автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Церковь в социально-экономическом развитии правобережной Украины в XVIII - первой половине XIX вв.

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Крижановский, Олег Прокофьевич
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Церковь в социально-экономическом развитии правобережной Украины в XVIII - первой половине XIX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Церковь в социально-экономическом развитии правобережной Украины в XVIII - первой половине XIX вв."

Кизвокий университет шени Тараса Шевченко

№ правах рукописи

ШГЗШШШЗ ОЛЕГ ПРОКОФЬЕВА

ЦЕРКОВЬ В ООЦШЬНО-ЭКОНО'Л-ПШСКОМ РАЗВИТИИ ПРАВОБЕРЕШСЙ УКРАИНЫ В ОТ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИТЕ ХГХ В.

07.00.02 - Отечественная история 07.00.03 - Всеобщая история

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук

Киев - 1992

Работа выполнена в Киевском университете имени Тараса Шевченко

Официальные оппоненты: длин., проф. МЕЛЬНИК Л.Г.

д.и.н., проф. ПУТРО А.И. д.н.;.., проф. НШКО В.И.

Ведущая организация - Институт истории Украины АН' Украины

Защита состоится сЛЛО-Я-- [992 г. в 10 часов

«а заседании специализированного совета Д 068.(В.06 в Киевском университете имени Тараса Шевченко /ул. Владимирская, 60. ауд. 349/

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Киевского университета имени Тараса Шевченко /ул. Владимирская, 58/

Автореферат разослан " ^" & 1992 г.

Ученый секретарь

специализированного совета

'^'fj-ft/'j!-'

Актуальность тема исследования определяется рядом факторов науччого и политического характера. Во-первнх, в последние годы в стране наблюдается повышенный интерес общественности к деятельности церкви и церковной история, вызванный нсв'м отношением государства к религии и церкви, сложившимся определенным идеологическим вакуумом, надеждами многих на то, что церковь окажет действенную помошь в построении украинской государственности, посодействует консолидации общественных сил в успешном завершении перестроечных процессов, улучшению нравственного климата в обществе. Во-вторых, непредвзятое, свободное от идеологических штампов освещение церковной истории Украины поможет лучше понять сущность и глубинные истоки наблюдаемых в последнее время в отдельных регионах страны опасных меякоифессиональ-ных конфликтов. В-третьих, поскольку церковь - организация не только религиозно-политическая, но и социально-экономическая, без учета масштабов и харак1. ..ра ее хозяйственной деятельности не возможно иметь полное представление ни о социальной функции самой церкви, ни о социально-экономическом развитии общества в целом. Это полностью относится и к истории Правобережной Украины, где в конце средневековья и начале нового времени церковное хозяйство хотя, возможно, и уступало в размерах помещичьему, однако играло существенную роль в аграрном, промышленном и торговом развитии региона.

Отечественная историография XIX - начала XX в. уделяла внимание вопросам церковной истории Украины, однако освещала их преимущественно в дуу господствовавшей тогда кок ;епции "православие. самодержавие, народность", стремилась оправдать решительные попытки царского правительства ограничить политическое и идеологическое влияние в Западных губерниях Римско-католической и Греко-католической цорквей. При этом одни исследователя рассматривали политический аспект деятельности ордена иезуитов в стране,1 другие - организационную структуру Римско-католической я Греко-католической /униатской/ церквей,2 треть™ - слож-

* Мороппсин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины П и до нашего времени. - СПб, 1.867. - Ч. I. - ХУГ. 502, ХП, По.; Самарин Ю.Ф. Чеигиты и их отношение к России // Соч.: В Г? т. М., 188,. ■ Т. 6. - С. 1-325.

О

Сшашкевич U. Римское католичество и его иерархия в Пололик. -

вые взаимоотношения между Греко-католической и Православной церквями, сопротивление православного населения Украины и Белоруссии католической экспансии в ЗОН! в., * не отмечая однако социального содержания этого конфликта. Впервые обратил иниыание на обострившийся в 40-50-е годы XIX в. конфликт между правобережным крестьянством и приходским православным духовенством

Каменец-Подольский, 1872. - 528 е.; Толстой Д.А. Римский католицизм в России. Историческое исследование. - СПб, 1876'. -Т. 1-2; Крачковский Ю.Ф. Очерки униатской церкви // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при императорском Московском университете. - 187Г. - й 1-2. - С. t-282; 1876. -№ 3-4. - С. 283-404; Петров Н. Краткие известия о положении базышанского ордена и разных переменах в его управлении от 1772-1811 г. // Труды Киевской духовней академии. - 1868. - » 7. - С. 147-168; Я 10. - С. 100-144; JS II. -С. 24'5"-Р^2; его же: Очерк истории базилиаяского ордена в бывшей Польше // Там же. - 1870. - № 5. - С. 428-494; JS 8. - С. 373-436; № Ii. - С. 343-409; Г871. - № 2. - С. 295-374; № 5. -С. 225-317; № 6. - С. 480-554; )i 7. - С. II8-I89; I87Z. -» I. - С. 3-85; № 2. - С. 161-27?.

* Карашевич П.И. Очерк истории православной церкви на Волыни. -СПб, 1855". - 157 с.; Коялович М. История воссоединения западно-русских униатов старых времен. - СПб, 1873. - ХП, 400 е.; его же: Литовская церковная уния. - СПб, 1859-1862. - "Г. 1-2; Чистович H.A. Очерк истории западно-русской церкви. - СПб, 1882-1884. - Ч. 1-2; Папков'"А,А. Упадок православного прихода /ХУШ-Х1Х вв./. Историческая справка. - М., J899. - 163 е.; Беднов В.А. Православная церковь в Польше и Литве /по Volumina legua /. - Екатерияослав, 1903. - 511 е.; Титов Ф. Западная Русь в борьбе за веру и народность в ХУП-ХУШ вв. /1654-1795/.-К., 1905. - Т. 1-2; его же: Киевская митрополия-епархия в ХУП-ХУШ вв. /1686-1797/. Опыт церковно-исто^ического исследования. - К., 1905. - И, 481. е.; его же: Заграничные монастыри Киевской епархии в XLЛ-ХУШ вв. Л. I. Общие сведения о заграничных монастырях Киевской епархии в ХУП-ХУШ вв. - К., 1916. - 172 с.

В.Я.Шульгин,*'усмотревший причину этого конфликта в происках шляхты и забитости крестьян, ¿¿гсэресовались церковной историей Украины В.Б.Антонович 2 и М.С.Грушевский,3 однако они рассматривали ее преимущественно в контексте политических процессов в регионе и духовного развития украинского народа. Во второй половине XIX - начале XX в. ближе всего к исследуемой в диссертации теме подошли член Подольского епархиального историхо-стати-стического комитета Е.СециьскнУ ^ и член Волынского церков.чо-археологического общества и Общества исследователей Волыни 0. Фотинскиа.0 Они затронули вопрос о формировании церковно-мона-стырского землевладения на Подолии я Вэлшш в ХУП-ХУЫ вв., указали на его крепостнически.! характер.

В 20-30-е годы XX е..,особенно в связи с основанием в 1932г.

"Государственного антирелигиозного издательства, из печати вышел ряд работ, преимущественно научно-публицистического характера, затрагивающих' ооциально-эконсмлчпские аспекты церковной истории Украины. Они были выдержаны ч духе господствовавшей тогда в отечественной историографии тиориг "торгового капитализма", имели слабую источниковую базу и неадекватно отража-

* Шульгин В.Я. Юго-Западный край в последнее двадцатипятилетие. •1838-1863. - К., 1864. - 245 е.; его ке: Юго-ЗападныГ край под управлением Бибикова /1038-1853/ // Древняя и новая Россия. - 1879. - Ч. 5-6. - С. 5-131.

2 Антонович В. Очерк состояния православной церкви в Юго-Западной России по актам /1650-1798гг./. - К,, Г871. - 99 с.

о

Грушевськи.1 1,1. Сгор!нка з 1сторП укра!нсько-руського с1льоь-кого духовенства /по самбIрських актах )У1 в./ // Записки Паукового туристы 1мен1 Шевченка. - Льв1в, 18Ш. - Т. 34', ки. 2. - С. 1-82.

* Сецинский Е. Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии // Труди Подольского епархиального исторяко-статистического комитета. - Каменец-Подольский, 1895. - Вып. 7. - XXII, 611 с.

5 Фотинский 0. Очерки из истории быта монастырских крестьян на Волыни в Х/П-Ш1 вв. // Труды Общества исследователей Волыни. - Литомир, 1910. - Г. 3. - С. I-112.

