автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирных сонатах классической эпохи

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Ткаченко, Евгения Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирных сонатах классической эпохи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирных сонатах классической эпохи"

Па правах рукописи

ТКАЧЕНКО Евгения Александровна

ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КЛАВИРНЫХ СОНАТАХ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Специальное! ь 17.00.02 - музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

1 2 мдр 2012

Ростов-на-Дону - 2012

005014942

Работа выполнена на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории (академии) имени С. В. Рахманинова

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Цукер Анатолий Моисеевич

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной и творческой работе МГК им. П. И. Чайковского Зенкин Константин Владимирович

кандидат искусствоведения, доцент РГК им. С. В. Рахманинова Коваленко Виктория Григорьевна

Ведущая организация: Воронежская государственная академия искусств

Защита состоится 16 марта 2012 г. в 16 ч. 30 мин.

на заседании диссертационного совета Д 210. 016. 01 Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова, адрес: 344002, г. Ростов-на-Дону, Буденновский пр., 23, ауд. 314.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова

Автореферат разослан 15 февраля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Дабаева Ирина Прокопьевна

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Становление и развитие жанровой системы в западноевропейской музыке второй половины XVIII века неразрывно связано с приоритетной ролью сольной клавирной сонаты как «репрезентанта» классического инструментализма. На протяжении указанного периода сонатный жанр демонстрирует максимальную открытость для индивидуальных экспериментов (апробация новых средств выразительности, охват все более многообразного содержания), благодаря чему в творчестве венских классиков формируется новая концепция фортепианной сонаты, не уступающей но значимости крупнейшим жанрам инструментальной музыки.

Устойчивый интерес профессионалов (музыковедов и музыкантов-исполнителей) к сольной клавирной сонате обусловливается и расширяющимися горизонтами научных представлений о музыкально-жанровой панораме классической эпохи.

Современные исследователи стремятся раскрыть своеобразие каждого этапа эволюции музыкальных жанров с учетом неповторимости конкретного исторического момента. Формирование и развитие упомянутой концепции классической сонаты, активно преломляемой ведущими европейскими композиторами второй половины XVIII века, в значительной степени сопряжено с жаирово-стилевыми взаимодействиями в недрах сонатного цикла. Указанный аспект рассмотрения обозначенного жанра способствует раскрытию многомерности и полноты соответствующих глубинных процессов, коль скоро в любом музыкальном произведении фактически запечатлено уникальное отношение жанров и стилей. Между тем. специальные работы, характеризующие эволюцию клавирной сопаты на протяжении классической эпохи в ракурсе указанных взаимодействий, до сих пор отсутствуют. Этими соображениями определяются выбор темы и актуальность настоящего диссертационного исследования.

Его объектом выступает эволюция жанра сольной клавирной сонаты в западноевропейской музыке классической эпохи. Предметом исследования являются жанрово-стилевые взаимодействия как существенный фактор становления и развития сольной клавирной сонаты в контексте магистральных исторических тенденций обозначенного периода, а также индивидуальных трактовок сонатного жанра в творчестве крупнейших мастеров указанной эпохи - Ф. Э. Баха, И. Гайдна и В. А. Моцарта. Представляется необходимым подчеркнуть, что фортепианные сонаты Л.Бетховена, в равной степени подытоживающие классический период и устремленные за его пределы, закономерно востребуют анализа в рамках отдельной (монографической) работы.

Материалом настоящего исследования служат полные собрания клавирных сонат упомянутых мастеров, рассматриваемые в качестве основных вех эволюции данного жанра па протяжении классической эпохи. Кроме того, в диссертации фигурируют наиболее показательные клавирпые сонаты, принадлежащие композиторам предклассического и раннеклассического периодов - Д. Скарлатти, Г. К. Вагензейлю, Л. Моцарту.

Цель предпринятого исследования - выявить роль и значение жанрово-стилевых взаимодействий в процессе формирования и развития сольной клавирной сопаты па протяжении классической эпохи. Исходя из этого, в диссертации предполагается решить следующие задачи:

- охарактеризовать местоположение сольной клавирной сопаты в жанровой иерархии упомянутой эпохи;

- обозначить важнейшие предпосылки, благоприятствующие интенсивным жапрово-стилсвым взаимодействиям в процессе становления и развития сольной клавирной сонаты;

- осветить историческую динамику упомянутых взаимодействий на протяжении классической эпохи;

- рассмотреть индивидуальные «проекции» жанрово-стилевых взаимодействий на примере клавирных сонат Ф. Э. Баха, Й. Гайдна и

B. А. Моцарта.

Методологическая основа настоящего исследования предопределяется его целью и задачами, сформулированными пыше. Изучение механизма жанрово-стилевых взаимодействий сопряжено с приоритетной ролыо комплексного подхода, включающего в себя историко-культурный, теоретико-аналитический и сравнительно-аналитический методы.

Степень изученности проблемы. В отечественной музыковедческой литературе к настоящему времени отсутствуют специальные работы, посвященные жанрово-стилевым взаимодействиям в клавирной музыке классической эпохи. Тем не менее, ряд исследователей - Г. Комарова,

C. Стуколкипа, В. В. Тропи - затрагивают указанную проблематику либо отмечают необходимость се дальнейшего изучения.

Обширную информацию о толковании понятий «жанр» и «стиль», об универсальной жанровой и стилевой иерархии, господствовавшей на протяжении XVIII в музыкальной культуре Западной Европы, содержит монография Л. Кириллиной. Исследователь уделяет значительное внимание внутрижаировым разновидностям, фигурировавшим в композиторском творчестве классической эпохи, стремится выявить особую роль подобных разновидностей в дальнейшей эволюции конкретных жанров (включая клавирную сонату), рассматривает предпосылки и художественные результаты отдельных жанровых «контактов».

Проблематика историко-етнлсвого порядка сквозь призму эволюционных процессов, наблюдаемых в сфере музыкально-выразительных средств, освещается в кандидатских диссертациях 10. Аитиповой, А. Аефапдьяровой. К. Везрядииой, II. Веляпской, О. Гумеровой, Л. Кальман, Л. Кириллиной. М. Пылаева, Н.Титовой. Объектами рассмотрения в данных работах выступают музыкальная драматургия, фактурная организация, тематизм, композиция и формообразование. Диссертационные исследования

С. Мураталиевой и А. Захваткина опираются на комплексный анализ музыкально-выразительных средств, призванный запечатлеть, соответственно, пути развития сонатного жанра в классическую эпоху и важнейшие тенденции, характерные для клавирного творчества Ф. Э. Баха. Аналогичный подход преобладает и в исследованиях К. Зыбииой, В. Маковкиной, посвященных жанрово-стилевым взаимодействиям светской и церковной сфер в онерах, оркестровых и кантатно-ораториальных сочинениях В. А. Моцарта.

