автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Атавова, Инна Хумкерхановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности"

На правах рукописи

Атавова Инна Хумкерхановна

Творчество Багаудина Узунаева: жанровые н художественно-стилевые особенности

Специальность: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ диссертации

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Махачкала 2013 005539645

005539645

Работа выполнена на кафедре дагестанской литературы ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент

Шабаева Лейла Абдулкадыровна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук

Гаджиева Зулхижат Заидовна ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН», вне отдела литературы кандидат филологических наук, доцент Асадуллаева Гульнара Ханмирзаевна ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

Ведущая организация — ФГБУН «Кабардино-Балкарский институт

гуманитарных исследований КБНЦ РАН»

Защита состоится «17» сентября 2013 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 002.128.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук» (367032, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; т/ф. (8722) 67-5903).

Объявление о защите и автореферат диссертации размещены на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ и на официальном сайте ИЯЛИ ДНЦ РАН (уулуууЛуаПёпс.ги) «10» июля 2013 г.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского научного центра Российской академии наук (ул. М. Гаджиева, 45)

Автореферат разослан «15» августа 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук

Акамов А.Т.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания целостной картины состояния современной дагестанской русскоязычной поэзии на основе анализа поэтического творчества одного из известных ее представителей - Б. Узунаева. В центре внимания нашего исследования - основные проблемы обогащения поэтической тематики и жанрового многообразия современной дагестанской поэзии. На наш взгляд, в этих направлениях наиболее ярко отразились основные тенденции развития современной русскоязычной дагестанской лирики.

В последнее время в дагестанской русскоязычной поэзии наметился ■некоторый спад в художественном и содержательном аспектах. Это объясняется переходным периодом, который современная дагестанская литература переживает вместе с другими литературами России.

Такие сложные процессы не могут произойти быстро и безболезненно. Выигрывая в новых художественных средствах, в обретении более массовой аудитории, дагестанская литература в чем-то и теряет. Например, вместе с оттесняемыми на обочину культурной жизни местными языками безвозвратно теряется художественное богатство этих языков. Дагестанская литература переживает сегодня не лучшие времена.

К числу редких исключений принадлежат две книги кумыкского поэта, пишущего на русском языке, Багаудина Узунаева. Поэтический сборник «Анатомия грусти» (автор снабдил ее альтернативным названием «Терапия судьбы») и книга басен «Выбор есть!». Эти книги, по словам автора, являются итоговыми: в них различные тематические, стилистические, формальные и идейные поиски поэта нашли свое полное воплощение. В ранних, наиболее лиричных стихах поэта, пробиваются ростки рационального, морализаторского, сатирического характера, что особенно проявляется в жанре басни с ее нравоучительным пафосом и карикатурным изображением людей и ситуаций.

Первое появление в местной печати стихотворений Багаудина Узунаева сразу же обратило на себя внимание дагестанских критиков. Прежде всего, бросалось в глаза то, что юноша, не являющийся по происхождению русским, тем не менее достаточно полноценно выражал свои эмоции и мысли на русском языке.

Объект исследования — лирическое и басенное творчество Б. Узунаева.

Предметом исследования являются особенности мировосприятия лирического героя, исследование художественного мира произведений русскоязычного поэта Б. Узунаева.

Степень изученности. Творчество Багаудина Узунаева не становилось до сих пор предметом специального изучения и в монографическом плане остается неисследованным. Отдельные статьи, рецензии, посвященные его творчеству, предисловия к его книгам стихов, написанные собратьями по перу, исследователями, отнюдь не решают в целом проблемы, поставленной в данной работе. Однако в них находят выражение некоторые характерные черты творчества Б. Узунаева, делается попытка выявления художественного своеобразия его лирики и басенного творчества.

В отечественном литературоведении имеется немало исследований, посвященных современному литературному развитию в целом и лирики, в частности. Основным тенденциям развития современной русской литературы посвящены монографии: «Современная советская поэзия» В.А. Зайцева (1990), «Современная философская поэзия» А. Павловского (2000), учебные пособия «Русская постмодернистская литература» И.С. Скоропановой (2001), «Современная русская литература в конце века (1986-1990-е годы)» H.JI. Лейдермана и М.Н. Липовецкого (2001), «История русской литературы. 90-е годы XX века» Ю.И. Минералова (2005) и др.

В национальных литературах уделяется большое внимание осмыслению текущего литературного процесса. Известны монографические исследования: «История лакской литературы. Т. 3.» С.Х. Ахмедова (2011), «Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника» Х.И. Бакова (1991), «Жанровое движение: эволюция жанровых форм и внутренних закономерностей развития калмыцкой поэзии XX в.» В.Д. Пюрвеева (1990), «Современная башкирская поэзия (Проблемы эволюции)» Р.Т. Бикбаева (1995), «Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири: Бурятии, Тувы, Якутии» С.Ж. Балданова (2001), «Становление, развитие и спад бурятской литературы (1917-1995)» В.Ц. Наидакова (2003), «Хакасская поэзия 1920-1990-х годов: типология и закономерности развития» А.Л. Кошелевой (2005), «Развитие хакасской поэзии 1940-1990-х гг.: традиции и новаторство» H.H. Таскараковой (2004), «Тенденции развития современной даргинской поэзии» P.P. Багомедова (1998), «Поэзия Магомеда Атабаева в контексте дагестанской литературы: аспекты новаторства и национального

своеобразия» М.М. Минатуллаевой (2007), «Поэтика современной табасаранской лирики» Ашурбековой Э.А. (2005), «Новейшая лезгинская поэзия: опыт эстетического конструирования поэтического бытия» Бедирханова С. А. (2009) и др.

С предисловием к книге стихов и басен Б. Узунаева «Попытка быть», изданной в 2004 году в Махачкале, выступил его собрат по перу Виктор Лапшин, который отметил: «Представлять стихи Багаудина Узунаева нет смысла. Они сами по себе говорят - вольно и ярко. Просто хочется поделиться с читателями редкой во все времена радостью: явился новый поэт. Давно я не испытывал такого удовольствия при чтении стихов. И -благодарной радости! А это чувство - верный знак: перед тобой поэзия» [3, с. 2].

В книге стихов Б. Узунаева «Анатомия грусти», изданной в 2006 году в Махачкале, редактор Сайда Муртузалиева отмечает: «Что можно сказать об этой книге?! Почерк поэта не изменился - это все тот же Багаудин Узунаев, который ищет в малом - большое, в простом - необыкновенное, в конечном - бессмертное. От этого мастерство поэта только выросло, ярче стали краски, с помощью которых он воплощает свое мировоззрение» [4, с. 5].

В отмеченных и некоторых других публикациях характеризуются отдельные изобразительно-выразительные средства, идейно-тематическое содержание поэзии и басенного творчества Б. Узунаева, что в данной работе учтено и использовано.

Цель исследования состоит в выявлении основных тенденций современной дагестанской поэзии на примере создания целостного представления о творчестве Багаудина Узунаева. В соответствии с этой целью определены следующие задачи:

- исследовать творческий путь Б. Узунаева;

- проследить жанрово-стилевые особенности творчества современного русскоязычного дагестанского поэта Б. Узунаева;

- проанализировать новаторские поиски Б. Узунаева в плане развития жанровой системы;

- выявить художественные особенности творчества поэта;

- установить оригинальное и самобытное в басенном творчестве Б. Узунаева;

- оценить вклад поэта в развитие современной дагестанской поэзии.

