автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Трансформация отношений к семье и браку на российском Дальнем Востоке в 1917-1936 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансформация отношений к семье и браку на российском Дальнем Востоке в 1917-1936 гг."
На правах рукописи
Савчук Анна Александровна
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ К СЕМЬЕ И БРАКУ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1917 - 1936 гг.
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
14 МАР 2013
Владивосток - 2013
005050531
Работа выполнена на кафедре отечественной истории и архивоведения Дальневосточного федерального университета
Научный руководитель: Троицкая Наталья Анатольевна,
кандидат исторических наук, профессор Дальневосточного федерального университета
Официальные оппоненты: Шабельникова Наталья Алексеевна,
доктор исторических наук, профессор Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России
Лазарева Светлана Ивановна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО
Благовещенский государственный педагогический университет
Защита состоится "22" марта 2013 года в/&£%*мсов на заседании диссертационного совета Д.212.056.07 при Дальневосточном федеральном университете по адресу: 690950, г. Владивосток, ул. Алеутская,
56,ауд.^
С диссертацией можно ознакомиться в Институте научной информации - Фундаментальной библиотеке Дальневосточного федерального университета по адресу: 690600, г. Владивосток, ул. Алеутская, 65-6.
Объявление о защите и текст автореферата размещены на сайте ВАК.
Автореферат разослан февраля 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета /11-/
кандидат исторических наук, доцент (V М.Б. Сердюк
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе законодательно закреплено равенство мужчин и женщин, ратифицирована Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации 1979 г., однако в реальной жизни отмечается разрыв между декларируемыми правами и их реализацией как в общественной, так и в семейной жизни. В нашей стране наблюдается устойчивое снижение рождаемости, в связи с чем на высшем уровне была провозглашена необходимость увеличения числа семей с тремя и более детьми. Для достижения данной цели предлагаются различные инициативы: от мер экономического стимулирования до принудительного запрета профессиональной деятельности для женщин, в основе которых лежит представление о необходимости сохранения полной семьи как гаранта воспроизводства населения.
Разработка комплекса мероприятий, способствующих укреплению семьи и повышению рождаемости, невозможна без обращения к советскому опыту, особенно первых лет Советской власти. Реформы семейно-брачной сферы 1920— 1930-х годов определили развитие семьи и брака на протяжении всей советской и постсоветской истории вплоть до настоящего времени. Опыт большевиков показал, что если проводить радикальные преобразования социальной сферы в неподготовленном обществе, то оно может отреагировать совсем не так, как от него ожидают, и свести на нет даже самые перспективные преобразования. В связи с этим обращение к опыту общественной интерпретации реформ, проводившихся в сложных социальных условиях и связанных с коренным переустройством института семьи и брака, представляется актуальным.
Степень изученности проблемы. Обращение к изучению проблем брака и семьи началось уже в 1920-е годы. На данном этапе появился целый ряд публикаций, посвященных гражданскому и религиозному браку, разводу, абортам и проституции1, однако к проблемам
1 Бройдо Е.Л. Женщина-работница. Петроград, 1917; Коллонтай А.М. Трудовая республика и проституция//Коммунистка. 1920.№6.С. 15—17; Меры борьбы с проституцией // Коммунистка. 1922. №12. С. 15—16; Бранденбург-скийЯ. Буржуазная печать о брачном кодексе // Известия. 1926. № 11. С. 5; Домбровский Е. Новый Кодекс о браке, семье и опеке и деревня // Еженедельник Советской юстиции. 1926. №48. С. 1531—1532; Аборты в 1925 году. М., 1927; БранденбургскийЯ. Новый кодеке законово семье и браке //Коммунистка. 1927. №2. С. 65—72; Броннер, Елистратов. Проституция в России.
семьи обращались не историки, а врачи, социологи, юристы и политики — E.JI. Бройдо, Я. Бранденбургский, Е. Домбровский, A.M. Кол-лонтай, М. Гернет, Д.И. JIacc и др. Их целью было осмыслить феномен советской семьи, выявить отношение к ней молодежи, женщин, беспартийных крестьян и коммунистов, исследовать интимную жизнь студентов, проблемы использования контрацепции и такое явление как проституция2. Свобода обсуждения данных вопросов продлилась до середины 1930-х годов, когда произошел переход к искусственной консервации семьи3.
Со второй половины 1930-х годов семейно-брачная сфера оказалась под жестким контролем партии и правительства, и на три десятилетия были свернугы начатые исследования. Работы специалистов в этот период посвящены демографической статистике, вопросам смертности и рождаемости, анализу семейного права".
Со второй половины 1960-х годов возобновился интерес к изучений роли женщины в советском обществе, всестороннему изучению советской семьи, обусловленный обсуждением и принятием Основ законодательства о браке и семье (1968 г.). Основной упор делался на изучение изменений в экономическом статусе женщины, пока-
М., 1927; Гернет M.H.K статистике проституции // Статистическое обозрение. 1927. №7. С. 86 — 89; Гене"Д. Проблема аборта в СССР. М., 1929; Копе-лянская С. Как установить отцовство до и после рождения ребенка // Еженедельник Советской юстиции. 1929. №13. С. 296 — 298; Броннер В.М. Проституция и пути её ликвидации. М.-Л., 1931; Ласс Д.И. По пути к ликвидации проституции. М., 1931 и др.
2 Гельман И. Половая жизнь современной молодежи. URL: http://www.fedy-diary.ru/?p=3431 (дата обращения 07.06.2011); Кпячкин В. Половая анкета среди омского студенчества//Социальная гигиена. 1925. №6. С. 124 — 138; Чучелов Н.И. Опыт изучения половой жизни населения путем открытого опроса// Социальная гигиена. 1928. №4. С. 79 — 84; Ласс Д.И. Современное студенчество (быт, половая жизнь). М.-Л., 1928 и др.
3 Конституция СССР, 1936 г. // Советская юстиция. 1936. №19. С. 1-7; "О запрещении абортов, увеличений материальной помощи роженицам, установлении государственной помоши многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводе" // Работница. 1936. №20-21. С. 7 — 11.
4 Новосельский С.А. О ранней детской смертности. М., 1941; Боярский А.Я. К вопросу о естественном движении населения в России и СССР. М., 1948; СтрумилинС.Г. К изучению быта трудящихся в СССР. М., 1957;Бошко В.И. Очерки советского семейного права. Киев, 1952; Свердлова Г.М. Охрана интересов детей в советском семейном и гражданском праве. М., 1955; Боярский А.Я. Население и методы его изучения. М., 1965 и др.
4
зывались достижения в области образования, здравоохранения, изучалось развитие законодательства в сфере охраны труда и др.5. Влияние советских брачно-семейных реформ на общество и восприятие их населением оставались за пределами внимания исследователей. В это же время начала формироваться сибирская и дальневосточная историография, в которой анализировалась роль женщин в развитии экономики, их вовлечение в социалистическое строительство и общественную жизнь6. Вопросы истории семьи и брака в условиях Дальнего Востока оказались за пределами внимания исследователей.
Гласность и перестройка послужили началом нового этапа: исследовались вопросы материнства, положение женщин в семье, проводился сравнительный анализ положения женщин в СССР и в других странах7. Отечественные историки получили возможность познакомиться с исследованиями зарубежных коллег, изучавших положение женщин в России до революции и в советский период. В отечественную науку вошло новое понятие — тендер, введенное в исторические исследования американской исследовательницей Дж. Скоп4
5 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования. М., 1964; Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. М., 1972; Жу-равков М.Г. Социализм и мораль. М., 1974; Котляр А.Э. Занятость женщин в производстве. М., 1975; Женщины Страны Советов. М., 1977; Изменение положения женщины и семья. М., 1978; Чирков П.М. Решение женского воп-росавСССР(1917— 1937 гг.). М., 1978; Новикова Э.Е. Женщина. Труд. Семья. М., 1978; Опыт КПСС в решении женского вопроса. М., 1981; Женщины в СССР. М., 1982; Груздева Е.Б., Чертихи на Э.С. Труд и бытсоветскихженщин. М., 1983; Мартынова Э.И. Формирование духовного мира советской женщины. Красноярск, 1983; Советские женщины и профсоюзы. М., 1984 и др.
