автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Творчество Луизы Мэй Олкотт в контексте детской литературы Англии и США второй половины XIX - начала XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Луизы Мэй Олкотт в контексте детской литературы Англии и США второй половины XIX - начала XX вв."
На правах рукописи
005531049
Белова Анастасия Олеговна
Творчество Луизы Мэй Олкотт в контексте детской литературы Англии и США второй половины XIX- начала XX вв.
Специальность 10.01.03. - литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература; литература США)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
г 7 ион 2013
Москва 2013
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», филологический факультет, кафедра всемирной литературы
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор МИХАЛЬСКАЯ Нина Павловна];
доктор филологических наук, доцент ШИШКОВА Ирина Алексеевна
Официальные оппоненты:
БАРАНОВА Ксения Михайловна доктор филологических наук, доцент, ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», институт иностранных языков, кафедра английской филологии, профессор кафедры
ХАЛТРИН-ХАЛТУРИНА Елена Владимировна кандидат филологических наук, доктор философии, США, в области англоязычной филологии (PhD in English), ФГБУН «Институт мировой литературы им. A.M. Горького Российской Академии наук», отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения, старший научный сотрудник
Ведущая организация:
ФГОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Защита состоится « 24 » июня 2013 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.10 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр.1, ауд. 304.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр.1.
Автореферат разослан мая 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета ^У}^ Кузнецова Анна Игоревна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Настоящая работа посвящена творчеству Луизы Мэй Олкотт (1832-1888) в контексте детской литературы Англии и США второй половины XIX - начала XX в. Выбор темы продиктован малой изученностью в отечественном литературоведении произведений JI.M. Олкотт для детей и жанровой модификации - семейной повести ("family story"), успешно развивавшейся в Англии и США в указанную эпоху, а также востребованностью современной читательской аудиторией произведений авторов, зарекомендовавших себя классиками в этой жанровой разновидности детской литературы.
Актуальность работы определяется сравнительно недавним возвращением творчества JI.M. Олкотт в круг чтения отечественного читателя, а следовательно -и обращением к этому материалу исследователей, степенью изученности проблемы, важностью сохранения и умножения лучших традиций детской литературы в сложном и меняющемся современном мире;
эстетической и культурной значимостью детской литературы Англии второй половины XIX- начала XX в. в истории литературы Европы и США;
актуализацией проблемы диалога культур, находящей отражение в англоамериканской детской литературе рассматриваемой эпохи;
необходимостью глубокого освоения творчества авторов, заявивших себя в жанровой модификации семейной повести, в настоящее время активно переводимых и издаваемых в России.
Объектом исследования являются повести цикла «Маленькие женщины» ("Little Women" 1868-1886), в котором основное внимание уделяется одноименной трилогии о семье Марч, давшей название циклу. Привлекается эпистолярное наследие JI.M. Олкотт, учитываются факты ее биографии, имеющие отношение к заявленной теме, суждения писательницы о задачах литературы для детей.
Предметом исследования является влияние английской детской литературы на становление детской литературы в США, нашедшее, в частности, яркое подтверждение на примере творчества JI.M. Олкотт, а также созданная писательницей жанровая форма повести, в зарубежном литературоведении обозначенная термином «семейная повесть» ("family story").
Цель диссертации - исследование характерных жанровых особенностей повестей JI.M. Олкотт, созданных ей для целевой детской аудитории, а также выявление основных направлений влияния английской викторианской прозы на творчество писательницы. Задачи исследования:
- определить степень влияния философских взглядов трансценденталистов (Р.У. Эмерсон, Г. Торо), а также образовательной теории А.Б. Олкотта на художественный мир повестей J1.M. Олкотт;
- проанализировать системы художественных образов и основных мотивов в повестях Л.М. Олкотт, уделив особое внимание образу «примерного ребенка» ("model child") и концепции игры;
- выявить своеобразие творчества Луизы Мэй Олкотт в контексте английской викторианской литературы (Ч. Диккенс, Ш. Бронте, Дж. Элиот).
Теоретическую базу работы представляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теоретическим и сравнительно-историческим проблемам литературоведения (М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, Й. Хёйзинги, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, М.П. Алексеева, A.M. Зверева, Н.П. Михальской, Д.М. Урнова и др.), по общим проблемам детской литературы и творчеству Л.М. Олкотт (Н.М. Демуровой, И.С. Чернявской, И.Г. Минераловой, И.А. Шишковой, Э. Чини, С. Элберт, К. Мейгз, Д.С. Уллом, Э. Пейн, М.Б. Стерн, Э. Твейт, Дж. Таунсенда, П.Ханта, Б. Кволлза, К. Уэллс и др.).
В исследовании не приводится сопоставительный анализ используемой в теоретических работах терминологии, в т.ч. и имеющих отношение к жанровой специфике повести, принципиально различно понимаемой в западном и отечественном литературоведении, так как автор считает концептуально важной нравственную сторону поднимаемых детской литературой вопросов, сосредотачиваясь на художественных способах их воплощения. В диссертации рассмотрены необходимые для этого философские теории трансценденталистов (Р.У. Эмерсон, Г. Topo) и педагогическая концепция А.Б. Олкотта.
Методологическая и теоретическая основа исследования опирается на сравнительно-исторический подход в литературоведении и непосредственно связана с типологическим, историко-литературным, биографическим и культурно-антропологическим методами.
Материалом исследования послужили художественные произведения Л.М. Олкотт для юношества. При написании работы автор пользовался как англоязычными изданиями произведений Л.М. Олкотт, так и переводами их на русский язык, опубликованными в период с 1870 по 1922 гг., а также в возобновленной редакции (в переводах М.Ю. Батищевой) после 1991 г. по настоящее время. Использование различных переводов при цитировании обусловлено целью максимально выявить и представить семантику оригинального текста, использовать наиболее адекватный вариант транслируемого сообщения.
Новизна диссертационного исследования заключается в обращении к произведениям авторов, по идеологическим причинам долгое время находившихся вне поля зрения отечественного литературоведения, несмотря на активный интерес к их творчеству у зарубежных исследователей. Новизна определяется системным подходом к рассмотрению творчества Л.М. Олкотт, сопоставлением и выявлением различий авторской концепции модифицированного жанра «семейной повести», центральных образов и мотивов, характерных для этой жанровой формы. Проведенное исследование впервые демонстрирует системное и объемное изучение повестей Л.М. Олкотт в контексте педагогических, философских, эстетических и литературных концепций, характеризует творческие искания писательницы в области жанрового своеобразия повести для юношества, а также выявляет степень и характер влияния английской литературы викторианского периода на творческое становление Л.М. Олкотт.
Проведенное исследование впервые демонстрирует системное и объемное изучение повестей JI.M. Олкотт в контексте педагогических, философских, эстетических и литературных концепций, характеризует творческие искания этого автора в области развития семейной повести, показывает преемственность с художественными достижениями предшественников и последователей.
На защиту выносятся следующие положения диссертационного исследования:
1. JI.M. Олкотт является родоначальницей «семейной повести» ("family story"), ее произведения для юношества стали первым классическим образцом этой жанровой формы. Новая жанровая форма впервые в детской литературе позволила отразить своеобразие эстетических, социальных и философских взглядов писательницы, в том числе патриотических и аболиционистских ее настроений.
2. Викторианская литературная традиция оказала заметное влияние на творчество JI.M. Олкотт, что подтверждается наличием множества аллюзий на произведения авторов викторианской эпохи в художественных текстах писательницы, сходством тем и мотивов, подхода к разработке художественных образов, широким спектром цитирования.
3. В произведениях Л.М. Олкотт нарратив наполнен автобиографическими фактами и имеет реалистические черты, насыщен описаниями социокритической направленности. Нарратив обращен к группе читателей подросткового возраста, что играет важную роль в принципах изображения характеров. Особенностью повествования является близость его восприятию ребенка, введение тем и персонажей, легко узнаваемых и близких юному читателю, дискурс направлен на развитие коммуникативной стратегии сознания подростка.
4. Доминантами «семейной повести» Л.М. Олкотт являются нравоучительная тональность, автобиографическая сюжетная основа, сенсационные элементы, придающие дополнительную динамику развитию действия, отсутствие по-настоящему отрицательных юных героев в отличие от назидательной повести ("moral tale").
