автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Трансформация традиционных семейно-брачных ценностей в условиях современных социокультурных изменений
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мисиров, Рустам Борисович
Введение.
Глава I. Теоретические основы исследования института семьи: история и методология
1.1. Концептуальные подходы к анализу происхождения и эволюции семьи.
1.2. Современная семья: проблемы, тенденции и перспективы развития.
Глава II. Семья Северного Кавказа как социокультурный феномен
2.1. Динамика традиционных семейно-брачных отношений в регионе.
2.2. Этнокультурная преемственность семейных ценностей.
Глава III. Семья в изменяющихся социокультурных условиях
3.1. Актуальные проблемы функционирования и развития северокавказской семьи.
3.2. Трансформация традиционных семейных ценностей в условиях институциональных преобразований.
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Мисиров, Рустам Борисович
Изучению семьи как одной из древнейших форм человеческой общности, вопросам устройства, функций, общественного значения семьи посвящено множество работ. В большей степени это касается демографии, социологии, психологии других человековедческих наук. При всей актуальности исследований подобной направленности, на наш взгляд, именно социально-философские исследования, включающие изучение этнокультурного материала на принципах историзма, способствуют созданию целостной и динамичной картины воззрений на противоречия семейных изменений в современных условиях, приобретающие глобальные масштабы в связи с характером и негативной направленностью вызванных ими последствий.
Актуальность исследования обусловлена колоссальными изменениями, которые испытывает современная российская семья, в том числе и национальная семья Северного Кавказа, в последние десятилетия.
Характер функционирования такого сложного социального явления, как семья, определяется множеством различных условий, в связи с чем К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество, точно так же, как это было и в прошлом. Она представляет собой продукт общественной системы» '.Ив этом качестве семья, переживая эволюционные преобразования, соответствующие каждому историческому периоду развития человечества, непременно оставалась его важнейшим социальным институтом. В современной ситуации глобальных социокультурных изменений семья стремительно теряет свое институциональное значение, традиционные ценности и отношения в семейно-брачной сфере оказываются не востребованными обществом.
Северный Кавказ - уникальный край, в котором проживает значитель
1 Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.
45, С. 254. ное количество народностей, имеющих как общие, обусловленные объективными обстоятельствами тысячелетнего соседства признаки в сфере культуры, традиций, семейной, хозяйственной жизни, так и значительные различия. Сегодня основы социокультурной преемственности в сфере семейных отношений народов Северного Кавказа претерпевают негативные изменения. Научно-технический и социальный прогресс, создав возможности приобщения к мировому информационному пространству, привнес угрозу современной западной урбанистической культуры на принципах абстрактной всеобщности, несущую трагедию потери ценностей этнического самоопределения, разрушения традиций и нравственных устоев народов.
В этих условиях институты традиционной культуры, поддерживающие авторитет и целостность семьи, выступают опорой общества на уровне регионов. Н.А. Бердяев, отмечал: «.нивелирующий европеизм, международная цивилизация - чистейшая абстракция, в которой не заключено ни единой капли конкретного бытия. Есть только один исторический путь к достижению высшей всечеловечности, к единству человечества - путь национального роста и развития, национального творчества»
По мнению Н. Данилевского, не существует универсального, охватывающего все общества процесса культурно-исторического развития, каждый народ в ходе своего исторического развития создает наилучшую для себя, 4 наиболее приспособленную к условиям его существования форму культуры .
Культура есть универсальный способ обеспечить историческую преемственность как на уровне индивидуальной человеческой жизни, так и на уровне социального организма. Об уровне ее развития можно судить по гармоничности соединения традиций с нововведениями в вопросах воспитания, по ее способности воспроизводить целостную человеческую личность, гармонично сочетающую нравственное, интеллектуальное, эстетическое и деятельное начало человеческого бытия. Национальная культура рассматривае
1 Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание, Ростов н/Д., 1997. С. 209.
