автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Трансформация социальной коммуникации в социодраме
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Попова, Ирина Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОДРАМЫ.
§1. Обоснование понятийного аппарата социодрамы.
§2. Истоки возникновения социодрамы. Развитие основных теоретических представлений о психодраме и социодраме.
Глава 2. СОЦИОДРАМА КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И КОРРЕКТИРОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕСОВ.
§1.Преодоление проблем социальной коммуникации и корректировка социальных процессов в социодраматической работе.
§2. Социально-ролевое взаимодействие в социодраме как двусторонний коммуникативный процесс.
§3. Социодрама как метод групповой работы. Групповая динамика в социодраматическом процессе.
Глава 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОДРАМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
§ 1. Моделирование социальной коммуникации в социодраме.
§2. Структура социодраматического процесса.
§3. Трансформация социальных смыслов и социального действия как источник изменений в процессе актуализации синтетического уровня социальной коммуникации в социодраме.
Введение диссертации2006 год, автореферат по социологии, Попова, Ирина Анатольевна
Актуальность темы. диссертационного исследования.
Необходимость в трансформации социальной коммуникации, то есть изменении и корректировке ее на разных уровнях согласно требованиям времени и особенностям развития человеческих сообществ существовала всегда, на протяжении всей истории человечества, но особенно остро она ощущается сейчас, во время стремительных изменений, происходящих в мире и, в частности, в России, общественная жизнь которой только за последнее десятилетие претерпела множество изменений.
Кроме того, как отмечает К. Брэдшоу, «наша общая неспособность общаться с другими по-настоящему, будь то коммуникация между людьми или между нациями, остается основной проблемой. Разрешение этой проблемы и есть задача социодрамы»7
В настоящее время, в эпоху глобализации, когда окружение человека становится все более подвижным, неопределенным, мозаичным, необходимость трансформации социальной коммуникации в межличностных и межгрупповых отношениях становится особенно насущной в различных сферах социальной жизни, поскольку, во-первых, социально-политическая ситуация требует активной работы по урегулированию все более часто возникающих межэтнических и межнациональных разногласий, созданию конструктивной и стабильной политической обстановки; во-вторых, развитие современного общества, когда изменение социальной среды убыстряется и становится менее предсказуемым, влечет за собой необходимость в быстрой и адекватной реакции на изменения, с одной стороны, и в структурированном, системном развитии организационных систем и процессов, налаживании социальных коммуникаций на современном уровне, с другой стороны; в-третьих, в ситуации глобализации информационного
1 Bradshaw-Tauvon K. Spanning social chasms: Inner and outer sociodramas. The British Journal of
Psychodrama & Sociodrama. V. 16.2001. • пространства, остро ощущается необходимость в методах, дающих участникам социальных процессов возможность более эффективно реагировать на изменения, формировать в социальных группах способность профилактики и урегулирования .конфликтов.
В связи с этим тема исследования является актуальной, так как в диссертационной работе рассматриваются пути трансформации социальной коммуникации посредством социодраматического действия, которое представляет собой глубинный и эффективный путь изменения социальной коммуникации в группах и в межличностном взаимодействии. Социодрама представляет собой метод «глубокого действия, работающий с межгрупповыми отношениями и коллективными идеологиями»2, - писал Я. Морено.
Процессы, протекающие в, современном мире, находят свое отражение и в поиске способов трансформации социальной коммуникации, в частности в социодраме. Развитие теоретических взглядов на социодраму свидетельствует о придании все большей значимости сфере социальных отношений, подчеркивает важность нахождения путей трансформации межличностной и межгрупповой коммуникации.
- Основным отличием социодрамы от других способов видоизменения коммуникации и ее гармонизации является то, что в основе социодрамы лежит процесс воссоздания и проживания группой социальной реальности и получения опыта в результате группового действия и взаимодействия участников группы, а не принятия умозрительных конструктов. В этом плане преимуществом социодрамы является то, что индивиды и группы больше усваивают новые смыслы, полученные на собственном опыте, что позволяет социодраме быть одним из наиболее эффективных способов трансформации социальной коммуникации.
В эпоху глобализации, когда картина мира зачастую представляется мозаичной, социодрама дает участникам возможность собрать ее в единое целое, увидеть взаимосвязи и системность происходящего. У современного человека фрагментированность картины мира, с одной стороны, и огромные несистематизированные потоки информации, с которыми сложно самостоятельно справиться, с другой стороны, порождают фрустрацию и ощущение беспомощности. Социодрама же позволяет не только увидеть картину целиком, но и получить возможность влиять на происходящее, видоизменять ситуацию социального взаимодействия. Участники получают возможность понять, что происходит с группой в целом и с каждым из ее участников, с социальным окружением группы и найти более эффективные варианты межличностной и межгрупповой коммуникации.
Создатель метода психодрамы, социальный психолог, философ, теолог Якоб Леви Морено в 1921 году выделил и другой метод. Он избрал для его обозначения термин «социодрама», поскольку полагал, что это слово имеет два смысловых центра - «социо», который подразумевает группу, и «драма», который подразумевает действие, т.е. социодрама означает «действие для других» или «действие для группы». Субъектом социодрамы является группа, и основные ею решаемые проблемы - групповые.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на широкое развитие психологической части теории психодрамы и социодрамы, изучение и становление социального аспекта шло гораздо медленнее и только в последние двадцать лет на Западе и последние десять лет в России социодрама получает более широкое признание, становится объектом научного анализа.
Исходя из этого, предпринятое в диссертации исследование, систематизация теоретических концепций и анализ применения социодрамы как способа трансформации межличностной и межгрупповой коммуникации являются актуальными и в теоретическом, и в практическом аспектах.
Степень научной разработанности проблемы.
