автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Традиция и новация в развитии современного российского общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиция и новация в развитии современного российского общества"
На правах рукописи
СТОВБА Андрей Владимирович
ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИЯ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Специальность 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
005567515
Уфа 2015
005567515
Диссертация выполнена на кафедре философии и истории науки ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
|Калнев Юрий Алексеевич)
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-экономических наук Бирского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Даминдарова Фання Валиевна
доктор философских наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
Храмова Ксения Вячеславовна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы ГБОУ ВПО «Башкирский государственный
медицинский университет»
ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный аграрный университет», г. Уфа
Защита состоится «21» мая 2015 гола в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450076, г. Уфа, ул. 3. Валиди, 32, физматкорпус ауд. 400. н ' '
С диссертацией молено ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета, а также на официальном сайте: http://www.bashedu.ru/dissovets7dK3.
Автореферат разослан » 2015 г..
Ученый секретарь ^
диссертационного совета /у*----Р.Х. Лукманова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Для отечественной социальной философии одной из актуальных проблем является вопрос об осмыслении роли традиционного и инновационного в сфере социального бытия. Рассмотрение специфики традиций, новаций и инноваций имеет чрезвычайно важное значение. Во-первых, настоящее общество продолжает жить традициями предшествующих поколений, в которых много существенного и значимого. Обобщенный опыт предков служит фундаментом для реализации социальных, культурных, духовных, политических, экономических и интеллектуальных инноваций нового века. Традиции живут в обществе, способствуя его стабильности и устойчивости существования. Они являются доминантой создания ядра, на основе которого развивается социальная жизнь. Во-вторых, вопреки прошлому, общество пребывает в качественно новом состоянии и характеризуется как социальное целое, структуры которого подвергаются постоянному обновлению. Находясь в динамике своего развития, общество обновляет и трансформирует все свои подсистемы, постоянно стремясь к наиболее гармоничному состоянию, как своей внутренней организации, так и оптимизации связей с внешней социальной средой.
Осмысление природы новаций, специфики инновационной деятельности имеет особое значение, так как они, объединяя результаты прогресса, позволяют применить их для удовлетворения потребностей человека с помощью создаваемых новшеств, являются необходимым условием развития общества. Оптимизация общественного развития в данное время проходит с использованием самых различных инноваций на разных уровнях социального бытия, которые осуществляются средствами деформации, реформации или трансформации структурных и функциональных связей социального целого.
В современном обществе новации становятся все более целенаправленными и разнообразными. Именно поэтому можно обозначить теоретическую потребность в философско-методологическом анализе новаций. Видятся актуальными исследования, направленные и на рассмотрение сути инновационного процесса и его особенностей, социальных механизмов, посредством которых эти процессы реализуются в обществе.
Необходимо констатировать, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков в России происходят кардинальные изменения в социальной, культурной, политической, экономической, правовой сферах жизни общества. Россия оказывается в обстановке культурной нестабильности, хаоса и перехода к новым формам жизнеобеспечения. Об этом свидетельствует духовный
кризис н переоценка ценностей, смена мировоззренческих парадигм, утверждение идеологического релятивизма и др.
В этой связи актуально и значимо самое тщательное исследование не просто природы традиций и новаций, их сущностных характеристик, особо важно изучение новаций в диалектическом единстве с теми фундаментальными устоями общества, в котором идет инновационный процесс. Именно поэтому мы считаем актуальной саму постановку проблемы о соотношении, взаимосвязи и взаимодействии традиций и новаций.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема традиций и новаций является междисциплинарной, находится на стыке различных сфер социогуманитарного знания, таких, как философия, социология, экономика, культурология, этнография и ряда других наук. Любая из этих наук в той или иной мере имеет дело с образцами человеческой деятельности, с механизмами их воспроизводства, так или иначе, с традициями, новациями и инновациями.
Категории «традиция», «новация» и «инновация» употребляются сегодня в широких смысловых значениях. В научной литературе различных направлений (и в отечественной, и в зарубежной) представлены многочисленные методологические подходы к осмыслению содержания этих социальных феноменов.
Проблему традиций, ее социальную сущность в отечественной литературе рассматривали В.В. Аверьянов, Д.М. Азаматов, А.П. Андреев, Э.А. Баллер, А.А.Батура, А.Т. Бердин, С.К. Бондырева, В.Б. Власова, Ф.в! Даминдарова, М.Г. Завьялов, В.М. Каиров, Ю.А. Левада, Э.С. Маркарян, И.В. Носова, В.Д. Плахов, З.Я. Рахматуллина, А.И. Селиванов, А.П Спиркин, И.В. Суханов, К.В. Храмова и другие.
Вопрос о роли новаций в обществе рассматривался в трудах В.Б.Агранович, А.Б.Курлова, С.Е. Крючкова, Н.И. Лапина, Э.М. Лисс, А.И. Пригожина, A.B. Теркиной и других.
Подходы к инновации как феномену культуры были сформированы в публикациях В.Л. Абушенко, С.А. Арутюнова, Л.Г. Ионина, Л.Н. Когана, Т.А. Мазаевой, Т.А. Столяровой, М.А. Сухановой и других.
