автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Ценности культуры Просвещения в английском романе XVII - XVIII веков

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Терпугова, Татьяна Германовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Ценности культуры Просвещения в английском романе XVII - XVIII веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Терпугова, Татьяна Германовна

Введение.

Глава 1 Рационализм и его критика в английском романе XVII - XVIII веков.

1.1. Рационализм «автономной личности» как доминанта ценностей.

1.2 Критика рационализма с позиции здравого смысла».

Выводы по главе.

Глава 2 Сентиментализм и его ценности в английском романе.

2.1. Правда «чувствительной души».

2.2. Проблема веры в сентиментализме.

2.3. Проблема самоценности человеческой личности в сентиментальном романе.

Выводы по главе.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Терпугова, Татьяна Германовна

Актуальность исследования. Одним из важнейших показателей духовного состояния любого общества является господствующая система ценностей как результат разносторонних социокультурных влияний и ведущих философских концепций.

Конец второго - начало третьего тысячелетия характеризуются не только ускорением темпа жизни (часто на глазах одного поколения сменяется несколько культурных эпох), но и повсеместным углублением кризисных ситуаций (экологический и энергетический кризисы, локальные войны, стихийные бедствия, международный терроризм, распространение наркомании и др.). Названные процессы, с одной стороны, являются следствием утраты человеком и обществом традиционных ценностей как устойчивых позитивных основ жизни; с другой - провоцируют дальнейшее их размывание. В России всё это усугубляется радикально проведенными реформами при отсутствии четко обозначенной перспективы развития страны. «Ценностные изменения, осуществляемые в радикальной форме и с большой скоростью, ломают духовно-нравственные ориентации личностей, социальных групп, общества в целом. В условиях глобализации деструктивность может принять международные масштабы, проявляясь в виде терроризма, отчуждения, криминала» [36,С.72]. Печальным подтверждением этого можно считать террористические акты в Нью-Йорке и последовавшие за ними события.

Без глубинного осмысления возможных путей противодействия этим процессам человечество рискует прийти к хаосу саморазрушения. Важнейшим вектором такого осмысления может стать изучение системы ценностей определённой эпохи: механизма её формирования и закрепления в социуме, влияния на государственное устройство. Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к важнейшим для любых наук, занимающихся человеком и обществом, ибо ценности являются интегративной основой и для отдельно взятого индивида, и для любой социальной группы, и для человечества в целом.

Эпоха Просвещения выбрана для данного исследования неслучайно. Именно в эпоху Просвещения возникло новое мироощущение, которое дало толчок оформлению той системы ценностей, что сохраняет актуальность и в начале третьего тысячелетия. До настоящего времени вопрос об отношении к просветительскому комплексу идей остаётся пробным камнем для всякого культурно-исторического движения, философской школы и художественного течения. Каждая вновь рождающаяся художественная или философская система, от позитивизма до постмодернизма, уже в обосновании собственной программы непременно определяет свое отношение к системе ценностей эпохи Просвещения. Изучение этих ценностей, процесса формирования просветительского комплекса идей как основы нового мироощущения переходного периода конца ХУИ-ХУШ вв. весьма актуально при осмыслении непростых, противоречивых процессов развития современной России, которые предполагают преодоление стандартизации мышления и поведения личности в нестандартных ситуациях.

Вместе с тем, существующее знание о ценностях эпохи Просвещения оказывается недостаточным, неполным. На первый взгляд, эпоха Просвещения обстоятельно изучена историками, литературоведами, культурологами и философами. При этом «рассудочность» эпохи объявляется чуть ли не единственным её признаком. Однако в последние десятилетия всё чаще можно услышать мнения представителей разных наук, как в России, так и за рубежом, о стереотипах восприятия эпохи, серьёзно искажающих объективные представления о ней: «Пожалуй, ни одна из важнейших эпох в европейской истории не пострадала столь решительно в последующей историографии, как Просвещение. Слишком много накопилось общих мест, трактующих «ограниченность» просветительства, по-школярски бойко суммирующих то, что Просвещение «не поняло», «не смогло правильно интерпретировать»»

43,С.289]. «Рассудочность» эпохи часто становится чуть ли не единственным её признаком. Подобные высказывания звучат и в весьма солидных англоязычных источниках, например в капитальном исследовании Дж. Сам-брука [191], где проводится попытка разрушения клише «упрощённого подхода к различным областям жизни общества, в первую очередь, в Англии». Особенно вызывает нападки термин «Age of Reason», то есть «Век Разума», как искажающий и обедняющий картину философских и этических воззрений века.

Сами просветители ощущали принципиально новый характер своей эпохи: на рубеже XVII-XVIII веков в Англии была окончательно осознана ценность гражданской свободы «автономной личности»; люди стали гордиться собой и своим временем, осознавая его, как эпоху, когда «цивилизация» побеждает «варварство».

На излёте самой эпохи была дана её итоговая оценка таким авторитетом, как И. Кант: «Просвещение - это выход человека из своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие -есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключена не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Имей мужество пользоваться собственным умом - таков, следовательно, девиз Просвещения» [49,Т.6, С.27].

В качестве важнейшего средства внедрения идей в массы выступает искусство, в первую очередь - литература. Просветители сумели оценить новые формы воздействия на массы через прессу и популярные книги, полагая возможным с помощью печатного слова усовершенствовать механизм политической власти и гуманизировать общество, то есть улучшить нравы.

В наиболее полной и законченной форме культурный опыт эпохи Просвещения зафиксирован, на наш взгляд, в ведущем литературном жанре того времени - романе, которому принадлежит одно из первых мест в воспитании масс. Расцвет жанра был вызван, по мнению М.С. Кагана, и его возможностями «раскрывать динамизм социальной жизни». Его положение уникально: с одной стороны, романисты ХУП-ХУШ веков, создавая «историю современника», осознанно способствуют формированию новой системы ценностей в обществе, а с другой - именно в романе, как в крупной форме, ярче всего отражается динамика перемен в настроениях масс. Жанр романа предполагает отражение взаимоотношений человека и мира, роман невозможен вне личности, но «личность» здесь не только цель повествования, но и средство характеристики эпохи.

Новый просветительский роман ранее всего обозначился в Англии, в силу своеобразия Просвещения в этом островном государстве. Протестантизм вообще, пуританизм в особенности, способствовал формированию в Англии широкого круга людей, имеющих привычку к чтению серьёзной как религиозной, так и политической литературы. Этот опыт позволял им воспринимать и образцы серьёзной светской литературы, прежде всего - романа.

Уникальность просветительского движения в Англии состоит в том, что, во-первых, просветительская идеология развивалась здесь полнокровно, образовав целостное и ёмкое движение интеллектуальной жизни раньше, чем в других странах. Во-вторых, в Англии Просвещение получило плодотворный импульс на фоне политических побед третьего сословия. Сказалась и специфика страны, сравнительно небольшой по территории и населению, но благодаря социально-экономическому уровню, вырвавшейся вперед и захватившей колонии.

Идеологическим оправданием новых экономических отношений явился протестантизм, который проповедовал новые ценности, неизвестные ни античности, ни эпохе Возрождения. Если католицизм отнимает у человека мотивацию успеха в мирской жизни, делая ставку на жизнь «вечную», то англиканство соединяет одно и другое. Служение Богу и путь к спасению души состоит в успешном ведении мирских дел, что ничуть не противоречит рационализму. М. Вебер наглядно показывает, что именно в протестантских общинах были лучшие условия для развития «духа капитализма».

Английский просветительский роман, при всей его авантюрной увлекательности и бытовой конкретике, может быть назван в своём роде философским романом, не только потому, что в нём нередки прямые ссылки на философские учения; философско-этические идеи эпохи лежат в его основе, пронизывая и сюжет, и характеры. Романисты активно откликались на философские споры современников, иногда опережая теоретиков в постановке проблем.

На формирование новой системы ценностей большое влияние оказало учение Дж. Локка, особенно его идея о «чистой доске» и отсутствии «врождённых идей». Так возникает неизвестная ни античности, ни средневековью проблема формирования личности. Индивид «не задан» своим социальным статусом, а становится кем-то в результате воспитания. Идея внесословной ценности личности впервые возникла в эпоху Возрождения в Италии, но тогда сословная система оказалась ещё слишком прочной.

Среди многогранного наследия Локка имеются работы, посвящённые педагогике. Его идеи послужили созданию своеобразного «кодекса джентльмена». Локк предлагает целую систему воспитания такой личности в гармонии с образованием, прямо обращая внимания на соединение теории и практики. Главная ценность, отличающая «моральный кодекс джентльмена», - внутреннее достоинство, опирающееся на здравый смысл, основу основ моральной доктрины Локка. Джентльмен должен обладать способностью держать «в подвешенном состоянии» свои стремления для того, чтобы внимательно взвесить все доводы «за» и «против», а затем действовать в соответствии с более разумной идеей. Это образцовый гражданин государства, построенного на принципах рационализма, а не на «Божественном праве», человек, сохраняющий своё достоинство, не затаптывая при этом других.