2 Кармин А. Культурология. СПб., 2001. С. 167. мых народов, высокая по нравственным запросам, сегодня, ввиду объективных причин, не является культурной, воспроизводящей целостную человеческую личность, отвечающую запросам этой культуры. Сохранение традиционной культуры для народов Северного Кавказа есть возможность сохранить себя как этнос, и большая роль здесь принадлежит в первую очередь семье, важнейшей задачей которой сегодня становится передача векового опыта в его национальной форме нравственного воспитания, обеспечив тем самым трансляцию социокультурного опыта.
В связи со сказанным, наряду с исследованием демографических тенденций перспектив развития семьи, следует отметить особую значимость и необходимость социально-философского анализа в контексте социо- и этнокультурных изменений в современных условиях. При этом динамика развития семьи требует следования принципам историзма и необходимости конкретно-исторического анализа1.
Семья является уникальным социальным институтом воспитания, воспроизводящим людей как носителей социальной, культурной, этнической информации, и процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают дол-говременность межличностных отношений, направленных на реализацию высоких социальных и духовных ценностей. В.В. Розанов, указывая на значение семейного вопроса в общественной жизни, отмечал, что «.семья -ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно - это место самых горячих связей; духовно - это место совершенного идеализма.».2
Возможностью решения многих проблем, связанных с состоянием института семьи, обусловливается, на наш взгляд, требование серьезного научного и философского исследования трансформации традиционной нацио
1 Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. С. 123.
2 Розанов В.В. Семейный вопрос в России. СПб., 1993. С. 92. нальной семейной культуры народов Северного Кавказа в современных социокультурных условиях, а следовательно, и актуальность избранной темы.
Степень разработанности проблемы. Исторический путь развития форм брачно-семейных отношений рассматривается в работах И. Бахофена, Л.Моргана, Д. Мак-Леннана, Ф.Энгельса, Э. Вестермарка, Ю.И. Семенова, Л.А. Файнберга.
Семью, как социокультурный феномен, изучали Платон, Аристотель, Геродот, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Г. Гегель, Жан Жак Руссо, И. Кант, Ф. Фихте, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, П. Флоренский, а также исследователи нового и новейшего времени Т. Парсонс, Э. Берджес, X. Локк, Ч. Кули, Л.И. Савинов, М.С. Мацковский, С.И. Голод, А.Г. Вишневский, А.Г. Харчев, А.В. Синельников, Л.А. Файнберг, Б.Д. Бреев, В.В. Елизаров, С.В. Захаров и др.
Изучению традиционной национальной семьи Северного Кавказа посвящены работы Х.В. Дзуцева, Б.Б. Хубиева, Б.Х. Бгажнокова, С.Ш. Гаджие-вой, А.А. Магомедова, С.Х. Мафедзева, А.Х. Магометова, Г.Х. Мамбетова, А.И. Мусукаева, К.Х. Унежева, И.А. Шорова и др.
Целью исследования является социально-философский анализ трансформации традиционных семейно-брачных отношений на Северном Кавказе в условиях современных социокультурных изменений.
Задачи исследования:
- рассмотреть основные концептуальные подходы и методологию анализа исследования происхождения семьи;
- рассмотреть проблемы, тенденции и перспективы развития современной семьи;
- изучить динамику семейно-брачных отношений на Северном Кавказе;
- проанализировать основы традиционной этнокультурной преемственности семейных ценностей в прошлом и их особенности в настоящем;
- рассмотреть проблемы функционирования и развития современной семьи на Северном Кавказе в изменяющихся социокультурных условиях;
- исследовать характер и направленность трансформации традиционных семейных ценностей.
Объектом исследования является традиционная национальная северокавказская семья.
Предметом исследования выступают трансформационные процессы и явления в области семейно-брачных отношений в условиях социокультурных преобразований.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- фундаментальные общенаучные принципы детерминизма, целостности и историзма, в соответствии с требованиями которых настоящее рассматривается не только в его обусловленности прошлым, но и в направленности развития самого настоящего;
- современные философские, общенаучные концепции и теории развития общества и института семьи;
- методологический опыт исследования социально-философских проблем общества;
- системный анализ феноменов «семья», «семейная культура», «социокультурная среда» региона, диалектическое рассмотрение их в контексте истории и современности;
- принципы системности в соответствии, с которым дается анализ проблем формирования и трансформации ценностей, особенностей данных процессов в зависимости от специфики современного этапа развития общества;
- принципы объективности и конкретности, позволившие проанализировать традиционные национальные семейные ценности и семейно-брачные отношения в связи с конкретным социокультурным и политико-экономическим состоянием общества.
