автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Целеполагание: содержание и социальная значимость
Полный текст автореферата диссертации по теме "Целеполагание: содержание и социальная значимость"
чУ
АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК при ЦК КПСС
На правах рукописи
РОПАКОВ Николай Иванович
УДК 300.36
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Специальность — 09.00.01 — диалектический и исторический материализм
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Москва —1988 г.
Работа выполнена на кафедре философии Московской Высшей партийной школы.
доктор философских наук, профессор — КОЗЛОВСКИЙ В. Е.
доктор философских наук, профессор — ДЕНИСОВ В. В.
доктор философских наук, профессор — ГОБОЗОВ И. А.
Ведущая организация — кафедра философии Московского автомобильно-дорожного института.
дании специализированного совета Д—151.04.01 по философским наукам при Академии общественных наук при ЦК КПСС по адресу: Москва, пр. Вернадского, 84.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии общественных наук при ЦК КПСС.
Официальные оппоненты:
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного сивета
Г. Д. ЧЕСНОКОВ
;.; ] СБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛВДОЕЖЯ
Исследование философско-методологических проблем цели и целеполагания в общественном развитии имеет не только 'ольшое теор^тическое, но весьма важное практическое значение. В Политическом докладе Центрального Комитета КПСС ХХУП съезду партии сказано, что многогранные задачи перестройки всех сфер общественной жизни на основе ускорения социально-экономического развития нуждаются в дальнейшем глубоком и всеобъемлющем анализе. Нельзя уйти от факта, что философия, да и обществоведение в целом находятся в известной отдаленности от зипросов жизни. Время ставит вопрос о широком выходе общественных наук на нудцы практики. Жизнеспособны лишь те научные направления, которые идут от практики и возвращаются к ней. Эта же мысль нашла свое дальнейшее развитие в матегиалах июньского (1Ш7 г.) Пленума Центрального Комитета КПСС. В докладе М.С.Горбачева "О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой" говорится: "Нам на-суцно необходим принципиальный прорыв на теоретическом фронте, основанный на строгом анализе всей совокупности фактов общественной жизни, научном обосновании целей и перспектив нашего движения. Нельзя успешно двигаться вперед методом проб и ошибок. Это дорого обходится обществу"*.
Существенное зненение для принятия решений имеет знание объективных принципов целеполагавдей деятельности, еа места в социальной жизни. Столь яе важно такое знание для социологии, поскольку цолеполаганиа и цель составляют коренное общественно-историческое явление, без которого неделимо само социальное бытие. В мировоззренческом отношении знание данного явления необходимо для преодоления различных разновидностей телеологии - плоской, имманентной, финалистской. В идеологическом аспекто оно важно
I. Материалы Пленума Центрального Комитата КПСС. 25-26 июня 19В2 года. П., 1907, с.12.
для доказательства преимущества социализма как новой цивилизации, утверждающей господство планомерности в жизни общества.
Исследовать особенности формирования целей при социализме, их содержание и назначение - актуальная задачи-исторического материализма. В материалах ХХУП съезда Коммунистической партии Советского Союза перед общественными науками поставлена задача более глубокого исследования закономерностей 'социалистического общества. Знание данных закономерностей нужно для разработки целей общественного развития. В противном случае приходится действовать на основе смпири-ческого метода проб и ошибок.
На разл^ных исторических этапах роль целеиолагшацей деятельности разная и в определялцей степени зависит от социально-экономического строя. Но вместе с тем есть • общие функции этой деятельности, свойственные любому этапу истории. Их анализ позволит понять назначение целеполагания в социальной жизни, даст возможность уввдоть увеличение его значения в историческом процессе, что выражается в развитии человеческой свободы, победе общества над стихийными силами. В современных условиях все новые природные и социальные процессы становятся объектами человеческого целенаправленного воздействия. Причем от былого воздействия только на земные процессы человек все увереннее переходит на космические. А б рамках самой Земли объекты воздействия становятся все более сложными.
Знание принципов целеполагающей деятельности необходимо для научного управления обществом. Основополагающие значение при этом имеет совладение принципа детерминядии содержания целей общественные бытием, что необходимо и для преодоления субъективизма и эмпиризма в процессе выбора целей.
С развитием социальной активности масс, что служит одним из существенных проявлений общественного прогресса,все острее встает проблема выявления и соблюдения критериев ее
целесообразности. При формировании своих социально-политических цолей Коммунистическая партия строго соблюдает эти принципы, дает отим целям философско-социологическоо обоснование. В этом смысле В.И.Ленин писал о единстве философии и политики. В.И.Ленин писал: "... кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будот на каждом шагу бессознательно для себя "натыкаться" на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в кавдом частном случае значит обрекать спою политику на худшие ша- ' танил и беспринципность .
В настоящее время научно-техническая революция составляет мощный фактор развития целеполагащей деятельности и тем самым возрастания ее роли в общественной жизни. Данная революция вооружает человека новыми методами формирования целой. Моделируя целеполагание и цель, она служит средством создания "искусственного интеллекта", освобождая работника от монотонного, нетвор!еского труда,И'тем самым создает условия длп принятия км творческих решений. А это о свои очередь способствует выполнению важной социальной задачи, актуальность которой еще раз подчеркнута июньским (1Ш7 г.) Пленумом Центра:.->ного Комитета КПСС - задачи преодоления сумеетвенных различий иелду умственным и физическим трудом.
С философско-социолопсческим аспектом цели тесно связан социально-политический. Актуальность второго аспекта вытекает из развития самой практики, одним из элементов которой служит усиливающееся воздейстзио человека на общественные процессы. Но при формировании целей этого воздействия необходимо соблюдать определенные философско-социоло-гичоские принципы. С возникновением диалектического и исторического материализма создана качественно новая теоретическая основа целеполагащей деятельности человека.
[. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.15, с.308.
На диалектико-материалистической базе были выявлены всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. А законы материального мира, писал В.И.Ленин, суть основы целесообразной деятельности человека*.
Актуальность темы исследования предопределяется обострением идеологической борьбы на международной арене, необходимостью разработки социально-философских проблем общественного прогресса на творческих принципах научного социализма как теоретической основы эффективной социальной стратегии.
Состояние научной разработки проблемы
Проблема цели и целеполагания получила определенное освацение в марксистско-ленинской философии. В современной философской литературе имеется ряд работ, в которых содержится углубленный анализ важных сторон категории цели.
Так, в работах М.Г.Макарова исследуются философский и естественно-научный аспекты цели. Ряд его работ раскрывает взгляды на цель в истории философии, а тахяа место категории цели в марксистской философии^. В трудах Б.С.Украин-цева анализируются преимущественно философские выводы, вытекающие из моделирования цели кибернетикой. Подвергается критике телеология, раскрывается методологическое значение марксистской философии для указанного моделирования. Заслуживает внимания постановка Б.С.Украинцевым вопроса о соотношении между детерминизмом и целеполагающей деятельностью.
1. См.Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29, с.169.
2. Макаров М.Г. Категория "цель* в домарксистской философии. Ленинград, Наука, ТУ74, с.165. Его же: Категория цели о марксистской философии; Некоторые аспекты категории "цели в связи с развитием кибернетики. Ученые записки Тартуского государственного университета, 1965, вып.УШ;
О проблеме цели в понимании природы. - Известия АН Эстонской ССР. 1961, т.10, 0 I; Цель. - В кн.Некоторые вопросы диалектического материализма. Ы., Т962.
Волыпое внимание он уделил тем новым выводам, которые вытекают из кибернетического аспекта цели*. Значительный вклад в научную разработку внесли труды И.Т.Фролова, в которых основное внимание уделено новым философским обобщениям, которые вытекают из кибернетического аспекта цели. Большой интерес представляет естественнонаучный аспект цели, разра-5атываемый И.Г.Фроловым. Исследуя соотношение социального и биологического в человеке, автор показывает, что вместе с формированием человека шло и становление механизма зознательного целеполагания как регулятора социальной деятельности. Подвергаются критике социал-биологизаторские тен- • денции,'свойственные бсоврсменной буржуазной философии**.
В книге Н.Н.Трубникова "О категориях "цель", "срйдство", "результат" (М., 7968) анализируется отношение между целью, средством и результатом деятельносги.