Необходимо отметить, что новейшие изыскания, обращенные к художественной культуре классической эпохи, традиционно опираются на фундаментальные положения и выводы монографических трудов Э. Бюкена, В. Коней, 'Г.Ливановой, С. Скребкова. О. Шушковой, а также авторитетных зарубежных специалистов - JI. Ратпера, Ч. Розепа, X. Ч. Р. Лондона.

Отдельный блок музыковедческих работ, составляющих историко-теоретический базис исследования, составляют монографии, посвященные творчеству Д. Скарлатти, Ф.Э.Баха, Й. Гайдна, В.А.Моцарта. Это груды Г. Аберта, Л. Акопяпа, Е. и П. Бадуры-Скоды, Ю. Кремлева, П. Луцкера и И. Сусидко, Л. Новака, И. Окраинец, А. Эйнштейна, К. Биттера, В. Хорна.

Наконец. поставленной задачей теоретического осмысления характеризуемых жанрово-стилевых процессов обусловливалось формирование соответствующего проблемного контекста - авторских типологий и классификаций, предложенных отечественными учеными. В сфере музыкальных жанров диссертантом привлекались конценционные работы В. Цуккермана, А. Сохора, О. Соколова, М. Арановского, Г. Дауноравичене, В. Холоповой, Е. Назайкипского; в области музыкальных стилей - монографические труды С. Скребкова, М. Михайлова и Е. Назайкипского. исследовательские очерки АЛПиитке. В. Медушевекого, М. Лобановой.

Научная новизна исследования. В диссертации вперные формулируется и обосновывается тезис о существенной роли жанрово-

стилевых взаимодействий в процессах формирования и развития сольной клавирной сопаты на протяжении классической эпохи. Проведена дифференциация важнейших типов указанных взаимодействий с учетом конкретного историко-культурного периода (предклассического, раннеклассического, зрелого классического), стадиального уровня жанровой эволюции и художественной индивидуальности определенного композитора. Выявляются причинно-следственные связи между магистральными направлениями эволюции сольной клавирной сонаты в классическую эпоху и динамикой соответствующих жанрово-сгилсвых взаимодействий. Обосновывается роль упомянутых взаимодействии в кристаллизации «лирической» разновидности сонатного цикла у Ф. Э. Баха (1770-1780-е гг.) и «лирико-жаировой» - у Й. Гайдна (1780-1790-е гг.).

Основные положения, выносимые ни защиту:

1. «Экспериментальный» статус сольной клавирной сонаты в XVIII столетии неразрывно связан с интенсивными жанрово-стилевыми взаимодействиями. Механизмы упомянутых взаимодействий отличаются мобильностью, .вариативностью и корреспондируют с общей динамикой эволюции сонатного жанра.

2. На протяжении периода ранней классики основным направлением жапрово-етиленых взаимодействий является внутристилевая интеграция - генетически обусловленное взаимопроникновение сонатносги и еюитности - при довольно поверхностных «контактах» с другими жанрами и стилями.

3. Для периода зрелой классики характерно равновесие между интеграционными (сонатность - коицертпость, фаитазийность) и дезицтеграционными (сонатность - сюитность) процессами. Впутристилевым взаимодействиям сопутствуют вес более активные межстилевые «диалоги» (преимущественно камерности и театральности).

4. Важнейшим следствием упомянутых процессов на рубеже XIX века становится концепциониое толкование клавирной сонаты как своего рода «камерной симфонии» с параллельным утверждением соответствующих атрибутов жанрового стиля.

Апробация исследования. Отдельные положения настоящей работы отражены в докладах, представленных диссертантом на международных научных конференциях в Ростовской консерватории (2006, 2008, 2009), а также всероссийских и региональных конференциях по проблемам отечественного педагогического образования (Ярославль, 2007; Вологда, 2008; Ростов-на-Дону, 2008 и 20)0). Материалы диссертации использовались в учебных курсах «История зарубежной музыки» и «Анализ музыкальных произведений», читаемых автором в Донском педагогическом колледже. В 2011-2012 годах отдельные главы исследования и диссертационная работа в целом обсуждались па кафедре истории музыки РГК.

Практическая значимость представленной диссертации обусловливается возможностью расширения и обновления отдельных тематических разделов учебных дисциплин, фигурирующих в программах отечественных музыкальных и музыкально-педагогических вузов и колледжей (курсы истории зарубежной музыки, музыкальной литературы зарубежных стран, анализа музыкальных произведений, истории фортепианного искусства и др.). Некоторые наблюдения автора могут привлечь внимание музыкантов-исполнителей (пианистов и клавесинистов), обращающихся к музыке XVIII века в своих концертных программах.

Теоретическая значимость работы определяется перспективами использования ее результатов в трудах по истории и теории музыкальных жанров и стилей, а также в исследованиях, посвященных музыкальной культуре классической эпохи, монографиях о творчестве Ф. Э. Баха. Й. Гайдна, В. Л. Моцарта.

Структура исследования. Диссертация включает в себя введение, четыре главы, заключение, библиографический список (содержащий 234 наименования) и нотное приложение.

Основное содержание работы

Во Введении формулируются цель и задачи исследования, характеризуются его объект, предмет, актуальность и научная новизна, разработанность соответствующей проблематики в отечественной музыкальной литературе.

Глава I - «Жаирово-сталевые взаимодействия в кпаеирной музыке классической эпохи (к постановке проблемы)» - состоит из двух параграфов. В нервом («Типологические аспекты жанровых взаимодействий в отечественной музыкальной науке ¡960—2000-х годов») рассматриваются авторские концепции указанных отношений музыкальных жанров. Подчеркивается, что основные положения классификаций В. Цуккермана и Л. Сохора, опирающихся на социокультурный подход к разграничению «первичных» и «вторичных» жанров, явились отправным моментом для последующего развития и углубления типологии жанровых взаимодействий в отечественной музыкальной науке. Важным шагом в указанном направлении стала авторская типология О. Соколова, учитывающая динамику исторического развития жанров и «эстетические связи» последних. Выдвинутый автором принцип стадиальности в эволюции жанров и форм позволил охватить важнейшие этапы становления конкретного жанра, кристаллизации соответствующей ему формы и ее экстраполяции на другие жанры.

Позднейшие опыты классификации многообразных «отношений жанров», предпринимаемые отечественными музыковедами, тяготели к сужению «пространства исследования» благодаря выбранному историческому ракурсу. Так. М. Лраповский обратился к жанровым

«мутациям» в современной музыке, выстроив специфическую типологию синтезирующих «межжанровых контактов» на уровне родов искусства (эпоса, драмы, лирики), взаимодействий между академическими и массовыми жанрами XX столетия. В исследовании Г. Дауиоравичеие, рассматривающей особенности функционирования системных жанровых образований, была предложена динамико-функциональная схема, этапами которой являются «становление жанровой макросистемы», дезинтеграционпые процессы, направленные на формирование «дискретно-автономных жанровых типов», дальнейшее «стабилизирование жанровой макросистемы», трансгрессивно-деформирующие процессы и «снятие жанровой макросистемы».

