автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Цвет в культуре Древней Руси: слово и образ

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Гмызина, Эльвира Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Киров
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
Диссертация по культурологии на тему 'Цвет в культуре Древней Руси: слово и образ'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Гмызина, Эльвира Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ ЦВЕТА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

1.1. Семантика цвета в мифологическом сознании.

1.2. Цвет как символ.

ГЛАВА 2.

ЦВЕТ В КУЛЬТУРНОМ СОЗНАНИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

2.1. Цветовые образы в контексте развития древнерусской культуры.

2.2. Семантика основных цветов в культуре Древней Руси.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Гмызина, Эльвира Викторовна

Цвет является одной из констант культуры, которая может служить своеобразной моделью ее развития, отображающей пути формирования, освоения, закрепления в культурной памяти не только общих, но и национально окрашенных культурно-значимых концептов. Многие явления культуры не могут быть поняты без учета семантики цвета. Он выступает в качестве одной из ключевых категорий культуры, фиксирующей уникальную информацию о колорите окружающей природы, своеобразии исторического пути народа, взаимодействии различных этнических традиций, особенностях художественного видения мира. Как неизменный компонент культуры цвет обрастает определенной системой ассоциаций, смысловых значений, толкований, становится воплощением разнообразных нравственно-эстетических ценностей.

Изучение цвета в культуре Древней Руси представляет особый интерес, так как преобладание конкретно чувственного в восприятии мира стало ее характерной чертой. Эту особенность отмечают многие исследователи древнерусской культуры: Д.С. Лихачев, A.M. Панченко, М.В. Попович, В.В. Бычков. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в том, что христианство было воспринято на Руси прежде всего и глубже всего на уровне нравственно-эстетического сознания. Не случайно свое видение и понимание мира Русь полнее всего выразила в иконописи, то есть в форме и цвете.

Цветовые образы в древнерусской культуре заключали в себе огромные выразительные возможности, значительный объем непроговоренного смысла. Их распредмечивание позволяет проникнуть вглубь древнерусской культуры, очертить круг ее основополагающих ценностей. Поскольку цвет достаточно рано входит в культурный обиход, его изучение может способствовать выявлению наиболее архаичных слоев культурного сознания Древней Руси, определению базовых представлений о мире, составивших основу национального менталитета. В рамках данного исследования интерес к цвету в древнерусской культуре обусловлен стремлением рассмотреть бытие цвета в двух аспектах: не только в визуальном, но главным образом в вербальном, который до сих пор не стал предметом самостоятельного культурологического осмысления.

Актуальность темы диссертации заключается в том, что выявление культурно-значимых смыслов цветообозначений является одним из условий определения основополагающих установок древнерусской культуры. Анализ семантики основных цветов позволяет выявить и охарактеризовать мировоззренческие доминанты, транслируемые из поколения в поколение и воспроизводящие характерные особенности национального менталитета.

Обращение к семантике цветов в древнерусской культуре важно не только для ответа на вопрос, какие особенности отличают культуру минувшего от современной, но и для нахождения в минувшем знаков будущего, поскольку в попытке понять самих себя сегодняшних все более существенную роль играют связи с прошлым, рассматриваемые в широком поле диалогических отношений.

Степень разработанности проблемы. В современной науке существует достаточно много подходов к такому сложному явлению как цвет. Он стал своеобразным «информационным субстратом» (Н.В. Серов), предоставляющим материал для исследования самым разным наукам: физике, физиологии, психологии, лингвистике, философии, литературоведению, искусствознанию и т.д. Постановка обозначенной нами проблемы потребовала обращения не только к большому, но и весьма разнообразному кругу литературы, в котором можно обозначить четыре основные направления.

1. Общие работы по цветоведению, исследующие природу цвета как физического и психофизиологического явления, имеющие прикладную направленность, ориентированные на использование цвета в технической эстетике, дизайне, живописи (Ж. Агюстон, М. Дерибере, Р. Ивенс, Г. Цойгнер, Л. Миронова, А. Зайцев, Н. Волков). В исследованиях такого рода цвет чаще всего толкуется как свойство света вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Исследователи уделяют достаточно большое внимание характеру воздействия того или иного цвета на человека. Эта информация необходима для изучения цвета в культуре, так как она задает парадигму его семантизации.

2. Лингвистические исследования, посвященные проблеме вербализации цвета (А. Потебня, С. Кацнельсон, Ф. Шемякин, О. Трубачев). В этих работах исследуются закономерности перехода от ощущения к мысли при обязательном участии слова и наглядного образа, прослеживается эволюция цветообозначений в результате развития мыслительных способностей человека.

Оба эти подхода демонстрируют достаточно узконаправленный интерес к цвету, они не ставят задачу рассмотрения цвета как феномена культуры. Однако принадлежность цвета к единому смысловому пространству, объединяющему повседневную жизнь, интеллектуальную рефлексию, бессознательную память коллектива, художественное творчество и множество иных проявлений человеческой деятельности безусловно делает цвет частью сложного континуума культуры.

Особое значение имеют методологические работы, охватывающие философскую, культурологическую и даже социальную проблематику.

3. Культурологические работы, изучающие проблему социализации цвета, то есть превращения его в явление культуры. Этой теме посвящены исследования Е. Ковешниковой, С. Гудиной, Н. Серова. Цвет как реалия в его физическом понимании становится фактом культуры, когда он приобретает роль знака, носителя определенного смысла. Этот смысл, по мнению Н. Серова, опирается на тройственную структуру цветовосприятия, включающего сознательную, подсознательную и бессознательную информацию [249, С. 10]. Не задумываясь, мы говорим: «побелеть от страха», «покраснеть от гнева», «позеленеть от злости», «пожелтеть от зависти», «почернеть от горя». Связанный с глубинными аспектами психики, цвет на основе перцептивной модели восприятия строит жизненную полноту.

Цвет в культуре предстает не просто как инобытие эмоций, но как эмоциональность, обогащенная разнообразными ассоциациями, закрепленными в языковой и социокультурной практике. В цвете в «снятом» виде выражается отношение человека к явлениям окружающей и собственной природы. Он выступает в качестве содержательного первоэлемента культуры, с помощью которого характеризуются, систематизируются предметы, социальные установления, нравственно-эстетические понятия. Аксиологический аспект цвета проявляется тогда, когда «он соотносится с определенным предметным содержанием в результате устойчивых смысловых ассоциаций, выражающих важные для человека как биологического и социального существа ценности, воспроизводимые в форме духовного переживания»^, С. 13].