Экономический аспект инноваций исследуется в работах П.Н. Завлина, А.П. Поршнева, Л.Ф. Шайбаковой, Ю.В. Яковца и других.
Инновация и инновационное развитие как социальный феномен в рамках модернизации и трансформации российского общества рассматривались в работах Б.С. Галимова, В.Е. Кемерова, А.Б. Курлова, Р.Х. Лукмановой, A.B. Лукьянова, С.М. Поздяевой, В.Г. Федотовой, А.р' Янгузина и других.
Как видим, в настоящее время исследованию традиций и новаций уделяется большое внимание. Сегодня по данной проблематике накоплен
значительный массив публикаций, и их количество постоянно растет. Вместе с этим и расширяется круг различных аспектов самой проблемы, вызывая множество вопросов и задач.
Но, несмотря на большое количество публикаций, проблема традиций, новаций и инноваций, а также их взаимосвязь и взаимодействие в современном российском обществе, равно как и выявление их методологической роли, еще далека от ее окончательного решения. Традиции, новации и инновации - это сложные общественные феномены, понятия весьма объемные, многогранные, охватывают самые разнообразные явления жизни, и в этой связи все еще остаются предметом обсуждения и дискуссий.
В целом же обзор работ, посвященных осмыслению взаимодействия традиций и новаций, свидетельствует о ее не вполне достаточной разработанности и освещении отдельных ее важных аспектов. Это обстоятельство и обусловило выбор интенции нашего диссертационного исследования.
Объектом исследования выступает современное российское общество.
Предметом исследования является взаимосвязь традиции и новации как средств разрешения противоречий современного российского общества.
Цель н задачи исследования. Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ традиций, новаций и инноваций и осмысление их роли в современном российском обществе. В соответствии с данной целью выделяются следующие задачи:
• выявить и адаптировать к избранной интенции основные теоретические подходы в изучении традиций как основания социальных изменений;
• обосновать теоретико-методологические подходы к изучению категориальной системы «новация»;
• аргументировать социально-философский статус когнитивной системы «инновация»;
• определить характер дихотомии связей традиции и новации в социальной динамике;
• рассмотреть специфику взаимодействия традиций, новаций и инноваций в социокультурном пространстве современной России;
• обозначить и проанализировать основные проблемы инновационного развития современного российского общества.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды классиков мировой философской мысли, работы отечественных и зарубежных философов и социологов. Определяющими для данной работы являются диалектический, системный и социокультурный
подходы, а также исторический и логический методы. Концептуально-теоретическая направленность диссертационного исследования потребовала привлечения материала из широкого спектра областей накопленного философского знания, в том числе истории философии и онтологии, а так же данных естествознания и общественных наук.
Научная новизна диссертационного исследования может быть представлена в следующих положениях:
• доказано, что традиция выступает в качестве субстрата любого инновационного процесса, необходимого и достаточного для изменения социальных мироотношений - их воспроизводства на более высоком качественном уровне;
• обосновано, что социальную новацию необходимо понимать как результат окончательного формирования инновационных изменений в новое содержательное и качественное целое, обладающее своей системной организацией и специфическими признаками самодостаточности и единства;
• доказано, что инновация является базовым источником сущностных отношений нового, как внутренний момент характеристики изменений традиции - существующих форм проявления общественных отношений;
• обосновано, что дихотомия связей в категориальной системе «традиция — новация», с одной стороны, обеспечивает цементирующие влияние на базис социальности, придавая ей динамическую устойчивость, а с другой, инициирует различные изменения в структуре общественных отношений, реализуемых направленно, атграктивно, удерживая инновационный процесс в границах меры;
• выявлено, что традиция бюрократического управления государством чужда кардинальным изменениям и устойчива в самих своих основаниях, что и обнаруживается в российской социальной действительности в форме доминанты «традиционно-новащюнного синкретизма», когда прежняя традиция не устранена, а новация не реализована в своих сущностных проявлениях;
• доказано, что в современном российском обществе осуществляется сложный и противоречивый процесс взаимодействия традиций и новаций, фундированный как социетальными процессами, так и спецификой пограничной социополитической и социокультурной ситуации в стране.
С учетом содержания указанных тезисов, на защиту выносятся следующие основные положения.
1. Традиция выступает в качестве субстрата любого инновационного процесса, ибо последний должен иметь некое основание, необходимое и достаточное для изменения Status Quo социальных мироотношений - их воспроизводства на более высоком качественном
уровне. Ее можно обозначить как основание социальности, которое дает возможность последней инновационно изменяться в определенном направлении. Это означает, что традиция задает целевой вектор социального развития, нивелируя метаморфозность и стохастичность, столь характерные для современных инновационных процессов, придавая им генетическую аттрактивность. Традиция, обеспечивая преемственность идей, верований, ментальных стереотипов и др. поддерживает целевую функцию социального развития, вектор которой направлен в сторону гармонизации социальных отношений.
