автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Традиционный этикет осетин
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционный этикет осетин"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ХАДИКОВА' АЛИНА ХАЗМЕТОВНА
ТРАДОЦЮННЫЯ ЭТИКЕТ ОСЕТИН ■Специальность 07.00.07 - этнология (этнография)
О
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Санкт-Петербург 1992
Работа выполнена на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Нармый руководитель - доктор исторических наук, профессор А.В. Гадло
Официальные оппоненты: доктор исторических наук Б.А. Калоев,
кандидат исторических наук В.А. Дмитриев
Ведущее учреждение - Северо-Осетинский институт
° гуманитарных исследований
Зашита состоится "XL" iLL&Jl^ 1992 г. в _ час. ка заседании специализированного совета К 063.57.40 по присуждению- ученой степени кандидата наук з Санкт-Петербургском государственном университете (199034. Санкт-Петербург, Менделеевская лин. 5, ауд. 70)
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке -им. A.M. Горького Санкт-Петэрбургекого государственного университета '
Автореферат разослан " г.
а« -
О
И.О. ученого секретаря специализированного совета
В.А. КОЗЬШН
диссертационное исследование посвящено этикету - одной из форм традиционной культуры осетинского народа.
Актуальность . этой темы в современных условиях определяется резко возросшим интересом к таким прояЕпениям этнической культуры, которые, возникнув в далеком прошлом, не только сохранились до наших дней в качестве реликтов, но и органически вошли в комплекс наиболее характерных живых особенностей этноса, отличающих его от других территориально и стадиально близких образований.
Изучение этикета имеет особое значение в отношении народов, сохранявших ритуальность и стереотипность поведения и общения. К таким народам относится большинство этнических общностей Северного Кавказа, в том числе и осетины. Не случайно именно в кавказоведении возникло и.в течение последних полутора десятилетий развилось в особое научное направление исследование этикета, как системы коммуникативных особенностей традиционно-бытовой культуры, были сформулированы основные тёоретические и методические принципы' изучения этйкёта.
Степень изученности проблемы. Впервые этнокультурные особенности поведения и общения стали предметом специального внимания ученых eme в XlXв; R ним обращались такие классики этнографической науки, как Э. Тейлор, Ш. Летурно, Д. Леббок и др. В течение XX в. в отечестнедноЯ науке и эа рубежом проблема этикета, как этнически особенных стереотипов коммуникативного поведения, получила дальнейшую разработку. Особое значение среди трудов отечественных исследователей, в этой области имеют труды Б.Х. Бгажнокова, Инал-Ипы, Я.В. Чеснова, посвященные ятикету •адыго-абхазских народов и общим методологическим вопросам проблемы. Существенное значение имеют разработки традиционных норм поведения, проведенные на основе изучения русского материала М.М. Громыко и Т.А. Бернштам, обиетёоретаческие исследования А.К. Байбурина; Й.С. Кона; С.Ä; Арутюнова, Л.Н. Гумилева, А.И. Пертица, К ."И. Стопку с а и рада других исследователей.
Конкретно Для выявления сопиально-исторкческих истонор поведенческой культуры осетин большую пейность предстчрлятуг трут А0В. Гадло, В.А. Кузнецова, Кардини. Дтя изучения тпядигион-ного этикета осетинской общности исключительно =ww иссяч^опялу*
историков и этнографов кавказоведов М.О. Косвена, Б.А. Калоева, В.И. Абаева, Л.й. Лаврова, З.К. Гарданова, A.M. Робакидзе, З.М. Еанети, fi.С. Смирновой, А.Х. Магометова, Л.А. Чибирова, З.Д. Гаглоевой, В.Х. Тменова, E.H. Студенецкой, B.C. Гаглойти, 5.Х. Гутнова, В.П. Кобычева, Ю.Ю. Карпова, B.C. Уарзиати, P.C. БзарФва, Э.В.-Кэнуковой, Л.К. Гостиевой, A.B. Дзадзиева, .
