автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.04
диссертация на тему:
Традиция как действительность культуры

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ерюшкина, Ольга Степановна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.04
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Традиция как действительность культуры'

Текст диссертации на тему "Традиция как действительность культуры"

/ 1 ' I ж _ / # • __ ..

(л 1 ^ V , / / — у 1> у - /

МОРДОВСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ, ИСТОРИИ И ЭКОНОМИКИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

На правах рукописи

Ерюшкина Ольга Степановна

ТРАДИЦИЯ КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

(на материале мокшанского и эрзянского детского музыкального фольклора)

24.00.04 - прикладная культурология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

культурологии

Научный руководитель -Действительный член РАСН, доктор философских наук, профессор Н.И.Воронина

САРАНСК-1999

СОДЕРЖАНИЕ

С.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИИ 10

1.1. Традиция как теоретическая проблема 10

1.2. Традиция как проблема музыкального фольклора 32

1.3. Традиция как проблема детского музыкального фольклора 47

2. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ДИНАМИКА В СОВРЕМЕННОМ БЫТОВАНИИ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

(НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ) ; 69

2.1. Исторический аспект изучения мокшанского и эрзянского детского музыкально-поэтического фольклора 69

2.2. Современные формы бытования мокшанского и эрзянского детского музыкального фольклора 99

2.3. Гетерогенность и разностадиальность детского музыкального фольклора в процессе его ассимиляции 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 157

ПРИЛОЖЕНИЯ 172

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Неверно полагать, что менталитет российского человека зависит только от традиций государства и от рыночной идеологии. Такая зависимость существует, но вместе с тем современный человек находится под могучим воздействием ценностей ушедших эпох, которые живут в нас как отголоски прошлого и, возможно, передаются не только с культурной, но и с генетической информацией. Именно с этими «архетипами души» (Ю.М.Лотман) связано современное стремление возвращения к национальным корням культуры, желание глубже изучить традиции предков.

В русле этого интереса определяется многоаспектный научный подход к проблемам развития традиций, их трансформации и современного модифицирования. Эта проблема имеет выходы в различные области науки: философию культуры, психологию, этнографию, фольклористику и т.д. И лишь культурологии подвластен тип междисциплинарного синтеза с огромными эвристическими возможностями.

Сегодня предпринимаются попытки переосмысления ценностного потенциала традиции: либо «поддержание и строительство традиции» (Г.Н.Крупнин), либо расширение границ ее понимания, вплоть до стирания доверия к ней, выработанного условием времени.

При этом следует заметить, что произошедшие на современном этапе радикальные изменения в культурном социуме привели к ряду деформаций в оценке нравственно-культурных ценностей и процессов преемственного воспроизводства традиций культуры. Сегодня заметна и динамика «вживления» традиции в современную городскую среду, усиление движения по возрождению подлинных образцов народного творчества, в том числе и музыкального, в современный социокультурный контекст.

Выбор темы продиктован и объективными процессами возрождения этнической культуры мордвы, в которой одно из важнейших мест занимает музыкальное творчество. Тем не менее специальных работ, посвященных традициям

детского музыкального фольклора эрзи и мокши, пока нет. Автор записала и обработала более 250 образцов детского музыкального фольклора в мокшанских и эрзянских селах Республики Мордовия, определила качественный и количественный коэффициенты их бытования в современных условиях, выявила сохранность в устной традиции их передачи.

Отметим также, что процесс гуманизации и гуманитаризации высшей школы позволяет сегодня рассматривать традицию как одну из наиболее продуктивных форм передачи и освоения художественного наследия и нравственно-эстетического опыта народа. Поэтому актуальным становится введение в систему школьного и высшего педагогического образования национально-регионального компонента, детерминируя пути исследования местных традиций с целью практического использования их результатов в учебно-образовательном пространстве «школа - вуз». При этом следует отметить, что необходима целенаправленная работа по выявлению как внутренних потенций традиции, так и закономерностей функционирования ее в конкретных условиях.

