автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Роль Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ Русского централизованного государства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ Русского централизованного государства"
Роль Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ Русского централизованного государства (1448-1539 гг,)
Специальность - 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Г леи
Романова Ирина Валерьевна
Москва-2012
005008875
005008875
Работа выполнена на кафедре истории Отечества Российского государственного социального университета (РГСУ).
Научный руководитель: доктор исторических наук, доцент
Ляпунова Наталия Валентиновна
Официальные оппонепты: доктор исторических наук, профессор
Реснянский Сергей Иванович
доктор исторических наук, профессор Зубанова Светлана Геннадиевна
Ведущая организация: Московский государственный гуманитарный
университет имени М.А. Шолохова
Защита состоится «22» февраля 2012 года в 14 часов на заседании диссертационного Совета Д.212.341.02 по историческим и политическим наукам в Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, корпус 2, зал заседаний диссертационных Советов.
С диссертацией можно ознакомиться в научном читальном зале электронной библиотеки Российского государственного социального университета по адресу: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, стр. 5.
Автореферат размещен на официальном сайте РГСУ: www.rgsu.net Автореферат размещен на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации: www.vak.ed.gov.ru
Ученый секретарь Диссертационного совета доктор философских наук, профессор
Г.И. Авцинова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ.
Как известно, долгое время Православная Церковь в России была главной наставницей государственности. Наши предки верили, что построение государства Российского шло не только, а иногда, быть может, не столько по воле человеческой, сколько по воле Божией, ведущей русских князей и царей путями Промысла. И именно Церковь была тем проводником Божественной благодати, который позволял совершаться процессу созидания нашей государственности. Так что наша историческая государственность - это «древо взращенное святыми» и, в свою очередь, давшее святых в качестве своих плодов. Многие ли народы могут сказать о себе, что их, в определенный момент истории, направляла целая плеяда святых -святитель Алексий, святой благоверный князь Димитрий Донской, преподобный Сергий (Радонежский), святитель Киприан.
Сегодня мы видим, что наше государство не вполне самостоятельно в выборе своего духовного и цивилизационного пути. Слишком зависимо от новомодных идеологических и философских поветрий, привносимых в нашу жизнь из-за рубежа и не сопряженных с исконными ценностями нашей национально-исторической традиции. В этой связи становится понятно, что главная задача государства на сегодняшний день - это восстановление полноты суверенитета, не связанного никакими внешними ограничениями и навязанными извне обязательствами, концентрация исторической и духовной силы для государственного строительства, для охранения внутренней и внешней свободы страны и народа. При этом следует подчеркнуть, что укрепление России должно быть совместной задачей и Церкви и государства. Ибо дальнейшее успешное развитие российского общества возможно лишь на путях гармонизации национальных базисных ценностей жизни, сформированных при определяющем влиянии восточного христианства, Православия, главными из которых являются ценности духовно-нравственных, и светской морали. В связи с этим, изучение роли Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ русского централизованного государства па базе новых научных достижений имеет большую социальную и общественную значимость.
Актуальность исследования, таким образом, обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, и государство, и общество должны сегодня признать, что уровень качества гражданского общества характеризуется, прежде всего, ответственностью граждан за свое нравственное состояние. Такой подход основывается на уважении к историческим традициям России, к ее духовности и культуре. Миссия Церкви на данном этапе состоит в том, что она оказывает непосредственное или хотя бы косвенное влияние на формирование каждой личности, до которой доходит ее проповедь. Формируя духовно нравственную личность, Церковь создает все необходимые условия для повышения качества общественной структуры, для
нравственного, экономического и социального благополучия гражданского общества. Поэтому разработка данной темы, научные выводы и обобщение плодотворного опыта Московской митрополии по формированию духовнонравственных основ Русского централизованного государства будут способствовать формированию исторического сознания граждан нашей страны, а также содействовать процессам социальной гармонизации и гражданского миротворчества;
Во-вторых, изучение проблем взаимодействия светской и духовной властей в период построения новой российской государственности позволит ввести в научный оборот новые, неизвестные еще научной общественности церковно-исторические документы. Это существенно дополнит источниковую базу по проблеме государственно-церковных отношений, позволит объективно представить деятельность московских святителей по созиданию духовно-нравственных основ Русского православного государства. Все это бесспорно обеспечит приращение исторических знаний в рассматриваемой области;
В-третьих, и для России, и для всего мирового сообщества на сегодняшний день на первое место выходят вопросы социальной стабильности в обществе. Академик РАН В.И. Жуков совершенно справедливо утверждает, что «существенной характеристикой современного развития цивилизации является радикальное изменение картины мира, его крайняя социальная, экологическая и духовная неустойчивость, что при определенном стечении негативных факторов может ввергнуть человека в масштабную катастрофу»1. Это делает одной из первоочередных задач общественного развития выработку базисной системы «основополагающих ценностей, определяющих пути возможного развития человеческого общежития»2. Принципиально важно деятельное участие в этом процессе Церкви, ибо «исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь содействует улучшению духовно-нравственного состояния окружающего мира», помогает людям «сохранять верность богоданным нравственным нормам, подвигает их к миру, согласию и благоденствию»3. Поэтому анализ содержания деятельности Церкви по духовно-нравственному воспитанию через призму исторического опыта может стать одной из социокультурных и идеологических составляющих в процессе дальнейшего развития соработничества церковных и государственных структур в современной России;
В-четвертых, исторический опыт взаимодействия Церкви и государства по формированию духовно-нравственных основ Русского централизованного
1 Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография // Под. общ. ред. В.И. Жукова. - М., 2000.-С. 34.
2 Курский край: антология социальной работы. Деятельность Русской Православной Церкви. Т. 1. -М.,2001.-С. 8.
5 Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2000.
государства до сих пор мало изучен. Его особая ценность для наших дней состоит в том, что общественный диалог, направленный на поиск путей гармонизации традиционных религиозных ценностей и светских основ жизни общества, должен развиваться с участием представителей Церкви, поскольку тотальная секуляризация общественного сознания воспринимается как реальная угроза вере и традиционному образу жизни, а значит - провоцирует конфликт ценностей. Представленная диссертация поможет лучше понять значение того, что ни при каких условиях не должно разрушаться в результате политической деятельности, но что должно лежать в основе жизни и общества, и государства.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1448 года, со времени поставления митрополита Ионы, при котором Русская Церковь обрела относительную самостоятельность, и состоялось ее окончательное разделение на две митрополии, до свержения и отречения митрополита Даниила в 1539 г., когда процесс централизации государства в основном был завершен.
Рассмотрение вышеуказанного периода в исторической последовательности дает возможность на научной основе обобщить и проанализировать роль Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ Русского централизованного государства, позволяет извлечь необходимые исторические уроки и сделать научные и практические выводы, направленные на дальнейшее развитие взаимодействия светской и духовной властей.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение работ по данной проблематике показало, что проблема влияния Московской митрополии на формирование духовно — нравственных основ Русского централизованного государства относится к числу наименее разработанных в отечественной историографии.
Основываясь на анализе научной литературы, автор условно выделяет три периода в историографии вопроса.
Первый - пореволюционный период - с начала XIX века до 1917 г.
Светские историки этого периода - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, касаясь в своих исследованиях вопросов взаимодействия государства и Церкви, особо подчеркивали роль государства в развитии и преобразовании российского общества4, в то время как церковные исследователи - Е. Голубинский, А.В, Карташов, В. Сокольский - посвящали свои труды, главным образом, истории Церкви5. При этом Церковь рассматривалась ими как вторая власть в государстве.
4 Карамзин НМ. История государства Российского: В 12 т. - М., 1994; Соловьев М.С. История России с древнейших времен. - М., 1962.