5. В новой жанровой модификации воплотились важные идеи воспитания, образования и духовного развития ребенка, не характерные для детской литературы предшествующей эпохи Просвещения. Эти идеи были связаны с философией трансценденталистов и педагогическими воззрениями отца писательницы А.Б. Олкотта, резко контрастировавшими с общепринятыми в его время теориями.
6. Л.М. Олкотт вводит такие приемы организации художественного мира и пространства, которые, по сравнению с традиционной назидательной литературой, занимавшей в этот исторический период ведущую позицию в детском чтении, существенно пересматривают концепцию создания системы образов (образы ребенка, наставников), основных мотивов (христианские мотивы, социальные мотивы, мотив игры и т.д.).
7. Жанровое своеобразие произведений Л.М. Олкотт, а именно «семейной повести», актуализируется в детской англоязычной литературе в рассматриваемую эпоху и влияет на детскую литературу последующих периодов.
Практическая значимость работы. Результаты исследования используются в учебном процессе на факультете иностранных языков и факультете славянской и западноевропейской литературы ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» при проведении курсов (лекционных и семинарских занятий) по дисциплинам «История зарубежной литературы», «Литература стран изучаемого языка (английский)», предназначенным для студентов II, III и V курсов по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» и направлению подготовки 31100.62 «Лингвистика» очной формы обучения. А также в реализации проекта «Исследование механизмов апробационных подходов в системе учебно-научных и научно-образовательных центров в области естественных, гуманитарных, социально-экономических и общественных наук», науч. рук. - академик РАН В.Л. Матросов, проводимого в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.
Материалы исследования могут применяться для разработки курсов по детской литературе Англии и США XIX - XX веков; использоваться при написании учебников и учебно-методических пособий, в ходе проведения дальнейших исследовательских работ по истории зарубежной детской литературы представленного периода и творчеству Л.М. Олкотт, при подготовке лекций и семинарских занятий в педагогических вузах для студентов филологических и педагогических специальностей, а также в элективных курсах заведений среднего, общего и специального образования.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ (2004-2012.). Результаты исследования в форме докладов были представлены автором в выступлениях на научных конференциях: «Пуришевские чтения» (Москва 2004, 2005, 2007), «Мировая словесность для детей и о детях» (2006, 2008, 2011, 2012), научно-практической конференции молодых ученых «Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования» (Москва 2007), «Гуманитарные науки и православная культура» (Пасхальные чтения) (Москва 2007, 2011, 2012), «Детство» в культурных мифах современности (в рамках проекта «Вымыслы о детстве и для детей», ИМЛИ РАН, 2011).
Основное содержание работы представлено в 16 статьях, опубликованных в различных периодических научно-исследовательских журналах, 2 из них — в журналах, входящих в перечень ведущих научных журналов и изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Минобразования РФ для публикации научных результатов диссертационных исследований.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (в первой главе содержится три параграфа; во второй - четыре), заключения, списка
использованной литературы. Основное содержание исследования изложено на 243 стр. Список использованной литературы включает 286 наименований, из них 197 -на русском языке, 89 — на английском языке.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении определяются актуальность исследования, его цели и задачи, объект и предмет. Рассматривается степень исследованности заявленной проблемы. Обозначается методологическая и теоретическая основы исследования, его информационная база. Определяется научная новизна работы, ее практическая значимость и сообщается об апробации результатов.
Указывается, что особенностью литературы для детей описываемой эпохи, как адресованной целевой аудитории, является то, что по исторически сложившейся традиции она носит дидактический характер, рассматривается как один из инструментов педагогической деятельности. Такие известные авторы, как М. Эджворт и Ш. Йонг в Англии, JI.M. Олкотт и К.Д. Уиггин в США были педагогами, поддерживали прогрессивные идеи воспитания и образования.
Хорошее знание классической английской литературы современной ей викторианской эпохи позволило JI.M. Олкотт ориентироваться на художественные достижения Ч. Диккенса, У.М. Теккерея, Дж. Элиот, Ш. Бронте при создании своих произведений. Влияние этих авторов прослеживается в эстетическом, социально-критическом, гуманистическом, дидактическом аспектах.
Творчество названных классиков английской литературы в отечественном и зарубежном литературоведении глубоко и всесторонне изучено, с этим связан ограниченный выбор тем, созвучных целям настоящей работы, и имен исследователей, разрабатывавших эти темы. Выбор обусловлен анализируемыми в научных трудах составляющими, которые нашли отражение в творчестве JI.M. Олкотт. Так, социально-критический аспект в романах Ч. Диккенса и Ш. Бронте, нашедший самобытное воплощение и в творчестве JI.M. Олкотт, наиболее полно раскрыт в работах И.М.Катарского, Н.П. Михальской, Е.Ю. Гениевой, М.И. Тугушевой, Шуваловой О.О., X. Пирсона1 и др. Воплощение христианских идеалов и связанной с ними символики отмечают в своих исследованиях В. Набоков (1998), Н. Дьяконова (2009), Н.Л. Потанина (1998), О.О. Шувалова (2003). Автобиографичность творчества Ч.Диккенса и Ш. Бронте, также традиции романа воспитания находят освещение в трудах Н.П. Михальской, В.И. Пашигорева, O.A. Наумовой2. Своеобразие творчества В. Скотта, оказавшего
1 Гениева Е.Ю. Великая тайна. //Тайна Чарльза Диккенса. Библиографические разыскания. - М.: 1990. С. 9-59; Катарский И.М. Диккенс в России: середина XIX века. - М.: 1966. 426 е.; Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. - М.: 1987. - 128 е.; Тугушева М.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. - М.: 1979. 220 е.; Шувалова О.О. Структурообразующая роль лейтмотивов и символов в романах Ч.Диккенса: Дис...канд.филол.наук. - М.: 2003. -238 е.; Пирсон X. Диккенс. -М.: 1963. 512 с.
2 Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. - М.: 1987. - 128 е.; Пашигорев В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII-XX веков. Генезис и эволюция // Дисс. ... д. филол. наук. - Ростов-на-Дону: 2005. 333 е.; Осипова H.B. У'Дэвид КопперфилдУ Ч. Диккенса и \"Пенденнис\" У. Теккерея - два варианта романа воспитания : (Опыт типологического сопоставления) : Дис...канд. филол. наук - М.: 2001. - 171 е.; Наумова О. А. Автобиографический роман воспитания в творчестве Ч. Диккенса и Ш. Бронте //Дис... канд. филол. наук. -М: 1990.-204 с.
известное влияние на художественный мир произведений писательницы, и концепция истории в его произведениях глубоко проанализированы в работах Б.Г. Реизова, С.А. Орлова, X. Пирсона, A.A. Вельского1. Всестороннему анализу творчества в контексте викторианских ценностей и особенностей художественной системы произведений У. Теккерея и Дж. Элиот посвящены работы М.П. Алексеева, B.C. Вахрушева, Б.М. Проскурнина, К. Хьюит, P.A. Колби, К. Петере2 и др.
Философским концепциям, отражающим специфику национальной духовной культуры США XIX в. и проблемам исторического развития страны в исследуемую эпоху посвящены работы Б.А. Гиленсона, Э.Ф. Осиповой, О.И. Половинкиной, K.M. Барановой, В.А. Паррингтона, В.В. Брукса, Д. Рейнолдса.
Вопросам специфики английского детского литературного контекста посвящены работы Н.М. Демуровой, Д.М. Урнова, И.С. Чернявской, Дж. Таунсенда, П.Ханта, X. Карпентера, К. Рейнолдс. Место JIM. Олкотт в круге американской детской литературы определяется в работах К. Мейгз, К. Энтони, М. Берне, С. Клейн. Наиболее значительные биографические исследования, посвященные писательнице, принадлежат Э.Д. Чини, М.Б. Стерн, К. Энтони, С. Элберт.
Последовательных обращений к творчеству JI.M. Олкотт в отечественном литературоведении нами не выявлено. Одной из немногих отечественных работ, в которой анализу первой повести цикла «Маленькие женщины» посвящена отдельная глава, является исследование И.А. Шишковой3. Автор подчеркивает автобиографичность повести, анализирует социально-психологические ее аспекты.
