уважаемому человеку. В архиве также имеется описание монгольской двухколесной телеги, с которой генетически связана бурятская двухколесная телега.

Описи Музея антропологии и этнографии и Российского этнографического музея содержат в себе богатый материал по одежде (РЭМ, № 4001-55), сенокосным орудиям (РЭМ, № 4001-13, 4001-15, 4001

16.), предметам быта (МАЭ, опись № 2202-6). Здесь собраны не только описания, но и имеются пометки о технологии изготовления, способы использования предметов.

Архивный отдел администрации Тункинского района РБ сохранил анализ экономико-географического положения Тункинского района (Ф. Р-1) 1930-х гг., который составил К.В. Гаврилов. Составленное им описание природно-климатических условий и различных видов скота послужило ценным источником при изучении номадного хозяйства.

Представление об экологическом и экономическом потенциале Закаменска дают материалы Архивного отдела администрации Закаменского района.

Для работы важна находящаяся в Администрации Тункинского национального природного парка Республики Бурятия научно-проектная документация "Схема организации и развития Тункинского национального природного парка Республики Бурятия" (1995), которая была подготовлена Российским государственным проектно-изыскательским институтом "Росгипролес" Федеральной службы лесного хозяйства. В этом проекте отражены природно-климатические особенности Тункинского района.

Научная новизна и практическая значимость. Данное исследование вводит в научный оборот большой массив новых данных по традиционному хозяйству конца XIX - начала XX вв. Впервые проводится специальное исследование по скотоводческим традициям бурят Восточного Присаянья. Проведенный анализ позволил выявить типологию и проследить трансформацию этого вида традиций. Определены причины трансформации традиций в условиях постоянных контактов между различными этническими группами.

Практическая ценность работы заключается в том, что она может быть полезной для исследования традиционного хозяйства более широкого региона. Фактический материал может быть востребован при разработке методических материалов, программ и учебных курсов по этнологии для школ, профессиональных училищ, колледжей и высших учебных заведений.

Апробация работы. Полученные в ходе исследования результаты и ряд основных положений диссертации нашли отражение в докладах автора на ежегодных сессиях Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск, 2001-2002 гг.), на Международных студенческих конференциях "Студент и научно-технический прогресс: Археология и Этнография" (Новосибирск, 2001-2002 гг.), на международной научной конференции "Мир Центральной Азии" (Улан-Удэ, 2002 г.), на международной научной конференции "Цибиковские чтения -8" (Улан-Удэ, 2003 г.), на международной научной конференции "Этнокультурные взаимодействия в Сибири (XVII-XX вв.)" (Новосибирск, 2003 г.).

Материалы исследования по теме диссертационной работы нашли отражение в 11 публикациях: статьях и тезисах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, списка информаторов, списка сокращений, приложения, куда входят рисунки и фотографии, полученные во время экспедиции.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиционное хозяйство бурят Восточного Присаянья"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение литературных данных, этнографических и письменных источников позволило проследить и выделить особенности скотоводческого хозяйства присаянских бурят в специфических условиях природной среды Восточного Присаянья. А также провести классификацию форм скотоводства этой этнолокальной группы бурят и сопоставить его с идентичными явлениями кочевничества других групп бурят и кочевых народов Центральной Азии.

Основы комплексного номадного хозяйства присаянских бурят были заложены в средневековье. Некоторая часть хонгодоров была вынуждена переселиться из Предбайкалья в районы Северо-Западной Монголии, Саяно-Алтая во времена бурных событий первой половины XIII в. [Нимаев, 2000. С. 156]. В течение длительного времени, начиная с XIV по XVI вв., хонгодоры небольшими группами переселяются в Присаянье. Здесь хонгодоры, занимающиеся кочевым скотоводством, входят в контакт с местным населением - сойотами (оленеводы-охотники) и протобурятами (полуоседлые скотоводы-земледельцы).

Таким образом, на рубеже XVI - XVII вв. в ходе формирования и развития традиционной культуры присаянских бурят к нуждам развивающегося комплексного скотоводческого хозяйства были выработаны различные культурные явления. В результате взаимодействия степной и лесной культур сформировалась хозяйственная основа бурят Восточного Присаянья. Важным фактором, ускорившим развитие земледелия в хозяйствах бурят Восточного Присаянья, явилось вхождение бурят Восточного Присаянья в состав Российского государства.