Говоря о смысле цвета в культуре, исследователи употребляют понятия «семантика», «символика», «информативность», оперируют категориями «миф», «символ», «образ». Очевидно, такое обилие терминов связано с тем, что проходя сквозь время, цвет становится выразителем огромного смыслового потенциала. Однако нельзя не согласиться с Л. Мироновой в том, что здесь нужны более строгие дефиниции. [181, С. 172] Исследование бытия цвета в культуре должно опираться на выявление особенностей его семантического наполнения и функционирования, так как это способствует более глубокому пониманию характера самой культуры.

Включение цвета в систему культуры совпало с периодом развития мифологического сознания. Изучение цветовых мифологем опирается на обширный опыт исследования мифоструктур, накопленный современной наукой и позволяющий рассматривать семантику цвета в мифологическом сознании не только на линейном, но и на парадигматическом уровне. Универсальность такой категории как цвет, ее ориентированность на культурную память позволяет установить константы, зафиксированные в мифо-культуре, объяснить их выбор и рекомбинации. В основу изучения цветовых мифологем положены труды ученых-мифологов (Дж. Фрезера, Я. Голосовкера, М. Элиаде), исследователей исторических типов культурно мышления (Е. Мелетинского, С. Аверинцева, М. Бахтина, А. Лосева), семантических основ мифопоэтики (А. Веселовского, А. Потебни, О. Фрейденберг, В. Топорова).

Эволюция мифа к символу освещается в работах А. Лосева, Ю. Лотмана, Б. Успенского, В. Пивоева и проводится на основе структурно-семантического и образно-семантического анализа. Эти исследования служат методологической основой для изучения эволюции цветовой мифологемы к цвету-символу.

Изучение семантики цвета возможно только в рамках определенного социокультурного контекста. Пример таких исследований дают работы Э. Бенца, Т. Гейджа, Н. Жуковской, К. Леви-Строса, В. Тернера, К. Роу. Материал, накопленный в этих работах, содержит типологические установки и параллели, которые могут быть использованы в изучении цвета в контексте древнерусской культуры.

4. Исследования, посвященные бытию цвета в Древней Руси, свидетельствуют об интересе к феномену цвета специалистов самых разных областей, рассматривавших как процесс визуализации, так и вербализации цвета.

Вопрос визуализации цвета в культуре рассматривается в работах искусствоведов (В.Н. Лазарев, М.В. Алпатов, H.A. Демина, И.Э. Грабарь), специалистов в области эстетики (В.В. Бычков, И.К. Кузьмичев,

A.Н. Овчинников).

Проблема вербализации цвета изучается лингвистами (О.Н. Трубачев, Ф.Н.Шемякин, М.Ф. Мурьянов, Н.Б. Бахилина,

B.В. Колесов, Р.В. Алимпиева, P.M. Фрумкина, Н.Ф. Пелевина, JI.B. Зубова), мифологами (А.Н. Афанасьев, А.Н. Веселовский,

A.A. Потебня, В.Н. Топоров, В.В. Иванов, Б.А. Успенский, A.C. Фамицын, Л. Рад енкович), исследователями фольклора (Г.И. Мальцев,

B.И. Еремина, А.Т. Хроленко, П.П. Червинский, А.Б. Пеньковский) и древнерусской литературы (A.M. Панченко, М.В. Пименова, Е. Накамура, H.JI. Касимов).

Благодаря анализу отдельных фактов, фрагментов, аспектов бытия цвета в древнерусской культуре накоплен материал, который позволяет представить развитие семантики цвета в широком хронологическом диапазоне. Некоторую фрагментарность исследований компенсирует разнообразие привлеченных источников. Закономерным шагом в развитии указанного направления представляется работа синтетического, концептуального характера.

Цель данной работы заключается:

• в выявлении сущности слова как средоточия образных представлений о цвете в культуре Древней Руси: от мифологических истоков до более поздних слоев культурного сознания;

• в определении мифо-символического ядра в семантике цветообозначе-ний;

• в осмыслении преобразования цвета из явления материального мира в многозначный символ культуры.

Задачи диссертации вытекают из общего направления исследования:

1. На основе анализа материала языка, мифологии, фольклорных и литературных текстов определить онтологический и гносеологический статус цвета в культуре Древней Руси.

2. Выявить архетипическую основу в семантике «фокусных» цветов, которая служила своеобразным фундаментом для расширения их смыслового поля и сохранилась в народной эстетической традиции по сей день.

3. Проследить семантику цветообозначений как исторически развивающуюся во времени под влиянием природных и социальных факторов, в связи с внутренней логикой развития культуры Древней Руси.

4. Установить место цветовых образов в контексте целостного мировоззрения древних русичей.

В качестве объекта исследования избрана семантика цветообозначений, проявленная в словесной ткани древнерусской культуры.

Предметом исследования выступают прежде всего вербальные источники: язык Древней Руси в аспекте цветообозначений, фольклорные и литературные тексты. Фольклорный комплекс, представленный самыми разнообразными жанрами (былинный эпос, обрядовая и необрядовая лирика, сказка, заговор), сохранил не только духовный опыт народа в отфильтрованном, отшлифованном виде, но и сам процесс изменения-развития представлений о мире во всем - в том числе и цветовом - многообразии. Своеобразная культура цвета, то есть способность увидеть, воспринять, осмыслить и отобразить цвет, присуща многим произведениям древнерусской литературы. Она проявилась в летописях, воинских и исторических повестях, агиографии, апокрифах, но ярче всего в памятнике древнерусской литературы - «Слове о полку Игореве». Кроме того, в предмет исследования необходимо включить этнографические материалы, в той или иной степени отображающие традиционные основы цветовой культуры.

Научная гипотеза. Мы предположили, что цвет является одной из доминант древнерусской культуры. Мы считаем возможным доказать, что древнерусская живопись, сумевшая выразить глубинные основы бытия в цвете, опиралась на мощные традиции народной цветовой культуры, именно изначальная чуткость древних русичей к цвету позволила им в христианскую эпоху усмотреть в цветовых сочетаниях неизрекаемые тайны божественного откровения. Мы предположили также, что интерес древних русичей к цвету можно считать свидетельством значимой характеристики древнерусского культурного сознания, а именно - его тяготения к чувственно-конкретному восприятию мира, к воплощению высших духовных ценностей в материальной, осязаемой, красочной форме.

