автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Церковь и государство в церковно-политической мысли Джона Ланкастера Сполдинга

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Мякшин, Василий Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Церковь и государство в церковно-политической мысли Джона Ланкастера Сполдинга'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Церковь и государство в церковно-политической мысли Джона Ланкастера Сполдинга"

На правах рукописи

МЯКШИН Василий Александрович

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДЖОНА ЛАНКАСТЕРА СПОЛДИНГА

Специальность 07.00.03 - всеобщая история (новое время)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

1 8 АПР 2013

Москва-2013

005057575

005057575

Работа выполнена в Центре истории религии и церкви Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института всеобщей истории Российской академии наук.

Научный руководитель

доктор исторических наук Токарева Евгения Сергеевна

Официальные оппоненты:

Позняков Владимир Владимирович

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН

Юдин Алексей Викторович

кандидат исторических наук, доцент Центра изучения религий РГГУ

Ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Защита состоится «_»_2013 г. в 11

час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 002.249.01 при Институте всеобщей истории РАН по адресу: 119334, г. Москва, Ленинский пр-т, д.32 а (ауд. 1406)

С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете ИВИ РАН

Автореферат разослан «__»_2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Н.Ф. Сокольская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и научная значимость исследования. В истории католической церкви США выделяются три ключевых «переходных» периода, в которые взаимодействие католицизма и американской культуры было наиболее глубоким и ощутимым, ознаменовав значительные изменения в системе католических ценностей .

Наиболее значимым для идеологического становления американского католицизма представляется второй период - с 1880 по 1917 гг.2 - время быстрых демографических, социальных, научных и интеллектуальных изменений, оказывавших влияние на жизнь не только американского государства, но и католической церкви^. Он стал возможен благодаря начавшемуся в середине XIX в. поступательному развитию на территории США католицизма, превратившегося в самую крупную деноминацию страны. В результате во второй половине XIX в. католическая церковь США достигла доселе невиданного роста и нуждалась в систематизации и осмыслении своего опыта существования в условиях американского государства. Соответственно, в ту эпоху ни одна из проблем не вызывала столь значительного интереса и столь бурного обсуждения, как поиск идеальной модели взаимоотношений церкви и государства.

Систематизация накопленного на протяжении XVIII - первой половины XIX вв. опыта существования церкви в условиях американской демократии осуществлялась в трудах виднейших католических интеллектуалов того времени. На рубеже Х1Х-ХХ вв. наиболее значимым американским католическим мыслителем был первый епископ Пеории4 Джон Ланкастер Сполдинг (1840-1916). Сполдинг принимал активное участие в жизни католической церкви США - в ее просветительской, образовательной и синодальной деятельности. Современники Сполдинга признавали его огромный вклад в развитие американского католицизма".

'1 Dolan J Р The Search for an American Catholicism // The Catholic Historical Review. 1996. April. Vol. 82. N 2. P. 169-186. P. 173-186.

2 Год вступления США в Первую мировую войну.

3 Ibid. Р. 178-182.

4 Пеория - главный город округа Пеория (штат Иллиноис. США). За тридцать лет-с 1840 по 1870 гг. - он превратился из небольшого поселения в достаточно крупный промышленный, торговый и транспортный центр Среднего Запада США. Сполдинг возглавлял диоцез Пеории с 1877 по 1908 гг. С 1877 по 1880 гг. в состав диоцеза входило 22 округа штата Иллинойс. а начиная с 1880 г. - 26 округов.

5 Например, кардинал Д. Гиббоне приписывал Сполдингу первостепенную заслугу в создании Католического Университета Америки (Gibbons J. А Retrospect of Fifty Years. Vol. 2. Baltimore, 1916. P. 195).

Влияние первого епископа Пеории на идеологическое развитие современной ему церкви, «по-видимому, превосходило влияние любого другого американского католического прелата»6. По словам римского папы Пия X, «немногие епископы оказывали столь значительное воздействие на жизнь людей, какое оказывал епископ Сполдинг - даже за пределами религии и за пределами католической деноминации»7.

Таким образом, актуальность и научная значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что оно посвящено наследию церковного деятеля, первостепенное влияние которого на идеологическое развитие американского католицизма конца XIX -начала XX вв. признавалось уже его современниками. Соответственно, работа может способствовать лучшему пониманию второго «переходного» периода истории католической церкви США -ключевой вехи в ее становлении.

Диссертационное исследование представляет интерес не только в связи с событиями церковной истории, но и в связи со сложившимися на территории современной России отношениями между церковью и государством. Актуальность работы обусловлена необходимостью осмысления путей развития церковно-государственных отношений в многоконфессиональном обществе, существующем в условиях Российской Федерации - молодого демократического, многонационального, федеративного государства. Это осмысление требует обращения к опыту других демократических, многонациональных, многоконфессиональных, федеративных государств, таких как США, где - подобно России - церковь отделена от государства. Таким образом, знание американской модели церковно-государственных отношений и ее оценки со стороны Сполдинга может сыграть позитивную роль в осмыслении опыта взаимодействия духовной и светской власти на территории современной России.

Объест исследования - церковно-политические воззрения Д.Л. Сполдинга.

Предмет исследования - ключевые аспекты церковно-политических воззрений Д.Л. Сполдинга на современную ему модель взаимоотношений католической церкви и государства в США; его концепция места церкви и положения католиков в государстве с демократической формой правления.

6 Kitten D.P. Americanism Revisited: John Spalding and Testem Benevolentiae // Harvard Theological Review. 1973. October. Vol. 66, N 4. P. 413-454. P. 413.

7 Цит. no: Curti M. The Social Ideas of American Educators. Paterson, 19592. P. 348.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - выявление ключевых составляющих церковно-политической концепции Д.Л. Сполдинга по вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в США.

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:

1. Выявить ключевые факторы, оказавшие влияние на идейное формирование Сполдинга и его церковно-политические воззрения.

2. Проанализировать содержание представленной Сполдин-гом модели взаимоотношений церкви и государства.

3. Обнаружить церковно-политические истоки «американизма» Сполдинга, показав его взаимосвязь с проблемой «двойной» лояльности.

4. Определить роль Сполдинга как церковно-политического деятеля и его вклад в идеологическое становление американского католицизма.

Хронологические рамки исследования определяются содержанием избранной темы, а именно периодом писательской деятельности Д.Л. Сполдинга, т. е. с 1866 по 1905 гг. Кроме того, охватываются как более ранний, так и более поздний периоды - с целью выявления истоков идеологического развития церковно-политической мысли Сполдинга в период его писательской деятельности и ее рассмотрения в контексте последующей традиции католической мысли.

Методологическая основа исследования - принцип историзма и историко-сравнительный метод, позволяющие системно и комплексно проанализировать церковно-политическую мысль Д.Л. Сполдинга в контексте идеологического развития современной ему эпохи.

Научная новизна исследования. Несмотря на значение XIX в. для становления католической церкви на территории США, наследие многих видных представителей американской католической мысли XIX в. все еще не изучено - ни в западной, ни в отечественной историографии.

В первую очередь это относится к трудам Сполдинга. Несмотря на значительный вклад первого епископа Пеории в идеологическое становление американского католицизма, его учение о соотношении церкви и государства остается во многом неизученным. До сих пор в западной историографии не было написано ни одной научной работы, посвященной учению Сполдинга о соотношении духовной и светской власти.

Применительно к отечественной историографии проблема изучения наследия первого епископа Пеории, равно как и истории американского католицизма в целом, оказывается гораздо более острой. Об этом свидетельствуют и сами отечественные историки8.

Следствием недостаточного внимания к истории католицизма в Северной Америке являются различного рода стереотипы. Например, представление об увеличивающемся в ходе американо-филиппинской войны 1899-1901 гг. «совпадении интересов католической церкви и американских империалистов»9. Затрагиваемые в настоящем исследовании антиимпериалистические взгляды Сполдинга дают все основания считать слишком односторонним такое восприятие внешнеполитической позиции современного ему американского католицизма.

Таким образом, по причине неизученности тема исследования представляется актуальной и научно значимой. В отечественной историографии XX - XXI вв. данная работа является первым научным трудом, посвященным описанию американского католицизма на рубеже XIX - XX вв.

Научная новизна получила воплощение в следующих ключевых положениях исследования, выносимых на защиту:

1. Церковно-политическая мысль Д.Л. Сполдинга в первую очередь является попыткой развернутого идеологического обоснования лояльности католиков США по отношению одновременно и к церкви, и к государству - наряду с их правом на полноценное участие в религиозной, образовательной, социальной и политической жизни страны.

2. Учение Сполдинга о взаимоотношениях церкви и государства испытало двоякое влияние. С одной стороны, влияние средневековой европейской политической традиции в лице Фомы Аквин-ского. С другой стороны, влияние американской политической мысли XIX в. в лице его старших современников O.A. Браунсона и И.Т. Хекера.

3. Этические утверждения Сполдинга раскрывают в нем «американиста» в церковно-политическом отношении, являясь логическим следствием учения о «двойной» лояльности католика, как члена одновременно и церкви, и государства.

