автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиционный этикет в башкирской семье

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Баязитова, Розалия Рафкатовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Традиционный этикет в башкирской семье'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Баязитова, Розалия Рафкатовна

Введение.

Глава I. Природа этикета.

1.1. Этикет в этнографическом аспекте.

1.2. Истоки традиционного этикета башкир.

1.3. Этикет в системе стереотипизированных форм поведения.

Глава II. Внутрисемейные отношения в традиционной башкирской семье.

2.1. Взаимоотношения супругов.

2.2. Правила поведения молодоженов и их родителей.

2.3. Почитание старших у башкир.

2.4. Формирование этикета у детей.

Глава III. Внесемейные отношения.

3.1. Отношения между родственниками

3.2. Гостевой этикет.

Глава IV. Язык семейного этикета.

4.1. Речевой этикет.

4.2. Семантика поз, жестов, мимики, контактных прикосновений

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Баязитова, Розалия Рафкатовна

Актуальность темы исследования. Национальный фактор не теряет свою значимость в обществе: напротив, он порождает все новые проблемы, для решения которых целесообразно, на наш взгляд, обратиться к прошлому, чтобы понять причины ошибок, почерпнуть свежие идеи и, вернувшись к исходной точке, выйти на следующий виток спирали жизни. Изменения, затронувшие общественно-политические, экономические, социальные сферы, коснулись и культурных процессов, что в свою очередь привело к пересмотру общечеловеческих ценностей, идеалов, к поиску своего этнического «я».

Исследование, посвященное традиционному семейному этикету башкир, может внести определенный вклад в познание их культурных ценностей. Знание традиционной культуры поведения необходимо для гармоничного сосуществования людей разных социальных групп и национальностей, членов семьи и родственного коллектива, различающихся по возрасту и полу. Поскольку этикетные правила могут быть различными как в малых социальных группах, так и нациях, культурах, эта проблема актуальна для Российского государства, сплотившего множество культур, конфессий, этносов.

Будучи наиболее консервативным элементом общества, семья является хранительницей традиционной культуры, в частности, этикета, с которым приходится сталкиваться постоянно. В семье происходит становление личности человека, формируются идеалы, культура поведения, вырабатываются ценностные установки и жизненные ориентиры, то есть осуществляется воспроизводство этноса в прямом и переносном смысле. Вся жизнь башкир, как и других народов, пронизана неписаными житейскими правилами: как разговаривать с женой (мужем) при людях, в семье, как вести себя с родственниками жены (мужа), как воспитывать и разговаривать с детьми при старших, при посторонних, как вести себя дома, в гостях, как ухаживать за гостем, о чем вести беседу.

Изучение традиционного семейного этикета поможет выявить закономерности существования семейного коллектива, факторов, способствующих сохранению уникальных национальных черт, выяснить идеологическую нагрузку и глубинные корни отдельных правил поведения и общения, составить более полное представление о народе, его нравственно-эстетических воззрениях. В традиционном этикете зашифрована биологическая, социальная, историческая, философская, психологическая, а также объединяющая их все и в то же время стоящая как бы над ними этническая информация1, накоплен этический, эстетический и педагогический опыт народа, отражены природно-климатические и географические особенности местности. Будучи органической частью традиционной культуры, он обусловлен особенностями норм поведения родов и племен, составивших основу этноса, взаимовлиянием и взаимопроникновением культур, хозяйственно-бытовым укладом и, отчасти, официальной политикой, древними верованиями и религией.

Актуальность темы в какой-то степени определена и временем. Изменившиеся реалии жизни, взаимопроникновение культур вносят свои коррективы в традиционный этикет. Поэтому нельзя терять возможность фиксации сохранившихся правил поведения.

Проблема актуализируется также усиливающимся кризисом семьи: увеличиваются разводы, растут межпоколенные конфликты и число внебрачных детей. Знание особенностей традиционного семейного этикета сориентирует созданию, развитию и укреплению семьи, поможет изменить отношение к старшим и правильно воспитывать детей.

Степень изученности. Проблемы этикета привлекают внимание различных специалистов, в том числе, психологов, лингвистов, философов,

1 Жуковская ПЛ. Основы этикета // Категории и символика традиционной культ>ры монголов. М., 1988. С. 110 этнографов. Последние рассматривают этикет как один из этноразделительных признаков.

В отечественной науке общетеоретическим проблемам исследования традиционной культуры поведения посвящены труды С.А. Арутюнова, А.К. Байбурина, Б.Х. Бгажнокова, Ю.В. Бромлея, Ш.Д. Инал-Ипа, А.И. Першица, Я.С. Смирновой, С.А. Токарева1.

На богатом материале исследователями выполнены научные работы, посвященные этикету народов Передней, Южной и Юго-Восточной Азии .

Особенности культуры поведения народов бывшего СССР и некоторых зарубежных стран отражены в статьях, вошедших в сборники под редакцией о

А.К. Байбурина . Достаточно хорошо изучен общественный и семейный этикет у народов Кавказа4. Нормы поведения русского этноса описаны в трудах М.М.Громыко, Н.В. Лештаевой, H.JT. Пушкаревой, A.JT. Топоркова5. Этическим традициям хантов посвящена кандидатская диссертация М.А.

1 Арутюнов С. Обычай, ритуал, традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С. 97-99; его же. Пароды и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. 247 е.; Байбурин А. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура // Советская этнография. 1985. № 2. С. 36-46; его же. Некоторые вопросы этно!рафического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 7-21; его же. Об этнографическом изучении этикета // Этикет у народов Передней Азии. М., 1988. С. 12-37; Бгажноков Б. Коммуникативное поведение и культура (К определнию предмета этнографии общения) // Советская этнография. 1978. № 5. С. 3-17; его же. О значении этической позиции ученого в этнографическом исследовании // Советская этнография. 1979. № 1. С. 56-63; его же. Адыгский этикет. Пальчик, 1978. 160 е.; его же. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983. 232 е.; Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнография // Этнознаковые функции культуры. М., 1991. С. 5-22; Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984. 190 е.; Першиц А. Традиции и культурно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1981. № 4. С. 69-84; Першиц А., Смирнова Я. Геронтотимия - почитание старших // Природа. 1986. № 6. С. 88-95; Смирнова Я., Першиц А. Избегание: формационная оценка или «этнический нейтралитет»? // Советская этнография. 1978. № 6. С. 61-70; Токарев С.А. Этнография пародов СССР. Исторические основы быта и культуры. М., 1958.615 е.; его же. «Избегание» и «этикет» //Советская этнография. 1979. № 1. С. 68-75.

2 Этикет у народов Передней Азии: Сб.ст. М., 1988. 264 е.; Этикет у пародов Южной Азии: Сб.ст. СПб., 1999. 304 е.; Этикет у народов Юго-Восточной Азии: Сб. ст. СПб., 1999. 192 с.

3 Этнические стереотипы поведения: Сб. ст. Л., 1985. 325 е.; Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб. ст. СПб., 1991.320 с.

4 Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Пальчик, 1978. 159 е.; его же. Очерки этнографии общения адыгов. Пальчик, 1983. 229 е.; Берсанова З.Х. Чеченский этикет: феномен «нохчолла»: (Середина XIX — начало XX века): Дис. канд. ист. наук. М., 1999. 147 е.; Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми, 1984. 190 е.; Смирнова Я. Роли и статусы старших в абхазской семье (к проблеме героптофильных факторов долгожительства) // Советская этнография. 1982. №6. С. 40-51; её же. Трудовые роли и статусы женщины в традиционных обществах народов Кавказа // Этнографическое обозрение. 1997. № 4. С. 48-60; Хадикова А.Х. Традиционный этикет осетин: Дис. канд. ист. наук. СПб., 1992. 271 е.; Чеснов Я. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. С. 34-44; Чеснов Я.В. Мужское и женское начала в рождении ребенка по представлениям абхазо-адыгских народов // Этнические стереотипы мужского и женского поведения СПб., 1991. С. 132-158; его же. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении//Полевые исследования института этнографии. 1980-1981. М., 1984. С. 107-116.