Теорией, на которую откликнулись все романисты, была и теория об «автономии морали» Э. Эшли Купера, графа Шефтсбери. Признавая мораль автономной от веры, он приходит к теории «врождённых качеств» человека. Это не столько «рациональные идеи», сколько чувства: «моральное чувство», «порядка», «симпатии» и т.п. Наиболее ярким его последователем стал Ф. Хаттчесон с «идеей наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Триада «Красота, Добро, Истина» становится основой просветительской эстетики. Конечно, рядом есть и «скептик» Б. Мандевиль, продолживший идеи Т. Гоббса о том, что человеком движет лишь эгоизм. Споры этих философов, особенно в плане их этических концепций, присутствуют практически в каждом романе эпохи Просвещения.

Но именно широта диапазона в представлении нестандартных ситуаций и личностного поведения героев неизмеримо углубляет знания о ценностном наполнении эпохи Просвещения, и тем самым даёт возможность преодоления односторонности существующих трактовок.

Эти обстоятельства выдвигают задачу более тщательного, полного и объективного анализа содержательной стороны названного феномена.

Таким образом, проблему диссертационного исследования составило противоречие между закрепившейся в научном и массовом сознании оценкой рационализма как основной и исчерпывающей характеристики эпохи и реальным опытом культуры Просвещения, отразившемся в английском романе ХУИ-ХУШ вв.

Степень разработанности проблемы. Исследование ценностного ядра эпохи Просвещения находило отражение в предельно широкой плоскости: философской, культурологической, искусствоведческой, исторической. Соответствующим образом и интерпретация источников входит в область междисциплинарного анализа.

Раскрытие содержательных особенностей ценностно-нормативного ядра культуры эпохи Просвещения прежде всего потребовало от автора осмысления понятия «ценность».

Теоретический анализ ценностей как важнейшего компонента культурного пространства, основания и регулятора социально-культурной практики широко представлен в трудах ученых разных областей науки, начиная с античности до наших дней. К наиболее значительным следует отнести работы М.М. Бахтина, М. Вебера, Л.С. Выготского, К. Клакхона, Т. Парсонса, Д. Риккерта, М. Рокича, П.А. Сорокина, А. Тоффлера, М. Шелера, О. Шпенглера.

Среди работ отечественных ученых последних десятилетий следует назвать труды Г.В. Выжлецова, П.С. Гуревича, В.Е. Давидовича, О.Г. Дроб-ницкого, Л.Г. Ионина, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Д.А. Леонтьева,. Э.С. Мар-каряна, Л.Н. Столовича, В.П. Тугаринова., Н.З. Чавчавадзе и других.

При изучении основных характеристик ценностно-смыслового ядра западной культуры анализировались также взгляды М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Ницше, Д. Рисмена, Р. Тарнаса, Э. Фромма, А. Шлезингера и других.

Осмысление интеллектуального и культурного контекста эпохи Просвещения представляется невозможным без детальной проработки трудов философов-просветителей. Несомненный интерес для автора представляли работы Вольтера, Д. Дидро, Дж. Локка, Ж-Ж Руссо, А. Смита, Шефтсбери. Провозглашенный просветителями «культ Разума» во многом опирался на идеи Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы. Особого внимания потребовало осмысление позиций И. Канта, глубоко изучившего наследие просветителей и определившего слабое место просветительских идей - абсолютизацию человеческого разума как основного фактора общественного прогресса.

В процессе осмысления базовых идеологических основ Просвещения рассматривался протестантизм, наиболее полно проанализированный в работах М. Вебера.

Изучение ценностей эпохи Просвещения осуществлялось в диссертации на материалах литературных текстов. В связи с этим значительное место отводится анализу литературоведческих источников. В этом ряду ведущее положение занимают работы Дж. Самбрука, современных российских литературоведов Л.Г. Андреева и Н.Т. Пахсарьян, в которых обращено внимание на то, что эстетический облик XVIII столетия деформирован в нашем сознании многими историко-культурными факторами.

Осмысление века Просвещения было начато самими просветителями. Романисты активно пытались разъяснить свой замысел не только в прямых обращениях к читателю и текстах романов, но и в многочисленных авторских предисловиях. Особенно интересны предисловия ко второму изданию, так как в них обычно содержится ответ критикам и предпринимаются попытки откорректировать восприятие читателя. В этом смысле наиболее интересна полемика между С. Ричардсоном и Г. Филдингом. Споры в основном шли не по вопросам стиля, а о «человеческой природе». Свою лепту внесла и журнальная критика Р. Стила и Дж. Аддисона: журналы «Болтун» и «Зритель». Практически все романисты были одновременно литературными критиками и публицистами. Опыт английских просветителей активно заимствуется писателями других стран. Как пример можно привести письма Вольтера об английской литературе и театре, написанные в Англии. Популярна во всей Европе была и «Похвала Ричардсону» Д. Дидро.

В XIX веке отношение к литературе и философии Просвещения в Англии было сложным, в силу изменившихся вкусов публики.

Романтики с почтением относились лишь к тем, кого считали своими предтечами: сентименталистам и предромантикам, которых они чаще всего смешивали. Реалистический роман начала XVIII века они вообще не считали предметом искусства, в силу его «фактографичности», а сатиру Дж. Свифта и Т. Смоллета объявляли грубой и неприличной.

Английские реалисты середины XIX века, относясь с уважением к труду родоначальников жанра, тем не менее «осуждали» их за «безнравственность» сюжетов. Особенно доставалось Дж. Свифту, Г. Филдингу, не говоря уже о Т. Смоллете. Роман Г. Филдинга «Приключения Тома Джонса, Найдёныша» счел «неприличным» даже У. Теккерей. С лёгкой руки Б. Джонсона, за Филдингом закрепилась до середины XX века репутация равнодушного к философии и «почти безнравственного» писателя.

Викторианские критики осудили «за безнравственность» даже Ричардсона, осмелившегося живописать порок, пусть даже с целью осуждения. Таким образом, неприятие вызывали не художественные и стилистические особенности романов (они часто даже признавались критиками), а философские концепции авторов и их взгляд на «человеческую природу» и общество.

В XX веке наибольшее количество исследований англоязычных учёных разного профиля посвящено Л. Стерну. Во-первых, в силу того, что в его романах им виделась своеобразная кристаллизация традиции романа XVIII века и в то же время её разрушение. Во-вторых, в Л. Стерне, особенно в его концепции человеческой личности, «обнаружили» своего предтечу многие «нереалистические» философские и литературные школы как рубежа XIX-XX веков, так и модернисты первой половины XX века.

В первой половине XX века начинают появляться труды обобщающего характера и работы по истории критики. Заслуживает внимания книга X. Тейлора «Ранняя критика английского романа. Популярные реакции 17601830» [205], в которой наряду с текстами критических статей приводятся комментарии и обзорные статьи.

В связи с темой нашего исследования вызывает интерес сборник «Книги и их читатели в XVIII веке» [133]. В статьях этого сборника содержится анализ читательской аудитории и издательской политики в разных странах, в том числе и в Англии. В книге Э. Бауэна «Английские романисты» [134] проводится попытка выстроить типологию жанров романа в европейской литературе, опираясь на опыт английского романа.

В течение последних десятилетий опубликовано несколько исследований, содержащих материал, близкий к теме данной работы.

В сборнике Р. Саузелла «Литература, личность и общество» [197] в эссе о Д. Дефо и Дж. Свифте затрагивается вопрос о формировании новых ценностей и их отражении в литературе. Своеобразна концепция автора книги при анализе сельской поэзии и сельской темы в английской литературе ХУШ-Х1Х веков. В эссе о «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта содержится оригинальная трактовка образов главного героя романа и йэху, в связи с вопросом о «положительном» идеале писателя.

Книга преподавателя философии Сассекского университета Б. Харрисо-на ««Том Джонс» Генри Филдинга: романист как моральный философ» [168] разбивает многие клише оценки творчества писателя: «философски нейтральный», «моральный релятивизм Филдинга» и т.п.

Профессор Калифорнийского университета М. Новак в своих статьях показывает, как взаимодействуют идеи автора и пуританское начало в характере героев, касается вопроса о пуританской этике в системе ценностей Д. Дефо.

Аксиологический аспект присутствует в исследованиях П. Конрада «Шендизм. Характер романтической иронии» [144] и М. Шинегела «Д. Дефо и средний класс» [193]. В книге М. Шинегела Д. Дефо рассматривается как представитель средних классов общества и их выразитель; в качестве материала для анализа использованы как публицистика, так и роман.