2. Новация, как целостное социокультурное явление, есть переход традиционной системы в качественно новое состояние или возникновение такого системного образования, которое не существовало в данном качестве в прошлом. Ее необходимо понимать как результат окончательного формирования инновационных изменений в новое содержательное и качественное целое, обладающее своей системной организацией и своими специфическими признаками самодостаточности и единства. Мерность качественных характеристик новации определяется двумя аспектами самоактуализации: внутренним принципом самоорганизации и внешним способом самореализации. Сам процесс самоорганизации новации в некую целостность представляет собой возведение ее до предельных основ сущего, до параметров уровня социального бытия, то есть превращения ее в традицию, но уже на качественно ином уровне.
3. Инновация понимается как неполная, неоформленная новация и представляет собой лишь источник сущности нового. Инновация в процессе перехода от традиции к новации выступает как «в-себе-бытие». Следовательно, инновация есть лишь некий рубеж в развитии общественных отношений. Но инновация не несет в себе разрыва с традицией, она органически вплетена в ее содержание, являясь определенной частью последней, она несет в себе зародыш новации. Поэтому в рамках перехода от традиции к новации инновация проявляет себя как процесс, тогда как новация выражает результирующую его часть. В общественно-историческом процессе инновации проявляют себя как потенция, реализующая себя в полном объеме лишь в новации.
4.Традиция и новация представляют собой категориальную пару, посредством которой раскрывается источник самодвижения и саморазвития социальной системы. Будучи самодостаточными, они внутренне негомогенны и заключают в себе противоположные тенденции, а значит, в своих недрах содержат и имманентное противоречие. Оставаясь тождественной самой себе, традиция предполагает свою противоположность - новацию. Но в отсутствии таковой, как внешней к самой себе противоположности, она ее находит в
своих собственных недрах, изменяясь в рамках собственной меры. Если новации при всех возможных вариантах изменений имеют динамическую природу и в этом отношении сами изменения кажутся вполне естественными, то традиция призвана выполнять функцию сохранения устойчивости в развитии социальности, представляя необходимую базу для развертывания инновационных процессов. Разрушение этой основы чревато не только стагнацией, но и, что особенно опасно, формированием различного рода имитационных практик, презентующих лишь процесс, но не результат.
5.Мы доказываем, что взаимоотношения традиции и новации в реалиях современного российского общества во многом нарушены. Искусственно навязываются традиции, но также навязываются и новации. Проблема заключается в том, что в реальной социальной практике происходит подмена понятий - традиции навязываются как новации. В итоге наблюдается исключение новации из контекста российской социальной модернизации, превращенной не в инновационный, а в имитационный процесс, наполненный лишь совокупностью социальных симулякров. Все это может привести к разрушению исторической логики рассматриваемого взаимоотношения, ибо эта связь фиксирует старую и новую действительности, которые представляют собой единство процесса становления общественного целого.
6.Выявлено, что в современном российском обществе имеет место сложная диалектика отношений традиций (базирующихся на константных внутрикультурных ценностях), новаций (формирующихся на базе модернизации традиционных ценностей) и инноваций (базирующихся на использовании принципиально новых для данного культурного контекста ценностных идей). В таком инновационно-глобализирующемся обществе происходят изменения взаимоотношений традиций и инноваций, проявляющиеся в кризисных формах «инновационного хаоса», «столкновения цивилизаций», демодернизации. В этот переходный период и происходит смена ценностных оснований, веками обращенных к традиции безусловного доминирования морали, правды, справедливости и долженствования, на западную традицию целерациональности, ориентированную на расчет и выгоду, без каких либо иллюзий на антропную ориентацию.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что основные результаты и выводы диссертационного исследования:
- уточняют категориальный статус понятий: «традиции», «новации» и «инновации»;
- раскрывают эвристические возможности этих категорий в исследовании социокультурных процессов;
- способствуют выявлению специфики взаимодействия традиций, новаций и инноваций в современном российском обществе.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что основные результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:
- в планировании, прогнозировании, управлении социальными процессами и явлениями;
- в разработке социальных и политических программ развития современного российского общества;
- в преподавании учебных дисциплин социально-гуманитарного блока и спецкурсов по инноватике.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены в 4 статьях в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации основных результатов диссертационных исследований, и других публикациях общим объемом 5,9 п.л., а также апробированы на международных, межрегиональных, всероссийских конференциях: «Первые Чудиновские чтения» (Уфа - Бирск, 2008); Вторые Чудиновские чтения (Уфа - Бирск, 2009); «Урал-Алтай: через века в будущее» (Уфа, 2010); «Третьи Чудиновские чтения» (Уфа-Бирск, 2010); «Достижения молодых ученых в развитии инновационных процессов в экономике, науке, образовашш» (Брянск, 2011); «Актуальные вопросы социальной работы: состояние, проблемы и перспективы» (Бирск, 2011); «Молодежь. Наука. Будущее: технологии и проекты» (Казань, 2012); «Трибуна молодого ученого: актуальные проблемы науки глазами молодежи» (Мурманск, 2012); «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2012); «Молодежь в инновационном обществе» (Екатеринбург, 2012); «Актуальные проблемы экономики, права, образования: история и современность». (Екатеринбург, 2012); «Инновационный потенциал молодежи в развитии России» (Екатеринбург, 2012); «Проблемы инновационного развития территории: междисциплинарный подход» (Пермь, 2012); «Актуальные проблемы экономики, права, образования: история и современность» (Екатеринбург, 2013); Шестые Чудиновские чтения (Уфа-Бирск, 2013).