Кочевое хозяйство окинских, западной части закаменских и мондинских бурят, в отличие от других групп бурят, которые обитали в степных и лесостепных районах Бурятии, развивалось в условиях гор, что обусловило здесь вертикальное кочевание, тогда как другие группы бурят кочевали по равнине. Также присаянские номады выделяются комплексностью кочевого хозяйства, например, наряду со скотоводством значительную роль у них продолжает играть охота и собирательство. Комплексное оседлое хозяйство тункинских и восточной части закаменских бурят проживающих в низовьях Присаянья не отличается от скотоводческих хозяйств остальных групп бурят (аларских, балаганских и т.д.) Иркутской губернии, не включая ольхонских бурят.

Высокогорная часть Восточного Присаянья в прошлом была единственным районом в Бурятии, где разводили яков. Бурят Присаянья из общей группы выделяют особые условия содержания яков и уход за ними. Присаянские буряты ведут яководческое хозяйство также, как монголы, тувинцы и алтайцы.

В ходе нашего исследования было выявлено, что географическая среда Восточного Присаянья обусловила культуру хозяйствования присаянских бурят, где кочевое и оседлое скотоводство дополнялось охотой. Кроме того, оседлые присаянские скотоводы в XVII в. занимались примитивным земледелием с помощью сохи. С развитием пашенного земледелия (использование плуга) к середине XVIII в. у оседлых скотоводов Присаянья появляются излишки зерна, которые идут на продажу. В свою очередь, местообитание бурят Присаянья имеет локальные, природно-климатические отличия.

Присаянье делится на две природно-климатические зоны. К первой зоне (низины) относятся горные котловины с абсолютной отметкой дна 700-1000 м (восточные части Тункинского и Закаменского районов РБ). Сравнительно мягкий климат и плодородные почвы позволяли вести комплексное хозяйство. Основной отраслью хозяйства было скотоводство, которое дополнялось охотой и земледелием. Здесь в основном проживают оседлые буряты, перегоняющие скот два раза в год из зимника в летник и обратно. В хозяйствах бурят, проживающих в низинах Присаянья, преобладает крупный рогатый скот монгольской породы, который требует подкормки в зимнее время. Первая природно-климатическая зона постепенно заселяется русским оседло-земледельческим населением. Увеличение запашек ведет к сокращению пастбищ для скота и, как следствие, к росту бурят занимающихся земледелием. Таким образом, этот район становится зоной этнокультурных контактов земледельческой культуры со скотоводческой.

Ко второй природно-климатической зоне (верховья) относятся котловины с абсолютной отметкой дна 1200-1400 м. В этой зоне, в отличие от первой, основой жизнедеятельности было кочевое скотоводство и охота. Здесь в стадах преобладали яки, которые круглый год находились на подножном корму. По сравнению с бурятами, относящихся к 1-ой природной зоне, буряты 2-ой зоны заготавливали сено только для молодняка и рабочего скота. Это обстоятельство позволяет бурятам, которые относятся ко 2-ой природной зоне, разводить больше скота, чем бурятам 1-ой зоны. Преобладание экстенсивного скотоводства 2-ой природной зоны обуславливает особую кочевую форму скотоводства, когда номады перекочевывали 4 или больше 4-х раз в год на длительные расстояния. Длина годового цикла передвижений скотоводов 1-ой природной зоны составляла 10-50 км. Вторая группа бурят Присаянья наиболее обеспечена скотом и, в поисках корма для скота, за год проделывает переходы длиной 50-150 км.

Как нами было отмечено выше, кочевание присаянских бурят относилось к горному типу, когда летом хозяйства со своими стадами уходили в горы, а зимой возвращались в долины. Горная поясность позволяет бурятам Присаянья за короткое время переходить из одной природной зоны в другую. Летняя перекочевка в горы на 20-50 км позволяет им перейти из местности с луговой и степной растительностью на альпийские пастбища. Горное кочевание является характерной чертой бурят Восточного Присаянья, которое отделяет их от кочевников ареала широкого номадизма (казахов, монголов).

В хозяйствах бурят Присаянья отмечается относительно малое количество скота (в среднем 20-30 голов), по сравнению с остальными регионами Бурятии. Буряты Присаянья, ограниченные пастбищами горных долин, не имеют возможности разводить большое количество скота. Недостаток пищевых продуктов скотоводства буряты компенсируют за счет добычи мяса диких зверей, собирательства и выращивания зерновых культур. С середины XIX в. продукты охоты и земледелия давали возможность присаянским бурятам вести обмен товарами, мелкую торговлю и получать прибыль в денежном выражении.