Научная копнит диссертации заключается в том, что в ней впервые

дается наиболее полное представление о поэзии и басенном творчестве Б. Узунаева, о специфике его стиля и особенностях поэтики, осмысление поэзии Б. Узунаева на фоне современной дагестанской поэзии. Рассмотрено жанровое своеобразие поэзии изучаемого автора.

Основой диссертации послужили классические труды известных литературоведов: В.Г. Белинского, А. Потебни, М. Жирмунского, И.В. Стеблевой, О. Мандельштама, Г.А. Гуляева, В.Е. Хализева, А.Б. Есина, С.Н. Бройтмана, Н. Лейдермана, М. Липовецкого, М. Берга, Л.С. Выготского, М.Л. Гаспарова, Вл. Губайловского, С. Чупринина, В.В. Федорова, В.В. Виноградова, И.И. Ильина, И.В. Ильинского и других. Роль методологической базы сыграли принципы исследования, использованные в работах дагестанских литературоведов: С.Х. Ахмедова, А.-К.Ю. Абдуллатипова, К.И. Абукова, A.M. Аджиева, З.Н. Акавова, С.Х. Акбиева, Г.Г. Гамзатова, 3.3. Гаджиевой, Ч.С. Юсуповой, З.К. Магомедовой и других.

В основу исследования положены следующие методы:

— методы анализа эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

— методы анализа сравнительно-сопоставительного плана; типологический, системный, аналитический и текстологический методы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучение поэтического и басенного творчества Б. Узунаева может содействовать более глубокому пониманию творчества других современных дагестанских авторов. Создание целостной картины идейно-тематического и художественного своеобразия поэзии и басенного творчества, в том числе филологический анализ отдельных лирических стихотворений и басен Б. Узунаева, способствует более полному осмыслению современного состояния дагестанских и других северокавказских литератур.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что материал диссертации, ее выводы и обобщения могут быть использованы при создании учебников, учебных пособий по современной дагестанской литературе для вузов, средних специальных учебных заведений и школ республики. На основе данной работы могут быть прочитаны факультативные и специальные курсы на факультетах дагестанской филологии ДГУ И ДГПУ.

На защиту выносятся следующие основные положения работы:

I. Багиудин Узунаев внёс весомый вклад в современную русскоязычную дагестанскую поэзию конца XX — начала XXI века,

способствуя расширению её внутрижанрового диапазона и проблемно-тематического содержания.

2. Выделены и охарактеризованы основные этапы эволюции творчества пути Б. Узунаева - от пейзажной лирики к философской.

3. Поэзия Б. Узунаева многообразна по форме и многогранна по идейному содержанию. Это, прежде всего, сатирическое творчество поэта, включающее в себя темы власти и денег в современном обществе, богатства и бедности, скупости и жадности, а также любовная, философская и пейзажная лирика.

4. Выявляется своеобразие внутреннего мира лирического героя путем изображения картин природы, посредством использования различных изобразительно-выразительных средств.

5. Проведен филологический анализ текстов лирических стихотворений и басен Б. Узунаева с целью выявления новаторских тенденций.

6. Охарактеризованы особенности стихосложения Б. Узунаева, отличающегося богатством форм и поэтических фигур.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались на международных и всероссийских научно-практических конференциях, ежегодных научных конференциях Дагестанского государственного педагогического университета (2010, 2011, 2012), а также опубликованы в виде десяти статей в сборниках научных работ, журналах и в московском еженедельнике «Литературная Россия», в том числе 3 статьи опубликованы в научных журналах, входящих в список изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Диссертация представляет собой рукопись на 147 страницах машинописного текста. Список использованной научной и научно-критической литературы включает 153 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность и научная новизна исследования, степень разработанности проблемы, определяются основные цели и задачи работы, ее теоретическая и практическая значимость, методологические основы, выдвинуты основные положения, выносимые на защиту, обозначена структура работы.

В первой главе — «Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие лирики Багаудина Узунаева» - рассматриваются художественно-стилевые особенности поэзии, анализируются наиболее значимые произведения Б. Узунаева. Исследуются духовно-нравственные поиски поэта, прослеживаются штрихи сложного пути эволюции творчества Б. Узунаева, показана его эволюция от пейзажной лирики к философской, к описанию встреч души поэта с реальной жизнью, с её красотой и уродством, блеском и нищетой.

В первом параграфе — «Творческий путь Багаудина Узунаева (Б. Казиева)» — рассматривается жизненный и творческий путь известного кумыкского русскоязычного поэта, журналиста и публициста Багаудина Гаджиевича Узунаева.

В творческом пути Б. Узунаева после окончания Литературного института отчетливо выделяются два качественно разных этапа. Первый из них, который условно можно обозначить рамками 80—90-х гг. XX века, — это литовско-московский период его творчества: живя в Вильнюсе, он продолжал активно вращаться в московской литературной среде, печататься в московских журналах, издал там два сборника стихотворений — «Вещи не в себе» («Современник», 1986) и «Стихи на злобу дна» («Советский писатель», 1987), опубликовал в журнале «Литературная учеба» сатирическую повесть «Трое неизвестных...», которая была отмечена премией «За лучший дебют года» (1988). В этот период Багаудин Узунаев был активным автором еженедельника «Литературная Россия», где печатал стихи, критические и литературоведческие статьи, эссе и публицистику. Именно на страницах «Литературной России» формировалось мастерство Багаудина Узунаева как публициста и журналиста. Дальнейшее развитие этого направления творчества Узунаева произошло в Дагестане, куда он вернулся в 1998 году и стал работать в СМИ: сначала в «МК» в Дагестане, затем в еженедельнике «Новое дело», а в настоящее время он сотрудник еженедельника «Свободная Республика».

В литовско-московский период творчества (1980-1990 гг.) Багаудин Узунаев больше проявляет себя как поэт, эссеист, прозаик. В его произведениях много поисков жанрового и стилистического характера. В стихах этого периода видна рука мастера: он умело развивает избранную тему, с блеском использует поэтические средства и приемы, мастерски «нагнетает» настроение в нужном ему направлении. Однако поэзия его — как

в тематическом, так и в художественном плане - всё еще эклектична. Причина этого не только в том, что он, как прирожденный лирик, находится в полной зависимости от своих настроений, вернее, от их смен и перепадов, взлетов и падений. А еще в том, что Б. Узунаева отличает огромная жажда к жизненным впечатлениям, стремление заметить, увидеть всё, что проносится перед его духовным взором, что является зачаточной формой жажды к познанию мира, которая и обнаружила себя уже в более поздних книгах Б. Узунаева: «Попытка быть» (2004) и «Анатомия грусти, или Терапия Судьбы» (2006). В них завершается переходный период в творчестве Б. Узунаева, и перед нами предстает поэт, который не только и не столько стремится к отражению красот и курьезов мира, что наблюдалось на первых этапах его творчества, но и пытается вникнуть в их суть, выявить связи между явлениями мира, выстроить свою - зрелую - идеологию и свое - развитое -мировоззрение.