А также в соответствии с поставленной в диссертации проблемой еледующие методы социально-философского и этнокультурного анализа материала:
- проблемно-логический, ориентированный на выявление логики развития семейно-брачных отношений и динамики традиционных семейных ценностей современной национальной семьи;
- сравнительный, помогающий на основе сходства и различия элементов семейно-брачных отношений народов Кавказа в прошлом и настоящем сделать вывод об их определенной трансформации.
Научная новизна заключается в актуализации исследования современных изменений семейных ценностей и особенностей семейно-брачных отношений в системе ценностных ориентаций личности и общества. Установлено, что в современной ситуации радикальных политических, социально-экономических и идеологических преобразований и сопряженных с этим изменений социокультурных условий функционирования общества происходит радикальная трансформация ряда фундаментальных традиционных ценностей и установок в сфере семейно-брачных отношений северокавказского культурного пространства, сохранение и реализация которых является необходимой предпосылкой преодоления современных негативных демографических, социально-экономических, морально-психологических, этических и иных последствий, связанных с этими изменениями на региональном уровне.
Положения, выносимые на защиту:
1. В современном северокавказском социокультурном пространстве актуализируются проблемы снижения значимости и утраты традиционных семейных ценностей и установок, характерных для фамилистической культуры Северного Кавказа, в связи, с чем вопросы этнокультуры должны стать одной из составляющих в социально-философском изучении современного состояния рассматриваемой сферы общественных отношений.
2. На процессы трансформации традиционной национальной семьи и характер семейных отношений оказывают негативные воздействия политические, идеологические, социально-экономические и социокультурные процессы в современном российском обществе, общемировые тенденции изменения семейно-брачных ценностных ориентаций личности, а также специфические отличия в актуализации ряда факторов, связанных с особенностями современной жизни региона.
3. Патриархальный характер семейно-брачных отношений большинства народов региона переживает сегодня значительные изменения и ослабление. Вместе с тем традиционная национальная семья на современном этапе не ориентирована на полное восприятие и укоренение широкой альтернативности западного семейно-брачного поведения, так как подобная социально-этническая трансформация семьи затрагивает традиционные ментальные основы северокавказской семьи и воспроизводства системы ценностей и норм. Однако тенденции дальнейшего развития семьи в значительной степени будут определяться условиями ее бытия на макросоциальном уровне в условиях общероссийской и общемировой социокультурной реальности.
4. Вследствие указанных процессов социокультурных преобразований на сегодняшний день можно отметить появление следующих новых форм регуляции семейно-брачных отношений: изменения в традиционной брачной мотивации и критериев брачного выбора; переоценка ряда брачных запретов и ограничений; структурная и типологическая трансформация; изменения характера внутрисемейных отношений и личных отношений; смещение семейной занятости женщины на общественную активность; либерализация добрачного сексуального поведения; изменения традиционной семейной и свадебной обрядности; снижение значения и ценности кровно-родственных связей и межсемейных отношений; легкое отношение к разводам и установка на непрочность семейных уз.
5. Необходимыми и обязательными условиями возвращения высоких ценностных позиций и стабилизации института брака и семьи, а также предотвращения дальнейшего развития существующих и появления новых негативных тенденций в сфере семейно-брачных отношений являются укрепление и повышение престижа традиционных национальных ценностей и семейных установок в массовом сознании.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его методологической направленностью. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе проведения дальнейших научных исследований фамилистической перспективы, различных аспектов динамики института семьи и трансформации традиционных семейно-брачных ценностей Северного Кавказа в современных условиях, а также создают возможности для разработки новой парадигмы междисциплинарных исследований в данном направлении.
Полученные результаты и выводы могут быть использованы в учебно-методических целях при подготовке спецкурсов по социальной философии, культурологии, социальной психологии, социологии, включающих тематику брака и семьи; научно-методическом обеспечении мероприятий по формированию и укреплению ценностей традиционной семейной культуры Северного Кавказа. А также при разработке общих и региональных программ семейной политики, направленных на решение практических проблем и укрепление института семьи.