Соотношешга цели и предвидения в общественном развитии рассматривается А.М.Гендиным в его книге "Предвидение и цель а развитии общества" СКрасноярск, 1970).
Освещению цели в аспекте социальной деятельности посвя-аона книга А.А.Чунаевой "Категория цели в совремегшой науке I ее методологическое значение" (Цель и деятельность, 1979, 1эд.ЛГУ).
[. См.: Украинцев Б.С.Особенности самоуправляемых систем. М., Знание, 1970, с.46; Самоуправляемые системы и причинность. М. Развитие в процессах управления.- Философские науки. М., 199В, № б; Категория/'цель" и "кибернетика". В кн.'.Диалектика н современное естествознание. М., 1970;
Категории "активность* и"цель" в свете основных понятий кибернетики". - Вопросы философии, 1967, № 5. См.: Фролов И.Т. Проблема целесообразности в свете современной науки. М., Знание, 7971, с.45; Прогресс науки и будущее человека. Й..Политиздат, 1975, с.219; Существует ли целесообразность в живой природе (Дарвинизм и телеология;. М. .Знание, 1957, с.31; 0 причинности, цели, целесообразности п живой природе, М.,Знаний, 1961; Органический детерминизм, телеология и целевой мзтод в исследовании. - Вопросы философии, 1970, $ 10.
Автор исследует структуру человеческой деятельности, место в ней целеполагания. Показывается, что социальная активность составляет необходимую предпосылку целеполагания. Заслуга автора и в раскрытии биологической предпосылки сознательной цели в ввде "модели потребного будущего" (H.A. Бернштейн) или акцептора результатов действия (П.К.Анохин).
А.А.Чунаева раскрывает также такие вопросы, как диалектика цели, средств и результата, место категории цели в системе философских категорий, психологический аспект цели.
Управленческий аспект цели освещается В.Г.Афанасьевым*.
Заслугой работ Н.А.Бернштейна, П.К.Анохина, Н.Н.Ладыги-ной-Котс является исследование "модели потребного будущего", составляющей предпосылку сознательной цели и выражающей собой развитие учения И.П.Павлова о рефлексе цели. В этой модели, образно говоря, содержится зародыш сознательной цели, та ее возможность, которая реализовалась в действительность благодаря социальному бытию и соответствующей ему активности.
На наш взгляд, в существующей литературе о цели мало имеется работ о социологии цели и целеполагания. Несомненно, что анализ социологии человеческого интеллекта вообще, его целеполагаяцей функции составляет актуальную проблему исторического материализма как науки. Иначе нельзя в полной мере понять содержания и особенностей социального бытия. Все интеллектуальные функции жизненно важны для человека, общества. В этом свете заслуживает положительной оценки книга К.Р.Мег-релидзе, посвященная социологии мышления^.
Соотношение целеполагания и предвидения исследуется в монографии А.Г.Никитиной "Предвидение как человеческая способность" (Мысль, М., 1975). Автор верно подчеркивает, что предвидение и целеполагание при всем их диалектическом единстве являются различными формами духовной деятельности человека. Соотношение целеполагания и предвидения
1.0м. :Афанасьев В.Г.Научное управление обществом, гл.б, W 2 - Выработка и принятие управленческого решения.М.,
X »
2.-См.:Гегрелвдзе К.Р.Основные проблемы социологии мыш-ления.Тоилиси, Т965.
представляет интересную проблему и она ждет еще своего исследования.
В книге А.И.Пценко "Целеполагание и идеалы" (Киев, 1977) исследуются соотношение объективного и субъективного в целеполагавдей деятельности, идеал как особый тип цели и детерминанты целеполагаяия. Особо дан анализ соотношения сознательности и стихийности в историческом процессе.
Задачи исследования
Однако многие проблемы цели и целеполагания остаются мало изученными. Особенно это относится х социологическому аспекту, имещему свое содержание и свои методы исследования данных явлений духовной деятельности. Человеческая цель служит предметом анализа разных наук, поскольку имеет разные грани. Она изучается нейрофизиологией, психологией, этикой, юриспруденцией и кибернетикой. Особенность философско-со- ' циологического исследования цели в том, что оно дает общее учение о ней: ее месте в материальном мире, причине происхождения в социальной жизни, отношении к общественному бы-тио, связи с человеческой деятельностью, социально-бытийном назначении и др. Из этого вытекает методологическая роль философско-социологического учения о цели для других наук, изучающих ее те или иные грани.
Главную проблему диссертант усматривает в выявлении социальной значимости целеполагания и цели, критериев целесообразности современной общественной практики в условия ускорения социально-экономического развития. Другими словами, речь идет об общесоциологической оценка цели как сложного и богатого в своих гранях общественно-исторического явления, пока еще теоретически не разработанного в марксистско-ленинской философии.
В ршках этой реализации главной проблемы автор выделил следующие задачи:
- дать анализ цели как специфического социального явления, ее места в человеческом интеллекте, методов формирования;
- раскрыть историю вжглядов на понятие цели и борьбу материализма против телеологии;
- показать диалектико-материалистическое учение о цели в аспекте социальной деятельности. В данном аспекте сознание характеризуется постановкой цели, разработкой плана ее реализации, а также предвидением либо конечного результата указанной деятельности, либо объективных тецценций природных или социальных процессов;
- исследовать содержание целеполагания как определенного духовного процесса;
- объяснить происхождение сознательной цели и ео предпосылку в внце "модели потребного будущего";
- подчеркнуть коренное отличие сознательного целеполагания от рефлекса цели;
- дать в воде системы основные признаки данного целеполагания;
- рассмотреть значение социального детерминизма для материалистического понимания целеполагащей деятельности, что в свою очередь необходимо для критики идеалистических, религиозных и социал-биологизаторских концепций по вопросу цели ;
- изложить основные функции сознательного целеполагания в общественной жизни;
- осветить проблему "отчуждения", свойственнуа классово-антагонистическому строю. В связи с нею рассмотреть соотношение сознательности и стихийности в прошлом историческом развитии, выяснить классовые и гносеологические корни "отчуждения";
- в историческом разрезе проанализировать становление сознательного целеполагания как господствующего регулятора практической деят льностипри социализме. Рассмотреть особенности содержания целей, критерии их формирования в социалистическом обществе;
- показать роль КПСС в формировании стратегических и тактических целей общественного развития;
- раскрыть многообразие функций целеполагания при социализме;
- выделить значение научно-технической революции для развития целеполагающей деятельности и увеличения ее соци-ально-бытийн. Я целесообразности. Сформулировать философско-социологические и мировоззренческие выводы, вытекающие га моделирования кибернетикой целеполагания. Раскрыть соотношение естественного и "искусственного" интеллекта.
Большое внимание уделено изложению особенностей целеполагания в условиях социализма. Суть этих особенностей -становление сознательного целеполагания в качества господствующего регулятора общественной деятельности. По известному выражению Ф.Энгельса, это означает скачок человечества из царства слепой необходимости в царство свободы, начало подлинной истории общества, окончательный отрыв его от остальной природы в том смысле, что в последней господствуют стихийные бессознательные силы.
Научная новизна исследования
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации теоретически разработан философско-социолопгче-ский аспокт целеполагающей деятельности во всех сферах об-ззетвёшюй киэни. Ото позволило автору шире и глубже, чей принято в современной философской литературе, обосновать возрастающее значение целополагглия в деятельности людей . э условиях противоречивости совремешого общестоо1зюго прогресса человечества и раэвивакщегося социализма, в частности.
В диссертации главное внимание обречено на мало раз-работешшо вопросы целеполагания в современной философской ¡ауке. К mai относятся: теоретический анализ предпосылки человеческой цели в вид о модели потребного будущего; :оциальпой значимости цели, содержание целеполагания в различны« исторические плохи; разрабатываемся диалоктико-
- 10 -
материалистическое учение ■о цели в аспекте социальной деятельности народных масс в современную опоху; обосновывается увеличение социально-бытийной целесообразности совершающейся научно-технической революции; дана научная критика соци-ал-биологизаторских концепций, имеющих хождение в современной буржуазной философии. Особое внимание уделено вычленению особенностей целеполагания при социализма, и в частности в период перестройки на основе ускорения социально-экономического развития.
