автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Церковь как институт духовного образования и воспитания

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Бочарова, Ирина Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Воронеж
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Церковь как институт духовного образования и воспитания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бочарова, Ирина Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

Г лава 1. ЦЕРКОВЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНЫЙ ИНСТИТУТ

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

§ 1. Проблема институционализации религии в западной социальной мысли Х1Х-ХХ веков.

§ 2. Церковь как социально-духовный институт.

§ 3. Особенности становления, развития и функционирования церковной организации в России.

§ 4. Борьба за духовное возрождение православной церкви в русской религиозной философии Х1Х-ХХ веков.

Глава II. ГОЛЬ ЦЕРКВИ В ДУХОВНОМ ОБРАЗОВАНИИ И

ВОСПИТАНИИ.

§ 1. Образовательный сетатуе церкви как духовно-социального института. "Святая Русь" как духовно-образовательная категория.

§ 2. Духовное образование как соединение сущносги и существования. Усия и Лик. Человекообразующий потенциал Софии как образовательной категории.

§.3. Принципиальные черты софийной модели образования.

§ 4. Образовательная и воспитательная функции "старчества" и монахов в миру".

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Бочарова, Ирина Михайловна

Актуальность темы исследования, В последнее десятилетие наша страна переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. В поисках путей выхода из этого кризиса в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством преодоления этого кризиса является совершенствование духовного мира человека. На этом фоне взоры государственных деятелей, политиков, деятелей культуры, философов и ученых все чаще обращаются в сторону традиционных, существовавших на протяжении долгого исторического периода институтов и, прежде всего, институтов религии и церкви.

В советский период господствовала точка зрения на религию как на исторически преходящий феномен, обреченный на постепенное исчезновение. Много писалось о классово-идеологическом содержании религии, ее иррациональности и т.д. В настоящее время оценка социальной роли и функции религии радикально изменились. Религия осмысливается как вечный, непреходящий, исторически закономерный институт, который играет значительную роль в жизни человека, утверждая приоритет духовности над экономическими, социальными, эстетическими и иными ценностями, ориентациями и регуляторами. Организационным институтом влияния на духовный мир человека является институт церкви. Для реализации этой своей функции за многовековую историю церковь накопила огромный потенциал. Осмысление наследия церкви в деле духовного образования и воспитания по возможности использования его в практической деятельности является актуальной задачей.

Степень разработанности проблемы. Рассматривая степень разработанности данной проблемы, следует выделить ряд ее аспектов. Религия и церковь как социальные институты получили свое отражение в работах классиков социальной мысли, а также отечественных социологов. В зарубежной социологии этими проблемами занимались такие мыслители как Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, ЛЛеви-Брюль, Б.К.Малиновский, Ф.Босе, К.А.Стросс, Р.Н.Белла и др. В отечественной социологии и философии эта проблема спала предметом анализа в работах АН .Андреева, В.И.Гараджи, В.И .Добренькова, М.И.Комарова, А.А.Радугина, И.Н Лблокова и др.

Проблема церкви как института образования и воспитания получила в исследованиях значительно меньшее отражение. В мирской светской социологии и религиоведении советского периода образовательная и воспитательная функция церкви в большинстве случаев вообще не рассматривалась, поскольку господствующая атеистическая идеология считала этот институт скорее антиобразовательным учреждением, продуктом невежества и непросвещенности. Все названные функции церкви могли рассматриваться только критически, с незначительным извлечением некоторых "рациональных зерен". В этом случае брались для рассмотрения некоторые общечеловеческие функции данного общественного института, чаще всего нравственные аспекты религиозного мировоззрения. В этой связи необходимо отметить работы, посвященные нравственной сущности христианства Н.И.Мартыненко, П.Н.Красникова, В.И.Шердакова, О.И.Кирикова и др.

Духовно-образовательная роль церкви в большей мере исследовалась в отечественной религиозной литературе. Здесь, прежде всего, следует назвать работы Вл.Соловьева, Е.Трубецкого, С.Булгакова, Н.Бердяева. П.Флоренского и др.

Цель и задачи исследования. Исходя из реального уровня разработки данной проблемы в диссертации ставится следующая цель исследования: проанализировав особенности церкви как социально-духовного института, выявить его духовно-образовательный и воспитательный потенциал, который служил раньше и может использоваться в настоящее время ддя человекосозидательной работы в обустройстве российского общества.

