автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Традиционные и современные ценности монгольской молодежи
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Цэвээний Цэцэнбилэг
Введение
глава
Теоретико-методологические подходы к проблеме
§ 1 Проблематика ценностей вциальных науках
§ 2 Концепция модернизациипозиций формированиявременной личности
2 глава
Логика исследования, гипотезы, методика
§ 1 Особенностициально-культурных трансформаций в Монголии
§2 Гипотезы иратегия исследования
§ 3 Методика исследования
3 глава
Конфигурации ценностей взнании монгольской молодежи
§ 1 Представленность различных ценностныхруктур в молодежномзнании
§ 2 Модернизационные процессы в экономической, политической ициальнокультурнойерах жизнедеятельности человека
§ 3 Типологическиеруктуры в ценностномзнании
Введение диссертации1998 год, автореферат по социологии, Цэвээний Цэцэнбилэг
Прошло уже более 10 лет с тех пор, как началась перестройка, развалился вроде бы прочно и навсегда построенный социализм и вся «братская» социалистическая система. И хотя единицы остаются верны социалистическим идеям и идеалам, в целом все бывшие социалистические страны отказались от них и перешли, переходят на рыночные отношения, кто с меньшими, а кто с неимоверными усилиями и трудом. Монголия не составила исключения, объявив о переходе на новые рельсы. Такая смена не может быть безболезненной и сопровождается различными последствиями, чреватыми трудностями для населения и вызывающих у него неприятие. На макроуровне это- увеличение социального неравенства, эксплуатации, напряженности, конфликтов, рост безработицы, бедности, что связано с отставанием развития социальной инфраструктуры, инфляцией, с обострением требований масс, с необходимостью замораживания реальной заработной платы, повышения производительности труда на фоне замедления роста заработной платы. На микроуровне этот процесс предъявляет к человеку требования адаптации к новым условиям, разрушении и (или) изменении ценностной системы человека, сети социальных связей и норм, регулировавших его социальные действия и трансформации им своей стратегии поведения, жизненной концепции. В целом для Монголии идет процесс запаздывающей модернизации (модернизации вдогонку), и переходность заключается в ослаблении командно-административных и усиление (формирование) рыночных отношений, кризис идей вульгаризированного социализма и декларирование идей правового, гуманистического, демократического общества, связана с ростом национального самосознания. Рыночные отношения здесь понимаются в широком смысле: не только как экономические, но социальные и политические. Они включают становление индивида, обладающего экономической и политической самостоятельностью по отношению к государству, т.е. члена гражданского общества.
Этот процесс перехода, таким образом, социокультурен по своей природе и затрагивает самые глубинные структуры коллективного сознания.
Представляется, что строившийся социализм, привив склонность к потребительству, безответственности, отторгая массы от национальной культуры, корней, в сущности по содержанию не изменил, особенно на селе, традиционные устои общества. Одна авторитарная система сменила другую, господ сменили начальники, богдхана сменил генеральный секретарь, автократию- партократия, буддизм-коммунизм и т.д. Люди как были пешками , которых можно было переставлять, так и остались ими. Хотя, если у них и было, чем дорожить: собственность, происхождение, то и это, стало общим и классовым. Социально значимая цель-поддержание традиционного порядка, переформулировавшись в следование коммунистическим догмам на идеологическом уровне, на обыденном уровне практически не изменилась. Вера в потустороннее превратилась в веру в посюсторонний рай на земле. Но видоизменившись, авторитаризм, патернализм, эмпатия, альтруизм, жертвенность по сути своей остались прежними. И сейчас происходят коренные изменения устоев. С наблюдавшимся возрождением национального самосознания, переосмыслением истории, культуры народа и превалированием рыночных отношений стихийно идут поиски консенсуса того и другого, возможного « азиатского способа воспроизводства».
Изменения социальных связей и устоев жизни порождает необходимость формирования нового ценностного представления о человеке и его назначении. Появляется новая система самооценок, удовлетворяющая объективные общественные потребности в закреплении требуемого поведения и выражающая в привлекательном ценностном свете особенности «новой личности», ее образа мыслей и действий. Время властвования одной идеи в нашем обществе, время пафоса сменилось временем прагматизма и плюрализма, на уровне индивида -индивидуализмом и духовными исканиями. Крах старой системы, защищавшей от свободомыслия, вызвал необходимость самоосознания, рефлексии, самому разрешать свои смысложизненные, мировоззренческие вопросы, и как следствие, поиски нового, возврат к истокам, обращение к ранее раскритикованным учениям, теориям, вере, религиям.
Наряду со всем этим в отечественной монгольской социологии возникло новое «белое пятно» -молодежь конца 80-х- начала 90-х годов. Следует отметить, что Монголия, ранее ассоциировавшаяся в географическом плане со степями, а в демографическом с молодежью, и сейчас имеет все права называться молодой: по статистическим данным на конец 1996 года 74,6% населения занимают дети и молодежь в возрасте до 35 лет, из них 36% в возрасте от 16 до 35 лет, причем сохранение данной тенденции прогнозируется и на ближайшие 20 лет.