8 См.. например: Исаев С.А. Состояние и перспективы изучения религиозной истории США // Американский Ежегодник. 2008/2009. Состояние и перспективы изучения истории США в научно-образовательных центрах России. Материалы координационного совещания. Москва, 26-27 ноября 2009 г. / Отв. ред. В.В. Согрин. М„ 2010. С. 31-38. С. 32.

9 Ермольев В.Н. Колониальная политика США на Филиппинах конца XIX - начала XX вв. М.. 2003. С. 168.

Источниковая база исследования. В диссертационном исследовании предложена классификация источников на четыре основные группы. 1. Труды Сполдинга, которые принесли ему «национальное и даже международное признание»1 . В период с 1873 по 1905 гг. Сполдингом было написано четырнадцать книг исторической, церковно-политической, образовательной и социальной направленности, в которых он неизменно обращается к обоснованию американской модели церковно-государственных отношений и лояльности католиков США по отношению к институтам духовной и светской власти".

Помимо книг, Сполдинг является автором тридцати шести статей, опубликованных на страницах авторитетных католических ("The Catholic World", "American Ecclesiastical Review", "Catholic University Bulletin" и др.) и светских ("The North American Review", "The Forum", "The Arena", "Educational Review" и др.) периодических изданий - причем не только североамериканских, но и европейских (например, "Dublin Review"). В прессе первый епископ Пеории часто высказывался от лица американской католической иерархии и католиков США в целом в связи со злободневными проблемами общественной и церковной жизни. Фактически в ту эпоху Сполдинг во многом стал «голосом» католической церкви США в американской прессе. Значительная часть статей первого епископа Пеории имеет церковно-политическую направленность .

10 McAvoy Т.Т. The Great Crisis in American Catholic History, 1895-1900. Chicago. 1957. P. 24.

" Spalding J.L The Life of the Most Rev. M. J. Spalding, D.D., Archbishop of Baltimore. N.Y., 1873; Spalding J.L. Essays and Reviews. N.Y., 1877; Spalding J.L. The Religious Mission of the Irish People and Catholic Colonization. N.Y., 1880; Spalding J.L. Lectures and Discourses. N.Y., 1882; Spalding J.L. Education and the Higher Life. Chicago, 1890; Spalding J.L. Things of the Mind. Chicago. 1894; Spalding J.L. Means and Ends of Education. Chicago, 1895; Spalding J.L Thoughts and Theories of Life and Education. Chicago, 1897; Spalding J.L. Opportunity and Other Essays and Addresses. Chicago, 1900; Spalding J.L. Aphorisms and Reflections: Conduct, Culture and Religion. Chicago, 1901; Spalding J.L. Religion, Agnosticism and Education. Chicago, 1902; Spalding J.L. Socialism and Labor and Other Arguments: Social, Political. and Patriotic. Chicago, 1902; Spalding J.L. Glimpses of Truth. With Essays on Epictetus and Marcus Aurelius. Chicago. 1903; Spalding J.L. Religion and Art and Other Essays. Chicago, 1905.

12 Наиболее важны для исследования две статьи Сполдинга: Spalding J.L. The Catholic Church in the United States, 1776-1876 // The Catholic World. 1876. July. Vol. 23. P. 434-452; Spalding J.L. Catholicism and Apaism // The North American Review. 1894. September. Vol. 159, N 454. P. 278-287.

Учение Сполдинга о церкви и государстве также раскрывают его предисловия к книгам современных ему американских авторов, например, к написанной Д. Макговерном биографии епископа Д. Макмюлленаь.

Наряду с книгами, статьями и предисловиями к книгам пониманию учения первого епископа Пеории о взаимоотношениях духовной и светской власти во многом способствуют тексты его многочисленных публичных выступлений. Из выступлений Сполдинга наибольшее значение для исследования имеют: проповеди, произнесенные 16 и 27 ноября 1884 г. на Третьем пленарном синоде в Балтиморе14, а также 21 марта 1900 г. в церкви Джезу в Риме15; доклады, представленные 30 апреля 1899 г. на заседании Антиимпериалистической лиги США в Чикаго16 и 9 июля 1901 г. на заседании Национальной Образовательной Ассоциации в Детройте17; речи, произнесенные в Вашингтоне по случаю закладки краеугольного камня в основание Католического Университета Америки (24 мая 1888 г.)18 и освящения Колледжа Святого Креста (13 октября 1899 г.)19.

2. Труды североамериканских и европейских предшественников и современников Сполдинга. В диссертации использованы сочинения: историков, политических и общественных деятелей XIX — начала XX вв.; видных представителей интеллектуальной элиты той эпохи - католиков, протестантов, православных.

13 Spalding J.L. Introduction // McGovern J.J. The Life and Writings of the Right Reverend John McMulIen, D.D., First Bishop of Davenport, Iowa. Chicago, 1888. P. xi-xxiii.

14 Проповедь от 16 ноября: Spalding J.L. University Education Considered in Its Bearings on the Higher Education of Priests // The Memorial Volume. A History of the Third Plenary Council of Baltimore, November 9 - December 7, 1884. Baltimore, 1885. P. 75-102. Проповедь от 27 ноября: Spalding J.L. Thanksgiving Day // The Memorial Volume... P. 186-189.

15 Проповедь стала пятой главой книги: Spalding J.L. Religion, Agnosticism and Education... P. 147-192.

16 Опубликован как восьмая глава книги: Spalding J.L. Opportunity and Other Essays... P. 213-228.

17 Spalding J.L. Progress in Education // National Educational Association. Journal of Proceedings and Addresses of the Fortieth Annual Meeting Held at Detroit. Michigan, July 8-12, 1901. Chicago, 1901. P. 66-85.

18 Spalding J.L. An Address, Delivered at the Laying of the Cornerstone of the Catholic University at Washington, D. C„ May 24,h, 1888. Peoria, 1888.

14 Опубликована в виде статьи: Spalding J.L. The University: A Nursery of the Higher Life // The Catholic University Bulletin. 1899. October. Vol. 5. P. 463-486.

3. Официальные документы Ватикана* и католической ifepKeu США. Из официальных документов Ватикана особое значение для исследования имеют постановления римского папы Льва XIII"1 - в первую очередь, обнародованное 22 января 1899 г. апостольское послание "Testern Benevolentiae"22.

4. Светские документы. Из официальных светских документов наибольшую важность представляют: Конституция США23, «Акт о религии» ("An Act concerning Religion") колониальной ассамблеи штата Мэриленд24, Конституция штата Массачусетс25.

В целом, тема данного исследования обеспечена обширной ис-точниковой базой, создающей необходимую основу для решения поставленных задач.

Степень научной разработанности темы (историография). В отечественной исторической науке проблеме становления церков-но-политических взглядов Сполдинга по вопросам взаимоотношения церкви и государства не было уделено специального внимания. Магистерская диссертация А.Г1. Лопухина26 «при благоприятных обстоятельствах могла бы стать прекрасным отправным пунктом исследований американского католицизма в России»" - равно как и исследований, посвященных наследию первого епископа Пеории. К сожалению, вплоть до конца 1960-х годов в России обстоятельства для научного изучения истории католической церкви не были благоприятными28. На протяжении длительного времени отечественным трудам о католицизме зачастую были присущи «догматизм и пропагандистская некомпетентность»" .

20 Здесь и далее для простоты изложения Папский или Святой престол во времена Сполдинга преимущественно обозначен как Ватикан, хотя фактически Ватикан стал синонимом Папского престола лишь с 11 февраля 1929 г., когда возникло государство с одноименным названием.

21 Лев XIII - понтифик, в понтификат которого (1878-1903 гг.) Спеллингом была написана значительная часть трудов.

22 Leo XIII. Testem Benevolentiae // Acta Sanctae Sedis. Vol. 31(1898-1899). P. 470-479.

23 Конституция Соединенных Штатов Америки. M., 1993.

24 Maryland's Act of Religious Toleration, April 21, 1649 // Documents of American Catholic History/Ed. J.T. Ellis. Milwaukee, 19622. P. 112-114.

15 Original Constitution of Massachusetts // The Adjusted Constitution of Massachusetts / Ed. J.N. Trask. Boston. 1884. P. 3-124.

26 Лопухин А.П. Римский католицизм в Америке. Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста римскокатолической церкви в Соединенных Штатах Северной Америки. С-Пб., 1881.

27 Филатов С Б. Католицизм в США (60-80-е годы). М„ 1993. С. 5-6.

25 Там же. С. 5-8.

29 Там же. С. 7-8.

Лишь с конца 1960-х гг. «начинается мучительный процесс возвращения к здравому смыслу и критериям нормальных научных исследований»^0. В результате в конце 70-х - начале 80-х гг. «происходит прорыв в религиоведческих исследованиях в отечественной американистике»31. В первую очередь этот прорыв оказался возможен благодаря трудам A.A. Кисловой32 и С.Б. Филатова^. Филатов обращается к проблематике послания "Testern Benevolen-tiae", справедливо усматривая в факте его опубликования церков-но-политическую подоплеку и указывая на Сполдинга, как на «американиста»34. Тем не менее, с его утверждением относительно «антиинтеллектуализма» современного Спеллингу американского католицизма едва ли возможно согласиться'' .