5 Голубинский Е. История русской церкви. Т.1. - М.,1904. Т.2. - М.,1917; Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви; В 2 т. - М.Д991; Сокольский Вл. Участие русского духовенства и монашества в
Митрополит Платон в своей «Краткой церковной истории» обращает
внимание на то, что власть митрополитов до начала поставления патриархов была
достаточно свободна от влияния великокняжеской власти, но постепенно
б
митрополиты теряют свою самостоятельность .
Митрополит Макарий (Булгаков) в работе по истории Русской Церкви, рассматривая вопросы церковного и государственного устройства, приходит к выводу, что во взаимоотношениях Церкви и государства, главенствующую роль играло государство7.
Вопросы взаимодействия светской и церковной властей затрагиваются в работах Н.И. Костомарова8, С.Ф. Платонова. Последний, оценивая соотношение власти Церкви и государства, делает вывод о том, что «в нашей истории Церковь никогда не подавляла и не становилась выше государства», отдельные ее представители «пользовались только нравственной силой»9. В.О. Ключевский напротив подчеркивает, что Русская Церковь создала «особое общество, параллельно государственному», которое включало в себя духовенство, начиная от митрополита, кончая нищими10.
Большое внимание в дореволюционной историографии уделялось двум направлениям русского монашества того времени, речь идет о так называемом споре заволжцев и иосифлян. В центре дискуссий встал вопрос не только о положении монастырей в государстве, но и о самой сущности отношений между Церковью и государством. Так, Н.М. Карамзин, объясняя явление нестяжательства, рассматривал его как реакцию «наиболее нравственной части русского монашества» на злоупотребления монастырских «стяжаний»11. В трудах В.О. Ключевского обращалось внимание на социально - экономическую основу конфликта между двумя внутрицерковными направлениями12.
Дьяконов М.А., рассматривая вопросы общественного и государственного строя в Древней Руси, справедливо полагал, что вплоть до конца XV века великокняжеская власть, нуждаясь в союзе с Церковью, покровительствовала росту ее землевладений, но с усилением центральной власти при Иване III огромные размеры церковных землевладений явились препятствием на пути дальнейшей централизации13.
развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV и первой половине XVI вв.-Харьков, 1902.
6 Краткая российская церковная история, сочиненная Платоном Митрополитом Московским. - М., 1805.- С. 100-101.
7 Макарий, митр. История русской церкви. Т.10. - СПб., 1902. - С. 5-7.
* Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М, 1995. - Кн. 1-2.
9 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 1993. - С. 405.
10Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинение в 9 томах. Т. 1. - М., 1987. - С. 272.
" Карамзин Н.М. История государства Российского Т. VI. - СПб.,1819.
12 Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинение в 9 томах. Т.2. - М, 1987.
13 Дьяконов М. А. Очерки общественного и государственного строя в Древней Руси. - СПб., 1912.
Как видно, в большинстве работ духовное противостояние заволжцев и иосифлян трактовалось как отражение социально - экономических и политических противоречий между Церковью и государством.
Второй - советский период - с 1917 до середины 1980-х гг.
В этот период разработка проблем формирования Русского централизованного государства была продолжена. При этом особое внимание было обращено на социально-экономический и политический аспекты проблемы14.
В работах A.A. Зимина, А.И. Клибанова, Я.С. Лурье, Н.М. Никольского определенное освещение получила история еретических движений15. Изучая политическую историю периода становления сословно-представительной монархии в России, АА. Зимин пришел к выводу о том, что светская власть, вмешиваясь в деятельность церковных учреждений, поставляла их себе на службу, подчиняя тем самым Церковь своему контролю'6.
Работы H.A. Казаковой, Р.Г. Скрышшкова были посвящены наиболее ярким представителям Церкви17. Последний отмечает всестороннее влияние Церкви на политическое развитие государства через личности ее виднейших представителей18.
Вопросы влияния Церкви на государство нашли отражение в трудах историков русского зарубежья — Д. Оболенского, Д. Меендорфа, О.Р. Грамми19.
Проблема взаимоотношений государственной и церковной власти была поднята в работах Н.С. Борисова20. Исследовав наиболее важные события в истории Церкви XIV-XV веков, автор пришел к выводу, что после образования централизованного государства началось «сращивание духовной иерархии с формирующимся государственным аппаратом».
Как видно, в работах большинства историков этого периода роль и место Церкви в процессе централизации государства определялось тем, что она рассматривалась как политический институт, освещающий устои классового общества.
14 Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе X1V-XV вв. - М., 1986; Рамм Б.Я. Папство и Русь в X - XV вв. - М.-Л., 1959; Русское православие: вехи истории // Науч. ред. Юшбанов. А.И. - М., 1989.
15 Зимин A.A. Россия на рубеже XV-XVI столетий. - М., 1982; Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XII - первой половине XVI вв. - М.,1960; Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв. - M.-JI, 1955; Никольский Н.К. История Русской Церкви. - М., 1930.
16 Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Очерки социально-политической истории. - М.,
1982.
17 Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. - M.-JI, 1960; Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. - М., 1991.
18 Скрынников Р.Г. Государство и Церковь на Руси XIV-XVI вв. - М., 1991; Скрынников Р.Г. Святители власти. - Л., 1990.
15 Оболенский Д. Византийское содружество. Восточная Европа 500-1453. 1971; Meyendorf J. «Bizantium and the rise of Russia». 1981. Grummey O.It «The formation of Moscovy 1304-1613» London and N.York, 1987.
20 Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе XIV-XV вв. - М., 1986; Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси. - М., 1988.
Тпетий - постсоветский период - с середины 1980-х гг. по настоящее время.
Проведенный автором анализ исторических материалов показал, что проблемы взаимоотношения Церкви и государства в период образования Русского централизованного государства специально не исследовались. Тем не менее, исследователями написан ряд диссертационных работ, раскрывающих отдельные аспекты этой проблемы в русле своих тем исследований21.
Таким образом, актуальность проблемы, ее социальная значимость, общественная востребованность, недостаточная изученность стали побудительным мотивом избрания ее для научного исследования.
Объект исследования - история развития Московской митрополии в период 1448 - 1539 годов. Именно в этот период произошло разделение Русской Церкви на две митрополии, Московскую и Литовскую, и деятельность московских святителей способствовала процессу созидания русской государственности.
Предмет исследования - определение места и роли Московской митрополии в общественной жизни России, в формировании духовнонравственных основ российской государственности.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения архивных материалов и других исторических источников дать анализ деятельности Московской митрополии в период 1448 - 1539 годов по созиданию Русского православного государства.
Научной задачей при этом является обобщение опыта Московской митрополичьей кафедры по укреплению Московской Руси с целью совершенствования государственно-церковных отношений в современных условиях. А также формулировка научно обоснованных выводов, уроков и разработка практических рекомендаций, вытекающих из результатов исследования.
Основные задачи исследования:
- оценить степень научной разработанности проблемы и дать характеристику источниковой базы исследования;
- проанализировать исторические условия, в которых осуществлялась деятельность Московской митрополичьей кафедры и ее святителей в рамках рассматриваемого периода;
21 В.В. Шапошник Церковно - государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века: автореф. докт. дис. - СПб., 2003; А.И. Алексеев Церковь и государство на Руси в XV - начале XVI вв. (ранний этап иосифлянства и нестяжательства): автореф. канд. дис. - СПб., 1998; А.Ю. Климова Влияние греческого номоканона на русское светское законодательство в русле церковно - государственных отношений конца XII - середины XVII вв.: автореф. канд. дис. - М., 2006.
- разработать концепцию определения роли Церкви и государства в деле построения национальной государственности в исследуемые годы;
т выявить духовно-нравственные аспекты митрополичьих грамот, определить роль посланий и поучений московских митрополитов в формировании духовнонравственных ориентиров государственного развития в обозначенный период;
- исследовать и обобщить исторический опыт по формированию духовных основ русской государственности;
- сделать научные выводы, извлечь уроки и разработать рекомендации по использованию опыта взаимодействия Церкви и государства в деле построения национальной государственности с учетом современных требований.