С начала перестройки (ориентировочно датируем его с 1987г.) прошло около 10 лет и появилось новое поколение, выросшее в обстановке стихийности и нестабильности, не получившее марксистско- ленинского, коммунистического воспитания, смутно представляющее, кто такие Маркс, Сталин и не прошедшее школу пионерства и ревсомола. То, что для старших явилось крахом всех жизненных представлений, для них было обыденностью и привычным и не требовало мучительной адаптации.
К сожалению, трудности переходного периода не обошли стороной академическую науку Монголии, вследствие того, что фундаментальные исследования недостаточно финансировались, многие аспекты социальных трансформаций не получили должного изучения. Можно сказать, что сегодняшняя молодежь как таковая практически не изучалась, и ее социализация, формирование ее ценностного сознания в процессе социальных изменений осталось в стороне. Но именно изучение этих процессов может дать возможность вероятностного прогнозирования социального развития, приблизить к осмыслению первичных итогов социально-политических, экономических реформ, и что же мы в конце концов имеем.
Цель исследования заключалась в том, чтобы применяя социокультурный подход, через сопоставление традиционных и современных ценностей, выявить аспекты и тенденции модернизации монгольского общества на личностном уровне, путем анализа ценностных изменений рассмотреть процессы становления современной личности, и как она представлена в условиях переживаемого Монголией запаздывающей модернизации.
Из основной цели исследования- через изучение ценностей и их изменений выявить аспекты модернизации- вытекали следующие задачи: рассмотреть аспекты модернизации общества на личностном уровне и как переход к рыночным отношениям отражается на ценностной структуре молодежи-наиболее сенситивной и гибкой части общества; проверить гипотезу о сдвиге ценностей в сторону современных, западных; выявить иерархию ценностей молодежи- будущего страны, что приоткрывает возможность определения тенденций социальных изменений; попытаться проверить предположение о многослойности ценностного сознания с помощью выделенных идеальных ценностных типов, и диффузности ценностей в переходный период; рассмотреть влияние рода занятий, профессиональной направленности, уровня дохода семьи, опыта урбанизации, статуса и образования родителей и т.д. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые исследуются ценностные системы монголов, в частности молодежи в переходный период; показываются реалии личностной модернизации. Этот процесс предлагается рассмотреть в трех сферах: политической, экономической и социально-культурной. Анализируется трудности и неравномерность изменений ценностной структуры молодежи. Обсуждаются факторы формирования современной личности.
Теоретическое значение исследования в рассмотрении транзитивности от традиционной к современной личности и особенностей ценностных сдвигов в переходный период. Ценности представляются как - довольно устойчивое и многослойное образование, имеющее в своей основе социальную память народа, его «коллективное бессознательное» и содержащее исторические пласты, которые «всплывают» в ситуации неопределенности. В работе делается попытка выявить эти пласты.
Методологической базой в диссертационном исследовании явились такие фундаментальные концепции как: Э.Дюркгейма (социальный факт и коллективные представления), М.Вебера (социо-исторический подход, идеальные типы), Т.Парсонса (паттерн- переменные и представления о чертах, особенностях традиционных и современных обществ), концепция личностной модернизации А.Инкельса, теория диспозиций В.А. Ядова.
Объект исследования- молодежь в возрасте от 15 до 27 лет, периода становления и общего складывания ценностных систем и их иерархии.
Предмет исследования- ценностное сознание учащейся молодежи Монголии. Методический инструментарий составили: метод анкетного опроса по малым целевым выборкам учащейся молодежи), экспертный опрос, фокус-группы, методика незаконченных предложений, анализ источников: монгольской литературы, фольклора, устного народного творчества.
Практическая значимость диссертации. Методика доступна для применения другими авторами. Материалы исследования могут стать основой для дальнейших социологических и социально-психологических исследований, использоваться в общих работах по современной истории, социальной философии, культурологии Монголии. Содержание диссертации может использоваться в преподавании.
Гпава 1
Теоретико-методологические подходы к проблеме
Данная глава посвящена раскрытию основных понятий, соответствующих теме нашей работы: ценностей, традиционности, модернизации. Ценностям, как обширно изучавшейся, но до сих пор неоднозначной проблеме, уделено значительное внимание в первом параграфе, выделены 3 уровня их исследования, через рассмотрение используемых дефиниций показаны основные теории, подходы и классификации ценностей. Во втором параграфе даны характеристики традиционности, рассмотрена концепция модернизации, особенности национального самосознания и выделены идеальные ценностные типы современной и традиционной личности.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиционные и современные ценности монгольской молодежи"
16 См. результаты исследования А. Инкельса [ 130, р.303-306] происходят неравномерно в этих сферах, и степень конгруэнтности в них неодинакова.
