автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Традиционный культурный ландшафт: структура, факторы формирования и развития

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Белокуров, Александр Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Барнаул
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Традиционный культурный ландшафт: структура, факторы формирования и развития'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционный культурный ландшафт: структура, факторы формирования и развития"

На правах рукописи

Белокуров Александр Александрович

Традиционный культурный ландшафт структура, факторы формирования и развития

Специальность 24 00 01 - теория и история культуры

Автореферат

диссертации на соискание >ченой степепи кандидата философских на> к

Барнаул 2007

003173541

Работа выполнена на кафедре политологии Алтайского государственного университета

Научный руководитель: доктор философских наук

профессор

Иванов Андрей Владимирович

Официальные оппоненты. доктор культурологии,

профессор

Гекман Лидия Павловна

кандидат философских наук, доцент

Бирюкова Марина Викторовна

Ведущая организация. Алтайский государственный технический

университет

Защита состоится 9 ноября 2007 г в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212 05 07 при Алтайском государственном университете по адресу 656049 г Варнауп пр Ленина 61

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Алтайского государственного университета

Автореферат разослан « <9 » октября 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор социологических наук доцент О Т Коростелева

Н'

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования

В настоящее время в широких научных и общественных кру!ах растет понимание причин глобального экологического кризиса связанного с сокращением возможностей экстенсивного развития человечества за счет неограниченного потребления ресурсов природной среды Вместе с тем ставка на популярную сейчас технико-технологическую стратегию разрешения противоречия в системе «человек - природа» не оправдала себя поскольку она не устраняет глубинных причин этого конфликта Л эти причины согласно мнению многих отечественных и зар>бежных философов, коренятся в выбранной человечеством ложной жизненной стратегии, когда ставка сделана на удовлетворение гипертрофированных материальных потребностей за счет потребностей духовных

Другой гранью общесистемного кризиса его причиной стал кризис культуры проявляющийся в почти религиозном культе техническою прогресса цивипизации в экспорте во все уголки пчанеты \инфицированной массовой к\льт\ры с одновременной утратой своеобразия локальных культур

Масштаб и гпубина кризиса современной техногенной цивилизации породит активный поиск научных основ выхода из создавшегося тупика, в первую очередь мировоззренческих В этой связи имеет большое эвристическое значение обращение к синтетическим концепциям развивающим системный целостный взгляд на мир позволяющим осознать глубокою связь человека не только со своей планетой, но и со всей Вселенной В русле этих концепций получает развитие и еще одно научное направление формируемое на междисциплинарном уровне - теория культурного ландшафта потенциал которой позволяет выработать конкретные шаги по гармонизации отношении человека и природы купътуры

) /

У

в ее духовном измерении и технической цивилизации опираясь на опыт наших предков, уходящий в глубины тысячелетий Особое значение фичософско-культурологические разработки теории ку 1ьтурного ландшафта имеют для таких уникальных биосферных и культурных регионов Земчи каким является Алтай

Степень разработанности проблемы В отечественной науке культурно-ландшафтная проблематика стала разрабатываться в рамках географических наук в ландшафтоведении В В Докучаевым, П П Семеновым-Тянь-Шанским Л С Бергом в экономической географии, в работах ДВ Богданова, ЮГ Саушкина. В Л Котечьникова. А Г Исаченко, В А Ф Н Милькова, В А Николаева Б Б Родомана В целом, дчя отечественной географии долгое время было характерно представление о культурном ландшафте как о всяком измененном природном ландшафте в резучьтате хозяйственной деятельности человека

На рубеже ХХ-ХХ1 веков благодаря процесс) г> манитаризации отечественной географии тема кучьтурного чандшафта стала сердцевиной исслечований в области культурной географии Здесь можно выделить инфорчационно-аксиологическии подход IO А Веченина. этноку льтурный ВII Калуцкова феноменологический В Л Каганского, системный MB Par) линой

К разработке методологических проблем теории культурного пандшафта в настоящее время подключились также философы и культурочош Здесь можно выделить работы МЮ Шишина где к исследованию проблемы кучьтурного ландшафта применяется ноосферный подход

Появилось большое количество пубчикаций освещающих роль искусства в организации ландшафта В этой связи стоит отметить работы Е А Скворцовой, С Н Соколова-Ремизова И И Шептуновой Д А Гусейновой

В зарубежной науке теория культурного ландшафта стала разрабатываться с 20-х готов XX века благодаря работам американского кулыургеографа К Зауэра Долгое время в американской культурной географии доминировал утилитарный подход, в рамках которого культурный ландшафт понимался как искусственно созданный человеком для обеспечения себя краткосрочными запасами продово 1ьствия жилищем одеждой развлечениями В современном англоязычном культурном ландшафтоведении преобладают феноменологическая и постмодернистская парадшмы Работы представителей феноменологического подхода Д Косгроу Д Голда. Д Джексона посвящены изучению смысловых значений культурного ландшафта, тогда как последователи постмодернистской линии Э Гросс Д Митчелл и др)гие интерпретируют к>пьт>рный ландшафт в качестве типгвисгической метафоры - текста, который дает беспристрастную информацию об его организаторах

Во Франции приоритетной темой культурной географии остается изучение диахронных закономерностей ландшафтообразования в культурно-историческом и социально-экономическом аспектах чго находит отражение в работах Ж Р Пита. Ж Бертрана Ж Ружери

Современное немецкое культурное ландшафтоведение представлено преимущественно гуманистической и постмодернистской тенденциями В исстедованияч Л Холышера У Май У Грабски-Кирона, Й Книлинга внимание главным образом уделяется культурно-региональным аспектам что позволяет понять купьтурно-ландшафшые особенности конкретного общества

Необходимо отметить что несмотря на многообразие концепций и ценных идей в науке в целом отсутствует интегративный взгляд на проблему культурною ландшафта Недостаточно уточнена также компонентная структура культурного ландшафта и не выработаны критерии оценки этих компонентов Кроме того ю сих пор крайне мало внимания уделяется философском) осмыслению перспектив применения теории культурною

ландшафта в решении актуальных экологических, социокультурных и экономических проблем современности Все это определило цель и задачи настоящею исследования

Объект исследования феномен кутьтурного тапдшафта Предмет исследования: культурный ландшафт, сформированный в рамках традиционной культуры и традиционного природопользования, как пример гармоничного взаимодействия человека и окружающей среды

Цель исследования- философское осмысление культурного ландшафта, выявление структурных, генетических и функциональных закономерностей существования традиционных культурных ландшафтов на примере Западной Монголии Задачи исследования

1 Определить философско-методопогические основания теории культурного ландшафта,

2 Выявить структурные компоненты культурного ландшафта обосновать критерии их вы целения,

3 Проанализировать антропоюгические факторы формирования и развития традиционного кутьтурного ландшафта

4 Определить ктючевые свойства традиционных купьтурнык ландшафтов показать их проявтения в культурном ландшафте Западной Монголии

5 Раскрыть особенности политического функционирования традиционного культурного ландшафта на примере Западной Монгопии

Теоретическая и методологическая база исследования В работе используются структурно-функциональный и структурно-генетический методы а также принципы диалектической методологии (принцип всестороннею рассмотрения предмета, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства противоположностей) Также в работе используются сравнительно-исторический метод и компаративистский подход позволяющие сравнивать различные концепции

культурных ландшафтов сформировавшиеся в русле различных культурных традиции Кроме того методотогически значимым является использование в диссертации метода вмюченною наблюдения когда автор в течение дв\\ лет имел возможность непосредственно изучать культуру и быт народов Западной Монголии

Важную роль I! формировании методолотческих установок автора сыграли идеи русской философов В С Соловьева, С Н Булгакова /7 Л Флоренского, Н О Лосского, евразийцев П Н Савицкого, Л П Карсавина а также ноосферный подход Ю А Веденина М Ю Шишина Это позволило простелить взаимодействие природных, кутьтурных антропологических компонентов культурного ландшафта

Научная новизна исследования:

1 Выявлены базовые категории без которых невозможно сформировать адекватное представление о сущности культурного тандшафта «хозяйство» «духовная к\ тьту ра», «антропологическая компонента кучьтурного ландшафта»

2 Обоснована ктючевая роль четовека как «созидателя» и хранителя культурного ландшафта Определены каналы влияния человека на культурный ландшафт и социокультурные механизмы актуализации творческого потенциала человека в традиционном культурном ландшафте

3 Дано целостное осмысление традиционного культурного ландшафта Западной Монголии с учетом выдвинутых концептуальных положений

4 Вскрыты культурные и антропологические факторы формирования и особенности функционирования культурного ландшафта Западной Монголии