5 Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. M., 1986. 278 е.; Лештаева Н.В. Внутрисемейные отношения русского сельского населения Казанского Поволжья (вторая половина XIX — начало XX вв.): Дис. канд. ист. наук. Казань, 1994. 205 е.; Пушкарева Н. Русская женщина в ссмьс и обществе Х-ХХ вв.: Этапы истории // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. С. 3-15; Топорков А.Л. Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 223-242.

Лапиной1, отдельные сведения по этикету алтайцев можно найти в книге Н.А. Тадиной, Е.М. Тощаковой2.

Традиционный этикет народов Урало-Поволжья освещен в контексте л работ, посвященных семейному быту, обрядам и обычаям .

По традиционному этикету башкирского народа имеется довольно ценный теоретический и фактический материал. Историографию проблемы по хронологическому принципу условно можно сгруппировать таким образом. Первую группу составляют труды ученых-исследователей XVIII — начала XX вв. П.С. Палласа, И.И. Лепехина, Н.М. Казанцева, В.М. Черемшанского, В.М. Флоринского, Шиле, П. Назарова, Б. Юлуева, П.Л. Юдина, Л. Бергхольц, Д.П. Никольского, С.И. Руденко.

Труды современных этнографов, изучающих материальную, духовную культуру, вопросы семьи и брака - Н.В. Бикбулатова, М.В. Мурзабулатова, А.З. Асфандиярова, С.Н. Шитовой, Ф.Ф. Фатыховой -отнесены ко второй группе. Кроме того, отдельные стороны традиционного этикета башкир на современном этапе рассмотрены в исследованиях различных специалистов, в частности, педагогов: К.Ш. Ахиярова, Ю.З. Кутлугильдиной, лингвистов: З.Г. Ураксина, Ф.Г. Хисамитдиновой, фольклористов: A.M. Сулейманова, С.А. Галина, Ф.А. Надыршиной, Р.А. Султангареевой, философов: Д.Ж. Валеева, З.Я. Рахматуллиной, З.Р. Валеевой.

Первые опыты по изучению и описанию этнических и культурных особенностей башкир были предприняты еще в XVIII в. Большинство работ этого периода, естественно, носит обзорный характер и содержит сведения по истории, географии, флоре и фауне, природных богатствах края. Исследуемая нами проблема рассматривается в общем контексте.

1 ЛапинаМ.А. Этические традиции хантов: Автореф. дис.каид.ист.наук. Новосибирск, 1997.18 с.

2 Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (XIX - XX вв.). Горно-Алтайск, 1995. 207 е.; Тощакова Е.М. Женщина в обществе и семье у современных алтайцев. Новосибирск, 1973. 58 с.

3 Ссылки на эти работы даются по ходу изложения текста.

В XVIII в. о некоторых особенностях поведения башкир в семье писали руководители академических экспедиций П.С. Паллас1 и И.И. Лепехин2. В их работах содержатся ценные сведения об обычае избегания у башкир, особенностях костюма замужних женщин, гостеприимстве.

В XIX в. появились ценные работы, содержащие сведения по этнографии башкир. Преподаватель Уфимской духовной семинарии В.М. Черемшанский в работе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях» довольно подробно описал быт оседлых и полукочевых башкир (пищу, жилища, одежду), затронув и проблему многоженства3. Одежда замужних женщин и отдельные невербальные средства общения отражены в работе Н.М. Казанцева4. В 1890 г. в «Оренбургских губернских ведомостях» П.Л. Юдин опубликовал бытовой очерк «Башкиры», в котором содержится материал об атрибутах этикета башкир, о некоторых нравственных их качествах, семейном воспитании5. В плане темы исследования ценны сведения, оставленные башкиром П. Назаровым в «Этнографическом обозрении», о гостевом этикете, обычае избегания и сорорате, положении женщины в семье, о воспитании6. В работе Льва фон Бергхольца, в течение шести лет изучавшего восточных башкир-катайцев Катайской волости Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, дана психологическая характеристика башкир, описан «застольный» этикет7. В 1899 г. была опубликована книга земского врача Екатеринбургского уезда Д.П. Никольского «Башкиры», в которой довольно подробно освещены такие аспекты традиционного этикета' башкир Пермской губернии как

1 Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч. II. Кн. 1. СПб., 1786. С.8, 9-10.

2 Леиехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. Ч. II. СПб., 1802. С. 33-34,56-57, 106-108, 151, 153.

3 Чсремшаиский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. С. 141-152, 153-156, 160.

4 Казанцев I I.M. Описание башкирцев. СПб., 1866. С. 25-39, 57.

5 Юдин П.Л. Башкиры (бытовой очерк) // Оренбургские губернские ведомости. Оренбург, 1890. № 34. С. 6; № 35. С. 4-5; № 36. С. 5-6

6 Назаров П. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. 1890. № I. С. 179, 184, 187-188, 190, 191.

7 Бергхольц JI. Горные бшпкиры-катайцы//Этнографическоеобозрение. 1893. №3. С. 75,78- 83. нравственная и физическая красота, взаимоотношения между супругами, гостеприимство, традиционное воспитание, атрибуты этикета1. Отдельные стороны интересующей нас темы были затронуты им ранее в работе «Из поездки к лесным башкирам» . Особенности поведения вдовы, претендентов на ее руку, свадебная обрядность описаны в статье выдающегося этнографа, члена-корреспондента АН СССР Д.К. Зеленина3, мечтавшего «о всестороннем и исчерпывающем исследовании родной ему Вятской губернии», к исследованиям которого, по мнению К.В. Чистова, мы обращаемся не только в тех случаях, когда нуждаемся в обобщенном им материале. Его важнейшие методические идеи весьма актуальны и до сих пор4.

Во второй половине XIX - начале XX вв. большой вклад в изучение этнографии башкир внес известный башкирский просветитель М. Уметбаев. В своих публикациях он не только описал традиционный быт башкир, но и призывал к просвещению, подчеркивая, что асаба-башкиру необходимо знать 5 три вещи: свое происхождение, расположение звезд, легенды и песни . Представляет интерес произведение ученого-энциклопедиста, просветителя и богослова-реформатора Р. Фахретдинова «Наставления», состоящее из трех книг — «Наставления для мальчиков», «Наставления для девочек», «Наставления для взрослых», где им изложены педагогические взгляды по умственному, нравственному, религиозному, физическому и трудовому воспитанию6.

В дореволюционных публикациях в определенной степени были заложены основы исследований по данной проблеме.

1 Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологичеекое исследование. СПб., 1899. С. 31-32, 65, 98-101,116-117, 124, 126, 141-143, 180,194.

2 Его же. Из поездки к лесным башкирам // Землеведение. 1895. кн. 4. С. 6, 8-10.

3 Зеленин Д. О левирате и некоторых других обычаях башкир Екатеринбургского уезда // Этнографическое обозрение. 1908. №3. С. 78-87.

4 Проблемы славянской этнографии (к 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д.К. Зеленина). Л., 1979. С. 4.

5 ©метбаев М. Йэдкэр. Шигыр^ар, публицисток я;малар, тэржемалэр, халык ижады ол гол эре, тарихи-этнографик я?малар. вфе, 1984.288 6.

6 Фэхретдинов Р. Нэсихэттэр / ТаржемосеИе haM Tojoycehe 9.F. Сэлихов. вфе, 2003. 104 б.

К 20-30-м гг. XX в. относится начало более или менее планомерного изучения этнографии башкир. В 1928 г. вышла брошюра «Башкирка»1, в которой автор несколько тенденциозно описал отдельные аспекты семейной жизни башкирских женщин в дореволюционное время. Несмотря на идеологическую подоплеку работы, из нее можно извлечь информацию об обычаях и традициях 20-х гг. прошлого столетия.

Работа С.И. Руденко «Башкиры (Быт башкир)» , вышедшая в 1925 г. и переизданная в 1955 г., является наиболее полным этнографическим исследованием, посвященным башкирам. Автор, опираясь на личные наблюдения, фольклор и труды предшественников, дает общее представление об их семейном быте и характере внутрисемейных отношений.