3. Гипотеза: в рамках переживаемого Монголией переходного периода, интерпретирумого как процесс запаздывающей модернизации, происходит смена традиционных ценностей и ценностей социализма современными или западными ценностями. Посылка: у молодежи, как наиболее мобильной части общества, этот процесс предположительно нагляднее выражен и анализ складывающихся ценностей поколения XXI века может помочь прогнозировать тенденции развития общества.17
Уточняющие и вспомогательные гипотезы:
Ценности как мировоззренчески- смысловое, нормативное образование регулируют все поведение индивида, соответственно, степень традиционной или современной направленности личности, предрасположенность к определенному образу можно выявить по областям ее деятельности. Различение ценностей по уровню регуляции, выражения на социальные (влияние общества на личность, восприятие культурных образцов), ценностные ориентации (проявление этих культурных образцов на поведенческом уровне, во взаимодействии), и предметные цели (объективация предпочтений в предметах, объектах) позволяет рассмотреть: а.) предпочтение традиционного или современного, б) по критерию от абстрактного к конкретному, т.е. по возможности от декларируемых к поведенческим.
Диффузность ценностей из разных идеальных ценностных типов по всем кругам, областям и сферам деятельности, характер обнаруженных традиционных ценностей допускает проверку гипотезы 1. Рост национального самосознания, возврат к корням, проявляющееся в частности в обращении к традиционной религии ориентировано на проверку гипотезу 3.
Уточнение к гипотезе З.На личностную модернизацию наибольшее влияние оказывает семейная среда, ее статус, в первую очередь образование отца, его род занятий и доход, в рыночных условиях- отношение к собственности. Также предполагается, что большое значение оказывает направленность ценностных ориентаций, выражающаяся в выборе будущей профессии, т.е. социально-профессиональных различиях. Молодые люди традиционных родов занятий более традиционны, соответственно, имеющих дело с рыночными отношениями, приближенных к мировой цивилизации, - более современны. Субъективные, социально-психологические факторы в условиях массовой модернизации сверху, вероятно, не играют большой роли.
Уточнение к гипотезе 2. Для проверки гипотезы 2 выбираются три сферы общества или области деятельности индивида: политическая, экономическая и социально- культурная. Ожидается, что в экономической области модернизация идет более успешно, чем в других, наибольшие же затруднения испытываются в социально- культурной сфере.
Уточнение к гипотезе 2. Предполагается, что учащаяся молодежь, имеющая среднее образование18, достаточно современна, инновативна, имеет высокую мотивацию достижения, активна, в экономической области поддерживает рыночные ценности, в политической- информирована, но пассивна на поведенческом уровне, в социально-культурной- присутствуют противоречия и размытость, противоречивы и неопределенны коллективизм и индивидуализм. Но проступает «взаимообусловленный» индивидуализм. Из традиционных ожидается патернализм, экологичность, партикуляризм.
17 Эта гипотеза прямо не проверялась, т.е. контрольной выборки «немолодых» не было. Гипотеза основывается на работах Инглехарта [2 ].
18 по Инкельсу образование имело первостепенную роль в личностной модернизации, [130, р.304 ].
Методика исследования
Интерпретация основных понятий. Методика исследования проистекала из вышеуказанных целей, задач и гипотез. Для уточнения понятия «современной личности» мы воспользовались критериями Инкельса, а традиционной - данными монгольских экспертов. Помимо этого использовались представления о чертах, особенностях традиционных, современных и постсовременных обществ Парсонса (и его паттерн- переменные), Инглехарта, К. Кумара. Так как в этих работах рассматриваются ценности и нормы общества как единого целого, то эти надындивидуальные теоретические конструкции в методике получили смешанный вид. Первые характеристики (т.е. по Инкельсу и оценкам монгольских экспертов) в основном представляют ценности на поведенческом уровне, и мы определим их как ценностные ориентации.
Как описывалось ранее, были выбраны три сферы общества и деятельности личности: соответственно, в операционализации ценностей современной личности использовались следующие переменные:
Политическая сфера: активность, гражданственность, ценности демократизма, независимость от авторитетов, универсализм, уважение к закону, информированность (операционализировалось как приобщение к политической информации), активное участие в политике, формы политической активности ( активный протест, пассивный, ожидание действия, ориентация на других).
Экономическая-, «экономизм» (доминирование экономической активности, экономических целей и критериев), ориентация на материальное, прагматизм, стремление к экономической обеспеченности; отношение поддержки или отрицание частной собственности, конкуренции, рыночной экономики: выбор путей к обеспеченности, стремлении иметь частное предприятие, собственное дело.
Социально-культурная- индивидуализм, равенство, рационализм, инновативность, личная эффективность, ответственность, высокая мотивация достижения, космополитизм.
Характеристики современной личности по Инкельсу в основном были выделены в отдельный вопрос, включавший переменные для измерения локус-контроля, пунктуальности, планирования, некоторые контрольные вопросы на: мотивацию достижения успеха, активность-пассивность, уверенность-неуверенность в себе, инновативность, а также отношение к риску и целеустремленность.
Традиционные ценности: патернализм- отношение к старшим, экологизм, религиозность, традиционность, почитание скота, связи с родственниками. На основе всех этих переменных сформированы индексы.
В целом вся анкета19 строились по принципу альтернативности суждений: представления в вопросе традиционных versus современных ценностей; и принципу дополнительности, т.е. отражения разных аспектов ценности, их взаимодополняемости на различных уровнях от абстрактного до поведенческого.
