автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Творчество М.Э. Уилкинс-Фримен (к проблеме становления критического реализма в литературе США)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Китина, Лилия Вильевна
Введение. 3-16
Глава I. Мэри Уилкинс-Фримен и областническая литература . 17-
Глава П; Новеллистика 80-90-х годов . 43-
Глава Ш. Нравственно-философская проблематика и некоторые особенности поэтики романов "Джейн Филд" /1893/ и "Пемброк" /1894/ . -
§ I. Роман "Джейн Филд" /1893/
§ 2. Роман "Пемброк" /1894/ . -
Глава 1У. Социальные мотивы в романах
Джером-бедняк" /1896/ и "Доля труда" /1901/.
§ I. Роман "Джером-бедняк" /1896/. -
§ 2. Роман "Доля труда" /1901/. - Заключение. Основные выводы . - 165
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Китина, Лилия Вильевна
Творчество Мэри Уилкинс-Фримен /1852-1930/ явилось существенным вкладом в литературу США. конца XIX - начала XX века. Самобытное многогранное искусство Ушпшнс своими корнями уходит к истокам народного творчества, вбирая в себя всю мощь народной мудрости,душевной силы и чистоты.Начала своё творчество Мэри Ушпшнс как представительница школы местного колорита,которая сыграла немаловажную роль в становлении критического реализма в американской литературе.Как известно,к этой школе относились такие писатели,как Брет Гарт,Дж.Кейбл,Г.Б.Стоу,Росс Браун, М.Мэрфри, Сара Орн Лдуитт и многие другие.С творчеством этих писателей М.Ушпшнс роднит близость к народной жизни,мление достоверно и правдиво отобразить жизнь своих штатов. Однако глубокий психологизм творчества Ушпшнс,сложность её художественного мышления,умение создавать типичные образы и достигать широты обобщений отличают её от писателей-областников и приближают к писателям реалистического направления.
Творческое наследие Мэри Ушгкинс-Фримен составляет тридцать восемь книг,среди них четырнадцать сборников,включающих сто семьдесят три рассказа,четырнадцать романов и множество стихотворений для детей.Такая творческая активность писательницы поражала многих исследователей.Американский критик Патти пишет: "Когда вспоминаешь её физическую слабость,лишения,с которыми ей приходилось бороться в молодости,удивляешься её способности создать такое большое количество цроизведений столь различных по тематике и манере повествования" / 202,191/.
В 1926 году Мэри Ушпшнс была вручена медаль Хоуэллса.Она была одной из первых женщин-писательниц в Америке,избранных в члены Национального Института искусств и литературы.
Период наибольшей популярности Мэри Уилкинс в США. и за рубежом совпадает с началом её творческого пути /конец 80-х -начало 90-х г.г./ и связано с появлением первых двух сборников рассказов - "Скромный роман" и другие рассказы" /1887/ и "Новоанглийская монахиня" и друтие рассказы" /1891/.Именно эти сборники определили те оценки и характеристики, которые давали критики всему творчеству писательницы.
Рассказы М.Уилкинс не произвели такой сенсации,как рассказы Брет Гарта,Кейбла и Гарриса.Один из ведущих журналов США. -"Критик" ограничился семью строчками покровительственной похвалы. Первым высказал своё одобрение Хоуэллс."Мэри Уилкинс,-писал он,-идет в литературе своим собственным путем.Её рассказы типично американские,но они напоминают лучше произведения мировой литературы своей безыскусственностью и простотой формы и языка.Их можно сравнить с рассказами Тургенева" /238,56/.С восторгом отозвался о рассказах начинающей писательницы и Генри Джеймс /238,173/.Но всеобщее признание пришло к ней не сразу. Наибольшую популярность в 90-е годы рассказы Уилкинс получили в Англии.Об этом свидетельствует обозреватель журнала "Критик": "В Англии почти помешались на рассказах Мэри Уилкинс" /153,89/. Это мнение подтвервдает и английский писатель Макс Пембертон, заметив: "В Англии нет имени более почетного,чем имя Мэри Уилкинс. Мы с уверенностью можем назвать её среди лучших писателей-реалистов Америки" /153,179/.
Рассказы издавались не только в Англии,но и в Германии, Франции,России. "М.Уилкинс,- писала французская писательница Тереза Бентсон,- обладает сильным чувством реализма,поэтическим талантом, художественным мастерством, позволяющим ей написать пейзаж одним - двумя мазками" /238,174/.Одним из первых американских критиков,сделавших попытку серьёзного исследования творчества Уилкинс,был Ф.Л.Патти,опубликовавший в 1915 году свою книгу "История американской литературы с 1870 года".Высоко оценивая писательское мастерство Мэри Уилкинс,Патти отметил,что "уже в первых своих рассказах она была реалистом с присущими ей мопассановской сдержанностью и глубоко страстным отношением к действительности" /201,235/.Анализ творческого метода писательницы позволил Патти сделать вывод: "Реализм, с которым М.Уилкинс изображает жизнь Новой Англии в период её упадка, так же неумолим, как реализм Бальзака" /201,238/.Критик с интересом следил за дальнейшим творчеством М.Уилкинс,и в 1922 году появилась его вторая работа "Дополнительные сведения об американской литературе", в которой рассматривается художественное мастерство Мэри Уилкинс-Фримен,в частности, стиль и язык её произведений и прослеживается эволюция творчества писательницы.
В ходе исследования творческого наследия М. Уилкинс одни критики подчёркивали её глубокий психологизм, называли её "анатомом пуританской воли последних дней кальвинизма в период упадка Новой Англии,её духовного бессилия и отчаяния" /238,174/.Другие проводили аналогию с Готорном в увлечении М. Уилкинс "исследованием патологического развития больной воли" и с Мелвиллом в "способности ощущать трагические изменения в жизни и знании темных сторон человеческой души" /238,175/.Исследователь Ф.О.Маттисен в статье "Новоанглийские рассказы" отметил,что М.Уилкинс - "непревзойденный мастер в передаче напряженности момента" /238,175/.Уловив в её творчестве "глубокое ощущение трагических изменений в жизни", критик делает вывод,что "основной темой рассказов Уилкинс была тема внезапного бунта личности против обстоятельств" /238,175/.
В 1902 году было опубликовано исследование Артура Мэчена "Иероглифы - заметки по поводу экстаза в литературе",в котором критик характеризует Уилкинс как прямую предшественницу экзистенциализма, так как,по его мнению,она "изобразила общество,в котором каждый человек существует обособленно и ответственен только перед собой и перед богом" /183,175/.С этими выводами А.Мэчена нельзя согласиться в силу их беспочвенности и необоснованности. Если для писателей-экзистенциалистов одиночество, заброшенность личности - своего рода норма бытия,то М.Уилкинс,поставив своего героя в ситуацию вынужденного одиночества,ясно даёт понять,насколько противоестественна такая ситуация.Принципы,которыми руководствовалась писательница в своём творчестве, совершенно противоположны принципам сторонников экзистенциализма.В то время, как экзистенциалисты рассматривали человека как жалкое ничтожество,неспособное к борьбе за утверждение своего человеческого достоинства,писательница гуманистической направленностью своего творчества доказывает,что одна из важных задач реалистической литературы - помочь человеку найти себя,утвердить себя как личность.
В 1926 году Б.К.Уильяме посвятил двадцать страниц своей книги "Наши авторы коротких рассказов" исследованию творчества М.Уклкинс-Фримен.Отметив "индивидуальность,оригинальность стиля произведений писательницы,разнообразие тематики,широту литературного охвата действительности",характерные для творчества М.Уилкинс, критик, однако, не определяет её творческого метода.Но именно Уильяме подчеркнул стремление писательницы бороться за самобытную, оригинальную, национальную литературу. Критик приводит высказывание М. Уилкинс из её обращения к начинающим писателям: "Если писатель-американец, он должен вносить в своё творчество любовь к своему отечеству, своему народу, смотреть на жизнь глазами своего народа" /241,180/.Творчество самой писательницы явилось цримером
- 6 такого отношения к литературе.
За последние полвека наблюдается всё возрастающий интерес к литературному наследию Мэри Уилкинс как за рубежом, так и в нашей стране.Написано немало статей и две монографии,посвященные её творчеству.Большое внимание исследованию творческого метода писательницы уделил В.Л.Паррингтон в своём трёхтомном труде "Основные течения американской мысли" /1958/.Критик отмечает реалистическую беспощадность и выразительность,с которой Уилкинс "отобразила зловещую и неприкрытую уродливость жизни,порожденную старой пуританской привычкой к самоограничению" /73,107/. Паррингтон первым обратился к анализу романов М.Уилкинс,о которых до него критика умалчивала,видя в ней только автора коротких рассказов.
Несколько в другом аспекте рассматривает творчество М.Уилкинс Ван Уик Брукс - автор книги "Новая Англия:бабье лето,1865-1915" /1946/.Критик детально анализирует ту обстановку,в которой формировались экономические и социальные взгляды писательницы и отмечает "глубину чувств,пронизывающую её искусство" /124,465/.
В своих рассказах, - констаифует критик,- М.Уилкинс лучше, чем кто-либо, поведала о том,что не иссякли последние силы сопротивления в душе янки в период упадка Новой Англии,что огонь в их душах не погас,и они готовы добиваться уважения к себе и стремиться к самоусовершенствованию,каких бы испытаний им не готовила судьба" /124,465/.
