автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиционный этикет Осетии

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Хадикова, Алина Хазметовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Традиционный этикет Осетии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционный этикет Осетии"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННА УНИВЕРСИТЕТ

На правее рукопвсз

ХАДИКОВА Алика Хаваятозна

ТРАДИЦИОННЫЙ ЭТЖЕТ ОСНКН Специальность 07.00.07 - этнология (этнография)

АВТОРЕФЕРАТ.

диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Санкт-Петербург 1992

Работа выполнена на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского государственног университета

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор А. В.Гадло

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Б.А.Калоев,

кандидат исторических наук В. А.Дмитриев

Ведущее учреждение - Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований

у < ^ . .. /V

Защита состоится пЯА« еЧССгиС- 1992 г. час. на заседании специализированного совета К 063.57.40 по присуждению ученой степени кандидата наук в Санкт-Петербургском государственном университете (199034. Санкт-Петербург, Менделеевская лин.5, ауд.70)

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им.А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан " у('/ " ^•'¿■/-и с-ь -1992 г.

И.О.ученого секретаря специализированного совета

В.А.К03БМИН

feWnm.XiJ * '

\ У". "•[.•.•■

I "" СЦК01КЭ9 сссхгдозакяэ ПОСШЦ8НО ЭТЙСО?у - едкой »г* '

¿фГЗйдеЦЙЯГ ОКНОП пульту^ СЗО?ГГЗ~ОГЗ {ПрСДЗ.

Аступяшосгг» это Я тегл! з уалезаяз: еярздолпзтз я

резко позрогпга л;?зрэссм з тап^з гфзпзлег^.т.; зияттаскоЯ г^гльгура, '• псс:гптгг>пз далапон прккез, ::э только согракяяетъ до

КСПП^ ДНЗЯ 3 ""32373Э рЗЛ!1П?СЗ, НО Я ОрГйНП^ЗСПП ВСЗЛИ 13 ГТСГЗПЛОГЗ

капСэлзз гар-.птзргпгг гзгзт— оообзкигзт-зЯ заноза, о?лптаггцх его о? дрзггтг: торра?ер.*заяшо п е?адкаяько йгзез: оЗразоэскпЗ.

<2;учзк::э пгэз? осоЗсз з::глз:г:э з откс~с:гпп кзрздоэ,

зс^р^тз^га: реальность л сгзрзо'гппгсзгь пзгздязя г: обдзгяя.К тг-п*гл иарзд&и относятся бол1~з:стао зигхссеп сСс^ноз'гзЯ Сзззртогэ Ilea тага, з тегз и огзтп-ги. 1Ъ гг:::г:э з ггзпагезздеют

.-оз::::г.,:э и з тпгппгэ позлздкг: пзг'гзгл дзз.сг^тзт^Л рззетезь з "осо5сэ кауэгсэ г:зяраолс!г:э пгслздзз-гггэ от^гзта, ггп.кзтзгга пса-^г^гг.тгпггсп осоЗзкностзЛ тргдгрсгпгэ-йлозоЯ ц>*льсур*.г, с'-гр-озпог^з т-эорз?:г7:спг.э и пртпеза пзу^з:п:л

зтикэта.

.'T-ifig.T'-*'».сгггэ-^'лъ^ург^'З ссобзп-r.oz—' попадз!йг! п гт-тз сг.пг7*.гт!-:1згэ

учзгег: сг;3 з ХП а. К icri еЗрз^аггзь кзадггз этасгрг£хзо-ггоЛ кзуга, Kis Э.ТэЛяор, П.£мур». Д.Лзббоп а др. 3 «так» XX в. п оточзстззгагаЗ ксупэ п за рубз~о:: зг::э:а, газ эти:гтзз~!

c3oi3S3m стзрзз?::поз кс^зтапзтпзизгэ позодэияя, подучяяа дольпзС-гуэ ргзрзботпу. Ой обо о згглз'^э ерздя трудоз отзчззтзегапг: кссяс?-дозатолсЗ'п зтэЯ оЗясети ~:зэ? зруг,-! З.Х. &згз:зпззз, З.Д.Кгзд-П-п, Я. 0. Чззнка, • пооэ.т;зккцэ зтгтату едио-аЗзасз^гп народов я о С" 21 •гзтодо.юп'Г^озгл::: nonpocai; проблем. С^цес?зе;:ноэ значение гзззпт разработал трздщляжи: кори поведг:*2л, гтротдзг-ппгэ на основе нзу-чэккл русского *»ираала М. U. Громко и Т.А.Еэр—тгл, оСдетсороти-чззпгз пзеледозаял А.К. Е"-Л5ур:за, И.С.Кона, С.А.Арутокоза, JI.H.fy-кгис-за, А.И.Пэр^ща, К.И.Огкзпуиа п.ряда других ксследозателеЯ.