Состояние теоретической разработки проблемы. Специфика традиционности в детском музыкальном фольклоре мокши и эрзи определяет характер ее теоретической проработки. Ограниченное число работ, непосредственно посвященных интересующей нас теме, не свидетельствует об отсутствии внимания к ней среди фольклористов, музыковедов и литературоведов. Тем не менее предметом их исследования становятся лишь отдельные стороны этого явления. Поэтому поиск адекватного контекста, языка и масштаба нашего исследования и, соответственно, теоретических проработок представляет не меньшую проблему, чем анализ эмпирического материала.

Можно выделить два достаточно самостоятельных «круга» литературы, которые затрагивают проблемы традиции как действительности культуры. Количество составляющих их работ быстро растет в 90-е годы, по мере возрастания интереса к возрождению культурных традиций этносов и субэтносов.

Первый «круг» публикаций составляют работы, посвященные проблемному полю традиции. Здесь прежде всего необходимо выделить исследования

западных философов (Д.Гулд, Р.Зиманда, В.Колб, А.Кребера, К.Клукхона, М.Радина, Е.Шацкого), а также отечественных ученых (С.А.Арутюнова, Э.А.Баллера, В.Б.Власовой, Э.С.Маркаряна, О.А.Осиповой, А.И.Першица, В.Д.Плахова, Г.А.Праздникова, Н.С.Сарсенбаева, Э.В.Соколова, А.Г.Спиркина, И.В.Суханова, П.Д.Тищенко, К.В.Чистова, Н.Г.Шахназаровой и др.). В основном их подходы связаны с традицией, выделением ее структурных характеристик, места и роли в обществе.

Наиболее представительны в ряду конкретно научных подходов психолого-педагогические исследования роли и значения традиции в процессе воспитания и образования. В данном массиве литературы представлен значительный потенциал методологических обобщений (вместе с обширным эмпирическим материалом), включая феноменологические описания и наблюдения, которые представляют интерес для исследования традиции в различных концептуальных планах. Выделим работы М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Л.Ф.Обуховой, М.В.Осориной, А.Я.Пономарева. Методологически обобщающая исследования детского творчества «Психология игры» Д.Б.Эльконина подводит определенный итог и может быть названа энциклопедией традиционно психологического исследования детского возраста. Но данная работа основана на гносеологиза-ции предмета исследования, что обусловливает внегерменевтичность подхода. Проблемы соотношения традиций различных уровней поднимаются и решаются К.Т.Добровольским, А.Кребером, К.Клукхоном, Р.Г.Лоуи, Э.С.Маркаряном, М.Радиным, Т. де Леув и др. (расширительный уровень); И.В.Сухановым, Д.К.Угриновичем (ограничительно узкий); В.Б.Власовой, Т.А.Колевой, К.В.Чистовым (социально стереотипизированный); И.И.Земцовским, З.Лисса (интегративный).

Исследование детской музыкальной фольклорной традиции тяготеет к описанию предметной содержательности вовлеченных в творческое действие процессов. Поэтому эмпирический материал структуируется на основании предметных парадигм. Традиционные действа включаются в социокультурные контексты не своим содержанием, а способами своего бытия, поэтому некото-

рые формальные исследования, например, структурно-ритмического анализа или типология отдельного жанра, предстает весьма продуктивным и позволяет систематизировать результаты конкретных кросскультурных исследований детских песен.

Второй «круг» литературы составляют работы по проблемам собственно музыкального фольклора. Это фундаментальные работы искусствоведов Б.В.Асафьева, И.И.Земцовского, Н.Г.Шахназаровой и др.

Основное внимание в них уделяется методологическому обоснованию детского музыкального фольклора, традициям и новациям, их бытованию. Особый интерес представляют исследования базовых моделей (вариативности, импровизации, гетерогенности, ассимиляции) (М.Ю.Новицкая).