В настоящее время есть несколько научных работ, в которых авторы затрагивают различные аспекты применения социодрамы как способа трансформации социальной коммуникации. Среди организаций, которые занимаются применением и исследованием социодрамы и психодрамы, специализируются на обучении и применении социодрамы, необходимо выделить следующие: в России - Институт гештальта и психодрамы, Институт психодрамы и ролевого тренинга, Морено-институт, тренинго-консультационную компанию ASTG (Action Space Training Group). За рубежом - это Британская психодраматическая ассоциация и ее социодраматическое отделение под руководством Р. Винера, Австралийская и новозеландская психодраматическая ассоциация, Североамериканская психодраматическая ассоциация и т.д. Эти организации занимаются применением социодрамы как инструмента трансформации межличностной и межгрупповой коммуникации относительно недавно, и не все из них уделяют достаточное внимание научно-теоретической разработке проблемы.
Научному рассмотрению социодрамы как метода социальной работы посвящены труды следующих российских исследователей: И. Б. Гриншпуна, A. JL Гройсмана, Н. Долгополова, Р. А. Золотовицкого, Е. Лопухиной, Е. Л. Михайловой, Е. А. Морозовой, В.Г Ромека.
Имеется ряд публикаций западных авторов, затрагивающих в различных аспектах эту проблему. Среди них исследования Ф. Баттена, А. Блатнера, Т.К. Брадшоу, Р. Винера, Г. Вудварда, А. Гарсии, М. Карп, П. Ф. Келлермана, Д. Киппера, Г. Лейтц, Р. Ф. Марино, Дж.Л. Морено, 3. Т. Морено, К.Э. Рудестама, К. Спрага, П. Холмса, П. Шнернберг.
Данный пласт научной работы относится преимущественно к области анализа прикладных аспектов применения социодрамы, и лишь в очень незначительной степени внимание уделяется комплексному рассмотрению и описанию социодрамы. Итак, отметим, что в настоящее время имеется небольшое количество научной литературы по данной тематике, при этом в исследованиях основное внимание уделяется психологическим, а не социальным аспектам социодрамы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает социодрама. Предметом исследования является трансформация социальной коммуникации в социодраме.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в анализе содержания и механизмов трансформации социальной коммуникации в социодраме для преодоления социальных проблем коммуникации.
Этой цели подчинены следующие основные задачи исследования:
• изучить процессы возникновения и развития социодрамы как теоретической парадигмы;
• выявить различия между социодрамой и психодрамой, уточнить и дополнить определение социодрамы;
• обозначить место социодрамы в социальной философии Я. Морено и среди других методов работы с социальными коммуникациями;
• проанализировать социодраму в аспекте социальной коммуникации;
• исследовать механизмы трансформации социальной коммуникации в межличностных и межгрупповых отношениях в процессе социодраматического моделирования;
• определить структуру социодраматического процесса. Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, исторический, формально-логический, системный и другие методы. При решении поставленных задач в процессе работы были применены методы ролевого, структурно-функционального, сравнительного и системного анализа, структурного подхода и другие. В диссертации учитывались современные работы российских и западных исследователей.
Научная новизна основных положений выносимых на защиту и всего диссертационного исследования заключается в следующем:
• Проведено одно из первых социологических исследований трансформации социальной коммуникации в социодраме;
• Уточнено и дополнено определение социодрамы;
• Социодрама рассмотрена в аспекте социальной коммуникации, описано влияние социодрамы на трансформацию социальной коммуникации и механизмы осуществления изменений с помощью социодрамы;
• Показаны отличия социодрамы от психодрамы;
• Изучен процесс моделирования социальной коммуникации и его последствия, приведены аспекты практического применения социодрамы;
- • Впервые на русском языке приведены данные из зарубежных источников по тематике данной диссертационной работы, не публиковавшиеся ранее в России.
Положения, выносимые на защиту:
• Развитие социодрамы как способа трансформации социальной коммуникации обозначило движение в социальной работе от психодрамы к социодраме и связано с повышением внимания к возможностям конструктивного изменения социальной коммуникации.
• Центральной областью социодраматической теоретической парадигмы остается социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве.
• Задачи психодрамы отличаются от задач, которые стоят перед социодрамой: в психодраме это работа над личностными проблемами и задачами, а в социодраме — над групповыми. Главным отличием социодрамы от психодрамы является то, что целью социодраматической работы является изменение социальных отношений в межличностной и межгрупповой коммуникациях, а объектом работы является группа, групповая задача или проблема.
• Предлагается уточненное и дополненное следующее определение социодрамы: социодрама принадлежит к методам действия и представляет собой вид групповой и индивидуальной работы, где темой является групповая задача или проблема, или проблема, присущая значимому количеству индивидов, входящих в данную группу. Протагонистом (субъектом и объектом социодраматической работы) в социодраме мо1ут являться: группа; представитель групповой задачи/проблемы; индивид, социальные действия которого отражаются на функционировании группы. При этом способом работы является воспроизведение или моделирование реальных или возможных ситуаций из прошлой, настоящей или будущей жизни социальной группы, при котором возможно использование индивидуальных или групповых ролей участников взаимодействия, а также ролей или символического обозначения аспектов и условий взаимодействия. Цель такой работы направлена на изменение социальных отношений посредством применения социодраматических техник.
• Социодраматическое изучение и корректировка процессов социального взаимодействия происходит через моделирование картины взаимодействия: изучение мотивов и потребностей, рассмотрение реальных или возможных ролевых конфликтов и причин их появления, трансформации социальных смыслов в процессе коммуникации, после чего корректировка осуществляется посредством направленных ролевых трансформаций -нахождения и репетиции применения более эффективных социальных ролей. Теоретическая и практическая значимость работы. Основные выводы диссертации и содержащийся в ней фактический материал вносят существенный вклад в изучение социодрамы и могут быть использованы для дальнейшего исследования и разработки проблем коммуникации в целом, и трансформации социальной коммуникации в социодраме в частности.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для трансформации и гармонизации социальной коммуникации.