6 Климанская К.Е. Деятельность партийных организаций Сибири по вовлечению женщины в социалистическое строительство (1921 —1925 гг.). Томск, 1965; Инжер В.И. Конференция крестьянок на Дальнем Востоке (1923 — 1925) // Материалы научной конференции молодых ученых вузов г. Томска. Т. 2. Секция гуманитарных наук. Томск, 1968. С. 34—36; Она же. К вопросу о вовлечении женщин в социалистическое строительство на Дальнем Востоке (1923—1925) // Сборник работ аспирантов кафедры истории КПСС Томского университета. Вып. 7. Томск, 1971. С. 47—58; Климанская К.Е. Женщины Сибири в социалистическом строительстве. Томск, 1976; Дубинина Н.И. Дальневосточницы в борьбе и труде. Хабаровск, 1982 и др.
7 Ершова E.H., Новикова E.H. СССР — США: женщина и общество. Опыт сравнительного анализа. М., 1988; Костылова Т.М., Капелева И.Я. Мы — женщины. М., 1989; Малика Т.А. Занятость женщин и материнство. М., 1989; Музыря A.A., Копейко В.В. Женсовет: опыт, проблемы, перспективы. М.,
1989; Поленина C.B., Абрамова A.A., Азарова A.A. Труд, семья и быт советской женщины. М., 1990; Женщины в СССР. М., 1990, 1991 и др.
(традиций! шо «gende ^определяется каксоциал ьный пол, т.е. набор культурных и социальных норм, конструирующих Мужское и женское в обществе). Исследователи начала 1990-х годов стали рассматривать советскую семью не как ячейку социалистического общества, а как один из способов закрепления мужского господства9. Реформирование семьи в 1920-е годы, повлекшее за собой формирование двойной занятости женщины, безответственное поведение мужчин, большое количество разводов и проституции, оценивалось в работах этого периода негативно10.
В работах, написанных после 1991 г., активно используется тендерная методология, формируется круг ученых, занимающихся тендерной историей, антропологией и социологией: H.JI. Пушкарева, О. Воронина, С.Г.Айвазова,АА.Здравомыслова, A.A. Темкина, Ю. Град-скова и др.". Появляются научные и научно-популярные работы, посвященные проблеме занятости женщин, формированию женского лидерства, проституции, взаимоотношениям полов в 1920— 1930-е годы'2.
sCkott Дж. Геццер — полезная категория исторического анализа // Введение в тендерные исследования. Ч. II. Хрестоматия. Харьков; СПб., 2001. С. 405-437.
'Воронина О. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм. Восток. Запад. Россия. М., 1993. С. 214.
10 СССР: демографический диагноз. М., 1990; Гайгес А., Суворова Т. Любовь — вне плана. (Sex& перестройка). Интимная жизнь и положение жен-шины в СССР. М., 1990 и др.
11 Бойко В.В. Если ты мать и жена. М., 1991; Айвазова, С.Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. №6. С. 159 — 163; Женщины в социальной истории России. Тверь, 1997; Пушкарева, H.JI. "Кому он нужен, этот "Гендер"? Новые концепции и новые подходы к анализу прошлого" // Социальная история. Ежегодник. 1998/1999гг. М., 1999. С. 155 — 174; Градскова, Ю.В. "Обычная" советская женщина — обзор описаний идентичности. URL: http://library.gender т- ehu.org/hms/uniobject.php?type =articles&id = 148 (дата обращения: 11.11.2008); Здравомыслова, Е., Темкина, А. Советский этакратический тендерный порядок // Российский тендерный порядок: социологический подход. СПб., 2007 и др.
: "Осипович Т. Проблема пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов. // Общественные науки и современность. 1994. №1. С. 161—171; Темкина А.А, Роткирх А. Советские тендерные контракты и их трансформация в современной России // Социологические исследования.'2002. № 11. С. 4 —14; Казьмина О.В., Пушкарева НЛ. Российская система законов о браке в XX в. и традиционные установки // Этнографическое обозрение. 2003. №4. С. 64—79; Максимова Т. На кой черт регистрировать брак // Родина. 2004. № 11. С. 83—87; Голод С.И. Что было пороками, стало нравами. Лекции по социологии сексуальности. М., 2005; Вербицкая О.М. Российская сельская семья в 1897—1959 гг, Москва-Тула, 2009; Иванов А.Е. "Половой вопрос", брак, семья в бьгговом сознании и поступках рос-
%
Кроме того, советская семьи становится частью истории повседневности13. Однако данные работы географически базируются, главным образом, на материалах Москвы и Ленинграда; проституция, изнасилования и аборты подаются в них как следствие неблагоприятных условий жизни. Марксистские взгляды на брак и семью начинают оцениваться как поверхностные и несвоевременные. В период с 2000 по 2011 гг. защищается ряд кандидатских и докторских диссертаций по истории русской семьи, написанные на общероссийском14 и региональном15 материале.
В региональной историографии начинается переход к многоаспектному изучению дальневосточной семьи сибирскими и дальневосточными социологами, историками и этнографами. Основной задачей становится исследование условий существования семьи, определение роли и места в ней женщины и мужчины, выявление факторов, влияющих на создание и развитие семейного союза, а глав-
сийских студентов (1880-е гг. — начало XX в.) // Российская история. 2010. №6. С. 84 — 96; Дорохина О. "После 18-летнего возраста всякая девица объявляется государственной собственностью..." //Родина. 2011.№1. С. 31—35 и др.
13Марков А. Были ли секс при советской власти? // Родина. 1995. №9. С. 51— 55; Котылев А.Ю. "Мальчишка, люби революцию...". Тендерный аспект развития российской культуры 1917 —1933 гг. //Тендер и общество в истории. СПб, 2007. С. 621 — 657; Иконников-Галицкий А. Хроники петербургских преступлений. СПб, 2008; Араловец H.A. Городская семья в России, 1927-1959 гг.Тула, 2009; Вербицкая О.М. Российская сельская семья в 1897 — 1959 гг. Москва-Тула, 2009; Романов П.В. "Человек всегда имеет право на ученье, отдых и на труд". Советская социальная политика, 1920 — 1940-е гг. // Повседневный мир советского человека 1920-1940-х гг. Ростов н/Д, 2009. С. 43-59; Лебедева Л. В. Семейно-брачные отношения крестьян в условиях социальной модернизации советского общества периода нэпа // Известия Пензенского государственного педагогического университета. 2011. №23. С. 491—494 и др.
'"Михайлова М.В. Семья и быт в представлениях населения Европейской части России в 1920-е годы. Дисс.....к. и. н. М., 2003; Араловец H.A. Российское
городское население в 1897-1926 гг.: брак и семья. Дисс.....д. и. н. М., 2004;
Омельянчук C.B. Брак и семья в Древней Руси IX — XIII веков: морально-нравственный и правовой аспект. Дисс.,...к. и. н. Тамбов, 2009 и др.
15Мареева Е.П. Церковный фактор в демографическом поведении населения Тамбовской губернии в XIX — начале XX в. Дисс......к. и. н. Тамбов, 2003; Глотова В,В- Крестьянская семья во второй половине XIX века: на материалах Курской губернии. Дисс.....к. и. н. Воронеж, 2005; Першина Т.А. Структура крестьянской семьи мордовского края в первой половине XIX в.: историко-демографический анализ. Дисс.....к. и. н. Саранск, 2005; Рослякова М.В. История семейно-брачных отношений рабочих Верхневолжского региона: сер. 1920-х — кон. 1930-х гг. Дисс.....к. и. н. Иваново,
2005 и др.