В первых сборниках Б. Узунаева чувствуется и неуверенное обращение нерусского поэта с русским языком. Это чувствуется не столько в грамматике и синтаксисе, которые он к тому времени уже вполне освоил, сколько в словаре: он еще довольно скуден, в нем еще почти нет литературного и в целом культурного пласта, который впоследствии у него появится и будет очень активно формировать семантическое поле его поэзии. Можно сказать, что каждый сборник Б. Узунаева - это последовательный шаг к овладению богатством и возможностями русского языка. Апофеозом такой «языковой» организации, с демонстративным акцентом на форму, на внешние эффекты, насыщенной разнообразием ритмов, рифм, аллитераций и других формальных средств является книга Багаудина Узунаева «Вещи не в себе» (1989). Но это именно вершина, потому что в последующих книгах Б. Узунаев уже делает отчетливый сдвиг в сторону поэзии традиционной, классической. Поэт уже освободился от мощного воздействия природы и способен не только транслировать вызванные ею эмоции и настроения, но VI давать им свою оценку, осмысливать их и преображать в более или менее законченные художественные формы. В последних книгах Б. Узунаева мы видим уже «не мальчика, но мужа», не автора обрывочных пейзажных зарисовок, а поэта-философа, причем стоика в противостоянии ветрам и невзгодам природы, гностика - в плане ее познаваемости, идеалиста, верящего в конечное торжество Добра и Справедливости. Такое мировоззрение не отменяет поиски нового, но теперь они больше направлены

не на форму и выразительные средства, а на содержание, объяснение мира и выявление его тайн. При таком подходе форма становится вспомогательным элементом поэзии, а основная сила ее воздействия воплощается в остроту и точность мышления поэта. Такая эволюция типологична для большинства поэтов, но у Б. Узунаева, вероятно, в силу его нерусского происхождения и темперамента, она просматривается особенно наглядно.

Второй параграф — «''Вещи не в себе" — экспериментаторский сборник Багаудина Узунаева» — посвящен анализу произведений, включенных и данный сборник. Знакомясь с произведениями, читатель попадает в мир «одушевленных» вещей. Он может наблюдать за определенными предметами, которые могут вести между собой беседу, спорить и даже доказывать свою точку зрения.

В сборник «Вещи не в себе», который вышел в свет в 1989 году, вошли стихотворения, отличающиеся формой и содержанием от других творений поэта. Что же имел в виду автор, так назвав свой сборник? По словам Б. Узунаева, когда «вещи выходят из себя», начинается хаос. Поэт воспринимает мертвый мир вещей не то чтобы как живой, но живущий. В сборнике он рассказывает об эмоциях предметного мира.

«Вещи не в себе» — это «кубик Рубика» в руках читателя. Автор признается, что стихотворения, вошедшие в этот сборник, являются его первым экспериментом во всех смыслах этого слова. Этот эксперимент, а точнее игру слов и звуков, мы прослеживаем в этом разделе на примере произведений, включенных в сборник. Для Б. Узунаева звук самоценен, он несет самостоятельное значение. Фонема — не просто часть слова, она — смысловое ядро.

Багаудин Узунаев — мастер слова. Он заставляет работать язык, не боясь экспериментировать, замечает малейшие детали смысла и использует разнообразную технику языка. С помощью рациональных средств поэт выражает необычное понимание мира бытовых вещей. Необычное — по форме, оригинальное — по содержанию. Все это лежит в основе его поэзии.

В третьем параграфе — «Взаимоотношения человека и природы как основной мотив лирики Б. Узунаева» - анализируется пейзажная лирика поэта, хотя в этом вопросе очень сложно ориентироваться на какую-либо классификацию, так как «чистого» пейзажа в поэзии Б. Узунаева немного. Границы понятия «узунаевского пейзажа» размыты, он имеет синкретический характер, в нём идёт смешение описательных типов:

10

«идеального», «унылого», «бурного». В сборниках Б. Узунаева «Эскиз» (1981), «Попытка быть» (2003) и «Анатомия грусти» (2006) много стихотворений на тему «человек и природа». Связывая свой художественный мир с современной действительностью, поэт одно из центральных мест своей поэзии отводит образу природы. Таковы стихотворения «Ёлка», «Эпическая жара», «Заметки о природе», «Зима. Умчались птицы на юга», «Не новость, что любое прегрешенье», «О природе», «Весёлых листьев и в помине...», «Природа мысли», «Раз на улицах Махачкалы...» и другие.

Стихотворение «Ёлка» поэт разместил в нескольких своих книгах. Каждый раз оно в той или иной мере менялось, обрастало новыми деталями, нюансами. Но в плане идейной направленности оно осталось таким же, каким было в первом сборнике Б. Узунаева.

Надо заметить, что в поэзии Б. Узунаева практически нет безлюдных пейзажей. Мир природы предстаёт в его стихах как нечто живое, органичное, наделённое, подобно человеку, разнообразными настроениями, и в то же время он представляет собой реалистичную картину мира.

Образу дерева в стихотворении «Ёлка» принадлежит немаловажная роль. Дерево издревле характеризовало не только высоту и глубину (душевную), но и выступало как символ памяти и надежды. Самое главное -дерево сравнивается с временным отрезком жизни. В поэзии Б. Узунаева пейзажные детали активно используются и через приём пейзажной антропоморфизации. Точнее, дана характеристика, оценка, анализ свойств и качеств природных явлений, как 61.1 присущих человеку. Часто в этом смысле говорят об очеловечивании природы, её одухотворении.

Большое место в пейзаже Б. Узунаева отводится звуковым образам. Как известно, поэзию от всякой иной речи отличают упорядоченное чередование ударных и безударных слогов, периодическое повторение одних и тех же звуков (аллитерации, ассонансы, рифмы), и это своеобразие поэтической речи находит свои прообразы в окружающей человека природе: в шуме ветра, шуршании листьев, раскатах грома и других явлениях. Важнее семантическая окраска слов, причем без использования глаголов, -конкретизированные, детальные существительные, деепричастия.

Поэзия Б. Узунаева - это фиксирование моментов и мгновений открытия мира, узнавания его тайн и секретов. Читая стихи поэта, непроизвольно погружаешься в стремительный поток мысли. В его стихах, как в природе: и хаос, и порядок.

Четвертый параграф — «От пейзажной лирики к философской: эволюция художественного сознания поэта». В этом разделе рассматриваются штрихи сложного пути эволюции творчества Б. Узунаева, от пейзажной лирики к философской.

Анализируются произведения из цикла «Литовский экзерсис». Эти стихотворения насыщены метафорами и сравнениями. Проникая разумом и чувством в смысл каждой метафоры, мы неизбежно подвергаемся мощному воздействию поэзии. Автор умеет использовать метафору исключительно тонко для создания поэтического настроения. В его стихотворениях читателя захватывают в «плен» грустные ноты, чувства и слова, мысли и образы, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Эпитеты, сравнения и метафоры в поэзии Б. Узунаева существуют но сами по себе, не ради формы, а для того, чтобы поэт полнее и глубже выразил себя, свое авторское «я».

Это произведения про Литву, Вильнюс, где большую часть года пасмурно, дождливо. Поэт провел там довольно значительный отрезок жизни, полюбил эту землю, ее прекрасную природу. Стихотворения этого цикла насыщены зримыми, яркими сравнениями и метафорами, что вообще характерно для поэзии Б. Узунаева. Приемы наделены им такой силой трагизма, что читатель неизбежно попадает под мощное воздействие этого настроения поэта. Метафора - своеобразный поэтический рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя. Б. Узунаев умеет исключительно тонко использовать метафору для создания и передачи испытываемого им поэтического настроения. В данном случае — это одиночество. Читатель сразу же оказывается в плену грустной интонации его строк, причем постепенно грусть перерастает в печаль и, наконец, в скорбь и боль от безысходности, одиночества, отсутствия родственной души и руки.