Материалы диссертации могут быть использованы для разработки курсов и спецкурсов по социологии коммуникаций, социальной психологии, социальной работе.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Основное содержание исследования отражено в докладах на 18-ом Всемирном конгрессе международной ассоциации по организационному развитию «Эффективность через инновации» (Санкт-Петербург, 2003), на 1-ой Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения - 2004: Российское общество и вызовы глобализации» (Москва, 2004), на X и XI Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам «Ломоносов-2003» (Москва, 2003) и «Ломоносов-2004» (Москва, 2004).
Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Диссертация изложена на 167 страницах, состоит из введения, трех глав и заключения. Список литературы содержит 202 наименования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Трансформация социальной коммуникации в социодраме"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процессы глобализации, обобществления коммуникации и одновременно с этим беспрерывное наращивание количества информации в современном мире вызывают все большую зависимость человека от носителей информации, углубляется ощущение потери контроля над коммуникацией, обезличенности источников информации.
Вызываемые особенностями современного коммуникативного пространства и отмечаемые многими исследователями разрушение человеческой идентичности и целостности, деструкция социального, отстраненность личности от значимой для нее коммуникации и в то же время возрастающая подверженность индивида разносторонним манипулятивным воздействиям, влечет за собой фрагментацию индивидуального, чувство фрустрации, одиночества, потери смысла деятельности, коммуникации.
В результате, как отдельные личности, так и социальные общности, от малых групп до целых наций ощущают необходимость в путях получения и ощущения целостности своей самости и окружающей действительности. Многими современными исследователями отмечается важность нахождения не внешне насаждаемых, но принимаемых внутренне смыслов существования для личности и группы в социальном пространстве и времени, возрождения ценности истинной коммуникации, трансформации неэффективной коммуникации в конструктивную. На фоне увеличивающегося в результате коммуникативных нарушений взаимного непонимания, неприятия ведется поиск действенных способов преодоления порождаемых фрустрацией, манипулированием и страхами социальных конфликтов.
Социодрама является эффективным способом преодоления современных проблем коммуникации, в процессе социодраматического действия индивид и группа получает целостное представление об окружающей реальности, находит свою идентичность, определяет недостающие для успешной коммуникации социальные роли и гармонизирует разнообразие ролей, наделяет свои роли и, следовательно, свою деятельность и существование личностным смыслом. Процесс социодраматического моделирования проявляет такие важнейшие аспекты социальной коммуникации как смысл, поле и процесс коммуникации, что позволяет определить направление и способы изменения социальной коммуникации.
Социодрама глубоко гуманистична и правдива, она отражает истинную суть происходящего с человеком и группой, демонстрируя огромную ценность индивидуальных особенностей, исключительности и целостности личности, и вместе с тем указывая на необходимость, значимость, возможность содействия, гармоничной совместной деятельности, эффективной коммуникации входящих в социальные общности индивидов, подчеркивая целостность и смысл социального. Механизмы трансформации социальной коммуникации в социодраме соответствуют современным потребностям человека, который получает возможность отметить подлинность происходящего в социодраме действия, принять происходящее не как навязываемое извне, но как личностно осмысленное, важное. Социодрама позволяет участникам ощутить актуальную действительности потребность в изменениях социальной коммуникации, выбрать оптимальные, максимально подходящие направления и способы трансформации социальной коммуникации, и таким образом принять на себя ответственность за свою деятельность и сделанный выбор.
Под влиянием изменений в обществе, появление и эволюция соцйодрамы происходили в процессе развития психодрамы, по пути от работы над становлением личности на интраличностном и межличностном уровнях к развитию соцйодрамы как способа изменения коммуникации с целью преодоления социальных конфликтов в межличностных и межгрупповых отношениях.
В основе механизма трансформации социальной коммуникации в социодраме лежат выделенные* Я. Морено категории: «спонтанность» -свободная воля, свобода проявления и изменения, энергия жизни, «момент» -определенный момент времени, в котором проявляется свобода творчества и созидания, когда создается новое и уникальное, когда спонтанность, облекаясь в адекватную форму, порождает креативность; «культурный консерв» - сохраненный в произведениях искусства и культурном наследии процесс творчества.
Социальная коммуникация и ее трансформация в социодраме подвержены влиянию различных факторов. С одной стороны, это влияние социального времени, а именно: стабильности прошлого как опоры для деятельности в настоящем, опоры для спонтанности; момента «здесь и сейчас», в который и происходит изменение, и будущего, к которому обращается свободная воля субъектов коммуникации.
С другой стороны, это сочетание влияния социальных факторов, задающих свои ограничения и возможности для проявления спонтанности субъектов, и самой свободной воли индивидуумов, которые оказываются способными влиять на социальные отношения.
Поэтому социодрама отражает в себе возможности синтеза субъективного и объективного социального познания, действия и социальной коммуникации.
Концепция социодрамы появилась в середине XX века в результате наблюдения за процессом формирования, интериоризации и изменения восприятия социальной реальности у детей и была впервые применена, учитывая особенности сознания взрослого человека, на театральной сцене, на которой преобразованные в символической форме социальные отношения воспроизводились и корректировались. В основе механизма трансформации социальной коммуникации в социодраме лежит воспроизведение социальной реальности. Игра, роли, спонтанность, творчество, эмпатия, сам процесс образного воссоздания социальной реальности как инструмент познания и изменения социальных отношений и социальной коммуникации присущ человеку еще на ранних стадиях развития. Добавляя к нему приобретаемую в процессе взросления способность человека к системному видению, анализу, синтезу, отслеживанию закономерностей и причинно-следственных связей социодрама представляется возможным и гармоничным для человека способом целенаправленного изменения социальных коммуникаций. Несмотря на то, что еще Я. Морено предложил оригинальный понятийный аппарат, который используется и сегодня, следует отметить слабую разработанность определений, типологии и неоднозначность трактовки понятий в социодраме. Этому способствовали: отсутствие развернутого определения социодрамы и употребление терминов «психодрама» и «социодрама» как взаимозаменяющих; больший научно-практический интерес в середине XX века к психотерапии, чем к социальной работе, приведший к более разностороннему развитию психодрамы, чем социодрамы; также в этом отразились тенденции социального неопозитивизма, получившие распространение в США середины XX века и сопровождавшие появление социодрамы и социометрии, приведшие к избирательному, количественному использованию метода; некий перекос в деятельности специалистов в сторону практики, в противовес теории и методологии, обусловленный главным принципом методов действия «не рассказывай, покажи», то есть приоритетности практической работы над теоретическим ее осмыслением.