ное — на рождение и воспитание детей в семье16. В работах Ю.В. Ар-гудяевой, посвященных изучению восточнославянской крестьянской (в том числе и старообрядческой) семьи на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX вв* семья исследуется в разных аспектах: устройство семьи, быт, положение женщины в семье, обрядовые практики17. Работы исследователей Э.А. Васильченко и O.A. Васильченко посвящены формированию женского социума на Дальнем Востоке и развитию дореволюционной дальневосточной семьи18. В исследованиях C.B. Коваленко, Т.Е. Ломовой, Н.Г. Кулинич, работающих в русле тендерной методологии и истории повседневности, проблемы брака и семьи предстают как составная часть истории формирования и развития женского лидерства или городской повседневности19. В работах A.A. Горчакова, С.И. Лазаревой рассматрива-
16 Кравцова Г.В., Плешакова М.В. Формирование семьи в дальневосточном городе. Владивосток, 1991; Ощепкова А:П., Этштейн М.З. Сибирская семья: особенности развития и формирования нравственной культуры личности: по материалам исследований в Томской области. Томск, 1996; Сидоркина З.И. Демографические процессы идемографическая политика на Российском Дальнем Востоке. Владивосток, 1997; КрупаТ.А. Формирование региональной се-мейно-демографической политики в условиях демографического кризиса (на материалах Приморского края): Автореф. дисс...к. соц. н. Владивосток, 2002; Романовская, Е.С. Тенденции развития семейно-демографической ситуации на Дальнем Востоке. Магадан, 2008 и др.
17Аргудяева Ю.В. Украинцы. Крестьянская семья украинцев в Приморье (80-е гг. ХІХ-начало XX вв.). М., 1993; Её же. Крестьянская семья у восточных славян на юге Дальнего Востока России 50-е годы XIX в. — нач. XX в. М., 1997; Её же Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М., 2000; Её же. Русские старообрядцы в Маньчжурии. Владивосток, 2008.
18 Васильченко Э.А. Женский социум на Дальнем Востоке (1860 — 1940). Иваново, 2000; Васильченко О.А. Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке (1860 — 1917 гг.). Владивосток, 2001; Васильченко O.A., Волог-дина Е.С. Государственная политика в отношении семьи на Дальнем Востоке в 20- 30-х годах XX века // Власть и управление на Востоке России. 2009. №2(47); Васильченко O.A. Внутрисемейные отношения на российском Дальнем Востоке (вторая половина XIX — начало XX вв.): социально-исторический аспект // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2012. № 1-2. С. 4 — 6 и др.
"Ломова Т.Е. "Женский вопрос" на Дальнем Востоке (1917 — 1927гг) // IV Дальневосточная конференция молодых историков. Сборник. Владивосток, 2001. С. 156 — 165; Коваленко С-В. Формирование женского лидерства на дальнем Востоке в условиях тоталитарной системы (20 — 30e гг.ХХв.) //Известия Российского исторического архива Дальнего Востока. Том X. Владивосток, 2007. С. 150 — 165; Кулинич Н.Г. Повседневная культура горожан советского Дальнего Востока в 1920— 1930-е годы. Хабаровск, 2010 и др.
ются различные формы выживания женщин в сложных социальных условиях — интервенции и эмиграции20 В диссертации И.А. Арефьевой анализируется тендерный аспект формирования населения Дальнего Востока в 1920 — 1930-е годы, в том числе и реализация новой брачной политики на Дальнем Востоке21.
Тем не менее, при наличии достаточно обширной историографии, посвященной советской семье и браку в 1917—1936 гг., проблема трансформации отношений населения к новой советской семье остается слабо изученной. За пределами внимания исследователей остался вопрос о девиациях брачного поведения, сформировавшихся в результате тесной связи нового брачного законодательства и изменившихся под их влиянием взаимоотношений между полами.
Цель данного исследования — опираясь на понятие тендерного конструкта, проследить трансформацию отношений населения к новой семье в советском государстве в 1917—1936 гг. в условиях окраинного региона — российского Дальнего Востока.
Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
- выявить условия формирования новой модели семьи и брака в условиях Советской России, отношение к ней партийных деятелей и восприятие населением происходивших перемен;
- проанализировать особенности реализации новой семейно-брач-ной политики на Дальнем Востоке страны;
- определить причины и проследить проявления в советском обществе основных девиаций брачного поведения, установить их взаимосвязь с изменившимися семейно-брачными отношениями.
О&ьектом диссертационного исследования являются семья и брак на российском Дальнем Востоке.
Предметом исследования является процесс трансформации отношений к традиционной семье, происходивший под влиянием новой брачной политики, и динамика изменений брачного поведения в ус-ловияхДальнего Востока.
Хронологические рамки исследования охватывают период 19171936 гг. Начальная дата обусловлена изменениями, произошедшими
20 Горкавенко Н.Л., Лазарева С.И., Сергеев О.И. Российские женщины в Маньчжурии: краткие очерки из истории. Владивосток, 1996; Горчаков, АЛ. Межнациональные церковные браки в Приморье в период интервенции и гражданской войны (1918 — 1922 гг.) // Известия Российского государственного исторического архива Дальнего Востока. Том VII. Владивосток, 2002. С. 86 - 90.
21 Арефьева И.А. Тендерный аспект формирования населения Дальнего Востока СССР (1920 — 1930 гг.). Дисс...к.и.н. Хабаровск, 2009.
в стране в результате Октябрьской революции 1917 г. Применительно к Дальнему Востоку начальная грань сдвигается к 1922 г. — времени окончательного присоединения Дальнего Востока к РСФСР. Конечная дата определена принятием Конституции 1936 г., закрепившей приоритетное право государства в установлении основзако-нодательства о браке и семье на всей территории СССР.
Территориальные рамки исследования включают в себя территории Дальнего Востока России, входившие в Дальневосточную область (ДВО). В 1926 г. Дальневосточная область была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), который просуществовал до 1938 г.22.
Методологически работа выполнена в рамках тендерной истории. В основу исследования было положено понятие «гендерный конструкт», сформированное на основе тендерного дисплея (многообразия представлений характеристик «мужского» и «женского» в обществе, которые находятся в постоянном взаимодействии и проявляются в реалиях человеческих отношений). Применительно к брач-но-семейной сфере гендерный конструкт (определенная форма закрепления основных положений тендерного дисплея23), может быть представлен в виде треугольника. В дореволюционный период его «вершинами» являлись: мать — жена — монахиня, как единственно легитимные и поощряемые обществом роли для женщин. В ходе революционных преобразований общества женщина начала осознавать себя самостоятельной личностью, способной принимать решения и нести ответственность за благополучие семьи. Соответственно изменился и гендерный конструкт: при сохранении роли матери место жены и монахини занимали теперь работница и общественный деятель как отражение новых представлений о роли женщины в обществе, отвечавших не только потребностям государства, но и стремлениям высокообразованных женщин. Однако в представлениях большинства населения новая модель семейно-брачных отношений, предложенная властью, не- являлась полноценной семьей. Она не воспринималась как союз, требующий взаимной ответственности сторон, что привело к всплеску девиаций брачного поведения.
22 Большая Российская энциклопедия. Т. 8. М., 2007. С. 263; Тархов С. Изменение административно-территориального деления России в XIII—XX вв. //Логос. 2005. №1(46). С. 77. .
м Подробнее о тендерном конструкте и тендерном дисплее см. Ашвин С. Влияние советского тендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 63—73; Здраво-мыслова, Е., Темкина, А.Советскийэтакратический гендерный порядок//Рос-сийский гендерный порядок: социологический подход. СПб., 2007. С. 96—137.
Предмет исследования определил использование как специальных исторических методов, так и специфических методов гендерного анализа. Историко-генетический метод применялся для анализа исторического развития взглядов на роль и место женщины в семье, на эволюцию семьи и для исследования проблемы репрезентации основных положений о семейной политике в средствах массовой информации и восприятии людей. Историко-типологический метод использовался для выделения определенных стадий развития брачной политики, с одной стороны, и узловых моментов формирования субъектно-объектных отношений женщин и государства, с другой. Сравнительно-исторический метод применялся для сравнения развития новой модели брака и семьи на двух территориях — Европейской части РСФСР и Дальнего Востока — с целью выявления общих закономерностей развития и особенностей, связанных с положением данных регионов.