В диссертации развивается научная концепция, что целе-полагание выражает собой специфическую линию развития материального мира, противопоставляемую природе в том смысле, что в последней все процессы бессознательны. Доказано, что единство и различие общества и природы вытекает из наличия в социальном бытии сознательных намерений и различия в способе реализации объективных законов. Именно в отом смысле следует оценивать экологическую проблему, приобретшую гло-' бальное выражение.
Диссертант обосновывает критерии целесообразности социальной деятельности, к числу которых можно отнести учет объективных законов материального мира, средств, необходимых для реализации целей, а также последствий, вытекающих из втой реализации, и др.
В диссертации выделены особенности целеполагания при социализме, основные направления его развития. Особое внимание диссертант уделяет анализу возрастающей роли целеполагания в условиях перестройки. Развитие целеполагания диктуется потребностями самой практики и вместе с тем оно составляет ее необходимую предпосылку. Особо раскрыто значение современной науки для совершенствовашя методов поиска решений и их моделирования, в частности,таких разделов современной математики, как теория игр, теория вероятности и статистика.
Диссертант считает, что наличие целей в жизни общества характеризует собой целую сложную "систему", включающую в
- II -
себя их формирование, средства практической реализации, учет последствий, наступающих поело этой реализации, отношение человеческих намерений к другим сторонам социальной жизни, в особенности к бытию людей, а также и к материальному миру в целом. В диссертации делается вывод, что сознательное целеполягание вплетено в сложную систему общественных евп: детерминировано уровнем производительных сил и производственных отношений, состоянием науки и содержанием всех форм общественного сознания и, наконец, законами природы. Сказанное характеризует содержание социальной детерминации человеческих целей,что крайне важно для материалистического понимания их роли в обществе и преодоления идеалистических и социал-биологизаторских взглядов. С принципом данной детерминации тесно связан вопрос о происхождении сознательной цели, ее естественной предпосылке и основных признаках. По мнению диссертанта, природной основой человеческого целеполагания является рефлекс цели, открытый И.П.Павловым, или модель потребного будущего, обоснованная П.К.Анохиным и Н.А.Бернштейном. Социальной причиной целеполагания явилась человеческая активность как качественно новая и высшая форма активности.
В своем исследовании диссертант научно обобщил и самостоятельно выделил ряд следующих признаков цели:
- '-ак одно из выражений субъективности;
- способность выбора решения ("свободу воли"), отличающаяся от машинального рефлекторного действия. Мотивизация решения;
- по своему характеру составляет общественно-историческое явление;
- субъектами ее служат индивид, класс, социальный слой иили группа, та или иная историческая общность людей, общество в целом.
_ составляет специфическое умственное явление,взаимосвязанное со всеми другими функциями (способностями) чело-
веческого интеллекта. Сущность данного явления состоит в том, что оно представляет духовную модель будущего результата социальной деятельности;
- методами формирования служат все другие интеллектуальные процессы, т.е. логические, психологические и познавательные. В этом смысле целеполагание представляет идеальный (духовный) процесс;
- характеризует степень человеческого Я, выделения человеком себя из окружающей реальности;
- меру утверждения человеком своих намерений, то, как он господствует над объективными процессами материального мира, сознательно контролирует и регулирует их;
- исходя из последнего положения, степень свободы.
Установление социальной детерминации цели дало возможность с диалектико-материалистической позиции установить ее назначение в жизни общества, устранить идеалистическое понимание данного назначения. В самом общем виде оценка целеполагания и цели в-том, что они составляют жизненно важный фактор человеческого бытия.Более конкретно роль цели состоит в следующем:
- служит одной из форм отражения человеком своих потребностей и законов своего бытия;
- составляет регулятор социальной активности;
- является фактором реализации объективных потребностей и законов общественного бытия посредством указанной активности;
- представляет побудительный мотив человеческой деятельности;
- выражает жизненную ориентацию личности, класса, социального слоя или общества в целом, понимание ими смысла жизни, критериев престижности поведения;
- характеризует духовный уровень личности, ее интересы.
Из сказанного видно, что цель выполняет ряд жизненно
важных функций в обществе, без которых человеческая деятельность теряет свою целесообразность.
Завершается диссертация теоретическим анализом социально-политического аспекта цели, не получившего пока в имеющейся литературе должного отражения. Показано значение основных принципов диалектического и исторического материализма для формирования целей общестгенного развития.
Одной из важных диалектических предпосылок целеполага-ния служит научная обоснованность принимаемых решений на основе знания законов материального мира вообще, общества в особенности. Чем полнее и глубже научный анализ конкретной ситуации, тем точнее могут быть определены и цели общественного развития и возможностей развиваощегося социализма.
Теоретическая и практическая .'лачимость исследования
Марксистская социология, изучая законы и движущие силы социального бытия, с необходимостью предполагает выявление той роли, которую играет в нем многообразная в своих функциях духовная деятельность человека, общества. Одной из этих функций служит целеполагание.
Знание принципов функционирования цели в обществе необходимо для разработки научно обоснованных решений, реализация которых в практике несет максимальную социальную целесообразность.
С развитием социальной активности все большее значение приобретает знание и соблюдение критериев целесообразности принимаемых человеком решений. Но эти критерии дает сама жизнь, и в этом смысле они лишены априорности. Они являются результатом социалистического общества. В диссертации дана систематизация этих критериев. Актуальной проблемой остается критика теологии. КПСС считает, что формирование научного мировоззрения у всех советских людей составляет сердцевину всей идеологической деятельности партии на современном этапе. А решение этой задачи предполагает преодоление телеологического способа объяснения явлений действительности. Телеология входит составной частью в религиозное сознание, в частности католическое в виде финализма. В условиях
обострения идеологической борьбы меиаду социализмом и капитализмом преодоление телеологических идей представляет одну из важных предпосылок формирования у трудяцихся диалек-тико-материалистического мировоззрения.
Из моделирования кибернетикой целеполагания вытекают также важные мировоззренческие проблемы. Известно, что философское обобщение успехов современного естествознания партия рассматривает как одну из актуальных задач диалектического и исторического материализма.
Методология,, литература и источники
Методологической основой диссертации служат труды основоположников марксизма-ленинизма и решения съездов КПСС, постановления пленумов Центрального Комитета КПСС, материалы международных совещаний коммунистических и рабочих партий. Автор использовал богатое теоретическое наследие К.Маркса, Энгельса и В.И.Ленина, в котором глубоко и всесторонне разработаны вопросы происхождения целеполагания, его связь с человеческой деятельностью и его роль как одного из регуляторов этой деятельности. Обосновав материалистическое понимание истории, классики марксизма-ленинизма открыли подлинные движущие силы истории, устранили идеалистические представления о том, будто ход истории определяется сознанием людей или неким сверхъестественным фактором. Установив социальную детерминацию содержания человеческих целей, они раскрыли их действительное назначение в историческом процессе, подчеркнули объективный и закономерный характер общественного развития. Выявление объективных принципов целеполагающей деятельности дало возможность в теоретически осознанной форме использовать их в процессе формирования стратегических и тактических решений. '
В современных теоретических и политических документах КНОС говорится о повышении роли общественного сознания
- 15 -
в условиях совершенствования социализма. Обращается внимание на те философско-социологические требования, которые нужно соблюдать в процессе формирования научно обоснованных целей. Развитие целеполагания рассматривается как существенное требование повышения научного управления социально-экономическими и идеологическими процессами.
В диссе\ .'ации широко отражены взгляды на категорию цели домарксистских классиков философии, в особенности Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Гегеля, Фейербаха, Герцена. Диалектико-материалистическая оценка этих взглядов дана в трудах основоположников теории научного коммунизма, в частности в"Анти—Дюринге", "Диалектике природы" Ф.Энгельса, "Философских тетрадях" В.И.Ленина.