Б. Узунаев использует такие метафоры и сравнения, что читатель не просто погружается в представленную автором картину, но и принимает некое участие в ней. То есть читатель (чуткий, внимательный) не только наблюдает со стороны падающие «листья с веток ядрёных» и видит, как они «разбиваются, словно сердца» и т. д., а находится там, внутри воображаемой картины, фиксируя всё происходящее: и «череду шляп», уносящих на своих полях листья-сердца, и «купола ротонд», ржавых от этих листьев, и «старый мост», который «несет на себе человечьи тела». Хотелось бы обратить внимание на метафору «старый мост», который «несет на себе человечьи

тела». Можно было описать обыкновенный мост и людей на нем, которые переходят его. Но это было бы просто, очень просто и совсем не привлекло бы внимания со стороны читателей. Под этими метафорами и сравнениями скрыты настроение автора, весь его внутренний мир, его ранимая душа, разбитое сердце и полные грусти и печали глаза, которые все это видят.

В стихотворении «Людна» преобладает слово «грусть», употребленное автором в разных грамматических формах. Слову «грусть» противопоставлено тоже доминирующее в стихотворении «людна». Замечательная игра слов. Повторы звуковых сочетаний [р] наблюдаются в описании настроения лирического героя, где грусть овладевает им. Так же часты повторы шипящих звуков [ш] - [ч] и глухих [п] - [т]. Эти повторы можно интерпретировать как средство звуковой изобразительности: тема грусти, пустоты.

Маленькое, слабое, ущербное, уничтожаемое становится источником порождения текста. Поэт будто сверху наблюдает за этим процессом и осознает происходящее. Разрушению подвергается не только человеческое тело, но и текст - и только в таком состоянии он (текст) может существовать. Цельный — целостный, идеальный — текст отторгается. На смену ему приходит «неправильный» поэтический текст, в котором не игровые, а семантизированные приемы.

Одновременно с этим наблюдается стремление к прямому высказыванию, попытка возврата к «прямой» функции искусства, связанная с преодолением неких, почти физических препятствий, телесно ощущаемых напластований предшествующих литературных «эпох», в которых и существуют современные поэты.

При обращении к историческим событиям автор стремится решить злободневные вопросы современности. Известны три варианта произведения «Дербент». Во всех описывается история города. В последних двух вариантах Б. Узунаев осмыслил её более предметно, чем в первом. В первом и во втором вариантах дается описание исторического города. А в третьем говорится о воспоминаниях лирического героя. Здесь уже чувствуется разница. Ему недостаточно того, что прочитано в книгах, он хочет хоть на миг увидеть это своими глазами, по-настоящему почувствовать, ощутить хоть одно мгновение бурной истории города. Кроме того, наблюдается вызревание национального сознания поэта: этнонимы «турок», «кипчак» заменены этнонимом «кумык» при сохранении этнонима «хазар».

Б. Узу наев стремится возвысить духовное и отделить дух от материального.

В первом варианте стихотворения поэт сравнивает художника, спускающегося с горы, с царем Эдипом. Художник такой же мятежный и неистовый, как царь, он уходит с самим собою в ссоре. А во втором и третьем вариантах идет сравнение с другим царем - Аттилой, но сравнивается с ним уже не художник, а Солнце — Гюн, которое автор через тире снабжает кумыкским переводом. Гюн перекликается с этнонимом «гунны», вождем которых являлся Атгила. Здесь ощущается пробуждение национального исторического сознания автора, подключение элементов образности поэзии своего народа. Солнце предстаёт и как светило мысли.

В стичотворении «Снег в апреле» автор удачно использует олицетворение. В первом варианте сравнивает снег с «визитом забытого недруга», а вп втором и третьем вариантах — с «визитом старого друга». Тем самым подчеркивает свое теплое отношение к снегу. Это не просто «визит друга», а именно «старого друга». А выражение «старый друг» ассоциируется со старыми воспоминаниями, теплом и радостью на душе. В первом варианте снег висит и лежит «запросто», а во втором и третьем -«важно возлежит он, чопорно висит». То есть чрезмерно одушевлен.

Пятый параграф — «Философская лирика» - посвящен исследованию собственно философских мотивов в произведениях Б. Узунаева.

В отличие от символистов, напрямую затрагивающих философские и религиозные темы, Узунаев касается философской проблематики, прежде всего, через осмысление мира собственной личности. Центральной темой его размышлений становится судьба. Поэт с грустью говорит об одиночестве, власти роковых сил, скоротечности жизни. При этом он не столько высказывает суждения, сколько эмоционально, лирически, личностно реагирует на них. Таковы стихотворения: «Все смертны, все поумираем...», «О Смэрте», «Я летом умираю. Не до муз», «Идет ли снег, дожди ли льют...», «Веселых листьев и в помине...», «Боится старости двуногий», «Было время - лихим рысаком», «Ночь ночует в слове одиночество» и другие. Философские мотивы его лирики являются реакцией на бурно проживаемую жизнь. Но эта жизнь ведет человека к опустошению, разочарованию. Вопрос о смерти задает себе каждый человек. О смерти говорится не в прямом смысле. Люди, которые не нашли себя в этой жизни, у которых нет и не было никаких целей, которые для себя и для общества

ничего полезного не сделали, которые не жили, а существовали - всё это поэт назвал одним словом — «смерть».

Лирика Узунаева замечательна тем, что поэт не боится раскрывать сложные, противоречивые чувства, затрагивать тёмные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей её напряженности и конкретности; она стремится передать крайнее, предельное состояние души, где разумное граничит с безумным, музыкально оформленное — со стихийным, хаотическим. Эти качества определяют своеобразие мироощущения поэта. В стихотворении «Мои съедобные святыни...» раскрываются такие важные темы, как верность земле, культурным корням, своей душе.

В стихотворении Б. Узунаева «Я вспоминаю временами...» отражены сюрреалистические элементы образности. Сон и сновидения во все времена вызывали пристальный интерес людей. Когда-то давно наши предки считали, что всё, что происходит во сне, - такая же реальность, как и всё существующее в окружающей нас действительности. Сон для Б. Узунаева — особое состояние субъекта, которое сопровождается такими признаками как пассивность, неподвижность, покой. В зависимости от контекста сон может наполняться как позитивной, так и негативной семантикой. В стихотворении Б. Узунаева «Я вспоминаю временами...» описывается сон лирического героя, где делается попытка выразить невыразимое, примирить непримиримое, описать неописуемое с помощью слов.

Во второй главе - «Жанр баснн в творчестве Багаудииа Узунаева» -анализируется басенное творчество Багаудина Узунаева.

В первом параграфе - «Специфика жанра басни и традиции басенной культуры в литературе народов Дагестана» - проведен небольшой экскурс в историю становления и развития басенной традиции в дагестанской литературе.

Зарождение и формирование жанра басни в дагестанской литературе охватывает период с 70-х годов XIX в. до 50-х годов XX в. Именно в рамках этого периода прослеживаются этапы развития басни, носящие признаки взлета и спада впутрижанровых процессов, широкого проникновения в национальные литературы через переводы и создания художественно полноценных произведений басенного жанра в литературах народов Дагестана. Но на этом становление и формирование басни не останавливается. Она продолжает свое развитие, и интерес к басенному

жанру в дагестанской литературе не исчезает. Наоборот, появляются новые имена и фамилии, новые сюжеты, герои и персонажи басен.