Методологические основы исследования. Исследование проблемы
осуществлялось с помощью основных принципов исторической науки. В первую очередь автор руководствовался принципами историзма, научной объективности и социального подхода. В исследовании были использованы такие методы как классификационный, актуализации и периодизации, а также проблемнохронологический подход, изложенные и обоснованные в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторической науки22. При написании работы автор опирался на традиции отечественной медиевистики, а также традиции исторической школы «Анналов»23.
В работе была использована комплексная методология исследования, включившая в себя:
- обзор источников и их систематизацию;
- исторический анализ событий;
- ценностный подход к оценке событий;
- сравнительный анализ оценки событий с точки зрения участия в них разных религиозных деятелей того времени;
- герменевтический анализ основных нравственных категорий христианского учения;
- системный подход и сопряжение исторических и философских методов исследования.
Основываясь на анализе материала по теме исследования, автор выдвигает
гг Жуков ЕМ. Очерки методологии истории. - 2-е изд., испр. // Отв. ред. Ю.В. Бромлей. - М., 1987; Иванов В.В. Методологические основы исторического познания. - Казань, 1991; Коваяьченко И.Д. Методология исторического исследования. - М., 2004; Санцевич A.B. Методика исторического исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. // отв. ред. Ф.П. Шевченко. - Киев, 1990 и др.; Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие // И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. - М., 1998.
23 Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М., 1993.
собственную концепцию24 проблемы диссертации. Автор считает, что процесс формирования Русского централизованного государства сопровождался формированием единой системы нравственных ценностей. При этом светской власти отводилась роль деятельного начала, церковной власти учительствующая роль. Митрополиты, обращаясь к пастве с активной проповедью христианских основ жизни, объективно способствовали единству и социальной стабильности общества. Поскольку русские земли первоначально формировались на основе разнородных племенных союзов, которые были, скорее, способны к вражде, чем к объединению, подобная проповедь была значима. Таким образом, Церковь создала духовные предпосылки, способствовавшие объединению княжеств в единое централизованное государство.
Источниковую базу исследования составили грамоты московских митрополитов второй половины XV - первой трети XVI веков, летописные своды, а также различные публицистические произведения. Грамоты характеризуют взаимоотношения Московской митрополичьей кафедры с великими князьями, послания церковных иерархов дают представление о той роли, которую играла Московская митрополия в жизни Русского государства.
В основном грамоты по исследуемому периоду сосредоточены в трех сборниках — «Актах исторических, собранных и изданных археографическою комиссиею», «Русской исторической библиотеки» и «Русском феодальном архиве».
Впервые ряд грамот был опубликован в «Актах исторических». В более позднем сборнике «Русской исторической библиотеки» грамоты соотносятся с теми, которые были изданы ранее. Перед каждым посланием дается краткий обзор первоисточников, при этом указывается является ли это компиляцией из разных источников или послание вошло в сборник полностью из одного источника.
Большой материал собран в современном сборнике документов «Русском феодальном архиве». Особенностью сборника является то, что в нем опубликованы грамоты, не издававшиеся ранее. Также публикуются материалы, вышедшие в более ранних сборниках, но уточняются даты посланий и имена участников событий25.
Документальный материал о деятельности митрополита Даниила собран в исследованиях В. Жмакина и В. Дружинина26. Однако многие «послания не представляют данных ни для приурочения их к известным лицам, ни для
24 Концепция (от лат. совсерио - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различного вида деятельности. - Советский энциклопедический словарь. - 3-є изд. - М.; Советская энциклопедия, 1984. - С. 624.
25 РФА. Вып. I. № 71 и РИБ. Т.б, № 64; РФА. Вып. I. № 35 и АИ. Т..І, № 44 (а); РФА. Вып. I. № 62 и АИ. Т. I. № 50; РИБ. Т. 6. №70.
26 Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. - М., 1881; Дружинин В.Г. Несколько
неизвестных памятников из сборника XVI века. - СПб, 1909.
определения времени их написания»27. Поэтому собранный материал весьма спорен.
Подробный перечень документов русских митрополитов дается в сборнике И.У. Будовниц28. Однако, в него вошли не все материалы «Русского феодального архива».
Необходимо отметить, что наряду с грамотами московских митрополитов существовали другие письменные источники, которые составляют литературную канву этого периода. Среди них летописи, а также послания о тех или иных исторических событиях. Следует отметить, что в летописях и посланиях события освещались по-разному. Послания были публичными выступлениями и обнародовались, т.е. о них было известно не только адресату, но и его окружению. Летописи были попыткой формирования у потомков должного взгляда на исторические события. Это был официальный взгляд власти. Сопоставительный анализ посланий и летописей дает возможность выявить скрытые тенденции эпохи.
Следующим видом источников являются жития святых. Во второй половине XV века пишутся жития Варлаама Хутынского, митрополита Алексия, Кирилла Белозерского, Сергия и Никона Радонежских, Федора Ростиславича. В ряде случаев жития посвящались не какому-то лицу, а конкретному историческому событию и писались на заказ. Таково, например, житие Федора Ростиславича, заказанное митрополитом Филиппом и великим князем Иваном III. В 1463 г. Ярославское княжество присоединяется к Москве и создание жития связано с историей этого события.
Важную группу источников составляют Слова учительные или различные публицистические произведения, содержащие критику определенных сторон жизни средневекового общества. Так, например, «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню»29 было направлено против Флорентийского собора. Митрополит Феодосий, пребывавший на Московской кафедре с 1461 по 1464 гг., в своем послании к новгородскому архиепископу Ионе писал о незаконно пребывающем на митрополичьей кафедре киевском митрополите Григории30. Ряд посланий был связан с борьбой против новгородско-псковских еретиков и новгородско-московской ереси. Это грамота митрополиту Геронтию тверского епископа Вассиана31, послания новгородского архиепископа Геннадия32, послание «на жидов и на еретики» инока Саввы33.
27См .-.Дружинин В.Г. Несколько неизвестных памятников из сборника XVI века. - СПб, 1909. - С. 27.
г9ДРВ.Ч. 6.-С. 48-70.
30 РИБ. Т. 6. № 95.
31 РИБ. - СПб, 1880. Т. 6. № 109.
32 ЛИ. - СПб., 1841. Т. 1 № 104; РИБ. СПб., 1908. 2-е изд. Т. 6. № 113, 119; Казакова H.A., Лурье Я.С.. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв. - M.-JI., 1955. № 12, 13,16,18,19, 22,
33 Послание инока Саввы на жидов и на еретики // предисл. С.А. Белокурова // ЧОИДР. 1902. Кн. 3, отд II. - С. 1-94.
Немаловажным источником является переписка церковных и светских исторических деятелей, позволяющая увидеть сложный механизм разрешения, например, дипломатических вопросов. Это прежде всего письма Василия III к псковским наместникам и М. Мунехину34, к которому старец псковского Елизарова монастыря Филофей направил свое послание «против звездочетов и латинян» с обоснованием теории «Москва - третий Рим».
Как видно, представленные в работе исторические источники позволяют увидеть взаимосвязь различных исторических событий, уловить точки соприкосновения взглядов, выдвигаемых теорий, мотивов поведения людей.
И. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.
Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования и показывает, на каких главных проблемах автор сконцентрировал свое внимание. Она включает: введение, три раздела и заключение. Диссертация имеет список источников и литературы, а также приложения.
Во введении дается общая характеристика темы исследования, обосновывается ее актуальность, определяются степень научной разработанности проблемы в отечественной историографии, объект и предмет исследования. Здесь же формулируются научная новизна, цель и задачи исследования, основные положения, выносимые автором на защиту, указывается теоретикометодологическая и источниковедческая база исследования, высказывается мнение о научном и практическом значении исследования, приводятся сведения об апробации диссертации.
