автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Традиции как объект гуманитарного познания
Текст диссертации на тему "Традиции как объект гуманитарного познания"
&7 . ее- ¿7
Министерство образования Российской федерации Новосибирский государственный попагошчесжий университет
На правах рукописи
Быченкова Іфина Анатольевна
Традиция как объект гуманитарного познания
Специальность 09.00.01 — «Онтология и теория познания»
к
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель — доктор 4мшсофокихнаук; профессор Я С. Сычева
НОВОСИБИРСК — 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................... 3
ГЛАВА I. Исследование традиций в гуманитарных науках....... 14
1.1. Науки о конкретных традициях.................................... 14
1.2 Проблемное поле изучшия традиций............................. 32
ГЛАВА 2. Общие представления о традиции........................ 60
21. Анализ определений традиции.......................................60
22 Эсяафешаягцяфода традиций. Традиции как куматоиды ....70 23. Традиция и сходные феномены (обычай, обряд, ритуал,
канон, подражание) ..................................................76
ГЛАВА 3. Элементы теории традиций .................................92
3.1. Способы существования традиций ..................................92
3.2. Свойства традиций (состав, статус, время жизни)..... .........122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................144
Ошсок литературы......................................................... 147
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Анализ природы традиций, их места в общественной жизни яме-ет важное значение для организации человеческих отношений и социального управления, поведения отдельных групп людей и каждого че-
Г
ловека Уяснение роли традиций в жизни общества дает возможность понять механизмы социализации человека Исследование природы традиций касается и таких вопросов, как отношение к наследию прошлого, причины сохранения пережитков и т.д. Без анализа традиций в принципе нельзя понять причины и сущность новаторства в науке, искусстве, техника, языке. Работы многих авторов пронизывает мысль о том, что «вне традиции, без традиции нет и не может быть развития культуры, ее , прогресса»1. Гуманитфными науками накоплен огромный опыт иссле- 1 дования отдельных традиций, опыт, который нуждается в осмыслении. Традиция изучается достаточно большим числом гуманитарных дисциплин, однако каждая наука накапливает этот опыт совершенно самостоятельно, не пользуясь достижениями других наук. При этом многократно повторенные разными людьми действия по образцу, составляющие сущность традиции, в каждой науке называются по-своему. Так, этнографы описывают и систематизируют обычаи, обряды, поверья различных народов; фшюлога, с одной стороны, изучают устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, а с другой -создают учение о стилях и жанрах литературы, о следовании канону или литературной традиции; в фшюсофии науки говорят о парадигмах, в лингвистике - о нормах языка Задача состоит в том, чтобы систематизировать и обобщить опыт изучения различных гуманитарных феноме-
нов, имеющих один и тот же, не всегда въщеленный и даже не всегда осознаваемый механизм. Этот механизм и есть традиция как особая форма социальной памяти. Обобщение разнообразного и богатого опыта изучения традиционных феноменов, обнаружение в этом опыте, казалось бы очень разном для разных наук, одних и тех же гносеологических явлений, т.е. одинаковой для всех природы познаваемой реальности, может помочь перенесению опыта из одной науки в другую.
Степень изученности проблемы
Описанию и исследованию традиций посвящена разнообразная и разнородная литература Отметим прежде всего огромное количество книг и статей, посвященных анализу отдельных традиций, которые изучаются в рамках конкретных дисциплин - этнографии, литературоведении, фольклористика, истории культуры, этике, социологии, таких, как: "Традиционные и новые обряды в быту народов СССР" (М, 1991), ММ Громыко "Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в." (М, 1986), "Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы" (М, 1983), "Этнические стереотипы поведения" (Л., 1985); "Художественные традиции литератур Востока и современность: ранние формы традиционализма" (М, 1985). Эти и подобные им работы имеют к нашей теме д воякое отношение : их собственно предметное содержание (то, как именно "выглядит", представляется исследователю изучаемая традиция, какими сторонами, чертами, особенностями она обладает, на какие именно вопросы относительно нее следует получить ответы, каково содержание традиций в соответствующих гуманитарных науках и т.п.) выступает для нас как эмпириче-
1 Традиция в истории культуры - М.: Наука, 1978, - С. 3.