Кокпрэтно для выязлегая соцкалъно-ксторэтескпх истоков позеден-чзской культуры оезтнн больа^тэ цзгэтость гтрздетазлгат труды А.А.Гзд-ло, В.А.Кузнзцова, З.Кардгага. Для изучения трздвдюнного этикета

CCuTtSiCUOii Об^НОСТЯ КСЕЛгЧЯТС^ЪИО DSS-Ы ГССЛОДСВйШШ KCT0p:iEC3 с отногралов казказозадог й.0.Кссзина, Е.А.Кало-ЭЕа£ 1..Н.ьб&сва, Л.И.Ладроза, Е. К. Гард снега, А.И.Ребаазд&з, S.U. Еа«стк, Я.С.Окрио-воЯ, А.Х. Цагоиотова, Л.А.Чзбарога. Э.Д.Гагловвой» Б.Х.Фзноаа,' E.H.Студенецкой, О.С.Гаглойтз, й.Х.ГУгкова, В.П.Кобычева, D.D.Kapncsa, Е.С.Уараиатй, З.В.Каиукосой, Л.К.Гостиовой, А.Б.Дзедзизва, А.Р. Чочкева, которьа б той или ¡шоП irapo затрагивали избраинув игия тему или специально исследовали отдолыио сё аспекты.

!?злы) диссертационного псслодозышя етлкотся аналсо по! плотного иатериала, характеризуемого весь кошлесс зтиЕетарнш: hoj&s, присущих осетинскому этносу Я ПОГЫТСС ВЫСТПТЬ IDC генезис путем СШСфОН-iioro и диахронного сопоставления внутри различных ситуативных бло-. ков. Пра разработке проблем ставились задачи конпретно-кстор^чсс-иого и этнографического аналнза сущности традиционного этикета осетин и исследования ого реализации в различных ситуативных плоскостях с учетом сеиейно-родственной, социально-групповоК к половозрастной страткфакаций осетинского традиционного общества.

Иеточниковадчаскую основу диссертации составили прзжде всого литературные источники: описания осетинских обществ в селений, сделанные представителями русской и западноевропейской интеллигенции (Г.Е.Гордеев, Ф.С.Красильников, С.Ы.Шегрен, В. В. Пассе к, В.Б.Пф£ф и др.); этнографические очерки и отражающие традиционный быт осетин литературные произведения осетинских литераторов и ученых (К.Л.Хе-тагуров, С.В.Кокиев, И.Д.Кануков, Н.Г.Берзенов, С.В.Жускаев и др); фольклорные произведения, записи и исследования памятников обычного права (Ф.И.Леонтович и др.); насыщенные фактическими данными труды . пидещихся кавказоведов Е.Ф.&шлера к Ц. Ц.Ковалевского,

Достоверный фактический материал по тема диссертация содержится на страницах дореволюционных сборников, издаваемых управлениями Казказской администрации: "Сборник сведений о кавказских горцах" j "Сборник сведений о Кавказе"; "Сборник ыатериалов для описания иест-ностей и племен Кавказа" и др., а также периодической печати Кавказа: ' газет "Тзрскке ведомости", "Кавказ", "Тергк", "Казбек", "Тифлисские ведомости", курналов "Кавказский вестник", "Утро гори л т.д. Кроме литературных источников были использованы архивные материалы, содер-.--лкврге этнографические записи осетинской битовой культура, хряняци-. еся в фондах Северо-Осетинского института гуманитарных исследований, - архиаа РАН (Саихт-Пзтербургскоа филиале) и др., о также полевой ыа-„

терзал, получешп:.*? о сеяегеик разлкчкс: гвогрзфячоскс; зон Северной Ccü?:::: ао вреыл сгоциалыог: этиогр: ~2"чесп::: эг-спэдт':" I93G-IS30 гг.

Гатодолопгарсгхм руководство:! длл автора прп ра«Зо*с над текоП йкп исследования традиционного этатата Сэтнограйпн общения), прэ-водснгагв и о пу и лго г, ai п :i гз ао второГг полозгае 70-S0-;: гг. B.Ä. Кто :-кокоиги, Л.!". íhfiJxt:!!!^-? п рпдо.ч друп'г: отэчестззнньЕ: зтногр-.фоз,, а такз создшппл з эти года разработка ггэтодиея вэучеимя этнических культур, включал проблеш полозозраеттас: crp?.?r.¿iK¿ir;r! в сокойюго и оуг.эстэенного Juca.

3n;ra? з настоящем ¡'.сслодозпкм: рассматривается ка:с струстурэ-оо'разущкП кокпоиен? всего ккллвкса градацио>гноЯ культура, для которого характерно определенное знаковое содасгэхглэ и коториЛ о значктэльной степени определится конгрэткта! исторячесяаз: услови-га развития соотзетствуг^его этноса. НгцзопалыггЛ (этнически опр:-дзлкпгнЗ) этикет, реализуясь в пэстопэю (ежедневно) повторяющихся сптуп.пя- I! ЯВЛЯЯСЬ ОДНИМ ИЗ :!ЭХШП!ЗМОЗ Тр1Д!П^Н2г, осуществляет прэ-с::стззн»гую сзязь кэпду поколения.« и екполнлз? внутри этноса вах:-

направлявшие, стабилизируг^из и даго селективные фунж:.:. По суг.зстэу это ядро традиционно-Сотовой культуры в сфере общения, Зткгз? из существует вне времена я пространства, он всегда этнически опосредован и определен, это скстзез характерных для каддого конкретного общества предписаний ритуализированного ойценил з типичных и повторяющихся ситуациях: вэам'одеПстзия его сочленов.

