автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Творчество Михаила Броннера для баяна

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Власова, Мария Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Творчество Михаила Броннера для баяна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Михаила Броннера для баяна"

На правах рукописи

Власова Мария Владимировна

ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА БРОННЕРА ДЛЯ БАЯНА

Специальность 17.00.02 Музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

НОЯ 2013

Москва-2013

005538963

005538963

Работа выполнена в Российской академии музыки им. Гнесиных

Научный руководитель: доктор искусствоведения,

профессор

Науменко Татьяна Ивановна

Официальные оппоненты: Денисов Николай Григорьевич

доктор искусствоведения, доцент,

Российский гуманитарный научный фонд, заместитель начальника управления гуманитарных наук

Гринес Ольга Вячеславовна

кандидат искусствоведения, доцент,

Нижегородская государственная

консерватория им. М.И.Глинки, доцент кафедры концертмейстерского мастерства

Ведущая организация: Государственный музыкально-

педагогический институт им. М.М.Ипполитова-Ивапова

Защита состоится 17 декабря 2013 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 210.012.01, созданного на базе Российской академии музыки им. Гнесиных по адресу: 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 30/36.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии музыки им. Гнесиных.

Автореферат разослан «_» ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Пилипенко Нина Владимировна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В последнее десятилетие существенно возрос интерес к творчеству Михаила Броннера. Кроме премьер сочинений, звучащих в последние годы на многочисленных концертных площадках в России, Европе и США, в настоящее время ведутся музыковедческие исследования разных жанров его творчества -балетов, инструментальных концертов и хоровых сочинений.

Михаил Броннер (1952) родился в Москве, окончил Московскую консерваторию (Т.Н. Хренников - класс композиции, Ю.А. Фортунатов - класс инструментовки). Он является лауреатом премии им. ДД. Шостаковича, секретарем Союза композиторов России, автором более 150 сочинений - шести опер, двух балетов, симфонических, вокальных и камерных произведений, исполняемых в России, Германии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии, Швейцарии и США, и записанных на пластинках и многочисленных компакт-дисках.

Сочинения для баяна М. Броннера в полном объеме еще не становились предметом специального изучения, хотя они составляют важную часть его творчества. На сегодня композитором созданы более двадцати пяти опусов с участием баяна. Инструмент у него представлен в самых разных жанрах: от сочинений для баяна соло и ансамблей, до масштабных симфонических полотен с участием инструмента, что позволяет нам определить группу сочинений для баяна как самостоятельную область творчества Броннера. Их рассмотрение представляется весьма перспективным также в свете тенденций развития музыковедения последнего десятилетия: особое значение приобретали исследования в области музыкального тембра, который рассматривается как основа в формировании драматургии многих произведений конца XX века. Возникли такие понятия, как «темброформа», «тембротема», «темброфактура» и пр. В одном из своих интервью Михаил Броннер подчёркивает, что тембр инструмента имеет для него основополагающее значение: «Композитора всегда интересуют две вещи: тембр и технологические возлюжности. В баяне и то и другое мне близко... во-

первых, он - многоголосный, а во-вторых, тоскливый. Он мне близок по темпераменту. Я его воспринимаю как себя, как персонаж»'.

В звучащей музыкальной действительности баян завоёвывает всё большую популярность в академическом амплуа, а современная баянная литература начинает обретать своих первых исследователей. Этот исторический процесс становления инструмента связан, прежде всего, с именами Г. Банщикова, С. Беринского, К. Волкова, С. Губайдулиной, Э. Денисова, В. Золотарева, Г. Канчели, А. Ларина, Р. Леденёва, Е. Подгайца, А. Холминова, и других, чье творчество подняло инструмент на качественно иную ступень. Все это обусловливает актуальность темы диссертации, посвященной сочинениям для баяна Михаила Броннера.

Цель исследования - установить художественное своеобразие баянного творчества Михаила Броннера в совокупности образного строя и музыкально-выразительных средств. Для этого в работе выделяется ряд задач:

- охарактеризовать баянное творчество отечественных композиторов в контексте времени - на рубеже ХХ-ХХ1 веков;

- проследить особенности формирования оригинального репертуара для инструмента в указанный период;

- проанализировать весь корпус баянных сочинений композитора, созданных с 1997 по 2013 годы;

- изучить образные и содержательные истоки творчества Броннера;

- проследить взаимосвязь образного строя сочинений и инструментальных средств воплощения на баяне;

- охарактеризовать специфические средства музыкальной выразительности, присущие баянным сочинениям различных жанров;

- выявить черты индивидуально-авторского своеобразия в трактовке инструмента;

- определить роль баянного творчества Броннера в развитии и обогащении баянного репертуара рубежа XX - XXI веков.

1 Власова М.В. «Баян мне близок по темпераменту. Я его воспринимаю как себя...». Интервью с композитором Михаилом Броннером / М.В. Власова // Школа молодого исследователя. Сб. научных трудов. Вып. 2 (9). По материалам конференции в Союзе московских композиторов / Ред.-сост. И.М. Ромашук. - М., 2012. - С. 143.

Материал диссертации составляют все сочинения композитора (1997 - 2013), где баян представлен в качестве сольного инструмента, в составе камерного ансамбля, а также как солист в составе камерного и симфонического оркестров. Также контекстное поле работы составляют произведения Броннера, созданные в других жанрах.

Круг баянных сочинений, анализируемых в работе, дополнен произведениями российских авторов, современников Михаила Броннера. Основное внимание уделяется профессиональным композиторам, работающим в области академической музыки - В. Беляев, К. Волков, В. Кобекин, А. Ларин, Е. Подгайц, В. Рябов, Т. Сергеева, и другие. Соответственно, за пределами изучения остается значительный пласт репертуара, созданного в описываемый период российскими композиторами-баянистами.

Степень разработанности темы. Творчество М. Броннера для баяна не являлось предметом целостного изучения. Отдельные сочинения получили научное освещение в статьях В. Васильева, М. Имханицкого, М. Кокжаева, Ф. Липса, И. Ромащук, Г. Снитовской. Исследованию сочинений М. Броннера «Страсти по Иуде» для баяна и камерного оркестра и С. Губайдулиной «Семь слов» для баяна, виолончели и струнных — с точки зрения жанра, тематики и средств музыкальной выразительности, отведено место в кандидатской диссертации О. Васильева. Контекстное поле работы составляет панорама творчества российских композиторов для баяна на рубеже веков. Масштабное исследование в этой области, освещающее творчество отечественных авторов для баяна конца 1970 — 90-х годов, а также основные тенденции исполнительской интерпретации принадлежит В. Васильеву. Значительный интерес представляют работы, раскрывающие грани творчества для баяна отдельных композиторов. Так, творчеству для баяна С. Губайдулиной посвящено диссертационное исследование У. Мироновой. Стилевые тенденции в творчестве для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока рассматриваются в диссертации Т. Будановой. Жанр концерта в баянной литературе анализируется в статьях и монографии А.Лебедева. Проблемам современного исполнительства и характеристике творчества современных российских и зарубежных авторов

посвящены многочисленные работы - статьи, монографии, учебные пособия М. Имханицкого. Творчество пропагандиста современной музыки для баяна Ф. Липса освещается в статьях А. Гатауллина. Изучению российского баянного исполнительства на современном этапе посвящены работы В. Бычкова, Р.Шайхутдинова, Ю.Ястребова. Некоторые тенденции и аспекты творчества современных авторов и баянного исполнительства затрагивает в своей статье и В. Пеунов.

Главной проблемой диссертации стало выявление авторского своеобразия баянных сочинений Броннера.

В основу гипотезы исследования легло предположение, что произведения Михаила Броннера для баяна, раскрывая новые возможности инструмента и отражая характерные черты авторского стиля, образуют самобытное целостное явление в современной отечественной музыкальной культуры.

Объектом исследования стали произведения М. Броннера для баяна соло, с участием баяна и с привлечением произведений других авторов для обрисовки исторического контекста.