11а рубеже 2000-х годов в отечественных публикациях по рассматриваемой проблематике доминирует «суммирующий» подход. В. Холопова, опираясь на совокупное изложение классификаций В. Цуккермапа и А. Сохора, придаст расширительное толкование характеристикам тех или иных взаимодействий, благодаря чему оппозиция «первичных» («обиходных») и «вторичных» («преподносимых») жанров утрачивает главенствующее значение. В целом, теоретические закономерности взаимоотношений музыкальных жанров, представленные в работах отечественных музыковедов, служат надежным фундаментом для исследований, освещающих генезис, становление и развитие отдельных жанров.

Во втором параграфе {«Проблемы стилевых взаимодействий в отечественном теоретическом музыкознании») констатируется, что целесообразность рассмотрения упомянутых контактов или «смешений» долгое время не выглядела бесспорной. Существенным импульсом к более основательному изучению описываемой проблематики явились творческие искания современных композиторов. Так, Д. Шнитке обозначил два принципа использования «чужого» стиля н музыке XX века: принцип цитирования и принцип аллюзии. Более обстоятельная классификация

упомянутых взаимодействий была разработана В. Медушевским, который, в отличие от А. Шнитке, стремился обосновать роль «полистилистичсскнх» взаимодействий как осознанного приема, фигурирующего в творчестве крупнейших мастеров конца XVIII и XIX столетий. Новым шагом в указанном направлении явилась концепция «смешанного стиля» эпохи барокко и «барочной полистилистики», изложенная в трудах М. Лобановой.

Для рубежа 1980-1990-х годов характерен интерес к разработке универсальной классификации стилевых сопряжений. Последняя, в частности, была предложена В. Холоповой. Особого внимания заслуживает очерчиваемый автором семантический аспект стилевых взаимодействий, призванный дополнить классификацию А. Шнитке и В. Медушевского. В целом же работы отечественных музыковедов наглядно свидетельствуют о перспективах исторического осмысления упомянутых взаимоотношений, что подтверждается, помимо прочего, авторскими «адаптациями» универсальных типологических схем применительно к романтизму и барокко.

В третьем параграфе («Жаирово-стилееые взаимодействия в клаеирпой музыке классической эпохи») обозначены факторы, предопределяющие специфику названных сопряжений в клавирпой (и вообще инструментальной) музыке. Прежде всего, следует упомянуть явственно дифференцируемое стремление к регламентации важнейших параметров каждого из распространенных жанров и любой стилевой сферы. Так, в теоретических трактатах XVIII столетия оговариваются лишь самые общие «контуры» сонатного жапра, что способствует формированию целого спектра индивидуальных композиторских решений.

Надлежит учитывать и влияние стилевой регламентации, весьма актуальное для классической эпохи. В период зрелой классики наиболее важной становится фундаментальна)! триада: церковный - театральный -камерный стили. Благодаря этому соната и концерт, «внетеатральпая» сюита и инструментальная фантазия, квартет и симфония рассматриваются как-принципиально родственные сферы, а анутриептлевые жанровые

взаимодействия, по сути, определяют направленность эволюции клавирной сонаты. Менее существенной представляется роль межстилевых контактов (например, с театральной сферой), активизируемых благодаря посредничеству некоторых жанров «пограничного» плана -инструментальной сюиты, «характеристической» симфонии и др.

Динамика жанрово-сталевых взаимодействий применительно к сонате для клавира в XVIII веке может быть представлена следующим образом. На протяжении рапиеклассического периода в обозначенных взаимодействиях доминируют впутристшевые интеграционные связи с инструментальной сюитой, изредка - с фантазией и концертом. В указанный период генетическое родство сопаты и сюиты благоприятствует их контактам на уровне смешения (О. Соколов) жанровых признаков и, соответственно, взаимопроникновения (Д. Сохор) сюитности и сонатиости.

Для периода зрелой классики характерно динамическое равновесие интеграционных и дезинтеграциониых процессов. Так, многообразные контакты с инструментальной сюитой в отмеченный период смещаются на «периферию» жанровых взаимодействий, присущих клавирной сонате. При этом явно возрастает интенсивность подобных сопряжений с концертом и фантазией, вплоть до «экспериментальных» градаций («соната-фантазия» и «концертная сопата», декларируемые Л. Бетховеном). Заслуживают упоминания жанровые связи между «полюсами» камерной музыки XVIII столетия - речь идет о сольной сонате и симфонии, сближающихся благодаря общей тенденции к «характеристичности» (программности).

Па протяжении рассматриваемой эпохи активизируются и межстияевые взаимодействия - в первую очередь подразумевается театрализации камерных жанров. Посредствующая роль в этих стилевых смешениях принадлежит инструментальному концерту и вышеназванной «характеристической» симфонии. Целенаправленная «адаптация)> (Л.Шнитке) театральной стилистики позволяет клавирной сонате в 1800-е годы претендовать на повышение собственного статуса в общепринятой

жанровой иерархии, чему способствует многогранно преломляемая «этическая семантика» (В. Холопова) церковного стиля.

Глава II - «Особенности жаирово-стилевых взаимодействий в клавириых сонатах раннеклассичсского периода» — включает в себя два параграфа. Первый из них («Клавирная соната в западноевропейской музыке 1720-1750-х годов: истоки жаирово-стилевых взаимодействий») освещает процессы взаимодействия и взаимообогащения различных жанровых и стилевых импульсов, характерные для указанного жанра на рубеже барочной и классической эпох.

Отмечается. что «вссохвапют» киавирной сопаты, предопределяющая исторические перспективы жаирово-стилевых взаимодействий по отношению к последней, ярко проявилась в творчество ряда европейских мастеров, которые с наибольшей полнотой олицетворяют «рубежность» первой половины XVIII столетия. Так. концентрированным воплощением отмеченной «рубежности» II сопутствующих ей новаций и экспериментов представляется ныне клавирпое наследие Домепико Скарлатти. Формирование специфических черт «новой» сонаты в произведениях итальянского мастера сопровождается ассимиляцией многообразных жаирово-стилевых воздействий.

К примеру, «диалог» сонатиосги и сюнгпосгн ь сонатах Д. Скарлатти реализуется па уровне композиционных сопряжений и преломления жанровых «моделей», характерных для сюиты. В ряде пьес наблюдаются «минимизация» количества танцевальных частей, их протяженности, композиционные и тональные «размыкания» (сопутствующие переходам аИасса), что способствует возникновению контрастно-составных форм («редуцированная» сюита - термин И. Окраинсц) в условиях одночастной старинной сонаты. Вызывают интерес и аналогичные диалоги сопатпости с фаптазийностыо, сближение камерного и театрального стилей, характеризующие отдельные произведениях Д. Скарлатти.

