автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творчество П. Карпова в контексте литературно-эстетических и религиозно-философских исканий XX века

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Ланге, Евгений Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Череповец
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Творчество П. Карпова в контексте литературно-эстетических и религиозно-философских исканий XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ланге, Евгений Владимирович

Введение.

Глава I. Религиозно - мистическая образность романа П.Карпова "Пламень"

1.Творчество П.Карпова в контексте культуры начала XX в.: Топика мифа и мифологизм в литературе.

2.Литературные истоки и мистико-экстатическая основа творчества П.Карпова.

3.Мифологема "Светлого Града" как эквивалент Святой Руси в романе "Пламень".

4.Символизм имени и сакрального пространства.

5.Феномены юродства и кликушества в романе "Пламень".

6.Картина мира, воплощенная в мифопоэтике П.Карпова

Глава II. Метаструктура картины мира и архетип гностического мирочувствования в романе "Пламень".

1.П.Карпов и гностицизм.

2.Концепция гностического дуализма: вечная борьба и изначальный выбор.

3.Метаморфозы "огня" в контексте эсхатологической образности П. Карпова

4.Природа в образной структуре романа "Пламень".

5.Социальные аспекты мировоззрения П.Карпова.

6.Судьба писателя: Неудача как архетип. Поражение как выбор.

7.Мистериальность Слова и апостасия литературы в период после "конца истории". П.Карпов как предтеча архаико-постмодерна.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Ланге, Евгений Владимирович

В новокрестьянской литературе, заявившей о себе в предреволюционные годы и представленной именами Николая Алексеевича Клюева, Сергея Антоновича Клычкова, Алексея Алексеевича Ганина, Петра Васильевича Орешина, Александра Васильевича Ширяевца, Пимена Ивановича Карпова и, конечно, Сергея Александровича Есенина, нашли воплощение идеи целостности и гармонии бытия, всеединства ("дома - космоса"), обожествления природы, сакрализации земли, мифологическая поэтика. Изучение новокрестьянской литературы в последние годы предпринимается различными исследователями. Прежде всего стоит назвать работу А.И. Михайлова "Пути развития новокрестьянской литературы" (Л.,1990). Разработкой этой темы также занимаются такие ученые, как К.М.Азадовский, В.Г.Базанов, JI. А.Киселева, Э.Б.Мекш, Ю.Б.Орлицкий, Т.А.Пономарева, С.Г.Семенова, Н.М.Солнцева, С.И.Субботин, и другие. Но феномен новокрестьянской литературы до конца не расшифрован, особенно в своем философско-религиозном аспекте, и нуждается в серьезном изучении. До сих пор в центре внимания исследователей прозы и поэзии ново-крестьян были С.А. Есенин и Н.А. Клюев, между тем как другие представители этого направления оказывались на периферии научных поисков. Прежде всего, это относится к такому самобытному и неоднозначному писателю, как Пимен Карпов. Можно указать на вступительную статью С.С. Куняева к изданию избранных произведений П.Карпова (М.,1991)[105] и на главу в книге Н.М.Солнцевой "Китежский павлин". Этими работами анализ текстов П. Карпова едва ли не исчерпывается.

Следует заметить, что изучение новокрестьянской литературы невозможно вне культурного контекста, определяющего фон и особенности русского Серебряного века, послужившего той благодатной почвой, из которой выросло причудливое древо новокрестьянской поэзии и прозы. Важной особенностью культуры Серебряного века был поиск утраченного сакрального, что объясняет симпатию революционеров, интеллигентов, поэтов Серебряного века к ересям, староверческим толкам, народному быту, сохранившему многие черты древней культуры, где священными признавались все уровни бытия и быта, а не только храмы и иконы. У образованного класса это выливалось в софиологические поиски и в "новое религиозное сознание" (Владимир Соловьёв, Дмитрий Мережковский, о. Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, Александр Блок и др.); у выходцев из народной среды - в сектантство, ересь, бунт (Сергей Есенин, Николай Клюев, Пимен Карпов, Сергей Клычков). Но обе тенденции были тесно связаны между собой. Важное значение для понимания проблемы влияния сектантских народных представлений на "высокую" литературу Серебряного века имеет работа А.Эткинда "Хлыст. Секты, литература и револю-ция"[254]. Автор приходит к выводу, что в творчестве большинства крупных художников Серебряного века повторяются четыре мотива: проблема пола и её реализация в самых крайних формах; политический радикализм; национализм как любовь к родной земле, народу и его национальной судьбе; мистицизм, предельная религиозность, эзотеризм.

