автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Трудовое воспитание в народной педагогике русских крестьян Сибири (1861-1917 гг. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Трудовое воспитание в народной педагогике русских крестьян Сибири (1861-1917 гг. )"
НОВОСИБИРСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГОКРАСНОГО ;ЗНАМЕ"И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА
1 '
I
На правах рукописи' :,
Б2РЯЗИНА Тамара Ивановна
ТРУДОВОЗ ВОСПИТАНИЕ В НАРОДНОЙ ПВДАГОГИКЕ РУССКИХ КРЕСТЬЯН СЧБИРИ (1861-Ы7гг.)
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
АВТОРЕ*ЕР А Т
ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАШЕ УЧЙ.ЭЛ СТШЕНИ кандидата исторических наук
'V •'.''■' ■ . 4 " '.
1991
Рае""та выполнена иа кафедре Отечественной истории Новосибирского ордена Трудового Красного Знамени государственного п дагогичеекого института.
На> -шый руководитель Официальные оппоненты
Ьедущее учреждение
- доктор исторических наук, профессор Е.И.Соловьёва.
- доктор исторических наук, профессор В.Н.Худяков; кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Г.А.Бочанова
- Томский государственный университет.
Защита состоится
.1991 г. в /3 часов
на заседании специализированного совета К.063.98.ОН по присуждению учёной степени кандидата исторических наук в Новосибирском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете тени Ленинского комсомола (630090, г.Новосибирск,90, ул.Пирогова, 2).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирского государственного университета.
«о1-/'«
Автореферат разослан
,1991 г.
Учёный секретарь специализированного совета кандидат исторических наук, доцент
Н.В.Куксанова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В "словиях современности ведущие обществоведы страны все настойчивее ставят перед исторической наукой задачи изучения духовного мира русского крестьянства, истории народной педагогической культуры, её значимости в формировании социальных приоритетов « моральных ценностей у молодого поколения» »
¡Идеологические стереотипы сталинских и застойных лет долго метали нам (во многом мешают и понк э) трезво представить нашу ближайшую историю. Привычка делить мир юлько на два-цвета, подходить с подобными мерками и к нашему ьрошлому вольно или невольно привела к отречению от собственного интеллектуального наследия и тех нравственных опор, на которых зиждится отечественна.г культура, в том числе педагогическая, как её неотъемлимая составная часть.
Тяжёлri наследие процессов коллективизации внесло деформацию не только в экономику деревни, но и в отношения крестьянства к приоритетному когда-то труду зг -ледельца, к почётной обязанности гэспитания молодёжи в трудолюбии, в бережном отношении к привычному, выработанному веками -грестьяч-ckomv укладу жизни казвдого сельского общества, кавдой крестьянской семьи. Длительный период отчуждения производителя от срэдстз пр лзводства обострил социально-политическую апатии, нехозяйственное отношение к продуктам человеческой деятельности, к природе. .
Преобразования, происходящие в нашем обществе, поставили в качестве одной из главнейших задач возрождение крестьянства как производителя, работника и органигг opa производства, заинтересованного в передаче не только материальных ценностей, но и знаний, умений, навыков; воспитаний у молодёжи нравственности, трудолюбия, экологической культуры. В ртом плане изучение народной педагогики эпохи идлитаялзма имеет непреходящее значение для понимания исторических.корней и сумости значимых сегодня общественно-экономических проблем.
Народная педагогика - сфзра эмпирических педагогических знаний и общественно-исторической практики, выражающаяся в
господствующих в данном периоде воззрениях на цели воспитания, в выборе средств для передачи накопленного опыта подготовки подрастающего поколения к лизни и труду.
Основной общественной ячейкой, где осуществлялась передача этого с ста, являлась семья. В условиях России большое место занимала в этом процессе община.
Народная педагогика заботилась о гармоничном воспита-кли личности. Главными её направлениями являются нравственное и трудовс ~ воспитание.
Забота о нравственности и трудолюбгт была обусловлена в народи й среде необходимостью форлиро. ания системы социальной защиты Iвоспроизводство, относительно обеспеченная старость и др.). И потому наиболее социально значимыми качествами считались дисциплинированность, честносаь, трудолюбие, забота о детях, уважение старости.
Педагогическое сознание народа так лоэ, как и другие Формы общественного сознания в доивдустриальный период, в значительной степени б'.сто опрокинуто в пропитое. Трудовое, нравственное, эс1 ;ти"эское, религиозное воспитание формировалось на основе традиций, обычаев, табу.