Вопрос об определении социодрамы и разработанности теоретического аппарата социодрамы как метода трансформации социальной коммуникации остается насущным, поскольку недостаточность разработанности теоретического аппарата приводит в ряде случаев к подмене понятий, к непониманию метода, отказу от использования социодрамы, или частичному использованию социодрамы только как метода измерения, а не изменения социальных отношений.
Учитывая родственность психодрамы и социодрамы, за основу при разработке определения и методологии социодрамы нами взяты теоретико-методологические основания психодрамы.
В литературе социодрама^ определяется рядом авторов как в более широком, так и в более узком контексте, по ряду параметров: цель, субъект, объект, процесс, инструменты.
Мы представили более полное и общее определение социодрамы, введя в это определение уточненные тему и цель социодраматической работы, краткое описание сущности и процесса социодрамы, а также перечисление основных инструментов и сфер приложения социодраматической работы, таким образом сведя воедино все ключевые факторы для определения и дифференциации социодрамы среди других методов работы с социальными отношениями.
В социодраме используются такие техники, как дублирование, речь в сторону, обмен ролями, зеркало, скульптура и использование предметов, ролевой тренинг, воспроизведение, моделирование, проекция будущего, проверка и репетиция будущего.
Результатом социодраматической работы может являться: обучение, диагностика, нахождение вариантов решения поставленных задач/ проблем, выбор оптимального варианта, подтверждение выбора, репетиция применения.
Социодрама может использоваться в групповой и индивидуальной работе, направленной на преподавание, тренинги (навыковые, командообразования, профессионально-личностного роста), коучинг, организационное, социальное и политическое консультирование, работу с конфликтами для их профилактики и разрешения.
Социодрама рассматривается как способ преодоления проблем социальной коммуникации в процессе социодраматической работы. Для этого выделяются основные проблемы социальной коммуникации, которые лежат в основе социодрамы с тем, чтобы наметить возможные пути трансформации социальной коммуникации в межличностных и межгрупповых отношениях.
Приводится описание основных проблем социальной коммуникации и предлагаемых социодрамой механизмов их преодоления. В качестве основных проблем выделяются: проблемы социального восприятия, проблемы социальной коммуникации, проблемы социального понимания и познания как движения и интерпретации смыслов в социальном времени и пространстве.
В аспекте преодоления проблем социального восприятия социодрама дает возможности для более детального изучения, наблюдения «другого» или «других» посредством воспроизведения и исследования социальной реальности, путем предоставления возможности, поменявшись ролями в процессе социодраматического действия, понять мысли, чувства и эмоции «другого» и скорректировать свое восприятие на основании новой информации и полученного опыта.
В аспекте социального понимания, применительно к социодраматическим методам можно сказать, что понимать человека или сообщество значит заново воссоздавать его в драматическом действии, познавая его в социальном окружении, учитывая его прошлое, настоящее и будущее.
Социодрама интегрирует в себе работу с лингвистическими и паралингвистическими уровнями коммуникации, образами и символами, движением и адекватной перцепцией, вчувствованием друг в друга, что значительно обогащает возможности для социальной коммуникации и ее трансформации в заданном направлении. В результате социодрама во многом преодолевает проблемы социального понимания посредством работы над более точной передачей смыслов, активизируя языковые и неязыковые уровни общения и познания, путем интериоризации полученного знания через опыт.
При этом, в социодраме посредством воспроизведения и проигрывания социальной реальности участники получают возможности для исследования личностных и групповых ролей и ролевого взаимодействия, нахождения проблемных зон и новых ролей, которые способствуют преодолению проблем социальной коммуникации, использованию и интериоризации этих ролей.
Это становится возможным благодаря тому, что в социодраматическом процессе личность активна, деятельностна и способна к изменению мира через проявление свободной воли, через созидание и креативность, путь к которым лежит через состояние спонтанности - способности быть собой, творить, действовать и проявляться через социальные роли.
На индивидуальном уровне социодрама активизирует работу над расширением ролевого репертуара, нахождением и практикой применения более эффективных ролей. На уровне категоризации, где прослеживаются причины большинства коммуникативных проблем нашего времени, например, проблема межэтнических конфликтов или существование предрассудков и дискриминации, задачей социодраматической работы является как оптимизация процесса категоризации для получения целостного и структурированного видения социальной ситуации, так и обратный процесс, то есть достижение более глубокого взаимопонимания, основанного на адекватном соотнесении признаков и смыслов на эмпирическом уровне. По сути необходимость корректировки процессов социальной категоризации во многом может быть обусловлена задачами адекватного восприятия той или иной социальной категории с целью устранения непонимания, неприятия, страхов, конфликтов. Работа с архетипами способствует большему взаимопониманию, проникновению в суть решаемой проблемы, облегчению познания и нахождения решения через актуализацию архетипичных ролей
Анализ закономерностей взаимодействия ролей в аспекте проблем ролевого взаимодействия на интраличностном, межличностном и групповом уровнях приводит к пониманию областей и возможностей направления изменений. Среди таких проблем выделяются: амбивалентность ролевого репертуара (необходимость в широком и адекватном наборе социальных ролей, умении переключаться из роли в роль, способах избегания межролевых конфликтов), взаимное влияние ролей, параллельные и системные процессы и ограничения, ролевое взаимодействие и ролевой отклик.