5 Показана роль традиционных культурных ландшафтов в функционировании политической системы Монголии

Положения, выносимые на защиту

1 В отечественной и зарубежной философской и научной мысли понятие к>1ьт)рный ландшафт' прошло эвотюцию - от рассмотрения в качестве антропогенной территории до символического конструкта, присутствующею лишь в сознании индивида Наиболее перспективным философско-методологическим направлением разработки теории культурного ландшафта является ноосферный подход Ю А Веденина, а также идеи русской религиозной философии о софийной природе хозяйства и соборном единении людей в хозяйственном процессе

2 Одним из главных компонентов опосредующих взаимодействие человека с природой выступает хозяйство В культурном тандшафте рациональная .хозяйственная компонента соответствует ряд} критериев

- адаптированность к особенностям природной среды

- применение «неистощитечьных» способов приро'юпотьзовапия

- ориентированность на удовлетворение рациональных а не I ипертрофированных материальных потребностей человека

- следование аксиологическому императиву где хозяйство рассматривается как мироусгроительный процесс соединяющий человека и окружающий мир

3 Обращение к духовно-к\льт\рной составляющей традиционного ландшафта позволяет выявить его идеально-смысловую сторон) Средоточием высших духовных смыслов и ценностей ландшафта, значимых дтя людей являются святые/сакральные места, поэтом) монастыри церкви, святые горы рощи играют роль культурного каркаса той или иной территории

4 Основными признаками традиционного культурного ландшафта являются

1) Уникальность природного наследия, имеющего как большое экологическое так и духовно-эстетическое значение

2) Устойчивые традиционные виды хозяйства которые веками поддерживали экологический баланс. способствовали сохранению важнейших элементов традиционной культуры

3) Археологические памятники и «живые» формы культуры, обеспечивающие духовную связь этноса с месторазвитием Эти признаки в полной мере представлены в культурном ландшафте Западной Монголии

5 Значимой фигурой в традиционном культурном ландшафте Западной Монголии является сказитель Его роль состоит в мифопоэтическом развертывании образа культурного ландшафта и его укоренении в сознании носителей данной культурной традиции

6 Традиционный культурный ландшафт выполняет важные функции в политическом пространстве страны что проявляется в периодически совершаемых государственных жертвоприношениях в честь священных гор Западной Монголии

Теоретическое и практическое значение диссертации состоит в развитии теории культурного аандшафта и ее апробации на материале традиционного культурного ландшафта Западной Монголии Результаты работы могут быть применены при исследовании традиционных культурных ландшафтов других стран и регионов

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении университетских курсов но культурологии культурной географии, экологической культуре Отдельные идеи и рекомендации работы могут быть использованы при проведении региональной культурной политики в Алтайском регионе Апробация диссертационного исследования' Основные результаты диссертационного исследования были представлены на трех международных научно-практических конференциях

-«Евразийство теоретический потенциал и практические приложения» (Барнаул 2006),

- «Социокультурные ресурсы Алтайского региона» (Барнауп 2006),

- «Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий» (Барнаул 2007)

Структура работы

Диссертация состоит из введения двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы Текст исследования изложен на 150 страницах

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность избранной темы характеризуется степень ее разработанности определяются объект, предмет исследования цель и задачи формулируются теоретические и методологические основания работы

Первая глава «Анализ теоретических аспектов концепции культурного ландшафта» посвящена пробтемам построения теории кутьтурного ландшафта уточнению базовых понятий необходимых для цетостного анализа структуры культурного ландшафта

В первом параграфе «Основные концептуальные подходы к построению теории культурного ландшафта» рассматривается процесс становпения теории культурного ландшафта В отечественной географии понятие "культурный ландшафт", введенное Л С Бергом в начале в XX в первоначально испотьзовалось для разчинения антропогенно преобразованных и девственных природных ландшафтов Придерживаясь данной трактовки представители советской экономической гео! рафии делали акцент на хозяйственной функции культурного ландшафта

Новый период в изучении культурных ландшафтов приходится на коней 60-х - начало 70-х годов XX века, когда стали очевидными экологические последствия технократического подхода к преобразованию природной среды Для обозначения ландшафтов, измененных человеком,

ФН Мильковым был введен термин «антропогенный ландшафт» В этой связи в отечественной науке утвердилось представление о культурном ландшафте как о разновидности антропогенного в котором ведущими признаками является рациональное ведение хозяйства и культурное природопользование Сложилась парадигма в центре внимания которой были проблемы управления тандшафтом с цетью его оптимизации Представители данного направления (А Г Исаченко, В А Николаев Б Б Родоман) выдвигали два базовых критерия соответствия антропогенного ландшафта культурному высокая хозяйственная и экологическая ценность В дополнении к ним В А Николаев подчеркнул важность эстетической оценки кучьтурного ландшафта

Развитие гуманитарного направления в отечественном ландшафтоветении на рубеже XX - XXI веков позволило в значительной степени преодотеть редукционистскую методологию и подойти к целостному изучению кутьтурною ландшафта В этой связи выделяется информационно-аксиологический подход Ю А Веденина, М Е К>пешовой и др Культ\рный ландшафт определяется здесь как «природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека его социок}льтурной и хозяйственной деятельности и состоящий из характерных сочетаний природных и культурных компонентов находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности»'

Новое этнокультурное направление в из}чении культурною ландшафта реализует В Н Калуцков что явпяется крайне ценным, учитывая утрату историко-культурного наследия многих народов

Рассмотрение культ} рного ландшафта в зарубежных концепциях имеет свои особенности В этом отношении объектом критики является понимание культурного ландшафта, которое сложилось в американской экологической антропологии и культурной географии это поверхностный

1 Веденин Ю А Кулешова М Е Кутьт^рный ландшафт как категория нас.ледия//Кулыл,рный ландшафт как объект наследия -М СПб Дмитрий Буланин 2004 -С 16

взгляд на роль природного фактора в формировании культурного ландшафта, недооценка роли духовной культуры узкое представление о целях создания культурного ландшафта

Подводя итог параграфа, диссертант отмечает что понятие «культурный ландшафт» требуе1 серьезного уточнения как в плане его духовных и антропологических факторов формирования, так и с точки зрения его общей структуры, что возможно при философском осмыслении данной проблемы

Во втором параграфе «Место хозяйства в формировании культурного ландшафта» определяется место хозяйственного процесса в структуре культурного ландшафта Необходимость адаптировать хозяйственную деятельность к экологическим особенностям ландшафта получило в отечественной науке общее признание Большинство исследователей считают что выполнение культурным ландшафтом социально-экономической функции невозможно без постоянного поддержания его производственно-экологического потенциала В этой связи можно выделить ряд основополагающих экологических принципов ведения рационального хозяйства а) адаптированность к особенностям структуры природного ландшафта б) применение ресурсосберегающих технологий в) создание экологического (природного) каркаса и принципов зонирования геосистем ландшафта в целях максимального снижения негативного воздействия техногенных факторов

Однако развитие экологически-ориентированного хозяйства вряд ли возможно без осознания экономической наукой реальной ценности природных богатств Поставленный рядом современных отечественных и зарубежных экономистов вопрос об объективном учете места природы в современной экономике созвучен идеям российского мыслителя конца XIX в С А Подолинского о роли человеческого труда в накоплении и переработке энергии, а также выдвинутым А Н Тюрюкановым и В М Федоровым биосферным принципам хозяйствования В этой связи диссертант

соглашается с предложением М Ю Шишина считать установление баланса между энергией полученной и связанной в пандшафге и энергией извлеченной из данной территории одним из базовых критериев хозяйственной деятельности в культурном ландшафте

Весьма )вристично также разведение экономики и хозяйства у С Н Булгакова и П Н Савицкого Исходя из этого, можно вылепить несколько составтяющих подлинного хозяйствования в культурном ландшафте а) эстетическая составляющая по которой хозяйство ест ь творческий процесс раскрытия красоты сосречоточенной в природе б) экологическая состав тяющая - совокупность хозяйственных мероприятии по охране природных ландшафтов улучшению биоразнообразия, расширение сферы хозяйственного использования данных территорий в рекреационных и научных целях, в) этическая составтяюшая где характер и направленность хозяйственного воздействия зависит от нравственных императивов и ответственности

В третьем параграфе «Кулктурно-аксчологический компонент в культурном ландшафте» сдетана попытка раскрыть ряд системообразующих элементов кутьтуры в ландшафте Для этого поставлены следующие зачачи 1) доказать правомерность включения духовной культуры в качестве структурообразующего элемента культурного ландшафта 2) уточнить само понятие культуры, 3) сформулировать конкретные подходы, дающие основания для анализа ключевых свойств культурного ландшафта, путей его дальнейшей оптимизации