Источниковую базу исследования составляют опубликованные и неопубликованные письменные источники. Неопубликованные источники представлены материалами четырех архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Приморского края (ГАПК), Государственного архива Хабаровского края (ГАХК), Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ). Выявленные документы позволили проанализировать отношение населения к изменениям, происходившим в семейно-брачной сфере, и увидеть все разнообразие мнений по вопросам брака, развода и соотнесения общественной и семейной сфер жизни дальневосточной женщины. В фонде А-374 ГАРФ выявлена статистика браков и разводов, как в центральных регионах страны, так и в Сибири и на Дальнем Востоке. В региональных архивах содержатся сведения о состоянии здравоохранения, сети дошкольных учреждений, о половых преступлениях и др. В архивах сохранились материалы о деятельности женотделов разных уровней, позволяющие выявить круг проблем, волновавших российских и дальневосточных женщин, а также документы Дальневосточного краевого комитета комсомола, дающие представление об отношении молодежи к изменениям в семейно-брачной сфере.
К опубликованным источникам относятся материалы брачного законодательства и комментарии юристов к ним, труды классиков марксизма-ленинизма и деятелей коммунистической партии, посвященные вопросам брака и семьи, а также доклады
и постановления съездов и пленумов партии, результаты переписей населения и другие статистические данные24.
Важным опубликованным источником является периодическая печать, прежде всего так называемая «женская». Она позволяет выявить отношение как простых женщин, так и большевистских лидеров к новому законодательству, взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, девиациям. Официальная позиция власти по вопросам брачно-семейных отношений прослеживается по материалам официальных изданий («Известия», «Правда») и юридической периодики25.
В периодической печати выявлен фольклорный материал — частушки, посвященные образу советской женщины, целью которых было дезавуировать традиционную женственность26. В круг источников включены также материалы социологических обследований, проведенных в 1920-х — 1930-х годах, и опубликованные в работах
24 Декреты Советской власти.Т. 1. М., 1957; Семейный кодекс 1918г. URL: http://vm^7ya.ra/article/semejn>j-Kodeks-1918-goda-Razdel-2-Brachnoe-pravo/ (дата обращения 26.10.20!());)Кодекс!законов о браке, семье и опеке 1926 г. URL: http://wap.praktika.bbrda.nj/71-12-120-00000068-000-0-0-l 176666001 (дата обращения 02.11.2010); Закон ДВР о гражданском состоянии лиц; актах, его удостоверяющих; семейном и брачном праве // Постановления правительства Дальневосточной республики. Чита, 1921. С. 327—349; Циркуляр №77 "О применении на практике ст.ст. Кодекса законов о браке, семье и опеке" / / Бюллетень Народного комиссариата внутренних дел РСФСР. 10 марта 1927 г. №6 (225). С. 104-105 идр.
25 Бранденбургский Я. Буржуазная печать о брачном кодексе // Известия. 1926. № 11. С. 5; Виноградская П. Вопросы морали, пола, быта и т. Коллон-тай // Красная новь. 1923. №6. С. 179—214; Гернет М.Н. К статистике проституции // Статистическое обозрение. 1927. №7. С. 86—89; Д-р Отрадинс-кий. Борьба с абортами //Делегатка. 1926. №5. С. 15—16; Д-р Петровская. Как предупредить беременность // Красная сибирячка. 1926. №5. С. 25—26; Квиринг Э.В. Жены и быт // Партийная этика. Дискуссии 1920х годов. М., 1989. С. 363—368;КоллонтайА.М. Семья и коммунизм // Коммунистка. 1920. №7. С. 16—19; Луначарский А. Мораль и свобода // Красная новь. 1923. №7. С. 130—136; Лядов М.Н. Вопросы быта. Доклад на собрании ячейки Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова // Партийная этика. Дискуссии 1920х годов. М., 1989. С. 304—327; Мевзос Г. Материалы по естественному движению населения, бракам и разводам по ДВО в 1924 г. // Статистический бюллетень. 1925. № 7-8. С. 1—9 идр.
26 Козлов. "Закурите, мадам". Когда выгонят шантрапу? // Молодой ленинец. 1924. № 107. С. 7; Частушки //Комсомольский лемех. 1925. №4. С. 33; Долой танцы! // Красная молодежь. 1921. №4. С. А\ Внимание дочерям пролетариата! // Страничка работницы и крестьянки. 1923. №2. С. 1 и др.
исследователей Д. Ласса, И. Гельмана, Е. Клячкина, Н.Чучелов. Это так называемые «половые анкеты», которые стали источником изучения взаимоотношений между полами в 1920-е годы27.
В целом, источниковая база позволяет проследить трансформацию отношений населения к новой советской семье в 1917—1936 годах и решить поставленные задачи.
Научная новизна работы состоит в изучении восприятия дальневосточным населением новой модели семейно-брачных отношений через призму тендерного конструкта и анализе причин всплеска девиаций брачного поведения, а также определении категорий девиантно-го поведения — проституции, половых преступлений и абортов — как девиаций брачного поведения, а не аномалий повседневности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Российское общество оказалось неготово к реформированию семейно-брачной сферы, результатом советских преобразований стало не уничтожение патриархальной семьи, а всплеск девиаций брачного поведения.
2. Дискуссии о «новой морали»не затронули основную массу населения Советской России и практически не повлияли на традиционные представления о семье и браке.
3. На Дальний Восток новые представления о семейно-брачных отношениях были привнесены мигрирующим населением и, в силу сложившейся в регионе этнокультурной ситуации, гораздо легче воспринимались населением, чем в европейской части РСФСР.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении условий и особенностей формирования новой модели семейно-брачных отношений на российском Дальнем Востоке в 1917 — 1936 гг., что позволяет сделать вывод о путях развития современной российской семьи и особенностях её существования в условиях окраинного региона России — Дальнего Востока. Выводы и материалы исследования могут быть использованы в формировании проблемного поля тендерной истории, при разработке стратегии развития и планирования семьи, а также при подготовке учебных курсов в высших учебных заведениях.
27 Гельман И. Половая жизнь современной молодежи. URL: http://www.fedy-diary.ru/?p=3431 (дата обращения 07.06.2011); Клячкин В. Половая анкета среди омского студенчества // Социальная гигиена. 1925. №6. С. 124 — 138; Jlacc Д.И. Современное студенчество (быт, половая жизнь). M.-J1, 1928; Чу-челов Н.И. Опыт изучения половой жизни населения путем открытого опроса // Социальная гигиена. 1928. №4. С. 79 — 84 и др.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены автором на международных (Владивосток, 2008, Череповец, 2010, Ярославль, 2011, Тверь, 2012, Владивосток, 2012), всероссийских (Владивосток, 2010, Хабаровск, 2012) и региональных (Владивосток, 2011, Хабаровск, 2011) научных конференциях и отражены в одиннадцати основных публикациях, в числе которых две в журналах, рекомендуемых ВАК для публикации результатов научных исследований («Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке» и «Власть и управление на Востоке России»).
Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы; определяется степень её разработанности; сформулированы цель и задачи исследования, дана характеристика комплекса использованных источников и методологии исследования; определяется научная новизна и практическая значимость.
В первой главе «Институционализация новой брачной политики в Советской России: теория и практика» анализируются взгляды классиков марксизма-ленинизма на брак и семью, новое брачное законодательство и его реализация, а также дискуссии о «новой морали», ставшие следствием изменившихся отношений между полами.