Развитие сенокошения у присаянских бурят привело к увеличению доли поголовья крупного рогатого скота в стаде. К тому же, большую роль в увеличении численности крупного рогатого скота играет и их товарность. Мясо крупного рогатого скота пользуется спросом на рынке г. Иркутска, а также на близлежащих приисках и в русских поселениях. Несмотря на развитие рыночной экономики у присаянских бурят сохранились общественные отношения, основанные на родовых принципах.

Развитие сенокошения в Присаянье, интенсификация которого происходит за счет системы утугования и замены бурятской косы на литовку, приводит к относительной стабильности скотоводческого хозяйства, защищенного от разорительного зимнего джута (зимняя бескормица, при котором пастбища покрывались толстым слоем снега и скот не мог достать подножный корм).

У присаянских бурят основным жилищем на зимних стоянках служит деревянная шести-, восьмистенная юрта. На летних, весенних и осенних стоянках присаянские буряты жили в деревянных и войлочных юртах, четырехстенных жилищах типа русских зимовий и балаганов. Жилища и хозяйственные постройки присаянских бурят имеют конструкционное сходство с жилищами кочевников, проживающих в лесостепных зонах Центральной Азии, это позволяет говорить о генетических связях центрально-азиатских народов. У тункинских и окинских бурят преобладает конструкция кровли на опорных столбах, характерная для иркутских бурят, а у закаменских бурят первенство занимают кровли в виде пирамиды, которые распространены у алтайцев, хакасов и тувинцев. Это свидетельствует о том, что среди предков закаменских бурят были тюркские народы Саяно-Алтая.

На примере аналогии традиций строительства крыши юрты в виде пирамиды у закаменских бурят, алтайцев, тувинцев и хакасов можно говорить о том, что этот вид кровли возник до прихода монголов в рамках культуры народов Саяно-Алтая. В конце XIX - начале XX вв. на строительные традиции присаянских бурят оказали влияние две культуры сооружения жилищ (центральноазиатская и восточнославянская), которые проявлялись в них в разной степени.

Присаянскими бурятами была выработана традиция лечения и оберега скота. Скотоводы Присаянья в конце XIX — начале XX вв. получали поддержку от государства в виде ветеринарных служб. Эта служба была не в состоянии разрешить все проблемы, связанные с лечением скота в Присаянье, хотя улучшила эпидемиологическую обстановку.

В хозяйстве присаянских бурят для изготовления предметов быта и пищи широко используются продукты скотоводства и охоты. С развитием земледелия растет доля продуктов из зерна, которое используется в пище и, частично, при изготовлении дубильного средства для выделки кож.

Природная среда оказывает большое влияние на способы производства тех или иных изделий. На это указывает сравнение производства войлока между бурятами горных долин Восточного Присаянья и кочевниками степей. В отличие от степных кочевников, присаянские номады используют войлок в хозяйстве в меньшей мере. Овечья шерсть используется номадами Присаянья в основном для изготовления войлочных матрасов и потников. Номады верховий Присаянья, разводившие яков, имели возможность использовать их шерсть для катания войлока, что способствовало сохранению у них войлочных юрт до начала XX в.

Обработка кожи у присаянских бурят имеет определенные параллели с практикой других народов Сибири и Центральной Азии. Орудия обработки кожи совершенствуются, например, наряду с древней кожемялкой талти, буряты применяют более эффективную кожемялку эръюлгэ, которая получила свое распространение на территории Бурятии в XIX в.

Мясная пища, наряду с молочной, составляла основу рациона питания бурят Присаянья. Мясо лошади и барана, молоко, саламат и молочную водку использовали в качестве обрядовой ритуальной пищи. К праздничному блюду относились бууза, отдельные части баранины и конины, молочная пенка, саламат и молочная водка. Мясные супы, колбасы, потроха, вяленое, копченое и жареное мясо, пахта, молочная барда выступали как повседневно-будничная пища. Для поездок, охоты и сенокоса буряты брали в основном, вяленое и копченое мясо. Мясо диких животных значительно пополняло пищевой рацион бурят Восточного Присаянья.

Таким образом, между бурятами Присаянья и других групп нет различий в изготовлении молочной пищи. Отличие составляет лишь наименования молочных продуктов. Способы приготовления молочных продуктов присаянскими бурятами имеют сходства с приемами известными у многих народов Центральной Азии. Как показало наше исследование, в изучаемое время пища присаянских бурят не претерпевает особых изменений, кроме таких дополнений, как выпечка хлеба.

Рассмотрение средств передвижения свидетельствует об активном межкультурном взаимодействии бурят Присаянья с монголами, сойотами и русскими. Буряты, имеющие родственные связи с сойотами, используют ездовых оленей во время охоты. Окинские буряты и сойоты используют оленей как верховой, так и вьючный транспорт. Кроме этого оленей запрягали в волокуши. Одним из результатов культурного взаимодействия служит тип телеги, вобравший в себя черты монгольской арбы и русской двуколки. В XIX - начале XX вв. русские сани и телеги прочно вошли в хозяйство бурят.