Предмет исследования - индивидуально-авторский стиль в баянных сочинениях композитора, рассмотренный в единстве его образной составляющей и избранного круга музыкально-выразительных средств.

Положения, выносимые на защиту:

• сочинения М. Броннера для баяна являются целостным явлением современной баянной литературы, обладающим своими характерными особенностями;

• баянное творчество композитора в полной мере отражает основные черты его творчества в целом;

• своеобразие тембра инструмента и его технологические возможности определяют образную сферу баянных сочинений М. Броннера;

• приоритетом в творчестве композитора сочинений темы Книги (в сакральном и бытовом аспекте), темы Романтизма и темы Детства обосновывается выбор тех или иных средств музыкальной

выразительности в баянных произведениях.

Методология исследования опирается на междисциплинарный подход, объединяющий как музыковедческие теории, так и подходы, выработанные в смежных гуманитарных науках. Среди них выделим методы, связанные с исследованием поэтики и стиля (С. Аверинцев, Н. Гуляницкая, Д. Лихачев, А. Лосев, Е. Назайкинский, Ю. Пантелеева, С. Савенко). Анализ образной и выразительной сфер в современных произведениях российских авторов был предпринят в опоре на исследования Л. Акопяна, А. Григорьевой, И. Ромащук, С.Савенко, Т.Чередниченко, В.Ценовой. Особую группу источников образуют работы, посвященные современным проблемам баянного творчества и исполнительства (Т. Буданова, В. Бычков, В. Васильев, О. Васильев, А. Гатауллин, М. Имханнцкий, В. Карташов, И. Краузе, А.Лебедев, Ф.Липс, А. Мирек, У. Миронова, С. Платонова, Е. Показанник, И. Пуриц, О. Спешилова, В. Холопова, Р. Шайхутдинов, Ю. Ястребов и другие).

Существенное значение в формировании методологической основы диссертации имеют также монографические исследования - такие, например, как книги Ю. Холопова и В. Ценовой об Э. Денисове, И. Ромащук о Г. Попове, Ю. Пантелеевой о Н. Корндорфе, Д. Шульгина о В. Екимовском, В. Холоповой о Р.Щедрине, Е.Чигаревой о А.Шнитке, В. Холоповой и В. Ценовой о С. Губайдулиной, и др.

Научная новизна работы определяется как темой, так и материалом диссертации. Впервые в отечественном музыкознании:

• выявлена область баянного творчества Броннера, определены ее жанровые границы;

• исследован феномен баянного творчества композитора как самоценное творческое явление;

• определены авторские черты в трактовке инструмента, проявленные в совокупности средств выразительности, характеризующих каждое исследованное сочинение.

Степень достоверности и апробация диссертации. Степень достоверности результатов работы определяет опора на многочисленные нотные источники, а также статьи и монографии отечественных и зарубежных музыковедов. В процессе изучения творчества Броннера особое значение для нас имели работы А. Амраховой, О. Васильева, М. Кокжаева, Ф. Липса, И. Ромащук, Г. Снитовской, Д. Титовой, затрагивающие различные аспекты творчества композитора. Во многом определяющим явилось слово композитора, материалы бесед и интервью, в том числе, проведенные автором диссертации. Апробация работы проходила на заседаниях кафедры теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных. По ряду положений диссертации были изданы статьи и написаны доклады, которые звучали на конференциях молодых музыковедов, посвященных проблемам современной музыки в ГМПИ им. М.М. Илполитова-Иванова (май, 2008) и Московском доме композиторов (май, 2010; октябрь, 2011), а также на конференции молодых исследователей «Современное искусство: тексты и контексты» (май, 2013).

Теоретическая значимость исследования заключается в целостном анализе сочинений Броннера для баяна с точки зрения авторского стиля и технологических новаций, выработке подходов в объединении произведений в творчестве композитора по определенной тематике, определении значимости баянного наследия Броннера для развития академической баянной литературы.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в курсе лекций по истории современной музыки, музыкальной литературе, истории баянного исполнительства в музыкальных колледжах и вузах, а также в педагогической и исполнительской практике музыкантов. Содержащиеся в работе положения могут послужить основой для дальнейшей научной разработки проблемы.

Структура диссертации. Исследование состоит из Введения, двух глав, посвященных творчеству М. Броннера для баяна, а также панораме развития баянного репертуара в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков, списка литературы, Заключения и Приложения (каталога сочинений для баяна М. Броннера).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во Введении обоснованы тема исследования, ее актуальность, научная новизна, выбор материала, определяются цель, задачи и методология исследования. Первая глава - «Развитие баянного искусства в контексте времени» 1.1. «Творчество российских композиторов для баяна на рубеже XX - XXI веков» представляет панораму творчества современных российских композиторов, создающих произведения для баяна. Исследуемый период характеризуется небывалым интересом современных композиторов к данному инструменту. В 1990-е годы в академической баянной литературе появляются такие имена, как С. Беринский, Г. Канчели, Е. Подгайц, М. Броннер, Т. Сергеева, В. Рябов, М. Гагнвдзе, А. Ларин, Р. Леденев, В. Кобекин, В. Пороцкий, В. Холщевников и другие. Знаменательно, что композиторы, входящие в круг авторитетных представителей современной академической музыки, находят новые краски звучания инструмента, создают уникальные по философской глубине и драматизму баянные сочинения, изобретают необычные технические приемы. Этим новаторским взглядом прежде всего и ценно их внимание к инструменту. Отметим и важный эволюционный момент в трактовке инструмента: так, авторы, обратившиеся к творчеству для баяна одним или несколькими десятилетиями ранее - такие, как

A. Холминов, С. Губайдулина, Э. Денисов, К. Волков, Г. Банщиков, А. Кусяков,

B. Беляев, в рассматриваемый период создают произведения для баяна, качественно отличающиеся от более ранних творений.

Помимо того, что в это время возникают образы «звучащего инструмента», в нем совершенно иное оформление приобретают уже существующие. Так, если обратиться к истории становления баянного репертуара, можно отметить, что оно было связано непосредственно с фольклором, в большей степени с песнями и танцами, сложившимися в городской культуре Х1Х-ХХ веков. Объяснялось это значительной востребованностью инструмента, прежде всего в быту. Формирование баянного репертуара, состоящего поначалу из многочисленных обработок народных песен и танцев, а впоследствии, с появлением первых академических опусов для баяна — сюит, сонат и концертов для баяна с оркестром, было связано напрямую с

определенной сферой образов. Одним из главных моментов для композиторов, стоявших у истоков баянного репертуара, было именно то, что баян - яркий выразитель национальной традиции.

В отличие от советских композиторов-баянистов первого поколения (в их числе - К. Мясков, А. Репников, А. Холминов, Н. Чайкин, Ю. Шишаков и другие), наши современники (Волков, Губайдулина, Леденев, Ларин, Беляев) обращаются к иным пластам народной культуры, минуя танцевально-песенные образцы городского фольклора рубежа прошлых веков. В их творчестве затрагиваются более архаичные музыкальные жанры - знаменный распев, духовные стихи, канты, былины. Таким образом, в период рубежного двадцатилетия в литературе для баяна, связанной с национальной образностью, наметился окончательный уход от тематики и жанровости прикладного характера. Баян становится ярким выразителем индивидуально-авторского стиля, и само понятие «народность» в баянном репертуаре обретает абсолютно иные смыслы.

Некоторые общие тенденции, проявленные в современной академической музыке, в связи с творчеством многих отечественных авторов для баяна, получают здесь свое воплощение. Одной из примет времени рубежа веков в отечественной музыке в целом, и в частности, литературе для баяна, является обращение композиторов к религиозно-мистической теме. Тем не менее, здесь каждый автор раскрывает свой аспект. Так, в сочинениях для баяна Губайдулиной, Волкова, Беринского, Денисова круг религиозных тем, чувствований и состояний очерчен различно. Общим для перечисленных авторов в рамках это темы является, пожалуй, то, что их музыкальные произведения — не есть буквальное следование религиозному тексту, на котором они основываются; но духовная тема, событие или состояние — есть повод для музыкально-философских раздумий авторов. Это новое

течение в отечественной музыке Н.С. Гуляницкая определяет как «nova música

„ 2

sacra» и связывает его с возрождением традиции духовной музыки на новом уровне .