В данной работе исследование осетинского традиционного этикета проводилось с учетом этих методологических принципов и осуществлялось посредством реализации таких еироко применяемых в практике нографяческого изучения традици*нно-бытовоЯ культуры методов, как кэтод непосредственного наблюдения, кетоды типологического и сравнительно-исторического анализа. В целом исследование базируется на разработанной отечественными историками и этнографаш концепции генезиса и нгторического развития, осетинского этноса, включая принятую в настоящее время концепцию истории его социальной культуры. Конкретные вопросы традиционного этикета осетин рассматриваются в работе в контекЬто двух основных исторически сложиввихся в .осетинском этносе реальных социумов - секейной и сельской общин, а такзе в контексте в равной степени характерной для них обоих традиционной духовной культуры. - .

Ihysy.n данного кгеходосгуая сорзд8ДЕ5тся гласгс^г сб-

роса тел, что его сгр^З сс-г пг.;.тао£оиого и ц^онаправлогшого изучения ссотсетгсЗ фд^гснса ^-льгури с^зная. D работе cnspsix) й-^тоя пешгге. прздзгагеть сазкз^чуэ рзгяяяЕткфэ сгобзюсстаЯ оигзж^хсхг »cjr-, вргжлиг d есзтагскоу к дать пг с'йыр-

sq Сгса c<L,oro :2?ор=зо-<}?ногрг£йзссЕОго сгсегкяя стнсса,' его ссц-зя!каго ггкзвгга е {жсзосеой езторза.

гт:г.гг;гг> ссаидозаная'сярдедЕЗ^ся тел, чго сно cn5Coß8EB02üf&e Do-Espeis, ссссосдшсэ сзгслтаоЗ шрпзы 'ipa-дп^зкшог© Сла а Egwisypa о&^яая осотгакого юрода п, lo-sto-■ра, его ссцЕаяьиой кстср^з. D ев'сза с отса собранна d д^соорга-iцаторзаш в сгяогекниэ о iraä шзеда цогут парою пепагъзо-

саг пра согданш ссзцзаяым: каучкцг трудов н обобцадуз работ по вторая сугьтури, со екюгрефш осогин н других народов Ksasua, tos в с простака работ ссторако-кравводчеспас я псторако-г^доаостгазйа цуввев, о щшсггко преподавшая ссноэ ссторяи и цугь^ри ооэтенского города с спгтею овцзго образования и с внетсс ysa&aac сазодвкняг, а даятвльноств просветительна обцаетв и орга-навдциЭ, а такво пра поучения с-5нокультуишх процэссов в отнкчсс-хзг веавюотназвнга в пезггагхм г^шатнкчосЕпх сгаеаодоЕотвнй а сон-SßSTOS.

Адробапяя работа по кэро со водготозгш прегодада на вс^здР9 cKiorpc^sa в емтропологка Есторческого фалультета Сзякт-Потэрфрг-сеого уютэреэтота. Сгнезниэ со-сюшш г: результаты етлагалксь на егэгодных научных Ее«1&эрг»щиях езторггсасЕого £^яь?ота СПбГУ "Пробяаш. ОТЭЧОСТЕвНКОЙ Н ЕСОО&рЙ EOTCpS^.D KS3-I993 ГГ., № БОН— <£®рзнцаях вСрзднзйэк&тсЕо-кшЕа88Еив чтений^ и ICS7-I&9 гг (»«статут отиохогип и антропологии ЕМ.Н.Н.Шал^со-Уаклая АН СССР -часть), на Всесооаной иаучно-таорэтичосЕой вокфэротрш "Этнсссцн-альныз процессы а интернациональное воспстанае пелодога" (Езади-кагкаа, 1989 г.). Д-ссертацал сбсувдалась на расгпгрокисм заседания п4-здры втногргфш н антропологаа СПбГУ.

Огрустура работн. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы к прилеганий.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность том*, определена источни-. коведческая база, дан краткий историографический обзор проблемы, поднятой в диссертации, сформулированы цели и задачи исследования, намечена обусловленная ими структура диссертации.

В первой главе "Этикет хадзара (втикет внутрисемейных отношений)" рассматриваются основы этикетарных норм внутрисемейного круга, которым посвящены отдельные параграфы. В первом параграфе обосновывается необходимость исследования этикета в рамках патриархальной семейной ойцины, отмечается роль сеиэйных коллективов в экономической, социально-политической, религиозно-обрядовой системе осетинских обществ.