Также задавался открытый вопрос о представлениях относительно хорошей жизни, применялись методика незаконченных предложений и фокус-группы.
Фокус- группы проводились в два этапа: одна на подготовительном с целью обсуждения, уточнения используемых списков ценностей и в процессе основного исследования. Две из них однородные по полу (мужская и женская) только в пилотаже, другие две по целевой выборке в исследовании, в котором проводился анкетный опрос.20
Выборка. Исследование проводилось осенью 1995 года по целевой выборке в различных вузах и школах г. Улан- Батора в духовной академии, центральной специализированной и окраинной школах, в двух частных вузах, в
Список научной литературыЦэвээний Цэцэнбилэг, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.М.,1995
2. Адреенкова А.В. Материалистические/ постматериалистические ценности в России. Социс. №11,1994,
3. Алферов Ю.А. Личность преступника: диагностика ценностных ориентаций осужденных и воспитательный процесс в ИТУ. М., Домодедово, 1992, вЗ-х частях;
4. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.,1997.
5. Анисимов С. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970
6. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991, т.1-3,
7. Бакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988
8. Баразгова Е.С. Американская социология: традиции и современность. Екатеринбург, 1997
9. Бартольд В.В. Сочинения., М., 1963, тт. 1,2;
10. Ю.Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М. 1961,с.11411 .Блумер Г. Коллективное поведение/Американская социологическая мысль.М. :МГУ, 1994
11. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978
12. З.Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание. /Социологические исследования, 1975, №2,с.54-61
13. Бочаров М.П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора и формирования: Автореф. дис. канд.филос. наук/. Рос.акад. упр., М., 1992;
14. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990
15. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. Ч.1., М.: Гнозис, 1994,
16. Владимирцев Б.Я. Чингис-хан. Пг.-М.-Берлин, 1922;
17. Гербова А.А. Современное социально-экономическое положение в Монголии./ Владимирцовские чтения. М., 1995
18. Горяинов В.П. Опыт проведения вторичного исследования по классификации жизненных ценностей/ Социология 4М, 9 том, 1997,
19. Грайворонский В.В. Современное аратство Монголии. М. 1997
20. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии. М., 1993
21. Давыдов Ю.Н. Тоталитаризм и тоталитарная бюрократия./Наука и жизнь. 1989. №8. с.46-47
22. Дашиев Д.Б. Некоторые аспекты культа наставника (по тибетским источникам)/Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991
23. Дашпурэв Данзанхорлоогийн. Этапы модернизации современного монгольского общества (социально- философский анализ). Автореф. на соиск. уч. степени д. филос. н., М., 1995
24. Джованни Реале, Дарио Антисери. Западная философия: от истоков до наших дней.т. 1,4,Санкт-Петербург. Too ТК Петрополис. 1997
25. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996
26. Добрина О.А. Экологические ценности в структуре инженерного мышления: Диссертация на соиск.уч.ст.канд.социолог.наук/ ИС РАН, М., 199428.Докторов
27. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности / Сов. педагогика, 1974, № 5, с. 67-76;
28. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967
29. Дылыков С.Д. Их цааз «Великое уложение». М.,
30. Емельяненко Т.В. Методы межкультурных исследований ценностей./ Социология 4М., 9 том, 1997,
31. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия. Социально-психологический подход к проблеме/ Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976
32. Жуковская H.JI. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988
33. Жуковская H.JI. Судьба кочевой культуры, М., 1990
34. Иванько Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции/ Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М., 1981,с. 149-187
35. Каган М.С. Философская теория ценностей. Санкт- Петербург, 1997
36. Калмыцкий героический эпос «Джангар» как национальный символ./ Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994,
37. Киссель М. Теория ценностей// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 198343.книга Марко Поло. М., 1955
38. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. Санкт-Петербург, 1995
39. Колосова В.В. Ценностные ориентации как профессиональное качество государственных служащих: Автореф. М., 1994
40. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования./ Социологические исследования, 1994, №2,с.111-117
41. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994,
42. Кунявский М.Б., Моин В.Б., Попова И.М. Сознание и трудовая деятельность: ценностные аспекты сознания, вербального и фактического поведения в сфере труда. Киев, Одесса: Выща школа, 1980;
43. Курзанова Н.И. Ценностное сознание молодежи: Автореф., Рос.акад.упр.,М., 1993
44. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., Смысл, 1992
45. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. Современный социо-анализ. М., МО Рос. Научного фонда, 6-й выпуск, 1996,
46. Лузан С.А. Различие ценностей социальных субъектов как источник конфликтов: Автореф.дис.канд.филос.наук/МГУ, М., 1993
47. Лузянин С.Г. Автономная Монголия в системе международных отношений в 1915-1919гг./Владимирцовские чтения. М., 1995
48. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб., 1997,
49. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.,
50. Моаканин Радмила. Психология Юнга и тибетский буддизм. Томск. 1993
51. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994,
52. Мотрошилова Н.В. Наука и ценность// Вопросы философии. 1973.№6, с.49
53. Мункуев Н.Ц. Мэн-да бэй-лу (полное описание монголо-татар). пер.с кит., введ., коммент. и прил. Н.Ц. Мункуева. М., 1975
54. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М., МГУ, 1988.)