В первом разделе «Грамоты московских митрополитов как предмет исторического исследования» автор раскрывает методологические основы комплексного исторического анализа, разработанные профессором В.В. Болотовым, Л.В. Красавиным, К. Ясперсом.
Здесь же раскрываются основные концепции отечественных и зарубежных историков по данной проблематике. Дается общая характеристика источников, систематизированный перечень грамот московских митрополитов середины XV -первой трети XVI вв., их текстологический анализ. Материалы по исследуемой теме в основном сосредоточены в ЦГАДА, практически все они являются опубликованными и находятся в различных сборниках. Указанные грамоты являются литературными памятниками средневековой Руси. По форме грамоты представляют собой традиционный жанр посланий с определенной социальной направленностью, что свидетельствует об особо тесных контактах духовной и
и Памятники дипломатических сношений. - СПб., 1851. Т. ,1. Стб. 196, 211; Сборник имп. Русского исторического общества. - СПб., 1886. Т. 53. - С. 71, 120-121, 148,157-158.
светской власти на Руси.
Во втором разделе «Деятельность Московской митрополичьей кафедры периода формирования русского централизованного государства» рассматриваются основные направления деятельности московских митрополитов. Середина XV - первая треть XVI века - время формирования русского централизованного государства, период становления власти, укрепления властных структур, сформировавшихся на протяжении XIV века. Этому периоду предшествовали события, которые явились определяющими для дальнейшего этапа развития русской истории: а именно изменение принципа престолонаследия, объединение земель и формирование единого политического и экономического пространства, постановление первого русского митрополита, напряженная борьба с ересями и через эту борьбу осмысление Церковью своей роли, рождение теории «Москва - третий Рим», где Русь провозглашается единственной наследницей Византийской империи, центром и опорой православного мира, где должна была осуществиться «Симфония», т.е. согласное содружество Церкви и государства.
Здесь же автор посредством синхронической таблицы показывает, как соотносятся грамоты московских митрополитов с событиями светской и церковной истории. Отмечается, что митрополиты начинают обращаться с посланиями в периоды критического напряжения в обществе. Общественная активность Московской митрополии усиливается во время ослабления центростремительных тенденций в государстве, в периоды борьбы за власть и является ответом на нестабильную ситуацию в стране. В политически стабильном обществе Московская митрополия в основном занимается вопросами церковного строительства.
Ряд грамот митрополитов комментируются по летописям. Для комментария выбраны грамоты из сборников «Актов исторических, собранных и изданных археографическою комиссиею» и «Русской исторической библиотеки». Выбранный принцип летописного комментария, дает возможность соотнести грамоты с летописными источниками, что расширяет понимание исторической ситуации и причины написания того или иного послания. Видимо, этот принцип не может быть всеобъемлющим, так как по летописным источникам можно прокомментировать лишь незначительное количество посланий, поскольку о событиях, связанных с большинством из них, летописи не упоминают. Комментарии к грамотам даются по Никоновской, Ермолинской и Уваровской летописям.
В третьем разделе «Нравственные аспекты посланий московских митрополитов и их влияние на формирование духовного облика русского централизованного государства середины XV — первой трети XVI вв.» рассматривается нравственность как социально-этическая и духовно-онтологическая категория, выделяются внутренние мотивы написания грамот. Нравственность выступает как социально-этическая категория и рассматривается через осознание человеком добра и зла. Отсюда идет совершенствование человека. В этом случае
35отношения человека к человеку определяются степенью совершенствования самого человека, точно также как и отношения людей в обществе. Иное понимание нравственности, как духовно-онтологической категории, проявляется в христианстве. Оно говорит о том, что у мира есть духовное основание, и отношение человека к человеку определяется мерой духовности. Рационалистическая этика выдвигает тезис активного самосовершенствования человека. В христианстве этика является земным свидетельством духовности человека. При сопоставлении внутренних мотивов и внешних поводов написания посланий московских митрополитов выявляется, что при внешней социальной направленности внутренними мотивами написания грамот является призыв к человеколюбию и жертвенности. Здесь же прослеживается выработка критериев христианской нравственности, нравственное учение в посланиях митрополитов. Христианские добродетели не являются мертвым внутренним капиталом человека, они приводят за собой добрые дела. После устроения мира внутреннего начинается устроение мира внешнего. Такова логика христианского средневековья. Сделать мир совершеннее, преобразовать его через личное преображение человека - вот задача доброделания христианина.
Кроме того, был рассмотрен уровень усвоения христианских идеалов народом. Для этой цели были проанализированы тематика и нравственные образы духовных стихов.
В результате исследования автор пришел к выводу о том, что нравственные нормы, которые стремились привить московские митрополиты, постепенно усваивались обществом. Они воспринимались как князьями, так и народом.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, делаются основные теоретические выводы о целях, задачах, содержании и результатах деятельности Московской митрополичьей кафедры периода 1448 - 1539 гг., оценивается значение полученного исторического опыта для современности, извлекаются вытекающие из него уроки.
По словам Л.В. Красавина «ко всякой эпохе существует свой, наиболее плодотворный и единственно правильный для понимания ее подход».35 Таким подходом при рассмотрении выделенного периода может быть концепция «симфонии», т.е. согласованного взаимодействия Церкви и государства. Церковь и государство рассматриваются в ней как два начала, они «неслиянны и нераздельны», но существуют один в другом. Государство должно просвещаться Церковью.
Социальная активность митрополитов вызвана христианским пониманием истории как поприща для созидания своей души. Церковь выступает как поборница единства государства, но по сути эта внешнеполитическая деятельность обусловлена внутренними задачами. Церковь внутри государства, но не для
35 См.: Красавин Л.В. Философия истории,- СПб, 1993. - С. 276.
государства, а для человека. Государство - чрево, Церковь - душа. Задача ее одухотворять все процессы, текущие в многосложном социально-психологическом бытие. Роль Церкви, как воспитателя народа - экзистенциальна. Уместно здесь будет привести евангельский образ Марфы и Марии. Он являет нам два типа служения -созерцательный, духовно-феноменологический и деятельностный. Здесь в посланиях митрополитов мы видим, как переплетаются две эти линии, но вторая никогда не становится главенствующей.
XV век - это век собирания духовных сил Русской Церкви, выполнение заветов преподобного Сергия, который выражается в образовании множественных монашеских обителей, аскетических подвигах монашествующих и мирян, небывалом расцвете русской иконописи, храмостроительстве, как особой формы русского образного богословия. Центростремительные силы, накопленные в Церкви, достигают своего предела и переходят в центробежные, способные уже воздействовать на историческую реальность. Теперь уже они вызывают центростремительные созидающие силы в зарождающемся государстве. Таким образом, русская Церковь являлась мощнейшим стимулом к объединению государства, но это было проявлением силы самой Церкви. Примечательно, что после того как государство было объединено, общественная и социальная активность Церкви значительно снижается.
Данное исследование выявило интересную тенденцию. Период расцвета государственного строительства идет параллельно с периодом активного церковного устроения. Обращаясь к пастве с нравственными проповедями, митрополиты строили Богочеловеческое сообщество.
Митрополиты выступают с активной проповедью христианских основ жизни. Нравственное общество достигается не насилием, а личным просвещением каждого. Христианская нравственность явилась тем цементирующим раствором, который давал возможность к объединению с наименьшей болезненностью. Здесь перед нами открывается некоторая феноменологическая реальность. На протяжении очень небольшого исторического отрезка времени различные народности радикально меняют свою культовую и, вытекающую из нее нравственную ориентацию и тем самым обретают единую экзистенциально-бытийную платформу. Защита народных верований хотя и имела место быть, но все-таки отступила перед новой мистической реальностью.