К. Маркс, Ф. Энгельс и А. Бебель считали, что современная им буржуазная семья характеризуется наличием двойной морали и порабощением женщины, практически узаконенной проституцией и адюльтером. Такая ситуация развращает мужчин и не позволяет женщинам реализоваться вне семьи. Отсюда следует вывод: буржуазную семью необходимо уничтожить, а на смену ей должна прийти коммунистическая семья, основанная на равенстве полов, любви и взаимном уважении супругов. Это будет возможным только тогда, когда произойдет общественный переворот, который уничтожит частную собственность (и необходимость передавать её по наследству) и проституцию, семья перестанет быть хозяйственной единицей, а домашнее хозяйство и воспитание детей будут обобществлены. Таким образом, уже теоретики марксизма описали те условия, которые формируют традиционный тендерный конструкт, признающий за женщиной право быть только женой и матерью, и фактически выступили за его уничтожение.
В.И. Ленин и его соратники определяли буржуазную семью как тормоз для развития производственной и общественной активности женщин и не оспаривали необходимости её уничтожения. Овладев реальной властью, они получили возможность проводить конкретные мероприятия по слому старого тендерного конструкта. Это были и изменения в законодательстве, и переустройство быта, и вовлечение в общественную жизнь, но самое главное — изменения в самосознании женщины, которая не должна была больше зависеть от мужчины ни материально, ни эмоционально. Для этого необходимо было преобразовать традиционную семью, препятствующую женской эмансипации.
Законодательное оформление брачной политики большевиков закрепило те положения, на которых впоследствии основывалась вся семейно-брачная политика в советской России. Это светский характер брака, свобода вступать в брак и расторгать его по обоюдному желанию, установление единого брачного возраста, формирование этакратического брачного порядка, когда государство присваивает себе право регулировать брачные отношения своих граждан. В первой половине 1920-х годов наблюдается рост числа так называемых фактических браков, возникла необходимость определить права и обязанности супругов в подобных союзах по отношению друг к другу и к детям. Согласно Семейному кодексу 1926 т. фактический брак был признан таким же законным, как и зарегистрированный в органах ЗАГС, и мог быть, при желании супругов, расторгнут обычной процедурой развода.
Законодательная инициатива большевиков привела к расшатыванию традиционного брака, опиравшегося на принцип нерасторжимости и совместное ведение хозяйства. С одной стороны, это привело к свободе расторжения брака, с другой — к подрыву ответственности за семью и детей. Развод стал не крайней мерой, как предполагали марксисты и большевики, а обыденным делом. Дети все больше попадали под единоличную опеку матери, что закреплялось в алиментной практике. Впервые в мире фактический брак получил статус законного, а супруги в нем — закрепленные законом права и обязанности. Реализация на практике нового семейно-брачного и алиментного права привела к уничтожению в тендерном конструкте «вер-шин»«жена»и «монахиня»и замене их на более значимые в представлениях большевиков «работница»и «общественный деятель".
Формирование новых отношений между полами в 1917— 1936 гг. неотделимо от имевших место дискуссий о «новой морали", в рамках которых оформились две точки зрения на взаимоотношения по-
лов — A.M. Коллонтай и А. Залкинда. Оба публициста выступали за моногамный союз, основанный на отсутствии ревности и недопустимости передачи потомству наследственных болезней. Наряду с этим, А.М. Коллонтай считала, что на пути к брачному союзу возможен ряд последовательных половых связей (любовь-товарищество, эротическая дружба), а А. Залкинд — что недопустима половая жизнь до брака, а выбор партнера должен быть основан, в первую очередь, на классовой целесообразности.
Фактически признав падение традиционных нравственных устоев, выразившихся в безответственности мужчин по отношению к соблазненным ими женщинам и их детям, партия стремилась сохранить семью как гарант общественной стабильности. Все, что не было закреплено как брак в церкви или ЗАГСе, в представлениях как мужчин, так и женщин, не порождало ответственности. Большевики столкнулись с тем, что все их идеи относительно свободы развода и признания фактического брака привели не к тому результату, на который они рассчитывали. Люди не стали более ответственно относиться к семейной жизни, а развод очень быстро из крайней меры, к которой следовало прибегать тогда, когда ничего другого не остается, превратился в средство избежать ненужной ответственности за семью и детей. Алиментная практика, введенная с целью поддержки оставленных матерей, привела к тому, что отцы стали пытаться любым способом избежать уплаты алиментов или свести их к минимуму. Ребенок воспринимался в первую очередь как обуза, источник расходов, а не как гарант обеспеченной старости. Применительно к дальневосточному региону легкость заключения брака и развода, наряду со сложившейся половой диспропорцией населения, привела к изменениям в сознании мужчин и женщин и, в итоге, к разрушению старого тендерного конструкта. В первую очередь это относилось к городскому населению, где роль жены начала очень быстро обесцениваться, а на первый план вышла профессиональная самореализация женщины.
Во второй главе «Утверждение новой модели семейно-брачных отношений на Дальнем Востоке России: региональные особенности и девиации» выявляются особенности реализации нового брачного законодательства в условиях окраинного региона, анализируются основные девиации брачного поведения (половые преступления, проституция и аборты) и окончательное оформление советской модели семьи на Дальнем Востоке.
Особенностью дореволюционной демографической ситуации на Дальнем Востоке являлась половая диспропорция населения, а имен-
но преобладание мужского населения. Кроме того, в регионе проживало значительное число старообрядцев разных толков и согласий, что также влияло на брачное поведение населения. На Дальнем Востоке сложилась уникальная ситуация: при относительной свободе выбора брачного партнера и наличии невенчанных браков община осуществляла жесткий контроль над добрачным поведением своих членов и за соблюдением супружеской верности. Сложность политической ситуации на Дальнем Востоке в годы гражданской войны и интервенции привела к необходимости создания буферного государства — Дальневосточной республики — обладавшего своим законодательством, в том числе и брачно-семейным. Оно в основном базировалось на советском семейном праве, но имело свои особенности, в частности, строго оговоренный перечень причин для одностороннего расторжения брака. Брачное законодательство ДВР подготовило население к восприятию советского семейного права вообще и расторжения брака в частности. Однако вплоть до второй половины 1920-х годов на Дальнем Востоке расторгалось примерно 15% браков, что составляло чуть более двух тысяч разводов в 1922- 1925 гг. После 1926 г., когда в регион начался приток мигрантов из европейской части РСФСР, число разводов выросло и стало составлять 1/3 от всех заключенных браков, в то время как в европейской части РСФСР расторгалась примерно 1/5 от общего числа браков.
Формирование новых стереотипов вместе с новым брачным законодательством и новыми представлениями о взаимоотношении полов привело к формированию новой семейной структуры: мать-отец-государство, где отец обеспечивает семью деньгами, а мать и государство воспитывают ребенка. Материнство, выведенное за пределы приватного пространства, стало социальной задачей женщины. Необходимость работать на производстве и воспитывать ребенка привела к появлению тендерного контракта работающей матери, при котором женщина совмещает две роли — работницы и домохозяйки. Призванные помочь ей в этом общественные учреждения — прачечные, столовые и ясли — не справлялись со своей задачей, что привело к формированию двойной нагрузки на женщину, при которой одной из сфер (обычно профессиональной) уделялось гораздо меньше внимания.
После практической реализации нового тендерного конструкта женщина стала восприниматься не как товарищ, чего добивались большевики, а как сексуальный объект. Свобода развода и наличие активных миграций в дальневосточном регионе привели к тому, что мужчины-дальневосточники (как и мужчины в европейской части
РСФСР) начали воспринимать брак как временное явление, не требующее обязательств. В сознании женщин, наоборот, брак по-прежнему накладывал определенные права и обязанности на супругов. Алиментная практика привела к тому, что мужчины стали воспринимать отношения с женщиной в первую очередь как угрозу своему благосостоянию. Следовательно, необходимо было вступить в такие отношения, которые не вели бы к беременности и необходимости выплаты алиментов. Отсюда и активное пользование проституцией, и изнасилования. Оба эти типа «отношений»позволяли не нести ответственности за женщину и могущего родиться у нее ребенка. В свою очередь, для женщин единственным способом обрести хоть какую-то финансовую независимость, включиться в общественную жизнь или избавиться от последствий скоропалительных связей было предохранение от беременности или аборт.