ли хозяйственную сторону церковной деятельности в регионе. Исключение представляют лишь работы С.Шамрая,' написанные с привлечением широкого круга источников, но и они не лишены схематизма в трактовке социальной роли правобережного духовенства.

В 40-50-е годи история церкви на Украине в отечественной историографии вообще не рассматривалась. Линь в последнее тридцатилетие интерес к этой проблеме вновь возродился. В частности, Б.Андриевский, В.Крикотун, А.Гришин исследовали хозяйственную жизнь Почаеьского и Кизво-Почерокого монастырей,^ Д.ПоЗда, В. Куликовский ~ отношения иажду крестьянами и духовенством в ХУШ-Х1Х вв.,^ Л.Оли-ашк - крепостническую позиции церкви в пе-ряод крестьянской реформы 1861 г.,4 И.СзидерскиЯ, В.йчка - борьбу Юго-Западной руси против экспансии католицизма, формирование в -эгионе в X £—ХУI вз. цзрковно-монастырского землевладения и духовного сословия,5 С.ПлохиЛ •- политику Апостольской Столицы

* Шаырзп С. íyx¡вцицтво в селянських рухах Правобережья з середин! XIX ст. /7 Укра"1ка. - 1928. - Кн. 2. - С. 95-1 ГО; его же: Ки1вська козаччиаа 1С55" року. - К., 1928. - 125 с.

2 Андр1свськиД В.П. Про Поча!вську лавру. - К., i960. - 40 е.; Крикотун В.."Л. За мураш лаври. - К., 1979. - 80 е.; Гришин А. Л. Класоьа боротьба залекних селян Киево-Печерсысо! лаври у .Ж ст. // Украпют.кий !сторични2 гурнал. - 1987. - S 9. - С. 97-104.

® Пойда Д.Л. 3 ioTopií боротьби укра!иського селянства проти духовенства в дореволюцшний час. - Дн1дропетровськ, 1958. -82 с.; Кулаковський В.М. Гайдамацький pyx i церква // Питания iCTopii народ}в СРСР: Республ1кэлський М1ЖВ1домчий науко-внй зб!рник. Вал. 4. - ¡967. - С. 109-117.

^ О'лШник Л.Б. Антинародна роль церкви у пер1од проведения ре-форми 1861 року // Украшський ¡сторичний журнал. - I9Í (. -15 2, - С. 89-95.

Свхдерськгй Ю.Ю. Боротьба П1вденно-Зах1дно! Рус i проти като-лкдако! екопансП в Х-ХШ ст. - К., [983. - 127 е.; Braca В.М. Духовенство в класово-станов[й структур! давиьоруського сус-гильстэа // Украшський ¡сторичниЯ куриал. - 1989. - й 7. -С. 76-В7; его не: Про джерела та ochobhí етапи форыування

па украпских землях в ХУ1-ХУП.вв. п сопротивление народных масс католической экспаисил,' В.Мордвинцев - хозяйственную жизнь перквп на Левобережной Укрг.ине в ОТ в.,2 А.Зинченко - экономическое состояние отдельных крупных церковных "меню"! на Правобережье в конца ХУШ в., секуляризацию церковного зегмевладе-шгя в регионе и ег соцяально-зкояоютеские последствия догя крестьян подуховных имений."^ Отдельные аспекты проблемы затронуты в общих работах по истории Украины. В частности, В.Смоляй рас-скотрэл роль церкви в политических отношениях мезадг Полыней и Россией во второй половине ХУЫ в.,4 В.Борисенко - процесс фор-пярованпя церковного зсг.'левлад'зытя на ЛевобсреяюЯ Украине во второй половине Х7П

цзр::овао-шнастирського зе:.иеволод1ння у ШвдсмШ Рус1 /друга половина Х1-ХУ1 ст./ // Феодал1зм на Укра1и1. - К., 1990. -С. 3-13.

* Пяохяй С.Н. Борьба украинского народа с католической гкспан-сяей ХУ1-ХУП вв. - Днепропетровск, 1987. - 64 е.; его го: Папство и Украина: Политика римской курии на украинских землях в ХУ1-ХУП вв. - К., 1989. - 223 с.

" Мордвинцев В.М. Социально-экономическое положение и антифеодальная борьба монастырских крестьян Левобережной Украины в 30-80-х годах ХУШ в.: Автореф. дасс... канд. ист. наук.' - К., 1980. - 24' е.; его ге: Торгово-промызленнов предпринимательство монастырей Левобережной Украины в ГУШ в. - К., 1988. -47 с.; его же: Феодальная поччтт на Левобережной Украине в ХУШ в. /Смеловское владение Кпово-Печерской лавры/. - К., 1990. - 86 с.

® 3!нчв1то А.Л. Католицьк! та ун!атськ! епяскопськ! мазткя на ПравоберешШ Укра1н1 напрак1нц1 ХУШ ст. // Укра!ноьняй 1сто-рачнкй яуряал. - 198-1". - Я I. - С. 98-104; его же: Реформа государственной деревни а секуляризация церковного землевладения в Западннх губерниях РгоскйскоЯ имлорки // Исторячес-кпа записки, й П2. - М., 1985. - С. 98-125.

* Смол1й В.А. Возз"едаання Правобередно! Укра1ни з Рзс{зг. -К., 1978. - 191"с.

® Борисенко В.Й. Соц1аль..о-економ1чнии розьиток Л^вобереию!

Церковный историки украинской диаспоры И.Огиенко /митрополит Илларион/,' О.Лотоцкид,2 Т.Коструба,3 И.Етасовский,4 М.Вав-рик ® и др. обстоятельно изложили религиозно-политическую, культурно-образовательную и благотворительную деятельность церкви на Украина, топографию монастырей в регионе, но социально-экономическую сторону церкопюй кизни не исследовали. Недостаточно отражен этот аспект церковной истории Правобережья и в польской историографии.®

Таким образом, социально-экономическое развитие церкви на Правобережной Украине в ХУШ - первой половине XIX в. в исторической науке исследовано весьма фрагментарно, обобщающих работ по этой проблеме нет. Многие вопросы этой проблемы лишь поставлены, конкретная же разработка ее является задачей дальнейших исследований.

Целью данной диссертационной работы является попытка конкретно-исторического анализа основополагающих аспектов социально-экономического развития Римско-католической, Греко-католической и Православной церквей на Правобережной Украине i ХУШ -первой половине л1Х в. Общей цели исследования подчинены следующие 'основные задачи: I/ определение степени научной разработки

Укра!ни.в друг!й половин! ХУЛ ст. - К., 1985. - 263 с.

' Оггенко I. Укра1нська церква: Б 2 т. - Прага, 1942. - Т. 1-2.

2 Логоцпшй 0. Автокефал!я: В 2 т. - Варшава, 1938. - Т. 2. -559 с.

j

° Коструба Т. Нарио з церковнб! icTopii Украшп X-XKI ст. - Торонто, 1955. - 137 с.

^ Власовсьтспй I. Нарио tcTopi! Украшськоï православно! церкви! В 4 т. - 2-ге вид. - Нью-Йорк; К., 1990. - Т. 2-3.

^Вавршс М.М. Нарис розвитку t стану васил!ааського чина ХУТТ-XX ст.; Топограф¡чно-статиотична розвщса // Записки чина св. Ваокл1я Великого. Cepfn 2. Т. 40. - Рим, 1979, - ХМ, 217 с.

6'

btadnicki К. О poca^tkao.. arcybiskypstwa i biskupstw katolic-kich га Eusi halickie j i Wolynie. - Lwdw, 1882. - 62 в.; Li-kowski Б. Daiejo >.csci<jla uni kle^o na Litvie i ftusi w XVIII ; XIX wieku. - Warazawa, 1906. - 205 s.t Zalçski S. Jezuici

теми в отечественной и зарубежной историографии; 2/ выявление основного комплекса источников я определение степени их полноты и репрезентативности; 3/ выявление факторов, обусловивших экономическое и политическое упрочение Римско-католической и Греко-католической церкви на Правобережье а ХУШ в.; 4/ исследование основных путей фсрмирогания церковно-монастырского землевладения на Правобережье в ХУШ в., определение его масштабов, структуры и характера; 5/ анализ основных форм и методов хозяй-г ственной деятельности правобережной церкви в ХУШ в., структуры церковных доходов, определение общего вклада церковной экономики в развитие производительных сил на Правобережье; б/ выявление изменений в социально-экономическом развитии и административно-правовом статусе церкви на Правобережье в первой половице XIX в. в условиях усиления государственного контроля за па деятельностью; 7/ освешэние секуляризации церковного землевладения на Правобережье,-определенно ео целей и отлитий от ееку-чяризашгонной реформы на Левобережной Укрпяна, выяснение ее социально-экономических последствий для крестьян; 8/ исследование реакции правом режного крестьянства на феодальную эксплуатацию церковью и национально-религиозный гнет в в., выяснв' ние причин роста антицерковных настроений среди прихожан в 4050-е годы XIX в.; 9/ определение тех аспектов мссертагчонной и смежной проблематики, которые требуют отдельного, дополнительного анализа, высказывание рекомендаций относительно перспе"-тивных направлений и задач дальнейшей научной разработки темы.