Первостепенное значение для понимания политических реалий во времена Сполдинга имеют исследования В.В. Согрина .

В зарубежной исторической науке формирование Сполдинга как церковно-политического и общественного деятеля является предметом рассмотрения в первую очередь североамериканской католической историографии.

Вплоть до начала 1960-х гг. интерес к наследию первого епископа Пеории со стороны североамериканских историков не был систематическим37.

Систематическим исследование личности и идей Сполдинга стало лишь в 1960-е - 70-е гг.38 - во многом под влиянием провоз-

30 Там же. С. 6.

31 Там же. С. 8.

32 См., например: Кислова А.А. Социальное христианство в США. М., 1974.

33 Филатов С.Б. Католическая церковь в общественно-политической жизни США (70-80-е годы). М„ 1984.

34 Филатов С.Б. Католическая церковь... С. 42-45; Филатов С.Б. Католицизм... С. 22-24.

35 Филатов С.Б. Католическая церковь... С. 35-36.

36 См., например: Согрин В. В. Исторический опыт США. М., 2010.

37 В период с 1930 по 1962 гг. в университетах США были защищены только две посвященные Сполдингу диссертации: Henthorne М.Е. The Career of the Right Reverend John Lancaster Spalding, Bishop of Peoria, as President of the Irish Catholic Colonization Association of the United States, 1879-1892. Champaign, 1930; Schroll A.C. The Social Thought of John Lancaster Spalding. Wash., 1944.

38 Именно в 1960-е - 70-е гг. была написана большая часть посвященных Сполдингу диссертаций: Schaefer ML. The Sources and Development of John Lancaster Spalding's Educational Theory. St. Louis, 1962; Sweeney D.F. The Life of John Lancaster Spalding. First Bishop of Peoria. 1840-1916.

глашенной II Ватиканским собором идеологической «либерализации», легитимировавшей плюрализм в исторических и богословских исследованиях39. До начала 1970-х гг. к многим составляющим религиозной мысли первого епископа Пеории историки вообще не обращались. В первую очередь это относится к проблеме так называемого «американизма», т. е. конкретных либеральных идей, осужденных римским папой Львом XIII в апостольском послании "Testern Benevolentiae". Яркими образцами американской католической «ревизионистской» литературы, в которых была поставлена и рассмотрена проблема «американизма» Сполдинга, стали диссертационные исследования Д.П. Киллена и Р.Н. Баргера40 -написанные в десятилетие «беспрецедентной продуктивности в изучении американского католицизма» .

С середины 1970-х гг. интерес к наследию первого епископа Пеории пошел на спад и возродился лишь в начале 1990-х гг. Из современных исследований42 наибольшее биографическое значение имеет диссертация У. Голлара .

В целом, из одиннадцати полностью или частично посвященных Сполдингу и защищенных в университетах США и Канады в период с 1930 по 2006 гг. диссертаций нет ни одной, развернуто и последовательно излагающей его учение о церковно-

Wash.. 1963; Grollmes E.E. The Educational Theory of John Lancaster Spalding: The Ideal of Heroism. Boston. 1969.

39 Gleason P. The New Americanism in Catholic Historiography // U.S. Catholic Historian. 1993. Summer. Vol. 11, N 3. The Americanist Controversy: Recent Historical and Theological Perspectives. P. 1-18. P. 8-9.

40 Killen DP. John Spalding's American Understanding of the Church. Milwaukee. 1970: Barger R.N. John Lancaster Spalding: Catholic Educator and Social Emissary. Urbana. 1976.

41 Tentkr LAV. On the Margins: The State of American Catholic History // American Quarterly. 1993. March. Vol. 45, N 1. P. 104-127. P. 104.

42 Chiola R.L. The Fundamental Theology of John Lancaster Spalding: the Presence of God and Nineteenth-Century Romanticism. St. Louis, 1991; Collar C.W. John Lancaster Spalding's Religious Anthropology: The Genesis of an American Catholic Understanding of the Human Person. Toronto, 1994; Sandweg M.J. D. The Idea of a University - a Comparative View of John Henry Cardinal Newman and John Lancaster Spalding. St. Louis, 1995; Byerley T.E. New Testament Models of Evangelization and Their Expression in American Catholicism. N.Y., 2006. P. 150-180.

43 Gotlar C. W. John Lancaster Spalding's Religious Anthropology: The Genesis of an American Catholic Understanding of the Human Person. Toronto, 1994.

государственных отношениях. То же самое можно сказать и в отношении посвященных первому епископу Пеории статей44.

Приводимый в диссертации обзор степени научной разработанности темы показывает, что ни в рамках отечественной, ни в рамках западной историографии не было представлено ни одного исследования, развернуто излагающего церковно-политическую мысль Сполдинга. К учению Сполдинга о церкви и государстве исследователи обращались лишь опосредованно: либо в связи с ключевыми событиями биографии первого епископа Пеории, либо в связи с его образовательными и социальными идеями.

Практическая значимость исследования. Диссертационное исследование имеет большую практическую значимость, обусловленную актуальностью проблемы взаимодействия духовной и светской власти для современной общественной жизни в России. В XXI в., «когда роль религии в постсоветском обществе значительно возросла, как никогда важно осмыслить опыт взаимоотношений церкви с государствами с различными формами правления, будь то монархия или республика, демократия или авторитарные режимы» . Соответственно, важным представляется и обращение к трудам Сполдинга, раскрывающим его восприятие взаимоотношений католической церкви с демократическим государством.

Кроме того, диссертация может быть использована в качестве материала для подготовки учебных пособий, лекционных курсов и семинарских занятий.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в выступлениях на заседаниях Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН и академических семинарах, а также получили отражение в статьях, опубликованных в научных изданиях, входящих в утвержденный ВАК РФ перечень рецензируемых журналов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, подразделенных на параграфы и подпараграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.

44 Тем не менее, определенный интерес для исследования представляют статьи Т.Т. Макавоя и JI.A. Нолан: McAvoy Т.Т. Bishop John Lancaster Spalding and the Catholic Minority (1877-1908) // The Review of Politics. 1950. January. Vol. 12, N 1. P. 3-19; Nolan L.A. John Lancaster Spalding (18401916): a Catalyst for Social Reform // Catholic Education: A Journal of Inquiry and Practice. 2005. December. Vol. 9, N 2. P. 178-197.

45 Токарева E.C. Церковь и фашистский режим: феномен Италии, 1922— 1943. М.. 2002. С. 4.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновываются актуальность, научная значимость и новизна исследования, формулируются его предмет, цель, задачи и ключевые положения, излагается методологическая основа исследования, обосновывается его практическая значимость, дается характеристика использованных источников и степень научной изученности темы.

В первой главе «Джон Ланкастер Сиолдинг и исторический контекст эпохи» рассмотрены ключевые внутренние проблемы американского католицизма в XIX - начале XX вв., а именно, рост католической церкви за счет иммиграции и обострение католиче-ско-протестантских отношений.

Как показано в диссертации, время церковной и политической активности Сполдинга приходится на период стремительного распространения католицизма на территории Северной Америки - в первую очередь за счет иммиграции. Рост в США католицизма не был безболезненным, приведя к обострению отношений между католиками и протестантами. Последние часто усматривали в увеличении в США числа иммигрантов-католиков экономическую, политическую, социальную и идеологическую угрозу. Время церковного служения первого епископа Пеории было отмечено новым витком напряженности в католическо-протестантских отношениях

(§ 1Л).

После описания проблем современной Сполдингу эпохи предпринята попытка вписать в ее контекст его биографию. Церковная, социальная и образовательная деятельность Сполдинга имела огромное значение для развития современного ему американского католицизма. Тот факт, что к мнению первого епископа Пеории прислушивался президент США Т. Рузвельт4 , свидетельствует о его превращении к началу XX в. в фигуру национального масштаба. Этому в первую очередь способствовал интерес Сполдинга не только к проблемам диоцеза Пеории и штата Иллинойс, но и к вопросам общенациональным - образовательным, демографическим,

социальным (§ 1.2).

В связи с событиями биографии первого епископа Пеории поставлена проблема его отношений с Ватиканом. Ее актуальность обусловлена тем, что, обосновывая соответствующую США модель взаимоотношений церкви и государства, Сполдинг зачастую высказывал суждения, вызывавшие настороженную реакцию со стороны официального Ватикана (§ 1.3).

Roosevelt T. An Autobiography. N.Y., 19192. P. 509; Klein F. In the Land of the Strenuous Life. Chicago. 1905. P. 244.

Вторая глава «Джон Ланкастер Сполдинг об институтах церкви и государства и их соотношении» посвящена описанию ключевых составляющих учения первого епископа Пеории о взаимоотношениях духовной и светской власти и о положении по отношению к ним члена церкви.

Как показано в диссертации, обращаясь к истории американского государства, Сполдинг предлагает идеологическое основание социально-политической легитимности католиков в американском обществе. Поиск в истории США обоснования католической социальной, политической и религиозной идентичности занимает важное место в церковно-политической мысли первого епископа Пеории. Он особо отмечает религиозную мотивацию первооткрывателя североамериканского континента X. Колумба и политика Ч. Кэрролла, называет первых католических колонистов Мэриленда первопроходцами религиозной свободы в Новом Свете.