2 Подробнее об этом: Гуляницкая U.C. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н.С.Гуляницкая. - M. : Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.

Появление в баянной литературе элементов инструментального театра можно связать с сочинением «Пароход плывет мимо пристани» Э. Денисова (1987) для баяна, фортепиано и ансамбля ударных инструментов под управлением М. Пекарского. На рубеже веков в этом жанре написаны сочинения «Cinema» для баяна соло С. Беринского (1997) и «Праздник для двоих» для баяна и ударных В. Кобекина (1993). В этих произведениях музыканты проявляют себя еще и как актеры, двигаясь по сцене во время исполнения, произнося вкрапленный в музыкальную партитуру словесный текст.

Первые композиторские опыты применения полистилистики в литературе для баяна представляет творчество В. Золотарева. Использование новых средств выражения - додекафонных, серийных, сонористических наряду с необычайным даром мелодиста и принципиально иной образностью сочинений, сделало его творчество новым этапом на пути становления академического баянного репертуара. На рубеже веков говорить об использовании современных композиторских техник в связи с творчеством для баяна, можно на примере сочинений Е. Подгайца и Т. Сергеевой. В своих опусах эти авторы сумели объединить полистилистические опыты с неповторимой авторской интонационностью. И если в сочинениях Сергеевой чаще происходит столкновение разных по стилистике пластов, то в творчестве Подгайца различные стили, выраженные цитатно, погружаются в пространство индивидуально-авторского стиля и становятся неотъемлемой его частью. Обратившись к инструменту на рубеже веков, эти композиторы сумели обогатить литературу для баяна как образно, так и в технологическом отношении, изобретая новые приемы игры, такие как bisbigliando3 , нетемперированное глиссандо двойными нотами, круговое глиссандо кластером и т.д.

Итак, академическая литература для баяна рубежа XX-XXI веков заметно расширяется и обогащается благодаря появлению нового поколения российских авторов, привнесших кроме новой образности и технического оснащения еще и переосмысление прежней сферы деятельности и восприятия инструмента.

5 Изначально, в духовой сфере, он значит взятие одного и того же звука разной аппликатурой, что приводит к разнице в тембре и высотности его звучания. В отношении баяна, этот приём композитор воспроизводит путем смены регистров на выдержанных звуках, что придаёт звучанию своеобразный мерцающий колорит.

Намечается решительный уход инструмента от бытового контекста в сторону все большей академизации.

1.2. «Фридрих Липе — создатель современного академического репертуара для баяна» - содержит описание деятельности подвижника современной музыки, повлиявшего на формирование представлений о художественных возможностях баяна у большинства современных отечественных композиторов. Начиная с 70-х годов XX века музыкант активно сотрудничает со многими авторами, завоевавшими в настоящее время мировое признание на академической сцене. Это позволило ему менее чем за полвека коренным образом преобразить баянный репертуар. В своем интервью Броннер отмечает, что Фридриху Липсу «посвящено 99% сочинений для баяна современных российских авторов»4. Большинство композиторов, с которыми исполнитель начал плодотворное общение — это российские композиторы-семидесятники - Е. Подгайц, Т. Сергеева, К. Волков, ■ С. Беринский, А. Журбин, А. Ларин, В. Беляев, А. Розенблат, В. Кобекин, М. Гагнидзе, В. Рябов, и многие другие. Особым достижением Липса стало то, что благодаря ему к инструменту обратились композиторы более старшего поколения, творчество которых к моменту знакомства с Липсом, получило широкую известность - Э. Денисов, С. Губайдулина, Г. Канчели, Р. Леденев, А. Холминов, Н. Богословский. На сегодня Липсом исполнено более 80 мировых премьер сочинений, специально созданных для него.

Знаменательно, что стольких академических авторов исполнитель смог увлечь идеей создания опусов для современного инструмента. Очень важным моментом, в данном случае, является то, что осмысление каждым композитором по-своему специфики тембра инструмента, а также его технических возможностей, буквально преображает оригинальный репертуар для баяна, создавая новые предпосылки для развития инструмента. Все вышеперечисленные аспекты позволяют говорить об этом выдающемся музыканте как о создателе современного академического репертуара для баяна.

4 Подробнее об этом: Власова М.В. «Баян мне близок по темпераменту. Я его воспринимаю как себя...». Интервью с композитором Михаилом Броннером / М.В. Власова // Школа молодого исследователя. Сб. научных трудов. Вып. 2 (9). По материалам конференции в Союзе московских композиторов / Ред.-сост. И.М. Ромащук. - М., 2012.-С. 147.

Помимо того, что Липе выступает как первооткрыватель в баянном репертуаре, он также является и систематизатором всего лучшего, что было создано для баяна, начиная с 30-х годов XX века. Здесь нужно упомянуть его деятельность в качестве редактора и составителя многочисленных репертуарных сборников, среди которых выделяется 10-ти томное издание Антологии литературы для баяна, а также современная серия Век XX- баянистам XXI века, инициатором создания которой выступил Липе.

Фридрих Липе подчас сам является идейным вдохновителем новой музыки, придумывая тему для воплощения или высказывая пожелания по технической оснащенности пьесы. Так, он разработал свою таблицу возможностей и удобства использования различных приемов на инструменте, которую предлагает для изучения авторам при знакомстве с баяном. Это в определенном смысле универсализирует восприятие композиторами инструмента, а также облегчает жизнь исполнителям.

Композитор Михаил Броннср входит в число авторов, обратившихся к инструменту благодаря авторитету Фридриха Липса. Характерно то, что на сегодня баян для композитора стал выразителем всех основных тем в творчестве. В настоящее время Броннером создано более 25 опусов с участием баяна, включающих как сочинения для инструмента соло, так и масштабные полотна для баяна с детским хором, камерным и симфоническим оркестрами. Инструмент является неотъемлемой частью многих сочинений Броннера, органично вплетаясь в поэтический и образный мир его музыки.

Обращение к одной из областей творчества композитора не может не затрагивать его творчества в целом. Творчество композитора для баяна - есть органичная часть его художественного наследия. Многие характерные черты и тематика баянных сочинений Броннера раскрываются в связи с его собственным мироощущением и национальной самоидентификацией, а также с его творческим окружением. Многие из тенденций, свойственные академическому репертуару рубежа веков находят свое отражение в творчестве композитора для баяна.

1.3. «Лики творчества Михаила Броннера». Параграф посвящен общему контекстному обзору творчества композитора. Представитель российских композиторов-семидесятников, Броннер явился «одной из самых заметных, можно сказать, ключевых фигур этой чрезвычайно продуктивной ветви развития российской композиторской школы»5. В отличие от поколения предшественников-авангардистов, в своем творчестве он опирается на традиционные средства музыкальной выразительности, оставаясь в рамках законов индивидуально-авторского стиля, гармонии, мелодии и формобразования. Это не значит, что он чужд каким-либо новациям, напротив - поиски новых тембров и их сочетаний, прихотливые ритмы, свежие гармонические решения присутствуют всецело в его сочинениях. Также он умело применяет возможности новых звучаний, достигнутые в творчестве шестидесятников.