В данной работе ставится задача иссследовать творчество П.Карпова в широком историческом контексте, выявить влияние старообрядческой и мировой сектантской идеологии, находящей свое выражение в определенной символической и мифологической картине мира, проанализировать роман "Пламень" с точки зрения генезиса гностико-апокрифических идей - от раннехристианских и эллинистических ересей через средневековые движения катар, каинитов, богомилов к русским старообрядческим толкам и другим, более радикальным (в социальном и религиозном плане) течениям (хлысты, скопцы и т.п.). Для этой цели необходимо выявить метаструктуру, водпощенную в романе П.Карпова "Пламень", порождающую определенный образный и символический ряд и базирующуюся на определеных способах бытования Языка и Традиции (и Языка в Традиции). Данная метаструктура картины мира определяет метасюжет русской культуры Серебряного века, не только специфическое, но и универсальное, всеобъемлющее содержание той идеологической парадигмы, которую мы определяем как "гностицизм". Целью работы является анализ мифопоэтической картины мира, воплощенной в творчестве П.Карпова (роман "Пламень", сборник стихотворений "Русский ковчег").

Задачи исследования:

1) Выделить основные черты мировосприятия П.Карпова и определить характер концептосферы его творчества.

2) Определить влияние на творчество П.Карпова фольклорной традиции в тех аспектах, где она связана с общим корпусом гностических идей и образов.

3) Рассмотреть образную и мифопоэтическую структуру романа "Пламень" Установить художественную функцию мифопоэтических представлений в духовном микрокосме П.Карпова.

Актуальность работы обусловлена тем, что творчество одного из значительных представителей "новокрестьянского" направления литературы Серебряного века П.Карпова до сих в достаточной мере не изучено и нуждается во всестороннем анализе.

Новизна работы заключается в том, что творчество П. Карпова впервые становится предметом специального диссертационного исследования. Объект исследования: роман "Пламень" и сборник стихотворений "Русский ковчег".

Предмет исследования: поэтика анализируемых произведений, их эстетическая и философская основа.

В диссертации используются такие методы исследования, как историко-литературный, сравнительный, типологический, структурный с привлечением биографического контекста, архетипно-мифологический, метод мифореставра-ции.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 259 наименований. Объем работы - 158 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество П. Карпова в контексте литературно-эстетических и религиозно-философских исканий XX века"

Заключение.

Проведенное исследование показало всю сложность образной структуры и мифопоэтики творчества П.Карпова. Мы рассмотрели тексты П. Карпова в контексте его художественного метода и национальной диалектики, осмысленной им неожиданно и неортодоксально. Определение влияния старообрядческой и мировой сектантской идеологии в широком историческом контексте и с точки зрения генезиса гностико-апокрифического корпуса идей от раннехристианских и эллинистических ересей через средневековые движения катар, каинитов, богомилов к русским старообрядческим толкам и другим, более радикальным (в социальном и религиозном плане) течениям (хлысты, скопцы и т.п.) позволило выявить черты символической и мифологической метаструктуре картины мира, нашедшей свое выражение как в романе "Пламень", так и в стихах П.Карпова.

Исследование влияния фольклорной традиции, в определенных чертах неразрывно связанной с общим корпусом гностических идей и образов, на мифопоэтиеское строение романа позволило провести последовательную дифференциацию, призванную отделить исконно народное от того, что подверглось авторской интерпретации, нередко основанной на влиянии "высокой" культуры и, как следствие, привнесении ее элементов в подлинно традиционные представления. Отсюда сознательное искажение фольклорных образов, служащее художественной задаче, наполнение традиционных метафор иным смыслом, переинтепретация сказочных элементов в эзотерическом ключе и т.п. Особое внимание уделено природным образам, преломленным сквозь призму тайного знания и соответствующей символики.