Апробация результатов исследования. По материалам диссертации были сделаны доклады на региональной научной конференции молодых ученых и студентов «Социальная работа - профессия нового тысячелетия» (Нальчик, 2003); всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2003» (Нальчик, 2003); всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Перспектива - 2005» (Нальчик, 2005).
Теоретические подходы и выводы диссертационного исследования прошли обсуждение на заседании кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.
Основные положения диссертации изложены в четырех публикациях общим объемом 1,6 п.л.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (240 наименований). Общий объем работы 146 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Трансформация традиционных семейно-брачных ценностей в условиях современных социокультурных изменений"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги, можно заключить, что современная семья представляет собой уникальный социальный институт, развивающийся в сложных социально-политических и духовно-нравственных условиях, порождающих множество взаимосвязанных друг с другом проблем. Решение проблем национальной семьи, развивающейся в сложных социально-политических и духовно-нравственных условиях, предполагает учет особенностей национальной культуры того или иного народа, в связи с чем национальная семья, и семья на Северном Кавказе в частности, занимает свое важное место среди объектов пристального и углубленного социально-философского изучения и анализа.
В современной методологии исследования семьи, наряду с традиционными признаками понимания феномена семьи, существует тенденция на рассмотрение новейших альтернативных характеристик семейного образа жизни, расширяющих понятие современной моногамной семьи. С позиций социально-исторического анализа развития института семьи распространенная сегодня форма моногамного брака является четвертой в истории развития данного общественного института. Изменения в составе, структуре и функциях семьи в современном обществе, вследствие уменьшения и сворачивания социокультурных функций семьи под воздействием индустриально-урбанистической цивилизации, признаются исследователями социологического направления естественными в историческом развитии, неизбежным следствием всех социальных изменений, происходящих в обществе. В условиях трансформации современной семьи актуальными вопросами социально-психологического изучения являются характер выполнения ее функций, как с точки зрения общественных потребностей, так и субъективных оценок удовлетворенности браком и ролью в семье, проблемы качества и эффективности брака, изменение традиционных ролей и ролевые конфликты.
Происходящие изменения в семейно-брачных отношениях характеризуются, с одной стороны, как «кризис семьи», связанный с переходом к системе рыночных отношений. С другой точки зрения, этот процесс рассматривается как закономерная эволюция в рамках общецивилизационной трансформации от традиционной к постмодернистской модели семьи, которая находит выражение в разрушении ее нуклеарного минимума, вхождении понятия «семьи» в расширенное понятие «домохозяйство» и характерному для постмодернизма преобладанию матрифокальных и неполных семей. Отмечается смещение ценностей в сторону автономности и уединенности межличностных отношений, формирования нового типа семьи - «супружеский союз». Важным фактором, определяющим перспективы семейно-брачных отношений, действующих тенденций и противоречий между семьей и обществом и внутри самой семьи, является изменение в статусе женщины в современном обществе и возможность сочетания ее социальных ролей.
Трансформация семьи как социально-этнической общности затрагивает традиционные ментальные основы российской семьи, и как следствие - основ воспроизводства в социуме системы ценностей и норм. Традиционная российская национальная семья в различных аспектах подвержена влиянию общецивилизационных тенденций, но не ориентирована на полное восприятие и укоренение широкой альтернативности западного семейно-брачного поведения. Вопросы этнокультуры являются одной из составляющих в изучении рассматриваемой сферы общественных отношений, в связи с чем особый интерес представляет анализ современного состояния семьи на Северном Кавказе.
Семейно-брачные отношения народов региона обладают как национальной спецификой и особенностями быта, так и общими, во многом тождественными чертами, обусловленными природно-климатическими и историко-культурными условиями их совместного сосуществования. Изменения брач-но-семейных форм и различные типы семьи на Кавказе соответствовали каждому историческому периоду развития общества. Патриархальная форма семьи является важным этапом в ее развитии на Северном Кавказе, накладывающим отпечаток и определяющим в значительной степени характер семейных отношений и сегодня. Традициями прошлого, соблюдаемыми и по сей день при формировании семьи, являются брачные запреты (экзогамный характер брака, сословная, межконфессиональная и межэтническая эндогамия), формы заключения брака (брак по сговору и брак уводом) и свадебная обрядность. Вместе с тем сегодня наблюдается изменение и ослабление многих из них.