В начале параграфа затра! ивается старая проб тем а взаимоотношения природы и культуры, и приводятся точки зрения ряда отечественных философов и культурологов Н Л Бердяева, В Г Федотовой О В Гирусова убеждающих в мысли, что разные типы отношения к природе порождали соответствующие особенности освоения преобразования ландшафтов, а также их восприятия в частности в искусстве

Для глубокого понимания условий гармоничного сотворчества человека и природы представилось необходимым обратиться к аксиологической стропе кулыуры анализ) ее этических и эстетических координат Было высказано и доказано положение о значимости этической составляющей купьтуры при утверждении и восприятии святынь в культурном ландшафте, которые онтоло! ически связывают человека с определенным местом на данной территории Для раскрытия эстетического измерения культурного ландшафта автор обратился к принципам его организации существовавших в ряде доипдустриальных культур Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что творцы традиционных культур умели глубоко постигать красоту природы а также применять, воплощать свои эстетические ценности в художественно-творческой деятельности по созданию культурною ландшафта

Ценностный анализ культурного ландшафта хорошо коррелирует с выводами Д С Лихачева об экологии культуры где обращается внимание на необходимость бережного отношения к кутьтурной среде созданной трудом поколений проштых эпох для укрепчения нравственной связи человека с родным местом

В четвертом параграфе «Антропологические аспекты культурного ландшафта» поставлена проблема человека как главного фактора формирования культурного ландшафта В этой связи автор обратился к русской софиологической мысли в которой человек изначально мыслился онтологически неразрывным с Космосом нравственно ответственным за его судьбу Это позволило сформулировать ряд общих антропологических условий создания культурного ландшафта 1) принятие человеком нравственной позиции сопричастности ландшафту и понимание включенности своего труда в общий процесс материально-духовного преображения мира, 2) сознательное стремление к эстетическому преображению ландшафта 3) отказ чечовека от позиции эгоцентризма и

сознательное стремление к сотрудничеству сотворчеству с другими личностями

Для определения типа человека который бы соответствовал вышеуказанным условиям созидателя культурного ландшафта, была применена идея о «ноосферной личности» разрабатываемая представителями ноосферного учения в контексте проблемы построения повой гармоничной цивичизации Так, Н Н Моисеев видит главным критерием ноосферной чичности следование нравственному императиву

При подведении общих итогов параграфа отмечается следующее Во-первых, культурный ландшафт создается при устовии совершения внутреннего духовного усилия и преображения сознания человека, следующего высшим ценностным императивам бытия Во-вторых окружающая среда в которой мы живем также выступает средством воздействия на психоэмоциональное состояние человека поэтому культурный пандшафт можно в свою очередь рассматривать в роли важною фактора формирования внутреннего мира человека

Во второй главе - «Западная Монголия как пример культурного ландшафта» выдвинутые положения авторской концептуальной модели ку тьтурного ландшафта были апробированы при анализе конкретной природно-культурной территории

Первый параграф «Природный и хозяйственный потенциал культурного ландшафта Западной Монголии» посвящен рассмотрению природных условий формирования культурного ландшафта Западной Монголии а также характеристике традиционного хозяйственного комплекса как результата длительного взаимодействия человека и природы в данном регионе

В Западной Монголии отмечается большое разнообразие природных ландшафтов от высокогорных ландшафтов Монгольского Алтая и Хангайского нагорья до полупустынных и пустынных ландшафтов I обийского Алтая Котловины Бопьших озер Ученые высоко оценивают

природный потенциал данного peí иона, который нуждается в тщательной охране

Несмотря на суровые природные условия Западная Монголия на протяжении тысячелетий является ареной жизнедеятельности человека За это время здесь сложится специфический хозяйственный комплекс в основе которого тежит кочевое скотоводство В целом, было выделено два противоположных типа хозяйственной деятельности в культурном ландшафте Западной Монголии Первый тип представляет комплекс традиционных видов природопользования и состоит из пастбищного скотоводства, как основного вида и земледелия, в качестве вспомогательного а также сопутствующих им охоты и собирательства Этот тип хозяйствования можно назвать адаптивным и признать рациональным поскольку в этом случае на протяжении веков выполнялись три важнейшие и взаимосвязанные функции жизнеобеспечивающая, природосберегающая и культурообразуюшая Но на современном эгапе традиционные формы хозяйствования столкну чись с рядом проблем экологического и социально-экономического характера

Второй тип хозяйствования сложившийся относительно недавно представлен чаще всего ресурсодобывающими промышленными отраслями оказывающими iубитечьное воздействие как на природно-пандшафтные комплексы так и на здоровье человека Поэтому данный тип хозяйствования обозначен как иррациональный и неустойчивый

Для сохранения и оптимизации таких уникальных природно-кутьгурных регионов как Западная Монголия специалисты предлагают определенные модели устойчивого развития, основанные на принципе сбалансированности природной и хозяйственной составтяющих В этой связи была выдепена эколого-хозяйственная модель так называемых природно-хозяйственных парков горноалтайского ученого В П Орлова

Во втором параграфе «Духопная культура как системообразующий элемент в культурном ландшафте Западной Монголии» рассмотрены

традиционные элементы духовной культуры Западной Монголии определившие репрезентативные черты ее культурного ландшафта в данном регионе

Онлашаясь с мнением 10 Л Дробышева о высокой степени экологичности традиционной кучьтуры тюрко-монгольскич народов автор считает что одухотворение сит природы стало важнейшим способом адаптации традиционной культуры к ландшафту Западной Монголии наряду с традиционной хозяйственной системой Выделяется и фактор полиэтничности определивший наличие специфических языковых и культурных черт монгольских и тюркских этносов (особенности языка, диалекта одежды обрядность произведения фольклора священные места) Вместе с тем можно полагать что этнокультурные различия большинства народов весьма незначительны Целостность культурного пространства западномонгольских этносов основана на общей универсальной системе мировоззренческих установок идей и представлений а также религиозной и историко-культурной общности

Общим духовным стержнем бьпия в данном ландшафте для всех наротов живущих в Западной Монголии является сакральный образ «Родины» «родной земля» В этой связи были рассмотрены как природные так и культурные (рукотворные) знаки освоения пространства народами Западной Монголии в рамках концепта «Родины» Особенности духовно-культурного освоения ландшафта складывались в начале под влиянием ранних архаичных религиозных верований, где доминировали природные культы а затем принятого в XVI - XVII веках буддизма Главным маркером, сакральным центром в «родном» пространстве кочевника выступала самая высокая гора что подтверждается материалами мифопоэтики западных монголов топонимики обрядовой практики, сооружением в данных местах алтарей (обо) Кроме того одухотворялись реки, растения деревья, которые также маркировали родовое пространство

Контакт буддизма с архаическими народными культами кочевников породил кутьтурныи синкретизм Ламаизации подверглись сакральные места связанные с поклонением тандшафтным божествам родных кочевий что в частности, выразилось в распространении традиции почитания в Западной Монголии «тринадцати белоснежных вершин Алтая» («тринадцать алтайских обо») создании многочисленных монастырей централизации кучьта духов-хозяев природы появлении буддийских и тибетских топонимов

Из рукотворных, культурных элементов, выступающих непременными атрибутами материальной и духовной освоенности пространства кочевников Монголии, традиционно выделяется юрта Она предстает в качестве центра окультуренного пространства, вокруг которого концентрическими кругами располагается остальной мир

Буддизм привнес в культурный ландшафт Западной Мошопии новое архитектурное сооружение - ступу (монг «субурган») которое часто встречается перед входом монастырей, у подножья почитаемых вершин

В духовно-культурном освоении тандшафта Западной Мопготии отмечается особое значение буддийских монастырей традиционно выступавших средоточием религиозной и культурной жизни Автор рассматривает буддийские монастыри в Западной Монголии в качестве очаюв сохранения традиционного культурного наследия в том чисте и сохранения традиционной экологической культуры

В конце параграфа отмечается, что духовная культура может функционировать в культурном ландшафте, ести существуют персональные носители и трансляторы ее базовых ценностей

При антропологическом рассмотрении духовно-культурной сферы ландшафта Западной Монголии обнаруживается особая роль сказителя актуализирующего через сакральный текст основные духовные ценности своего народа любовь к своей земле верность духовным традициям почитание святынь

В третьем параграфе «Место культурного ландшафта Западной Монголии в культурной политике и политической культуре» перед автором встала двоякая задача Во-первых очертить контуры культурно-ландшафтной политики в современной Монголии Во-вторых дать оценку купьтурного ландшафта Западной Монголии как реального фактора политической культуры в данной стране