Ф.Р. Карл, автор «Путеводителя по английскому роману XVIII века» [177], считает принципиально важным характер отражения действительности в романе, дидактическую функцию характера главного героя. Причем в этом «Путеводителе» много весьма спорных суждений, например, он считает произведения Дефо и Свифта «псевдороманами», но оценивает их очень высоко и ставит в своём списке на почётное место. Эта книга достаточно концептуальна и до сих пор вызывает споры.

Профессор Йельского университета Прайс в книге «Т. Смоллет «Путешествия Хамфри Клинкера» [188] обращается к творчеству сравнительно мало изученного романиста, выделяет в качестве главной проблемы две плоскости конфликта: социальную - герой борется с обществом, моральную - герой сопротивляется Греху.

Виргинский профессор Д. Болл в книге «Теория прозы С. Ричардсона» [128] обращает внимание на соединение в романах Ричардсона дидактизма и занимательности, видит эволюцию эпистолярной манеры писателя и способов изображения характеров, усиления анализа и самоанализа героев.

Заслуживает большого уважения труд М. Халлинга «Самокритика Просвещения», в котором автор пытается противостоять широко распространенной традиции изучения Просвещения как незыблемого и монолитного идеологического конструкта, показывая многомерность и неоднозначность теорий ведущих просветителей Дж. Свифта, М.-А. Вольтера, Монтескье.

Переходя к истории изучения английского просветительского романа в России, следует отметить, в первую очередь, что русский читатель знакомился с этими романами большей частью очень быстро, но по переводам с французского, либо читая их по-французски.

Практически сразу опыт романа и публицистики английского Просвещения перерабатывали на российский лад Н. Новиков, Ф. Эмин, Н. Фонвизин, А. Радищев, Карамзин и др. В журналах появлялись как переводы романов, так и отзывы о них. Идеи нашли самый широкий отклик в умах читателей.

В XIX веке российские романтики рассматривали Просвещение с тех же позиций, что и европейские. Переводилась и обсуждалась преимущественно сентиментальная проза и поэзия. Остаются классическими до нашего времени переводы Голдсмита, Прпа, Крабба и Грея, сделанные В.А. Жуковским.

Роман раннего Просвещения казался слишком архаичным, о чем говорит известное замечание A.C. Пушкина о Ричардсоне.

В.Г. Белинский в своих работах неоднократно упоминал роман Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо», отмечая в нем преимущественно дидактизм и мораль буржуа.

Основные направления исследований английского Просвещения в XX веке в России совпадают с этапами истории страны.

Тенденция к изучению литературы под углом её «демократичности», как она понималась в советскую эпоху, принесла свои плоды. В довоенный период очень редко издавались даже тексты романов. Популярными оставались лишь роман Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо» и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, подвергшиеся «адаптации» и пересказу в духе новой эпохи. «Пересказ для детей» романа Дефо «Приключения Робинзона Крузо» имел долгую традицию, в ряду которой и «перевод», сделанный по заказу Л.Н. Толстого для учеников школы в Ясной Поляне. Наиболее удачным из таких «пересказов» остаётся вариант К. Чуковского, который используется и поныне. Отдельные литературоведы касались английского романа XVII-XVIII веков в своих исследованиях, но их работы либо издавались небольшими тиражами, либо вообще не доходили до читателя по вне-литературным причинам. Долгим был путь к читателю исследований М. Бахтина, М. Левидова, Ю. Лотмана и многих других. В трудах М. Бахтина и Ю. Лотмана лишь затрагивались отдельные аспекты интересующей нас темы. Сохраняет актуальность книга М. Левидова «Путешествие в некоторые отдалённые страны, мысли и чувства Дж. Свифта» [61].

С середины 50-х годов XX века в советской науке наблюдается оживление в изучении культуры эпохи Просвещения, английского в частности, но под флагом господствующей идеологии. Отсюда некоторая однобокость анализа. Но столь сильные исследователи, как A.A. Елистратова [30],

A.A. Аникст, C.B. Тураев, сумели преодолеть идеологические барьеры и создать труды, до сих пор считающиеся классическими.

В 60-70 годы в связи с изданием «Библиотеки всемирной литературы» активизировалось изучение культуры эпохи Просвещения. Появились работы, выходящие за рамки традиционного литературоведческого анализа, А. Ингера [39], Д. Урнова и М. Урнова [106], И. Дубашинского [28], Н. Со-колянского [95] и других.

Среди работ последних десятилетий следует отметить кандидатскую диссертацию В. Маевской [68]. В ней наряду с типологическим анализом романов Д. Дефо, Г. Филдинга, С. Ричардсона и JI. Стерна, есть и наблюдения о формировании новой системы ценностей.

Заслуживает внимания монография Шайтанова И.О. «Мыслящая муза» [121], содержащая интересные суждения о восприятии просветительских идей исследователями последующих поколений.

Попытка рассмотрения литературного произведения в контексте эпохи проявилась в исследовании Ю.В. Федотовой [110], изданном в 1998 году.

Последние 15 лет, в связи с вхождением российской науки в круг общекультурных исследований и расширением контактов с западными школами, спектр исследуемых тем приближается к общеевропейскому.

Анализ источников позволяет сделать вывод, что, несмотря на достаточно высокий уровень изученности культуры английского Просвещения и литературы в частности, отдельных работ по исследованию системы ценностей эпохи и роли романа в её формировании не предпринималось.

Причина недостаточной изученности этого вопроса состоит, видимо, в том, что исследователи часто попадают под влияние выше обозначенных стереотипов. Результатом является упрощенный подход к эпохе. Просвещение становится «веком Разума» и только, а при описании комплекса просветительских идей в качестве чуть ли не единственной составляющей называется «рациональность». Всё в теоретических работах философов и художественной практике писателей, что не укладывается в русло линейной логики, отодвигается на обочину и считается «нехарактерным» и случайным для эпохи.

Это приводит к искажённому восприятию комплекса идей сентиментализма, а следовательно, и эпохи в целом.

Сентиментализм часто воспринимается, как «кризис просветительских идей», то есть противопоставляется Просвещению вообще. Данный подход наиболее заметен при обращении к работам С.Д. Артамонова, З.И. Плавски-на, Г.В. Яковлевой и др. и нашел свое отражение в учебных пособиях по истории литературы. Если прямо не заявляется, что сентиментализм - реакция на кризис просветительских идей, то он либо «пропускается», либо смешивается с иным по идейным и эстетическим установкам «предромантизмом».

Данный стереотип частично преодолевается в многотомном исследовании «История всемирной литературы» [42], где сентиментализм мыслится как поздний по времени вариант просветительской идеологии и чётко разграничен с предромантизмом.

Серьёзный анализ развития философско-эстетических идей в эпоху Просвещения предпринят в «Лекциях по истории эстетики» под редакцией профессора М.С. Кагана [62].

Однако в результате доминирующего подхода в большинстве научных работ и учебных пособий выстраивается или подразумевается следующая оппозиция: в конце ХУП-первой половине XVIII веков в Англии, а часто «по умолчанию» и всей Европе, господствует система ценностей «просвещённых умов», а во второй половине XVIII века - иная, отказавшаяся от положений рационализма вообще, - «чистых сердец».

Это искажает не только восприятие эпохи Просвещения, но и «выпрямляет» и упрощает концепцию романтизма. Частично это вызвано и тем, что, как правило, материалом для исследования эпохи служит французское Просвещение, и многие выводы, сделанные в отношении него, переносятся на все национальные варианты. Характерный пример - исследование Ю.Б. Соломонова [96], где при описании просветительской модели культуры её основной и единственной чертой названа «рациональность», в качестве оппозиции выдвигается «романтическая модель культуры», а о сентиментализме как варианте просветительской культуры не упоминается. Таким образом, остаётся неизученным вопрос о ценностно-нормативном ядре эпохи Просвещения в Англии.

Проведенный анализ источников позволяет сделать вывод о недостаточной выявленности контуров системы ценностей культуры Просвещения, так как отсутствует целостное представление о ней. Кроме того, неи 1 1 и и смотря на значительный философскии, культурологическии и литературоведческий анализ эпохи, самостоятельных исследований по изучению ценностей культуры Просвещения на материалах английского романа не предпринималось.

На основании предварительного анализа нам представляется целесообразным выдвинуть гипотезу о едином содержании ядра системы ценностей на протяжении всей эпохи Просвещения в Англии.

Цель исследования состоит в выявлении ядра ценностей культуры Просвещения в английском романе ХУИ-ХУШ веков.

Для реализации цели предполагается решение соответствующих задач:

• изучить рационализм «автономной личности» как доминанту ценностей на материале романов Д. Дефо, Г. Филдинга, С. Ричардсона;

• исследовать критику рационализма с позиции «здравого смысла» на протяжении всей эпохи Просвещения в Англии на материале романов Дж. Свифта и Т. Смоллета;

• проанализировать ценности нового героя - «чувствительной души» в английском романе;

• рассмотреть проблему веры в сентиментальных романах Л. Стерна и Т. Голдсмита;

• исследовать проблему самоценности человеческой личности в английском романе ХУП-ХУШ вв.