Из современной отечественной философской литературы диссертант опирался на труды Афанасьева В.Г., Абрамовой Н.Г., Борзенко A.B., Вороновича Б.А., Гендина A.M., Глезерма-на Г.Е., Георгиева Ф.И., Хрустова Г.Ф., Дмитриева А.Н., Жданова Д.А., Казакевич Т.А., Кодина В.Н., Келле B.Ä., Ковальзона М., Коршунова A.M., Керимовой Т.В., Левада Ю.А., Леонтьева А.Н., Лекторского В. , Макарова М.Г., Момджя-н;. Х.Н., Мкртчяна Г.А., Загладина В.В., Нарского И.С., Ойзермана Т.И., Пилипенко Н.В., Селезнева М.А., Рубнико-ваН.Н., Тихомирова D. А., Федорова Т.А., Шептулина А.П.,. Украинцева B.C., Яценко А.И., Чунаевой A.A. Автор использовал также труды В.Цонева (ЕНР).
» Для написания своей работы автор изучил также широкий круг естественно-научной литературы, касающейся проблемы цели и целесообразности. К этой литературе относятся труды Ч.Дарвина, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, К.А.Тимирязева, Н.Винера, а также Амосова Н.М.", Анохина П.К., Бассина Ф.В., Бернштейна H.H., Глушкова В.М., Денисова В.Г., Дубинина Н.П., Ладыгиной-Коте H.H., Новика И. , Поспелова Д.А..Пушкина В.А., Петрушенко Л.А., Парина В.В., Полетаева И.А., Смоляна Г.Л., Сачкова D.B.
Из современной зарубежной философской и естественнонаучной литературы отражены книги В А.Коффа, Ст.Вира, М.Бунге, А.Валлона, Б.С.Вентцеля, Дж.Гэлбрейта, Л.Жерардена.Л.Живкови-ча, М.Дрешера, Г.Клауса, О.Клора, А.Кос{мана, П.Косса, ф.Ланге, М.Маркова, Ф.М.Морза, Д.Е.Кембелла, Д.Миллера, Ю.Галантера, К.Прибрама, Дж.Неймана, О.Моргенштерна, П.Ройветта, М.Старра, У.Черчмена, М.Таубе, К.Штейнбуха, Д.<Гинка, В.Феллера, Л.Фогеля, У.Р.Эшби и некоторых других.
В оценке буржуазных ученых автор руководствовался ленинской установкой о том, что в критике буржуазных теорий марксисты должны "уметь отсечь их реакционную тенде -дита, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов"* и вместе с тем уметь использовать в своих целях частные, фактические данные в области изучения новых явлений.
Апробация научных работ автора
Монография: "Категория цели: проблемы исследования" (Мысль, i£6u'> отмечена в "¿иЛософскс/..; с:г4::::.-.с::сд:г:есксу отваре" (Изд."Советская энциклопедия", М., 1963, с.763).
С сообщением на тему "Социальная активность и сознание" автор выступил на Межвузовской научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания в период строительства коммунизма (Курск, 1968).
Доклад "Целеполагание и управление" был сделан на теоретической конференции Московской высшей партийной школы. Опубликован в книге "Социальное познание и управление". М., Мысль, 1963 г. под редакцией С.И.Попова и Б.И.Сюсюкалова.
Основное содержание диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации - 299 страниц.
1.Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.18, с.364.
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень научной разработки проблемы, формулируются задачи исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе - "Цель - как общественно-историческое явление" - вскрываются содержание целеполагания и цели, их место в духовной деятельности человека, отношение к общественному бытию. Излагается происхождение сознательного целеполагания и его естественная предпосылка в веде "модели потребного будущего", свойственной психике животных.
Наличие целеполагания в социальном бытии характеризует особую линию развития материального мира. В остальной природе все ее процессы совершаются бессознательно, вне соответствующей активности самих объектов. "Здесь, - писал Ф.Энгельс, - нигде нетс сознательной, желаемой цели: ни в бесчисленных кажущихся случайностях, водимых на поверхности, ни в окончательных результатах, подтверждающих наличие закономерности внутри этих случайностей. Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие об-дvмaннo или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели"^.
В "Философских тетрадях" В.И.Ленин писал также о двух формах объективного процесса - природе и целеполагающей деятельности человека^. Соответственно встает проблема соотношения сознательной деятельности человека и природы, которая ныне приобрела общечеловеческое содержание и требует своего своевременного и радикального решения. Другой срез соотношения сознательности и бессознательного состоит внутри общества. Он выражает то, совершается ли ход исторического развития планомерно, т.е. по намерению людей, или же стихийно, вопреки желаниям и воле общества.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.305-306.
2. См.: Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.29, с.170.
Из поставленной проблемы диссертант, делает вывод, что общество и природа составляют взаимосвязанные сферы единого материального мира. Ход истории объективен и закономерен, как и природы. Разница лишь в том, что законы и потребности социальной жизни реализуются через человеческую деятельность.
С указанной проблемой связан вопрос о критериях намеренности, имеющей массу аспектов философский, социологический, психологических, юридический и даже в определенном образном значении кибернетический. Нередко встает задача определить, совершено ли данное действие намере-но или нет. Она относится как к процессам и результатам природы, так в особенности к социальной деятельности. В философском аспекте данная задача означает, участвовал ли тот .или иной материальный объект в предварительном формировании идеальной модели будущего результата своего действия или же нет. В этом случае можно сослаться на известное сравнение К.Марксом сознательной деятельности архитектора и инстинктивной пчелы*.
В социологическом аспекте намеренное означает, получен ли тот или иной результат согласно воле человека или же он возник вне ее и даже вопреки ей.
В психологическом отношении, в своей повседневной жизни мы нередко отличаем действие, совершенное намеренно, сознательно, от действия, наступившего случайно. В юридической практике, при характеристике преступления всегда важно определить, совершено ли оно по умыслу (прямому или косвенному) или же без него. И, наконец, кибернетика также различает целенаправленное действие. Первое направлено к достижению определенного результата, чего нельзя скааать о втором.
Но из всех отмеченных аспектов намеренности следует выделить философский, как методологический, без которого
не представляется возможным выяснить специфику других аспектов. В диссертации дан анализ содержания целеполагания цели, показана их социальная значимость, отношение к другим явлениям общества. Особо выделены критерии целесообразности, нарушение которых ведет к субъективизму и эмпиризму.
Из сказанного делается вывод о материальном единстве мира, отсутствии в нем абсолютных граней между его качественно различными сферами. Единство общества и природы в рассматриваемом отношении в том, что их развитие объективно и закономерно. А отличие в том, что каддая из этих сфер мира имеет свое содержание, свои законы функционирования. Но если в природе законы действуют бессознательно, то в обществе они проходят через сознание людей. Другими словами, механизм действия законов другой, чем в природе. Реализация общественных законов предполагает наличие целеполагавдей деятельности.
Сам факт наличия целеполагаящей деятельности в социальном бытии ставит проблему объяснения ее места в нем и назначения. Поэтому мировая философская и социологическая :.:ысль не мтла обойти стороной эту проблему. Уже в сочинении Аристотеля "О душе" содержится ряд важных и интересных мыслей о цели, ее отношении к человеческой деятельности. Одну из форм при-чинностч он определял как "то, ради чего". В домарксистской философии значительный вклад в исследование цели внесли Кант и Гегель, первый изложением телеологического принципа, второй - показом содержания цели, ее ролью в жизни общества. В целом учение Канта и Гегеля о цели было вдеалистическим, но в нем имелись и гениальные мысли, догадк'/.
В диссертации целый параграф отведен освещению категории цели рядом классиков домарксистской философии, в особенности Аристотелем, Кантом и Гегелем. Это сделано, во-первых, для того, чтобы проследить эволюциго взглядов на цель и целеполагание. Во-вторых, важно показать ту революцию в этих взглядах, которая была совершена марксистско-ленинской философией.
- 20 -
Тайну целеполагания как сложного духовного явления нужно искать в особенностях человеческого бытия, для которого свойственна качественно новая активность. Если животное лишь приспосабливается к внешней среде, то человек преобразует ее, заставляет служить ее своим целям.
Труд явился необходимой предпосылкой человеческого разума вообще, его целеполагающей деятельности в частности. Это положение выражено Ф.Энгельсом следующими словами: "Как естествознание, так и философия до сих пор совершенно пренебрегали исследованием влияния деятельности человека на его мьгаление. Они знают, с одной стороны, только природу, а с другой - только мысль. Но существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу"*. Это положение Ф.Энгельса имеет огромное методологическое значение для уяснения происхождения и функционирования человеческого интеллекта, возникающего из
потребности социального бытия, настоятельной необходимости о
общения между людьми .