При всей научной ценности перечисленные исследования не дают исчерпывающего представления о творчестве JI.M. Олкотт, не демонстрируют глубокого анализа жанрового своеобразия ее повестей для юношества, в них практически не разработан вопрос влияния английской викторианской литературы на художественный метод и стиль писательницы.
Первая глава исследования «Детская литература викторианской эпохи и ее влияние на творчество JI.M. Олкотт» посвящена основным этапам развития и становления детской литературы в Англии и США как самостоятельной ветви общелитературного процесса.
1 Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. — Л. — М.: 1965. — 496 е.; Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. — Горький: 1960. 479 е.; Вельский А.А. Вальтер Скотт. Очерк творчества. — Москва: 1958. 38 е.; Пирсон X. Вальтер Скотт. — Москва: 1978. 301 с.
2 Алексеев М.П. Английская литература. Очерки и исследования. — Л.: 1991. 463 е.; Вахрушев B.C. Уильям Теккерей. Жизнь и творчество. — Балашов: 2009. 100 е.; Проскурнин Б.М. Идеи времени и зрелые романы Джордж Элиот. — Пермь: 2005. 144 е.; Проскурнин Б.М., Хьюит К. Роман Джордж Элиот «Мельница на Флоссе»: Контекст. Эстетика. Поэтика. - Пермь: 2004. - 93 е.; Peters С. Thackeray's universe: Shifting worlds of imagination and reality Boston -London: 1987. XI, 292 p.; Colby Robert A. Fiction with a purpose. Major and minor nineteenth-century novels. — Bloomington — London: cop. 1967. VIII, 376 p.
3 Шишкова И.А. Национальная ментальность в английской художественной литературе для подростков (конец XIX - XX вв.) // Дисс. д. филолог, наук. - М.: 2003. 426 с.
В первом параграфе «Общая характеристика развития детской литературы в Англии» отмечается, что в Англии серьезное отношение к вопросу детского чтения возникает в эпоху Просвещения (по мнению некоторых исследователей — уже в XVII веке (П. Хант) и проходит этапы развития от освоения фольклорной традиции («Рифмы Матушки Гусыни») и назидательной прозы в творчестве М.М. Шервуд, X. Мор, М. Эджворт, Ш. Йонг к поэзии абсурда (Э. Лир), литературной сказке второй половины XIX - начала XX вв. (Л.Кэрролл, Ч. Кингсли, Дж. Барри, Э. Несбит, К. Грэм, Р. Киплинг) и попыток утверждения в реалистическом методе, проявившихся в синтезе реалистических и романтических подходов к осмыслению художественных образов (Ф.Х. Бернетт1).
В Англии в рассматриваемую эпоху характерной особенностью литературных художественных произведений, предназначенных для детского чтения, является их педагогическая направленность. Именно этот аспект определяет цели и задачи детской литературы как инструмента, способствующего развитию, воспитанию и образованию ребенка. Детская литература призвана прививать этические и моральные нормы поведения подрастающему поколению. В конце XVIII - начале XIX вв. эти нормы жестко связаны с религиозными принципами и правилами и поддерживаются т.н. "moral tale", нравоучительной повестью (М. Шервуд, Х.Мор, М. Эджворт). Но уже во второй трети XIX в. намечается смягчение сурового назидания в детской литературе. В повести К. Синклер «Загородный дом» ("Holiday House", 1839) впервые появляется образ шалуна, на голову которого не обрушиваются карательные меры со стороны воспитателей. И сам образ воспитателя приобретает более гуманный оттенок. Произведения Ш. Йонг способствовали развитию идей, заложенных в детской литературе известной ирландской просветительницей и педагогом М. Эджворт. Они продолжили назидательную традицию детской повести, отразив лучшие, гуманистические ее черты.
С появлением литературы абсурда (Л.Кэрролл, Э. Лир) и упрочением позиции сказочного начала в детской повести (Ч. Кингсли) назидательная литература теряет свое главенствующее положение в детском чтении. Последняя четверть XIX в. показала многообразие жанровых форм, появившихся в детской литературе: школьная повесть, приключенческая повесть, семейная повесть, романы Ш. Йонг, которые, благодаря их тематической и содержательной составляющей, часто сравнивают с семейной повестью, сказочная повесть. Активно развивается периодика для детей. Р. Киплинг пишет свои знаменитые «Сказки просто так», в которых викторианское детство получает новое осмысление, а образ шалуна - новое прочтение.
В целом, детская литература в Англии развивается традиционным путем: от произведений религиозного содержания, имеющих ярко выраженную дидактическую направленность, к литературе не только воспитывающей, но и развлекающей.
1 Ф.Х. Бернетт признается западными и отечественными литературоведами, принадлежащей в равной степени детской английской литературе и литературе США. (Н.М. Демурова, П. Хант, А. Карпентер)
Во втором параграфе «Предпосылки и своеобразие формирования детской литературы в США» определяется контекст американской детской литературной традиции. Отмечается, что в США первыми книгами, предназначенными для детского чтения, были сочинения религиозного содержания, поддерживаемые пуританской доктриной. До середины XIX в. круг детского чтения в США составляла преимущественно назидательная литература, принадлежавшая перу английских писателей: М. Эджворт, Ш. Йонг и др., произведения английского фольклора, переложение античных мифов для детей Н. Готорна, а также очень популярные как в США, так и в Англии, но слабые в художественном отношении, рассказы С.Г. Гудрича. Только с начала 1850-х гг. появляются национальные произведения, адресованные детям. Спецификой их является освоение тем, связанных с национальным самосознанием и освоением фольклорной традиции (Г. Лонгфелло, Дж. Харрис), обсуждением социальных проблем, в т.ч. осуждением рабовладения (Г. Бичер-Стоу), созданием произведений, на этнографическом материале решающих образовательную и воспитательную задачу и одновременно избегающих открытого назидания (М.М. Додж).
С середины 1860-х гг. детская литература стала осваивать новые, более реалистические приемы изображения персонажей. Особой жанровой модификацией в контексте попыток разработки реалистического подхода к созданию произведения писателями, пишущими для детской аудитории, становится «семейная повесть» ("family story"), уделяющая особое внимание жизни ребенка в кругу семьи, взаимодействию детей с ровесниками и близкими, поиску и обретению родного дома осиротевшим или брошенным (потерявшимся) ребенком. Ее можно рассматривать, опираясь на сходство основных мотивов и проблематики, как результат разработки традиции романа воспитания, продолжавшейся в творчестве писателей викторианской Англии. В детской литературе США она связанна с именем Л.М. Олкотт («Маленькие женщины», 1868). Авторами, произведения которых относят к этой жанровой модификации, также являются Т.Б. Олдрич («Воспоминания американского школьника», 1870), С. Кулидж («Что делала Кэти?», 1872), X. Лотроп («Как росли пять маленьких перцев», 1881), Лаура Е. Ричарде («Королева Хильдгард», 1889), К.Д. Уиггин («Ребекка с фермы «Солнечный ручей», 1902), Р. Сойер («Роликовые коньки», 1939) и др. В семейной повести еще только намечены реалистические тенденции, тем не менее, обращение авторов к повседневной жизни простых людей, снижение дидактического и религиозного пафоса, изображения героя в реальных жизненных обстоятельствах позволяет говорить о поступательном движении детской литературы США в сторону реализма.
Третий параграф «Личность и творчество Л.М. Олкотт в оценке отечественных и зарубежных исследователей» посвящен творческому пути Л.М. Олкотт и рецепции ее произведений в работах отечественных и зарубежных исследователей. Отмечается неоднозначность критических отзывов в различные периоды обращения к творчеству писательницы. В зарубежном, преимущественно американском литературоведении к первому периоду относятся прижизненные
публикации, самые значительные из которых отзывы Г. Джеймса и Н. Готорна, а также отзывы, появившиеся после выхода в свет первой повести цикла «Маленькие женщины». Второй период, начавшийся после кончины писательницы в 1888 г. и продолжающийся до настоящего времени, отмечен биографическими исследованиями, воспоминаниями современников (Э.Д. Чини, С. Элберт, С. Чивер, Дж. Готорн и др.), изучением эпистолярного наследия писательницы, попытками оценить творческую и гражданскую позицию JI.M. Олкотт с различных позиций: социологических (К. Энтони, Б. Брофи), тендерных (К. Уэллс, С. Клейн), психологических (М.Стерн). Интерес специалистов к творчеству писательницы у нее на родине, в США, сосредоточен, главным образом, на фактах ее биографии, оценке влияния идей трансценденталистов на формирование гражданской позиции, этических и эстетических взглядов JI.M. Олкотт. Эти исследования в редких случаях демонстрируют тщательный литературоведческий анализ и вскрывают своеобразие типологических связей (К. Мейгз), не дают полного представления о специфике творчества писательницы.