Позднейшие жанровые взаимодействия в клавирных сонатах австрийских композиторов раинеклассического периода ( Г. К. Вагензейля, Л. Моцарта, Й. А. Штефаиа) обнаруживают несомненную преемственность с упомянутыми сопряжениями, - это подтверждается широким распространением сонат-«дивертисментов». «Дивертисментный» тип сонатного цикла подразумевает специфическую ограниченность образно-эмоциональной динамики, «облегченность» фактурного изложения, «соиатинность» композиционных масштабов, существенную роль жанрово-танцевальных моделей. Наглядным тому примером является Соната (Дивертисмент) С-с1иг Г. К. Вагензейля. Впрочем, на протяжении 17501760-х годов прослеживаются некоторые воздействия концсртпости, обусловленные активным использованием принципа «иМ-яоИ», игровым «состязательным» варьированием повторяющихся фраз, наличием отдельных элементов виртуозной - пассажной и орнаментальной - техники (Соната Р-с1иг Л. Моцарта).

В параграфе втором («Жанрово-стилевые "диалоги" в сонатах Ф. Э. Баха: на пути к венской классической школе») указывается, что инструментальное творчество композитора изобилует примерами разнообразнейших взаимодействий и сопряжений - эффектных, стилевых, жанровых, композиционных. Так, уже бачовским клавирным сонатам 1730-х годов присущи некоторые черты сюитпости, о чем свидетельствуют и «монотональное» строение ряда сонатных циклов указанного десятилетия, и весомая роль, отводимая в них жанровости, и специфика фактурных и ладогармонических смен.

Берлинский период сонатного творчества Ф. Э. Баха характеризуется весьма значительным расширением образно-эмоционального диапазона: трздициошю-камерная «галантность» соседствует здесь с возвышенной патетикой, обостренным драматизмом, меланхолически-самоуглубленной «чувствительностью». Гибкое варьирование традиционной риторической ДИСПОЗИЦИИ благоприятствует. С ОДНОЙ стороны, внешней 411351-

импровизационное™ развития, с другой, - его впечатляющей интенсивности и целеустремленности.

Исходя из этого, радикально трансформируются и соответствующие жанрово-стилевые взаимодействия. «Сюитное» преломление жанрово-бытовых истоков вытесняется у Ф. Э. Баха на периферию сонатного цикла -и в отдельных частях, и в тематизме. Ощутимо возрастает роль композиционной сопряженности упомянутых частей. Наряду с этим, усиливающееся тяготение композитора к сфере лирической образности, к воссозданию субъективных эмоций закономерно обусловливает приоритетную роль фанпшзийности. Влиянием фантазийных тенденций можно объяснить «непривычные» тональные планы ряда клавирных сонат указанного периода, активное использование принципа аКасса, появление «циаБнкадеициониых» разделов и т. д. Показательно также индивидуальное преломление Ф. Э. Бахом характерных черт концертного жанра, вызывающее определенные параллели с театральностью.

В клавирных сонатах, относящихся к позднему периоду, явственно прослеживаются упорядоченность циклической формы и структурного членения каждой из частей, гибкое использование принципа интонационно-тематических связей, утонченность ритмики и неистощимая изобретательность в процессе сс варьирования, приоритетная драматургическая роль контраста на всех уровнях композиции. Ближайшим следствием неуклонно возрастающей «лиризации» сонатного цикла зачастую выступает особая лаконичность высказывания. «Ооитиость» формы теперь успешно преодолевается композитором благодаря фантазийному развертыванию музыкального материала. В свою очередь, упорядочению стихийно-импровизационных процессов способствуют ясное членение и образно-смыелоная закругленность «форм-миниатюр». Сближение и последующий «диалог» жанровых сфер, весьма удаленных друг от друга, оказываются возможными в условиях «сублимированной» камерности. По мнению диссертанта, индивидуальная эволюция клавирного творчества

Ф. Э. Баха должна рассматриваться с учетом общей устремленности классической эпохи к расширению стилистических границ и органичному сопряжению «многообразного» в предустановленном единстве.

Главу III - «Эволюция жанрово-стилевых взаимодействий в клавирных сонатах Й. Гайдна» - открывает параграф «Специфика жанрово-стилевых "диалогов" в ранних сонатах (конец 1750-х - 1-я половина 1760-х гг.)». Отмечается, что в гайдновских циклах указанного периода (именуемых «дивертисментами» или «партитами») формируются важнейшие типы взаимодействий клавирной сопаты с другими жанрами инструментальной музыки. Так, «диалоги» с концертиостыо способствуют появлению в непритязательных «сопатах-паргитач» масштабных медленных частей в концертно-патетическом стиле. Аналогичный «потенциал» патетических разделов обнаруживается и в циклах с ярко выраженными чертами сюитпости, что перекликается с развитием сонатного жанра у Ф, Э. Баха. Наряду с этим, в отдельных частях ранних циклов встречаются циах'ырештазийные построения, воссоздающие атмосферу «свободного прелюдировапия» в строгих композиционных рамках барочной сонатной формы.

В параграфе втором («Жанроео-стилевые взаимодействий в сонатах конца 1760-1770-х годов») акцентируется наиболее существенная особенность указанного периода - интенсивная кристаллизация гайдновского клавирного стиля, достигающего к началу 1780-х годов полной зрелости. В сонатах этого времени значительное возрастание композиционного единства, функциональная обусловленность каждой из частей цикла сочетаются с ярко выраженным контрастом основных тем и синтаксической «закругленностью» разделов. Отсюда проистекает и специфика жанрово-стилевых взаимодействий: сонатпость и фантазийность, концертные и сюитные принципы, патетический и «галантный», церковный и театральный стили взаимодействуют друг с другом как в масштабах цикла, так и внутри отдельных частей. Вызывают интерес и неоднократные «сближения»

композитора с традицией барокко, реализуемые в границах классической эстетики.

Так, полномасштабное использование выразительных средств stylo pathetico харакгерио для гайдновских минорных сонат. Воплощаемый в первых частях упомянутых циклов заостренный контраст активно-патетического и скорбно-лирического начал ассоциируется с коллизиями классицистской драмы. Динамичное сопряжение контрастных образов обусловливает весомую роль концертности - о влиянии последней свидетельствуют и яркие динамические контрасты, регистровые «переклички», октавные «унисопы», многообразное использование пассажпо-арпеджироваппой фактуры, наличие каденционных построений или фермат, предписывающих аналогичные исполнительские «вставки».

Весьма значимым фактором в процессе жанрово-стилевой «диалогизации» гайдновских сопат ! 770-х годов становится индивидуальная трактовка средней части, связанная с воплощением одной из двух авторских моделей. В средних частях типа Adagio наблюдается активное ассимилирующее воздействие концертности. Напротив, сравнительно подвижные части, многообразно воплощающие стихию танцевалыюстн, связаны с «игровой» ипостасью камерного стиля. Здесь приоритетная роль отводится различным «экстраполирующим претворениям» (О. Соколов) тех или иных жанров инструментальной музыки, а стилевые взаимодействия по преимуществу подчинены логике изысканно-утонченной «игры», услаждающей чувства «ценителей» и «знатоков». Указанное преломление танцевально-игровой модели рассматривается автором на примере многообразных «ипостасей» менуэта и мснуэтпости.