Человеческое целеполагание предстает превде всего как сложная духовная деятельность - и этим оно уже сразу качественно отличается от рефлекса. Формирование цели предполагает участие всех других умственных процессов, т.е. логических, психических и познавательных. Представляя собой духовную (идеальную) модель будущего результата человеческой деятельности, человеческая цель кодирует в себе знание о потребностях социального бытия, связях и свойствах материального мира, являющегося объектом воздействия субъекта, а также о средствах, необходимых для ее материального воплощения. Содержание це.гя детерминировано также многообразными идеологическими нормами, а также теми следствиями, которые наступают после такого воплощения.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.545.
2,- Там же, с.545.
- 21 -
В диссертации исследованы те требования, которие нугшо соблюдать в социальной деятельности. Чем полнее и точнее человек в своих решениях исходит из знания законов природы и общества, тем эти решения при своей материализации несут большую социальную эффективность. Социальная деятельность характеризуется целенаправленным воздействием субъекта на объект. Задача этого воздействия - преобразовать объект ради запросов субъекта. Но такое преобразование предполагает знание законов функционирования материальной системы, являющейся предметом воздействия. В противном случае человеческая деятельность теряет в конечном счете свою целесообразность. Ф.Энгельс писал: "... на каждом шагу факты напоминают нам о тем, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем на ней так, как кто-либо находящийся вне природы, -что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять"*.
Опыт классово-антагонистического общества ярко показывает, чем обернулось его хищническое отношение к природе, нарушение законов ее бытия. Оно обернулось экологическим кризисом, о котором так много пишут в настоящее время в различных странах. С открытием марксизмом законов общественной жизни создпась возможность основывать цели на знании этих законов и тем самым формирование человеческих намерений освободилось от былого эмпирического метода проб и ошибок, приобрело научный характер.
В рассматриваемом отношении важно подчеркнуть, что деятельность по преобразованию общественных отношений приобрела теоретически осознанное выражение, перестала быть стихийной, т.е. стала целесообразной. Цели основываются на знании самого мира, его законов.
I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.496.
о
- 22 -
"Неяснолноние целей (человеческой деятельности), -писал В.И.Ленин, - имеет своей причиной ... то, что реальность принимается за несуществующее..., что не признается ее (реальности) объективная дейгтвительность"*.
Как ввдно, игнорирование объективных факторов ведет к субъективизму в постановке целей, к тому, что сама человеческая деятельность теряет свою целесообразность, перестает быть формой общественного бытия.
Исходя из сказанного, можно следующим образом сформулировать диалектико-материалистическое понятие сознательной цели. Цель - это мысленный (идеальный) образ будущего результата человеческой деятельности, формирование этого образа предполагает отражение потребностей социального бытия, связей и свойств объективного мира, а также тех средств, которые необходимы для воплощения в жизнь поставленной задачи. Целеполагание исходит Ио учета также тех следствий, которые вытекают из данного воплощения. Определение задачи (цели) опирается на совокупность всех других интеллектуальных функций. Важнейшее назначение целеполагания - быть регулятором социальной активности, без которого она перестает быть формой общественного бытия.
Во второй главе - "Социальная значимость целеполагания" - раскрыта общественная роль целеполагания.
Без исследования социальной значимости цели нельзя говорить о ее полном научном понимании. Несомненно, что целеполагание составляет жизненно важный фактор общественного бытия, выражает одну из его коренных особенностей, отличающую его от остальной природы. Дать анализ тех функций, которые оно несет в этом бытии, - одна из задач социологической науки. Тем более мы являемся свидетелями увеличения роли сознательного начала в условиях социалистического общества.
Исследование показало, что целеполагание выполняет- в жизни общества ряц функций. В диссертации изложена система этих функций.
В общем виде сознательное целеполагание, являясь регулятором человеческой деятельности, придает ей форму социального бытия. Очевидно, что без целеполагания нша деятельность теряет свое.назначение, перестает быть социально целесообразной. Такова самая общая оценка сознательного целеполагания как жизненно важного фактора человеческого бытия. Но это предельно широкое значение содержит массу отдельных функций, каждая из которых специфична и выполняет свою роль в обеспечении данного бытия. Какова система этих функций? Прежде всего, как уже заметно, сознательная цель служит отражением определенных потребностей социального бытия. Она есть идеальное (духовное) выражение этих потребностей, материальных по своему характеру. Образно говоря, бытие человека, класса, социальной группы, слоя или общества в целом конституируется в виде определенной цели. Широко известно марксистско-ленинское положение о превращении "класса в себе" в "класс для себя". Это означает, что класс осознал свое историческое назначение, свое место в данном обществе. В этом осознании велика роль идеологов, выдающихся исторических личностей. Основоположники теории научного коммунизма выявили историческую миссию рабочего класса, сформулировали (Нижайшие и конечные цели его борьбы. В данном случае объективные потребности и законы общественного развития принимают субъективное выражение, форму цели.
Встает, однако, вопрос: каково социальное назначение данного отражения? Сознательная цель играет прежде всего роль побудительного мотива человеческой деятельности. Вез нее нет самой этой деятельности. Все, что побуждает человека к деятельности, должно пройти через его голову. Об этом свидетельствует вся повседневная практика. Как нередко мы являемся свидетелями того, как нас озаряет мысль, заставляющая немедленно принять то или иное действие. А без этой мысли оно не возникает.
Матерн-листическое решение основного вопроса философии применительно к жизни общества означало установление первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, Исследуя исторические события, писал Ф.Энгельс, неизбежно возникает вопрос: какие движущие силы скрываются эа идейными побуждениями людей, каковы те исторические причины, которые в головах действующих людей принимают форму данных побуждений. Домарксистский материализм никогда не задавался таким вопросом. В исторической области он считал Идеальные побудительные силы последними причинами событий. Непоследовательность заключается не в том, что признается
существование идеальных побудительных сил, а в том, что останавливаются на них, не вдут дальше, к их движущим причинам*.
Когда, следовательно, речь заходит об исследовании движущих сил, стоящих за побувдениями исторических деятелей и образующих в конечном счете подлинные движущие силы истории, то надо иметь в виду, но столько побуждения отдельных лиц, хотя бы и самых вьдаяцихся, сколько те побувдения, которые приводят в движение большие массы людей, целые классы и народы.
Но сознательная цель играет роль не только побудительного мотива. Эта роль глубже и шире. Целеполагание выступает в роли регулятора социальной деятельности, благодаря которому обеспечивается ее целесообразность, общественно-историческая значимость. Этот регулятор был вызван самой практической необходимостью, как и сознание в целом.
О социальном прогрессе в значительной мере можно судить по тому, в какой степени сознательное целеполагание выступает господствующим регулятором человеческой деятельности. Утверждение человеком своей свободы Ф.Энгельс связывал именно с этим условием. Вместе с тем, такое утверадение характо-
ризует качественное отличие общества от остальной природы.
Но в условиях классово-антагонистического обги'ства стихийные факторы оказываются более могущественными, чей силы, приводимые в движение планомерно. Это составляет содержание известного явления отчуждения, экономическую основу которого характеризует частная собственность на средства производства. В силу того, что имеет место классовая борьба, общий результат устанавливается стихийно и он не входил в намерения ни одного из классов. Имеет место "параллелограмм целей". В письме к И.Блоху. Ф.Энгельс писал: "ведь то, чего хочет один, встречает противодействие со стороны другого, и в конечном счете проявляется нечто такое, чего никто не хотел. Таким образом, история, как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, теи< же самым законам движения*. То есть стихийные силы в конечном счете оказывались регулятором человеческой деятельности. В этом свете несостоятельно утверждение субъективного идеализма о том, будто ход истории определяется человеческим сознанием.
К сознательному целеполаганию как регулятору социальной деятельности нужно подходить конкретно-исторически. Вся общественная практика свидетельствует, что человек ставит перед собой все новые цели и добивается их реализации. В этом смысле его регулирующая роль увеличивается.