A.Р. Чочиева, которые в той или иной мере затрагивали избранную нами тему мли специально исследовали отдельные её аспекты.
Целью диссертационного исследования является анализ конкретного материала, характеризующего весь комплекс зтикетарных нору, присущих осетинскому этносу и попытка выявить их генезис путем синхронного и дкахроиного сопоставления внутри различных ситуативных (©¡оков. При разработке проблемы ставились задачи конкретно-исторического и этнографического анализа сущности традиционного ятикета осетин и исследования его реализации в различных ситуативных плоскостях с учетом семейно-родственной, социально-групповой и половозрастной стратификация осетинского традиционного общества.
Источниковедческую основу диссертации составили прежде всего литературные источники: описания осетинских обществ и селений, сделанные представителям русской и западноевропейской интеллигенции СГ.Е. Гордеев, З.С. Красильников, AJ.Ï Иегрен,
B.В. Пассек, В.В. Пфаф. и др.); этнографические очерки и отражающие традиционный быт осетин литературные произведения осетинских литераторов и ученых (K.J1. Хетагурог, C.B. Кокяев, И.Д. Кануког, Н.Г. Берзеноь, C.B. Жускаев й др.); фольклорные произведения, записи ч исследования памятников обычного прпва (Ф.И. Леонтович . и др.); насшяенные фактическими данными труды выдающихся кавказоведов B.î. '.'зчлера и K.M. Ковалевского.
Достоверный фактический материал по теме диссертации содержится на страницах дореволюционных сборников, издаваемых управлениями Кавказской администрации: "Сборник сведений о кавказских горцах"; "Сборник сведений о Кавказе"; "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа" и др., а также периодической печати Кавказа: газет "Терские ведомости",-"Кавказ",
"Терек", "Казбек", "Тифлисские ведомости", журналов "Кавказский вестник", '"Утро гор" и т.д. Кроме литературных источников были использованы архивные материалы, содержание"'-этнографические записи осетинской бытовой культуры, хранящиеся в фондах Сереро-Осетинского института гуманитарных исследований, архива РАН. (Санкт-Петербургском филиале) и др., а также полерой уат^рнал, полученный-в селениях различных географических зон Сегерной Осетии во время специальных этнографических экспед:-~п;й. 1988-1990 гг.-
Методологическим руководством для автора при работе над темой были исследования традиционного этикета (этнографчи обшения), проведенные и опубликованные во второй почов'ше 70-80-х г;;., Б.Х. Бгажнокозым, А.К. Вайбурипьш и рядом других отечественных э»нографов, а также созданные в яти годы разработки методики изучения этнических культур, включая проблемы половозрастных стратификация в системах семоИного и общественного бита.
Этикет в настоящем исследовании рассматривается как структурообразующий компонент всего комплекса традиционной культуры, для которого характерно определенное знаковое содержание и который в значительной степени определяется конкретными историческими условиями развития соответствующего этноса. Национальный (этнически определенный) этикет, реализуясь в постоянно (ежедневно) повторяющихся ситуациях и являясь одним из механизмов традиции, осуществляет преемственную связь меяду поколениями и выполняет внутри этноса важнейшие направляющие, стабилизирующие и дэде селективные функции. По существу это ядро традиционно-бытовой культуры в сфере обиения. Этикет не существует вне времени и пространства, он всегда этнически опосредован и определен, это система характерных для каждого конкретного общества предписаний ритуализированного общения в типичных и повторявшихся ситуациях взаимодействия его сочленов.
В данной работе исследование осетинского традиционного этикета проводилось с учетом этих методологических принципов и осуществлялось посредством реализации таких широко применяемых в практике этнографического изучения традишонно-бытовой культуры методов, как метод непосредственного наблюдения, методы
типологичэекого и сравнительно-исторического анализа. В целом исследование базируется на разработанной отечественными историка»«! и этнографами концепции генезиса и. исторического развития осетинского птноса, включая принятую в настоящее время концепцию истории его социальной культуры. Конкретные вопросы традиционного этикета осетин рассматриваются в работе в контексте двух основных исторически сложившихся в осетинском этносе реальных социумов - семейной и сельской общин, а также в контексте в равной степени характерной для них обоих традиционной духовной культуры.