Детальное рассмотрение образной и мифопоэтической структуры романа, экспликакация смыслов, определяющих конкретную форму художественного выражения, анализ таких мифологем, присутствующих в текстах П.Карпова, как "Солнце Града", "Черный Свет Земли" и др. - все это > - • позволило обосновать преемственность литературной (и шире - культурной, идеологической) традиции, не прерывающейся и по сей день, что доказывает творчество представителей постмодернистского направления современной русской литературы, представленного именами В.Сорокина, Ю.Мамлеева и др.

Таким образом, взгляд на творчество П.Карпова с точки зрения гностического дискурса и при помощи анализа мифологической составляющей его текстов представляется нам весьма продуктивным подходом, далеко не исчерпавшим свой потенциал. Проблематика данной работы отнюдь не является исчерпанной и нуждается в дальнейшем всестороннем изучении и объективном анализе всех литературно-эстетических фактов в рамках всецелого культурно-исторического контекста.

 

Список научной литературыЛанге, Евгений Владимирович, диссертация по теме "Русская литература"

1. Карпов П. Говор зорь. Страницы о народе и "интеллигенции". - СПб.: типография Трейлоба, 1909.

2. Карпов Пимен. Звездь: Стихи. М.: Поморье, 1922.

3. Карпов П.И. Пламень: роман; Русский ковчег: книга стихотворений; Из глубины: отрывки воспоминаний. М.: Худ. лит-ра, 1991.

4. Карпов Пимен. Русский ковчег. М.: Новая жизнь, 1922.

5. Карпов П. Три зари. Жизнепредставление в 5 исходах. М: Поморье, 1922.

6. Карпов П. Трубный голос. Рассказы. М.: Гос.изд., 1920.

7. Аверинцев С.С., Франк-Каменецкий И.Г., Фрейденберг О.М. От слова к смыслу: проблемы тропогенеза. — М., 2001.

8. Аверинцев С.С., Эпштейн М.Н. Мифологизм в литературе XX в. // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - С.224-225.

9. Азадовский К.М., Н.Клюев. Путь поэта. Л., 1990.

10. Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1975.

11. Ангелов Д. Богомильство в Болгарии. М., 1954.

12. Апокрифы Древней Руси. Тексты и исследования. М., 1997.

13. Атгали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.: Международные отношения, 1993.

14. Афонасин Е.В. Гностицизм второго века н. э.: Античные свидетельства. -Новосибирск, 1999.

15. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

16. Бальмонт К. Жар птица. Свирель славянина. - М., 1907.

17. Бахофен И. Матриархат. М.: Арктогея, 1998.

18. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.

19. Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993.

20. Бердяев Н.А. Из этюдов о Я. Беме. Этюд второй: Я. Беме и русские софио-логические течения // Путь. 1930. - № 21.

21. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990 (репринт).

22. Бердяев Н.А. Мутные лики. Типы религиозной мысли в России. М., 2004.

23. Бессонов П.А. Калики перехожие: Сборник текстов и исследование. В. 1- 6. М., 1861-1864.

24. Бирюков П. Песни, псалмы и гимны русских сектантов, рационалистов и мистиков // История русской литературы. Т. 1.- М., 1908.

25. Блок А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1 - JI.: Худож. Лит-ра, 1980.

26. Бодрийяр Ж. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий // Элементы. № 9-1998.-С. 34-42.

27. Брюсов В. Собрание сочинений: В 7 тх. Т.1 - М., 1973 - 1975.

28. Бубер М. Два образа веры. М., 1999.

29. Буслаев Ф.И. Русские духовные стихи // Буслаев Ф.И. Избранное. О литературе М., 1990. - С. 294-349.

30. Бэлл Д. Культурные противоречия капитализма. СПб., 2003.

31. Вейман Р. Миф и архетип // Вейман Р. История литературы и мифология (Очерки по методологии и истории литературы) / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1975. -С.285-291.

32. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 5. Гл. XI. Дуалистические поверья о мироздании // Сб. Отделение русского языка и словесности Академии Наук. СПб., 1889. - Т. 46. - № 6.