Как отмечает Г. Снитовская, композитор не только ярко и творчески проявляет себя на поприще современной музыки, но также с годами все более становится заметна его гражданская позиция, обращенная к проблемам взаимоотношений художника и современного общества6 . Творческое кредо композитора Михаила Броннера - это предельный универсализм. По его глубокому убеждению современный композитор, располагающий огромным арсеналом выразительных средств и композиторских техник, должен уметь писать разную музыку. Этому постулату он следует сам «Я пишу разную музыку, и она связана с тем сюжетом, который я хочу воплотить. Если это один сюжет, то выбираются одни технические средства, если другой сюжет, то другие, если это детская музыка, то третьи. Я - принципиальный эклектик и космополит. Меня одинаково интересуют и разные типы музыки, и разные инструменты» 7 . Отсюда и предельное стилистическое разнообразие, которое можно обнаружить в его опусах, что характеризует Броннера как художника, избегающего определенных стилистических рамок и стереотипов.

5 Кокжаев М.А. О стиле Михаила Броннера (триптих «евангелических концертов») // Музыка России: от средних веков до современности. - М.: Композитор, 2004. -- С. 2 [6.

6 Подробнее об этом: Снитовская Г. Музыкальная орбита Михаила Броннера: к 60-летию композитора // Музыка и время. - 2012. - № 9. С. 28 - 34.

7 Броннер М.Б. Броннеровское движение. Монолог о музыке и о себе, (беседовал М.Горелик) // Экран и сцена. - 1995.-№27(287). С.14.

Присутствие красочной программности определяет все творчество композитора. Программа выражена с одной стороны в названиях сочинений, с другой - часто кроется в их яркой жанровой основе. И от программы этой во многом зависит, какие выразительные средства выберет автор для ее воплощения. Еще одной частой составляющей его творчества является национальный компонент. Помимо интереса композитора к самым разным культурам, эпосам и вероисповеданиям, его творчество вдохновлено также еврейским народным мелосом и танцевальностью. Так обширный корпус его произведений посвящен народу Книги - евреям, и содержит множество характерных моментов как на уровне музыкального языка, так и на уровне национального менталитета, философии и религии.

Природа музыкального языка Броннера практически всегда вокальна, распевна и мелодична, что характеризует не только его вокально-хоровые сочинения, но также инструментальные. Приоритет музыки, основанной на мелодии в его творчестве очевиден. На авторском тематизме строится подавляющее большинство произведений Броннера, что, как он подчеркивает, очень для него важно. Нестандартность мышления композитора проявляется и в области метроритма. Здесь он показывает мастерское владение и удивительную изобретательность.

Как одно из основных качеств авторского высказывания, отметим любовь композитора к развёрнутому повествованию. В отношении формообразования он исповедует индивидуальность каждого отдельно взятого сочинения и замечает, что особенности формы всегда напрямую зависят от замысла сочинения. На вопрос О.Васильева о значении формы сочинения для композитора, он отвечает «Что для меня форма? Не знаю. Что-то такое, чего хочется достичь, но каждый раз разного»3.

В творчестве Броннера - автора более 150 различных произведений, в том числе и монументальных, оперных и симфонических, - на сегодня трудно найти жанр, в котором бы он не проявил себя. Пожалуй, единственное, что сложно

* Васильев О. П. Инструмент не выявленных возможностей (интервью с композитором М. Б, Броннером) II Народник. - 2009. - № 2. С.25.

обнаружить в его творчестве - это отдельные миниатюры. В большинстве случаев они составляют циклы.

Михаил Броннер не остался в стороне от композиторских поисков рубежа веков. Различные открытия в области тембра и изучения свойств новых звучностей, интерес к редким инструментам и их сочетаниям, изобретение новых приемов игры вывели на авансцену «новых героев». Так в качестве солирующих инструментов в его творчестве появились саксофон, туба, маримба и вибрафон; народные инструменты различных культур, в том числе - баян, домра, балалайка, цимбалы. Тембр для композитора по его словам, имеет решающее значение. Он несет в себе звуковую идею будущего сочинения. Каждый тембр для композитора индивидуален и несет свою психологическую характеристику. В связи с этим, в произведениях с включением того или иного тембра присутствует определенная образная сфера. Так, очевидно, что в сочинениях для детского хора преобладает музыка светлая, радостная, насыщенная театральной изобразительностью; в сочинениях для симфонического оркестра автором ставятся глобальные проблемы, это всегда сочинения с глубоким драматическим и философским подтекстом; в сочинениях с участием баяна превалируют образы Книги; и т.д.

Творчество Михаила Броннера сложно разделить на периоды по стилевому или временному принципам. Более вероятной представляется группировка его наследия по жанрам. В настоящей работе предлагается иной вариант. Исходя из высказываний композитора и проанализировав его творчество в целом, автор работы пришел к выводу, что наиболее значимой для него является приверженность определённой теме.

Основных тем в его творчестве выявлено три:

- Тема Книги, неоднородная по своему составу. Одну группу в ней составляют сочинения, основанные на образах и сюжетах Книги (сакральный аспект); другая группа посвящена народу Книги - евреям (бытовой аспект);

- Тема Романтизма;

- Тема Детства.

Проанализировав отдельно каждую из трех тематических групп, можно отметить, что некоторые произведения имеют тематические пересечения, так, например, «Еврейский реквием» отражает одновременно оба аспекта Книги. «Романтическим» по гармонической красочности, колористичности и психологизму музыкальным языком «рассказаны» многие из опусов, представленных во всех трех группах. Театральность также является выразительной особенностью многих их них. Все вышеперечисленное нашло свое последовательное воплощение в баянном творчестве композитора.

Вторая глава - «Баян в кругу образов Михаила Броннера» — посвящена рассмотрению творчества Михаила Броннера для баяна. В связи с основными темами в его творчестве анализируется значительная часть сочинений разных жанров: для инструмента соло, камерно-ансамблевой музыки, а также развернутых полотен для баяна с оркестром и детским хором. Произведения для анализа отбирались автором исследования исходя из рекомендаций композитора, а также собственного опыта премьерных исполнений его сочинений. При рассмотрении сочинений наибольшее внимание уделяется творческому замыслу и образной составляющей, а также особенностям авторского видения инструмента, специфике тембра и технологическим новациям, примененных композитором в каждом отдельном случае. Далее следует разбор сочинений, сгруппированных согласно темам.

2.1. «Тема Книги в сочинениях для баяна (сакральный аспект)».

Сочинение «Страсти по Иуде» для баяна и камерного оркестра (1999) - одно из ключевых произведений для баяна в творчестве Броннера. В качестве темы своего первого развернутого сочинения для баяна с оркестром композитор избирает библейскую историю Иуды Искариота. Говоря об истории создания сочинения, композитор подчёркивает, что на момент появления «Страстей» он ещё не был знаком с русским переводом апокрифического текста «Евангелия Иуды», которое было обнаружено и напечатано позже - в 2006 году. Характерно, что между этими -музыкальным и литературным опусами - видятся определенные параллели.

К «Страстям по Иуде» автор даёт свою аннотацию, где обосновывает сочинение как попытку разобраться в случившемся и уводящую от однозначной трактовки содеянного Иудой. В данном случае, солист отождествляется с главным героем - Иудой, и на первый план сочинения выходит противоборство солиста и оркестра. Большое значение для композитора имеют семантические элементы, выраженные на уровне музыкального языка и составляющие музыкальную лексику концерта и жанр сочинения, который исследователь О.Васильев характеризует как «инструментальные пассионы».

Обращает на себя внимание сонорная сфера музыкальной выразительности, задействованная в этом сочинении. Здесь стоит выделить группу звучаний, достигаемых ординарными уже известными инструментальными средствами, например, эффект эха, отголоска, проносящегося по толпе, когда один и тот же мелодический элемент проходит у разных оркестровых групп в единовременном звучании, но в разных ритмических вариантах. Или приём pizzicato, который в одной и той же динамике, в зависимости от ритмической его составляющей, получает в оркестре разное образное наполнение - либо зловещее перешёптывание, либо падающие капли слёз. К этой же группе можно отнести звучащие баянные кластеры, которые меняют свой характер вместе с динамикой и сменой регистров. К другой группе относятся специфические комбинированные приёмы, изобретённые композитором в этом произведении, такие как — pizzicato quasi mandolina, pizzicato col legno, glissando флажолетами, удары по деке, в подражание ударам сердца, ритмизованный шепот и пение закрытым ртом - у оркестрантов, а также удары по меху правой рукой, во время звучания левой, и воздушный клапан, имитирующий шепот - у солиста. По словам автора, этот концерт стал в его творчестве «рекордсменом» по изобретённым новым приёмам игры.