Относительная свобода в обсуждении разных аспектов жизни в 1917—1936 гг. позволила открыто говорить о тех проблемах, которые в традиционной России были табулированы: изнасиловании, проституции, абортах. В дальневосточном обществе формировалось представление об их недопустимости и безусловной девиантности. Однако при оценке данных яалений был исключен психологический фактор. Считалось, что только улучшение материальных условий приведет к отказу от проституции и совершения аборта. Вариант, при котором женщина считает проституцию альтернативой официальному трудоустройству или проституирует из-за особенностей организма, практически не рассматривался вплоть до второй половины 1920-х годов. В отношении абортов бытовало мнение, что с улучшением материальных условий женщина будет иметь столько детей, сколько она хочет, однако как основная модель рассматривалась многодетная семья, в которой не менее трех детей: Вариант малодет-ной семьи или нежелание женщины иметь детей рассматривались как отклонение от «нормы».
Другим аспектом половых преступлений, проституции и абортов
как девиантного поведения стала дуальность их восприятия в обществе: с одной стороны, данные категории официально признавались девиациями, с другой — становились нормами повседневной жизни в Советской России. Изначальное отсутствие легитимно существующей в обществе сексуальной культуры, которая традиционно реа-лизовывалась в браке и замалчивалась в публичном пространстве, привело к тому, что построение нового тендерного конструкта ударило по нравственности. Реализация сексуальности через венчаный брак была разрушена вместе с ним, а восприятие идей A.M. Коллон-
тай, чересчур прогрессивных для того времени и слишком сложных для восприятия крестьянским большинством страны, привело к всплеску таких аспектов девиантного поведения как проституция и половые преступления. Рост числа абортов стал закономерным итогом «перевоспитания»населения в духе «свободной любви».
В заключении исследования сделаны следующие выводы:
Большевистский план преобразования семьи, основывавшийся на светском характере брака, его добровольности и свободе развода, не был адекватно воспринят населением, а фактический подрыв семейных устоев — представлений о таинстве и нерасторжимости брака — привел к дезориентации общества. Наблюдалось различное отношение к советской модели семейно-брачных отношений — мужчины в целом нейтрально относились к произошедшим переменам, женщины же стремились сохранить семью как гарант стабильности. Партийные деятели оказались в наиболее сложных условиях: независимо от личного отношения к происходившим переменам им приходилось вести разъяснения относительно политики партии по вопросам семьи и брака. В итоге верх одержало консервативное большинство, выступавшее за «укрепление»института семьи и брака и сворачивание всех преобразований в семейно-брачной сфере.
К сожалению, недоучет особенностей менталитета основной массы населения Советской России привел к тому, что итогом преобразований в семейно-брачной сфере стало не появление моногамной нуклеарной семьи, основанной на равноправии супругов, а всплеск девиаций брачного поведения, который имел в своей основе три фактора: материальную нужду, восприятие новой советской семьи как неполноценной и не приводящей к взаимной ответственности супругов, а также представления мужчин о праве на привилегии, воспитанные всей риторикой революционного общества. Влияние девиаций брачного поведения на семью было взаимным: представление о нестабильности семьи приводило к всплеску девиаций, а всплеск девиаций — к расшатыванию и без того нестабильной советской семьи.
В целом на Дальнем Востоке, несмотря на сложную политическую и этноконфессиональную ситуацию, облегчившую населению восприятие перемен в семейно-брачной сфере, отношение к браку оставалось традиционным вплоть до конца 1920-х— начала 1930-х годов, когда в регион стали прибывать мигранты из европейской части РСФСР, придерживавшиеся новых взглядов на семью и брак. Дальневосточное население в целом восприняло новую советскую семью так же негативно, как и население европейской части РСФСР.
Дестабилизация семейно-брачных отношений привела к тому, что в регионе также произошел всплеск девиаций брачного поведения, вызывавших озабоченность дальневосточных партийных деятелей и органов правопорядка. В целом можно отметить, что трансформация отношения к семье и браку на российском Дальнем Востоке в 1917 — 1936 гг. происходила в русле тех же тенденций, что и в европейской части РСФСР вплоть до искусственной консервации института семьи и брака в 1936 г.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
Публикации в периодических научных изданиях, рекомендуемых ВАК
1. Савчук, A.A. Девиации брачного поведения (половые преступления, проституция и аборты) на советском Дальнем Востоке в 1920-е гг. / A.A. Савчук // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. — Владивосток, 2012. — №1 (17). — С. 53-57. (0,5 п.л.)
2. Савчук, A.A. Новое брачное законодательство и его влияние на изменение численности браков и разводов на советском Дальнем Востоке РФ в 1920-е гг. / A.A. Савчук // Власть и управление на Востоке России. - Хабаровск, 2012. - № 3 (60). - С. 149- 156. (0,5 пл.)
Публикации в других изданиях
3. Савчук, A.A. Советская брачная политика и проституция на Дальнем Востоке в 1922 — 1927 гг. / A.A. Савчук // Тихоокеанская Россия и страны АТР в изменяющемся мире: Сб. статей. — Владивосток: Дал ьнаука, 2009. - С. 301 - 308. (0,4 п.л.)
4. Савчук, A.A. Проблема отцовства в современной России: история и современное состояние проблемы / A.A. Савчук// Россия-XXI век. Материалы Третьей Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Часть II. Экономика, социокультурные исследования. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. — С. 144-147. (0,25 п.л.)
5. Савчук, A.A. Роль материнства и семьи в эволюции тендерного конструкта в Советской России в 1917 — кон. 1930-х гт./A.A. Савчук // Женская история и современные тендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем. Материалы Третьей международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. Н.И. Миклухо-Маклая РАН. 1-3 ноября 2010 г., Череповец. Том 1. — М.: ИЭА РАН, 2010. - С. 219 - 224.' (0,25 пл.)
6. Савчук, A.A. Причины проституции и меры борьбы с ней в публицистике перв. пол. 1920-х гг./A.A. Савчук//Частное и общественное: тендерный аспект. Материалы Четвертой международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. Н.И. Миклухо-Маклая РАН. 20-22 октября 2011 г., Ярославль. Том 1. - М.: ИЭА РАН, 2011. — С. 371 - 375.(0,25 пл.)
7. Савчук, A.A. Архивные документы как источник по истории создания учреждений дошкольного воспитания детей на Дальнем Во-
21
стоке в 1920-е гг. (по материалам РГИАДВ, ГАПК И ГАХК) / A.A. Савчук //Документальный опыт прошлого — будущему России. Материалы региональной научно-практической конференции. Владивосток, 22 июня 2011г. — Владивосток: ООО «Рея», 2011. — С. 124 — 131. (0,45 п.л.)
8. Савчук, A.A. Половые преступления на Дальнем Востоке в 1920-е гг. / A.A. Савчук // Четвертые архивные научные чтения имени
B.И. Чернышевой: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. «Дальний Восток России: историческое наследие и современность. — Хабаровск: КГУП «Хабаровская краевая типография», 2012. — С. 295299. (0,25 пл.)
9. Савчук, A.A. Роль данных венерических диспансеров в изучении проституции во Владивостоке в первой половине 1920-х гг. / A.A. Савчук // Тихоокеанское время России и мира: культура, история, политика. Программа и тезисы XIII Всероссийской конференции молодых ученых (с международным участием). Владивосток, 18-22 апреля 2012 г. — Владивосток: Издательский дом Дальневост. федерал, ун-та, 2012. - С. 137 - 139 (0,25 пл.)
10. Савчук, A.A. Чубаровское дело как прецедент законодательства и социокультурное явление в Советской России 1920-х гг. / A.A. Савчук // Женщины и мужчины в контексте исторических перемен: Материалы Пятой международной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 4-7 октября 2012 г., Тверь. Т. 2. - М.: ИЭА РАН, 2012. -
C. 235-238. (0,25 пл.)
11. Савчук, A.A. Брачное законодательство в Дальневосточной республике и его реализация / A.A. Савчук // Гражданская война и иностранная интервенция на Российском Дальнем Востоке: уроки истории. Программа и тезисы докладов и научных сообщений Второй международной научной конференции, посвященной 90-летию окончания Гражданской войны и иностранной интервенции. Владивосток, 25-27 октября 2012 г. — Владивосток: Издательский дом Дальневосточного федерального университета, 2012. — С. 293297. (0,25 пл.)