Исследователи истор-"и народного тыта воспитания г СССР и дореволюционной.России подчеркивают важность научных поисков регионального характера, способствующих раскрыт!'.» всей широты и глубины щк дессов развития народной педагогики в-целом по стране. Несомненно, 'то исследования названной проблемы по Сибири, наиболее о„.дирному и очень важному в ' экономическом отношении региону со значительными особенностями исторического развития, весьма актуальны. Работа над обобщающими трудами по истории Сибири, а затем сибирских от-рялов рабочего класса и крестьянства показала, что история народной культ; ы и педагогической, в частности народной, инициативы в деле воспитания остаются сюжетами недостаточно изученными, особенно по досоветскому периоду. Естественно поэ-тому их включение ь гуманитарный раздел комплексной долгосрочной г.рограммы "Сибирь", в целевую программу "Исторический опыт освоения Сибири". Ьыяснение состояния духовного потенциала крестьянства г1бири эпохи капитализма а¿обует исследования в первую о'^радь народной педагогией, кат оо-
новы и важнейшей составной части его культуры.
Изученность теш. Народная педргогика русского крестьянства Сио'ири изучалась представителями различных научных направлений в соответствии с их кл?особыми позициями. Менее всего имеет отношение к теме нашего исследования литература дворянско-монархического направления. Она отрицает значение народной педагогики, а потому не исследовала народный опыт в этой области. Ь работах официальных историков (А.Н.Куломзин, А.Ф.Плотников, А.И.Линьков) содержиа я фактический мате! шг о традиционных трудовых занятиях населения Сибири. Достаточно определенно подчёркивалась грубость, серость крестьянских нрапв, отсутствие какой-либо культуры, в tojw числе педагогической. Роль властей в деле приобщения крестьянской массы к • культуре, образованию явно преувеличивалась. Еу^ .разные исследователи (В.И.Анучин, А.А.Кауфман,Н.В.Латкин) тоже были склонны абсолютизировать "культурное бессилие мужика", но определенным шагом вперед бьло описание ими некоторых элементов народного воспитания: "помочей", участия . детей в производительном труде семьи. Областники (П.М. Головачёв, Г.Ч.Потанин, Н.М.Ядринцев;, проделав сложный путь в своей социально-политической эволюции, в вопросе ,об отношении к народной педагогике сохранили св и демократические черты. Большой интерес представляют материалы мелкобуржуазных аь эров (В.".Арефьев, И.Я.Неклепаев, А.А.Макаренко и др.), содержащие фактический'материал о народной системе воспитания - играх, игрушках, наро^ти пр здниках, гуляньях, структуре трудового воспитания с учётом возрастных особенностей детей и др.
В '¿0-е годы внимание исследователей-сибиреведов было привлечено к народной педагогической куль уре.Г.С.Виноградов видел .■ародную педагогику как систему, ввделял социально-экономические Фа :торы, влиявшие на воспитание детей в крестьянской среде, обстоятельно изучал детские игры, фогьклор. Им составлен детский календарь и впервые поставлен вопрос об использовании в современно педагогической практике традиций народного воспитания. A.M Полова, М.А.Бородкнна, Н.И.Воробьев, Е.Ттов аоими иссле-
дованхяш* углубляли и территориально расширяли изучение детских игр, народных традиций, праздников, хозяйственной деятельности крестьянской семьи и др. К сожалению,
одна из поднятых тем в то время не была до конца разработана, и конкретных сведений об организации трудового воспитания и обучения подрастающего поколения в крестьянской среде в литературе того времени содержится немного.
Леворадикальный поворот 1929 г. означал разрыв с прошлым, отказ от народных традиций, от преемственности, в том числе отказ ч от народной педаго"ики. Период 1930 -серединд 1950-х гг. в историографии нашей темы малоплодотворен. Постг л.енные ранее вопросы народной педагогики не нашли своей дальнейшей разработки, не появилось ни одной специальной работы в этой области.
С конца 50-х гг. советская историческая наука характеризуется солидно., методологической подготовкой исследователей, привлечением широкого диапазона источников, что позволило не только более глубоко и по-новому взглянуть на многие вопрс ы, но и расширить круг проблем, связанных с различными аспектами народного опыта воспитания. Разра- . ботка темы народной педагогики крестьянства Сибири эплхи ■ капитализма ведётся в рамках как собственно исторической, так и историкопедагогической науки.