Научная новизна данного исследования определяется главным образок тем, что зто первый опыт комплексного и целенаправленного изучения осетинской традиционной культуры общения.В работе впервые делается попытка прецставить системную реконструкцию особенностей яти-кетарчых норм,принятых в осетинском обществе,« Дать их объяснение на фоне общего историко-этнографического описания.этноса, его социального генезиса и этнической истории.
Практическое значение исследования определяется тем,что оно мо;;;ет способствовать,во-первых,воссозданию целостной'картины традиционного Яыта и культуры общения осетинского народа и,во-вторых,его . социальной истории.В связи с этим собранные в диссертации материалы . и изложенные в ней выводы :..огут быть широко использованы как при создании специальных научных трудов и обобщающих работ ,по истории культуры,по этнографии осетин и других народов Кавказа,так и в практике работы историко-краеведческих и историко-художественных ;.:узеев,в практике преподавания основ истории и культуры осетинского народа п системе обшего образования и в высших учебных заведениях, в деятельности просветительных обществ и организаций,а также.при ■ изучении этнокультурных процессов и этнических взаимоотношений в контексте межэтнических взаимодействий и контактов.
Апробация паботы по мере, ее подготовки проходила на кафедре этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского университета.Основные положения и результаты излагались на" ежегодных научных конференциях исторического факультета СГТбГУ . "Проблем отечественной и всеобщей истории" в 1988-1990 гг., на конференциях "Среднеазиатско-Кавказские чтения в I987-IS89 гг. (Институт этнологии и антропологии,им.. H.H. Миклухо-Маклая АН СССР -Лен. часть), на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Этносоциальные процессы и .интернациональное воспитание молодежи" 'Владикалказ,1989г.). Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры этнографии и антропологии СПбГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
■ СОДЕШНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определена источниковедческая база, дан краткий историографический обзор проблемы, поднятой в Диссертации,сформулированы цели и задачи исследования, намечена обусловленная ими структура диссертации.
В первой главе "Этикет хадзара (этикет внутрисемейтк отпадений)" рассматриваются основы этикетарных норм внутрисемейного ■круга, которым посвяшены отдельные параграфы.В первом параграфе обосновывается необходимость исследования этикета в рамках патриархальной семейной общины, отмечается роль семейных коллективов г экономической, социально-политической,религиозно-обрядовой систеге осетинских обществ.
Анализируемые во втором параграфе конструкти£>ко-композ;и:иогг-ные особенности традиционного комплекса жилых построек осетин, должны быть признаны типогенными. Отчетливы единые принципы планировки, моделирующей оптимальные жизненнее ситуации. С точки зренгя особенностей семейного уклада, системы социальных отношений и, в конечном счете, структурных компонентов этикета они информатиРнФ. В качестве конкретных примеров можно привести реализагг.то о б н чая избегания, выраженного в Отдаленности супружеских комнат или гостеприимства^в автономности кунацкой, размешенной у ворот. Центральное место хадзара в общем комплексе построек соответствует принципу почетности центра, середины. Последнее выражено в этикетной проксемике вертикальной структуры башенного жилища, подчиненного тем же принципам сегрегативности с выделением верхней,. средней и нижней пространственных единиц.
Хадзар -.это однокамерное помещение, коммуникативный центр семейной общины, управляемый старшим членом старшего поколения агнатов, и если допустима вариативность его га?мерой, категорически инвариантны иные организационные начала. Происходящее здесь носит подчеркнуто зрелищный характер. Обсеше г< хадзаре есть концентрированность выразительных форм ^тикетл » сс^окупности функций и конструкций предметов обстановки. Стгогчя регламентированность в .этом сшсле объясняется сдороличнзсть» пре£. .етов, их конкретной птико-смысловой ^аполненнсстт.