В каждой национальной литературе народов Дагестана появились сюжеты, объединенные общностью тем, идей и художественной структуры, в то же время обладающие специфическими особенностями национального быта в сюжетных линиях, трактовке тем, описании характеров.

Басни писали практически все классики дореволюционной и советской дагестанской литературы: А. Акаев, А. Аджиев, М. Кадыров, Б. Атаев, М.-Ш. Минатуллаев (в кумыкской литературе), А. Гафуров, Г. Газиев, Б. Рамазанов, М. Давыдов (в лакской), Г. Цадаса, 3. Гаджиев, Г. Залов (в аварской), А. Алем, А. Раджабов, Г. Жамидин (в лезгинской), У. Гасанова, А. Муртазалиева (в даргинской), Б. Раджабов, М. Шамхалов (в табасаранской), К. Оразбаев (в ногайской). Этот список пополняют дагестанские авторы, пишущие басни на русском языке: Н. Алиев, Г. Каланджиев, А. Раджабов, С. Эмиров.

Рассвет басенного творчества в литературах народов Дагестана пришелся на 60-е и последующие годы XX века. В литературе народов Дагестана басня становится одним из популярных и общезначимых жанров, она завоевывает активные функциональные позиции: обличая нравственные пороки людей, способствует формированию и совершенствованию нового общественного и этического облика человека.

Идейно-тематическое содержание современных басен дагестанской литературы очень разнообразно. Оно исполнено глубоким этическим смыслом и высоким идейным назначением: исключить уродливые явления в жизни человека, поддержать его в стремлении к нравственному совершенству и самоочищению.

Второй параграф - «Жанровые и художественные особенности басен Багаудина Узунаева». В Дагестане басня не просто популярный жанр, но и весьма органичный для ментальности местных народов. Нравоучительность, назидательность, морализаторство, в положительном смысле этого слова, тяга к притчевой форме выражения своих представлений о мире всегда были одной из характерных особенностей ментальности восточных народов. И Дагестан в этом смысле не является исключением.

Поэтом) выход в свет книги басен Багаудина Узунаева «Выбор есть!» был столь же ожидаемым, сколь и неожиданным. Однако автор внес в этот жанр такие технические приемы, включил в свои произведения такие темы и

стороны действительности, что это позволяет нам говорить об обновлении им этого древнего жанра. (Впрочем, обновление само по себе не несет никакой оценки.) Жанр басни в исполнении Багаудина Узунаева стал публицистически заостренным и злободневным, что в условиях Дагестана уже равносильно серьезному нравственному поступку. Басни отличаются разнообразием поэтических приемов и интонаций. Комичность явлений и образов достигнута простодушием мышления, тонкой иронией, красочностью раскрытия сложных взаимоотношений людей, высмеиванием пороков человека, недостатков его поведения в современном обществе.

В свою книгу Багаудин Узунаев включил 100 басен. Цифра 100 имеет в русском языке оценочный характер. Не случайно, желая похвалить какое-либо завершенное дело, говорят: «на все сто»! Речь не может идти о каком-то самохвальстве - выражается удовлетворение по поводу благополучно завершенного дела.

Б. Узунаев прежде всего стремится придать басенному сюжету национальный характер и самобытность. В его баснях встречаются такие слова и выражения: «горец», «горянка», «салам», «кунак»; «ислам», «мусульмане», «джихад»; «Волк-многоженец»; «алахуму шукур»» и др. Басня Б. Узунаева - совершенно новое произведение с новыми образами, новой аргументацией их поступков. Образы, сюжет и характер развития действия органически связаны со спецификой и самобытностью Дагестана.

В баснях Б. Узунаева всякое животное имеет свой индивидуальный характер: и Гиена, уклончивая, бессовестная и больше похожая на человека, чем на гиену; и Заяц-судак - обычно зайцы нравом кротки, а этот - прямо сущий бес; верховный Лев - грозно-могучий, величественно-страшный; и премудрый Ёж - любитель морали; и серый Волк - «политик хоть куда».

Столкновение этих животных образует маленькую драму, где каждое лицо существует само по себе, а все вместе образуют одно целое. Это более типически и художественно совершается в тех баснях, где героями выступают верховный Лев, которому приснился сон о том, что кончается срок его правления; Гиена, поверившая обещаниям Волка о ее повышении, если она пойдет против Льва; Ёж, который не смог сдать свою книжонку в «Лесиздат», потому что его черед наступит через века полтора; серые волки-политики и другие персонажи.

«Звериный маскарад» еще более усиливает сатирический комизм басни, придавая ей гротескную остроту. Животные, наделенные свойствами

людей, лишь подчеркивают нелепость и комизм ситуаций. «Простодушное» восприятие их проделок придает еще большую комичность поведению и речи басенных персонажей.

Басни Б.Узунаева имеют не только бытовой, но и общественный характер. В первых баснях Узунаева (2004 г.) четко обозначается круг привлекавшие его внимание проблем. Из одной басни в другую переходят традиционные басенные персонажи, сохраняющие свои зооморфно-человеческие амплуа. Но вместе с тем все эти львы, волки, лисы, зайцы, ежи и т. п. наденяются Б. Узунаевым и типическими чертами определенной социальной психологии и морали. Соответственно в его баснях находит широкое сатирическое отображение реальная практика социальных отношений, которая господствовала и господствует в России в настоящее время. Одна басня бросает отсвет на другую, расширяя, уточняя, обогащая общую сатирическую картину политических нравов в их самых различных аспектах.

В таких баснях как «Верховный Лев», «Бессрочный Лев», «Чумовой начальник», «Не плюй в колодец», «Серая дума», «А-ля мезон» и др. выставляется на «всенародные очи» лицемерие политической «законности» и тех, кто призван ее блюсти. Зооморфные хищники, крупные и мелкие, действующие в этих баснях и ряде других («Рентген...-кабинет», «Упятерил», «Получите... Казака», «Саркози и "на мази"», «Сауноборцы» и др.) беспощацны не только к своим беззащитным жертвам - Ежам, Зайцам, Овцам и т. д., но и по отношению друг к другу. Коварство, ложь и предательство господствуют в этом мире разбоя и «хищничества».

Б. Узунаев обратился к басне как самому народному, доходчивому жанру. Этот род литературы понятен каждому: его читают и взрослые, и дети. Связь басни с пословицами и поговорками, простота и ясность образов и сюжетов, мудрость её морали — всё это делало басню особенно любимой народом. Басня Узунаева реалистична потому, что она берёт явление не в его общем, абстрактном виде, не как событие, изолированное от его исторической и социальной основы, а как рассказ, взятый из гущи жизни, в его конкретных подробностях.

Б. Узунаев отзывается на все важные общественные события, происходившие в России. Распад СССР, смена власти, политические неустойки, события 1990-х и 2000-х годов стали источниками сюжетов новых басен Б. Узунаева.

В баснях Б. Узунаева отражены не только исторические события конца XX и начала XXI вв., но и политические деятели этого периода. Автор высмеивает каждого из них, выявляет недостатки, характер, их бездейственность, безразличие к происходящему.

В третьем параграфе — «Лингвистический аспект и стилевые особенности басен Багаудина Узунаева» - рассматривается языковое, стилевое своеобразие басен Б. Узунаева.