Так, в Монголии уделяется серьезное внимание экологической политике Доказательством этого является постоянное совершенствование правовой базы в сфере охраны окружающей среды создание сети особо охраняемых территорий (17 из них находятся в Западной Монголии), принятие ряда государственных экологических программ активное сотрудничество с международными организациями в сфере экологии

Приоритетными направлениями культурной попитики центральных и региональных властей можно признать также охрану культурного наследия памятников истории и культуры

Составной частью культурной политики в Монголии является поддержка традиционных религий в первую очередь буддизма, Например, возрождена традиция государственного ку тьта гор Статус общемонгольских святынь имеют нескопько вершин в Западной Монголии В регулярных церемониях их почитания обяза!ельно участвуют представители центральной и региональной политической эпиты

В заключении обобщаются результаты диссертационного исследования намечаются дальнейшие перспективы разработки указанной проблематики

По теме диссертационного исследования было опубликовано 5

работ

1 Шишин М Ю, Белокуров А А Духовные ценности экологическая культура. культурный ландшафт и формы рационального природопользования // Ползуновский вестник - Барнаул. 2006 №4-2 -(1/0 4 п л )

2 Белокуров А А Мировоззренческие основания культурного ландшафта Монголии // Иссчедование проблем формирования культурных ландшафтов в усчовиях антропогенной трансформации горных экосистем (на примере Алтае-Саянского экорегиона) (исп разд ) / Промежуточный отчет о НИР по федеральной НТП Гос per № 01 99 0008305 - Барнаул НИИ горного природопользования и урбанистики АлтГТУ - 2005 (1 п л )

3 Белокуров А А Значение идей евразийцев в исследовании культурных ландшафтов Западной Монголии // Евразийство теоретический потенциал и практические применения Материалы Третьей международной научно-практической конференции / под ред В Я Баркалова, А В Иванова - Барнаул Изд-во Алт ун-та. 2006 -(04 пт)

4 Бечокуров А А Культурный ландшафт как пример региональной и государственной экополитики (на примере государственного культа гор в современной Монголии) // Трансформация социально-экономического пространства и перспективы устойчивого развития России Материалы международной научной конференции - Барнаул 2006 - (0 3 п i)

5 Бечокуров А А Феномен онточогического центра в культурном ландшафте Западной Монголии // Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных терричорий сборник статей/ Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Алтайского края - Барнаул Изд-во АГАУ 2007 - (0 1 п ч )

Подписано к печати 04 10 07 Формат 60x84/16 Уел печ л I 0 Тираж !00экз Заказ №45

Типография Фонда «Аптай — 21 век» 656099 г Барнаул ул Матросова 120

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Белокуров, Александр Александрович

Введение.

Глава 1. Анализ теоретических аспектов концепции культурного ландшафта.

§ 1. Основные концептуальные подходы к построению теории культурного ландшафта.

§2. Место хозяйства в формировании культурного ландшафта.

§ 3. Культурно-аксиологический компонент в культурном ландшафте.

§ 4. Антропологические аспекты культурного ландшафта.

Глава II. Западная Монголия как пример культурного ландшафта.

§ 1. Природный и хозяйственный потенциал культурного ландшафта Западной Монголии.

§ 2. Духовная культура как системообразующий элемент в культурном ландшафте Западной Монголии.

§3. Место культурного ландшафта Западной Монголии в культурной политике и политической культуре.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по культурологии, Белокуров, Александр Александрович

Актуальность темы исследования. В настоящее время в широких научных и общественных кругах растет понимание причин глобального экологического кризиса, связанного с сокращением возможностей экстенсивного развития человечества за счет неограниченного потребления ресурсов природной среды. Вместе с тем, ставка на популярную сейчас технико-технологическую стратегию разрешения противоречия в системе «человек - природа» не оправдала себя, поскольку она не устраняет глубинных причин этого конфликта. А эти причины, согласно мнению многих отечественных и зарубежных философов, коренятся в выбранной человечеством ложной жизненной стратегии, когда ставка сделана на удовлетворение гипертрофированных материальных потребностей за счет потребностей духовных.

Другой гранью общесистемного кризиса, его причиной, стал кризис культуры, проявляющийся в почти религиозном культе технического прогресса цивилизации; в экспорте во все уголки планеты унифицированной массовой культуры с одновременной утратой своеобразия локальных культур.

Масштаб и глубина кризиса современной техногенной цивилизации породили активный поиск научных основ выхода из создавшегося тупика, в первую очередь, мировоззренческих. В этой связи имеет большое эвристическое значение обращение к синтетическим концепциям, развивающим системный, целостный взгляд на мир, позволяющим осознать глубокую связь человека не только со своей планетой, но и со всей Вселенной. В русле этих концепций получает развитие и еще одно научное направление, формируемое на междисциплинарном уровне - теория культурного ландшафта, потенциал которой позволяет выработать конкретные шаги по гармонизации отношений человека и природы, культуры в ее духовном измерении и технической цивилизации, опираясь на опыт наших предков, уходящий в глубины тысячелетий. Особое значение философско-культурологические разработки теории культурного ландшафта имеют для таких уникальных биосферных и культурных регионов Земли, каким является Алтай.

Степень разработанности проблемы. В отечественной науке культурно-ландшафтная проблематика стала разрабатываться в рамках географических наук: в ландшафтоведении В.В. Докучаевым, П.П. Семеновым-Тянь-Шанским, Л.С. Бергом; в экономической географии, в работах Д.В. Богданова, Ю.Г. Саушкина, В.Л. Котельникова, А.Г. Исаченко, Ф.Н. Милькова, В.А. Николаева, Б.Б. Родомана. В целом, для отечественной географии долгое время было характерно представление о культурном ландшафте как о всяком природном ландшафте, измененном в результате хозяйственной деятельности человека.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков, благодаря процессу гуманитаризации отечественной географии, тема культурного ландшафта стала сердцевиной исследований в области культурной географии. Здесь можно выделить информационно-аксиологический подход Ю.А. Веденина, этнокультурный В.Н. Калуцкова, феноменологический В.Л. Каганского, системный М.В. Рагулиной.

К разработке методологических проблем теории культурного ландшафта в настоящее время подключились также философы и культурологи. Здесь можно выделить работы М.Ю. Шишина, где к исследованию проблемы культурного ландшафта применяется ноосферный подход.

Появилось большое количество публикаций, освещающих роль искусства в организации ландшафта. В этой связи стоит отметить работы Е.А. Скворцовой, С.Н. Соколова-Ремизова, И.И. Шептуновой, Д.А. Гусейновой.

В зарубежной науке теория культурного ландшафта стала разрабатываться с 20-х годов XX века благодаря работам американского культургеографа К. Зауэра. Долгое время в американской культурной географии доминировал утилитарный подход, в рамках которого культурный ландшафт понимался как искусственно созданный человеком для обеспечения себя краткосрочными запасами продовольствия, жилищем, одеждой, развлечениями. В современном англоязычном культурном ландшафтоведении преобладают феноменологическая и постмодернистская парадигмы. Работы представителей феноменологического подхода Д. Косгроу, Д. Голда, Д. Джексона посвящены изучению смысловых значений культурного ландшафта, тогда как последователи постмодернистской линии Э. Гросс, Д.Митчелл и другие интерпретируют культурный ландшафт в качестве лингвистической метафоры - текста, который дает беспристрастную информацию о его организаторах.

Во Франции приоритетной темой культурной географии остается изучение диахронных закономерностей ландшафтообразования в культурно-историческом и социально-экономическом аспектах, что находит отражение в работах Ж.Р. Пита, Ж. Бертрана, Ж. Ружери.

Современное немецкое культурное ландшафтоведеиие представлено преимущественно гуманистической и постмодернистской тенденциями. В исследованиях Л. Хольцнера, У. Май, У. Грабски-Кирона, Й. Книлинга внимание главным образом уделяется культурно-региональным аспектам, что позволяет понять культурно-ландшафтные'особенности конкретного общества.

Необходимо отметить, что несмотря на многообразие концепций и ценных идей в науке в целом отсутствует интегративный взгляд на проблему культурного ландшафта. Недостаточно уточнена также компонентная структура культурного ландшафта, и не выработаны критерии оценки этих компонентов. Кроме того, до сих пор крайне мало внимания уделяется философскому осмыслению перспектив применения теории культурного ландшафта в решении актуальных экологических, социокультурных и экономических проблем современности. Все это определило цель и задачи настоящего исследования.

Объект исследования: феномен культурного ландшафта.