Хадзар можно рассматривать как пространство, структурированное сочетанием "сфер влияния", зон предметов, наделенных помимо инструментальной функции, функцией границы. Экстраконструктивное содержание имеют предметы-локативы, важнейшим из которых явдя-ется очаг, во многом корректирующий организацию пространства и непосредственно семейный этикет. Объектом пластических и вербальных формул является надочажная цепь. К предметам-определителям относятся также, фынг - низкий треногий столик, столб, придерживающий потолочную балку, кресло главы семейства..
Разработанное горизонтальное пространство хадзара делится на внутреннее и внешнее, мужское и женское, сакральное и профани-ческое с соответствующей стилистикой поведения, что со всей очевидность» проявляется на мужской половине, где царит строгая иерархия?
Система соподчинения символизируется не только посредством оппозиционного ряда "лево-право", "ближе-дальше" и т.д., но и непосредственно отведенной мебелью. Ближе к выходу располагались наименее комфортные сидении - треногие табуретки, предполагающие пластическую скованность, т.е. не сидение, а лишь присаживание (в источниках зафиксировано полусидячее положение) в присутствии более почетных членов семьи. Поскольку народная этика определяет место мужчины вне хадзара, а сферой - общественную деятельность, мебель исключает комфортность для всех (описаны узкие стулья) кроме самых старших, которым приличествуют полукруглые кресла со спинками.
Изучение многочисленных тегламентаций убранства хадзара свидетельствует, что они являются строгим кодированием членов семь;! по полу и возрасту. Будучи материальные воплощением отмеченных этических категорий, хадзэ.рная прокоемика со своей стороны, способствовала их закреплению и трансляции.
Соп.дпжатяльная сторона, о^яепечираютлая стабильность хадзар-ной лроксемики, отражает не только знаковую специфику организации црострадстпа, но и многие аспекты традиционного образа жизни, этических устоев семейного уклада. Жесткие рамки поведенческих
норм, означенных традиционной этикой внутрисемейного круга, не могли не запечатлиться в характере планировки хадзара таким' образом, что признаки - определители подтверждают строгую иерархию семьи, авторитарность, главенство старшего. Среди лсех более или менее комфортных мест в хадзаре, идентифицируемых визуально как места старших, глава семьи занимает наиболее почетное, ввделяемое, как отделкой (резьбой, конфигурацией), так и проксемически (в центре, если у очага,' либо в центр мест для старших).
• Старшему,, главе семьи (хистар или хадзары хипау) и актуализируемым им поведенческим циклам посэяшен третий параграф. Почтительное отношение к хистару и безусловное ему подчинение з осетинском традиционном обществе выступает в качестве этического идеала, играющего решающую роль в формировании социального поведения.
Общение всех членов семьи с хистаром стереотипизируется в соответствии со стртгими регламентациями патриархальной этики независимо от степени родственной близости. Поведение регламентировано не только в отношении его самого, но и членов семьи в отношении друг друга в его присутствии. Молодежи, как и ж^ззшам, предписывалось молчание, в ситуации крайней необходимости переговоры велись шёпотом. Господство старшего особо ярко проявляется во время ббеда (приема пищи), совершавшегося им преиму-иественно в одиночестве, или раньте и на'виду у домочадцев, отбывающих при этом своеобразную повинность присутствия.