Материалы диссертации были использованы при проведении занятий по философии, социологии, культурологии со студентами Бирского филиала БашГУ, Бирского кооперативного колледжа, с учащимися общеобразовательных школ.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 192 наименований. Общий объем работы - 151 страница.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, рассмотрена степень ее научной разработанности, представлены объект и предмет, цель и задачи, охарактеризованы методологическая основа и эмпирическая база, определены теоретическая и практическая значимость диссертации и представлены формы ее апробации.
Первая глава «Теоретико-методологические основания анализа традиции и новации в социальном развитии» посвящена изложению общетеоретических и методологических основ работы, а также категориальному анализу основных понятий, раскрывающих существо заявленной интенции.
На современном этапе развития отечественной философской науки изучение единства, взаимосвязи и взаимодействия традиций и новаций, как базовых механизмов социокультурного развития общества, является важной и актуальной проблемой проводимых научных исследований. Неслучайно среди российских ученых-философов до сих пор не сложилось устойчивого представления о том, что из себя представляет соотносимая с традицией категория: новация или инновация, и что в этом отношении представляет собой феномен «инновационное развитие», и как оно связано с традицией.
Диссертантом предпринята попытка осмысления содержательной характеристики и сущностной определенности социально-философских категорий традиция - инновация - новация. При этом подчеркивается их смысловое единство и взаимосвязь. В этой связи научный анализ социальных явлений и процессов в их социокультурной и общественно-исторической динамике необходимо предполагает опору на такие составляющие эволюционных изменений, как бытие - становление — сверхбытие, выражаемые категориями традиция - инновация - новация.
В первом параграфе «Традиция как субстрат социальных изменений» автором отмечается, что традиция, рассматриваемая в качестве аксиологически базовой категории, выражается совокупностью общественных связей и отношений, закрепленной в социальных институтах и духовных феноменах культуры, передающихся в превращенной форме от одного поколения к другому поколению человечества. Ключевой социальной ролью традиции, как «сгустка социального опыта», является сохранение, воспроизводство, восполнение, освящение существующих норм и идеалов общественной жизни. Традиции, как способ самоидентификации общества, являются доминантой для создания ядра, на основе которого развивается социальная жизнь этноса.
Автор выделяет параметральные признаки традиции, а именно: в социально онтологическом плане - как бытие и инобытие; в социальной реальности (в превращенной форме) - в виде обычаев, обряда, ритуала, мировоззренческих ориентиров и нормативно-ценностных установок; в рамках устойчивых и устоявшихся социальных институтов - как опосредованные связи социальных отношений; при репрезентации общественных отношений в общественно-историческом процессе - в форме стабильности, типичности и повторяемости.
Бытие традиции как синкретического социального феномена характеризует изначальную сущность и тождественность традиции самой себе; инобытие традиции определяет процесс ее исторического функционирования в постоянном взаимодействии с инновационными изменениями в обществе. Важно подчеркнуть, что процесс инобытия традиции - это явление исторически непрерывное, оно перманентно воспроизводит себя и возобновляется на каждом этапе трансформации общества.
В диссертации отмечается, что традиция выступает в качестве субстрата любого инновационного процесса, ибо последний должен иметь некое основание, необходимое и достаточное для изменения Status Quo социальных мироотношений - их воспроизводства на более высоком качественном уровне. В этом контексте ее можно обозначить как основание социальности, которое дает возможность последней инновационно изменяться в определенном направлении. Это означает, что традиция задает целевой вектор социальному развитию, нивелируя метаморфозность и стохастичность, столь характерные для современных инновационных процессов, придавая им генетическую атграктивность. В этом и обнаруживается функциональная суть традиции как специфической формы и, одновременно, средства организации и развития общественных отношений.
Во втором параграфе «Новация как атрибут социального бытия: опыт категориального осмысления» рассматривается новация как целостное социокультурное явление, которое является переходом традиционной системы в качественно новое состояние или возникновение такого системного образования, не существовавшего в данном качестве в прошлом. Автор считает, что новацию необходимо понимать как результат окончательного формирования инновационных изменений в новое содержательное и качественное целое, обладающее своей системной организацией и своими специфическими признаками самодостаточности и единства.
Мерность качественных характеристик новации определяется двумя аспектами самоактуализации: внутренним принципом самоорганизации и внешним способом самореализации.
Суть самоорганизации новации в некую целостность мыслится в его универсализации. Универсализация, как феномен всеобщности, характеризуется возведением новации до предельных основ сущего, до параметров уровня социального бытия, то есть превращения ее в традицию, но уже на качественно ином уровне. Другими словами, организующим принципом становления новации в единое целое является разворачивание инновационных изменений до полноты их существа, направленность на всеобщий охват общественного целого и отождествления новации с обществом как целым или с его отдельными социально значимыми феноменами. В этом процессе обнаруживается сущность новации как качественного новообразования, его интенциональная направленность к извечной актуализации бытия.