Буряты Восточного Присаянья широко использовали животных как транспортное и тягловое средство. При этом под седло они чаще используют лошадей, а волов - при перевозке грузов на различных приспособлениях (волокуши, сани и т.д.).

Буряты Присаянья, как и тюркские народы Южной Сибири, широко использовали водный транспорт, лыжи и специальные подковы для обуви охотников. Слово "плот", переведенный на язык тюрко-монгольских народов, звучит практически одинаково. Это указывает на генетическую связь этих народов еще с древних времен.

Что касается важного вопроса о трансформации традиционного хозяйства в период включения бурят Восточного Присаянья в сферу экономики и политики Российского государства, то анализ хозяйства кочевников Присаянья показывает, что традиционный способ производства не претерпел серьезных видоизменений. Специфика скотоводства бурят Восточного Присаянья сохранилась, несмотря на то, что изъятие плодородных земель, развитие земледельческого хозяйства, установление государственно-административного управления, отчуждение налогов привело к появлению незначительной части (5 %) тункинских бурят не связанных со скотоводством. Мероприятия Российского государства в Присаянье не затронули отношений собственности на скот. Следовательно, у бурят не был нарушен традиционный способ ведения скотоводства. Номадный способ хозяйствования, в силу неизменности географической среды, сохранял основные параметры своего функционирования. Номадизм окинских, западной части закаменских и мондинских бурят пришел в упадок только после коллективизации в начале 30-х годов XX в.

В советский период буряты Восточного Присаянья сумели сохранить такие традиции кочевого хозяйства, как отгон скота на альпийские пастбища. Преобладали формы стойлово-пастбищного и отгонного скотоводства, основанные на традиционном сочетании зимнего стойлового содержания скота с перегоном его на летние альпийские пастбища.

Кризис сельского хозяйства, произошедший в 90-ых годах прошлого века, привел к перераспределению скота у бурят, когда большая часть общественного скота перешла в частные руки. В некоторых хозяйствах присаянских бурят насчитывается от 20 до 70 голов скота. В результате этого традиция перекочевок у части присаянски бурят возобновилась. Так, окинские буряты стали практиковать полуоседлую форму скотоводства. В период кризиса экономики скотоводство вновь стало основной доходной частью хозяйства бурят.

Присаянские буряты не утратили основные способы приготовления традиционной пищи. Особенно устойчиво используются в современной народной кухне мясные и молочные продукты. У присаянских бурят полностью сохранились старинные традиции забоя скота, способы разделки мяса и внутренностей, приготовления из них национальных блюд. Не потеряли своего значения некоторые рецепты приготовления традиционных блюд из молока.

Несмотря на современные способы животноводства, у бурят Восточного Присаянья основные культурные явления традиций кочевого хозяйства присаянских бурят действуют и ныне.

 

Список научной литературыМаншеев, Доржа Михайлович, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Акклиматизация яка в Якутии / Соломонов Н.Г., Киселев Ю.А., Слепцов М.К. и др. Новосибирск: Наука, 1980. - 190 с.

2. Атлас Забайкалья. Москва-Иркутск: Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР, 1967. - 176 с.

3. Алексеев Н.А., Гомбожапов А.Г. Обо тахилган горное моление агинских бурят. // Этнография народов Сибири и Монголии. - Улан-Батор - Улан-Удэ, 2000. - С. 135-160.

4. Альбицкий Ф. Из записок забайкальского миссионера Закаменского ведомства // Тр. Православных миссий. Иркутск, 1865. Т. 1. - Гл. XII. -С. 211-228.

5. Андрианов Б.В., Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории, 1990. С. 8-15.

6. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира (историко-этнографическое исследование). М.: Наука, 1985. - 280 с.

7. Асалханов И.А. О бурятских родах в XIX в. // Этнографический сборник. Вып. 1. - Улан-Удэ, 1960. - С. 68-83.

8. Асалханов И.А. Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX в. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1963.-494 с.

9. Асалханов И.А. Сельское хозяйство Сибири конца XIX начала XX вв. - Новосибирск: Наука, 1975. - 267 с.

10. Бадмаев А. А. Ремесла агинских бурят. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. - 160 с.

11. Бакшевич И. Описание реки Иркута от Тунки до впадения в Ангару // Зап. СО РГО. Спб., 1856. - Кн. 1. - С. 1-53.