«Katuv» («Так записано») для баяна, фортепиано и симфонического оркестра (2004) - это своего рода вариации-размышление композитора на тему судьбы. Судьба трактуется композитором как священная данность, а человеческая способность влиять на жизненные события ставится под сомнение. Выбор инструментального состава, в частности, двух солистов, Броннер объясняет как

« ...странную попытку выразить то, что хочу»9. Как и большинстве сочинений,

сюжет в этом сочинении возник раньше инструментального воплощения, которое

связано для композитора с именами исполнителей Фридриха и Святослава Липсов.

Это масштабное симфоническое полотно посвящено им и явилось первым двойным

10

концертом для такого инструментального дуэта в истории отечественной музыки .

Музыка концерта экспрессивна, полна контрастов. Здесь мы можем встретить элементы минимализма, блатной фольклор, джазовые ритмы, темы с национальным еврейским колоритом. Контрастность тематического материала концерта и частая смена разделов attaca создаёт впечатление калейдоскопа человеческих судеб. В поле нашего внимания интересная дуэтная особенность концерта: тематический материал у солистов практически идентичен (за некоторым исключением), но поскольку природа инструментов не тождественна - звучащий результат получается очень разным, притом, что по записи партии очень схожи. Партии баяна в этом произведении свойственна в большей степени жанровая окраска, что проявляется в ритмическом особенности её аккомпанемента и частой смене регистров. Характерных баянных приёмов здесь не так много, основной из них -ритмизованное тремоло мехом. Смена регистров также происходит «по законам жанра» - в кульминационных разделах появляется tutti, в сольных возникают другие, менее массивные тембровые сочетания.

I !ужно отметить, что дуэты в творчестве композитора занимают особое место. Часто в связи с дуэтным составом исполнителей в сочинениях Броннера имеет место персонификация голосов. В сакральном дуэтном опусе композитора «Авраам и Исаак» для баяна и саксофона-сопрано (1998) прямое отождествление солистов отсутствует. Оба инструмента равно задействованы в развитии тематического материала сочинения, они, следуя сюжету, как бы идут «одной дорогой», составляя единое целое. В этом сочинении композитор ставит онтологические философские вопросы. Он отказывается от персонификации действующих лиц, но задействует для

II Власова М.В. «Баян мне близок по темпераменту. Я его воспринимаю как себя...». Интервью с композитором Михаилом Брокнером / М.В. Власова // Школа молодого исследователя. Сб. научных трудов. Вып. 2 (9). По материалам конференции в Союзе московских композиторов / Ред.-сост. И.М. Ромащук. - M., 2012. - С. 149.

10 Премьера сочинения состоялась 16 ноября 2004 года на XXVI международном фестивале «Московская осень», симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», дирижёр К. Кримец, солисты Ф. Липе и С. Липе.

выражения музыкальной мысли иные ресурсы, связанные, с одной стороны, с музыкальным языком произведения, с другой, с тембровыми и техническими возможностями солистов.

«Ave Maria» версия для баяна, виолончели и голоса (2005) - это один из первых сакральных опусов в инструментальном творчестве композитора. Изначальный состав пьесы «Ave Maria» (1991)" включал сопрано, гобой и орган. На сегодняшний день существует несколько авторских версий этого сочинения12. Баян в составе опуса Броннера появился в версиях 2005 года. Философской основой сочинения является жизненный путь человека с его радостями и горестями, который сопровождает молитва.

Подытоживая сказанное, отметим, что баян представлен в сакральном творчестве Броннера в составе различных ансамблей и как солирующий инструмент с оркестром. Так, в плане содержания почти все сочинения с участием баяна имеют драматические сюжеты. «Katuv» («Так записано»), «Страсти по Иуде», «Содом и Гоморра», «Авраам и Исаак» — авторские заглавия предельно напряжены и «агрессивны»13. В большинстве случаев, наряду с программой, заложенной в названии, присутствуют элементы музыкального театра.

В плане выражения баян становится носителем особой экспрессивности, подчеркивая и усиливая роль гармонии, мелодии, ритма. В камерно-ансамблевой музыке инструмент становится важным участником в воплощении художественного замысла. Партия баяна обычно насыщена современными техническими приёмами (в том числе, изобретёнными автором). Во многих опусах сакральной сферы в связи с тембровой палитрой инструмента и фактурными решениями партии баяна возникают ассоциации с органом. Таковы «Страсти по Иуде», «Адам и Ева», «Ave Maria». Исходя из специфики композиторского ощущения тембра баяна, часто сакральные образы его сочинений, связанные с тембром инструмента, носят печальный оттенок.

11 В этот же период времени (начало 90-х) создаются «Псалтырь» для детского хора a capella (1991), «Еврейский реквием» для солистов, смешанного хора и детского хора (1992), «Stabat mater» для детского хора, оркестра и голоса (1993).

12 Версия для саксофона, гобоя, голоса и камерного оркестра (2004); для саксофона, голоса и камерного оркестра (2004); для баяна и виолончели (2005); для баяна, виолончели и голоса (2005).

13 Власова MB. Беседа с композитором М. Броннером. 25 марта 2011 года. Рукопись.

2.2. «Тема Книги в сочиненннх для баяна (бытовой аспект)» представляет сочинения, связанные с народом Книги - евреями. В них находит свое воплощение народный быт и менталитет, а интонационный строй опусов часто имеет ярко выраженные национальные черты. Характеристики инструмента, так важные для композитора, связанные с ощущением тембра баяна как «печального» и «странного», с его многотембровостью и технологическими возможностями, оказались востребованы и в этой группе образов. Более человеческие, житейские, бесхитростные, опусы народа Книги обладают своей неповторимой прелестью. Ведь несмотря на «народность» как очерченную сферу интересов этой группы, народный инструмент, задействованный в ней, не рассматривается композитором с прикладных позиций. Эмоции, создаваемые им здесь, в основном лирического свойства («Семь еврейских песен», «Музыка местечка»). Но в опусе «Еврейское счастье» есть место трагедии и сожалению, а в «Щуке по-еврейски» юмору и легкой иронии.

Как отмечалось выше, композитор не использует в сочинениях собственно народные темы, но пишет всегда свои. На вопрос о присутствии стилизации в его сочинениях, он отвечает, что всегда пытался избежать такого рода творчества. При создании своих «еврейских опусов» он работает в своей «системе координат», не ставя для себя задачи чему-то подражать. Это объясняет ситуации в его музыке, когда заявленная в названии «еврейская» программа не подкрепляется специфической интонационностыо сочинения, либо характерные мелодико-гармонические признаки возникают лишь в одной из частей произведения - «Л завтра будет лучше, чем вчера...», «Музыка местечка». Разбирая последнее сочинение в версии для баяна и кларнета (2009) хочется отметить приверженность автора к инструментальному театру как внутри сочинения (на уровне партитуры), так и внешне (на уровне специально изобретенных театральных приемов) придает ему большую достоверность, привносит мягкий оттенок иронии и юмора.

В «Семи еврейских песнях» для баяна и камерного оркестра (2011) инструмент рассматривается с академических позиций. Особую значимость приобретает исключительная возможность баяна петь, вести задушевную беседу. Это сочинение

по многим своим характеристикам можно отнести также к группе опусов темы Романтизма, о которой речь пойдет ниже.

2.3. «Тема Романтизма в баянном творчестве Броннера». Здесь решающим критерием явилось для композитора свойство баянного тембра, определяемого им как «тоскливый», «несовершенный». За счёт этого, а также благодаря сопровождающему инструмент репертуарно-интонационному багажу прошлого столетия с его бытовым лирическим подтекстом, баян романтической темы в творчестве автора.