Начало целенаправленного изучения исторического прошлого башкирского народа приходится на 50-е гг. XX в. Под руководством Р.Г. Кузеева была создана группа этнографов, занимающихся исследованием этногенеза, этнической истории, материальной и духовной культуры башкирского этноса. Рассматриваемая нами проблема специально не изучалась, но некоторые моменты традиционного этикета освещались в трудах Р.Г. Кузеева3, Н.В. Бикбулатова4, М.В. Мурзабулатова5, А.З. Асфандиярова6. Это вопросы экзогамии и эндогамии, особенности брачно-семейной практики, многоженства, левирата и сорората, традиционная семейная обрядность, имущественно-правовое положение женщины, смена традиционной модели внутрисемейных отношений современной. В

1 Стана И.А. Башкирка. М.: Охрана материнства и младенчества. 1928, С. 11,18,22-23.

2 1>уденко С.И. Башкиры. Опыт этнолотческой монографии. Ч. И. Быт башкир. Л., 1925.330 е.; его же. Башкиры. Историко-этпографические очерки. М.-Л., 1955.394 с.

3 Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч. I. (родоплеменные организации башкир в XVII-XV111 вв.). Уфа, 1957; его же. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., 1974. 571 е.; его же. Историческая этиография башкирского народа. Уфа, 1978. 264 с.

4 Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа, 1969. 215 е.; его же. Башкирская система родства. M., 1981. 124 е.; Бикбулатов H.B., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. M., 1991. 189 с.

5 Мурзабулатов М.В. Повторный брак. Двести невыдуманных историй. Уфа, 1999.146 е.; его же. Брак и ссмья в Башкортостане. Уфа, 1999.167 е.; его же. Культура башкир. Уфа, 2000. 34 с.

6 Асфандияров А.З. Семья и брак у башкир в XVIII- первой половине XIX вв.: Учебное пособие. Уфа, 1989. 88 е.; его же. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.). Уфа, 1997. 104 с. монографии С.Н. Шитовой содержится ценный материал об атрибутах этикета1.

В кандидатских диссертациях, защищенных этнографами в последние годы, рассматривались такие аспекты традиционного этикета как повседневные, праздничные, обрядовые трапезы, прием и угощение гостя, положение женщины в семье2.

Историографический анализ обширного материала, накопленного в разное время русскими и башкирскими учеными-исследователями, показывает, что традиционный этикет, в частности семейный, привлекал внимание ученых различных направлений. Исследователи дореволюционного и советского времени затронули лишь отдельные аспекты этикета, поэтому данная проблема актуальна и нуждается в дальнейшем изучении.

Объектом исследования определен башкирский этнос.

Предметом изучения является башкирский семейный этикет как неотъемлемая часть традиционной культуры башкирского народа.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XVIII в. до 20-х гг. XX в. В XVIII в., как известно, появились первые работы, в которых затрагивались те или иные аспекты этнографии башкирского народа, а в 20-е гг. XX в. произошла серьезная ломка традиций, старых обычаев и началось формирование нового типа гражданина на основе новой идеологии. Материалы фольклора и письменные исторические сведения позволили сделать экскурс в прошлое, а полевой материал, расширяя границы исследования, вводит инновации наших дней.

Территориальные рамки. Полевой материал собирался среди башкир юго-восточной географической группы, включающей племена тамьян, бурзян, кыпсак, юрматы, тангаур, усерган, табын и катай. По современному административно-территориальному устройству - это Абзелиловский,

1 Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. 1-е изд. Уфа, 1995. 240 с.

2 Хабибуллина А.Р. Национальная башкирская пища: Авторсф. дис.канд.ист. наук. Уфа, 1999. 23 е.; Мигранова Э.В. Традиционная система питания башкир (на материалах юго-западных и юго-восточных районов Республики Башкортостан): Автореф. дис.канд.ист. наук. СПб., 2003.25 е.; Ибрагимова Ю.А. Башкирская женщина в ссмье и обществе в первой половине XIX в.: Автореф. дис.канд.ист. наук. Ижевск, 2004.25 с.

Баймакский, Белорецкий, Бурзянский, Зианчуринский, Зилаирский, Ишимбайский, Кугарчинский, Куюргазинский, Учалинский, Хайбуллинский сельские* районы Республики Башкортостан (см. приложения 2, 5).

По исследованиям члена-корреспондента РАН Р.Г. Кузеева, географические группы башкир формировались постепенно и в современных очертаниях сложились в XVII - XIX вв. Им присущи компактное расселение, своеобразие в культуре и быту, отражающие специфику этнической истории, условия природного окружения, особенности в разговорном языке, специфичность хозяйственно-культурных связей1. По его мнению, имеются два типа географических групп. В основе первого типа лежат древние родоплеменные объединения, ассимиляция которых не завершилась в силу определенных исторических причин, а второй - сформировался сравнительно недавно и под воздействием внешней этнической среды претерпел заметную трансформацию. Юго-восточные башкиры относятся к первому типу: у них в культуре, быту, языке до недавнего времени фиксировались «генетические» признаки, восходящие к племенам Центральной и Средней Азии. Кроме того, живя в непосредственной близости от Казахстана и Средней Азии, они продолжали поддерживать этнические связи с народами этих регионов, что в свою очередь питало и поддерживало степные, тюркские истоки их культуры2.

В юго-восточном Башкортостане дольше сохранялись полукочевые традиции. Последняя летовка у жителей д. Абдулкаримово и Татлыбаево (Баймакский район) была в 1919 г., д. Абзаково (Белорецкий район) - в 1920 г., д. Галиево и Рафиково (соответственно Баймакский и Хайбуллинский районы) - в 1921 г., д. 1-е Иткулово (Баймакский район) - в 1926 г., д. В отличие от сельской среды, где продолжают сохраняться традиционные нормы и ценности, городская культура полиэтничная, модернизированная.

1 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974. С. 91,105.

2 Там же. С. 92, 510.

Билалово и Кусеево (Баймакский район) - в 1929 г. и 1930 г., д. Исмакаево и Хамитово, Шигаево (Белорецкий район)-в 1928 г. и 1929 г.1

Первая Всероссийская перепись населения 2002 г. показала, что в этих районах преобладают башкиры. В Абзелиловском районе они составляли 88,0%, Баймакском - 87,7%, Белорецком - 62,9%, Бурзянском - 96,7%, Зианчуринском - 71,5%, Зилаирском - 55,7%, Ишимбайском - 71,6%, Кугарчинском - 56,4%, Куюргазинском - 43,1%, Учалинском - 83,7%, Хайбуллинском - 78,1 % их населения 2.

Таким образом, некоторая территориальная обособленность, относительно однородный этнический состав, следовательно, сохранность этнических черт и традиционного образа жизни обусловили выбор данных районов республики.

Целью исследования явилось историко-этнографическое изучение традиционного этикета башкирской семьи юго-восточных районов Республики Башкортостан. Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

- выявить истоки традиционного этикета башкир и попытаться определить его место в системе стереотипизированных форм поведения;

- рассмотреть взаимоотношения супругов, поколений в традиционной башкирской семье;

- описать внесемейные отношения в системе традиционного этикета;

- охарактеризовать специфику речевого поведения и невербальных компонентов общения.

Настоящее исследование выполнено с привлечением широкого круга неопубликованных и опубликованных источников. Основным из них послужил полевой материал, собранный автором по специально разработанному вопроснику (см. приложение 1), в вышеуказанных сельских районах республики. В ходе полевых исследований в 2000-2003 гг. накоплен

1 Шитова C.H. Скотоводство // Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002. С. 57,59-60.

2 Национальный состав населения Республики Башкортостан. Уфа, 2005. С. 10-12, 14-16, 18, 21, 22. значительный материал по основным блокам вопросника, позволяющий исследовать традиционный этикет. Из опубликованных источников ценный материал извлечен из башкирского фольклора: эпосов, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Широко привлекались также фактические материалы из трудов русских и башкирских писателей М.В.Авдеева, В. Зефирова, П.М. Кудряшева, X. Давлетшиной, М. Карима, Г. Хусаинова. Использовались отдельные предписания, содержащиеся в Коране и в другой мусульманской литературе.