В этой оптимистической вере в свой народ,по мнению В.У.Брукса, гуманистическое утверждение творчества Уилкинс.Эту же характерную черту мировосприятия писательницы подчеркивает и Патти: "Она оптимистически смотрит на жизнь,она ненавидит угнетение всеми силами своей души.Она пробуждает в читателях сердечную доброту, терпимость,любовь к людям" /202,209/.
Самым крупным исследование о творчестве Уилкинс явилась монография её биографа Эдварда Фостера.В 1937 году он защитил диссертацию о творческом пути писательницы,а в 1956 году вышла в свет его книга "Мэри Уилкинс-Фримен".
В монографии использованы труднодоступные материалы:архивы, дневники,письма,черновики,статьи,рецензии,отзывы современников о её творчестве.Большое внимание уделил критик описанию среды, в которой формировалось мировоззрение писательницы.
Большим достоинством работы Фостера,на наш взгляд,является то, что он не ограничился описанием страниц из личной жизни писательницы, а дал конкретный анализ её творчества,выявил особенности её художественной-манеры.Однако,изучив творческое наследие писательницы и критические материалы о писательском мастерстве Мэри Уилкинс, Фостер приходит к довольно противоречивому выводу: "Мэри Уилкинс писала расоказы местного колорита,наполненные внутренним чувством,включающие элементы романтизма,натурализма,символизма, импрессионизма и реализма. Такова была её манера говорить правду о жизни новоанглийской деревни. Она использовала язык реалиста и социального историка.Она,конечно,была реалистом." /153,91/.
Не меньший интерес представляет и монография Перри Уэстбрука, опубликованная в 1967 году.Он характеризует Мэри Уилкинс как художника-психолога, сумевшего осветить проблему воздействия пауперизма на психологию жителей новоанглийской деревни в период её упадка.Дав подробный анализ творческой манеры М.Уилкинс,отметив присущие ей реализм и глубокий психологизм,Уэстбрук все же относит её к школе местного колорита,о чем свидетельствует следующее высказывание: "Писательница с универсальным обертоном,но с микроскопическим фокусом,направленным на жизнь одного региона страны, Мэри Фримен представляет местный колорит в лучшем понимании этого термина.Но не описание этого региона является значительным для американской культуры,а постижение ею той атмосферы,которая влияла на формирование американского характера"/238,177/.Достоинством монографии Уэстбрука является то,что автор подошёл к исследованию творчества Фримен объективно и разносторонне,рассматривая его в русле развития литературного процесса как в Америке,так и за рубежом.Критик прослеживает влияние Толстого и Достоевского на формирование творческого метода Уилкинс.Отметив,что писательница глубоко разделяла мнение Толстого о том,что "без моральной цели искусство не может оправдать своего существования",Уэстбрук констатирует,что и для Мэри:. Уилкинс "жизнь-это моральная борь-ба"/238,П6/,и чувство "моральной справедливости" позволяло Мэри Уилкинс реалистически отображать действительность/238,59/.И всё же,определяя творческий метод Фримен,критик раздваивается в мнении, к какому литературному течению его отнести."Термин "местный колорит" не подходит для характеристики творческого метода Уилкинс, -пишет исследователь,- хотя её часто относили к областнической школе.Более приемлем термин "реализм",хотя писательница не имела понятия о том,что она - реалист,пока критики не уведомили её об этом" /238,117/.Пытаясь точнее определить творческий метод писательницы,Уэстбрук предлагает термин "региональный", который,по его мнению,включает в себя и "местный колорит" и "реалистическое отображение характеров и образа жизни народа " /238,117/.
Монографии Э.Фостера и П.Уэстбрука при всей добротности биографического и историко-литературного материала страдают общим недостатком, свойственным исследованиям культурно-исторической школы - отсутствием концептуальное™.
Большой интерес к творчеству М.Ушгкинс-Фримен проявил и Артур Гобсон Куинн.Характеризуя творческую манеру Фримен,критик отмечает её "чувство реализма" и "реалистическое отсутствие сентиментальности" как основные качества её писательского мастерства /207,439/.Подчеркивая новаторскую сущность творчества Уилкинс, критик пишет: "В своих лучших произведениях Мэри Фримен срывает чары с отображаемой действительности и создаёт то,чего не могли создать писатели местного колорита,-великолепные характеры. Её герои - это люди,не подчиняющиеся судьбе,борющиеся за право на независимость и сохранение своей индивидуальности. Её рассказы написаны на материале из жизни Новой Англии, но в историю американской литературы она вошла не как цредставительница школы местного колорита,а как писательница,сумевшая глубоко проникнуть в душу человека и передать её тончайше переживания /207,439/.
Отдает должное писательскому мастерству Фримен и Карло с Бей-кер в статье "Жизнь и характеры",омечая "отточенность,цельность и лаконичность" стиля её произведений,в которых "чувствуется современный реализм" /19,408/.
Как видно из вышеизложенного,американскую критику нельзя упрекнуть в недостаточном внимании к творческому наследию Мэри Уилкинс-Фримен.Изучен обширный материал о жизненном и творческом пути писательницы, сделана попытка дать серьёзный,всесторонний анализ её творчества и охарактеризовать творческий метод М. Уилкинс. Однако американским исследователям не удалось придти к единому мнению в определении творческого метода писательницы,проследить творческую эволюцию Мэри Уилкинс,движение её художественной мысли,создать глубокую и убедительную концепцию творчества писательницы. Недостаточная изученность творческого метода М.Уилкинс, в литературоведении США определяется влиянием позитивистской методологии и слабой теоретической разработанностью цроблемы становления, развития и взаимодействия направлений в американском литературоведении.
Творчество М.Уилкинс привлекло внимание и советских ученых.
Б России имя Мэри Уилкинс-Фримен было мало известно в период выхода в свет её первых рассказов.Первым,кто оценил рассказы начинающей писательницы,был Л.Н.Толстой.В письме к Л.Н.Никифорову в 1891 году Толстой писал: "Посылаю Вам английскую книгу рассказов.Рассказы эти имели успех в Америке и Англии,и заслуженный^ нас же,кажется,совсем неизвестны.Они,кроме того,содержательны. . ."/89, 257/. Лишь в 1897 году журнал "Вестник иностранной литературы" опубликовал рассказ М.Уилкинс "Длинная рука",получивший первую премию на конкурсе детективных рассказов. Знакомя читателей с автором рассказа,журнал писал: "М.У.Фри-мен стяжала себе в Америке известность своими прекрасными рассказами, в которых изобразила типические черты своих современников: железную, неуклонную настойчивость,способность к безграничному самоутверждению,педантичную пунктуальность и добросовестность при узком,ограниченном кругозоре. "/29,17/.В 1904 году читатели могли ознакомиться с сокращённым переводом романа "Джером-бедняк",вышедшим под названием "От нужды к достатку",а в 1907 году был опубликован рассказ "Золото".В наши дни два рассказа "Луиза" и "На холме Примрозов" включены в антологию "Американская новелла XIX века".
В последнее время интерес к творческому наследию М.Уилкинс возрос.
Одним из первых обратился к исследованию творчества Уилкинс Н.И.Самохвалов.Очерк о её жизни и творчестве вошёл в его монографию "Американская литература XIX века" /1964/.
Дав глубокую,последовательную характеристику художественного наследия писательницы,Н.И.Самохвалов отметил не только своеобразие и оригинальность художественного метода Ушпшнс,но и большую социальную значимость её творчества/83,450/.Исследователь убедительно доказывает,что,начав писать как запоздалая представительница школы местного колорита, М.Ушпсинс смогла подметить глубоко типичные явления в жизни Новой Англии и создать подлинно реалистические цроизведения, обеспечивающие ей почетное место в истории американского реализма конца XIX века /83, 450/.
0 реалистическом мастерстве Фримен писали А.И.Старцев и В.И.Оленева.А.И.Старцев отмечает способность М.Ушпсинс реалистически поведать о жизни нищающей новоанглийской деревни 80-х годов ХГХ века / 85,23/.
Сравнивая творческий метод Уилкинс с методом её предшественницы Сары Орн Джуитт,В.И.Оленева пишет: "Картина приходящей в упадок Новой Англии,описанная реалистическим пером Мэри Уилкино-Фримен,оказалось не столь идилличной,какой представляла её себе Джуитт.В рассказах Фримен проходит удивительная галерея жалких и трагических жизней,лишенных радостей бытия. Это убогий мир с повседневной борьбой за существование^ безысходной нуждой и суровыми нравами" /71,58/.
Вопрос о художественном методе М.Уилкинс,однако,все еще остается спорным в нашем литературоведении.Так В.Н.Богословский относит М.Ушпсинс в "новоанглийским областникам",в творчестве которых значительную роль играли романтические традиции /23,7/. Влияние американской романтической мысли,несомненно,прослеживается в творчестве Мэри Уилкинс,в частности,в её рассказах и некоторых романах.
Однако творчество М.Ушпсинс представляет собой более зрелую стадию развития реализма,чем творчество писателей-областников. В произведениях М.Ушпсинс осуществился естественный синтез романтизма и реализма, составляющий одно из условий возникновения большого реалистического искусства.
К школе "местного колорита" относит М.Уилкинс и К.С.Мысловатая.В своей диссертации "Формирование реалистических тенденций в американской областнической литературе второй половины XIX века" /1975/ исследовательница замечает,что "М.У.Фримен сохранила и во многом разделила заблуждения относительно подлинного характера нараставшего имущественного и социального неравенства в США,однако,сумела показать этот процесс в действии"/ЗП, 114/.Рассмотрев творчество Уилкинс в ряду писателей-областников, критик все-таки приходит к выводу: "Жизненная драма деревенской бедноты,поданная без натуралистических подробностей,разве это не веское доказательство в пользу Фримен-реалистки?В лучших своих произведениях она отступает от поверхностного изображения внешних экзотических сторон и поднимается над общим уровнем региональных писателей" /311,135/.