12. Балдунников А.К. К вопросу о тарасунокурении и шаманстве среди бурят. // Бурятоведческий сборник. Вып. 2. - Иркутск, 1926. - С.43-45.

13. Банзаров Д. Собрание сочинений. Издание 2-е, дополненное. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 240 с.

14. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Новосибирск: Наука, 1980.

15. Басаева К.Д., Зимин Ж.А. Хозяйственный календарь аларских бурят (конец XIX начало XX вв.) // Культуроно-бытовые традиции бурят и монголов. Сб. ст. - Улан-Удэ: БФ СО РАН СССР, 1988. - 163 с.

16. Басаева К.Д. Поселения и жилища аларских бурят (вторая половина XIX начало XX в.) // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Сб. ст. - Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. С. 52-90.

17. Баторов П.П., Хороших П.П. Материалы по народному скотолечению Иркутских бурт. Иркутск: Власть Труда, 1926. - 13 с.

18. Батоцыренов Ж. Экономическое состояние Закаменского хошуна Троицкосавского аймака // Жизнь Бурятии. 1927. - № 1-3. - С. 95-98.

19. Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX XX веков. - Улан-Удэ: ВСГИК Общественно-научный центр "Сибирь", 1992. - 74 с.

20. Богданов М. Народное образование в Закаменском аймаке: (По материалам обследования) // Жизнь Бурятии. 1928. - №10-12. - С. 4856.

21. Болонев Ф.Ф. Русско-бурятские этнокультурные контакты и взаимовлияния в Западном Забайкалье в XIX начале XX вв. // Этнография народов Сибири и Монголии. - Улан-Батор - Улан-Удэ, 2000.-С. 41-64.

22. Боталов С.Г. Номады. Чел.: Рифей, 2000. - 336.

23. Бураева О.В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII середине XIX в. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 206 с.

24. Бурдуков А.В. Значение молочных продуктов и способы их приготовления у монголов в Джаргалантуйском и Джабхалантуйском округах МНР // СЭ. 1936. - № 1.-С. 121-128.

25. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: Пособие для учителей. Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996. - 224 с.

26. Бутанаев В.Я. Традиционная пища хакасов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Сб. ст. -Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. С. 150170.

27. Буянтуев Б.Р., Раднаев Г.Ш. Советская Бурят-Монголия (Экономико-географический обзор). Улан-Удэ: Бурят-монгольское книжное изд-во, 1957.-357 стр.

28. Бурчина Д.А. Эволюция жилища и ее отражение в бурятском героическом эпосе // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Сб. ст. Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. С. 90-131.

29. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. М.: Изд-во Наука, 1972.-312 с.

30. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М., 1974. -223 с.

31. Вайнштейн С. И. К истории ранних форм семейно-брачных отношений у тувинцев. \\ СЭ. 1964. - № 2 - С. 123-126.

32. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центральной Азии. Москва: Наука, 1991. - 296 с.

33. Вайнштейн С. И. Проблема происхождения и формирования хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов умеренного пояса Евразии. М., 1973. - 13 с.

34. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961.-218 с.

35. Ванников Б. Обработка шерсти в Агинском аймаке // Бурятоведческий сборник. Вып. 2. - Иркутск, 1926. - С.43-45.

36. Вахрунова А.В. Опыт этнического природопользования в Бурятии // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. -Новосибирск: Изд-во Института философии и права СО РАН, 1998. -Вып. 2. 309 с.

37. Викторова JI.M. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры.- М: Изд-во Наука, 1980. 224 с.

38. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. Ленинград: Наука, 1969.-218 с.

39. Галданова Г.Р. Закаменские буряты: Историко-этнографические очерки. (Вторая половина XIX первая половина XX в.). -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. - 173 с.

40. Галданова Г.Р. Ритуальная пища монгольских народов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Сб. ст.- Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. -172 с.

41. Галданова Г.Р. Сэргэ как феномен традиционной культуры бурят // Этнография народов Сибири и Монголии. Улан-Батор Улан-Удэ: 2000. - 397 с.

42. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят: Учеб. пособие. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.

43. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVI, XVIII и первой половины XIX веков о Бурят-Монголах. Улан-Удэ, 1939. -90 с.

44. Гусева К.М. Приусадебное животноводство. М.: Изд-во "Московский рабочий", 1967.- 152.

45. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX -начало XX века). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986. - 168 с.

46. Дамешек J1.M. Ясачная политика царизма в Сибири в XIX начале XX вв. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1983. - 134 с.

47. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Ленинград: Наука, 1975. - 164 с,

48. Дьяконова В.П. Алтайцы. Горно-Алтайск: Республиканское кн. изд-во "Юч-Сюмер", 2001. - 224 с.

49. Егунов Н.П. Колониальная политика царизма и первый этап национального движения в Бурятии в эпоху империализма. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1963. - 316 с.

50. Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX-XX вв.). Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. - 400 с.

51. Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1991. - 175 с.

52. Жамцарано Ц.Ж. Путевые дневники: 1903-1907 гг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. - 382 с.

53. Жигмитов Д.Б. Молочные блюда агинских бурят // Этнограф. Сб. -1961.-Вып. 2.-С. 141-143.

54. Жуковская Н.Л. Категория и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988 - 198 с.

55. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: Учебное пособие / Н.Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2002. -247 с.

56. Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. -112 с.

57. Залкинд Е.М. Добровольное вхождение Бурятии в состав России и ее прогрессивное значение // Тр. / БКНИИ. 1959. Вып. 1. - С. 13-20.

58. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России // Зап. / БМНИИК. -1958.-Вып. 25.-С. 3-18.

59. Залкинд Е.М. Присоединение Бурятии к России. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1958. - 320 с.

60. Залкинд Е.М. Хозяйство Бурят-монголов в XVII начале XVIII в. -Улан-Удэ, БМНИИК, 1957.

61. Залкинд Е.М. Хозяйство Бурят-монголов в XVII начале XVIII в. // Зап. /БМНИИК. - 1957. -Вып. 24. - С. 140-170.

62. Зимин Ж.А. Этнокультурные традиции Окинского края. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001. - 124 с.

63. Зориктуев Б.Р. О возникновении производящего хозяйства в Прибайкалье // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Сб. ст. Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. С. 3-19.

64. Зыков Ф.М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов (XIX начало XX в.). Историко-этнографическое исследование. -Новосибирск: Наука, 1986. - 102 с.

65. Зыков Ф.М. Традиционные орудия якутов (XIX начало XX века). -Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989. - 144 с.

66. Информационный бюллетень НАРБ № 2(12). Комитет по делам архивов Республики Бурятия. 1997. - 100 с.

67. Историко-культурный атлас Бурятии. Основной том М.: ИПЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2001. - 680 е.: илл., карт.

68. Казанский К.А. Окинский край // Жизнь бурятии. 1926. - № 4-6. -С.118-122

69. Крадин Н.Н. Империя Хуну. Владивосток: Дальнаука, 1996. - 164 с.

70. Крадин Н.Н. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации: Кол. монография / под ред.

71. Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши. М.: Логос, 2000.-С. 314-334.

72. Крадин Н.Н. Кочевое хозяйство агинских бурят во второй половине XIX начале XX века // Этнография народов Сибири и Монголии. -Улан-Батор - Улан-Удэ, 2000. - С. 213-244.

73. Крадин Н.Н. Кочевые общества. Владивосток: Дальнаука, 1992. -239 с.

74. Кропоткин П.А. Дневник разных лет / Сост., примеч., им. указ. А.П. Лебедевой; Вступ. ст. А.В. Аникина; Худож. Г.Г. Федоров. М.: Сов. Россия, 1992.-464 с.

75. Кропоткин П.А. Поездка в Окинский караул // Зап. СО РГО. Иркутск, 1867.-Кн. IX, Х.-С. 1-95.

76. Лебедева А.А. Русские Притоболья и Забайкалья (Очерки материальной культуры. XVII начало XX вв.). - М.: наука, 1992. - 136.

77. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // СЭ. 1955 - № 4. - С. 3-17.

78. Линховоин Л.Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. -Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. 102 с.

79. Майдар Д., Турчин П.М. Разноликая Монголия: Этнографический очерк. М.: Мысль, 1984. - 112 с.

80. Мангутов Н.Р. Аграрные преобразования в Советской Бурятии (19171933 гг.). Улан-Удэ: Типография Мин. Культуры Бур. АССР, 1960. -216 с.

81. Манзанова Г.В. Трудовые мотивации представителей национальных групп Бурятии в период кризиса сельской общности // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Новосибирск: Изд-во Института философии и права СО РАН, 1998. - Вып. 2. - 309 с.

82. Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры (в первобытном и раннеклассовом обществе): Учебное пособие. М.: Изд-воМГУ, 1879.-304 с.

83. Марков Г.Е. Из истории изучения номадизма в отечественной литературе: вопросы теории // Восток. 1998. - № 6. - 110-125.

84. Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М.: Изд-во МГУ, 1976. 316 с.