Басни Б. Узунаева появились в газетах «Свободная Республика» и «Аргументы и Факты» в 2004-2005 гг., в 2007 году вышла первая книга басен, в которую вошли сто произведений данного жанра. Басни поэта отразили общественную действительность нашей страны. Их основная особенность - публицистичность. Басни Узунаева - маленькие драматические сценки, где персонажи свободно разговаривают друг с другом или автор беседует с читателем. Обращение к читателю может быть непосредственным: «Теперь, читатель, сами взвесьте» («Газлан»); «Мне это Познер рассказал, И вам поведать наказал...» («Зад-Знаменитость»); «Читатель, ты не улыбайся, А думай, как "нагнуть" Чубайса» («Конец света«); «Читатель, видимо, усек, что тут не в нравственности дело» («Сауноборцы»); «Читатель скажет: что за бред?» («Зад-Знаменитость»); «Читай, читатель, чтенье —диво, Но только выбирая чтиво» {«Начитанный Лев»); «Ты рад, читатель? А по мне Уж лучше б выигран "ресурс", Волков я сызмала боюсь» («Чернобык-5»).

Значительное место в текстах занимают обращения действующих лиц друг к другу: Салам, кунак; любезный брат («Бульдог и Дог»); Друзья, насколько мне известно («Кто есть ху?») и другие.

В баснях много слов с суффиксами субъективной оценки, характерными для живой разговорной речи: «А дочурку пуще всех; Тот продержался три денька» («Второй срок»); «//>' да, в одной лесной газетке» («Заяц-Судак»); «Теперь любая газетенка» («Все едино»); «Стихов книжонку накропал» («Выбор есть»); «Не стал он ждать, пока Силком его попрут, а сделал ноги» («А-ля мезон»); «Зурабка нас обворовап» («С паршивой овцы»); «Что ни царапинки на нем» («Езжай в привычном»); «Он мог бы женушку спросить» («Ахмед заговорил»); «Свернем-ка в Лес. ребятки, мы» («Конец света»). Б. Узунаев использует большое количество фразеологических сочетаний: не вешай нос, добра без худа нет, посеять рознь между зверьми, медом не корми, губа не дура, в ус не дует,

наматывает на ус, в кромешной тьме, кашу заварил, на воре шапка горит, хлебом не корми, сделан ноги, тертый калач, засучивши рукава, осталась с носом, пруд пруди, на сердце руку положа, с гулькин нос\ пословиц и поговорок: не плюй в колодец, через пень колоду и другие.

В заключении обобщаются результаты, подводятся итоги, формулируются основные выводы диссертационного исследования.

Цельность художественного мира Б. Узунаева определяется концептуальностью системы образов природы. Пейзажная лирика русскоязычного кумыкского поэта не ограничивается воспроизведением картин природы. Б. Узунаев относится к поэтам, в творчестве которых ярко высвечивается природа «глубинного», «органичного» мифологизма как свойства поэтического мышления. В силу конкретных событий пейзаж Б. Узунаева видоизменяется. То есть его пейзаж временами исчезает из поэзии как категория: идеальностью наделяется только чистая и вековечная в своих проявлениях сила природы. Происходит расщепление пейзажа на составляющие, каждая из которых образует поэтическую тему.

Поэтический мир лирического героя Б. Узунаева отличается размахом мыслей и переживаний, широтой отношения к жизни. Лирика Узунаева замечательна тем, что поэт не боится раскрывать сложные, противоречивые чувства, затрагивать темные стороны человеческой души. Она охватывает жизнь во всей ее напряженности и конкретности; она стремится передать крайнее, предельное состояние души, где разумное граничит с безумным, музыкально оформленное - со стихийным, хаотическим. Преобладающими художественно-изобразительными средствами в стихотворениях Б. Узунаева являются олицетворение, метафора, сравнение.

Б. Узунаев — не только поэт-лирик, но и талантливый баснописец.

Его басни имеют не только бытовой, но и общественный характер. В первых баснях четко обозначается круг привлекавших его внимание проблем. Из одной басни в другую переходят традиционные персонажи, сохраняющие свои зооморфно-человеческие амплуа.

Б. Узунаев придал этому жанру более публицистическое, заостренное, злободневное звучание. Главным его учителем, так же как и других баснописцев, была сама жизнь. Действительность определила силу сатирического обличения в его баснях.

Отличительной особенностью басен Б. Узунаева является их публицистическая заостренность. Язык басен отличается лаконичностью и

точностью. Автор, в совершенстве владея русским языком, легко и непринужденно переходит от книжного стиля к живой разговорной речи. Басни Б. Узунаева приобретают особый колорит благодаря непосредственному обращению к читателю, использованию междометий, частиц, разговорной, профессиональной и жаргонной лексики, слов с суффиксами субъективной оценки, фразеологизмов.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в изданиях, включенных в перечень ВАК Минобрнауки РФ:

1. Атавова И.Х. Эволюция художественного сознания в поэзии Б. Узунаева: от пейзажной лирики к философской // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Махачкала, 2011. № 4. С. 92-95.

2. Атавова И.Х., Шабаева Л.А. Басня - как «средство» высмеивания людских пороков. О басенном творчестве Багаудина Узунаева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. Ростов-на-Дону, 2012. №3. С. 116-122.

3. Атавова И.Х., Шабаева Л.А. Проблема взаимоотношений человека и природы в творчестве Багаудина Узунаева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Махачкала, 2012. №4. С. 52-56.

Статьи, опубликованные в других изданиях:

1. Атавова И.Х. О книге Багаудина Узунаева «Попытка быть» // Дагестанская литература: история и современность: сб. статей. Махачкала: ДГПУ, 2010. Вып. 5. С. 223-226.

2. Атавова И.Х. Басенное творчество Багаудина Узунаева // Проблема жанра в филологии Дагестана: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Махачкала: ДГУ, 2011. Вып. 7. С. 32-36.

3. Атавова И.Х., Шабаева Л.А. Игра слов и звуков в поэзии Б. Узунаева // Дагестанская литература: история и современность: сб. статей. Махачкала: ДГПУ, 2012. Вып. 6. С. 87-89.

4. Атавова И.Х., Шабаева Л.А. О сборнике Б. Узунаева «Вещи не в себе» // Дагестанская литература: история и современность: сб. статей. Махачкала: ДГПУ, 2012. Вып. 6. С. 89-91.

5. Атавова И.Х. Концепция жизни в стихотворении Б. Узунаева «Осень светится в вильнюсских кронах...» из цикла «Литовский экзерсис» // Современные проблемы фольклора и литературы. Махачкала: ДГУ, 2012. С. 240-243.

6. Атавова И.Х. Концепт «сон» в стихотворении Б. Узунаева «Я вспоминаю временами...» // Современные проблемы фрльклора и литературы. Махачкала: ДГУ, 2012. С. 243-245.

7. Атавова И.Х. Особенность басенного языка Багаудина Узунаева // Дагестанская литература: история и современность: сб. статей. Махачкала, 2013. Вып. 7. С. 94-98.

8. Атавова И.Х. «Политика» судей, прокуроров и адвокатов в баснях Б. Узунаева «Заяц-судак» и «Не в дружбу, а в службу» // Дагестанская литература: история и современность: сб. статей. Махачкала, 2013. Вып. 7. С. 98-103.

Подписано в печать. Бумага офсетная. Печать офсетная. Формат 60*84 1/16. Усл. печ.л- 1,5. Заказ № 010. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии ООО "Радуга-1" г. Махачкала, ул. Коркмасова 11 "а"

 

Текст диссертации на тему "Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности"

ФГБОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201 361 562 Атавова Инна Хумкерхановна

Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности - 10.01.02 Литература народов Российской Федерации

Научный руководитель -кандидат филологических наук, доцент Шабаева Л. А.