Таким образом,в приведенных выше высказываниях, наблюдаются противоречия,которые связаны,прежде всего,с вопросом о сущности творческого метода Фримен. Это доказывает необходимость более глубокого исследования творческого наследия и художественного метода писательницы. Поэтому цель данного исследования -на основе конкретного историко-литературного анализа художественного творчества Фримен выявить его идейную значимость.определить сущность её творческого метода и его своеобразие.а вместе с тем и то значение.которое сыграло творчество М.Уилкинс в становлении реалистической литературы США. Этими задачами и обусловлен выбор темы данного исследования.При этом акцент сделан на реалистических особенностях поэтики Фримен как мастера новеллы и социально-психологического романа.
Актуальность исследования определяется тем обстоятельством, что при изучении процесса становления реалистического направления в литературе США в конце XIX века важно учитывать и вклад, внесенный Мэри Уилкинс-Фримен.чьё новеллистическое и романное
- 13 творчество представляет во многом неизученную цроблему.
Обращение к изучению творчества М. Уилкинс-Фримен даёт возможность вплотную подойти к решению такой дискуссионной общетеоретической проблемы, как проблема взаимоотношения областнической литературы и литературы критического реализма.
Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первую попытку целостного анализа творчества М.Уилкинс-Фримен в советском литературоведении. В связи с общей тематической направленностью данной работы в ней предстоит решить следующие конкретные задачи:
1. Выявить влияние,оказанное областнической литературой на формирование мировоззрения и творческого метода начинающей писательницы.
2. Проследить направление жанровой эволюции ранней прозы Фримен от малых повествовательных форм к формам более крупным.
3. Определить философско-эстетическую основу и особенности поэтики новеллистического и романного творчества Мэри Уилкинс-Фримен.
4. Исследовать процесс становления Фримен-реалистки и определить её место в реалистической литературе США. конца XIX - начала
XX века.
Методологической основой диссертации послужили труды классиков марксизма-ленинизма,общетеоретические работы по вопросам марксистско-ленинской эстетики и конкретным проблемам литературоведения, а также работы таких крупных советских литературоведов, как А. Бушмин, В. Жирмунский, Б. Поспелов, Б. Сучков, М. Храпченко.
Проблема становления критического реализма в американской литературе XIX века освещена в многочисленных исследованиях советских литературоведов.Работы Н.И.Самохвалова,В.Н.Богословского, Ю.В.Ковалева,В.И.Оленевой,А.И.Старцева помогают разобраться в сложных проблемах, связанных с историей развития американской литературы XIX века в целом и творчестве Мэри Уилкинс-Фримен, в частности.
В качестве источников в диссертации использовались художественные тексты,публицистика изучаемого периода,научно-критическая литература по представленным в работе проблемам.
Достоверность результатов исследования обеспечена широтой охвата критического и теоретического материала.
Научно-практическая ценность диссертации состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке вузовского курса по истории американской литературы XIX века,а также спецкурсов по истории становления американской реалистической литературы на рубеже веков,по истории развития американской новеллы и романа XIX века.В связи с этим автором подготовлены методические рекомендации к спецкурсу и спецсеминару: "О роли областнической литературы в развитии критического реализма в американской литературе XIX века" и "Реалистические традиции в творчестве Мэри Уилкинс-Фримен".
Апробация научных результатов исследования проводилась на научных конференциях в Чечено-Ингушском государственном университете и на всесоюзных конференциях в Московском государственном университете ( 1980,1981,1982,1983 г.г.).По данным исследования опубликованы научные и научно-методические работы.
Структура настоящей диссертации вытекает из предлагаемой нами периодизации творчества Мэри Уилкинс-Фримен,а вместе с тем основывается на проблемном изучении её прозы,её связей с американской и мировой литературой.
Все творчество писательницы мы рассматриваем как поступательно развивающуюся систему,где каждое звено взаимообусловлено.Хронологическая последовательность при рассмотрении художественного наследия Уилкинс позволяет проследить эволюцию её мировоззрения, постичь те внутренние законы,по которым развивалась творческая мысль писательницы.
Представляется правомерным выделить в творчестве Мэри Уилкинс три периода.К первому относятся произведения,написанные в 70-е - 80-е годы.И хотя творчество начинающей писательницы тесно связано с творчеством областнической школы,уже в этих произведениях складывается художественный метод писательницы,мастера новеллы,очерчивается основной круг тем,идей и мотивов,характерных для её творчества. Именно в эти годы написаны лучшие рассказы Уилкинс,принесшие ей мировую известность.Важность этого периода побуждает нас осветить его в первых двух главах. Третья глава посвящена второму этапу творчества Уиякинс-этапу зрелости/90-е годы/.В это время писательница обращается к жанру романа,стремясь на широком,остро-проблемном материале воссоздать действительность в её многосложных отношениях и связях.В эти годы создаются её первые романы "Джейн Фшщ" /1893/ и "Пемброк" /1894/. Но поиски себя,своей собственной манеры продолжались.Уже в первых романах наблюдается углубление психологизма и совершенствование стиля в целом.
Третий период творчества писательницы,охватывающий конец 90-х-начало 900-х годов,находит освещение в четвертой главе диссертации. В произведениях,написанных в эти годы,особенно ярко заметно углубление социальности мышления, совершенствование её реалистического метода. Таковы романы "Джером-бедняк"/1896/ и "Доля труда"/]^!/, затрагивающие тему столкновения труда и капитала,проблему самоопределения личности в этой борьбе и поисков верного пути. Все этапы творчества Мэри Фримен взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Историко-литературное исследование творческого наследия Мэри
Уилкинс-Фримен позволяет осмыслить диалектику развития её художественного таланта,проследить цроцесс становления Уилкинс как писателя-реалиста,определить некоторые характерные особенности американского реализма конца XIX века.
- 17
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество М.Э. Уилкинс-Фримен (к проблеме становления критического реализма в литературе США)"
основные вывода
Подводя итог исследованию творчества Мэри Уилкинс-Фримен, определим главные принципы и формы отображения ею действительности и факторы,способствующие формированию творческого метода писательницы.
Основной сферой внимания Уилкинс является повседневная жизнь обитателей ново английской провинции конца XIX века. Герои её произведений не участвуют в событиях исторического значения, находятся вне политической борьбы,чаще показаны в семейных,бытовых отношениях.Но в этой обыденной жизни они вовлечены в конфликты социального характера,решая конкретные житейские вопросы,они сталкиваются с проблемами историческими и общечеловеческими. Верная принципу писать только о том,что хорошо знаешь,Мэри Уилкинс показала,как новые буржуазные отношения безжалостно вторгались в быт новоанглийской деревни,внося смятение в души её обитателей с их веками устоявшимися пуританскими понятиями, традициями и предрассудками.
Уилкинс - гуманист в своём творчестве ведёт постоянный поиск истинных ценностей человека,его лучших качеств.Человек из народа занимает центральное место почти во всех её рассказах и романах.Писательница верит в то,что именно в народе заложены те здоровые силы,которые смогут противостоять нашествию монополий,но она не видит конкретно тех сил,которые способны о т г о претворить народные идеалы в действительность.И это неслучайно. Политическая незрелость писательницы в значительной степени явилась следствием политической незрелости всего рабочего движения Америки конца XIX -начала XX в.в.
Произведения Мэри Уилкинс отразили многие стороны социальной
- 159 действительности Америки.В них отразился круг тем и проблем,к которым обращались Гарленд,Дэвис,Фуллер,Твен,и к которым позже обратятся Норрис и Драйзер.Близость Уилкинс к этим писателям -в обращении к теме народа,к теме труда,к теме борьбы трудящихся за свои права.
Своим творчеством Мэри Уилкинс продолжила традиции, заложенные Эгглстоном,Эдгаром Хоу,Кирклендом,Гарлендом, М.Твеном. Эти писатели впервые развенчали легенду о счастливой Америке и сорвали идиллический покров,скрывающий уродливые стороны жизни в американской провинции.
Традиции, заложенные Мэри Уилкинс,будут продолжены в творчестве писателей XX века Синклера Льюиса,Андерсона,Фолкнера, Хемингуэя, Колдуэлла, С алинджера.
Творчество Фримен вливалось в общий поток американской социально -критической литературы конца XIX века.Оно приобретает национальный характер,хотя пишет она о Новой Англии.
Анализ творчества Мэри Уилкинс-Фримен позволяет сделать вывод,что многое связывает творческую манеру писательницы с традицией школы местного колорита,но она смогла на "региональном" материале отобразить характерные черты американской социальной жизни,создать обобщающие образы,и это поднимает Мэри Уилкинс над писателями-областниками.
Острая социальная проблематика, пронизывающая её лучшие рассказы и романы,и социальные обобщениям которым подводит автор, позволяют отнести их к произведениям критического реализма.
Истоки жизнеспособности лучших произведений Фримен в её тесной связи с реалистическими и демократическими традициями американской и западноевропейской литературы. Про должая традиции Диккенса,Теккерея,Бальзака,Уитмена,Мэри Уилкинс воплотила в своём творчестве такие идеалы,как стремление к социальной сцра
- 160 ведливости,вера в человека.Мэри Уилкинс-Фримен противопоставила модернистской трактовке личности,сложившейся в европейской литературе , свою трактовку человека с верой в его силы и способность противостоять обстоятельствам.