85. Марков Г.Е. Проблемы развития общественной структуры кочевников Азии. М.: Наука, 1973. 13 с.

86. Масанов Н.Э. Проблемы социально-экономической истории Казахстана на рубеже XVIII-XIX веков. Алма-Ата: Наука, 1984. -176 с.

87. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы: Социнвест Москва: Горизонт, 1995.-320.

88. Масанов Н.Э. Специфика общественного развития кочевников -Казахов в дореволюционный период: Историко-экологические аспекты номадизма. Автореф. Дис. . докт. ист. наук. - М., 1991. - 47 с.

89. Материалы комиссии Куломзина для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Спб., 1898. - Вып. 1.180 с.

90. Материалы комиссии Куломзина для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Спб., 1898. — Вып. 3.-413 с.

91. Материалы комиссии Куломзина для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Спб., 1898. - Вып. 13.181 с.

92. Материалы комиссии Куломзииа для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Спб., 1898. - Вып. 14. -185 с.

93. Мельникова JI.B. Тофы: Историко-этнографический очерк / Отв. ред. В.В. Свинин. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994.-304 с.

94. Михайлов В.А. Войлочная и деревянная юрты бурят. Улан-Удэ: ОНЦ "Сибирь", 1993.-74 с.

95. Михайлов В.А. Земледелие западных бурят в XVII начале XX вв. -Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Улан-Удэ, 2000. - 24 с.

96. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история структура и социальные функции. Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1987. - 288 с.

97. Могордоев М.О. Некоторые данные об оседании полукочевых и кочевых хозяйств в Бурят-Монголии в связи с коллективизацией // Зап. БНИИК. 1952. - Вып. 14. - С. 35-62.

98. Молодых И.А., Кулаков П.Е. Иллюстрированное описание быта сельского населения Иркутской губернии. С.-Петербург: Паровая скоро- печатня П.О. Яблонского, 1896. - 242 с.

99. Мэрдыгеев Р.С. Изделия из шерсти и волоса в Аларском аймаке. -Верхнеудинск, 1928. 10 с.

100. Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков М.: Большая Российская эециклопедия, 1994 - 479 с. ил.

101. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят / Введ., пер. и примеч. Г.Р. Галдановой. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.

102. Нестеров С.П. Конь в культурах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск: Наука, 1990. - 143 с.

103. Нефедьев Е., Гергесов Е. Окинский сомон // Жизнь Бурятии. 1930. -№2-3.-С. 58-69.- 1930.

104. Никонов И. Хозяйство Окинского хошуна // Жизнь Бурятии. 1926. -№ 10-12.-С. 95-102.

105. Нимаев Д.Д. Буряты: этногенез и этническая история. Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2000. - 190 с.

106. Окладников А.П. Очерки из истории западных Бурят-Монголов (XVII XVIII вв.). - Ленинград: Государственное социально-экономическое изд-во, 1937. -417 с.

107. Окладников А.П. История и культура бурят (сборник статей). Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1976. - 458 с.

108. Октябрьская И.В. Кожаная утварь алтайцев. Реалии кочевой культуры Центральной Азии. Проблемы генезиса и типологии // Этнография народов Сибири и Монголии. Улан-Батор - Улан-Удэ, 2000. - С. 257290.

109. Осокин Г.М. На границе Монголии: Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. Спб., 1906. - 304 с.

110. Патачаков К.М. Культура и быт хакасов. Абакан: Хакаское книжное издательство, 1958. - 104 с.

111. Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного изд-ва, 1982. - 88 с.

112. Пахутов А.Е. Традиционная пища монголов как историко-этнографический источник. Дис. . канд. ист. наук. - М., 1978. - 203 л.

113. Петри Б.Э. Внутриродовые отношения у северных бурят. Иркутск, 1925.

114. Петри Б.Э. Этнографические исследования среди малых народов в Восточных Саянах. Иркутск, 1927. - 20 с.115 .Полтораднев П. Пушной промысел в Тункинском районе // Жизнь Бурятии. 1929.-№1.-С. 99-106.

115. Полтораднев П.Г. Окинский край // Жизнь Бурятии. 1930. - № 5-6. -С. 54-65.

116. Помишин С.Б. Потенциал номадного животноводства Байкальского региона. Улан-Удэ, 1993. - 43 с.

117. Помишин С.Б. Происхождение оленеводства и доместикация северного оленя. М: Наука, 1990. - 141 с.

118. Попов А.А. Плетение и ткачество у народов Сибири в XIX и первой четверти XX столетия // Сборник МАЭ. Т. XVI. - Ленинград: Изд-во АН СССР, 1955.-461 с.