В изучении вопросов этнокультурной преемственности, сохранения и передачи национальных традиций новым поколениям важное место занимает анализ специфики традиционной социализации в семье и обществе в прошлом и сегодня. Социализация как процесс взаимодействия общества и индивида представляет собой многоаспектный и многофазный процесс, основанный на принципах преемственности накопленного социального опыта последующими поколениями. Значение первичного этапа внутрисемейной социализации в современной науке связывается с объективными психофизиологическими процессами, характеризующими процесс развития человеческой личности в самых ранних возрастных периодах. Уровень социализированно-сти в раннем возрасте во многом определяет эффективность дальнейшей социализации индивида.
Специфика социализации личности в том или ином регионе в значительной степени обусловливается социокультурными факторами. Особенностями формирования личности на Северном Кавказе в процессе социализации в прошлом являются ускоренный процесс взросления, традиционно высокое влияние на молодых людей родителей, высокая роль отца в воспитании, а также активное участие в воспитании дедушек и бабушек. К основным принципам воспитания подрастающего поколения у народов Северного Кавказа можно отнести личный нравственный пример старшего поколения, этикет, неразрывность с природой, трудолюбие, гостеприимство, толерантность, святость родства и родовых связей, кодекс чести и принципы взаимопомощи.
В современных условиях процесс социализации занимает более широкие временные рамки, что связано с объективными обстоятельствами и потерей необходимости приобщения к навыкам труда в традиционных сферах жизни, а следовательно, и к культурно-нравственным традициям. Передача национальных традиций в современных условиях весьма затруднена в связи с полиэтничностью городов, стирающей этнокультурные особенности и способствующей восприятию инокультурных ценностей. Социокультурная преемственность есть условие духовного воспроизводства сферы социальных и семейно-брачных отношений. Соблюдение национальных традиций способствует связи поколений, сохранению культурных пластов, благодаря которым осуществляется воспитание основ нравственности и укрепление толерантного сознания.
Проблемы и трудности функционирования российской семьи характерны и для северокавказской. Вместе с тем следует отметить специфические отличия в степени актуальности некоторых из них. Низкая рождаемость и проблемы прочности семейных отношений не являются относительно острыми проблемами для коренных народов Северного Кавказа. Весьма актуальными проблемами являются безработица и высокая детская смертность. Этнические конфликты и войны на Кавказе являются сегодня одной из причин создающих значительное количество проблем функционирования семьи. Вопрос несправедливого распределения домашних нагрузок между супругами остается в регионе острой проблемой. Высокий процент разводимое™ в регионе наряду с общероссийскими причинами, имеет ряд особенностей, связанных со спецификой традиций народов региона. С данной проблемой связана проблема характера внутрисемейных отношений и уровня конфликтности. Особого внимания требует проблема рождений несовершеннолетними и проблема рождений не состоявшими в зарегистрированном браке женщинами, что связано с утратой значения регистрируемого брака в системе ценностей современного молодого человека. Депопуляционные процессы последних лет, наблюдаемые во всем мире, характерны и для Северного Кавказа. Из десяти регионов Северного Кавказа естественный прирост населения отмечается только в трех — в Кабардино-Балкарии, Дагестане и Ингушетии. Отрицательно влияющей на уровень брачности является проблема соотношения полов. Наблюдается значительное превышение численности женщин над численностью мужичин. Ухудшение соотношения полов связано с высокой преждевременной смертностью мужчин. Общемировая тенденция старения населения имеет место и на Северном Кавказе. В Северокавказском регионе в целом идет процесс снижения средней продолжительности жизни.