Наряду с Гарлендом, Крейном и Норрисом Мэри Уилкинс внесла немалый вклад в развитие реалистической литературы США. Она отобразила в своих произведениях много характерного для жизни страны, что позже с большой глубиной будет раскрыто крупными критическими реалистами США.
Отмечая несомненный вклад Мэри Уилкинс -Фримен в развитие реалистической литературы США,следует подчеркнуть,что она одной из первых сделала попытку развенчать идеалы пуританской и буржуазной морали,смело выдвинула проблему борьбы за социальную справедливость и поставила вопрос о новом герое.
Наряду с Гарлендом Мэри Уилкинс ввела в литературу новые темы,нового героя.Однако одной из слабых сторон творчества Фримен и Гарленда явилось то,что они обособили фермеров в некую касту,оторвав их от общенародной жизни Америки и не смогли показать трагедию фермерства как следствие всей социальной системы Америки,как это сделал впоследствии Фрэнк Норрис в своём романе "Спрут".
Вслед за P.X.Дэвис М.У.Фримен обращается к рабочему движению США.Однако в силу своей политической ограниченности она не смогла осветить этот вопрос с должной последовательностью.Позже эта тема найдёт блестящее отражение в творчестве Лондона, Синклера, Драйзера, Мальца, Боноски.
Основу творческого метода писательницы составляет социальный и психологический анализ.Формы этого анализа у Мэри Уилкинс разнообразны.В одних произведениях она показывает собственно
- 161 классовое противостояние,как это имеет место в романе "Доля труда".В других она тяготеет к этическому опосредствованию социальных сил,как в рассказах и в романах "Джейн Филд" и "Пемброк". В романе "Джером-бедняк" присутствуют обе формы социального анализа. М.У.Фримен смогла уловить нечто такое в психологии изучаемых характеров,что дало основание многим критикам признать её знатоком ново английской души. Быт уилкинсовских героев-жителей приходящей в упадок провинциальной Новой Англии-был насквозь пронизан духом затхлости и застоя.Эта атмосфера налагала отпечаток и на внутренний мир её обитателей,лишённых,казалось бы,каких-либо духовных устремлений.Но писательница смогла увидеть в этих людях такие замечательные качества характера,как честность, гордость,способность к беззаветной любви,добросердечность,принципиальность. Об этих людях,изломанных жизненными невзгодами,но не потерявших человеческого достоинства,и поведала Мэри Уилкинс в своих многочисленных рассказах и романах.
Разнообразны и приёмы создания художественного образа,использования различной авторской интонации,несобственно-прямой речи, сравнений,пейзажных зарисовок и лирических отступлений.Выразительным акцентированием отдельных,наиболее характерных свойств личности писательница достигает объёмности характера.Незабываем, например, образ Деборы в романе "Пемброк",олицетворяющий собой зло,которое несут людям пуританское мракобесие и фанатизм. Подчёркивание в героях её произведений каких-то особенных черт характера помогает Уилкинс рельефнее выделить основную мысль произведения.Многие образы Мэри Уилкинс находятся на грани бытового правдоподобия и гротеска.Они создаются нагнетанием однотипных подробностей.Таковы персонажи из романа "Пемброк" Барнабас, Дебора и Сэфас.Это дало основание некоторым критикам,в част
- 162 ности,Патти,высказать мнение,что образы,созданные Ушгкинс,напоминают диккенсовских героев и "скорее карикатурны,чем реалистичны, но характеры живы,хотя они не взяты из жизни,а созданы воображением автора"/202,205/.Это суждение американского исследователя перекликается с тезисом идеалистической эстетики о том,что художник способен выдумать то,чего нет в действительности, что творческая фантазия богаче реальной жизни.Однако, вспоминается замечательное высказывание Н.Г.Чернышевского: "Действительно,жизнь часто бывает слишком драматична для драмы, слишком поэтична для поэзии"/95,68/.Не потому ли так драматичны, порой, сюжеты произведений Уилкинс,не потому ли образы, списанные с живых людей,так впечатляют и,по меткому выражению самого же Патти, "хватают читателя за сердце или за горло"/202, 200/.
Многие факторы оказали влияние на становление реализма и формирование поэтики Мэри Уилкинс.Творчество писательницы развивалось в русле традиций русской,западноевропейской и отечественной реалистической литературы XIX века. Отмечая преемственность мировоззренческих основ и социального мышления в творчестве Уилкинс,следует сказать,что её творчество выросло на почве освоения разнородных эстетических традиций не только отечественной /Твен,Готорн,Бичер-Стоу,Джуитт/,но и западноевропейской /Диккенс,Теккерей,Бальзак/ и русской литературы /Толстой, Достоевский,Чехов/.
Продолжая традиции Достоевского,М.Уилкинс глубоко проникла в психологию людей обездоленных,униженных,но не потерявших чувства человеческого достоинства.Её герои,от Леди Пингри до Биллза и Эндрю,интересны,богаты внутренней жизнью.Мэри Уилкинс не просто взывала к сочувствию жертвам собственнического мира.
- 163
Она обнаруживала в них никому неведомые душевные силы,приводящие .зачастую, к бунту против существующего порядка вещей,против несправедливости.Мэри Уилкинс,разумеется,в ином масштабе,чем Достоевский,может быть названа "художником уязвленной,страдающей, возмущённой души "/65,273/.
Прямые переклички с Достоевским возникали у Мэри Уилкинс по очень,казалось бы,частным,но существенным поводам.Контраст богатства и бедности имеет место почти во всех произведениях Мэри Уилкинс.Целая гамма чувств,связанных с социальной униженностью, неполноправностью, неуверенностью в завтрашнем дне развертывается во многих рассказах и романах Мэри Уилкинс.Сфера психологического по знания, наиболее близкая Мэри Уилкинс,- не мир угнетателей,а мир угнетённых.Её герои "ушиблены" жестокой несправедливостью окружающей их действительности. Они чутко и болезненно воспринимают самые будничные,казалось бы,примелькавшиеся проявления этой несправедливости и пытаются восставать против неё на свой особый,очень наивный,порой,чудаческий и часто трагический лад.Вспомним сестёр Шэттек из рассказа "Ошибочная благотворительность" или Кэндас из рассказа "Деревенская певица".
Однако,думается,что преемственная связь с Достоевским заключается не только в той или иной тематической области,но и в самой сути творчества Уилкинс,в постановке коренных нравственных вопросов,в глубоком исследовании психологии героев,ищущих смысла жизни,размышляющих о долге человека.С Достоевским Уилкинс роднит её стремление к изображению внутреннего мира человека, процесса его мышления,к исследованию тех глубин сознательного, а порой,и подсознательного,которое помогает тоньше постичь человека, раскрыть его душевный мир.
Осмысливая традиции своих предшественников,М.Уилкинс - в маештабе своего таланта - разрабатывает проблемы,имевшие не только общенациональное,но и общечеловеческое значение: проблема разрушительного воздействия буржуазной цивилизации на внутренний мир человека, её несовместимости с естественными стремлениями человеческой души; проблема разоблачения лживости пресловутой буржуазной филантропии, которой власть имущие вводили в заблуждение общественное мнение; проблема борьбы с религиозным фанатизмом, осуждения пуританской морали,победы разума и любви над силами религиозного фанатизма и ьфако бе сия, осуждения варварских предрассудков и подавления свободы личности; проблема борьбы за женское равноправие; проблема неразрывности человека и общества,которая будет развита писателями-гуманистами /Хемингуэем, Фолкнером/ на трагическом изломе XX века; проблема классовой борьбы и появления качественно нового положительного героя-борца за интересы народа.
Тот факт,что писательница стремилась осмыслить актуальные проблемы своего времени,придаёт произведениям Мэри Уилкинс большую широту,раздвигает рамки охвата социальных явлений.
Восприятие писательницей опыта русских и западно европейских реалистов нисколько не умаляет самобытности её творческой манеры, её художественного мастерства,наиболее ярко проявившегося в архитектонике её рассказов и романов.В становлении системы художественного мышления Мэри Уилкинс определяющее значение имели не только достижения мировой художественной мысли и общенациональные традиции американской литературы,но и влияние областнической литературы и,прежде всего,творчество Сары Орн Джуитт,чьими произ
- 165 ведениями она восторгалась,что не мешало ей идти своим путём в литературе.
Невероятные лишения фермеров,ведущих повседневную борьбу за существование,усиливающаяся с каждым днём эксплуатация рабочих, приводящая к обострению массовой борьбы - вот проблемы,характерные в этот период для литературы Новой Англии в целом. Они же входят в круг постоянных размышлений Уилкинс.Но,ставя те же проблемы, писательница находит им своеобразное решение,что делает её художником глубоко самобытным, со своим, только ей присущим "уил-кинсовским" почерком,неповторимыми интонациями. Эту свою неповторимость Уилкинс смогла приобрести благодаря своему особому искусству психологизма, благодаря особой эмоциональной окрашенности, которая отличает её художественную црозу.Всё это сказывается не только в композиции произведений М.Уилкинс,но и в языке,образном строе,во всём разнообразии её художественных средств.Произведения М.Уилкинс,наряду с произведениями Твена, Фуллера,Крейна,Норриса,Гарленда, освободили американскую литературу от многих условностей "изысканной традиции".Глубокое социальное звучание,реализм,гуманизм произведений писательницы определили её место среди значительных представителей американского критического реализма конца XIX века.