• сделать обобщающие выводы о ценностях культуры Просвещения на основе анализа английского романа.

Объект данного исследования - английский роман ХУН-ХУШ веков как носитель ценностей культуры Просвещения.

Предмет - ценности культуры Просвещения и процесс их формирования.

В качестве материала для анализа использованы выдающиеся образцы жанра романа конца ХУП-ХУШ веков. Эти романы вызвали большой общественный резонанс в широких читательских кругах не только в Англии, но и во всей Европе. Вслед за выходом книги практически сразу появлялись дополнительные тиражи, переводы на французский, голландский и часто русский языки. Нередки были и «пиратские» переиздания. Книжный рынок, сформировавшийся в Англии к первой трети XVIII века, очень чутко реагировал на изменение читательских предпочтений. Проанализированы тексты 12-ти романов: «Приключения Робинзона Крузо» (1719), «История Полковника Джека» (1722), «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1722), «Счастливая куртизанка, или Роксана» (1724) (Д. Дефо); «Путешествия Гулливера» (1726) (Дж. Свифта); «Памела, или Вознаграждённая Добродетель» (1741), «Кларисса Гарлоу, или история одной леди» (1745) (С. Ричардсона); «История Тома Джонса, Найдёныша» (1749) (Г. Филдинга); «Векфильдский священник» (1766) (О. Голдсмита); «Путешествие Хамфри Клинкера» (1771) (Т. Смоллета); «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-67), «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) (Л. Стерна). Для объективности исследования и в целях разграничения декларируемых в романах ценностей и реальной жизненной практики привлекались произведения иных жанров, публицистика и другие документы эпохи.

Теоретико-методологическая основа исследования. Учитывая пограничный историко-культурный характер данной работы, мы сочли целесообразным использовать комплексный метод исследования: элементы традиционного историко-литературного анализа и «нетрадиционной герменевтики» - а именно, рецептивной эстетики, которая помогает воссоздать социально-исторический контекст восприятия произведения искусства. Таким образом, английский роман XVII - ХУШ вв. выступал своеобразной объективацией культурного опыта эпохи Просвещения.

При определении ценностно-нормативного ядра эпохи Просвещения, автор апеллировал к системно-целостному подходу, позволяющему фиксировать фундаментальное единство культуры. Необходимым дополнением к системно-целостному подходу выступал социально-исторический, акцентирующий внимание на конкретной исторической эпохе развития западноевропейской культуры.

Исходя из того, что аксиологический и деятельностный подходы способствуют выявлению различных аспектов такого сложного явления, как культура, в основу исследования положены труды как представителей деятель-ностного подхода (В.Е. Давидовича, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна), так и аксиологического (Т.П. Выжлецова, П.С. Гуревича, Л.Н. Столовича, Н.З. Чав-чавадзе), а также труды западных исследователей: М. Вебера, Р. Карла, Дж. Самбрука, Р. Саузелла, Р. Шинегела и др.

Аксиологическая проблематика присутствует во многих исследованиях разных отраслей науки, но в понятие «ценность» авторы вкладывают несопоставимые смыслы, в связи с чем эти работы не образуют единого проблемного поля.

Так как уточнение понятия «ценность» не входит в задачи данного исследования, мы сочли корректным оперировать результатами исследования Д.А. Леонтьева [64] , где рассматриваются три формы существования ценностей в их соотношении между собой и взаимопереходах: социальные идеалы, предметно воплощенные ценности и личностные ценности. Система ценностей исторически конкретной социальной общности выступает как предметное воплощение системы деятельностей и общественных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни.

В целях углубления анализа были использованы отдельные положения исследований В.А. Ремизова [84], Г.Б. Любимовой [67] и И. Кучуради[ 59].

При анализе содержательных основ системы ценностей культуры Просвещения автор опирался на разработанные английскими просветителями теории этического поведения и воспитания («кодекс джентльмена» Локка, теорию «автономии морали» Шефтсбери, теорию «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» Хаттчесона, теорию А. Смита и другие). Научная новизна:

• комплексный метод исследования позволил рассмотреть названные выше романы не как единичные продукты творческой деятельности, а как своеобразную объективацию культурного опыта эпохи Просвещения;

• в процессе работы под новым углом зрения проведено изучение рационализма «автономной личности» как доминанты ценностей и ценностей героя сентиментального романа - «чувствительной души», что позволило проследить диалектику этих составляющих и обнаружить их взаимосвязь и дополняемость;

• рассмотрена проблема веры на материале сентиментальных романов, доказано, что христианские заповеди являются основой системы ценностей английского Просвещения;

• изучена проблема самоценности человеческой личности на материалах английского романа ХУП-ХУШ веков, выявлены особенности самоценности «рациональных умов» и «чувствительных душ»;

• в исследовании найдено подтверждение выдвинутой гипотезы о едином содержании ядра системы ценностей на протяжении эпохи Просвещения в Англии: на фактическом материале доказано, что реальной оппозицией просветительской системе ценностей, объединяющей рационализм и сентиментализм, является возникший в последней трети XVIII века предро-мантизм, основанный на теории Э. Бёрка. Суть научных положений, выносимых на защиту:

• в ценностных ориентациях героев романов Д. Дефо, С. Ричардсона, Г. Филдинга, а также сатириков Дж. Свифта и Т. Смоллета, несмотря на все различия в мировоззрении и стиле авторов, присутствует рационализм как доминанта ценностей, цель и мерило всего сущего;

• в большинстве своем английские просветители не приемлют атеизма, так как основой системы ценностей считают христианские заповеди как наиболее соответствующие «человеческой природе». Вопросы религии и веры волнуют просветителей, в первую очередь, в связи с общественной моралью. Для сентименталистов вера служит защитой внутреннего мира «автономной личности»;

• на протяжении всей эпохи Просвещения в Англии присутствовал интерес к проблеме самоценности личности: при этом в первой половине XVIII века на передний план выходит и «автономность» личности, а позднее - в сентиментальном романе, акценты смещаются в сторону самозащиты внутреннего мира и нравственных ценностей личности;

• сентименталисты не выходят за пределы контура просветительской системы ценностей и не становятся к ней в оппозицию. Реальной оппозицией просветительской системы ценностей является возникший • одновременно с сентиментализмом предромантизм, основанный на теории Э. Бёрка;

• основные составляющие ценностей эпохи («рациональных умов» и поздняя по времени «чувствительных душ») составляют собой единое содержание ядра системы ценностей на протяжении всей эпохи Просвещения в Англии.

Практическая значимость.

Разработанные в диссертации теоретические положения позволяют продвинуться в изучении вопросов, связанных с процессами формирования системы ценностей общества, оценить содержание литературного наследия конкретной эпохи с позиций отражения её культурного опыта.

Основные результаты исследования использованы в учебном процессе Челябинской государственной академии культуры и искусств при чтении курса «История и теория литературы», а также в Институте повышения квалификации работников образования и Челябинском филиале Университета Российской академии образования. Автором разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс «Английский просветительский роман: писатель и читатель», выполняются курсовые работы, тематически связанные с диссертационным исследованием.

Материалы диссертации могут найти применение в курсах по истории культуры, зарубежной литературе и эстетике.

Апробация работы. Отдельные положения исследования нашли отражение в выступлениях на 11 научных и научно-практических конференциях. На Первой всероссийской научной конференции «Россия в истории мировой цивилизации» (Челябинск, 1996) - сообщение «Россия и Запад: пути Просвещения», на Второй всероссийской научной конференции «Россия в мировой цивилизации» - сообщение «Тип человека-«деятеля» в романе эпохи Просвещения (опыт сравнительного анализа Россия-Англия)», на межвузовской научно-практической конференции «Религия. Культура. Библиотека» -сообщение «Религия и литература английского Просвещения» (1993). На международной конференции «Литература на пороге третьего тысячелетия» (Челябинск,2002) - «Проблема самоценности человеческой личности в сентиментальном романе». Материалы исследования регулярно докладывались на научных и научно-практических конференциях Челябинской государственной академии культуры и искусств: «Роль романа эпохи Просвещения в формировании буржуазной культуры» (1997), «Путешествие Гулливера. Свифт и разум: утопия или антиутопия?» (1999), «Правда «чувствительной души» (2002.), «Мир женщины в романах английского Просвещения» (2003). В мае 2000 года отдельные положения были использованы в докладе на Первой научно-практической конференции «Вклад молодых учёных и специалистов в развитие науки и культуры города Челябинска» «К вопросу об эволюции ценностей западной цивилизации в России». Тезисы всех выступлений опубликованы.