«Сад снов» для баяна и виолончели (1997) - самый первый опус с участием инструмента. Идею для создания сочинения предложили Ф. Липе и В. Тонха. Это сочинение интересно, прежде всего, с точки зрения инструментальной колористики. Неземной созерцательный образ произведения выстраивается композитором достаточно простыми средствами - неторопливым темпом, динамикой р-рр с единственной кульминацией, разреженной фактурой, востребованностью средней и высокой тесситуры инструментов. Прозрачность и лёгкость, ассоциируемые с поэзией осеннего сада, присущи партитуре ансамбля в целом.

Сочинение «Eclipse» для баяна и электронной записи (2008) написано к 60-летнему юбилею Липса. В основу сочинения положено размышление автора о душе, ее метаморфозах и преображении. Здесь делается акцент на внутренних переживаниях лирического героя, возникает своего рода дуэт живого и механистичного - инструмента и фонограммы. Это не первый опыт композитора в совмещении баяна с записью на электронном носителе. Вокальная фонограмма была введена Броннером в сочинение «Содом и Гоморра» (2006).

Вальс «И снова осень...» для баяна соло (2004) представляет собой по авторской аннотации «пьесу-воспоминание», в которой мозаика из многих эпизодов различных по настроению объединяется темой прихотливого вальса. Подытоживая тему Романтизма в творчестве Броннера для баяна, можно отметить важность тембровых характеристик инструмента. Наличие в этой группе опусов для инструмента соло говорит о стремлении автора к личностному высказыванию от

лица солиста. Также сочинения этой группы отличают эксперименты композитора в области тембрового колорита и различных баянных приемов.

2.4. «Тема Детства в творчестве для баяна» представлена только одним сочинением - «Летняя музыка» для детского хора, баяна и камерного оркестра на стихи И. Бродского (2007). Оно продолжает композиторские традиции, связанные с сочинениями для детского хора и характеризуется детской игровой тематикой и присутствием театральных элементов в партитуре. Партия инструмента обладает проникновенным мелодизмом, фактурной и регистровой прозрачностью, значительной долей театральности и звукоподражания, подкрепляющихся, помимо традиционных музыкальных средств выразительности, применением специальных технических приемов.

Заключение

В ходе проведенного исследования было в полном объеме проанализировано творчество М. Броннера для баяна. Основной интерес был сосредоточен на стилевой и образной составляющих, а также тембровом своеобразии и технических новациях, проявленных в баянных сочинениях. Это позволило сделать следующие выводы:

1. Было установлено, что сочинения Михаила Броннера группируются по приверженности определенной теме, что подтверждается как анализом сочинений, так и авторскими высказываниями. Основных тем было выявлено три:

• тема Книги, представленная в двух аспектах - образов Книги и народа Книги;

• тема Романтизма-,

• тема Детства.

Такая группировка позволила объединить сочинения различных жанров и инструментальных составов в группы по их образной и смысловой направленности, что, по словам композитора, является первоочередным в его творчестве.

2. Баянная музыка композитора, отражая в полной мере основные константы его стиля, с одной стороны, является органичной частью его творчества в целом; с другой - использование Броннером инструмента в тех или иных опусах сообщает корпусу произведений для баяна яркое своеобразие. Баян у композитора

представлен практически во всех жанрах - начиная от сочинений для инструмента соло до крупных симфонических полотен.

3. Основным для композитора в творчестве для баяна явилось свойство его тембра, а также технологические возможности. Композиторское ощущения тембра инструмента как «тоскливого», «странного», «несовершенного», а также возможность регистровых переключений оказались созвучны его творческим устремлениям, так баян явился выразителем всех основных тем в его творчестве. Наибольшее число сочинений с участием баяна связано с образами и народом Книги. И наоборот - в большинстве произведений в творчестве Броннера, посвященных Книге, присутствует баян, что по замечанию автора, явилось для него значимым. Характерно, что благодаря этим же тембровым качествам, инструмент стал прекрасным выразителем темы Романтизма. Также можно утверждать, что многотембровость баяна и свойственные ему технические возможности - такие, как театрализация, игра, легкость перевоплощения - определили своеобразие опуса «Летняя музыка», представленного в теме Детства.

4. Наряду с этим в работе была рассмотрена панорама творчества российских композиторов для баяна на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Многие из них обратились к баяну впервые в своем творчестве. Особенно активно проявили себя композиторы «московской школы». Несомненная заслуга в их приобщении к инструменту принадлежит выдающемуся музыканту - Фридриху Липсу, сумевшему заинтересовать, а часто и предложить композиторам идеи для их художественного воплощения в баянном творчестве. Благодаря их общим усилиям инструмент на рубеже веков приобрел другую «звучащую действительность» и иные контексты своего восприятия. Благодаря тому, что к инструменту обратилось новое поколение композиторов, завоевавших мировое признание на академической сцене, в баянной литературе появляется значительное число сочинений, претворяющих философскую и религиозную тематику. Получают воплощение сказочные, фантастические, романтические и драматические образы, тем самым расширяя содержательную палитру звучащего инструмента.

5. Расширилась сфера стилевых возможностей баянного репертуара. В сочинениях для баяна находят воплощение ведущие тенденции современной музыки. Трактовка инструмента существенно переосмысляется: даже традиционная для баяна национальная тема, еще недавно представленная в основном обработками народных песен и танцев, сегодня сплетается с идеями глубинного русского эпоса, знаменного распева, кантов, плачей, покаянных стихов. Значительный пласт сочинений обращен к религиозно-мистическим образам. Неожиданно начинают звучать на инструменте современные явления инструментального театра и полистилистики. В целом же можно отметить решительный уход репертуара от прикладной и бытовой направленности в сторону мировой академической традиции.

Во многом в русле этих тенденций состоит и творчество московского композитора Михаила Броннера, одним из немногих привнесшего в баянный репертуар романтическую составляющую, а также яркий национальный компонент, заметно проявленный в его творчестве. Увлеченность композитора инструментом рождает новые художественные концепции и способствует дальнейшему развитию и совершенствованию баяна в сфере академического искусства.

Публикации по теме диссертации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК

1. Власова, М.В. Тема Книги в творчестве Михаила Броннера для баяна (на примере «Ave Maria» для баяна, виолончели и голоса) / М.В. Власова // Вестник МГУКИ. - 2011. 6. - С. 215 - 219. - 0,4 п.л.

2. Власова, М.В. Баян в творчестве Михаила Броннера / М.В. Власова // Музыковедение. - 2013.-№ 11.-С. 30-34.-0,3 п.л.

Другие публикации

3. Власова, М.В. О роли баяна в сочинении Михаила Броннера «Авраам и Исаак» / М.В.Власова // Школа молодого исследователя. Материалы выступлений

на научных конференциях в Союзе московских композиторов / Ред.-сост. И.М. Ромащук. - М., 2008. - С. 62 - 72. - 0,4 п.л.

4. Власова, М.В. К вопросу об исполнительском прочтении вальса Михаила Броннера «И снова осень...» для аккордеона соло / М.В. Власова // Исследования молодых музыковедов : Сб. трудов по материалам конф. 15 апр. 2010 / Отв. ред. Т.И. Науменко. - М. : ИМЛИ РАН, 2010. - С. 158 - 163. - 0,3 пл.

5. Власова, М.В. «Страсти по Иуде» Михаила Броннера. К вопросу о роли баяна в сакральном творчестве композитора/ М.В. Власова И Исследования молодых музыковедов : Сб. статей / Отв. ред. 'Г.И. Науменко. - Вып. 5. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2011. - С. 39 - 48. - 0,4 п.л.

6. Власова, М.В. «Баян мне близок по темпераменту. Я его воспринимаю как себя...». Интервью с композитором Михаилом Броннером / М.В. Власова // Школа молодого исследователя. Сб. научных трудов. Вып. 2 (9). По материалам конференции в Союзе московских композиторов / Ред.-сост. И.М. Ромащук. -М., 2012. - С. 143 - 152. - 0,4 п.л.