Хронологические рамки диссертационного исследования, в основу которого положен ^блемно-хронологический метод, определяются усилением экономического и общественно-политического веса региональной церкви в начале ХУШ в. и полним огосударствлением ее в соредине XIX в.

иг Ро1асе. - Шс&г, 1901-1906. - Т. 1-5! Рос1еЗ .1. йМог *г1ас1о-то^с! Ь1зйогус2о1г 1 йоСусг^сусЬ сШо^сАп ко£с1е1пусЬ

па Ниа1. - Vla.vaza.wn., 1845. - 104 о.) Саско^зкА 8. Оовроаага^ 1уо V/ ¿оЬгасЬ biз^upatwa 1 карии1у СЬе1ш1?>зк1еЗ V

ХУН-ХУШ ч». - Тогий, 1959-1963. - Са. 1-2; ОсЬша^зЫ. 3. В1р-кирв<лго \ШоЛзк1е у ¿гес1п1см1есаи. - Роапай, 1972. - 120 Вг

Научная новизна диссертации состоит прежде всего в том, что ото первое комплексное исследование социально-экономического развития церкви на Правобережье ХУШ - первой половины XIX в. Результаты исследования позволяют по новому взглянуть на ряд вопросов, ранее установившихся в историографии, в частности на исторические предпосылки экспансии католицизма в регионе в ХУШ в., характер хозяйственной деятельности церкви, цель секулярв-зационной реформы на Правобережье, причины роста среди правобережного крестьянства антицерковных настроений накануне крестьянской реформы 1861 г., сопротивление крестьян феодальной эксплуатации духовенством. Впервые дается оценка общего вклада церковной экономики в развитие региональных производительных сил, выясняется специфика хозяйственной жизни церкви, исследуется социально-этнический состав правобережного духовенства; составлены сводные таблицы, освещающие масштабы церковного строительства на Правобережье, динамику церковно-монастырского землевладения в регионе, структуру церковных доходов, социально-экономическое положение церковных крестьян.

Основные положения, выносимые на защиту:

- условный, корпоративный характер церковного землевладения порождал определенный консерватизм, застойность церковной экономики на Правобережье; не способствовало динамично.^ развитию

ее и наличие в духовенства традиционных денежных поступлений;

- церковь играла в социально-экономическом развитии региона неоднозначную роль: с одной стороны, она содействовала народной колонизации разоренных украинских территорий в первой половине ХУШ в., с другой - слабо использовала передовые формы хозяйствования, нередко прибегала к хищническому, экологически вредному использованию природных богатств; в целом она выполняла охранительную функции) по отношению к феодально-крепостническое системе;

- в исследуемый период хозяйственное развитие правобережной церкви происходило в обстановке острых социальных конфликтов между духовенством и крестьянами, превратившихся в 40-50-х годах XIX в. в борьбу крестьян за уничтожение огосударствленной церкви. -

Источниковой базой диссертации послужили церковные хозяйственные акты, материалы статистики* административно-правовые

акты, рртяции помесных епископов Апостольской Столице и Синоду, монастырские летописи и хроники, мемуары и заметки современников, эпистолярии, фольклорные памятники и др. Часть этих источников во второй половине XIX - начале XX в. были «-публикованы, однако большинство их хранится в архивных фондах. В диссертации использованы преимущественно архивные материалы, хранящиеся в Нейтральном государственном историческом архиве Украины в г.Киеве, Центральном гас,у дарственной историческом архиве России в г.Санкт-Петербурге /бывшем ЦГЙА СССР/, Волынском, Житомирском, Киевском и Хмельницком облгосархивах, рукописном отделе Центральной научной библиотеки им. В.И.Вернадского АН Украины, Обнаруженные в 37 архивных фондах документы впервые введены дис сертантом в научный оборот.

Практическая значимость исследования, а также опубликованного цикла работ диссертанте заключается в том, что их научные выводы и рекомендация можно использовать при создании обобгзю-иих работ по социально-экономической истории Украины и Польши, церковной истории региона, истории крестьянских движений на Правобережье, истории государства и права Полили и России, истории общественно-политических движений на Правобергтье. Результаты исследования можно внедрить в вузовский учебный процесс на факультетах гуманитарного профиля при разработке и чтении нормативных и специальных лекционных курсов по отечественной и зарубежной истории, в музейную и краеведческую работу.

Результаты исследования апробированы в сообщении автора на Ш Волынской историко-краеведческой конференции /16-17 ноября 1989 г., г.Луцк/, ежегодных научных конференциях преподавателей Киевского университета им. Тарасп Шевченко, при чтении спецкурсов "Христианство, церковь, ереси в средневековой Европе", "Основные проблемы истории древнего мира и средних веков в современной отечественной историографии" для студентов исторического факультета университета, цикла лекций по истории церковной жизни на Украине для слушателей курсов повышен г квалификации учителей-историков г.Ки^ва, Киевской и Черкасской областей.

'Структура диссертации. Работа состоит из введения, п. ги разделов, заключения и приложений.

Во введений содержится постановка проблемы, выясняется степень ее изученности, сформулирована цель и задачи исследования, охарактеризованы его методы и источниковая база, новизна полученных научных результатов, изложены основные положения, выносимые диссертантом на защиту, указана практическая значимость исследования, апробация его результатов.

В первом разделе - "Упрочение церкви на Правобережной Украине в ХУШ в." - исследуется сложившаяся на Правобережье религиозная ситуация, общая тенденция ее развития. В частности, рассматриваются количественный рост и топография католических и униатских монастырей и приходов, основные пути и масштабы формирования феодального церновло-монастырского землевладения, организационное укрепление церкви, социальный и этнический состав духовенства, его культурно-образовательный уровень и нравственное состояние, обострение межконфессиональных отношений в регионе, вызванное экспансией католицизма и увеличившейся политизацией церковной жизни.

Анализ приведенного в разделе материала показал, что в ХУШ в. на Правобережье произошло значительное увеличение количества католических и униатских монастырей и костелов путем строительства новых обителей и храмов и обращения в унию православных приходов,, наблюдался рост политического и идеологического влияния духовенства этих конфессий. Причины этого явления.усматриваются в активной поддержке польской короной и шляхто:! притязаний католической церкви, вызванной их стремлением заручиться ее помощью в оботановке политической нестабильности и активизации антифеодальной и освободительной борьбы правобережного крестьянства, попытками упрочить польское господство на Правобережье в условиях растущего политического давления на Польшу со стороны Российского государства. Духовенство большинства из существующих 23 католических орденов /доминикане, капуцины, иезуиты, василиане, реформаты, бонифратры, францискане, тринитарии, бер-нардаяы, кармелиты, августинцы, мариане, пиары, брягидки, -шарики) визитки и др./ нчшло Пристанище преимущественно в правобережных местечках. ,

Экспанс:.я католицизма на Правобережье сопровождалась притеснениями православной церкви, граничащими с гонением на пра-

вославье. Положение православной церкви в регионе резко ухудшилось после перехода в унию в начала ХУШ в. Львовской и Лупкой епархий, особенно в связи с решениями Замойскош собора /1720 г./ и Генеральной конфедерации 1732 г., подчинившими православную церковь в Речи ПосполитоЛ католической юрисдикции, санкционировавшими обращение православных в унию и латинский обряд. В конце 60-х годов обострение социальной и политической обстановки в стране вынудило польское правительство пойти на уступки православному населению, однако после Колиивщины /1768 г./ и первого раздела Польши /1772 г./, когда царское правительство России сочло целесообразным прекратить свое вмешательство в церковную политику польского сейма, экспансия католицизма на Правобережье вновь усилилась, причем особенно на Киевщяно л Ерацлав-щине. Ко надвигающаяся политическая катастрофа принудила в начале 90-х годов польские правительственные круги занять более гибкую политику по отношен.™ к православным. Запоздалой уступкой им било решение Генералхной кочгрегаци: Г'91 г. об уравнении в правах конфессий в Речи Посполитой. ф;нако существенные изменения в церковной ¡и: ¿ни Правобережья произошли лшь после включения этого региона в состав Российского государств1', кода правительство, воспользовавшись массовым возвращением униатов в православный обряд, начало последовательное огосударствление правобережной церкви, подчинение ее споим имперским интересам.