Наряду с обращением Сполдинга к колониальной истории США, исследуется его оценка развития американского католицизма за столетний период - с момента принятия в 1776 г. Вторым Континентальным конгрессом Декларации независимости США до 1876 г. Хотя и сомневаясь в эффективности реализации на практике 1-й поправки к Конституции США47, первый епископ Пеории, тем не менее, считает, что в современную ему эпоху в рамках американского демократического государства католикам предоставлены благоприятные условия для служения в интересах католической церкви, которая обладает всеми возможностями для долгосрочного стабильного развития. Ключевым фактором, способствовавшим изменению политики государства в сторону меньшего вмешательства в религиозные дела и наделения церкви большей свободой, Сполдинг считает влияние на политическую систему США так называемой «светской теории государства» Т. Джеффер-сона, обосновывающей независимое существование духовной и светской власти (§ 2.1).

Истоки представления об отделении церкви от государства первый епископ Пеории усматривает в учении Христа, которое утверждает независимость религии от какого бы то ни было контроля со стороны светских правителей. Выступая за полное разделение церкви и государства, Сполдинг указывает как на общие цели и задачи обоих институтов, так и на необходимость их деятельного взаимодействия. По его мнению, существуя независимо,

47 Согласно поправке, «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной» (Конституция Соединенных Штатов Америки... С. 19).

церковь и государство могут активно сотрудничать ради общественного благоденствия (§ 2.2).

Несмотря на сомнения в эффективности 1-й поправки к Конституции, Сполдинг обосновывает тесную взаимосвязь между учением католической церкви и основополагающими принципами политического устройства США, между идеалами католицизма и американской демократии. Он подчеркивает огромное консолидирующее значение для американского государства католической религии, внушающей любому католику стойкое неприятие политических разделений (§ 2.3).

Соответственно, отстаивая право католической церкви на собственную систему образования, первый епископ Пеории не стремится к ее противопоставлению усилиям государства в образовательной сфере. В его представлении конфессиональная система образования не противопоставлена государственной, но является ключевым фактором католической идентичности в американском обществе. Утверждая ее, Сполдинг приписывает институтам церкви, семьи и государства первостепенное образовательное значение (§ 2.4).

Особенно важной для образования первый епископ Пеории считает деятельность мирян. Сполдинг предвидит возрастающую потребность церкви в работающих в области образования католических мирянах. Он убежден, что в условиях американского демократического государства их деятельность имеет первостепенное значение для католической церкви - в некоторых отношениях даже большее, чем значение духовенства (§ 2.5).

Подчеркивая вовлеченность мирян в жизнь американского общества, Сполдинг опровергает разделяемое его протестантскими современниками утверждение о том, что преданность католиков США одновременно институтам церкви и государства способна разрушить социально-политическое единство нации, поскольку предполагает с их стороны «разделенную» лояльность — по отношению как к римскому папе, так и к американскому государству. Указывая на «двойную, но не разделенную» лояльность католика, первый епископ Пеории обосновывает возможность служения одновременно на благо и церкви, и государства. Сполдингу - который и сам деятельно являл пример «двойной» лояльности - было важно донести до своих соотечественников простую вещь: что члены католической церкви могут быть одновременно американцами, в то же время оставаясь верными католиками. По мнению Сполдинга, ни церковь, ни государство не стремятся поглотить всего человека. Соответственно, и в представлении католика ло-

яльность по отношению к церкви и патриотизм по отношению к государству не являются взаимоисключающими (§ 2.6).

Отмечая активное участие католиков в жизни американской республики, первый епископ Пеории утверждает и исключительную роль католической церкви в созидании христианской цивилизации. По мнению Сполдинга, влияние церкви на идеи, мнения, нравственные устои и институты христианских наций является определяющим фактором их исторического существования. Он убежден, что только цивилизация, опирающаяся на разделяемые католической церковью нравственные ценности, способна стать основанием стабильного развития демократического государства (§ 2.7).

При рассмотрении вклада католицизма в становление современной цивилизации первый епископ Пеории уделяет первостепенное внимание институту папства. Не стремясь проводить аналогии между средневековым консолидирующим значением папства и его влиянием на церковно-государственные отношения в современную эпоху, Сполдинг указывает на аполитичность догмата о папской непогрешимости48. Так он опровергает присущее протестантам восприятие Ватикана в качестве источника политического влияния на внутреннюю жизнь различных государств. Утверждение Сполдинга о том, что догматическое определение 1870 г. не предполагает посягательства папства на вмешательство в государственные дела, было призвано успокоить современных ему американских протестантов, все еще воспринимавших Ватикан в качестве источника иностранного влияния на политическую жизнь США (§2.8).

Необходимостью обоснования как «двойной» лояльности католика, так и аполитичности римского папы во многом обусловлена и критика Спеллингом учреждения в США Апостольской делегации - дипломатического представительства Папского престола. Первый епископ Пеории небезосновательно опасался, что прибы-

48 Имеется ввиду принятый в 1870 г. на I Ватиканском соборе догмат о непогрешимости (безошибочности) папы в тех случаях, когда он официально с кафедры (ex cathedra) высказывает суждения по вопросам веры и нравственности (Concilium Vaticanum. Constitute dogmalica I de Ecclesia Christi // Denzinger H. Enchiridion Symbolorum Definitionum et Declara-tionum de Rebus Fidei et Morum. Friburgi Brisgoviae, 1911P. 482^190. P. 490). Для простоты изложения данный догмат в автореферате назван «догматом о папской непогрешимости» - без указания условий, при которых, согласно учению I Ватиканского собора, вступает в действие непогрешимость римского папы.

тие в страну апостольского делегата ознаменуют новый виток напряженности в межконфессиональных отношениях (§ 2.9).

Критика Сполдингом учреждения в США Апостольской делегации ставит проблему влияния демократических идей на его понимание церкви. Отстаивая права американского епископата в области местного церковного управления, первый епископ Пеории, тем не менее, выступает категорически против расширения прав американских приходских священников. Хотя демократические идеи и оказали влияние на восприятие Сполдингом католицизма, он не стремится к реформированию на их основании организационного устройства церкви, усматривая в нем органичное сочетание принципов монархии, аристократии и демократии. Сложность позиции первого епископа Пеории состоит в том, что в восприятии католицизма он не был ни последовательным «консерватором», ни последовательным «либералом»49 (§ 2.10).

Указывая на сочетание в жизни католической церкви монархического и демократического начал, Сполдинг утверждает ее исключительное значение для преодоления политического кризиса, охватившего во второй половине XIX в. различные католические страны с разными формами правления. Отдельные проявления утраты населением чувства почтения по отношению к государству первый епископ Пеории обнаруживает и среди современных ему американских граждан, не сохранивших присущего их предшественникам не просто почтительного, но сакрального отношения к основному закону страны - ее Конституции. По мнению Сполдин-га, в сложившейся ситуации лишь католическая церковь способна вернуть гражданам подлинное восприятие основного документа государства (§2.11).

Не идеализируя общественно-политическую жизнь американской нации, Сполдинг не идеализирует и внешнюю политику американской республики, о чем свидетельствует его критика аннексии Соединенными Штатами Филиппин в результате испано-американской (1898 г.) и американо-филиппинской (1899-1901 гг.) войн. В аннексии Филиппин первый епископ Пеории усматривает нивелирование демократических идеалов, которые США последовательно утверждали с момента обретения независимости. Он убежден в том, что ценности американской демократии невозможно навязать путем насилия (§ 2.12).

Подвергая критике империалистическую внешнюю политику американской республики, Сполдинг отвергает любые ее притязания на то, чтобы именоваться империей. В то же время он неодно-

40 КШеп й.Р. Атеп'сагшт КеУ1811ес1... Р. 413.

кратно подчеркивает имперский характер католической церкви, называя ее всемирным духовным царствием, возглавляемым римским папой. Двояко раскрывая понятие «царствие» - как указывающее на церковь «царствие Божье в этом мире» и как обозначающее идеал справедливого мироустройства «царствие небесное на земле» - Сполдинг неизменно соотносит его с жизнью государства и общества (§ 2.13).

Обосновывая значение «царствия Божьего в этом мире» для социальной жизни современных ему Соединенных Штатов, первый епископ Пеории постоянно подчеркивает неизменность католической церкви как института, природа которого не зависит от социально-политических изменений в жизни общества. Как и в случае с критикой Сполдингом учреждения в США Апостольской делегации его учение о неизменности церкви во многом становится откликом на полемические дискуссии на страницах журнала "The North American Review" о месте католической церкви в жизни американского общества и лояльности католиков США по отношению к государственной власти. По мнению Сполдинга, основанием неизменности церкви служит ее органическое устроение: церковь Христова не могла исчезнуть со смертью апостолов и Его непосредственных учеников, но она была и остается «органическим телом», которому уготовано существование из эпохи в эпоху, даже до скончания времен (§ 2.14).