Методология исследования опирается на концептуальные работы по истории культуры Древней Руси Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, Н.И. Толстого, И.В. Кондакова, А.Ф. Замалеева, И.Н. Данилевского, А.Л. Юрганова. Изучение бытия цвета в культуре Древней Руси основывается на семиотических принципах толкования явлений культуры, разработанных П. Флоренским, Ю. Лотманом, Г. Кнабе; традициях герменевтического учения об интерпретации текстов культуры, представленных в работах М. Бахтина, Г. Гадамера, на культурологических концепциях, имеющих в своей основе принцип синергетики, так как изучение древнерусской культуры благодаря таким ученым как Д.С. Лихачев, В.Н. Топоров, В.В. Иванов в принципе строилось на полинаучных основаниях, когда ученый не ставил задачу пользоваться научным аппаратом только одной науки. Подобный подход вполне оправдан по отношению к такому явления как цвет, который давно стал предметом изучения разных наук.

Исходя из такого понимания, исследование опирается на историко-культурный анализ, позволяющий рассматривать цвет в различных хронологических срезах культуры, выявляя его семантическое ядро и прослеживая, как во времени он обрастает новыми ассоциациями и символическими толкованиями. В числе ведущих необходимо обозначить системный метод, так как изучение цвета в культуре невозможно без учета системы контекстов, а также метод моделирования, который дает возможность определить содержательные, структурные и функциональные особенности цвета в культуре.

Научная новизна диссертации заключается в том, что цвет в древнерусской культуре впервые выступает в качестве объекта комплексного культурологического изучения на материале языка, мифологии, фольклорных и литературных текстов.

Восприятие и осмысление цвета в древнерусской культуре представлено как динамический процесс, прослеживаемый от мифологических истоков до более поздних слоев культурного сознания, связанный с различными аспектами древнерусской культуры (природным, социальным, нравственно-эстетическим, художественным), подчиненный внутренней логике ее развития.

Цвет в культуре Древней Руси рассматривается как семиотический феномен, обладающий постоянно развивающимся полем смыслов в результате расширения ассоциативного мира человека и увеличения сферы контекстуальных связей.

Цвет впервые представлен как связующее звено психофизиологических и духовно-нравственных процессов в человеке, как средство освоения и систематизации явлений окружающего мира, преобразования хаоса в космос, как фактор мировосприятия, трансформирующийся в фактор мироустройства и определяющий одну из характерных особенностей древнерусской культуры - тяготение к красоте, воспринимаемой в конкретно-чувственной форме.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты способствуют дальнейшему изучению цвета в культурологическом аспекте, выявлению национально-культурных мировоззренческих доминант, анализ которых является необходимым условием понимания не только своеобразия культуры Древней Руси, но и особенностей русской культуры в целом. Материал исследования применим при изучении широкого круга проблем, касающихся русской народной культуры, выявления культурно-значимых ориентиров и эталонов, образующих ее категориальное пространство.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные выводы и положения применимы в практике культурологических исследований, посвященных выявлению своеобразия русской национальной культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, в преподавании культурологии, истории русской культуры, семиотики.

Апробация основных положений и выводов диссертации отражена в 7 публикациях автора. Отдельные аспекты работы были представлены в виде докладов с последующим обсуждением на трех международных конференциях: «Преемственность поколений: диалог культур» (Санкт-Петербург, 1996), «Природа и социум в системе культуры» (Киров, 1998), Чтения по истории и культуре древней и новой России (Ярославль, 1998). Результаты исследования представлены в материалах региональной научно-практической конференции «Вятская земля в прошлом и настоящем» (1995, 1999). Диссертация рассматривалась на кафедре культурологии Вят

12 ского государственного педагогического университета и была рекомендована к защите. Материалы исследования легли в основу спецкурса «Цвет в истории культуры».

Структура работы подчинена логике изложения материала в соответствии с целями, методологией исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, содержащего 318 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Цвет в культуре Древней Руси: слово и образ"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В древнерусской культуре цвет представлял собой довольно сложный и многослойный аспект, по-разному проявляющийся в различных хронологических срезах и на разных уровнях культуры. Выделенными из «сплошной» реальности и навсегда закрепленными в пространстве культуры оказались цвета, связанные с предметами и явлениями, имевшими решающее значение для жизни наших предков: соотносимые с солнцем и светом, огнем и водой, многообразием растительного и животного мира. Однако при всей своей природной основе цвет в древнерусской культуре выступает прежде всего как категория семантическая. Цвет - это оценка, глубокая и емкая, вбирающая в себя эмоциональное и рациональное, представляющая единство чувственно-конкретного и абстрактно-символического.

В освоении цветового богатства мира древними русичами можно назвать два основных этапа.

Первый характеризуется слитностью, переплетением природного и человеческого. Синкретизм мышления, свойственный этому периоду, проявлялся в том, что цвет как атрибутивный признак еще не выделен, он неразрывно связан с предметом или явлением - носителем этого цвета. Например, белый есть свет, черный есть мрак, красный есть кровь. В восприятии цвета внутреннее и внешнее, материальное и духовное неразрывно слиты. Этот этап совпал со становлением и развитием мифологической картины мира, в которой нашли отражение наиболее значимые для жизнеобеспечения аспекты бытия и взаимосвязи между ними. Цвет становился оценкой, выражающей чувства человека от соприкосновения с той или иной частью многоцветного мира: радость от солнечного света, чистой воды и ужас от беспросветного мрака и топкого болота. В постоянных цветовых определениях безошибочно выражалось отношение к вещам и явлениям: белый свет, белая береза, лебедь белая, черный ворон, грязи черные и т.п. Кроме того, цвет выступил в качестве организующего, классифицирующего элемента, способствующего превращению хаоса в космос. Не случайно универсальный мифологический образ мирового древа, олицетворяющий представление о трехъярусности мироздания, соотносился с тремя символическими цветами: крона - верх - свет - белый, корни - низ - земля - черный, ствол - центр - жизнь - красный. Применительно к этому периоду вряд ли можно говорить о выявлении в семантике цветов специфического, присущего только славянской этнокультурной общности. Скорее речь может идти об универсальных, общечеловеческих особенностях восприятия цвета.