Материалы исследовательской работы послужили основой статей «Эволюция идей европейского Просвещения в русской литературе XVIII века» в научном журнале «Уржумка» в 1997 году и «Вера и Мораль в английском сентиментализме» в межвузовском сборнике «На рубеже тысячелетий» (ЧГАКИ, 2002).

Автор принял участие в работе над главой «Западная культура Нового времени» в учебном пособии для вузов «Культурология. Курс лекций» под редакцией профессора Мамонова В.Ф.

Материалы диссертации нашли отражение в 12 научных публикациях общим объемом 2,5 печатных листа.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры культурологии и социологии и кафедры литературы и русского языка Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Диссертационное исследование имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ценности культуры Просвещения в английском романе XVII - XVIII веков"

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

В сентименталистском романе мы сталкиваемся с вариантом той же просветительской системы ценностей, но лишь с несколько смешенными приоритетами. В первой половине XVIII века «рациональность» была и целью, и способом достижения всего сущего и возможного. Во второй половине века для достижения «рационального», то есть «разумного» и «естественного» состояния «человеческой природы» и общества, привлекается «истина сердца».

В результате пережитых обществом разочарований в последствиях политических и хозяйственных реформ в Англии, первоначально казавшихся и «естественными», и «рациональными», то есть соответствующими «человеческой природе», оказался дискредитирован воспетый ранними просветителями герой-деятель и преобразователь мира, в реальной жизни выродившийся в «хищника».

Это обстоятельство вывело на первый план иной тип героя, настроенного не столько на внешний успех, сколько на душевное равновесие, внутреннюю гармонию и самоанализ.

Следует заметить, что оба типа личности сосуществуют всегда, но, в силу исторических условий, на первый план выдвигается тот или иной тип.

Романисты-сентименталисты пытались решить просветительские задачи улучшения и «человеческой природы», и общества, привлекая на помощь Разуму и Свету Просвещения «истину сердца», которая, с их точки зрения, поможет Разуму, избавляя его от ошибочных предпосылок, исправить издержки прагматичного века, превратившего «в быту» «рационализм» в примитивный утилитаризм.

На помощь рациональной логике приходит «искренность», понимаемая, в первую очередь, как «искренность чувств» и «искренность перед самим собой» в оценке мотивов своих поступков. Идеал «искренности» становится важнейшей составляющей культа «чувствительной души», он пронизывает весь комплекс сентименталистских идей: культ чувства, поэтизация уединения, идеализация сельской жизни и поиск «естественного человека».

В вечном споре о Знании и Вере сентименталисты склонны признать приоритет Веры, как опирающейся на непосредственное «естественное чувство», на «сердце». В этом отношении показательны герои-«чудики» и простецы, «чистые сердцем». «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» [Мтф.,5:8].

Большинство английских просветителей либо принадлежали к одной из протестантских церквей, либо придерживались деистских взглядов. Многие из них выступали за веротерпимость, но практически все не принимали атеизма, считая, что без религии нет ни морали, ни нравственности, ни порядка в обществе.

Основанием моральной доктрины английского Просвещения как рационалисты, так и сентименталисты считали христианские заповеди, как наиболее «рациональные», «естественные», следовательно, соответствующие «человеческой природе». При этом сентименталисты наряду с такими аргументами, как соответствие «чистоте сердца» и «истине чувств» приводили и «разумность», и «естественность».

Интерес к проблеме самоценности личности присутствует во всей литературе эпохи Просвещения в Англии. Однако если в первой половине XVIII века на передний план выходит «самоценность» личности в связи с её автономностью и пафосом преобразования мира и идеей Прогресса, то в литературе сентиментализма «самоценность» воспринимается в связи с психологической «автономностью» и возможностью сохранить внутренний мир личности, как своеобразный оазис в пустыне утилитаризма общества, подавляющего и нивелирующего человеческую индивидуальность. Это вносит новые нюансы в оставшуюся актуальной на протяжении всего века проблему личной безопасности.

Сентименталисты отстаивали право личности на «индивидуальность», «непохожесть», даже «чудачество». Именно в этом они видели самоценность и неповторимость любой личности.

Сентименталисты не разрушили ядро ценностей, провозглашенных в первой половине XVIII века. Предложенные ими «новые» ценности служили дополнительным инструментом проведения в жизнь идей Просвещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование представляет собой попытку выделения ядра системы ценностей культуры Просвещения в Англии на материалах английского романа ХУП-ХУШ веков.

Применение при анализе метода «нетрадиционной герменевтики» наряду с традиционным историко-литературным анализом позволило, на наш взгляд, найти конкретное подтверждение гипотезы о едином содержании ядра системы ценностей на протяжении всей эпохи Просвещения в Англии, снимающее традиционное противопоставление «рациональных умов» и «чувствительных душ». Анализ текстов конкретных произведений с элементами рецептивной эстетики способствовал рассмотрению английского романа эпохи Просвещения как своеобразной материальной объективации культурного опыта эпохи, избегая «осовременивания» позиций автора. Это также содействовало преодолению стереотипов восприятия сентиментализма как оппозиции Просвещению.

В сентиментальном романе присутствуют все ценности, проявившиеся ранее в романах конца XVII - начала XVIII вв. В ценностных ориентациях героев романов Д. Дефо, С. Ричардсона, Г. Филдинга, несмотря на все различия в мировоззрении и стиле авторов, присутствует рационализм как доминанта системы, причем «рациональность» является одновременно и целью, и инструментом для ее достижения.

В системе ценностей авторов и героев романов конца ХУП-первой половины XVIII веков обнаруживается много общего: оптимизм, уверенность в способности Разума постичь Божий Промысел и объяснить всё происходящее в мире, уверенность в принципиально возможном и скором улучшении «человеческой природы» и общества, активная направленность «на мир», с опорой на собственную «автономную личность».

Критика рационализма с позиции «здравого смысла» имела место на протяжении всего периода английского Просвещения. В период всеобщего оптимизма Дж. Свифт сумел обнаружить слабые места в теории просветителей, в дальнейшем приведшие к извращению просветительских идеалов в реальной жизни. Как показывают произведения Т. Смоллета, жившего в разгар промышленного переворота, опасения Свифта были не безосновательными. Свифт и Смоллет не предлагают новых ценностей. Они, как и свойственно сатирикам всех времён, указывают современникам на опасности при внедрении в жизнь продекларированных ранее ценностей. С их точки зрения, наибольшую опасность представляло самодовольство современников, принимавших декларируемое за уже существующее в реальности, их неоправданная уверенность в собственной непогрешимой «разумности» и «цивилизованности».

К середине XVIII века стало ясно, что оптимистические прогнозы развития общества не сбылись. Далеко не все люди чувствовали себя комфортно в новых социально-экономических условиях. В результате читателя перестали интересовать истории «активных» личностей, добившихся успеха, несущие пафос преобразования. Интерес и писателя, и читателя переключается на героя-интроверта, сменившего вектор преобразовательской деятельности с направления «на мир», его переустройство и расширение границ, на собственную личность и свой внутренний мир. Следует заметить, что оба типа личности сосуществуют всегда, но в зависимости от исторических условий, на первый план выходит тот или иной тип.

Писатели-сентименталисты Л. Стерн и У. Голдсмит пытались решить основную просветительскую задачу совершенствования «человеческой природы» и общества, привлекая на помощь Разуму «истину сердца», которая, с их точки зрения, призвана помочь ему исправить издержки прагматичного века.

Сентименталисты дополнили ядро системы ценностей новыми инструментальными ценностями, способствующими достижению целей, заявленных просветителями начала века.

На помощь рациональной логике приходит «искренность», понимаемая, в первую очередь, как «искренность чувств» и «искренность перед самим собой» в оценке мотивов своих поступков. Идеал «искренности» становится важнейшей составляющей культа «чувствительной души», пронизывая весь комплекс сентименталистских идей: культ чувства, поэтизация уединения, идеализация сельской жизни и природы, поиск «естественного человека».

Большинство английских просветителей - люди искренне верующие, однако далёкие от схоластики и мистики. Они либо сторонники различных протестантских конфессий, либо деисты. В вечном споре о Знании и Вере они склонны признать приоритет веры «чистых сердец». «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Мтф.,5:8) Считая моральную доктрину христианства наиболее соответствующей «человеческой природе» и «естественной», а значит и «разумной», они, несмотря на всю веротерпимость, не приемлют атеизма, так как основой системы ценностей считают христианские заповеди. При этом сентименталисты наряду с такими аргументами, как соответствие «чистоте сердца» и «истине чувств» приводили и «разумность», и «естественность».

Интерес к проблеме самоценности личности присутствовал во всей литературе Просвещения в Англии, но, если на первом этапе на передний план выходит «автономность» личности в связи с пафосом преобразования мира, то в литературе сентиментализма - в связи с самозащитой внутреннего мира и нравственных ценностей личности. Это вносит новые нюансы в освещение проблемы личной безопасности, актуальной на протяжении всего века. Сентименталисты отстаивали право личности на «индивидуальность», «непохожесть», даже «чудачество». Именно в этом они видели неповторимость и самоценность любой личности.