33. Виноградова Л. Н. Материальные и бестелесные формы существования души // Славянские этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999. - С. 141-160.

34. Вирт Г. Священный год. // Гиперборейская теория. М.: Арктогея, 1995.

35. Власова М. Н. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 1999. -С. 240-241.

36. Волошин М. Собрание сочинений: В 3-х т. Т.1. - М., 2003.

37. Высоцкий Н.Г. Первый опыт систематического изложения вероучения и культа "людей божиих". М., 1917.

38. Высоцкий Н. Г. Первый скопческий процесс. М., 1915.

39. Генис А. Треугольник: авангард, соцреализм, постмодернизм. // Иностранная литература. 1994. - № 9. - С.245.

40. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 1999.

41. Гностики (сборник материалов). Киев, 1996.

42. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М. 1987.

43. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи Х1-Х1Х веков // Сост. Солощенко Л.Ф., Прокошин Ю.С. М., 1991.

44. Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Литурги-ка. Сергиев Посад, 1918 (репринт: М., 1996).

45. Горичева Т. Православие и постмодернизм. М.,1991.

46. Городецкий С. Избранные произведения: В 2-х т. Т.1.- М.: Худ. Лит-ра, 1987.

47. Грачева А.М. Роман А.Ремизова "Пруд". // Русская литература XX века: школы, направления, методы творческой работы. М., 2002. - С.356-375.

48. Григорьев Ап. Сочинения: В 2 т. Том 2. - М.: Худож. лит-ра, 1990.

49. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны черного квадрата. // Вопросы философии. -1990. -№11.

50. Гройс Б. Утопия и обмен. М.,1993.

51. Гулыга А.В. Миф как философская проблема. // Античная культура и современная наука. М.: Наука, 1985. - С.275.

52. Гурин С. Маргинальная антропология. Саратов, 2000.

53. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1994.-С. 28-29.

54. Демин В. Тайны Русского народа. М.,1999.

55. Дмитриева С. И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера.-М., 1988.

56. Добшюц Э. Древнейшие христианские общины. Культурно-исторические картины. (Пер. Н. Кремлёвой, JI. Добиаш) // Раннее христианство. Т. 1. М., 2001.-С. 556.

57. Древности славян и Руси. М., 1988 - С.94.

58. Древе А. Происхождение христианства из гностицизма (Пер. с нем.). М., 1930.

59. Дугин А. Абсолютная родина. М.: Арктогея, 2000.

60. Дугин А. Литература как зло. // Русская вещь. М.: Арктогея, 2001.

61. Дугин А. Метафизика Благой Вести. М.: Арктогея, 1996.

62. Дугин А. Пути Абсолюта. М.: Арктогея, 1991.

63. Дьяков А.В. "Магистральный" миф Вячеслава Иванова в свете гностических учений // Илиадиевские чтения. Тезисы докладов и выступлений международной научной конференции. Курск, 1999. - С. 80-82.

64. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. СПб., 1994.

65. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XIX в.: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994.

66. Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе. М.: Восточная литература РАН, 1999.

67. Ерофеев В. Русские цветы зла. М.,1997.

68. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Архангельск, 1990. - С. 72.

69. Жужунадзе О.Г. К истории классовой борьбы в Киевской Руси конца XI в. // Вестник Отделения общественных наук АН ГССР. Тбилиси, 1963. - N3. -С.135.

70. Иванов Вяч. Кормчие звезды. // Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. -Москва.: Академический проект, 1998.

71. Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.

72. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

73. Имя сюжет - миф. - СПб., 1996.

74. Ипполит Римский. Творения. В 2-х т. Казань, 1898-1899.

75. Ириней Лионский. Творения. Пер. П.Преображенского. Изд.2-е. СПб., 1900. Репринт:-М„ 1991.

76. Исаак Сирин. Изречения. М., 1994.

77. История литературы /Под ред. А. Бороздина. М., 1911.

78. Йонас Г. Гностицизм (The gnostic religion (The message of the alien God and the beginnings of Christianity)). (Пер. с англ. К.А.Щукина). СПб., 1998.

79. Каган М.Д. Апокриф о Адаме и Еве // Словарь книжников и книжности Древней Руси. 2-ая половина XIV XVI в. - Л., 1988. - С. 47-51.