Реализация заданной цели обусловливает постановку конкретных задач настоящей работы:

- проанализировать процесс инстнтуционализации религии и церкви, отразив роль церкви в социокультурном процессе;

- показать особенности религии и церкви как социально-духовного института:

- рассмотреть основные вехи взаимоотношения церкви и государства в России;

- раскрыть смысл и содержательные программы русских религиозных философов Х1Х-ХХ вв. в их устремлениях за духовное возрождение православной церкви;

- выявить образовательный статус церкви как духовно-социального института. В этой связи выяснить ее образовательные и воспитательные возможности, которые содержатся в ее практическом духовном опыте и в богословском познании;

- перевести мировоззренческие принципы православного образования в конкретные правила и приемы светской педагогики.

Методологическая основа исследования.Общеметодологической основой исследования являются принципы объективности, историзма, обобщение социальной практики и др. Однако сам предмет исследования диктует ряд особенностей его метода. Православная модель образования по своей сущности является софийной моделью образования. Поэтому при изучении этой модели образования во второй главе применен софио-логический метод исследования. В соответствии с предметом исследования софиологическом методе неизбежно получают свое отражение те образовательные признаки Софии, которые присущи ей по ее природе и специфике: вселенский панпедагогизм. научение через Слово и через служение ему. пробуждение и культивирование сил культуры и т.д. Софнологический метод выступает в качестве принципа, по которому отбираются и вовлекаются в исследование другие методологические смыслы и образы, взятые из других интеллектуальных традиций, из других методологических культур.

Используемый в диссертации софнологический метод при последовательном его проведении позволяет выстроить ряд необходимых опосредовании между такими поляризованными как существование и сущность, культура и дух о п н ость, и тем самым разрешить ряд социокультурных противоречий, образовавшихся в российском этносе и вышедших на поверхность явлений.

Научная новизна работы сформулирована в следующих тезисах:

- в диссертации впервые в нашей литературе предпринята попытка рассмотрения церкви как социально-духовного института образования и воспитания. Таким образом, выявлен новый объект исследования - духовно-образовательный статус церкви;

- на базе данного объекта получает разработку софнологический метод исследования. Посредством софиологического метода обосновывается новый категориальный статус Софии, ранее существовавший лишь как абстрактно-богословский образ;

- на основе софиологической методологии в диссертации сформулированы принципиальные черты новой софийной модели образования. В соответствии с задачами формирования культурно-исторического призвания здесь сформирован новый порядок образовательного процесса: воспитанник - Учитель - предмет - урок - воспитанник. Обновлены и формулы урока: "сначала общение - потом сообщение". Софийная модель при соответствующем опосредовании может быть органически внедрена в школьную образовательную программу.

Сформулирован новый образ учительства православно-христианского типа, который призван оказать решающее влияние на современную школу, в результате чего может сформироваться органическая целостность духовного и светского образования. Новый тип Учителя, в его страте!ии тайного творения добра, открывает радикально новый путь: "от школы к храму - от храма к школе". 'Эта образовательная формула символизирует синтез духовного и светского образования.

Элементы научной новизны содержатся также в анализе процесса институционализации религии, раскрытии особенностей становления, развития и функционирования церковной организации в России, рассмотрении взглядов Вл.Соловьева и Н.Бердяева на природу церкви и путей ее духовного возрождения.

Положения, выносимые на защиту. Церковь представляет собой сложный социально-духовный институт, осуществляющий разработку системы верований, смыслов и ценностей, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий бытия и осуществляющих организацию, координацию и контроль за деятельностью людей.

Эти два измерения института церкви - социальный и духовный -проявляются на протяжении всей истории его существования. Однако в различных социальных контекстах, в том или ином государстве, на том или ином охрезке истории эти две грани института церкви проявляются неодинаково. Как правило, либо государство стремится использовать церковь в своих интересах, либо церковь стремится взять на себя функции государства. В этом случае начинают преобладать социальные компоненты церкви в ущерб духовным, и6 этом свидетельствует и история взаимоотношения православной церкви с Российским государством. Тесный союз церкви с государством приводит к обмирщению церкви, ослаблению ее роли как духовного наставника русского народа. Поэтому в русском ооществе всегда существовала оорьоа за ресакрализацию церковном жизни, восстановление ее духовног о потенциала.