55. Нибур Х.Р. Средоточие ценности //Культурология 20 век: антология, М.: ИНИОН, 1996
56. Нисибэ Сусуму. О культурной компаравистике./ Япония в сравнительных социокультурных исследованиях. ч.2, М., ИНИОН, 199063 .Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М. 1990
57. Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки.// под ред. Титаренко И., М., 1982650 буддизме. Дхаммапада, основа учения. М., 1993
58. Орлов Б.В. Духовные ценности: проблема отчуждения. Екатеринбург, 1993, 1990, Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996,
59. Осипов Г.В. Современная буржуазная социология. М., 196468.0сипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Наука, 1977
60. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения/ Современная западная теоретическая социология: Толкотт Парсонс (1902-1979). М., 1994
61. Парсонс Т. Функциональная теория изменений/ Американская социологическая мысль. М.:МГУ, 1994
62. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Групповая сплоченность как ценностно-ориентационное единство/ Психологическая теория коллектива. М., 1979
63. Платон. Диалоги. М.: Мысль. 1986.
64. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985;
65. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста, 1993
66. Попова И.В. Тенденции изменения ценностных ориентаций старшеклассников: Автореф., ИСПИ,М.,1994
67. Р.Джон Дьюи и его нравственная философия // Культурология 20 век: Антология. М.: ИНИОН, 1996, с.85-105
68. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. M.-JL, 1952,тт. 1,2,3;
69. Родионова Г.А. Ценностные ориентации управляюпщх приватизированных предприятий. Социологические исследования. №2, 1994
70. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М., 1992
71. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Киев. 1976,
72. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. Киев. 1987,
73. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./ под ред. ЯдоваВЛ. Л., 1979,83 .Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации. «Человек». 1992. №2-5
74. Скачков П.Е. Очерки истории русского китаеведения. М.,1977,
75. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. М., 1997
76. Советский образ жизни: Состояния, мнения и оценки советских людей. М., 1984
77. Социалистический образ жизни. Политико-экономический справочник. М., 1986
78. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М„ 1994,
79. Стычень Т. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. М. РАН ИНИОН, 1996
80. Тачев В. Социалните ценности и формирането на личността. София, 1974
81. Тернер Р.Г. Личность в обществе: вклад социальной психологии в социологию/Современная зарубежная социология.70-80-е годы.М.,1993,с.21-42).
82. Тибетский буддизм, теория и практика. Новосибирск, 1995,
83. Традиционные ценности и этническое самосознание бурят. / Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994, с. 184-216,
84. Тугаринов В.П. Философия сознания ( современные вопросы). М., 1971
85. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960
86. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: ЛГУ, 1968,
87. Файнбург З.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества./Личность и ее ценностные ориентации. М., 1965
88. Фейдимен, Дж. Фрейгер Р. Личность и личностный рост, выпуск 2, М., 1992
89. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987
90. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993, с.60).
91. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества, под ред. Дробижевой Л.М., М.,1994
92. Ценности массового сознания в СССР и США. М., ИС РАН,1989 ЮЗ.Цыденжапов Ш.Р. Чингисхан. Улан-Удэ, 1990
93. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984
94. Чулууны Далай. Монголия в 13-14 веках. М., 1983;
95. Юб.Шастина Н.П. Образ Чингисхана в средневековой литературе монголов/ Татаро-монголы в Азии и Европе.М., 1977;
96. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990
97. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994
98. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей// Культурология 20 век: антология. М.: ИНИОНД996
99. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996111 .Щипанова Д.Г. Общее и особенное в системе социальных ценностей членов современного советского общества: Автореф.М., 1987.
100. Экан Икэгути. Подвижник огня. М., 1996,
101. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ. М., №2 (22) 1996
102. Экономическое сотрудничество стран-членов СЭВ. М.,07.07.1995
103. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности/ Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975
104. Япония в сравнительных социокультурных исследованиях. ч.2, М., ИНИОН, 1990
105. Яскина Г.С. Модернизация производительных сил и экономическая реформа в Монголии, М., 19941. На монгольском языке
106. Ардын эрх. У-Б., 21.01.1992119.Ардын Эрх, 10.01.1996120.Ардын Эрх, 20.02. 1997
107. Бугд Найрамдах Монгол Ард Улсын Туух. 1604-1917. 2-й том, У-Б., 1968,
108. Гундсамбуу X. Тенденции изменений ценностной системы монголов. Ардын эрх, 25.10. 1992, №110
109. Дамдинсурэн Д. Монголын нууц товчоо. Улаанбаатар, 1976, на монг. яз.
110. Данные Минфина, Обзор экономического положения Монголии на начало 1997. Улаанбаатар, 1997
111. Монгол Улсын Ундсэн Хууль (Конституция Монголии). У-Б., 1992126.3асгийн газрын мэдээ., 25.04.1995127.Уг, 17.04.1991
112. Унэн., 09.05.1991 На англ. яз.