Второй этап обусловлен распадом первоначального синкретизма, изменением системы мировоззрения, когда на смену тождеству «природного» и «человеческого» приходит выделение «человеческого» из «природного».

Однако новое вовсе не вытесняло старого, а наслаивалось на него, в результате чего происходило выявление = осмысление «человеческого» в «природном». Цвет на этом этапе стал не только средством выражения эстетического отношения к природе, но и средством выражения внутреннего мира человека. Так, традиционная формула «туманно красно солнышко, туманно» указывает не только на противопоставление света и тьмы, но и на психологическое состояние человека: смену радости грустью. Мрак, туман, чернота - знаки печали. Эпитет «черный» становится эпитетом-метафорой: «черная тоска», «черная кручина». Подобное использование цвета отражает стремление к предельной конкретности, «зримости» переживания. Такие эпитеты суггестивны в смысле тона, яркости ощущения, нематериальной качественности предмета. Цветовые образы со временем теряют познавательное значение как открывающие мир, но они приобретают эстетическое и шире - духовное значение как выражающие внутренний мир человека. Цвет-миф становится метафорой: гносеологическая, магическая, сакральная функции цвета сменяются нравственно-эстетической и символической. Цвет из оценки, в которой сливаются материальное и духовное, превращается в оценку чисто духовную, не имеющую материальной основы и базирующуюся на переносном значении («золотое сердце», черная душа», «красная девица»). Красота цвета выступает как духовная сторона материи, идеал, чувственно воплощенный.

На этом этапе уже достаточно отчетливо проявляется «особенное», национальное в семантике цветов, предопределенное природными и социальными условиями развития древнерусской культуры. В частности, суровый климат заставлял русичей особенно ценить тепло солнца, поэтому одной из характернейших черт древнерусской культуры стало предпочтение ярких, светоносных цветов: белого, красного, желтого (золотого), наделявшихся наиболее богатой и разнообразной семантикой и служивших одним из средств воплощения идеала: «лицо белое», «грудь белая», «руки белые», «красный двор», «золотая нива», «золотой человек». В тоже время цвета, связанные с символикой мрака, холода, смерти употреблялись сравнительно редко, характеризуя явления, противопоставленные основополагающим ценностям древнерусской культуры: родной земле, миру природы, огню домашнего очага, счастливому состоянию человека. Образ Зеленого сада - метафора вселенной, пребывающей в состоянии непрерывного творения, - служит воплощению идеи о цикличности времени, что стало одной из причин оптимизма древних русичей, веры в доброе расположение природы к человеку. Если цветущий Зеленый сад ассоциировался с благополучием, счастливым состоянием, то формула «в садике моем чернило» говорила о несчастной доле человека.

Сфера использования цветов в символическом значении со временем расширилась. Они употреблялись для характеристики пространства и времени, наделявшихся нравственно-эстетической ценностью. С усложнением структуры общества, цвета стали обозначениями определенных социальных групп. При этом мифологическая основа неизменно являлась базой для дальнейшего развития цветовой символики. Исследование смысла цве-тообозначений в Древней Руси дает основания говорить о развитии изначальной фольклорно-мифологической основы в семантике цветов на протяжении всего периода ее развития.

141

В Древней Руси цвет являлся одним из средств осмысления мира, переживания единства с миром, преобразования природного в культурное. Он служил обозначением наиболее важного в природе и наиболее ценного в человеке. В данной работе мы пытались обозначить магистральные импульсы, формирующие основу семантики цветов в Древней Руси, определить сущность эстетической традиции отношения к цвету. Это можно считать лишь первым шагом в постижении колористики древнерусской культуры. Дальнейшие исследования могут быть связаны с более глубоким изучением специфики бытия цвета в разных слоях культуры, с выявлением путей заимствований и взаимовлияний в сфере цветовой символики, с определением дальнейшей логики развития представлений о цвете в русской культуре.

 

Список научной литературыГмызина, Эльвира Викторовна, диссертация по теме "Историческая культурология"

1. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии// Вопросы литературы. 1970. - № 3. - С. 116125.

2. Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М.: Наука, 1972. - С. 25-32.

3. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М.: Наука, 1973. - С. 46-51.

4. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство: зарубежные связи. М.: Наука, 1975. -С. 373-381.

5. Аверинцев С.С. Заметки к будущей классификации типов символа // Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1988. - С. 27-44.

6. Агюстон Ж.П. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982. - 238 с.

7. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. М.: Наука, 1974. - 171 с.

8. Акопян К.З. Эстетическое: диалоги о таинственном. Quasi una sinfonia. Часть 1. Нижний Новгород: НГЛУ им. H.A. Добролюбова, 1996. -352 с.

9. Алимпиева Р.В. Реализация компонентов семантической структуры слова «красный» в системе образно-поэтической речи // Вопросы семантики. Вып. I.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1974, - С. 108-127.

10. Алимпиева Р.В. Семантическая структура слова «белый» // Вопросы семантики. Межвузовский сборник. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. - С. 13-27.

11. П.Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. М.: Искусство, 1974. -115 с.

12. Анучин Д.Н. Сани, лодья и кони как принадлежности похоронного обряда// Труды московского археологического общества. Т. 14. - М., 1890.-С. 92-105.

13. Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М.: Наука, 1997. -256 с.

14. Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989. - 336 с.

15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392 с.

16. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996. - 768 с.с/Т7.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. Т. 1. -М.: Индрик, 1994. -800 с.

17. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. Т. 2. -М.: Индрик, 1994.-784 с.

18. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. Т. 3. -М.: Индрик, 1994. -817 с.

19. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. М.: Индрик, 1996. - 638 с.

20. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа от язычества к христианству// Вопросы философии. 1996. - № 10. - С. 71-83.

21. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. -М.: Наука, 1982. 222 с.

22. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М.: ИФРАН, 1996. - 70 с.у/24.Бадер О.Н. Элементы культа светил в палеолите//Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978. - С. 97-112.

23. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л.: Наука, 1983. 192 с.

24. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. М.: Наука, 1990. - 237 с.

25. Баткин JI. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. - № 9 - С. 28-39.

26. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975.-288 с.

27. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1986. - С. 381-383.

28. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. - 542 с.