Однако делая крен в сторону исполнения своих социальных функций, выступая, прежде всего, как социальный институт, церковь никогда не переставала проявлять себя как духовная сила. Церковь обеспечивает внесение в наличный конкретно-исторический социум некоторых идеализированных моделей жизни, некоторых духовных матриц и программ, обеспечивающих укоренение человека в абсолютное, своеобразную "детерминацию от вечности". Это органическое соединение .земного, преходящего, трансцендентного, вечного образует непреходящую культурную значимость в плане становления человеческой судьбы и придания человека в историческом процессе. Именно в этом человекосозидательном моменте заключен главный духовно-образовательный потенциал церкви, ее возможности в духовном образовании и воспитании человека.

Образовательные инициативы церкви как социально-духовного института могут быть направлены как на духовное воспитание и образование отдельной личности, так и на формирование социальных общностей в плане повышения их духовной интегрированностн и возрастания меры сопричастности каждого каждому в рамках конкретного ансамбля.

В настоящее же время особого внимания заслуживает изучение цер-ковно-обра-ювагельного потенциала Русской православной церкви, и, в частности, развиваемой в ее недрах софийной методологии, образования. По нашему мнению, существует возможность научно-ря)тонального истолкования образа Софии, придания ему категориального статуса. В этой связи развертывается система категорий, связанных с раскрытием понятия Софии: единичное - общее - особенное, существование "Лик" - сущность "Усия", действительность, поляризация, опосредование, софииный синтез и др. Софийная система понятий, гуманитарная по своей сущности, позволяет целенаправленно выстраивать целостную и органичную систему мировоззрения, весь строй смыслов и образов, присущих тому или иному человеку, вырабатывая сам стиль мышления и, в конечном счете, жизненную позицию.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования и выводы имеют определенное теоретическое и практическое значение. Они углубляют концепцию церкви как социально-духовного института, раскрывают тот огромный потенциал, которым обладает церковь как фактор духовного образования и воспитания. Систематизирующие качества софийной методологии ориентированы практически и позволяют внести духовное начало в общественную и личную жизнь. Благодаря этому началу преобразуются культурные процессы, культура все больше одухотворяется и приобретает качества исторически непреходящего содержания. Таким образом создаются реальные предпосылки для реального преодоления разрыва между духовностью и культурой. На базе православной, софийной модели образования возможно изучение методики и методологии школьного и вузовского образования, преобразования его на началах духовности.

Материалы диссертации могут послужить источником для составления курса лекций по социальной философии и религиоведения. На их основе можно разработать и прочитать спецкурсы: "Софийная модель образования", "Духовно-образовательная роль церкви"и т.д.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования излагались автором в докладах и выступлениях на институтских конференциях преподавателей ВГАСА, на семинарах и лекциях, которые автор проводил со студентами ВГАСА в 1987-1997 годах. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии, социологии и истории ВГАСА.

По результатам исследования опубликованы следующие работы:

1. Духовность и вера, роль религии, церкви в становлении духовной культуры народа //Народная культура как средство развития духовности личности. Пенза, 1994. 0,5 пл.

2. Религиозно-нравственные ценности в русском православии II Политические и социально-экономические проблемы развития России в современных условиях. Деп. в ИНИОН РАН № 50614 от ! 9.07.95. 0,5 пл.

3. Н.Бердяев о роли церкви //Материалы научной конференции гуманитарных наук. Воронеж, 1997. 0,5 пл.

4. Проблемы человека в современном православии //Материалы научной конференции гуманитарных наук. Воронеж, 1997. 0,5 пл.

5. Проблема духовной буржуазности в современном обществе //Социально-экономические вопросы функционирования рынка в Российской Федерации. Воронеж, 1997. 1 пл.

6. Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира //Хрестоматия по философии. М., 1998. 1 пл. (в соавт.)

7. Природа человека и смысл его существования //Хрестоматия по философии. М., 1998. 1 пл. (в соавт.)

8. Познание, его возможности и средства /.(Хрестоматия по философии. М., 1998. 1 пл. (в соавт.)