Следовательно задачей сйциодрамы является преодоление ролевых конфликтов, расстановка приоритетов, расширение и гибкость переключения ролевого репертуара, выявление таких закономерностей, как параллельные процессы и инициирование социальных изменений, предоставление возможности увидеть повторяющиеся циклы нежелательных ролевых взаимодействий и предложение выхода из такой ситуации путем расширения ролевого репертуара и осваивания новых ролей.
Социодрама фокусируется на группе и групповых задачах, а уточненные цели социодраматической работы могут быть представлены как групповая диагностика, социальное осознание через когнитивный инсайт и инсайт-в-действии, идентификация группы или индивида с социокультурной общностью, нахождение своего места и осознание ролевого репертуара в группе, целостное и структурное восприятие группы, выработка и осознание групповых целей и норм, место группы во внешнем окружении, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения, адекватность восприятия, групповая динамика, межличностное и групповое развитие и изменения, ролевая структура группы, формальное-неформальное лидерство, социальные роли и сети (формальные и неформальные), коммуникативные сети, сферы влияния.
Трансформация социальной коммуникации в социодраме происходит через воспроизведение, моделирование прошлых, настоящих и будущих социальных ситуаций, через обозначение противоречий в социальной коммуникации, нахождение и опробование решений. Таким образом, моделируя социальную коммуникацию в символической форме, социодрама дает возможность для ее трансформации в более эффективную и конструктивную.
Моделирование социальной коммуникации в социодраме служит для оптимизации систем и процессов, для получения целостного видения социального пространства и времени, помогает диагностике ситуации и нахождению вариантов решений, проверке решений, планированию изменений и постановке целей, осознанию участниками необходимости и направления изменений и получения глубокой мотивации внедрения, анализа социодраматического опыта внедрения изменений и навыков учета социальных последствий таких изменений.
Моделирование социального пространства происходит через социодраматическое воссоздание (воспроизведение), изучение и нахождение зон развития социальной системы: социального окружения группы, внутригрупповой структуры, а также сопровождающих систему динамических процессов (структуры процессов, выделения параллельных процессов, системных ограничений и возможностей).
При работе с социальным пространством задача социодраматического действия состоит в расширении системы, воссоздании взаимосвязей и выделении участников социального взаимодействия, а затем в конкретизации зон развития и направленной социодраматической корректирующей работе с ними.
Более глубокое социодраматическое изучение и корректировка процессов социального взаимодействия происходит через моделирование картины взаимодействия: изучение мотивов и потребностей, рассмотрение реальных или возможных ролевых конфликтов и причин их появления, трансформации социальных смыслов в процессе коммуникации, после чего корректировка осуществляется посредством направленных ролевых трансформаций - нахождения и репетиции применения более эффективных социальных ролей.
Моделирование социального времени состоит из воссоздания линии времени, исторической и временной прогрессии и регрессии, сцен настоящего, прошлого и будущего. Социодрама предполагает сценическое построение вероятностных прогностических моделей, моделирование желаемого будущего, социодраматическую работу над средствами достижения будущего и выявлением препятствий на пути к достижению целей.
При этом результатом будут являться понимание и осознание причин происходящего, нахождение вариантов решений, репетиция применения решений, построение и проверка.целей.
Имея много общего с драмой и театром, социодрама отчасти обязана своей действенностью этим видам искусства. Главным отличием социодраматического театра от театра как вида искусства является спонтанность воспроизведения и моделирования социальной реальности, отсутствие заранее написанного сценария и сюжета, действие реальных людей, а не игра актеров, смещение акцента со зрелищности на моделирование и трансформацию социальной коммуникации в процессе социодраматической работы.
Социодрама в отличие от литературной драмы и театра, используя их возможности, превращает зрителя в непосредственного участника, где, обращаясь к вечным темам, проблемам социальных взаимоотношений и конкретным реальным ситуациям, участникам дается возможность самим найти новые варианты решений и опробовать их на практике в символической форме. Социодрама дает возможность субъектам взаимодействия не только увидеть, услышать, почувствовать и осознать происходящее, но и оказаться включенными в социальные изменения, получить опыт трансформации социальной коммуникации в конкретной социальной ситуации, осознать последствия совершаемого выбора.
Для решения такой задачи участники социодраматического процесса воспроизводят прошлое, настоящее или будущее в конкретном действии.
Однако это не театр в классическом его понимании, но «театр спонтанности», который моделирует социальные ситуации не в игре актеров по заранее написанному автором литературно-драматическому произведению, а в совместном действии участников по воспроизведению социальных ситуаций. В этом действии соединяются их личностные проявления и корректирование социального взаимодействия в аспекте социодраматических техник ведущим группы и ее участниками. Такое действие завершается обсуждением и осмыслением, в котором участвуют все действующие лица.
Выделяемые четыре стадии социодраматического процесса, такие как разогрев, основное действие, завершение действия и обсуждение (шеринг), настраивают участников группы на плавное вхождение в работу с социальной ситуацией и получение и осознание результатов.
Отмечается, что, обладая широким репертуаром моделирующих и корректирующих техник (дублирование индивида или группы, речь в сторону, скульптура, социограмма, спектрограмма, обмен ролями, монолог, зеркало, пустой стул, тест на спонтанность и тренинг спонтанности, ролевая игра, ролевой тренинг, социометрия, виньетка, конкретизация, максимизация, метафора) социодрама является действенным, эффективным методом моделирования и трансформации социальной коммуникации.
Процесс развития теоретических взглядов на социодраму и практическое развитие этого вида социальной работы отражает тенденцию к увеличению внимания и придаванию все большей значимости сфере социальных отношений.
Несмотря на свою действенность, социодрама является не до конца изученной и требует от исследователей большего внимания к возможностям трансформации социальной коммуникации.
При этом, социодрама является эффективным и конструктивным способом трансформации социальной коммуникации и изменения социальных отношений в современном обществе.