В ХУШ в. происходило организационное укрепление церкви н\ Правобережье. В регионе усложнилась и приобрел« болыдуи функциональную завершенность церковно-иерархическая структурп. 3 сервг дине ХУШ в. под эгидой о.дена василиан произошло об"единение всех униатских монастырей в единую конгрегацию. Лишь православные монастыри и причеты до 1785 г. в виду отсутствия на Правобережье православного епископата оставались почти бесхозными, претерпели минимальные организационные изменен/,.!. В политическом и гравовом отношениях Римско-католическая и Греко-католическая церкви на Правобережье пользовались значительной автономией от государства, ибо подчинялись непосредственно Апостольской Столице и имели юридический иммунитет.

Церковь осуществляла профессиональную подготовку своих кадров в целой се?я местных и зарубежных духовных училищ, ноторыв контролировались до 1773 г. преимущественно иезуитами, -а после

ликвидации иезуитского ордена - пиарами и василиаиами. Высшее духовное образование, способствующее продвижению к иерархическим вершинам, правобережное духовенство получало в иезуитских-коллегиях, чаще всего в Зиленском "папском аллюминате", среднее - в семинариях Житомира, Радомышля, Луцка, Каменца-Подольс-кого и др., начальное - в новициатах /школах для послушников/, существовавших при большинстве васшшанских монастырей. Однако дата Греко-католическая церковь, которая в условиях конкуренции с церковью Православной особенно заботилась о надлежащем профессиональном уровне своих кадров, смогла дать специальное образование лиыь незначительной части монахов и причетников, преобладающее же большинство православных священников и монахов до открытия в конце ХУШ - начале XIX в. на Правобережье первых православных духовных училищ ограничивалось домашним образованием. Недостаточное внимание вопросу кадровой подготовки духовенства было одноЛ из главнейших причин его низкого культурно-образовательного уровня, процветания в духовной среде одиозных бытовых пороков, презде всего пьянства. Вместе с тем Греко-католическая церковь в последней четверти ХУШ в. под давлением государства занялась организацией публичных школ для детей шляхты и зажиточных горожан. Школы эти, в том числе весьма популярная на Правобережье школа уыгшеких василиан, был/ закрыты правительством после польского освободительного восстания 1830-1С31 гг.

Судя г;о весьма отрывочным сведениям, этнический состав правобережного духовенства в ХУШ в. был довольно неоднородным, к тому же имел конфессиональные отличия. Среди католического духовенства преобладали поляки, среди униатского и, тем более, православного - украинцы. Были в его среде также молдаване, ев-реи-"выхресты", представители других народностей. Вне более пестрым был социальный состав монахов и причетников. В монашескую сутану облачались многие представители магнатских и гляхет-ских родов, поскольку духовная карьера считалась тогда надежной и престижной, горожане, беглые крестьяне /монастыри служили традиционным убежищем/, предприимчивые люди, видевшие в обители, доходное место, люмпены. Многих юношей прельщала возможность получить образование в монастырской школе. Самые богатые и престижные монастыри отличались более "аристократическим" составом

братии, 1еднейшие - люмпенским. Несмотря на наследственный характер своих сословных привилегий, приходское духовенство на Правобережье не превратилось до конца ХУШ в. в замкнутое сословие из-за существующего в Речи Посполитой права псмещиков по своему усмотренк.о назначать священников на вакантные приходы, иными словами - торговать приходами.

Социально-экономической основой возвышения католической церкви на Правобережье служил рост ее феодального землевладения, состоящего из земельных латифундий епископата, монастырских имений и земельных наделов приходского духовенства. Сам характер собственности церкви на землю Скл сложнее помещичьей. Основные имения епископа;а и крупнейших монастырей /архкмандрил/ состояли из земельных изданий польской короны, собственность на них церковь разделяла с государством. Эти имения считались служебный имуществом, почти не "?чукдатась, что ставило иерархов в определенную зависимость от государства. Сходные земельное отношения сложились и в приходах. Причт получал земельный надел от местного помещика, не мог передавать его по наследству, поэтому находился в экономической зависимости от помещика. Большинство же монастырей и многие костелы получали лмения "на помин души", в дар от шляхты, и были полными их собственниками. Пользовались многие монастыри и заставными имениями, но собственниками их становились лишь в том случае, когда родственники были не в состоянии выкупить залог.

Одним из крупнейших земельных латифундистов была на Правобережье униатская митрополия, во владение которой польская корона передала в начале ХУШ в. обширные полесские имения Киевской митрополии и Киево-Печерского монастыря. Используя развитую в Речч Посполитой земельную ипотеку и другие пути, униатская митрополия на протяжении ХУШ в. наращивала свои земельные владения, в середине 70-х годов ей принадлежало как минимум 15 тыс. крепостных крестьян. Крупными име.чиями располагал:! также киевский католический епископ /владел Фастовским клю* л/, другие иерархи, многие монастыри, которых на Правобережье насчитывалось около двух сотен /Заручаевсккй, Барский, '¿елецкий, чинский и др./. Однако, среди монастырей количественно пг обладали мелкие и средние земельные

I 4

собственники, причем отдельные монастыри /преимущественно православные на правобережном Поднепровье/ имели землю без крестьян. Источники не позволяют с необходимой точностью определить суммарные размеры церковного землевладения в регионе, но есть основания полагать, что базирующиеся на сведениях подымных реестров подсчеты, согласно которым духовенству на Правобережье во второй половине ХУШ в. принадлежало лишь 5,3 % имеющихся там поселений,' не отражают реальную картину, посколько по сведениям, исходящим от правительства Речи Посполитой, в 60-е годы соотношение мевду землевладением церковных и светских феодалов в государстве составляло 4:3 /из 210 тыс. имеющихся в Польше поселений церкви принадлежало 120 тыс.2/. По нашим подсчетам, базирующимся на средних данных, правобережное духовенство в 70-е. годы владело 50-55 тысячами крепостных крестьян.

Во втором разделе - "Церковное хозяйство на Правобережной Украине в ХУШ в." - анализируются сельскохозяйственная, промышленная и торгово-ростовщическая деятельность церкви, традиционные источники церковных доходов.

Использованные в диссертации документы и материалы убеждают в том, что хозяйственный уклад церковных имений Правобережья был в^ целом однотипным, локальные отличия сводились лишь к разному соотношению аграрного и промышленного секторов в имениях, расположенных в земледельческих и неземледельческих регионах.

Основное внимание в церковных имениях уделялось производству товарного зерна, выращиванию традиционных огороцних и технических культур, садоводству. Агрикультура в этих имениях, как и в помещичьих, оставалась низкой, что было обусловлено рутинностью орудий труда, чересполосицей, наличием в духовенства других источников доходов, позволяющим церкви не особенно заботиться об улучшениях в аграрном деле. Занималось духовенство также животноводством, птицеводством, пчеловодством /преимущественно бортничеством/, рыболовством. Растущая товарность сель-

1 !стор1я Укра1нсько1 РСР: У 8 т., 10 кн. - К., Г979. - Т. 2.

С. 404. . . , '

? ЩЖ России в Сан::т-Петербургз. • Ф. 823, оп. 3, д. 598. -

I. 14.

скохозяйственного производства привела к возникновению в церковных имениях фольварков. На Волыни церковные фольварки упоминаются з документах еще начала 80-х годов ХУЛ в.,* но массовым их появление 1:а Правобережье становится лишь со второй четверти ХУН! в. Устройство церковных ^ольварочныг хозяйств было такое же, как и помещичьих; они базировались на барщинном труде подданых в его сочетании с денежной и продуктовой рентами. Фольварки преобладали в церкиыим ¡,;;<шиях Волыни и ¡Тодолии, на Киеввшнв и Брацлавщине же духовные феодалы в больлинстве случаев взымали о крестьян чинш и натуральную даль. Новолоселеицеь феодальные собственники, как правило, вообще освобождали временно от феодальных повинностей - с целью привлечь в имение дополнительную рабочую силу. В ряде церковных имений, презде всего крупных, слободы возникали дазе в 70-Ш-е годы. Во второй половине ХУД в. в церковных имениях в знаштельных масштабах использовался наемный труд /особе!!но на Полесье/. Регулярно прибегали к насму сезонных рабочих те монастыри, которые не и/лчли подданых крестьян.

Низкая произгодителыюсть труда в аграрной сфоре винужда-ла духовных феодалов, прежде всего на Полесье, заниматься развитием традиционных промыслов. Наибольшее развитие в церковных имениях получили винокурение, мукомолшый промысел, производство /сыродутным способом/ железа, изготовление лучины, береста, поташа, смолы, дегтя, заготовка строительного леса, ткачество, гутничество, производство кирпича, церковных с^чь, культовых изделий /икон, крестиков, четок и т.п./. Почаевский монастырь с 30-х годов ХУЩ п. дово.'-.но успешно развивал книгопечатание.