Савчук Анна Александровна
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ К СЕМЬЕ И БРАКУ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1917-1936 гг.
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Подписано в печать 20.01.2013 г. Формат 60X80/16. Усл. печ.л. 1,00. Уч.-изд. л. 1,00. Тираж 100 экз. Заказ 34.
Издательский дом Дальневосточного федерального университета 690950, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Отпечатано в типографии Издательского дома Дальневосточного федерального университета 690950, г. Владивосток, ул. Алеутская, 56
Текст диссертации на тему "Трансформация отношений к семье и браку на российском Дальнем Востоке в 1917-1936 гг."
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
На правах рукописи
04201355111
Савчук Анна Александровна
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ К СЕМЬЕ И БРАКУ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В 1917 - 1936 ГГ.
Специальность 07.00.02 - Отечественная история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: к.и.н., профессор Н.А. Троицкая
Владивосток -2013
Содержание
Введение......................................................................................3
-Рлава-1. Институционализация новой брачной-политики-в Советской-России:. теория и практика...........................................................................22
1.1. Традиционная семья и необходимость её изменения в представлениях классиков марксизма-ленинизма............................................22
1.2. Формирование новой брачной политики в РСФСР и её последствия..................................................................................42
1.3. Общественное восприятие института семьи и брака и дискуссии о
«новой морали».............................................................................66
Глава 2. Утверждение новой модели семейно-брачных отношений на Дальнем Востоке России: региональные особенности и девиации......................................................................................96
2.1. Женщина в сфере семейно-брачных отношений на российском Дальнем Востоке в период социальных потрясений................................96
2.2. Внедрение советской модели семьи в повседневность дальневосточников.......................................................................111
2.3. Рост девиаций брачного поведения и борьба с ними.................133
Заключение.................................................................................178
Список использованных источников и литературы.........................................183
Приложения................................................................................210
Введение
Актуальность темы исследования. Равенство мужчин и женщин, их равные права на профессиональную и семейную самореализацию, являются одним из основных показателей уровня развития цивилизованного общества. Необходимость искоренения дискриминации по признаку пола была утверждена Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г.1 и ратифицированной СССР в 1980 г. Россия как правопреемник СССР приняла Конвенцию, и Конституция РФ 1993 г. декларировала равенство прав и свобод человека независимо от пола. Тем не менее, представленный в 2006 г. отчет о выполнении требований Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в Российской Федерации, выполненный российскими и американскими специалистами Программы по защите прав женщин Правовой инициативы для стран Центральной Европы и Евразии Американской ассоциации юристов (ABA CEELI), указывал на наличие в российском обществе ряда дискриминационных практик, касающихся реализации в профессиональной и семейной сфере, и тендерных стереотипов, а также насилия над женщинами. Особенно тревожно прозвучал отмеченный комиссией разрыв между декларируемыми государством мероприятиями по укреплению семьи и фактическим созданием необходимых условий для рождения и воспитания детей (доступное здравоохранение, детские учреждения, центры планирования семьи) .
В 2010 г. президентом Д.А. Медведевым на официальном уровне была признана проблема воспроизводства населения, путем решения которой в Послании к Федеральному Собранию он назвал «радикальное увеличение
Л
семей с тремя и более детьми» . В 2011 г. представитель Российской Федерации в Третьем комитете 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Н.С. Раковский определил основное направление работы по обеспечению тендерного равенства в России как «обеспечение женщинам возможности
оптимального сочетания профессиональной и семейной жизни»4. Для решения проблемы были предприняты разнообразные меры: от идеологических (введение Дня семьи, любви и верности) и экономических
---- —(увеличение материнского капитала) -до- ограничения-репродуктивных- прав — —
женщин (существенное сокращение возможности проведения аборта) и репрессивных инициатив депутата Госдумы В. Милонова, направленных на возвращение женщин в семью.
Разработка комплекса мероприятий, способствующего укреплению семьи и повышению рождаемости, невозможна без обращения к советскому опыту, особенно к первым годам Советской власти. Реформы семейно-брачной сферы 1920 - 1930-х годов определили развитие семьи и брака на протяжении всей советской и постсоветской истории вплоть до настоящего времени. Опыт большевиков показал, что если проводить радикальные преобразования социальной сферы в неподготовленном обществе, то оно может отреагировать совсем не так, как от него ожидают, и свести на нет даже самые перспективные реформы. К сожалению, упор на изучение экономической и политической истории зачастую оставляет за пределами внимания восприятие обычным человеком проводимых реформ, его тайное и явное противодействие им. Однако в последние годы в исторической науке наметилась тенденция обращения к истории повседневности, тендерной истории, социальной истории как ответ на состояние современного общества с его кризисом социальной и духовной жизни. Все чаще человек, а не общество, признается субъектом истории, способным влиять на неё по своему усмотрению, а не просто следовать законам общества. В связи с этим обращение к опыту общественной интерпретации реформ, разграничения приватного и публичного представляется особенно актуальным.
Степень изученности проблемы. Обращение к проблемам брака и семьи началось уже в 1920-е годы. На данном этапе появился целый ряд публикаций, посвященных гражданскому и религиозному браку, разводу, абортам и проституции5, однако к проблемам семьи обращались не историки,
а врачи, социологи, юристы и политики - E.JI. Бройдо, Я. Бранденбургский, Е. Домбровский, A.M. Коллонтай, М. Гернет, Д.И. Jlacc и др. Их целью было сформировать основу новой советской семьи, выявить отношение к ней
молодежи, "женщин;- беспартийных -крестьян—и—коммунистов. -Врачи- и- ----
социологи И. Гельман, В. Клячкин, Н.И. Чучелов и ряд других исследовали такие вопросы как интимная жизнь студентов, проблемы использования контрацепции и такое явление как проституция6. В этот период изучались половые преступления, проституция и аборты с целью выяснить причины их возникновения и найти способы противодействия им. Свобода обсуждения данных проблем продлилась до середины 1930-х гг., когда произошел переход к искусственной консервации семьи7.
В период с конца 1930-х годов и до середины 1960-х годов, когда семейно-брачная сфера находилась под жестким контролем партии и правительства, были свернуты все исследования предыдущего периода. Работы С.Г. Струмилина, С.А. Новосельского, В.И. Бошко, Г.М. Свердловой и других исследователей посвящены либо демографической статистике и вопросам смертности и рождаемости, либо семейному праву8.
Исследования советской семьи (по большей части социологические) появились со второй половины 1960-х гг., что обусловлено обсуждением и принятием Основ законодательства о браке и семье Союза ССР и республик (1968 г.). Однако проблема семьи не являлась основополагающей для данного периода. Основной упор делался на изменение экономического статуса женщины, показывались достижения в области женского образования, здравоохранения, бытового обслуживания, изучалось развитие законодательства в сфере охраны труда. Изменения в семье, произошедшие в 1920-е гг., подавались в целом как положительное явление, хотя и с некоторыми недоработками. В трудах М.Г. Журавкова, Е.Б. Груздевой, Э.С. Чертихиной, Э.Е. Новиковой, А.Г. Харчева, П.М. Чиркова и ряда других исследователей женщина была представлена одновременно как работница и как мать, а в некоторых работах и как общественница9. Вопросы
влияния советских брачно-семейных реформ 1920-х гг. на общество и проблема восприятия их населением оставались за пределами внимания исследователей. В это же время начала формироваться сибирская и дальневосточная -историография, в—которой—рассматривалось,—в первую-очередь, положение женщин в промышленности, их вовлечение в социалистическое строительство10. Основной целью работ К.Е. Климанской, В.И. Инжер, Н.И. Дубининой и др. было показать позитивные перемены в положении дальневосточниц, связанные с установлением советской власти, вопросы семьи и брака в условиях Дальнего Востока оказались за пределами внимания исследователей.