В свете современных проблем социальной коммуникации, отраженное в данной работе исследование социодрамы с позиции трансформации социальной коммуникации с целью ее гармонизации является актуальным и перспективным. Одновременно существуют различные и актуальные направления исследования данной темы, такие как описание, систематизация и анализ эмпирических данных, получение более структурированного и целостного представления о социодраме с позиций современных научных знаний в области социологии коммуникации, социологии конфликтов, социологии международных отношений, социологии религии и философии, педагогики, социологии организаций, социальной психологии. Поэтому требуется дальнейшее внимательное научное изучение как теоретических аспектов социодрамы, так и практической социальной работы, в особенности в таких сферах, как преодоление социально-политических, межэтнических и социальных разногласий и конфликтов в современном обществе.
Адекватное объективным обстоятельствам социальное самоопределение особенно важно для обществ, оказавшихся перед необходимостью смены парадигмы социального общественного развития. При всех колебаниях, характерных для общественного сознания России, существует глубинный пласт предпочтений и ожиданий, оказывающий влияние на социальный выбор народа и элиты. Социодрама может оказаться одним из эффективных ответов на вызов современной реальности. Возможность не только эффективно воздействовать на сообщества с целью изменения социальной коммуникации и как следствие, изменять социальные процессы, но и интегрировать предпочтения индивидуумов, составляющих социальную общность, исходить из потребностей социальной системы - эта гуманистическая направленность социодраматической работы особенно актуальна для современной России.
Список научной литературыПопова, Ирина Анатольевна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"
1. Акерман С. Психодрама ориентированная на группу // Московский психотерапевтический журнал. N 4.1993.
2. Актуальные проблемы психодрамы и социометрии // Материалы международной научно-практической конференции по психодраме и социометрии (Морено-Фестиваль 2001). Ростов-на Дону, 2001.
3. Андреева Г. М. Социальная психология, Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.
4. Андреева' Г. М. Психология социального познания. М: Аспект Пресс, 2000.
5. Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму / Пер. с нем. М.: Класс, 1997.
6. Басин Е. Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
7. Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения. Вопросы философии. 1995, №3.
8. Бейссер А. Парадоксальная теория изменений. Журнал практического психолога. 2003, №3.
9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
10. Ю.Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М., 2001. П.Бергер П. Общество как драма // Человек. 1995. №4.
11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
12. Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М.: Изд-во РУДН, 2002.
13. М.Блатнер Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия. В 2-х ч. Пермь, 1993.
14. Блок В. Б. Диалектика театра: очерки по теории драмы и ее сценического воплощения. М., 1983.
15. Бориснев C.B. Социология коммуникаций. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
16. Борхес X.JT. Сочинения. М.: Полярис, 1997.
17. Бубер М. Два образа ве|эы. М., 1995.
18. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. М.: МНЭПУ, 1995.
19. Бурлачук Л.Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С. Основы психотерапии. М.: Алетейа, 1999.
20. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. Процессы, решения, действия. СПб.: Питер, 2003.
21. Василика М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2003.
22. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось-89,2003.
23. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. Спб., 1998.
24. Винер Н. Человек управляющий. Спб., 2001.
25. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995.
26. Воскобойников Я.С. Журналист и информация. М.: Новости, 1993.
27. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2001.
28. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.
29. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
30. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
31. Голицын Г.А. Информация и творчество. М., 1997.
32. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.
33. Гриншпун И. Б., Морозова Е. А. Психодрама // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000.
34. Гройсман А. JI. Понятие о психодраме М.: Магистр, 1996.
35. Гройсман А. JI. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.
36. Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 2000.
37. Дмитриев Л. А. Законы драматургии: Теория и метод творчества.1. М., 1998.
38. Добреньков В.И. Социология. М.: Инфра-М, 2005.
39. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х т. М.: Инфра1. М, 2000.
40. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник.1. М.: Инфра-М, 2001.
41. Долгополов Н. Моделирование психической реальности в психодраме // Новые направления в гештальте, психодраме Ч. 2. М., 1997.
42. Долгополов Н. Футуропрактика: опыт взаимодействия гештальт-метода и психодрамы' // Гештальт и психодрам в работе со взрослыми и детьми. М., 1998.
43. Дридзе Т. М. Текстовая реальность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.
44. Душенко А. В. Большая книга афоризмов. М.: Эксмо-Пресс, 2001.46.3ападно-европейская социология XIX нач. XX веков / Под. ред.
45. Ионеско Э. Трагедия языка // Как всегда об авангарде: антология французского театрального авангарда. М., 1992.
46. Ищук-Фадеева Н. И. Типология драмы в историческом развитии. Тверь, 1993.
47. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Питер, 1995.
48. Кадыров И. М. Психодрама и психоанализ: два театра для психической драмы // Московский психотерапевтический журнал. N 1, 1996.
49. Кастеллс М. Социальные последствия информационных и коммуникационных технологий // Всемирный доклад по социальным наукам. М.: Издательство ЮНЕСКО ИД Магистр-Пресс, 2002.
50. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
51. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое сообщество// Мир1. России. 2000, № 1.
52. Келлермаи П. Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов. М.: Класс, 1998.
53. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с англ. М.: Класс, 1993.
54. Кларин М. В. Корпоративный тренинг инструмент развития управления. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. Сост. Кроль Л. и Пуртова Е. М.: Класс, 2002.
55. Конецкая В. П. Социология коммуникации. М.: МУБиУ, 1997.
56. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2003.
57. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001.
58. Кретов Б. Е. Средства массовой коммуникации элемент политической системы общества // Социально-гуманитарные знания. М., 2000.
59. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л., Сердюк Е. А. Предварительный разогрев в российских психодраматических группах: культурно-экологический подход // Журнал практического психолога. № 5-6, 1999.
60. Кули Ч. Социальная самость. // Американская социологическая мысль. М., 1996.
61. Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идел-пресс, 2000.
62. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление, психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1980.
63. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
64. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
65. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Прогресс, 1994.
66. Лифинцева Т. П. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Мартина Бубера. История философии. М., 1997, № 1.
67. Лопухина Е. Опыт проведения психодраматического семинара "Наследие предков": программа // Новые направления в гештальте, психодраме. М., 1997.
68. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
69. Лосенков В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
70. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Изд-во Ээсти Раамат, 1973.
71. Луман Н. Реальность \1ассмедиа // Отечественные записки. 2003. №4.
72. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994.
73. Мальковская И.А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М., 2004.
74. Масандилова И.В. Принимая правила детей. Первое Сентября. №87 1999.
75. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре. М., 1999.
76. Марино Р. Ф. История Доктора: Джей Л. Морено создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. М.: Класс, 2001.
77. Массовая коммуникация в современном мире: Сб. науч. тр. / Под ред. Буданцева Ю.П. и др. М., 1991.
78. Мертон Р. К. Явные и латентные функции// Структурно-функциональный анализ в социологии. М., 1968.
79. Мид Дж. Аз и Я. Американская социологическая мысль. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
80. Мид Дж. Г. Интернализованные другие и самость. // Американская социологическая мысль. М., 1996.
81. Мид Дж. Г. От жеста к символу. // Американская социологическая мысль. М., 1996.
82. Михайлова Е. Л. Психодрама: учебная программа и методические рекомендации // Методы современной психотерапии: учебное пособие. М.: Класс, 2001.
83. Мелюхин И.С. Информационные технологии и бизнес. М., 1997.
84. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.
85. Могилевская Е.В. Психодрама в русле основных тенденций посткультуры. Психодрама, социометрия и прикладная психология. Материалы Второй Международной научно-практической и учебной конференции. Морено-Фестиваль 2002. Ростов-на-Дону: Фолиант, 2003.
86. Модернизация, глобализация и институциональный изоморфизм: к социологической теории глобального общества. Под ред. А. Согомонова и С. Кухтерина. Вып.2. М.: Ин-т социологии РАН, Изд-во Стови, 2001.
87. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001.
88. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
89. Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. Подход к новой политической ориентации: Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.
90. Морено Дж. Театр спонтанности: Пер. с англ. Красноярск, 1993.
91. Морено 3. Т. Психодрама // Психотерапия что это? Современные представления. М.: Класс, 2000.
92. Морено 3. Т. Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома // Эволюция психотерапии. Т. 3. М.: Класс, 1998.
93. Морено 3. Т. Обзор психодраматических техник // Московский психотерапевтический журнал. N11, 1993.
94. Морено Я. JL Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001.
95. Морено Я. Психодрама / Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, 2001.
96. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.
97. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
98. ПО.Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спиралимолчания. М., 1996.
99. Осипов Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.
100. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: методика и математические методы исследования. Киев, 1975.
101. Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки: РЖ. Серия 10. Социология. М.: ИНИОН РАН, 1998, № 2.
102. Парсонс Т. Система современных обществ // Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1997.
103. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.
104. Патрножич Й. Предотвращение конфликтов перспективы развития международного гуманитарного права // Международное право - International Law // Ин-т междунар. Права. 2000, № 1 (7).
105. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород, 1992.
106. Политические коммуникации: Учеб. Пособие / Петрунин Ю.Ю. и др.; под ред. А. И. Соловьева. М., 2004.
107. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
108. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Релф бук, 2002.
109. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М-Киев, 2001.
110. Прайс М. Средства массовой информации и суверенитет: Глобальная информационная революция и ее вызов власти государства // Отечественные записки. 2003, № 4.
111. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.
112. Психодрама и групповой процесс / Под ред. И. А. Гринберга. М., 1993.
113. Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Холмса, М. Карп. Пер. с англ. М.: Класс, 1997.
114. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2000.
115. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М., 1993.
116. Сандомирский Е. Возврат в детство как универсальный механизм психотерапии. Воронеж: МОДЭК, 2000.
117. Смит Э. Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004.
118. Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: И-во Михайлова В.А., 2002.
119. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.
120. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
121. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
122. Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиопсихологической парадигмах / Отв. ред. Т. М. Дридзе. М., 2000.
123. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. Москва: Ин-т социологии РАН, 1996.
124. Тавризян Г.М. Габриэль Марсель: Бытие и интерсубъективность. История философии. М., 1997, № 1.
125. Тексты по истории социологии Х1Х-ХХ вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. В. И.Добреньков, Л. П. Беленкова. М., 1994.
126. Терин В. П. Массовая коммуникация. Социо-культурные аспекты политического воздействия. Исследование опыта Запада. М., 1999.
127. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация, М., 2000.
128. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985.
129. Тоффлер Э. Цивилизация третьей волны. М., 1999. МЗ.Уколова Л. Е. Коммуникативная специфика театра как видаискусства. Актуальные проблемы социологической теории и практики. Часть II. М: Изд-во МГУ, 2000.
130. Фарман И. П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М., 1999.
131. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПБ., 2000.
132. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. Пг., 1917.
133. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
134. Фролов С. С. Социология. М., 1994.
135. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
136. Хайдеггер М. Что значит мыслить? Разговор на проселочной дороге. Перевод А. С. Солодовникова. М., 1991.
137. Хализев В. Е. Драма как род литературы: Поэтика, генезис, функционирование. М., 1986.
138. Холмс П. Внутренний мир снаружи. Теория объектных отношений и психодрама / Пер. с англ. М.: Класс, 1999.
139. Холмс П. Классическая психодрама. Обзор. Психодрама: Вдохновение и техника. Под ред. Холмса П. и Карп М. М.: Класс, 2000.
140. Худойкина Т.В. Переговоры как способ достижения согласия // Социология социального партнерства // НИИ регионологии при Мордов. гос. ун-те. Саранск, 1999.
141. Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие: уроки для России. М., 1996.
142. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997.
143. Шихирев П. Современная социальная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
144. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
145. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Основание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1999.
146. Ялом И. Когда Ницше плакал. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
147. Altschule С. & Picon W. J. The social living class: A model for the use of sociodrama in the classroom. Group Psychotherapy, Psychodramaand Sociometry. 33. 1980.
148. Batten F. and Wiener R. Editorial to the Special Sociodrama and Action Methods Edition of the British Psychodrama Association Journal. The British Journal of Psychodrama & Sociodrama. Jan. 2001.
149. Batten F. Applying a role analysis. The British Journal of Psychodrama & Sociodrama. V. 16. 2001.
150. Baumgartner D. Sociodrama and the Vietnam combat veteran: A therapeutic release for a wartime experience. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama & Sociometry. V. 39. 1986.
151. Bell S., Ledford, T. The effects of sociodrama on the behaviors andattitudes of elementary school boys. Group Psychotherapy, Psychodrama & Sociometry. V. 31. 1978.
152. Blatner A. Teoretical Foundation of Psychodrama. IAGP Conference. London, 1998.
153. Bradshaw-Tauvon K. Spanning social chasms: Inner and outer sociodramas. The British Journal of Psychodrama & Sociodrama. V. 16.2001
154. Carvalho E. R., Otero H. E. Sociodrama as a social diagnostic tool: Our experience in Paraguay. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama & Sociometry. V. 46. 1994.
155. Costa B. Psychodrama across cultures. The British Journal of Psychodrama & Sociodrama. V. 17. 2002.
156. Dransfield B. Forum role play: An exploration of a professional encounter. The British Journal of Psychodrama & Sociodrama. V. 16. 2001.
157. Dummett P. Using action methods for executive coaching and professional development. The British Journal of Psychodrama & Sociodrama. V. 16. 2001.
158. Garcia A. Using Sociodrama for Training Actors in Audition and Interview techniques. Ann Arbor: University of Michigan, Microfilms International, 1981.
159. Graham G. Sociodrama las a teaching technique. Social Studies. V. 51. 1960.
160. Haas R. B. The consultant in sociometry and the sociodrama speaks. Sociatry. V. 2. 1948.
161. KellermanP. Sociodrama, Group Analysis. Sage. Vol.3 London, 1998.
162. Lee T. The sociodramatist and the sociometrist in the primary school. Journal of Group Psychotherapy, Psychodrama & Sociometry. V. 43. 1991.
163. Moldowsky S. Sociodrama session at the Manfield Theatre. Group Psychotherapy. V. 3. 1950.
164. Moreno J.L. Sociometry and the science of man. Beacon House. NY, 1956.
165. Moreno J.L. WHO SHALL SURVIVE? Foundation of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama, Beacon House Inc. N.Y., 1953.
166. Moreno J.L., Florence B. Sociodrama in the sociology classroom. Sociatry, V. 1. 1948.
167. Moreno, J. L., Zelany L. D. Role theory and sociodrama. In: J. S. Roucek, (Ed.). Contemporary Sociology. New York: Philosophical Library, 1958.
168. Moreno, J. L. The concept of sociodrama: A new approach to the problem of intercultural relations. Sociometry. V. 6, 1970.
169. Moreno, J. L. Sociodrama: "The next president of the United States": A note. Sociatry. V. 2. 1948.
170. Moreno, J. L. Sociology and sociodrama. Sociatry. V. 2. 1948.
171. Moreno J. L. The sociodrama of Mohandas Gandhi. Sociatry. V. 1. 1948.
172. Moreno J. L. Sociodrama of a family conflict: Transcript of a session. Group Psychotherapy. V. 5. 1952.
173. Moreno J. L. Psychodrama and sociodrama of Judaism and the Eichman trial. Group Psychotherapy. V. 14. 1961.
174. Nieminen S. The use of sociometry, sociodrama and dramatic improvisation in preventive mental health care in comprehensive schools in Finland. Journal of the British Psychodrama Association. V. 1. 1986.
175. Price H. Drivers and restainers: Sociodrama of a Lewin force field. Australian & New Zealand Psychodrama Association Journal. V. 1. 1992.
176. Propper H. A large-family sociodrama. The British Journal of Psychodrama & Sociodrama. V. 1. 2001.
177. Radecki J. Sociodrama and role stress. Group Psychotherapy, Psychodrama & Sociometry. V. 33. 1980.
178. Scarcella R. Sociodrama for social interaction. Tesol Quarterly, V. 12. 1978.
179. Sprague K. Permission to interact: A who, how, and why of sociodrama. In: M. Karp, P. Holmes, & K. Bradshaw-Tauvon, (Eds.). Handbook of Psychodrama. London: Routledge, 1998.
180. Steinberg P., Garcia A. Sociodrama: Who's in your shoes. Praeger, USA, 2000.
181. Sternberg P., Garcia A. Sociodrama. In: P. Lewis & D. R. Johnson, (Eds.). Current Approaches in Drama Therapy. 2000.
182. Torrance E. P. Sociodrama as a creative problem solving approach to studying the future. Journal of Creative Behavior. V. 9. 1975.
183. Weiner R. Creative Training: Sociodrama and Team Building. London: Jessica Kingsley. 1997.
184. Weiner R., Traynor J. The use of sociodrama in staff training in working with older people. Practice. V. 1. 1988.
185. Weiner R. Applying crisis theory and sociodrama in clinical justice. Group Psychotherapy &Psychodrama. V. 26. 1973.
186. Weiner R. A sociodramatist goes to work. In A. Chesner & H. Hahn, (Eds.). Creative Advances in Groupwork. London: Jessica Kingsley, 2002.
187. Wiener R. Using Sociodrama. Leeds, UK: Dept Adult Education, University of Leeds, 1995.
188. Woodward G. Issues of cultural differences. The British Journal of Psychodrama & Sociodrama. V. 16. 2004.