Подписано в печать:

15.11.2013

Заказ № 9129 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Объем: 1,5усл.п.л. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Творчество Михаила Броннера для баяна"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМ. ГНЕСИНЫХ

На правах рукописи

04201450193

Власова Мария Владимировна

ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА БРОННЕРА ДЛЯ БАЯНА

Специальность 17.00.02 Музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель -доктор искусствоведения, профессор Т.И. Науменко

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Развитие баянного искусства в контексте времени

1.1. Творчество российских композиторов для баяна на рубеже XX - XXI

веков..........................................................................................................................................................................................11

1.2. Фридрих Липе - создатель современного академического репертуара для баяна................................................................................................................................................................................................53

1.3. Лики творчества Михаила Броннера....................................................................................................61

ГЛАВА 2. Баян в кругу образов Михаила Броннера

2.1. Тема Книги в сочинениях для баяна (сакральный аспект)..............................................g^

• «Страсти по Иуде» для баяна и камерного оркестра (1999)................................%

• «Katuv» («Так записано») для баяна, фортепиано и симфонического оркестра (2004)................................................................................................................................................Ю7

• «Авраам и Исаак» для баяна и саксофона-сопрано (1998)......................................Ц4

• «Ave Maria» версия для баяна, виолончели и голоса (2005)....................................120

2.2. Тема Книги в сочинениях для баяна (бытовой аспект)....................................................126

• «Музыка местечка» версия для баяна и кларнета (2009)..........................................129

• «Семь еврейских песен» для баяна и камерного оркестра (2011 )........................132

2.3. Тема Романтизма......................................................................................................................................................136

• «Сад снов» для баяна и виолончели (1997)............................................................................142

• «Eclipse» для баяна и электронной записи (2008)............................................................146

• Вальс «И снова осень...» для баяна соло (2004)..................................................................154

2.4. Тема Детства............................................................................................................................................................159

• «Летняя музыка» для детского хора, баяна и камерного оркестра на

стихи И. Бродского (2007)....................................................................................................................161

Заключение........................................................................................................................................................................166

Список литературы................................................................................................................................................169

Приложение 1. Каталог сочинений М. Броннера для баяна..............................................................182

Приложение 2. Нотные примеры........................................................................................................................1

Приложение 3. Список рисунков......................................................................................................................203

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие существенно возрос интерес к творчеству Михаила Броннера. Кроме премьер сочинений, звучащих в последние годы на многочисленных концертных площадках в России, Европе и США, в настоящее время ведутся музыковедческие исследования разных жанров его творчества -балетов, инструментальных концертов и хоровых сочинений.

Михаил Броннер (1952) родился в Москве, окончил Московскую консерваторию (Т.Н. Хренников - класс композиции, Ю.А. Фортунатов - класс инструментовки). Он является лауреатом премии им. Д.Д. Шостаковича, секретарем Союза композиторов России, автором более 150 сочинений - шести опер, двух балетов, симфонических, вокальных и камерных произведений, исполняемых в России, Германии, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии, Швейцарии и США, и записанных на пластинках и многочисленных компакт-дисках.

Сочинения для баяна М. Броннера в полном объеме еще не становились предметом специального изучения, хотя они составляют важную часть его творчества. На сегодня композитором созданы более двадцати пяти опусов с участием баяна. Инструмент у него представлен в самых разных жанрах: от сочинений для баяна соло и ансамблей, до масштабных симфонических полотен с участием инструмента, что позволяет нам определить группу сочинений для баяна как самостоятельную область творчества Броннера. Их рассмотрение представляется весьма перспективным также в свете тенденций развития музыковедения последнего десятилетия : особое значение приобретали исследования в области музыкального тембра, который рассматривается как основа в формировании драматургии многих произведений конца XX века. Возникли такие понятия, как «темброформа», «тембротема», «темброфактура» и пр. В одном из своих интервью Михаил Броннер подчёркивает, что тембр инструмента имеет для него основополагающее значение: «Композитора всегда

интересуют две вещи: тембр и технологические возможности. В баяне и то и другое мне близко... во-первых, он — многоголосный, а во-вторых, тоскливый. Он мне близок по темпераменту. Я его воспринимаю как себя, как персонаж»1.

В звучащей музыкальной действительности баян завоевывает все большую популярность в академическом амплуа, а современная баянная литература начинает обретать своих первых исследователей. Этот исторический процесс становления инструмента связан, прежде всего, с именами Г. Банщикова, С. Беринского, К. Волкова, С. Губайдулиной, Э. Денисова, В. Золотарева, Г. Канчели, А. Ларина, Р. Леденева, Е. Подгайца, А. Холминова и других, чье творчество подняло инструмент на качественно иную ступень. Все это обусловливает актуальность темы диссертации, посвященной сочинениям для баяна Михаила Броннера.

Цель исследования - установить художественное своеобразие баянного творчества Михаила Броннера в совокупности образного строя и музыкально-выразительных средств. Для этого в работе выделяется ряд задач:

- охарактеризовать баянное творчество отечественных композиторов в контексте времени - на рубеже ХХ-ХХ1 веков;

- проследить особенности формирования оригинального репертуара для инструмента в указанный период;

- проанализировать весь корпус баянных сочинений композитора, созданных с 1997 по 2013 годы;

- изучить образные и содержательные истоки творчества Броннера;

- проследить взаимосвязь образного строя сочинений и инструментальных средств воплощения на баяне;

- охарактеризовать специфические средства музыкальной выразительности, присущие баянным сочинениям различных жанров;

1 Власова М. «Баян мне близок по темпераменту. Я его воспринимаю как себя...». Интервью с композитором Михаилом Броннером / М.В. Власова // Школа молодого исследователя. Сб. научных трудов. По материалам конференции в Союзе московских композиторов / Ред.-сост. И.М. Ромащук. - М. : Логопринт, 2012. -Вып. 2 (9).-С. 143.

- выявить черты индивидуально- авторского своеобразия в трактовке инструмента;

- определить роль баянного творчества Броннера в развитии и обогащении баянного репертуара рубежа XX - XXI веков.

Материал диссертации составляют все сочинения композитора (1997 — 2013), где баян представлен в качестве сольного инструмента, в составе камерного ансамбля, а также как солист в составе камерного и симфонического оркестров. Также контекстное поле работы составляют произведения Броннера, созданные в других жанрах.

Круг баянных сочинений, анализируемых в работе, дополнен произведениями российских авторов, современников Михаила Броннера. Основное внимание уделяется профессиональным композиторам, работающим в области академической музыки - В. Беляеву, К. Волкову, В. Кобекину, А. Ларину, Е. Подгайцу, В. Рябову, Т. Сергеевой и другим. Соответственно, за пределами изучения остается значительный пласт репертуара, созданного в описываемый период российскими композиторами-баянистами.