Описанные процессы и явления общественной жизни в области семейно-брачных отношений на сегодняшний день вызвали значительные изменения национальной семьи региона Северного Кавказа, которые находят свое выражение в целом ряде новых форм регуляции семейно-брачных отношений: возможность самостоятельного брачного выбора; изменения в традиционной брачной мотивации (возрастание значения социально-статусной атрибуции и внешних данных); переоценка и ослабление ряда брачных запретов и ограничений (касающихся родственной, конфессиональной, а также межнациональной экзогамии); структурная и типологическая трансформация традиционной горской семьи (из большой, патриархальной в простую, нуклеар-ную семью); изменения характера внутрисемейных отношений (в сторону их демократизации и выравнивания ролевых отношений), а также в характере личных отношений между мужем и женой (ставших более эмоционально-выраженными); утрата навыков традиционного народного воспитания (как следствие, утрата преемственности обычаев и традиций); низкий уровень педагогической культуры родителей; повышенная занятость и общественная активность женщины; либерализация общественного мнения относительно добрачного сексуального поведения и добрачных рождений; изменения традиционной семейной и свадебной обрядности; снижение значения и ценности кровно-родственных связей и межсемейных отношений (относительно иных); установка на неизбежность разводов и непрочность семейных уз (легкое отношение к разводам и значительное снижение уровня стабильности семьи).
Список научной литературыМисиров, Рустам Борисович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абрегова М.К. Некоторые проблемы современного состояния численности и состава населения КБР//Известия КБНЦ РАН. 2001. №2. С. 14-18.
2. Авдеев А.А. Демографические аспекты планирования се-мьи//Рождаемость: социологические и демографические аспекты. М: ПСИ АН СССР, 1988. 142 с.
3. Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида//Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970. 125 с.
4. Антонов А.И, Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. 68 с.
5. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему//Семья в России. 1999. №1-2. С. 30-40.
6. Антонов А.И. Стратегия фамилистических исследований к формированию науки о семье//Семья в России. 1995. № 1-2.
7. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990. 178 с.
8. Антонов А.И., Ачильдиева Е.Ф. Социальные проблемы семьи и будущее России: новейшие социологические подходы/ТМатериалы конференции. М., 1997. Ч. 2. С. 18-33.
9. Антонов А.И. Системное представление семьи как объекта исследова-ний//Семьи в России. М., 1998. №3/4.
10. Антонов, А.И. Семья какая она и куда движется//Семья в России. М., 1999. № 1/2. С. 30-40.
11. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1983.
12. Артюхов А.В. Российская семья в период реформ 90-х годов//Семья в России. М., 1998. №3/4. С.21-34.
13. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев в прошлом. Нальчик, 1990. 112 с.
14. Ачильдиева Е.Ф. Семья в системе ценностных ориентации подрост-ков//Проблемы женщин и семьи глазами социологов. М., 1997. С. 54-78.
15. Байчекуева К.Х. Возрождение традиционной культуры воспитания в Кабардино-Балкарии. М., 1996. 89 с.
16. Бахофен И. Материнское право. Исследование гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы. М., 1991. 128 с.
17. Бахтина M.J1. Брачный вопрос в настоящем и будущем и другие доклады. СПб., 1999. 167 с.
18. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. 96 с.
19. Бгажноков Б.Х. Женитьба по-кабардински//Советская молодежь. №2527. 03.1989.
20. Белгорокова Е. Демография. Проблемы и решения/ЛСабардино-Балкарская правда. 1 января 2002.
21. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. T.l. М.:1. Искусство, 1994. 234 с.
22. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Эрос и личность. М., 1989. 215 с.
23. Бердяев Н.А. Судьба России. Самосознание, Ростов н./Д., 1997. 272 с.
24. Берова Ф.Ж. Влияние демографических факторов на уровень и тенденции занятости КБР//Ориентир. Январь, 2002.
25. Берова Ф.Ж. Воспроизводство населения и проблемы занятости в КБР//Известия КБНЦ РАН. 2001. №2. С.46-53.
26. Берова Ф.Ж. Демографическая обстановка в КБР: проблемы и перспек-тивы//Альманах социально-политических и правовых исследований. Нальчик, 2003. №2. С. 25-31.
27. Берова Ф.Ж. Тенденции демографического облика республики на 20002015 гг.//Ориентир, 2000, декабрь. С.46-53.
28. Бестужев-Лада И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования//Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М., 1986. С. 51-60.29