- 158 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список научной литературыКитина, Лилия Вильевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. "Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве": в двух томах.-Изд.3-е, М.:Искусство,1976,-т.1-574 с,т.2 -718с.2. "Маркс К.и Энгельс Ф. о литературе":М. :1ЖЛ, 1958,-320 с.
2. Маркс К.и Энгельс Ф.Полн.собр.соч.,изд.2-е,т.21-с.264.
3. Ленин В.И. Философские тетради.М.:Политиздат, 1965,-752с.
4. Ленин В.И. Письмо к американским рабочим.Полн.собр.соч., изд.4-е.т.28,-с.44-57.6. "В.И.Ленин о литературе и искусстве".М.:Худ.лит. ,1967,-827с.
5. Литература по истории США.
6. Всемирная история.М.:Изд.Соц.экон.лит.,I960,т.УП,с-233-245.
7. Ефимов А. Очерки истории США.От открытия Америки до Гражданской войны.М.гУчпегиз,1958,-438с.
8. Зубок Л.И.Очерки истории США.I877-1918.М.:Изд.Соц. экон.лит. 1962,-630с.
9. Крывелев И.А. История религии.в 2-х томах.М.:Изд.Мысль, 1976, т.1-414с.т.П-423с.
10. П.Фонер Ф.История рабочего движения в США.М. :Изд.иностр.лит., 1949, -635с.
11. Фостер 7.3. Очерк политической истории Америки.М.:Изд.иностр. лит.,1955,-918с.
12. Общие материалы по истории мировой литературы и критики и литературы США.
13. Американская литература.Проблемы романтизма и реализма. Кн.5-я.Научные труды./отв.ред.Самохвалов Н.И./.Краснодар, 1979,-141с.- 167
14. Г4. Американская литература XIX-XX веков.Межвузовский сборник. /Отв. ре д. Самохвалов Н. И./, Краснодар, I98I,-I56c.
15. Американская новелла ХГХ-ХХ веков.М.:ГИХЛ,1958,-с.3-38.
16. Бальзак О.Избр.соч. ,-М.:ГИХ1,1949,-с.715.
17. Бальзак О.Собр.соч.т.П.М. :1960,-с.407.
18. Бахтин М.М.Вопросы эстетики и литературы.-М. :Худ.лит., 1975,-434с.
19. Бейкер К.Жизнь и характеры.-В кн.Литературная история Соединённых Штатов Америки.М.-Прогресс, 1978,т.П,-с.403-423.
20. Белинский В.Г.Собр.соч.,в трёх томах.М.:Гослитиздат,т.I,--797с.
21. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе ХГКв.-М.:Высшая школа, 1972, -286с.
22. Боброва М.Н. Марк Твен.Очерк творчества.М.:Гослитиздат, 1962, 503с.
23. Богословский В.Н. К вопросу о развитии американской литературы конца XIX века /1865-1890годы/.-В сб.:Проблемы реализма в зарубежной литературе XIX-XX веков.М. :М0ПИ им. Н.К.Крупской,1980,с.3-15.
24. Болховитинов Н.Н. США: проблемы истории и современная историография ., М.: Наука, 1980, -405с.
25. Брукс В.У. Писатель и американская жизнь.Перевод с английского .-М.:Прогресс,т.I-I967,-424с.,т.П-1971,-255с.
26. Бущмин А.С. Наука о литературе.М.:Современник, 1980,-334с.
27. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы.-Л.-.Наука, 1975,-158с.
28. Ванслов В.В. Эстетика романтизма.М.:Искусство, 1966,-401с.
29. Вестник иностранной литературы. С-Петербург,июнь,1896,-с.2-48.- 168
30. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания.М.:Искусство, 1972,-200с.
31. Гайсмар Г.Американские современники.М.:Прогресс,1976,-311с.
32. Гиленсон Б.А. Американская литература конца Х1Х-начала ХХв. в. /спецкурс для студентов/, -Орехово-Зуево, 1969, -62с.
33. Джеймс Г. Избранные сочинения в двух томах,!.:Художественная литература,1979,-448с.
34. Днецров В.Д. Проблемы реализма.Л.:Художественная литература, I960,-499с.
35. Днепров В.Д. Черты романа XX века.М.-Л.:Советский писатель, 1965.-548с.36. "Достоевский в зарубежной литературе".Сборник ст.АН.СССР, Ин-т рус. лит-ры Д.: Наука, 1978, -240с.
36. Драйзер Т. соч.т. 12.М.:ГШ, 1954,-с.549-557.
37. Елистратова А.А. Наследие американского романтизма и современность.М.:АН СССР,I960,-504с.
38. Жирмунский В.М. Теория литературы. По этика. Стилистика. Л.:Наука, 1977,-407с.
39. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. I.:Наука, 1979,-432 с.
40. Засурский Я.Н. Американская литература XX века.Некоторые аспекты литературного цроцесса.М.:МГУ,1984,-502с.
41. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век М. .'Художественная литература,1973,-374с.
42. Зарубежная литература XIX века.Романтизм./Под ред.проф. Засурского Я.Н. /М.:Просвещение,1976,-490с.
43. Зарубежная литература XIX века.Романтизм.Критический реализм./Под ред.проф.Засурского Я.Н./ М.:Просвещение,1979,-510с.- 169
44. Зарубежная литература XX века./Под ред.проф.3.Т.Гражданской/ .М.:Просвещение,1973,-750с.
45. Зарубежная литература XX века /1871-1917/./Под ред.проф. Богословского В.Н. и проф.Гражданской 3.Т./.М.:Просвещение, 1979,-351с.
46. Зверев A.M. Модернизм в литературе США.Формирование.Эволюция .Кризис.М.:Наука,1979,-318с.
47. Ибсен Г. Полн.собр.соч.т.1,С-Петербург.:изд-во Т-ва А.Ф.Маркс ,1909,-с.93-Ю4.
48. История американской литературы./Под ред.проф.Самохвало-ва Н. И. /.М.:Просвещение, 1971, т. 1-343с., т .П-321с.
49. История зарубежной литературы /После Октябрьской революции/. М. :МГУ, 1969, т. 1-590с.
50. История зарубежной литературы конца XIX -начала XX в.в. Изд-е 2-е /Под ред.проф.Андреева Л.Г./.М. :Высшая школа, I978-472C.
51. История американской литературы.М.-Л.:АН СССР,т.1,1947,-343с.
52. Каули М. Дом со многими окнами.М.:Прогресс, 1973,-328с.
53. Кашкин И.А. Для читателя-современника. Статьи и исследования. М.: Советский писатель,1968,-560с.
54. Ковалев Ю.В.Молодая Америка. Д.:ЛГУ, 1971,-120с.
55. Культура и общество.Марксистская литературно-художественная критика США.Сб.ст.Пер.с англ./Сост.и предисл.проф. Засурского Я.Н./.М.:Прогресс,1976,-237с.
56. Левидова И.М. 0 Генри и его новелла.М. :Худож.лит. ,1973,-252с.
57. Либман В.А. Американская литература в русских переводахи критике.Библиография I776-I975.M.:Наука,1977,-с.285-287.- 170
58. Литературная история Соединённых Штатов.В 3-х томах./Под ред. Сшшгера и др./.М.:Прогресс,т.I-I977,-607с. ,т.П-1978,-524с.,т.Ш-1979,-645с.
59. Литературная история США./Под ред.проф.Андреева Л.Г./.М.: МГУ,1973,-267с.
60. Литература США XX века: Опыт типологического исследования. М.: Наука, 1978, -568с.
61. Маттисен Ф.О. Ответственность критики.М.:Прогресс,1972,-374с.
62. Мендельсон М.О. Уолт Уитмен.М. :ГИХЛ, 1954,-256с.
63. Мендельсон М.О.Современный американский роман.М.:Наука, 1964,-534с.
64. Мотылева Т. Достояние современного реализма.М.:Сов.писатель, 1973,-438с.
65. Мотылева Т. Зарубежный роман сегодня.М.:Сов.пис. ,1966,-471с.
66. Некоторые аспекты современной американистики, Сб. статей. М.: МГУ,1978,-310с.
67. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность.М.: Наука, 1968,-4Пс.
68. Николюкин А.Н. Становление американской национальной поэзии в эпоху войны за не зависимость. В кн. Проблемы истории и литературы США.М.:Наука, 1964,с.5-72.
69. Николюкин А.Н. Литературные связи России и США:становление литературных контактов.М.: Наука, 1981, -406с.
70. Оленева В.И. Современная американская новелла.К. :Наукова думка,1973,-255с.
71. Основные тенденции развития современной литературы США. /Под ред.М.О.Мендельсона,А.Н.Николгокина,Р.М.Самарина/.М.: Наука,1973,-398с.- 171
72. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли.
73. В 3-х томах.т.Ш.М.:Иностранная литература, 1963,-603с.
74. Поспелов Г.Н. Теория литературы.М.:Высшая школа, 1978,-350с.
75. Писатели США о литературе.В 2-х томах./Сост.и вступ.ст. А.Н.Николюкина/.М.:Прогресс,1982,-293с.,т.П.-455с.
76. Петров С.М. Критический реализм.М.:Высшая школа, 1980,-359с.
77. Проблемы литературы США XX века.М.:Наука, 1970,-527с.
78. Проблемы истории литературы США./Сб.ст.под ред.А.А.Ели-стратовой и др./.М.:Наука, 1964,-483с.