Рабо-ы исторк"ов педагогики п( ;вящеьы различным аспектам народного опыта воспитания у коренных жителей Сибири. Г.Ш.Абсаламов, Я.И.Ханбиков : ^следовали национальные виды ■ (.аорта ненецкого и татарского народов; В.М.ХовратоЕИЧ -хакасский фольклор; Ю.Б.Стракач, Ж.Д.Доржиева - практику воспитания детей у малочисленных народов в контексте экономических, социальных и культурных условий.. Б трудах В,А. Афанасьева раскрывается педагогический потенциал якутской народной ¡.¿дагогики.
В трудах историков феодальной эпохи налги некоторое освещение вопросы трудовой подготовки крестьянских детей в семье (3 Я.Бояршиноьа, В.А.Александров). В работал М.М.Громыко исследуэтся история общественного сознания, этики, форм общения, механизм гередачи традиционных труд вых у гений и навыков ъ земледелии, скотоводстве, добы:ающих и ¿6-
рабатывающих промыслах. Н.А.Миченко рассмотрела вопросы трудового воспитания в условиях производственной деятельности семьи, выделив, его содержание и »..¿тодику. Изучение этой проблемы, получение теоретических выводов предоставляют возможность лля ее дальнейшего исследования в последующие исторические эпохи.
Специалисты по социально-экономической истории капи- -талйстической Сибири определили наиболее важные факторы, влияющие на постановку, осуществление.трудовой подготовки личности крестьянина. Е.И.Соловьёва - проанализировала изменение размера и состава кресминской семьи во второй половине XIX в. Л.М.Горюшкин в ряде работ обстоятельно проанализировал социально- экономическую обстановку в сибирской деревне конца XIX - начала XX вв. Для нашей работы немаловажное значение имеют его наблюдения в том, как в годы ппвой мировой войны призыв в. армию мужчин-работников повлиял на _остояние хозяйства и обес: эченность его рабочими руками, на распределение земледельческих работ.между членами семьи.
Самостоятельными предметами изучения историков являются школьное просвещение крестьянства Сибири-(К.Е.^аера-ва), его сельскохозяйственное и ремесл иное просвещение (Г.А.Бочанова, В.К.Алексеева, З.А.Степдаин и др.), трудовые традиции в обрабатывающих промыслах (З.П.Горьковскаг,1.
Впервые в сибириведении вопросы трудового обучения и воспитания в крестьянской семье да имеют побочного харак- . теча в работах В.А.Зверева.. Они рассматриваются как важнейший компонент образа лизни русского крестьянства, чак традиционные формы воспроизводства населения, показывает я влияние развивающегося капитализма на эти процессы.
Современные этнографические исследования главное вн, -мание'уделяют описанию в^'трисемейньпг отношений, способов организации хозяйстве-ной деятельности, различной образности, народной медицины (Ф.Ф.Болонев, А.А.Ле^ дева, Л.М. Сабурова, А.В.Сафьянова). Сибирские фольклористы (М.Н. Мельников и др.) видят фольклор как важнейший метод народной педагогики - последовательный и чрезвычайно эф/зктив-
НЫ.и '
Появившиеся'в последние десятилетия крупные итоговые труды по исто чи социально-экономического и политического раэь.1тия сибирской деревни эпохя капитализма подводят прочную базу под исследования культуры крестьянства, в частности педагогической. В обобщающем труде по истории крестьянства Сибири эпохи капитализма предпринята первая.в историографии попытка представить систему трудовой подготовки крестьянских детей, этапы их социализации, классовый характер восп: ания в ра.жах всего региона. Однако, неразработанность этой проблемы в советской сибиреведческой литературе об условила незначительность объёма и иллюстративный характер содержания соответствующего параграфа (автор Ф.Ф.Болонев).