Проведенное исследование показало, что новация, как в функциональном, так и в содержательном плане, являясь соотносимой и связанной с категорией «традиция», в общественно-историческом процессе проявляет себя формой общественных отношений. Суть общественных отношений новаций заключается еще и в том, что она, превращаясь в новую традицию, взамен старой, сохраняет в себе ту же суть общественных отношений.
В третьем параграфе «Партикулярный статус когнитивной системы «инновация» аргументируются положения о том, что инновация - это неполная, неоформленная новация и воспринимается как «базовый источник» нового. Инновация в процессе перехода от традиции к новации выступает как «в-себе-бытие». Следовательно, инновация выступает как некий рубеж, ступень, определенный этап в развитии общественных отношений от одного качественного состояния к другому.
В диссертации обосновывается, что инновация не несет в себе разрыва с традицией, она органически вплетена в ее содержание, являясь определенной частью последней, и в то же время несет в себе зародыш новации. Поэтому в рамках перехода от традиции к новации инновация проявляет себя как процесс, тогда как новация выражает результирующую его часть.
В общественно-историческом процессе инновации проявляют себя как возможность, как потенциал, как социальный ресурс, реализующий себя в полном объеме лишь в новации. Иначе говоря, бытийным статусом обладает новация. Воплощенная в действительности, новация, как и собственно традиция, приобретает полноту бытия. Инновация, как процесс становления, как процесс оформления, еще не обладает своими качественными параметральными признаками. Ее можно
охарактеризовать лишь как определенность количественного порядка.
В завершении первой главы делается вывод о том, что традиция -инновация - новация — являются социально-философскими категориями, выражающими суть общественно-исторических и социально-культурных процессов. Как категории, они характеризуют специфические проявления общественных отношений на протяжении всей человеческой истории. Отражая весьма сложные явления и процессы социально-исторического развития, данная триада проецирует в себе качественный скачок от старого к новому. Мы констатируем, что отличительной особенностью нашего подхода является, во-первых, то, что триада категорий (традиция - инновация — новация,) рассматривается в рамках их понимания как своеобразной (специфической) формы общественных отношений. Во-вторых, выявляется принципиальное различие между традицией как разновидностью общественных отношений и понятием «традиционные отношения». В-третьих, обосновывается социально-философский статус категориальной пары «традиция — новация». Выявляется универсальный характер связи, выражаемой данными понятиями при анализе динамических процессов общественно-исторического развития. В-четвертьгх, аргументируется взаимоотношение и соотносимость понятий, связанных с категорией «традиция» в рамках полилеммы - «традиция -инновация - новация».
Во второй главе «Взаимосвязь традиции и новации в современном российском обществе» исследуется диалектическая взаимосвязь традиций и новаций, анализируется ценностный аспект традиций и новаций, рассматриваются проблемы и тенденции развития традиций и новаций в современном российском обществе.
Первый параграф «Дихотомия связей традиции и новации в социальной динамике» содержит анализ противоречивой взаимообусловленности нововведений и традиций. Взаимосвязь, как взаимная обусловленность процесса изменения в рамках системной организации целого, характеризует традицию и новацию как два аспекта, две тенденции в существовании, функционировании и развитии социального организма. Отсюда с логической неизбежностью автор приходит к пониманию о необходимом характере их соотношения, поскольку эта дилемма пронизывает все ключевые моменты социального бытия, как в пространстве, так и во времени. Современный этап развития общества характеризуется кардинальными переменами, связанными с кризисным положением сформировавшихся к настоящему времени поликультурных традиций, их переходом к качественно новому состоянию и модернизационным обновлением социально-культурной сферы. Сегодня изучение единства, взаимосвязи и взаимодействия традиций и новаций, как базовых механизмов социокультурного развития
общества, является важной и актуальной проблемой социально-философской мысли.
Диссертант установил, что традиция и новация представляют собой категориальную пару, посредством которой раскрывается источник самодвижения и саморазвития социальной системы. Будучи самодостаточными, они внутренне негомогенны и заключают в себе противоположные тенденции, следовательно, содержат и имманентное противоречие. Оставаясь тождественной самой себе, традиция предполагает свою противоположность - новацию. Но в отсутствии таковой, как внешней к самой себе противоположности, она ее находит в своих собственных недрах, изменяясь в рамках собственной меры.
Вместе с тем, как категориальная пара, в рамках противоречивого единства, традиция и новация представляют собой тождество в своих исходных основаниях. Традиция на стадии своего становления являлась когда-то новацией. В свою очередь, становление новации означает процесс формирования новой традиции. Таким образом, традиция и новация выражают единый процесс развития и неотделимы друг от друга.
Рассматривая взаимоотношение традиции и новации в качестве внутренней связи, автором указывается, что она в реалиях современного российского социального бытия во многом нарушена. Искусственно навязываются традиции, но также искусственно навязываются и новации. Абсурдность заключается в том, что традиции навязываются как новации. Происходит удивительная подмена понятий. Все это приводит к разрушению исторической логики взаимоотношения между ними, следовательно, и внутренней связи между традицией и новацией.