Наибольшими церковными промышленниками на Правобережье были униатски): митрополит /благодаря обширности его полесс.шх имений/ и Почаевскил монастырь, однако в целом ппавобережная церковь не била крупным г.роми-лленником. Лаже почаевские васили-ане в конце ХУЛ в. выделяли в промышленную сферу лишь около 7 $ от общей суши своих годичных доходов.** В ц^тжовных хозяйствах

' Описание документов архив- западнорусских униатских митропо-^ литов: В 2 т. - СПб, 1897, - Т. I. - С. 352-353, 356.

2 ЦГ'ИА России в Санкт-Петербурге. - 823, сп. 3, д. 1288. -Л. СО 0-5.

преобладало мелкое кустарное производство, сохранившее даже в .местечках цеховую форму. Во многих случаях оно сопровождалось хищническим уничтожением природных богатств /прежде всего лз-. сов/ и вызывало неблагоприятные экологические последствия, что позволяет усомниться в соответствии действительности бытующего представления об особой рачительности церковного хозяйствования в регионе.

Существенную роль в развития церковной экономики на Правобережье играла торговля, активное участке в которой духовенства в значительной степени объяснялось его традиционным "стяжательством" - стремлением в условиях корпоративного, служебного характера церковного имущества, которое нельзя было передать по наследству, скопить побольше денег для родственников. Церковь включалась в развивающуюся в регионе ярмарочную торговли, использовала также ее магазинную форму, вывозила товарную продукцию за границу, преодолевая бездорожье и многочисленные таможенные барьеры,

География торговых интересов правобережного духовенства определялась рядом факторов, прежде всего удобством транспортировки товаров, наличием спроса на него и днш.ипсой цен. С церковник галек:.: Полесья товара вывозились преимущественно в район Прикарпатья, монастыри не правобережного Поднепровья сгязипали сою торговую деятельность главным образом с Левобережьем и Запорожской Сечыо. Занималось духовенство ареаде всего сбитом зерна /особенно после открытия черноморского ринка/, водки и других напитков, перепродаже;: соли /во многих церковных имениях существовал чумацкий промысел/, торговлей рабочим скотом, фруктами, продукцией лесных промыслов, иногда медом.

Церковь, располагая, в отличие от помешикоа, свободными дгпежншк средствами, в широких масштабах занималась прибыльным ростовщичеством, хотя гласно но считала ото занятие добродетельным. Она не только приращивала свой капитал с ломо ¡ью свободного в Речи Посполитой ростовщического процента, но и использовала выдачу ссуд для приобретения в заставное владение помещичьих имений. Накопленные денежные средства церковь частично использовала для застролкк монастырей, строительства и украшения храмов или хранила в ввде богатства, в промышленность же вкладывала их мало, однако в любом случае содействовала сво-

им "стяжательством" процессу первоначального накопления на Правобережье.

Церковь располагала также другими, традиционными источниками доходов, связанный! с культовой стороиоП ее деятельности, причем для большинства причсгов и тех мсластирей, которые не имели населенных имений, эти доходи были наиболее существенными.

Для католического духовенства влшеДлтм таким источником доходов била "зерновая десятина", которая до ХУ п. принадлежала лишь епископату, а потом начала взиматься так'ле костелами и монастырями. До 1720 г. "зерновой деся'.чнюЯ" облагались лишь помещичьи имения, но после Замойского собора церковь добилась ее и со старостинских земель, в том числе отданных в посессию. Взимался зтот церковник побор не только зерном, но и другими сельскохозяйственны;,¡и п хздуктами, пр ¿пленными изделиями, деньгами, притом не обязательно в размере именно дес.ятс'' их части, но и в фиксированном, т.о. нр:;р,шс:и.\:о от урожая. Основная тяжесть церковной десятины лежала на крестьянчх, поскольку их на-т дели во кнопи католических приходах не освобождались от этого побора, к тему лее помещики, как правило, свою част; побора перекладывали на подданных. Однако и па.-ешки постоянно жаловались на обременительность этой дани духовенству п связи с чем по предложению папы Урбана ТО в 1775 г. польский сейм разрешил помещикам выплату церкви денежного эквивалента "зерновой десятины". Прззсславное духовенство довольствовалось фиксированным зерновым побором с прихожан и предоставляемым ему громадой земельны;.! наделен /"ругой"/.

К числу традиционных источников церковных доходов на Правобережье отнгоились также "а.чнуиаты" /регулярные денежные пожертвования шлл.";а/, "г...;лостыня" /праздничные пожертвования паломников/, "кружечные" сборы /церковная милостыня/, плата за требы, изымаемая духовенством за крещение, оформление брака, причастие, миропомазание, исповедь, похороны, поминовения усоплих и другие церковные услуги /прибыльность треиоисправления побудила и монахов строить в своих обителях храмы и каплицы/, платные услуги мирянам но сохранению их движимого имущества в неспокойные времен-!

Полеченная прибыль распределялась между духовными лицами

"по вертикали", в соответствии с их ранговым делением. Осуществлялось это путем отчисления от прибылей в пользу вышестоящих духовных инстанций, симонии /купли-продажи церковных должное-, той/, "инспекционных" поездок епархиального начальства по приходам - традиционного способа взимания дани с приходского духовенства.

В третьем разделе - "Церковь и крестьянство в ХУШ в." -анализируется социально-экономическое положение церковных крестьян на Правобережье и участие их в антифеодальных и освободительных движениях остальной массы крестьянства региона.

Источники неспроверяымо свидетельствуют о том, что в церковных имениях Правобережья использовались те же методы крепостнической эксплуатации крестьян, что и в помещичьих имениях, к тому кс список традиционных крестьянских повинностей духовные феодалы пополнили специфическими поборами: "зерновой десятиной" платой за требы, отработкой эпитимии. Размеры феодальных повинностей в церковных владениях Правобережной Украины были внушительными. На Волыни, в частности, церковные подданые во второй половине ХУЛ в. отрабатывали 4-5-дневную бариину, выполнили обременительную гужевую повинность, давали продуктовую ренту. В условиях развития товаро-денежных отношений вхадельш духовных имений все чаще переводили - полностью или частично - езоих повданих на денежную ренту.

Анализ инвентарей имений убедительно говорит о том, что на протяжении ХУ1И в. феодальные повинности церковных крестьян постоянно увеличивались /путем роста старых повинностей и введения новых/. Увеличение нормы использования крестьянского труда сопровождалось обезземеливанием крестьян. Впрочем, довольно часто духовные феодалы, наоборот, нарезали подданным дополнительные участки земли /как правило, неудобной/ и на этом основании требовали от них бйльшую норму повинностей. В церковных имениях практиковалось также искусственное дробление многих щ ?стьян-ских хозяйств в связи с тем, что два хозяйства более низкого инвентарного разряда давали феодальному собственнику большую суммарную ренту, чем одно высшего разряда. Практиковало духовенство тагасе взимание с крестьян многократно повышенного им государственного налога. Обременительными для церковных крестьян были и феодальные Оаналитеты /обязанность пользоваться за. монопольно

высокую тлату шинками, мельницами, крупорушками только своего господина/.

Владельцы церковных имений, особенно епископы, архимандриты, располагая другими значительными источниками доходов, не обременяли себя лишними хозяйственными хлопотами и намного чаще светских феодалов прибегали к услугам арендаторов, поэтому церковные крестьяне больше других были подвержены арендаторскому произволу. Арендаторы сплошь и рядом прибегали к хищническим методам обогащения и быстро приводили крестьян к полному обнищанию. Об этом, в частности, убедтают материалы люстрации /ревизии/ 1774 г. церковных владений на Правобережье, особенно частые случаи крестьянских побегов именно с отданных в посессию именгЯ. Однако в связи с тем, что большинство церковных имений представляли собой слукебно-корлоративное имущество, сами их владельцы были временщиками :.' не меньше арендаторов доводили своих подданных до нищенской сумы. Разорительной для многих крестьян оказывалась плата за требы. Попытки отдельных светских феодалов и даже представителей епископата ограничить аппетиты приходского духовенства при взимании платы за требоисправление оканчивались, как правило, неудачей.