В целом, говоря о состоянии изученности народной педагогики русского крестьянства Сибири эпохи капитализма, следует призиать, чт- более разработан раздел народных игрушек - и игр, роли семьи в воспитании детей, различных форм фольклора. Тогда как исторические и социально-экономические условия народного I спитания, задачи, средства и способа вовлечения под растающих поколений в трутовую деятельность в исторической динамике и на всей территории Сибири прослеживается в самой обшей форме. Недостаточно разработан вопрос о< основных этапах традиционного трудового воспитания. Необходимость восполнения указанных пробелов диктуется ещё и тем, что степень изученности педагогической культуры сибирских этносов неодинакова. В Сибири достаточно детально -исследована народная система воспитания у малочисленных народов. Чтс же касается русского населения, то её изучение возобновилось, лишь в последние годы,
• Цель и задачи исследования. Цель данного исследования • изучить содержание народного опыта воспитания в среде руссгого сибирского крестьянства. Работа призвана решить ряд взаимосвязан ж задач: '
- рассмотреть исторические и социально-экономические условия трудового обучения и юспитания крестьянских детей; ■.''''■•'■'
- выявить ведущие идеи, представления народа о роли •. труда в воспитании детей;
- показать роль крестьянской семъЛ, общины в трудовой подготовке детей, место детского труда в сельском хозяйстве и домашнем быту; ...•_'
- рассмотреть прогрессивные традиции трудового воспитания и раскрыть' своеобразие пут^й формирования трудолюбия;
- выявить задачи, средства и способ практиче кого .вовлечения детей в производительную трудовую деятельность.
Хронологические рамки работы с 1861 г. до октября 1917 г. Исследование поставленных задач в пампах всего периода капитализма позволило проследить развитие систгчы народного воспитания, её изменения " течение всей эпохи капитализма. Конечный рубеж - Октябрьская социалистическая революция, вызвавшая ломку общественных отношений, корённые изменения всей структура народного воспитания и обучения.
Территориальные рамки диссертации охватывают Сибирь в граница* Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губ., Акмолинской л Забайкальской обл., в которых русское крестьянство составляло большинство населения. Широта данного географического региона позволит проследить общественные и социальные условия, определяющие цели, характер содержания и средств трудового воспитания с учётом потребностей капитал иг ча в различных естественно-географических зонах. Более конкретно и детально воспроизвести содержание, традиции, организацию, формы трудового воспитания в конкретных социальных ситуациях и определить их детер^'наты.
Научная новизна исследования заключаепя в том, что это первая в сибирвЕвдении попытка исследовать связь системы трудового народного воспитания . важнейшими стороглми материальной и духовной культуры народных масс при капитализме, просле, 1ть развитие этой системы в течение длиталь- -ного периода. В связи с этим потребовалось определить источниковедческую базу дан эй проблема? обобщить известные и привлечь большое ког'лчество ранее не использованных "'с-точников, в том числе провести опрос представи.злей старшего поколения жителей Новосибирской области./
Источниковая база исследования. ;Использованы следующие виды конкретно-исторических источников: законодательные акты, делопроизводственная документация, материалы
" - ' - ' -' *
• "• : ' . - ■ •-. ' . 9 . . ... ■"-:
экономике статистических обследований, этнографические описания, воспоминания и письма крестьян, записи устного фольклора, повременные издания и периодическая печать, данные ал.етиоования представителей старшего поколении.
Законода зльные акты, делопроизводство центральных и местных органов власти (законы и подзаконные акты о правах и обязанностях родителе1 и детей в отношении друг друга, доклады руководителей ведомств, отчёты губернаторов, материалы окружк х судов и полицейских властей, доклады и записки членов комитетов о нувдах сельскс -.озяйственной промышленности) позволяют определять политику администрации и цер::ви в области воспитания, содержат сведения о функционировании семьи, общины как воспитательных институтов, о. целях, содержании и, в некоторой сте ¡ени, методике воспитания в них. При работе с этими материалами приходится считать*^ с попытками некоторых должностных лиц приукрасить реальное положение дел. Наиболее ценны делопроизводственные материалы, исходящие от крестьян. Прошения и "приговоры" селюких, волосч.ых сходов ^ вопросам опеки, наследования, усыновления, о предоставлении пособий позволяют определить существовавлие. в кресть некой среде -згляды на ссг.ерж ие и характер воспитания, оценк: состояния воспитательной системы.
Очен, многое гля нашей темы дают экономико-статисти--ческиэ обследования хозяйств государственных крестьян• и аборигенов, предпринимавшиеся Министерством земледелия и ' государственных имущэств в 1886-189Ь гг. Описательные тексты материалов г-слю"ают по ряду местностей Сибири сведения об организации хозяйственной деятельности семьи, о роли д гского подросткового труда в них, что позволяв г определить этапы социализации крестьянских детей, методику трудовой подготовки, влияние капиталистических отношений на традиционную систему воспитания. В память трехсотлетия дома Романовых Департамент земледелия ГУЗ и 3 издал описания "образцогих" крестьянских хозяйств; Эти материалы позволяют выявить степень механизации хозяйствен!-ж работ, половозрастное распределение трудовых обязанностей в семы-.