схий материал Однако, в них содержится и рефлексия гуманитариев, в рамках которой рассматривается другой круг вопросов -'как изучать феномен традиционности, связывать ли с традиционностью только кат кое-то определенное содержание, или - и способ социального наследования, что такое традиция вообще и т.п. Этот второй круг вопросов, обсуждающихся представителями гуманитарных наук, представляет собой методологическую составляющую их мышления и, являясь для нас также эмпирическим материалом, вместе с тем может служить и зафиксированным опытом изучения традиций. Тем самым его авторы могут быть рассмотрены как наши предшественники, правда, не ставящие своей специальной задачей исследование указанного опыта К их числу можно отнести АН Веселовского, Г. Тарда, АФ. Лосева, ВМ Жирмунского, С. С. Аверинцева, Т.П Григорьеву и др. !
Вопрос о роли традиций, об их значимости возникает и при исследовании науки. Традиции в науке так или иначе рассматривали К Поппер, М ГЬлани, Т. Кун, От. Тулмин, ПП Гайденко, МА Розов, НИ Кузнецова, НВ. Агафонова, ВС. Черняк; ВП Визгин, ИТ. Каса-вин, Б.И Пружинин, АН Антонов, ВП Филатов, ЕН Молодцова, Т.Е. Романовская и др. Назовем следующие работы НВ. Агафонова "Прогресс и традиции в науке" (М, 1991); Касавин ИТ. "Познание в мире традиций" (М, 1990); "Традиции и революции в истории науки" (М, 1991); большой раздел "Наука как традиция" (автор МА Розов) в работе ВС. Степина, В Г. Горохова, МА Розова "Философия науки и техники" (М, 1995); Кузнецова НИ "Социо-культурнью проблемы формирования науки в России (XVIII - сер. XIX вв.) (М, 1997). В этих работах исследуется! сам феномен традиционности в науке, соотношение традиций и новаций, традиций и револкждай, дается анализ «народных наук» и прослеживается их взаимодействие с собственно научным зла-
ниеы, обсуждается проблема появления новаций на пути следования традициям, рассмотрены судьбы конкретных традиций и т.п. В указанной работе ЕС. Степина, В Г. Горохова, МА Розова получен новый и принципиально важный для всех исследований традиций опыт их изучения. - новое онтологическое представление традиции как особого механизма социальной памяти: традиция выступает как определенная социальная программа, транслируемая в вулыуре с помощью механизма социальных эстафет. Он представляет собой цепочку из последовательно воспроизводящихся образцов деятельности или поведения, как бы подхватываемым последующим актом деятельности от предыдущего. Такое понимание традиций нам представляется полезным и методологически эффективным во всех случаях, когда изучается та или иная форма традиционности. В данном отношении опыт изучения познавательных традиции в гносеологии и философии науки может быть использован другими гуманитарными науками для изучения "своих" традиционных феноменов. С этой точки зрения указанные работы для нас -теоретические источники, т.е. источники теоретических представлений о традициях, на которые; мы в основном и опираемся в нашем исследовании. Когда же в них рассматриваются суцьбы конкретных научных традиций, то эти работы являются эмпирическим материалом.
' Конфетные традиции рассматривали также Г. Лебон, Э. Дюрк-гейм, М Вебер, Г. Гадамер, М Блок, ДС. Лихачев, Ю Н Давыдов, Э.С. Маркарян, АС. Спиркин, В.Н. Суханов, АБ. Гофман, ДД Благой, А Я. Гуревич, АВ Гулыга, ЕА Тюгапте», В. Б. Власова и др.