Интересно, что английская литература и публицистика эпохи Просвещения представила «модели» межличностных отношений в деловой сфере и семье, но практически не проявила интереса к отношениям между личностью и государством. Это ещё одно подтверждение того, что просветители ставили во главу угла личность, считая признаком прогресса именно «личное преуспеяние», общество же для них - сумма личностей.

Сентименталисты, как истинные просветители, признавали всемогущую силу Разума, но они остро чувствовали несовершенство существующих законов, не защищающих личность и не соответствующих ни «здравому смыслу», ни справедливости, ни «истине сердца». С их точки зрения, «Разум» и «Сердце» должны объединиться в «Совести».

Таким образом, проведенное исследование сентиментального романа позволяет, на наш взгляд, прийти к выводу, что сентименталисты, действительно, не выходят за пределы контура просветительской системы ценностей и не становятся к ней в оппозицию, так как «Разум» и «Природа» остаются для них базовыми понятиями, наряду с «истиной сердца» и «искренностью». Цель сентименталистов просветительская - совершенствование «человеческой природы» и общества, для чего служат инструментами как «истина сердца», так и «рациональность».

Анализ проблем веры, самоценности личности, поставленных в сентиментальном романе, исследование характера героя-интроверта и «чувствительной души» в сравнении с современным сентиментальному готическим романом, по нашему мнению, позволяет выявить реальную оппозицию просветительской системе ценностей, которая, действительно, возникла в последней трети XVIII века. В эстетике это проявилось в теории Э. Бёрка, который декларировал отказ от доминанты системы ценностей эпохи Просвещения - «рациональности» и осознанно разорвал единство этики и эстетики. В противовес просветительской триаде единства Истины, Добра и Красоты, Э. Бёрк ввел категорию Возвышенного, которую трактовал как «удивительное», «ужасное». Он доказывал, что «ужасные», «таинственные», и даже отталкивающие, картины могут потрясать воображение, хотя в них нет ни Красоты, ни Добра. В готическом романе ведется активная атака на Разум, разрушается доминанта просветительской системы ценностей - «рациональность». В литературоведении это явление, как правило, именуется «предро-мантизм». На рубеже ХУШ-Х1Х веков оно развивается в полной мере в принципиально новое общекультурное движение - романтизм.

Сентименталисты не разрушили ядро ценностей, провозглашенных в первой половине XVIII века: рациональность (и как цель, и как инструмент ее достижения); «разумность», в соединении с «естественностью»; здравый смысл; христианские заповеди как основа морали; автономность, личная безопасность (инструмент для ее достижения - трудолюбие и экономическая безопасность). «Чувствительные души» не вышли за пределы контура просветительских идей. Предложенные ими «новые» ценности: «милая чувствительность»; «искренность» в делах и помышлениях; «поэтизация уединения», «культ природы» в соединении с культом «естественного человека»; автономность, переосмысленная как сохранение внутреннего мира личности, - служили дополнительным инструментом проведения в жизнь идей Просвещения.

 

Список научной литературыТерпугова, Татьяна Германовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н. Новгород, 1996. - 103 с.

2. Андреев Л.Г. В бесспорном спорное // Зарубежная литература второго тысячелетия / Под. ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001. - С.3-8.

3. Атарова К.Н. Л. Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». М.: Высш. шк., 1998. - 93 с.

4. Баллестрем К.Г. Homo oeconomicus? Образы человека в классическом либерализме // Вопросы философии. 1999. - №4. - С. 42-53.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 385 с.

6. Берк Э. Философское исследование происхождения наших идей Возвышенного и Прекрасного / Под ред. и вступ. статья Б.В. Мейеровской. М.: Искусство, 1979.-237 с.

7. Биткеев М.П. Европейская культура в её мыслительных формах. Элиста, 1996.-136 с.

8. Бормотова И.М. Грани культуры личности // Культурология: курс лекций: В 2 ч. / Под. ред. В.Ф. Мамонова. 2-е изд. перераб. и доп. - Челябинск; ЧТУ, 1999. -Ч. 1.-С.52-65. ч

9. Валери П. Об искусстве. М.: Мысль, 1993. - 402 с.

10. Ю.Вебер М. Избранные произведения / Ред.-сост. Давыдова Ю.Н. М.: Прогресс, 1990.-804 с.

11. П.Вишневский Ю.Р. Социология культуры // Социология: курс лекций. Екатеринбург, 1994- е.

12. Вольтер. Эстетика. -М.: Наука, 1974. 285 с.

13. Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Просвещение, 1986. 386 с.

14. М.Выжлецов Г.П Эстетика в системе философского знания. Л.: ЛГУ, 1984.178 с.

15. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: СПб гос. Ун-т., 1996. - 149 с.

16. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. - 366 с.

17. Гизатова Г.К. Иванова О.Г. Проблема ценностей в теории 1сультуры // Социальное знание: формирование и интерпретации. Казань, 1996. - 4.1. - С. 5765.

18. Грин Дж. Р. История английского народа / Пер. с англ. П. Николаева- М.: Изд. Солдатенкова, 1892. Т.4. - 321 с.

19. Гуревич П.С. Философия культуры. M.: NOTA BENE, 2001. - 352 с.

20. Давидович В.Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, 1979.-263 с.

21. Двадцать первый век: будущее России в философском измерении: материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июля 1999 г.): В 4.т. -Екатеринбург: Изд-во Ургу., 1999.

22. Деев В.А. Литература и социология. М.:ИНИОН РАН СССР, 1989. - 84 с.

23. Декарт Р. Избранные произведения. -М.: Изд-во АН СССР, 1980. 656 с.

24. Дефо Д. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс. Счастливая куртизанка, или Роксана. Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1992. -627с.

25. Дефо Д. Робинзон Крузо. История Полковника Джека. М.: Художественная литература, 1974.-627с.

26. Дидро Д. Эстетика и литературная критика. -М.: Наука,1980. -180 с.

27. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. -М.: Политиздат, 1967. 351 с.

28. Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. М.: Высш. шк., 1969.-111 с.

29. Дюркгейм Э. «Ценностные» и «Реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. - №2. - С. 106-114.

30. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. М.: Наука, 1986. -472 с.

31. Елистратова A.A. Лоренс Стерн // Л. Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шен-ди, джентльмена. Сентиментальное путешествие. М., 1968. - С. 5-25.

32. Ерасов Б.С. Социальная культурология. 2-ое изд. испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1997.-590 с.

33. Жабарюк И.А. Жанровые особенности романов Т. Смоллета: Автореф. дис. канд. филолог, наук. Киев, 1984. - 18 с.

34. Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия в 2т. / Под ред. Пуришева. -М.: Высш. шк., 1988.-416 с.

35. Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Английская литература XVIII века / Под ред. Н. П. Михальской. М.: МГПИ, 1980. - 201 с.

36. Зубец В.М. Два типа изменения ценностей // Философские науки. 2000. - №4. -С. 69-74.

37. Из истории английской эстетической мысли XVIII века. -М.: Искусство, 1982. -367 с.

38. Иконников С.Н. История культурологических теорий: В 3 ч. -Ч.З. Культурология в лицах. СПб.: СПб. Гос. Ун-т., 2001. - 152 с.

39. Ингер А. Дж. Свифт // Сказка бочки. Путешествия Гулливера. М.: Художественная литература, 1976.-С.5-25.

40. Ингер А. От романа разума к роману чувств // Смоллет Т. Путешествие Хамфри Клинкера. Голдсмит О. Векфильдский священник. М.: Художественная литература, 1972. - С. 5-25.

41. Ионин Л.Г. Социология культуры. -М.: Логос, 1998. 278 с.

42. История Всемирной литературы: в 9 т. -М.: Наука, 1988. Т.5. - 785 с.

43. История Европы. Европа Нового времени (ХУ11-ХУТП века). М.: Наука, 1994.-508 с.

44. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала XX века / Под ред. В.И. Раздольской. М.: Наука, 1988. - 199 с.

45. Иткина Н.Л. Поэтика Стерна. М.: Наука, 1968. - 206 с.

46. Каган М.С. Системный подход и гуманистическое знание. Л.: Изд-во ЛГУ.,1991,-383 с.

47. Каган М.С. Философия культуры. Спб.: Петрополис, 1996. - 414 с.

48. Кагарлицкий Ю. Великий роман и его создатель // Филдинг Г. История Тома Джонса, Найдёныша. М.: Художественная литература, 1973. - С.5 - 23.

49. Кант И. Сочинения: в 6т. -М.: Наука, 1963-66.

50. Коган JI.H. Социология культуры. Екатеринбург: Изд.-во УГУ, 1992. - 117 с.