Имелись и >;мевтся, однако, взгляды, согласно которым инстинкт сохраняет за собой значение регулятора человеческого поведения. Это дань социал-биологизаторским тенденциям, свойственным современной буржуазной филэсофии. Так, Р.Адри (США) причину международной напряженности и войн видит в следующем. Он пишет: "Когда мы защищаем права и независимость своей страны, ш действуем под влиянием побуждений, которые ничем не отличаются от соответствующих
побуждений у более ниэкоорганиэованных животных. Эти побуждения являются врожденными и неискоренимыми"*. Сама практика отгергает оти взгляды. И она же свидетельствует, что утверждение сознательного начала ч качестве господствующего регулятора человеческой деятельности становится исторической необходимостью, признаваемой даже некоторыми буржуазными идеологами (А.Тоффлер).
Новой теоретической проблемой является исследование особенностей целеполагающей деятельности при социализме. Социологический анализ социалистического общества, к которому призывает советских философов партия, предполагает разработку этих особенностей.
К.Маркс и Ф.Энгельс предвидели, что только социализм создает необходимые социально-экономические и гносеологические предпосылки для утверждения сознательного начала в качестве господствующего регулятора социальной деятельности. Сама история предстанет в виде результата сознательного творчества люде{Г.
Впервые в истории формируются цели, выражающие потребности общества в целом. Экономической основой такого формирования служит общественная собственность на средства производства, а социально-политической - единство всех классов, социальных групп и слоев. Соответственно ликвцдировш "параллелограмм целей", свойственный классово-антагонистическому строю. И дело не только в том, что возник новый субъект целеполагания, то есть общество в целом. Но и в том, <то вто составляет необходимую предпосылку утверждения человеческих намерений. Да и само содержание целей и их социальная значимость качественно изменяются, поскольку речь вдет У*в о потребностях всего общества, а не отдельного его класса
1. Цит. Вопросы философии, 1979, У 8, с.27.
2. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.294-295.
или социального слоя. И, если в прошлой истории формирование целей шло стихийно - эмпирическим путем, то при ссииаяизма - на строго научной основе. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет цели общественного развития, указывает перспективу. Это положение нашло свое отражение в Конституции СССР (статья 5).
Особо следует сказать о том, что при социализме качественно меняется само содержание целей. Прежде всего нужно сказать о целях-идеалах, концентрированное изложение которых дано Программой КПСС. Они наполнены огромной исторической значимостью и оказывают мощное воздействие на общественное бытие.
Говоря об особенностях целеполагания при социализме, следует остановиться на значении политики перестройки, имеющей прямое отношение к обсуждаемой теме и впервые провозглашенной апрельским (19В5 г.) Пленумом Центрального Комитета КПСС. ХХУП съезд КПСС, январский ([967 г.) и июньский (1967 г.) Пленумы Центрального Комитета КПСС определили цели социально-экономического развития нашей страны на ближайшую перспективу. Речь идет не только о тем, чтобы преодолеть допущенное отставание и деформации в различных областях жизни. Продиктованные исторической необходимость»', цели направлены на достижение нового качественного состояния социалистического общества. Речь вдет о дальнейшем развитии целеполагаадей деятельностим соответственно увеличении ее роли в жизни общества. Причем эта роль многозначна, имеет массу направлений или функций, начиная от побудительного мотива человеческой деятельности и кончая смыслом жизни. Требование качественного совершенствования целеполагвния диктуется самой практикой. В этом смысле оно составляет необходимую предпосылку ее развития. Перестройка предполагает прежде всего своевременное и точное формирование целей в ответ на эапрооы самой жизни, развивающейся практики. Всякое промедление с этим формированием, а тем
о
более ошибочным ведет к утрате целесообразности человеческой практики, ошибкам в политике. Об этом еще раз напомнили в своих материалах январский и июньский (1967 г.) Пленумы Центрального Комитета КПСС. Именно несвоевременное п{инятие мер по разблокированию противоречий привело к застою общества, появлению предкризисных явлений. Нужен был срочный выход - и он дан ХХУП съездом КПСС. Каковы основные пути совершенствования целеполагания в период ускорения социально-экономического развития советского общества? Сущностью этого совершенствования является формирование строго научных решений, основанных на анализе объективных законов общественного развития. Июньский (1907 г.) Пленум Центрального Комитета КПСС в этой связи еще раз указал на вред эмпирического метода проб-ошибок при определении целей. Жизнь, однако, нередко показывает, как решения принимаются без достаточного их обоснования, с узковедомственных позиций, без учета экологического фактора. За такие ошибки затем общество расплачивается дорогой цегой. Еще ХХ1У съезд партии отметил, что "ничто так не расхолаживает людей, как факты непродуманных решений, головотяпства или бюрократизма отдельных работников, ведущие к тому, что впустую растрачиваются труд, общественные богатства, созданные ценности"*. Столь же вреден субъективизм, игнорирующий в приеме решений учет объективных факторов и делающий ставку только на волевые методы.
Июньский (1337 г.) Пленум Центрального Комитета КПСС указал на важность формирования у кавдоги трудящегося материального и морального интереса в результатах своего труда. В условиях перестройки по-новому встает проблема гармонизации общественных и личных интересов. Речь вдет об учете всего комплекса интересов - личности, коллектива, классов, наций, народностей, социальных групп, сложной диалектики
- 29 -
их взаимоотношений, - с тем чтобы обеспечить динамичное развитие общества. Воспитывать и направлять интересы надо и через демократические институты, и через политику, идеологи», культуру. "Смысл перестройки, - сказано на Пленуме, - в конечном счете и состоит в учете интерасов, в воздействии на интересы, управления ими и через них"*. Интерес трудящихся - это самая мощная сила ускорения социально-економического развития и научно-технического прогресса. Главный вопрос в теории и практике социализма - как на социалистической основе создать более мощные, чем при капитализме, стимулы экономического, научно-технического и социального прогресса, как эффективно соединить плановое руководство с интересами личности и коллектива. Это самый сложный вопрос, ответ на который ищет социалистическая мысль. В период перестройки значение этого вопроса неизмеримо возрастает. Ключ к его решению - обеспечить человеку труда положение подлинного хозяина на своем рабочем месте, в коллективе и обществе в целом.
ХХУП съезд поставил задачу перестройки всей духовной сферы, что имеет прямое отношение к рассматриваемой здесь теме. Новое мышление, на необходимость формирования которого указал съезд, предполагает, в частности, и качественное совершенствование целеполагающей деятельности. Соответственно в целом увеличивается роль человеческого фактора, что в свою очередь вызывается потребностями развивающейся общественной практики. Сущностью указанного совершенствования служит принятие научно обоснованных решений, решительное избавление их от вмпиризма и субъективизма. Новое мыя-ление означает, в частности, формирование качественно новых целей по своему содержания и объему, выступающих мощной идеологической силой в современную эпоху и соответствуют« ее законам. Утверждение данных целей означает
I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 25-26 июня 1037 года. U., 1967, с.II.
дальнейшее ретвитие свободы, человеческой активности. Достижения науки и техники ставятся на службу всестороннего развития личности, и в этом видна их гуманистическая направленность. Утверждение человеческих намерений, соответствие их самому общественному ходу выражает подлинную социальную историю - и перестройка знаменует собой дальнейшее увеличение значения сознательного начала в качестве господствующего регулятора человеческой деятельности. Ограничивается значение элементов стихийности, имеющихся при социализмо. И все новые природные и социальные процессы поступают под сознательный контроль людей. Данное обстоятельство отвечает основному требованию перестройки - больше социализма, больше демократии. Качественно в связи с этим увеличивается значение субъективного фактора в историческом процессе, что знаменует собой дальнейшее продвижение общества к новым высотам человеческой свободы. А сама история во все большей мере предстает результатом сознательного творчества людей. На июньском (1Ш7 г.) Пленуме Центрального Комитета КПСС сказано: искусство политического руководства требует умения выявлять и своевременно разрешать противоречия, не затушевывать их, а превращать в источник прогресса и саморазвития. Как говорил Гегель, движение истории вдет к свободе. Чем полнее и глубже общественные науки стонут выявлять объективные процессы общественного развития, тем создается лучшая основа для приема научно обоснованных решений.