В отечественной критике обращения к произведениям JI.M. Олкотт имеют четко выраженные границы: 1875-1927 гг., конец 1990-х гг. - по настоящее время. Основными темами критических отзывов до 1927 г. являются обращения издателей и переводчиков к читательской аудитории, в большинстве своем — анонимные. В советское время имя писательницы упоминается в учебниках по зарубежной детской литературе, но лишь в негативных оценках (сост. И.С. Чернявская). В постсоветский период появляются работы, затрагивающие тендерный аспект творчества писательницы (Е. Трофимова), биографический и социальный аспекты (И.А. Шишкова, М.Ю. Батищева).
Во второй главе «Цикл «Маленькие женщины» и традиция детской назидательной повести. Формирование «семейной повести» ("family story") как жанровой модификации» исследуется комплекс проблем, характеризующих творчество JI.M. Олкотт как детской писательницы в его многоаспектности.
В первом параграфе «Истоки формирования мировоззренческой позиции JI.M. Олкотт и ее отражение в художественном творчестве писательницы» рассматривается процесс духовно-нравственного становления, выбора гражданской позиции JI.M. Олкотт. Анализируется влияние на ее творчество философских идей трансценденталистов (Р.У. Эмерсон, Г. Topo), в частности, доктрины доверия к себе, ведущего принципа природосообразности, пуританской идеи самосовершенствования. Приводится положение о главенствующей роли педагогических идей отца писательницы, А.Б. Олкотта, их переосмыслении и художественной интерпретации в тексте ее произведений для детей. Демократичность и естественность, присущие воспитательной системе, принятой в семье Л.М. Олкотт, самодисциплина, уважение к голосу совести, воспитание детей на началах природосообразности и развития индивидуальных задатков в контексте педагогики ненасилия являются основными педагогическими принципами, которых придерживаются воспитатели в повестях писательницы. Л.М. Олкотт, пламенная сторонница демократов и аболиционистов, поддерживает и пропагандирует демократические идеалы вновь осознающей себя свободной
Америки. В связи с этим большое место в концепции детства у Олкотт отводится идеям воспитания нового гражданина.
Второй параграф «Основные приемы создания художественного мира повестей для юношества Л. М. Олкотт» посвящен важнейшим художественным приемам, к которым обращалась писательница в своих произведениях. Наиболее ярким примером новаторства Л.М. Олкотт можно считать первую повесть цикла «Маленькие женщины» ("Little Women", 1868). Она представляет собой яркий и характерный образец творческой манеры писательницы, является вершиной ее творчества и стала своего рода документом эпохи, отразившим наиболее типичные черты становления страны после гражданской войны 1861-1865 гг. Именно с этой повестью связывают возникновение жанровой модификации, т.н. «семейной повести» ("family story"), ставшей очень популярной в творчестве детских писательниц середины XIX - начала XX вв. и востребованной детской читательской аудиторией.
В параграфе определяется место произведений, составивших цикл повестей Л.М. Олкотт «Маленькие женщины» в традиции детской назидательной повести Англии и США, прослеживаются пути формирования жанровой модификации «семейной повести» ("family story"). С этой целью проанализированы основные приемы формирования художественного мира повестей для юношества Л.М. Олкотт, в которые входят система христианских мотивов, а также система образов, составляющих художественное ядро детской повести: образ дома и образ юной американки.
Обращение писательницы к христианской (пуританской) тематике и построение произведений для юношества на основе христианского мировоззрения связано в первую очередь с требованиями новоанглийского общества к основным идеям, закладываемым в литературу, предназначенную для воспитания и обучения, и развлечения детей. Организуя художественное пространство повести, Л.М. Олкотт опирается на идеи, заложенные в знаменитой книге Дж. Беньяна «Путь паломника», самой любимой и читаемой в семье писательницы книге. Важнейшим из христианских мотивов здесь выступает сквозной мотив пути как жизненного испытания, необходимого для укрепления духа и в конечном счете достижения спасения, или райского блаженства. Помимо центрального мотива пути, существуют также менее яркие, но столь же существенные мотивы: грехопадения и искупления вины (преступления и наказания), мотив соблазна (искушения) и мотив воздаяния как дополнительные к мотиву грехопадения. Мотивы очищения через страдания, иллюзорности суетных ценностей (мир как иллюзия), мотив жертвы или самопожертвования, мотив истинного и ложного благочестия, мотив добродетели и устремления к идеалу, подразумевающий такие христианские добродетели, как исполнение долга, истинное смирение, любовь к ближнему, трудолюбие и т.п. Эти мотивы можно рассматривать как единую систему, так как они носят постоянный характер и появляются с разной частотностью практически во всех повестях цикла. Они являются и средством выражения авторской позиции, когда качественно модифицируется содержание
заложенной в них идеи, могут отражать ожидания общества, т. е. социальный заказ в области воспитания нового поколения.
Главное значение дома в понимании JI.M. Олкотт (повесть «Маленькие женщины») приобретает семья, семейный очаг. Этот образ является системообразующим, центральным и подразумевает наличие, по крайней мере, еще нескольких домов, кроме дома Марч, выражающих различные уровни взаимоотношений человека внутри семьи, человека и общества, самосознания и самоопределения личности.
Здесь особое значение приобретает биографический фактор. Интерпретируя в повести события своего детства, писательница, вместе с тем, опирается и на опыт своих великих английских предшественников и учителей — Ч. Диккенса и Ш. Бронте. В приемах организации художественного текста, соотнесении биографических фактов с художественным вымыслом, воплощении образов детей и наставников, осмыслении социальной роли семьи и школы ясно прослеживается их влияние.
Для осмысления образа дома большое значение имеет хронотоп. Пространство выступает в двух значениях: реалистическое пространство предметного мира, быт семьи, и пространство духовное. Эти два понятия постоянно взаимодополняют и подчеркивают своеобразие друг друга. Время также является многозначным понятием в повести. Это и историческое время, связанное с определенным периодом в жизни страны. Это время мифологическое, возникающее в момент погружения персонажей в игру, когда они переносятся в пространство вымышленной реальности. Две эти категории времени смыкаются в одной точке - в доме и мире семьи, задаются этими координатами и в них разворачиваются.
Очевидно, что для Олкотт дом — это место, где ребенку прививаются христианские ценности. Идеальная семья следует патриархальным канонам, в ней все подчинено строгой иерархии. Вместе с тем, идеальный дом Марч воспитывает «новую женщину», выведенную здесь в образе Джо Марч. Джо требует свободы для себя и всех женщин Америки, униженных рабством семейного быта. Резкие социальные мотивы, передовые воспитательные теории А.Б. Олкотта, нашедшие отражение в повести, биографическая основа нарратива отличают трактовку образа дома JI.M. Олкотт.