Необходимо выделить работы мордовских фольклористов, которые для теоретической проработки привлекали разносторонние аспекты детского мордовского фольклора: сказки - Л.С.Кавтаськин, А.И.Маскаев, К.Т.Самородов, А.Д.Шуляев; песни (поэтические тексты) - М.Е.Евсевьев, Л.С.Кавтаськин, Б.Б.Карсаевский, П.С.Кириллов, П.И.Мельников-Печерский, Х.Паасонен, К.Т.Самородов, Э.Н.Таракина, И.Г.Черапкин, А.Ф.Юртов; песни (музыкальные тексты) - Н.И.Бояркин, Л.Б.Бояркина, А.О.Вяйсянен, Л.П.Кирюков, Р.Лах, Т.И.Одинокова, Г.И.Сураев-Королев, А.А.Шахматов; сюжетные игры -Э.Н.Таракина; театральных действ мордвы - В.С.Брыжинский; танца -А.Г.Бурнаев; мифов - Т.П.Девяткина, М.И.Каргина, Н.Г.Юрченкова.

В данных работах понимание традиции рассматривается в проекциях методологии, гносеологии, смысла, рациональности, диалектики, эстетики и т.д.

Самым существенным для данного исследования становятся работы, посвященные непосредственно детской музыкальной традиции в пространстве мордовской культуры, двух ее этносов - мокши и эрзи. Наиболее показательны в этом смысле работы Н.И.Бояркина, В.С.Брыжинского, Н.Ф.Мокшина, Т.И.Одиноковой, Г.И.Сураева-Королева. В них содержится значительный потенциал теоретических концептуализаций и эмпирических наблюдений, но са-

ма проблема детского музыкального фольклора как традиции конкретных этносов (мокши и эрзи) остается в них на периферии внимания.

Целью диссертационного исследования является изучение культурологических оснований мордовского детского музыкального фольклора в контексте традиций и современного культуротворчества. Это и определило ряд конкретных задач:

- определить теоретические параметры традиции и обосновать главные тенденции развития музыкально-фольклорных традиций в современной Мордовии;

- осуществить сбор репрезентативных данных по исследуемой проблеме, определить жанрово-тематическую специфику и характерные формы проявления детских музыкально-фольклорных традиций в контексте культуры;

- исследовать историографию мордовского детского фольклора, изучить закономерности бытования мокшанского и эрзянского детского музыкального фольклора на территории Мордовии, дать комплексную классификацию образцов детского музыкального фольклора по жанрово-тематическому принципу, возрастной соотнесенности и по функциональной направленности;

- выявить специфические особенности преемственности современных форм бытования эрзянских и мокшанских детских музыкально-фольклорных произведений.

Методологической базой диссертации послужили специальные работы по проблемам традициеведения. Среди них - труды А.К.Алиева, Э.А.Баллера, В.И.Брудного, В.Б.Власовой, Ю.Левады, В.Колеватова, Э.С.Маркаряна, А.И.Першица, В.Д.Плахова, Г.А.Праздникова, Э.В.Соколова, А.Г.Спиркина, И.В.Суханова, Е.Шацких и др. Интеграционный характер исследования обусловил необходимость использования работ по смежным гуманитарным областям научного знания: культурологии, искусствоведения, психологии, этнографии (Г.С.Виноградов, Н.И.Воронина, И.И.Земцовский, Ю.М.Лотман, М.И.Лисина, М.В.Осорина, О.И.Капица и др.).

В диссертации использованы различные методы - как традиционные для культурологических исследований, так и нетрадиционные, что обусловлено спецификой данной работы. Среди них:

- историко-критический анализ источников, характеризующих процессы развития традиции как в теории, так и в реалиях;

- метод концептуальной интерпретации разнородных факторов традиционности, раскрывающих особенности современного ее бытования в конкретных условиях;

- метод интеграции знаний о закономерностях функционирования традиций в субэтнической среде;

- в диссертации прослеживается генезис идей в области музыкальной этнофольклористики, становления ее истории, теории и практики как объекта комплексного исследования.