В третьем параграфе («Дифференциация жанрово-стилевых взаимодействий в сонатах 1780—1790-х годов») констатируются исключительная широта диапазона и многогранность упомянутых сопряжений. Так, для гайдновских «камерных» сонат 1780-1790-х годов (преимущественно двухчастных) характерны господство лирического начала,

доминирование мажорных тональностей и прозрачной гомофонной фактуры, особое внимание к вариационное™ как принципу развития, значительная роль фантазийных и «игровых» тенденций (на уровне формообразования в том числе). Названные циклы характеризуются бесспорным преобладанием камерной стилистики и многоплановых жанровых взаимодействий с фаптазийностью, копцертностыо и сюитностыо. При этом жанровые «диалоги» определяют композиционное своеобразие не только отдельных частей, но и сонатных циклов (к примеру, специфические «отражения» сюитных принципов, напоминающие о раннем периоде гайдновского творчества). Напротив, для «концертных» сонат позднего периода фактически пе свойственна аналогичная многоплановость жанровых взаимодействий. Стилистическое единство этих произведений обусловливается театральной «доминантой», внутрижапровая ориентация -последовательным претворением кот/ертпости. Именно в «концертных» сонатах Гайдн осознанно стремится к расширению традиционного «диапазона» камерности, предвосхищая тем самым позднейшие художественные искания Л. Бетховена.

Важнейшей характеристикой жанрово-стилевых взаимодействий в гайдновских клавирных сонатах является центробежностъ. Отмеченные процессы, все более усложняясь, вбирают в себя инструментальную сюиту и вариации, фантазию и концерт, театральный и церковный стили, патетику и «галантность», «чувствительность» и «ученость».

Другая характерная особенность предопределяется ощутимым стремлением Гайдна к упорядочению и бифферетцшцгш различных жапрово-стилевых взаимодействий адекватно предполагаемой впутрижапровой разновидности сонатного цикла («камерной» или «концертной»).

Третья характерная черта связана с индивидуальном «пристрастием» композитора к многогранному воплощению концертноепт, а также ео специфической «театрализацией» разнообразных жанровых сопряжений. «Театрально-концертная доминанта», присущая эволюции гайдновского

клавирного творчества, может рассматриваться как один из факторов становления классической инструментальной драматургии.

Глава IV - «Механизмы жанрово-стилевых взаимодействий в клавнрных сонатах В. А. Моцарта» - включает два параграфа. В первом из них («Жапрово-стилевые "диалоги" в сонатах "камерного" плача: о многогранном преломлении копцертиости») отмечается фактическая «периферийность» указанного жанра по отношению к моцартовскому творчеству в целом. Исходя из этого, индивидуальное восприятие Моцартом сонатного жанра предопределяется некими устойчивыми тенденциями, дезавуирующими роль эволюционно-стилевых факторов.

Важнейшая характеристика клавириых сопат композитора связана с последовательным преломлением черт копцертиости. Масштабы же взаимодействий в упомянутых сонатах обусловливаются предзадаппой внутрижанровой моделью - речь идет о «камерных» циклах с чертами копцертиости или же о «концертных» по преимуществу. Численное преобладание сопат «камерного» плана уравновешивается значительным разнообразием подходов к использованию «концертирующего» арсенала. Так, для наиболее традиционной модели свойственна избирательная ассимиляция концертных приемов в условиях доминирующей камерности: речь идет о виртуозно-сольных и «оркестральпых» принципах изложения, «каденциеобразпых» и «диалогических» построениях, элементах «состязательности» между партиями левой и правой рук. Ряд моцартовеких клавирных сонат (КУ 311, КУ 331, КУ 332, КУ 333, КУ 570) тяготеют к фактическому равноправию копцертиости и камерности. При этом изначальная «репрезентация» камерности может в ходе развития сменяться (постепенно или внезапно) утверждением концертной «доминанты». Общая направленность указанного взаимодействия остается прежней (ассимиляция копцертиости). тогда как его процессуальные характеристики обнаруживают влияние модуляционных закономерностей. Отмеченная тенденция достигает впечатляющего размаха в Сонате Ач]иг (КУ 331), где увлекательный

«диалог» сонатного и концертного жанров усугубляется стилевым сближеиием камерности и театральности.

В параграфе втором «Метаморфозы жанрово-стилевых взаимодействий в "концертных" сонатах» констатируется многообразие преемственных связей упомянутых циклов и моцартовеких «камерных» сонат. Автор отмечает, что в описываемых «концертных» циклах сохраняются главенство определенных жанровых взаимодействий (камерность - концертность) и специфические механизмы реализация указанных сопряжений; вместе с тем, ощутимо возрастают интенсивность и масштабы соответствующих процессов. Здесь подразумевается углубление образно-эмоциональных (в частности, аффектных) контрастов, возникающих на различных уровнях композиции, изобретательное претворение вышеперечисленных концертных приемов, обретающих особую значимость в процессе развития (сонаты КУ 310, 457, 576). Важнейшее значение в «диалогах» сонатности с концертностыо и фаптазийностыо приобретает уникальный моцартовский «сверхцикл» - Фантазия и Соната с-то11, предвосхищающий бстховенские опыты «межродовых смешений» (О. Соколов) - сонаты «в концертной манере» и «сонаты-фантазии».

В целом клавирпые сонаты композитора, рассматриваемые с позиции жанрово-стилевых взаимодействий, являют собой весьма показательный образец художественного мышления зрелого классического периода, с характерными для последнего отточенностью, сбалансированностью и стабильностью механизмов упомянутых сопряжений. Внутрижанровая дифференциация моцартовеких сонат предопределяется ярко выраженным главенством концертного начала. Способы индивидуального преломления шщертпости отличаются впечатляющим богатством изобретения: каждый из упомянутых способов (ассимиляция, внутрижанровая модуляция или «межродовое смешение»), как правило, фигурирует в нескольких авторских вариантах. Благодаря этому выявляются и безусловная приверженность

композитора магистральным тенденциям эпохи, и его склонность к обогащению и развитию жанровых норм «изнутри».

В Заключении отмечается перспективность дальнейших исследований, связанных с жанрово-стилсвыми взаимодействиями, утверждается значение последних в качестве органической составляющей сонатности. Диссертантом обозначаются важнейшие особенности жанрово-стилевых сопряжений, присущие клавирной сонате в творчестве Л. Бетховена - итоговой фазе классической эпохи.

Публикации по теме диссертации:

1. Ткаченко Е. А. Жанровые н стилевые взаимодействия в клавирной музыке классической эпохи: к постановке проблемы // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп, 2011. -№ 4 (90). - С. 250-254. - 0,3 п. л.

2. Ткаченко Е. А. Камерные клавпрные сонаты Й. Гайдна 1780 -1790-х годов: жанровые н стилевые взаимодействия // Проблемы музыкальной пауки. Российский научный специализированный журнал. - Уфа, 2009. - № 2 (5). - С. 208-212. - 0,6 п. л.