80. Казанцева М.Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала. Екатеринбург, 2000.

81. Казачкова Д.А. Зарождение и развитие антицерковных идей в Древней Руси XI в.//Вопросы истории, религии, атеизма. М.,1958. - Т.5. - С.308.

82. Карпов И. П. Словарь аналитической филологиии. Иошкар-ола, 2003.

83. Карсавин Л.П. Глубины сатанинские (офиты и Василид) // Малые сочинения. СПб., 1994.

84. Карсавин Л.П. Катары // Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993-1995.- T.I.-С. 701-703.

85. Карсавин Л.П. Св. отцы и учители Церкви (Раскрытие православия в их творениях). М.: МГУ, 1994.

86. Карсавин Л.П. София земная и горняя // Малые сочинения. СПб., 1994.

87. Каспина М.И. Сюжеты об Адаме И Еве в свете исторической поэтики. М., 2001.

88. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е г. XIX века -1917 г.). -М., 1965.

89. Клюев Н.А. Гагарья судьбина // Север. 1992 - № 6 - с. 152.

90. Клюев Н.А. Избранное. СПб, 1998.

91. Клюев Николай, Клычков Сергей, Орешин Петр. Избранное. М.: Просвещение, 1990.

92. Кожанчиков Д.Е. История Выговской пустыни (по рукописи И. В. Филиппова). М., 1862.

93. Козубовская Г.П. Проблема мифа в русской поэзии конца 19-начала 20 вв. -Самара, 1995.

94. Компанеец А.С. Может ли окончится физическая наука? М.,1967.

95. Коновалов Д.Г. Хлыстовство и трезвенничество как религиозные явления. -М.,1913.

96. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси. М.,1993.

97. Кораблева К.Ю. Покаянные стихи как жанр древнерусского певческого искусства. Автореферат на соискание уч. степ. канд. искусствоведения. М., 1979.

98. Коробова А. Богослужение как источник духовных стихов о Страшном Суде // Материалы конференции "Славянская традиционная культура и современный мир".- Вып. 1. М.: Государственный Республиканский Центр Русского Фольклора, 1997.-С. 18-36, 147-150.

99. Коробова А. Эпические духовные стихи о Страшном Суде (фольклорная трансформация источников: литературных, литургических и иконографических).-М., 1997.

100. Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. Новгород, 1900. - С. 39-48.

101. Красносельцев Н. Ф. "Толковая служба" и другие сочинения, относя-щиеся к объяснению богослужения в древней Руси до XVIII века // Православный собеседник. 1878. - Май. - С. 13.

102. Кузнецова B.C. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск, 1997.

103. Куняев С.С. Певец Светлого града: Вступ. ст. // Карпов П.И. Пламень: роман. Русский ковчег: книга стихотворений; Из глубины: отрывки воспоминаний. М., Художественная литература, 1991.

104. Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700 1740 гг. - М., 2000. -С. 376-393.

105. Леви-Брюль К. Первобытное мышление. М., 1994.

106. Левицкий В. Богомильство // Христианское Чтение. 1870. - № 1. - С. 5871.

107. Лейбин В.М. Мистицизм и аналитическая психология К.Г. Юнга // Кризис современной религии и мистицизм. М., 1985.

108. Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мёртвого моря. Минск, 1967.111 .Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.

109. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.

110. Лобок A.M. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997.

111. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982.

112. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995.

113. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. СПб., 1994.

114. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Символ в системе культуры. -М„ 1996

115. Лотман Ю. М. Избр. статьи. В 3 тг. Таллинн, 1992. - Т.1.

116. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф имя - культура. - М.,1996.

117. Любомиров П.Г. Выговское общежительство. М., 1924.

118. Майнов В.Н. Скопческий ересиарх Кондратий Селиванов. (Ссылка его в Спасо-Евфимьев монастырь). // Исторический вестник. 1880. - Апрель -т. 1.

119. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994.

120. Мамлеев Ю. Простой человек. // Черное зеркало. М.: Вагриус, 1999. -С.134 - 137.

121. Мамлеев Ю. Россия вечная. М.: АиФ-Принт, 2002.