79. Проблемы традиции в американской литературе./Под ред. Я. Н. Засурскоп)/. М.: МГУ, 1980,-85с.
80. Прозоров В.Г. Традиции фронтира в литературе США XIX века и творчество Брет Гарта.М.:Акад.,1977,-273с.
81. Романтические традиции американской литературы XIX векаи современность.Сб.ст.Инстит.мировой лит.игл.А.М.Горького. /Под ред.Я. Н. Засурского/. М.: Наука, 1982, -350с.
82. Ромм А.С. Марк Твен. М.:Наука, 1977,-20с.
83. Самохвалов Н.И. Американская литература XIX в./Очерк развития критического реализма/.М.:Высшая школа, 1964,-564с.
84. Современное литературоведение США.М. :Наука, 1969,-352с.
85. Старцев А.И. Новелла в американской литературе Х1Х-ХХв.в. В кн.Амер.новелла XIX века.М. :1Ж1,1958,с.3-38.
86. Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя.М.:Сов.пис. ,1981,-375с.
87. Сучков Б.И. Исторические судьбы реализма.Размышления о творческом методе.М.:Сов.пис.,1973,-504с.
88. Теория литературных стилей /Типология стилевого развития XIX века /Ред.кол. :Н.К.Гей,А.С.Мясников и др./.М. :1977,- 496с.
89. Толстой о литературе.М.: Гослитиздат, 1955, -764с.
90. Тугушева М.П. Современная американская новелла./Некоторые черты развития/. М.: Высшая школа, 1972, -с. 77.
91. Уолт Уитмен.Демократические дали.В кн."Листья травы".М.: 1ШЛ,1955,с.315-331.
92. Уаллек Р.,Уоррен 0. Теория литературы.М.:Прогресс, 1978,-323с.
93. Хралченко М.Б.Художественное творчество,действительность, человек.М.:Советский писатель,1976г366с.
94. Художественный метод и творческая индивидуальность писателя ./Сд.ст./Томск,Т1У,1980,-90с.
95. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение к действительности. Полн.собр.соч.т.П.М.:1949,с.5-9.
96. Эб.Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра.Спецкурс. М.:МГУ,1978,-79с.
97. Эстетика американского романтизма.Пер.с англ./Сост.вступ. ст.и коммент.А.Н.Николюкина/.М.:Искусство, 1977,-463с.
98. Abel, Darrel. American Literature, H.Y., 1963. v. 1 442 p.v. II 537 p. v.III - 370 p.
99. The Achievement of Sherwood Anderson. Essays in criticism. (Ed. with an introd. by Ray Lewis White), llorth Carolina,1966 70 p.
100. Adams, John R. Harriet Beecher Stowe. N.Y. 1963. -172 p.
101. Ahnebrink, Lars. The Beginnings of Naturalism in American Fiction. Upsala, 1956. 505 p.
102. American Literature to 1900. Ed. Ъу Marcus Cunliffe, L. Barrie and Jenkins, 1973. 399 p.
103. The American Hovel. From James F. Cooper to William Faulk-ner.Ed. by Wallace Stegner. N.Y. 1965. 236 p.
104. American Literary Criticism. An Anthology. ( Сост.И.П.Ильин) M., Progress, 1981. 398 p.
105. The American puritan imagination. Essays in revaluation (Ed. by Sacvan Bercovitch). Cambridge, Univ. press, 1974,1. VIII. 265 p.
106. American realism (Selecred, ed. and with introd. by Jan Be-nardete). 2T.Y., 1972 4-14 p.
107. The American Scholar today. Emerson's assay and some critical views. Ed. by C. David Mead. !T. Y., 1970. 93 p.
108. American transcendentalism. An anthology of criticism. (Ed. by Brian M. Barbour). Notre-Dame-London, 1973. 302 p.
109. Anderson, Quentin. The imperial self. An essay in American Literary and Cultural history. IJ.Y., 1971. 274 p.
110. Arvin,'N. Hawthorne. Lond., 1929. 303 p.
111. Bailly, Elmer James. Religious thought in the greater American poets. 1968. 258 p.
112. Bell, Michael Davitt. Hawthorne and historical romance of
113. New England. Princeton, II. Jersey, 1971. 253 p.
114. Berthoff, Warner. The ferment of realism. American Literature 1884 1919. N.Y. - lond. 1965. - 330 p.
115. Blake, Pay M. The Strike in the American novel. N.Y., 1972.292 p.
116. Blank, Jacob. Bibliography of American Literature vol. 3. Edward Egglston to Breat Harte. II.Y. 1959. 482 p. Vol. 4. Nathaniel Hauthorne to Joseph Holt Ingraham. 1963. - 495 p.
117. Bloom, Harold. The ringers in the tower. Studies in romantic tradition. Chicago London, Univ. of Chicago press, 1971. - 352 p.
118. Bowden, Edwin T. The dungeon of the heart. Human isolation and the American Novel. N.Y., Macmillan, 1961. 175 p.
119. Briggs, Arthur E. Walt Whitman. Thinker and arlist N.Y., 1968. 489 p.
120. Brooks, Van Wyck. Three essays on America. (Introd. by James R.V. N.Y., 1970. - 216 p.
121. Brooks, Van Wyck. America's Coming of Age. N.Y., 1915. -183 p.
122. Brooks, Van Wyck. The Flowering of New England, 1915 1865. N.Y., 1946. - 550 p.
123. Brooks, V.W. Prom a writer's notebook. N.Y. Dutton, 1958. -182 p.
124. Brooks, V.W. A pictorial history of American Literature. L., Dent, 1950. 241 p.
125. Brooks, V.W. New England : Indian Summer. 1865 1915. N.Y., 1940. - p. 455 - 473.
126. Brooks, V,W. The Writer in America. N.Y., 1953. 192 p.
127. Cady, Edwin Harrison. The Light of common day. Realism in- 175
128. American fiction. (1860 1910). Bloomington - London, 1972. - 224 p.
129. Cady, E.H. The Road to Realism. The Early Years of William Dean Howe lis. 1837 1885. II. Y. press, 1956. - 283 p.
130. Cady O.W., Hoffman. P.I., Pearce R.H. The Growth of American Literature. V.I., N.Y. 1956. 911 p.
131. Callow, James Т., Reilly, Robert. Guide to American Literature from Emily Dickinson to the present. N.Y., 1977. -272 p.
132. Cambridge History of American Literature, (ed. by Trent, Erskine .) England, Cambridge Univ. press, 1963. v. I. -678 p.
133. Canby H.S. The Short Story in English. H.Y., 1926 386 p.
134. Canby H.S. A study of the Short Story. N.Y. , 1913. 273 p.
135. Canby H.S. American Estimates. Port Washington, 1968. 287p.
136. Cantwell, Robert. Hataniel Hawthorn. The American Years. H.Y., 1948. 498 p.
137. Cargill, Oscar. Ed. The Social Revolt: American Literature from 1888 to 1914. N.Y. 1948. 649 p.
138. Carter, Everett. Howells and the Age of Realism. II. Y. 1954.307 p.
139. Cary, Richard. Sarah Orne Jewett. New Haven. 1962.- 175 p.
140. Cary, Richard. Sarah Orne Jewett's Letters. Maine, 1956, -117 p.
141. Century Readings for a course in American Literature. Ed. by Pattee P.L. 1T.Y., 1924. 988 p.
142. Chase, R. The American Hovel and its Tradition. II.Y. 1957.266 p.
143. Christy Arthur. The orient in American transcendentalism.
144. A Study of Emerson. Thoreau and Alcott. N.Y., Octagon books, 1963. 382 p.
145. Clark, H.Ed. Transitions in American Literary History. Durham, North Carolina, 1953. 479 p.
146. Clark H., Fogle R., Falk R. The Development of American Literary Criticism. Chapel Hill, 1955. 262 p.
147. Cody, John. After great pain. The inner life of Emily Dickinson. Cambridge, Mass. press, 1971. 538 p.
148. Cowie, A. The Rise of the American Novel. N.Y., 1948. -877p.
149. Cunliffe, Marcus. The Literature of the United States. New Haven, Lond., 1973. 399 p.
150. Davidson, E.H. Hauthorne's last phase. New Haven, 1949. -172 p.
151. Fiedler, Leslie, A. Love and death in the American Novel. Cleveland. N.Y., 1962. 603 p.
152. Fields, Annie. Authors and Friends. Michigan, 1969. 355 p.
153. Foerster Norman. Image of America. Our litersture from puritanism to the space age. Notre Same London, 1970, -152 p.
154. Foley, Patrick Kevin. American authors 1795 1895. Kenne-bunkport, Milford, 1969. - 350 p.
155. Folsom, James K. The American Western Novel. New Haven, 1966. 224 p.
156. Foster E. Mary E. Wilkins Freeman. N.Y., 1956. 229 p.
157. Frederic, John Towner. The darkned sky. Nineteenth century American Novelists and Religion. Notre-Dame-London, 1969. -276 p.
158. Geismar, Maxwell. Mark Twain. An American prophet. Boston, Houghton Mifflin со., 1970. 564 p.
159. Hart, B. The Rise of the Short Story in the book "Ameri- 177 can Literary Essays". (Ed. Ъу Leary). L. N.Y., 1960. -244 p.
160. Hart, John Seely. A Manual of American Literature. (With a new introd. by Eberhard Alsen). U.Y. London, 1969. -641 p.