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Церковь как институт духовного образования и воспитания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования церковь представлена перед нами как сложный социально-духовный и духовно-социальный институт, играющий в жизни людей огромную роль. В философской и социологической литературе определенное отражение получила роль церкви как социального института. Однако духовно-образовательный статус церкви в достаточной мере не отрефлексирован. Попытка русских софиологов истолковать духовно-образовательный потенциал церкви в русле богословской категории София, хотя и была очень плодотворной, но не получила полного завершения. В данном исследовании мы попытались выявить эвристические возможности софийной методологии.

По нашему мнению, поскольку в условиях современного социокультурного кризиса противоречия человеческой сущности вышли на поверхность, отчетливо проявился разрыв сущности и существования, духовности и культуры и др., то категория Софии приобретает категориальный статус, а вместе с тем появляется и возможность научно-рационального истолкования этого богословского образа. В этой связи в нашем исследовании развертывается система категорий, связанная с раскрытием понятия Софии: единичное - общее - особенное, существование ("Лик") - сущность ("Усия") - действительность, поляризация, опосредование, софийный синтез т др. Этот категориальный блок сформулирован не абстрактно, а нацелен на разрешение реальных жизненных задач, и, прежде всего, задач духовно-образовательных: соединения существования и сущности, преодоления разрыва духовности и культуры.

Софийная система образов и категорий, гуманитарная по своей сути, позволяет целенаправленно выстраивать целостную и органичную систему мировоззрения, весь строй смыслов и образов, присущих тому или иному человеку, вырабатывать сам стиль мышления и в конечном счете жизненную позицию.

Развиваемая в диссертации категория Софии, затрагивая глубинные основания человеческой жизни, выступает в качестве важнейшего способа и пути формирования человеческой судьбы и бытия в культуре. Софий-ный подход предполагает в конечном счете осознанное построение человеком своего собственного культурно-исторического призвания во всех его сущностно-необходимых этапах. В этом случае софийная методология выступает в качестве своеобразного канона жизни того или иного культурного деятеля.

В методологическом плане достаточно очевидно влияние категории Софии на практику построения категориальных процессов в сфере современной науки и самой философии. Софийная методология способствует преодолению эмпиризма, созданию сущностно ориентированной модели философствования, способной двигаться на собственной основе. Создание такой общественно-необходимой модели мысленной культуры позволит практически сформировать культуру мышления как реальную способность свободной творческой индивидуальности.

В заключении мы хотели бы выразить уверенность, что поскольку в условиях кризиса для решения его проблем потребуется весь человек, вся полнота и универсальность его жизненных сил и способностей, то христианская модель образования будет необходимо востребована - таково условияе культурно-исторического и духовного выживания человека. Указанное обстоятельство делает образовательный статус христианской церкви актуальным для решения духовных и культурных задач российского этноса. Человекотворческие потенциалы, заключенные в недрах христианской модели образования, своими мерами помогут решить вопросы современной реабилитации человека в условиях отчуждения человеческих сущностных сил, будут способствовать формированию новой формы общественности, нового мышления и новой образовательной перспективы общественной жизни.

И, наконец, актуализирующийся сегодня образовательный статус церкви как духовно социального организма безусловно скажется на преодолении этого разрыва, который ныне образовался между духовностью и культурой. Положительное решение этого вопроса будет зависеть от того, насколько мы постигнем образовательные возможности культовых процессов и их общее влияние на культурное творчество.

 

Список научной литературыБочарова, Ирина Михайловна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Авдеев В.И. К общему определению понятия отчуждения. Доклад на научной конференции "Методологические вопросы современной науки". - Воронеж, 1970. - С.33-41.

2. Авдеев В.И. Культура гуманитарного мышления. Тезисы доклада на научной конференции ВИСИ. Воронеж, 1991. - С.29-32.

3. Авдеев В.И. Мзщрость //Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. - С.273.

4. Авдеев В.И. Современная педагогика в поисках новой модели образования //Психологич и педагогика. М., 1996. - С.303-315.

5. Авдеев В.И. Становление культуры мышления как проблема. -Воронеж, 1992. 175 с.

6. Автономова Н. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977. - 270 с.

7. Аксаков И.С. Общественные вопросы по церковным делам. -Соч. М., 1886.-Т.4. - 770 с.

8. Актуальные проблемы истории русской культуры. М., 1991.219с.