В третьей главе «Учение Джона Ланкастера Сполдинга о соотношении церкви и государства в свете европейской и североамериканской католической мысли» рассмотрены идейные истоки церковно-политической мысли Сполдинга: томизм и американская католическая мысль XIX в.

Как показано в диссертации, при описании развития церкви в условиях демократического государства первый епископ Пеории во многом опирается на учение крупнейшего мыслителя Средневековья и святого католической церкви Фомы Аквинского. К учению основателя томизма восходят утверждения Сполдинга о том, что целью существования всего общества является стяжание человеком спасения в настоящей и будущей жизни; что в устроении церкви органично сочетаются элементы монархии, аристократии и демократии; что между институтами церкви, семьи и государства существует органическая взаимосвязь; что человек является существом социальным, существующим в обществе в первую очередь не ради собственных эгоистических интересов, но ради интересов окружающих его людей; что усилия церкви, государства и общества должны быть направлены на достижение общественного блага. Наконец, на учение Фомы Аквинского Сполдинг ссылается, ука-

зывая на значение как для церкви, так и для государства принципа толерантности и свободы совести (§ 3.1).

Наряду с томизмом на первого епископа Пеории оказала значительное влияние современная ему традиция американской католической мысли XIX в. в лице ее наиболее видных представителей -O.A. Браунсона и священника И.Т. Хекера. Между учением Браун-сона, Хекера и Сполдинга можно выделить целый ряд параллелей. Как и Сполдинг, Браунсон и Хекер прилагают значительные усилия для идеологического обоснования сложившихся в американском государстве церковно-политических реалий, утверждая, что в США церковь, хотя и существует независимо от государства, тем не менее, способна эффективно с ним сотрудничать. Церковно-политическую мысль Сполдинга, Браунсона и Хекера объединяют: значительное внимание, уделяемое обоснованию «двойной» лояльности католика и теме патриотизма - по отношению одновременно и к духовной, и к светской власти; представление о том, что свободная добродетельная жизнь невозможна вне церкви и вне демократического государства; указание на исключительную роль католицизма в деле созидания христианской цивилизации; аполо-гетичность по отношению к лишенным внутреннего единства протестантским деноминациям, проявляющаяся в убежденности в том, что в отличие от протестантизма лишь католическая церковь может стать основанием стабильного демократического развития. Подобно Сполдингу, Браунсон и Хекер обосновывают видимое явление христианства, как царствия Божьего на земле, и неоднократно обращаются при описании церкви к образу неизменного

«организма» (§ 3.2).

Подобно Браунсону и Хекеру, в обосновании американского опыта церкви Сполдинг выходит далеко за рамки современной ему европейской католической политической мысли, в первую очередь представленной в энцикликах и апостольских посланиях римского папы Льва XIII. В целом, на основании рассмотрения учения Льва XIII о соотношении церкви и государства можно сделать вывод о его последовательном неприятии их разделения. Отношение к независимому существованию духовной и светской власти является ключевым моментом расхождения между церковно-политическими взглядами Сполдинга и Льва XIII (§ 3.3).

Последовательно отстаивая представление о разделении церкви и государства, Сполдинг мыслит церковно-государственные отношения в русле традиции американской католической мысли XVIII - XIX вв., восходящей к первому епископу и архиепископу США Д. Кэрроллу. Позиция же Льва XIII всецело вписывается в контекст идеологического развития современного ему католицизма

европейского. Диаметрально противоположное отношение Спол-динга и Льва XIII к отделению церкви от государства было обусловлено фундаментальными различиями между двумя политическими традициями - европейской и североамериканской (§ 3.4).

Четвертая глава «"Testern Benevolentiae" и церковно-политические истоки «американизма» Джона Ланкастера Сполдинга» посвящена выявлению церковно-политических основ «американизма» первого епископа Пеории.

Под «американизмом» понимаются критикуемые Львом XIII в апостольском послании "Testern Benevolentiae" конкретные либеральные мнения, опасность распространения которых понтифик усмотрел среди современных ему американских католиков. Непосредственным поводом к обнародованию "Testern Benevolentiae" стала публикация в 1897 г. французского перевода биографии Хе-кера, в котором Лев XIII усмотрел наличие «американистских» идей50. С точки зрения содержания «американизм» указывает на теоретические взгляды, обосновывающие отношения между католицизмом и культурной средой, в которой он существует51. Осудив «американизм», "Testern Benevolentiae" ознаменовало единственный случай в истории Католической церкви США, когда Ватиканом была поставлена под сомнение ортодоксальность ее идеологического развития (§ 4.1).

Вплоть до 1940-х гг. американские исследователи предпочитали обходить молчанием проблему существования «американизма»52. Вне рассмотрения оставалось и соотношение взглядов Сполдинга с положениями "Testern Benevolentiae". Переломным стал 1943 г., когда американский историк Т. Макавой опубликовал статью, положившую начало систематическому изучению «американизма» в рамках американской историографии 5\

В американской историографии существуют две традиции восприятия «американизма». Первая традиция, восходящая к трудам таких историков, как Макавой5"® и В. Холден55, утверждает, что

50 Elliott W. Le Père Hecker, Fondateur des "Paulistes'' Américains, 18191888. Traduit et Adapté de l'Anglais avec Autorisation de l'Auteur. Introduction par Mgr. Ireland. Préface par l'Abbé Félix Klein. P., 1897.

51 Weigel G. Americanism II Sacramentum Mundi: An Encyclopedia of Theology / Ed. K. Rahner et al. Vol. I. N.Y.. 1968. P. 19; uht. no: Barger R.N. John Lancaster Spalding... P. 78.

52 Gleason P. The New Americanism in Catholic Historiography... P. 1.

5j McAvoy T.T. Americanism and Frontier Catholicism II The Review of Politics. 1943. July. Vol. 5, N 3. P. 275-301.

54 McAvov T.T. The Formation of the Catholic Minority in the United States. 1820— 1860 //The Review of Politics. 1948. January. Vol. 10,N 1. P. 13-34. P. 13.

осужденного в "Testern Benevolentiae" «американизма» в действительности не существовало, и что Сполдинг не был «американистом» (Д.Т. Эллис56, Д.Л. Моррисон57). Вторая традиция, представленная Д. Килленом и Р. Баргером, утверждает, что между взглядами первого епископа Пеории и положениями "Testern Benevolentiae" имеются серьезные расхождения, и, что, соответственно, Сполдинг был «американистом»58.

Хотя факт наличия существенных идеологических расхождений между позициями Сполдинга и "Testern Benevolentiae" был убедительно обоснован Килленом и Баргером, ни один из них последовательно не рассматривает «американизм» первого епископа Пеории в связи с проблемой отношений церкви и государства. Киллен обращается к ней лишь эпизодически5 , главным образом сосредотачивая внимание на сравнении положений "Testern Benevolentiae" с экклезиологией Сполдинга в целом6 . Баргер уделяет церковно-политической тематике еще меньше внимания , рассматривая расхождения Сполдинга с учением послания в первую очередь в связи с богословскими истоками его образовательной мысли62.

Таким образом, последовательного изложения церковно-политических основ «американизма» Сполдинга до сих пор представлено не было. Именно это является предметом рассмотрения настоящей главы, которая, хотя и опирается на исследования Кил-лена и Баргера в формулировании большей части расхождений между позициями Сполдинга и "Testern Benevolentiae", тем не менее, во многом их дополняет, последовательно рассматривая «американизм» Сполдинга исключительно в связи с его церковно-политической мыслью, в первую очередь, в связи с проблемой обоснования «двойной» лояльности католика (§ 4.2).

55 Holden l'.F. A Myth in "L'Américanisme" // The Catholic Historical Review. 1945. July. Vol. 31. N2. P. 154-170. P. 154, 170.

56 Ellis J.T. John Lancaster Spalding: First Bishop of Peoria. American Educator. Milwaukee, 1961. P. 79.

57 Morrison J.L. Spalding, John Lancaster // New Catholic Encyclopedia. Wash.. 2003 '. P. 401-403. P. 403.

58 Killen D.P. John Spalding's American Understanding of the Church... P. 268; Killen D.P. Americanism Revisited... P. 453; Barger R.N. John Lancaster Spalding... P. 100.

59 Killen D.P. Americanism Revisited... P. 422. 425. 432, 436-437; Killen D.P. John Spalding's American Understanding of the Church... P. 224, 229. 240-244.

60 Ibid. P. 269-275.

61 Barger R.N. John Lancaster Spalding... P. 91, 95.

62 Ibid. P. 101.

Как показано в диссертации, первый епископ Пеории подчеркивает тесную взаимосвязь между католицизмом и «духом времени», одним из проявлений которого он называет разделение церкви и государства, что вступает в противоречие с учением послания "Testern Benevolentiae", недвусмысленно противопоставляющего церковь духу «нашего времени». Утверждаемый Сполдингом идеал существования церкви в современном мире, в соответствии с которым она обязана приспосабливаться к нуждам и потребностям «духа времени», проистекает из характерного для него восприятия демократии, как формы правления, с одной стороны, органически связанной с католицизмом, а с другой стороны, обновляющей современное общество в соответствии с демократическими ценностями. Различное отношение Сполдинга и Льва XIII к «духу времени» в первую очередь обусловлено тем, что в стремлении к идеологическому сближению демократии и католицизма первый епископ Пеории пытается преодолеть разрыв между столетней историей США и многовековой историей католической церкви.