161. Henderson, Harry Б. Versions of the past. The historical imagination in American fiction. II.Y., 1974. 344 p.
162. Hirsch, David H. Reality and Idea in the early American Hovel. The Hague Paris, Mouton, 1971. - 221 p.
163. Hoffman, Daniel Gerard. Form and Fable in American Fiction. Oxford Univ. press, 1965. 368 p.
164. Holman, Clarence Hugh. The American novel through Henry James. (Сотр. Ъу Hugh Holman). IT.Y., Appleton-Century Crofts, 1966. 102 p.
165. Howelis, W.D. Literature and Life. N.Y., 1902, p. 280 281.
166. Howard, David. Tradition and tolerance in 19th century Fiction, Critical essays on some English and American novels. Ed. by David Howard, John Goodie. Lond., Rontledge and Kegan .Paul, 1966. -281 p.
167. Hubell, Jay Broadus. Who are the major American writers?
168. A Study of the changing literary canon. Durham (IT.C.), 1972. 344 p.
169. The Idea of an American novel. (Ed. by Louis D. Rubin John Rees Moore). N.Y., Crowell, 1961. 394 p.
170. Individual and Community. Variations on a theme in American fiction. (Ed. by Kenneth H. Baldwin and David K. Kirby). Durham, 1975. 222 p.
171. Intellectual history in America. Contemporary essays on puritanism, the enlightenment and romanticism (Ed. by Cushing- 178
172. Strout), Harper and Row., 1968., v. I. 258 p.
173. James, H, The critical heritage. (Ed. by Roger Gard. Lond., Roulledge and Kegan Paul). U.Y., Barnes and Noble, 1968. -566 p.
174. Jewett S. Orne.letters. (Ed. by R. Gary, Waterville). Maine, Colby College press, 1956. 117 p.
175. Jones, Howard Muford. History and the contemporary. Essays in 19 th century literature. Madison., 1964. - 176 p.
176. Jones, Howard Muford. Belief and disbelief in American literature. Chicago London, 1967. - 153 p.
177. Kaplan, Harold. Democratic humanism and American Literature. Chicago London. - 298 p.
178. Kinkid. E. Sh. The Element of Dispair in Modern Literature. The Independent 23, 1896. 513 p.
179. Klinkowitz, Jerome. The practice of fiction in America: Writers from Hawthorne to the present. Iowa state Univ. press 1980. 140 p.
180. Kunitz and Haycraft. American Authors (1600 1900). A Biographical Dictionary of American Literature. N.Y. 1938. -302 p.
181. Lawrence, D.H. Studies in classic American Literature. (Har-mondsworth (Mddx), Penguin books, 1971- - 187 p.
182. The Letters of Sarah Orne Jewett. Boston and U.Y., 1911. p. 46 47.
183. Leary, Lewis. Articles on American Literature. 1968 1975. (Сотр. by Lewis Leary with John Auchard). - Durham (IT. C.), Duke univ. press, 1979. - 745 p.
184. Leary, Lewis. Articles on American Literature. 1950 1967.
185. Сотр. by Lewis Leary with the assistance of Carolyn Bartholet and Catharine Roth. Durhama (N.C.)., Duke univ. press, 1970 751 p.180. liff, Larzer. The American 1890-s. life and times of a lost generation. N.Y. Viking press. 1968. 376 p.
186. Light, James F. John William De Forest. N.Y., 1965. 192 p.
187. Local Colorists, American short stories. 1857 1900. Ed. by C.M. Simpson. IT,Y. 1960. - 340 p.
188. Machen, A. Hierogliphics: A Note upon Ecstasy in Literature. L., 1960. 184 p.
189. Macy, J. The Spirit of American literature. N.Y. 1912.'- 347p.
190. Macy, John. Ed. American Writers on American Literature, N.Y. 1934. 362 p.
191. Mc. Namee, Lawrence F. Dissertations in English and American Literature. Theses accepted by Am., British and Germ, universities, 1865 1964. N.Y., Bowker, 1968 - 69. - 112 ^
192. Martin, Jay. Harvests of change. American Literature. 1865 -1914. Englewood Cliffs. (N.J.). Prentice Hall, 1967. -382 p.
193. Mathiessen, Francis Otto, American renaissance. Art and op-re ssion in the age of Emerson and Whitman. 1941. 678 p.
194. Maxwell, Desmond Ernest Stewart. American Fiction. The Intellectual background. L., Routledge and Kegan Paul, 1963 -306 p.
195. Maxwell, Desmond Ernest Stewward. American Fiction. The intellectual background, N.Y., Lond., Routledge and Kegan Paul, „ 1963. 306 p.191* Mc Williams Carey. The New regionalism in American Literature. Folcroft libr., 1974. 139 p.
196. Moulton, Charles Wells. Moulton's library of literary criticism of English and American authors. Through the begin- 180 xiing of the 20th century. Sbridged, rev. and with additions Ъу Martin Tucker. In 4 vol. U.Y., Ungar, 1966. v. 4-. -534 p.
197. Oakes, Urian The Sovereign Efficacy of Divine Providence. В KHi'The American Puritans". (Ed. P. Miller), II.Y., 1956206 p.
198. O'Connor, William Van. The grotesque: an American genre and other essays. With a pref. Ъу Harry T. Moore. Carhondale, Southern univ. press., 1962. 231 p.
199. Paine C. Southern prose writers. U.Y., 1947. 392 p.
200. Pattee, P,L. The feminine fifties. Port Wash., Kennikat press, 1966. 339 P.
201. Pattee, F.L. The first century of American Literature, 177Q -1870. U.Y., 1966. 613 p.
202. Pattee, P.L. The level of the American Short story. A historical survey. U.Y., 1966. 388 p.
203. Pattee, P.L. The Hew American Literature, 1830 1930. U.Y., and London, 1930. - 507 p.
204. Pattee, P.L. The development of the American Short story. A historical survey. U.Y. and L., 1923. 386 p.
205. Pattee, P.L. A History of American Literature since 1870. U.Y., 1915. p. 220 243.
206. Pattee, P.L. Side-Lights on American Literature. U.Y., 1922. p. 175 209.
207. Pelham Edg. The art of the novel. Prom 1700 to the present time. U.Y., 1965. 493 p.
208. Pochman, Henry A. and Allen Gay Wilson. Introduction to masters of American Literature. London Amsterdam, 1969. -156p.
209. Quinn, A.H. American Fiction (A Historical and Critical Survey), N.Y. and London, 1936, p. 433 471.
210. Rankin, Thomas Ernest. American writers of the present day 1890 to 1920. Folcroft library, ed. 1974. 186 p.
211. The Rise of Realism (American Literature from 1960 to 1900), (Ed. by Louis Wann), N.Y. 1949. 874 p.
212. Rhode, Robert D. Setting in the American short Story of local color, 1865 1900. The Hugue, Paris, Moulon, 1975. -189 p.
213. Rosental, T. American fiction since 1900. Cambridge, 1961 32 p.
214. Ross, Danforth. The American Short story. Minneapolis, 1961,47 P.
215. Selected American prose. 1841 1900. Realistic Movement. Ed. by W. Stegner, N.Y., 1958. - 343 P.
216. Sherman, Stuart P. Americans. Mencken, Franklin, Emerson, Hawthorne, Whitman, Joaquin Miller, Sandburg, Carnegie, More. Port Washingten N.Y., 1964. 336 p.
217. Simms, William Gilmore. Views and reviews in American liteterary history and fiction. /Ed. by C. Hugh Holman./1. Cambridge, 1962. 292 p.
218. Six classic American Writers (Ed. by Sherman Paul) Minneapolis, 1970. 271 p.
219. Smith, Herbert F. The popular American novel, 1865 1920.- 182
220. Boston, I wane, 1980. 192 p.
221. Smith, M.C. Mary Wilkins at home. "Author" II, July 15, 1890,- 100 p.
222. Southern Lights and Shadows. N.Y., 1907. 288 p.
223. Spiller, Robert Ernest. The Oblique light. Studies in literary history and biography. London, 1968. 279 p.
224. Stedman, E.C. Ed. A library of American Literature. N.Y., 1889. v. 7 582 p., v. 11 - 650 p.
225. Stone, Edward. Voices of despair. Pour molifs in American literature. Athens, Ohio. univ. press, 1966. 240 p.
226. Tanner, Tony. The reign of wonder. Naivity and reality in American Literature. Cambridge, univ. press, 1965. 388 p.
227. Taylor, William Robert. Cavalier and Yankee: The old South and American native. Character. Cambridge, Lond., Harvard univ. press, 1979. 384 p.
228. The Theory of the American novel. (Ed. with an introduction by George Perkins). II.Y. 1970. 475 p.
229. Thorp, Margaret Parrant. Sarah Orne Jewett. Minneapolis, 1966. 48 p.
230. Trilling, Lionel. The liberal imagination. Essays on literature and society. Harmondsworth, Penguin books, 1970. 300p.
231. Tuttleton, James W. The novel of manners in America. Chapel Hill, 1973. 304 p.
232. Van Doren, C. The American Hovel (1789 1939). N.Y., 1940. 406 p.
233. Van Doren, C. Contemporary American Novelists. N.Y. 1922,176 p.
234. Vincent, Leon H. American Literary masters. N.Y. 1969 517p.
235. Wann L. The Rise of Realism in American Literature from 1860 to 1900, N.Y. 1849. 874 p.-233» Wagenkneht, E. Harriet Beecher St owe. The known and unknown. N.Y., Oxford univ.press, 1965. 267 p.