Хистар исполняет судейские, казначейские, жреческие, административные функции с соответственными поведенческими особенностями. Набор этикетных предписаний, обеспечивающих деятельность хистара, его взаимоотношения с семьей, фиксирует его главенствующее положение. По характеру поведенческих регламентации, соблюдаемых в отношении хистара, можно заметить сущностную акцентировку принципа старшинства.. В. четвертом параграфе рассматривается система соподчинения на женской половине, организуемой вокруг фигуры афсин (хозяйки, старшей женщины). Её место также является локативом, сегменти-
- а,-/
«
рукяшо жилое пространство половины и вырабатывающим общую стратегию поведения. Специфичность же системы соподчинения женщин заключается в том, что она обозначалась посредством распределения трудовых обязанностей, которое не исключало и строгих установок в проксемике. Выпечка считается наиболее престижным занятием, поэтому приспособления для нее находятся вблизи от почетного места афсин около кладовой; емкости для воды, носить которую является уделом младших, расположены у дверей и т.д. :
Взаимоотношения афсин и хистара большей частью не выходят за рамки норм, предписанных им в оплозипии, которую они реально представляют как члены семьи. Общий набор их высоких социальных полномочий способствовал бытованию сложных церемониальных форм• обращения к ним и в их присутствии. Высоким авторитетом этих двут\ центральньк фигур родственного коллектива предопределяется их исключительная роль в воспитании, рассматриваемом с позиции этикет; в следующем параграфе. _
Если этикет и предписывает какие-либо особи? поведенческие отношения мекду детьми и родителями, то при ^рассмотрении оказывается, что это лишь усугубление,' абсолютизирование отношений кежвоэрастных, работающих в пользу сегрегации членов семьи не по кровнородственным связям, а по поколениям. Отношения родителей и детей не выходят из круга норм, принятых в оппозициях "млад-шкй-старший", "цужчина-кеншина". Поведенческая же суть их, а -особенно избегания - что возведение в абсолют указанных норм, их наистрожайшее соблюдение, более-или менее смягченное в отношении .других представителей возрастных групп отца и матери.
В шестом параграфе рассматривается этикет в половозрастной структуре семьи. Особенностью его является вращение вокруг систем запретов - комплексов регламентации уайсад (избегание), наиболее наглядной системой которого является комплекс предписаний для снохи. Встречающиеся описания временного пребывания жениха в доме невесты поведенчески не расходятся с условиями пребывания молодой невестки в доме мужа.
Специфической особенностью супружеского избегания является поведенческое невьщеление супругов даже путем гипертрофирования его устоев. В целом женщина осуществляет поведенческую модель,
9". V
предписанную'младшим, вне зависимости от индивидуального хронологического возраста.
Возрастные группировки являлись основой семейного уклада. Вследствие этого, состоящий из ряда кодексов (афсарм, нымд) комплекс семейно-зтических принципов осетин, имел строгую половозрастную специфику. Существовала сложная система традиционно сложившегося церемониала, нормативных предписаний, осуществляемых каждой группой и ситустивно варьирующих так, .что каждый в одно.м липе выступал как объект и субъект системы соподчинения, в контексте которой и осуществлялось бытовое взаимодействие индивидов. Поведенчески усугубление зтикетных предписаний провоцировалось не только в присутствии старших, но и представителей младших возрастных групп.
Традиционный семейный этикет - это нормы социально-возрастных отношений, полностью нивелирующих близко-родственные, в чем и заключается его прагматический смысл - обеспечение длительного существования семейной обшины. Эта система кодирования преемственно реализуется и в условиях разделенной, индивидуальной семьи.
Во второй главе "Этикет нихаса (этикет внутриобшинных отношений) анализируются особенности зтике.та с учетом специфики традгФ одоиного общественного уклада осетин. Задачи более частного характера выделены в параграфы, в первом из которых рассматривается соотношение обычного права и этикета. Существенно, что нормы Обычного права учитывают степень родства в качестве критерия, регулирующего сословные, имущественно-правовые, брачные и другие отношения. .
Второй параграф посвяшен институту, формирующему обшестпенное мнение. Народное собрание нихас (фамильный, квартальный, о^иннны?, ущельннй) моделирует поведение, регламентирует многие стороны праздничной и повседневной жизни. Принцип организации и проведения нихасов на всех иерархических уровнях остается неизменным, можно говорить лишь об усугублении регламентация, отметив тождество набора оппозиций. Проксетка нихаса соответствует оЧли:: правилам, статус участников зафиксирован пространственным рчсчо-лечением в дистанционной соизмеримости с местом нихаси хнстагг (старшего нихаса).