9. Американская социология. М., 1972. - 392 с.

10. Андреев Ю.П. Категория социальный институт //Философские науки, 1984.1. С. 134-137.

11. Аникевич А.Г. Политическая власть: вопросы методологии исследования. Красноярск, 1986. - 176 с.

12. Арапов А.В Софиология //Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. - С.366.

13. Аскольдов С А. Религиозный смысл русской революции //Вехи. Из Шубины. М., 1991. - С.210-250.

14. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом.- М.,1973.- 392 с.

15. Бакуткин В. Некоторые теоретические предпосылки современного функционализма в социологии //Из истории буржуазной социологии. -М„ 1968.-240 с.

16. Барулин B.C. Социальная философия. М., 1993. - Т.1.- 335 е.; Т.2. - 238 с.

17. Белл Д. Культурные противоречия капитализма //Этическая мысль,. М., 1990. - С.243-258.

18. Белл Д. От священного к светскому //Этическая мысль,. М., 1990.-С.251-255.

19. Бердяев H.A. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности //Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. - С .364463.

20. Бердяев H.A. Духовное христианство и сектанство в России //Путь, 1926. № 4. - С.389-397.

21. Бердяев H.A. Духовные задачи русской эмиграции //Путь, 1925.-№ 1. С.9-13.

22. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.221 с.

23. Бердяев H.A. К вопросу об отношении христианства к общественности //Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. Спб., 1910. - С.209-220.

24. Бердяев НА. Нигилизм на религиозной почве. Победоносцев //Духовный кризис интеллигенции. Спб., 1910. - С.201-208.

25. Бердяев H.A. Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы. М., 1991.-81 с.

26. Бердяев НА. О. дЭрбини о религиозном образе Москвы в октябре 1925 //Путь, 1926. № 3. - С.378-389.

27. Бердяев НА. О русской философии. Свердловск, 1991. - 288 с.

28. Бердяев H.A. pro et contra: Антология. Спб., 1994. - 572 с.

29. Бердяев НА. Распря церкви и государства в России //Духовный кризис интеллигенции. Спб., 1910. - С.221-233.

30. Бердяев H.A. Спасение и творчество "Путь, 1926. М> 2. - С. 161175.

31. Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России. Paris. 1979.714 с.

32. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990. - 288 с.

33. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. - С. 140230.

34. Бердяев H.A. Христос и мир (Ответ В.В.Розанову) //Духовный кризис интеллигенции. Спб., 1910. - С.234-252.

35. Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. - 382 с.

36. Бердяев НА. Церковная смута и свобода совести //Путь, 1926. -№5.- С.570-577.

37. Богданов А. Познание с исторической точки зрения. Спб., 1901.-217 с.

38. Босков А. От общественной мысли к социологической //Г.Беккер, А.Босков. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии. М., 1961. - 895 с.

39. Булгаков С. Автобиографические заметки. Париж, 1931. - С. 1249.

40. Булгаков С. Агнец Божий. Париж, 1933. - 227 с.

41. Булгаков С. Героизм и подвижничество /Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) //Из глубины веков. М., 199!.-С.31-73.

42. Булгаков С. Лествица Иаковля: Об ангелах.- Париж, 1929.- 229 с.

43. Булгаков С. Свет Невечерний. М., 1994. - 415 с.

44. Булгаков С. Тихие думы. М., 1996. - 509 с.

45. Булгаков С. Философия хозяйства. Нью-Йорк, 1982. - 413 с.

46. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - 804 с.

47. Вееелкин А.Д. Кризис британской социальной антропологии. -М„ 1977,- 171 с.

48. Вормс Р. Социология и правоведение. Спб., 1900. - 16 с.

49. Вышеславцев В.П. Вечное в русской философии //Б.П.Вышеславцев. Этика преображенного эроса. М. 1994. - С. 154-325.

50. Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание //Вопросы философии, 1994. № L - С.65-68.

51. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология М.Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. - 366 с.

52. Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа //Религия и общество. М., 1994. - 4.1. - С.4-17.

53. Гиддингс Ф.Г. Основания социологии. Спб., 1901. - 506 с.

54. Голосенко H.A., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995. - 286 с.

55. Голубинский Е.Е. История русской церкви.- М., 1901.- Т.1.- 966 с.