Юная американка выступает в повестях цикла «Маленькие женщины» ("Little Women", 1868-1886) в роли нового «образцового ребенка», т.н. "Model child", по-олкоттовски опровергающей представления об этом литературном персонаже как о прямом наследнике традиций назидательной повести с ее однолинейными сюжетами и однотипными характерами, лишенными художественного своеобразия. Одним из важнейших завоеваний писательницы в этой сфере можно считать максимальное приближение к реалистическому изображению характеров в рамках жанровой формы и достижение эффекта «узнаваемости» своих героинь, что подтверждается сочувствующим мнением детской читательской аудитории, воспринявшей «новую девочку» как свою современницу, близкую ей в переживании тех же проблем и испытывающую те же чувства. Появление образа
новой героини позволило критикам назвать JI.M. Олкотт «разрушительницей жанра (назидательной повести), взорвавшей его изнутри1». Модель воспитания, предложенная писательницей на страницах ее произведений и опирающаяся на педагогическую концепцию А.Б. Олкотта, была нова и необычна для пуританского общества того времени. Несмотря на восторженный прием повестей детской аудиторией, критики порицали Олкотт за дерзкие выходки ее персонажей, за открытое неповиновение взрослым ее лучших героев, понимаемое скорее как дурное воспитание и непослушание, чем самостоятельную позицию личности. Некоторые авторы критических отзывов2 отказывались видеть, что, предлагая некую поведенческую модель юному читателю, JI.M. Олкотт таким образом распределяет роли между своими персонажами, что они оказываются перед решением естественных для обычной, повседневной жизни ребенка задач: как вести себя со сверстниками, кому подражать и в чем, какими мотивами стоит руководствоваться в выборе друзей и знакомых, а также в совершении поступков, которых ждет от тебя общество, какую литературу выбирать и на какой нравственный идеал ориентироваться. Не расставляя явных морализаторских акцентов, писательница подводит свою аудиторию к очевидным выводам, следующим из ее повествования, в том числе и к тому, что быть «маленькой женщиной» — это большой труд, требующий постоянной работы над собой.
Третий параграф «Игра как сюжетообразующий принцип освоения художественного мира» посвящен игровому началу в повестях JI.M. Олкотт, органично связанному с миром детства. JI.M. Олкотт условно называла повести о семье Марч «семейной драмой под названием «Маленькие женщины3». Игра рассматривалась писательницей как один из ведущих приемов создания модели художественного мира ее произведений. Такая позиция обусловлена как биографическими факторами (JI.M. Олкотт мечтала о карьере актрисы, чему не дано было осуществиться), так и влиянием Ч. Диккенса, которого она считала своим учителем и творческой манере которого подражала в таких своих ранних писательских опытах, как «Госпитальные очерки» ("Hospital Sketches", 1863). Уже в те годы у JI.M. Олкотт сформировалось представление о жизни как о разворачивающейся вселенской драме, в которой не может быть сторонних наблюдателей.
В «Маленьких женщинах» различного рода ролевые игры, разворачивающиеся перед читателем преимущественно в виде драматических сцен и составляют основу действия. О сходстве повести с драмой свидетельствует то, что она практически лишена присущих эпическому жанру описаний. Язык автора достаточно лаконичен и похож скорее на ремарки в пьесе. Практически все важные идеи высказывают сами персонажи. Характеристика персонажей, за исключением портрета, часто дается другими героями через прямую речь или в
1 Klein S.M.A. Bringing Up Jo '.Little Women, Female Rhetorical Activity,and the Nineteenth Century American Conduct Book Tradition. 2000 - httpy/www.womenwriters.net^domesticgoddess/kleinalcott.htm
2 Многие из них печатались анонимно.
3 Олкотт Л.М. Маленькие женщины. - СПб.: 1998. С. 260.: «И здесь опускается занавес, скрывая от нас Мег, Джо, Бесс и Эми. Поднимется ли он вновь, зависит от того, какой прием будет оказан первому акту семейной драмы под названием «Маленькие женщины».
диалоге, что также характерно для драматического произведения. Сюжет повести насыщен игровыми вставками и предельно драматизирован, его развитие очень динамично. Можно даже говорить, что каждая глава представляет собой отдельную сцену или отдельное действие, в котором может возникнуть новый неожиданный поворот сюжета. В пользу этого говорят и названия глав, свидетельствующие о прохождении героев через жизненные испытания. Почти в каждой главе появляются новые персонажи, действию дается новый импульс. Оперирование ближним и дальним планами, мизансцены, паузы, резкая смена действия, прослеживающиеся в повествовании, — также элементы, присущие драме. Игра используется писательницей и в качестве основы создания модели мира художественного произведения, и как диалог с читателем, характеризует взаимоотношения персонажей, проявляется во введении вставных сцен, комических ситуаций, одним из элементов общей игры становится условленная таинственность совершаемых действий — игра в тайное общество, тайная переписка и др. Л.М. Олкотт поддерживает тезис: «Жизнь — театр», распределяя роли между участниками драмы, которую она называет семейной, и организуя текст в соответствии с драматургическими принципами.
Все перечисленные приемы организации художественного мира повестей Л.М. Олкотт отражают поиски писательницы в области создания новой жанровой формы, «семейной повести». С одной стороны, тематика и проблематика повестей Л.М. Олкотт для юношества обусловлена требованиями современного писательнице новоанглийского общества к воспитанию ребенка, так как они были написаны специально по заказу издателя, ориентирующегося на развивающийся рынок детской литературы. Здесь писательнице приходилось соблюдать основные каноны назидательной повести как преследующей своей целью воспитание образцового человека и гражданина. Но, несмотря на заданные условия, Луиза Олкотт сумела принципиально по-новому осмыслить свою задачу, уйти от прямого морализаторства и приблизиться в своих произведениях к реалистическому изображению действительности, что сказалось на идейном содержании и приемах создания образов в ее произведениях.
Семейную повесть у Л.М. Олкотт отличает:
• изображение мира детства в контексте новых воспитательных теорий при доминирующей роли семьи;
• отход от открытого назидательного пафоса в нарративе при сохранении приоритета нравственных ценностей, прежде всего христианских;
• автобиографическая сюжетная основа;
• закрепление реалистических описаний, связанных с бытом среднего класса американского общества конца XIX в.;
• осмысление темы труда не только как одной из христианских добродетелей, но и как общечеловеческой ценности;
• появление устойчивых социальных мотивов: обсуждение вопросов общественного неравенства и аболиционистских настроений;
• ярко выраженное игровое начало;
• сенсационные элементы, придающие дополнительную динамику развитию действия;
• отсутствие по-настоящему отрицательных юных героев в отличие от назидательной повести ("moral tale");
• выражение авторской позиции через речь и поступки персонажей, введение внутреннего монолога;
• самостоятельная, ответственная позиция главных героев (героинь) и уверенное освоение ими доверенного им пространства;
• отсутствие сказочного или мистического элемента.
В четвертом параграфе «Развитие и переосмысление Ф.Х. Бернетт идей, заложенных в творчестве Л.М. Олкотт» дается представление об основных путях влияния идей и художественных приемов, заложенных в творчестве JI.M. Олкотт, на развитие семейной повести как жанровой модификации в работах ее последователей. Отмечается, что Ф.Х. Бернетт является особенно яркой фигурой в детской литературе как США, так и Англии. Произведения этой талантливой писательницы в художественном отношении значимы не менее, чем творческие поиски JI.M. Олкотт. Развивая идеи и используя основные художественные приемы, присутствующие в повестях JI.M. Олкотт, Ф.Х. Бернетт в изображении ребенка опирается как на достижения викторианской литературы XIX в. (Ч. Диккенс, У. Теккерей), так и на новаторские разработки JI.M. Олкотт. Сохраняя идею демократических свобод, самоуважения личности, веру в национальные идеалы («Маленький лорд Фаунтлерой»), а также в некоторой степени переосмысляя ценности английской викторианской системы воспитания, Ф.Х. Бернетт вводит в «семейную повесть» образ новой героини (или героя), отличный от образа «новой» девочки, созданного JI.M. Олкотт. Социальная доминанта образа героинь JI.M. Олкотт у Ф.Х. Бернетт практически не разрабатывается, но на первый план выступает способность к творческому воображению, позволяющему ребенку активно действовать в доверенном ему пространстве и кардинальным образом преобразовывать его в своих интересах. Так писательницей используются достижения романтической школы (У. Блейк, С.Т. Кольридж, Г.Х. Андерсен).
В Заключении приводятся основные выводы, следующие из текста исследования. Отмечается значительная роль творчества JI.M. Олкотт, его место и характер влияния на развитие детской литературы Англии и США в период с середины XIX до начала XX вв. Подчеркивается значение семейной повести как жанровой модификации, определяется характер и степень развития тем и идей, заложенных в произведениях JI.M. Олкотт, в творчестве ее последователей.