122. Мамлеев Ю. Свободная русская поэзия.(Предисловие). М., 1999.

123. Мамлеев Ю. Шатуны. М.: Ad Marginem, 2003.

124. Марков В.А. Литература и миф: проблема архетипов // Тыняновский сб. -Рига, 1990.-С.137.

125. Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. IV. Новый Израиль / Под ред. В.Д. Бонч-Бруевича. СПб., 1911.

126. Мекш Э.Б. Русская новокрестьянская поэзия. Даугавпилс, 1991.

127. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1984.

128. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976.

129. Мелетинский Е.М. Трансформация архетипов в русской классической литературе. Космос и хаос, герой и антигерой // Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. - С.69-132.

130. Мильков В.В. Древнерусские апокрифы: Исследования и тексты. СПб., 1999.

131. Мильков В.В. Концепция земного рая в древнерусских апокрифах // Апокрифы Древней Руси. Тексты и исследования. М., 1997.

132. Минц З.Г. О некоторых неомифологических текстах в творчестве русских символистов // Блоковский сборник. Т.З. - Тарту, 1979. - С.76-120.

133. Мифологический словарь / Под ред. Мелетинского Е.М./ М., 1994.

134. Михайлов А.И. К истокам поэтического феномена Н.Клюева // Вытегра. -Вологда, 1997. Вып.1. - с.251-277.

135. Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. JL: Наука,1990.

136. Мочульский А. И. Следы народной Библии в славянской и древне-русской письменности. Одесса, 1893 - С. 73-101.

137. Надеждин Н.И. Исследование о скопческой ереси. СПб., 1845.

138. Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Еще раз о проблеме структурного описания волшебной сказки // Труды по знаковым системам. V. - Тарту, 1979.

139. Никитин М.П. К вопросу о кликушестве // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1903. - № 10. - С. 751.

140. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.

141. Никоновская летопись. // Полное собрание русских летописей. М.,1962. -T.IX.-C.68.

142. Ницше Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1990. - Т. 1.

143. Новалис. Избранное. СПб., 1995.

144. Новейший философский словарь/ Сост. А.А.Грицанов. М.: Изд. В.М.Скакун, 1998.

145. Осокин Н. История альбигойцев и их времени. Казань, 1869; - М., 2000.

146. Отго Р. Святое. -М., 1997.

147. Отцы и учители Церкви III века. Т. I. М., 1996.

148. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1982.

149. Панченко А.А. Автобиография культурного героя ("Похождения" и "Страды" Кондратия Селиванова) // Пограничное сознание (Альманах "Канун". Вып. 5). СПб., 1999. - С. 320-396.

150. Панченко А.А. Кликота и пророчество. СПб.: ИРЛИ., 2003.

151. Панченко А.А. Религиозный утопизм русских мистических сект // Русские утопии (Альманах "Канун". Вып. 1). -СПб., 1995. С. 205-238.

152. Панченко А.А. Сборник Василия Степанова // Отреченное чтение в России XVII XVIII вв. - СПб., 2005.

153. Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002.

154. Парамонов Б. Конец стиля. М., 1997.

155. Петров А., свящ. Кликуши // Странник. СПб., 1866. - Октябрь. - Отд. V. С. 2.

156. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М., 1993.

157. Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. М.,1962. - Т. 1. - Стлб. 176,177.

158. Позднеев А. Древнерусская поэма "Покаянны на осемь гласов слезны и умилительны" // Ceskoslovenska Rusistika. - Прага, 1970. - № 5. - С. 193-205.

159. Пономарева Т.А. Проза Н.Клюева 20-х годов. М.: МПГУ, 1999.

160. Пономарева Т.А. Тема судьбы в "Гагарьей судьбине" Николая Клюева // Традиции в контексте русской культуры: сборник. Череповец, 2000 - Выпуск VII. - с.146-156.

161. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. СПб., 1903.

162. Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873.

163. Последний Лель. Проза поэтов есенинского круга. М.Современник, 1989.

164. Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. -Киев, 1917.

165. Поснов М.Э. Мессия и мессианское царство по изображению апокрифических и пророческих книг. ТКДА, 1906. - № 3. - С. 289-447; № 6. -С. 177-213.

166. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000.

167. Поэзия и проза сибирских скопцов. Издание Г.П. Меныпенина. Томск, 1904.

168. Прыжов И. Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии. СПб., М., 1996. - С. 102.

169. Пустозерская проза. М., 1989.

170. Пустозерский сборник. Л., 1975.

171. Пятигорский A.M. Мифологические размышления: Лекции по феноменологии мифа. М., 1996.

172. Рождественская М.В. Образ Святой Земли в древнерусской литературе // Иерусалим в русской культуре. -М., 1994.

173. Рождественский А. Хлыстовщина и скопчество в России. М.,1882.

174. Рождественский Т.С. Памятники старообрядческой поэзии. М., 1909.

175. Рождественский Т.С., Успенский М.И. Песни русских сектантов-мистиков. -СПб., 1912.

176. Розанов В.В. Апокалипсическая секта (хлысты и скопцы). СПб., 1914.

177. Россия перед Вторым Пришествием. М.: Троице-Сергиева Лавра, 1993 -С.162.

178. Руднев В. Словарь культуры XX века. М.,1996.

179. Свенцицкая И.С. Апокрифические евангелия. М.,1996.

180. Свенцицкая И.С. Запрещённые евангелия. М., 1965.

181. Свенцицкая И.С. Мифы и действительность. М., 1975.

182. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. М., 1981.

183. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. СПб., 1998

184. Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи. Изд-во Марийского ГУ, 1995.

185. Сендеровт С. Ревизия юнговской теории архетипа // Логос. 1994. - №6.

186. Сидоров А.И. Гностицизм и философия: (Учение Василида по Ипполиту) // Религии мира: История и современность. Ежегодник. М., 1982.

187. Сидоров А.И. Гностическая философия истории (каиниты, сефиане и архонтики у Епифания) //ПС. 1987. - Вып. 29 (92).

188. Сидоров А.И. Современная зарубежная литература по гностицизму: (Критико-аналитический обзор) // Современные зарубежные исследования по античной философии: Реф. сб. М., 1978.

189. Славянская мифология: Энциклопед. словарь // Науч. ред. В.Я.Петрухин, Г.А.Агапкина, Л.Н.Виноградова и др. М.: Эллис Мак, 1995.

190. Смагина Е.Б. Библейские основы космогонии гностиков и манихеев // Материалы международной конференции "Сотворение мира и начало истории в апофатической традиции" (На материале славянских и еврейских текстов). -М., 1995.-С. 58-61.

191. Смагина Е.Б. Истоки представления о манихейском царе демонов // Вестник древней истории. 1993. - № 4.

192. Соловьёв B.C. Гностицизм // Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1.-М., 1993. С.415-418.

193. Соловьёв B.C. Мандеи // Христианство. Энциклопедический словарь. Т.2. -М., 1995. С.80-81.

194. Сологуб Ф. Пламенный луг. М., 1908.

195. Сорокин В. Голубое Сало. M.:Ad Marginem, 1999.

196. Сорокин В. Лед. М.: Ad Marginem, 2002.

197. Степанов В. Духовные стихи /Изд. Айвазова И.В./ СПб., 1912.

198. Стихи духовные // Сост. Селиванов Ф.М. М.,1991.

199. Субботин С.И. "Слышу твою душу.": Н.Клюев о С.Есенине // В мире Есенина: Сб. научн. ст. М., 1986. - С.506-522.

200. Тайлор Э. Миф и обряд в первобытной культуре Смоленск: Русич, 2000.

201. Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. М., 1994.

202. Толстая С.М. О нескольких ветхозаветных мотивах в славянской народной традиции // От Бытия к Исходу. М., 1998. - С. 21-37.

203. Толстая С. М. Славянские мифологические представления о душе// Славянский и балканский фольклор. Народная демонология. М., 2000. - С. 5295.

204. Топоров В.Н. Миф.Ритуал.Символ.Образ. М.: Прогресс: Культура, 1995.

205. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. Т.2.-М., 1992.

206. Трофимова М.К. Гностицизм. Пути и возможности его изучения // Палестинский сборник. -JI., 1978. Вып.26(89).