Анализируемые во втором параграфе конструктивно-композиционныэ особенности традиционного комплекса хилых построек осетин, должны быть признаны типогенныаи. Отчетливы единые принципы планировки, моделирующей оптимальные жизненные ситуации. С точки зрения особенностей семейного уклада, снстекы социальных отнозенпй и, в конечном счете, структурных компонентов этикета они информативны. В качестве конкретных примеров можно привести реализацию обычая избегания, выраженного в отдаленности супружеских комнат или гостеприимства в автономности кунацкой, размеренной у ворот. Центральное место хадзара в общем комплексе построек соответствует принципу почетности центра, середины. Последнее выражено в этикетной проксемике вертикальной структуры баоенного жилища, подчиненного тем же принципам сегрегативности с ввделением верхней, средней и нижней пространственных единиц.

Хадзар - это однокамерное помещение, коммуникативный центр семейной общины, управляемый стартам членом старшего поколения агнатов, и если допустима вариативность его размеров, категорически инвариантны иные организационные начала. Происходящее здесь носит подчеркнуто зрелищный характер. Общение в хадзаре есть концентрировали ость выразительных форм этикета в совокупности функций и конструкций предметов обстановки. Строгая регламентированность в этом смысле объясняется символичностью предметов, их конкретной этико-смысловой наполненностью.

('-nrrx:;

c^iPj lù и:егел cpi'—cacspiî ^ruiï^si^- u

р^дсгсышо CV^ESÎ. Cíücvcu asse^ccs^ u

сзлпотсл lascsc^zzÄfl цгаь. К етс^^зя^нзгадсйл-елга onioccrc» çaœo fciaT - ikcc^í vpsKorcû CTOsnjj Cï&nS', потоыя-

1.7-0 úz-ir:/t црсгло глсса

Глграбо-тсжез гсригеатаяшс:; простраютео sa^saja сг» на uvyp¿S£k:o а цдакез и сазссв, еагр^лшез а npo»]ajsK4ccsco

с cootoarcssysysil ствхкзтпкоЗ сс;:сдс:шя, «г«> со ессГ. очеегщксстьэ npocÂzoitîK «a цуизкоь помета 5 где царпг сгрогая керархпя.

Сигтсиа. есасгг-еткзнип скзгопхцрустся из только пссподстсссд c.nnos:3p:c!s;cro рчда и,кгз0-пра20И„ н v.д., но и нз-

г:осродстЕС1Ио «шгадешюй обслиэ, Ездаз к синоду рдсполагалксь ¡xiœowcfi коифоришэ сцд&кая -'^ргногсэ табуротши предаодогаезгэ пласлг-асскув cso^zicsvt, ï.g. из ciizz:v.:z, а стзь к^сс^гггави (s r:cTcassÄc погусгдезго_ полс^анЕс!- " rr^¡c7Tcrc;::i

Сслоэ пшеиог: qxsxos ссям. Пог:»дь5у народная оята ез^зделкзт rscTO цтгякзге с:ю :ддмра, а »¿эрой - сйцгстас:«-^; г,зяголы:ость, 1^5бсль кягазчео? г.г^эргисггь дяя lcöx (с:с:сшш ;-зкпо ссдья) I» сс^л старгж, (дгорп npiyspscstayoT пелугзутх^з со üieih-

г.хл:. '

1Ьучснкз 12югечгслс:пйк ргсс^зяггцзЛ «'бр^юми гздгара саа-дэтол1Лто;*о?, «го с;« ягяянея csf-críii cp&çcssaawi «изноз ссуш по полу сссрвтг» uz^-p^z^tivzi zC'jzc^kizh

эгсчоско: иатегоркл, гг^арш! n?e:aïoiass со сгссП стерскы, способствовала к: сагриланиз п vpcrciiiçrj.

Ссдорзатольная с терема в с^аспзшсахцая стабильность падзарлой nposceiaœi, «граааэ? ко ?саько сзвсоэу® сгецаСзку оргекзецрю пространства, но г: istcruo сспозга трдахронного сЗрага е»ня8 се-чоcían j-стооп cesra&joro уклада. 2з-сгзаз psiss поведигаасзсс нора, означонких традиционной отакой вг^трнссыэ&юго г-.у^га. i;o «оглн ira гапочатзятъея в sapirrep планировки хадсара сбрагои, что признаки - спрздоли'кзл:! подтоврадааг cvporjTj кзрар^э сейм, czr¿c-

с^^сгэ, саг:' Jd.tc') игл rv >-

f í.-i^.- « > , o* -- - f » <- • л» ,4F»r«t ' 4 -J Г ' -.ол-ллч«

r\:r::rry.~j рол.ъ " ¡тог^сглл.

0'^ГОГ-П'^'' 'U'CITC 3 TJIIKl О tlT^rCV^-í?." СЭ'> vСТГП!ГЗ]ТС' I D SQ07—

Т;Л»w Т"»т '-ч -л-—-'-ггг« ^ty^^^^J-^-pQ'] '»ТГ*"--] f14

С*"'''} О'"1 2 ^ ^ Т Л ' У CÍ^*"** f- '"í ? 4 * Г") * ''Jt^^.1 f '"*»! í/™^* КО

ю только .) oc::ctcinz5 х'Э escora, *:э и «ьзекез з отнесет друг гвуг.а п згэ пр^г.'/ггетвгл. Пз'г.г/^з, гол и ггнптзггл, щкягзи-валезь Mor-iair:o, з cj>3D:o.*) квойголгггозта парэгогора сзлксь

гСпотоа. Геспо,г.с?зэ сгастэго озоЗэ гэгэ прэяэястезя во opera обэда (крпо^а сп?!),- ceaajr-csssroen пз прзегуервтвошгэ а одпначгзгзз, nr.:i раньт п на виду домочадаз, orfeoes^t: прл atea сэоаобраз-нуэ позигноста прксугстгяя.