Этнографические описания, составленный отттвидцами деревенской жизни из числа чиновников, сельских интелпигентон, политссыльных, общественных деятелей незаменимы для анализа процесса трудового воспитания в крестьянской среде и позиции крестьянства в выборе приоритетов в ьопросах формирования личности, Зоспоминания и частные письма крестьян содержат сведения о трудовых занятиях мужчин, женщин и детей в семье, конкретизируют роль личног" примера и коллектив . в воспитании, воспитательные функции родителей, бабушек, общинных традиций. Использованы опубликованные и архивные материалы. Кроме того, автором записано более ста рассказов старожилов Новосибирской области в Колыванском, Мошковском, Новосибирском, Красноозерском, Искитимском районах. Опрос осуществлялся по программе, в которую вошли такие группы вопросов:
- традиционная система трудового воспитания в крестьянской с^мье,
- игры и игрушки, преобладавшие у детей, и их.влияние на трудовое воспитание и обучение подрастающего поколения;
- личность воспитателя, методы и формы воспитания, взаимоотношения воспитателя с воспитанником, способы об-щест"енного признания результатов воспитания.
Среди информаторов были люди, всю жизнь занимавшиеся сельскохозяйственным трудом, прошедшие народную школу воспитания и обучения. Этот вид источников использовался как вспомогательный, иллюстративный, уточняющий данные иных по характер,. источников.
Записи'русских сибирских календарей, составленные квалифицированными собирателями XIX - начала XX в. дают возможность проследить формирование нравственно-трудовых"качеств будущих труженников через систему трудовых занятиГ крестьян, освященных калрндарной обрядностью, прилетами, поверьями. Устное народное творчество сибирских крестьян -одно из средств традиционного трудового восгог чния. Различные жанры соответствуют возрастам детей, усложняя их жизненные ориентации, неся в себе исчерпывающую информацию по самым разнообразным видам з.нятий, В них воплотила-ь традиционная система нравственных понятий, требований, сувдений
цалохт ряда покстений, сконцентрировались философские, эпические и морально-этические нормы трудового народа. Публикации в периодике значимы своей злободневностью - в них поменялось много корреспонденции с мзст, писем в редакцию самих крестьян. Нами использованы материалы газет за многие годы: демократического ("Восточное обозрение") и буржуазно-либерального направления ("Сибирская жизнь", "Сибирский "исток"}, в также педагогические журналы изучаемого времени.
■Практическая значимость работы. Её материалы :: выводы • югут быть . испольг ->ваны как исследователями исторк : общественного сознания и образа жизни крестьянства, так и истории педагогики н эпоху капитализма в России для создания обобщающих трудов по этой теме. Они призваны способствовать формированию у нынешних организаторов народного образования представления о культурном развитии трудящихся масс в дооктябрьской России .. СССР как процессе, характешзующемся определенной преемственностью этапов. Выводы и фактический материал могут быть использованы в лекционных курсах по истории СССР и истории Сибири, в спецкурсах и спецсеминарах, в лелционно-пропагандистской работе среди населения, при создании альтернативной учебно-воспитательной системы в соврек: иных воспитательных учреждениях.
Апробация диссертации. Основные положения и выгоды исследования излагались автором на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Новосибирского пединститута в 1985-1991 гг.;' га конференциях молодых учё- • • ш.;с в Институте истории, филологии I философии СО АН СССР в 1986-2989, 1990 гг., а также гл Всесоюзной конференции "Интеллект, культура, оораэование" (Новосибирск, 1991).
Диссертация обсужд на на заседаниях кафедры истории Отечества Новосибирского государственного пединститута, ка' федры Отыс лвенной истории Новосибирского государственного университета.
Структура ¿ао'оты. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключение, лиска использованных источников и литературы, пиле. .эния.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность и научная значимость темы, выявлена степень её изученности, определены цель и задачи исследования, его хронологические и территориальные рамки, дан анализ конкретно-исторических источников, отмечена научная нойлзна и практическая значимость работы.
Первая глава "Условия подготовки и.приобщения детей к трудовой деятельности в середине XIX - начале XX вв." состоит из двух параграфов. Она содержит анализ исторических и социально-экономических услпчий, влиявших на трудовое обучение и воспитание крестьянских детей; представлений крестьянства о труде и их роли в органигации трудовой школы.