Проекция на будущее характеризует взаимосвязь традиции и новации как связь внутреннюю. Эти категории в целом выражают фундаментальный аспект функционирования и развития социального целого. В этом смысле они характеризуют внутреннюю, необходимую, существенную, повторяющуюся связь в упорядоченном изменении общества. Вот почему их следует рассматривать в единстве и в связи с общими тенденциями общественно-исторического процесса. При этом они проявляют себя как ступени познания единства и связи, взаимозависимости в развитии общества, то есть как характеристики их целостной взаимосвязи.
Рассматривая связь традиции и новации как связь внешнюю, необходимо иметь в виду, что в условиях современного российского' общества возникают глубокие противоречия между устоявшимися нормами общежития и разбросом ценностных отношений, признанием различными социальными группами идеалов друг друга. Таким образом, сами традиции становятся ареной столкновений мировоззренческих и
ценностно-оценочных ориентации. Традиции воспринимаются не только как наследие прошлого, но и как перспективы будущего. Иначе говоря, новация понимается как возвращение утраченной традиции. В этих условиях происходит разрыв взаимосвязи между традицией и новацией. Их по существу перестают воспринимать как две противоположные стороны единого общественно-исторического процесса и рассматривают как отдельные и не связанные друг с другом категории, отражающие разведенные во времени процессы, причем происходящие на площадках различного социального пространства.
С другой стороны, внешние связи представляют собой, прежде всего, общественные связи и обусловлены трансформацией внутренних изменений соотношения традиции - новации. Социальные институты выступают ключевыми факторами, обуславливающими внешнюю связь традиций и инноваций.
В результате анализа материалов исследования формулируется вывод о том, что традиции и новации представляют собой социальные связи, с одной стороны, цементирующие базис социальности, придавая ей динамическую устойчивость, а с другой, обеспечивающие различные изменения в структуре общественных отношений, реализуемых направленно, аттрактивно, удерживая инновационный процесс в границах меры.
Мы отмечаем, что сложный и противоречивый характер взаимодействия традиций и новаций наблюдается и в современном обществешюм развитии, он проявляется как во внешней, так и во внутренней связи. С одной стороны, внутренние связи проявляются их единой природой и общим основанием, а именно социальным целым, социальной проекцией на будущее, социальным пространством и временем. При этом в социальном ракурсе при разрыве взаимосвязи между традицией и новацией новация представляет собой возвращение утраченной традиции.
Во втором параграфе «Структура взаимодействия традиции, новации и инновации в современном российском обществе» показано, что традиция и новация — это старая и новая действительности, представляющие собой единство процесса становления общественного целого. В этом смысле они охватывают собой все моменты социальной действительности, включая в себя явление, основу, причину, условие, закон, сущность, то есть все важнейшие содержательные компоненты необходимости.
Само существование традиций и новаций в обществе неизбежно предполагает динамику инновационного процесса, проявляющегося в кризисных формах «инновационного хаоса», «столкновении цивилизаций», демодернизации и социокультурного
неотрадиционализма. В социально-философской трактовке инновация -это категория культуры, которая проявляет себя как возможность, как потенция, как С01шальный ресурс и реализующий себя в полном объеме лишь в новации. При этом инновация является определенностью именно количественного порядка. В свою очередь, инновационный процесс представляет собой социокультурный феномен, направленный, прежде всего, на создание новой действительности креативного порядка, которая характеризуется свойствами устойчивости и воспроизводства.
Традиция бюрократического управления государством чужда кардинальным изменениям и устойчива в самих своих основаниях, что и обнаруживается в российской социальной действительности в форме доминанты «традиционно-новационного синкретизма», когда прежняя традиция не устранена, а новация не реализована в своих сущностных проявлениях.
По мнению автора, в современном мире изменяется и характер взаимоотношения между традицией и новацией. Тем не менее, центром их пересечения по-прежнему остается человек. И это вполне оправдано. Ведь именно человек является и субъектом-носителем традиционно-новационного континуума, и, одновременно, объектом, на которого направлена политика, ставшая вполне традиционной, формирования нового человека - безропотного носителя извращенных, антинародных устремлений власти.
Таким образом, в российской социальной действительности произошла смена ценностного отношения в обществе, основанного на традиции безусловного доминирования морали, правды, справедливости на традицию западную - целерациональную, ориентированную на расчет и выгоду. Вот почему специфика взаимодействия традиции и новации, протекающая в условиях подмены ценностных установок, нравственных ориентиров, обнаруживает ряд нетипичных, а подчас и уродливых проявлений. Одним из них, причем, определяющих в содержании социально-политических доминант правящей элиты, следует назвать практически полное исключение новации из контекста российской социальной модернизации, превращенной не в инновационный, а в имитационный процесс. В итоге, всячески извращаемая и дискредитируемая, советская традиция взаимодействует не с новацией, а совокупностью социальных симулякров, искусственно навязываемых сверху, что может лишить наше общество перспектив на обновленное будущее.