В этот же период на основе христианства происходит мировоззренческое единение людей.
III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ.
Научная новизна исследования состоит в следующем.
Во-первых, в данной работе впервые проанализирована роль Московской
митрополии в формировании единых духовных ориентиров Русского централизованного государства в период 1448-1539 гг.;
Во-вторых, на основе конкретно-исторического подхода рассмотрен опыт деятельности Московской митрополичьей кафедры и ее святителей по формированию единства и социальной стабильности общества;
В-третьих, в свете современных требований к исторической науке дано определение уровня научной разработанности темы исследования, изложена научно обоснованная периодизация историографии проблемы с учетом качественных и количественных характеристик изданной литературы;
В-четвертых, в работе представлена авторская концепция о месте и роли Церкви в формировании духовных предпосылок создания единого государства в рассматриваемые годы, раскрывается ее сущность и содержание.
В-пятых, по результатам исследования автором разработаны некоторые научно-практические рекомендации, которые позволят по-новому взглянуть на перспективы изучения данной темы, что, несомненно, будет способствовать приращению исторических знаний по вопросам отечественной истории, поможет обогатить ее изучение новыми фактами и аналитикой.
Исходя из содержания и научной новизны диссертации, на защиту выносятся следующие положения:
- Московская митрополия создавала духовные предпосылки, которые способствовали объединению княжеств в единое государство;
- Церковь являлась источником нравственного учения, основанного на идеалах христианства;
- В общественном сознании сложилось представление о необходимости взаимодействия Церкви и государства в вопросе построения государственности; светская власть понималась в своей основе как деятельное начало, церковная власть как учительное;
- Митрополиты выступали с проповедью единых идеалов. Поскольку русские земли первоначально формировались на основе разнородных племенных союзов, которые были, скорее, способными к вражде, чем к объединению, проповедь милосердия, терпимости, христианской нравственности явилась тем цементирующим раствором, который давал возможность к объединению с наименьшей болезненностью;
- Процесс формирования русского централизованного государства сопровождался вырабатыванием русской модели духовного опыта, формированием единой идеологии и системы нравственных ценностей.
Обоснование положений, выносимых на защиту.
Русская церковь во главе с митрополитом представляла собой единое целое при многообразии этнических особенностей и политических симпатий. А так как ее епархии находились в различных княжествах, то своим внутрицерковным единством она подспудно, самим своим бытием, способствовала объединению Русского государства. На этом основании некоторые историки делают вывод о целенаправленной политической деятельности митрополитов: когда в силу организационной структуры Церкви митрополиты могли влиять на епископат и через епископов проводить ту или иную политику. Подобную гипотезу высказывал в 1950-х гг. видный историк Церкви Л.В. Карташев. Однако такая точка зрения не учитывает, что в Церкви главный авторитет - это авторитет не власти, а святости. Любая власть внутри Церкви условна — все свободно прибывают в едином служении. Церковь зовет к единению, но через изменение внутреннего облика человека, она побеждает тенденции розни и вражды и рождает тенденции объединения. Церковь заботится более всего о том, чтобы внутреннее состояние человека тяготело к миролюбию. И через внутренний мир человека шло преобразование мира внешнего, государственного.
Однако в реальной жизни мы видим высокую общественную активность русских митрополитов в этот период. Чем это объясняется?
Вряд ли можно усматривать основную причину в личной гражданской позиции. Скорее это влияние великого восточного соседа - Византии. Именно в Византии родилась особая модель отношений светской и духовной власти - модель Симфонии, т. е. согласия и поддержки Церкви и государства. Эта модель была воспринята Русью еще до провозглашения ее митрополитом Зосимой и старцем Филофеем. И вся деятельность Церкви стремилась к союзу со светской властью, если это не противоречило основам христианства.
Московские великие князья, понимая, что Церковь может являться душой государства, стремились заручиться поддержкой высшего духовенства в своей преобразовательной деятельности и, в свою очередь, оказывали такую же поддержку митрополичьей кафедре, жалуя ей земли и защищая ее от каких-либо притязаний со стороны местных князей. Митрополиты, в свою очередь, призывали к прекращению междоусобиц, что невольно способствовало объединению государства. В своих посланиях они воздействовали на паству, увещевая ее не только покориться воле великих князей, но и оказывать им всемерную поддержку в их начинаниях. Таково начало «Русской Симфонии».
Автор полагает, что взаимоотношения Церкви и государства не ограничивались только политическими контактами, как это часто представлялось. Церковь играла более глубинную роль, она явилась учительной властью по отношению к рождающемуся Русскому государству, включение интересов государства в сферу внимания Церкви придавало нравственный аспект всему государственному строительству Руси периода 1448*1539 гг.
Предпринятая автором попытка летописного комментария и сопоставительного анализа летописей и грамот московских митрополитов расширила понимание исторической ситуации и причин написания того или иного послания, дало возможность выделить в посланиях митрополитов духовноличностный компонент. Исследование показало, что большинство посланий носят яркий учительный характер и это свидетельствует о воспитательной роли, которую играла Церковь в истории Руси, духовно-идеологическая основа всех посланий полностью совпадает , с догматом Православной Церкви, что делало русское общество единым в духовном и нравственном смысле.
Понимание нравственности, как духовно-онтологической категории, проявляется в христианстве. Оно говорит о том, что у мира есть духовное основание, и отношение человека к человеку определяется мерой духовности. Именно такое христианское понимание нравственности положено автором в основание данного исследования.
Рационалистическая этика выдвигает тезис активного самосовершенствования человека. В христианстве этика является следствием, земным свидетельством духовности человека, его соединения с Богом. Здесь христианство поднимает вопрос свободы. Нельзя принудить человека к нравственной жизни, он может быть только просвещен. Отсюда идет начало христианской проповеди и поучений митрополитов. Творить дела Божии в мире человеческом - вот к чему призывают митрополиты. Это и есть суть христианской этики.
Однако в реальной жизни существует инерция личностного и социального бытия. Она и создает противоречия между христианским учением и жизнью, что является нравственной движущей силой истории.
Нравственное общество достигается не насилием, а личным просвещением каждого. Митрополиты своими поступками показывали пример нравственного отношения к жизни и, обращаясь к человеку, призывая к борьбе с грехом, способствовали построению нравственного общества через создание нравственного сознания, строили нравственное бытие.
В процессе анализа нравственного аспекта грамот была произведена тематическая систематизация посланий. Грамоты можно классифицировать по тематике и мотивам следующим образом: I. Церковное устроение: а) охранительнодогматический и канонический аспект; б) социально-бытовой аспект; И. Укрепление государства; III. Официальные; IV. Церковный этикет; V. Помощь христианам других земель; VI. Попечительство; VII. Духовные призывы.
Представленный материал свидетельствует о широте и разнонаправленное™ деятельности митрополитов, подтверждает общую тенденцию: политическая активность митрополитов усиливалась в критические периоды становления государства. Прежде всего, это феодальная война 1425-1453 гг. В этот период кафедру занимал митрополит Иона. Второй критический период на исследуемом
историческом отрезке - это период активного противостояния Москве Казани, Новгорода и Вятки. В это время первоиерархом Русской Церкви является митрополит Филипп. И третьим острым историческим моментом можно считать противостояние русской и ордынской рати на Угре, которым закончилось татаромонгольское иго. В этот период на митрополичьей кафедре - митрополит Геронтий.
В первый период из 49 посланий митрополита Ионы чуть меньше четверти посвящено вопросам поддержки князей в создании единого государства.
В период противостояния Москве Казани, Новгорода и Вятки митрополит Филипп из 11 посланий посвящает три послания вопросам укрепления государства.
Во время стояния на реке Угре митрополит Геронтий пишет 2 послания великому князю с призывом не отступать перед ордынской ратыо. Но вероятно в силу противоречий между великим князем и митрополитом послание митрополита было менее ярким, чем широко известное в исторических исследованиях послание ростовского архиепископа Вассиана Рыло.