119. Потаев B.C., Дампилов В.Д. Через фермерство к национальному возрождению. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 62 с.

120. Потапов Л.П. Краткий очерк культуры и быта Алтайцев. Горно-Алтайск: Горно-алтайское областное национальное издательство, 1948. -63 с.

121. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. Москва: Наука, 1969.-404 с.

122. Рандалов Ю.Б. Социалистические преобразования хозяйства, быта и культуры бурятского улуса за годы советской власти. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1967. - 173 с.

123. Рассадин В.И., Будаев Б.Ж. Названия молочных продуктов в монгольских языках // Этнокультурная лексика монгольских языков. Сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1994. - 179 с.

124. Рассадин И.В. Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. I. Археология. Этнология: Материалы международной конференции. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. -367 с.

125. Рассадин И.В. Специфика оленеводства у тюрко-монгольских народов Центральной Азии // Материалы научной конференции "Цибиковские чтения 7". - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998. - 280 с.

126. Ровинский П. Очерки Восточной Сибири. Ч. IV, V: Тунка / Древняя и новая Россия: Ежемесячный истор. иллюстр. сб. Спб.: 1875, Т. 3, № 11, С. 230-225; № 12, С. 381-388.

127. Рубрук Г. Путешествие в восточные страны; Карпини И. История монголов. С.-Петербург: Типография А.С. Суворина, 1911. - 224 с.

128. Рукавишников И.А. Очерки хозяйственного быта бурят Селенгинской Даурии. Иркутск, 1923. - 39 с.

129. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики, 2000. - 256 с.

130. Садохин А.П. Этнология: Учебный словарь. М.: Гардарики, 2002. -208 с.

131. Санжеев Г.Д. Дархаты: Этнографический отчет о поездке в Монголию в 1927 году. Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1930.-64 с.

132. Серебренников И.И. Буряты, их хозяйственный быт и землепользование. Верхнеудинск: Бурят-монгольское изд-во, 1925, Т. I. - 226 с.

133. Схема организации и развития Тункинского национального природного парка Республики Бурятия (общая пояснительная записка). 308-3C, том 1, книга 1.-М.: 1995.-422 с.

134. Типы местности и природное районирование Бурятской АССР. М.: Наука, 1953. -218 с.

135. Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XVII начале XX века. -Алма-Ата: Наука, 1971. - 634 с.

136. Рост и продуктивность животных при круглогодовом пастбищном содержании // Труды монгольской комиссии. Вып. 69. М.: Изд-во Ак. Наук СССР, 1956.-90 с.

137. Тугутов И.Е. Игры в общественной жизни бурят. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1989. - 64 с.

138. Тугутов И.Е. Материальная культура бурят: Этнографическое исследование / Предисл. А.П. Окладникова; АН СССР. Сиб. отделение. БКНИИ. Улан-Удэ, 1958. - 214 с.

139. Тугутов И.Е. Пища южных бурят // С.Э. 1957. - № 3. - С. 77-87.

140. Тунка: история и современность. Улан-Удэ: Буряад унэн, 1998. -320 с.

141. Уртюбаев Д.Ц. Молочная пища баргузинских бурят: (Бурят арадай сагаан эдеэн) //Этногр. сб. 1961. - Вып. 2. - 137-143.

142. Хамар-Дабано-Тункинская экспедиция и ее работы // Жизнь Бурятии. 1930.-№2-3.-С. 126-128.

143. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Том 1-3. Улан-Удэ, 1958. -552 с.

144. Цибиков Б.Д. Цагалган проведенный по-новому // Этнографический сборник. Вып. 2. Улан-Удэ, 1961.

145. Цыденжапов Г.Ц., Бадуева Е.Б. Бурятская кухня. / Фото

146. А.И. Понаморева, рис. Д.А. Уланова. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1985.-96 с.

147. Цэвээндорж Д. К истории лыж в Центральной Азии // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. I. Археология. Этнология: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2000. - 367 с.

148. Цэрэнханд Г. Традиции кочевого стойбища у монголов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Сб. ст. -Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. С. 27-36.

149. Черемисов К.М. Бурятско-русский словарь. М.: Советская энциклопедия, 1973. - 803 с.

150. Шагланова О.А. Общесельский летний тайлган тункинских бурят // Мир Центральной Азии. Т. I. Археология. Этнология: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2002. -С. 216-222.

151. Этнография питания народов стран зарубежной Азии. Москва: Наука, 1981.-256 с.

152. Юнатов А.А. Использование местной дикорастущей флоры кочевым населением Центральной Азии. М.: Наука, 1964. - 11 с.