56. Гофман А. "Социологизм" как концепция Э-Дюркгейма //Историко-философский сборник. М., 1972. - С.209-225.

57. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интериори-зации отечественной философии //Вопросы философии, 1994. № 1. - С.54-61.

58. Гумплович А. Основы социологии. Спб., 1899. - 360 с.

59. Гуревич А .Я. Категория средневековой культуры. М., 1972.318 с.

60. Джемс У. Прагматизм. Спб., 1910. - 166 с.

61. Добреньков В.И., Радугин А А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989. - 187 с.

62. Древние иноческие уставы пр.Пахомия Великого, св.Василия Великого, пр.Иоанна Кассиана и пр.Венедикта. М., 1892. - 159 с.

63. Древние славяне на Руси. М., 1988. - 287 с.

64. Дз'рылин С. Град Софии. М., 1915. - 53 с.

65. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев-Харьков, 1899. - 153 с.

66. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991.572 с.

67. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания //Религия и общество. М., 1994. - 4.1. - С.69-9!.

68. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. -М., 1995.- 349 с.

69. Егоркин В.Г. Критический анализ богословского учения о добре и зле. Дис. канд.фидос.наук. - Л., 1984. - 195 с.

70. Еременко Б.П. Православная концепция историческох о процесса в свете современности. Киев, 1991. - 356 с.

71. Жеманов Ж.Н. Буржуазная индустриальная социология. М., 1974.- 134 с.

72. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхи-монаха Амвросия. М., 1900. - 285 с.

73. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. Казань, 1913. - 170 с.

74. Жизнь святых благоверных князей Василия (1228-1250) и Константина (1236-1257) ярославских чудотворцев и сказание об обретении святых мощей их. Ярославль, 1901. - 256 с.

75. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. - Т. 1. -4.1.- 222 с.

76. Иванцов-Платонов A.M. О преобразовании высшего церковного управления в России //О возрождении русской церкви. Вышний Во-лочок, 1904.-С.24-26.

77. История буржуазной еойциологии первой половины XX в. М., 1979.-344 с.

78. К обществу, свободному от религии (Процесс секуляризации в условиях социалистического общества). М., 1970. - 278 с.

79. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии.- М., 1984.- 222 с.

80. Кареев Н. Введение в изучение социолог ии. Спб., 1904. - 451 с.

81. Кириков О.Н. Русское православие. Духовно-догматические ориентации. Воронеж, 1996. - 217 с.

82. Ключевский В.О. История сословий в России. Петроград, 1918. - 275 с.

83. Книга бесед протопопа Аввакума. Петроград, 1917. - 128 с.

84. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. - 317 с.

85. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. -Казань, 1991.- 186 с.

86. Кон И. Позитивизм в социологии. М., 1964. - 207 с.

87. Коптерев Н. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1887. -ЗР с.

88. Коржева Э.М. Категория коллективного сознания и ее роль в концепции Э.Дюркгейма //Вестник Московского университета. Серия философия, 1968.-№4. -С.91-101.

89. Кочергин А.Н., Семенов Е.В., Семенова Н.Н. Наука как вид духовного производства. Новосибирск, 1981. - 135 с.

90. Креженёк Ф. О марксистском понимании процесса секуляризации //Вопросы научного атеизма. М., 1980. - Вып.26. - С.269-283.

91. Критика современной буржуазной теоретической социологии. -М. 1976. -279 с.

92. Кубланов М. Возникновение христианства. М., 1974. - 216 с.

93. Кузнецов Н.Д. Преобразования в Русской Церкви. М., 1906.142 с.

94. Курганская В.Д. Религиозно философское сознание в России начала XX в. как социально-политический феномен. Дис. канд. фи-лос.наук. - М ., 1987 ,- 199 с.

95. Курыкин П.К, Эволюция русского православия.- М.,1971,- 270 с.

96. Левада Ю. Социальная природа религии. М., 1977. - 263 с.

97. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. - 370 с.

98. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 1985. - 535 с.

99. Лейман И.И. Наука как социальный институт. М., 1971. - 179 с.

100. Липперт Ю. История культуры. Спб., 1902. - 448 с.

101. Лосев А. Вл.Соловьев и его время. М., 1990. ■ 720 с.