Нихас - это коммуникативный центр осетинских обществ и если ' рассматривать этикет как своеобразное установление взаимных обязательств, отражающих санкции личности с позиций господствующих в обществе критериев статусности, то очевидно, что он основывается на принципах половозрастной сегрегации. Не вызывает сомнения репродуцирование хадэарного этикета на более высоком уровне социума. Межсословные отношения не прерывают эту схему, но включаются, переходят г неё во внешнем проявлении - высшему сословию отведен приоритет старшинства. Анализ поведенческих установок на нихасе дает основание полагать, что происходит не усовершенствование народного этикета в перерождении его в "аристократический", а лишь локализация по сословиям, что носит более ситуативный, нежели идеологический характер. •
Обстоятельство формирования феодальных отношений из патриархально -родо дых составило суть рассматриваемого в следующем парат-рафе специфического сословного этикета осетин, не характеризуемого протиЕОпоставимое.тью феодального и крестьянского. В отношении высших сословий в полном объеме соблюдаются символика и прерогативы старшинства, определяющего иерархические уровни поведения.
В четвертом параграфе -исследуется социо-культурная сущность гостеприимства, представленного как схематический рисунок всего объема общественного этикета. В ракурсе этого института последо-. ьательно анализируется соответствие единства поведенческих стилей алдаров и фарсаглагов содержанию сослог.ных структур, что выражается в опосредовании межсословного этикета формами возрастного приоритета. Этикетный цикл гостеприимства вбирает весь оппозиционный набор с проксгмике, актуализирует официозный застольный комплекс ро гсея его многокомпонентное™, "структурирует" обшину в возрастг нок функциональном соотношении, минимально подвергается сословным корректировку, реализуя наиболее архаичные элементы воинской
•17ИКЦ.
Ориентации на ценности воинского происхождения устойчивы в гарогоязрении, стилистике поведения и самом жизнеустройстве, актуа-. л^'.руемне ими нормы рассматриваются в пятом параграфе. Господство воинской идеологии запечатлено не только :в строгой иерархичности
всех социально-значимых действий как семейной, так и общественной сфер, но и во внешнем облике. Это касается не только вооружения, как символики дееспособности личности, но и особых пластических требований к осанке, посадке, походке и т.д.. Более же всего к системе воинских ориентация причастен всаднический цикп этикете, сохранявший наибольшую архаику. При встрече с женщиной,например, всадник должен не только остановиться и уступить дорогу, но и спешиться при этом, т.е. принятые нормы несколько стекены г отношении мужского поведения всадника.
Всадническая этика охватывает не только поведенческие шийг-н оппозиционного типа ("старший-младший", "конный-пеший", "мужчина-женщина" и т.д.), но и некоторые тактические особенности, способные послужить сигналом к поединку или предотвращению его, а также действия, символизирующие победу, лидерство и некоторые другие нормы, имеющие этическое содержательное наполнение.
Охота - компонент прежних военных походов-балцов и к началу XX в. сохранила их традиции. Например, если правилом парного похода является выход относительных ровесников, то присутствие группы младших (каст'арта) на основе функциальной возрастной сегрегативности - необходимое условие коллективной охоты.
В третьейглаве - "Этикетные нормы внутриобшинных обрядов и праздников" анализируются культурные явления, которые не целесообразно ограничивать семейной или общественной сферами. •ЗунтОдаонируя как контактные, организмы дву^; этих общностей, на обобщающем уровне они являются формами национальной коммуникации.
Важнейшим в ряду указанных событий является рассматриваемый . в первом параграфе традиционный праздник, концентрирующий и схематически отражавший ключевые позиции этикета в основных механизмах символической взаимодополняемости поколений в культовых действиях, маркировке этапов праздничного, в частности, • застольного общения, зрелищных мероприятиях, и т.д. Даже самый незначительный виток праздничного общения не остается вне сферы строгого этического нормирования. Женщины (только старшие) ведут праздненство с соблюдением схожих предписаний, но обособленно, составляя пассивный, социально не обозначенный компонент.
Реглам^нтированы условия и степень участия, определено функциональное предназначение, поведенческий стиль индивида на каждом этапе. Во всеобщем проявлении актуализирует эти комплексы не только праздник - куывд (ритуальный пир).