Опасения Льва XIII в связи с негативным влиянием на церковь «духа времени» проявляются в обращении "Testern Benevolentiae" к добродетелям: четырем естественным или главным (благоразумие, справедливость, стойкость (мужество), умеренность). И трем сверхъестественным или богословским (вера, надежда, любовь). Понтифик критикует тех, кто считает естественные добродетели более необходимыми для современного человека по сравнению с добродетелями сверхъестественными. Отдельные утверждения Сполдинга свидетельствуют о том, что он, в отличие от Льва XIII, придает естественным добродетелям особое значение, полагая, что - по сравнению со сверхъестественными — они представляют большую важность для современного ему члена церкви и государства. В церковно-политической мысли первого епископа Пеории первостепенное значение естественных добродетелей проистекает из их восприятия в качестве не просто христианских, но добродетелей государственных, что становится ключевой составляющей его учения о «двойной» лояльности.

Осуждая чрезмерное внимание к естественным добродетелям, Лев XIII порицает и наименование евангельских добродетелей, таких как смирение и послушание, «пассивными», а соответственно, и разделение всех добродетелей на «пассивные» - наиболее уместные в прошлом - и «активные» - наиболее необходимые в современную эпоху. Сполдинг дважды называет евангельские добродетели «пассивными», что вступает в противоречие с позицией "Testern Benevolentiae". Тем не менее, он не считает их малозначимыми в современную ему эпоху и подчеркивает первосте-

пенное значение «пассивной» добродетели послушания для католика, как члена церкви и гражданина государства, что оказывается развитием его учения о «двойной» лояльности. Соответственно, утверждение Баргера о том, что к 1900 г. Сполдинг «разделял все осужденные "Testern Benevolentiae"» заблуждения, представляется несколько преувеличенным63.

Критикуя разделение добродетелей на «активные» и «пассивные», Лев XIII считает его следствием пренебрежительное отношение к монашеской жизни. Он отвергает представление о том, что монашеские обеты чужды «духу времени», поскольку ограничивают человеческую свободу. Понтифик убежден, что члены церкви, ведущие активный образ жизни, и члены церкви, в уединении предающиеся молитве и посту, заслуживают одинакового почитания со стороны человеческого общества. Первый епископ Пеории разделяет присущее "Testern Benevolentiae" почтительное отношение к монашеским обетам. Тем не менее, первостепенное значение в его церковно-политической мысли приобретает не монашеская созерцательная жизнь, но активная деятельность духовенства в обществе. В условиях американского государства второй половины XIX - начала XX вв. утверждаемая Сполдингом модель активного социального поведения священнослужителя оказывалась единственно возможной и фактически становилась фактором выживания американского католицизма в многоконфессиональном обществе. Эта модель является логическим следствием учения Сполдинга о «двойной» лояльности католика, отличаясь по тональности от позиции послания "Testern Benevolentiae", акцентирующего внимание на значении для жизни общества созерцательной монашеской жизни (§ 4.3).

В заключении обобщены и систематизированы итоги исследования, исходя из его ключевых положений, выносимых на защиту, поставленных цели и задач, с учетом выводов отдельных подпара-графов, параграфов и глав. Представлены основные выводы, которые сводятся к следующему:

1. Во времена Сполдинга католической церкви США было нужно дать удовлетворительный ответ на три ключевые проблемы, а именно: стремительный рост церкви за счет иммиграции, периодические обострения католическо-протестантских взаимоотношений, отношения с Ватиканом. Проблемы были тесно взаимосвязаны и неизменно ставили американский католицизм перед необходимостью идеологического обоснования соответствующей США модели взаимоотношений церкви и государства - наряду с правом

63 Ibid. Р. 100.

католиков на полноценное участие в жизни американского общества. Поэтому, обращаясь к актуальным для современной ему эпохи политическим, социальным и образовательным проблемам, Сполдинг неизменно уделяет значительное внимание осмыслению соотношения духовной и светской власти.

Церковно-политическое наследие первого епископа Пеории имеет огромное значение для идеологического становления американского католицизма. Осмысление им развития католической церкви в условиях американской демократии в первую очередь является попыткой идеологического обоснования права католического населения США на полноценное участие в религиозной, образовательной, социальной и политической жизни страны. Подчеркивая «двойную, но не разделенную» лояльность католика, Сполдинг обосновывает возможность служения одновременно на благо и церкви, и государства. Указывая на близость католицизма и демократии, он, тем не менее, не идеализирует ни жизнь современного ему американского общества, ни политику современного ему американского государства.

Сполдинг, с одной стороны, во многом способствовал снижению в США напряженности в католическо-протестантских отношениях, поскольку в первую очередь благодаря его трудам американские протестанты получали развернутое представление о соотношении католицизма и демократической формы правления. С другой стороны, он, несомненно, являлся ярким католическим апологетом, последовательно отстаивавшим католические ценности.

2. В поиске идеального соотношения католицизма и демократии первый епископ Пеории во многом опирается на уже существующую католическую традицию. Его церковно-политическая мысль испытала двоякое влияние. С одной стороны, влияние средневековой европейской политической традиции в лице Фомы Аквин-ского. С другой стороны, влияние американской политической мысли XIX в. в лице его старших современников Браунсона и Хекера.

Вписываясь в рамки сложившейся в США католической интеллектуальной традиции, учение Сполдинга о независимом существовании духовной и светской власти вступает в противоречие с современной ему европейской церковно-политической мыслью в лице римского папы Льва XIII и других представителей высшего католического духовенства Европы.

3. Расхождения первого епископа Пеории с учением апостольского послания "Testern Benevolentiae" во многом имеют цер-ковно-политическую подоплеку, свидетельствуя о различном понимании путей развития церкви в американском демократическом государстве. Этические утверждения Сполдинга раскрывают в нем

«американиста» в церковно-политическом отношении, являясь логическим следствием учения о «двойной» лояльности католика. Подчеркивая государственное, общественное и церковное значение добродетельной жизни, он идеологически обосновывает лояльность члена церкви по отношению и к духовной, и к светской власти. Утверждаемая Сполдингом модель поведения американского католика оказывается единственно возможной в условиях многоконфессионального демократического государства. Наряду с этическими утверждениями Сполдинга логическим следствием его учения о «двойной» лояльности является модель активного социального служения духовенства.

В целом, церковно-политическое наследие первого епископа Пеории свидетельствует о необходимости внесения корректив в восприятие современного ему американского католицизма, как наименее развитой в интеллектуальном отношении католической традиции, которой был присущ «антиинтеллектуализм». Труды Сполдинга свидетельствуют об обратном. Идеологически обосновывая демократическую позицию католической церкви США, он никогда не делал этого робко или с опаской. На страницах американской прессы и в публичных выступлениях он четко формулировал католическую позицию в отношении актуальных политических, социальных и образовательных проблем современной ему эпохи. Сполдинг вступал в полемику и с антикатолическими организациями, идеологически обосновывая право католиков США на полноценное участие в жизни американского общества. Само количество трудов Сполдинга свидетельствует о том, что фактические условия существования католической церкви в США не только не препятствовали развитию в ее рамках богословской и социальной мысли, но, напротив, ей благоприятствовали. Точно также как и в Европе, в США католическая церковь была вовлечена в идейную борьбу. Эта борьба велась с мировоззрением коренных американцев-протестантов, которые неизменно ставили под сомнение совместимость католицизма и демократии, а также лояльность католиков по отношению к американскому государству. Соответственно, под давлением протестантизма Сполдингу и его католическим современникам приходилось давать четкие ответы на сложные вопросы относительно «двойной» лояльности католика по отношению одновременно и к духовной, и к светской власти.

Безусловно, на рубеже Х1Х-ХХ вв. по уровню интеллектуального развития молодой американский католицизм уступал многовековому католицизму европейскому. Тем не менее, и в его рамках в ту эпоху уже существовала устойчивая интеллектуальная тради-

ция, наиболее ярким представителем которой был первый епископ Пеории.

В библиографии приводятся списки источников и литературы, использованных при написании работы.

Основные выводы и положения диссертации получили отражение в публикациях в журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1. Мякшин В.А. Церковь и государство в церковно-политической мысли Джона Ланкастера Сполдинга // Вестник ПСТГУ. Серия 2. 4(47). 2012. С. 70-86

2. Мякшин В.А. Церковь и государство в экклезиологии Исаака Томаса Хекера // Вестник ПСТГУ. Серия 2. 1(44). 2012. С. 88-108.

3. Мякшин В.А. [Рецензия на книгу]: Николе Э. Контуры католического богословия. Введение в его источники, принципы и историю. М: ББИ, 2009 (Современное богословие). X, 432 с. // Вестник ПСТГУ. Серия 1. 2(30). 2010. С. 118-121.