В церковных имениях, как и в помещичьих, тяжесть феодальных повинностей ощущала на себе превде всего беднейшая часть крестьянства, которая в ХУШ в. все больше становилась жертвой экономических поползновений также крестьянской верхушки. Харак^ теряо, что к процессу имущественного и социального расслоения в крестьянской общине духовные феодалы относились по-разному: одни стремились обеспечить некий средний уровень материального состояния подданных, другие, наоборот, полагали, что доходность имения возрастет при наличии в нем определенной прослойки крепких хозяйств, и поэтому не препятствовали обогащению одних крестьян за счет других. В целом же, в церковных имениях Правобережья происходило постепенное стирание граней между различными категориями'подданных. "Казаки", "стрельцы", "солтыск", "гайдуки" и другие привилегированные л начале ХУШ в. группы крестьян во второй половине ХУШ в. полностью или в значительной степени лишились своих былых преимуществ и были урашины в сопиаг" неэкономическом отношении с остальными крестьянами.

В бытовых отношения- между священниками-католиками и остав-

шимиоя в православье подаными, как об этом свидетельствуют источники, явственно ощущалось влияние религиозной разобщенности. Для ксендза крестьянин был на Правобережье не просто "хлопом", но и "схизматиком" /"неверным"/, чем в значительной степени можно об"яснить многочисленные случаи жестокого обращения духовных лиц с прихожанами, факт существования почти при каждом костеле небольшой т»рьмы-"к.улы" /или "куницы"/, страшных казематов Сатановского, Любарского, Загоровского, Тригорского и других василианских монастырей Я

Усиление феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета натолкнулось на упорное сопротивление правобережного крестьянства, особенно в Поднепровье, причем в антифеодальной и освободительной борьбе крестьян принимали участие также казаки, многие горожане, часть православного приходского духовенства.

Сопротивление прихожан насаждению унии приобретало в ХУ111 в. различную форму. Чаще всего крестьяне пытались откупиться от священника униата, но нередко изгоняли его из прихода, иногда даже лишали жизни, если он упорствовал. Как уже было отмечено историками,2 упорное сопротивление правобережных крестьян унии обгонялось не только и не столько их приверженностью привычным религиозным представлениям я обряда.-;, сколько их обознованным опасениям потерять возможность избрания громадой свяпентка и, следовательно, лишиться своего влияния на него.

Время от времени крестьянские движения на Правобережье выливались в форму восстаний /восстание 170^-1704' гг. под предводительством С.Палия и С.Самуся, гайдамацкие восстания 1734, 1750 и 1768 годов/, приносивших церкви человеческие жертвы и огромные материальные убытки. Проходили эти казацко-крестьянские восстания обычно под лозунгом защиты православия, однако в них

^ Труды Подольского епархиального историко-статистеческого комитета. - Каменец-Подольский, Е890-1891. - Р-ю. Ь". - С. 20, ЗбЗ'.'Ваврик М.М. Нарис розвитку = стану васил1анського чина "УП-ХХ ст.: Топограф¡чно статистична розв1дка // Записки чина св. Васил{я Великого.. Сер*я 2. 1'. XI . - Рим, 1979. - С. 61.

п

\nToirapjre В. Наряс становта православно! церкви на УкраШ

было, несомненно, больше социального, чем конфессионального содержания. Активное участие в этих восстаниях принимали и церковные крестьяне.

Наиболее массовой формой сопротивления крестьян крепостническому гнету в церковных имениях были побеги. Убегали от духовных феодалов и обедневшие крестьяне, которым уже нечего было терять, и сравнительно зажиточные хозяова - в надежде на лучшие условия хозяйствования. Особенно часто пускались в бега те подданные, в которых оканчивался срок слобод. Обращает к себе внимание тот флкт, что весьма часто крестьяне убегали к соседним феодала),1, оставлял этим для себя возможность в случае крушения надежды на улучшение жизненных условий возвратиться ч прежнему господину. Поэтому, как нам представляется, постулат об антифео-дальног. характере крестьянских побегов, сложившийся в отечественной историографии, необходимо воспринимать с известными оговорками. Многие церковные подданные из Правобережья находили приют на левом берегу Днепра, на юге Подол.:и, в Новороссийском крае, где немного гольнее дьмалооь и где, самоа главное, еша были свободные земли.

Чтобы сохранить своих подданных, владельцы церковных имении навязывали им круговую поросу, принулщая гр:.маду возмешать материальный ущерб от крестьянских поЗегов, а униатский митрополит Ясон СмогоржевскиД даже прибег к талому весьма специфическое средству, как угроза расторжения церковного брака тем беженцам, которые откажутся возвратиться в его имение.

Использовали аерковнчо крестьяне в лУШ в. и такую форму сопротивления монаха!.; и причетникам, как "искание казачества". Отдельным зелиточным крестьянам иногда удавалось добиться казацких /случалась - и шляхетских/ прав или; в худаем случае, попасть в число тех подданных, которые в силу ' зторико-бытовых обстоятельств пользовались в имении определенными привилегиями /"солтысы", "гайдуки" и т.п./. Судя по источникам, имели место

з!д половили ХУЛ до к1нт ОТ ст. // Гуська 1сторична б{бл!о-тека. Видас Наукове товариство 1м. Шевченка. Т. УШ. Розв|дкя про церковн! пиносини на Укра1н1-Руси Ш-ХУШ вв. - Льв1в, 1300. - С. 84.

случаи продает крестьянами части свое« рабочего скота, чтобы понизиться инвентарным разрядом и, следовательно, выполнять феодальные повинности в меньшем об"еме. Источники также засвяде-» тельствовали многочисленные случаи присвоения крестьянам церковного имущества. Иногда крестьяне совершали над монахами и причетниками физическую расправу. Своеобразной формой их сопротивления духовным феодалам был отказ отрабатывать в церковном хозяйстве опитимию.

Антифеодальная и освободительная борьба крестьян сдерживала в определенной степени на Правобережье /особенно в Поднепро-вьо/ рост феодальных повинностей в церковных имениях. Часть церковных подданых сумели отстоять для себя в ХУД в. больше хозяйственной свободы.

й четвертом разделе - "Изменения в социально-экономическом положении церкви на Правобережье в первой половине XIX в." -исследуется развитие церковного хозяйства в регионе в условиях значительного усиления государственного контроля за деятельностью церкви, а также проведение правительством на Правобережье секуляризашонной реформы.

Как явствует из источников, после 1795 г. социально-экономическое положение церкви на Правобережье претерпело существенные изменения. Правительство наложило секвестр на обширные именья епископата /епископов перевели на должностной оклад/, установило ЗО-десятинную земельную квоту католическим и униатским монастырям, значительно сократив при этом их общее количество. На Правобережную Украину был распространен закон, запрещающий шляхте отписывать церкви населенные имения. Церковь была лишена возможности взимать десятияу со старостииских земель, в нее поубавилось возможностей использовать для наращивания своей нв-дгжимосм земельную ипотеку, поскольку законодательно были ограничены договорные сроки заставного владения. Однако уяе в первой четверти XIX в. епископам, многим монастырям и ко телам были возвращены их прежние земельные владения. К тому же церковь пребывала под защитой сильной государственной власти и могла в более спокойной социальной и политической обстановке заниматься хозяйственной деятельностью.

Базовой отраслю церковной экономики в первой половине Х1Хв,

остав~лось сельскохозяйственное производство, товарность которого возрастала. В монастырских имениях начали больше уделять внимания торгово-промышленному садоводству, коневодству, овцеводству, переходить от примитивного бортничества г пчеловодству. Однако в целом над церковной экономикой продолжал довлеть традиционный консерватизм. Духовные власти, к примеру, отрицательно относились к идее использовать в церковных имениях новинки агротехники.

Что касается состояния церковной промышленности в региочэ в первой половине XIX в., то ее масштабы заметно сократились в связи с отпадением от церкви многих наиболее развитых в промышленном отношении полесских имений, сокращением традиционной сырьевой и энергетической базы /уменьшились запасы промышленной древесины, высохли многие водоемы, используемые раньше для сооружения водяных двигателей, исся-"и запасы болотной руды и т.п./, растущей конкуренцией со стороны многих помещичьих мануфактур и молодой государственной промышленности, законодательными запретами и ограничениями. Все же отдельные ее отрасли /производство кирпича, книгопечатание и др./, наоборот, получили дальнейшее развитие.

Если промышленное производство играло в церковной экономике весьма скромную роль, то этого нельзя сказать о торгово-рос-товщической деятельности духовенства. Растущий спрос на промышленное сырье, уничтожение феодальных таможенных барьеров стимулировали церковную торговлю в условиях развития рынковых отношений. В первой половине XIX в. из церковных имений Правобережья на рынок начала регулярно поступать даже та продукция, сбыт которой в ХУШ в. был эпизодическим /например, мед/. В местечках духовенство начало шире использовать магазинную форму торговли. Приспосабливаясь к происходившему в регионе процессу урбанизации, монахи открывали в своих обителях платные гостиницы и столовые. Церковь наращивала также свой ростовщический капитал, однако'во второй четверти XIX в. была вынуждена • чсратить масштабы ростовщических операций, поскольку правительство обязало ее хранить свои денежные средства в государственном банке.