Во ятором параграфе исследуются, события, относимые к семейной обрядности. Учитывая структуру традиционного осетинского, общества, легко понять их общественный характер. Свадьбы, поминально-похоронные циклы, примирение кровников реализуют отношения между общественными структурными группами и устраиваются по общей схематике общественных событий. ...
Свадьба рассматривается не в конкретной последовательности, а разбивается на сукностные блоки: маркировка этапов, проксемика, родственный круг, соседский. Коммуникативные особенности и в й этом случае обоснованы выполнением конкретных социоролевых функций, где отношения половозрастные, преобладают над родственными й сословными.
В организации похорон народной этикой нормы Чзбщения стере-отипизированы более скрупулезно с сохранением половозрастного принципа в качестве определяющего. Общение обеспечивалось мужчинами и женщинами среднего и старшего возраста. Характерна наибольшая архаичность поминально-похоронных циклов - этикетное обособление женщин, их ведущая общественная значимость, высокий функциональный, статус. Это, пожалуй, единственная ситуация, нивелирующая степень мужской поведенческой значимости в событии общественного значения. В целом все звенья поминально-похоронного общения демонстрируют трансформаций родовых отношений на терри-ториально-обйинные, что выражается не только в организации поминок, но и в структурировании внецеремониальных связей - четкой локализацией женщин в.хадзаре, мужчин - во дворе, на улице, но непременно вне пределов дома. Символикой единства общины по типу родовой солидарности в предстоящей кровной мести являются оружейные 'залпы, если покойник - жертва убийства.
Принципы половозрастного деления, функциональной сегрегации совершенно очевидны в основах нравственно-этических воззрениях осетин на трудовые процессы, рассматриваемые в следующем
параграфе. Являясь занятием всеобшинным, сельскохозяйственный труд не снимал указанную дифференциацию по сути - земледельческий труд мужчин и женщин не был одновременным или, по крайней мере, совместным. Скоординированность деятельности выражается в любой занятости. Следует отметить сушес-твовагтяе комплекса этических представлений о престижности. Источники указывают на отсутствие торговли, как предмета трудовой занятости, а проецируя идеал молодого мужчины, не упоминают трудолюбия, утверждая лишь молодечество.
Этикет в общественной половозрастной структуре анализирузтся в-четвертом параграфе. Возрастная терминология - хистар (старший), амгар (ровесник), кастар (младший) - категориеобрааумщие понятия этикета. Они определяют иерархические уровни поведения не только в отношении старцев. Вся символика и прерогативы старшинства соблюдаются в общении с более старшим - первенство в мнении, рассаживании и т.д. Официозные отношения вокруг жекшины отличаются большей архаикой, этикет сохраняет начальные установки, кэ соответствующие реальной диспозиции в общественном устройстге. Т.о., в-основе социально-иерархической системы осетин, реализующей этикет, как семейный, так и общественный, лежит половозрастная стратификация с идентичным набором соционормативных полномочий для каждого коммуниканта. Отношения возрастных групп охватывают все стороны жизни обществу тесно связаны с культурой,-традиционными - институтами. -
В заключении содержатся основные выводы.
I. Традиционное коммуникативное поведение осетин семейного и общественного уровней строится в плоскости многочисленных нормативных предписаний, характеризующихся высокой степенью сигнификативное™ и глубокой архаикой.
Комплексная многосоставная система нравственно-этичА-ки-с категорий Осетин обозначается термином "агт-дау", либо его --"бивалентом "намыс", возводимым. В.II. Абаевым к персидскому погни5 (закон, честь, достоинство), ставшему обсека^казским и рас про-.--г ненному у армян, грузин, аварцев, кабардинце?, адыгейцев « тождественном смысловом.употреблении.
\;Г - •
Агьдау - намыс состоит из специфических, ситуативно привязанных циклов, отличающихся тщательней разработанностью и законченностью.