Методологической основой явился комплексный подход, предполагающий анализ исторических, философских, этнографических работ, произведений литературы и фольклора. Методическим руководством при работе над темой послужили труды А.К. Байбурина, Б.Х. Бгажнокова и ряда других отечественных этнографов. Большую помощь при написании диссертации оказала статья А.К. Байбурина «Об этнографическом изучении этикета» из сборника «Этикет у народов Передней Азии» (1988), где в виде программы обозначен круг вопросов по изучению коммуникативного поведения этноса.

При разработке проблемы использовались традиционные методы полевых исследований - экспедиционный опрос и наблюдение, а также сравнительно-исторический анализ, которые позволили дать обобщающую характеристику системы внутрисемейных отношений башкирского народа.

Научная новизна работы заключается в том, что — это первое историко-этнографическое исследование, посвященное традиционному семейному этикету башкир. В ней предпринята попытка реконструировать этикетные нормы, принятые в башкирской семье, объяснить происхождение некоторых правил в контексте этнической истории башкирского народа. В науку вводится значительная информация, собранная автором в ходе полевых исследований в 2000-2003 гг.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования могут быть полезными при подготовке семитомной «Истории башкирского народа», запланированной к изданию в 2007 г., коллективной монографии «Башкиры Российской Федерации»; они, безусловно, будут использованы в обобщающих работах по истории, этнографии, культуре башкирского народа, в разработке спецкурсов по культуре Башкортостана.

Апробация исследования осуществлена на конгрессах и научно-практических конференциях: V Конгрессе этнографов и антропологов России (Омск, 2003), VI Конгрессе этнографов и антропологов России (Санкт-Петербург, 2005), Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы» (Стерлитамак, 2000), Всероссийской научной конференции «Урал-Алтай: через века в будущее» (Уфа, 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы изучения и преподавания филологических наук» (Стерлитамак, 1999), Региональных научных конференциях «Культура народов Башкортостана: история и современность» (Уфа, 2003), «Язык и литература в поликультурном пространстве» (Бирск, 2003).

Работа обсуждена в отделе этнографии и антропологии Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, на кафедре башкирской литературы и культуры Башкирского государственного педагогического университета и рекомендована к печати.

В структурно-композиционном плане диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, перечня использованных источников и литературы, приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиционный этикет в башкирской семье"

Заключение

Традиционный семейный этикет башкир является составной частью народной культуры. «Э^эп», идентичный с «этикет», представляет собой, с одной стороны, свод правил поведения, проистекающих из традиционных верований, обычаев, обрядов, бережно передаваемых из поколения в поколение и проявляющихся в поведении моральными качествами — с другой. В нем прослеживаются правила, характерные для тюркской среды и мусульманской культуры в целом. В различных этнических культурах этикет приобретает уникальные черты. Он обусловлен этнической историей народов, их взаимодействием и взаимовлиянием, особенностями социальной структуры общества, традиционным хозяйственным и жизненным укладом, экономическим, общественным и культурным развитием, а также природно-климатическими условиями.

Семья как первичная ячейка общества характеризуется совокупностью социально одобряемых норм, образцов поведения, регулирующих взаимоотношения между супругами, детьми, детьми и родителями, родственниками и свойственниками. Отношения в ней традиционно строятся с учетом биологических признаков (пол, возраст), брачного состояния (муж, жена), родственных и свойственных уз. Эти факторы учитываются в распределении места в пространстве и помещении, труда и пищи, касаются предписаний и запретов. У башкир вертикальное деление (по возрасту) в семье, следовательно, и в обществе было более значимым, чем горизонтальное (по полу). Это проявлялось в уважительном отношении к пожилым женщинам. Наряду с фактическим возрастом, на характер взаимоотношений влияло и позиционное старшинство. Оно прослеживается во взаимоотношениях родителей и детей, мужа и жены, между женами в полигамной семье, гостем и хозяином и т.д.

К созданию семьи и поддержанию в ней мира и согласия башкиры относились серьезно. Гармоничность семейных отношений у них достигалась традиционной взаимной ответственностью друг перед другом, а также перед членами родственного коллектива, покладистым поведением жены, нераспространенностью среди них пьянства. И не в последнюю очередь она закреплялась экономически, что, безусловно, проявлялось и в поведении.

Взаимоотношения между молодоженами и их родителями, старшими родственниками строились согласно обычаю избегания {«тартыныу», «оялыу», «Ивйлэшмэу»), представляющему собой комплекс запретов обоюдного характера. Основная его функция сводилась к упорядочению отношений между полами, укреплению социальной роли старших по возрасту, закреплению таких качеств, как скромность, стыдливость, сдержанность. Относительно свободные отношения складывались между супругами и их младшими родственниками.

Особым уважением в традиционной башкирской семье в силу их фактического и позиционного старшинства пользовались дедушки и бабушки. Универсальным механизмом, определяющим статус каждого в семье и обществе, была система родства.

Семья, как известно, фундамент общества и, естественно, она не может существовать изолированно от него. Ее члены постоянно вступают в определенные отношения с окружающими их людьми. Это могут быть родственники, определяемые наличием ближайших предков, свойственники, возникающие из брачного союза. У башкир встречались также и такие формы искусственного родства, как побратимство {«дуд яйау», «дуд булышыу»), названные подруги (сестры, братья) {«эхирэт булышыу, апай/йенде яИау, агай/кусты я hay»), усыновление, удочерение {«укел, яЬалма, киэмэтлек атай/эсэй»), молочное родство. Их взаимоотношения регулировались определенными правилами, выработанными народом.

Расширению связей семьи способствовал и институт гостеприимства. Хозяйственный и бытовой уклад, психологические особенности, общественное мнение, в известной степени и ландшафт обусловили генезис и бытование этого обычая. Наблюдались определенные особенности в процедуре приема гостя в зависимости от того званый или незваный (случайный), по степени знакомства, по частоте встреч.

Свою специфику имеет вербальное общение башкир. Речевой этикет, определяемый возрастом, полом, степенью знакомства, социальным положением, ситуацией и др., помимо коммуникативной, несет воспитательную, регулирующую, информативную нагрузку. Рассмотренные нами в диссертационном исследовании жесты и телодвижения, характерные для башкир, расширили представление о традиционном семейном этикете. Невербальные средства играют большую роль в оценке окружающими уровня культуры, воспитанности того или иного человека.

Изучение этикета ценно и для того, чтобы понять собственное этническое поведение, осознать, что все народы уникальны и, исходя из этого, избавить сознание от негативной оценки норм поведения других народов. Выявление типологических и генетических схождений с другими народами будет предпринято в дальнейших наших исследованиях.

Первый опыт целенаправленного изучения традиционного семейного этикета башкир позволяет высказать ряд пожеланий практического плана.

1. В структуре Академии наук Республики Башкортостан следовало бы создать отдел (группу) по изучению современной семьи в республике.

2. Разработать государственную (республиканскую) долгосрочную программу под условным названием «Семья» с тем, чтобы экономическими и культурными механизмами поднять авторитет семьи, ибо только в ней формируется культура внутрисемейных отношений, осознаются родственные связи, чувство ответственности перед родителями и близкими людьми.

Исходя из того, что традиционный семейный этикет народов является органической частью их культуры ввести его преподавание в средних и высших учебных заведениях.

В городах и районах республики возобновить деятельность советов аксакалов и организовать подобные советы из пожилых женщин. В средствах массовой информации республики активизировать пропаганду национальной поведенческой культуры, ограничить показ и печать материалов, культивирующих жестокость, насилие.