Необходимо отметить, что на протяжении первой положи,:а XIX в. правобережные монастыш /по крайней мере, большинство и г./

беднели, происходило относительное сокращение вклада церковной экономики в общее развитие производительных сил на Правобережье.

Стремление снять опасное социальное напряжение в отношениях между крестьянами и духовенством, полностью подчинить церковь государству, прибрать к рукам ее богатства побудило царское правительство еще в 60-80-е годы ХУШ в. провести в России и на.Левобережной Украине секуляризационную реформу. Однако, учитывая политическую ситуацию, прежде всего тесный союз между шляхтой и католическим духовенством, правительство сперва воздерживалось от аналогичного шага по отношению к правобережной церкви. Но постепенно поддержка шляхтой духовенства начала ослабевать, поскольку в сильном централизованном государстве не было особой нужды прибегать к помощи церкви в деле удержания крестьян в повиновении. К тому же, после подавления польского освободительного восстания 1830-1831 гг. царское правительство намеревалось более прочно интегрировать Правобережье с остальными частями империи, а для этого необходимо было ликвидировать имеющиеся там рцминиотративно-правовые отличия - результат длительного пребывания Правобережной Украины в составе Польши. Это предрешило и судьбу церковного землевладения в регионе.

В самом начале 30-х годов в качестве наказания за участие около полсотни монастырел в польском восстании правительство закрыло в Западных губерниях большинство католических и униатских обителей, сославпись при этом на буллу папы Венедикта Х1У, предписывающую епархиальным властям ликвидировать в середине ХУШ в. в Речи Посполитой мелкие, экономически не обеспеченные монастыри. Вскоре остальным католическим монастырям и костелам было запрещено использовать труд православных крестьян, что вынудило духовенство этой конфессии сдавать свои имения в аренду. В 1839 г. униатскую церковь в Тооот было слито с православной и подчинено православному духовному управлению, при этом в ряде случаев принявших унию крестьян насильственно возвращали в православие, хотя в целом правобережное крестьянство /особенно на Кувшине/ отнеслось к этой Правительственной акции спокойно, порой, как сообщали с мест чиновники', даже благожелательно.

План и сроки проведения се ул^изациоинсй реформы в Западных г^иеркиях были определены в 1837-1840 гг. специальными пра-

вительственними комитетами. 25 декабря 1841 г. вышли сразу 2 "высочайшие" указы о передаче в казну в Западных губерниях населенных имений епископата и монастырей, а 10 мая [843 г. - и имений приходского духовенства. Церковные крестьяне общим числом около 40 тыс. становились отныне го-ударственными. Монастыри били разделены на штатное и нештатные, а каждая из этих групп - на 3 разряда, приходские церкви - на 7 разрядов, духовенство переводилось согласно штатным списком на государственный оклад. За отобранные имения церковь получила весьма незначительную денежную компенсацию /меньше 10 % от суммы перешедших в казну церковных капиталов/. До 1864 г. правительство вообще ликвидировало на Правобережье почте все католические монас-. тыри.

Секуляризации подверглось землевладение преимущественно католической церкви, с православным же духовенством правительство обошлось милостиво, поскольку, опасаясь слияния польского освободительного движения с борьбой крестьян 1ротив крепостничества, стремилось привлечь на свою сторону основную массу духовенства - сельских причетников. В 1842-П343 гг. правительство обязало правобережных крестьян выделить причетам 33-,;.!сятинные земельные участки /из этого количества :земли 10 десятин - непооре* дственно приходскому священнику/, бесплатно обрабатыва"1. надел священника /остальную церковную землю - на договорной основе за вознаграждение/, обеспечивать священнослужителей усадьбой, производить ремонт дома и хозяйственных строений. Эти повинности правобережного крестьянства на церковь были подтверждены "инвентарной реформой" ¡847-18'8 гг. /§ 17 "инвентарных пратт" 1847 г./. Для монастырей и архирейскпх домов выделялось определенное количество штатных работников из числа государственных "ресть-ян. Количество бара.;шных дней, необходимых для обработка Ш-де-сятинного священнического участка, отдельно для каждого прихода должны были определить специальные губернские комитеты, состоящие из предводителей дворянства и чиновников. Нот нужды подчеркивать, что эти государственные заботы о его материальном благополучии приходское духовенство региона восприняло весьма благожелательно.

В пяток разделе - "Осложнение отношений между церковью и крестьянами в первой половине XIX в." - исследуются масштабы и

2 6'

методы использования правобережным духовенством крестьянского труда в первой половине XIX в., реакция крестьян на усиление крепостнического гнета и ее результативность.

Источники свидетельствуют о том, что в ппрзой половине XIX в. правобережная церковь воспользовалась теми преимуществами, которые предоставило ей сильное централизованное государство в деле владения крестьянами, и усилила крепостнический гнет подданных, доводя многих из них, по сообщениям чиновников, "до несносного положения и даже совершенного обнищания"J В церковных имениях широко использовалась урочная система, благодаря которой барщина увеличилась до 5-6 дней в недел», возрасли натуральные поборы, имели место другие проявления крепостнического произвола. К тому же правительство в I60I г. в два раза увеличило таксу "гонорара за требоисправление. Во многих церковных имениях, особенно принадлежащих католической церкви, допускалось физическое надругательство над подданными, в связи с чем в конце 30-х годов генерал-губернатор Правобережной Украины Я.Г.Еибиков даже обратился к царю с докладной запиской "0 мерах против жестокого обращения римско-католического духовенства со своими крестьянами и служащим персоналом", а правительство в ответ издало специальный указ, запрещающий духовенству наказывать подданных "не только телесно, но и каким-либо другим подобным, или вообще мученическим способом..,"."

Секуляризаадюнная реформа 1842-1843 гг., введя новые крестьянские повинности на церковь, еще больше усложнила социально-вкономическое положение крестьян, причем не только подуховных, но и помещичьих. По нашим подсчетам, базирующимся на данных губернских комитетов по материальному обеспечению сельского православного духовенства.' в малолюдных парафиях /таковые составляли на Правобережье свыше 90 % от общего количества/, даже узаконенная обработка 10-десятинного участка священника требовала введения дополнительного дня барщины для крестьянской се ;ьи, но, во-первых, священники требовали от крестьян обработки всей цер-

1 ЦГИА Украины в Киеве. - Ф. 444, on, I, д. 42. - Л. Г-Г, 6569 об.

^ ЦГИА России в Санкт-Петербурге. - Ф. 822, on. I, д. 6771-в. -Л. 61 об., 68.

копной .°емли, а во-вторых, большинство причетов тлели земельные участки евшие встааовленно? правительством норки, иногда до 150 десятин, государственного же контроля за использованием духовенством крестьянского труда практически не существовало. Но особенно тяжелой была для крестьян их обязанность строить за свой счет для причетников жилье и традиционные хозяйственные помещения, тем более, что, кок свидетельствуют источники, приходское духовенство смоль и рядом злоупотребляло своим правом требовать от крестьян обеспечения шитьем.

Вводя "барщину на попов" /так называли свои новые повинности cai.m крестьяне/, правительство одновременно запретило духовенству требовать от прихожан плату за трэбоисправление, но, кате свидетельствовали мюгочислепные крестьянские жалобы и донесения чиновников, священнослужители проигнорировали этот запрет практически повсеместно. Уч-чтились случаи .присвоения причетниками крестьянского имуществе., в том числе земельных участков.

Источники убедительно свидетельствуют о том, что в сложившихся новых исторшсо-бытовых условиях приходское духовенство было поранено бациллой социальной спеси, надменно вело себя по отношению к прихожанам - факт, который не отрицают церковные историки.* Насколько далеко заходило оно. порой в своем высокомерии, указывает то, что в 1852 г. подольская духовная консистория была вынуждена затребовать от подведомственных ей духовных-лиц письменного обязательства впредь не наносить прихожанам "собственноручные побоц".2 Естественно, такое поведение многих священнослужителей лишь обостряло отношение крестьян к церкви.

Существенно ухудшилось социально-экономическое полокзшге также тех крестьян, которых администрация государственных юлений определила в качестве штатных работников в монастырские хозяйства. Они лишились своих земельных наделов и оказались в полной экономической зависимости от монахов, жестоко эксплуатиро-

* Власовський I. Нарис tcTopil Укра1нсько' Право слав;. Л Церкви:

2-те вид. - Нью-йорк; К., 1990, - Т. 3. - С. 256.