3. Ткаченко Е. А. К вопросу о специфике жанровых и стнлевых взаимодействий в клавчрпых сонатах классической эпохи // Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2010. - № 3 (67). -С. 132-134.-0,15 п. л.

4. Ткаченко Е. А. Дидактический аспект музыкального искусства эпохи классицизма как фактор эстетического воспитания (на примере жанра вариаций) // Учительство и ученичество как социалыго-педагогические феномены: Материалы научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: ООО «Антей», 2010. - С. 151-154.-0, 1 п. л.

5. Ткаченко Е. А. Жаирово-стилевая интерпретация музыкального произведения как составляющая эстетического воспитания в гуманитарном образовательном учреждении (на примере жанра дидактических вариаций в клавирном наследии венских классиков) // Организация воспитательной работы в современном образовательном учреждении: Материалы Второй региональной научно-практической конференции. - Вологда, 2007. - С. 109-112. - 0,25 п. л.

6. Ткаченко Е. А. Изучение клавирного наследия композиторов венской классической школы па музыкальном отделении педагогического колледжа: жанровые «диалоги» в контексте проблемного обучения // Образование в течение всей жизни как ключевой элемент социальной мобильности и интеграции: Труды региональной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: Донской педагогический колледж, 2008.-С. 10-17.-0,4 п. л.

7. Ткаченко Е. А. Историко-стилевой подход как составляющая «диалога культур» в подготовке педагога-музыканта: к проблеме изучения клавириого наследия эпохи классицизма на музыкальном отделении педагогического колледжа // Теоретические и прикладные аспекты современного образования в условиях реализации национального проекта «Образование»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2007. - С. 84-87.-0,3 и. л.

8. Ткаченко Е. А. Клавирные сопаты Ф. Э. Баха: у истоков классического стиля (к вопросу жанровых взаимодействий) // Южно-Российский музыкальный альманах' 2010 - № 2 (7). - Ростов-па-Дону: РГК (академия) им. С. В. Рахманинова, 2010. - С. 15-18. - 0, 3 п. л.

9. Ткаченко Е. А. Синтез духовного и светского начал в художественной концепции Сопаты c-moll ор. 111 для фортепиано JI. ван Бетховена: жанрово-стнлевой аспект // Современные аспекты художественного

синтеза в музыкальном искусстве: Сб. статей. - Ростов-на-Дону: РГК (академия) им. С. В. Рахманинова, 2009. - С. 247-257. - 0,6 п. л.

Ю.Ткаченко Е. А. Специфика жанровых и стилевых взаимодействий в «лёгких» клавирных сонатах И. Гайдна 1770-х годов // ЮжноРоссийский музыкальный альманах' 2008. - № 2 (7). - Ростов-на-Дону: РГК (академия) им. С. В. Рахманинова, 2009. - С. 58-64. - 0,8 п. л.

11.Ткаченко Е. А. О взаимодействии жанрово-композиционного и образно-смыслового аспектов в Сонате A-dur для фортепиано В. А. Моцарта // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сборник научных статей. - Ростов-на-Дону: РГК (академия) им. С. В. Рахманинова, 2006. - С. 277-284. - 0,4 п. л.

Сдано в набор ¡4.02.2012 г. Подписано в печать 14.02.2012 г.. Гарнитура Тайме. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная Печать офсетная. Уч.-изд. л. 1,5. Тираж 100 экз.

Издательство Эверест г. Ростов-на-Дону, ул. Обороны 40/17 тел. 8 (863) 282-60-23

 

Текст диссертации на тему "Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирных сонатах классической эпохи"

61 12-17/140

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова»

На правах рукописи

Ткаченко Евгения Александровна

ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КЛАВИРНЫХ СОНАТАХ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор А. М. Цукер

Ростов-на-Дону 2012

Оглавление

Введение.................................................................... 3

Глава I. Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирной музыке классической эпохи (к постановке проблемы)...... 12

1. Типологические аспекты жанровых взаимодействии в

отечественной музыкальной науке 1960-2000-х годов.......... 12

§ 2. Проблемы стилевых взаимодействий в отечественном

теоретическом музыкознании......................................... 23

§ 3. Жанрово-стилевые взаимодействия в клавирной музыке классической эпохи...................................................... 32

Глава I¡.Особенности жанрово-стилевых взаимодействий в клавирных сонатах раннеклассического периода.......... 44

§ 1. Клавирная соната в западноевропейской музыке 1720— 1750-х годов: истоки жанрово-стилевых взаимодействий...... 44

§ 2. Жанрово-стилевые «диалоги» в сонатах Ф. Э. Баха: на пути к венской классической школе........................................ 58

Глава III. Эволюция жанрово-стилевых взаимодействий в клавирных сонатах

о Д ti<i! t « е м • 9 « 9 « t о м м е t е 9 « о е э е • • t е • « * е «I»

§ 1. Специфика жанрово-стилевых «диалогов» в ранних сонатах (конец 1750-х - первая половина 1760-х гг.)............ 72

§ 2. Жанрово-стилевые взаимодействия в сонатах конца

1760-1770-х годов........................................................ 84

§ 3. Дифференциация жанрово-стилевых взаимодействий в сонатах 1780-1790-х годов............................................ 98

Глава IV. Механизмы жанрово-стилевых взаимодействий в клавирных сонатах

§ 1. Жанрово-стилевые «диалоги» в сонатах «камерного»

плана: о многогранном преломлении концертности .......... 111

§ 2. Метаморфозы жанрово-стилевых взаимодействий в «концертных» сонатах .................................................... 130

Заключение............................................................... 141

Библиографический список.....................................................145

Приложение ............................................................... 167

Введение

Становление и развитие жанровой системы в западноевропейской музыке второй половины XVIII века неразрывно связано с приоритетной ролью сольной клавирной сонаты как «репрезентанта» классического инструментализма. На протяжении указанного периода сонатный жанр демонстрирует максимальную открытость для индивидуальных экспериментов (апробация новых средств выразительности, охват все более многообразного содержания), благодаря чему «...в творчестве венских классиков и других композиторов указанного периода формируется новая концепция фортепианной сонаты как жанра сольного музицирования, который по значительности содержания, масштабности формы и виртуозности изложения выходит на качественно иную ступень, приближаясь к концерту и симфонии» (Стуколкина 2002, с. 23).

Устойчивый интерес профессионалов (музыковедов и музыкантов-исполнителей) к сольной клавирной сонате обусловливается и расширяющимися горизонтами научных представлений о музыкально-жанровой панораме классической эпохи. Современные исследователи стремятся раскрыть своеобразие каждого этапа эволюции музыкальных жанров с учетом неповторимости конкретного исторического момента. Формирование и развитие упомянутой концепции классической сонаты, активно преломляемой ведущими европейскими композиторами второй половины XVIII века, в значительной степени сопряжено с жанрово-стилевыми взаимодействиями в недрах сонатного цикла. Указанный аспект рассмотрения обозначенного жанра способствует раскрытию многомерности и полноты соответствующих глубинных процессов, коль скоро в любом музыкальном произведении фактически запечатлено уникальное отношение жанров и стилей.