ъ (

Махачкала -2013

Содержание

Введение............................................................................................3

Глава I. Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие лирики Багау-дина Узунаева.....................................................................................9

1.1. Творческий путь Багаудина Узунаева (Б. Казиева)..................................9

1.2. «Вещи не в себе» - экспериментаторский сборник Багаудина Узунаева......17

1.3. Взаимоотношения человека и природы как основной мотив лирики Б. Узунаева ...................................................................................................24

1.4. От пейзажной лирики к философской: эволюция художественного сознания поэта...............................................................................................38

1.5. Философская лирика.....................................................................53

Глава П. Жанр басни в творчестве Багаудина Узунаева.....................................62

2.1. Специфика жанра басни и традиции басенной культуры в литературе народов Дагестана ...................................................................................................62

2.2. Жанровые и художественные особенности басен Багаудина Узунаева...............85

2.3. Лингвистический аспект и стилевые особенности басен Багаудина Узунаева

......................................................................................................128

Заключение............................................................................................136

Список использованной литературы......................................................142

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания целостной картины состояния современной дагестанской русскоязычной поэзии. В центре внимания нашего исследования - основные проблемы обогащения поэтической тематики и жанрового многообразия современной дагестанской поэзии. На наш взгляд, в этих направлениях наиболее ярко отразились основные тенденции развития современной русскоязычной лирики Дагестана, поэтому исследование основывается на анализе поэтического творчества одного из известных ее представителей - Б. Узунаева.

В последнее время в дагестанской русскоязычной поэзии наметился некоторый спад в художественном и содержательном аспектах. Это, вероятно, объясняется сложностью периода, который современная дагестанская литература переживает вместе с другими литературами России.

Дагестанская литература переживает сегодня не лучшие времена. Сложные процессы времени не могут происходить быстро и безболезненно. Выигрывая в чем-то (в данном случае - в свободе творческого изъявления, в новых художественных средствах и т.п.), дагестанская литература в чем-то и теряет. Так, вместе с оттесняемыми на обочину культурной жизни местными языками безвозвратно теряется художественное богатство этих языков.

К числу редких исключений принадлежат две книги кумыкского поэта, пишущего на русском языке, Багаудина Узунаева: книга лирических стихотворений «Анатомия грусти» (автор снабдил ее альтернативным названием «Терапия судьбы») и книга басен «Выбор есть». Эти книги, по словам автора, являются итоговыми: в них различные тематические, стилистические и идейные поиски поэта нашли свое полное воплощение. В ранних, наиболее лиричных стихах поэта пробиваются ростки рационального, морализаторского, сатирического характера, которые впоследствии, на наш взгляд, переросли в басни с ее нравоучительным пафосом и карикатурным изображением людей и ситуаций.

Первое появление в местной печати стихотворений Багаудина Узупаева сразу же обратило на себя внимание дагестанских критиков. Прежде всего, бросалось в глаза то, что поэт, не являющийся по происхождению русским, тем не менее, достаточно полноценно выражал свои эмоции и мысли на русском языке. Надо отметить, что одной из наиболее специфических особенностей русскоязычной дагестанской литературы является ее глубинная национальная сущность, несущая яркие признаки общедагестанской ментальное™.

Объект исследования - лирическое и басенное творчество Б. Узунаева.

Предметом исследования являются особенности мировосприятия лирического героя, исследование художественного мира произведений русскоязычного поэта Б. Узунаева.

Степень изученности. Творчество Багаудина Узунаева не становилось до сих пор предметом специального монографического изучения и остается неисследованным. Отдельные статьи, рецензии, посвященные его творчеству, предисловия к его книгам стихов, написанные собратьями по перу, исследователями, отнюдь не решают, в целом, проблемы, поставленной в нашей работе. Однако в них находят выражение некоторые характерные черты творчества исследуемого поэта, делается попытка выявления художественного своеобразия его лирики и басенного творчества.

В отечественном литературоведении имеется немало исследований, посвященных современному литературному развитию в целом, и лирики, в частности. Основным тенденциям развития современной русской литературы посвящены монографии: «Современная советская поэзия» В.А.Зайцева (1990г.), «Современная философская поэзия» А. Павловского (2000), учебные пособия «Русская постмодернистская литература» И.С. Скоропановой (2001), «Современная русская литература в конце века (1986-1990-е годы)» Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого(2001), «История русской литературы. 90-е годы XX» Ю.И. Минералова (2005) и др.

В исследованиях по национальным литературам уделяется большое

внимание осмыслению текущего литературного процесса, поэзии. Известны

4

монографические исследования: «История лакской литературы. Т. 3.» С.Х. Ахмедова (2011), «Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника» Х.И. Бакова (1991), «Жанровое движение: эволюция жанровых форм и внутренних закономерностей развития калмыцкой поэзии XX в.» В.Д. Пюрвеева (1990), «Современная башкирская поэзия (Проблемы эволюции)» Р.Т. Бикбаева (1995), «Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири: Бурятии, Тувы, Якутии» С.Ж. Балданова (2001), «Становление, развитие и спад Бурятской литературы (1917-1995)» В.Ц. Найдакова (2003), «Хакасская поэзия 1920-1990-х годов: типология и закономерности развития» A.JI. Кошелевой (2005), «Развитие хакасской поэзии 1940-1990-х гг.: традиции и новаторство» H.H. Таскараковой (2004), «Тенденции развития современной даргинской поэзии» P.P. Багомедова (1998), «Поэзия Магомеда Атабаева в контексте дагестанской литературы: аспекты новаторства и национального своеобразия» М.М. Минатуллаевой (2007), «Поэтика современной табасаранской лирики» Ашурбековой Э.А. (2005), «Новейшая лезгинская поэзия: опыт эстетического конструирования поэтического бытия» Бедирханова С.А. (2009) и др.

С предисловием к книге стихов и басен Б. Узунаева «Попытка быть», изданной в 2004 году в Махачкале, выступил его собрат по перу Виктор Лапшин, который отметил: «Представлять стихи Багаудина Узунаева нет смысла. Они сами по себе говорят - вольно и ярко. Просто хочется поделиться с читателями редкой во все времена радостью: явился новый поэт. Давно я не испытывал такого удовольствия при чтении стихов. И - благодарной радости! А это чувство -верный знак: перед тобой поэзия» [3, с. 2].

В книге стихов Б. Узунаева «Анатомия грусти», изданной в 2006 году в Махачкале, редактор Сайда Муртузалиева отмечает следующее: «Что можно сказать об этой книге?! Почерк поэта не изменился - это все тот же Багаудин Узунаев, который ищет в малом - большое, в простом - необыкновенное, в конечном - бессмертное. От этого мастерство поэта только выросло, ярче стали краски, с помощью которых он воплощает свое мировоззрение» [4, с. 5].

В отмеченных и некоторых других публикациях характеризуются отдельные изобразительно-выразительные средства, идейно-тематическое содержание поэзии и басенного творчества Б. Узунаева, что в данной работе учтено и использовано.