Хкстар г-зпэгняо? суг.сГ.сккз, казкачеПзпнэ, креческнз, адкзшет-раткпигэ фунп^кз s соотеэтствзккг:с: поведвкчееккк! осоЗокнозтпш. Набор з?:!~2ти1г: првдппггнкЯ, обе 2 пе"азгцгтхг: деятельность хкетара, aro вза2С5оог:-го"ггшя с се^ьоЯ, finta грус.' ero главенствующее полокэ-По характеру поеэдокчзокгг: раглегэнтац::.!, со5людае1£х в отно-пенки гкстара, коено закатать сущностную акцентировку принципа стзрскнстза.

В четвертой параграфа рассцатртаавтся систем соподчинения на жэнскоЗ половккз, организуемой вокруг фигуры афеин (хозяйки, старшей женщины). Еа изстэ таяго является локатнаом, сегментирующим етлоэ пространство половины ч вырабатывающим общую стратегию пове-деккл. Специфичность =з систеки соподчинения женщин заключается в то:з, что она обозначалась посредством распределения трудовых обязанностей, которое не исключало я стропе: установок в проксемике. Вгпечка считается наиболее престижным занятием, поэтому приспособления для иеэ находятся вблизи от почетного места афеин около кла-

довой; емкости для воды, носить которую является уделом младиих, расположены у дверей и т.д.

Взаиыоотноаения афсин и хистара болызей частью не выходят за райки коры, предписанных им в оппозиции, которую они реально представляют. как члены семьи. Общий набор их высоких социальных полномочий способствовал бытованию сложных церемониальных форы обращения к ним и в их присутствии. ЕЬсоккм авторитетом этих двух центральных фигур родственного коллектива предопределяется их исключительная роль в воспитании, рассматриваемом с позиции этикета в следующем параграфе.

Если этикет и предписывает какие-либо особые поведенческие отношения между детьми и родителями, то при рассмотрении оказывается, что это лишь усугубление, абсолютизирование отнолений иеж-аозрастных, работающих в пользу сегрегации членов семьи не по кровнородственным связям, а по поколениям. Отношения родителей и детей не выходят из круга норм, принятых в оппозициях "младкий-старший", "мужчина-женщина". Поведенческая ке суть юг, а особенно избегания -это возведение в абсолют указанных норм, их наистрожайшее соблюдение, более или менее смягченное в отношения других представителей возрастных групп отца и матери.

В шестой параграфе рассматривается этикет в половозрастной структуре семьи. Особенностью его является вращение вокруг систем запретов - комплексов регламентации уайсад (избегание), наиболее нагледной системой которого является комплекс предписаний для снохи. Встречахщиеся описания временного пребывания жениха в дове невесты поведенчески не расходятся с условиями пребывания молодой невестки в доме мужа.

Специфической особенностью супружеского избегания является поведенческое неввделение супругов даже путем гипертрофирования его устоев. В целом женщина осуществляет поведенченскую модель, предписанную младшим,вне зависимости от индивидуального хронологического возраста.

Возрастные группировки являлись основой семейного уклада. Вследствие этого, состоящий из рада кодексов (афсарм, ныцц) комплекс семейно-этических принципов осетин,имел строгую половозрастную специфику. Существовала сложная система традиционно сложившегося цере-

- У -

гаяиала, нормативных предписаний, осуществляемых мздой группой и итуативно варьнрущях тая, что хацдый в одном лице выступал как бъект и субъект системы соподчинения, в контексте которой и осу-ествляллось бытовое взаккодеЕствкэ нцднвядов. Поведенчески усугуи-ениа этикетных предписаний провоцировалось не только в присутствии таршос, но а представителей >»г«тт возрастных групп.

Традиционный сеывйныЯ отякэт - это норка социально-возрастных тназеннй, полностью нзволгрусчкх блнзко-родственныэ, в чем и закдэ-ается его прапатпчоскпП сиял - обеспечение длительного существования се1сзйной об^пны. Эта скотена. кодирования преемственно рэ-лнзуется н в условиях разделенной, индивидуальной семьи.

Во второй главе "Этпкат нагаса (этикет внутриобщинннх отноае-ий) анализируются особакнсста этикета с учетом специфики траднци-нного общественного уклада осетин. Задачи более частного характе-а выделены в параграфа, з пэрзсм пз которых рассматривается соотно-енио табачного права п отпгота. Существенно, что норыы обычного раза ушггшсшт степень родства в качестве зритерил, регулирующего ословные, пмуг;встзенно-правовшз, брачные и другие отношения.