Есть и работы обобщающего характера, такие как: В. Д. Пгахов "Традиция и общество" (М, 1982), Е ЦЬцкий "Традиция. Обзор проблематики" ( в кн.: Е Шацкий "Утопия и традиция". - М, 1990). Однако, несмотря на достаточно общее название, работа ВД Плахова по-
священа рассмотрению конкретных аспектов функционирования традиции в жизни общества Он обсуждает следующие вопросы: традиция
Л
как закон системы общественных отношений, место традиц ии в системе социальных норм, виды традиций в материальном производстве, в системе распределения, в системе обычного права, в нравственных отао- | шениях, в искусстве, в семье и быту.
Е Шацкого традиция интересует в связи с анализом политологических проблем: традиция как иллюзия освобождения от власти; традиция как идеологическая реакция на социальные изменения, традиция в истории общественной мысли и т.д. Наряду с этим Е ЕЬцкий обсуждает, что такое традиция, какова ее суть, выделяет разные смыслы слова "традиция". Он с сожалением констатирует, что "в современной литературе мы имеем довольно широко распространенное убеждение в необ- | ходимости теории традиции, но не имеем такой теории»2, приводит слова американского социолога Э. Шилза о том, что "особенность почти всей современной социологической литературы - отсутствие в ней анализа природы традиции и ее механизмов"3.
Отсутствие общей теории традиций фиксирует также МА Розов. Он показывает, что традиции, образцы поведения, ларадипмы составляют новый мир, и ставит задачу "построить единый концептуальный аппарат для теоретического описания всего многообразия связанных с этим миром явлений", и разрабатывает этот аппарат - теорию социальных эстафет. В ее основе лежит представление о том, что вся наша Культура в конечном итоге живет и передается от поколения к поколению благодаря постоянному воспроизведению непосредственных об-
2 Шацкнй Е. Утопия и традиция. - М.: Прогресс, 1990. - С.208;
3 Там же. - С. 207,
разцов поведения и деятельности4. Способность человека действовать по образцам проявляется во веек сферах человеческой жизни - в производственной деятельности, в поведении, речи, мышлении, общении. В своих работах МА Розов вьщелил эстафеты как элементарный вид социального взаимодействия и противопоставил их более сложным формам, например, опосредованным эстафетам, в которых деятельность воспроизводится не по «живому образцу», а по его словесному описанию, проанализировал основные связи и трансформации эстафет, исследовал механизм функционирования опосредованных эстафет.
Цепи и задачи исследования
Цель работы - осмыслшь опыт, накопленный гуманитариями при изучении конкретных традиций человеческого поведения и деятельности, выявись возможность его онтологической, гносеологической и методологической унификации за счет обнаружения в нем общей природа познаваемой реальности - единого антологического представления тра?-диций как социального куматоида, и перейти тем самым от анализа содержания традиций в область анализа социальных механизмов бытия традиционных феноменов. С этой целью предполагается решить следующие задачи:
1. Очертить круг наук, так или иначе изучающих традиции.
* Розов М.А Научное знание и механизмы социальной памяти: Науч. доклад на соискание уч. степени д.ф.н. - М., 1990; Розов М.А Теория социальных эстафет н проблемы анализа знания // Теория социальных эстафет: История - Идея - Перспективы - Новосибирск, 1997,
* Куматонд - это волноподобный объект (от греческого kuma - волна), специфической особенностью которого является его относительное безразличие к материалу, его способность как бы «плыть» или «скользить» по материалу подобно волне. Социальный куматоид - это программа или совокупность программ человеческого поведения, не обусловленная нашей биологической наследственностью, но воспроизводимая в конечном итоге по непосредственным образцам (B.C. Степин, В.Г. Горохов, м. А Розов. Философия науки и техники. М., 1995, с. 84-94),
2 Рассмотрел» ситуации, которые обуславливают обращение гуманитариев к анализу традиций; выявить проблемы, которые они при этом ставят.
3. Проанализировать существующие определения понятия «традиция» и близких к нему понятий "обычай", "обряд", "ритуал", «канон».
4. Исследовать связь содержания, транслируемого в рамках традиции, и материала, на котором «живет» традиция, т.е. выявить онтологическую природу традиции.