Таким образом, конец века сопровождался очень высокой политической активностью. Затем, когда политическая ситуация стабилизируется, общественная активность митрополитов снижается. Все 18 грамот государственного устроения были написаны до начала XVI века. Митрополит Зосима пишет только 3 грамоты охранительно-догматического характера, митрополит Симон — 7 грамот (из них 1 -социально-бытового характера, 2 — официальные, 1 - помощь христианам других земель, 3 - духовные призывы) и Даниил - 2 официальные грамоты и грамоты, являющиеся духовными призывам.
Составленная карта географии посланий показала, что митрополиты в своих посланиях откликаются на важнейшие события в стране. Широка география посланий. Они пишутся в Литву и Польшу, в Казань, на Вятку, во Владимир и Суздаль, в Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Тверь и Чернигов. Часть грамот не имела точного адреса. Это грамоты в помощь христианам других земель. Они выдавались тем, кто нуждался в помощи вне пределов русского государства, и предьявители их могли обращаться в любые области Руси за милостыней. Надо сказать, что после 1488 г. практически не было грамот в другие районы страны. Можно предположить, что ситуация в неспокойных районах Русского государства стабилизировалась. Автор полагает, что это можно рассматривать как косвенное свидетельство некоторой стабильности в Русском государстве.
В процессе исследования грамоты митрополитов были классифицированы по духовно-нравственной проблематике.
Анализ текстов грамот показал, что формирование нравственного облика мирян структурно происходит в двух планах: призывы к добродетелям и доброделанию и обличение грехов.
Основой духовной жизни, которая дает возможность человеку осознать себя как божественное существо и принять ответственность за мир и жизиь, являлись
3637вера, милосердие и сострадание, интуитивное ощущение добра и справедливости, путь познания божественного откровения. Задача митрополитов была донести эти истины своей пастве.
Анализ грамот свидетельствует о неустанной заботе о нравственности, о внутреннем мире человека, о призывах к христианским добродетелям. В «Послании митрополита Ионы в Псков о земских делах и церковных разногласиях» мы читаем: «...и о том вам въспоминаем и многократно: веру Богу по своему православию от всего сердца и к святым божиим церквам, и к своим духовным настоятелем, и ко всему священству также духовную благодать и благопокорение имейте. А разногласья бы, сынове, в вас в церквах Божиих и в православной християнской вере никако же не было».36
Примечательно здесь выражение «в вас в церквах Божиих». Понятно, что речь идет о «ваших церквях Божьих»; но здесь может быть и другое толкование: люди в понимании христианства - это храмы Божии, внутри которых теплится огонек Божественного света. «Тела ваши суть храмы живущего в вас Святого Духа» (апостол Павел, 1 поел. Коринф. 6,19). Это метафорическое определение апостола Павла есть ключ к христианской антропологии. Отсюда и в послании митрополита Ионы прослеживается как бы двойной смысл: стремиться к согласию не только в Церквах, но и в нас самих, не дать погаснуть Божественному огню ни в душах человеческих, ни в храмах земных.
Особо следует остановиться на главной христианской добродетели -смирении. В послании митрополита Даниила читаем: «...истинным смирением познаем истину разумения божественных писаний. Смирения бо ради всякая благая бывают нам, смирения бо и кроме трудов многа согрешения прощает, кроме же смирения прощения грехов не бывает, ниже ино что исправляется».37
Примечательно, что словосочетание «наше смирение», которое встречается во всех посланиях митрополитов, это замена личного местоимения «я». Эта форма каждый раз исподволь указывает, что митрополиты признают смирение высшей христианской добродетелью и стремятся к ней сами, и зовут к ней свою паству.
Добродетели не являются мертвым внутренним капиталом человека, они приводят за собой добрые дела. После устроения мира внутреннего начинается устроение мира внешнего. Такова логика христианского средневековья.
Формирование общественного мировоззрения, единой идеологии и системы нравственных ценностей - это глубинный процесс всех общественных отношений, который начинается с формирования личного мировоззрения человека, формируемый митрополитами через проповеди.
36 См.: РФА Вып. I, -М., 1986. № 43.-С. 170.
37 См.: Послание митрополита Даниила. Памятники старинной русской литературы. Вып. 3-4. - М., 1862. -С. 195.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
Практическая значимость диссертации заключается в углублении понимания процессов русской истории, ее духовных источников. Научно-теоретические положения, выводы и практические рекомендации, сформулированные диссертантом на основе проведенного исследования, могут быть применены:
- в учебном процессе: при проведении уроков истории и краеведения;
- в научно-исследовательской и учебно-методической работе: при разработке спецкурсов по истории государственно-конфессиональных отношений, тематики научных конференций, «круглых столов», направленных на дальнейшее изучение данной проблематики, при написании научных трудов по отечественной истории;
- при выборе направлений, форм и методов сотрудничества Православной Церкви и государства в сфере государственного строительства применительно к условиям современного мира.
Автор выделяет ряд исторических уроков вытекающих из опыта взаимоотношений Московской митрополии и государства в рассматриваемый период.
Урок первый. Нельзя недооценивать роль духовного фактора в процессе государственного строительства. Восприятие духовно — нравственных ценностей объективно способствует стабильному развитию общества.
Урок второй. В годы борьбы за власть усиление активности Церкви является ответом на нестабильную ситуацию в стране и служит консолидации общества и укреплению государства, обеспечению его внутренней и внешней безопасности.
Урок третий. Роль Церкви, как воспитателя народа - экзистенциальна. Именно православная Церковь на протяжении всей истории показала, что она способна формировать высочайшие духовно-нравственные основы жизни русского народа, являющиеся основой прочного государства. Отсюда вытекает возрастающая роль Русской Православной Церкви в жизни нашего государства и общества.
На основе проведенного диссертационного исследования автор формулирует следующие научно-практические рекомендации:
1. В субъектах Российской Федерации необходимо усилить комплектацию
библиотек духовной литературой; .
2. Следует изучить и обобщить опыт работы центров духовнопатриотического воспитания, молодёжных православных организаций, экспериментальных площадок по организации православного и патриотического воспитания молодого поколения;
3. Необходимо распространить практический опыт работы ветеранских организаций с молодежью, полнее использовать этот богатый жизненный опыт и
духовный потенциал для содействия преемственности духовных и культурных традиций Отечества.
4. Работа над диссертацией позволила выявить проблему, которая, по мнению автора, может стать предметом самостоятельного научного исследования в дайной области. Это «Деятельность региональных митрополий по духовно-нравственному воспитанию граждан в различные периоды Отечественной истории»;
5. Автор предлагает провести на базе Московского Педагогического колледжа в июне 2012 г. научно-практическую конференцию на тему: «Роль Русской Православной Церкви в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодежи».
Знание и учет исследуемого в диссертации исторического процесса позволит приоткрыть малоизвестные страницы нашего прошлого, будет способствовать формированию исторического сознания граждан нашей страны, а также их духовному единению на пути укрепления государственности в РФ.
Проведенное исследование и сделанные выводы в определенной степени должны способствовать совершенствованию и дальнейшему развитию отечественной исторической науки, так как расширяют знания по роли Русской Православной Церкви в один из самых сложных и противоречивых периодов истории России.
V. АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ.
Основные теоретические положения и практические выводы по диссертации были апробированы и получили положительную оценку в кругах научной общественности, а также в ряде Московских вузов.
Диссертация обсуждалась на кафедре истории Отечества Российского государственного социального университета. Содержащиеся в ней положения и выводы неоднократно излагались автором в научных докладах и сообщениях на научно-практических конференциях и семинарах. Материалы исследования используются в практической работе автора при проведении различных форм занятий.