Тематика и проблематика повестей JI.M. Олкотт, их художественное воплощение оказались востребованными обществом, понятными и любимыми юными читателями. Таким образом, художественные приемы, впервые освоенные в цикле «Маленькие женщины», получили свое дальнейшее развитие в произведениях для детей С. Кулидж, Т.Б. Олдрича, Кейт Д. Смит, X. Лотроп, Ф.Х. Бернетт, Р. Сойер и др. и обозначили новое направление в американской детской литературе. Самостоятельные творческие позиции перечисленных авторов, не пытавшихся подражать художественной манере Л.М. Олкотт, но находивших в
освоении темы детства большие возможности для проявления индивидуального творческого стиля, тем не менее, позволяют объединить их в одно направление и рассматривать не только как современников писательницы, но и как ее последователей, продолжающих развивать многие темы и идеи, заложенных в ее творчестве и ставшими знаковыми для развития детской литературы в США изучаемого периода.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Белова А.О. Игра как основной мотив и сюжетообразующий прием в повести Ф.Х. Бернетт «Маленькая принцесса. Приключения Сары Кру» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология.- 2012. -№1. - С.90-95. (0,4 п.л.)
2. Белова А.О. Отражение педагогической концепции А.Б. Олкотта в произведениях для детей Л.М. Олкотт // Наука и школа. — 2007. — №1. — С.45-47. (0,2 пл.)
3. Белова А.О. Игра как сюжетообразующий прием в повести Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» // XVII Пуришевские чтения: «Путешествовать — значит жить» (Х.К. Андерсен). Концепт странствия в мировой литературе: Сб. материалов межд. конф., поев. 200-летию со дня рожд. Х.К. Андерсена. -М.: МПГУ, 2005. - С.24-26. (0,1 п.л.)
4. Белова А.О. Традиции викторианской литературы в произведениях Л.М. Олкотт и Ф.Х. Бернетт для детей // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы межд. научно-практ. конф. - М.: МГПУ, 2012. — С. 92-99. (0,4 п.л.)
5. Белова А.О. Образ юной американки в цикле "Маленькие женщины" Л.М. Олкотт // Художественный текст: варианты интерпретации: Труды XII Всероссийской научно-практ. конф. В 2-х ч. 4.1. — Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. - С.61-89. (1,4 п.л.)
6. Белова А.О. Из опыта прочтения сказки Р. Киплинга «Слоненок» // Художественный текст: варианты интерпретации: Труды XIII Всероссийской научно-практ. конф. В 2-х ч. 4.1. — Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. - С.57-67. (0,7 п.л.)
7. Белова А.О. Образ дома в повестях Л.М. Олкотт и Ф. Бернетт // XVI Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. Сб. статей и материалов конф. «Образы иной культуры в национальных литературах». - М.: МПГУ, 2004. - С.23-24. (0,1 п.л.)
8. Белова А.О. Рецепция произведений Л.М. Олкотт для детей на рубеже веков // XIX Пуришевские чтения: Переходные периоды в мировой литературе и культуре: Сб. статей и материалов. — М.: МПГУ, 2007. - С.20-22. (0,1 п.л.)
9. «Маленькие женщины» в России. О повести Луизы Мэй Олкотт // Мировая словесность для детей и о детях. Сб. статей. Вып. 6. — М., 2001. — С.31-37. 0,2 п.л.
Ю.Белова А.О. К проблеме создания образа дома в повестях Луизы Олкотт и Фрэнсис Бёрнетт (на материале повестей «Маленькие женщины» и «Таинственный сад») // Художественный текст: варианты интерпретации: Материалы IX межвуз. научно-практ. конф. - Вып. 9. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. - С. 37-42. (0,2 п.л.) П.Белова А.О. Некоторые аспекты творчества Луизы Мэй Олкотт в оценке американской критики // Мировая словесность для детей и о детях. - Вып. 11: Материалы Одиннадцатой Всерос. научно-практ. конф - М.: МИГУ,
2006.-С. 149-152. (0,2п.л.)
12.Белова А.О. К вопросу о композиционной и сюжетообразующей функции аллегории Дж. Беньяна в повести Л. Олкотт «Маленькие женщины» // IV Пасхальные чтения: Материалы Четвертой научно-метод. конф. «Гуманитарные науки и православная культура». - М.: МПГУ, 2007. С.242-246. (0,2 п.л.)
13.Белова А.О. К вопросу об автобиографической основе цикла повестей Л.М. Олкотт «Маленькие женщины» // Проблемы современного филологического образования. Межвуз. сб. науч. статей. Выпуск 7. — М—Ярославль: Ремдер,
2007.— С.71-74. (0,2 п.л.)
14.Белова А.О. Тема любви к Родине в произведениях Л.М. Олкотт // IX Пасхальные чтения: Материалы Девятой научно-метод. конф. «Гуманитарные науки и православная культура». - М.: МПГУ, 2012. - С.15-20. (0,3 п.л.)
15.Белова А.О. Образ новой героини в повестях Л.М. Олкотт и Ф.Х. Бернетт // Мировая словесность для детей и о детях: Материалы Семнадцатой Всерос. научно-метод. конф. -М.: МПГУ, 2012. - С.3-9. (0,4 п.л.)
16.Белова А.О. Синтез романтических и реалистических традиций в повестях Ф.Х. Бернетт «Маленькая принцесса. Сара Кру», «Таинственный сад» // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы Двенадцатой научно-практ. конф. — М.: МПГУ, 2012. - С. 14-18. (0,2 п.л.)
Заказ № 43-а/05/2013 Подписано в печать 16.05.2013 Тираж 100 экз. Усл. п.л. 0,8
ООО "Цифровичок", тел. (495) 649-83-30 www.cfr.ru; e-mail.zak@cfr.ru
Текст диссертации на тему "Творчество Луизы Мэй Олкотт в контексте детской литературы Англии и США второй половины XIX - начала XX вв."
ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (МПГУ) Министерство образования и науки Российской Федерации
На правах рукописи
04201358751
Белова Анастасия Олеговна
Творчество Луизы Мэй Олкотт в контексте детской литературы Англии и США второй половины XIX- начала XX вв.
Специальность 10.01.03. - литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература; литература США)
диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Михальская Нина Павловна; доктор филологических наук, доцент Шишкова Ирина Алексеевна
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Детская литература викторианской эпохи и ее влияние
на творчество JLM. Олкотт 20
§ 1. Общая характеристика развития детской литературы в Англии 20 §2. Предпосылки и своеобразие формирования
детской литературы в США 35 §3. Личность и творчество JI.M. Олкотт в оценке
отечественных и зарубежных исследователей 42
Глава 2. Цикл «Маленькие женщины» и традиция детской назидательной повести. Формирование «семейной повести» ("family
story") как жанровой модификации 72
§ 1. Истоки формирования мировоззренческой позиции JI.M. Олкотт
и ее отражение в художественном творчестве писательницы 72 §2. Основные приемы создания художественного мира
повестей для юношества JL М. Олкотт 93
• Христианские мотивы 106
• Образ дома 127
• "Model child" («Примерное дитя»). Образ юной американки 139 §3. Игра как сюжетообразующий принцип
освоения художественного мира 170 §4. Развитие и переосмысление Ф.Х. Бернетт идей,
заложенных в творчестве JI.M. Олкотт 186
Заключение 215
Список использованной литературы 222
Введение
Настоящая работа посвящена творчеству известной детской писательницы JI.M. Олкотт (1832-1888) в контексте детской литературы Англии и США второй половины XIX - начала XX в. Выбор темы продиктован малой изученностью в отечественном литературоведении произведений JI.M. Олкотт для детей и жанровой модификации - семейной повести ("family story"), успешно развивавшейся в Англии и США в указанную эпоху, а также востребованностью современной детской читательской аудиторией произведений авторов, зарекомендовавших себя классиками в этой жанровой разновидности детской литературы.