102. Лосев А. Творческий путь Вл.Соловьева //В.С.Соловьев, Соч. в 2-х т.- М. 1986. Т.!. С.3-33.

103. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С.24295.104Лукшин И.П. Искусство как социальный институт. М., 1984. 61 с.

104. Макаренко В.Н. Вера, власть, бюрократия. Критика социологии М.Вебера. Ростов-на-Дону. 1988. 295 с.

105. Малиновский Б. Магия, наука, религия //Магический кристалл. -М., 1994. С.84-128.

106. Мацковскин М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. М., 1989. - 112 с.

107. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М., 1985.-64 с.

108. Мануйлова Д.Е. Церковь и верующий. М., 1981. - 77 с.

109. Маркс К. Греческое восстание //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.Х.-С.130-131.

110. Мартыненко Н.И. Критика современной православной этики. Дис. канд.филос.наук. Воронеж, 1966. - 276 с.

111. Массарик А. Философские и социологические основания марксизма. Эподы по социальному вопросу. М., 1900. - 535 с.

112. N3. Милюков П.М. Очерки по истории русской культуры. М., 1993.- Т. 1. - 528 с.

113. Морган Л.Г Древнее общество. Л., 1934. - 350 с.

114. Морфология культуры. Структура и динамика.- М.,1994.- 414 с.

115. Мэн Г.С. Древнейшая история учреждений. Спб,. 1876. - 318 с.

116. Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. М., 1978.367 с.

117. Новоселов М.А. Соборное Подготовительное Совещание ¡10 возрождении русской церкви. Вышний Волочок, 1905. - С.86-96.1 !9. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1983. - 445 с.

118. Нила Сорского предания и устав. Спб., 1912. - 240 с.1210 цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Соровско-го с Николаем Александровичем Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. -224 с.

119. Осипова Е.В. Социология Э.Дюркгейма. М., 1977. - 279 с.

120. Основные черты пастырства в Оптиной пустыни //Журнал Московской патриархии, 1988. ~№6. С.65-69.

121. Петрищев Л. Проблема марксистской оценки роли православия в истории России. М., 1988. - 125 с.

122. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Избранные произведения. -М„ 1958.-Т.4. -899 с.

123. Подмарков А.И. Введение в промышленную социологию. М., 1973.- 318 с.

124. Полное собрание сочинений протоерея Иоанна Ильича Сергеева. Кронштадт, 1891. - Т.2. - 361 с.

125. Последний Завет. Спб., 1996. - 215 с.

126. Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве,- М.,1951.- 409 с.

127. Пост А.Г. Зачатки государственных и правовых отношений (Очерки по всеобщей сравнительной истории государства и права). М., 1901.-279 с.

128. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.-295 с.

129. Приселков МЛ. Очерки церковно-политической истории Киевской Руси. Спб., 1913. - 414 с.

130. Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. - 398 с.

131. Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 1996. - 300 с.

132. Радугин А А., Радугин К А. Социология.- Воронеж, 1994.- 172 с.

133. Радугин А А. Философия. М., 1996. - 327 с.

134. Рапов О.М. Русская церковь в IX- второй трети XIX вв. М., 1988.-414 с.

135. Розанов В.В. Об одной особенной заслуге В.С.Соловьева //Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990. - С.370-382.

136. Рожков Н. Происхождение самодержавия в России. Птг, 1923. - 154 с.

137. Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму. -М., 1974.-294 с.

138. Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985. - 223 с.

139. Семаева И.И. Критика православно-богословской концепции решающей роли религии и церкви в культурно-историческом процессе. -Л., 1982. 187 с.

140. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. Критика религиозно-философских идей софистов. М., 1986. - 174 с.

141. Сказание о жизни и подвигах великого раба божия старца Феодора Кузьмича. Спб., 1892. - 372 с.

142. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад, 1908. - 61 с.

143. Соколов Н.М. Об идеях и идеалах русской интеллигенции. -Спб., 1904.- 127 с.

144. Соловьев В. Великий спор и христианская политика. Спб. Собр. соч. 1883-1887. -Т.4.-С.1-106.

145. Соловьев В. Духовные основы жизни. Брюссель, 1982. - 144 с.

146. Соловьев В. История и будущность теократии //Исследование исторического пути к истинной жизни. Спб. Собр. соч. 1883-1887. - Т.4. -С.214-583.