51. Коган JI.H. Теория культуры. Екатеринбург: Изд.-во УГУ, 1993. - 160 с.

52. Козьякова М.И. Эстетика повседневности: литература, культура и быт Западной Европы в XV-XIX веках. М.: ГИГИС, 1996. - 36 с.

53. Косарева JIM. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 97 с.

54. Куличков M.JI. Сущность и структура художественной культуры // Человек. История. Общество. Челябинск ,1995.

55. Культура и ценности. Тверь: ТГТУ, 1992. - 323 с.

56. Культура эпохи Просвещения. М.: РАН, 1993. - 255 с.

57. Культурология XX века. Энциклопедия в 2т. Спб.: Университетская книга, 1998.

58. Культурология: курс лекций: В 2т. / Под ред. В.Ф. Мамонова. 2 изд. перераб. и доп. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т. Ин-т гуманитарных исследований при Челяб. гос. пед. ун-те. Ин-т культурологии при Челяб. гос. ин-те искусства и культуры, 1999.

59. Кучуради И. Оценка, ценности и литература // Вопросы философии. 2000. -№10. -С.68-78.

60. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. - №6. - С.

61. Левидов М.Ю. Путешествия в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Дж. Свифта. М.: Наука, 1986. - 286 с.

62. Лекции по истории эстетики: В 4 т./ Под ред. М.С. Кагана. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973-80.

63. Лендваи В.Ф. Чему учили мудрецы // Философские науки. 1999. - №3 - С. 146-161.

64. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 15-25.

65. Локк Д. Сочинения: В 3 т. -М.: Наука, 1985 1988.

66. Лотман Ю.Н. Избранные статьи: В 3 т. Таллин: Александра, 1993.

67. Любимова Т.Б. Аксиологическое построение произведений искусства // Эстетические исследования: методы и критерии. М.: РАН, 1996. - С. 88-100.

68. Маевская В.Г. Роман Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» и история английского романа эпохи Просвещения: Дис. канд. филолог. наук. / МГУ. -М., 1987. 151 с.

69. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. -284 с.

70. Методология и методика исследования культуры: Сб. научн. трудов. Л.: ЛГИК, 1984-169 е.

71. Михайлов A.B. Эстетический мир Шефтсбери // Шефтсбери. Эстетические опыты. М.: Мысль, 1975. - С. 7-76.

72. Невелев А.Б., Потехин В.Н., Худякова НЛ. Ценностное бытие человека / Че-ляб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. - 135 с.

73. Новая философская энциклопедия; в 4-х т./ Ин-т философии РАН. М.: Мысль, 2001.

74. Общественная жизнь в Англии./ Пер. с англ. П. Николаева- М.: Изд. Солда-тенкова, 1897. Т.4 (от воцарения Иакова 1 до смерти Анны). - 537с.75.0ссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987. - 527 с.

75. Парсонс Г. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1991. - 269 с.

76. Парсонс Т. Система координат действия, общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая модель. М.: Республика, 1994. - С. 450-459.

77. Пахсарьян Н.Т. «Ирония судьбы» века Просвещения: обновленная литература или литература, демонстрирующая «исчерпанность старого»? // Зарубежнаялитература второго тысячелетия / Под. ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001.-С. 69-117.

78. Проблемы Просвещения в мировой литературе. М.: Наука, 1970. - 354 с.

79. Просветительское движение в Англии / Под. ред. Н.М. Мещеряковой. М.: Наука, 1991.-443 с.

80. Публицистика эпохи Просвещения. Вып.1: Век Просвещения. - М.: Наука, 1995.-285 с.

81. Пушкин A.C. Сочинения: В Зт. Т. 2 - М.: Художественная литература, 1986. -527 с.

82. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. (От Леонардо до Канта). Спб.: Петрополис, 1996. - 736 с.

83. Ремизов В.А. Ценностно-мировоззренческий анализ культуры личности: Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора культурологии. М: МГУКИ. - 60с.

84. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология XX век: Антология. -М.: Высш. школа, 1995. -С.69-105.

85. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. -1993 №3.

86. Ричардсон С. Памела, или Вознаграждённая добродетель 4.1-2 - Спб, 1787. -687 с.

87. Роджерс П. Генри Филдинг. Биография. -М.: Радуга, 1984. 208 с.

88. Российская социологическая энциклопедия / Под. ред. Г.В. Осипова. М.: Норма-ИНФРА, 1998. - 672 с.

89. Ручка A.A. Социальные ценности и нормы. Киев: Наук, думка, 1997. - 152 с.

90. Свифт Дж. Сказка бочки. Путешествия Гулливера. М.: Художественная литература, 1976.-431 с.

91. Сироткина Е.С. Ценности в мире человека: парадигмальный и социальный аспект. Саратов, 1996. - 173 с.

92. Смит А. Теория нравственных чувств / Пер. А. Ф. Грязнова. М.: Республика, 1997.-120 с.

93. Смоллет Т. Путешествие Хамфри Клинкера. Голдсмит О. Векфильдский священник. М.: Художественная литература, 1972. - 567 с.

94. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: проблемы типологии. Киев - Одесса: Наукова думка, 1983. - 140 с.

95. Соломонов Ю.Б. Кризис просветительской модели культуры: Дис.канд. философ. наук. -М., 1994. 160 с.

96. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. -М.: Политиздат, 1992. 524 с.

97. Стерн JI. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. М.: Художественная литература., 1968. -687 с.

98. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. -М.: Республика, 1994. 464 с.

99. Сумерки богов / Сост. И общ. Ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. -398 с.

100. Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крос-Пресс, 1998.-284 с.

101. Тоффлер Э. Доффлер X. Создание новой цивилизации. Политика Третьей Волны. Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.-280 с.

102. Тугаринов В.П Избранные философские труды.-Д.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 451с.

103. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Иэд-во ЛГУ, 1965. -191 с.

104. Тхакушинов A.A. Социокультурная среда и отражение социальных процессов в художественной литературе. М.: Мысль, 1995. - 125 с.

105. Урнов Д.М. Дефо. М.: Художественная литература, 1990. - 253 с.

106. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: судьба двух литературных героев. М.: Просвещение, 1973. - 89 с.

107. Урнов М. Урнов Д. Современный писатель // Дефо Д. Робинзон Крузо. История Полковника Джека. М.: Художественная литература, 1974. - С .5-25.

108. Федорова Е.В. Позднее творчество Смоллета в литературно-философском контексте эпохи: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Спб., 1998. - 20 с.

109. Федотова В.Г. Российское развитие в условиях глобализация // Философские науки.- 2001. №1. - С. 5-18.

110. Филдинг Г. История Тома Джонса, Найдёныша. М.: Художественная литература, 1973.-890 с.

111. Франки В. Человек в поисках смысла. -М.: Пргресс,1990. 336 с.

112. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Мысль,1992. - 430 с.

113. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.-576 с.

114. Фуко М. Что такое Просвещение? // Вестник Московского университета: Филология. М., 1999. - № 2. - С. 132-149.

115. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. М.: Репуб-лика, 1994.-442 с.

116. Хаттчесон, Юм, Смит. Эстетика. -М.: Искусство, 1973. 320 с.

117. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецинереба, 1984. -171с.

118. Чубайс И.Б. Как преодолеть идентификационный кризис. Россия в XXI веке // Мир России. 2000. -№2. - С. 3-27.

119. Чухина JI.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига, 1980.-171 с.

120. Шайтанов И.О. «Мыслящая муза». М.: Мысль, 1989. - с.

121. Шелер М. Избранные произведения. -М.: Мысль, 1994. 511 с.

122. Шефтсбери. Эстетические опыты. -М.: Мысль, 1975. 325 с.

123. Шпенглер О. Закат Европы /Пер. К.А. Свасьяна: в 2 т. М.: Мысль, 1993

124. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Человек и его ценности. 4.1. - М.: МГУ, 1988. -С.62-70.

125. Adams Percy G. Travel Literature Thorough the Ages. N.Y. - Lnd., 1988. -61 lp.

126. Auty S.G. The comic spirit of the 18-th century novels. N .Y.-Lnd., 1975. -198 p.

127. Ball D. L. Samuel Richardson's theory of fiction. The Hague Mouton, 1971. -323 p.

128. Battesten Martin C. The moral basis of Filding's art. A Study-Middle - Town , 1964.-160 p.

129. Beasley J. G. Novels ofthe 1740-s. -USA, 1982.-238 p.

130. Blask F. G. The epistolary novel in the late 18-th century England. Princeton, 1984.-226 p.

131. Bogel F. V. Literature and insubstantiality in later 18-th century England. Princeton, 1984.-262 p.

132. Books and their Readers in the eighteenth century as influenced from oversea. -N.Y., 1934.-388 p.

133. Bowen E. English novelists. Lnd., 1947. - 48 p.

134. Bronson B. H. Facets ofthe Enlightenment. Studies in English literature and its contexts. Berkley- Los-Angeles, 1968. - 365 p.