Предмет исследования: культурный ландшафт, сформированный в рамках традиционной культуры и традиционного природопользования, как пример гармоничного взаимодействия человека и окружающей среды.

Цель исследования: философское осмысление культурного ландшафта, выявление структурных, генетических и функциональных закономерностей существования традиционных культурных ландшафтов на примере Западной Монголии.

Задачи исследования:

1. определить философско-методологические основания теории культурного ландшафта;

2. выявить структурные компоненты культурного ландшафта, обосновать критерии их выделения;

3. проанализировать антропологические факторы формирования и развития традиционного культурного ландшафта;

4. определить ключевые свойства традиционных культурных ландшафтов, показать их проявления в культурном ландшафте Западной Монголии;

5. раскрыть особенности политического функционирования традиционного культурного ландшафта на примере Западной Монголии.

Теоретическая и методологическая база исследования: В работе используются: структурно-функциональный и структурно-генетический методы, а также принципы диалектической методологии (принцип всестороннего рассмотрения предмета, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства противоположностей). Также в работе используются сравнительно-исторический метод и компаративистский подход, позволяющие сравнивать различные концепции культурных ландшафтов, сформировавшиеся в русле различных культурных традиций. Кроме того, методологически значимым является использование в диссертации метода включенного наблюдения, когда автор в течение двух лет имел возможность непосредственно изучать культуру и быт народов Западной Монголии.

Важную роль в формировании методологических установок автора сыграли идеи русской философов: B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.О. Лосского; евразийцев П.Н. Савицкого, Л.П. Карсавина, а также ноосферный подход Ю.А. Веденина, М.Ю. Шишина. Это позволило проследить взаимодействие природных, культурных, антропологических компонентов культурного ландшафта.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены базовые категории, без которых невозможно сформировать адекватное представление о сущности культурного ландшафта: «хозяйство», «духовная культура», «антропологическая компонента культурного ландшафта».

2. Обоснована ключевая роль человека как «созидателя» и хранителя культурного ландшафта. Определены каналы влияния человека на культурный ландшафт и социокультурные механизмы актуализации творческого потенциала человека в традиционном культурном ландшафте.

3. Дано целостное осмысление традиционного культурного ландшафта Западной Монголии с учетом выдвинутых концептуальных положений.

4. Вскрыты культурные и антропологические факторы формирования и особенности функционирования культурного ландшафта Западной Монголии.

5. Показана роль традиционных культурных ландшафтов в функционировании политической системы Монголии.

Положения, выносимые на защиту:

1. В отечественной и зарубежной философской и научной мысли понятие "культурный ландшафт" прошло эволюцию - от рассмотрения в качестве антропогенной территории до символического конструкта, присутствующего лишь в сознании индивида. Наиболее перспективным философско-методологическим направлением разработки теории культурного ландшафта является ноосферный подход Ю.А. Веденина, а также идеи русской религиозной философии о софийной природе хозяйства и соборном единении людей в хозяйственном процессе.

2. Одним из главных компонентов, опосредующих взаимодействие человека с природой, выступает хозяйство. В культурном ландшафте рациональная хозяйственная компонента соответствует ряду критериев:

- адаптированность к особенностям природной среды;

- применение «неистощительных» способов природопользования;

- ориентированность на удовлетворение рациональных, а не гипертрофированных материальных потребностей человека;

- следование аксиологическому императиву, где хозяйство рассматривается как мироустроительный процесс, соединяющий человека и окружающий мир.

3. Обращение к духовно-культурной составляющей традиционного ландшафта позволяет выявить его идеально-смысловую сторону. Средоточием высших духовных смыслов и ценностей ландшафта, значимых для людей, являются святые/сакральные места, поэтому монастыри, церкви, святые горы, рощи играют роль культурного каркаса той или иной территории.

4. Основными признаками традиционного культурного ландшафта являются:

1) уникальность природного наследия, имеющего как большое экологическое, так и духовно-эстетическое значение;

2) устойчивые традиционные виды хозяйства, которые веками поддерживали экологический баланс, способствовали сохранению важнейших элементов традиционной культуры;

3) археологические памятники и «живые» формы культуры, обеспечивающие духовную связь этноса с месторазвитием. Эти признаки в полной мере представлены в культурном ландшафте Западной Монголии.

5. Значимой фигурой в традиционном культурном ландшафте Западной Монголии является сказитель. Его роль состоит в мифопоэтическом развертывании образа культурного ландшафта и укоренении этого образа в сознании носителей данной культурной традиции.

6. Традиционный культурный ландшафт выполняет важные функции в политическом пространстве страны, что проявляется в периодически совершаемых государственных жертвоприношениях в честь священных гор Западной Монголии.

Теоретическое и практическое значение диссертации состоит в развитии теории культурного ландшафта и ее апробации на материале традиционного культурного ландшафта Западной Монголии. Результаты работы могут быть применены при исследовании традиционных культурных ландшафтов других стран и регионов.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении университетских курсов по культурологии, культурной географии, экологической культуре. Отдельные идеи и рекомендации работы могут быть использованы при проведении региональной культурной политики в Алтайском регионе.

Апробация диссертационного исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на трех международных научно-практических конференциях:

- «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения» (Барнаул, 2006);

- «Социокультурные ресурсы Алтайского региона» (Барнаул, 2006);

- «Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий» (Барнаул, 2007).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиционный культурный ландшафт: структура, факторы формирования и развития"

Заключение

Подводя итоги диссертационного исследования, сформулируем следующие результаты:

1. Несмотря на то, что культурный ландшафт - достаточно «молодое» понятие в научной мысли, оно успело получить должное признание в качестве инструмента решения как ряда научно-теоретических задач в проблеме взаимодействия человека и природы, так и социально-практических. Последнее особенно актуально, учитывая масштаб и глубину охватившего мир системного кризиса. В связи с этим в разработке концепции культурного ландшафта участвуют не только представители географической науки, но и ряда гуманитарных: философии, культурологии. Широкие перспективы применения теории культурного ландшафта в сфере оптимизации, гармонизации отношений человека и природы, дальнейшей культурной эволюции человека, заставляют обратить самое пристальное внимание на проблему разработки компонентной структуры культурного ландшафта, а также критериев их включения в данную структуру, что часто и порождает оживленные дискуссии между географами, культурологами и философами. Можно полагать, что применение ряда естественнонаучных и гуманитарных подходов внесет определенную ясность в решение данного вопроса.

2. В центре нашего внимания оказалась наиболее дискуссионная проблема - структура культурного слоя ландшафта. Кроме того, сделана попытка сформулировать проблему значения человека в создании культурного ландшафта, которая является наименее теоретически разработанной.

3. Одним из главных компонентов, опосредующих взаимодействие человека с природным слоем ландшафта, выступает хозяйство, создающее среду жизнедеятельности человека. В культурном ландшафте хозяйственная компонента соответствует ряду критериев: выполнение экологических функций - по поддержанию природного баланса; витальных - по обеспечению человека действительно необходимыми материальными благами при учете ресурсного порога природного ландшафта. Особо ценными в становлении мировоззренческих основ такой хозяйственной стратегии представляются идеи С.Н. Булгакова, П.Н. Савицкого о мироустроительной и духовной функциях хозяйства как творческого процесса.

4. Другим неотъемлемым компонентом культурного ландшафта, образующим его верхний слой, является духовная культура, отражающая представления о мироздании, о природе, ценностные ориентиры человека, его идеалов. Все они овеществлены в артефактах, визуальном облике ландшафта. Обращение к духовно-культурной составляющей помогает «прочесть» ландшафт, увидеть его идеальную сторону. В этом случае сам ландшафт может выступать непременным образом места, отраженным в сознании этноса, социума, индивида, и часто является культурной темой в искусстве. Средоточием высших духовных смыслов, значимых для людей, непосредственно живущих в ландшафте, являются святые/сакральные места. Поэтому монастыри, церкви, горы, рощи играют роль узловых точек в природно-культурном каркасе ландшафта. Выдвижение духовной культуры в качестве ландшафтообразующего элемента потребовало экспликации понятия аксиологической составляющей культуры через ее этические и эстетические параметры. Так, укорененные человеком в ландшафте святые места формируют этическое поведение человека по отношению к культурному ландшафту. Важность эстетической составляющей культуры в организации культурного ландшафта продемонстрирована на примере принципов организации пространства, положенных в основу организации пространства в традиционных культурах. Умение воплотить при организации «места» эстетические принципы гармонии, чистоты, а значит и красоты, демонстрируют творцы многих традиционных этнокультур. Кроме того, использование аксиологического метода позволяет в оценке освоенного человеком ландшафта руководствоваться такими индикаторами, как состояние природного и культурного наследия, благодаря чему можно заключить, имеем ли мы дело с культурным ландшафтом или его профанацией.

5. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в выбранном нами познавательном подходе исследования культурного ландшафта особую значимость приобретает тема человека. Как показывает история, человек может быть не только созидателем, но и разрушителем ценностей. Причем последнее в нашу эпоху можно наблюдать воочию. Философско-антропологические установки русских софиологов дают возможность представить модель человека устроителя/творца культурного ландшафта. В этой модели главную роль играют принимаемые человеком мировоззренческие установки, в которых доминирует стремление к познанию, высшим ценностям, творчеству, их реализация признается главной антропологической предпосылкой формирования культурного ландшафта.

6. Сформированная идеальная модель была апробирована на материале региональной культуры Западной Монголии с целью выявления признаков культурного ландшафта. Ими являются:

1) наличие множества разнообразных ландшафтов, составляющих природное наследие территории и обладающих большой экологической, духовно-эстетической ценностью;

2) преобладание устойчивых традиционных видов хозяйства, в первую очередь кочевого скотоводства, которое веками поддерживало экологический баланс, способствовало сохранению важнейших элементов традиционной культуры, в том числе и экологической, а также обладает потенциалом развития при условии применения эколого-сберегающих технологий;

3) наличие ценного культурного наследия, не только в виде археологических памятников, но и «живых» форм традиционной культуры, опосредующих духовную связь западно-монгольских и тюркских этносов со своим ландшафтом.

В результате материальной и духовной укорененности жителей Западной Монголии в ландшафте был создан устойчивый образ Родины, «Алтай-Хангай», а также стремление носителей этнокультур отметить свое присутствие в нем и свое духовное отношение множеством сакральных точек/маркеров природного и рукотворного характера. Свой отпечаток на своеобразие духовно-культурного пласта в традиционном культурном ландшафте наложил сплав автохтонной шаманистской и универсальной буддийской религиозных традиций. Антропологический ракурс рассмотрения духовно-культурной сферы ландшафта Западной Монголии показывает наличие в ней «творцов» культурного ландшафта, что было продемонстрировано на примере сказителя. Его роль состоит в мифопоэтическом развертывании образа культурного ландшафта и его укоренении в сознании носителей данной культурной традиции.

7. В завершении был представлен анализ политического аспекта культурного ландшафта Западной Монголии. Сохранять и оптимизировать культурные ландшафты вряд ли возможно без участия в этом процессе политических институтов. В этом плане большое значение приобретает проводимая в Западной Монголии экологическая, хозяйственная, культурная политика центральных и региональных властей. Составной частью культурной политики государства стала поддержка традиционных религий и народных верований, в первую очередь буддизма, что, в частности, выражено в возрождении традиции государственного культа гор. Это еще раз указывает на значимость сакральных мест культурного ландшафта, которые могут быть своеобразными национально-политическими символами.

 

Список научной литературыБелокуров, Александр Александрович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абаев Н.В., Фельдман В.Р., Хертек Л.К. Об экологической культуре тюркско-монгольских народов в свете теории самоорганизации.// Социальные процессы в современной Западной Сибири. Горно-Алтайск 2003 (сборник научных статей) РИО ГАГУ 2003-196с.

2. Алешин А.И. О феномене русского космизма // Философия русского космизма. М. Фонд «Новое тысячелетие» 1996.

3. Алферова Г.В. Русские города XVI-XVII вв. М.: Стройиздат, 1989. - 216 с.

4. Ангархаев А.Л. Этимологическое исследование древнемонгольских онимов. Новосибирск: Наука, 2003. - 160 с.

5. Апресян Р.Г. Добро и польза // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Республика, 1991.

6. Апродов В.А. 6000 километров по МНР. М.: Географгиз, 1962. -207с.

7. Банзрагч С. Охрана природы и развитие особо охраняемых территорий в Монголии. Культурные ландшафты в Северной Евразии. Бонн, 1998. - С. 236 -242.

8. Батчулуун Д. Природная уникальность в окрестностях озера Хар-Ус // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий Томск,2001. С.6.

9. Белик А.А Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гум. ун-т, 1999. 239 с.

10. Бердяев H.A. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. - №2. -С.143-162.

11. Беспалов Н.Д. Почвы Монгольской Народной республики. М.: АН СССР 1951- 318 с.

12. Блок А. Поэзия заговоров и заклинаний. // Собр. соч. Т.5. М.: Художественная литература, 1962.

13. Бобылёв С.Н., Медведева О.Е, Сидоренко В.Н., Стеценко A.B. Региональная экологическая политика. Экономические аспекты. М.: ЦЭПР, 2001. - 38 с.

14. Булгаков С.Н. Философия хозяйства: Трагедия философии //. Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1993,- 603с.

15. Бурхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М.: «АЛЕТЕЙА», 1999.-216с.

16. Буян-Хишиг, Д. Оюнчимэг Классификация растительности аймака Ховд // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий Томск, 1997.С.22.

17. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. -М.: «Мысль», 1978. т. 2. -575 с.

18. Вайнштейн С.Н. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука,1991,- 296с.

19. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. М.: РНИИК и ПН; СПб.: «Дмитрий Буланин», 1997. -224с.

20. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурные ландшафты как категория наследия.// Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - С.13-36.

21. Ведерникова Н.М. Фольклор как способ отражения культурного ландшафта: по материалам экспедиционных выездов 2000 2002 гг. // Культурный ландшафт как объект наследия. - М.: Институт наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.-С.286-312.

22. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: «Наука», 1988. -520с.

23. Вёльфин Г. Ренессанс и барокко / Пер с нем. Е.Г. Лундберга. СПб.: Азбука- классика, 2004. 288 с.

24. Владимирцов Б.Я. Работы по истории и этнографии монгольских народов.- М.: Восточная. Литература, 2002,- 557с.

25. Владимирцов Б.Я. Работы по литературе монгольских народов. М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2003. - 607 с.

26. Воронкова Л.П. Структура и состав современного культурологического знания // Наука о культуре, Вып.1 2000, С.7-13.

27. Выркин В.Б. Выркина Л.А. Белозерцева И.А. Ландшафтная структура нагорья Хархира (Западная Монголия) // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий Томск, 2003. С. 18.

28. Галданова Г.Р. Семантика архаических элементов свадьбы у тюрко-монголов. // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992,- 159с

29. Ганболд Д. Монгольская культовая сутра как творение словесного искусства: Автореферат. Улан-Батор: 2001.

30. Ганболд М. Традиции древних верований алтайских урянхайцев: Автореферат. -Улан-Батор: 2000.

31. Гаукстад Э., Кулешова М., Моэн Э., Столяров В., Сравнительный анализ уп равления культурными ландшафтами. М.: Институт Наследия, 1999. 96 с.

32. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс-Культура, 1995.

33. Гекман Л.П. Мифопоэтика народов Сибири: персоносфера и модель мира. -Барнаул. :Изд-во АлтГТУ, 2005 295с.

34. Гирусов Э.В. и Мамедов Н.М. Экологическая культура// Культура: теория и проблемы. Учеб. пос./ Кузнецов Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. и др. М.: Наука, 1995.-279с.

35. Гирусов Э.В. «Автотрофность» как новая парадигма социального развития // Реалии ноосферного развития. М.: «Ноосфера», 2003. С.46-51.

36. Голд Д. Психология и география: Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990.-304 с.

37. Голованов А.И., Кожанов Е.С., Сухарев Ю.А. Ландшафтоведение. М: Колос, 2005.-216 с.

38. Голубов Б.Н. Об экономике и псевдоэкономике // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России», 2000. №4. - С. 24-26.

39. Грайворонский В.В От кочевого образа жизни к оседлости (на опыте МНР) -М.: «Наука», 1979. 178 с.

40. Грайворонский В.В., Яскина Г.С. Диалог культур: взаимодействие кочевой и других культур Центральной Азии. // Восток (ОЯ1ЕЫ5). 2002. —№1. -С. 150-156.

41. Григорьева Т.П. Мудрецы, правители и мастера // Человек и мир в японской культуре,- М.: «Наука», 1985. 280с.

42. Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.З часть!. Л.1926.

43. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли Л.: Гидрометеоиздат, 1990 -544 с.

44. Гумилёв Л.Н. Зтносфера: история людей история природы. -•- М.: 1993. -•• 544 с.

45. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. СПб.: СЗКЭО, 2003. -608 с.

46. Гунгаадаш Б. Экономическая география Монголии, -М.: Прогресс, 1984.

47. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350с.