В 1970-е годы за рубежом в рамках советологии появились первые исследования, в которых анализировалась марксистская концепция равноправия и её влияние на положение советских женщин11, издавались и активно использовались воспоминания русских эмигрантов и иностранных граждан, посещавших СССР в 1920-е гг., о зарождающейся советской семье,
1 О
сексуальной культуре того времени, проблемах контроля рождаемости . Наиболее известным исследованием, переведенным на русский язык и выдержавшим ряд переизданий, является работа Р. Стайтса «Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930 гг». Автор прослеживал связь многих большевистских идей в области женского равноправия с нигилизмом и феминизмом и одним из первых проанализировал взгляды A.M. Коллонтай на брак и сексуальные отношения и сделал вывод о сформировавшейся в 1920-е гг. двойной нагрузке на женщину: на производстве и в семье13.
Гласность и перестройка послужили началом нового этапа в изучении особенностей положения женщины в семье и обществе. Такими исследователями как E.H. Ершова, E.H. Новикова, Т.А. Малика, A.A. Музыря и В.В. Копейко и рядом других проводился сравнительный анализ положения женщины в СССР и в других странах14. Отечественные историки обратились к исследованиям зарубежных коллег, изучавших положение женщин в
России до революции и в советский период. Вместе с этими исследованиями в СССР проникло и новое понятие - тендер, введенное в исторические исследования американской исследовательницей Дж. Скотт15 (традиционно -«gender» - определяется--как—социальный пол^—т.е. набор культурных—и— — социальных норм, конструирующих мужское и женское в обществе). Исследователи начала 1990-х гг. рассматривали советскую семью как один из способов закрепления мужского господства не только в семье, но и в обществе16. Реформирование семьи в 1920-е гг. оценивалось в работах этого периода негативно, основной упор делался на формировании двойной занятости женщины, безответственном поведении мужчин в семье, большом количестве разводов и проституции17.
В работах, написанных после 1991 г., активно используется тендерная методология, формируется круг ученых, занимающихся тендерной историей,
антропологией и социологией: H.JI. Пушкарева, О. Воронина, С.Г. Айвазова,
1 8
A.A. Здравомыслова, A.A. Темкина, Ю. Градскова и ряд других . С 2001 г. начинают оформляться специализированные центры тендерных исследований в Москве, Иваново, Твери, Харькове, Ереване и Ташкенте, углубляется интерес к изучению брака и семьи в разные периоды отечественной истории. Появляются первые журналы, посвященные тендерным исследованиям: альманах «Адам и Ева», журнал «Гендерные исследования» при Харьковском центре тендерных исследований. В них публикуются работы российских исследователей по тендерной проблематике и переводы работ зарубежных гендеристов и феминологов - Дж. Скотт, Э. Сиксу, А. Рич, Р. Брайдотти и др. В 2008 г. состоялась первая конференция Российской ассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ) «Гендерное равноправие в России», давшая начало традиции проводить раз в год международные конференции, посвященные различным аспектам положения женщин в истории и в современном обществе19. Помимо исследований советского брачного законодательства 1920-х гг. и его влияния на занятость женщин и формирование женского лидерства, появляются
научные (Т. Осипович, А.Н. Григорьева, Н.Л. Пушкарева и др.) и научно-
популярные (Т. Максимова, С.И. Голод, О. Дорохина и др.) работы,
посвященные проституции, взаимоотношениям полов в 1920 - 1930-е гг20.
Кроме "того, советская семья ^становится частвкг истории -повседневности.----
Таких исследователей как А. Иконников-Галицкий, Н.Б. Лебина, А. Марков,
П.В. Романов, В.И. Исаев и др. интересуют быт советской семьи, обрядность,
21
отношение к браку и детям и т.д. В то же время данные работы не содержат комплексного анализа реализации брачной политики в целом по РСФСР, географически базируются, главным образом, на материалах Москвы и Ленинграда; проституция, изнасилования и аборты подаются как следствие неблагоприятных условий жизни, а изменения в советском брачном законодательстве объявляются вторичным фактором. Происходит пересмотр марксистских взглядов на брак и семью, которые начинают оцениваться как недостаточные, поверхностные и несвоевременные. В период с 2000 по 2011 гг. защищается ряд кандидатских и докторских диссертаций по истории
22 23
русской семьи, написанные на общероссийском и региональном материале.
В дальневосточной историографии после работы Ю.В. Аргудяевой «Формирование и жизнедеятельность городской семьи Дальнего Востока» 1990 г., анализировавшей положение семьи и женщины в условиях городской среды Дальнего Востока по ряду параметров (в том числе и занятость женщин на производстве и в семье)24, начинается переход к многоаспектному изучению дальневосточной семьи. Сибирские и дальневосточные социологи, историки и этнографы, обеспокоенные ростом числа разводов и снижением рождаемости в 1990-е годы, обратились к изучению семьи. Их основной задачей становится исследование условий существования семьи, определение роли и места в ней женщины и мужчины и выявление факторов, влияющих на создание и развитие семейного союза, а главное - на рождение и
25
воспитание детей в семье . В работах Ю.В. Аргудяевой, посвященных положению восточнославянской крестьянской (в том числе и
старообрядческой) семьи на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв.,
семья исследуется в разных аспектах: устройство семьи, быт, положение
26
женщины в семье, обрядовые практики . Во Владивостоке начинает
функционировать лаборатория Тендерных ~ "исследований----при-----
Владивостокском государственном университете экономики и сервиса под руководством Л.Д. Ерохиной. Появляются этнографические и исторические работы исследователей Э.А. Васильченко и O.A. Васильченко, посвященные формированию женского социума на Дальнем Востоке и развитию
27
дореволюционной дальневосточной семьи . Историки, обращающиеся в
2000-е гг. к проблеме положения женщины на Дальнем Востоке 1920-х гг., в
том числе и в семье, работают уже в русле тендерной методологии и истории
повседневности. В исследованиях C.B. Коваленко, Т.Е. Ломовой,
Н.Г. Кулинич проблемы брака и семьи предстают как составная часть
истории формирования и развития женского лидерства или городской 28
повседневности . В работах A.A. Горчакова и С.И. Лазаревой рассматриваются различные формы выживания женщин в сложных социальных условиях - интервенции и эмиграции29. В диссертации И.А. Арефьевой анализируется тендерный аспект формирования населения Дальнего Востока в 1920 - 1930-е гг., в том числе и реализация новой брачной политики на Дальнем Востоке30.
Тем не менее, при наличии достаточно обширной историографии, посвященной советской семье и браку в 1917 - 1936 гг., проблема трансформации отношения населения к новой советской семье остается слабо изученной. За пределами внимания исследователей остался вопрос о девиациях брачного поведения, сформировавшихся в результате тесной связи нового брачного законодательства и изменившихся под их влиянием взаимоотношений между полами. Отмечая негативное влияние советской брачной политики (в первую очередь на женщину), исследователи связывают его с изначальными идеями преобразований классиков марксизма-ленинизма и недостатками в брачном законодательстве 1920-х гг., общество предстает
как объект государственного воздействия, практически лишенный своей воли. Свобода расторжения брака рассматривается как безусловное зло для женщины, однако для мужчины легкость развода тоже оказалась трагедией, фактически "подрывая основу ~~его"~ существования семью:—Половые^ преступления, проституция и аборты рассматриваются не как девиации брачного поведения, а как явления повседневной жизни, такие как пьянство, наркомания и хулиганство, хотя корни данных явлений различны.
Цель данного исследования - опираясь на понятие тендерного конструкта, проследить трансформацию отношения населения к новой семье в советском государстве в 1917 - 1936 гг. в условиях окраинного региона -российского Дальнего Востока.
Для достижения цели предполагается решить ряд задач:
• выявить условия формирования новой модели семьи и брака в условиях Советской России, отношение к ней партийных деятелей и