5. Описать в рамках выявленной онтологии процессы подключения людей к традиции, способы поддержания традиций.
6. Исследовать свойства конкретных традиций, рассмотреть особенности переноса традиций на новые культурные области.
Теоретико-методологическая основа исследования
Методология исследования опирается на философские традиции, связанные с пониманием деятельностной, праЕсшческой, социокультурной природы человеческого познания в целом и научного исследования, в частности. Теоретическую базу исследования составляет теория социальных эстафет, развитая М А Розовым. В основу этой теории положены представления о том, что социальные объекты неатрибутивны, т.е. их свойства не вытекают из особенностей составляющего их материат. В рамках этой теории реализуется объясняющий подход к анализу социальных объектов, в отличие от традиционного для гуманитарных наук понимающего подхода, связанного с описанием содержания образцов. Од но из центральных понятий теории - понятие социального куматоида, как такого «устройства» социальной памяти, где за-
фиксированы некоторые инварианты, программы, сохраняющиеся при смене материала.
Научная новизна и положения, выносимые на защиту.
состоят в следующем:
1. Фактически традицию изучает гораздо большее число гуманитарных дисциплин, чем это принято считать. Любая наука, изучающая деятельность человека, в той или иной форме имеет дело и с образцами деятельности, с механизмами воспроизведения образцов, а, следовательно, с традициями. Таковы этнография, фольклористика, эстетика, история культуры, социология, социальная психология и т. п.
2 Исследуя традиции, гумашетфии расхматривают проблемы возникновения конкретных традиции, их видоизменения, распространения на новые области, проблему соотношения новаций и традиций, статус традиций и т.п. Их интерес обусловлен и практическими соображениями (сохранить те или иные традиции, включить их в современную деятельность, каталогизировать их с целью выяс-
/
нения национальной принадлежности их носителей), а также мето- / дологическими: слремясьлревржить ту или иную область 1уманищр- I
I
ных исследований в науку, они рассматривают традицию как одет/ из | форм повторяемости и тем самым дешюг выводы о наличия закономерностей в социальной реальности.!
3. Вставлена общая онтологическая природа традиций и близ- | ких к ним явлений (обычай, обряд, ритуал, канон), представленная | социальной программой (содерэюание передаваемого образца), реализуемой на постоянно сменяющемся материале (последовательность
сменякяцего друг дата материала представляет собой механизм трансляции содержания). Показано, что^ традиция онтологически од-нопорядкова с таким объектом как знание, уже изученным в рамках теории социальных эстафет и представленным как куматоид. Это позволило осуществить перенос опыта исследования кумагоидов, полученного при анализе науки, на объекты иной природы, чем знание - | обычаи, обряды, сшли, жанры т.е. показать, что эти объекты требу- | ют той же методологии исследования, что и знание, например, отказа от атрибутивности, учета дополнительности содержания транслируемого социального образца и механизмов его передачи.
4. Пути подключения к традициям новых индивидов и механизмы поддержания традиций зависят от способа существования традиции Когда традиции существуют как воспроизведение непосредственных образцов, обучают традиционным действиям и следят за их соблюдением либо просто окружающие, уже следующие традициям, либо - в наиболее важных случаях - особые категории людей, наделенных атрибутом "власти". ГЬдключение к традициям в ; этом случае есть просто включение в эстафеты Г$>и возникновении | письменности подключение к традициям становится возможным | благодаря усвоению описаний деятельности; однако, в силу невозможности экстериоризироватъ все умения человека, и в этом случае 1 остается значимым подключение к традициям ^^ воатроизведение непосредственных образцов. Когда традиции заданы только образгрм ; продукта, чю имеет место, например, в науке, литературе, искусстве ; и т.п., то прежде всего возникает задача восстановления деятельности 1 по ее продукту. ГЬдключение к традициям в этом случае возможно благодаря появлению методологии науки (где строятся указания о \
том, как должна быть организована деятельность и формулируются
требования к продукту научной работы), благодаря возникновению литературоведения (где формулируются те или иные каноны, которым должно отвечать литерат