 

Список научной литературыБаязитова, Розалия Рафкатовна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Неопубликованные источники

2. Полевые записи автора 2000 г. Тетрадь № 1 Абзелиловский район

3. Полевые записи автора 2000-2003 гг. Тетрадь № 2 — Баймакский район ^ 3. Полевые записи автора 2000-2003 гг. Тетрадь № 3 Белорецкий район

4. Полевые записи автора 2001 г. Тетрадь № 4 Бурзянский район

5. Полевые записи автора 2001 г. Тетрадь № 5 Зианчуринский район

6. Полевые записи автора 2002 г. Тетрадь № 6 Зилаирский район

7. Полевые записи автора 2002 г. Тетрадь № 7 Ишимбайский район

8. Полевые записи автора 2002 г. Тетрадь № 8 Кугарчинский район

9. Полевые записи автора 2003 г. Тетрадь № 9 Куюргазинский районф 10. Полевые записи автора 2003 г. Тетрадь № 10 Учалинский район

10. Полевые записи автора 2003 г. Тетрадь № 11 Хайбуллинский район1. Опубликованные источники

11. Башкорт халык ижады. I т. Йола фольклоры. Эфе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 1995. 560 бит.

12. Башкорт халык ижады. II т. Риуэйэттэр, легендалар. вфе: Китап, 1997. 440 бит.у, 3. Башкорт халык ижады. Бэйеттэр. вфе: Башкортостан китапф нэшриэте, 1978. 398 бит.

13. Башкорт халык ижады. Мэкэлдэр Ьэм эйтемдэр. вфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1980. 470 бит.

14. Башкирские богатырские сказки. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1981. 336 с.

15. Башкирские предания и легенды / Сост. Ф. Надршина. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. 288 с.

16. Башкирское народное творчество. T.V. Бытовые сказки. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1990. 496 с.

17. Башкирское народное творчество. T.VII. Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1993. 464 с.

18. Башкирское народное творчество. Том I. Эпос. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. 544 с.

19. Коран / Перевод И.Ю. Крачковского. Ростов-на-Дону: ПФ «Фобос», МП «Актив», 1990. 443 с.1. Литература

20. Абдуллин А.Р. Культура и символ. Уфа: Гилем, 1999. 217 с.

21. Абылкасымов Б.Ш. О некоторых особенностях благопожеланий // Тюркология 88: Тезисы докладов и сообщений V Всесоюзной тюркологической конференции (7-9 сентября 1988 г.) Фрунзе: Илим, 1988. С. 423-424.

22. Агапкина Т., Топорков А. . И народное тело (Как оберегали невест от порчи, а мужиков от недорода) // Родина. 2001. № 1. С. 60-63.

23. Айтматов Ч. Белый пароход: Повесть; И дольше века.; Плаха: Романы. М.: Художественная литература, 1988. 703 с.

24. Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 317 с.

25. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учебное пособие. М.: Изд-во «ПРИОР», «Экспертное бюро», 1998.271 с.

26. Амирьянц И.А., Самир ат-Тайяр. Иракский этикет // Этикет у народов Передней Азии. М., 1988. С. 69-82.

27. Аргынбаев Х.А. О некоторых пережиточных формах брака у казахов // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1978. С. 94-105.

28. Аргынбаев Х.А. Семейно-брачные отношения // Казахи. Историко-этнографическое исследование. Алматы: Казахстан, 1995. С. 268-307.

29. Арутюнов С. Анализ и оценка избегания // Советская этнография. 1979. № 1.С. 53-56.

30. Арутюнов С. Обычай, ритуал, традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С. 97-99.

31. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 247 с.

32. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII первая половина XIX вв.). Уфа: Китап, 1997. 104 с.

33. Асфандияров А.З. Семья и брак у башкир в XVIII первой половине XIX вв.: Учебное пособие. Уфа, 1989. 88 с.

34. Ахияров К., Кашапова Л. Народные музыкально-эстетические традиции в воспитании детей // Ддкяр. 1999. № 1(7). С. 71-74.

35. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения / Башк.пед. ин-т. Уфа, 1996. 241 с.

36. Ачнабадзе Ю. «Прекрасный обычай гостеприимства.» // Советская этнография. 1985. № 4. С. 110-120.

37. Бабаев К.Р. Коммуникативное поведение евреев Бухары // Советская этнография. 1991. № 5. С. 86-94.

38. Бабаханова Л.Т. Ситуативные модели национальной культуры в речевом общении народов Востока // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х томах. Казань. Т. I. 1992. С. 28-31.

39. Бабенко В.Я., Гимаев Р.Н., Ковязин С.А. Семейные праздники и обряды марийцев Башкирской АССР / БНЦ УрО АН СССР. Уфа, 1990. 46 с.

40. Бабич И. Эволюция форм гостеприимства у кабардинцев (сер. XIX XX вв.) // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 23-34.

41. Баишев Ф.Н. Женский вопрос и проблемы воспитания во взглядах Ризы Фахретдинова // Культура Башкирии: история и современность: Сборник научных трудов. Уфа, 1993. С. 66-75.

42. Байбурин А. Этика и этикет народов Востока // Азия и Африка сегодня. 1986. №6. С. 56-59.

43. Байбурин А. Этнические аспекты изучения стереотипных форм поведения и традиционная культура//Советская этнография. 1985.2. С. 36-46.

44. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. 191 с.

45. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения: Сборник статей. Л.: Наука, 1985. С. 7-21.

46. Байбурин А.К. Об этнографическом изучении этикета // Этикет у народов Передней Азии: Сборник статей АН СССР. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С. 12-37.

47. Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры // Знаковые функции культуры. М.: Наука, 1991. С. 23-42.

48. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре / РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб.: Наука, 1993. 240 с.

49. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990. 166 с.

50. Байымов Р. Сыбар шоцкар. Тарихи-документаль роман. 0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 1997. 576 бит.

51. Баскаков Н. Пережитки табу и тотемизма в языках народов Алтая // Советская тюркология. 1975. № 2. С. 3-8.

52. Батнасан Г. Как монголы сидят в юрте // Смена. 1978. № 5. С. 29.

53. Башкорт теленец Ьузлеге: ике томда. I т. А-М. М.: Русский язык. 1993. 861 бит.

54. Башкорт теленец Ьузлеге: ике томда. II т. Н-Я. М.: Русский язык. 1993. 812 бит.

55. Башкирия в русской литературе. Т. I. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. 512 с.

56. Башкирия в русской литературе. Т. II. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990. 432 с.

57. Башкирский язык для начинающих: Учебное пособие / Ф.Г. Хисамитдинова, З.Я. Шарипова, В.И. Хажин. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1991. 144 с.

58. Башкирско-русский словарь: 32000 слов / Российская академия наук. УНЦ АН РБ / Под ред. З.Г. Ураксина. М.: Дигора, Рус. яз., 1996. 884 с.

59. Башкиры: Этническая история и традиционная культура / Под общ. ред. P.M. Юсупова. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. 248 с.

60. Бгажноков Б. Коммуникативное поведение и культура (К определению предмета этнографии общения) // Советская этнография. 1978. № 5. С. 3-17.

61. Бгажноков Б. О значении этической позиции ученого в этнографическом исследовании // Советская этнография. 1979. № 1. С. 56-63.

62. Бгажноков Б. Организация пространства и этикет // Советская этнография. 1983. № 4. С. 37-50.

63. Бгажноков Б. Традиционное и новое в застольном этикете адыгских народов // Советская этнография. 1987. № 2. С. 89-100.

64. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. 160 с.

65. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.232 с.

66. Бгажноков Б.Х. Психология и техника коммуникативного поведения адыгов // Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М.: Наука, 1982. С. 47-75.

67. Бгажноков Б.Х. Старшинство в социальной организации адыгских народов // Этнографическое обозрение. 2002. № 4. С. 14-24.

68. Беляева Н.Ф. Дореволюционный быт мордовской крестьянской семьи Заволжья // Бытовая культура мордвы / Отв. ред. Н.Ф. Мокшин. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989. С. 20-34.

69. Бергхольц JI. Горные башкиры-катайцы // Этнографическое обозрение. 1893. №3. С. 74-84.

70. Берсанова З.Х-А. Чеченский этикет: феномен «нохчолла»: (Середина XIX -начало XX века): Дис.канд. ист. наук. М., 1999. 147 с.

71. Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. М.: Наука, 1981. 124 с.

72. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1969.215 с.

73. Бикбулатов Н.В. Башкиры // Семейный быт народов СССР. М.: Наука, 1990. С. 199-211.

74. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX XX вв. М.: Наука, 1991. 189 с.

75. Боташев М. Побратимство у карачаевцев // Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 108-125.

76. Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнография // Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991. С. 5-22.

77. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. М.: Высшая школа, 1967. 376 с.

78. Бутанаев В Л. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996. 224 с.

79. Быстров И.С., Григорьева Н.В., Станкевич Н.В. Вьетнамский этикет // Этикет у народов Юго-Восточной Азии. СПб., 1999. С. 109-131.

80. Бытовая культура мордвы / Отв. ред. Н.Ф. Мокшин. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1989. 144 с.

81. Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. 174 с.

82. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Основные тенденции развития. Уфа: Китап, 2001. 352 с.

83. Валеев Д.Ж. История нравственного сознания башкирского народа: Учебное пособие / Башкирский гос. ун-т. Уфа, 1984. 85 с.

84. Валеев Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана: Учебное пособие для вузов / Башкирский гос. ун-т. Уфа, 1994. 223 с.

85. Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. 256 с.

86. Валеева З.Р. Место этноэтикета в механизме нравственного регулирования общения (опыт социально-философского осмысления): Дис.канд. филос. наук. Уфа, 2000. 167 с.

87. Васильев JT.C. Этика и ритуал в трактате «ли цзи» // Этика и ритуал в традиционном Китае: Сборник статей. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С. 173-201.

88. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.: Издательство МГУ, 1992. 115 с.

89. Волченко Л.Б. Культура поведения, этикет, мораль. М.: Знание, 1982. 64 с.

90. Галин С.А. Башкирский мифологический эпос: Учебное пособие / Башкирский институт развития образования. Уфа: Издательство БИРО, 1999. 103 с.

91. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов: Издательство Саратовского ун-та, 1978. 112 с.

92. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в / Отв. ред. В.А. Александров, В.К. Соколова. М.: Наука, 1986. 274 с.

93. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Сост. и общ. ред. А.И. Куркчи. М.: Институт ДИ ДИК, 1997. 640 с.

94. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарика, 1998. 472 с.

95. Давлетшина X. Айбика: Повесть / Пер. с башкирского Р. Ахмедова. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. 88 с.

96. Давлетшина X. Иргиз: Роман / Пер. с башкирского В. Василевского. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. 440 с.

97. Добродомов И. Этика и этикет // Русская речь. 1988. № 4. С. 127-130.

98. Думанов X., Смирнова Я. Старые и новые трактовки некоторых брачно-семейных обычаев народов Кавказа // Этнографическое обозрение. 1999. №4. С. 18-27.

99. Егорова А. Элементы полового символизма в традиционной культуре якутов // Этнографическое обозрение. 1996. № 4. С. 45-51.

100. Жуковская H.J1. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. 196 с.

101. Жуковская H.J1. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: Учебное пособие. М.: Восточная литература, 2002. 247 с.

102. Зеленин Д. О левирате и некоторых других обычаях башкир Екатеринбургского уезда // Этнографическое обозрение. 1908. № 3. С.78-87.

103. Зельнов И., Крюков М.В. Введение // Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М.: Наука, 1988. С. 5-20.

104. Золотарев J1.A. Супружеские измены, их значение и причины. Популярно-научный очерк. М., 1895. 62 с.

105. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 160 с.

106. Ибрагимова Ю.А. Башкирская женщина в семье и обществе в первой половине XIX в.: Автореф. дис.канд.ист.наук. Ижевск, 2004. 25 с.

107. Иванова Е.В. Тайский этикет // Этикет у народов Юго-Восточной Азии. СПб., 1999. С. 42-108.

108. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб, 1850. 258 с.

109. Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми: Алашара, 1984. 190 с.

110. Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983. 159 с.

111. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века / Отв. ред. Х.Ф. Усманов. Уфа: Китап, 1996. 520 с.

112. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. JL: Издательство Ленинградского университета, 1991. 168 с.

113. Кубэлэктэр haknaFaH мира? //Ватандаш. 2002. № 6. 161-165-се битгэр.

114. Казанцев Н.М. Описание Башкирцев. СПб.: Типография Товарищества «Общественная Польза», 1866. 97 с.

115. Карим М. Долгое-долгое детство: Повесть / Пер. с башк. И. Каримова. М.: Детская литература, 1989. 240 с.

116. Киекбаева З.Д. Уважение к старшим // Нравственное воспитание детей в семье. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1983. С. 109-131.

117. Кинйэбулатова К.К. Иайланма эрэрзэр. Шигырзар, балладалар, поэмалар. бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1970. 304 бит.

118. Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л.: Наука, 1969. 240 с.

119. Книга о благовоспитанности, одежде, приветствии, правилах поведения в пути. Казань: издательство «Дом печати», 2002. 56 с.

120. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья: Учебное пособие. М.: Издательство Моск. университета, 1964. 175 с.

121. Кон И. Этнография детства // Советская этнография. 1981. № 5. С. 3-13.

122. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. 336 с.

123. Краснодембская Н.Г. Введение // Этикет у народов Южной Азии: Сборник статей. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. С. 6-18.

124. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. 128 с.

125. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1978. 264 с.

126. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. 4.1. (родо-племенные организации башкир в XVII-XVIII вв.). Уфа: Башкирское книжное издательство, 1957. 184 с.

127. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М.: Наука, 1974. 571 с.

128. Культ слова и речевой этикет башкир // История и культура Башкортостана. Хрестоматия / Под ред. Ф.Г. Хисамитдиновой. М.: АО МДС, 1997. С.383-385.

129. Культура Башкирии: история и современность: Сборник статей. Уфа, 1993.204 с.

130. Культура семейных отношений: Сборник статей. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Знание, 1985. 176 с.

131. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 256 с.

132. Кутлугильдина Ю.З. Башкирские народные традиции: Пособие по «Народной педагогике». Стерлитамак, 1991. 117 с.

133. Лапина М.А. Этические традиции хантов: Автореф. дис. канд. ист. наук. Новосибирск, 1997. 18 с.

134. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. Ч. II. СПб., 1802. 338 с.

135. Лештаева Н.В. Внутрисемейные отношения русского сельского населения Казанского Поволжья (вторая половина XIX начало XX вв.): Дис. канд. ист. наук. Казань, 1994. 205 с.

136. Лицын П. К вопросу о домашнем быте русского народа в XVI веке (по известиям иностранцев). Харьков: Типография «Печатное Дело», 1916. 23 с.

137. Магомедов А. Кодекс чести в традициях кавказских горцев // Педагогика. 1999. № 1. С. 56-59.

138. Маретина С.А. Свадебный этикет // Этикет у народов Южной Азии: Сборник статей. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. С. 36-50.

139. Марков Г. Обычай избегания и проблема «пережитков» // Советская этнография. 1979. № 1. С. 63-68.

140. Мать и дитя у народов Башкортостана: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 30 марта 2001 г. Уфа, 2001. 364 с.

141. Мигранова Э. Традиционный и гостевой застольный этикет башкир // Ватандаш. 2003. № 1. С. 84-93.

142. Мигранова Э.В. Традиционная система питания башкир (на материалах юго-западных и юго-восточных регионов Республики Башкортостан): Автореф. дис. канд.ист.наук. СПб., 2003. 25 с.

143. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. Т. I. А-К. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1991. 671 с.

144. Мокшин Н.Ф. Семейный и общественный уклад // Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М.: Наука, 2000. С. 383-395.

145. Мурзабулатов М.В. Брак и семья в Башкортостане. Уфа: Гилем, 1999. 167 с.

146. Мурзабулатов М.В. Культура башкир. Уфа: Гилем, 2000. 34 с.

147. Мурзабулатов М.В. Повторный брак. Двести невыдуманных историй. Уфа, 1999. 146 с.