Развивающаяся в настояцее время общественно-историческая практика предъявляет новые требования и к целепслатании. В этом смысле оно составляет необходимую предпосылку развития самой практики. Вследствие качественных изменений социальной активности возникают ситуации, требующие от человека принципиально новых решений. Этого требуют потребности самой практики, а в конечном счете самого общественного развития. Эти ситуаций, х&к правило, весьма сложные и требуют принятия
'лубоко творческих решений. Их сложность но только а том, то они новые и потому не годятся уже испытанные решыан, но : в том, что для формирования нужных целей требуется учет громного количества условий, часть из которых к тому же еняется. Без применения науки в этом формировании не обой-ись. Таким образом, современная общественная практика тре-ует качественно нового уровня целеполагания, т.е. научного, пирающегося на знание объективных законов природы и обще-тва. Не только наука, но все шире и техника участвует в провесе поиска оптимальных целей. Благодаря ЭВМ собирается обрабатывается информация, необходимая для принятия реше-ия. Часть умственных функций подвергается формализации и оделируется оЕМ с целью автоматизации управления, освобоаде-ия человека от рутинной операции по принятию решений. К че-осеку, занятому в сфере управления, предъявляются новые по-ышенные требования и психологического характера, к его воле, порству, твердости, умению пойти на разумный риск и др.
Исследование воздействия научно-технической революции а целеполагакпую деятельность, ее методы составляет важную еоретическую проблему. В существующей литературе об этой рево-юции преимущественно говорится о ее содержании и социальных оследствиях. Но гораздо в меньшей мере о данной проблеме, ведь понятие цели - одно из центральных в кибернетике, оставляющей один из феноменов указанной революции. Исследуя аконы управления динамических систем, кибернетика абстраги-уется от качественно различного содержания управления на трех го уровнях - живой природы, общества и техники. Ее интересу-т общие принципы управления.
Разумеется, понятие цели наполняется в кибернетике спе-ифическим содержанием. Оно означает то состояние, которое олжно быть достигнуто в процессе управления. Целеполагание оставляет необходимый и причем один из основных элементов оциального управления. В свою очередь, принятие решений пред-олагает знание о всех тех условиях, коториэ имеют к ним рямое или косвенное отношение. Другими словами, целеполага-
ние выступает как обработка определенной информации.
Своей ¡'¿дачей кибернетика ставит моделирование управления вообще, цели в частности, в технических устройствах. Отношение кибернетической цели к человеческой - ото отношение модели к ее естественному "живому ' прототипу. Надобность такого моделирования диктуется самой логикой научно-технического прогресса. Управление постоянно усложняющейся техникой становится столь сложным, что без применения достижений науки, электронно-вычислительных машин уже не обойтись. Управлять вручную, на основе обеденного разума невозможно.
Указанное моделирование способствует более углубленному изучению человеческого целеполаганкя, дает для такого изучения новые возможности. Хотя бы по той простоя причино, что прежде чем моделировать какое-либо явление, его нужно знать.
Значение научно-технгтеской революции для целеполагшшя не ограничивается его моделированием.
Все шире в целеполагании используется математика," в честности такие ее разделы, как статистика, теория вероятности и теория игр. Известно положение Маркса о том, что наука тогда достигает совершенства, когда она свои выгоды облекает о математическую форму. Применение математических методов и приеме решоний характеризует в сущоствшшой степени научный уровень целеполагания.
Все большее применение в процессе формирования целой находит теория игр - одш! из носых н порспоктивннх разделов современной математики. Благодаря ей принимштся решения в условиях конфликта и неопределенности. Под конфликтом понимается ситуация, когда икается противоборство целей, за которыми стоят разные классы, социальные слои или просто индивиды. Под неопределенностью понимается снтусция, когда решение принимается при неполной информации, что вздет к определенному риску.
До теории игр решения в данных ситуациях пр>ипмалксь на-авось или вовсе не формировались, а человек полагался ма случай, полностью зависел от объективных обстоятельств. Отныне же он получает необходимые средства для формирования своих целей в условиях конфликта и неопределенности. А опыт свидетельствует, что постоянно увеличивается число таких ситуаций, когда они характеризуются как экстремальные. Такое увеличение связано с развитием самой общественной практики, особенно в связи с освоенуам космоса. Само ото развитие по своей сути предполагает возникновение качественно новых ситуаций, ранее не встречавшихся. Соответственно требуются и новые решения. Предварительно моделируются сами ситуации, т.е. осуществляется их возможное наступление. Это делается длт того, чтобы с появлением определённой обстановки иметь уже готовое решение. Современная практика говорит, что решение приходится принимать в весьма-ограниченное время, измеряемое нередко секундами. Поэтому целесообразно предвидеть наступление "проблемных ситуаций" и иметь соответствующие средства их решения.
Из сказанного можно сделать вывод, что научно-техниче- .. екая революция означает собой новый шаг в развитии социальной активности, утверждении человеком качественно новых целей, содержание которых обусловлено общественными потребностями.
Моделирование кибернетикой ряда функций интеллекта имеет огромное мировоззренческое, атеистическое значение.Религия считает, будто интеллект ("душа") дан человеку богом.и познать его научными средствами невозможно. Душа объявляется догматом веры, воспринимаемой иррационально. Таким образом, религия закрывает путь научного, рационального исследования сознания. "Это самый наглядный признак метафизики,- писал В.И.Ленин. - Метафизик-химик, не умел еще исследовать фактически химических процессов, сочинял теорию о той, что тексе за сила химическое средство? Метафизик-йиолог
толковал о том, чю такое жизнь и жизненная сила? Метафизик-психолог рассуждал о том, что такое душа? Нелеп тут был уже прием. Нельзя рассуждать о душе, не объяснив, в частности, психологических процессов: прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение фактов, характеризующих те или другие психические процессы"*.
Моделирование, интеллекта позволяет по-новому поставить его исследование на научную основу, выявить действительное содержание и рамки функционирования, освободив от мистического, фантастического истолкования. Оно вместе с том дает новый стимул анализа человеческой духовной деятельности, поскольку моделирование предполагает знание со содержания. Предстоит, в частности, создать такую модель интеллекта, которая представила бы его как единое явление, в совокупности всех его взаимодействующих функций.
Третья глава - "Ленинский принцип единства целепола-гания и знания и его практическое значение" - раскрывает проблему цели в социально-политическом аспекте. Из всего многообразия философско-социологических основ целополагаа-щей деятельности автор выделил принцип опоры приема решения н& данные человеческого знания. Актуальность соблюдения этого принципа еще раз подчеркнута июньским (1987 г.) Пленумом Центрального Комитета КПСС2. Данное соблодоние обеспечивает научную обоснованность принимаемых решений, освобождает их от емпиризма и субъективизма, на вред которых укааали новая редакция Программы КПСС и материалы июньского <1987г.) Пленума Центрального Комитета КПСС.
1. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.1, с.141-142.
2. См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС.
26-26 июня 1987 года. Й., 1987, с.12.
В своей теоретической и политической деятельности З.И.Ленин дал образцы теоретического обоснования целей, осо-5енно в крутые исторически переломные моменты. Это -збосноваше справедливо мажет _быть отнесено на уровень наук« и гекусства. Каждому решению предшествовал научный анализ «онкретной ситуации, тесно увязанный со знанием общей исторической перспективы. Исследование объективных условий I факторов составляло необходимую предпосылку для принятия ?ой или иной цели. Известно, например, сколь большое внима-ше В.И.Ленин уделил критике теоретических основ субъектив-юй социологии и взглядов "левых", игнорировавших в этом [ринятии учет объективных предпосылок. Уже в одном из сво-[X ранних произведений "Что такое "друзья народа" и как они ююют против социал-демократов?" В.И.Ленин показал, что сво-¡ода воли предполагает ее социальную детерминацию в воде ютребностей и законов общественного бытия. Субъективные юциологи полагали, будто признание такой детерминации означает фатализм в понимании исторического процесса."На :амом деле, - писал В.И.Ленин, - никакого тут конфликта нет .. Идея детерминизма, устанавливая необходимость человече-:ких поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, (имало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни |ценки его действий. Совсем напротив, только при детерминис-■ическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а 1в сваливание чего угодно на свободную волю"*.