Второй параграф посолен институту, формирующему общественное нение. Народное собрание няхас (фамильный, квартальный, общинный, цельный) моделирует поведение, регламентирует многие стороны раздничной и повседневной жизни. Принцип организации и проведения ихасов на всех иерархических уровнях остается неизменным, можно оворить липь об усугублении регламентация, отметив тождество набо-а оппозиций. Проксеиика нихаса соответствует общим правилам, ста-ус участников зафиксирован пространственным расположением в дис-анционной соиэ1гарююсти с иестом них асы хистара (старшего нихаса).

¡{ихас - это коммуникативный центр осетинских обществ и если осматривать этикет как своеобразное установление взаимных обвза-эльств, отражающих санкции личности с позиций господствующих в 5ществе критериев статусности, то очеввдно, что он основывается 1 принципах половозрастной сегрегации. Не вызывает сомнения репро-(гцирование хадзарного этикета на более высоком уровне социума, гжсословные отновения не прерывают эту схему, но включаются, пе-зходят в, нее во внешнем проявлении - высшему сословию отведен при->итет старшинства. Анализ поведенческих установок на нихасе дает

с;1:;::..:-; • и г.-.гр;-^:;: .-и:;:: с г:» ■. .с... л: с

::э с;а к^г:: ¿ел:;; си^гг^-,:-^ : ^-ос::':^".^-

•• п . ' . ' г.. "..г: ;.-

;.; сгл;-^:.."; с о»;*.") с;.^;;-;; хлорэг-^

• .: .:,...... с::;,:;л ^-си.:::

с^лсйк.^г-^с: сх^^'^озк:;] $г.з.у>:5';: Е:;?.') Г.?«.

ко воз«;:мс;у::;» сл^.^';-" сгасгЯ шцугрзг.

к Сцздгдоо:; с^срг,^:;::. соохог'.^ сэдтаур, Б^зе&кля а слгз-р^о&ингг. игззоггозного оггк^и «¿огсгад возрслтеогэ пэасрпсота. Зп;-по?кь-Л гёэтэпрз&:з7гг; сет ьсз:» епяоопцкок^Л каЛоп в прзл-

о^г^сс!^ вйзтоаьк^З сализсз по ьзой о?э кногокоиаонснтнзз'с*:, "«ипяурч^сз* ой&у о всзразгнга нальпсз еожкс^з!^, кхгкгхишк» шцзрортоэгзя ссзлог«с:1 корроггвроэ-исгл, рзшяуз к&п^'олгз аркика:^ оговгнги вопгзсоЗ ы'иг.!. ,

Орпактсдаз г,онн»гт;: всггесого оро£323«£окал о г.гл-

роооворзк^з, стгкзтт&э и седки п^коуогроЛгг;. э, сггуйо

зкрус^з кг:: кор^г р&гшзФргвсазз.'г б ютгоа параграфе. Говпадзгзо вокмзке" 'Ёхоагог«:; ьсиз'-гаийхо кэ «ольеэ б е?рого2 керйряккззта сеаг со^^ьна-ьгйдаз^.: деЕзтасП язи есиз£зэЛ,' так п о&£С9вдг»3 ефэр, ко к во вкагзгеа ойт», &го кгзается ко только иооругок^л,

скизолкпг дееспозо&гоатн лкскостз, но к озобгг шкгзтгзозЕ^з трэ> бовгжЗ осанке, пазадкз, пегсдео в ?.д. Еолзэ лэ вгогэ к скатав воинских ориентация пркз&егш взедйяезсйЭ дай этиката, сокрсшэ-сй» кш:бсшьцуа архаксу. При евтрзчо е сеюдеиоЛ напр^р, долх^н но только овтановктьзя г: уступать дорогу, ко и спёси?ься пра эгои, .т.е. еркнятш нор^з нззколько екзще^ о откооеккз цуевгпго поведения вседкнш.

— Еаадккческая зткгл охватюз-эт ко только позеденчесжз скфры сплозкциогаого тхпа ("старпий-клздакй", "кокний-пеЕяЗ", "иуажна-кен^йка" и т.д.), ко и некоторые тактически® осо&гглэста, спмсСкиз

» и -

и Kz2~.1-.ry :r.r«r~? r?oF a i-stra ; tV

: ::cJ?-7s —:ч: ;: : : -т. 'с

"r-.-r-'z rr"'.v.'.ere; есдстг-.*.:

'7' ::> г/"-д:г"::". 'ЛУЛ . - :;с~о-

.'.-ггхзтсл г:с:сд огксаптэдкгпг t:crcs:™oa. то лр-сугсгг.гг rr/rrrj (rseï-Tpraî ira cckcso '"угсагсксдьксЛ scsrccKJCiî сарргг??::а-•:ссг£ - ;:ocCrc:^:;co ;-агсг::с зегтскггяеЛ схссгг.

Г 'т-.итм'З г^з тз нз^-м сфпдсз i

трлздкглгсз* здаггагрузгея гудглуртя :-3ssjrw, rxicr.n Ï?d voírsccJ-•~с!!0 сгрглтгпзгть ссхэГлоЗ Г:.пг cc'r*«^cî3tof. суз-с-'г;, ■'.^rr'-r.'c::.'-//:! ■ля ясггггагсг-*) слгзкигга дзуз oœs с£зтсе?зЯ. па убогие

•лп гзяялея Copcta ::ипс::г.ш{сЗ zczztc.r.T'zvu.