148. Мурзабулатов М.В., Мурзаков P.M., Западный, северо-восточный, юго-восточный регионы Башкортостана: Учебное пособие. Уфа: Редакционно-издательский отдел Республиканского учебно-научного методического центра Госкомнауки РБ, 1999. 94 с.

149. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. М.: Наука, 1972. 248 с.

150. Мухамедьянов С.А. Образ смерти в зеркале народного сознания. Уфа: ТиД, 1998. 50 с.

151. Мухамедьянов С.А. Этнопедагогические очерки / Башк. гос. пед. ин-т. Уфа, 1998. 159 с.

152. Нэ^ершина Ф.А. Халык hy^e. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1983. 160 бит.

153. Назаров П. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. 1890. № 1.С. 169-192.

154. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты / Отв. ред. Н.Ф. Мокшин и др. М.: Наука, 2000. 579 с.

155. Нафиков 3.3. Социалистическая семья. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1974. 144 с.

156. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР / Отв. ред. Е.Ф. Тарасов. М.: Наука, 1982. 152 с.

157. Национально-культурная специфика речевого поведения. М.: Наука, 1977. 352 с.

158. Национальный состав населения Республики Башкортостан (по данным переписей населения 1979, 1989 и 2002 годов). Статистический бюллетень / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РБ. Уфа, 2005.23 с.

159. Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. Спб.: Типография П.П. Сойкина, 1899. 377 с.

160. Никольский Д.П. Из поездки к лесным башкирам // Землеведение. 1895. кн. 4. С. 1-18.

161. Нэпп М. Невербальное общение: (Мимика, жесты, движения, позы): Учебник / М. Нэпп, Д. Холл. 6-е междунар. изд. СПб.-М.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2004. 254 с.

162. Образцы башкирской разговорной речи / Ред. Н.Х. Максютова. 1-е изд. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. 224 с.

163. Овчинников В.В. Ветка сакуры. М.: Молодая гвардия, 1971. 224 с.

164. Овчинников В.В. Корни дуба // Роман-газета. 1987. № 4. С. 1-80.

165. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Ч. II. Кн. 1.СП6., 1786. 476 с.

166. Пап Ф. Этикет и язык // Русский язык в национальной школе. 1964. №1. С. 74-77.

167. Першиц А. Традиции и культурно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1981. № 4. С. 69-84.

168. Першиц А., Смирнова Я. Геронтотимия почитание старших // Природа. 1986. №5. С. 88-95.

169. Полевые исследования Института этнографии / Отв. ред. С.И. Вайнштейн. М.: Наука, 1984.257 с.

170. Почепцов Г.Г. Семиотика. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2002. 432 с.

171. Проблемы славянской этнографии (к 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д.К. Зеленина). Л.: Наука, 1979. 240 с.

172. Пушкарева Н. Русская женщина в семье и обществе X — XX вв.: Этапы истории // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. С. 3-15.

173. Рэхмэтуллина З.Й. Миллэт курке — э?эп. 0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 1998. 144 бит.

174. Рахимов А.З. Психология семьи. Уфа: БашГПУ, 1999. 132 с.

175. Рахимов Р. «Завеса тайны» (о традиционном женском затворничестве в Средней Азии) // Этнографическое обозрение. 2005. № 3. С. 4-19.

176. Рахматуллина 3. Башкирское гостеприимство как социокультурное явление // Вельские просторы. 2001. № 3(28). С. 152-158.

177. Рахматуллина 3. Экологическая константа нашей духовности // Вельские просторы. 2000. № 1. С. 175-185.

178. Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. Уфа: Гилем, 2004. 240 с.

179. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. M.-JL: Издательство академии наук СССР. 1955. 394 с.

180. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч. П. Быт башкир. Л., 1925.330 с.

181. Русско-башкирский словарь / Под.ред. Н.К. Дмитриева, К.З. Ахмерова, Т.Г. Баишева. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1948. 958 с.

182. Рыбаков С. Очерк быта и совеременного состояния инородцев Урала // Наблюдатель. 1895. № 7. С. 271-291; № 8. С. 294-309.

183. С.И. Руденко и башкиры / Отв.ред. P.M. Юсупов, М.В. Мурзабулатов. Уфа: Гилем, 1998. 190 с.

184. Селэймэнов Э.М. Башкорт халкыньщ им-том Ьэм ме^эти йола фолыслоры //Башкорт фольклоры: тикшеренеузэр Ьэм материалдар: Мэкэлэлэр йыйынтыгы. II сыгарылыш / РФА 0FY. 9фе, 1995. 38-81-се биттэр.

185. Сагатовский В.Н. Весы Фемиды и суд совести. Популярные очерки об этике и этикете. М.: Молодая гвардия, 1982. 206 с.

186. Садохин А.П. Этнология: Учебник. М.: Гардарики, 2002. 256 с.

187. Сафарова З.Р. Башкирское гостеприимство // Культура Башкирии: история и современность. Сб. науч. трудов. Уфа, 1993. С. 184-191.

188. Семейно-бытовая культура: Пособие для слушателей нар. ун-тов / Под ред. Д.И. Водзинского. Минск: Народная асвета, 1987. 255 с.

189. Семейный быт народов СССР. М.: Наука, 1990. 520 с.

190. Семенов Ю. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право // Этнографическое обозрение. 1997. №4. С. 3-23.

191. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М.: Мысль, 1974. 309 с.

192. Семенова А.Н. Духовность башкирского народа (к постановке проблемы) // Культура Башкирии: история и современность. Сборник научных трудов. Уфа, 1993. С. 119-141.

193. Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана: Сборник статей / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Отв. ред. Г.П. Снесарев. М.: Наука, 1978. 215 с.

194. Синицын А.Ю. Некоторые аспекты традиционного бирманского этикета // Этикет у народов Юго-Восточной Азии. СПб., 1999. С. 13-41.

195. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 430 с.

196. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. 1200 с.

197. Смирнов Ю.И. Язык, фольклор и культура // Язык культура - этнос / С.А. Арутюнов, А.Р. Багдасаров, В.Н. Белоусов и др. М.: Наука, 1994. С. 99-104.

198. Смирнова Я. Роли и статусы старших в абхазской семье (к проблеме геронтофильных факторов долгожительства) // Советская этнография. 1982. №6. С. 40-51.

199. Смирнова Я. Трудовые роли и статусы женщины в традиционных обществах народов Кавказа // Этнографическое обозрение. 1997. № 4. С. 48-60.

200. Смирнова Я., Першиц А. Избегание: формационная оценка или «этнический нейтралитет»? // Советская этнография. 1978. № 6. С. 61-70.

201. Соловьев Н. Семья в советском обществе: структура и функции // Культура семейных отношений: Сборник статей. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Знание, 1985. С. 3-21.

202. Стина И.А. Башкирка. М.: Охрана материнства и младенчества, 1928. 40 с.

203. Султангареева Р. А. Башкирский погребальный обряд в фольклорном сознании // Башкирский фольклор: исследования и материалы: Сборник статей. Вып. II. / УНЦ РАН. Уфа, 1995. С. 82-102.

204. Султангареева Р. Женская символика башкирских обрядовых норм — йола (фольклорно-философский аспект) // Вельские просторы. 2002. № 3.(40). С. 158-163.

205. Султангареева Р. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкир // Ватандаш. 2003. № 3. С. 38-43; № 4. С. 86-105; № 5. С. 61-69.

206. Султангареева Р. Эротическая символика в башкирском обрядовом фольклоре // Вельские просторы. 2001. № 3 (28). С. 143-151.

207. Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. 243 с.

208. Султанов Ф.Ф. Некоторые особенности коммуникативного поведения татар и башкир // Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М.: Наука, 1982. С. 101-111.

209. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат., 1976. 216 с.

210. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (XIX — XX вв.). Горно-Алтайск: Горно-Алтайское республиканское книжное издательство «Юч-Сюмер», 1995. 207 с.

211. Татары Среднего Поволжья и Приуралья / Отв. ред. Н.И. Воробьев, Г.М. Хисамутдинов. М.: Наука, 1967. 538 с.