147. Соловьев В. Историческое прошлое высшей церковной власти в России и современное состояние русской церкви I! Высшее Управление в России.-М., 1905.-С.6-12.

148. Соловьев В. Как пробудить наши церковные силы? Собр.соч. 1883-1887.-М., т.4,- С.178-182.

149. Соловьев В. Красота как преобразующая сила //В.Соловьев . Философия искусства и материальная критика. М. 1991. - С.8-223.

150. Соловьев В. О духовной власти в России НО возрождении русской церкви. Вышний Волочок, 1905. - С.5-13.

151. Соловьев В. Оправдание добра. Нравственная философия. М., 1988. - Т. 1. - С.47-549.

152. Соловьев В. Россия и вселенская церковь. М., 1911. - 451 с.

153. Соловьев В.Три речи в память Достоевского. М., 1988. - Т.2. -С.289-324.

154. Соловьев В. Философские начала цельного знания. М., 1988. -Т.2.-С. 139-289.

155. Социология О.Конта в изложении Риголата.- Спб., 1898. 406 с.

156. Спенсер Г. Основания социологии. Спб., 1898. - Т.П, Ч.1У.280 с.

157. Спенсер Г. Изучение социологии. Спб., 1899. - 253 с.16!. Тард Г. Пеи.хслотя и социология //Новые идеи в социологии. -Спб., 1913.- С.!24-!28.

158. Тард Г. Социальные законы. Спб., !901. - 158 с.

159. Тард Г. Социальная логика. Спб., 1901. - 164 с.

160. Токарев С. История зарубежной этнографии. М., 1978. - 352 с.

161. Угринович Д.М. Введение в религиеведение. М., 1897. - 384 с.

162. УордЛ.Ф. Психические факторы цивилизации М., 1897,- 384 с.

163. Федосик В .Л. Церковь и государство. Критика богословских концепций. Минск, 1988. - 204 с.

164. Федотов Г. Святые древней Руси. М., 1990. - 269 с.

165. Филиппов Г.Г Гениальная организация и политическая власть. -М., 1985. 173 с.

166. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 646 с. Р1. Философия Г.Спеисера в изложении Г.Коллинса. - Спб., 1897.448 с.

167. Флоренский П. Столп и утверждение истины.- М.,1990.- В 2-х т.

168. Флоровский Г. Пути русского богословия.- Париж, 1983. 599 с.

169. Франк С. Духовные основы общества. М., 1992. - С.80-98.

170. Франк С. Философия религии У.Джемса //Русская мысль, 1910. -Февраль. С Л 56-168.

171. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981 -256 с.

172. Фюсполь-де-Куланж. Древняя гражданская община. М., 1895. - 374 с.

173. Хорунжий С. София космос - материя: усгои философской мысли отца Сергея Булгакова //Вопросы философии, 1989. - № ! 2. - С.73-90.

174. Царевский А. Гармоген святейший патриарх всероссийский в его самоотверженном служении бедствующему Отечеству. Казань, 1907. -231 с.

175. Церковь в истории России. М., 1967. - 335 с.

176. Чух и на JT.A. Феноменологическая аксеология М.Шелера //Проблемы ценностей и философии. М.-Л., 1966. - С.182 199.

177. Щиглин А.И. Закономерности становления и развития общественных организаций в СССР. М., 1977. - 253 с.

178. Эмбакян Е.С. Критический анализ христианской трактовки социальной справедливости. Дис. канд.филос.наук. М., 1989. - П5 с.

179. Эрн Б.Д. Борьба за Лотос, Нечто о Логосе, русская философия. -М., 1991.-333 с.

180. Юшкевич Г1.0. О прагматизме //УДжемс. Прагматизм. • Спб., 1910. С. 196-234.

181. Яблоков И.H .Социология религии. М., 1979. - 182 с.

182. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.- 223 с.

183. Ястребов В.И. Политическая система социалистического общества // Философские науки, 1979. № 1. - С.3-11.

184. Duckheini Е. Les formes élémentaires de la vie relugiese. Paris, 1961.-609 p.

185. Relazione finale H V osservatore Romano Mb 7, lOdic. 1985. P.7.

186. Teirii scetc d'eccelesiologia !i:i\ civilia catîolica. 1985. № 3251. P.473