пггпази г.с::

¡:г;зс,—''сз!зсЛ зсг^{одспе.т:а:;::еста ксгоггкпЭ з ^льгсг,-.:^ ,-;гЛе«аях» ri^rrtîrrj этггяс: гта:сз;пгг:сго, з дгстксзг?- ^астегагсго

п гдггсз

"--".""г-иого .ч-дг^я :г5 rc'r'fron г::з "Vv^J srpsrero "лглгс-'сг-з ?.7'-,:Й:ГТЯ. Z^-nr^-n í-jostro г -v? г -rtarpsrerso а

Д'Я cscrrt гд'гт-с-сзз,, ::о cCcwlzv^tOe епвтзлзгл se-

г..';:лг.е::з;г?, ^елсзгл is

сггз-злано "тнгцзс^глктеэ сгг-д^кявв-

:rj еп::ъ г.-'дпэтта па Ii г:-г:с<Гг,гм суоетлягя и.тгъг.:-

глп :-с:зи:зп8ы ссл^хо tzzgsczt - 'уггдд (рт^аггггнЛ П.- параграфа есСмтая, oi-üccn^o

Cpçjicera. Гг:~-2ая ЪЧГЛЪФ/ срдацзснисго ссагснсгого ебгес?за, :гго ?с:1сть гл ей?8С?зега«Л ^дргетз™, Сггдъйз-,, асг-зяаяы^о-ксхорйа-™ г^га, ггознахсэ сеясгоякя сбгсс»-

Äcr.« РГ^ЯПКП 130 седвП ккуатзкв

«рг.таэгчл ;î-3 a гсь-зг-гтяоЗ пс«лвдоаа?эльностаг о ггСлззммя га rnjszsrc^sa в?гясз, крс^ваяха,

o^erssrKírf Iîc2ç»K2rvKàiïJ9 свсСзг'поста.п з ежи

я^за сбегясггаа С'ыяогхэтава пешргтезз: ccss:opw:oKts -CJTÎSSÎSj рдс-яетекйл паггзеэравтка? сргсбладгз? :>;зд а сссдвсиаш.

В организации похорон народной етикой нормы общения стереоти-пизирозаны более скурпулвзно с сохранением половозрастного принципе в качестве определяющего. Общение обеспечивалось мужчинами и женщинами среднего и страшего возраста. Характерна наибольшая архаичное^ поминально-похоронных циклов - этикетное обособление женщин, их ведущая общественная значимость, высокий функциональный статус. Это, пожалуй, единственная ситуация, нквелиругцая степень мужской поведенческой значимости в событии общественного значения. В целом все звенья поминально-похоронного общения демонстрируют трансформацию родовых отношений на территориально-общинные, что выражается не то; ко в организации поминок, но и в структурировании внецэрвмониальныз связей - четкой локализацией женщин в хвдзаре, мужчин - во дворе, на улице, но непременно вне пределов дома. Символикой единства общины по типу родовой солидарности в предстоящей кровной мести являются оружейные залпы, если покойник - кзртва убийства.

Принципы половозрастного деления, функциональной сегрегации совершенно очевидны в основах нравствен»о-атичоскнх воззрениях осетин на трудовые процессы, рассматриваете в следующем параграфе. Являясь занятием всеобцподм, сельскохозяйственный труд не снимал указанную дифференциацию по сути - земледельческий труд мужчин и женщин не был одновременным или, по крайней мере, совместим. Скоординированное», деятельности выражается в любой занятости. Следуем отметить существование комплекса этических представлений о престижности. Источники указывают на отсутствие торговли, как предмета трудовой занятости, а проецируя идеал молодого мужчины, не упоминают трудолюбия, утверядая линь молодечество.

Этикет в общественной половозрастной фёфуктуре анализируется в четвертом параграфе. Возрастная терминология - хистар (старший), амгар (ровесник), кастар (младший) - категориеобразуицие понятия этикета. Они определяют иерархические уровни поведения не только в отношении старцев. Вся символика и прерогативы старшинства соблюдаются в общении с более старшим - первенство в мнении, рассаживании и т.д. Официозные отнооения вокруг женщины отличаются большей архаикой, этикет сохраняет начальные установки, не соответствующие реальной диспозиции в общественном устройстве. Т.о., в основе социально-иерархической системы осетин, реализующей этикет,как семейный, так и общественный, лежит половозрастная стратификация с идеи-

•лгае» наборе» ссцзсиоратавнах полиемчиЯ язя какого геа^ппсига. Сггстзяая гсзг:5.0Т1ггг групп сэтякггявт гее стсрокл паю сС"~е?зг., тесно езязгкн о яультурсЗ, ?ргд:г*".с:»гсгя гаскяу?гагя.

содержатся ссксагея г'/ю^. .