Новизна исследования определяется:

- самим обращением к материалу мордовского детского музыкального фольклора как реалии действительности в культурологическом контексте, а также конкретностью материала исследования: в научный обиход вводятся ранее не публиковавшиеся музыкальные источники, репрезентирующие песенную традицию мордвы (около 250 музыкальных образцов);

- впервые теоретические проблемы детского музыкального фольклора мордвы, его функционирования в пространстве республики Мордовия, возможные пути и формы фиксации и передачи следующим поколениям становятся предметом специального исследования, проводимого с использованием современных данных культурологии, социологии, этнологии, психологии, эстетики и музыковедения;

- впервые всесторонне анализируются структура и функции детской музыкальной традиции как целостной системы в социальном бытовании этнической культуры;

- в аспекте исследуемой проблемы и с учетом многообразных коммуникативных факторов впервые исследуются вопросы психологии музыкального творчества, исполнения и восприятия детей;

- новым для прикладной культурологии является системный подход к осмыслению роли участников процесса бытования детского музыкально-фольклорного творчества мордвы (исполнителя, слушателя, собирателя, музыковеда - критика и т.д.);

- новой является и типология бытования мокша-эрзянского детского музыкального фольклора на территории Мордовии, представленная на основе собранных образцов творчества взрослых и детей;

- выделена гетерогенность, разностадиальность в процессе ассимиляции детского музыкального фольклора.

Практическая ценность исследования. Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации не только в общих и специальных курсах культурологии, фольклористики и музыковедения, но и в школьных программах «Музыка в школе», «Мировая художественная культура», «Фольклор» как национально-региональный компонент и в практике работы детских дошкольных учреждений.

Апробация работы. Основные идеи диссертации были доложены на XXX, XXXI, XXXII научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ им. М.Е.Евсевьева (1995-1998), на региональной научно-практической конференции «Инновационные подходы в системе общего и специального музыкального образования» (Саранск, 1996), обсуждены на всероссийских конференциях: «История, образование и культура народов Среднего Поволжья» (Саранск, 1997), «Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов» (Саранск, 1998).

По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс МГПИ им. М.Е.Евсевьева в курсах «Мордовский детский музыкальный фольклор», «Музыкальная этнография».

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ТРАДИЦИИ

1.1. ТРАДИЦИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Значение термина традиция точнее всего раскрывается в противопоставлении к понятию новация. Если новация есть способ открытия ситуации настоящего тому, что еще в переживании настоящего не было (П.Д.Тищенко), то традиция представляет собой схематизм введения в эту же ситуацию того, что уже было. Или - иными словами - новация призвана превратить настоящее в настоящее - будущего, а традиция - превратить это же настоящее в настоящее -прошлого. Причем здесь имеется в виду не любое прошлое, но лишь то, которое как бы передано из рук в руки - от предков к потомкам.

Латинское слово traditio прежде всего имеет смысл «вручения», передачи некоторого достояния в наследование. Поэтому уже самое поверхностное, этимологическое прояснение значения слова традиция позволяет увидеть в нем существенное удвоение. «Я поступаю традиционно, поскольку само-отверженно воспроизвожу способ, которым действовали до меня. Одновременно я могу само-отверженно воспроизвести этот способ только постольку, поскольку я его могу получить из чьих-то рук и присвоить, овладеть им, установив тем самым над ним свой суверенитет»,- находим у Тищенко (163, с.82).

Момент личного со-участия в самовоспроизводстве традиции особенно рельефно обнаруживается в традиции искусства, мастерства в широком смысле. Мастерство принципиально «нельзя передать с помощью предписаний, ибо таковых не существует. Оно может передаваться только посредством личного примера от учителя к ученику. Это сужает ареал распространения искусства до сферы личных контактов и приводит обычно к тому, что то или иное мастерство существует в рамках определенной местной традиции», - пишет М.Полани (142, с.86).

Вместе с тем в акте передачи традиции как личной коммуникации присутствует некий язык, опредмечивающий образцы действий. Как средство опредмечивания традиции язык несет в себе две взаимодополнительные возможности - опыт опредмечивается либо в форме образцового единичного де