113. Hartmann N. Ethic. В.,1909130.1nkels A. Becoming Modern. Harvard, 1974
114. Lewis С. An Analysis of Knowledge and Valuation. La Salle, Illinois, 1946,
115. Kluckhohn С. Culture and Behavior. N.Y.,1962
116. Kluckhohn C. Value and Value-Orientation in the Theory of Action / Toward a General Theory of Action. / Ed. By T.Parsons and E. Shils. Cambridge, 1967, p.395).
117. Kluckhohn C. Toward a Comparison of Value-emphases in Different Cultures// Wite L. The State of the Social Sciences. Chicago. 1956.
118. Klukhohn F., Strodtbeck F. Variations in Value Orientations. Evanston. Ш: Row Peterson, 1961
119. Parsons T. and Shills E. Values, Motives and Systems of Action/ Toward a General Theory of Action. N.Y.,1962
120. Parsons T. The Social System. Glencoe. Free Press.1951
121. Perry R. B. General theory of value. Cambridge, 1967
122. Resher N. Introduction in Value Theory. Pitsburg,1982
123. Rokeach M. The nature of Human Values, N.Y.,1973.
124. Shills E. Tradition and Liberty: Antinomy and Independence. Ethics,1958 (IV), vol. LXVin, №31. Место проведения опроса
125. Ваш возраст 3. Пол: 1. Мужской 2. Женский4. Ваш род занятий
126. Род занятий Ваших родителей:1. Отца1. Матери6. Образование:не имеется начальное неполное общее специальное высшее среднее среднее среднее среднее1 .ваше 1 22.вашего отца 1 23.вашей матери 1 24. дедушки 1 2 5.бабушки123 4 5 63 4 5 63 4 5 63 4 5 63 4 5 6
127. Сколько у вас братьев и сестер8. Месячный доход семьи
128. Хватает ли дохода вашей семьи для удовлетворения ее жизненных потребностей?1 .Не хватает даже на самое необходимое2.Хватает только на питание
129. Хватает на питание и одежду, не более
130. Хватает, но на покупку дорогих вещей приходится занимать
131. Мы можем приобрести все, что угодно 10. В какой части города вы живете?1 .В центре2.Чуть отдаленно от центра3.На окраине, в квартире4.На окраине, в юрте
132. Какое поколение живет ваша семья в городе? 1. Первое2.Второе3. Третье
133. Четвертое и более 5.Живу в городе временно12.Как вы оцениваете свои:
134. Хорошо Лучше Средне Так себе Плохо1. Затрудняюсьсреднего сответом1 .Питание2.Одежду 5 4 33.Здоровье 5 4 34.Профессию 5 4 35.Жилищные условия 5 4 3
135. Условия учебы, работы 5 4 3
136. Возможности проведения 5 4 3 досуга
137. Материальное положение 5 4 3
138. Возможности приобретения 5 4 3 знаний и повышенияобразования
139. Возможности устроиться 5 4 3 на желанную работу11 .Внутрисемейные 5 4 3отношения12. Жизнь в целом 5 4 32 2 2 2 2 22 26 6 6 6 6 66 6
140. Что означает для Вас хорошо жить?
141. Хотя с тех пор как в нашей стране начались перемены и обновления прошло немало времени, по прежнему актуальным остается вопрос о подходящей нашей стране форме правления. Какое их нижеперечисленных суждений соответствует Вашему мнению?
142. Нужно жесткое правление, поддерживающее дисциплину и порядок.
143. Нужно мягкое правление, поддерживающее свободу мнений граждан
144. Затрудняюсь ответить, не знаю4. Что-тодругое?
145. Насколько Вы интересуетесь политической жизнью страны?
146. Очень интересуюсь и принимаю активное участие в политической деятельности
147. Интересуюсь и хотя постоянно читаю периодику и подобную литературу, деятельно в ней не участвую3. Средне
148. Почти не интересуюсь 5. Совсем не интересуюсь.
149. Приму участие в забастовке 5. Объявлю сидячую забастовку6. Объявлю голодовку
150. Прибегну к угрозам и насильственным действиям8. Последую примеру других
151. Выговорюсь с друзьями, приятелями и все 10. Затрудняюсь с ответом
152. Каково Ваше мнение о путях развития экономики и частной собственности?1 .Нужно дать большую свободу и поощрять частную собственность, уменьшить налоги и ограничения
153. Слишком большая свобода частной собственности была ошибочной
154. Какие проблемы, на Ваш взгляд, следует решить нашему правительству в первуюочередь? /Выберите 1-2 ответа/
155. Укрепление безопасности страны
156. Упрочение и развитие экономики
157. Соблюдение и гарантированность прав человека
158. Прекращение роста преступности
159. Повышение уровня жизни населения
160. Предоставление народу возможности больше влиять на решения правительства
161. Защита природы, ее богатств и животных8. Улучшение образования9. Что-нибудь другое
162. Можно встретить немало разговоров об увеличении бедности и нищеты в обществерасширении и углублении в обществе бедности как явления/. Какие меры, по Вашему, более подходят для решения этой проблемы?