48. Гуревич П.С. Философия культуры. -М.: АО «Аспект Пресс», 1994. 317с.

49. Даш Д. Ландшафтная дифференциация хребтов Монгольского Алтая и особенности их распространения // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий Томск, 2003 С.26.

50. Дашдондог Ж. Юрта // МопёоНса V. 2001. С. 172.

51. Дашзэвэг. Ч, Коваленко С.И., Баженов В.А Монгольский Алтай // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий Томск, 1997.

52. Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения / Диденко В.Д. М.: Беловодье, 2005. - 288 с.

53. Динесман Л.Г., Болд Г. История выпаса скота и пастбищной дигрессии в степях Монголии. // Историческая экология диких и одомашненных копытных. История пастбищных экосистем. М:. «Наука», 1992 С. 172 - 216.

54. Дмитриевская И.В. Системные закономерности формирования ноосферной парадигмы образования. // Ноосферная идея и Будущее России. — Иваново: Изд-во Ивановского уни-та, 1998. С. 136-140.

55. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М:. Архитектура-С, 2004.-207с.

56. Дробышев Ю.И. Тибетский вклад в этническую экологию Монголии. // Восток 2003 №5,-С.42-50.

57. Дробышев Ю.И. Экологические аспекты традиционной культуры монгольских народов. // Человек и природа в духовной культуре Востока. М.: ИВ РАН КРАФТ+, 2004. - С.465 -497.

58. Дьяконова В.П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке// Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина Х1Х-ХХ в.)-Л:. Наука, 1976. С.268-331.

59. Елин В.Н. Исследование петроглифов в Западной Монголии.//Алтай и Тюркско-Монгольский мир (тезисы и статьи). Горно-Алтайск:. ГорноАлтайский институт гуманитарных исследований, 1995. - С. 156-158.

60. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религий. -М:. «Наука», 1977. -198 с.

61. Жуковская Н.Л Народные верования монголов и буддизм.// Археология и этнография Монголии. Новосибирск: «Наука», 1978.-С.24-36.

62. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., «Наука»1988.- 200 с.

63. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии.- М.: Издательская фирма «Восточная литература». РАН, 2002. 272 с.

64. Зеньковский В.В. История русской философии 'Г.1 ч.!. Л.: «Эго», 1991.

65. Иванов A.B., Миронов B.B. Университетские лекции по метафизике. М.: «Современные тетради», 2004. - 674с.

66. Иванов A.B. Значение святынь в жизни народа и необходимость их защиты // Культура и время. 2005. - №3. - С.62.-71.

67. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высшая школа, 1991. - 336 с.

68. Исаченко А.Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. 2003. Вып. 1. С.5-16.

69. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. М.: Академия, 2004. - 400 с.

70. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.

71. Каганский В.Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность, 1997. №1 -2. -С. 134-169.

72. Калуцков В.Н. Проблемы исследования культурного ландшафта// Вестник-МГУ. Сер. 5, География, 1995.-№4. С. 16-20.

73. Калуцков В.И., Красовская Т.М. Представления о культурном ландшафте от профессионального до мировоззренческого// Вестник МГУ. Сер. 5, География, 2000,- №4. С.3-6.

74. Калуцков В.Н. Этнокультурный ландшафт // Вестник МГУ. Сер. 5, География, 2006,- №2. С.6-11.

75. Кармин A.C. Культурология. СПб.: Лань, 2001,- 832с.

76. Китинов Б.У. Священный буддизм и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.) М:. Т-во научных изданий КМК, 2004,- 190с.

77. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. М.: АСА DEMI. А, 2006. 480 с.

78. Кубарев В., Цэвээндорж Д., Якобсон Е. Палеоэкономика населения Монгольского Алтая по наскальным изображениям. // Социально-экономические структуры древних обществ (Материалы всероссийской научной конференции). Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1997. -С.117-121.

79. Кубарев В.Д. Об экологии алтайских высокогорий в древности и в современности. // Алтайский вестник. 2003. 2 (4) С.39-41.

80. Кудрин А.К, Кудрина Е.В. Воспитание экологического сознания в свете идей В.И. Вернадского// Ноосферная идея и Будущее России.- Иваново: Изд-во Ивановского уни-та, 1998. С.158-159.

81. Кудрявцев В.И. Эйкуменизация Котловины Больших Озер в каменном веке. // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий.- Томск:. 1997. С.269-270.

82. Кулешова В.М. Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья // Культурный ландшафт как объект наследия М.: Институт наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.С.247- 286.

83. Кычанов Е.И. Властители Азии М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2004-631 с.

84. Лавренова O.A. «Молитва Земли Небу» // Культура и время.3/4 2004. С.83 -99.

85. Лавренова O.A. Культурный ландшафт: от Земли к Космосу. / O.A. Лавренова //http//www.ihst.ru/~biosphere/03-2/Lavren/htrn

86. Лавринович М.В. Физическая география Евразии (региональных подход). Минск: БГУ, 2003.

87. Лихачёв Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.-416с.

88. Лорд А.Б. Сказитель/ А.Б. Лорд. М.: Восточная литература, 1994.

89. Лосский Н.О. Избранное. М.: «Правда», 1991.

90. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М.: «Прогресс-Традиция», 1998.-416 с.

91. Майский И.М. Монголия накануне революции. М:. Восточная литература, i960,-31 Ос.

92. Мантатов В.В. К вопросу об изучении философии буддизма// Философские вопросы буддизма. Новосибирск: «Наука», 1984.- С.4-9.

93. Марков Г.Е. Кочевники Азии.- М:. Изд-во Моск. Ун-та, 1976.- 317с.

94. Мир России-Евразия: антология / сост.: Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. М.: 1995.

95. Мир Убсунурской Котловины./ под ред. В.В. Бугровского. Новосибирск: 1994.- 156с.

96. Модина Т.Д., Сухова М.Г. Алтае-Саянский регион-как экосистема. // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий Томск, 2003.- С.38-40.

97. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.- 352 с.

98. Моисеев H.H. «Устойчивое развитие» или «Стратегия переходного периода»// Устойчивые Нидерланды. М:.1995.

99. Монгольская Народная Республика,- М.: Наука, 1986.

100. Монтлевич В.М. О символике ламаистских субурганов, «Центральная Азия и Тибет. История и культура Востока Азии», т.1,- Новосибирск: Новосибирск 1972.

101. Мостапоненко Е.И. Свет в природе как источник художественного творчества / Человек- Природе Искусство.- Л.: Наука, 1986.- С.74-101.

102. Мунхтогтох О. Особо охраняемые территории западного региона Монголии и их современное состояние и развитие.// Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий. Томск: 2001.- С.269-270.

103. Мурзаев Э.М. Монгольская Народная Республика. Физико-географическое описание. М.: 1952.

104. Мурзаев Э.М. В сердце Азии. М.- «Наука», 1990.

105. Низовцев В.А. Антропогенный ландшафтогенез: предмет и задачи исследования// Вестник МГУ. Сер.5, География, 1999,- №1. С.26-30.

106. Николаев В.А. Концепция ноосферы: история и современность. // Вестник МГУ. Сер.5, География. 1996. -№2. -С.11-19.

107. Николаев В.А. Эстетическое восприятие ландшафта // Вестник МГУ. Сер.5, География. 1999. - №6. - С. 10-15.

108. Николаев В.А. Культурный ландшафт геоэкологическая система. // Вестник МГУ. Сер.5, География. 2000. №6. - С.3-8.

109. Николаева Н.В. Ландшафтный подход к сохранению наследия. // Обсерватория культуры-2004. -№3.- С.71-78.

110. Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. М.: «Искусство», 1986.

111. Новикова Е.Н. Китайский сад- модель взаимоотношений Человека и Природы // Человек и природа в духовной культуре Востока/ Ред. Сост. Н.И. Фомина. М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004. -С.396-417.

112. Нямсурэн Л. Из истории земледелия западных монголов (XIII-XVIII. //Эколого-географические, археологические и социоэтнографические исследования в Южной Сибири и Западной Монголии,- Барнаул: АГУ, 2006. -С.99-101.

113. Оболенская М.А. Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географической науке// Культурный ландшафт как объект наследия. -М-СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. -С. 133-141.

114. Огудин В.Л. Сакральная экология. Киев: Киевский эколого-культурный центр,-Вып 20. 2003.- 152с.

115. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры./ Учеб. пос.- М:. Архитектура-С, 2004. 231 с.

116. Орлов В.П. Система горного землепользования: Природно-хозяйственная парк. Горно-Алтайск, 2003. 85 с.

117. Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства. М.: Наука, 1997.