1.- гг^зунжзтазиса. •¿сзедензе света» ссазГгэдго з ой*ее2сэ»:ого урсгквй сгрсзтея и плсвковта 1яогочислвнннх «оргют-гси прз^хжаняЯ, ^араауэраауархся пысогой сгеквньо сянс^згаяа-иости я глуйэпоЯ артаааоЗ. . ..

Ке:т.ле':сная ктгссоставная гфзвстзенно-зтпчосетг

тегорка ссета» сбозиачаэтзя «мргзнсм "агздау", яабо ого оязавялен-тсм "каныс", ооз8рд»ка В.!1.АС2вгаи в пзрсздсяоау аагаш (сзася, честь, дссгопкстзо), стаепеау об^згаэпззсяяу и распространенному у армян, грузки, сзарцэв, пабардкицэв, адаго&рз а тсщдестпси:?су сяыслояои употребления.

Агтдау - пааые состоит пэ спетйяческахв ситуативно пр^зязгг-ссэ циклов, отлкчащнхея тщательной разработанности) и садсячгнностьэ.

2. Наиболее созерпгосга пластоа нормативной спстеьа* ссото» является регламентация возрастал отжсясЯ. Половозрастная специфика (гравстзенно-этпчес^ого гелтлекса ¿ягскруотся а екетемэ соподчинения. ''ароднкэ собрания, праздничное, з частности, застольное общение г! некоторое другое ситуация отчетливо отрэгавт гисокиЯ уровень солидарности возрастных групп, а санкции, группозое езиосоэ-

.ехззолизи.

3. Етгхэт ссет;ги не уяраплял ссслозио-^ерархического расслоения общества, его реальное наличка не напутало нразотзенно-эта-чесгссс устсзв традиционного уклада. Преобладание созрестисЯ киеиг-кационнсст;! над татулатурсЯ педтзер^ает факт структурярсзанял традиционного общения ¡йдсссясшсп ггианмгнеа "ж!стар:1уагн (стар-плнетоо), '

Социально-возрастные стереотипы стлгзаэтся необычайной устойчизсетьв. Община, учаткзая сссловно-иераргиескяЯ статус семьи, и в этой иерархия стрси? отнесения по возрастному принципу, где роль стар-изсс отведена газа ссслсзияа, а рель младаего - удел нязплх. Сословная структура "приспособлена" для поддерзаная отнопенкЗ, по-резэденкё: возрастной приоритетностью. В этическом .осмыслении дагэ сословная эксплуатация переорганизована в родственного под- , «¡сияния старгга. . -

4. Содержашэ этккота осетин, с основное, опроделюгся Оунау.-он&льной сограгацио»! по полу» четкие обосоулангсеи паздоИ ьозрлхтне.': группи с оггрэдоленком внутреннего лкдерстиа, юрг.сде-пщдо.; старэ^-.гл, устаноалонкоп коютлокса рэглакзнтацкН с дк^зранцирозшц-^];- но о5к-оагелыкак'для всех пршцлшш:!, фзрллруггуаш поааденчоску^ культуру. Еге это и отчетливая иерархичность, проксзкгаоски к пластечсс:-; ' ьыраханная во всех ко^цунютгано знач;иап: действиям отрагша? ссо-(язкнос?«; воанно-друюшного бага с соответственной идоологкс-Л.

5* "Бшонты агъдву" - комплекс, рогулнрув^кЛ поведенческ^з основы сены:, язляэтея системой па то горг.э образусцгс хшзкош&г: понятий в цаептабаг этноса. Патриархальность, будучи осношаш гтрг..;-цкпол существования О'ольазй осзтенско51 семь::, характер;^ и для 01с,2стванньк институтов. Судя по способам реализации оос.оствшшогэ этикета» это цолостнак. пожгрунщионаяьная система, уходацая г,о«:;;-• и» б структуру патриархальной

Правила с сци о - ;:у л ьтур 101": рэгуляцшз обцаетва но создавай:::» заиоьо-происходил процосс репродуцирования внутрасешйного этикета на качественно -иной уроано социума. В систем патриархально-родового уклада сформировался тип социального управления позадснкс^.

6. ЕВли рассматривать норги этикета, батугяцзе на Кавказа, с точки зрзнкя содоргания, интенсивности и широта охвата ти социальна групп различных этносов, то следует признать, что они отражают но структуру раннего фзодального оСкцества {как это принято считать в казказоаоденки), а кмэют более дрззкие истоки. Споцкфка так казьааегзого рыцарского поведения, киеиушого иногда аристократические, восходит к всадническому циклу, который характеризуется - поведенческие предписание: и скхшолизмо:^ отвечающими рзалисл вокнекого происхождения и в условиях Кавказа является, по-видимому, ролнктоы эпохи скифо-сарматского культурного единства, когда формировались основнш контуры морально-нравственных ценностей и поведенческих стереотипов народов северокавказского региона. До теме диссертации опубликованы следующие работы: I. О регулятивных функциях некоторых осетинских обычаев / Краткое содержание докладов Среднеазиатско-Кавказских чтений -апрель 1987.' - Д.. Щ». - С. 36-37.