163. Необходимо совершенствование налоговой политики, изъятие сумм и налогов издоходов богатых и распределение их бедным
164. Государство должно как можно больше внимания уделять нуждающимся и обеспечивать их
165. Государству, не обеспечивая их материально, необходимо создать им условия для работы
166. Не надо принимать какие-либо меры, общество не обязано содержать ленивых не могущих о себе позаботиться людей5. Что еще
167. Каково Ваше мнение о необходимости соблюдать законы, постановления и неукоснительно им следовать?
168. Надо не только самому их строго соблюдать, но требовать от других следования им.
169. Раз закон уж утвержден, надо соблюдать его независимо от того, плох он или хорош
170. Соблюдая их в случае необходимости и среди других людей, без свидетелей им не следую
171. Я следую только одному закону своей выгоды, а другие стараюсь по возможности обходить5. Затруднясь с ответом.
172. Думаю, природа себя восстановит 2. Внедрять тщательно продуманное производство и безотходные, экологически чистые технологии
173. В любом случае сохранение природы первозданности природы важнее всего4. Не знаю
174. Никогда не задумывался над этим
175. Какими, на Ваш взгляд, должны быть отношения со старшими?
176. Надо беспрекословно их слушать
177. Слушать только нужное и полезное, а на ненужном высказывать свою точку зрения
178. Вообще не нужно их много слушать4. Не задумывался над этим5. Какими еще
179. С какой из перечисленных ниже общностей людей Вы чаще всего соотносите себя,то есть чувствуете наибольшую близость?1. Часто Иногда Практическиникогда1 .Со своими партнерами, коллегами по работе, 3 2учебе 2.Со сверстниками 3 2
180. З.С уважаемыми в обществе людьми 3 2
181. Родителями, родственниками 3 2
182. С людьми, разделяющими одинаковые со мной 3 2убеждения
183. С людьми, одинаковой со мной религии 3 2
184. С людьми, живущими в той же местности, что и я 3 2
185. С людьми своей национальности 3 2
186. С людьми своей специальности, профессии 3 210.Со всем человечеством 3 2
187. С западными людьми (европейцами, 3 2американцами и т.п.)
188. С восточными людьми (азиатами и т.п.) 3 2
189. Почитаемые людьми вещи сильно изменяются. А что почитаете Вы ? (Можно отметить от 3-х до 5 пунктов)1 .Родина 7.Общечеловеческая культура2. Родите ли3.Скот4.Богатство
190. Государство, правительство
191. Традиции, традиционная культура8.Бог, религия9.Наука10.Право, закон11 .Права человека 12.Свобода
192. Ваше отношение к религии и вере в Бога?1 .Я поистине верующий человек, постоянно молюсь и хожу в церковь
193. Я верующий человек, иногда соблюдаю обряды, молюсь, совершаю богослужения
194. Считаю себя верующим, но не молюсь и не хожу в церковь 4.Отношу себя к неверующим5.Я убежденный атеист26. Какой Вы веры?1 .Буддистской2.Христианской3.Исламской4.Какой еще?
195. По какой причине Вы веруете?1 .Потому, что традиционна и унаследована от предков2.Веровать не излишне
196. С верой в бога моя жизнь приобрела смысл
197. Религия духовно развивает и указывает пути человеческого совершенствования
198. Религия дает мне веру, надежду и является жизненной опорой
199. Послушание (исполнительность) 12 3
200. Дисциплинированность 12 3 9.Честность, справедливость 12 3 10.Смелость 12 3 11 .Самостоятельность во взглядах 12 3 12.Ответственность 12 313.Терпеливость 1 2 3
201. Умение понимать других и общаться 12 3
202. Аккуратность, чистоплотность 12 316.Хитрость 12 317.Какие еще
203. ЗО.Если бы у Вас вдруг появилась крупная сумма денег, то как Вы ими распорядились бы? 1 .Купил бы все, о чем мечтал
204. У ехал бы один или с семьей за границу
205. Учился бы в учебном заведении за границей
206. Вложил бы деньги в организацию ил развитие своего дела, производства
207. В приобретение недвижимости
208. Часть оставил бы себе, а часть потратил на благотворительность
209. Помог бы родителям, родным и родственникам8.Занялся бы бизнесом
210. Купил бы все жизненно необходимое10. На что еще31 .Где и на каком уровне, посту Вы хотели бы работать в будущем?
211. В государственном В частномучреждении учреждении1 .В высшем руководстве 1 2
212. В среднем управленческом звене 3 4
213. Специалистом, советником 5 6 4.0бычным работником, исполнителем 7 8 5.Независящим от других свободным работником 9 10
214. Если у Вас в будущем была бы возможность выбора и поступления на любую работу, чему Вы придали бы наибольшее значение? Что было бы для Вас самым существенным в выборе места работы?