Мы констатируем, что традиции и инновации являются составляющими единого социально-культурного процесса и историко-генетической связи, которые обеспечивают развитие инновационного и глобализирующегося общества. По мнению диссертанта, традиции и
инновации должны рассматриваться диалектически как социокультурные феномены в их единстве и противоположности, борьбе старого и нового, сохранения и отрицания, соотношения наследуемого и создаваемого, преемственности и обновления, прогресса и регресса.
В третьем параграфе «Проблемы инновационного развития российского общества» мы, обращаясь к проблемам российского общества, отмечаем, что путь инновационного развития остается чуть ли не единственной возможностью, позволяющей России занять достойное место в современном мире. В современных условиях трансформации российского общества необходимы инновационные процессы, ориентации на принятие, освоение и использование в собственной духовно-нравственной деятельности кардинальных изменений. Инновации должны быть ориентированы на успешное развитие нововведений в различных подсистемах общества: социальной, экономической, информационно-технологической, опытно-
конструкторской, образовательной, управленческой и др. на основе разнообразных, далеко не традиционных и тривиальных, а инновационных решений, чреда которых должна приобрести статус направленного процесса.
Инновации для совремешюго общества являются способом сохранения устойчивости, способами воспроизводства. Они возникают как феномены творческого порядка, являясь преднамеренными решениями встающих перед обществом проблем. Это свидетельствует о том, что сначала появляется проблема, даже объективная потребность в новом социальном явлении, затем следует проект ее решения, а потом — само новое явление. При этом диссертант вновь убеждается в справедливости промежуточной роли инновации и, следовательно, инновационного развития как переходного от одного состояния общества к качественно новому.
Диссертант считает, что инновации - это средства выхода из тупика для любого общества. Будь это новаторское изобретение или процесс постепенных изменений, инновация всегда связана с производством новых идей, которые спасают мир от застоя и стагнации.
Инновации являются современной формой объективации нового и признаются в роли основополагающего фактора социального развития. Главнейшей характеристикой современности представляют инновационные процессы, проникающие во все сферы и уровни бытия. Современное общество направлено стремится к достижению существенных изменений в разных сферах жизнедеятельности путем инноваций. В действительности инновации повсеместны и многообразны. Тем самым, инновации являются сложным социальным феноменом,
реализация которого способствует порождению системных социальных изменений.
Также инновации являются важнейшим двигателем в стратегиях государства. В нынешние тяжелые времена с высокой конкуренцией в обществе успех будет с необходимостью определяться тем, насколько инновационной она будет в ближайшие десятилетия. Сейчас речь идет уже не о том, что инновации нужны, а о том, что они должны уже осуществляться и внедряться, потому что инновации - это одна из необходимых составляющих успеха для современного общества. И к ним необходимо стремиться, используя все имеющиеся ресурсы -материальные, энергетические и информационно-коммуникационные.
Автором подчеркивается, что общество должно являться итогом обновления и развития. Наше будущее должно основываться и на прошлом, несмотря на то, что новое общество не может быть точной копией предшествующего. Основная цель каждого нового поколения заключается в том, чтобы правильно истолковывать в новых условиях то, что было накоплено предыдущими поколениями, а не отказываться от этого.
Подводя итоги исследования, автор приходит к выводу о том, что в контексте этнически уникального и общечеловеческого развития традиции и инновации неотделимы друг от друга. Они представляют собой взаимообусловленные философские понятия, которые определяют тренд развития современного общества. Сама жизнь общества - есть противоречивое единство традиций и инноваций. Конечно, свойства и характеристики категории «традиция» и категории «инновация» имеют качественно различный характер, но, при этом они имеют одно и то же социокультурное основание и являются своеобразными формами единой траектории движения современного российского общества в будущее.
В Заключении диссертации подводятся итоги, формулируются выводы и определяются перспективы дальнейшего развития исследований в данном научном направлении.
Основные положения диссертационного исследования получили свое отражение в следующих публикациях, общим объемом 5,9 п.л.
Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Мииобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата (доктора) наук: 1. Стовба A.B. Соотношение и взаимодействие традиций и инноваций в общественном развитии // В мире научных открытий. - Красноярск: НИЦ, 2011. - № 4 (16). (Гуманитарные и общественные науки). - С. 229-233. (0,4 п.л).
2. Стовба A.B. Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. - Красноярск: НИЦ, 2012. - № 7 (31). (Гуманитарные и общественные науки). -С. 153-163. (0,5 п.л).
3. Стовба A.B., Каляев Ю.А. Традиция в ракурсе научного и рефлексивного анализа //Современные проблемы науки и образования. -2013. — № 6. (Url: http://www.science-education.ru/113-10920, дата обращения: 27.11.2013). (0,6 п.л./0,5 п.л.).
4. Стовба A.B., Стовба Е.В., Масалимов Р.Н. Сельская молодежь в условиях модернизации аграрной экономики (на материалах Республики Башкортостан) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2014. - № 2 (34). (Url: http://joumal-s.org/index.php/sisp/article/view/2201414, дата обращения: 10.02.2014). (1 п.л./0,3 п.л.).
Другие публикации:
5. Стовба A.B. К вопросу о традициях и новациях в культуре // Человек и мир. Первые Чудиновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. проф. Ю.А. Калиева. - Уфа-Бирск: БирГСПА, 2008. - С 97-100. (0,2 п.л).