118. Очир А., Галданова Г.Р. Свадебная обрядность баятов МНР. // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск: Наука, 1992.-159с

119. Оюнчимэг Д., Цэрэндулам Г. К некоторым итогам анализа видового состава растений гербария Ховдского филиала МонГУ//. Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий. Томск, 2001.-С.64.

120. П.Флоренский В.И.Вернадскому // Русский космизм. -М:.Педагогика-Пресс, 1993.

121. Подолинский С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. М.: «Ноосфера», 1991. - 82с.

122. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу.-Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 512с.

123. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Горно-Алтайск.: Ак Чечек, 2005,- 1026 с.

124. Пржевальский М.Н. Монголия и страна тангутов- М: Гос. изд.географ. лит. 1946.-333с.

125. Пюрвеев Д.Б. Архитектура Монголии. М.: «Стройиздат». 1975 190с.

126. Рагулина М.В. Культурная география: теория, методы, региональный синтез. Диссертация на соискание ученой степени доктора географических наук. Иркутск., 2005.

127. Ревушкин A.C. Географические и исторические аспекты формирования биоты Алтае-Саянской провинции. // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий. Томск, 1997.-С.74.

128. Ресслер М. Ландшафты в рамках «Конвенции по охране Всемирного наследия» и других документов и программ ЮНЕСКО. Культурные ландшафты в Северной Евразии. Бонн, 1998. - С.24-32.

129. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск: Ойкумена, 2002,-335с.

130. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика -Пресс, 1993.-368 с.

131. Рыкова С.Л. Философские принципы традиционных искусств Китая.// «Алтай-Космос-Микрокосмос»-Барнаул: Ак-Кем 1993. С. 32-34.

132. Сабиров Р.Т. Автохтонные верования и шаманизм в Монголии после 1990 годов.// Вестник МГУ. Сер13 Востоковедение. 2005. - №4 - С.20-36.

133. Савенкова Т.П. Природоохранное законодательство Монголии и России-сравнительный обзор. //Степной бюллетень. 2000. №6. С.54-58.

134. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. - 461 с.

135. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем-М.: Просвещение, 1980 .

136. Сказки и предания алтайских тувинцев. Собраны Эрикой Таубе. М.: «Восточная литература» РАН, 1994.-382 с.

137. Содномпилова М.М. Природные и культурные ориентиры жизненного пространтсва номадов Центральной Азии. /М.М. Содномпилова.//

138. Содномпилова М.М.Концепт Родина в культуре монгольских народов// Этнографическое обозрение.- 2007,- №3.- С. 124-134.

139. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков,- М.: Высшая школа, 1984.-448 с.

140. Соловьев B.C. Сочинения. М.: «Раритет», 1994-448 с.

141. Солнце, ветер, биогаз! Альтернативные источники энергии: Экологичность и безопастность.- Барнаул, Изд-во Фонда «Алтай 21 век», 2005. - 174 с.

142. Стрелецкий В.Н. Географическое пространство м культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии. // Известия АН. Серия Географическая. 2002 - №4. - С18 - 28.

143. Сэнгэрдорж Т Развитие экологического права и законодательства Монголии. // Государство и право. 2000. - №8.-С.110-112.

144. Телегин А. Интервью с губернатором Ховдского аймака Республики Монголия Генденжавом Нямдаваа. // Алтайский вестник. 2005. - №1. С.З - 5.

145. Теребихин Н.М. Богословие русской земли или теософия русской души / Н.М. Теребихин //http: //topos.ru/arliclc/212

146. Ткачев В.Н. Цвет и пространство в монгольской архитектуре. // Народы Азии и Африки. -1984. -№3. С. 107 - 114.

147. Топоров В.Н. Гора — Мифы народов мира. Эцикл в 2 томах Т.1 -М:. Из-во Олимп, 1998,- С.311.

148. Тортика A.A., Михеев В.К., Куртиев В.И. Некоторые эколого-демографические и социальные аспекты истории кочевых обществ // Этнографическое обозрение. 1994, №1. С. 49-72.

149. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство. Время. Вещный мир. / Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, A.M. Сагалаев, М.С. Усманова.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988 254с.

150. Туровский Р.Ф. Политический ландшафт как категория политического анализа // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1995 -№3 - С.33-44.

151. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М.: Институт Наследия, 1998.-210 с.

152. Тюркжанов А.Н., Фёдоров В.М. Н.В. Тимофеев Ресовский: Биосферные раздумья. М.: Изд-во Академии ест. наук, 1996. - 368с.

153. Улыкпан К. Актуальные проблемы изучения природных комплексов Западной Монголии // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий Томск, 2001,- С.78.

154. Управителев А.Ф. К будущему цельному мировоззрению. / А.Ф. Управителев: монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1997. - 162 с.

155. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М.: Луч, 1993. -275 с.

156. Усачев А. Влияние ландшафта на язык философии. // Вестник высшей школы. 2003. -№5. -С.23-28.

157. Федотова В.Г Типология культур// Культура: теория и проблемы. Учеб. пос./ Кузнецов Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. и др. М.: Наука, 1995. -279 с.

158. Фёдоров В.М. Биосфера земледелие - человечество. - М.: Агропромиздат, 1990. - 239 с.

159. Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень: Изд-во Тюменского научного центра СО РАН, 1992.

160. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. - 184с.

161. Флоренский П.А. Сочинения в 4 -х т. Т.2. М.: Мысль, 1996.

162. Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. Т.3.(1) М.: «Мысль», 2000.

163. Фотиева И.В. Мораль в современной философско-научной картине мира,-Барнаул: Изд-во Фонда «Алтай 21 век», 2004. - 193 с.

164. Хазанов A.M. Роль кочевников в историческом развитии Евразии. // Мир Евразии: история, современность, перспектива: Труды пятого Международного Евразийского научного форума/ Под ред. С.А.Абдыманапова.- Астана: Из-во ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2006,- С.22.

165. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. Спб. «АЛЕТЕЙЯ», 1994.

166. Цеммрих А. Проблемы пастбищной нагрузки в Западной Монголии: ландшафтно-экологический подход// Алтайский вестник 2004. № 1 -С.47.

167. Чалая И.П., Веденин Ю.А. Культурный-ландшафтное районирование Тверской области. М.: Российский НИИ кульурного и природного наследия, 1997.-286с.

168. Человек и Природа в духовной культуре Востока/ под редакцией H.H. Фомина- М.:ИВ РАН: Крафт+, 2004. -576с.

169. Шевляков Е.Г. Культура духовная // Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.

170. Шишин М.Ю. Ноосферная концепция культуры: Автореферат на соискание уч. степени доктора философских наук. Барнаул, 2003.

171. Шишин М.Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. -234с.

172. Шишин М.Ю. Сказитель как носитель общеевразийских ценностей //Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Алтайского края. -Барнаул.: Изд-во АГАУ, 2007. с553-556.

173. Щепетильников Н.М. Архитектура Монголии. М.: Госстройиздат, 1960.

174. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии/ под редакцией Н.В. Абаева. Новосибирск, 1992.

175. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М.: Ладомир, 2000. -414с.

176. Юнатов A.A. Кормовые растения пастбищ и сенокосов Монгольской Народной Республики. М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 352с.

177. Юнусова С.Я. Природа как проблема культуры: автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. философских наук. М.: 1998.

178. Ясвин В.А. Задачи экологической политики в сфере формирования экологической культуры населения// На пути к устойчивому развитию 2000 № 3 С.16 - 17.

179. АрьяасУрэн Ч., Нямбуу X. Монгол ёс заншил их тайлбар толь. -Улаанбаатар: 2001 он

180. Бямба Ж. Захчингуудын байгаль шУтэх ёсон.// Монголчуудын байгаль хамгаалах ёс заншил уламжлаллаас. Улаанбаатар 2001.

181. Бямабадорж Т. Монгол, Тува, Алтайн 6Yc нутгийн тахилга тайлагын зам Уйл, байгаль орчныг хамгаалахад холбогдох зарим асуудап. // Global Change and Uvs Nuur.- Ulaangom: 1999,- 222p.

182. Ганболд M. Алтайн урианхайн уламжлалт шУтлэг. Улаанбаатар 2001.

183. Катуу Б. Торгууд Ардын Аман Зохиол. Улаанбаатар., 2002.

184. МУ-ын ЕрОнхийлбгчгчийн Зарлиг. //Ховдын Мэдээ. 2005. №1.

185. Очир А., Дисан Т. Монгол улсын ООлдУУд.- Улаанбаатар; 1999.

186. Jordan Т., Rowntree L. The Human Mosaic. A Thematic Introduction to Cultural Geography. Fourth edition. N.Y.