212. Токарев С. «Избегание» и «этикет» // Советская этнография. 1979. № 1. С. 68-75.

213. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М.: Издательство Московского университета, 1958. 615 с.

214. Топорков A.JT. Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. JL: Наука, 1985. С. 223-242.

215. Топорков A.JT. Структура и функции сельского застольного этикета у восточных славян // Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991. С. 190-203.

216. Тощакова Е.М. Женщина в обществе и семье у современных алтайцев / Отв. ред. Л.П. Потапов. Новосибирск: Наука, 1973. 58 с.

217. Традиции башкирского народного искусства в современной одежде: Сборник статей. Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1988. 106 с.

218. Тюрбеев Г.Ц. Речевой этикет и язык жестов у монголов и калмыков // Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М.: Наука, 1982. С. 117-123.

219. Убушиева Б.Э., Есенова Т.С. Система вокативных терминов родства в современном калмыкском языке// Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х томах. Казань. Том I. 1992. С. 216-218.

220. Удмурты: историко-этнографические очерки / УИИЯЛ УрО РАН; Научн. ред. В.В. Пименов. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1993. 392 с.

221. Ураксин 3. Этнолингвистический аспект слова в башкирском языке // Ядкяр. 2000. № 1.С. 73-77.

222. Ураксин З.Г., Ураксин Ю.З. Русско-башкирский словарь. Уфа: Китап, 2002. 392 с.

223. Фатыхова Ф.Ф. Представления башкир о мире и человеке // Башкиры: Этническая история и традиционная культура / Под общ. ред. P.M. Юсупова. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. С. 210-218.

224. Фатыхова Ф.Ф. Социализация ребенка в традиционной башкирской семье // Мать и дитя у народов Башкортостана: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 30 марта 2001 г. Уфа, 2001. С. 187-192.

225. Федоров П.И. Голоса совести (Евразийские мотивы в книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство») // Аксаковский сборник. Вып. III. Уфа, 2001. С. 137-168.

226. Флоринский В. Башкирия и башкиры. Путевые заметки // Вестник Европы. Журнал истории, политики, литературы. СПб., 1874. Т. VI.C. 722-765.

227. Фольклор народов РСФСР. Современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие. Межвузовский научный сборник. Уфа: Издательство Башкирского ун-та, 1989. 136 с.

228. Фэхретдинов Р. Нэсихэттэр / ТэржемэсеЬе Ьэм Te^eycehe 9.F. Сэлихов. Эфе: Гилем, 2003.104 6.

229. Хесэйенов F. Хикмэтле тормош /парсалар, эцгэмэлэр, я?малар // Аги?ел. 1986. № 7. 6-68-се биггэр.

230. Хабибуллина А.Р. Национальная башкирская пища: Автореф. дис. канд. ист.наук. Уфа, 1999. 23 с.

231. Хадикова А.Х. Традиционный этикет осетин: Дис. канд. ист. наук. СПб., 1992.271 с.

232. Хисамитдинова Ф. Понятие «елеш» («доля») в башкирской мифологии // Ватандаш. 2003. № 1. С. 103-106 с.

233. Хисамитдинова Ф.Г. Башкирская семья: проблемы и пути их решения // Мать и дитя у народов Башкортостана: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 30 марта 2001 г. Уфа, 2001. С. 48-54.

234. Хисамитдинова Ф.Г., Сиразетдинов З.А. Русско-башкирский словарь-справочник названий населенных пунктов РБ. Уфа: Китап, 2001. 320 с.

235. Христолюбова JI.C. Народные знания // Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М.: Наука, 2000. С. 486-490.

236. Христолюбова Л.С. Семья и семейный быт // Удмурты: историко-этнографические очерки / УИИЯЛ УрО РАН; научный ред. В.В. Пименов. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1993 С. 186-208.

237. Цивьян Т.В. Мифологическое программирование повседневной жизни // Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. Л.: Наука, 1985. С. 154-178.

238. Цэрэнханд Г. Некоторые обычаи избегания у монголов // Советская этнография. 1991. №5. С. 111-115.

239. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.

240. Чеснов Я.В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. С. 34 -44.

241. Чеснов Я.В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования Института этнографии / Отв.ред. С.И. Вайнштейн. М.: Наука, 1984. С. 107-116.

242. Чеснов Я.В. Представления о человеческом теле в традиционной абхазской культуре // Новое в этнографии. Вып. I. М.: Наука, 1989. С. 103-109.

243. Чистов К. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры//Советская этнография. 1972. № 3. С. 73-85.

244. Шалхаков Д.Д. Семейно-брачные запреты и избегания у калмыков (XIX начало XX вв.) // Культура и быт калмыков (Этнографические исследования). Элиста, 1977. С. 72-79.

245. Шиле. Башкиры. Этнографический очерк // Природа и люди. Спб., 1879. №3. С. 1-16.

246. Шиле. Киргизы. Этнографический очерк // Природа и люди. Спб., 1879. №4. С. 1-58.

247. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. 1-е изд. Уфа: Китап, 1995. 240 с.

248. Шитова С.Н. Традиционные хозяйственные занятия // Башкиры: Этническая история и традиционная культура / Под общ. ред. P.M. Юсупова. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. С.45-88.

249. Шитова С.Н. Традиционные черты башкирского национального костюма и их использование в современной одежде // Традиции башкирского народного искусства в современной одежде: Сборник статей. Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1988. С. 17-25.

250. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике: Учебное пособие. М.: МИРОС, 1994. 136 с.

251. Щепанская Т. Мир и миф материнства. Санкт-Петербург, 1990-е годы. (Очерки женских традиций и фольклора) // Этнографическое обозрение. 1994. №5. С. 15-27.

252. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. М.: Политиздат, 1975. 240 с.

253. Этика и ритуал в традиционном Китае: Сборник статей. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 331 с.

254. Этикет у народов Передней Азии: Сборник статей. АН СССР. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Отв.ред. А.К. Байбурин, A.M. Решетов. М.: Наука, 1988. 264 с.

255. Этикет у народов Юго-Восточной Азии: Сборник статей / РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 192 с.

256. Этикет у народов Южной Азии: Сборник статей / РАН, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. 304 с.

257. Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сборник статей / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Отв. ред. А.К. Байбурин, И.С. Кон. СПб.: Наука, 1991. 320 с.

258. Этнические стереотипы поведения: Сборник статей / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Под ред. А.К. Байбурина. JI.: Наука, 1985.325 с.

259. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М.: Наука, 1988.225 с.

260. Этнография каракалпаков. XIX начало XX века (материалы исследования) / Отв. ред. Т.А. Жданко, С.К. Камалов. Ташкент: Издательство «Фан» Узбекской ССР, 1980. 206 с.

261. Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М.: Высшая школа, 1982. 320 с.

262. Этнознаковые функции культуры: Сборник статей / АН СССР Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1991. 223 с.

263. Юдин П.Л. Башкиры (бытовой очерк) // Оренбургские губернские ведомости. Оренбург, 1890. № 34. С. 6; № 35. С. 4-5; № 36. С. 5-6; № 37. С. 5-6.

264. Юлуев Б.М. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. 1892. №2-3. С. 216-223.

265. Юсупов P.M. Башкирское общество: внутренняя организация и структура // Башкиры: Этническая история и традиционная культура / Под общ. ред. P.M. Юсупова. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. С. 155-186.

266. Язык культура - этнос / С.А. Арутюнов, А.Р. Багдасаров, В.Н. Белоусов и др. М.: Наука, 1994. 233 с.

267. Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х томах. Казань, 1992. Т. I. 285 с.

268. Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. Уфа: Китап, 1993. 136 с.

269. Янбухтина А.Г. Национальный костюм в системе художественных ценностей народа и вопросы его изучения // Традиции башкирского народного искусства в современной одежде: Сб.ст. Уфа: БНЦ УрО АН СССР, 1988. С. 26-35.

270. Янгузин Р.З. Этнография башкир (история изучения). Уфа: Китап, 2002. 192 с.