Цель исследования состоит в выявлении основных тенденций современной дагестанской поэзии на примере создания целостного представления о творчестве Багаудина Узунаева. В соответствии с этой целыо определены следующие задачи:

- исследовать творческий путь Б. Узунаева;

- проследить жанрово-стилевые особенности творчества современного русскоязычного дагестанского поэта Б. Узунаева;

- проанализировать новаторские поиски Б. Узунаева в плане развития жанровой системы;

- выявить художественные особенности творчества поэта;

- установить оригинальное и самобытное в басенном творчестве Б. Узунаева;

- оценить вклад поэта в развитие современной дагестанской поэзии. Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые дается

наиболее полное представление о поэзии и басенном творчестве Б. Узунаева, о

специфике его стиля и особенностях поэтики, осмысление поэзии Б. Узунаева на

фоне современной дагестанской поэзии. Рассмотрено жанровое своеобразие

поэзии изучаемого автора.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили

классические труды известных литературоведов А. Потебни, М. Жирмунского,

И.В. Стеблевой, О. Мандельштама, Г.А. Гуляева, В.Е. Хализева, А.Б. Есина, С.Н.

Бройтмана, Н. Лейдермана, М. Липовецкого, М. Берга, Л.С. Выготского, М.Л.

Гаспарова, Вл. Губайловского, С. Чупринина, В.В. Федорова, В.В. Виноградова,

И.И. Ильина, И.В. Ильинского и других. Роль методологической базы сыграли

принципы исследования, использованные в работах дагестанских

литературоведов: С.Х. Ахмедова, А.-К.Ю. Абдуллатипова, К.И. Абукова, A.M.

6

Аджиева, З.Ы. Акавова, С.Х. Акбиева, Г.Г. Гамзатова, 3.3. Гаджиевой, Ч.С. Юсуповой З.К. Магомедовой и других.

В основу исследования положены следующие методы:

- методы анализа эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

методы сравнительно-сопоставительного плана; типологического, системного, аналитического и текстологического анализа.

Теоретическая значимость работы состоит в том, изучение поэтического и басенного творчества Б. Узунаева может содействовать более глубокому пониманию творчества и других современных дагестанских авторов, и не только. Таким образом, создание целостной картины идейно-тематического и художественного своеобразия поэзии и басенного творчества, в том числе и проделанный филологический анализ отдельных лирических стихотворений и басен Б. Узунаева способствует более полному осмыслению современного состояния дагестанских и других северокавказских литератур.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что материал диссертации, ее выводы и обобщения могут быть использованы при создании учебников, учебных пособий по современной дагестанской литературе для вузов, средних специальных учебных заведений и школ республики. На основе данной работы могут быть прочитаны факультативные и специальные курсы на факультетах дагестанской филологии ДГУ И ДГПУ.

На защиту выносятся следующие основные положения работы:

1. Багаудин Узунаев внёс весомый вклад в современную русскоязычную дагестанскую поэзию конца XX - начала XXI века, способствуя расширению её внутрижанрового диапазона и проблемно-тематического содержания.

2. Выделены и охарактеризованы основные этапы эволюции творческого пути Б. Узунаева от пейзажной лирики к философской.

3. Поэзия Б. Узунаева многообразна по форме и многогранна по идейному содержанию. Это, прежде всего, сатирическое творчество поэта, включающее в

себя темы власти и денег в современном обществе, богатства и бедности, скупости и жадности, а также любовная, философская и пейзажная лирика.

4. Выявляется своеобразие внутреннего мира лирического героя путем изображения картин природы, посредством использования различных изобразительно-выразительных средств.

5. Проведен филологический анализ текстов лирических стихотворений и басен Б. Узунаева с целью выявления новаторских тенденций.

6. Охарактеризованы особенности стихосложения Б. Узунаева, отличающегося богатством форм и поэтических фигур.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались на международных и всероссийских научно-практических конференциях, на ежегодных научных конференциях Дагестанского государственного педагогического университета (2010, 2011, 2012), а также были опубликованы в виде десяти статей в сборниках научных работ, журналах и в московском еженедельнике «Литературная Россия», в том числе 3 статьи опубликованы в научных журналах, входящих в список изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации. Исследование, посвященное выявлению новаторских тенденций современной дагестанской русскоязычной поэзии на основе анализа поэтического творчества Б. Узунаева, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Диссертация представляет собой рукопись на 150 страницах машинописного текста. Список прямо или косвенно использованной научной и научно-критической литературы включает 172 наименования.

Глава I. Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие лирики Багаудина Узунаева

1.1. Творческий путь Багаудина Узунаева (Б. Казиева)

Конец XX столетия стал плодотворным для литературной жизни вообще. Можно сказать, что новые литературные течения - постмодернизм, необарокко, авангардизм - открыли двери в совершенно иную литературную жизнь. Открылись пути для многих молодых литераторов, которые только начали свою творческую деятельность. Улучшились условия и для «шестидесятников»: стали доступны ранее не издававшиеся литературные произведения. Современную литературную деятельность оживила, в какой-то степени, Букеровская премия, которая стала самой обсуждаемой в кругу литераторов и не только.

Современная поэзия многолика и противоречива. Сегодня невозможно выделить несколько наиболее влиятельных групп поэтов, которые формировали бы магистральное течение конца XX - начала XXI века. Читатель может в зависимости от собственных вкусов отдавать предпочтение той или иной поэтической школе. Необычность, глубокий смысл, непредвиденные эксперименты, синтез со всевозможными современными видами искусства - все это тоже своеобразный портрет нашего времени.

Если рубеж XIX - XX вв., «Серебряный век», часто называли «веком поэзии», то рубеж XX и XXI веков можно назвать «прозаическим» временем. Но, несмотря на это, поэзия все-таки есть, хотя бы потому, что ее просто не может не быть.

Новейшая литература - сложна и многообразна. А. Генис объясняет это положение таким образом: «Применять к сегодняшней литературе старые традиционные критерии невозможно. Нельзя рассматривать современный литературный процесс как однолинейный, одноуровневый. Все существуют сразу и развиваются в разных направлениях» [66, с.43].

Резко меняется тип писателя, поэта и тип читателя.

В настоящее время современная литература обрела самодостаточность, свободу от подавляющего ее социума. Если в конце XIX начала XX века поэты и

писатели не могли публиковать все свои произведения, так как власть многим запрещала это делать, то в наше время приветствуется свобода слова. Открылась дорога и для поэтов, писателей молодого поколения. Наконец, «новая» литература осознала свою знаковую сущность и игровую природу. То, что ранее запрещалось, стало доступным. Не стало никаких ограничений. Никто не препятствует деятельности современных поэтов и писателей. Тот же поэт, писатель или критик могут опубликовать то, о чем ранее запрещалось говорить и обсуждать даже в узком кругу. В настоящее время современные поэты, писатели, критики и не задумываются над тем, что власть может осудить их, посадить «за решётку» или выслать в Сибирь.

Можно сказать, что произошла некая революция в литературном мире, изменившая не только судьбу писателей-литературоведов, но и российских читателей. Для многих новая литература открыла глаза па современную действительность: кто-то приобрел, наконец, для себя смысл жизни, кто-то придумал для себя свой маленький мир и живет в нем, ни о чём не думая. Никто никого не упрекает, многие люди живут в своём придуманном маленьком мире, и это многих устраивает. Перемены, изменения, произошедшие в современной литературе, помогли многим реализовать свои идеи и помыслы в этой области.

Известный талантливый кумыкский русскоязычный поэт, журналист и

публицист Багаудин Гаджиевич Узунаев занимает достойное место в

дагестанской литературе и в публицистике. Он родился в селении Параул

Карабудахкентского района 11 ноября 1957 года. В детском возрасте он переехал

вместе с родителями в Махачкалу, где и прошли его юношеские годы. Стихи

писать он начал ещё в школьный период, к чему побудило его, по его

собственным слов