Между тем, специальные работы, характеризующие эволюцию клавирной сонаты на протяжении классической эпохи в ракурсе указанных взаимо-

действий, до сих пор отсутствуют. Этими соображениями определяются выбор темы и актуальность настоящего диссертационного исследования.

Его объектом выступает эволюция жанра сольной клавирной сонаты в западноевропейской музыке классической эпохи. Предметом исследования являются жанрово-стилевые взаимодействия как существенный фактор становления и развития сольной клавирной сонаты в контексте магистральных исторических тенденций обозначенного периода, а также индивидуальных трактовок сонатного жанра в творчестве крупнейших мастеров указанной эпохи - Ф. Э. Баха, Й.Гайдна и В. А. Моцарта. Представляется необходимым подчеркнуть, что фортепианные сонаты Л. Бетховена, в равной степени подытоживающие классический период и устремленные за его пределы, закономерно востребуют анализа в рамках отдельной (монографической) работы.

Материалом настоящего исследования служат полные собрания кла-вирных сонат упомянутых мастеров, рассматриваемые в качестве основных вех эволюции данного жанра на протяжении классической эпохи. Кроме того, в диссертации фигурируют наиболее показательные клавирные сонаты, принадлежащие композиторам предклассического и раннеклассического периодов - Д. Скарлатти, Г. К. Вагензейлю, Л. Моцарту.

Цель предпринятого исследования - выявить роль и значение жанрово-стилевых взаимодействий в процессе формирования и развития сольной клавирной сонаты на протяжении классической эпохи. Исходя из этого, в диссертации предполагается решить следующие задачи:

- охарактеризовать местоположение сольной клавирной сонаты в жанровой иерархии упомянутой эпохи;

- обозначить важнейшие предпосылки, благоприятствующие интенсивным жанрово-стилевым взаимодействиям в процессе становления и развития сольной клавирной сонаты;

- осветить историческую динамику упомянутых взаимодействий на

протяжении классической эпохи;

- рассмотреть индивидуальные «проекции» жанрово-стилевых взаимодействий на примере клавирных сонат Ф. Э. Баха, Й. Гайдна и В. А. Моцарта.

Методологическая основа настоящего исследования предопределяется его целью и задачами, сформулированными выше. Изучение механизма жанрово-стилевых взаимодействий сопряжено с приоритетной ролью комплексного подхода, включающего в себя историко-культурный, теоретико-аналитический и сравнительно-аналитический методы.

Степень изученности проблемы. В отечественной музыковедческой литературе к настоящему времени отсутствуют специальные работы, посвященные жанрово-стилевым взаимодействиям в клавирной музыке классической эпохи. Тем не менее, ряд исследователей затрагивают указанную проблематику либо отмечают необходимость ее дальнейшего изучения. К примеру, в содержательной статье Г. Кочаровой «Об элементах концертности в фортепианных сонатах Моцарта» рассматриваются процессы жанровых взаимодействий и образцы «смешанных форм», возникающие благодаря явным перекличкам упомянутых сонат с концертным жанром. (Кочарова 2006).

Монография Л. Кириллиной «Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: самосознание эпохи и музыкальная практика» содержит обширную информацию о толковании понятий «жанр» и «стиль», об универсальной жанровой и стилевой иерархии, господствовавшей на протяжении указанного периода в музыкальной культуре Западной Европы. Исследователь уделяет значительное внимание внутрижанровым разновидностям, фигурировавшим в композиторском творчестве классической эпохи, стремится выявить особую роль подобных разновидностей в дальнейшей эволюции конкретных жанров (включая клавирную сонату), рассматривает предпосылки и художественные результаты отдельных жанровых «контактов» и т. д. (Кириллина 1996, 2007, 2007а). Данный подход представляется весьма перспективным для современных работ, освещающих историческое развитие западноевропейского инструментализма в XVIII столетии. К примеру, в канди-

датской диссертации С. Стуколкиной «Соната для клавира и фортепиано в творчестве композиторов Австрии второй половины XVIII - начала XIX веков» предполагаемое автором внутрижанровое разграничение двух типов фортепианных сонат указанного периода («концертные» и «камерные») выступает исходным моментом как историко-теоретического, так и исполнительского анализа (Стуколкина 2002). Аналогичное по сути разделение кла-вирных сонат Гайдна 1780 - 1790-х годов («камерность» и «концертность», постулируемые в качестве магистральных тенденций) фигурирует в диссертационной работе В. В. Троппа «Клавирные сонаты <Йозефа> Гайдна. К проблеме формирования жанра и эволюции стиля». Здесь же отмечены характерные явления: «фантазийность», «сюитность», «театральность» - в историческом развитии сонатного жанра, непосредственно корреспондирующие с процессами жанрово-стилевых взаимодействий (Тропп 2001, с. 27-28, 8-9).

Наряду с вышеуказанными исследованиями, необходимо упомянуть кандидатские диссертации, освещающие проблематику историко-стилевого порядка сквозь призму эволюционных процессов, которые наблюдаются в сфере музыкально-выразительных средств. Объектами рассмотрения здесь выступают музыкальная драматургия (Белянская 1995, Гумерова 2010), фактурная организация (Титова 1985, Кальман 1985, Безрядина 2009), тематизм (Асфандьярова 2003, Антипова 2005), композиция и формообразование (Кириллина 1988, Пылаев 1993). Диссертационные исследования С. Мураталие-вой и А. Захваткина опираются на комплексный анализ музыкально-выразительных средств, призванный запечатлеть, соответственно, пути развития сонатного жанра в классическую эпоху и важнейшие тенденции, характерные для клавирного творчества Ф. Э. Баха (Мураталиева 1984, Захватит 2007). Аналогичный подход преобладает и в отечественных исследованиях, посвященных жанрово-стилевым взаимодействиям светской и церков-

ной сфер (не затрагивающим клавирные сочинения) в музыке В. А. Моцарта (Маковкина 1986, Зыбина 2011).

Необходимо заметить, что новейшие изыскания, обращенные к художественной культуре классической эпохи, традиционно опираются на фундаментальные положения и выводы монографических трудов Э. Бюкена, В. Конен, Т. Ливановой, С. Скребкова, О. Шушковой, а также авторитетных зарубежных специалистов - Л. Ратнера, Ч. Розена, X. Ч. Р. Лэндона (см. Бюкен 1934, Конен 1974, Ливанова 1977, 1983, Скребков 1973, Ratner 1980, Rosen 1997, Landon 1970). Нами учитывались также основные положения и выводы, содержащиеся в проблемных статьях П. Луцкера, А. В. Михайлова, Н. Николаевой, Э. Федосовой, Ю. Хохлова (см. Луцкер 1991, 1998, Михайлов А. 1988, Николаева Н. 1971, Федосова 2007, Хохлов 2003), главах из монографий и учебных пособий А. Алексеева, Н. Горюхиной, А. Кудряшова, Т. Кю-регян, Е. Ручьевской, В. Холоповой (см. Алексеев 1988, Горюхина 1973, Кудряшов 2006, Кюрегян 1998, Ручьевская 2004, Холопова 1999).