4. Мякшин В.А. [Рецензия на книгу]: Cunningham L.S. An Introduction to Catholicism. N.Y.: Cambridge University Press, 2009. (Introduction to Religion). XI, 296 p. // Вестник ПСТГУ Серия 1. 4(32). 2010. С. 129-133.

5. Мякшин В.А. [Рецензия на книгу]: Allen J.L., Jr. The Future Church: How Ten Trends Are Revolutionizing the Catholic Church. N.Y.: Doubleday, 2009. VIII, 469 p. // Вестник ПСТГУ. Серия 1. 5(37). 201 l.C. 129-135.

Зак. M« У/£ОбъемdjS'n.n. Тир.^экз. ИВИ РАН, Ленинский пр-т, 32-а

 

Текст диссертации на тему "Церковь и государство в церковно-политической мысли Джона Ланкастера Сполдинга"

Российская академия наук Институт всеобщей истории

04201355437 На правах рукописи

Мякшин Василий Александрович

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДЖОНА ЛАНКАСТЕРА СПОЛДИНГА

Специальность 07.00.03 - всеобщая история (новое время)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических наук Токарева Евгения Сергеевна

Москва —2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. Джон Ланкастер Сполдинг и исторический контекст эпохи 50 1.10сновные проблемы американского католицизма в XIX - начале XX вв.

1.1.1 Рост католической церкви США за счет иммиграции

1.1.2 Католическо-протестантские отношения 1.2 Джон Ланкастер Сполдинг в контексте эпохи

1.3Проблема отношений Сполдинга и американского католицизма с Ватиканом

1.4Выводы первой главы 81

ГЛАВА 2. Джон Ланкастер Сполдинг об институтах церкви и государства и их соотношении 83

2.1История католической церкви США и американского государства 83

2.1.1 Поиск католической идентичности в истории США 83

2.1.2 Развитие американского католицизма за столетний период (17761876 гг.) 93

2.2Независимость церкви от государства 100

2.33начение католицизма для демократии и республиканизма 105

2.40бразование в жизни церкви и государства 111

2.5 Церковное положение мирян в демократическом государстве 119 2.6Проблема «двойной лояльности» 122

2.7Роль церкви в созидании современной цивилизации 128

2.8Влияние догмата о папской непогрешимости на церковно-государственные отношения 131

2.9Учреждение в США Апостольской делегации 134

2.10 Демократия в церкви 139

2.11 Церковь и кризисные явления в жизни демократического общества 144

2.12 Империалистическая политика США 147

2.13 Церковь как «царствие» и идеал демократического общества 152

2.14 Историческая неизменность церкви 157

2.15 Выводы второй главы 165 ГЛАВА 3. Учение Джона Ланкастера Сполдинга о соотношении церкви и государства в свете европейской и североамериканской католической мысли 167 3.1Влияние томизма на церковно-политическую мысль Сполдинга 167 3.2Влияние американской католической мысли XIX в. на церковно-

политическую мысль Сполдинга 171

3.3 Сполдинг и Лев XIII о независимости церкви от государства 179

3.4 Церковно-политические взгляды Сполдинга и Льва XIII в контексте европейской и североамериканской католических политических традиций 184

3.5Выводы третьей главы 189

ГЛАВА 4. "Testern Benevolentiae" и церковно-политические истоки «американизма» Джона Ланкастера Сполдинга 191

4.1 Проблематика "Testern Benevolentiae" 191

4.2 «Старая» и «новая» американистская историография 192

4.3 Церковно-политические истоки «американизма» Джона Ланкастера Сполдинга 201

4.3.1 Существование церкви в современную эпоху 201

4.3.2 Церковно-государственное значение естественных и сверхъестественных добродетелей 206

4.3.3 Церковно-государственное значение активных и пассивных добродетелей 213

4.3.4 Отношение к монашескому и священническому служению 219

4.4 Выводы четвертой главы 224 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 226 БИБЛИОГРАФИЯ 234

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и научная значимость исследования. В истории католической церкви США выделяются три ключевых «переходных» периода, в которые взаимодействие католицизма и американской культуры было «наиболее глубоким и ощутимым», ознаменовав значительные изменения в «системе католических ценностей»1. Первый период -восходящая к Войне за независимость США (1775-1783 гг.)2 «эпоха демократической революции» (1780-1820 гг.) - был временем существенных политических и религиозных преобразований в жизни американской нации, когда идеи демократии и просвещения стали оказывать все большее влияние на мировоззрение католиков США3. Второй период - с 1880 по 1917 гг. -период быстрых демографических, социальных, научных и интеллектуальных изменений, оказывавших влияние на жизнь не только американского государства, но и католической церкви5. Третий период -период после Второй мировой войны (1950-1960 гг.) - был также ознаменован значительными изменениями - социальными и культурными -которые стремительно меняли жизнь как американского общества, так и католической церкви США6.

Несмотря на огромное значение для американского католицизма всех трех «переходных» периодов, наиболее значимым для его идеологического становления представляется второй период. Он стал возможен благодаря

1 Dolan J.P. The Search for an American Catholicism // The Catholic Historical Review. 1996. April. Vol. 82, N 2. P. 169-186. P. 173.

2 Другое название Войны за независимость США - Американская революция.

3 Dolan J.P. The Search for an American Catholicism... P. 174-177.

4 Год вступления США в Первую мировую войну.

5 Dolan J.P. The Search for an American Catholicism... P. 178-182.

6 Dolan J.P. The Search for an American Catholicism... P. 182-186. На эти три переломных «переходных» периода Д.П. Долан указывал в 1996 г. Кроме того, в 1973 г. он называл «ключевой эпохой» американской католической истории «средние десятилетия девятнадцатого столетия» (Dolan J.P. A Critical Period in American Catholicism // The Review of Politics. 1973. October. Vol. 35, N 4. P. 523-536. P. 523).

4

начавшемуся в середине XIX в. «поступательному развитию» католической

п

церкви на территории США . В результате во второй половине XIX в. она достигла доселе невиданного роста и нуждалась в систематизации и осмыслении своего опыта существования в условиях американского государства. Соответственно, в ту эпоху ни одна из проблем не вызывала столь значительного интереса и столь бурного обсуждения, как поиск идеальной модели взаимоотношений церкви и государства8. Актуальность проблемы была обусловлена тем, что американский католицизм, впервые в истории католической церкви столкнувшись с дилеммой ее существования в условиях демократического государства, представил модель взаимодействия церкви со светской властью, которая во многом не вписывалась в рамки церковно-государственных отношений, сложившихся на территории Европы9.

Систематизация и осмысление накопленного на протяжении XVIII -первой половины XIX вв. опыта существования церкви в условиях американской демократии осуществлялась двояко. Во-первых, в рамках синодов, регулярно организуемых американской католической иерархией на протяжении второй половины XIX в. для разрешения насущных проблем церковной жизни10. В ту эпоху именно в США существовала «самая устойчивая в католической церкви соборная традиция»11.

7 Известный американский историк XIX в. Джон Гилмари Ши относил начало этого «поступательного развития» к 1844 г. (Shea J. G. History of the Catholic Church in the United States. Vol. 4. N.Y., 1892. P. 715).

8 Documents of American Catholic History / Ed. J.T. Ellis. Milwaukee, 19622. P. 457.

9 С середины XIX по середину XX вв. со стороны официального Ватикана неоднократно звучали опасения в отношении путей развития католицизма в рамках американского государства (Fogarty G.P. The Holy See, Apostolic Delegates, and the Question of Church-State Relations in the United States // U.S. Catholic Historian. 1994. Spring. Vol. 12, N 2. The Apostolic Delegation / Nunciature 1893-1993. P. 69-89).

10 Наибольшее значение для развития соборной традиции на территории США имели проходившие в 1852, 1866 и 1884 гг. три пленарных синода в Балтиморе - в особенности третий. Благодаря синодам американский епископат «возродил древнюю синодальную практику в эпоху ее упадка» (Sobiesiak С. Councils and Conferences in the United States, 1810-2001: Toward a Theology of National Episcopal Conferences. N.Y., 2009. P. 96). О постановлениях пленарных синодов в Балтиморе см.: Fanning W.H.W. Plenary Councils of

Во-вторых, во второй половине XIX в. взаимоотношения церкви и государства осмыслялись в трудах виднейших католических интеллектуалов того времени - в первую очередь из числа американского духовенства. Никогда прежде они не прилагали столь значительных усилий ради того, чтобы придать американскому католицизму устойчивое идеологическое

12 13

основание . Наряду с Орестом Августом Браунсоном , наиболее значимым католическим мыслителем XIX в. был первый епископ Пеории14 Джон Ланкастер Сполдинг (1840-191 б)15. Сполдинг принимал активное участие в жизни католической церкви США - в ее просветительской, образовательной и синодальной деятельности. Современники Сполдинга признавали его огромный вклад в развитие американского католицизма16.

Baltimore // The Catholic Encyclopedia / Ed. C.G. Herbermann et al. Vol. 2. N.Y., 1907. P. 235239.

11 Kelly T.C. Wisdom-Wending: Lessons from Third Plenary Baltimore for the American Catholic Future // U.S. Catholic Historian. 1985. Vol. 4, N 3/4. Historians & Bishops in Dialogue: A Centenary Celebration of the Third Plenary Council of Baltimore 1884-1984. P. 331-339. P. 334.