Особое значение для целенаправленного воздействия на юторию имело открытие марксизмом законов общественного раэ-1ития.-А законы, как замечено, суть основы целесообразной .еятэльности человека. Знание закона дает качественно новое нание объекта или явления. И соответственно качественно со-ершенствуется целеполагающая деятельность, принимающая на-чное выражение. Так, закон соответствия производственных тношений уровню производительных сил вскрывает экономичв-
скую основу любой социальной революции, в том числе и социалистической. Цель революции вытекает из необходимости соблюдения данного закона, если его требование нарушено. Здесь же в полном объеме встает вопрос о механизме реализации объективных законов общества. Мало выявить закон -нужна еще целая система организационных мер, чтобы воплотить его в жизнь. Специфика законов общества в том, что они реализуются посредством человеческой деятельности. Это же относится и к проблеме выявления и разрешения противоречий. Выявляя законы и противоречия общественного развития, В.И.Ленин вместе с тем намечал целую систему организационных мероприятий с целью практического воплощения законов и разрешения противоречий. К числу этих мероприятий относится своевременное принятие соответствующих решений. Помимо конкретного принятия целей, относящихся к конкретной ситу-оции, для целеполагащг'' деятельности В.И.Ленина характерна гибкость в этом принятии, умение быстро и своевременно реагировать на изменившиеся условия, избегать догматических шаблонов и стереотипов. Об этом ярко свидетельствует, например, переход от политики военного коммунизма или продразверстки к продовольственному налогу (НЭП), означавшей ааинтересованность крестьянина в своем труде.
Научный подход к определению целей общественного развития сочетался у В.И.Ленина с классовым. По существу ото был один подход, сочетавший в себе глубокий теоретический анализ с классовой оценкой того или иного исторического события. Особенно ярко это можно показа.ь на примерз оцэнки В.И.Лениным первой мировой войны как войны империалистической, в которой каждая из коалиций проследует захватнически цели. Отсвда лозунг для международного пролетариата - превратить империалистическую войну в гражданскую, т.о. объединить усилия рабочих всех стран против своих эксплуататоров.
Б своей цеяеполагаодей деятельности Коммунистическая партия неуклонно исходит ив марксистско-ленинского учения,
чем еще раз заявил XXУП съезд партии. Философс1со-соцтояо-ической основой принимаемых решений служит диолептпчоский исторический материализм. В партийных документах сформуяи-ованы основные требования, которые нужно соблюдать при фор-ировании целей - научное обоснование, учет средств, необ-одимых для их практической реализации, а также следствий,, вступающих после этой реализации, классовый подход, оп-имизация и др. ХХУП съезд КПСС разработал целую систему гратегических и тактических целей, взаимосвязанных между обой. В области внешней политики особо выделяется цель со-ранения мира, а тем самым и самой человеческой цивилиза-ии. В области внутренней жизни поставлена цель достижения ачественно нового этапа социалистического общества, а пе-?д каждой 113 его сфер - экономической, политической, духовой, социальной определены свои конкретные задачи. Налицо заимосвязь внешнеполитических и внутриполитических целей, рассматриваемом отношении представляется существенным пед-эркнуть, что все цели ХХУП съезд КПСС сформулировал на ос-эве научного анализа как современного мирового развития, го противоречий и тенденций, так и современного состояния звэтекого общества. Поэтому эти цели отличают научная обо-чованность и реализм.
Основные выводы. Целеполагание составляет необходимый зктор социального бытия. Исследование общества предполагает мнение той роли, которую играет в нем данная духовная юсобность. Разумеется, это относится ко всем другим духов-им явлениям. Особенностью общественной жизни является то, го в ней участвует масса интеллектуальных функций, одной кз зторых служит целеполагакщая. Каждая из данных функций ¿звона потребностями общественной практики и имеет в неЯ вое назначение. Специфика целеполагания в том, что благо-аря ему создается духовный (идеальный) образ будущего рз-ультата "елгвечоской деятельности. Цель представляет собой группе потребностей и законов общественного бытия. Но
»то но прг.е--:е, но механическое отражение, а активный процесс, в которое участвуют все остальные духовные функции.
Имеется прямая связь между терминами "целеполагание", "цель", "целесообразность". Целеполагание выражает собой активную духовную деятельность, в основе которой лежит поиск решения в ответ на определенную проблем)гую ситуацию.Цель же представляет результат этой деятельности, а целесообразность характеризует меру социальной значимости принятого решения. С понятием цели тесно связан термин "средство". Цель формируется не ради нее самой, а ради материального воплощения. Практика выступает средством этой материализации. Вместе с тем практика невозможна без участия интеллекта вообще, целополагания в частности.
Одним из критериев общественного прогресса служит то, в какой море человек утверждает свои намерения. Степень этого утверждения характеризует мпу человеческой свободы.
Во всей истории, предшествовавшей социализму, стихийные силы окалывались в конечном счете более могущественными, чем силы, приводимые в движение планомерно. Только коммунистическая формация характеризует собой начало подлинной истории, поскольку она утверждает планомерность общественного развития. Одной из целей совершенствования социалистического общества, достижения км качественно нового этапа является науч-ноо обоснование принимаемых обществом решений, исключение субъективизма, эмпирического метода проб-ошибок.
В докладе "Октябрь и перестройка: революция продолжается" М.С.Горбачев обратил внимание на цель перестройки -теоретически и практически полностью восстановить ленинскую концепцию социализма, в которой непререкаемый авторитет за человеком труда с его идеалами, интересами. "Наша надежда на революционное очищение и возрождение заключается в том, чтобы раскрыть огромные социальные ресурсы социализма посредством активизации личности, человеческого фактора',' -сказано в докладе? Активизация указанного фактора предпо-
I. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. Политиздат, ÏÏ987, с.32.
- 39 -
1вгает формирование у личности интересов к труду, общест-)енним делам. Важно также формирование комму! гис?к'л ек ¡ус иле-алов, правильное сочетание общественных и личных интересов фи ведущей роли первых. Что касается глобальных целей, то 1риоритет отдается общечелопеческим ценностям, в основе которых ныне лежит предотвращение ядерной войны, сохранение шэни на Земле.
Основные публикации автора по теме диссертации
I. Монографии и разделы в коллективных монографиях:
1. Категория цели: проблемы исследования. М., Мысль, :960 , 9 п.л.
2. Целеполагание и управление. - В кн. .'Социальное по-нание и управление. М.,Мысль, Т®3, I п.л.
3. Сознание, его происхождение и сущность. М., 1974, п.л.
4. Программирующая деятельность сознания. - В кн.: борник трудов. Вып.1. Общественные науки. Верхне-Волжское нижное издательство. Ярославль, 1969, I п.л.
5. Предвидение и его роль в деятельности человека
в соавторстве с К.М.Никоновым). - В кн.¡Некоторые вопро-ы марксистской философии. Волгоград, 1969, 0,5 п.л.
6. Социальная активность и целеполагание. - В кн.: оциальная активность личности. Волгоград, 1976, I п.л,
7. Социальная активность и утверждение в жизни обще-тва намеренного начала (в соавторствес с И.И.Кузьминко-ым). - Там же, 7 п.л.
8. Социальная активность в сознании. - В кн.-.Матери-лы международной научной конференции по проблеме воэ-астания активности общественного сознания в период стро-тельства коммунизма. Курск, 1968, 0,1 п.л.
9. Элементы сознания. Ротапринт. Всесоюзный заочный нститут текстильной и легкой промышленности. М., 1965,
п.гл.
П. Статьи в научных журналах и учебно-методических пособиях_
I. ф.Энгельс и научное управление обществом. - Бюллетень заочной выспей партийной школы при ЦК КПСС, № 26, 1970, 0,8 п.л.
2. Базис и подстройка. - В кн.¡Методическое пособие к изучению курса "Марксистско-ленинская философа", ч.П.
- Исторический материализм. - М.,Мысль, 1962, I п.л. Переработано и издано в 1973, 1974 гг.
3. Сознание, его г.роисхоздение и социальная сущность
- В кн.:Методическое пособие по диалектическому материализму. и., Мысль, 1977, I п.л.
4. Общественно-экономические формации как ступени исторического развития. - В кн.:Методическоо пособие по диалектическому и историческому материализму. АОН при ЦК КПСС, Мысль, 1980, I п.л. Переиздание в 1904 г.
Общий объем работы по теме диссертации - 21 п.л.