Перед исследователем детской литературы обычно встает вопрос о разграничении произведений, написанных специально для детей, и литературы о детях. В настоящей работе анализируются произведения авторов, посвятивших свое творчество детской целевой аудитории. Особенностью данного исследования является выявление специфики творчества писательницы в контексте детской литературы, поэтому анализу не подлежат ее произведения, адресованные «взрослой» аудитории, в т.ч. ранние литературные опыты, произведения с резко выраженной социальной проблематикой: «Работа» ("Work. A Story of Experience", 1861), публицистика. Этот пласт творчества писательницы не представляет особого научного интереса для исследователя детской литературы и традиционно изучается в западном литературоведении с позиции тендерных подходов (К.Уэллс), психологических концепций (М. Сэкстон) и культурологических оценок. Рассматриваемые в работе произведения цикла «Маленькие женщины» ("Little Women", 1868-1886) до сих пор активно обсуждаются литературоведами и считаются наиболее значимым художественным явлением в творчестве писательницы.
Особенность литературы для детей, как адресованной подрастающему поколению, состоит в том, что она изначально возникла с педагогическими
целями и потому необходимо носит дидактический характер. Цели и задачи детской литературы - воспитывать, обучать и развивать ребенка1. Таким образом, используя возможности художественного слова, детские писатели решают особую задачу, специфическую по отношению к содержанию общепризнанной функции художественной литературы как неотъемлемой части гуманитарной культуры. Своим творчеством они способствуют формированию мировоззрения юного читателя, воспитывают и закладывают в сознании ребенка основы нравственности, гуманного отношения к человеку, помогают оценить и понять роль и место своей национальной культуры и национального самосознания в контексте общемировых духовных и культурных ценностей, развивают кругозор подрастающего поколения и дают импульс к открытию новых горизонтов.
Необходимо отметить, что характерной особенностью круга детского чтения является включение в него произведений «взрослых» авторов. По мнению Н.М. Демуровой2, этот процесс взаимодействия «детской» и «взрослой» литературы является традиционным путем развития детской литературы и обусловлен ослаблением значимости тем и произведений «взрослой» литературы и активным освоением детской аудиторией нового круга литературных произведений, отвечающих их насущным интересам. В связи с этими процессами объективна закономерность влияния на детскую литературу писателей, традиционно считающихся классиками мировой литературы. С целью обозначить влияние викторианской литературной традиции на произведения детской литературы в исследовании выявляются основные приемы и аллюзии на произведения, английских писателей викторианской эпохи (Ч. Диккенс, Дж. Элиот, Ш. Бронте), четко определяющиеся в творчестве рассматриваемых в работе авторов, писавших для детской аудитории. В исследовании показаны основные темы, идеи и
1 Демурова Н.М. Английская детская литература 1740-1870 гг. // Дисс... д. филолог, наук. - М.: 1983. 443 е.; Свердлов М.И. Тема детства в английской оде XV11-XV111 вв. // Дисс... канд. филолог, наук. - М.: 1995. 278 е.; Hunt P. Children's Literature. - Blackwell Publishing - Maiden - USA, Oxford - UK, Victoria - Australia: 2001. 334 p.; Reynolds К. Children's Literature. A Very Short Introduction. - New York: 2011. 144 p.
2 Демурова Н.М. «Июльский полдень золотой...»: Ст. об английской детской книге. - М.: 2000. С. 244.
приемы викторианской литературы, оказавшие самое непосредственное влияние на произведения для детей в Англии и США середины XIX - начала XX вв. (JI.M. Олкотт, Ф.Х. Бернетт).
Имя Луизы Мэй Олкотт хорошо известно в Соединенных Штатах Америки. Ее считают родоначальницей американской семейной повести, писательницей, стоящей, одновременно с Марком Твеном, у истоков национальной детской реалистической повести. До сих пор ее имя упоминается во всех классических западных учебниках и антологиях детской литературы1.
Рассматривая творчество писательницы в общекультурном контексте, можно с уверенностью сказать, что ее учителями были великие английские писатели - У. Шекспир, В. Скотт, М. Эджворт, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Ш. Бронте, Дж. Элиот. Их влияние - в историческом, социально-критическом, гуманистическом, дидактическом аспектах, - прослеживается и в произведениях для детей, и в тех, что JI.M. Олкотт адресовала взрослой аудитории.
Творчество названных классиков английской литературы в отечественном и зарубежном литературоведении глубоко и всесторонне изучено, поэтому мы ограничиваемся упоминанием тем, созвучных целям настоящей работы, и именами исследователей, разрабатывавших эти темы. Выбор обусловлен анализируемыми в научных трудах составляющими, которые нашли отражение в творчестве JI.M. Олкотт. Так, социально-критический аспект в романах Ч. Диккенса и Ш. Бронте, нашедший самобытное воплощение и в творчестве JI.M. Олкотт, наиболее полно раскрыт в работах И.М.Катарского, Н.П. Михальской, Е.Ю. Гениевой, М.И. Тугушевой, Шуваловой О.О., X. Пирсона2 и др. Воплощение христианских
1 Peter Hunt. Children's Literature. - Blackwell Publishing - Maiden - USA, Oxford - UK, Victoria - Australia: 2001. 334 p., Reisen, H. Louisa May Alcott : The woman behind Little women - New York: 2009. - XIV, 363 p., Children and their books. A celebration of the Work of Iona and Peter Opie. - Oxford: 1990. 424 p., Townsend J. Written for children: An outline of English children's literature. - London: 1965. 368 p. ,Carpenter H. Secret gardens: A study of the golden age of children's literature. - London etc.: 1985. - XI, 235 p.
2 Гениева Е.Ю. Великая тайна. //Тайна Чарльза Диккенса. Библиографические разыскания. - М.: 1990. С. 959; Катарский И.М. Диккенс в России: середина XIX века. - М.: 1966. 426 е.; Михальская Н.П. Чарлз
5
идеалов и связанной с ними символики отмечают в своих исследованиях В. Набоков (1998), Н. Дьяконова (2009), Н.Л. Потанина (1998), О.О. Шувалова (2003). Автобиографичность творчества Ч.Диккенса и Ш. Бронте, также традиции романа воспитания находят освещение в трудах Н.П. Михальской, В.Н. Пашигорева, Н.В. Осиповой, O.A. Наумовой1. Своеобразие творчества В. Скотта, оказавшего известное влияние на художественный мир произведений писательницы, и концепция истории в его произведениях глубоко проанализированы в работах Б.Г. Реизова, С.А. Орлова, X. Пирсона,
A.A. Вельского2. Всестороннему анализу творчества в контексте викторианских ценностей и особенностей художественной системы произведений У. Теккерея и Дж. Элиот посвящены работы М.П. Алексеева,
B.C. Вахрушева, Б.М. Проскурнина, К. Хьюит, P.A. Колби, К. Петере3 и др. Философским концепциям, отражающим специфику национальной
духовной культуры США XIX в. и проблемам исторического развития страны в исследуемую эпоху посвящены работы Б.А. Гиленсона, Э.Ф. Осиповой, О.И. Половинкиной, K.M. Барановой, В.А. Паррингтона, В.В. Брукса, Д. Рейнолдса4.
Диккенс. - М.: 1987. - 128 е.; Тугушева М.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. - М.: 1979. 220 е.; Шувалова О.О. Структурообразующая роль лейтмотивов и символов в романах Ч.Диккенса: Дис...канд.филол.наук. - М.: 2003. -238 е.; Пирсон X. Диккенс. - М.: 1963. 512 с.
1 Михальская Н.П. Чарлз Диккенс. - М.: 1987. - 128 е.; Пашигорев В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVII1-XX веков. Генезис и эволюция // Дисс. ... д. филол. наук. - Ростов-на-Дону: 2005. 333 е.; Осипова Н.В. У'Дэвид КопперфилдУ Ч. Диккенса и \"Пенденнис\" У. Теккерея - два варианта романа воспитания : (Опыт типологического сопоставления) : Дис...канд. филол. наук - М.: 2001. - 171 е.; Наумова O.A. Автобиографический роман воспитания в творчестве Ч. Диккенса и Ш. Бронте : Дис... канд. филол. наук:. - М.: 1990.-204 с.
2 Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. - Л. - М.: 1965. - 496 е.; Орлов С.А. Исторический роман Вальтера Скотта. - Горький: 1960. 479 е.; Вельский A.A. Вальтер Скотт. Очерк творчества. - Москва: 1958. 38 е.; Пирсон X. Вальтер Скотт. - Москва: 1978. 301 с.