В период капитализма в -реде русского крестьянства Си- . бири происходило дальнейшее углубленное развита потребности в нравственной, трудолюбивой, знающей своё дело личности, владеющей знаниями, умениями, навыками профессионального, организационного и общеобразовательного характера. Этот социально-психологический процесс был обусловлен действием комплекса общественно-экономических и культурных факторов. Главными воспитательными институтами по-прежнему быки семья и община. Содержание трудового обучения и воспитания составляли отрасли сельскохозяйственного производства* полеводство, животноводство, огородничество, домашние промыслы. Они же определяли формы, м- тоды, способы и приёмы народной педагогики. Для успешности полеводства необходима была сумма агрономических знаний: умения обращаться с орудиями земледелие, устанавливать сроки сельскохозяйственных рао'от, знания приёмов с~ва, уборки урожая, хранения хлебов, сена инородных культур, улучшения приёмов обработки почвы, применение новых сортов сельскохозяйственкак культур. Занятие скотоводством выработало у сибирских крестьян многообразие специфических видов, обслуживающих эту отрасль, которая требует от человека большого физического напряжения, немало умений и знаний. Каздый вид животных требовал особого ухода и содержания. Суровые условия Сибири, связанные с редкой "континентальностьго климата, затрудняли и без того нелегкий
труд скотовода. Исключительную тоудность представляли приём приплода и '/ход за молодняком, пастьба, дсение коров, кобьг.иц, коз. Большого опыта трзбует очень сложный процесс приручения, выезда и превращения в тягловую рабочую силу лошадей. Из'всех видов домашнего производства одним из наиболее сложных являлся труд по обработке домашнего сырья. Процесс выделки кож, например, имел несколько последовательно сменяющихся операций, чрезвычайно кропотливых.и трудоёмких.. С ее ого ранне"О возраста дети по мере с»л привлекались к практическому освоению крестьянского профессионализма. Развитие капиталистических отношений обусловило разрушение традиционных механизмов воспитания в крестьянской среде.
Воспитательные функции крестьянской семьи изменяются в результате того, что постепенно складывается общественно-государст: энная система образования и воспитания. Выражено это было в неуклонном росте числа общеобразовательных и профессиональных школ, развитии института ученичества, в промыслах и ремеслах и других формах обучения п воспитания.
В результате процессов "раскрестьянгзания" существенную деформации претерпевало содержание, цели, средства и формы организации трудового воспитания'в среде бедняков и зажиточна крестьян. Воспитательные возможности бе^чяцкой семьи резко зауживаются. Изменения касаются, главным образом, усл-ювий и средств воспита.чия. Изменение целей совершается гораздо медленнее, потому что содержание их более устойчиво - воспитать детей физически и нравственно здоро- • выми, умеющими и любящими трудиться, социально активными. Совместный тр;д перестает быть основным средством воспитания я центр тяжести перемещается на период первоначального воспитания. Определенная часть детей из бедных семей профессиональную подготовку получала в буржуазных произволе .'венных объединениях, ко-чрг... были оснащены передовой по тому времени техникой и технологией земледелия, лучшими породами скота и т.д. Поэтому рабо- в таком хозяйстве была объективно положительным явлением. Но работа по найм> с самого раннего возраста вникала нравственную ценность труда, извращала его психологическое и гуманное влияние на лич-
ность. В заэиточных семьях с укреплением час* ¿юсобстлэнни-ческих отношений появляется экономическая возможность выбора профессии. Дети из зажиточных семей могли быть ремесленниками, торговыми приказчиками, в некотэрых случаях получить дальнейшее - среднее и высшее образовР'ше. Большая часть го™овилась к труду земледельца в семье. Главный акцент в такой подготовке делался на умении управлять хозяйством. Традиционную профессию земледельца-чаще всего наследовали дети средних крестьян. В таких семьях, как правило, трудовое воспитание осуществлялось на традиционной ос-нс ,е и было полностью связано с производственной деятельностью семьи.
Нравственно-трудовому становлении личности способствовали и об щинные традиции деревни. Коллективное трудовое воздействие на детей исходило из "общности" жизни крестьян -в деревне, связанной с совместной обработкой земли, сенокосом, выбззкой на поля удобрений, из общего удовлетворения бытовых потребностей в кузнице, : осопильне, мельнице, а также участия в "помочах", артелях, праздниках, из соблюдения принятых трудовым -ародом норм поведения и морали, форм общения. Следует отметить, что в сибирских условиях роль об-щины в воспитании молодёжи, по нашим наблюдениям, была меньше, нежели в Европейской России, Это объясняется особенностью формирования и функционирования сибирской общины. При этом в самой -ибири нао'людало^ь существенное различие по районам, по категориям крестьянства, по степени участия общины в этом процессе.