2 Госархив Хмельницкой области в Каменце-Подольском. - <5. ЗГ5\ on. I, д. 5321.., - Л. 2.

гадись имя.

Таким образом, секуляризацконная реформа 1642-1843 гг. про-всдалась на Правобережной Украине с существенными отклоненаями от общероссийского шаблона и была чревата обострением социального конфликта ыевду крестьянством и духовенством.

Необходимо отметить, что социального мира между церковью я йростьянами не наблюдалось на Правобережье и до 1842 г., причем в многочисленных конфликтах мезщу ними в первой половине XIX в. отчетливо просматривались новые тенденции. В частности, в церковных тлениях сократилось количество крестьянских побегов, но зато участились случаи захвата крестьянами церковных земель и другого имущества, отказа давать католическому духовенству "зерновую десятину", православному - "роковшну" /натуральный побор/. Растущее недовольство крестьян церковью, превращенной правительством в государственное ведомство, переросло, без преувеличения, в почти ненависть к ней. В этом сыграли роль и усиление духовенством экономического гнета крестьян, и превращение причетников в негласных агентов полицейско-бюро^рагичео-кого аппарата, лепользующих для нужд сыска тайну исповеди, и правительственный запрет священникам раз"яснять прихожанам государственные указы /дабы неправильным толкованием их не вызвать крестьянских волнений/, хотя по сложившейся традиции крестьяне обращались за этим: именно в церковь, и, наконец, уклонение духовенства от защиты крзстыш от помещичьего произвола. В крестьян спсрва возникло подозрение, что священники сроднились с помещиками и полицией и противятся уничтожению крепостничества, превратившееся в связи с секуляризацией в убеждение. Есть основание полагать,- что к середине XIX в. авторитет церсви в крестьянской среде существенно понизился.

Источники свидетельствуют, что в 40-50-е годы крестьяне многих приходов решительно отказиились выполнять барщаняие работы на церковь. Убедиелись в невозможности принудить их к этой повинности, причетники иногда пытались заменить выполнение'со денежным побором, ко, кеч сообщали с мест чиновники, крестьяне отказывались и от такой фо^ды их эксплуатации.^ Не соглашались

ЦП1А Украины в Киеве. - Ф. 442, оп. 363, д. 431. - JI. 85 об.

она также строить священникам усадьбы, причем зтн хозяйственно-битовые конфликты иногда оканчивались актами физической расправы над священно- и церковнослужителями. Во время "Киевской казаччляы" 1855 г., явившейся, как нам представляется, не только антикрепостническим, но г. значительней степени и антицерков-1Шм виступлениен крестьян Киевшгаш, крестьянская ненависть к приходскому духовенству проявилась наиболее явственно. Среди крестьян в 40-50-е годы даже ходили упорные слухи о близящейся резне священников и помещиков.

Рзст п ¡тпцерковгшх настроениД среди правобережного крестьянства в середин-з XIX в. бил столь очевиден, возможные последствия его столь социально опасными, что местные масти обратились к правительству с предлс ?ениен отказаться от "барщины на попов". В частности, этот шяг предпринял в 1655 г. новой гене,.¡л-губерчатор Правобережья И.И.Васильчш;св, нашедший поддоржку в лице министра государственных имулести. Кчи било предложено правительству заменить отработочную и ст^и'.1 ,'лъную повинности прихожан соответствуй чей денежной компенсацией церкви, взимаемой дополнительно к подушному налогу. Волшское дворлястпо поддержало эту идею, однако иерархи правослпвной церкви .-'архиепископ варшавский Арсений, митрополит киевский и галицкий Исидор/ решительно высказались против ее реализации. Поэтому царское правительство решилось на замену натуральных повинностей прихожая церкви денежным сбором с податного населения в ее пользу лишь в 1867 г. Впрочем, уступив жалобам приходского духовенства на нехватку средств к существованию, правительство в Г'72 г. вновь издало указ о выделении громадами земли п жилья лричетам, но в этот раз уг.е без "баришш на пепов",

В заключении сформулированы общие выводи, вг.'текаадие из результатов исследования. Высказаны также рекомендации о перспективных направлениях дальнейшей настой разработки проблемы, а именно:

- церковь и общественно-политические гчижешш на Правобережной Уктанне в эпоху средневековья и новое время;

- отношения между иер: овью и государством на Правобережье, их социально-экономические последствия и общественно-политический розонан:;

- влияние социально-экономического положения церкви в сред-

яевековье и новое время на ее идеологическую к ссциально-этиче-ску;о функции;

- духовенство в сословно-иравовой системе на Правобережье-в средние века и новое время;

- церковно-иерасхическая структура и система церковного управления на Правобережной Украине в ХУП-Х1Х вв.;

- этнический состав и ментальность духовенства и их влияние на мсккопфессиональные отношения на Правобережной Украине в средние века и новое время;

- влияние мекконфессиэнальных отношений на общественно-политическое развитие Правобережья в ХУП-Х1Х вз.;

- культурно-просветительная и благотворительная деятельность церкви на Правобережной Украине в средние века и новое время;

- роль церкви в развитии межэтнических связей на Правобережье в ХУП-Х1Х вв.;

- отношение конфессий Правобережной Украины с поместными церквами в ХУИ-Х1Х вв.;

-сектантствона Правобережной Украине в средневековье и новое время и его канонические истоки и социальные корни.

Отдельные выводи и рекомендации касаются состояния и перспектив изучения и публикации источников по проблеме. Высказано мнение о назревшей необходимости подготовки цикла специальных сборников наиболее характерных документов и материалов, относящихся к социально-экономической и политической истории конфессий на Украине, их роли в общественно-политической и духовной жизни региона.

Часть рекомендаций касается целесообразности внедрения ис-горико-церковной проблематики в систему высшего гуманитарного образования. В качества организационных форм решения этой задачи предлагается ввести на исторических, юридических и филологических факультетах университетов и соответствующих инсти ртов нормативные или факультативные специальные курсы по данной проблеме, внести вытекающие из результатов диссертационного исследования изменения в нормативные курсы истории Украины, истории южных, и западных славян мя студентов других гуманитарных факультетов, издать для студентов соответствующие научно-методические пособия.

Ог ювное содержание диссертационного исследования изложено в публикациях:

Монография

1. Церковь в социально-экономическом развитии Правобережной Украины. ОТ - первая половина XIX в. - К.: Вища школа, 19ЭГ. 127 с. - Укр. яз.

Статьи, тезисы

2. Антицерковные настроения крестьян Правобережной Украины в первой половине XIX в. /К вопросу о формировании антифеодальной идеологии крестьян/ // В!сник Ки1вського ун!верситету. Се-р1я 1сторП. № 21. - К., 1Г7Э. - С. 77-81. - Укр. яз.

3. Антифеодальная направленность идеологии крестьянства накануне отмены крепостного права // Укршнський ¡сторичний журнал.-1980. - й I. - С. 102-107. - Укр. яз.

• 4. Эксплуатация крестьян церковью на Правобережной Украине накануне отмены крепостного права // ВIсник ли!вського ун!вер-сит ету. 1сторичн1 науки. № 22. - К.., 1980. - С. 70-75". - Укр. яз.

5. Экспансия католицизма на Правобережной Украине // Антико-мун!стична сутн1сть ун 1атсько-нац1 опал1стичноI фальсиф!кац!I 1сторИ укра!нського народу. - Н.: Вища школа, 1984'. - С. 8188. - Укр. яз.

6. Антицерковная борьба крестьян Правобережной Украины в середине XIX в. // Укра!нський 1сторичгд:3 журнал. - Г986. - Ш,-С. 49-55. - Укр. яз.

7. Промышленная деятельность церкви на Правобережной Украине во второй половине ХУШ - первой половине XIX в. // Минуле I су-часне Волин!: Тези доповитай та пов«домлень Ш-! Волиясько! 1с-торико-кра'сзнаьтоI конференцН /16-17 листопада 19Г.' р./. - Лу-цьк, 1989. - С. 137-139. - Уку. яз.

8 Традиционные источники церковных доходов на Правобережной Украине в ХУШ в.,,// В1сник Кшвського ун!вереитету. 1ст^ричн1 науки. 1' 32. - К., 1090. - С. 53-58. - Укр. яз.

9. Церковная организация на Правобережной Украине в ХУШ в. Ц Актуальн! проблеми в1тчизняно! 1стор11 ХУШ-ХХ ст.: Зб1ршк нау-коеюс праць. Бнп. I. - К., 1990. - С. 4-39. - Укр. яз.

Заказ 38,тир. ЮО.УЧ.твп. Киевсхого университета ям. Тараса Шевчемсо,Киев,Б.Шовчяпсо,14.1992г.