135. Brooks D. Number and pattern in the century novel. Defoe , Filding, Smollet and Sterne. Lnd.-Boston, 1973.-198 p.

136. Brophy E. B. Samuel Richardson: Triumph of craft. Unif. of Tennessee Press, 1974.-133 p.

137. Cach A. H. Sterne as a judge in the spirituals courts: groundwork of a political romance. N. Y.-Lnd., 1971. - 298 p.

138. Carnochan W. B. Lemuel Gulliveres mirror of a man. L.Angeles, 1968. - 226 p."

139. Cash A. H. Laurense Sterne: The early and the middle years. L.Methuen, 1975. -333 p.

140. Cash A. H. Stern's comedy of moral sentiments. The ethical dimension of the Journey. Pittsburgh, 1966. - 152 p.

141. Chursh R. The growth of the English novel. Lnd., 1968. - 220 p.

142. Connely W. L. Sterne as Jourick. Lnd., 1958. - 240 p.

143. Conrad P. Shandyism: the character of romantic irony. -N.Y., 1978. 190 p.

144. Cox S.D. The stranger within thee: Concepts of the self in later-eighteenth century literature. Pittsburgh, 1980. - 185 p.

145. Cross W. L. The life and times of Laurens Sterne. New Haven, 1929. - 170p.

146. Cultural values: the cultural dimension of development. Paris: Unescopress, 1979.-212 p.

147. Culture and politics from Puritanism to the Enlightenment. Ed by Peter Zagorin. -USA, 1980.-284 p.

148. Curtis L.P. The politics of L. Sterne. Lnd., 1929. - 139 p.

149. Dalies D. A critical history of English literature. Lnd., 1975. - Vol. 3. - 223 p.

150. Day G. From Fiction to the Novel. Lnd.-N.Y., 1987. - 223 p.

151. De Porte M. Nightmare and hobbyhorses: Swift, Sterne and Augustan Ideas of madness. San Martino (Calif.), 1974. - 162 p.

152. Defoe Daniel: A coll. of critical essays . Prentice-Hall, 1976. - 177 p.

153. Derek J. England in the age of Hogarth. Lnd., 1986. - 223 p.

154. Doherty F. Sterne and Hume : a Bicentenary Essay // Essays and studies. Lnd., 1968.-72-87 p.

155. Donovan R. A. The shaping vision. Imagination in the English novel from Defoe to Dickens. -N.Y., 1959. 351 p.

156. Eighteenth Century English literature. Modern essays in criticism. - N.Y., 1959. -351 p.

157. English writers of the 18-thcentuiy.-NY.-Lnd., 1971.-298 p.

158. Essays of the 18-th century novel. Lnd.: Bloomington, 1965. - 205 p.

159. Forsyth W. The novels and novelists of the 18-th century. N.X.-Lnd., 1970. -347 p.

160. Framesta E. A study of the word "Sentimental" and of other linguistic characteristics of 18-th century, sentimentalism in England. Helsinki, 1951. - 168p.

161. From sensibility to the romanticism. Ad. by F.W. Hilles and H. Bloom. Lnd., 1970.-585 p.

162. Ghent W. Anticipations in L. Sterne: on " Tristram Shandy"//. Aspects of time. -Manchester, 1976. 145 p.

163. Goldberg M.A. Smollet and the Scottie school. Studies in 18-th century thought. -New Mexico, 1959. 156 p.

164. Gove Ph. B. The imaginary voyage in prose fiction. Lnd, 1961. - 445 p.

165. Guilhamet L. The sincere ideal. Studies on Monreal-Lnd., 1974. - 309 p.

166. Hammond L. H. Laurense Sterne's " Seamons of Mr. Yorick". Hamden (Conn.): Archon Books, 1970. - 195 p.

167. Harrison B. Henry Filding's " Tom Jones" the novelist as moral philosopher. -Lnd., 1975.-140 p.

168. Harth Phillip Swift and Anglican rationalism. The religions background of "A tale of a Tub". Chicago, 1961. - 234 p.

169. Howes A.B. Yorick and the critics Sterne's reputation in England 1760-1868. -New Haven, 1958.-186 p.

170. Hoyles J. The warning of the Renaissance 1640-1740. Studies in the Thought and Poetry of Hearty More .John Norris and Isaac Watts . Hague, 1971. - 152p.

171. Jackson H. The eighteen nineties. Lnd., 1988. - 279 p.

172. James E. A. Daniel Defoe is many voices. A rhetorical study of prose ,style and literary method. Amsterdam, 1972. - 269 p.

173. James O.P. The relation of a Tristram Shandy to the life of Stern. Hague - Paris, 1966.-174 p.

174. Johnson J.W. The formation of English neo-classical thought. Princeton, 1967. -134 p.

175. Karl Fr. A rider's guide to the development of the English novel to the eighteenth century. Lnd., 1975. - 360 p.

176. Karl Fr. The adversary Literature The English novel in the 18-th century: a study in genre. -NX., 1974.-360 p.

177. Kay C. Political construction: Defoe, Richardson and Sterne in relations to Hobbs ,Hume and Rucke. Hhaca, 1968. - 286 p.

178. Kluchon K. Mirror for man. -N.Y., 1949 360 p.

179. Landa L.A. Essays in 18-th century . English literature. Princeton, 1980. -241 p.

180. Lanham R.A. Tristram Shandy the games of pleasure. - Berkley: Univ. of California Press., 1973. - 174 p.

181. Manlove C. Literature and Reality 1600-1800. Basingstoke, 1978. - 147 p.

182. Marshall D. English people in the 18-th century. Lnd., 1956. - 287 p.

183. Mullan J. Sentiment and sociability: The Language of feeling in the 18-th century. -Oxford, 1988.-261 p.

184. New approaches to eighteen-century literature / Ed. by Ph. Harth. N.Y. - Lnd., 1974.-217 p.

185. Patey D.L. Probability and literary form: philosophic theory and literary practice in the Augustian age. Cambridge, 1984. - 380 p.

186. Preston J. The created self. The reader's in the 18-th century fiction. Lnd., 1970. -220 p.

187. Prise J.W. Tobias Smollet: The expedition of Humphry Clinker . Lnd.: Arnold, 1973.-64 p.

188. Probyn C.F. English fiction of the 18-th century .1700-1789. Lnd.-N.X., 1987. -244 p.

189. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Value. San-Francisco, 1968. - 463 p.

190. Sambrook J. The Eighteenth Century. The Intellectual and cultural context of English literature 1700-1789. Lnd.-N.Y., 1986. - 290 p.

191. Schelesinger A. Vital center. N.Y., 1949. - 286 p.

192. Shinegel M. Daniel Defoe and middle-class gentility. Cambridge, 1968. -279 p.

193. Shroff Homai J. The eighteenth century novel. The idea of the gentleman. New Deli, 1978.-273 p.

194. Sitter J. E. Literary loneliness in mideighteenth centuiy England. Lnd., 1982. -230 p.

195. Smith G. The novel and society: Defoe to George Eliot. Lnd., 1989. - 205p.

196. Southall R. Literature, the individual and society. Lnd., 1977. - 185 p.

197. Spacks P.A.M. Imagining a self. Autobiography and novel in 18-th centuiy England. Cambridge - Lnd., 1976. - 342 p.

198. Stadmond J.M. The comic art of L. Sterne, Convention and innovation in "Tristram Shandy" and "A sentimental Journey". Toronto, 1967. - 379 p.

199. Steeves H.R. Before Jane Austen. The shaping of the English novel in the 18-th century. N.X., 1965. - 399 p.

200. Sterne L. Selected prose and letters of Laurence Sterne. M., 1981. - 502 p.

201. Sterne L. The Sermons of Mr. Yorick .vol. 1-2. Lnd., 1795. - 527 p.

202. Sterne L. The works of L. Sterne in 4 vol., with a life of the author. Lnd., 1983. -Vol. 3.-358 p.

203. Studies in change and revolution. Aspects of English intellectual History(1640-1800). Menston, 1972. - 282 p.

204. Taylor X.T. Early opposition to the English novel The popular reaction from 1760 to 1830.-N.Y., 1943.-148 p.

205. The eighteenth centuiy. Lnd., 1978. - 248 p.

206. The Enlightenment and English literature. Prose and poetry of the 18-th century. -Toronto, 1980. 65 p.

207. Wilson A.M. The Enlightenment came first to England // England's rise to greatness, 1666-1763. Berkeley, 1983.-189 p.

208. Wolf S. Samuel Richardson and the 18-th century. Puritan characters. Hamden, 1972.-239 p

209. Wolf V. The collected essays. Lnd.,1966. - 361 p.