Особенно яркие.традиции общинного воспитания были среди старооо рядцев. Особенное и религии, морали, некоторая духовная изолированность, большие неразделенные семьи -всё это обусловило не только особенности образа жизни, но и субъекта воспитания в старообрядческих общинах. Менее значительным, но всё-таки существенным было вмешател-.ство общин, в семей-ные дела, а отнюдь не в процесс воспита"ия детей, в тех районах Сибири, где существовала коллективная об-тцинная собственность на землю; передельный характер землевладения усиливал воздействие общины на все стороны
крестьянской жизни. В меньшей степени община вмешивалась в семейные дела, ч воспитание детей в южных районах Сибири, там, где пролегала линия Сибирской железной дороги, где был наиболее высок уровень товарно-денежных отношений. Для ■ конца XIX ~ начала XX вв. можно констатировать и одну важную общесибирскую тенденцию: усиление роли общины во внесе-мейном воспитании путём образования школ.
Представления русского сибирского крестьянства о труде по сути я: :яют лрогриму разносторонних нравственно-трудовых требований к будущему труженику и одновременно - детально разработанную практическую педагогическую школу, опирающуюся на многовековые трудовые и воспитательные традиции народа. Эти представления многопданово были связаны с основой существования крестьян - производственной деятельностью. В них входило отношение к своему собственному труду со всеми умениями, кавыками приёмами и средствами, сведениями, накопленными не одним поколением тружеников; осознание, в определенной степени, общественного значения этого труда как элемента социального самосознания, и очень важная сторона этого же явления - отношение к тем, что пс какой-либо причине не трудится; трудовое право собственности в обычном крестьянском праве; общинные правила и порядки, связанные с трудом; присутствие в сознании сибирских крестьян дифференциации труда "на себя", "по найму"; протест против эксплуатации труда и на этой основе.формирование социальных позиций крас.ьянства; взгляд на семью как на трудовую артель и как на.воспитательный коллЬктив тесно связан с целым комплексом семейно-брачны*- и семейно-правовых отношений; поэтизация, ид. ализация труда и трудовой деятельности личности в крестьянском устном народном творчестве и многие другу представления. -
Втоггя глава "Трудовое обучение и воспитание средствами народной педагогики" .одержит три параграфа и посвящена анализу традиционной системы трудового обучения и восшк тания, игре как обязательному омпоненту развития личности, логике приобцения детей к традиционным видам труда.
В середине XIX - начале XX вв. трудовое воспитание и
об учение в крестьянской сред° опиралось на трудовые традиции: народа* т.е. на исторически сложившиеся и передававшие- ' ся от поколения к поколению нормы трудового поведения и воззрения на труд. Трудовые традиции складывались и в области земледелия, скотоводства, промыслового производств® и имели глубокие исторические корни, а вместе с ним" формиро-, валтсь и традиции передачи и преемственности добытого в результате труда положительного с ата. Опыт сформировав разнообразные приёмы его передачи, своеобразные методы обучения. Ими являются весьма развитые в народе жанры устного народного творчества: песни, пос~овицк, поговорки, сказки, загадки, народные праздники, различные виды взаимопомощи, личный пример.
Для сибирского коестьянства духовное творчество выступало с одной стороны, как аккумулятор народного познания мира и распространения этих.знаний среди окружающих.. Оно ' утверждало систему разнообразных знанй, понимание народом округающего мира, являлось своеобразным средством трудового воспитания, так как вторгалось в трудовой процесс, помогая морально-психологический подготовке к нему, стимулируя его и неся в себе обильную и исчерпывающую „«формацию по самым разнообразным видам трудовых занятий. Основное назначение э тих средств - у'-задать в необходимости трудиться. Сила их - в сочетании воздействия на ум и . сознание с воздействием на чувства. Именно это единство и обеспечивает моральную и психологическую подготовку подрастаю~его поколения к труду. Эти средства привлекали детей и своей поэтичностью, воспитывали эстетический вкус. Средствами поэтического -творчества крестьяне постепенно обогащали и усложняли жю-> ненные ориент ции подрастающих поколений. Кагдому возрасту соответствовали специфические жанры фольклора. Наглядным средством убеждения моло/ёжи в значения коялектиь.ого труда, своеобразной формой обмена опытом, воспитания желания п готовности помогать друг другу служили- разноос'.азные виды-взаимопомощи. Личный пример родителей, положительное отношение взрослых к труду выступали важнейшим, традиционным фактором воспитания.