215. Наиболее Весьма Средне Так себе1. Наименеесущественносущественно1 .Возможность расширения кругозора, 5 4 3 21приобретения знаний, повышения образования
216. Перспектива роста 5 4 3 2 1
217. Высокая зарплата 5 4 3 2 1
218. Возможность загранпоездок, жизни 5 4 3 2 1за границей
219. Доброжелательный дружный коллектив 5 4 3 2 1
220. Возможность самореализации 5 4 3 2 1
221. Краткий рабочий день, больше 5 4 3 2 1свободного времени
222. Требующая инициативы, способностей, 5 4 3 2 1смелости, риска,
223. Нужная обществу, уважаемая людьми 5 4 3 2 1
224. Без особой физической и умственной 5 4 3 2 1нагрузки11 .Хорошие отношения с руководством 5 4 3 21
225. Престижность учреждения 5 4 3 2 1
226. Хорошие условия работы 5 4 3 2 114.Что еще
227. ПЕРЕЙДЕМ К БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ТЕМЕ
228. Внимательно прочтите ниже приведенные альтернативные пары утверждений и отметьте в каждой паре то утверждение, с которым Вы согласны.1 .Все люди равны перед законом
229. В общении с людьми правильнее исходитьисходить из их возраста и занимаемого положения
230. Ни у кого не должно быть никаких правольгот и привилегий
231. Высшее руководство страны в любом случае надо уважать
232. Человек прежде всего должен думать о благе других
233. Дружественный, понимающий кол- 7*.У спех в работе важнее дружественного коллектив и наличие друзей важнее успеха лектива и наличия друзей в работе
234. Не вмешиваясь в дела других, следует 8*.Не деля работу на твою и мою, следует заниматься только своим делом делать все вместе
235. Так как в этой жизни живем только раз 9*.Так как в этой жизни живем только разнадо заботиться об удовольствиях, на- надо заботиться об успешности труда, рабослаждениях, а не об успешности труда ты, а не об удовольствиях
236. ЮЛравильнее делать то, что ты дума- 10*.Правильнее в любом случае сначала ешь, хочешь, невзирая на мнение других посмотреть на пример остальных
237. Быть как все лучше, чем выделяться 11*.Выделяться среди других лучше, чем бытьсреди других как все
238. Человеку надлежит заботиться не о 12*.Человеку надлежит заботиться не о благахэтой жизни, а о загробной изагробной и последующих жизнях, а о последующих благах и о достатке этой
239. У молодых одинаковые права со уважатьстаршими, правильнее поступать по слушать их своему
240. Женщина-«раба мужчины и слуга права во в доме»
241. Женщине следует думать о том, как бытьбыть хорошей женой, матерью и хозяй кой, чем о своей работе и свободе
242. Смертную казнь как высшую меру отменитьнаказания ни в коем случае нельзя отменить
243. Человеку надлежит жить на своей1. Родине,1. Родине
244. Главное- самосовершенствование и любимая работа в подходящей себе,активность 18*.Необязательно жить на своейможно и в другой стране 19*.Главное-служение Родине и своему народунравящейся стране
245. Нет больше счастья, чем жить без долгов, болезней, со спокойной душой достатке ии совестью
246. Правильнее стремиться к новому, чем чемследовать традициям
247. В любом случае надлежит следовать чтобыунаследованным от предков традициям и цивилизации и привычным путям23 .Каждый должен принимать активное активноеучастие в политической деятельности деятельности
248. Необходимо все время углублять свое голове нетобразование и стремиться к новому
249. Не следует быть в постоянных, тесных поддерживать связях с родственниками связи между собой и
250. У каждого человека есть мнение, что позволительно или нельзя делать ни при каких обстоятельствах. Что Вы думаете по поводу?
251. Уклоняться от налогов 1 2 317. Одолеть конкурента 1 2 3нечестными средствами 18 .Подделать документы 1 2 3
252. Зб.Надеемся что вопросы не очень утомили Вас и напоследок предлагаем ответить на следующие суждения. Отметьте подходящие Вам суждения.ответить
253. В целом, в исследовании участвовало: 194- студента и 82 школьника; 118 юношей и 158 девушек, упор был сделан на городских жителей. Половозрастной состав в основном отражает демографическую структуру, данные статистики.
254. Как и следовало ожидать, большая часть- из среды интеллигенции (52% и 36% или 119 и 97 человек).
255. Образование родителей- до среднего включительно-30,6 и 35,5% или 82 и 96 чел. (соответственно отца и матери), специальное среднее-13,4 и 22,5% (36 и 61 чел.), высшее-56 и 42% (150 и 114 чел.).
256. Логика построения индексов.
257. Индексы степени модернизации по экономической, политической, социально-культурной сферам.
258. Так предполагается использованием индексов оценить степень модернизации по сферам. Наметившаяся тенденция определялась бы набором большинства опрошенных одинаковых баллов с креном в ту или иную сторону. Это одна схема анализа.
259. Так как в этой жизни живем только раз, надо заботиться об удовольствиях, а не об успешности труда, работы- 42%;
260. Так как в этой жизни живем только раз, надо заботиться об успешности труда, работы, а не об удовольствиях-46%;12% не ответивших.