29. Белик A.A. Психологическая антропология. История и теория. М.: Наука, 1993. - 142 с.

30. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -525 с.

31. Белякова Г.С. Славянская мифология. М.: Просвещение, 1995. - 239 с.

32. Бенц Э. Цвет в христианских видениях // Психология цвета. М., 1996. -С. 79-135.

33. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX начале XX в. Этнографические очерки. - Л.: Наука, 1983. - 232 с.

34. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -начала XX вв. Половозрастной аспект традиционной культуры. Л.: Наука, 1988.-274 с.

35. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1998. - 333 с.

36. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: ТОО «Мифрил», 1995. - 242 с.

37. Блоне Г. Исцеляющая магия цветов. М.: ACT: Аквариум, 1999. - 431 с.

38. Богатова Т.А. Золотая Орда // Русская речь. 1970. - № I. - С. 70-71.

39. Богословский В.В. Богородичная символика в русской культуре: Богослужебные книги и акафисты: Автореф. дис. . канд. философ, наук. -Саранск, 1999. -20 с.

40. Богуславская И .Я. Русская народная вышивка. М.: Искусство, 1972. -151 с.

41. Буланова Н. Символика цвета на востоке// Азия и Африка. 1983.-№ 8. - С. 50-53.

42. Былины / Сост. и коммент. Б.Н. Путилов. М.: Современник, 1986. -550 с.

43. Былины / Сост., вступ. ст., подготовка текста и коммент. Ф.М. Селиванова. М.: Советская Россия, 1988. - 570 с.

44. Бычков В.В. Эстетическое значение цвета в восточно-христианском искусстве // Вопросы истории и теории эстетики. М.: Изд-во МГУ, 1975. -С. 129-145.

45. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. - 199 с.

46. Бычков В.В. Литература как выразитель эстетического сознания Древней Руси// Литература и искусство в системе культуры. М.: Наука, 1988.-С. 129-135.

47. Бычков В.В. Традиции символизма в древнерусской эстетике // Византия и Русь. М.: Наука, 1989. - С. 133-138.

48. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991.-406 с.

49. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. М.: Ладомир, 1992. - 548 с.

50. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.- 331 с.

51. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2 тт. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.-СПб.: Университетская книга, 1999. - 527 с.

52. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984. -236 с.

53. Вагнер Г.К. Тысячелетние корни: Этические и эстетические корни русского народа. М.: Советская Россия, 1991. - 175 с.

54. Велецкая H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978. - 239 с.

55. Великорусские заклинания. СПб.: Изд-во Европ. дома, 1994. - 214 с.

56. Велчев П. О метафоре «кровь» в художественной структуре поэмы Гео Милева «Септември» // Исследования по древней и новой литературе. -Л.: Наука, 1987.-С. 36-42.

57. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -404 с.

58. Виноградова JI.H. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М.: Наука, 1982. - 256 с.

59. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. - 358 с.•J 62 .Волошина Т.А., Астапов С.М. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 448 с.бЗ.Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1996. - 152 с.

60. Вылегжанина С. А. Знаки вокруг нас. Фрунзе: Илим, 1979. - 116 с.

61. Гайдук В.П. К вопросу о цветовой символике «Божественной комедии» Данте // Дантевские чтения. М.: Наука, 1971. - С. 174-180.

62. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Прогресс, Культура, 1995. - 480 с.4/7 67.Герменевтика древнерусской литературы. М.: Наследие, 1995. - 336 с.

63. Герчук Ю. Поэтика орнамента // Советское декоративное искусство. -№7. -С. 140-145.

64. Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1957. - 553 с.

65. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. - 461 с.

66. Глезер В.Д. Зрение и мышление. Л.: Наука, 1985. - 246 с.

67. Годлевский В.А. Что такое «босый волк»? (К толкованию «Слова о полку Игореве») // Известия АН СССР. М., 1947. - Т. 4. - Вып. 4. -С. 328-332.

68. Голосовкер В.Я. Логика мифа. М.: Наука, 1987. - 218 с.

69. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит; Иерусалим: Табурт, 1994. - 371 с.

70. Голубева Н.П. Какого цвета лазоревый цветок? // Русская речь. 1970. -№5.-С. 105-108.

71. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970. - 271 с.

72. Грейвс Р. Белая богиня: историческая грамматика поэтической мифологии. М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 592 с.

73. Гудина С.Е. Цвет как эстетическое и художественное явление// Философские науки. 1986. - № 3. - С. 83-90.

74. Гудина С.Е. Проблема цвета в эстетике: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Л.,1987. -22 с.

75. Гуманишвили И.Ш. О символике цвета в грузинских заговорах // Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1984. - С. 59-74.

76. Гуревич А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981. - 359 с.

77. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.- 350 с.

78. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 395 с.

79. Гуревич П. Смерть как тайна человеческого бытия // Токарчик А. Мифы о бессмертии. М.: Прогресс-Академия, 1992. - С. 5-36.

80. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект пресс, 1995. -286 с.

81. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) М.: Аспект Пресс, 1998. - 399 с.

82. Девонина В.А. Древнерусское язычество: эстетическая традиция отношения к природе: Автореф. дис. . канд. философ, наук. СПб., 1996. -22 с.

83. Демин A.C. Загробный мир // Древнерусская литература: Изображение природы и человека. М.: Наследие, 1995. - С. 182-205.

84. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. -183 с.

85. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

86. Древнерусская литература: Изображение общества. М.: Наследие, 1991.-280 с.

87. Древняя одежда народов восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу / Отв. ред. М.Г. Рабинович. М.: Наука, 1984. -271 с.

88. Древняя Русь. Быт и культура / Отв. ред. Б.А. Колчин, Т.И. Макарова. -М.: Наука, 1997. 368 с.

89. Древняя Русь: пересечение традиций / Отв. ред. В.В. Мильков. М.: Научно-издательский центр «Скрипторий», 1997. - 464 с.

90. Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. - 337 с.

91. Елеонская E.H. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов. М.: Индрик, 1994. -270 с.

92. Елеонская A.C. «Древесные образы» в произведениях древнерусской литературы // Древнерусская литература: Изображение природы и человека. М.: Наследие, 1995. - С. 4-18.

93. Еремеев А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества. М.: Искусство, 1987. - 317 с.