2. Наиболее совершенным пластом нормативной системы осетин являечеи регламентация возрастных отношений. Половозрастная специфика нравственно-этического комплекса фиксируется в системе соподчинения. Народные собрания, праздничное, в частности, застольное общение и некоторые другие ситуации отчетливо отражают высокий уровень солидарности возрастных групп, их санкции, групповое самосознание, символизм.
3- Этикет осетин не укреплял сословно-иерархическбго расслоения общества, его реальное наличие не нарушало нравственно-этических устоев традиционного уклада. Преобладание возрастной инсигкационности над титулатурой подтверждает факт структурирования', традиционного общения надсословным механизмом "хиста-риуаг? (старшинство).
Социально-возрастные стереотипы отли даются необычайной устойчивостью. Обшина, учитывая сословно-керархический статус семьи, и в этой иерархии строит отношения по Ейзраетному принципу, где роль старших отведена высшим сословиям, а роль младшего - удел низших. Сословная структура ''приспособлена" для поддержания отношений, порожденных возрастной приоритетностью. В этическом осмыслении даже сословная эксплуатация переорганизована в формы родственного подчинения старшим.
4. Содержание этикет" осетин, в основном, определяется функциональной сегрегацией по полу, четким обособлением каждой ¡-озрастной группы с определением внутреннего лидерства, юрис- • дикцией старейшин, установлением комплекса регламентация с ди}ферен;:г;рованкымк, но обязательными для всех принципами, формирующим поведенческую культуру. Все это и отчетливая иерархичность, проксемически и пластически вираженная во всех коумункзтирно значимых действиях отражают, особенности военно-дружинного быта с соответственной идеологией..
о
5. "Бинонты агъдау" - комплекс, регулирующий поведенческие основы семьи, -является системой категориеобразующих жизненных понятий в масштабах этноса. Патриархальность, будучи основным принципом существования большой осетинской семьи, характерна
и для общественных институтов. Судя по способам реализации общественного этикета, это целостная, полифункпиОнальная система, уходящая корнями в структуру патриархальной общины.
Правила сошо-культурной регуляиии общества нРсоздавались заново - происходил процесс репродуцирования внутрисемейного этикета на качественно ином уровне социума. В системе патриархально-родового уклада сформировался тип социального управления поведением.
6. Если рассматривать нормы этикета, бытующие на Кавказе, с точки зрения содержания, интенсивности и широты охвата ими социальных групп различных этносов, то следует признать, что они отражают не структуру раннего феодального общества (как это принято считать в кавказоведении), а имеют более древние истоки. Специфика так называемого рыцарского поведения, именуемого иногда аристократическим, восходит к всадническому циклу, который характеризуется поведенческими предприсаниями и символизмом, отвечающими реалиям воинского происхождения и в условиях Кавказа является, по-видимому, реликтом эпохи скифо-сарматского культурного единства, когда формировались основные контуры морз^ьно-нравственных ценностей и поведенческих 'стереотипов народов северскавказского региона.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. О регулятивных функциях некоторых осетинских обычаев / Краткое содержание докладов Среднеазиатско-Кавказских чтений -апрель 1987. Л., 1988. ■ С. 36-37.
2. Традиционный осетинский этикет внутрисемейных отношений / Краткое содержание докладов Среднеазиатско-Кавказских чтений -апрель 1988 : Л., 1989 С. 34-35.
о 3. Этикет в половозрастной структуре осетин./ Краткое содержание докладов Среднеазиатско-Кавказских чтений - май 1989 Л., 1990. С. 26-27. "
л. Этикет я "традиционной системе воспитания осетин / Мах. Дуг. ■ 1990 № в ■ С'. 117-120 (на осетинском языке).
5. Традиционный этикет в структуре межличностного общения, в пслиг.тничкой среде / Этнопсихдлингвистические аспекты рече-гопо оГ.щения: Тез. докл. научной конференции Самарканд, 1990
ч. Г! - С. Вб-88.
6. Традиционный этикет осетин / Национально-этнические аспекты согшатьного развития. Врллетень научных исследований , п памках российской программы "Народы России: возрождение и развитие". Владикавказ, 1992 С. 9-10.