Игра - первое и единственное занятие, составляющее главное содержание жизни ребенка. Игра для ребенка - это такиз же серьёзное занятие, как труд для взрослого. Bov почему разрешить вопрос об играх ребенка - значит разре- ■ шить основной вопрос его жизни, его будущего. С одной стороны, характер и жизнь народа отражаются в детских играх, с другой, игры, посредствим которых дети занимаются самосовершенствованием и. подготовкой-себя к практической жизни, в состоя, .¡и очень рано вселить в них наибольшие расположе- • ние именно к тем занятиям, к которым они привыкли с малых лет. Впечатления, вызванные игрушками, поддерживаемые и укрепляемые соответствующими играми как имитацией серьёзной работы взрослых, в конце концов способствовали развитию из крестьянских детей домовитых, неутомимых тружеников и тружениц. В Сибири бытовало множество имитационных игр: в "медведей", "зайц.в", "лисиц и собак", "мотки-разматывать", "куклы" и др.
Влияние произведений устного народного творчества, крестьянских праздников в трудовом воспитании являлось опосредованным. Непосредственным было привлечение детей к трудовой деятельности. Приобщение детей к традиционным видам труда в русской крестьянской среде О-'бири можно разделить на "ри'возрастные ступени: ■ •
V , - первоначальную (приблизительно с 2-3 до 6-7 лет) - . время игры, начало морально-психологической подготовки к труду, приобщения к наиболее ранним видам "детского" труда (боронованию »самообслуживанию); .
- формирующую (с Ь-Ч до 8-II лет) - период включения во вспомогательные работы по сельскохозяйственному производству, формирования трудовых умений и и зыков; .
- основную (с II—12 до 14-16 лет).- включение в произ-водителг ibrii труд.
Таким образом, зг. сравнительно короткое время ребенок ОЕладеЕал всем комплексом необходимых для ведения крестьянского хозяйства знаний и уме; .хй, которыми владели учителя-родители. Долее шёл процесс усовершенствования, трудового мужания, приобретенич того, что называется ёмким словом "хозяин". По данным опроса старожилов Новосибирской области
в группе детей в возрасте II лет 91% утгя учсггвовал в бороновании, а 50% в более тяжком виде голевых работ - пахоте. К 14 годам почти есй мальчики-подростки (80%) привлекались к пахоте. В тех семьях, где не было сыновей, боронить, пахать и жать хлеб приучали дочерей. Особенностью трудового воспитания у русских крестьян Сибири бьио соединение его с материальным производством. С самого начала существовала их прямая связь, обучение детей бороков чяю ил!г пастьбе скота осуществлялось через производительный труд, В этом состоит сильная сторс а, практическая значимость народной педагоги-к::. Следует подчеркнуть, что уже на первом зале подготовки к труду народная педагогическая практика применяла принципы максимального развития и испольсован...г потенциальных возможностей раннего детского возраста, усложнения трудового участия по мере взросления ребят.
Сельскохозяйственный труд породил мнодество занятий, получивши ' значение про^ссий вследствие важностч их социально-экономической сущности. В качестве примера можно привести занятие пастушеством, полеводством.
В за.лючении диссертации изложены основные выводы, к которым автор пришёл в процессе работы над темой.
Ряд основны: положений и выводов диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Игра - один из обязательных компонентов трудового воспитания в крестьяне, ой семье Сибири -эпохи капитализма // Община и семья в сибирской деревне ХУШ - начала XX века,-НоЕосибирск, 1989. (в соавторстве). .
2. Обучение и воспитание детей в процессе сельскохозяйственного труда у русски:- крестьян Сибири периода калита-' лизма // Участие крестьянства в освоении восточных окраин России .'(конец ХУЛ - начало XX вв.).- Новг адбирск, 1990.
3. Преде авления русского сибирского крестьянства о труде и их роль в трудовом воспитании детей эпохи к~питалкз-ма.- М., Деп.ИнИОН, 28.08.90.- 42777.
4. Традиционная'система трудового воспитания и обучения
в русской крестьянской среде Сибири в середине XIX - начало XX вв.- М., ЩЯ0Н, 28.08,90. - 42779.