236. Wagenkneht E. Nathaniel Hauthorne: man and writer. N.Y.,
237. Oxford press, 1961. 233 p.
238. V/ager, Willis. American Literature. A world view. N.Y. L., 1968. - 291 p.
239. Walcutt. Ch. American Literary Naturalism: A Devided Streem. Minneapolis, 1956. 332 p.
240. Wendell, Barrett. A literary history of America. N.Y., Greenwood press, 1968. 574 p.
241. Westbrook, P.D. Mary E. Wilkins-Freeman. N.Y. 1967. 191 p.
242. What manner of woman: Essays on English and American life and literature./Ed. by Marlene Springer/. N.Y. univ. press, 1977. 357 p.
243. White, Hilda. Truth is my country. Portraits of 8 New England authors. N.Y., 1971. 289 p.
244. Williams, B.C. Our Short Story Writers. N.Y. 1926. p. 160181.
245. Woodress, James. Dissertations in American Literature 18911966. /Newly rev. and enl. with the assist, of Marian Koritz. Durham, Duke univ. press, 1969. 185 p.
246. Wright, Lyle Henry. American fiction, 1876 1900. A contribution toward a bibliography. San Marino, 1966. - 683 p.
247. The Writings of William Dean Howells. N.Y. and Lnd., 1910 -252 p.
248. Young, Phillip. Three bags full. Essays in American fiction. 1971. 231 p.- 184 -Художественные тексты
249. Американская новелла XIX в. т.1 М.5 ГИХЛ, 1958. 679 с.
250. Американская новелла XX в. т.II М.: ГИХЛ, 1958. 535 с.
251. Готорн Н. Алая буква. М.Г ГИХЛ, 1957. 246 с.
252. Готорн Н. Новеллы. Д:ЛЩ965. с. 90 - 100.
253. Современная американская новелла (60-е годы).М.; Изд. "Прогресс", 1971. 432 с.
254. Толстой Л.Н. Три смерти. Полн.соб.соч., т.Ш.М.: ГИХЛ, 1952. с.56 68.
255. Уитмен У. Листья травы. М.: ГИХЛ, 1955. с.315 - 331.
256. American Short Stories of the XIX century. N.Y., 1963. -372 p.
257. Beecher Stowe. The Minister V/ooing. N.Y., 1859. 327 p.
258. Beecher Stowe. The pearl of Orr's Island, L., 1875. 352 p.
259. Beecher Stowe, Oldtown Folks. N.Y., 1888. 608 p.
260. Beecher Stowe. Poganuc people, their loves and lives. N.Y., 1878. 375 P.
261. Cable, J.W. The Creoles of Lousiana . N.Y., 1884. 320 p.
262. Cable, J.W, The Grandissimes. A story of Creole life. N.Y. 1885. 448 p.
263. Cook, R. Terry. Eben Jackson. The Atlantic Monthly, March, Boston, 1858. p. 524 - 536.
264. French, A. Stories that end well. Ind., 1911. 341 p.
265. French, A. My name is Masak. Peguis, 1977. 110 p.
266. French, A. The Lion's share. Ind., 1907. 376 p.
267. Garland, H. Main travelled roads. N.Y. - L., 1899.- 377 p.
268. Garland, H. A son of the Middle Border. N.Y., 1922. 467 p.
269. Garland, H. Roadside Meetings. London, 1931. 474 p.
270. Jewett, S. Orne. Deephaven. Boston and N. Y., 1895. 255 p.
271. Jewett, S. Orne. A Native of Y/indby and Other Tales. Bost. ' and IT. Y., 1893. 309 p.
272. Jewett, S. Orne. The Life of Nancy. Boston and N.Y., 1895.322 p.
273. Jev/ett, S. Orne. The World of Dunnet Landing. (Ed. Ъу: D. Gran.) univ. of Nebraska press, 1962. 420 p.
274. Jev/ett, S. Orne. A country doctor. Bost. and N.Y., 1884. -351 P.272» К irkland J. Zury : The Meanest man in Spring County. A Novel of Western Life. Urbana: of Illinois press. 1956. -538 p.
275. Library of American Fiction. N.Y, 1904, v. I 177 p. v II-198 p.
276. Local Colorists. American Short Stories, 1857 1900. (Ed.by C.M. Simpson), N.Y., 1960. 340 p.
277. Modern American Short Stories, N.Y., 1943. 384 p.
278. Short Story Classics. N.Y. 1905, v I 687 p.,v II - 687 p.
279. Short Story Masterpieces. Chicago, 1900.- 325 p.
280. Short Fiction of Sara Jewett and Mary Wilkins-Freeman (With the Introduction of Barbara H. Solomon). N.Y., 1979. 502 p.
281. Произведения Ушншнс-^римен, М.Э.
282. Длинная рука. Вестник иностранной литературы. С-Петербург, июнь, 1896. с 2 - 48.
283. Золото. Всеобщая библиотека. Кн. 5. С-Петербург, 1907^с. 167 200.
284. На холме Примрозов. В кн. Американская новелла XIX в.Т.1 М.: ГШ, 1958. - с. 505 - 516.
285. От нужды к достатку. Серия "Книжка за книжкой", кн.98, С-Петербург, 1899 108 с.- 186
286. By the Light of the Soul. N.Y. London: Harper, 1906.-449 p.
287. The Copy-Cat and Other Stories. Hew York Harper, 1914.-350 p.
288. The Debtor. N.Y. L.: Harper, 1905. - 562 p.286. "Doc" Gordon. N.Y., Mc Leod and Allen, 1906. 322 p.
289. Edgewater people. N.Y. L., Harper, 1918. - 314 p.
290. The Pair Lavinia and Others. New York L. Harper, 1907. -307 p.
291. The Givers. N.Y., Harper, 1904. 296 p.
292. The Green Door. London, 1912. 61 p.
293. The Heart's Highway. A Romance of Virginia in the 17-th century. N.Y.-London, 1900. 308 p.
294. A Humble Romance and Other Stories. London, 1893. 154 p.
295. Jane Field. N.J. Lit. House press, 1970. 267 p.
296. Giles Corey, Yeoman: A Play. N.Y. Harper and Brothers, 1893.252 p.
297. Jerome. A poor man. Collection of British Authors Tauchnitz Edition v. 326o 3261, Leipzig. 1898, v.I - p. 279.v.II -285.
298. The Portion of Labour. N.Y. London, Harper, 1901.- 562 p.
299. The Pot of Gold and Other Stories. Boston: D.Lothrop and C., 1892. p.290.
300. The Shoulders of Atlas. New- York London: Harper, 1908. -293 P.
301. Silence and Other Stories. Leipzig, Tauchnitz, 1898, -296p.
302. Six Tress. New York London, Harper, 1903. - p. 207.
303. Understudies. New York and London, Harper, 1901. 229 p.
304. The Wind in the Rose Bush and Other Stories of Supernatural. N.Y. Doubleday, page and G., 1903, pp. 237.
305. The Winning Lady and Other Stories. N.Y. London, 1909. -327 p.
306. Young Lucretia and Other Stories. London, Osgood, Mc Twain and Go, pp. 242.1. Диссертации
307. Апенко E.M. Американская романтическая новелла. /К вопросу истории и теории жанра/. Дис.на соиск. уч. ст. канд. филол. наук, - Ленинград, 1979. - 211 с.
308. Березовская О.Н. Новеллы Н. Готорна, 1825-1852 г.г. Проблематика. Поэтика. Метод. Дис. на соиск. уч. шт. канд. фи-лол. наук. - Ленинград. 1980. - 218 с.
309. Еякова Н.Г. Американская новелла последней трети XIX века /О жанровом своеобразии/. Дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. - Москва. 1980. - 208 с.
310. Мысловатая К.С. Формирование реалистических тенденций в американской областнической литературе П-ой половины XIX века. Дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. - Москва. 1975,165 с.
311. Олейник В.Т. Проблема жанров в поэзии Новой Англии ХУЛ в. -Дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Москва. 1977. -223 с.
312. Bischoff, Volker. Die Darstellung psychischer Grenzfalle bei Mary E. Wilkins. Studien zur Thematik und Erzahltechnik in der friihen prosa (1887-1897) Diss, vorgelegt von Volker Bi-schoff, Hamburg, 1971. - 171 c.1. Авторефераты
313. Анастасъев Н.А. Традиции и новаторство в литературе критического реализма XX в. : Автореф. диссертации на соиск. ученой степ, доктора филол. наук. Москва, 1982. - 35 с.
314. Богословский В.Н. К истории реализма в США. Творчество Джека Лондона и Э. Синклера. / I900-I9I7 /. Автореф. диссертации на соиск. ученой степ, доктора филол. наук. - Москва, 1963. - 93 с.
315. Иваник А.И. Проблема взаимодействия романной и новеллистической форм в литературе критического реализма США в конце XIX первой половине XX века. Автореф, дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. - Киев, 1977. - 24 с.
316. Инцкирвели Д.Д. Поэтический путь Эмили Дикинсон. Автореф. дис. на соиск. уч,' ст. канд. филол. наук. Тбилиси, 1975.31 с.
317. Самохвалов Н.И. К истории становления критического реализма в литературе США XIX в. Автореф. дис. на соиск. ученой ст. доктора филол. наук. - Москва, 1964. - 36 с.
318. Сыздыкова Т.Н. Л.Н. Толстой в США / История восприятия творчества русского писателя в 1869-1900 г.г. / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. - Москва, 1982. - 26с.
319. Трусова В.А. Творчество Ребекки Хардинг Дэвис. / К проблеме становления критического реализма в литературе США /, Ав-тореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. - Москва, 1972. - 16 с.