Основное содержание исследования отражено в публикациях, в том числе, в журналах рекомендованных ВАКом:
1. Романова И.В. Церковь и формирование Российского государства // Преподавание истории в школе. № 4. 2009 (издание входит в Перечет ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей аттестационной комиссии). -С. 45-48. .
2. Романова И.В. Иосифляне и «заволжские старцы» // Преподавание истории в школе. № 6. 2009 (издание входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и нзданий Высшей аттестационной комиссии). -С. 29 - 32.
3. Романова И.В. Роль Московской митрополии в процессе формирования русского централизованного государства середины XV - первой трети XVI вв. И Сборник научных работ преподавателей педагогических колледжей г. Москвы. - М.: УМК по профобразованию МКО. Лаборатория педобразования, 2000. - С. 9 - 35.
4. Романова И.В. Музей боевой славы как средство патриотического воспитания студентов педколледжа // Материалы научно-практической конференции «Патриотическое воспитание: современный взгляд» / Отв. ред. Т.А. Куликова. - М.: МГПУ, 2003.-С. 87-90.
5. Романова И.В. Нравственные основы образования современного общества // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект» - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2004.-С. 295-296.
6. Романова И.В. Роль системы образования в формировании национального самосознания современного общества // Материалы X Всероссийской научнопрактической конференции «Образование в России: медико-психологический аспект», Т. 2. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - С. 142 - 143.
7. Романова И.В. Грамоты московских митрополитов как предмет исторического исследования. - М.: Даймонд, 2011. - 41с.
Общий объем публикаций по теме - 4,8 п.л.
Заказ № 6522 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru
Текст диссертации на тему "Роль Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ Русского централизованного государства"
61 12-7/281
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
РОМАНОВА Ирина Валерьевна
РОЛЬ МОСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (1448-1539 гг.)
Специальность — 07.00.02 - Отечественная история
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: доктор исторических наук Ляпунова Н.В.
Москва
-2012
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................... 3
РАЗДЕЛ I. Грамоты московских митрополитов
как предмет исторического исследования.......................21
РАЗДЕЛ II. Деятельность Московской митрополичьей кафедры периода формирования русского
централизованного государства...................................... 56
РАЗДЕЛ III. Нравственные аспекты посланий московских митрополитов и их влияние на формирование духовного облика русского централизованного
государства середины XV - первой трети XVI вв......... 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................................. 137
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА...................... 145
ПРИЛОЖЕНИЯ ..................................................................................157
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, долгое время Православная Церковь в России была главной наставницей государственности. Наши предки верили, что построение государства Российского шло не только, а иногда, быть может, не столько по воле человеческой, сколько по воле Божией, ведущей русских князей и царей путями Промысла. И именно Церковь была тем проводником Божественной благодати, который позволял совершаться процессу созидания нашей государственности. Так что наша историческая государственность - это «древо взращенное святыми» и, в свою очередь, давшее святых в качестве своих плодов. Многие ли народы могут сказать о себе, что их, в определенный момент истории, направляла целая плеяда святых - святитель Алексий, святой благоверный князь Димитрий Донской, преподобный Сергий (Радонежский), святитель Киприан.
Сегодня мы видим, что наше государство не вполне самостоятельно в выборе своего духовного и цивилизационного пути. Слишком зависимо от новомодных идеологических и философских поветрий, привносимых в нашу жизнь из-за рубежа и не сопряженных с исконными ценностями нашей национально-исторической традиции. В этой связи становится понятно, что главная задача государства на сегодняшний день - это восстановление полноты суверенитета, не связанного никакими внешними ограничениями и навязанными извне обязательствами, концентрация исторической и духовной силы для государственного строительства, для охранения внутренней и внешней свободы страны и народа. При этом следует подчеркнуть, что укрепление России должно быть совместной задачей и Церкви и государства. Ибо дальнейшее успешное развитие российского общества возможно лишь на путях гармонизации национальных базисных ценностей жизни, сформированных при определяющем влиянии восточного христианства,
Православия, главными из которых являются ценности духовно-нравственные, и светской морали. В связи с этим, изучение роли Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ русского централизованного государства на базе новых научных достижений имеет большую социальную и общественную значимость.
Актуальность исследования, таким образом, обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, и государство, и общество должны сегодня признать, что уровень качества гражданского общества характеризуется, прежде всего, ответственностью граждан за свое нравственное состояние. Такой подход основывается на уважении к историческим традициям России, к ее духовности и культуре. Миссия Церкви на данном этапе состоит в том, что она оказывает непосредственное или хотя бы косвенное влияние на формирование каждой личности, до которой доходит ее проповедь. Формируя духовно нравственную личность, Церковь создает все необходимые условия для повышения качества общественной структуры, для нравственного, экономического и социального благополучия гражданского общества. Поэтому разработка данной темы, научные выводы и обобщение плодотворного опыта Московской митрополии по формированию духовно-нравственных основ Русского централизованного государства будут способствовать формированию исторического сознания граждан нашей страны, а также содействовать процессам социальной гармонизации и гражданского миротворчества;
Во-вторых, изучение проблем взаимодействия светской и духовной властей в период построения новой российской государственности позволит ввести в научный оборот новые, неизвестные еще научной общественности церковно-исторические документы. Это существенно дополнит источниковую базу по проблеме государственно-церковных отношений, позволит объективно представить деятельность московских святителей по созиданию духовно-
нравственных основ Русского православного государства. Все это бесспорно обеспечит приращение исторических знаний в рассматриваемой области;
В-третьих, и для России, и для всего мирового сообщества на сегодняшний день на первое место выходят вопросы социальной стабильности в обществе. Академик РАН В.И. Жуков совершенно справедливо утверждает, что «существенной характеристикой современного развития цивилизации является радикальное изменение картины мира, его крайняя социальная, экологическая и духовная неустойчивость, что при определенном стечении негативных факторов может ввергнуть человека в масштабную катастрофу»1. Это делает одной из первоочередных задач общественного развития выработку базисной системы «основополагающих ценностей, определяющих пути возможного развития человеческого общежития»2. Принципиально важно деятельное участие в этом процессе Церкви, ибо «исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь содействует улучшению духовно-нравственного состояния окружающего мира», помогает людям «сохранять верность богоданным нравственным нормам, подвигает их к миру, согласию и благоденствию»3. Выступая на встрече с участниками Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 3 февраля 2011 года Д.А. Медведев сказал:
«Русская Православная Церковь является крупнейшим и наиболее авторитетным общественным институтом современной России...
Власть (и, может быть, впервые в истории нашего государства в целом, впервые за более чем тысячелетнюю историю нашего государства и Православия на Руси) не вмешивается в деятельность религиозных организаций
1 Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография // Под. общ. ред. В.И. Жукова. - М., 2000. - С. 3-4.
■у
Курский край: антология социальной работы. Деятельность Русской Православной Церкви. Т. 1.-М., 2001. - С. 8.
-5
Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2000.
и при этом признаёт вклад Церкви в становление российской государственности, в развитие русской национальной культуры и утверждение духовно-нравственных ценностей в обществе. ...Церковь на протяжении всей своей истории была хранительницей наших основных ценностей, фундаментальных ценностей, таких, как любовь к ближним, терпимость, мир между людьми, справедливость, которая особенно почиталась на Руси.
В целях укрепления общественной стабильности сегодня, может быть, как никогда прежде нам необходимо действовать сообща... Именно духовно-нравственное воспитание, просвещение всегда были основным заслоном для
4
зла, противодействием ненависти».