Аналитическое рассмотрение клавирных сонат Д. Скарлатти, Ф. Э. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта закономерно предполагало охват соответствующих монографий Г. Аберта, Л. Акопяна, Е. и П. Бадуры-Скоды, Ю. Кремлева, П. Луцкера и И. Сусидко, Л. Новака, И. Окраинец, А. Эйнштейна, К. Биттера (см. Аберт 1987-1990, Акопян 2006, Бадура-Скода 2011, Кремлев 1972, Луцкер, Сусидко 2008, Новак 1973, Окраинец 1994, Эйнштейн 2007, Bitter 1868), справочных публикаций Р. Киркпатрика, А. Воткена, А. Хобокена, Л. Кехеля (см. Петров 1980а, Wotquenn 1905, Hobo-cen 1957, Моцарт 2005), исследовательских очерков Е. Безрядиной, Б.Бородина, Л. Гервер, Е. Даниловой и О. Шушковой, Ю. Евдокимовой,

A. Климовицкого, С. Мураталиевой, Н. Олесовой, Ю. Петрова, И. Сусидко,

B. Терещенко, В. В. Троппа, Н. Фишмана, Е. Царевой, Р. Ширинян, В.Широковой, В. Шуранова, А. Юровского, Е. Юшкевич (см. Безрядина 2006, Бородин 2009, 2004, Гервер 1998, Данилова, Шушкова 1995, Евдокимо-

ва 1972, Климовицкий 1966, Мураталиева 1980, Олесова 1991, Петров 1980, Сусидко 1996, Терещенко 1992, Тропп 1996, Фишман 1964, Царева 2009, Ширинян 1980, Широкова 1995, Шуранов 2009, Юровский 1947, Юшкевич 2005). Необходимость обозначить наиболее существенные сопряжения описываемых жанрово-стилевых взаимодействий с фортепианным творчеством JL Бетховена - кульминацией классической эпохи и дерзновенным преодолением ее границ - повлекла за собой обращение к аналитической бетховениа-не XX столетия (Бобровский 1972, Гольденвейзер 1966, Григорьева 1978, Де-вуцкий 1978, Лаврентьева 1967, Лаул 1990, Либерман 2004-2005, Павчин-ский 1972, Протопопов 1971, 1972, Шинкарева 2003) и к основным монографическим трудам о композиторе (Алынванг 1970, Кириллина 2009, Корганов

1997, Роллан 1990, Эррио 1968).

Наконец, поставленной задачей теоретического осмысления характеризуемых жанрово-стилевых процессов обусловливалось формирование соответствующего проблемного контекста - авторских типологий и классификаций, предложенных отечественными учеными. В частности, предпринимаемый анализ многогранных взаимодействий и взаимных влияний музыкальных жанров опирается на концепционные работы М. Арановского, Г. Дауноравичене, Е. Назайкинского, О. Соколова, А. Сохора, В. Холоповой,

B. Цуккермана (см. Арановский 1987, Дауноравичене 1990, Назайкинский 2003, Соколов 1977, 1994, Сохор 1968, 1971, Холопова 2000, Цуккерман 1964). Изучению подобных же «контактов» и «диалогов» в сфере музыкальных стилей сопутствовала, с одной стороны, ориентация на обобщающие положения монографических трудов М. Михайлова, Е. Назайкинского и

C. Скребкова (см. Михайлов М. 1981, Назайкинский 2003, Скребков 1973), с другой, - на исследовательские очерки М.Лобановой, В. Медушевского, В. Холоповой, А. Шнитке (см. Лобанова 1981, 1990, Медушевский 1979, Холопова 2000, Музыкальные культуры народов 1973, Шнитке 1990), каждый из которых содержит более-менее обстоятельно разработанную типологиче-

скую схему указанных взаимодействий. Видимая полнота освещаемого проблемного контекста обеспечивалась благодаря привлечению обзорно-аналитических работ Л. Кадцына, Л. Казанцевой, А. Коробовой, Т. Ливановой, В. Медушевского, А. Хасаншина, В. Холоповой, А. Цукера (см. Кадцын 1996, Казанцева 2008, Коробова 2007, 2008, Ливанова 1979, Ме-душевский 1984, Хасаншин 2000, Холопова 1995, Цукер 1994, 2003).

Научная новизна исследования. В диссертации впервые формулируется и обосновывается тезис о существенной роли жанрово-стилевых взаимодействий в процессах формирования и развития сольной клавирной сонаты на протяжении классической эпохи. Проведена дифференциация важнейших типов указанных взаимодействий с учетом конкретного историко-культурного периода (предклассического, раннеклассического, зрелого классического), стадиального уровня жанровой эволюции («становление - стабилизирование - снятие» - см. Дауноравичене 1990, с. 13-15) и художественной индивидуальности определенного композитора. Выявляются причинно-следственные связи между магистральными направлениями эволюции сольной клавирной сонаты в классическую эпоху и динамикой соответствующих жанрово-стилевых взаимодействий. Обосновывается роль упомянутых взаимодействий в кристаллизации «лирической» разновидности сонатного цикла у Ф.Э.Баха (1770-1780-е гг.) и «лирико-жанровой» - у Й. Гайдна (17801790-е гг.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. «Экспериментальный» статус сольной клавирной сонаты в XVIII столетии неразрывно связан с интенсивными жанрово-стилевыми взаимодействиями. Механизмы упомянутых взаимодействий отличаются мобильностью, вариативностью и корреспондируют с общей динамикой эволюции сонатного жанра.

2. На протяжении периода ранней классики основным направлением жанрово-стилевых взаимодействий является внутристилевая интеграция - гене-

тически обусловленное взаимопроникновение сонатности и сюитности -при довольно поверхностных «контактах» с другими жанрами и стилями.

3. Для периода зрелой классики характерно равновесие между интеграционными (сонатность - концертность, фантазийность) и дезинтеграционными (сонатность - сюитность) процессами. Внутристилевым взаимодействиям сопутствуют все более активные межстилевые «диалоги» (преимущественно камерности и театральности).

4. Важнейшим следствием упомянутых процессов на рубеже XIX века становится концепционное толкование клавирной сонаты как своего рода «камерной симфонии» с параллельным утверждением соответствующих атрибутов жанрового стиля.

Апробация исследования. Отдельные положения настоящей работы отражены в докладах, которые были представлены диссертантом на международных научных конференциях, организуемых Ростовской государственной консерваторией (академией) имени С. В. Рахманинова: «Современные аспекты художественного синтеза в музыкальном искусстве» (2008), «Композиторы "второго ряда" в историко-культурном процессе» (2009), на Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальное содержание: современная научная интерпретация» (2006), а также всероссийских и региональных конференциях по проблемам отечес