94. Еремеев В.Е. Теория психосемиозиса и древняя антропокосмология. -М.: АСМ, 1996.-207 с.

95. ЮО.Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978. - 184 с.

96. Еремина В.И. Ритуал и фольклор / Отв. ред. A.A. Горелов. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1991. - 206 с.

97. Жуковская H.JI. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. - 194 с.

98. Жуковская H.J1. Цветочисловые композиции в монгольской культуре // Историко-этнографические исследования по фольклору. М.: Наука, 1994. - С. 77-84.

99. Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. - 159 с.105.3амалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. JL: Лениздат, 1991. - 207 с.

100. Юб.Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители: Эпоха Средневековья. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. 270 с.107.3ахарова О.В. Былины: поэтика сюжета. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1997. - 191 с.

101. Зеленин Д.К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.;Л., Изд-во Акад. наук СССР, 1937. - 77 с.109.3еленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991.507 с.

102. О.Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 19011913 гг. М.: Индрик, 1994. - 397 с.

103. Jl П.Золотарев A.M. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964. - 328 с.

104. Зубова Л.В. «Черный, черный оку зелен»// Русская речь. - 1988.-№ 4. - С. 32-36.

105. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 262 с.

106. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. - 246 с.

107. Иванов В.В. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. - 427 с.

108. Иванов В. И. Лик и личины России: Эстетика и литературная теория. -М.: Искусство, 1995. 668 с.

109. Изборник: Сборник произведений древней Руси. М.: Художественная литература, 1969. - 779 с.

110. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М.: Наука, 1982. - 343 с.

111. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций// Вопросы философии. 1998. - № 12. - С. 37-49.

112. Иссерлин Е.М. История слова «красный» // Русский язык в школе. -1951.-№3.-С. 85-88.

113. Историко-этнографические исследования по фольклору. М.: Наука, 1994.- 274 с.

114. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древне-русского языковъ / Сост. Ф.И. Буслаев. М., 1861.

115. История культуры и поэтика. М.: Наука, 1994. - 168 с.

116. История мировой культуры. Наследие Запада. М.: Институт «Открытое общество», 1998. - с. 368.

117. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -225 с.

118. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997. - 543 с.

119. Каждан А.П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М.: Наука, 1973. - С. 130-136.

120. Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1989. - 320 с.

121. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука,Л 983. - 270 с.

122. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. -М.: Высш. школа, 1974. 264 с.

123. Кандинский В. О духовном в искусстве. Нью-Йорк: МЛС, 1967. -159 с.

124. Касимов И.Л. Цветопись в «Слове о полку Игореве»// Русская речь. -1989. -№4. -С. 111-114.

125. Кацнельсон С.Д. Язык поэзии и первобытно-образная речь // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. 2. Вып.4. - М., 1947. -С. 301-306.

126. Кесседи Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Прогресс, 1972. - 262 с.

127. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. М.: Изобразит, искусство, 1993. - 222 с.

128. Ковешникова Е.В. Эстетическая значимость цвета: Автореф. дис. . канд. философ, наук. М.,1982. - 21 с.

129. Колесов В.В. БЬлый// Русская историческая лексикология и лексикография. Л., 1983. - С. 8-16.

130. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-312 с.

131. Колесов В.В. Свет и цвет в «Слове о полку Игореве» // «Слово о полку Игореве». 800 лет. М.: Сов. писатель, 1986. - С. 215-229.

132. Кондаков И.В. Цвет в природе и в искусстве (методология вопроса) // Человек природа - искусство. - Л.: Наука, 1986. - С. 88-101.

133. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс, 1997. 687 с.

134. Коринфский A.A. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск: фирма «Русич», 1995. -648 с.

135. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. -261 с.

136. Кузьмичев И.К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть, (эстетика Киевской Руси). М.: Молодая гвардия, 1900. - 301 с.

137. Кузнецова B.C. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск; СО РАН, 1998. -249 с.

138. Кэрлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. - 601 с.

139. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. - 170 с.

140. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 1983. - 168 с.

141. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961. - 144 с.

142. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление.- Л.: Атеист., гос. им. Евг. Соколова в Л.У., 1930. 337 с.

143. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. М.: ОГИЗ, 1937.-308 с.

144. Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. - № 7. -С. 151-164.

145. Леви-Строс К. Печальные тропики. М.: Мысль, 1984. - 220 с.

146. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. - 536 с.

147. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 382 с.

148. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издательская группа Прогресс ,Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.

149. Литвинский Б.А. «Золотые люди» в древних погребениях Центральной Азии опыт истолкования в свете истории религии // Советская этнография. 1982.-№ 4. - С. 34-43.

150. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. -352 с.

151. Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как теко^г. СПб.: Наука, Санкт-Петерб. отделение, 1991. - 370 с.

152. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 1999. - 523 с.

153. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М.: Высш. школа, 1963. - 583 с.

154. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 476 с.

155. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат,1991.-524 с.

156. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. - 319 с.

157. Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. - 831 с.

158. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Ученые записки Тартуского университета. Труды по знаковым системам. Тарту, 1978. - С. 7-14.

159. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т.1. Таллин: Александра,1992. 480 с.

160. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики (К изучению Эстетики устно-поэтического канона) // Поэтика русского фольклора. Л.: Наука, 1981. - С. 13-37.

161. Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. М.: Сов. писатель, 1989. -304 с.

162. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. - 208 с.

163. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX века. - М.: Наука, 1984. -216 с.

164. Матье М.Э. Древнеегипетская мифология. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 173 с.

165. Мелетинский Е.М. Ранние формы искусства. Сб. ст. М.: Искусство, 1972. -479 с.

166. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 407 с.

167. Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Институт психологии РАН, 1998. - 319 с.

168. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988. - 222 с.

169. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси: В 2 т. М.: Ассоциация Духовного Единения, 1997.

170. Миронова JI.H. Цветоведение. Минск: Высшая школа, 1984. - 286 с.

171. Миронова Л.М. Семантика цвета в эволюции психики человека// Сб. Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. - С. 172-187.

172. Молодцова Е.И. Традиционные знания и современная наука о человеке. М.: ТОО «Янус», 1996. - 271 с.

173. Морозова И.Ю. Коды кочевой культуры в цвето-звуковой символике «Гэсэра» // Полигнозис. 1998. - № 3. - С. 111-115.