207. Трофимова М.К. Гностическая проблема в современной культуре Запада // Культура и искусство античного мира. ГМИИ им. А.С.Пушкина. Материалы научной конференции (1979). М.,1980.

208. Трофимова М.К. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади // Апокрифы древних христиан. Исследование, тексты, комментарии. -М.,1989.

209. Трофимова М.К. Из истории ключевой темы гностических текстов // Палеобалканистика и античность. М.,1989.

210. Трофимова М.К. Из коптских гностических текстов ("Пистис София", фрагменты) // Знаки Балкан. М.,1994.

211. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, 11, сочинения 2, 3, 6, 7). М.,1979.

212. Трофимова М.К. Тема самопознания в гностической традиции (Наг-Хаммади, 2.1)// Из истории философского наследия древнего Средиземноморья. -М.,1989.

213. Тульпе И.А. Религиозное скопчество как русский карнавал // Смыслы культуры. СПб., 1996.

214. Успенский М.И. Песни русских сектантов-мистиков. СПб., 1912.

215. Уэстон Дж. От ритуала к рыцарскому роману. М., 1996.

216. Фадеева Т. Образ и символ. Универсальный язык символики в истории культуры. М.: Новалис, 2004.

217. Федотов Г. Святые древней Руси. М., 1997.

218. Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. -М, 1991.

219. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1. - М., 1990. - С. 376; Т. 2.-М, 1990.-С. 554-556.

220. Флоровский Г. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси // Альфа и Омега. 1995. - № 1 (4). - С. 145-154.

221. Флоровский Г. Пути русского богословия. 3-е изд. - Paris, 1983.

222. Франк-Каменецкий И.Г. Вода и огонь в библейской поэзии / Яфети-ческий сборник/-М.,-Л, 1925. -№3.~ С. 127-163.

223. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978.

224. Фрейзер Дж. Золотая Ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1983.

225. Фукуяма Ф. Конец истории и Последний человек. М, 2000.

226. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003.

227. Харламов В, Три века гностицизма. СПб, 2001.

228. Харрисон Дж. Древнее искусство и ритуал. СПб, 1997.

229. Хокинг С. Виден ли конец теоретической физики? // Природа. 1982. -№5.

230. Хорган Дж. Конец науки. М, 2003.

231. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

232. Человек. Культура. Слово: Мифопоэтика древняя и современная. Омск, 1994. - Вып.1.

233. Шабуров Н.В. Особенности гностической картины мира // Методологические и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии: (Матер, к Всесоюз. конф.). 4.2. М., 1986.

234. Шилов А. Хлыстовские духовные стихи / Изд. Шульгина И.П./ СПб., 1871.

235. Шолем Г. Основные течения еврейской мистики. М.: Мосты культуры, 2004.

236. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. М.: Академический Проект, 2000.

237. Элиаде М. Космос и История. М., 1987.

238. Элиаде М. Мефистофель и Андрогин / Пер. с фр. Е.В. Баевской, О.В. Дав-тян. СПб.: Алетейя, 1998.

239. Элиаде М. Миф о вечном возвращении / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Му-рашкинцевой. СПб.: Алетейя, 1998.

240. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии Киев.: Валкер, 1996.

241. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения М.: Ладомир, 2000.

242. Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского М.: Изд-во МГУ, 1994.

243. Элиаде М. Словарь религий СПб.: Алетейя, 1997.

244. Элиаде М. Трактат по истории религий: В 2-х т. / Пер. с франц. А.А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000.

245. Элиаде М. Шаманизм Киев: София, 1998.

246. Энгельштейн Л. Скопцы и Царство Небесное. М., 2002.

247. Эпштейн. Истоки и смысл русского коммунизма // Звезда. 1996. - № 8. -С.116.

248. Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 1998.

249. Юдин А.В. Ономастикон русских заговоров. Имена собственные в русском магическом фольклоре. М., 1997.

250. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

251. Ярошенко Л.В. Неомифологизм в литературе. Гродно,2002.

252. Deleuze G., Cuattari F. Rhizome. P., 1976.

253. Lemberg E. Ideologic und Gesellschaft. Stuttgart, 1974.159