J Алексеев М.П. Английская литература. Очерки и исследования. - Л.: 1991. 463 е.; Вахрушев B.C. Уильям Теккерей. Жизнь и творчество. - Балашов: 2009. 100 е.; Проскурнин Б.М. Идеи времени и зрелые романы Джордж Элиот. - Пермь: 2005. 144 е.; Проскурнин Б.М., Хьюит К. Роман Джордж Элиот «Мельница на Флоссе»: Контекст. Эстетика. Поэтика. - Пермь: 2004. - 93 е.; Peters С. Thackeray's universe: Shifting worlds of imagination and reality Boston -London: 1987. XI, 292 p.; Colby Robert A. Fiction with a purpose. Major and minor nineteenth-century novels. - Bloomington - London: cop. 1967. VIII, 376 p.
"Гиленсон Б.А. История литературы США. - М.: 2003. 703 е.; Осипова Э.Ф. Р.У. Эмерсон. Писатель и время. — Л.: 1991. 135 е.; Половинкина О.И. Концепция природы в Американской поэзии 40-х годов XIX века. Становление национальной традиции // Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М.: 1992. 17 е.; Баранова K.M. Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США // Дисс. ... д. филол. наук. - М.: 2011. 490 е.; Паррингтон В.А. Основные течения американской мысли: Американская литература со времени ее возникновения до 1920 года: В 3-х тт. Т. 2: Революция романтизма в Америке (1800-1860). - М.: 1962. 590 е.; Паррингтон В.А. Основные течения американской мысли: Американская литература со времени ее возникновения до 1920
Вопросам специфики английского детского литературного контекста посвящены работы Н.М. Демуровой, Д.М. Урнова, И.С. Чернявской, Дж. Таунсенда, П.Ханта, X. Карпентера, К. Рейнолдс1. Место Л.М. Олкотт в круге американской детской литературы определяется в работах К. Мейгз, К. Энтони, М. Берне, С. Клейн . Наиболее значительные биографические исследования, посвященные писательнице, принадлежат Э.Д. Чини, М.Б. Стерн, К. Энтони, С. Элберт3.
Последовательных обращений к творчеству Л.М. Олкотт в отечественном литературоведении нами не выявлено. Одной из немногих отечественных работ, в которой анализу первой повести цикла «Маленькие женщины» посвящена отдельная глава, является исследование И.А. Шишковой4. Автор подчеркивает автобиографичность повести, анализирует социально-психологические ее аспекты.
При всей научной ценности перечисленные исследования не дают исчерпывающего представления о творчестве Л.М. Олкотт, не демонстрируют глубокого анализа жанрового своеобразия ее повестей для юношества, в них практически не разработан вопрос влияния английской
года: В 3-х тт. Т. 3: Возникновение критического реализма в Америке (1860-1920). - М.: 1963. 602 е.; Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. В 2-х тт. Т. 1 - М.: 1967. 422 е.; Reynolds D.S. Beneath the American renaissance: Туе Subversive Imagination in the Age of Emerson and Melville. - Cambrige, Mass-London, 1989. ' Демурова Н.М. Английская детская литература 1740-1870 гг. // Дисс... д. филолог, наук- M.: 1983. 443 е.; Демурова Н.М. «Июльский полдень золотой...»: Ст. об английской детской книге. - М.: 2000. 253 е.; Зарубежная детская литература / Сост. Чернявская И.С. - М.: Просвещение, 1982. - 559 е.; Урнов Д.М. Дальние странствия Маленького Пилигрима // Редьярд Киплинг. От моря до моря. - М.: 1983. С. 5-17; Урнов Д.М. Мир игрушечного медведя // Milne A.A. Winnie-the-Pooh / Милн А. Повести о Вини-Пухе. Стихи для детей. Сборник на англ. яз. - М.: 1983. С. 9-22; Townsend J. Written for children: An outline of English children's literature. - London: 1965. 368 p.; Carpenter H. Secret gardens: A study of the golden age of children's literature. - London etc.: 1985. - XI, 235 p.; Hunt P. Children's Literature. - Blackwell Publishing - Maiden - USA, Oxford - UK, Victoria - Australia: 2001. 334 p.; Reynolds K. Children's Literature. A Very Short introduction. -New York: 2011. 144 p.
2 Берне Мэри M. Путь длиною в три столетия. Из истории американской детской литературы (1620-1960) // Детская литература, 1991, №1. С. 63; Anthony К. Louisa May Alcott. - London - New York: 1938. - XIII, 304, XI p.; Meigs C.L. M. Alcott and the American family story. - London etc., 1970. - 127 p.; Klein Sarah. M.A. Bringing Up Jo: Little Women, Female Rhetorical Activity, and the Nineteenth Century American Conduct Book Tradition. 2000 (Дата обращения) Published: May 31, 2000 http://www.womenwriters.net/domesticgoddess/kleinalcott.htm
3 Alcott Louisa May her Life, Letters and Journals edited by Ednah D. Cheney. - Boston, 1898. 404 p.; Elbert S. A Hunger for Home. Louisa May Alcott and Little Women. - Philadelphia, 1984. 278 p.; Stern M.B. Introduction // Stern Madeleine В., Myerson J., Shealy D. A Double Life. Newly discovered Thrillers of Louisa May Alcott. - New York: 1995. - XXIX, 754 p. P. 3-29.
4 Шишкова И.А. Национальная ментальность в английской художественной литературе для подростков (конец XIX - XX вв.) // Дисс. д. филолог, наук. - М.: 2003. 426 с.
викторианской литературы на художественный метод и стиль писательницы. Исходя из этого,
актуальность работы определяется сравнительно недавним возвращением творчества JI.M. Олкотт в круг чтения отечественного читателя, а следовательно - и обращением к этому материалу исследователей, степенью изученности проблемы, важностью сохранения и умножения лучших традиций детской литературы в сложном и меняющемся современном мире;
эстетической и культурной значимостью детской литературы Англии второй половины XIX- начала XX в. в истории литературы Европы и США;
актуализацией проблемы диалога культур, находящей отражение в англо-американской детской литературе рассматриваемой эпохи;
необходимостью глубокого освоения творчества авторов, заявивших себя в жанровой модификации семейной повести, в настоящее время активно переводимых и издаваемых в России.
Объектом исследования являются повести цикла «Маленькие женщины» ("Little Women" 1868-1886), в котором основное внимание уделяется одноименной трилогии о семье Марч, давшей название циклу. Привлекается эпистолярное наследие JI.M. Олкотт, учитываются факты ее биографии, имеющие отношение к заявленной теме, суждения писательницы о задачах литературы для детей. Предметом исследования является влияние английской детской литературы на становление детской литературы в США, нашедшее, в частности, яркое подтверждение на примере творчества JI.M. Олкотт, а также созданная писательницей жанровая форма повести, в зарубежном литературоведении обозначенная термином «семейная повесть» ("family story").
К основным целям диссертации относятся: исследование характерных жанровых особенностей повестей JI.M. Олкотт, созданных ей для целевой детской аудитории, а также выявление основных направлений влияния английской викторианской прозы на творчество писательницы.
В задачи исследования входит:
- определить степень влияния философских взглядов трансценденталистов (Р.У. Эмерсон, Г. Topo), а также образовательной теории А.Б. Олкотта на художественный мир повестей JI.M. Олкотт;
- проанализировать системы художественных образов и основных мотивов в повестях JI.M. Олкотт, уделив особое внимание образу «примерного ребенка» ("model child") и концепции игры;
- выявить своеобразие творчества Луизы Мэй Олкотт в контексте английской викторианской литературы (Ч. Диккенс, Ш. Бронте, Дж. Элиот).
Теоретическую базу работы представляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теоретическим и сравнительно-историческим проблемам литературоведения (М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, В.Я. Проппа, Й. Хёйзинги, В.Е. Хализева, Л.В. Чернец, М.П. Алексеева, A.M. Зверева, Н.П. Михальской, Д.М. Урнова и др.), по общим проблемам детской литературы и творчеству Л.М. Олкотт (Н.М. Демуровой, И.С. Чернявской, И.Г. Минераловой, И.А. Шишковой, Э. Чини, С. Элберт, К. Мейгз, Д.С. Уллом, Э. Пейн, М.Б. Стерн, Э. Т