174. Мостепаненко Е.И. Свет как эстетический феномен: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Л.,1986. - 22 с.

175. Мурьянов М.Ф. «Синие молнии»// Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. - С. 23-28.

176. VÍ 86 .Мурьянов М.А. К интерпретации старославянских цветообозначений // Вопросы языкознания. 1978. - № 5. - С. 93-109.

177. Накамура Е. «Слово о полку Игореве» и «Повесть о доме Тай-ра».Сравнение с точки зрения системы цветов // «Слово о полку Игореве». Комплексные исследования. М.: Наука, 1988. - С. 80-89.

178. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Искусство, 1983. - 210 с.

179. Новичкова Т.А. Сор и золото в фольклоре// Полярность в культуре / Сост. В.Е. Багно, Т.А. Новичкова (альманах «Канун», Вып. 2.) -СПб.: Б.и., 1996.-С. 121-156.

180. Нюберг Н.Д. О происхождении цветовых понятий // Проблемы физиологии оптики. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - С. 53-68.

181. Обрядовая поэзия. Семейно-бытовой фольклор. М.: Русская книга, 1997. - 624 с.194.0брядовая поэзия / Сост., подготовка текста В.И. Жегулиной, А.Н. Розова. М.: Современник, 1989. - 734 с.

182. Окладников А.П. Утро искусства. Д.: Искусство. Ленинградское отделение, 1967. - 135 с.

183. Павлюченкова Т.А. Прилагательные со значением цвета в языке русских былин: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1984. - 18 с.

184. Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы XI начало XII в. / Сост. и общая ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. -М.: Художественная литература, 1978. - 464 с.

185. Памятники литературы древней Руси: XII век. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1980. -707 с.

186. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1981.-616 с.

187. Памятники литературы древней Руси: XIV середина XV века / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, - 602 с.

188. Памятники литературы Древней Руси, вторая половина XV века / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1982. - 690 с.

189. Памятники литературы Древней Руси, конец XV первая половина XVI века / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1984. - 763 с.

190. Памятники литературы Древней Руси, середина XVI века / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1985. 625 с.

191. Памятники литературы Древней Руси, конец XVI начало XVII века /Сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева, Д.С. Лихачева. - М.: Художественная литература, 1987. - 616 с.

192. Памятники литературы Древней Руси, XVII век / Сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева, Д.С.Лихачева.- М.: Художественная литература, 1988.-704 с.

193. Панченко A.M. О цвете в древней литературе восточных и южных славян // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 23. Л.: Наука, 1968. -С. 3-15.

194. Пелевина Н.Ф. О соотношении языка и действительности обозначение красного и синего цветов // Филологические науки. 1962. - № 2. - С. 149152.

195. Пелипенко A.A., Яковенко Г.И. Культура как система. М.: Языки русской культуры, 1998. - 376 с.

196. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира.-Петрозаводск; Изд-во ПГУ, 1992. 121 с.

197. Пименова М.В. Цветовой фольклорный эпитет в контексте «Слова о полку Игореве» // Язык русского фольклора. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1985. - С. 125-131.

198. Пименова М.В. Лексика эстетической оценки в древнерусском языке (на материале повестей о Николе Заразском / Язык и текст: Межвузовский сборник. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. - С. 156165.

199. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. -М.: Наука, 1975. 191 с. 215.Померанцева Э.В. О русском фольклоре. - М.: Наука, 1977. - 120 с.

200. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. Киев: Наук, думка,1985.-с. 167.

201. Портнов А.Н. Язык и сознание. Иваново: ИвГУ, 1994. - 367 с. ^218.Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. - Казань, 1872.

202. Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 624 с.

203. Похлебкин П.В. Словарь международной символики и эмблематики. -М.: Международные отношения, 1994. 558 с.

204. Прийма Ф.В. Сербохорватские параллели к «Слову о полку Игореве» // Русская литература. 1973. - № 3. - С. 75-76.

205. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. - 325 с.

206. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JL: Изд-во ЛГУ,1986.-364 с.

207. Пропп В.Я. Русский героический эпос: собрание трудов. М.: Лабиринт, 1992. - 640 с.

208. Пропп В.Я. Поэтика фольклора: Собрание трудов. М.: Лабиринт, 1998. - с. 223.

209. Пэдхем Ч., Сондерс Д. Восприятие цвета и света. М.: Мир, 1976. -250 с.

210. Рабинович В.А. Цвет в системе средневекового символизма // Природа. 1976. - № 6,- С. 53-57.

211. Раденкович Л. Символика цвета в славянских заговорах // Славянский «и балканский фольклор. Реконструкция древней духовной культуры: источники и методы. М.: Наука, 1989. - С. 122-144.

212. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М.: Наука, 1985.-256 с.

213. Развитие этнического сознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М.: Наука, 1982. - 357 с.

214. Робинсон А.Н. Солнечная символика в «Слове о полку Игореве»// «Слово о полку Игореве»: Памятники литературы и искусства XI-XVII вв. М.: Наука, 1978. - С. 96-114.

215. Робинсон А.Н. «Слово о полку Игореве» среди поэтических шедевров Средневековья// «Слово о полку Игореве». Комплексные исследования. М.: Наука, 1988. - С. 14-36.

216. Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в Древнем мире // Сб. Психология цвета. М., 1996.- С. 7-46.

217. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. М.: Наука, 1991. - 174 с.

218. Русская народная поэзия: Лирическая поэзия / Сост., подгот. текста, коммент. А. Горелова. Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1984. - 538 с.

219. Русская народная поэзия; Обрядовая поэзия / Сост. и подгот. текста К. Чистова, Б. Чистовой. Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1984. - 527 с.

220. Русская народная поэзия: эпическая поэзия / Сост., подгот. текста, коммент. В. Путилова. Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1984. - 439 с.

221. Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина. М.: Художественная литература, 1985. - 367 с.

222. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. - 787 с.

223. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Русское слово, 1997. -824 с.

224. Савваитов П. Описание старинных утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное. -СПб, 1896.

225. Самохвалова В.И. Красота против энтропии. М.: Изд-во МГУ, 1990. -175 с.

226. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире // Эстетическая культура. -М.: Наука, 1996.-С. 32-64.

227. Селиванов Ф.М. Художественные сравнения русского песенного эпоса. М.: Наука, 1990. - 221 с.

228. Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи. Йошкар-Ола; Марийский гос. ун-т, 1995. - 159 с.

229. Семенова М. Мы славяне! - СПб.: Азбука-Терра, 1997. - 560 с.

230. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Эстетика и культурология цвета; принципы хроматизма и моделирование интеллекта. J1.: Васильевский остров, 1990.-208 с.

231. Серов Н.В. Античный хроматизм. СПб: ЛИСС, 1995. - 477 с.

232. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. -СПб.: ФПБ-ТОО «БИОНТ», 1997. 64 с.

233. Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. Сб. ст. -М.: Наука, 1980.-207 с.

234. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.: Наука, 1979. - 257 с.

235. Соловьев С.М. О значении слова «черный» в древнем русском языке и преимущественно «черном боре новгородском» // Сборник исторических и статистических сведений о России. Т. 1. - М., 1845. - С. 280-292.

236. Соловьев С.М. Цвет, число и русская словесность // Знание сила. -1972. - № I. - С. 59-62.

237. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. М.: Сов. писатель, 1979. - 352 с.

238. Столович JT.H. Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994. - 463 с.

239. Тарланов Е.В., Савельева J1.B. Фольклорные традиции в поэтике «Сказки о медведихе» // Язык русского фольклора. Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1992. - С. 130-137.

240. Тернер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир.-С. 51-79.

241. Типология основных элементов традиционной культуры. М.: Наука, 1934.-254 с.

242. Типология исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. - 320 с.

243. Ткачев В.Н. Цвет и пространство в монгольской архитектуре // Народы Азии и Африки. 1984. -№3. - С. 107-111.i264.Толстой Н.И. Славянская географическая терминология. М.: Наука, 1969. - 262 с.

244. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. - 510 с.

245. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха// Ранние формы искусства. М.: Наука, 1972. -С. 24-56.

246. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Образ. Символ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс. Культура, 1995. - 624 с.

247. Топоров В.Н. Предыстория литературы у славян: Опыт реконструкции. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998.- 319 с.

248. Традиционная духовная культура народов Европейского Севера. Ритуал и символ. Сыктывкар: Б.и., 1990. - 132 с.

249. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М.: Наука, 1991. - 269 с.

250. Трубачев О.Н. В поисках единства. М.: Наука, 1992. - 184 с.

251. Трубачев О.Н. Славянская тетрадь. К истокам Руси. Наблюдения лингвиста. М.: Международный фонд славянской письменности, 1993. -68 с.

252. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991. - 111 с.

253. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: Изд-во МГУ, 1982. - 245 с.

254. Успенский Б.А. Избранные труды. Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994. - 432 с.

255. Фамицын A.C. Божества древних славян. СПб.: Алетейя, 1995. -291 с.

256. Федотов Г.Н. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс: Гнозис, 1991. - 192 с.

257. Филипповский Г.Ю. Повесть временных лет как интертекст в «Слове о полку Игореве» // Чтения по истории и культуре древней и новой России. Материалы конференции. Ярославль, 1998. - С.

258. Филипповский Г.Ю. Столетие дерзаний: (Владимирская Русь в литературе XII в.) М.: Наука, 1991. - 158 с.

259. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995. - 308 с.

260. Флоренский П.А. Анализ пространства и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. - 324 с.

261. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. - 445 с.

262. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече: ACT, 1997. - 432 с.

263. Фрейденберг О.Н.Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. -605 с.

264. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек. Цвет. Пространство. Прикладная цве-топсихология. М.: Стройиздат, 1973. - 117 с.

265. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука, 1984. - 175 с.

266. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1986, - 702 с.

267. Фрезер Д.Д. Фольклор в ветхом завете. М.: Политиздат, 1989. - 541 с.

268. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: Але-тейя, 1994. - 206 с.

269. Хроленко А.Т. Цвет в различных жанрах русского фольклора // Ученые записки Курского государственного педагогического университета. Т. 94. Вопросы литературы. - Курск, 1972. - С. 204-213.

270. Художественно-эстетическая культура древней Руси XI-XVII веков / Под ред. В.В. Бычкова. -М.: Ладомир, 1996. 556 с.

271. Художественный язык Средневековья. М.: Наука, 1982. - 216 с.

272. Цвет и свет в художественном произведении :Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар, 1990. - 125 с.

273. Цойгнер Г. Учение о цвете. М.: Стройиздат, 1971. - 159 с.

274. Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции. Ростов. Изд-во Ростовского ун-та, 1989. - 158 с.

275. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986. - 304 с.

276. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX вв. Очерки по истории народных верований. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 236 с.

277. Шемякин Ф.Н. К вопросу о соотношении слова и наглядного образа (цвет и его названия) // Известия АПН РСФСР. М., i960.- Вып.113. -С. 5-47.

278. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М.: ТЕРРА, 1997. -240 с.

279. Шрадер О. Сравнительное языкознание и первобытная история. Лиг-вистико-исторические материалы для исследования индо-германской древности. СПб.: Б.И., 1886. - 218 с.

280. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

281. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб.: Алетейя, 1998. 249 с.

282. Эстетика природы. М.: ИФРАН, 1994. - 229 с.

283. Эволюция, культура, познание. Сб. ст. М.: Наука, 1996. - 372 с.

284. Энциклопедия «Слова о полку Игореве». В 5 тт. Рос.АН, Институт русской литературы (Пушкинский дом); редкол.: О.В. Творогов (отв. ред) и др.- СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

285. ЗОб.Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987.-556 с.

286. Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991. - 223 с.

287. Юдин A.B. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 1999.-331 с.

288. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991. - 258 с.

289. ЗЮ.Юнг К.-Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга. 1997. - 536 с.

290. ЗИ.Юнг К.-Г., фон Франц М., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. - 368 с.

291. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.- 536 с.164

292. З.Юрьева T.B. Канонизация ярославских святых в культурно-типологическом аспекте (Федор Ростиславич Черный): Автореф. Дис. . канд. культурологии. Саранск, 1998. - 20 с.

293. Язык и текст: Межвуз. сб. / Отв. ред. В.В. Колесов. -.СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. 251 с.

294. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (моделирование пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. - 343 с.

295. Comming R., Porter Т. The Color eye. London, 1990.

296. Gade T. Color and culture. London, 1993.

297. Mathew G. Byzantine Aesthetics. London, 1963.