Поэтому анализ содержания деятельности Церкви по духовно-нравственному воспитанию через призму исторического опыта может стать одной из социокультурных и идеологических составляющих в процессе дальнейшего развития «соработничества» церковных и государственных структур в современной России;
В-четвертых, исторический опыт взаимодействия Церкви и государства по формированию духовно-нравственных основ Русского централизованного государства до сих пор мало изучен. Его особая ценность для наших дней состоит в том, что общественный диалог, направленный на поиск путей гармонизации традиционных религиозных ценностей и светских основ жизни общества, должен развиваться с участием представителей Церкви, поскольку тотальная секуляризация общественного сознания воспринимается как реальная угроза вере и традиционному образу жизни, а значит - провоцирует конфликт ценностей. Представленная диссертация поможет лучше понять значение того, что ни при каких условиях не должно разрушаться в результате политической
4 Выступление Д.А. Медведева на встрече с участниками Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 3 февраля 2011 года
деятельности, но что должно лежать в основе жизни и общества, и государства.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1448 года, со времени поставления митрополита Ионы, при котором Русская Церковь обрела относительную самостоятельность, и состоялось ее окончательное разделение на две митрополии, до свержения и отречения митрополита Даниила в 1539 г., когда процесс централизации государства в основном был завершен.
Рассмотрение вышеуказанного периода в исторической последовательности дает возможность на научной основе обобщить и проанализировать роль Московской митрополии в формировании духовно-нравственных основ Русского централизованного государства, позволяет извлечь необходимые исторические уроки и сделать научные и практические выводы, направленные на дальнейшее развитие взаимодействия светской и духовной властей.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение работ по данной проблематике показало, что проблема влияния Московской митрополии на формирование духовно - нравственных основ Русского централизованного государства относится к числу наименее разработанных в отечественной историографии.
Основываясь на анализе научной литературы, автор условно выделяет три периода в историографии вопроса.
Первый - дореволюционный период - с начала XIX века до 1917 г.
Светские историки этого периода - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, касаясь в своих исследованиях вопросов взаимодействия государства и Церкви, особо подчеркивали роль государства в развитии и преобразовании российского общества5, в то время как церковные исследователи - Е.
5 Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. - М., 1994; Соловьев М.С. История России с древнейших времен. - М., 1962.
Голубинский, A.B. Карташов, В. Сокольский - посвящали свои труды, главным образом, истории Церкви6. При этом Церковь рассматривалась ими как вторая власть в государстве.
Митрополит Платон в своей «Краткой церковной истории» обращает внимание на то, что власть митрополитов до начала поставления патриархов была достаточно свободна от влияния великокняжеской власти, но постепенно митрополиты теряют свою самостоятельность7.
Митрополит Макарий (Булгаков) в работе по истории Русской Церкви, рассматривая вопросы церковного и государственного устройства, приходит к выводу, что во взаимоотношениях Церкви и государства, главенствующую роль играло государство8.
Вопросы взаимодействия светской и церковной властей затрагиваются в работах Н.И. Костомарова9, С.Ф. Платонова. Последний, оценивая соотношение власти Церкви и государства, делает вывод о том, что «в нашей истории Церковь никогда не подавляла и не становилась выше государства», отдельные ее представители «пользовались только нравственной силой»10. В.О. Ключевский напротив подчеркивает, что Русская Церковь создала «особое общество, параллельно государственному», которое включало в себя духовенство, начиная от митрополита, кончая нищими11.
Большое внимание в дореволюционной историографии уделялось двум направлениям русского монашества того времени, речь идет о так называемом
6 Голубинский Е. История Русской Церкви. Т.1. - М.,1904. Т.2. - М.,1917; Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. - М.,1991; Сокольский Вл. Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV и первой половине XVI вв. - Харьков, 1902.
7 Краткая российская церковная история, сочиненная Платоном митрополитом Московским. -М., 1805.-С. 100-101.
8 Макарий, митр. История Русской Церкви. Т. 10. - СПб., 1902. - С. 5-7.
9 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1995. -Кн.1-2.
10 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 1993. - С. 405.
11 Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинение в 9 томах. Т.1. - М., 1987. - С. 272.
споре заволжцев и иосифлян. В центре дискуссий встал вопрос не только о положении монастырей в государстве, но и о самой сущности отношений между Церковью и государством. Так, Н.М. Карамзин, объясняя явление нестяжательства, рассматривал его как реакцию «наиболее нравственной части
19
русского монашества» на злоупотребления монастырских «стяжаний» . В
трудах В.О. Ключевского обращалось внимание на социально - экономическую
1 ^
основу конфликта между двумя внутрицерковными направлениями .
Дьяконов М.А., рассматривая вопросы общественного и государственного строя в Древней Руси, справедливо полагал, что вплоть до конца XV века великокняжеская власть, нуждаясь в союзе с Церковью, покровительствовала росту ее землевладений, но с усилением центральной власти при Иване III огромные размеры церковных землевладений явились препятствием на пути дальнейшей централизации14.
Как видно, в большинстве работ духовное противостояние заволжцев и иосифлян трактовалось как отражение социально - экономических и политических противоречий между Церковью и государством.
Второй - советский период — с 1917 до середины 1980-х гг. В этот период разработка проблем формирования Русского централизованного государства была продолжена. При этом особое внимание было обращено на социально-экономический и политический аспекты проблемы15.
В работах A.A. Зимина, А.И. Клибанова, Я.С. Лурье, Н.М. Никольского
12 Карамзин Н.М. История государства Российского Т. VI. - СПб.,1819.
13 Ключевский В. О. Курс русской истории. Сочинение в 9 томах. Т.2. - М., 1987.
14 Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя в Древней Руси. - СПб., 1912.
15 Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе Х1У-ХУ вв. - М., 1986; Рамм Б.Я. Папство и Русь в X - XV вв. - М.-Л, 1959; Русское православие: вехи истории // Науч. ред. Клибанов. А.И. -М., 1989.
определенное освещение получила история еретических движений16. Изучая политическую историю периода становления сословно-представительной монархии в России, A.A. Зимин пришел к выводу о том, что светская власть, вмешиваясь в деятельность церковных учреждений, поставляла их себе на службу, подчиняя тем самым Церковь своему контролю17.
Работы H.A. Казаковой, Р.Г. Скрынникова были посвящены наиболее
18
ярким представителям Церкви . Последний отмечает всестороннее влияние Церкви на политическое развитие государства через личности ее виднейших представителей19.
Вопросы влияния Церкви на государство нашли отражение в трудах историков русского зарубежья - Д. Оболенского, Д. Меендорфа, О.Р. Грамми .
Проблема взаимоотношений государственной и церковной власти была
л 1
поднята в работах Н.С. Борисова . Исследовав наиболее важные события в истории Церкви XIV-XV веков, автор пришел к выводу, что после образования централизованного государства началось «сращивание духовной иерархии с формирующимся государственным аппаратом».
Как видно, в работах большинства историков этого периода роль и место Церкви в процессе централизации государства определялось тем, что она
16 Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. - М., 1982; Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XII - первой половине XVI вв. - М.,1960; Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв. - M.-JL, 1955; Никольский Н.К. История Русской Церкви. - М., 1930.
17
Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. Очерки социально-политической истории. - М., 1982.
1 R
Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. - M.-JL, 1960; Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. - M., 1991.
19 Скрынников Р.Г. Государство и Церковь на Руси XIV-XVI вв. - М., 1991; Скрынников Р.Г. Святители власти. - JL, 1990.
Оболенский Д. Византийское содружество. Восточная Европа 500-1453. 1971; Meyendorf J. «Bizantium and the rise of Russia». 1981. Grummey O.R. «The formation of Moscovy 1304-1613» London and N.York, 1987.
21 Борисов Н.С. Русская Церковь в политической борьбе XIV-XV вв. - М., 1986; Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси. - М., 1988.
рассматривалась как политический институт, освещающий устои классового общества.
Третий - постсоветский период - с середины 1980-х гг. по настоящее время.
Проведенный автором анализ исторических материалов показал, что проблемы взаимоотношения Церкви и государства в период образования Русского централизованного государства специально не исследовались. Тем не менее, исследователями написан ряд диссерта