12 Dolan J.P. The Search for an American Catholicism... P. 178.

13 O.A. Браунсон (1803-1876) - один из наиболее значимых религиозных мыслителей США, об исключительном значении которого для идеологического становления современного ему американского католицизма единодушно говорят современные историки, в том числе Г. Ласки, А. Шлезингер Младший, П. Миллер, Р. Кирк и др. (Gilhooley L. Contradiction and Dilemma: Orestes Brownson and the American Idea. N.Y., 1972. P. 3-5).

14 Пеория - главный город округа Пеория (штат Иллинойс, США). Более подробно о городе Пеория, диоцезе Пеории и организационной структуре католицизма в США в эпоху Сполдинга см. ниже в разделе: 1.2 Джон Ланкастер Сполдинг в контексте эпохи.

15 Существует и другая традиция написания фамилии первого епископа Пеории - как «Спалдинг». Она восходит к трудам профессора Петербургской духовной академии А.П. Лопухина {Лопухин А.П. Римский католицизм в Америке. Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста римскокатолической церкви в Соединенных Штатах Северной Америки. С-Пб., 1881. С. 211).

16 Например, кардинал Джеймс Гиббоне приписывал Сполдингу первостепенную заслугу в создании Католического Университета Америки (Gibbons J. A Retrospect of Fifty Years. Vol. 2. Baltimore, 1916. P. 195).

В свою эпоху первый епископ Пеории был «чрезвычайно популярен»17. Он, «вне всякого сомнения, являлся самым глубоким интеллектуалом» из числа епископата католической церкви США того времени18. В исторической науке Сполдинг стяжал репутацию «величайшего ума из тех, которые породил американский католицизм»19. Влияние первого епископа Пеории на идеологическое развитие современной ему церкви, «по-видимому,

превосходило влияние любого другого американского католического

20

прелата» . По словам римского папы Пия X, «немногие епископы оказывали

столь значительное воздействие на жизнь людей, какое оказывал епископ

Сполдинг - даже за пределами религии и за пределами католической 21

деноминации» . Во время жизни Сполдинга его неоднократно

22 23

переиздававшиеся книги «без преувеличения читали сотни тысяч людей» . Отдельные статьи первого епископа Пеории распространялись среди американцев в количестве 20000 экземпляров24. При этом Сполдинг влиял не

17 Gollar C.W. John Lancaster Spalding's Religious Anthropology: The Genesis of an American Catholic Understanding of the Human Person. Toronto, 1994. P. 358-359. О популярности Сполдинга среди американских католиков свидетельствуют его многочисленные публичные выступления. Например, выступление от 1 ноября 1890 г. в Чикаго по случаю двадцатипятилетнего юбилея архипастырского служения архиепископа Чикаго Патрика Фиана. По словам современника, речь Сполдинга была встречена «восторженными аплодисментами, свидетельствующими о его популярности среди духовенства» (Souvenir of the Silver Jubilee in the Episcopacy of His Grace the Most Rev. Patrick Augustine Feehan, Archbiship of Chicago, [sine loco], 1891. P. 285).

18 Documents of American Catholic History... P. 411.

19 McAvoy T.T. American Catholicism and World Catholicism // The Review of Politics. 1966. July. Vol. 28, N 3. P. 387-392. P. 390.

20 Killen D.P. Americanism Revisited: John Spalding and Testem Benevolentiae // Harvard Theological Review. 1973. October. Vol. 66, N 4. P. 413-454. P. 413.

21 Цит. no: Curti M. The Social Ideas of American Educators. Paterson, 19592. P. 348.

22 Например, в период с 1895 по 1909 гг. книга Сполдинга "Means and Ends of Education" выдержала пять переизданий {Spalding J. L. Means and Ends of Education. Chicago, 19095).

23 Killen D.P. Americanism Revisited... P. 413.

24 В 1893 г. статья Сполдинга "The Catholic Educational Exhibit in the Columbian Exposition" была распространена в католических школах и среди американского духовенства в количестве 20000 экземпляров, вызвав отклик со стороны католиков «на всей территории США» {Spalding J.L. The Catholic Educational Exhibit in the Columbian Exposition // The Catholic World. 1892. July. Vol. 55. P. 580-587; Brother Maurelian. Final Report. Catholic Educational Exhibit. World's Columbian Exposition. Chicago, 1893. P. 19, 27).

только на католиков, но и на протестантов25, тысячами «заполнявших залы, в

26

которых он выступал» . Американские протестантские лидеры считали его

«самым просвещенным католиком своего времени»27. Интерес к Сполдингу в

США не был случайным. Он осуществлял церковное служение в эпоху, в

которую «его мысль и усилие многое значили для церкви - когда она

28

достигала зрелости в этой стране» .

Таким образом, актуальность и научная значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что оно посвящено наследию церковного деятеля, первостепенное влияние которого на идеологическое развитие американского католицизма конца XIX - начала XX вв. признавалось уже его современниками. Соответственно, работа может способствовать лучшему пониманию второго «переходного» периода истории католической церкви США - ключевой вехи в ее становлении.

Кроме того, тема исследования актуальна и в связи с историей американского православия. Работа обращается к церковно-политическим реалиям второй половины XIX - начала XX вв., оказывавшим влияние на жизнь не только католицизма, но и православной церкви на территории США. Понять характер отношений русского православия с политическими институтами США можно лишь в сравнении этих отношений с позицией американского государства по отношению к другим христианским деноминациям, в первую очередь к католической церкви29. Соответственно,

25 Например, в 1902 г. унитаристский священник Мерле Райт в обращенной к прихожанам проповеди утверждал: «Если все католики столь же широко мыслят, как и епископ Сполдинг, то тогда я вас всех хочу сделать католиками». Цит. по: Evangela М. Bishop Spalding's Work on the Anthracite Coal Strike Commission // The Catholic Historical Review. 1942. July. Vol. 28, No. 2. P. 184-205. P. 202.

26 Gollar C. W. John Lancaster Spalding's Religious Anthropology... P. 359.

27 Цит. no: Oates M.J. The Development of Catholic Colleges for Women, 1895-1960 // U.S. Catholic Historian. 1988. Fall. Vol. 7, N 4. Catholic Higher Education. P. 413-428. P. 414.

28 Cosgrove J.J. Most Reverend John Lancaster Spalding, First Bishop of Peoria. Mendota, 1960. P. 11.

29 На рубеже XIX - XX вв. развитие православной церкви в Северной Америке во многом зависело от взаимодействия православных иерархов с политическими институтами США. Примером успешного сотрудничества русского православия с американским государством служит период церковного служения в США епископа Алеутского свт. Тихона Беллавина (1898-1907 гг.) - впоследствии патриарха Московского и всей Руси.

рассмотрение того, каким образом церковно-государственные отношения осмыслялись в католической интеллектуальной мысли второй половины XIX - начала XX вв. может способствовать лучшему пониманию условий существования православной церкви в рамках многоконфессионального американского государства. Ведь полноценное изучение истории русского православия в Северной Америке в отрыве от церковно-политических реалий США едва ли возможно.

Диссертационное исследование представляет интерес не только в связи с событиями церковной истории, но и в связи со сложившимися на территории современной России отношениями между церковью и государством. Актуальность работы обусловлена необходимостью осмысления путей развития церковно-государственных отношений в многоконфессиональном обществе, существующем в условиях Российской Федерации - молодого демократического, многонационального, федеративного государства. Это осмысление требует обращения к опыту других демократических, многонациональных, многоконфессиональных, федеративных государств, таких как США, где - подобно России - церковь отделена от государства. Таким образом, знание американской модели церковно-государственных отношений и ее оценки со стороны Сполдинга может сыграть позитивную роль в осмыслении опыта взаимодействия духовной и светской власти на территории современной России.

Объект исследования - церковно-политические воззрения Д.Л. Сполдинга.

Тогда это взаимодействие происходило в первую очередь в области школьного образования. Так, в 1905 г. Шелдон Джексон, официальный представитель американского государства по вопросам образования на Аляске, отмечал, что взаимодействие русской православной церкви с государственными школами Аляски «бросалось в глаза» и «было искренним» {Jackson S. Fifteenth Annual Report on Introduction of Domestic Reindeer into Alaska. Wash., 1906. P. 78).

Предмет исследования - ключевые аспекты церковно-политических воззрений Д.Л. Сполдинга на современную ему модель взаимоотношений католической церкви и государства в США; его концепция места церкви и положения католиков в государстве с демократической формой правления.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - выявление ключевых составляющих церковно-политической концепции Д.Л. Сполдинга по вопросу о взаимоотношениях церкви и государства в США.

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:

1. Выявить ключевые факторы, оказавшие влияние на идейное формирование Сполдинга и его церковно-политические воззрения.

2. Проанализировать содержание представленной Сполдингом модели взаимоотношений церкви и государства.

3. Обнаружить церковно-политические истоки «американизма» Сполдинга, показав его взаимосвязь с проблемой «двойной» лояльности.

4. Определить роль Сполдинга как церковно-политическ