Степень разработанности темы. Область творчества М. Броннера для баяна до сих пор не являлась предметом целостного изучения. Газетные и журнальные публикации о творчестве композитора 1970-х - начала 2000-х годов (авторы - А. Бакунцев, Е. Белова, Н. Благовещенская, А. Григорьева, Т. Грум-Гржимайло, Е. Гуревич, Н. Гусева, Е. Долинская, Т. Егорова, А. Звягина, А. Истомина, Р. Косачева, Т. Кузнецова, Е. Куриленко, Т. Курышева, Е. Луцкая, Е. Макаров, С. Новикова, Е. Петрова, К. Раух, И. Ромащук, В. Рожновский, С. Самсонова, Р. Саркисова, И. Северина, Ю. Семенов, О. Смирнова, Д. Титова, А. Устинов, Г. Челобитько, Н. Эльяш, М. Юрьева, А. Яковлев и другие) освещают премьеры его детских вокально-хоровых опусов, опер, балетов, симфонических сочинений, выход на российские экраны сериала «Неудача Пуаро» с музыкой композитора. Немаловажным аспектом для настоящего исследования стало то, что в этих работах выявляются творческие приоритеты Броннера, рассматривается жанровый диапазон и образная сфера его сочинений. В интервью

с Г. Снитовской и М. Гореликом ярко очерчивается личность композитора, его гражданская позиция, отношение к своей профессии, приоткрывается лаборатория творческого процесса. В юбилейном интервью с А. Амраховой, посвященному 60-летию композитора, М. Броннер высказывает свое отношение к происходящему в современном отечественном искусстве и делится секретом «композиторского счастья». Э. Добровецки в работе, посвященной анализу творчества еврейских композиторов в пост-советском пространстве, изучает сочинения Броннера с точки зрения еврейской само-идентификации в музыке . Первый биограф композитора - И. Ромащук - в своих статьях проводит масштабный обзор театральных, вокально-хоровых и симфонических произведений Броннера, подчеркивая основополагающее значение темы Книги (термин композитора) для его творчества рубежа XX - XXI веков. Также музыковед отмечает такой важный аспект в творчестве Броннера как театральность.

Обширный музыковедческий разбор, где стилистика творчества

композитора рассматривается на примере баянного опуса «Страсти по Иуде» для

-i

баяна и камерного оркестра (1998), дан в статье М. Кокжаева . Характерно, что этому произведению М. Броннера, а также сочинению С. Губайдулиной «Семь слов» для баяна, виолончели и струнных отведено место в исследовании О. Васильева4, который проводит их сравнительный анализ с точки зрения жанра («инструментальные пассионы»), тематики и средств музыкальной выразительности. Некоторые камерно-ансамблевые сочинения Броннера получили освещение в статьях В. Васильева, О. Васильева, М. Имханицкого.

Базисом для данной работы послужило плодотворное общение композитора с профессором Ф. Липсом, которому посвящены практически все сочинения Броннера для баяна, что также нашло отражение во многих интервью

2 Eda Dobrovezky. Musical Yiddishism and Jewish Symbolism in Two Late- and Post-Soviet Russian-Jewish Composers // Jews in Russia and Eastern Europe. - 2006. - № 1 (56). C. 82 - 107.

3 Кокжаев M. О стиле Михаила Броннера (триптих «евангелических концертов») // Музыка России : от средних веков до современности. - М.: Композитор. - 2004. - С. 216 - 248.

4 Васильев О. Баян в современном ансамбле: образные и тембровые поиски отечественных композиторов (последняя треть ХХ-начало XXI века): автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Васильев Олег Петрович. - Саратов, 2012.-25 с.

композитора и автобиографической книге Липса «Кажется, это было вчера...»5. Контекстное поле работы составляет панорама творчества российских композиторов для баяна на рубеже веков. Масштабное исследование в этой области, освещающее творчество отечественных авторов для баяна конца 1970 -90-х годов, а также основные тенденции исполнительской интерпретации принадлежит В. Васильеву. В его работе упор делается на взаимосвязь тембровой палитры инструмента со стабильными и мобильными элементами музыкального текста, а также вариативностью его интерпретации на баяне. Прослеживается путь становления баяна как академического инструмента в аспекте семантики выражаемых музыкально-художественных образов.

Несомненный интерес для настоящего исследования представляют работы, раскрывающие грани творчества для баяна отдельных композиторов. Так, творчеству для баяна С. Губайдулиной посвящено диссертационное исследование У. Мироновой. Стилевые тенденции в творчестве для баяна композиторов Сибири и Дальнего Востока рассматриваются в диссертации Т. Будановой. Жанр концерта в баянной литературе анализируется в статьях и монографии А. Лебедева. Проблемам современного исполнительства и характеристике творчества современных российских и зарубежных авторов посвящены многочисленные работы - статьи, монографии, учебные пособия М. Имханицкого. Творчество пропагандиста современной музыки для баяна Ф. Липса освещается в статьях А. Гатауллина. Изучению российского баянного исполнительства на современном этапе посвящены работы В. Бычкова, Б. Егорова, Р. Шайхутдинова, В. Ушенина, Ю. Ястребова и других. Некоторые тенденции и аспекты творчества современных авторов и баянного исполнительства затрагивает в своей статье и В. Пеунов.

Главной проблемой диссертации стало выявление авторского своеобразия баянных сочинений Броннера.

В основу гипотезы исследования легло предположение, что произведения Михаила Броннера для баяна, раскрывая новые возможности инструмента и отражая характерные черты авторского стиля, образуют самобытное целостное

5Липе Ф. Кажется, это было вчера... - М.: Музыка, 2008. - 376 с.

явление современной отечественной музыкальной культуры.

Объектом исследования стали произведения М. Броннера для баяна соло, с участием баяна и с привлечением произведений других авторов для обрисовки исторического контекста.

Предмет исследования - индивидуально-авторский стиль в баянных сочинениях композитора, рассмотренный в единстве его образной составляющей и избранного круга музыкально-выразительных средств.

Положения, выносимые на защиту:

• сочинения М. Броннера для баяна являются целостным явлением современной баянной литературы, обладающим своими характерными особенностями;

• баянное творчество композитора в полной мере отражает основные черты его творчества в целом;

• своеобразие тембра инструмента и его технологические возможности определяют образную сферу баянных сочинений М. Броннера;

• приоритетом в творчестве композитора сочинений темы Книги (в сакральном и бытовом аспекте), темы Романтизма и темы Детства обосновывается выбор тех или иных средств музыкальной выразительности в баянных произведениях.

Методология исследования опирается на междисциплинарный подход, объединяющий как музыковедческие теории, так и подходы, выработанные в смежных гуманитарных науках. Среди них выделим методы, связанные с исследованием поэтики и стиля (С. Аверинцев, Н. Гуляницкая, Д. Лихачев, А. Лосев, Е. Назайкинский, Ю. Пантелеева, С. Савенко). Анализ образной и выразительной сфер в современных произведениях российских авторов был предпринят в опоре на исследования Л. Акопяна, А. Григорьевой, И. Ромащук, С. Савенко, Т. Чередниченко, В. Ценовой. Особую группу источников образуют работы, посвященные современным проблемам баянного творчества и исполнительства (Т. Буданова, В. Бычков, В. Васильев, О. Васильев, А. Гатауллин, М. Имханицкий, В. Карташов, И. Краузе, А. Лебедев, Ф. Липе,

А. Мирек, У. Миронова, С. Платонова, Е. Показанник, И. Пуриц,

О. Спешилова, В. Холопова, Р. Шайхутдинов, Ю. Ястребов и другие).

Существенное значение в формировании методологической основы диссертации имеют также монографические исследования — такие, например, как книги Ю. Холопова и В. Ценовой об Э. Денисове, И. Ромащук о Г. Попове, Ю. Пантелеевой о Н. Корндорфе, Д. Шульгина о В. Екимовском, В. Холоповой о Р. Щедрине, Е. Чигаревой о А. Шнитке, В. Холоповой и В. Ценовой о С. Губайдулиной и другие.

Научная новизна работы определяется как темой, так и материалом диссертации. Впервые в отечественном музыкознании:

• выявлена область баянного творчества Броннера, определены ее жанровые границы;

• исследован феномен баянного творчества композитора как самоценное творческое явление;

• определены авторские черты в трактовке инструмента, проявленные в совокупности средств выразительности, характеризующих каждое исследованное сочинение.

Теоретическая значимость исследования заключается в целостном анализе сочинений Броннера для баяна с точки зрения авторского стиля и технологических новаций, выработке подходов в объединении произведений в творчестве композитора по определенной тематике, определении значимости баянного наследия Броннера для развития академической баянной литературы.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в курсе лекций по истории современной музыки, музыкальной литературе, истории баянного исполнительства в музыкальных колледжах и вузах, а также в педагогической и исполнительской практике музыкантов. Содержащиеся в работе положения могут послужить основой для дальнейшей научной разработки проблемы.

Структура ди