6. Стовба A.B. Традиция как феномен культуры // Человек и мир. Вторые Чудиновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. проф. Ю.А. Калиева. - Уфа-Бирск: БирГСПА, 2009.-С. 77-81.(0,3 п.л).
7. Стовба A.B. Традиция в философском осмыслении //Человек и мир. Третьи Чудиновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. проф. Ю.А. Калиева. - Уфа-Бирск: БирГСПА, 2010. - С.77-81. (0.3 п.л.).
8. Стовба A.B. Традиции как социально-философский феномен // Достижения молодых ученых в развитии инновационных процессов в экономике, науке, образовании: Материалы III Международной научно-практической конференции. - Брянск: БГТУ, 2011. - Ч. II. - С. 233-235. (0.2 пл.).
9. Стовба A.B. Социально-философское осмысление категории традиции // Актуальные вопросы социальной работы: состояние, проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Бирск: БирГСПА, 2011. -С. 109-110. (0.2 п.л.).
10. Стовба A.B. Инновации как социально-философский феномен // Молодежь. Наука. Будущее: технологии и проекты: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. - Казань: Изд-во «Познание», 2012. - Т. 1. - С. 419-421. (0.2 п.л.).
11. Стовба A.B. Диалектика взаимодействия традиций и инноваций // Междисциплинарные исследования в науке и образовании: Философские науки: Сборник трудов I Международного научно-практического симпозиума. - Киев, 2012. - № 1 Sp. - С. 57-60. (Url: http://www.es.rae.ru/mino/157-757, дата обращения: 27.11.2013). (0.3 пл.).
12. Стовба A.B. Социальные функции традиции // Междисциплинарные исследования в науке и образовании: Сборник трудов I Международной научно-методической конференции. - Киев, 2012. - № 1К. (Url: http:// www.es.rae.ru/mino/158-1098, дата обращения: 27.11.2013). (0.3 п.л.).
13. Стовба A.B. Традиции как фактор воспитания личности // Трибуна молодого ученого: актуальные проблемы науки глазами молодежи: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. - Мурманск: МГТУ, 2012. - Т 1.-С. 166-167. (0,1 пл.).
14. Стовба A.B. Проблема трактовки понятия «традиция» // Грани науки 2012: Сборник тезисов I Всероссийской Интернет-конференции. - Казань: СМУиС, 2012. - С. 74-75. (0,1 пл.).
15. Стовба A.B. Традиция как социально-философская категория и ее социальные функции // Наука и инновации XXI века: Материалы I Всероссийской конференции молодых ученых. - Сургут: Дефис 2012 -Т.1.-С. 144-148. (0,2 п.л.).
16. Стовба A.B. Содержание понятия «инновация» как социально-философской категории // Молодежь в инновационном обществе: Материалы Всероссийских молодежных социологических чтений с международным участием. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. - С. 243-246. (0,2 пл.).
17. Стовба A.B. Основные подходы к изучению проблемы традиции // Актуальные проблемы экономики, права, образования: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Изд-во УИЭУиП, 2012. - Часть II. - С 163169. (0,3 пл.).
18. Стовба A.B. Воспитание молодежи на традициях // Инновационный потенциал молодежи в развитии России: Материалы II Всероссийской молодежной научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрФУ 2012. - 242 с. - С. 180-184. (0,2 пл.).
19. Стовба А. В. Традиции и инновации как источник развития современного общества // Проблемы инновационного развития территории: междисциплинарный подход: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Пермь 2012. - Ч. I. - С. 153-157. (0,2 пл.).
20. Стовба A.B. Традиция как феномен культуры // Актуальные проблемы экономики, права, образования: история и современность: Материалы II
Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Изд-во УИЭУиП, 2013. - Часть III. - С. 204-210. (0,3 п.л.).
21. Стовба A.B. Проблема трактовки понятия «инновация» // Грани науки 2013: Сборник тезисов И Всероссийской интернет-конференции. - Казань: Изд-во КФУ, 2013. - С. 213-214. (0,1 п.л.).
22. Стовба A.B. «Нет ничего лучше, чем следовать традициям...» // Современное восприятие педагогического наследия A.C. Макаренко: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2013. - С. 105-108. (0,2 п.л.).
23. Стовба А.В.Традиции и новации в контексте социальной философии // Человек и мир. Шестые Чудиновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. проф. Ю.А. Калиева. -Уфа-Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2013. - С.146-148. (0,2 п.л.).
24. Стовба A.B. Традиции и новации в общественном развитии // Грани науки 2014: Сборник тезисов III Всероссийской Интернет-конференции. -Казань: Изд-во КФУ, 2014. - С. 131-132. (0,1 п.л.).
Стовба Андрей Владимирович
ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИЯ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Подписано в печать 04.03.2015 г. Формат 60x84/16 Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100. Заказ 26.
Редакционно-издателъсшй центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. ЗакиВалиди, 32.
Отпечатано в редащионно-издателъском отделе Института права Башкирского государственного университета 450005, РБ, г. Уфа, ул. Достоевского, 131-105.